Как развить настойчивость в себе?

Причина, по которой 90% людей не могут добиться своих целей и желаний, заключается в отсутствии настойчивости. Многие спросят, а как развить в себе настойчивость, чтобы благодаря ней можно было добиться желаемого. На самом деле все значительно проще, чем вы можете себе представить, так как вы при сильном желании сможете развить в себе характер настойчивого человека.

Для этого, психологи изучили данный вопрос, и сегодня предоставят вам только самые лучшие и проверенные способы, которые помогут развить в себе настойчивость и уверенность. Применяйте все, что прочитаете в данной статье на практике, и вы добьетесь всего, чего пожелаете.

Зачем и для чего вам нужна настойчивость

В первую очередь, вас нужно понять для чего и зачем вам нужно развить настойчивость. Причин для этого, может быть много и они разные, например, для достижения своей мечты или цели, на которую вам не хватает уверенности и настойчивости. Подумайте об этом, и выпишите на лист бумаги именно то, для чего вам нужно развить в себе характер настойчивого человека. Если вы сами не понимаете и не знаете для чего вам это, вы не сможете развить в себе настойчивость, никакими методами и стараниями, так как отсутствует мотивация и причины для этого. Если вы уже давно определились, зачем вам все это нужно, значит приступайте к чтению статьи дальше, где будут конкретные рекомендации о том, как развить настойчивость и уверенность в себе, быстрыми и эффективными способами, которые применяли успешно многие люди и остались довольны.

Начните решать проблемы быстро и сразу как они появились

Основная причина, из-за которой большинство не может развить в себе настойчивость, заключается в том, что многие люди убегают от своих проблем или откладывают их на потом, не решая, а просто обсуждая саму проблему. Начните действовать, а не размышлять о проблеме. Подробнее читайте в статье: решаем проблемы, где есть конкретные примеры и методы для того, чтобы научиться правильно и быстро решать любую проблему. Запомните на всю жизнь, что в мире нет ни одной проблемы, которую невозможно решить, так как на любую проблему, есть свое решение. Вам нужно начать действовать и не следить за новыми, появившимися в вашей жизни проблемами. Так как накопление проблем, опасно для жизни и здоровья.

Ставьте только большие цели

Концентрируйтесь не на маленьких целях, так как они не имеют большого смысла, создавайте большую цель, к которой нужно долго идти. Развить в себе настойчивость, невозможно не имея большой цели, поэтому отвлекитесь на несколько дней и обдумайте, чего вы хотите. После чего, создайте свою большую цель, тогда вам будет просто необходимо делать все, что требует ваша цель, стать уверенным, настойчивым, веселым, энергичным и всем что скажет, ваша поставленная цель. Тогда, не нужно будет много времени, тратить на методы развития уверенности в себе и настойчивости, так как в процессе достижения цели вы станете такими, конечно если пройдете, весь путь и достигнете поставленной цели. Маленькие цели бессмысленны, так как быстро достигаются и приносят мало знаний и опыта. Большая цель если вы ее достигнете, принесет много знаний и опыта, улучшит вашу уверенность и настойчивость. Ставьте цель и действуйте, не бойтесь поднять планочку повыше, так как это полезно и сделает вас счастливым и успешным.

Принимайте решения стразу

Наша жизнь, на самом деле, это большой выбор, так как нам каждый день нужно принимать решения и действовать. Но большинство старается уйти от принятия решений, и становятся неуверенными в себе. Поставили цель, добейтесь ее, ни смотря, ни на что. Даже если вы слабый и самый не уверенный человек на планете, действуйте, и вы сможете исправить данную проблему. Лучший метод, развить в себе настойчивость, это научиться принимать решения стразу, не откладывая на потом. Представляйте, что от вашего выбора, зависит здоровье и мир всего человечества, и если вы не примите решение, вас осмеют и унизят. Принимайте решения быстро, но медленно их меняйте, так как тот, кто часто меняет свое мнение или решение, просто не уверен в себе. Если вы так решили и знаете, что вам нужно, примите решение и дайте себе слово, что не измените своего решения в ближайшее время.

Стремитесь к мечте

Самый простой и эффективный метод, заключается в том, чтобы просто начать стремиться к своей мечте. Те, кто имеют свою мечту, не занимаются тратой времени, на подобные вопросы, так как уверенность и настойчивость развивается у них, в процессе достижения мечты. Осознайте, чего вы хотите в жизни, какое у вас предназначение, создайте такую мечту, к которой просто необходимо стремиться и невозможно не стремиться. Так как если вы создали свою мечту, но можете к ней не стремиться, значит это не ваша мечта. Создайте такую мечту, к которой просто невозможно не стремиться. Такая мечта будет мучить вас на протяжении всей жизни, до тех пор, пока вы не осуществите ее. Следует вывод, что не нужно тратить свое время на то, чтобы развить настойчивость и уверенность в себе, так как разумнее просто стремиться к мечте, а также искать свое счастье в жизни, которого многие никак не могут отыскать. А если вы, не хотите ничего добиваться в жизни, и ничего не делаете, значит, вы и ничего не добьетесь. Тот, кто знает, чего хочет от жизни, добьется этого, несмотря на любые трудности.

Настойчивость – это умение не сдаваться перед лицом неудач, будь то малые или большие, и с завидным упорством идти к своей цели. Добиваться своего, даже когда обстоятельства явно против, а окружающие сомневаются в вашем успехе. Несомненно, полезное качество. Но все ли им обладают?

Как проявляется настойчивость?

Проявляться она может по-разному и в разных ситуациях. Для кого-то это – не останавливаться перед отказами, раз за разом обращаясь к людям, от которых им что-то нужно; «надоедать» им, но в конечном итоге всё же получить нужное.

Для кого-то – не давать неудачам лишить себя надежды, терпеливо отыскивая новые и новые пути достижения цели, даже когда за плечами уже немало работы и перепробовано множество вариантов, до сих пор не приведших к успеху.

Высшая же степень настойчивости – непоколебимость. Потому что даже настойчивый человек может достичь своего предела и сдаться там, где непоколебимый будет уверенно стоять на своём. Таких людей, как правило, видно сразу – заручившись же их поддержкой, можно достичь многого.

О чём тест?

19 вопросов – жизненных ситуаций – на которые есть три варианта ответа: несложно, средне, очень сложно. Начиная взаимодействием с людьми по работе и заканчивая запланированными делами и собственным мнением, эти вопросы не потребуют длительных рассуждений и дадут правдивый результат.

Как её в себе развить?

Для начала, не думайте о неудаче. Да, её есть смысл обдумать, когда Вы можете заранее что-то предпринять и подстелить себе перину там, где есть риск упасть. Но думать о них понапрасну, изводить себя бесплодными тревогами – это дело последнее. Видя перед собой только возможность неудачи, как вообще можно чего-то достичь и не сдаться раньше времени?

Чётко представляйте себе, чего Вы хотите. Ставьте перед собой понятные задачи и реальные сроки, за которые Вы сможете их выполнить. Здесь, кстати, есть небольшая хитрость: можно намеренно давать себе чуть меньше времени, чем нужно, и с помощью таких дедлайнов учиться большей эффективности за меньшие сроки. Правда, это не с каждым сработает. Все мы устроены по-разному и для кого-то покой может быть куда важнее большей эффективности.

Разбивайте большие цели на маленькие, но всегда держите в уме большую, главную цель. Так Вы сможете поощрять себя за каждый пройденный этап и видеть прогресс, а не топтание на месте. Большая же цель будет постоянным напоминанием, ради чего Вы стараетесь.

У каждого в жизни может случиться такая ситуация, в которой уже ничего не получится сделать и никакая настойчивость уже не поможет. Но подчас препятствия перед собой ставим мы сами. Нужно уверенно идти к своей цели, не обращая внимания ни на сомнения окружающих, ни на неудачи: первые просто не понимают, что это Вам на самом деле нужно и что Вы в самом деле справитесь, а вторые – не более чем источник опыта.

Анализируйте свои неудачи, понимайте, что Вы сделали не так, а в чём преуспели. Используйте каждое поражение как возможность расти и в следующий раз уверенно идти там, где раньше падали.

Пройдите тест на настойчивость прямо сейчас!

Можно попытаться вспомнить все ситуации, в которых так или иначе могла проявиться Ваша настойчивость, а можно – пройти короткий тест, который отнимет совсем немного времени, но уже даст готовый ответ на вопрос. А, зная свой текущий уровень, будет легче решить, с чего начать свой путь к совершенству.

_РЕГИОН КРУПНЫМ ПЛАНОМ …_

УДК 796.817:159.947-053.6

Еременко Эдуард Анатольевич

Аспирант лаборатории физического развития Института проблем воспитания Национальной академии педагогических наук Украины, мастер спорта международного класса, заслуженный тренер Украины, world.horting@gmail.com, Киев

ВОСПИТАНИЕ НАСТОЙЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХОРТИНГОМ

Аннотация. Статья посвящена исследованию педагогических условий воспитания настойчивости у младших школьников в процессе занятий хортингом. В статье представлен теоретический анализ проблемы воспитания настойчивости у учашдхся младшего школьного возраста по методике вида спорта хортинг. Освещены различные модели построения занятий с детьми, а также концепции и подходы к классификации физических упражнений и оздоровительного детского хортинга, критерии диагностирования уровня развития настойчивости у младших школьников.

Ключевые слова: воспитание настойчивости; занятия хортингом; волевые качества личности; младшие школьники; педагогические условия.

Yeremenko Eduard Anatolievich

PERSISTENCE EDUCATION AT CHILDREN OF 6-7 YEARS IN THE COURSE OF HORTING

Keywords: persistence education, horting lessons; will of the individual; younger schoolboys; pedagogical conditions.

Вид спорта хортинг является как боевым искусством, так и комплексной системой воспитания детей в духе ведения здорового образа жизни и добродетельной жизненной позиции, в хортинге для успешной тренировочной деятельности очень важно наличие необходимого уровня настойчивости. Детский возраст 6-7 лет — это один из важнейших переходных этапов в жизни человека от атмосферы детства к сознательной жизнедеятельности. И именно в этот момент необходимо уделить внимание ребенку в вопросе волевого закаливания и воспитания настойчивости, которая может пройти с ребенком всю его дальнейшую жизнь . Исследователи (Э. С. Вильчковский, Л. В. Волков,

Е. П. Ильин, К. П. Козлова, Т. Ю. Круцевич и др.) утверждают, что занятия физическими упражнениями не только расширяют диапазон функциональных возможностей, но и развивают способность преодолевать трудности и препятствия . В процессе занятий физической культурой и спортом у младших школьников формируется ряд важных способностей, в частности настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, выдержка и др. (Г. Л.Апанасенко, Л. И. Божович, Б. Шиян,). В разработке проблемы настойчивости и ее воспитания значительную роль сыграли работы И. Д. Беха, В. В. Ивашковского, Л. С. Выготского, А. И. Высоцкого, В. А. Иванникова,

Е. П. Ильина, К. Н. Корнилова, В. А. Кру-тецкого, А. Ц. Пуни, П. И. Розмыслова, С. М. Ривеса, П. А. Рудика, В. И. Селиванова, Б. М. Смирнова, К. Д. Ушинского,

B. И. Селиванов, Т. И. Шульга) касаются спортивной деятельности, и, как правило, не учитывают возрастные аспекты и не содержат в себе целостной методики воспитания у детей 6-7 лет способностей настойчивости.

Анализ специальной литературы и диссертационных исследований позволяет констатировать, что до сих пор слабо изучены аспекты формирования настойчивости у учащихся на занятиях хортингом в спортивных кружках внеклассной работы. Имеющиеся в психолого-педагогической и методической литературе рекомендации специалистов (В. К. Вилюнас, Г. М. Гагаева, М. Г. Озолин, В. М. Платонов, А. Ц. Пуни, А. О. Романов, Р. З. Шайхтдинов, Е. П. Щербаков и др.) относительно воспитания настойчивости касаются в основном спортивной деятельности , и не охватывают возрастных аспектов детей начальной школы. Вследствие этого на занятиях первого и второго года обучения в детской спортивной школе при обучении движений на уроках физической культуры, функциональная нагрузка недостаточно согласуется с решением воспитательных задач. Согласно программе обучения хортингу для детско-юношеских спортивных школ набор детей в группы обучения начинается с 6 лет, т. е. возраст поступления ребенка в начальную общеобразовательную школу совпадает с возможностью зачисления в учебно-тренировочные группы ДЮСШ. Все это указывает на актуальность темы и свидетельствует о необходимости проведения специальных исследований в данном направлении.

Целью исследования является изучение, определение и научное обоснование педагогических условий, способствующих формированию настойчивости у младших школьников средствами хортинга.

В процессе экспериментальной работы используется комплекс методов исследования, который включает анализ и обобщение философской, психолого-педагогической ли-

тературы по проблеме исследования; изучение учебных программ вида спорта хортинг и нормативных документов по физическому воспитанию; педагогическое наблюдение; обобщение опыта работы тренеров-преподавателей по воспитанию у школьников 6-7 лет настойчивости в процессе занятий хортингом во внеурочное время; беседы, опросы, констатирующий и формирующий этапы эксперимента с использованием инструментальной методики и экспертной оценки настойчивости; методы математической статистики и сравнительного анализа; тестовые обследования уровней физической подготовленности учащихся экспериментальных и контрольных групп детского кружка хортинга киевской инженерной гимназии Дарницкого района г. Киева.

Настойчивость у детей 6-7 лет определяется как систематическое проявление силы воли по реализации долговременной моти-вационной установки, стремление ученика достичь отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности . Проявление настойчивости у детей 6-7 лет в значительной степени зависит от степени уверенности ученика в достижимости цели, мотивации достижения (стремление к успеху), уровня притязаний; наличия волевых установок тренера к ученику на преодоление трудностей.

Повысить уверенность в положительном результате и уровень настойчивости у детей 6-7 лет можно благодаря развитию наблюдательности (умению быстро и правильно замечать правильность выполнения упражнений, важные моменты соревновательной борьбы, быстро и правильно ориентироваться в сложной обстановке), сообразительности (умению быстро и правильно оценивать сложные ситуации, учитывать их последствия), инициативности в соревновании (умению эффективно и самостоятельно применять тактические замыслы против соперника и предвидеть результаты как своих, так и его действий) .

У юных хортингистов 6-7 лет сила раздражителей, действующих на ЦНС в тренировочных и соревновательных условиях, очень велика. Это приводит к резкому повышению возбудимости коры головного мозга и изменению условно-рефлекторной деятельности, что является физиологической основой

появления сомнений, неуверенности в своих силах в виду возрастных особенностей детей 6-7 лет, скованности и излишней напряженности в движениях . Поэтому юные хортингисты могут допускать двигательные ошибки. Можно предложить эффективные средства для снижения эмоционального возбуждения:

— упражнения с легкими статическими усилиями;

— прерывистое дыхание;

— самонастройка на предстоящий поединок, создание уверенности в своих силах;

— самовнушение: сознательное побуждение себя к выполнению трудных действий в сложной обстановке;

— тренировка с применением технических средств: манекены, груши, тяжелые подвесные мешки, подушки, резиновые эспандеры, шумовые и световые эффекты;

— учебные поединки, умение вести поединок до финального сигнала рефери с предельным волевым напряжением без снижения эмоционального тонуса — важное качество юного хортингиста 6-7 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На развитие настойчивости у детей 6-7 лет однозначно влияет физическая подготовленность и конституция тела, . Для анализа этого вопроса следует периоди-

чески измерять функциональное состояние организма и динамику его изменения, рассчитывать тренировочные функциональные возможности детского организма. Целевой уровень ЧСС находится в пределах оздоровительно-тренировочной и максимально-тренировочной границ ЧСС и зависит от физического состояния младшего школьника, раздела хортинга и направленности тренировки, направленности физических нагрузок, цели тренировки.

Повышение уровня настойчивости учеников за счет занятий физическими упражнениями положительно отразилось на физическом состоянии учащихся. Ученики экспериментальной группы имели достоверно более высокую физическую подготовленность, чем контрольной (табл. 1).

Анализируя результаты педагогического эксперимента следует отметить, что наибольшая разница наблюдается по выносливости (р < 0,05), гибкости (р < 0,001), силы (р < 0,05 — 0,001) и скоростно-силовым качествам (р < 0,05 — 0,01). Показатели скорости и ловкости имеют тенденцию к улучшению у учеников экспериментальной группы, хотя наблюдаются существенные различия (р > 0,05). Такое положение объясняется меньшим вниманием к развитию этих ка-

Таблица — Физическая подготовленность учеников экспериментальной и контрольной групп после

педагогического эксперимента

Тестовые показатели л о С Группы учеников Разница в подготовке, Р

экспериментальная группа контрольная группа

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз М 22,40 ± 087 15,50 ± 0,96 <0,001

Д 11, 16 ± 0,45 8,32 ±0,54 <0,05

Подтягивание на перекладине, раз М 5,6 ± 0,27 2,30 ± 0,24 <0,05

Д 1,86 ± 0,08 0,48 ± 0,10 <0,001

Вис на согнутых руках, с М 17,9 ± 0,66 11,10 ± 0,98 <0,05

Д 8,86 ± 0,72 7,0 ± 0,89 >0,05

Поднимания в сед за 1 мин, раз М 93,53 ± 0,64 26,10 ± 0,85 <0,001

Д 30,26 ± 0,83 24,20 ± 0,78 <0,05

Прыжок в длину с места, см М 157,53 ± 2,49 142,0 ± 2,70 <0,05

Д 140,40 ± 2,58 128,0 ± 2,00 <0,001

Бег 30 м, с М 5,48 ± 0,57 6,21 ± 0,68 >0,05

Д 6,03 ± 059 6,18 ± 0,62 >0,05

Челночный бег 4х9 м, с М 12,08 ± 0,08 12,10 ± 0,09 >0,05

Д 12,46 ± 0,1 2 12,59 ± 0,10 >0,05

честв в процессе обучения.

В связи с этим можно определить основные общетеоретические основы формирования настойчивости у детей 6-7 лет в процессе занятий хортингом.

1. Конкретизация цели и перспектив деятельности. Неопределенность цели и ситуации снижает степень мобилизованности и усердия, приводит к уменьшению работоспособности .

2. Разнообразие средств, форм и методов деятельности. Длительная и порой однообразная тренировочная работа, повторяющаяся изо дня в день, приводит к развитию хронических состояний монотонии и психического пресыщения, которые не только снижают эффективность работы, но и уменьшают настойчивость у детей. В связи с этим необходимо разнообразить средства, формы и методы деятельности. Через удовольствие, получаемое от выполнения определенного физического упражнения, формируется удовлетворенность ученика всем учебно-тренировочным процессом по хор-тингу, который поддерживает настойчивость. В этом случае и неудачи, неизбежные при достижении удаленной по времени цели, будут переживаться не так остро и, следовательно, окажут менее негативное влияние на формирование настойчивости.

3. Соблюдение принципа доступности. Настойчивость поддерживается достижением поэтапных целей. В связи с этим для развития волевой сферы ребенка 6-7 лет необходимо предъявлять преодолимые трудности. Уровень трудности всегда должен быть не слишком низким, но и не высоким, достаточным, чтобы обеспечить непрерывность получения подкрепляющих стимулов, т.е. достижение успеха. Оптимальные трудности задач заставят юного хортингиста прилагать определенные волевые усилия. Слишком легкая задача неэффективна для воспитания и поддержание настойчивости. Однако и чрезмерно трудное задание может вызвать чувство разочарования, утрату веры в свои силы.

4. Использование эффекта соперничества. Усиление мотива такими способами повысит настойчивость, создаст новый эмоциональный заряд у детей.

5. Осознание учеником своей ответственности. При недостаточном развитии чув-

ства ответственности настойчивость может не выражаться в полной мере. Однако, ее проявление возможно при эгоистических стремлениях (корыстолюбии, чрезмерном честолюбии), однако такое проявление настойчивости недолгое и малоэффективное. Если у ребенка есть ярко выраженное стремление преодолеть все трудности, он может компенсировать некоторые недостаточно выраженные в нем способности и достичь поставленной цели .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обобщение результатов исследования позволяет сделать следующие выводы.

Теоретический анализ научной литературы и практический опыт по проблеме воспитания настойчивости у младших школьников в процессе занятий хортингом доказывает, что данная проблема является актуальной и обеспечивает преодоление негативных тенденций среди детей 6 — 7 лет, связанных с повышенным функционально-эмоциональным состоянием и необходимостью воспитания настойчивости. Настойчивость является одной из основных волевых качеств, которая предполагает способность не останавливаться перед возникшими трудностями, а идти к конечной цели.

Определены основные общетеоретические основы воспитания настойчивости младших школьников, рассматривающиеся как целенаправленный процесс формирования у ребенка способности достигать поставленную цель, преодолевая при этом различные препятствия, которые появляются на пути к достижению желаемого результата. Хортинг при этом — эффективная составная часть учебно-воспитательного процесса, направленная на удовлетворение запросов, интересов младших школьников через воспитательное воздействие тренера .

Классификация физических упражнений, которые способствуют воспитанию настойчивости у детей 6-7 лет, имеет следующие признаки: 1) интенсивность (низкая, средняя, большая), 2) возрастная категория (младшие школьники), 3) пол (мальчики и девочки), 4) преобладающее проявление волевого качества (одно или несколько волевых качеств: настойчивость, целеустремленность, инициативность, дисциплинированность, самостоятельность, решительность, выдержка, организованность, деловитость, смелость, мужество и т.д., которые формируются в

процессе занятий хортингом). Физические упражнения разделены на группы: 1) упражнения, которые способствуют развитию физических качеств (быстрота, выносливость, гибкость, сила, ловкость, скоростно-сило-вые качества); 2) упражнения с элементами строевых упражнений; 3) упражнения с элементами общеразвивающих упражнений; 4) упражнения с элементами прикладных упражнений хортинга; 5) упражнения с элементами равновесия; 6) упражнения с элементами акробатики; 7) упражнения с элементами борьбы.

Разработана и экспериментально апробирована педагогическая модель воспитания настойчивости младших школьников средствами хортинга, которая включает следующие компоненты: цель, принципы, средства, методы, педагогические условия, формы и результат воспитания настойчивости у детей 6-7 лет в процессе занятий хортингом.

Обоснована и экспериментально проверена эффективность личностно ориентированной технологии воспитания настойчивости у детей 6-7 лет в процессе занятий хортингом, которая состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного. Она предполагает учет организации различных по характеру и содержанию видов учебной деятельности, методов, форм и средств воспитания настойчивости.

Таким образом, результаты исследования дают основания утверждать, что основным и необходимым условием развития настойчивости является систематическое выполнение в процессе тренировок физических упражнений, требующих волевых усилий. Обнаруженная особенность психологических действий юных хортингистов 6 — 7 лет является важным методическим подспорьем в процессе проведения учебно-тренировочных занятий. Она определяется спецификой физических упражнений, физической под-

готовленностью, характером технических действий и соревновательной борьбы в хор-тинге. Поэтому развивать надо не абстрактную волю ребенка, а конкретный компонент воли — настойчивость, то есть — конкретные ее проявления, причем специфичными для ее развития методами.

Библиографический список

1. Бех I. Д.Психолопчний супроввд особистюно орieнтованого виховання // Початко-ва школа. — 2003. — №3. — С. 1-6.

4. Ерёменко Э. А. Тренировка в хортинге: учебно-методическое пособие. — К, 2009. — 238 с.

5. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. — Изд-во: Питер, 2006. — 208 с.

6. Ильин Е. П. Психология воли — Изд-во: Питер, 2009. — 368 с.

8. Психолопя: Шдручник / За ред. Ю. Л. Тро-фiмова. — 2-ге вид., степеотип. — К.: Либщь, 2000. — 134 с.

Говорят, что наглость — второе счастье. Конечно, это не так, и никто не любит наглецов. Зато у наглости есть вторая половинка и «добрый близнец» — настойчивость. Вместе с упорством она будет полезна нам каждый день: как в личном общении, так и в непредвиденной ситуации. Так что настоящим «вторым счастьем» может стать именно настойчивость.

Heroine рассказывает, как нужно себя вести и что делать изо дня в день, чтобы стать более настойчивой, а значит — проще добиваться своего.

Используй наглядную мотивацию

Чтобы научиться достигать своих целей, нужно как можно более конкретно представлять, чего именно ты хочешь. Наше мышление устроено таким образом, что чем более абстрактно наше желание, тем сложнее нам представить, как именно мы будем идти к нему. Например, если ты хочешь накопить денег на путешествие по Европе, то нельзя останавливаться на такой расплывчатой формулировке. Продумай и запиши — или даже зарисуй — всё до последней мелочи. Куда, как и на чем ты поедешь, где будешь останавливаться, какие достопримечательности увидишь, какие вещи соберешь в багаж и какие сувениры привезешь друзьям. Так ты сразу можешь прикинуть, сколько примерно денег нужно накопить — и цель уже станет намного яснее.

Если ты хочешь, к примеру, похудеть, то не только развесь повсюду фотографии фигуры мечты, но и визуализируй собственный лишний вес. Например, собери пирамидку из карандашей, где каждый карандаш будет символизировать 100 граммов лишнего веса. Убирай по 1 карандашу на каждые 100 граммов потерянного веса и смотри, как такая пирамидка тает на глазах.

Разделяй на мелкие шаги

Как только ты определилась с собственной целью, разбей ее на как можно большее количество простейших шагов. Затем выполняй эти мелкие шаги неукоснительно и не останавливайся, пока не пройдешь их все один за одним. Каждую такую мелкую задачу выполнять гораздо проще, чем думать о глобальной задаче целиком.

Например, ты хочешь получить прибавку к зарплате. Подумай, что нужно для этого сделать и с кем поговорить? Составь список своих рабочих достижений и аргументов за повышение зарплаты, поговори с непосредственным руководителем о возможности такого действия, узнай, к кому нужно обратиться непосредственно, рассчитай примерную сумму прибавки, напиши речь, выбери подходящее время. Если какой-то пункт выполнить не получилось, то пересмотри план и внеси в него коррективы.

Уважай себя и окружающих

Очень трудно научиться уважать на равных себя и окружающих. Корни болезненной застенчивости растут, как это ни странно, не из лишней скромности, а именно из-за неравного отношения к людям. Важно понимать, что у окружающих нет желания причинить тебе вред, сделать плохо или обидеть. Поэтому ты имеешь право требовать у них уважения к собственной персоне в обмен на уважение к ним. Не молчи, если есть, что сказать, не бойся новых знакомств, не бойся отказывать и настаивать на своем — всё это признаки уважения к людям. Аргументированная критика — это также знак уважения, так что не стесняйся иногда критиковать других в мягкой форме, если сможешь объяснить собственный взгляд на ситуацию.

Следи за внешней стороной вопроса

В деле проявления настойчивости важную роль играет внешняя атрибутика. Волей-неволей тебе придется взаимодействовать с другими людьми. Чтобы при этом быть настойчивой и добиваться своего, сделай акцент на внешнее проявление эмоций, на позы и осанку. Держи спину ровно, что придаст уверенности в себе, не прячь взгляд, не повышай голос и не шепчи. Чем более ровно и спокойно ты будешь себя вести, тем больше шансов, что тебе с первого же раза удастся осуществить задуманное.

Если тебе сложно сразу изменить стратегию внешнего поведения, то вернись к пункту 2 нашего списка и распиши все возможные действия по небольшим шагам: что лучше надеть, как следить за осанкой, какие жесты делают уверенные в себе люди. Во всем этом тебе может помочь наблюдение за настойчивыми людьми или чтение книг и статей по популярной психологии. Например, что-нибудь про язык жестов. Не переживай, если всё сразу не получится, и попробуй внедрять внешние привычки настойчивого и уверенного в себе человека по одной. Очень скоро они станут неотделимыми от тебя.

Поощряй свои удачи

Чтобы достичь успеха, нужно мыслить позитивно. Для начала составь список своих хороших качеств и сильных сторон. Перед началом любого важного дела не забывай его просматривать, обновлять и заряжаться позитивом. Сохраняй все похвальные грамоты, благодарственные письма и просто цитаты из переписок, где тебя высоко оценивают.

При этом не забывай и сама себя хвалить время от времени — за хорошо выполненное дело, проявление настойчивости или другую удачу обязательно себя поощряй.

Это может быть просто запись в специальном «дневнике побед», отметка в блоге или плитка любимого шоколада. Главное тут — эмоциональный посыл.

Подходи к делу комплексно

Помни, что в деле проявления настойчивости не бывает ненужных мелочей. Любая деталь, о которой мы сейчас говорим, должна приниматься в расчет. Если ты станешь пропускать какие-то шаги как слишком очевидные, то в нужный момент вся общая стратегия может и не сработать из-за какой-то небольшой накладки. Старайся всегда смотреть на проблему комплексно, тогда ничто не сможет застать тебя врасплох.

Кстати, заранее подготовиться к возможной неудаче — тоже вещь весьма полезная. Ее надо всегда иметь в виду. Как только ты начинаешь чего-то добиваться, обязательно продумай, что ты будешь делать, если совершить задуманное не удастся. Не стоит считать, что это готовность к поражению — скорее, разумное прикрытие тылов на случай тактического отступления.

Повторяй до победы

Не надо бояться повторить что-то, если с первого раза у тебя это не получилось. Возможно, это не удастся и со второго раза и даже с третьего — ничего страшного. Не думай, что обращаться к одному и тому же человеку с одним и тем же вопросом несколько раз — это навязчивость или назойливость. Большинство вопросов, дел и проблем требует многократных подходов, тем более, что между ними у тебя будет возможность проанализировать совершенные ошибки и понять, почему именно не получилось это сделать. Существуют и такие ситуации, когда задуманное воплотить в жизнь не получается по каким-то определенным конкретным причинам и иначе быть не может. Но это уже вопрос грамотного планирования — нужно ставить перед собой реалистичные цели, тогда и сомневаться в стратегии повторения не придется.

Будь готова взаимодействовать

Почти всегда настойчивость предполагает, что ты должна уметь принимать помощь других и быть готовой помогать кому-то еще. В этом случае не стоит стесняться, ведь взаимопомощь — основа не только работы в коллективе, но и личного успеха. Нет ничего зазорного в том, чтобы попросить человека помочь сделать что-то, если ты покажешь, что готова предоставить ему собственные возможности взамен. И уж совсем необязательно, чтобы это был близкий друг или давний знакомый — помогать можно и нужно даже малознакомым людям.

Анализируй прогресс

После выполнения каждого мелкого шага на пути к своей цели, после каждого важного разговора и маленькой победы — или маленькой неудачи — обязательно удели пару минут, чтобы проанализировать действие. Что тебе удалось, а что не получилось? Как ты думаешь, что тебе в этом помогло? Что можно было сделать лучше? Что было сделать труднее всего?

Сформулируй ответы на эти вопросы — и в следующий раз тебе будет уже гораздо легче выполнять похожее действие.

А как только ты привыкнешь анализировать всю свою деятельность, подобный анализ будет занимать считанные секунды.

Считай всё происходящее игрой

Не стоит слишком серьезно относиться к настойчивости, успешности и прочим вещам, которые могут на тебя морально давить. Каждый человек сам определяет границы своей успешности и личности. Воспринимай всё происходящее как игру, где возможная неудача является всего лишь мелким шагом, ничего не значащим для общей картины. Расслабься и получай удовольствие.

Добавить в избранное Поделиться

УДК 37.01

ФОРМИРОВАНИЕ НАСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

л

© А.П. Шкуратова1

Братский государственный университет, 665709, Россия, г. Братск, ул. Макаренко, 40.

Динамически развивающаяся экономическая сфера диктует высокие требования к выпускникам ВУЗов. В связи с этим приведены обоснования важности развития настойчивости у студентов. После тестирования по методике Е.П. Ильина и Е.К. Фешенко с группой студентов в течение года был проведен эксперимент. Результаты повторного тестирования, а также итоги экзаменационной сессии подтверждают гипотезу о положительной роли формирования настойчивости в успешной учебной деятельности. Ил. 8. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: настойчивость; учебный процесс; личностно-ориентированный подход; мотивация; формирование компетентностей.

FORMATION STUDENTS’ DETERMINATION AS ELEMENT PROMOTING SUCCESSFUL TRAINING ACTIVITY A.P. Shkuratova

Bratsk State University,

40 Makarenko St., Bratsk, 665709, Russia.

Key words: determination; academic activities; person-centered approach; motivation; competence formation.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит проблему разработки и внедрения личностно-развивающих технологий обучения, которые позволяют преодолевать его отчужденность от реальной жизни. Специфика личностно-развивающего образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формирования соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности .

Наличие сформированных компетентностей у студента способствует принятию правильных решений в нестандартной ситуации. Учеба в ВУЗе — напряженный труд, требующий от обучающегося настойчивости, упорства, целеустремленности, самостоятельности, творческого отношения к работе.

«Ничто на земле не сможет заменить настойчивости. Ни гений; гений без признательности и вознаграждения почти пословица. Ни талант; ничто так не часто, как неудачный талант. Ни образование; мир полон просвещенных изгоев. Настойчивость в достижении цели — вот это сила!» . Поэтому в процессе обучения у студентов следует развивать такое свойство, как настойчивость в достижении цели.

Существует много определений понятия «настойчивость», приведем несколько из них.

Настойчивость — волевое качество личности, заключается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние трудности .

Настойчивость — личностное качество. Характеризуется способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия при достижении поставленной задачи .

Настойчивость — свойство по значению, то есть решительность, упорство в достижении цели .

Настойчивость предполагает неуклонное движение вперед, к положительному результату. Важно не только начать действовать, но нужно выдержать и устоять. При неудачах настойчивый человек не падает духом, а, наоборот, проникается еще более твердой решимостью добиться намеченного и ищет для этого новые пути и средства. Настойчивость выражается в умении успешно трудиться не только тогда, когда работа легка и интересна, но и тогда, когда она трудна, скучна, тяжела. Настойчивость — одно из необходимых условий успешной учебной работы студентов.

Давая определение настойчивости, в качестве ее важнейших характерных признаков выделяем следующие:

а) длительное сохранение цели и активное стремление к ее реализации;

б) лишь только тогда, когда человек умеет органи-

1Шкуратова Александра Петровна, соискатель, ассистент кафедры информатики и прикладной математики, тел.: 89086571117, e-mail: shap-it@yandex.ru

зованно распределять свои усилия в достижении далекой цели, систематически изо дня в день преодолевать препятствия, мы можем говорить о проявлении его настойчивости;

в) только тогда, когда человек, преодолевая препятствия, достигает цели, мы можем назвать его настойчивым.

Для того, чтобы получить и усвоить знания или навыки, необходима настойчивость. Чем больше ее у студента, тем быстрее и нагляднее будет результат обучения.

Процесс освоения новых знаний, умений, навыков, способностей неразрывно связан с преодолением внутреннего сопротивления, т.е. с совершением волевого акта. В основе же волевого действия находятся целеустремленность и настойчивость обучающегося. Настойчивый учащийся мобилизует силы для преодоления трудностей, добивается успехов даже при средних способностях. Эта черта характера развивается под влиянием воспитания и самовоспитания, стремления доводить начатое дело до конца, готовности приложить усилия, чтобы подчинить свое поведение будущему результату, иногда вопреки непосредственно действующим в настоящую минуту побуждениям.

Настойчивость в обучении во многом зависит от индивидуальных особенностей студентов . Однако заинтересовать их учебой, повысить мотивацию в приобретении новых знаний и развить творческие способности — это задачи педагога.

С целью получения информации об уровне настойчивости для студентов первого курса направлений «Информационные системы и технологии» (ИСТ) и «Инженерия программного обеспечения» (ИПО) естественнонаучного факультета ФГБОУ ВПО «Братский государственный университет» было проведено тестирование по методике Е.П. Ильина и Е.К. Фешенко, которое предназначено для самодиагностики настойчивости .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данное тестирование проводилось два раза: в начале учебного года и после зимней сессии.

Результаты тестирования в начале учебного года группы ИСТ представлены на рис. 1.

Рис. 1. Результаты тестирования группы ИСТ в начале учебного года

72% — студенты с высоким уровнем настойчивости. Это целеустремленные люди, которые пришли

осознанно учиться и хотят получить интересную специальность.

17% — студенты со средним уровнем настойчивости; у них большой потенциал для развития настойчивости.

11% — студенты с низким уровнем настойчивости. Такой же процент составляют молодые люди, поступившие на факультет по наставлению родителей.

Результаты тестирования в начале учебного года для группы ИПО представлены на рис. 2.

Рис. 2. Результаты тестирования группы ИПО в начале учебного года

43% — почти вполовину меньше по сравнению с группой ИСТ — занимают студенты с высоким уровнем настойчивости. В основном это люди, которые решили продолжить обучение после получения среднего профессионального образования.

36% — студенты со средним уровнем мотивации.

21% — первокурсники с низким уровнем мотивации. Про собеседовании выяснилось, что студенты не получили проходной балл для приобретения желаемой специальности и поэтому учатся без охоты.

Настойчивость при выполнении или планировании какой-либо деятельности не возникает случайно. Чтобы ее развить, человек должен сначала чего-то действительно захотеть. Тут необходимо научиться правильно ставить цель. Человек, который поставил себе цель, пусть небольшую, и целенаправленно добивается ее достижения, тренирует и развивает в себе настойчивость. Часто студентам, особенно младших курсов, требуется обучающее направление в области постановки целей деятельности, а также способов и методов их достижения.

В дальнейшем для обучения правильной постановке целей проводились психологические тренинги с группой ИСТ. При этом использовались представленные ниже методы:

1. Дружественный союз с одним или несколькими людьми, которые поддерживают стремление идти к цели согласно плану действий. Ребятам в рамках учебных профессиональных дисциплин (информатика, история отрасли и введение в специальность, информационные технологии) давались групповые ситуационные домашние задания, чтобы они научились обсуждать и отстаивать свою точку зрения.

2. Выбор ориентира. В рамках кураторских часов проводились беседы на тему «Кто является олицетворением настойчивости?», на которые приглашались выпускники этой же специальности, добившиеся определенных профессиональных успехов. Рассказывая о своем примере настойчивости в достижении цели, человек может стать «ориентиром» для учащихся.

Для группы было также проведено занятие в виде деловой игры, что способствовало не только развитию творческих способностей, но и проявлению настойчивости в поиске и подготовке информации, формированию и укреплению лидерских качеств.

Эксперимент дал необходимые результаты. В ходе беседы со студентами выявлено, что принципиально иным стало у них отношение к «нелюбимым» дисциплинам (которые вызывают затруднения в ходе изучения): преодоление препятствий сделало учебу интересней, вызвало чувство глубокого морального удовлетворения.

В прямой зависимости от настойчивости находится и другая психологическая особенность — вера в свои силы. Первый опыт учебной деятельности убедил ребят, что они могут преодолевать трудности, но для этого требуется напрячь свои силы и способности. Хорошие оценки, авторитет среди товарищей, чувство ответственности перед коллективом (группой), несомненно, являются решающими факторами, которые обеспечивают активное участие студентов и в общественной работе. Примером может служить следующее: студентка гр. ИСТ-13 стала лучшим профоргом факультета по итогам ежегодного конкурса «Лучший профорг-2014». Кроме того, весной студенты этой же группы успешно выступили на международной научно-студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» в г. Новосибирске и заняли 3 место.

После сдачи зимней сессии у двух групп — ИСТ и ИПО — было вновь проведено тестирование. Его результаты для группы ИСТ представлены на рис. 3.

Рис. 3. Результаты тестирования группы ИСТ после зимней сессии

88% — студенты с высоким уровнем настойчивости. Очевидно, что уровень настойчивости у ребят повысился в связи с проведенной работой.

12% — студенты со средним уровнем настойчивости.

0% — студенты с низким уровнем настойчивости.

Результаты тестирования после зимней сессии для группы ИПО представлены на рисунке 4. Напомним, что в этой группе образовательный процесс проводился традиционно.

гррдыии; ________

36%

Рис. 4. Результаты тестирования группы ИПО после зимней сессии

По 36% набрали студенты с низким и средним уровнем настойчивости.

28% — студенты с высоким уровнем настойчивости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для наглядности покажем на графиках изменение уровней настойчивости до и после проведенной работы для группы ИСТ (рис. 5) и группы ИПО (рис. 6).

Из графика видно, что все уровни (низкий, средний, высокий) настойчивости в группе ИСТ после эксперимента изменились: ребят с низким уровнем настойчивости не оказалось, снизился процент студентов со средним уровнем настойчивости, а учащихся с высоким уровнем настойчивости стало заметно больше.

Из графика видно, что в группе ИПО лишь процент учащихся со средним уровнем настойчивости остался прежним. Отрицательная динамика наблюдается у студентов с низким уровнем настойчивости (увеличение с 21% до 36%), а также у студентов с высоким уровнем настойчивости (резкое уменьшение с 43% до 28%).

Далее были проанализированы итоги зимней сессии. Результаты исследования оценок группы ИСТ представлены на рис. 7.

47% ребят сдали сессию на оценки «5» и «4» -почти половина группы. В эти проценты попадают учащиеся с высоким и средним уровнем настойчивости.

32% — сдали сессию на «отлично»; сюда также попадают ребята с высоким и средним уровнем настойчивости.

21% — сдали сессию на «хорошо» (без «5»). В эти проценты уже входят учащиеся со средним уровнем настойчивости.

0% студентов сдали сессию с «3», т.е. таких ребят не оказалось.

Результаты исследования показателей группы ИПО представлены на рис. 8.

Рис. 5. График изменений уровней настойчивости группы ИСТ

Рис. 6. График изменений уровней настойчивости в группе ИПО

Рис. 7. Результаты зимней сессии группы ИСТ

44% группы сдали сессию на «5» и «4»; это ребята с высоким и средним уровнем настойчивости.

31% — сдали сессию с «3», тогда как в группе ИСТ таких студентов вообще не было.

19% — сдали сессию на «5», что в два раза меньше, чем в группе ИСТ.

6% — сдали сессию на «4»; это ребята со средним уровнем настойчивости.

Данные результаты были подтверждены в ходе беседы со студентами группы ИПО: прослеживалось снижение желания учиться; проявлялось безразличие к подготовке домашнего задания; учеба для студентов

Рис. 8. Результаты зимней сессии группы ИПО

этой группы стала по принципу: «лишь бы сдать»; качество выполненных лабораторных и практических работ не вызывало у ребят интереса.Таким образом, итоги повторного тестирования подтверждают гипотезу о том, что развитие настойчивости играет положительную роль в успешной учебе.

Учебную деятельность в ВУЗе необходимо рассматривать как сложное волевое действие, состоящее из нескольких этапов:

1) осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) обход внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Чтобы этот труд оказался успешным и принес желаемые результаты, преподавателю его следует правильно организовать на основе следующих обобщенных рекомендаций:

• Научить студентов правильно ставить цели и задачи.

• Поддерживать у учащихся оптимальный психологический настрой.

• Научить студентов правильно распределять

время и планировать свою работу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Максимально использовать для повышения мотивации все формы учебных занятий.

• Прививать студентам навыки научно-исследовательской работы.

Надежными предикторами настойчивости студентов выступают: целеустремленность, самоконтроль поведения и умение концентрироваться на выполняемой деятельности, а также оптимистический атрибутивный стиль и оптимистические ожидания относительно будущего.

Статья поступила 17.06.2014 г.

Библиографический список

1. Зинченко В.П. Большой психологический словарь. СПб.: Олма-Пресс, 2004. 666 с.

2. Викисловарь . URL: http://ru.wiktionary.org/wiki/%ED%E0%F1%F2%EE%E9%F7%E 8%E2%EE%F1%F2%FC (29.05.2014).

3. Иващенко Г.А., Блинова Т.И. Гуманизация графической подготовки специалистов технического профиля // Известия Уральского государственного университета. 2009. № 62. С. 113-117.

4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 434 с.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *