Как построить храм?

«Мы решили огородить территорию, жители охотно откликнулись, совместно поставили ограду. Отслужили молебен. И так понеслось — началось восстановление храма», — рассказал Нефедов.

Храму в Новоникольске более века, информация о нем появляется в архивных документах, в адрес-календарях Енисейской губернии начала ХХ века. В советское время церковь закрыли, а в помещение стали свозить зерно. Затем здание храма отдали под сельский клуб. Последние десятилетия храм пустовал и, никому не нужный, разрушался.

Экспертиза показала, что здание реставрации не подлежит, проще построить новую церковь. Руины разобрали, сохранив на старом месте только старинный каменный алтарь. Пожертвования на восстановление храма стали собирать всем миром, особенно крупную часть внес один бизнесмен. А в целом ту или иную помощь оказал, наверное, каждый житель без исключения.

Когда из Красноярска привезли бетон и пришла пора заливать фундамент, на эту работу вышли почти все мужчины Новоникольска. Некоторые даже освоили церковные специальности, как, например, Василий Глазунов, который, посмотрев ролики в YouТube, изучил профессию звонаря, чтобы было кому звонить в колокола.

Довести дело до конца

Прошлым летом новоникольский храм уже получил купола и колокола. Первые изготовили в городе Шарыпово Красноярского края, вторые отливали в Воронеже. Тогда и отслужили первый молебен.

«Не верила, что построим. Но мы победили, и люди пошли, — говорит Валентина Делпер. — Антон Палыч Чехов говорил, что человек должен во что-то верить: в любовь, в бога, а иначе жизнь пуста-пуста и зачем вообще все тогда. Сегодня у меня эйфория, мы добились».

Икона от патриарха

Недавно один из местных жителей написал письмо патриарху Кириллу. Он просил у главы РПЦ икону для строящейся церкви. Патриарх откликнулся и в марте этого года передал образ для Новоникольска.

«Патриарх воспринял это обращение. Он очень заботится о Дальнем Востоке, о сибирских просторах. Пришло время, когда в России вот уже несколько десятилетий вновь, как и в древние времена, как и двести и сто лет назад, создаются и строятся храмы, с храмами — школы», — сказал митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеймон, вручая икону верующим в возрожденной церкви.

Воронежская область. Рамонский район. Село Новоживотинное. Церковь Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела — православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Новоживотинное Рамонского района Воронежской области.

До начала XVIII в. Новоживотинное было небольшой деревенькой. По благословлению святителя Митрофана Воронежского в 1703 г. из с. Староживотинного перенесли деревянную церковь Михаила Архангела в деревню Новоживотинную, заменив имеющуюся здесь небольшую православную часовню. С переводом церкви, Новоживотинное получило статус села. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.

Церковь в XVIII-XIX веках

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Новоживотинном, Воронежскаго уезда, каменная двухпрестольная, придел в ней в честь 3-х святителей Московских. Нынешняя церковь построена в 1780 году на месте прежде бывшей деревянной, о существовании которой известно из благословенной граматы, хранящейся в церковной ризнице. Из нея видно, что священник этой церкви Феодор Симеонов в 1762 году (24 мая) просил Воронежскаго епископа Иоанникия исправить сломанные ветром церковную главу и крест, а прежде его был поп Сидор Спиридонов».
Ранее при церкви отмечен был: «поп Спиридон; дворов в селе было: 1 церковный, один помещичий и 16 крестьянских; к приходу этаго села относились Ольховая и Донская Айдарская».
Деревянная церковь в Новоживотинном была разобрана и продана в село Швырево Землянского уезда. В 1780 году построили новую каменную Архангельскую церковь. Вот что об этом пишет Самбикин: «В 1780 году церковь в селе Новоживотинном была построена на средства помещицы Анны Львовны Веневитиновой, распространена и возобновлена в 1854 году усердием тайного советника Алексея Владимировича Веневитинова, каменная с такою же колокольнею. Земли усадебной 3, пахатной 33 и луговой 7 десятин. Один подцерковный деревянный дом. Прихожан 840 душ, деревни: Донская-Айдарская (4 версты), Буравлянка (4 версты), Маховатка (1 верста) и Ольховатка (5 верст)».
Из описи церковного имущества, составленной в 1806 году священником Петром Кутеповым, можно узнать некоторые сведения об убранстве Архангельской церкви этих лет. Утварь в храме почти вся из серебра. Упоминаются кресты, потир, дискос, ковчег, кадила ювелирной работы — все конца XVIII — нач. XIX вв. Копис (для раздробления просфор) — стальное. Также имеется описание риз священника и диакона. Для священника в сей церкви предназначалось 12 риз, а для диакона 10 риз: «… цветная, малинового атласа, оплечье парчовое, опушка по подольнику голубого атласа, окою оплечьев — кресты мишурные, звезда той же парчи. Стихарь — желтого букета по белой насыпи с золотыми шелковыми травами, опушка из белого французского штефа…». Это описание ризы диакона. В таком же духе описываются все остальные ризы священнослужителей. В церкви имеются также очень дорогие книги. Упоминается, например, Апостол 1713 г. и Евангелие 1703 г., исполненное «на александрийской бумаге, со среброзлащенной доской сверху».
Заметка в Воронежских Епархиальных Ведомостях №3 за 1871 год: «Придел в церкви Архистр. Михаила устроен в 1780 году помещиком этаго села Акиндином Фадеевичем Веневитиновым, по преданию, в честь его сыновей Петра, Алексей и Ионы».
В иконостасе этого придела, выполненного в серебряной позлащенной ризе, имелась надпись, что «этот образ устроен здешним помещиком Фаддеем Веневитиновым в благодарность Богу за дарование ему внука Петра Акиндинова, родившагося в 1738 году, октября 5-го дня».
В отличие от главного алтаря, придел был теплым и предназначался для зимних богослужений, а сам храм был построен в стиле позднего барокко. Сохранилось описание, составленное священником села Чертовицкое Федором Владимировым: «…Колокольня при сей церкви каменного здания со шпилем, выкрытым белою англицкою жестию и со взлащенным крестом. Паперть внутри оштукатурена и покрашена. Пол в оной плитяной, дверь окованная железом. Трапеза при сей церкви каменного же здания, полы в них устроены паркетные, печь сей церкви кафельная, духовая, оконные рамы искуссной столярной работы с разноцветными стеклами. Иконостас живописный, с искусною вызлащенною резьбою, устроен в один пояс, сверху имеет фигуру четырех арок, над ними поставлены разныя вызлащеныя штуки в сиянии». Далее сле­дует описание икон, которые все поставлены соответственно чину: справа царских врат — Спаситель, слева — Богородица. С боков оных имеются иконы 3 святителей московских, князя Владимира, св. Архистратига Михаила, преп. Сергия Радонежского, Магдалины Марии и св. Аполлинарии».
В 1890 г. Веневитиновыми была построена церковно-приходcкая школа. По данным Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Николай Михайлович Скрябин) и псаломщик (Петр Андреевич Пчелинский). Дворов в конце XIX века насчитывалось 256, в них проживало 1578 человек.

Церковь в XX веке

В 1920-х годах церковная утварь была конфискована, а в последующие годы церковь полностью оказалась разграбленной. В 1930-х гг. начала работать антирелигиозная пропаганда. В 1931 года жители Новоживотинного и других близлежащих поселков, подписали письмо с требованием закрыть в селе церковь и год спустя Архангельская церковь была превращена в колхозное зернохранилище (по другим данным церковь использовалась под гаражи сельскохозяйственной техники). Колокола исчезли, церковное кладбище и родовые захоронения основателей села были варварски осквернены и разрушены.
С июля 1933 года воронежский завод имени Коминтерна ежегодно организовывал в Новоживотинном пионерский лагерь, который размещался в здании церкви. Храм простоял в селе вплоть до войны, когда был разрушен. Во время хрущевских гонений на церковь, здание было окончательно разобрано по кирпичику.

XXI век. Новый храм

В 2004 году началось возрождение церкви. К сожалению, восстановить величие Архангельского храма на прежнем месте было уже невозможно. Общиной было принято решение строить храм в селе на новом месте. По архитектурному проекту Владимира Петровича Шевелева в 2006 году был заложен фундамент и, в основном на пожертвования жителей села, началось строительство новой часовни. В июне 2007 года настоятелем храма был назначен священник Виктор Иоаннович Панин. Первая божественная литургия состоялась в 2007 году на Пасху. В июле 2011 года в Новоживотинном в шестой раз был проведен благотворительный фестиваль духовной русской песни «Песни Святого лога», задуманный именно для конкретной цели — сбора средств на храм. В настоящее время (осень 2011 года) строительство нового храма продолжается. Возведено само здание храма, установлены кресты, оборудована котельная, приобретена церковная утварь.
6 октября 2014 года митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил чин Великого освящения и Божественную литургию в новом храме.


Использованы материалы сайтов: Рамонь: Прошлое и настоящее, Строим Храм, Большой Воронежский Форум
Использованная литература: Н. Пузикова «Голос Рамони» от 22 ноября 2002 года
Самбикин «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884»
Никольский «Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900»
Моя статья в Википедии

Пастафарианцы поклоняются Летающему макаронному монстру, носят дуршлаги на голове. Подчас их деятельность выглядит как троллинг православной церкви: организация в сокращении зовется РПЦ, иконы напоминают те, что висят в российских храмах, в конце молитвы они говорят «Раминь», а главу церкви зовут Пастриарх. Тем удивительнее, что в нынешних — мягко говоря, нетерпимых для противников старой доброй РПЦ — условиях пастафарианцы спокойно стали религией. Как оказалось, сделать это проще простого. Пришел с заявлением в местные органы власти, там тебе его зарегистрировали как входящее письмо — и ты в деле: молись и постись сколько хочешь. А через 15 лет можно построить себе храм.

Мы составили краткую шпаргалку для тех, кто хочет официально зарегистрировать свою религию:

В России, согласно закону «О свободе совести и вероисповедания», можно поклоняться практически всему. Главное — чтобы это не нарушало права других религий (то есть не стоит объявлять главной целью священный джихад против неверных) и в принципе не было уголовно наказуемым (то есть о жертвоприношениях и поджоге зданий придется забыть). Кроме того, надо заранее продумать, что будет символом веры (грубо говоря, кому молиться) и какие заповеди вы будете соблюдать (естественно, все в рамках законодательства).

Амир Хусаинов, Домодедовский епископоп РПЦ:

Если любая организация нарушает законы, то все это будет совершенно логичным основанием для отказа».

2. Найдите друга

Молиться в одиночку не только скучно, но и неверно с юридической точки зрения. Официально для регистрации религиозной группы требуется всего два человека. Так что берите друга и идите регистрировать религию вместе с ним. Правда, поговаривают, что для вящей убедительности количество заявителей должно быть хотя бы чуть больше десяти.

Николай Бородин, юрист:

С религиозной группой все достаточно просто. Нужно уведомление о создании религиозной группы. Ее существование не требует какого-то особого разрешения. Вы можете существовать даже без уведомлений, но пастафарианцы заинтересованы в регистрации и в пропаганде своих ценностей. Там нужно указать, что вы желаете создать свою религиозную группу, вписать свои личные данные. Вас может быть хоть двое — по закону религиозной группой признается объединение граждан с целью распространения веры, количество не указано»

3. Идите в местную администрацию

В Москве пастафарианцы пошли в муниципалитет и там получили регистрацию. В Петербурге же регистрацией подобных организаций (даже в уведомительном порядке) занимаются местные администрации по согласованию с муниципалитетами. При этом, согласно закону, порядок регистрации религиозной группы уведомительный и принять заявление от гражданина РФ может любой местный орган власти. А если речь идет об областном центре — идите прямиком в мэрию, заявление должны принять и там. Если речь идет о Петербурге или Москве — придется подавать заявления сразу в несколько муниципалитетов или районных администраций, чтобы нести свое (или божье) слово как можно большему количеству людей. Те же пастафарианцы зарегистрировались только в Москве. Поэтому петербургская епархия РПЦ будет подавать документы отдельно — и сразу в трех местах.

Амир Хусаино, Домодедовский епископоп РПЦ:

Мы собрались с единомышленниками, изучили закон «О свободе совести и вероисповедания», подготовили заявление и отнесли его в органы Местного самоуправления. По закону, это уведомление должны принять в секретариате и поставить штамп. Там мы указали, что организуем религиозную группу, прописали ее участников и организаторов. Кроме того, мы указали место для проведения обрядов. После того, как нам поставили штамп, мы официально стали религиозной группой. Таких групп по стране уже больше десяти — и будут еще, скорее всего. Религиозная группа — это только территориальное образование. А епархии нашей РПЦ формально, юридически существуют отдельно от нас. Но в законе не прописано, как наши религиозные группы могут взаимодействовать. Мы можем быть вместе только тогда, когда мы станем религиозной организацией, как, например, мусульмане или буддисты

Николай Бородин, юрист:

Можно идти куда угодно, пока есть органы МСУ. Как только эти органы заканчиваются, то создать группу уже нельзя. На самом деле, эти границы между муниципалитетами довольно свободные. По-хорошему, ваша группа работать может только на территории муниципалитета. Но местностью и территорией по смыслу закона является вся РФ, так что группа может действовать на всей территории страны. Необходимо указать дату, для гарантий — адрес помещения, контактные данные. Затем — символ веры, заповеди и, разумеется, личные данные самих участников. Имя, паспортные данные там. Люди должны проживать на некой общей территории — вообще, по закону это вся Российская Федерация»

Александр Шуршев, муниципальный депутат, Санкт-Петербург:

Никаких сложностей с регистрацией религиозных групп возникать не должно, так как в регламенте всё прописано более, чем подробно, включая образец заявления, которое передаётся в муниципалитет. У муниципалов, конечно, могут возникнуть вопросы по каким-то религиозным группам, но их они могут задавать лишь друг другу, но не заявителям. Оснований для отказа в выдаче свидетельств не так много — они прописаны в законодательстве, в том числе в регламенте. Лично я не слышал о том, чтобы кто-то сталкивался со сложностями в этом вопросе. Правда, и толпы желающих получить эту услугу я также не видел»

4. Найдите место для отправления религиозных нужд.

Если у вас обычная религиозная группа, то подойдет квартира. Или комната в коммуналке. Или офис. У пастафарианцев в качестве места для молитв была указана квартира российского пастриарха — в муниципалитете вопросов не возникло.

Николай Бородин, юрист:

Для религиозной группы никаких особых требований нет. Помещения для молитв предоставляются ее участниками. Для строительства культовых сооружений нужен статус религиозной организации. Религиозная организация регистрируется как НКО, имеет право на собственное помещение»

5. Ждите 15 лет

Религиозная группа — это только объединение граждан на определенной территории. Встать на один уровень с уже существующими религиями, вроде мусульман и христиан, вы сможете только через 15 лет — таков ценз для превращения из религиозной группы в религиозную организацию, согласно закону. Как только это время прошло, вам можно зарегистрировать свою религию. Порядок оформления документов толком нигде не прописан, но в то же время стоит помнить, что религиозные организации регистрируются как НКО — следовательно, порядок подачи документов должен быть примерно схожим.

Николай Бородин, юрист:

Конкретного списка документов для регистрации религиозной организации на данный момент нет. Самое важное — свидетельство о существовании религиозной группы на отдельной местности в течение пятнадцати лет, как требует закон»

6. Защищайтесь

В наше время религиозного мракобесия вполне логично ожидать на ваших акциях группы хоругвеносцев, казаков и друзей Дмитрия Энтео, жаждущих полить вас то святой водой, то кетчупом. Но теперь на вашей стороне закон «О защите чувств верующих». Который, правда, до сих пор не был ни разу использован.

Амир Хусаинов:

Мы подпадаем под закон «О защите чувств верующих», как религиозная группа. В субботу товарищ из организации «Божья воля» ходил с камерой, снимал нас и говорил, что нашего пророка — Летающего макаронного монстра — не существует. И, таким образом, он оскорбил наши религиозные чувства»

Тимур Щукин, редактор православного журнала «Вода живая»:

Во-первых, нужно учитывать естественный антиклерикализм т.н. креативного класса. Этот слой людей выполняет важную функцию в общественном разделении труда. Он ничего не производит. Он не владеет средствами производства. В его задачу входит только потребление, он обеспечивает постоянный спрос на те товары, которые предлагает рынок. Вполне естественно, что этот потребительский слой создает свою эстетику (хипстерство), свою идеологию (набор либеральных клише), свою политику («болотный протест»). Вполне естественно, что они создали и собственную религию. Посмотрите на ключевые идеи пастафарианства: это идеология хипстера, облеченная в форму стеба, впрочем, вполне естественную для субкультуры эстетизированного потребления. Разумеется, даже самые либеральные формы настоящего христианства, даже самые не-ригористичные священники не могут их устроить. Потому что идеология потребления с христианством несовместима.

Второе, что нужно учитывать: для власти (включая чиновника, который отвечает за регистрацию нового религиозного объединения) ни пастафарианство, ни любая другая аналогичная «религия» не представляет никакой угрозы. Эпатаж, общественный резонанс — сколько угодно. Но базовым принципам нынешней социально-экономической модели деятельность этой «религии» не противоречит. «Толку как с козла молока, Но вреда, однако, тоже — никакого». Поэтому и регистрируют без проблем. Напротив, там, где работа религиозной организации вступает в противоречие с интересами власти (чаще региональной), у нее возникают проблемы. Вспомните, гонения на РПАЦ в Суздале или «наезды» на священника, который поддержал Евгения Ройзмана в Екатеринбурге. Это только самые известные примеры. Каждый второй приходской батюшка может вам рассказать о проблемах с местной властью. Все дело в том, что крепкая православная (католическая, протестантская) община — это всегда альтернативный центр силы. А это государству всегда неприятно. «Пастафарианцы» в силу своей идеологии и классового происхождения таким альтернативным центром быть не могут. Потому их и не боятся. Потому и спокойно регистрируют»

С чего начать?
Строительство храма важно начать с благословения правящего архиерея епархии. Поскольку храм строится не сам по себе, а для церковной общины, то, если в городе или селе такой общины нет, ее нужно создать и зарегистрировать. Для регистрации общины необходимо, чтобы в нее входило как минимум десять человек — так называемая «десятка». Община — это юридическое лицо, и регистрируется она в федеральной регистрационной службе.
Свято место не должно быть пусто
Когда община зарегистрирована и получено благословение архиерея на строительство храма, надо обратиться в местные органы власти с просьбой предоставить для этого земельный участок. Если это, к примеру, районный город — то в городскую или районную администрацию, лучше всего сразу к главе администрации. А еще лучше составить официальное письмо от архиерея и обратиться в органы власти с этим письмом. Община заранее должна понять, какой храм она хотела бы построить, на сколько человек, в каком стиле, в честь кого будет освящен главный престол.
В разных местах выделение земли властями может происходить по-разному. Где-то администрация вдохновляется идеей построить в своем районе храм, учитывает мнение настоятеля общины, выделяет прекрасный участок в центре города; где-то дают то что дают, часто это местность, где строительство осложнено — например, рядом находится овраг, и тогда, прежде чем начать строить, необходимо будет укреплять почву.
Как пояснила нам Светлана Покровская, исполнительный директор юридической компании «Деловые консультации», занимающейся недвижимостью, если рядом с предлагаемым земельным участком находится лесопарковая зона или река или под землей есть важные коммуникации, а в будущем планируется рядом строить дорогу, — все это может очень осложнить процесс согласования.
Для разрешения на строительство необходимо собрать пакет документов, в числе которых очень важен кадастровый паспорт. В паспорте обязательно должен быть указан вид разрешенного использования земельного участка — именно под строительство храма.
По совету иерея Даниила Сысоева, настоятеля общины пророка Даниила на Кантемировской, которая уже пять лет строит храм на окраине Москвы, землю лучше просить с небольшим запасом, потому что, если просить впритык, участок могут дать чуть меньше, и земли не хватит.
Проект
Проект храма делает архитектурно-проектная мастерская. Проблема может быть в том, что мастерских, которые специализируются именно на строительстве храмов, не так много. Как понять, в какую лучше обратиться? Как советует иерей Даниил, первым делом нужно узнать, имеет ли мастерская государственную лицензию, причем нового образца, так как недавно изменилась форма лицензирования.
Проект утверждается и согласовывается в разных органах власти: в генплане, в местном комитете по архитектуре и т. д., — поэтому очень облегчает жизнь, если архитектурная мастерская имеет выходы на организации, которые будут проводить различные экспертизы для согласования.
Отец Даниил советует остерегаться архитекторов, которые, вместо того чтобы при проектировании учесть пожелания прихода, начинают заниматься самовыражением и воплощением своих творческих идей, — в результате может получиться нечто, не очень похожее на храм. Лучше всего, конечно, чтобы церковь проектировал архитектор, имеющий опыт возведения храмов.
Строительство
Вопрос, где взять хороших рабочих, в регионах часто бывает одним из самых сложных. Иеромонах Варфоломей (Коломацкий), строящий храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского в городе Нея Костромской области, рабочих привез с Украины: пусть издалека и их пришлось оформлять как иностранцев, но зато он знал их как опытных и добросовестных строителей.
Крупные проектные мастерские часто имеют и строительную лицензию, поэтому и проект, и строительные работы можно заказать одной и той же организации, «под ключ».
Где взять деньги?
Храм пророка Даниила на Кантемировской оценен в полмиллиарда рублей. «Это потому, что у нас очень сложное место для строительства: рядом протекает речка, склон, овраг, — говорит отец Даниил. — И вообще в Москве многое дороже, чем в регионах, — например, только подключение храма к электричеству стоит полтора миллиона рублей». По словам Светланы Покровской, в регионах все может обстоять по-другому — и за три миллиона рублей где-то можно полностью построить храм.
Где брать деньги? Храм в честь Собора Московских святых в московском Бибиреве строится с 2002 года, сейчас стены уже построены, к концу года планируется закончить крышу. Крупных спонсоров у храма сейчас нет, строительство ведется на пожертвования частных лиц, плюс община имеет издательство и подсобное хозяйство в Подмосковье — таким образом зарабатываются деньги на строительство, и дело движется, хотя и медленно. «Все делается с помощью Божией, и деньги находятся, и люди, — говорит иеромонах Сергий (Рыбко), настоятель храма. — Проект нам сделал бесплатно один архитектор, сейчас у нас работает бригада строителей. Фирма, которая нам ее выделила, практически ничего с этого не имеет, только сами рабочие получают зарплату — это решение руководителя фирмы (кстати, у него тут же появилось много хороших заказов)».
Район в Костромской области, где строит храм отец Варфоломей, очень бедный, и собранные местные средства, по словам батюшки, это лепта вдовицы. Но строительству помогает один обеспеченный человек, почитающий святителя Спиридона — благодаря ему стройка продвигается. «То, что связано со стройкой храма, всегда чудо. Чудо в том, как находятся деньги, как решаются всякие согласования. Мне кажется, это не мы строим храм, а сам святитель Спиридон», — говорит отец Варфоломей.
В строящемся храме на Кантемировской вопрос денег решается так: «Мы звоним и рассылаем письма в различные организации, просим нам помочь – рассказывает помощница старосты храма Татьяна Предовская. — Если просто отправить рассылку и ждать ответа — откликается всего один процент организаций. Если же звонить, общаться в индивидуальном порядке — откликаются гораздо чаще». Помогают как могут и жители окрестных домов: очень многим хочется быть участниками строительства храма в своем районе.
Есть интересный способ для сбора средств на храм — именные кирпичики. Человек платит определенную сумму, и его имя пишется на именном кирпиче, который потом встраивается в храм.
«Глаза страшатся, руки делают»
За какой срок можно построить храм? В сельской местности этот вопрос, как показывает опыт, решается быстрее: в городе Нея Костромской области первый ковш котлована под фундамент был вынут в июне 2006 года, а на сегодня осталось построить колокольню и провести внутренние работы. В Москве все не так быстро: община храма пророка Даниила на Кантемировской была создана в 2003 году, и сразу начался сбор документов и средств. К настоящему моменту практически закончен большой этап — предпроектные работы. Само строительство еще не начато, служба совершается в маленьком временном храме рядом, но хотя и медленно, а дело все же движется.

Сколько на храме куполов?
Если в храме один престол, то в средней части храма делается один купол. Если в храме под одной кровлей есть, кроме главного, еще несколько алтарей с престолами (приделов), то над средней частью каждого из них тоже сооружается купол. Но наружные купола на кровле не всегда строго соответствуют количеству приделов. Так, две главы означают и две природы (Божественную и человеческую) Христа; три главы — три Лица Святой Троицы; пять глав символизируют Христа и четырех евангелистов, семь — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Место для кающихся
Храм может состоять всего из двух частей — алтаря и собственно храма. Но чаще всего в православных храмах присутствует третья часть — притвор. Притвор — место, где должны были стоять во время Литургии готовящиеся к Таинству Крещения люди — оглашенные, а также люди тяжко согрешившие, которым священник дал такое наказание для покаяния и исправления.
Само название «притвор» связано с тем, что к двухчастным древним храмам стали «притворять», т. е. дополнительно пристраивать третью часть. Эту пристроенную часть часто называют трапезная, поскольку в ней в древности устраивались угощения для прихожан по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нартекс — место для наказанных. У притвора было богослужебное назначение — в нем, согласно Уставу, должны совершаться литии — молитвы, совершаемые вне храма (от греч. Λιτή — усердное моление) на великих вечернях, а также панихиды по усопшим.
Сейчас притвором называют небольшое помещение сразу за входом в храм. Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти — площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет догматический смысл как образ духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего ее мира.
Собор может быть маленьким, а часовня большой
Собор — главный храм в городе или монастыре. Название «собор» связано с тем, что в этот храм собирается духовенство из других церквей для торжественного богослужения. Поскольку торжественное богослужение нередко возглавляется епископом, то в соборе должно быть «архиерейское место» — возвышение в центре храма, на котором стоит архиерей, когда находится во время богослужения не в алтаре. При этом по размеру собор не обязательно самый большой храм в городе.
Церковь без алтаря (и соответственно, без престола) называется часовня. В часовне не служат Божественную литургию. В древности часовни ставились над подземными храмами, устроенными на гробницах мучеников — чтобы обозначить места расположения престолов, или на местах, ознаменованных какой-либо милостью Божией. Обычно часовни бывают небольшого размера, но необязательно — например, часовня великомученика и целителя Пантелеимона в Москве радом с Лубянской площадью (разрушена в 30-е годы) была очень большой (она считалась самой большой часовней в России).

Корабль, плывущий на восток
Церковь часто сравнивают с кораблем, плывущим среди бурных волн житейского моря к Царству Небесному, поэтому храм по форме часто напоминает корабль. Если плыть от тьмы к свету, нужно плыть с запада на восток: на востоке был рай (см. Быт. 2, 8); Господь Иисус Христос и Сам именуется Востоком (см. Зах. 6, 12; Пс. 67, 34) или Востоком свыше (см. Лк. 1, 78). Поэтому в большинстве случаев православный храм обращен алтарем на восток. Однако известно, что алтари некоторых храмов обращены к другим частям света. Например, в Москве храм Воскресения Христова в Сокольниках ориентирован алтарем на юг — это связано с тем, что в этом направлении находится Иерусалим, место воскресения Спасителя.

Как устроен храм
Чем отличается храм от просто здания с четырьмя стенами и крышей?
Храм является образом Царствия Небесного, поэтому его устройство символично. Главная часть любого православного храма — это алтарь, в центре которого находится престол — самое священное место храма. Престол символически означает гроб Господень, на престоле совершается главное Таинство христианской церкви — Евхаристия (благодарение) — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.
Средняя часть храма знаменует собою тварный мир, она отделяется от алтаря иконостасом. По словам священника Павла Флоренского, иконостас — это как бы «окна» в алтарь, окна между земным миром и Высшим, в которых мы можем видеть «живых свидетелей Божиих». В иконостасе три двери. Средние называются Царские врата, потому что через них в Святых Дарах проходит Господь. Через южные (правые) и северные (левые) врата в алтарь может входить и мирянин мужского пола, но через Царские врата вход разрешен только священнику и дьякону и только во время Богослужения.
Возвышение — продолжается от иконостаса внутрь храма, к молящимся, — называется солеей (греч. «возвышение»). Напротив Царских врат в середине солеи — полукруглый выступ — амвон (греч. «восхождение»). Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Христос (гору, корабль), а также возвещает о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня. С амвона во время Литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектении, священником — проповеди. На амвоне совершается Таинство Причащения.
Крестовокупольная церковь мч. Трифона в Напрудной слободе в Москве. XV в. В основе такого храма — равносторонний крест Святая София в Константинополе. VI в. Этот храм представляет собой базилику, доминантой которой является величественный купол, «как на цепи подвешенный к небесам» Базилика Спасителя в г. Дечаны. Сербия. XIV в. В отличие от равносторонних крестово-купольных храмов, в основе базилики — крест, одна сторона которого вытянута на запад Никольская шатровая церковь в Балахне. XVI в. Шатровый стиль, в отличие от крестово-купольного, оставляет довольно мало места внутри, но позволяет «вытянуть» храм вверх

Товарищество Реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова. Проектирование и строительство часовен.

Не секрет, что одним из самых сложных объектов для строительства является сакральные сооружения. Речь идет о церквах, храмах, часовнях и других подобных сооружениях. Форма, высотность и специальные требования к строительству обусловливают архитектурную сложность и, соответственно, существенно удорожают строительный процесс. Стоимость строительства церквей и храмов по традиционным технологиям части достигает сотен тысяч долларов, а сроки строительства растягиваются на годы.

Компания Карпаты Буд Каркас предлагает услуги строительства церквей и храмов по деревянно каркасной технологии. Эта технология (которую еще называют канадской) имеет множество преимуществ перед традиционными видами строительства (блоки, кирпич, монолит и т.д.).

Во-первых, это сроки реализации каркасной церкви. От первых чертежей до сдачи в эксплуатацию проходит от 3-х до 6-ти месяцев. За счет легкости конструкции не нужно использовать тяжелую строительную технику — со всем справляется одна строительная бригада из 5 человек.

Во-вторых, это средства потрачены на строительство церкви по канадской технологии. Поскольку для строительства в основном используется древесина. Она является естественно возобновляемым материалом, который не может дорого стоить благодаря своей распространенности именно в Украине

В-третьих, это энергоэффективность каркасной технологии в целом. Сечения стены в каркасных зданиях состоит из различных слоев, среди которых львиную долю занимает утеплитель и специальные ветро-паро защитные пленки и мембраны. Это позволяет тратить значительно меньше средств на отопление зимой и охлаждение летом. Обеспечивает комфортный микроклимат, а интерьер с использованием натуральной древесины добавляет уюта и естественного тепла.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *