Как правильно прикладываться к мощам?

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ И МОЩАМ СВЯТЫХ

Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан ещё не было канонов образа Спасителя, Божией Матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики в миниатюрах на камне, кости, росписях настенных катакомб.

Целование икон — это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.

Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.

Прикладываться к иконам, Кресту, Святому Евангелию, к мощам нужно так: Когда подходите к святыне сумки и пакеты лучше оставить под чьим — то присмотром. Нельзя спешить и толкаться. Кто подходит к святыне нетерпеливо, тот просто проходит, а кто с благоговеньем и терпеньем — получает Божью благодать.

Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после — крестясь, один поясной поклон. Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания. Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик.

В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении — в ручку); Божию Матерь и святых — в ручку; Нерукотворный образ Спасителя и икону Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — в волосы.

На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

В последнее время возникла новая «традиция» прикладываться только к рамке иконы, объясняя это своим недостоинством. Однако данная практика не может быть признана православной, поскольку противоречит церковному пониманию сущности иконопочетания. По учению Православной Церкви, икона являет собой Царствие Небесное — мир света, радости и прощения. Акцентируя наше внимание на достоинстве и величии человеческого призвания, напоминает о том, что человек может стать богом по благодати. Именно поэтому христианин, целующий только рамку иконы, невольно отталкивает Самого Господа Прощающего.

Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.

Следует также сказать, что не стоит обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». В доме Божием никто не заражается, прикасаясь к святыням, принимая Святое Причастие, а наоборот — излечивается от недугов. Ещё наукой было доказано: на иконах нет микробов.

Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон — это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.

Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:8-9).

Православное учение всегда воспринимало образ-икону, как святыню через которую люди могут вступить в таинственное общение с изображённым на ней святым. VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: «Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Данным догматом установлено воздавать иконам «почитательное поклонение» и только Единому Богу — Божеское. Прп. Иосиф Волоцкий говорил: «Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному».

Мирские люди часто путают икону — образ, указывающий на соединение человека с Богом, с портретом — обычным изображением человеческого образа. Отцы VII Вселенского Собора проводят чёткую грань между этими понятиями: «Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержание обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы выражения, которые и выделяют её из всякого другого рода изображений. Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения».

Икона, в своём идеале, — трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.

Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.

Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.

Икона — это книга о вере. Через, так называемое, «богословие в красках» раскрывается опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом. По церковному установлению, иконописцы должны быть людьми глубоко благочестивыми и особо относиться к стяжанию христианских добродетелей.

Чем чище и выше жизнь верующего человека, тем доступнее его душе язык иконы. В нашем мире, где кругом много греха и соблазна, взгляд на изображение святых способен удержать человека от дурного.

О поклонении мощам: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа.»

Прп. Ефрем Сирин

Просмотры (122264)

В России сейчас пребывают мощи святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, привезенные из итальянского города Бари. Сейчас они находятся в Санкт-Петербурге. Поклониться им пришли уже 2 млн. человек, в том числе попросить о чем-то своем, наболевшем. Но что именно, с православной точки зрения, следует просить у святого? Каких благ? Может ли тут идти речь о житейских благах и чисто земных вещах? На что следует обратить внимание, чтобы поклонение святому не носило языческий характер?

У мощей свт. Николая

Молись о том, что считаешь полезным в твоей земной жизни, но исполнение этого вверяй в руки Божии

Священник Валерий Духанин:

– Моя жена в детстве молилась за уточку. Собака погрызла ей шею, уточка казалась безнадежной, и вот моя супруга, на тот момент еще совсем маленький ребенок, со слезами молилась святому целителю Пантелеимону за уточку, и уточка выздоровела. Кто-то скажет, что это несерьезно. Но я лично думаю, что если ребенок молится от сердца за живое существо, то и став взрослым, он будет иметь сострадание.

Понятно, что люди идут к святыням и зачастую молятся только о земном. Думаю, что относиться к этому надо проще. Слава Богу, что люди уже молятся, выстаивают длинные очереди к святыням, а не идут непонятно куда. Каждый молится в меру своего возраста телесного и духовного, в меру своего понимания того, что наиболее ценно. И Бог снисходит к нам, исполняет порой самые нелепые наши просьбы.

Вспоминается такое святоотеческое правило, произнесенное святителем Игнатием (Брянчаниновым): молись о том, что считаешь полезным в твоей земной жизни, но исполнение этого вверяй в руки Божии. Если считаешь, что тебе что-то нужно, можешь об этом просить, но быть этому или не быть – пусть решит уже Бог. Вверь себя в Его руки.

Священник Валерий Духанин

Нельзя сразу перепрыгнуть к духовному совершенству, так, чтобы всё земное сразу перестало интересовать. Требуя от себя бесстрастия по отношению к простой человеческой жизни, можно вместо духовного совершенства скатиться к равнодушию, апатии и безразличию. Люди переживают о своем здоровье, о благополучии близких людей, молятся, чтобы у детей разрешились проблемы. Молятся о том, чтобы сдать экзамен и чтобы не уволили с работы, молятся о друзьях и подругах. И это подтверждает, что сердце еще живо, и самое главное – люди обращаются именно к Богу, именно у Него ищут помощи.

В молитве надо однозначно исключать злые просьбы. Отомстить обидчику, наказать соседей, проучить того, кого ты возненавидел – всего этого в молитве однозначно нельзя просить. Бог есть Любовь, Благо, Жизнь, и потому того, что противоречит любви, благу и жизни, просить в молитве нельзя. Так ты удалишься от Бога и навлечешь беды на самого себя.

Молиться надо не о снятии с нас креста, а о даровании нам сил нести крест

В моей жизни давным-давно был случай, когда мне показалась невыносимой работа с тем начальником, который был. Я молился об увольнении начальника, молился от сердца, и через какие-то сутки просьба исполнилась. Я был невероятно рад, но новый начальник, вроде бы добрый и не такой взыскательный, оказался на деле намного труднее. И с ним в итоге стало лишь тяжелее. Господь вернул затем прежнего начальника, а мне было ясно показано, что просить себе облегчения земных дел нельзя. Бог Сам знает, как управить нашу жизнь. Поэтому молиться надо не о снятии с нас креста, а о даровании нам сил нести крест.

В наших молитвах постараемся помнить, что самая главная ценность у человека – его бессмертная душа. О спасении души и надо молиться прежде всего, о том, чтобы отсечь мешающие нам грехи и страсти. Одна знакомая девушка долгое время страдала сильной зависимостью от наркотиков, никак не могла вырваться. Но у нее нашлись силы просить Господа, чтобы Он как-то помог ей. Она просила год, два, и вроде бы ничего не получалось. И вот ее мама поехала в Святую Землю и у Гроба Господня тоже от всего сердца молилась за дочь. Буквально на следующий день девушка проснулась утром и вдруг почувствовала, что у нее пропала тяга к наркотикам. Она даже не поняла, почему это произошло. Вышла на улицу, где-то увидела других наркоманов и снова заметила за собой, что у нее нет никакой тяги к этому, даже ломки не происходило. Вот так молитва от всего сердца, особенно когда ты молишься не один и кто-то молится за тебя у святыни, вершит настоящее чудо.

Первое, о чём нужно просить, – это о преуспеянии в духовной жизни

Священник Димитрий Шишкин

Священник Димитрий Шишкин:

По неисследимым путям Божиим надо нам иногда пережить и скорби, и болезни, и неудачи

– На самом деле, вопрос такой даже не должен стоять у православного: о чём просить у святого? Во всяком случае, в первую очередь. Об умножении веры и любви к Богу и ближним, о решимости в исполнении заповедей Христовых, о познании Его святой воли и о даровании разумения и сил для её исполнения. Словом, первое, о чём нужно просить, независимо от обстоятельств жизни – это о преуспеянии в духовной жизни и для нас самих и для наших близких, потому что это главное в перспективе нашей вечности. Конечно, бывают какие-то чрезвычайные обстоятельства, нужда, болезни, бедствия в нашей жизни и жизни наших близких, когда просто невозможно не просить о помощи в конкретных, житейских нуждах. Когда человек буквально, что называется, вопиет. Можно ли? Можно и нужно, конечно, но и при этом надо иметь смирение, некое пространство сердца, осознающее, что иное есть воля Божия и иное – человеческая, и по неисследимым путям Божиим надо нам иногда пережить и скорби, и болезни, и неудачи, и напротив – не всегда полезно для нас то, о чём мы просим, каким бы очевидно и вопиюще необходимым не казалось нам просимое. Вот в этом простом: «но не как я хочу, а как Богу будет угодно» и состоит необходимое в приложении к всякому делу и ко всякой молитве – смирение.

Бог – Источник и Солнце, а святые – зеркальца, отражающие Его свет

Священник Святослав Шевченко

Священник Святослав Шевченко:

Молиться так, как если бы от этой молитвы зависела твоя жизнь

– Честно признаюсь, что я не совсем понимаю ажиотажа вокруг этого события. Понятно, что святитель Николай Чудотворец – очень почитаемый в России святой, но ощущение, что немалая часть людей идут не к Богу, а за чудом. Вот этого не должно быть. Потому что в православном христианстве Податель всех благ только Бог. Он Источник, а Его святые – лишь провода. Он Солнце, а его святые – лишь зеркальца, отражающие Его свет. А если человек подходит к раке с мощами и загадывает желание или считает, что целованием её у него решатся все проблемы, – это язычество и идолопоклонство.

О характере молитвы всё сказано до меня святыми отцами, которые были практикующими христианами. Если описать эту практику вкратце, то получится три пункта. Во-первых, человек должен приступать к молитве со смирением: осознанием своей духовной повреждённости и несовершенства. Во-вторых, понимать, что Бог и святые видят тебя насквозь в режиме реального времени – это своеобразный опыт предстояния перед Господом. В-третьих, молиться так, как если бы от этой молитвы зависела вся твоя жизнь.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о паломничестве и поклонении святым мощам Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских:

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: patriarchia.ru

– Святитель и чудотворец Николай, столь же почитаемый, как преподобный Сергий, в нашем народе, за без малого два месяца пребывания своими мощами в Земле Русской собрал два миллиона человек. И это было подлинное паломничество, связанное с подвигом, с преодолением трудностей. Люди часами стояли и стоят, чтобы приложиться к мощам. Мне рассказывали, как людям немолодым и нездоровым предлагалось пройти вперед без очереди, но они отказывались, говоря: «Мне важно не только к мощам приложиться – мне постоять важно, мне помолиться важно»…

Мы приносим к святым мощам покаяние, молитву и, конечно, просьбы

А что же движет людьми? Ничего материального. От этого они не получают ни комфорта, ни денежного вознаграждения, ни почета, ни уважения, а многие еще и обрушиваются с клеветой на честных паломников. Но верующие и не ищут похвалы от человеков, не ищут немедленного видимого благополучия. Они обращаются к святым с самым сокровенным, они душу свою поверяют, они молятся о себе, о своих родных и близких – и знают, что перед святыми мощами, где является особой силы Божественная благодать, их молитвы осуществляются.

Некоторые недоумевают и спрашивают нас: как же вы, живущие в XXI веке в европейской стране, сохраняете такую веру? Что все это означает? Я встречался с некоторыми западными учеными-социологами, которые меня с пристрастием допрашивали, что за всем этим стоит, – полагая, что этому, как и массовым политическим акциям, есть простое человеческое объяснение: кому-то выгодно сменить власть, кто-то желает ее защитить, кто-то борется за свои экономические права, кто-то считает, что он должен быть во власти, и, объединяясь с единомышленниками, люди действительно выходят во множестве. Но все это так далеко от того, что происходит во время паломничества! Мы молимся святым угодникам не для того, чтобы власть получить, и не для того, чтобы денег у нас стало больше. Мы молимся о самом главном – о своем внутреннем, духовном, сокровенном, для каждого своем. Мы приносим к святым мощам покаяние, молитву и, конечно, просьбы – за себя, за своих родных и близких, за Отечество свое, за Церковь свою. И точно знаем, что святые, Богом одаренные, отвечают нам на наши молитвы.

(Слово Святейшего Патриарха Кирилла
в день памяти преподобного Сергия Радонежского
в Троице-Сергиевой лавре, 18 июля)

Аудио

– Я смотрю телеканал «Союз», и вот однажды там говорят такую фразу: «Пресвятая Богородице, спаси нас». И второе. Священник говорит, что надо поклоняться мощам. И вопрос: спасает только Бог, и надо поклоняться Богу. Почему же говорят: «Пресвятая Богородице, спаси нас», и что – надо поклоняться мощам?

Почему мы молимся Пресвятой Богородице со словами «Спаси нас»? Любой святой, в том числе Сама Пресвятая Дева, являются только молитвенниками за нас. Есть небольшое НО, которое иногда не учитывают. У Апостола Павла есть замечательные слова: «Иная слава солнцу, иная луне, иная звездам, но и звезда от звезды разнится во славе». Так же и здесь, православное вероучение (и вообще христианское, я бы даже сказал) совершенно единогласно, единодушно говорит о том, что Божия Матерь является самой великой святой, следовательно, ее молитвы являются наиболее действенными, наиболее «помогающими» нам. Учитывая то, что Её молитвы являются таковыми, часто и предлагается в молитвах к Ней такое выражение «Пресвятая Богородица, спаси нас». Речь идет совсем не о том, что Она Сама может спасать, а речь идет об особой силе Её молитв. И в этом смысле мы говорим «Спаси нас». Такие обращения можно найти и в отношении некоторых святых, в акафистах, так что это обращение носит не догматический характер, не вероучительный, а является способом нашего выражения того понимания силы молитв, которые происходят от Божией Матери или какого-то святого.

Что касается мощей, речь идет вот о чем. Нужно разделять две вещи, которые в греческом языке четко выражены двумя понятиями. Есть такое греческое слово «латрия» (служение, поклонение) и есть «проскинисис», которое переводится таким же образом. Но когда мы говорим о «латрии», мы говорим о Богопоклонении. Когда же мы говорим о мощах, об иконах, то это «проскинисис», т.е. некое служебное поклонение, не поклонение Богу и не такое, как Богу, а поклонение в том смысле, что мы склоняемся перед величием, святостью этого человека. Ничего удивительного нет, особенно в древности, когда падали ниц перед государями, перед вельможам, перед какими-то людьми власть имущими и т.д. – тоже поклонение, но не Божеское. Так вот, есть «Божеское» поклонение (я уж таким словом выражусь, у греков хорошо, слово есть такое – латрия), а есть поклонение перед кем-то или чем-то значимым в нашей человеческой жизни, в нашей человеческой атмосфере. Поэтому мощам мы не поклоняемся как самим по себе, в данном случае мы поклоняемся тому святому, преклоняемся перед святостью того человека, мощи которого сейчас перед нами.

Это же касается и икон. Мы говорили об этом, я хочу напомнить. Любая икона может стать чудотворной, ибо ее чудотворность обусловлена не тем, что это именно «эта» икона, не ее какой-то особой силой, а обусловлена силою веры и искренностью обращения человека перед этой иконой, например, к Богоматери, Спасителю или кому-то из святых. Обратите внимание, к чудотворным иконам, к мощам подходит множество людей, а многие исцеляются? Единицы. Потому что дело не в действии самой по себе иконы или мощей, а в силе веры, искренности и молитвы того человека, который подходит к этой иконе. Очень важно отметить, многие прикладываются к мощам или иконам с просьбами «Господи, исцели меня от печенки или от селезенки», или «Чтобы мой муж не гулял», или «Чтобы мой брат не пил» и т.д., т.е. с чисто земными вещами подходят. И потому редко-редко они получают какой-то положительный ответ, забывая о том, что когда мы подходим к святыне, мы должны молиться «Господи, да будет Твоя воля, Ты знаешь, Господи, что мне нужно, что я хочу, какова моя просьба, но да будет, Господи, Твоя воля. И через этого угодника Божия (если мы к мощам каким-то подходим) окажи Свою милость настолько, насколько Ты, Господи, хочешь, а не я, Твоя воля да будет, а не моя». Только когда смирение присутствует, когда Господь видит искреннее стремление человека, готового принять любой вариант – тогда происходит чудо. А когда я говорю «Господи, вот это дай мне, и ничего мне больше на свете не надо», как правило, никогда человек не получает просимого. Вот часто к мощам стоят – поспрашивайте с магнитофончиком, о чем просят, и вы увидите исключительно земные просьбы. Нет ни одной просьбы (редчайшее явление, если мы сможем найти), чтобы человек ответил: «Вот я никак не могу избавиться от зависти, преподобный Отче Святый, помоги мне». Найдете вы такое?

— А вот я с Вами не соглашусь, потому что то, о чем вы говорите (с магнитофончиком пройти), было справедливо в полной мере еще три года назад. Критерием истины ведь является опыт, практика, так вот, когда мы сейчас, спустя три года ваших лекций на телеканале «Союз», проходим с магнитофончиком, то оказывается, под влиянием Ваших лекций люди начинают просить о духовном. Мы спрашиваем, зачем вы сегодня пришли, и ответов «Я пришел попросить здоровья дочери», «Я пришел, потому что у меня болит печенка или селезенка» уже стало намного меньше. Люди приходят сейчас, послушав Ваши выступления, в том числе эту лекцию (я тоже ее очень хорошо помню), и начинают говорить и про страсти, и «Ни за чем, я пришел отдать честь тому святому, чьи мощи сегодня пришли» (не то, что «Мне ничего не надо», а «Я пришел поклониться святому, я ничего не собираюсь просить»). Поэтому просветительская работа меняет ситуацию!

Беседы с профессором МДА Алексеем Ильичом Осиповым в эфире телеканала «Союз» http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at50362

ВАЖНОЕ СООБЩЕНИЕ! ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ, ГОВОРИТ МОСКВА! Полный текст (и видео), обращения Сергея Собянина к москвичам из-за коронавируса. 18+ ************************************************************************************************ Милые мои москвичи старшего поколения, мамы и папы, дедушки и бабушки! Мое сегодняшнее обращение, в первую очередь, к вам. Я думаю, что оно может вам не понравиться и даже вызвать внутренний протест, но прошу поверить, оно продиктовано искренней заботой о вас. Вы очень дороги нам. По периметру наших границ бушует пандемия новой коронавирусной инфекции. В России ситуация более-менее спокойная. Но мало того, что Москва – самый большой город в России и Европе, он еще и находится на перекрестке всех дорог. И если, несмотря на все принимаемые меры, эта беда придет и к нам, мы должны быть максимально готовы. Природа коронавируса такова, что в первую очередь он представляет угрозу для жизни и здоровья пожилых и людей с хроническими заболеваниями, с низким иммунитетом. Поэтому наша главная задача – защитить вас, москвичей старшего поколения. Как это сделать? Идеальных решений нет и быть не может, но очевидны два направления. Первое: ограничить контакты с другими людьми. Второе: медицинское наблюдение и своевременная помощь. Я уже настоятельно рекомендовал вам не выходить без особой нужды из дома. А если позволяют условия, уехать на дачу. Многие так и сделали, многие соблюдают эти рекомендации. И большое вам спасибо за это ответственное решение. Но многие не соблюдают. И это большой риск. Поэтому, на мой взгляд, для вас, для вашего здоровья необходимо принять следующее решение. С 26 марта до 14 апреля 2020 года москвичи старше 65 лет и граждане, страдающие хроническими заболеваниями, такими как сахарный диабет, бронхиальная астма, онкологические заболевания, а также перенесшие инфаркт или инсульт, обязаны соблюдать домашний режим. Если вы работаете, прошу вас не ходить на работу. Исключение только для руководителей и сотрудников, чье нахождение на работе жизненно важно для функционирования предприятия, учреждения, органов государственной власти. Также для работников здравоохранения. Они должны находиться на своем посту. К ним домашний режим может не применяться. Остальных пожилых, или страдающих хроническими заболеваниями сотрудников, работодатели обязаны перевести на режим удаленной работы, либо предоставить оплачиваемый отпуск, либо отправить на больничный. Чтоб получить больничный, следует позвонить по телефону 8-495-870-45-09, и его доставят на дом. Также прошу пожилых и людей с хроническими заболеваниями не посещать любые общественные места. Выходить в магазин или аптеку можно только в случае необходимости. Если есть возможность, самое лучшее – поехать на дачу, тем более, погода в ближайшие дни обещает быть теплой. Для компенсации дополнительных расходов, которые могут возникнуть из-за режима самоизоляции, москвичам старше 65 лет и людям с хроническими заболеваниями будет выплачена разовая материальная помощь в размере 4 тысяч рублей. Из них 2 тысячи – авансом, еще две тысячи — после окончания домашнего режима при условии его ответственного соблюдения. Операторы связи обязаны не отключать телефоны и интернет при нулевом или отрицательном балансе у пожилых и людей с хроническими заболеваниями, находящихся на домашнем режиме. Временно отменяется взимание пени и штрафов за просрочку оплаты услуг ЖКХ. Покидать квартиру или уезжать с дачи, чтобы оплатить квитанции, не нужно. В случае необходимости доставки продуктов, лекарств, и решения других проблем, нужно звонить по телефону 8-495-870-45-09. На помощь придут социальные работники и волонтеры. По этому же телефону можно заказать на дом доставку лекарств по бесплатным и льготным рецептам из аптечных пунктов. Отдельная просьба к более молодому поколению. Даже не чувствуя симптомов заболевания, вы можете быть носителями коронавируса, который очень опасен для пожилых людей. Насколько возможно, воздержитесь в эти дни от личного общения с вашими родителями, бабушками и дедушками, и вообще пожилыми людьми. Тем самым, вы поможете уберечь их от этой напасти. А контакты лучше поддерживать по телефону или через интернет. Хочу также проинформировать о двух решениях, касающихся семей с детьми. В связи с временным закрытием учебных заведений, школьники, имеющие право на бесплатное питание, смогут получить продуктовые наборы. Их будут выдавать через школы. Тем самым мы поддержим семьи с небольшими доходами. В период закрытия учебных заведений отменяется льготный проезд в общественном транспорте для школьников, начиная с 5 класса. Почему это важно? Мы закрыли школы для того, чтобы минимизировать контакты учащихся, а не для того, чтобы они с утра до вечера катались по городу. Еще раз повторю. Если даже для самых молодых людей это не так опасно, то получив порцию вируса, они могут *наградить* им своих родителей, бабушек и дедушек. Транспортное приложение социальной карты москвича у школьников будет временно заблокировано. Но уплаченные деньги будут перенесены на более поздний срок, чтобы они не пропали. Друзья, борьба с распространением коронавирусной инфекции очень сложная, длительная, но это наша общая борьба. Власти и горожане могут справиться только вместе, только совместными усилиями. Хочу обратиться к москвичам с просьбой. Проявите внимание к людям старшего поколения. Если это ваши близкие, помогите им пережить сложный период. Если это ваши соседи, знакомые, просто поинтересуйтесь, что им нужно и окажите посильную помощь. А иногда и добрые слова поддержки дорогого стоят. Наши бабушки и дедушки ни в коем случае не должны чувствовать себя забытыми. Это очень и очень важно. Надеюсь, что объявленные сегодня меры противодействия новой коронавирусной инфекции будут восприняты с пониманием. В складывающейся ситуации, я считаю, они абсолютно необходимы. Спасибо, дорогие москвичи.

В очередь к мощам Николая Чудотворца люди вставали еще за день до того, как святыню привезли в Благовещенскую церковь. 13 июля у Александро-Невской лавры в очереди стояло около тысячи человек, некоторые из них приехали из других городов и стран.
Чего люди ждут от соприкосновения со святыней, как в очереди относились к просящим милостыню и о чем будет молиться офисная сотрудница и учительница истории из ДНР? «Бумага» поговорила с людьми, стоящими в очереди к мощам Николая Чудотворца в Петербурге.

Наталья

30 лет

— Мощи в современном мире уже не только религиозная, но и культурная ценность. Увидеть и прикоснуться к ним — такое бывает раз в жизни человека. Тем более их привезли в Россию. Одно дело, когда ты сам едешь к ним, а совсем другое, когда это рядом с тобой. Невозможно не прийти и не приложиться.

После соприкосновения со святым происходят чудеса. Тому есть много примеров и доказательств: люди после этого излечиваются, люди находят свое предназначение. Я пришла сюда не просить, не в магазине же я со списком. Здесь самое главное для меня — это отдать почесть, показать свою веру.

Если бы я что-то просила, то справедливости, которой в нашем мире абсолютно в любой сфере очень мало. Справедливость, на самом деле, есть только в вере. В истинной вере, а не в политике современной церкви. Если у человека есть вера, он понимает, что, зачем и почему происходит и как это отразится в дальнейшем.

Если говорить честно, я не могу в полной мере принять нынешние действия РПЦ. Но и все мы не совершенны. Мне кажется, самое главное — это хотя бы стремиться к совершенству. К сожалению, во многих людях, даже самых разных положений, этого не хватает.

Я верю, потому что это наполняет жизнь смыслом. На сегодня в офисе мне дали выходной, и я эту очередь отстою, пусть даже она растянется на несколько десятков километров, потому что знаю, что, пройдя через это, мой глас будет услышан.

Галина

70 лет

— В молодости, когда я еще только начинала работать учителем истории в Донецке, мне приходилось преподавать школьникам атеизм. Тогда дети спрашивали меня, верю ли я в бога. Я отвечала, что да, но партия это запрещает. Тогда я и не могла представить себе, что когда-то удастся прикоснуться к святыням.

Истинно я поверила, наверное, только недавно, когда неожиданно умер муж. И вера помогла мне в трудные минуты: пережить войну под боком, жить в оккупированном Донецке. С истинной верой посещение святых мест становится другим. Я два раза была в Израиле — и это два «разных раза».

Сегодня, проходя по блестящему Петербургу, я заходила в каждую церковь и молилась, чтобы на улицах моего города прекратилась война, чтобы люди перестали умирать. Мощи для меня теперь — это одна из надежд, в которую я верю. Ведь если ты в святых местах искренне просишь о чем-то, это сбывается.

Единственной проблемой было отпроситься с работы, ведь отпуск взять не вышло. Поговорив с директором, объяснившись и рассказав о своих планах, я получила так называемый «деленный» отпуск: просто вычли его из общего количества отпускных дней. Коллеги меня поняли, поддержали и даже попросили помолиться за их семьи.

Андрей

27 лет

— Нужно, чтобы случилось чудо в ближайшее время. Мы пришли сюда с подругой, потому что просто хочется чему-то верить. Жизнь в последнее время стала серая, нужно ее как-то менять. И надежда, конечно, на мощи.

Я верую с тех пор, как меня крестили в шесть лет. Для меня это важная составляющая жизни, без которой нельзя обойтись. Сейчас я оканчиваю второй курс магистратуры, и наука никоим образом не пошатнула мою веру, потому что она настоящая.

Мне кажется странным, что здесь всего 1500 человек. Видимо, еще не все узнали о том, что это случилось. Пройдет дня два-три — и здесь будет не протолкнуться. Для людей важно чудо, важно, что мощи привезли именно в наш город.

Сейчас здесь, как мне кажется, большая часть истинно верующих людей. Но уже есть и такие зеваки, которые где-то что-то услышали о мощах и подумали: «Дай пойду, может, и мне поможет». Но таким людям не помогает. Но это их дело, конечно, здесь одно из свободных мест. Правда, опять же, создают очередь.

Хотя очередь — это не беда. Два часа стоят того. Гораздо более скептически я отношусь к людям, которые здесь ходят и просят милостыню. Мне кажется, половина из них — это псевдоинвалиды, которые решили собрать деньги. Но приходится давать всем, ведь где-то да действительно нужна помощь.

Светлана

54 года

— Я начала веровать, еще будучи 20-летней комсомолкой, когда это было под запретом. И когда в жизни случилось что-то действительно опасное, угроза для жизни дочери, тогда внутри что-то появилось. Я начала молиться, не зная молитв, потому что никто больше не мог помочь. С тех пор я обратилась к богу.

Сюда я приехала специально из Казахстана, потому что считаю, что святыни важны для души. У нас в Южном Казахстане, например, есть мощи святой Матроны и святого Спиридона. Когда к ним прикасаешься, возникает ощущение чего-то поистине божественного, внеземного.

Я ехала с трепетом внутри. Для верующего человека проделать такой путь ради святого, пусть даже в другую страну, — это естественно. Люди, стоящие здесь, вполне возможно даже бессознательно тянутся к чему-то светлому.

Вообще, сейчас я работаю индивидуальным предпринимателем. Времени всегда не хватает, но, чтобы приехать сюда, взяла отпуск. Мне кажется, многие здесь специально либо выделили себе выходной, либо взяли отпуск. Это стоит того.

В настоящее время многие скептически относятся к религии. Но всё это приходит в свое время — и в итоге к каждому. Я думаю, в мире нет таких людей, которые мысленно не просили чуда.

Нина

66 лет

— Николай Чудотворец — это же наш спаситель, спаситель всех православных. О нем я даже не могу без слез радости говорить. Ради него одна пять дней ехала с Забайкалья. Просто чтобы преклониться и сказать ему спасибо. То, что его впервые привезли в Россию, — это чудо, которое нельзя пропустить.

Специально я не поехала в Москву, когда его привозили туда. Решила, что для святого естественная среда — старинный город на Неве. Здесь вся история России от Петра I скрыта в каждом доме и здании. И истинная вера именно здесь просыпается. Так что только Петербург.

Когда я ближе и ближе подхожу к церкви, внутри появляется всё больше легкости. Я просто хочу мира на Земле, особенно у россиян. Мне кажется, что это может дать только Николай Чудотворец. Ведь в прошлом, только когда люди начинали нести его иконы, в войнах наступал свет.

Приходить сюда не так уж и обязательно. Например, моя мама не смогла сюда приехать. Она вовсе уже ходить не может, ей больше 90 лет. Она уже лет пять как не посещает церкви и службы — вера теперь у нее внутри, и она каждый день будто в храме.

Мощи Николая Чудотворца пробудут в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры с 13 по 28 июля. В связи с этим в районе площади Александра Невского ограничили движение, а режим работы ближайшей к лавре станции изменили на 16 дней.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *