Как развить смирение?

G M T

Звуковая функция ограничена 200 символами

Настройки : История : Обратная связь : Donate Закрыть

В первый год, по получении Святого Духа, я думал: грехи мне Господь простил: благодать свидетельствует об этом; чего мне еще более надо?

Но не так надо думать. Хотя грехи прощены, но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение. Я так не делал, и перестал сокрушаться, и много я потерпел от бесов. И я недоумевал, что со мною делается: душа моя знает Господа и Его любовь; как же мне приходят плохие помыслы? Но Господь меня пожалел, и Сам научил меня, как надо смиряться: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». И этим побеждаются враги; а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу.

Кто, подобно мне, потерял благодать, тот пусть мужественно борется с бесами. Знай, что ты сам виноват: впал в гордость и тщеславие, и Господь милостиво дает тебе познать, что значит быть в Духе Святом, и что значит быть в борьбе с бесами. Так душа опытом познает вред гордости, и тогда бегает тщеславия, и похвалы человеческой, и помыслов. Тогда начнет душа выздоравливать и научается хранить благодать. Как понять — здорова ли душа, или больна? Больная душа — горделива; а здоровая душа любит смирение, как научил ее Дух Святой, и если не знает этого, то считает себя хуже всех.

Смиренная душа, хотя бы Господь брал ее на небо каждый день и показывал всю небесную славу, в которой пребывает Он, и любовь Серафимов и Херувимов, и всех святых, то и тогда, наученная опытом, будет говорить: «Ты, Господи, показываешь мне Свою славу, потому что Ты любишь создание Свое, но мне дай плач и силу благодарить Тебя. Тебе подобает слава на небе и на земле, а мне подобает плакать о грехах моих». Иначе не сохранишь благодать Святого Духа, которую дает Господь туне, по милости Своей.

Господь много пожалел меня, и дал мне разуметь, что всю жизнь надо плакать. Таков путь Господень. И вот теперь пишу, жалея тех людей, которые подобно мне, горделивы и потому страдают. Пишу, чтобы учились смирению и обрели покой в Боге.

Некоторые говорят, что это раньше когда-то было, а теперь все это устарело; но у Господа никогда ничто не умаляется, а только мы изменяемся, делаемся плохими и так теряем благодать; а кто просит, тому Господь дает все не потому, что мы этого стоим, но потому, что Господь милостив и нас любит. Я пишу об этом потому, что душа моя знает Господа.

* * *

Научиться Христову смирению — есть великое благо; с ним легко и радостно жить, и все бывает мило сердцу. Только смиренным являет Себя Господь Духом Святым, а если не смиримся, то Бога не узрим. Смирение есть свет, в котором мы можем узреть свет Бога, как поется: «Во свете Твоем узрим свет».

Господь научил меня держать ум во аде, и не отчаиваться, и так смиряется душа моя, но это не есть еще настоящее смирение, которое неописуемо. Когда душа идет к Господу, то бывает в страхе, но когда увидит Господа, то от красоты славы Его неизреченно радуется, и от любви Божией и от сладости Духа Святого совершенно забывает землю. Таков рай Господень. Все будут в любви, и от смирения Христова все будут рады видеть других выше себя. Смирение Христово в меньших обитает; они рады, что они меньше. Так мне дал разуметь Господь.

О, помолитесь за меня все святые, чтобы душа моя научилась смирению Христову; жаждет его душа моя, но стяжать не могу, и слезно ищу его, как потерявшееся дитя ищет мать свою.

«Где Ты, мой Господи? Скрылся от души моей, и слезно ищу Тебя.

Господи, даруй мне силу смириться пред величием Твоим.

Господи, Тебе подобает слава на небеси и на земли, мне же, маленькому созданию Твоему, даруй смиренного Духа Твоего.

Молю Твою благость, Господи, призри на меня с высоты славы Своей и даруй мне силу славить Тебя день и ночь, ибо душа моя возлюбила Тебя Духом Святым, и скучаю я по Тебе, и слезно ищу Тебя.

Господи, даруй нам Духа Святого; Им будем Тебя славить день и ночь, ибо плоть наша немощна, а Дух Твой бодр, и дает силу душе легко Тебе работать, и утверждает ум в любви Твоей, и упокоивает в Тебе совершенным покоем, и уже не хочет он помышлять ничего, кроме любви Твоей.

Господи, Милостивый,- немощной дух мой не может придти к Тебе, и потому зову Тебя, как царь Авгарь: приди, и исцели меня от ран моих греховных помыслов, и я буду хвалить Тебя день и ночь, и проповедовать Тебя людям, чтобы познали Тебя все народы, что Ты, Господь, как и раньше, творишь чудеса, прощаешь грехи, и освящаешь, и живишь».

Старец Силуан Афонский. Часть II. Писания старца Силуана

Ниже я приведу предложенные Карен Хорни проявления ненависти к себе (из книги НЕВРОЗ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ. БОРЬБА ЗА САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ. Перевод Е.И.Замфир. K.Horney. Neurosis and Human Growth: The Struggle Toward Self-Realization. N.Y.: W.W.Norton & Co, 1950. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 1997):
БЕЗЖАЛОСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЕБЕ
«Надо» разрушительны по самой своей природе. Они надевают на человека смирительную рубашку и лишают внутренней свободы. Даже если он умудряется достичь совершенства манер, это происходит только за счет его непосредственности и подлинности его чувств и верований. Цель НАДО, как и цель любой политической тирании, – в истреблении индивидуальности. Они требуют беспрекословного подчинения, которое человек даже и не считал бы подчинением.

Разрушительный характер многих НАДО ясен уже из их содержания (например, три НАДО, которые действуют в условиях болезненной зависимости и в этом контексте получают дальнейшее развитие: «Я ДОЛЖЕН быть достаточно великодушен, чтобы ни на что не возражать»; «Мне НАДО заставить ее любить меня»; «Я ДОЛЖЕН пожертвовать абсолютно всем ради «ЛЮБВИ»!»). Человек может взваливать на себя задачи, губительные для всего его существования. Ненависть к себе может обрушиться на нас за нарушение НАДО. Требования (НАДО) способствуют росту самоотчуждения, во-первых, вынуждая человека к фальсификации непосредственных чувств и убеждений, и, во-вторых, порождая всепроникающую бессознательную нечестность.
БЕСПОЩАДНЫЕ САМООБВИНЕНИЯ
Если нам не удается достичь абсолютного бесстрашия, щедрости, самообладания, силы воли и т.п. наша гордость произносит приговор: «виновен». Весь эффект от самонаблюдения сводится к тому, что человек чувствует себя «ВИНОВАТЫМ» или НЕПОЛНОЦЕННЫМ, и в результате его заниженная САМООЦЕНКА еще более занижается и затрудняет ему попытку постоять за себя в следующий раз. Самообвинения в мошенничестве и обмане (страх, который возникает у него в ответ на самообвинения – страх быть уличенным: если бы люди знали его лучше, они бы увидели, какая он дрянь).

Другие самообвинения ударяют не столько по существующим затруднениям, сколько по мотивации что-либо сделать (например, за неискренность намерений, за скрытые намерения). Самообвинения могут быть сосредоточены на внешних неблагоприятных условиях, неподконтрольных данной личности. Эти внешние факторы не должны быть неподконтрольными. Следовательно, все, что идет не так, бросает на него тень и разоблачает его позорные ограничения. Если он выносит самообвинения вовне, то уверен, что все окружающие приписывают всем его поступкам нехорошие мотивы. Это чувство, как мы уже упоминали, может быть настолько реальным для него, что он негодует на окружающих за несправедливость.

Тщетность самообвинений, их всего лишь обличающий характер — потому что он выстраивает ее в духе ненависти к себе. Человек может обвинять себя за действия или установки, которые при внимательном рассмотрении кажутся безвредными, законными и даже желательными (тот, кто гордится своим аскетизмом, обвинит себя в «обжорстве»; тот, кто гордится смирением, заклеймит уверенность в себе как эгоизм). Самое важное в этом виде самообвинений то, что они часто относятся к борьбе против проявлений подлинного я. Необходимость обороняться против любых самообвинений препятствует развитию способности к конструктивной самокритике и тем самым снижает вероятность, что мы научимся чему-нибудь на ошибках.

СОВЕСТЬ неусыпно охраняет главные интересы нашего ПОДЛИННОГО Я (она представляет по Фромму «призыв человека к самому себе»; это реакция истинного я на должное или недолжное функционирование личности в целом). Самообвинения же исходят из гордости и выражают недовольство возгордившегося я тем, что личность не соответствует его требованиям. Они не служат истинному я, а направлены против него, на то, чтобы его раздавить.

ПРЕЗРЕНИЕ К СЕБЕ
Это общее название для разнообразных путей подрыва самоуважения, уверенности в себе, куда входят самоумаление, пренебрежение к себе, сомнение в себе, недоверие к себе, высмеивание себя. Недоверие к себе часто прославляется другими людьми как «скромность» и ощущается таковой самим человеком.
Человек слишком мало ценит свое время, проделанную или предстоящую работу, свои желания, мнения, убеждения, утратил способность относиться серьезно к любому своему делу, слову или чувству; циничное отношение к себе (может распространиться на мир вообще). Более откровенно презрение к себе проявляется в приниженном, раболепном или извиняющемся поведении.
Четыре следствия презрения к себе:
Первое – навязчивая потребность определенного невротического типа сравнивать себя с каждым встречным, и всегда не в свою пользу (невротическая гордость также требует: тебе НАДО превзойти всех и во всем.).
Второе – уязвимость в человеческих взаимоотношениях. Презрение к себе делает невротика сверхчувствительным к критике и отвержению. Неспособный принять себя таким, каков он есть, он не может поверить, что другие, зная его со всеми его недостатками, могут принять его дружески или уважительно; может доходить до непоколебимой уверенности, что другие просто презирают его; может дойти до неспособности принимать за чистую монету любые добрые чувства к нему других людей; принимает за реальность свою идею о том, что другие смотрят на него сверху вниз (невротик бессознательно заинтересован относиться к другим, как к своим оскорбителям; хотя считать, что его отвергают и пренебрегают им, болезненно, но все же менее болезненно, чем взглянуть в лицо собственному презрению к себе. Это долгий и трудный урок для любого человека – усвоить, что другие не могут ни отнять наше самоуважение, ни подарить нам его).

Если человек реагирует мстительностью на то, что показалось ему неуважением, в картине преобладает раненая гордость; если в результате той же провокации он становится жалким и пытается снискать расположение – это наиболее ясное проявление презрения к себе.
Третье — человек часто «проглатывает оскорбления» (может даже не понимать вопиющего издевательства над собой, будь то унижение или эксплуатация; склонен сгладить или оправдать поведение обидчика. Это случается только в определенных условиях, например, при болезненной зависимости, и представляет собой исход сложной внутренней расстановки сил — беззащитность, происходящая из убеждения человека, что он не заслуживает лучшего обращения).
Четвертое – это потребность облегчить или уравновесить презрение к себе вниманием, уважением, признанием, восхищением или любовью других. Поиск такого внимания компульсивен, потому что на него толкает потребность не быть отданным на милость презрения к себе. Его питает, кроме того, потребность в торжестве, и он может доходить до всепоглощающей жизненной цели. Его результат – тотальная зависимость от других в своей самооценке: она поднимается и падает вместе с расположением других к нему.
Пока его презренный образ себя реален для него, его я кажется ему достойным лишь пренебрежения. Пренебрежение к своему уму, в результате которого человек чувствует себя глупым, соответствует гордости всемогуществом своего разума. Человек не заинтересован в том, чтобы освободить себе доступ к собственному уму; его интересуют абсолютные возможности «образцового ума».
Гордость и презрение к себе действуют совместно, порождая ЗАПРЕТЫ и ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАХИ. И запреты, и страхи – итог дилеммы, а ее суть – потребность в широком признании с одной стороны, и активное пренебрежение собой (или самоуничижение) – с другой.
ПРИВЫЧКА ФРУСТРИРОВАТЬ СЕБЯ
Гордецу свойственна активная фрустрация самого себя, совершаемая по велению ненависти. Тиранией НАДО он лишает себя свободы выбора. Самообвинениями и презрением к себе отбирает у себя самоуважение. Табу на радость могут быть скрыты за фасадом «сознательности», социальной ответственности: » Пока люди умирают с голоду, я не могу тратиться на всякие яства…». Часто простой вопрос проясняет ситуацию и убирает фальшивый нимб: отправил бы он посылку нуждающимся на те деньги, которые не потратил на себя? Определенный тип может радоваться чему-либо, только деля это с другими. Другие могут быть скупы на траты для себя, но щедро тратятся на вещи, нужные для престижа (много жертвуют на благотворительность, устраивают вечера, покупают антиквариат) — как будто ими управляет закон, повелевающий рабски прислуживать славе, но запрещающий все, что «только» увеличивает их удобства, счастье, духовный рост. Наказание за нарушение табу – тревога или ее эквиваленты. НЕЛЬЗЯ, налагаемые на радость — это сокрушение надежд и устремлений.
Слово «никогда» со всей его грозной окончательностью. Когда сокрушение надежд распространяется на все сферы жизни, возникает чувство мрачной обреченности Дантового ада: «Оставь надежду, всяк сюда входящий» (например, пациент, который отказался от всего существенного в жизни, впадает в жестокую панику и находится на грани самоубийства каждый раз, когда осознает в себе ценное качество). Если бессознательная решимость задержать свое развитие укоренена глубоко, пациент может отвергать любые заверения, делая саркастические замечания.
Табу на любое свое устремление: не только на возвышенные фантазии, а на любое стремление, подразумевающее, что человек обратится к собственным ресурсам или станет лучше и сильнее. Здесь стирается граница, лежащая между фрустрацией себя самого и пренебрежением к себе. «Кто ты такой, чтобы хотеть играть, петь, иметь жену? Ты никогда ничего не будешь из себя представлять».Фрустрацию самого себя можно увидеть в экстернализованном виде (если бы не его жена, начальство, безденежье…, он был бы счастливейшим человеком на земле).
ПРИЧИНЕНИЕ СЕБЕ МУЧЕНИЙ
Терзание себя – тоже побочный продукт ненависти к себе, отчасти неизбежный. Пытается ли человек подхлестнуть себя к достижению невозможного совершенства, швыряет ли себе обвинения, пренебрегает ли собой или фрустрирует себя, он всем этим мучает себя.

СОМНЕНИЯ в себе могут быть результатом внутренних конфликтов и проявляться в бесконечных и бесплодных внутренних диалогах, в которых человек пытается защититься от собственных обвинений; они могут быть выражением ненависти к себе, чья цель – подорвать почву под ногами человека; они могут быть самым главным мучением.

Промедление (могут быть ответственны общая инертность или всесторонняя неспособность на чем-то остановиться, выбрать свою позицию). Когда из-за своих отсрочек он действительно попадает в неприятную или угрожающую ситуацию, то иногда говорит себе с явным торжеством: «Так тебе и надо» (скорее это радость постороннего, наблюдающего).
В случаях ипохондрии можно выделить один фактор, запускающий механизм мучения самого себя: ипохондрики считают, что у них должно быть абсолютное здоровье, уравновешенность и бесстрашие; малейший знак противоположного делает их беспощадными к себе.
Садистские фантазии и импульсы могут происходить из садистских импульсов, направленных против себя (экстернализация влечения мучить себя). У других пациентов страх перед мучениями возникает, когда возрастает ненависть к себе, и представляет собой реакцию на пассивное вынесение вовне влечения мучить себя.

Склонность к мазохизму: в первом случае человек испытывает мстительное наслаждение, мучая себя; во втором – он отождествляет себя с презренным я и может только так достичь полового удовлетворения. Фактически он всегда и мучитель и жертва, и получает удовольствие, как унижаясь, так и унижая. Намерение мучить себя — спросить себя, не возросла ли в этот момент ненависть к себе, и почему это могло случиться.
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ САМОРАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ ИМПУЛЬСЫ И ДЕЙСТВИЯ
Они могут принимать форму обострений или быть хроническими, открыто насильственными или медленно подтачивающими, сознательными или бессознательными, могут осуществляться или оставаться воображаемыми. Они могут касаться главных или второстепенных вопросов. Их конечная цель – физическое, психическое и духовное саморазрушение.

– Я буду повторяться, потому что все духовные добродетели начинаются с любви. Если нет любви, то невозможно нести послушание, обрести смирение, невозможно стать кротким, молиться чисто и искренне. Ничего не возможно без Христовой любви! Если мы будем разделять по видам добродетели и будем беседовать об этом – будет чистая теология, а я не теолог. Я — монах, и моё дело любить. Прошу вас всех научиться любить, за это стремление Бог одарит вас Своей Благодатью, а в состоянии благодати ничего объяснять больше не нужно, вы всё сами поймёте. Вы даже будете удивляться, откуда у вас появляется смирение, кротость и молитва. Если у вас есть Христова любовь, не надо заканчивать духовное училище, чтобы вникнуть в духовные проблемы – Благодать Божия все вам откроет. Но для этого надо всеми нашими силами стремиться обрести Христову любовь. Я говорю о той любви, когда ты забываешь себя самого, твоё «эго» исчезает, ты жаждешь кому-то что-то дать, жаждешь откусить часть от своего сердца и кому-то подарить. Когда будет такая любовь, тогда и появятся все ответы.

Не надо выбирать по родству или еще каким выгодам – кому давать любовь, надо немедленно дарить любовь первому встречному…

В духовной жизни всё начинается с любви. Вот я сам сейчас себе задам вопрос: «А как научиться любить так, чтобы благодать пришла?». Надо работать над собой через силу воли. Сразу не получится, потому что у нас множество страстей, грехов, стереотипов. С детства нас учат всему, кроме любви, к сожалению. И вся эта глыба зла, ненависти, духовного падения, греха скрывает ту маленькую пылинку любви, которая есть в нашем сердце, которая подарена Богом. Как это всё найти? Как из этого зерна вырастить огромное дерево любви? Это и есть подвижничество. Каждый день, каждый час, каждую секунду мы только об этом и должны думать. Думать, кому отдать своё сердце, кому сделать добро, как вырастить из ребёнка настоящего человека, как родному человеку подарить тепло. Каждый шаг добра размягчает наше окаменевшее сердце. Мы должны использовать любую возможность, чтобы научиться любить. Для этого не надо начинать с понедельника, как мы любим делать: «вот с понедельника я с женой не буду ругаться», «вот в понедельник я сыну сказки прочитаю», «вот в понедельник я со своим начальником примирюсь»… Мы всё начинаем с понедельника, а можем до понедельника не только нашу душу погубить, а также души многих людей вокруг.
Господь сказал: «…кто соблазнит из малых сих, верующих в Меня, пусть тот лучше повесит себе мельничный жернов на шею и ввергнется в море» (Матф. 18, 6). Вот какая ответственность на нас лежит. Поэтому сию же секунду, не отлагая, мы должны начать учиться любить. Не важно, какое мы добро делаем — большое или мизерное, Господь нам Сам, по нашей духовной силе, всё предложит. Вот монах Ермолай немощен – Он ему даст возможность проявить маленькую любовь. Кто-то духовно силен – Он даст большой подвиг совершить. Главное – делать добро непрерывно.

И обязательно – любовь должна быть безусловной. Мы не должны любить из-за чего-то: «вот чудный мальчик – мой сын, и я отведу его в зоопарк». Нет. Как я люблю своего сына, так я должен любить любого человека. Потому что мы все – едины в Боге, это аксиома, братья и сёстры! Бесспорно, что мы части одного Бога. Пусть я родился за тридевять земель, а кто-то – за тридевять морей, всё равно мы из одного Источника. Это – неоспоримая истина. Поэтому не надо искать и выбирать по кровным связям или каким-то ещё признакам, кому давать любовь, а немедленно дарить любовь первому встречному. Тогда, постепенно, шаг за шагом, сердце так умягчится, что мы сами превратимся в эту любовь. Тогда любовь будут излучать наши глаза, наши дела, всякое наше действие. И только в этом случае мы будете настоящими христианами. До этого всё наше исповедание – чистая формальность. Вот вам «рецепт» того, как стать смиренным.

о. Ермолай (Чежия), заведующий архивом и библиотекой
Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон

Смотри также

1 августа Церковь празднует память преподобного Серафима Саровского. «Цель христианской жизни – стяжание Святого Духа», — говорит преподобный Серафим. Предлагаем …

12 июля Церковь празднует память первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день завершается Петров пост. Оба апостола приняли мученическую …11 июля 1993 года отошел ко Господу известный афонский подвижник, ученик преподобного Силуана афонского, старец Софроний (Сахаров). Предлагаем вашему вниманию …8 июля Церковь чтит память святителя Феолипта Филадельфийского, афонского аскета и богослова, учителя святителя Григория Паламы. Предлагаем вашему вниманию пять …Схимонах Денасий (Юшков, 1859–1928) в 1882 году в 23-летнем возрасте прибыл на Афон и поступил в Русский монастырь святого великомученика …Неконтролируемый гнев — величайший враг духовной жизни. Господь изначально наделил человека этим свойством души для противления греху, но после грехопадения …Ежегодно, в ближайшее воскресенье к 1 ноября (память свв. Космы и Дамиана Асийских), в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре чтят …Тогда прояснится греховная тьма, облегчится сердце от тяжести греховной, воссияет свет и отрада на сердце и заменится печаль радостию. … 27 сентября Церковь празднует Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Через крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа мы обрели наше … 21 сентября (8 сентября по старому стилю) Православная Церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы (или, как именуют в народе, Вторую (Малую) …

Тот, кто обладает смирением, подражает Самому Христу. Такой человек никогда не выходит из себя, никого не осуждает и не превозносится. Никогда не жаждет власти, избегает людской славы. Не ругается ни по какому поводу.

Не дерзит, когда разговаривает, и всегда выслушивает чужие советы. Избегает красивой одежды, внешний вид его прост и скромен.

Человек, безропотно выносящий все унижения и уничижения, получает большую пользу от этого. Поэтому не печалься, а, напротив, радуйся тому, что страдаешь. Тем самым ты обретаешь драгоценное смирение, которое спасает тебя.

«Смирился я, и спас Он меня” (Пс. 114:5). Следует всегда держать в памяти эти слова.

Не стоит огорчаться, когда тебя осуждают. Печаль по такому поводу означает, что ты имеешь тщеславие. Тот, кто желает спастись, должен полюбить людское презрение, ведь презрение несет смирение. А смирение освобождает человека от многих искушений.

Никогда не ревнуй, не завидуй, не стремись к славе, не ищи высоких должностей. Старайся всегда жить незаметно. Лучше пусть мир не знает тебя, ведь мир вводит в соблазн. Своими тщеславными речами и пустыми подстрекательствами он обманывает нас и наносит нам духовный вред.

Целью твоей должно быть обретение смирения. Быть ниже всех. Считать, что не делаешь ничего, достойного своего спасения. Надо молить Бога спасти тебя по своему благоутробию.

Смирение, послушание и пост рождают страх Божий, а страх Божий является началом истинной мудрости.

Все, что делаешь, делай со смирением, чтобы не пострадать от своих же благих дел. Не думай, что большое вознаграждение получает только тот, кто много трудится. Тот, кто обладает благим произволением и вместе с ним смирением, даже не имея возможности сделать многое и не будучи искусным в чем-либо, спасется.

Смирение достигается самопорицанием, то есть убежденностью в том, что по существу ты не совершаешь ничего хорошего. Горе тому, кто считает свои прегрешения незначительными. Он обязательно впадет в более тяжкий грех.

Человек, со смирением переносящий все направленное на него осуждение, приближается к совершенству. Им восхищаются даже Ангелы, ведь нет более труднодостижимой и более великой добродетелью, чем смирение.

Нищета, скорбь и презрение – это венцы для монаха. Когда монах безропотно терпит грубости, клевету и презрение, он с легкостью освобождается от дурных помыслов.

Достойно похвалы и осознание своей немощности перед Богом. Это есть знание самого себя. «Плачу и сокрушаюсь, – говорит святой Симеон Новый Богослов, – когда свет озаряет меня, и я вижу свою нищету и познаю, где нахожусь”. Когда человек познает свою духовную бедность и осознает, на каком в действительности уровне он находится, тогда в душе его просияет свет Христов, и он начнет плакать (рассказывая об этом, старец растрогался и сам заплакал).

Если другой человек назовет тебя эгоистом, пусть тебя это не печалит и не огорчает. Подумай лишь про себя: «Быть может, я таков и сам этого не понимаю”. Так или иначе, мы не должны зависеть от чужого мнения. Пусть каждый смотрит в свою совесть и руководствуется словами опытных и знающих друзей, а прежде всего, попросит прощения у своего духовника. И на основе всего этого строит свой духовный путь.

Ты пишешь, что тебе не удается бороться. Знаешь, почему так происходит? Потому что не обладаешь достаточным смирением. Ты полагаешь, что можешь достигнуть этого лишь своими силами. Но когда ты смиришься и скажешь: «Силою Христа, помощью Богородицы и молитвой старца я достигну желаемого”, будь уверен, что тебе все удастся.

Я, конечно, не имею такой молитвенной силы, но когда ты, смирившись, скажешь: «С молитвой старца я все смогу”, тогда, по твоему смирению, начнет действовать благодать Божья, и все получится.

Бог смотрит на «смиренных и сокрушенных” (Ис. 66:2). Но чтобы пришла кротость, спокойствие и смирение, необходим труд. Труд этот вознаграждается. Чтобы обрести смирение, как мне кажется, не нужны многочисленные поклоны и послушания, но прежде всего, помыслы твои должны спуститься вниз, к самой земле. Тогда у тебя не будет страха упасть, ведь ты уже внизу. А если ты и упадешь, находясь внизу, то не пострадаешь.

По моему мнению, хотя я, конечно, мало читаю и не делаю ничего выдающегося, смирение – это кратчайший путь к спасению человека. Авва Исаия говорит: «Научи язык свой просить прощения, и смирение придет к тебе”. Приучи себя говорить «Прости меня”, даже если поначалу это будет неосознанно, и постепенно ты привыкнешь не только произносить эти слова, но и чувствовать это в своем сердце.

Святые учат, что насколько велико будет твое благорасположение, когда ты просишь прощения – иными словами, смирение, – настолько же Бог и просветит другого, чтобы было достигнуто желанное перемирие между вами. Когда ты сокрушаешься и говоришь: «Я виноват, но не осознаю этого”, вскоре ты сможешь сказать: «Да, я действительно виновен”. И когда ты убеждаешь себя, что по-настоящему виноват, другой человек также поменяет свое к тебе отношение.

Настойчиво проси Бога наделить тебя даром самопорицания и смирения.

Молясь, проси Бога дать тебе умение видеть лишь свои прегрешения и не замечать грехи других. «Даруй мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего”, – говорит святой Ефрем Сирин.

Смиренный человек считает себя низшим среди всех. И поэтому всех любит, всех прощает и, самое главное, никого не осуждает.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия”

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *