Как пожить в монастыре?

Трудничество – это работа в монастыре во славу Божию. Трудники приезжают в монастырь помолиться и потрудиться, помочь обители.

Цель пребывания паломников-трудников в монастыре – более полное воцерковление православного христианина через соприкосновение с жизнью монастыря в молитве и труде, участие в Таинствах Исповеди и Причащения, через усвоение Священного Предания и церковных обычаев.

Трудничество – это и начальная ступень испытания при избрании монашеского пути, после которой, трудник может быть принят в братию и стать послушником. Послушнику благословляется ношение подрясника, скуфьи, монашеского пояса и четок. С этого момента он не носит в монастыре мирской одежды.

Трудник живет в общей келье, участвует в общей трапезе и молитве вместе с монастырской братией, ходит в привычной мирской одежде, несет послушание в соответствии со своими способностями и талантами, и выполняет посильное молитвенное правило.

Для трудников в монастыре существуют достаточно строгие правила проживания и распорядок дня.

Труд в обители подразумевает также послушание. На практике это выражается в выполнении порученной работы именно так, как Вас об этом просят. Хорошо помнить, что такая простая с виду вещь, часто требует большого внутреннего труда.

Перед тем, как поехать потрудиться в монастырь нужно посоветоваться со своим духовником и получить на это благословение. Перед поездкой необходимо связаться с монастырем по телефону или электронной почте, чтобы узнать о том, когда и на какой срок можно будет приехать и получить благословение на трудничество. Если есть ограничения по состоянию здоровья лучше поговорить об этом заранее. С собой необходимо иметь паспорт. Возраст трудника должен быть не менее 18 лет.

***

О монастырских правилах

Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Придя в монастырь паломником или трудником, помните о следующих правилах:

  • В монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
  • Из монастыря без благословения выходить нельзя.
  • Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т. п.).
  • Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова «прости» и «благослови».
  • Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна.
  • Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас», и не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
  • Избегают вольного обращения, смеха, шуток.
  • При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.
  • При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами, младший старшего приветствует словами: «Благословите»; а другой отвечает на это: «Бог благословит».
  • Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
  • К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.

***

Послушничество

Задумываясь о выборе монашеского пути, каждый человек задается вопросом, как испытать себя, как найти ту обитель, которая может стать местом спасения. Поэтому необходимо посмотреть жизнь обители изнутри, ее устав и духовное устроение. Для этого рекомендуется пожить в обители подольше, поучаствовать в жизни братии монастыря, потрудиться на послушаниях.

Христианин, пришедший в монастырь, с намерением остаться в нем, начинает свой монашеский путь с трудничества. На период искуса, трудник живет в общей келье, питается в общей трапезной вместе с монастырской братией, ходит в привычной мирской одежде, несет послушание в соответствии со своими способностями и талантами, и выполняет посильное молитвенное правило, в свою очередь священноначалие и братия смотрят на то, как брат несет послушание, посещает богослужения, относится к другим насельникам.

На первом этапе труднику необходимо «присмотреться» к монастырю, оценить свои силы, желание остаться именно в этой обители, он должен испытать твердость своего намерения всецело посвятить свою жизнь служению Богу и Его Святой Церкви.

Прибывший в монастырь трудник, имеющий желание посвятить себя монашескому подвигу, не должен уже иметь удерживающих его в миру обстоятельств, таких как брошенные на произвол судьбы престарелые родители или семья, неоплаченные долги или судебное преследование.

28.05.2016 11:09 Вопрос священнику

Нередко наши пользователи задают вопросы, связанные с монастырями. Как уйти в монастырь, можно ли пожить в монастыре некоторое время, и может ли жизнь в монастыре помочь справиться с депрессией. Мы попросили игумена Игнатия ответить на эти и другие вопросы, связанные с монашеством.

Отвечает игумен Игнатий Сидоренко:

Отец Игнатий, скажите, пожалуйста, много ли в Казахстане монастырей?

На сегодняшний день, в Митрополичьем Округе Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, действуют две мужских пустыни и 6 монастырей -1 мужской и 5 женских.

Мужская пустынь во имя святых преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских, находится в Кызылжарском ущелье близ города Каскелен; Мужская пустынь во имя святого преподобного Силуана Афонского в горах недалеко от города Иссык.

Женские монастыри Астанайской и Алматинской епархии: Иверско-Серафимовский в городе Алматы и монастырь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Астане.

В Усть-Каменогорске мужской; в Семипалатинске, Павлодаре, Петропавловске, Караганде женские монастыри.

Расскажите, пожалуйста, что такое монашество?

Монашество – сознательное уклонение от общепринятого повсеместно образа жизни ради познания Господа Иисуса Христа.

«…все почитаю тщетой ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа…» (Фил. 3,8).

Апостол Павел за лучшее признает оставаться без жены, — «…я хочу, чтобы вы были без забот…» — пишет он коринфянам, — «…неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7,26-34).

Даже в миру редко, но можно встретить убежденных холостяков, которые решили не создавать себе проблем, связанных с браком и воспитанием детей. К таким отношение в обществе неоднозначное. Их считают странными, чудаками, эгоистами, живущими для самих себя или людьми неспособными к браку по состоянию здоровья.
Если рассмотреть причины вступления в брачные отношения, то все они будут в мирской плоскости естественных телесных устремлений и душевных привязанностей, которые причиняют душе скорби. Поэтому Апостол Павел говорит тем, кто избирает брак, — «…мне вас жаль…»

Монах же, осознавая всю ценность брака следуя советам Апостола Павла, избирает иной путь по причине всецелого восхищения его души общением с Богом.
У преподобного Амвросия Оптинского спросили, что же такое монашество, он ответил: «блаженство».
Если бы мир знал, то блаженство, которым утешает Господь монашествующих, то отрекся бы от всего и последовал бы этому блаженному призванию.

Сложно ли стать монахом?

Легко, если это делается охотно — с радостью птицы освободившейся из мирской сети. Мир — это система, которая обусловлена своими законами. Родился, учился, женился, работал, растил детей, женил их, нянчил внуков/правнуков, болел, умер. Монашество — рождение от Духа в жизнь вечную и выход из системы

Брак это 100% поглощение внимания и времени непрестанными заботами о жене и детях/внуках. Монашество – 100 % заполнение времени молитвами и послушаниями. Брак непрестанные думы. Монашество непрестанные молитвы. Брак один и тот же набор функций до старости и изнеможения. Монашество ты в Боге, а тело в работе.

Как только в сердце не останется мысли о браке возникнет следующий этап — отвержение своей воли во имя Воли Божией. Человеческое «хочу» работает в диапазоне эгоизма. Монашеское «хочу» направлено на познание и исполнения воли Божией. Послушание есть сознательное целенаправленное отвержение своеволия во имя познания воли Божией.

Как мирянину стать послушником? Что для этого нужно?

Для начала, неплохо бы стать трудником. На монашество надо смотреть изнутри. Приехать в монастырь, потрудиться во Славу Божию, помолиться на монастырских службах. Затем, если все пришлось по душе следует обратиться к игумену монастыря с прошением о принятии в число послушников.

Фраза «уйти в монастырь» в настоящее время стала некоторым клише, которое означает «убежать от проблем». Отец Игнатий, можно ли убежать от проблем в монастырь? И какие сложности ждут человека, решившего стать монахом или послушником?

От проблем в монастыре не спрятаться так как от себя не уйти. В монастыре все проблемы обострятся, и станет еще хуже, чем было. Все проблемы надо разрешить до монастыря. Самая главная проблема или, как вы выражаетесь, сложность — это отречение от своей воли. Попробуйте ради интереса безропотно подчиняться своим родителям, начальству на работе, всем Божиим заповедям. Если получится, то можно идти и пробовать себя послушником в монастыре.

Отец Игнатий, нередко, человек страдающий депрессией, считает, что уединение в монастыре может помочь ему справиться с этой болезнью. Так ли это? Оправданы ли такие надежды?

Нужно понимать, что природа депрессий довольно различна. В случае, когда депрессия зависит от состояния организма, не зависит от внешних факторов жизни человека, это уже болезнь и её надо лечить соответствующим образом. Однообразные условия жизни в монастыре, наоборот, могут способствовать усилению депрессии, если почитать монашескую литературу, то можно узнать, что уныние это одна из основных страстей, нападающих на монашествующих, поэтому, прежде, чем идти в монастырь, надо знать, как и уметь бороться с этими страстями и не надеяться, что в монастыре кто-то решит ваши проблемы вместо вас.

Уход в монастырь — это признание, что Вы хотите посвятить себя служению Богу, а не клиника душевного состояния. От депрессии скорее поможет осознание того, что у вас все не так уж плохо, что есть люди, которым гораздо тяжелее. Оглянитесь вокруг вместо того, что бы жалеть себя. Например, отдайте свой заработок за три дня одинокой маме, воспитывающей двоих детей, или соорудите пандус к подъезду для соседа — инвалида. Приберите квартиру, вымойте окна и вздохните полной грудью. Опыт показывает, что в большинстве случаев, то, что люди назвали для себя депрессией, после таких упражнений улетучивается в два счёта. Хотя, повторюсь: депрессия бывает разной.

Может ли человек, страдающий алкоголизмом или наркоманией, обратиться за помощью в монастырь?

Да, конечно может. Если человек действительно желает избавиться от зависимости, то условия монастырской жизни, действительно способны стать неплохой помощью.
Что делать человеку, который ощущает опустошение, не может найти смысл жизни и хочет обрести его, уйдя в монастырь? С чего начать?

Уходить, с целью найти – это уже путь, обречённый на провал. В миру легче найти смысл жизни. Во-первых, это наша вера православная, приводящая человека ко Христу, это и Церковь со спасительным уставом, богослужебным кругом, это церковные праздники и посты. А в монастырь надо идти уже обретшим смысл жизни и желающим ни на что житейское не отвлекаться от Господа нашего Иисуса Христа. Так что начать надо с того, что приведет нас ко Христу — с исповеди и регулярного Причастия. Нужно войти в Церковный ритм: среда, пятница — пост, в воскресение — служба.

Отец Игнатий, а как поддержать близкого человека, который выражает желание уйти в монастырь?

Главное не препятствовать. А лучшая помощь здесь, это конечно молитва, ну и радость за человека, который ощутил в себе желание всецело посвятить себя Богу.

Если среди ваших знакомых есть такие – «не от мира сего» посоветуйте им написать мне по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; я постараюсь помочь им.

Пожелаю всем читателям обрести мир во Христе и стяжать благодать Святаго Духа. Хотите стать монахами или монахинями, начните в миру жить иначе, чем жили, углубляясь в молитвенное умное делание, чтение святоотеческой литературы, упражнение в посте и стремлении к регулярному Причастию. И все это надо делать так, чтобы никто этого не заметил, то есть, никого не раздражая этим и никого не осуждая. И тогда Свет Христов просветит наши души к желанию быть всегда с Ним неразлучно.

Спасибо за беседу, отец Игнатий!

Как поступить в монастырь – Святые Отцы советуют выбирать монастырь по Настоятельнице. Надо поездить, присмотреться, почувствовать, к чему Ваше сердце больше склоняется. Как люди все разные, так и монастыри. Смотрите, что больше Вам подходит, а главное, смотрите на добродетели сестер, если внешнее соответствует внутреннему, если среди сестер отношения доброжелательные, если с благоговением совершаются Богослужения и выполняются послушания, то есть смысл остановить свой выбор. Имеются еще определенные особенности во внутренних порядках монастырей, в их месторасположении, в сфере деятельности.

Немаловажны и материальные и бытовые условия, потому что сейчас люди слабые, больные, привыкшие к удобствам, а лишившись самого элементарного, как, например, естественного света в келье, теплого санузла, душа, если не индивидуального, то хотя бы общего на коридоре в келейном корпусе, то мало-помалу человек начинает ослабевать и унывать, не понимая причины. Для современного новоначального послушника мера подвига – отсечение своей воли и добросовестное исполнение данного послушания с молитвой – предостаточна.

И кушать надо досыта, 2-3 раза в день, только не переедать и между трапезами не угощаться, а воздерживаться до назначенного уставом монастыря времени. В наше время люди уже рождаются больными, дышат отравленным воздухом, питаются отравленными продуктами, выживают среди чрезмерной суеты и нервного напряжения. Корми такого человека раз в день хлебом с водой – и чего достигнем? – расстройства телесного здоровья. А тело ведь – наш друг. В прошлом были великие подвижники, которые усердно подвизались как телесно, так и духовно, но и времена тогда были другие, здоровая пища, чистый воздух, и люди были крепче.

Есть необходимость любой послушнице, монахине пользоваться медицинской помощью, поддерживать свое здоровье. Святые отцы говорят, что молодому монаху полезно болеть, иначе какие только глупости не лезут в голову. Но когда речь идет о таких болезнях, которые не дают нести послушание или сильно обременяют ближних, то надо лечиться, ведь врачи от Бога. Часто причиной болезни является непослушание новоначальной, когда сестра, например, самовольно подвизается, чрезмерно постится, поднимает тяжелое или отведенное ночное время на сон использует в праздности или самовольных занятиях – такие действия приводят к плохим последствиям: расстраивается физическое и духовное здоровье.

У нас в монастыре все сестры пользуются медицинской помощью, имеется медицинский центр, где сестры монастыря могут обследоваться у грамотных специалистов и получить медицинскую помощь.

Основное внимание в монастыре уделяется работе над внутренним человеком. Любое дело, выполняемое по назначению начальства, называется послушанием, когда повинующийся перед лицом вездесущего и всевидящего Бога выполняет порученное ему дело искренно, как внешне, так и в клети души своей. Подвизающийся непрерывно упражняется в послушании и молитве – это называется служением Богу.

В монастыре есть правила, утвержденные правящим архиереем, которые каждая насельница должна выполнять. Эти правила таковы, что при тщательном соблюдении их сестра перерождается.

Большое значение для каждого члена семьи имеет окружение в котором он живет. В трудную минуту обязательно подадут руку помощи. Сестры молятся друг за друга и спасаются друг через друга, а когда выявляются немощи, то учатся смиряться, быть снисходительными, любить ближних.

В нашем коллективе приветствуются добрые инициативы сестер, направленные на общее благо или на укрепление монашеских традиций. Также практикуется возможность получения образования, учитываются способности и таланты, организовываются специальные условия для развития потенциала.

У нас в монастыре созданы рукодельные мастерские: швейная, где сестры монастыря сами шьют облачения для священства и монашествующих, а также есть мастерская художественной вышивки. В ближайшее время появится художественная мастерская. Будут открываться и многие другие.

Все, конечно, невозможно описать, монастырь – это особая жизнь, особая атмосфера. У кого есть тяготение к монашеской жизни, должны приехать, пожить, испытать себя: действительно ли есть желание посвятить жизнь Богу и искреннее ли это желание. Одно дело читать о монашестве, паломничать, помышлять о высоком, а другое – проверить себя на деле. В это время с Вами знакомится руководство монастыря, сестры, которые также определяют Вашу способность и готовность покинуть мир и служить Господу Богу всей душой. Далее обычно ведутся беседы, которые также помогают интересующейся сестре сделать правильные выводы, а далее – выбор, если со стороны руководства монастыря имеется согласие о Вашем принятии в число кандидаток. После этого Вы повинуетесь всем правилам монастыря до времени, когда созреет полное решение Настоятельницы принять Вас в число послушниц. Тогда Вы получите подрясник, ремень и четки, Вам будет определено Настоятельницей индивидуальное молитвенное правило и даны наставления. Это первая ступень монашества.

Согласно правилам, в монастырь могут поступить лица не связанные семейной жизнью, девушки, женщины, вдовы без вредных привычек, психически здоровые. Если есть дети, то необходимо сначала их устроить в жизни, после их совершеннолетия. В первую очередь надо выполнить свой родительский долг перед детьми, а затем самим поступать в монастырь. С малолетними детьми в монастырь не поступают.

Вопросы, связанные с поступлением в монастырь, присылайте на нашу почту mail@krest.nnov.ru

В отличие от паломников, которые приезжают в святые места ненадолго, чтобы помолиться, трудники приезжают в монастырь на довольно продолжительное время — чтобы потрудиться. При этом они находятся на полном довольствии монастыря.
Становясь трудником, надо помнить, что монастырь принимает разных людей (с разными судьбами и внутренним устроением), поэтому не стоит искушаться наличием непривычных для Вас встреч и ситуаций. Все это может послужить для проявления и воспитания в душе христианских качеств: терпения, любви, дружелюбия. Для трудников в монастыре существуют достаточно строгие правила проживания и распорядок дня. Труд в обители подразумевает также послушание. На практике это выражается в выполнении порученной работы именно так, как Вас об этом просят. Хорошо помнить, что такая простая с виду вещь, часто требует большого внутреннего труда.
Монастырь предоставляет гостиницу только тем, кто трудится в обители. Условия проживания скромные. Необходимо трудиться вместе со всеми насельниками монастыря на послушаниях и подчиняться внутреннему распорядку обители. Работы в обители много, есть работы достаточно тяжелые, но каждому найдется работа по его силе.
Желающим приехать потрудиться на благо монастыря необходимо предварительно дозвониться в обитель по телефону и согласовать время и продолжительность пребывания.
Контактные номера по вопросам трудничества в монастыре:
(81364) 55-115, +7 (921) 370-65-00 — матушка Ксения
Что брать с собой?
— Обязательно надо брать паспорт или другое удостоверение личности.
— Духовенству и монашествующим надо иметь помимо паспорта церковное удостоверение.
— Деньги на обратную дорогу. Дорога от ст. Оять до Санкт-Петербурга стоит около 400 рублей. Монастырь не берет на себя обязательств перед паломниками и трудниками по оплате обратной дороги.
— Необходимо брать рабочую одежду: брюки, шерстяные носки, обувь (особенно резиновую).
— Женщинам, кроме одежды приличной для посещения богослужения, можно брать с собой брюки (в качестве рабочей одежды они вполне допустимы).
— Летом может потребоваться средство от комаров и мошек.
— Постельное белье желающим потрудиться более 2-х дней брать с собой не обязательно.
Просим обратить внимание: монастырь не имеет возможности принимать в качестве трудников людей, страдающих недугами наркомании и алкоголизма!

Удивительной красоты монастырь расположился в глубокой ложбине. Кажется, что сами звёзды спустились с небес и решили остаться на пронзительно голубых куполах Успенского Собора…
Пять куполов Храма выстроились в один ряд, потому, что церковь выкопана в холме из песчаника и имеет только фасадную часть. Именно с этого храма, обустроенного в 1473 году отцом Иоаном, монастырь ведет своё исчисление. Сегодняшний Собор вместе с Покровским храмом это постройки в барочном стиле второй половины 18 века. По форме купола напоминают главы Успенского собора Киево-Печерской Лавры.
Начните посещение монастыря со смотровой площадки — дорожка к ней ведёт слева от основного входа, вам всегда подскажут местные. Перед вами откроется нереальной красоты виды монастырских построек разных веков и архитектурных стилей.
Войдя в Святые врата с Петровской башней вы попадаете на первый, верхний уровень монастырского комплекса слева небольшая церковь середины 16 века, освящённая в честь Святителя Николая Чудотворца, а напротив увидите большой собор в классическом стиле — это Собор Михаила Архангела, построенный в честь избавления русских земель от наполеоновских войск. В нём хранится почитаемая святыня — десница мученицы Татианы, а также чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Умиление» (1524 г.) и икона Божией Матери «Одигитрия».
Пройдя через надвратный храм Никольской церкви вы начнёте спуск ко второму, нижнему уровню монастыря по Кровавому пути, который был назван так в память о казни игумена Корнилия в 1570 году. По преданию государь Иоанн Грозный, заподозривший измену, собственноручно обезглавил преподобного, а затем, раскаявшись в содеянном, нёс его тело в Успенский Собор.
Именно при этом настоятеле монастырь достигает своего расцвета: возводятся каменные стены, строятся трапезная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Никольская церковь, углубляются пещеры и расширяется Успенский Собор.
Рака с мощами преподобномученника Корнилия находится в Успенском соборе монастыря.
На нижнем уровне расположена восьмигранная Надкладезная часовня, в которой можно набрать Святой воды.
Рядом находятся древние и очень красивые: Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (1541 год) и монастырская Ризница также 16 века, с иконой Спаса Нерукотворного на фасаде.
Стоит обратить внимание на шестипролётную Звонницу монастыря (1523 год). Она состоит из 17 колоколов. Самый большой и древний «Великопостный» отлит в 1540 году, «Полиелейный» (1558) и «Праздничный» (1690). Легенда, что эти колокола были подарены монастырю тремя государями: Иваном Грозным, Борисом Годуновым и Петром Первым — так и остаётся легендой…
Об Успенском Соборе я уже писал, скажу лишь, что храм внутри небольшой, поскольку вырыт в песчаном холме. Слева находится вход в монастырские пещеры (или печоры на древнеславянском языке). Они делятся на Ближние и Дальние.
Здесь я хочу обратить ваше внимание, что посещение пещер — это не бесплатный аттракцион, ради которого многие и приезжают сюда, к сожалению. Это некрополь, место упокоения сотен иноков, посвятивших свою жизнь служению Господу. Монастырь и так достаточно либерален к посетителям, которые пришли незванными в гости и должны вести себя подобающе, а не требовать и возмущаться, что «…сюда не пустили…», «…здесь закрыто…», «…тут отказали…» — это вам не городской парк культуры и отдыха. Помните, что вас сюда никто не звал, — вы сами напросились! Поэтому уважайте монастырские порядки.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *