Как спасти душу?

Эйдер Ольга Владимировна11.01.2012 00:40

Очень душеполезная книга! Красивое оформление!СодержаниеО вере, надежде и любви к БогуЧто такое православная вераКак укрепляется и растет святая вераВеруй в простоте сердцаВера в БогаНадежда на БогаБудешь уповать на Бога и избавишься от злаЛюбовь к БогуГде найти Иисуса ХристаКто любит ГосподаКто не любит ГосподаО том, что вера православной Церкви есть истинная вераКто отлучит нас от любви БожиейО сомнении в делах верыДух неверия в РоссииПризнаки неверияОтчего же ослабевает вераНе относись холодно к вереБерегись неверияНе унывай, христианин, если найдут на тебя когда минуты неверия, сомнения в истинах веры. Это может быть и действительно бывает со всяким верующимО молитве и силе ееКак мы должны относиться к читаемой молитвеКак надо молиться БогуПриготовление к молитвеСамое совершение молитвыЧто делать после молитвыВ чем состоит истинная молитваО действии молитвы (избр. письма прп. Нила подвижника)О необходимости постоянно и не ленясь молитьсяЗа кого надо прежде всего молитьсяХристианин, не ослабевай в своей молитвеО молитве пред иконамиО призывании святых в молитвах»Господи, помилуй!»Молитва ГосподняМолитва к Пресвятой БогородицеНаставление молящимсяПример спасительного действия молитвыЧто делать, когда молитва не идет на умНочная молитваБлажен, кто имеет твердую веру и умеет горячо молиться»Молиться очень трудно»Когда почувствуешь себя ослабевающим в молитвеНаставление о молитвеВажное замечание святого отца о молитвеКак спасти души свои от вечной погибелиМолитва в церкви и молитва домаО молитве в храме БожиемНе рассказывай людям, что Бог услышал твою молитвуДля чего псалмопение введено в нашу жизнь и почему самые пророчества преимущественно произносятся с пениемПримеры силы молитвыО крестном знамении и его силеО крестном знамении вообщеДля чего мы творим крестное знамениеСила крестного знамениНаграда за почитание крестного изображенияСила честного креста спасает от потопленияО святых иконахО иконах вообще и святости ихУпотребление и почитание св. икон основывается на Священном ПисанииОб употреблении и почитании св. икон в христианской Церкви с первых времен ее говорит Священное ПреданиеПочитание святых икон освящено чудесами, какие Господь благоволил совершить через нихО правильном почитании святых иконО почитании Святых Христовых ТайнО св. причащенииЧудодейственная сила Святых ТайнУчасть не почитающих Св. ТайныСила веры в таинство св. евхаристииПорядок приготовления и приступания к святому причастиюО почитании воскресного дня и праздниковО почитании воскресного дняВоскресенье — день ГосподеньПраздничный отдых необходим для благополучия человекаО том, как проводить праздничные дниВоскресный день в ЛондонеВ праздники работать грех»Бедный человек, почему ты не отдыхаешь в воскресный день?»Слово Божие и его силаСлово Божие величайшее благо для сердца человеческогоСлово Божие — пища для душиО святой БиблииСуждение о Библиим Есть ли у тебя БиблияКогда читать БиблиюВ каком порядке читать БиблиюО ЕвангелииКнига вечной жизниКак поступать тогда, когда, читая Библию, чего-либо не понимаешьСила Слова БожияЧудеса и их силаО чудесахЧудеса непрестанныеЧудеса исцелений ЕвангельскихСемейная жизнь христианинаНесколько слов к вступающим в супружествоИстинное христианское супружество и каково оно у насХристианская семейная жизньО семейном благополучииКак призвать на себя благословение БожиеСемейные неурядицы — как причина бедствий крестьянДетство и отрочество — самое удобное время для научения детей наших правилам благочестияРодители, учите детей молитвамЮность — счастливое времяО повиновении детей родителямВажность пятой заповеди закона БожияОбязанности, предписываемые пятою заповедьюПримеры глубокого послушания и преданности к начальникам и наставникамЯвное наказание Божие за непочтение к родителямКакое родители должны оставить наследство детямИспорченные детиК вам, отцы и матери, мое словоУвещание молодежиПредостережение, особенно молодежи, от увлечений непокорности и ложных толкованийНаставления пастыря духовным детямНаставление отца сынуЧто следует делать родителям с дочерямиСтрасть женщин к нарядамНе заботьтесь об одежде и нарядахКак простой народ смотрит на женщинуНа утешение больным и скорбящимБолезни и польза ихЧто делать в часы скорби»В скорби будьте терпеливы»»Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя»Несколько слов обидимымРопот людей на горькую участьБеды и невзгоды — благополучие наше. Бог — наше прибежищеНаши идолыСовременное идолопоклонствоИдолопоклонство духовноеО богатствеБогатство и бедностьКак вернее нажить богатствоВ чем состоит истинное богатство человекаБогатство — великий дар Божий, великая милость Божия. «Не убойся, егда разбогатеет человек или егда умножится слава дому его»Беды от богатстваКак вести себя при богатствеУмное распоряжение богатствомБогатый и ЛазарьУтешение беднякуГрех сребролюбияГосподь наказывает жестоких сребролюбцевО завистиО гордостиО том жеФарисей и мытарь в христианском храмеСредство против гордостиГордость и тщеславиеПоучение против корыстолюбияО пьянствеСтрашные грехи»Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд»Отчего происходит жадность к винуПоучение к простолюдинам против пьянстваПлоды пьянстваБлагодатное врачевство от пьянстваИзлечение от запояОбычные отговорки народа от трезвостиКара Господня за распутную жизньГрехи нашего времени и недобрые обычаиКартежная игра»Мы люди темные»О дурных помыслах и соблазнахДурные помыслыО соблазнахКак поступать при виде соблазновКак избежать соблазновЧему подобны души зараженных страстямиНаши искушения: борьба с плотью и миромЖизнь человека лукавого, пристрастного к миру и плотиКак нужно бороться со страстямиМир во зле лежитСети диаволаСильное оружие против диаволаО смерти и жизни загробнойСтрашное словоЧто такое смертьУжас смертиСмерть, могила, разрушениеЧас моей смертиЧас смертный, кто тебя избежитНеизвестность смертного часаКаждому человеку определено умереть, а затем предстать на Суд БожийКак св. мученики смотрели на смертьКак нам смотреть на свою смертьКак приготовиться к смертиЗамечательные изречения великих праведников пред своею кончиноюВзгляд умирающего на свою прошедшую жизньИстинно христианская кончинаСмерть грешникаО том, почему иногда добрые и честные люди умирают худой смертью, а злые и порочные смертью хорошейКак должно проводить последние дни и часы жизниНеобходимость и польза поминовения усопшихПольза душам усопших от поминовения на литургииО том, что за умерших надо подавать милостынюО пользе посещения кладбищаНебоО загробной жизниЗагробный путьО загробной участи нашейОжившая покойница — вестница из загробного мираСтрашный судМы снова увидимся в вечности

Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича), выпущенного издательством Сретенского монастыря. Приобрести издание можно в магазине «Сретение».

Мк., 37 зач., 8: 34-9:1.

Велика сила Истины, и ничто в мире не может одолеть этой силы.

Велика целительность Истины, и нет в мире никакого страдания и никакой немощи, для коих Истина не была бы лекарством.

В своих страданиях и немощах болящие ищут врача, который даст им лекарство от страданий и немощей. Никто не ищет врача, что давал бы лекарства как можно более сладкие; но всякий ищет врача, знающего верное средство, и не придает значения тому, будет ли лекарство сие сладким, горьким или безвкусным. И чем более горькое лекарство врач прописывает больному, и чем труднее способ лечения, тем больше, как кажется, больные доверяют такому врачу.

Почему люди не переносят горького лекарства только из рук Божиих? Почему ищут и ожидают из рук Божиих только сладостей? Потому что не ощущают тяжести своей болезни греховной и таким образом мнят, будто могут исцелиться от одних сластей.

О, если бы люди спросили себя: – Почему все лекарства от телесных болезней так горьки?

Дух Святый ответил бы им:

– Чтобы быть метафорой и изображением горечи лекарств духовных.

Ибо как телесные болезни суть метафора и изображение болезней духовных, так и телесные лекарства суть метафора и изображение лекарств духовных.

Разве болезни духа, эти главные болезни, болезни-первопричины, не намного более тяжки, нежели болезни телесные? Как же тогда лекарствам для духа не быть горше лекарств для тела?

Люди попечительны и многопопечительны о своем теле; и когда тело заболит, они не жалеют ни трудов, ни времени, ни богатств – лишь бы возвратить телу здоровье. Тогда для них никакой врач не берет дорого, никакой курорт не далек, никакое лекарство не горько; особенно когда они еще и почувствуют близость телесной смерти. О, если бы люди были столь попечительны и многопопечительны о своей душе! Если бы они столь же ревностно искали для души своей лекарства и врача!

Тяжко ступать по терниям босыми ногами. Но если босоногий умирает от жажды, а за терниями находится источник воды – то не решится ли босоногий охотнее наступить на терния, окровавив и изранив стопы свои, дабы добраться до воды, – нежели умереть от жажды на мягкой траве, не преходя терний?

– Невозможно нам принимать столь горькое лекарство! – говорят многие, расслабленные грехом. Потому человеколюбивый Врач людей сперва Сам принял лекарство горькое, горчайшее, хотя был здрав, – только бы показать болящим, что сие не невозможно. О, насколько труднее здоровому, чем больному вкусить и проглотить лекарство от болезни! Однако Он принял Его, дабы это лекарство приняли и смертельно больные.

– Невозможно нам босыми пройти по зарослям терний, как бы мы ни жаждали и какой обильный и чистый источник воды ни находился бы по ту сторону их! – снова говорят расслабленные грехом. Потому человеколюбивый Господь Сам, босой, прешел тернистую ниву и ныне с той стороны вопиет, призывая жаждущих на источник воды живой.

– Возможно, – возглашает Он, – Я Сам прошел по терниям острейшим и Своими стопами примял их; итак, грядите!

– Если крест – лекарство, невозможно нам принять это лекарство! И если крест – путь, невозможно нам идти этим путем! – так говорят болящие грехом. Потому человеколюбивый Господь взял тягчайший крест на Себя, да покажет, что сие возможно.

В сегодняшнем евангельском чтении Господь предлагает крестоношение, это горькое лекарство, всякому, желающему спастись от смерти.

Сказал Господь: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Господь не гонит людей на крест вперед Себя, но призывает их следовать за Собою, Крестоносцем. Ибо, прежде нежели произнести призыв сей, Он предсказал Свои страдания, а именно: И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мк.8:31). Он и пришел для того, чтобы быть Путем. Он пришел для того, чтобы быть Первенцем в страданиях и Первенцем во славе. Он пришел, да покажет, что возможно – и да сделает возможным – все то, что люди считали невозможным.

Он не заставляет людей и не принуждает их, но предлагает и советует. Кто хочет. По своей свободной воле люди впали в болезнь греховную, и по своей свободной воле люди должны лечиться и выздороветь от греха. Он не скрывает: горько-прегорько лекарство; но Он облегчает людям принятие его тем, что Сам первым принимает его, хотя и здрав, и являет его блистательное действие.

Отвергнись себя. И первый человек, Адам, отвергся себя, когда впал в грех, но он отвергся себя настоящего и истинного. Требуя ныне от людей, чтобы они отверглись себя, Господь требует отвергнуться себя ложного. Проще говоря: Адам отвергся Истины и прилепился ко лжи; ныне Господь требует от потомков Адама, да отвергнутся лжи и снова да прилепятся к Истине, от коей отпали. Отсюда, отвергнуться себя означает: отвергнуться иллюзорного не-существа, навязавшегося тебе вместо твоего существа, кое от Бога. Отвергнуться плотяности, вытеснившей в тебе духовность, и страсти, вытеснившей в тебе добродетель; и рабского страха, помрачившего в тебе образ богосыновства; и богохульного ропота, умертвившего в тебе дух послушания Богу. Отвергнись злых мыслей, злых желаний и злых дел. Отвергнись языческого поклонения природе и своему телу. Одним словом, отвергнись всего, что, как ты считаешь, является тобой, на самом же деле это не ты, а диавол, и грех, и тлен, и обман, и смерть. О, отвергнись злых навыков, ставших для тебя вторым естеством; именно: отвернись этого второго естества; ибо сие не естество, сотворенное Богом, но нагроможденный и окаменевший в тебе обман и самообман – олицетворенная ложь, коя живет под твоим именем, как и ты – под ее именем.

Что значит и возьми крест свой? Значит – добровольно прими из рук Провидения всякую цельбоносную горечь, тебе предлагаемую. Произойдут ли великие катастрофы – будь послушен воле Божией, как Ной. Требуется ли от тебя жертва – принеси ее с тою же верой в Бога, с какою Авраам хотел принести в жертву своего сына. Пропадет ли имение, умрут ли неожиданно твои дети, найдет ли лютая болезнь – все переноси с терпением, как Иов, не удаляя своего сердца от Бога. Оставят ли тебя друзья, будут ли тебя окружать одни враги – переноси все без ропота, с упованием на скорую помощь Божию, как поступали апостолы. Поведут ли тебя на казнь за Христа – будь благодарен Богу за такую честь, подобно тысячам христианских мучеников и мучениц. От тебя не требуют делать то, что до тебя никто никогда не делал; но требуется последовать многочисленным примерам других, исполнивших волю Христову: апостолов, святителей, исповедников и мучеников. Следует также знать, что, требуя нашего распятия на кресте, Господь требует только распятия ветхого человека, то есть человека, состоящего из злых навыков и служения греху. Ибо распятием сим умерщвляется в нас этот ветхий, скотоподобный человек и оживает новый, богоподобный, бессмертный. Как и апостол говорит: ветхий наш человек распят с Ним, – и тут же объясняет, почему распят: – чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху (Рим.6:6). Крест тяжек для ветхого, плотского человека, тяжек для плоти со страстями и похотями (Гал.5:24), но не тяжек для человека духовного. Крест для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия (1Кор.1:18). Посему мы хвалимся Крестом Христовым; и хвалимся крестом своим ради Христа. Господь требует от нас не того, чтобы мы взяли Крест Его, но крест свой. Его Крест – тягчайший. Он распялся на Кресте не за Свои грехи, а за наши; потому Его Крест – тягчайший. Мы распинаемся за свои собственные грехи; потому крест наш легче. И когда мы наиболее страдаем, мы не должны говорить, что наши страдания слишком велики и чрезмерны. Жив Господь, и ведает Он меру страданий наших, и не попускает нам страдать свыше сил. Мера наших страданий определена и исчислена не в меньшей степени, нежели мера между днем и ночью и мера движения звезд. Усиливаются ли наши страдания, отягощается ли наш крест – растет и сила Божия, как и апостол говорит: Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2Кор.1:5).

Прежде всего, великое наше утешение – в том, что Господь призывает нас следовать за Ним. И следуй за Мною, – глаголет Господь. Почему Он призывает к сему взявших на себя крест свой? Во-первых, для того, чтобы они не пали и не сломились под тяжестью креста. Такова достойная жалости слабость человеческого естества: и для самого сильного человека слишком тяжек даже самый легкий крест, если нести его без небесной помощи. Посмотрите, в какое отчаяние впадают неверующие при наималейшем ударе! Как они бунтуют против неба и земли от одного игольного укола! Как беспомощно гнутся из стороны в сторону, ища опоры и защиты в пустоте мира сего, хотя и считают весь мир одной отчаянной пустотой, не могущей дать им ни опоры, ни защиты! Потому Господь призывает нас идти за Ним. Ибо, только идя за Ним, мы сможем понести крест свой. В Нем найдем мы силы, храбрость и утешение. Он будет для нас светом на темном пути, здравием в болезни, другом в одиночестве, радостью в скорби и богатством в нищете. Болящему телесно оставляют горящий свет на всю ночь. И в ночи жизни сей нам необходим негасимый свет Христов, который будет умягчать нашу боль и поддерживать надежду на рассвет.

Другая причина, по коей Господь требует, чтобы мы шли за Ним, точно так же важна, как и первая, и касается цели добровольного отвержения себя и несения креста своего. И многие наружно отвергались себя, дабы еще более возвыситься в мире сем. Многие налагали на себя бесчисленные труды и подвиги только для того, чтобы люди восхищались ими и прославляли их. Многие так поступали и поныне поступают, главным образом в языческих народах, для приобретения чрез то некоей колдовской, магической силы, чтобы с ее помощью властвовать над людьми, вредить одним и приносить пользу другим; и все сие – из пустого личного славолюбия и корыстолюбия. Такое самоотвержение – никакое не самоотвержение, а самопревозношение; и такой крест ведет не к воскресению и спасению, а к полной погибели и преданию себя в руки диавола. Тот же, кто со крестом своим следует за Христом, свободен от всякой гордости, от всякого превозношения над другими людьми и от всякого стремления к мирской славе и выгоде. Как больной принимает горькое лекарство не с целью показать, что он может такое горькое лекарство проглотить, но да исцелится; так и истинный христианин отвергается себя, то есть гнушается своего больного естества, берет крест свой на себя как горькое, но спасительное лекарство и идет за Христом, своим Врачом и Спасителем, не ради человеческих похвал и славы, но да спасет душу свою от смертоносного безумия в мире сем и от червя и огня в мире ином.

Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Се, глаголы резкие и неумытные! Се, пламя, желающее попалить ветхого человека до самого корня, и с корнем! Господь Иисус Христос пришел не для того, чтобы только поправить мир, но для того, чтобы его претворить, переродить: старое железо бросить в огонь и отлить все новое. Он не ремонтник, а Сотворитель, Он не латает, а ткет. Кто хочет сберечь старое червивое дерево, тот потеряет его. Он может трудиться над этим деревом снаружи, сколько ему угодно: поливать его, полировать, огораживать, стеречь; черви источат дерево изнутри, и оно неминуемо сгниет и погибнет. Кто срубит червивое дерево и бросит в огонь вместе с червями, а затем перенесет свое внимание на молодые ростки и сохранит их от червей, тот сбережет дерево. Кто хочет сберечь свою ветхую, адамову душу, разъеденную грехом и сгнившую от него, тот потеряет ее; ибо такую душу Бог не допустит пред лице Свое, а создание, не представшее пред лице Божие, все равно что не существует. Потерявший же эту свою ветхую душу сбережет душу новую, душу, заново рожденную от Духа (Ин.3:6) и венчанную со Христом. Душа, собственно, и составляет нашу жизнь, потому в некоторых переводах Священного Писания говорится: «кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет ее»; и: «кто потеряет жизнь свою ради Меня и Евангелия тот сбережет ее». Толкование в обоих случаях одинаковое. Ибо кто хочет сберечь свою смертную жизнь во что бы то ни стало, тот потеряет обе жизни: и смертную, и бессмертную. Смертную – потому что, на сколько бы ни удалось ему продлить свою жизнь на земле, в конце концов со смертью он должен будет потерять ее. А бессмертную – потому что он не трудился и не старался получить ее. Тот же, кто трудится, дабы стяжать бессметную жизнь во Христе, получит и сбережет ее в вечности, хотя и бы и потерял сию временную смертную жизнь. Жизнь временную и смертную человек может потерять ради Христа и Евангелия или тогда, когда при необходимости принесет ее в жертву, приняв мученическую смерть за Христа и Его Святое Евангелие; или же тогда, когда, презрев сию жизнь свою, как грешную и недостойную, устремится всем сердцем, всею душою и всею крепостью своею ко Христу, всего себя отдаст Ему на служение, всем Ему пожертвует, во всем будет на Него уповать. Кто-нибудь может потерять душу свою, то есть жизнь свою, или покончив жизнь самоубийством, или принеся ее в жертву за некое дело неправедное, или же в ссоре и раздоре. Таковому не обещано, что он сбережет душу свою, то есть жизнь свою. Ибо сказано: кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Только Христос и Евангелие несравненно больше души нашей. Это – величайшее сокровище во времени и в вечности, и всякому человеку следует без колебаний пожертвовать всем ради некрадомого сего блага. Но почему Господь добавляет: и Евангелия? Не достаточно ли просто сказать: ради Меня? Не достаточно. Господь глаголет: ради Меня и Евангелия, – дабы тем расширить причины смерти для себя и жизни для Бога, а чрез то увеличить и число спасающихся. Итак, спасется тот, кто потеряет жизнь свою ради Христа живаго и бессмертного. Но спасется и тот, кто потеряет жизнь свою ради дела Христова в мире и Его святого учения. Наконец, спасется и тот, кто потеряет жизнь свою ради одной-единственной заповеди Христовой или одного-единственного слова Его. Господь – Законодатель жизни; кто пожертвовал собою ради Законодателя, тот пожертвовал собою и ради Его закона; и наоборот, кто пожертвовал собою ради Его закона, тот пожертвовал собою ради Него. Отождествляя Себя со Своим делом и Своим учением, Господь тем самым распространяет возможность спасения на многих.

Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Этими словами во многом разъясняются предыдущие. Из них видно, что Господь ценит душу человеческую выше всего мира. Из них видно также, какую душу человек должен потерять, чтобы душу сберечь: душу поврежденную, душу, погрязшую в мире сем, обремененную миром, порабощенную миру. Потеряет человек такую мнимую душу – спасет истинную душу свою; отвергнет ложную жизнь – приобретет истинную жизнь свою.

Что пользы, если человек приобретет весь мир, предопределенный к погибели, но повредит своей душе, предназначенной для бессмертия? Мир приближается к своему концу, и в конце будет отброшен как обветшавшая и пришедшая в негодность одежда. Истинные души, христолюбивые души, полетят тогда в Царствие бессмертной юности. Конец мира сего есть начало новой жизни душ. Так какая польза человеку от всего мира, если он скоро будет вынужден расстаться со всем миром и если и весь мир, в недалеком будущем, вынужден будет расстаться со своим бытием и исчезнуть, как сон после пробуждения? Чем поможет ему беспомощный мертвец? И какой выкуп даст он за душу свою? Се, даже если бы весь мир был собственностью человека, Бог не принял бы мира вместо души. Однако и мир принадлежит не человеку, а Богу; Бог сотворил его и дал человеку во временное пользование ради еще одного блага, высшего и драгоценнейшего, нежели мир. Главный дар Бога человеку – богообразная душа. И сей главный дар Бог в свое время потребует назад. Ничего человек не может возвратить Богу вместо души. Душа – царь, а все прочее – раб. Не примет Бог раба вместо царя, не взыщет временного вместо бессмертного. О, какой выкуп даст грешник за душу свою? Пока человек еще находится в теле и в мире сем, он увлекается многими ценностями мира; но, разлучившись от тела, он видит (увы, как бы не слишком поздно!), что не существует никаких других ценностей, кроме Бога и души. Тогда ему и помысл не сможет прийти о каком бы то ни было выкупе и замене за душу свою. О, как страшно положение грешной души, когда обрываются все нити, связывающие ее с миром и с Богом, и когда она, голая-преголая, бедная-пребедная, оказывается в мире духовном! Кого призовет она на помощь? Чье имя воспомянет? За край чьей ризы схватится, падая в бездонную пропасть – вечно падая в бездну? Блажен же тот, кто в этой жизни прилепился ко Христу, кто навык Его имя призывать деннонощно, нераздельно от дыхания и от биения сердца своего. Он над бездною будет знать, Кого призвать на помощь. Он будет знать, Чье имя воспомянуть. Он будет знать, за Чью ризу ухватиться. Воистину, он будет вне опасности под покровительством возлюбленного Господа.

Но се, главный ужас для всех тех, кто в этой жизни не боится греха. Господь говорит: Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. Услышьте то, все верные, и не рассчитывайте сверх меры на милосердие Божие. Воистину, на нераскаянных богохульников милость Божия будет изливаться только в этой жизни, а на Страшном Суде милость сменится правосудием. Услышьте сие, все с каждым днем приближающиеся к неизбежной смерти, услышьте и вострепещите душою и сердцем. Эти слова произнес не враг наш, но Величайший Друг. Те же самые уста, что и со Креста простили врагов, изрекли и сии страшные, но праведные слова. Кто постыдится Христа в этом мире, того и Христос постыдится при кончине этого мира. Кто постыдится Христа пред грешниками, того и Христос постыдится пред ангелами святыми. Чем будешь хвалиться ты, о человек, если будешь стыдиться Христа? Если ты постыдишься жизни, значит, будешь хвалиться смертью! Постыдишься истины? Значит, будешь хвалиться ложью! Милосердия? Значит, будешь хвалиться злобою! Правды? Значит, будешь хвалиться неправдою! Страданий на Кресте? Значит, будешь хвалиться идольскою мерзостью! Бессмертия? Значит, будешь хвалиться смертным тлением и могильным смрадом! И пред кем, наконец, станешь ты стыдиться Христа? Пред тем ли, кто лучше Христа? Нет; ибо нет никого лучше Христа. Значит, ты постыдишься Христа пред тем, кто хуже Христа. Стыдится ли сын отца своего пред медведем или дочь матери своей пред лисицею? Так к чему тебе стыдиться Преблагого пред злыми, Чистейшего пред нечистыми, Всемогущего пред ничтожными, Премудрого пред тупыми? К чему стыдиться величественного Господа пред родом прелюбодейным и грешным? Потому ли, что род сей постоянно мелькает у тебя пред глазами, а Господа не видно? Но еще совсем немного, и Господь явится во славе, на облаках, составленных множеством ангелов, и род сей исчезнет от ног Его, как прах от сильного ветра. Воистину, тогда ты будешь стыдиться не Господа славы, а самого себя, однако стыд твой уже не принесет пользы. Лучше стыдиться теперь, пока стыд еще помогает, стыдиться всего пред Христом, а не Христа пред всем. Почему Господь говорит: кто постыдится Меня и Моих слов? Кто постыдится Меня означает: «кто усомнится в Моем Божестве, и в Моем Божественном воплощении от Пречистой Девы, и в Моих муках на Кресте, и в Моем Воскресении; и кто устыдится Моей нищеты в мире, Моей любви ко грешникам». Кто постыдится… Моих слов означает: «кто усомнится в Евангелии или отречется от Моего учения; или извратит Мое учение и чрез ересь внесет смуту и распри в собрание верных; или гордо вознесется превыше Моего откровения и попытается заменить Его неким иным, своим, учением; или намеренно умолчит и скроет Мои слова пред сильными и могущественными мира сего, стыдясь Меня и страшась за себя». Слова Христовы суть животворящее завещание миру, так же как и Его страдания, Его тело и Его кровь. Господь не отделяет Своих слов от Себя и не придает им меньшего значения, чем Своей личности. Его слово неотделимо от Него. Его слово имеет силу, как и Его личность. Потому Он сказал Своим ученикам: Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам (Ин.15:3). Он словом Своим очищал души, исцелял болящих, изгонял бесов, воскрешал умерших. Слово Его – творческое, очистительное, животворящее. Впрочем, что тут удивительного, если в Евангелии говорится: и Слово было Бог (Ин.1:1)?

Род сей Господь называет прелюбодейным в широком смысле этого слова, подобно древним пророкам, кои и поклонение другим богам называли прелюбодеянием (Иез.23:37). Прелюбодействует всякий, кто забывает свою жену и идет вслед чужой; но прелюбодействует и всякий, кто забывает Бога живаго и начинает поклоняться сотворенному миру. Кто оставляет веру в Господа и верует в людей, кто оставляет любовь к Богу и переносит ее на людей или вещи, тот совершает прелюбодейство. Короче говоря, все грехи, из-за которых твоя душа удаляется от Бога и сочетается с кем-либо или чем-либо вне Бога, могут быть названы одним общим именем – прелюбодеяние, ибо все они имеют особенности супружеской измены. Итак, кто постыдится Господа Иисуса Христа, Жениха души человеческой, пред таковым прелюбодейным родом, воистину, подобен невесте, постыдившейся своего жениха пред распутными людьми. Господь говорит не просто «в роде сем грешном», но прелюбодейном и грешном. Для чего? Дабы особым образом обличить прелюбодеяние. Под прелюбодеянием же здесь подразумеваются все самые тяжкие грехи, ядовитые и смертоносные, кои более всего отвращают человека от следования за Христом, от самоотвержения, от креста и перерождения.

Но посмотрите, сколь удивительно оканчивается сегодняшнее евангельское чтение: И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Можно было бы сказать, что на первый взгляд эти слова не связаны с предыдущими речами. Между тем, связь сия ясна, и конец дивен. Господь не хочет оставить Своих верных без утешения. Призвав их взять свой крест, отвергнуться и самой души своей, грозно предупредив их о страшном наказании, ожидающем того, кто постыдится Его и Его слов, Господь ныне изводит на небо радугу после бури. Он спешит возвестить и о награде тем, кто послушает Его и последует за Ним со своим крестом. Эта награда достигнет некоторых и прежде кончины мира и Страшного Суда, и даже прежде конца их жизни, здесь на земле. Они не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Сколь премудр Господь в проповеди Своей! Он никогда не говорит об осуждении, не упомянув и о награде; не обличает, не хваля; не подводит людей к тернистому пути, не поминая и о радостях в конце пути; не произносит угроз, не давая утешения. Он не оставляет небо покрытым тучами, без того чтобы вскоре не показать сияние солнца и великолепие радуги.

Но кто суть те, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе? Господь, говоря пред скоплением народа и учеников Своих, изрекает: есть некоторые из стоящих здесь. Так кого же Он имеет в виду? Прежде всего, всех тех, кто исполнит заповедь Его о крестоношении и отвержении себя. Они еще в этой жизни почувствуют на себе силу Царствия Божия. На них сойдет Дух Божий, Который очистит их и просветит, и отверзет им врата тайн небесных, как позднее произошло с апостолами и с архидиаконом Стефаном. Не видели ли апостолы в день Пятидесятницы Царствия Божия в силе, когда облеклись силою свыше? Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога (Деян.7:55). И не видел ли евангелист Иоанн Царствия Божия прежде своей телесной смерти? И апостол Павел не был ли восхищен до третьего неба, не вкусив смерти? Но оставим апостолов. Кто знает, сколькие и сколькие из тех, кто присутствовал при сей проповеди Христовой, ощутили силу Духа Святаго и узрели Царствие Божие, пришедшее в силе, прежде расставания с этим миром?

Однако, кроме сего изъяснения, некоторые духоносные толкователи Евангелия дают приведенным выше словам Христовым и другое. А именно, они относят эти слова Спасителя к трем ученикам, Петру, Иакову и Иоанну, кои вскоре после проповеди сей увидели на Фаворе преобразившегося Господа, беседующего с Моисеем и Илией. Нет сомнения, что это толкование верно, но оно не исключает и первого объяснения. Трое апостолов воистину видели царствие Божие, пришедшее в силе, когда на горе Фаворской Господь показал Себя в небесном блистании Своем и когда из мира иного явились видимым образом Моисей и Илия, по обе стороны Господа славы. Но вовсе не следует думать, будто это единственный случай, когда смертные люди видели Царствие Божие, пришедшее в силе. Сей случай на Фаворе – воистину величественный и в своем роде уникальный; однако он не исключает и других бесчисленных случаев, когда смертные люди видели при своей жизни – хотя и иным образом – Царствие Божие в силе и славе.

Если мы захотим, то и мы можем, не вкусив смерти, узреть Царствие Божие, пришедшее в силе. При каких условиях оно отверзается, ясно глаголет сегодняшнее евангельское зачало. Возьмем добровольно крест свой и последуем за Господом. Постараемся потерять свою ветхую душу, свою греховную жизнь и усвоить то, что для человека спасти душу свою важнее, нежели приобрести весь мир. Так и мы удостоимся, по милости Божией, видеть Царствие Божие, великое в силе и несравненное в славе, где ангелы со святыми деннонощно славословят Бога живаго, Отца и Сына и Святаго Духа – Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Говоря о важности испытания веры Божьих детей и о их любви к Иисусу Христу, апостол Петр приходит к еще одной важной теме, он указывает на конечную цель веры христиан. Этой целью является спасение души. Спасение душ людей — основная цель прихода Мессии на землю. Этот смысл заложен в самом значении имени «Иисус». Это главное чего Бог достигает в жизни каждого христианина, воздействуя на него своим Святым Духом. Апостол Петр подчеркивает это, чтобы помочь христианам точнее видеть смысл и цель их веры. Что из себя представляет спасение души и каким образом оно достигается? Об этом говорится в этой проповеди.

Cерия проповедей на Первое послание Петра фокусируется на изучении послания апостола Петра, написанного им для его бывшей паствы, находившейся к тому времени в рассеянии, среди различных, враждебных им народов Римской империи. Это послание удивительным образом близко христианам, живущим в наше время. Оно помогает нам понять истинный смысл жизни Божьих детей, находящихся во враждебной для их веры языческой среде.

Спасение души

Все наши заботы о «хлебе насущном» должны быть ровно столькими, сколько необходимо для существования, а главной же целью и заботой нашей земной жизни должен стать поиск ответа на вопрос, как прожить богоугодно и как обрести спасение нашей бессмертной души. Все наше попечение о личной жизни должно сводиться к тому, как очистить свою грешную душу, как изменить ее сообразно воли Божией, и как избежать адских мучений.

Как спасти свою душу?

Спасение собственной души – это не мимолетная прихоть или какая-то игра. Наша жизнь слишком скоротечна, чтобы играючи относиться ко своей бессмертной душе. Все мы смертны, и странники на этой земле, и совсем скоро для каждого из нас наступит последний час, когда мы предстанем пред Богом, давая ответ о прожитой жизни.

Бывает случается с человеком беда или искушение, а может печалится душа его, или испытывает он трудности финансового или материального порядка, или может быть недуг тяжкий одолевает его… Во всех этих жизненных трудностях он должен преклонить свои колени перед Богом и с сокрушением сердечным помолиться Ему, чтобы совершилась не его, а Божия воля над ним. Господь же, Чьим произволением и попустительством вошло в нашу жизнь искушение, непременно дарует человеку и способ или средство, чтобы пройти это испытание.

В какое бы искушение мы ни впали, если мы не преклоним наши колени пред Господом и если не будем слезно молить Его о заступничестве, оно не отступит от нас. В случае же, если мы в такой момент ведем себя по отношению к возникшим трудностям беспечно и леностно, искушения только усиливаются, становятся более угрожающими для души, и в конечном итоге совладать со грехом становится все тяжелее и болезненнее. Только искренние и горячие молитвы, добровольно произнесенные в сердечном сокрушении и омытые слезами покаяния, будут услышаны Богом. Потому что не бывать тому, чтобы Господь позволил погибнуть человеку истинно кающемуся и молящемуся. Все, что желает от нас Христос – это осознание и понимание своей глубокой грешности, познания самого себя, желания быть прощенным и искренней любви к Нему.

В моменты, когда мы чувствуем себя забытыми Богом, чтобы мы ни делали, наши души не могут обрести успокоения, все потому что материальные вещи чужды ей по определению и по существу. И наоборот, когда душа свыкается с жизнью по Богу, непрестанной молитве и в добродетельной жизни, она обретает Бога внутри себя.

Словарь «Правмира» — Душа

Кем является человек в глазах Бога?

Самая главная мысль Евангелия, «Благой вести”, заключается в том, что Бог бесконечно любит человека. Не только человечество вообще, как «дело рук своих”, но также и каждого человека в частности. Каждую дорогую и неповторимую человеческую личность.

Человек был создан Богом как венец творения, имеющий в своей природе и часть духовного, невидимого мира, и часть мира видимого, материального. Поэтому, если человек славит Бога, то получается, что в его лице сразу весь сотворённый Богом мир воздаёт хвалу своему Создателю.

До прихода Спасителя люди воспринимали Бога как Творца мира, Судию, Хозяина. Но Господь Иисус Христос принёс им совершенно удивительную и непривычную мысль о том, что люди являются для Бога бесконечно дорогими и любимыми детьми. Сыновьями и дочерьми. Мысль о том, что они сотворены для того ,чтобы разделить с Богом радость вечной жизни. Что жизнь дана им для уподобления Богу. Что безгрешный Господь готов пойти даже на мучения и смерть ради того, чтобы примирить с Отцом отпавших от него детей.

В рассказанной Спасителем притче о заблудшей овце заключается самая большая надежда каждого человека – Господь лично для него готов оставить всех праведников и в любой ситуации подать ему руку, чтобы именно его душа избежала гибели.

Есть ли надежда на спасение у блудниц, колдунов, душегубов и отступников?

Человек, обратившийся к Богу, осознавший свою прежнюю греховную жизнь, нередко находятся на пороге отчаяния. Он опасливо спрашивает священника, есть ли надежда на спасение в его ситуации. В ситуации, когда лично он обрек бы такого негодяя, каким он вдруг осознал себя сам, на вечные мучения. Когда за спиной остались аборты, половые извращения, предательство, убийство, лжесвидетельство, осуждение всех и вся, халатность, вымогательство и тому подобное.

И священник отвечает ему, что надежда на спасение есть у каждого. Он приводит ему в пример жизнь святых, которые некогда были закоренелыми грешниками, но раскаялись, изменили свою жизнь, и не только получили прощение, но и достигли обожения. Рассмотрим некоторые такие примеры и мы.

Преподобная Мария Египетская, бывшая блудница

Мария Египетская родилась в столице античной учёности – Александрии Египетской в середине V века. 12 лет от роду она ушла из дома и довольно быстро увлеклась порочной жизнью.

Более 17 лет она предавалась блуду. По её собственному признанию, ей так нравился порок, что она даже не брала денег с тех, кто вступал с нею в интимную близость. Однажды она отправилась с на корабле с паломниками в Иерусалим. Плы­вя с па­лом­ни­ка­ми на ко­раб­ле, Ма­рия не пе­ре­ста­ва­ла со­блаз­нять их и гре­шить.

Однако в Святой Земле с её душой случилась метаморфоза. Она попыталась пройти в храм Воскресения Христова и какая-то сила не пускала её. Тогда ей на ум пришло осознание всей низости своей предыдущей жизни и Мария глубоко раскаялась за бывшие прегрешения.

После этого она смогла войти в храм, где долго молилась и обильно оплакивала свою жизнь. Через некоторое время Мария приняла крещение, причастилась Святых Тайн Христовых и ушла в Египетскую пустыню, чтобы побороть в своей душе проросшие в ней страсти.

Она взывала к Богу о помощи долгие годы. Целых 17 лет, столько же, сколько ранее заняли в её жизни пороки, Мария гнала от себя навязчивые мысли о блудном грехе, терпела голод, зной дня и холод ночи. Наконец, за неотступное покаяние и молитву, Господь вознаградил Марию бесстрастием и благодатью.

Когда её жизнеописатель, старец Зосима, встретил Марию в пустыне – это была уже совершенно святая женщина, благочестивая и целомудренная. В конце жизни, во время молитвы она даже немного возносилась над землёй и совершала иные чудеса, часто сопутствующие святой жизни.

Священномученик Киприан Антиохийский, бывший колдун

Живший в III столетии от Рождества Христова, Киприан с детства был посвящён родителями-язычниками на служение Аполлону. Он проходил жреческое обучение у многих знаменитых чародеев и волхователей, так что уже в юности стал знаменитым колдуном.

К 30 годам он закончил своё обучение магии и стал настолько искусен в колдовстве, что беседовал лицом к лицу с самим дьяволом. Живя в Антиохии, он много людей совратил ко всяким беззакониям, многих погубил отравами и чародейством, а юношей и девиц приносил в жертву бесам.

Однажды он взялся за плату совратить для нечестивого юноши Аглаида благочестивую христианскую деву Иустину. Но никакие его чары с нею не работали, а все прислужники-бесы и даже сам дьявол ничего не могли поделать с праведницей.

Тогда Киприан осознал всю слабость демонов перед истинным Богом и обратился ко Христу. Он пришёл в храм и публично раскаялся в прежних прегрешениях, отказываясь покидать святое место, пока не станет христианином.

Видя его настойчивость, епископ совершил над Киприаном Таинство Крещения. Через некоторое время, возрастая в покаянии, молитвах и духовных подвигах, Киприан был посвящён во чтецы. Затем его рукоположили во диаконы, во священники и, наконец, в епископы.

Во времена очередного гонения на христиан, епископ Киприан был схвачен и, вместе с благочестивой Иустиной и другими христианами, приговорён к мучениям и смерти. После пыток священномученик Киприан был усечён мечом. Позже на могиле святого стали происходить исцеления и другие чудеса.

Преподобный Моисей Мурин, бывший разбойник

Эфиоп Моисей жил в IV веке. Несколько лет он был главарём известной банды разбойников и своей жестокостью наводил ужас на всех жителей местности, в которой обитал.

По ве­ли­кой ми­ло­сти Бо­жи­ей, Моисей раскаялся в своих преступлениях, оста­вил шай­ку раз­бой­ни­ков и ушел в од­ин из пустынных монастырей, где годами из­ну­рял плоть свою уси­лен­ным по­стом и непрестанно молился, чтобы победить в себе гневливость и блудную страсть.

Про­ве­дя мно­го лет в ино­че­ских по­дви­гах, пре­по­доб­ный Мо­и­сей достиг бесстрастия, а со временем был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, за­тем в пре­сви­те­ра, в сане ко­то­ро­го под­ви­зал­ся ещё 15 лет и со­брал во­круг се­бя 75 уче­ни­ков.

Ко­гда пре­по­доб­но­му ис­пол­ни­лось 75 лет, на скит, где жили подвижник с учениками, напали разбойники и убили его и ещё шестерых иноков. Незадолго до нападения, преподобный предсказал братии будущее событие и большинство иноков спаслись, вовремя уйдя в другую обитель.

Священномученик Маркеллин, папа Римский, бывший отступник

Свя­той Мар­кел­лин был па­пой Рим­ским в раз­гар го­не­ния на хри­сти­ан при Дио­кли­ти­ане и Макси­ми­ане в конце III века.

Устра­шив­шись же­сто­ких мук, в которых в течение месяца было замучено до 17 000 христиан, схваченный папа отрёкся от Христа, вос­ку­рил фими­ам и при­нес жерт­ву идо­лам. Им­пе­ра­тор на­звал его сво­им дру­гом и об­лек в рос­кош­ные одеж­ды. А папа Маркеллин горь­ко пла­кал о том, что, по­бу­див мно­гих к при­ня­тию мук за Хри­ста, сам по­дал сво­ей пастве при­мер ма­ло­ду­шия и раскаивался в содеянном.

В то вре­мя в го­ро­де Си­ну­ес­се за­се­дал Со­бор из 180 епи­ско­пов и пре­сви­те­ров. Па­па Мар­кел­лин явил­ся на за­се­да­ние Со­бо­ра во вла­ся­ни­це, посыпал голову пеп­лом и про­сил су­дить его за от­ре­че­ние, сказав: «Я при­знаю се­бя ли­шен­ным свя­щен­но­го са­на, ко­то­ро­го я недо­сто­ин. Пусть по­сле смер­ти те­ло мое не пре­да­ют по­гре­бе­нию, а бро­сят на съе­де­ние псам; да бу­дет про­клят тот, кто осме­лит­ся по­хо­ро­нить его».

После этого римский понтифик пришёл к императору и при всех исповедал Христа Богом и заявил о раскаянии за своё предшествующее отречение. Разгневанный император казнил Маркеллина и приказал бросить его труп у дороги.

Около месяца лежало тело папы Римского на виду у всех, где-то на обочине. Наконец, в сонном видении новому папе явился сам апостол Пётр и повелел похоронить тело раскаявшегося священномученика Маркеллина со всеми почестями, подобающими христианскому святому.

С какими трудностями человек сталкивается в Церкви, вступая на путь покаяния?

К сожалению, путь кающегося грешника отнюдь не лёгок. Мало того, что его терзают нравственные страдания от осознания собственных прегрешений. Он также испытывает трудности в преодолении страстных склонностей, которым он долгое время потакал.

Все мы знаем, что человеку в разы легче не употреблять наркотики тогда, когда он никогда не пробовал их, чем тогда, когда весь его организм впал в зависимость от этих пагубных химических веществ. Абсолютно то же самое можно сказать обо всех видах греховных склонностей, которые только существуют.

Кающемуся человеку тяжело бороться со своими страстями и победить их внутри своей души он может, только опираясь на благодатную помощь самого Господа.

Второй же из серьёзных проблем покаяния является людская память. Человек может уже всё осознать и внутренне измениться, но инерция мышления окружающих часто препятствует его покаянию. Не отделяя греха от грешника, многие его братья и сёстры во Христе продолжают считать такого человека падшим и сторонятся, а иногда и прямо напоминают ему о прежних прегрешениях. Не отвергаемый Христом, он отвергается его чадами.

К сожалению, нередко такая встреча в Церкви заставляет человека уйти оттуда и, иногда, даже вновь впасть в ту пучину страстей, из которой он с таким трудом выбирался.

Евангельский рассказ о хождении Спасителя по водам является аллегорией к достижению человеком святости. Без опаски, над морем житейских страстей может шествовать только сам безгрешный Господь, или тот, кто подпитывается дарованной Господом силой и имеет на Него твёрдое упование. Но любой засомневавшийся или возгордившийся собой довольно легко погружается в пучину страстей с головой. Тогда человек ужасается, раскаивается и кричит: «Спасите, погибаю!”

Долг каждого христианина в этом случае не притопить его ещё глубже, а уподобиться Христу и протянуть ему руку помощи, несмотря на проявленное им ранее малодушие, ведь на его месте может оказаться каждый.

Надежда на вечную жизнь есть у любого живущего на Земле человека. Спастись, с помощью Божией, может каждый. У многих святых было своё прошлое, но и у каждого грешника может быть своё будущее!

Андрей Сегеда

Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)32

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *