Как стать священником

Кто посредник?

— Владыка, для чего существует священство? Почему нужны посредники в общении между человеком и Богом?

— Представление о том, что священник – это посредник в общении между Богом и человеком, в корне ошибочно. Кого мы называем посредником в обычной жизни? Того, кто находится посередине. Посредник – тот, через кого передается что-то. Если два человека общаются через посредника, то между ними отсутствует личный контакт. И если считать священника «посредником», это будет означать, что лично с Богом мы не общаемся. А ведь Новый Завет проникнут обратным ощущением, порой просто непостижимой близостью Господа к людям. Это книга о теснейшем общении Бога с человеком, книга о Богочеловечестве!

— Что же тогда священство?

— Давайте откроем Новый Завет. Мы видим, что для несения особой миссии Господь Иисус Христос избрал только 12 апостолов (в переводе с греческого — «посланников»). Они несут всему человечеству весть о том, что мир спасен во Христе, проповедуют Царство Божие, пришедшее в силе. Они вначале распространяли веру, а затем укрепляли ее среди новообращенных христиан. Без этой миссии христианство было бы просто невозможно. В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? (Рим. 10: 14–15). Эти слова как раз и говорят о рождении Церкви: Господь посылает апостолов, они проповедуют всему миру, и в результате люди принимают Христа как своего Спасителя. Таким образом, с самого начала христианства Господь Иисус Христос установил среди Своих последователей особый институт — институт апостолов.

— А как возник институт священства?

— В Новом Завете ясно зафиксированы моменты, когда апостолы начинают назначать для руководства общинами епископов и пресвитеров. Так, в Книге Деяний говорится, что апостолы Павел и Варнава рукоположили пресвитеров к каждой церкви (Деян. 14: 23). Несколькими главами раньше повествуется об избрании семи диаконов для поддержания порядка и справедливости при ежедневном раздаянии потребностей (см.: Деян. 6: 1–6). Эти священнические степени существуют до сего дня. Задача епископа и священника, как мы ясно видим в Писании, состоит в том, чтобы руководить общинами, учить христиан истинам веры и помогать им идти по пути духовного совершенствования. Обычно священника называют пастырем. Это означает, что он и возглавляемая им паства идут в одном направлении. Поэтому на него возлагается особая ответственность за общину.

— При знакомстве с церковной иерархией становится очевидно, что по своей сложности она не уступает «табели о рангах» в армии. Как с этим разобраться непосвященному?

— На самом деле, как я уже сказал, существует лишь три степени священства: диакон, священник и епископ. Диакон (в переводе с греческого — «служитель») лишь помогает при совершении богослужений, но самостоятельно не имеет права совершать таинства. Если он состоит в монашеском чине, его называют иеродиаконом, а принявший постриг в схиму именуется схииеродиаконом. Старший диакон в женатом духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве – архидиаконом (старшим диаконом).

Вторая степень священства – пресвитер (в переводе с греческого — «старейшина»). Его еще называют священником, или иереем. Он может совершать все таинства, кроме рукоположения. Пресвитер, состоящий в монашестве, именуется иеромонахом, а принявший схиму – схииеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями и протопресвитерами (первыми священниками). Старшие из монахов-священников именуются игуменами и архимандритами. Игумены и архимандриты обычно руководят монастырями.

Третья (высшая) степень священства – епископ (в переводе с греческого — «надзиратель»). Он имеет право совершать все семь таинств. Епископов еще называют архиереями или иерархами. Они возглавляют большие церковные округа (епархии). В состав епархии может входить от нескольких десятков до нескольких сотен храмов. Епископы могут управлять и объединениями епархий, которые обычно именуются митрополичьими округами. Соответственно, такой епископ именуется митрополитом. Епископ, возглавляющий Поместную Церковь, может носить титул архиепископа, митрополита или патриарха.

«После принятия сана вступать в брак запрещено»

— Многие думают, что выпускник семинарии становится священником автоматически. Как совершается Таинство Священства?

— Рукоположение во все три степени священства совершается только во время Божественной литургии. Священника и диакона рукополагает епископ. А рукоположение епископа могут совершить не менее двух епископов. Единолично один епископ не может рукоположить другого — это запрещено каноническими правилами.

— С чем связан этот запрет?

— Прежде всего, с соборной природой Церкви. Священник и диакон получают свои полномочия от епископа. Рукополагая диакона или священника, епископ делегирует ему часть своих полномочий в сфере богослужения и совершения таинств. Диакон и священник подчинены власти епископа, в епархии которого они служат. Но между епископами каноны устанавливают совсем иные отношения. Епископы равны между собой. Высшая власть в Церкви — Собор епископов, который является наследником апостольского Собора. Поэтому избрание и рукоположение нового епископа должно совершаться только Собором епископов. В практике Украинской Православной Церкви избрание нового епископа осуществляется Священным Синодом. Рукоположения новых епископов происходят в торжественной обстановке, на Литургии.

— Как происходит само Таинство? Что в нем является главным?

— Главный момент Таинства – возложение рук, во время которого читается особая молитва. Когда происходит рукоположение диакона и пресвитера, то руки на него возлагает епископ, в епархии которого он будет служить. Когда же рукополагают епископа, то ему на главу возлагают раскрытую книгу Евангелия, а руки на него возлагают все епископы, которые присутствуют на богослужении.

— А кто вообще может быть рукоположен в священный сан? Какие требования предъявляются к будущему священнику?

— В Православной Церкви к священству могут быть допущены только лица мужского пола, исповедующие Православную веру и имеющие опыт церковной жизни. Степени священства можно проходить только последовательно. Нельзя быть рукоположенным сразу в пресвитера, миновав степень диакона. И, соответственно, нельзя стать епископом, если ты до этого не был пресвитером. В диаконы или в священники могут быть рукоположены как женатые, так и безбрачные кандидаты. Однако в брак они должны вступить еще до рукоположения.

После принятия сана вступать в брак запрещено. А вот в епископы могут быть рукоположены кандидаты только из числа монашествующих. Существует и возрастной ценз. В священники обычно рукополагают не ранее 25-летнего возраста, а в епископы — не ранее 30-летнего.

Очень важно, чтобы кандидат в священство был укоренен в традиции церковной жизни. Канонические правила не разрешают рукополагать новообращенных. Ведь священник должен помогать своим прихожанам войти в полноту церковной жизни. Едва ли такую задачу сможет выполнить тот, кто сам еще не вполне усвоил церковную традицию. Также нужно иметь необходимые знания и высокие нравственные качества.

Быть образцом

— Светское общество тоже предъявляет к священникам высокие требования в области морали. Почему же их поведение порой разочаровывает людей?

— Прискорбно слышать о таком недостойном поведении. Мы живем в информационном обществе. И поэтому проступок священника практически моментально может стать достоянием гласности. Но самое печальное, что в таких случаях пятно позора ложится не только на самого нерадивого пастыря, но и на всю Церковь. Такова закономерность общественного сознания. Недостатки священника автоматически переносятся на всю Церковь.

Каждый священник должен помнить о том, какая ответственность на него возложена. Ведь ему вручается крест, на обратной стороне которого написаны важные слова: будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4: 12). В этих словах как раз и выражено главное нравственное требование, предъявляемое священнику. Он должен быть, в первую очередь, образцом для своих прихожан. Те нравственные требования, которые в Новом Завете предписаны всем христианам, священник должен соблюдать с особой тщательностью, чтобы в нем всегда можно было видеть именно образец. Христос в Нагорной проповеди называет своих учеников светом мира: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5: 16). Всякий христианин должен светить миру своей добродетельной жизнью. Но для пастыря Церкви это требование актуально вдвойне.

При этом мы должны понимать: и диакон, и священник, и епископ – тоже люди, которые борются с грехом. В этой борьбе не всегда удается одерживать победу. И если мы сталкиваемся с недостойным поведением священника, прежде всего, не должны его осуждать. Лучше помолиться Богу об этом человеке, чтобы Господь дал ему силы исправиться и достойно нести свое служение.

— А есть ли такие виды деятельности, которые не рекомендованы или запрещены священникам?

— Каноны запрещают те виды деятельности, которые не совместимы с высоким служением. Священник не может предаваться пьянству и участвовать в азартных играх. Ему нельзя устраивать алкогольный пир и посещать места, в которых распивают спиртное. В постановлениях древних церковных Соборов также встречаются запреты для священников на участие в празднествах, связанных с языческими обрядами, переодеванием мужчин в женские одежды, использованием масок. В Византии священнику запрещалось посещать ипподром или присутствовать на других подобных общественных увеселениях. Также нельзя посещать общественные бани, поскольку в них еще с языческих времен мужчины и женщины мылись вместе. Могут быть ограничения и по участию в свадьбе: если там происходят непристойные игры, оттуда следует удалиться. Также священнику строго запрещено поднимать руку на человека, даже на провинившегося. Не разрешаются любые занятия, связанные с пролитием крови (не только человека, но и животного). Это касается не только охоты, но и врачебной практики, особенно хирургии. Ведь в случае смертельного исхода (во время операции) хирурга могут обвинить в невольном убийстве, а это влечет за собой извержение из сана. Со священнослужением несовместимы и другие занятия (профессии): исполнение общественных и государственных должностей, пребывание на военной службе, ростовщичество и торговля (особенно винная). Что касается внешнего вида, то нельзя носить щегольскую и пышную одежду: она должна быть скромной и пристойной. Главная цель таких требований — оградить священника от всего, что может послужить соблазном для окружающих.

Отвечать не только за себя

— Наличие семинарского образования – обязательное условие для принятия сана?

— От кандидата в степень пресвитера и особенно епископа требуется и наличие основательных знаний, и умение передавать эти знания другим. Еще апостол Павел писал, что епископ должен быть силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1: 9). Поэтому в Церкви существует специальная система подготовки кандидатов в священство. До революции для рукоположения необходимо было успешно пройти курс обучения в духовной семинарии, а для епископа считалось обязательным окончание духовной академии. Хотя бывали случаи, когда высоких иерархических степеней достигали и без духовного образования. Яркий пример — духовный писатель XIX в. святитель Игнатий (Брянчанинов), сочинения которого вошли в золотой фонд православной аскетической литературы.

После революции система духовного образования была разрушена. В условиях жестоких гонений на Церковь получить духовное образование было просто невозможно. Потому к рукоположению допускали и тех, кто не имел образования. Но сегодня мы имеем достаточное количество учебных заведений для подготовки пастырей. Поэтому рукоположение кандидатов, не обучавшихся в семинарии, допускается лишь в виде исключения.
Те, кто обучается на дневном отделении духовных семинарий, могут принимать сан диакона, начиная с третьего курса. А к принятию пресвитерского сана мы обычно допускаем тех, кто учится на последнем (четвертом) курсе семинарии.

— Вам часто приходится совершать рукоположение своих студентов. Интересуетесь ли дальнейшей судьбой бывших воспитанников?

— Наши выпускники, как правило, возвращаются для служения в те епархии, откуда они были направлены на учебу. Мы стараемся поддерживать их в пастырском служении. Однако отследить судьбы всех выпускников едва ли возможно… В связи с этим хотел бы напомнить: еще до революции, когда Киевская духовная академия готовилась отметить свой 300-летний юбилей (в 1915 г.), профессор протоиерей Федор Титов решил собрать сведения о всех выпускниках, окончивших академию в течение XIX – начала ХХ вв. Он трудился несколько лет, собрал массу материала, но так и не смог решить столь масштабную задачу. Сейчас мы тоже занимаемся изданием материалов, собранных отцом Федором. Работая над ними, мы видим сколь неожиданно порой складывались судьбы наших выпускников…

— Насколько реалии современной приходской жизни влияют на систему обучения в духовной семинарии?

— Разумеется, в духовной школе нужно получить всестороннюю подготовку: и теоретическую, и практическую, и общегуманитарную. Поэтому создать сбалансированный учебный план очень непросто. Мы регулярно корректируем учебные программы, исходя именно из современных нужд Церкви. Для нас крайне важны и обратная связь с выпускниками, и постоянное общение с правящими архиереями, которые прекрасно знают нужды своих епархий.

— Сколько священников служат в Украинской Православной Церкви?

— Более 11 тысяч. Они несут служение на приходах, количество которых превышает 12 тысяч. В разных регионах — разная ситуация. В одних епархиях практически нет священнических вакансий, а в других — ощущается нехватка духовенства. Как показывает статистика, количественный рост священнослужителей Церкви (который начался еще после падения атеистического советского государства) продолжается и по сей день: создаются новые общины, возводятся новые храмы и монастыри.

— О чем должен думать человек, которому впервые пришла мысль о священстве? Какой мотив должен присутствовать в таком желании?

— Желание стать священником обязательно должно быть связано с решимостью отдать всего себя на служение Богу и людям. Стремление к священству – это стремление к самоотвержению, а не к власти, карьерному росту или материальному обогащению. Принятие священства – принятие добровольного бремени. Ведь на Страшном суде священник будет отвечать не только за себя, но и за тех людей, которых ему вверил Господь. Прежде чем стать священником, нужно испытать свое сердце…

Записал протоиерей Владислав Софийчук

Вы решили стать священником — и тут возникают вопросы. Ведь духовная семинария — не обычный ВУЗ, значит, и поступают туда далеко не по результатам ЕГЭ. А тогда как поступить в духовную семинарию в Москве или другом городе? Что нужно для поступления?

Хорошо, когда есть рядом священник, способный подсказать. А если нет, придётся основательно покопаться в Интернете. Точнее, пришлось бы. Эта статья избавит Вас от ненужных усилий. Сосредоточьтесь на главном: вере, Боге, знаниях. А вся нужная для поступления информация — здесь.

Семинария — это учебное заведение для духовенства

Духовная семинария (лат. seminarium — рассадник) — это учебное заведение, которое подготавливает христианское духовенство. Помимо семинарии есть ещё:

Seminarium духовная семинария, в переводе с латинского — рассадник

  • Духовные университеты;
  • Духовные институты;
  • Духовные академии.

Духовные институты и университеты имеют менее жёсткие требования к абитуриентам. Среди предметов: религиоведение, культурологи, философия, искусствоведение и т.д.

Академии выпускают, помимо простого духовенства, ещё и преподавателей, и научных сотрудников для духовных университетов или школ.

Духовная семинария обучает по следующим направлениям:

  • Священнослужители;
  • Церковнослужители;
  • Регенты;
  • Другие церковные работники.

Её отличительная черта, как и академии, — не только светское, но и духовное образование.

Ещё стоит назвать такие заведения, как духовные училища. Там в течение 2–3 лет преподают сокращённую семинарскую программу. Сегодня большинство духовных училищ пытаются подтянуть программу до семинарского уровня.

О семинарском и академическом образовании говорит священник Владимир Хулап:

Владимир Хулап Священник

«Во время обучения в семинарии человек определяется, хочет ли он дальше заниматься наукой или будет священником или дьяконом. Те, кто хочет идти на приход, после семинарии поступают в распоряжение своего правящего епархиального архиерея. А студенты, желающие углубить знания, идут в академию.

Там у нас 4 отделения: библейское, где изучают Священное Писание, богословское — это история христианского богословия и философии, церковно-историческое и церковно-практическое.

На последнем изучается литургика, то есть наука о богослужении, каноническое право, педагогика, психология, социальная работа. После двух лет обучения ребята пишут магистерские диссертации и потом могут поступать в аспирантуру».

Традиционно семинария — заведение закрытого типа, поэтому она больше напоминает военное училище, чем светский ВУЗ. Есть строгое расписание дня: время лекций, молитв, спевок, приёма пищи отдыха. Случаи нарушений разбираются.

Семинарии есть и в католицизме, и в православии. Обычно они работают при монастырях и бывают либо мужскими, либо женскими (например, Рязанское епархиальное женское духовное училище).

Рязанское женское епархиальное училище В 1853 году в Рязани было открыто первое училище для девиц духовного звания благодаря стараниям архиепископа Гавриила (Городкова).

Оно представляло собой приют для сирот и детей бедных церковно- и священнослужителей, готовило девочек к будущей семейной жизни с выпускниками мужских духовных учебных заведений. Содержалось на средства духовенства.

Семинарское обучение приравнивается к бакалавриату и считается высшим образованием. Следующее ступень — духовная академия.

Без обучения в семинарии нельзя работать православным священником.

Обучение в духовной семинарии в России бесплатное. Учащиеся получают стипендии, подрясники, пищу, обеспечены удобствами.

Форма обучения зависит от епархии. Есть очные, есть заочное бесплатное обучение. Но не везде могут взять, например, женатых мирян с детьми. Бывает, что заочное отделение доступно только для священнослужителей.

Об этой проблеме семинарского образования рассказывает отец Максим Каскун:

Поступить в семинарию могут православные люди с опытом церковной жизни

Для обучения в православной духовной семинарии мужчинам необходимо быть либо холостыми, либо женатыми первым браком. Жена при этом может быть только православной веры.

18 лет минимальный возраст поступления в духовную семинарию

Поступление в семинарию у католиков разрешено только холостым мужчинам и бездетным людям римско-католической веры.

Возраст поступления в такие православные учебные заведения — от восемнадцати до тридцати пяти лет.

Желающий получить семинарское образование обязательно должен быть воцерковлённым человеком. Он должен активно участвовать в жизни своего прихода. Например, нести послушания на клиросе (читать или петь).

Клирос Клирос — это место в церкви, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы.

Клиросы и поющие на них представляют хоры ангелов, воспевающие славу Божию. Почти в каждом храме имеются два клироса — правый и левый, оба либо на возвышенной предалтарной части храма, по бокам солеи, либо в храмовой части церкви по углам.

В некоторых храмах напротив алтаря устроен балкон, на котором находятся певчие

Поступающий в семинарию должен иметь некоторый опыт в церковной жизни, например, выполнять поручения местного священника, заботиться о церковной утвари, помогать преподавателям в воскресных школах.

Студенты Сретенской духовной семинарии

Ещё одно важное требование — регулярное духовное общение с настоятелем церковного прихода по месту жительства. Тогда будущий абитуриент получит важную для поступления справку — рекомендацию настоятеля.

Вступительные испытания состоят из собеседования и экзаменов по культуре и истории Церкви

Есть следующие вступительные испытания для поступления в духовную семинарию:

  • Собеседование;
  • Экзамены.

Собеседование — это свободная форма беседы, в которой специальная комиссия должна лучше узнать будущего ученика поближе. Настолько он начитан, эрудирован, культурно развит. Важно не только религиозное, но и общее образование человека. Среди прочего комиссия интересуется, чем желающий поступить увлекается в свободное время. Это немаловажный показатель.

30 молитв столько должен знать будущий семинарист чтобы пройти собеседование

Вступительные экзамены тоже проводятся свободно. Распространённая тема испытаний для абитуриентов — сочинение по истории Церкви. Абитуриенту обязательно дают ответить на вопросы катехизиса и рассказать про основы богослужения.

В ходе испытаний особое внимание обращают на следующее:

  • Насколько абитуриент воцерковлён;
  • Может ли он не только прочесть, но осмысленно прокомментировать примерно 30 молитв;
  • Способен ли абитуриент прочесть тексты на церковнославянском языке;
  • Владеет ли кандидат на поступление церковным пением;
  • Каковы его знания в истории Церкви;
  • Насколько хорошо абитуриент знает Священное Писание;
  • Ориентируется ли кандидат на поступление в православных праздниках;
  • Разбирается ли в церковных традициях;
  • Способен ли желающий поступить прочесть по памяти утренние и вечерние молитвы, тропари двунадесятых праздников, а также 50-й и 90-й псалмы.

После семинарии можно работать в приходе, учиться в академии или избрать другой путь

В духовной семинарии учатся от четырёх до пяти лет. Срок зависит от традиции конкретного учебного заведения. Основная программа состоит из гуманитарных дисциплин. Важная задача преподавателей — развить студентов не только интеллектуально, но и духовно. Это важно, чтобы священник смог выполнять свою миссионерскую функцию. Так об этом говорит секретарь Ученого совета МДАиС, доцент, протоиерей Павел Великанов:

Павел Великанов Протоирей

«Не может человек заниматься богословием, не имея собственного опыта духовной жизни, не будучи приобщен всеми сторонами своей жизни к церковной традиции. А это сегодня невозможно нигде, кроме как в закрытом учебном заведении, какими являются семинария и академия.

И главное преимущество семинарии в том, что она позволяет сформировать целостного человека, пополнить не только интеллектуальный багаж, но и научить студента разным сторонам жизни, которым в обычном, пусть даже и церковном, учебном заведении, будет научиться очень сложно.

Можно говорить о разных проблемах и недостатках семинарского курса, как в плане учебы, так и в плане воспитания, но все равно в целом он сохраняет те традиции, в которых проходило обучение лучших поколений нынешних священнослужителей».

Впрочем, количество дисциплин и их направления могут отличаться в зависимости от конкретной семинарии. Есть заведения, где усиленно изучают высшую математику.

Среди заочных форм обучения самая распространённая — платная. 4 тысячи рублей ежегодно. Например, вот, что говорит об условиях для заочников Иерей Владимир Язов Свято-Троицкий храм с. Нижняя Тавда:

Владимир Язов Иерей

«Длительность обучения на заочном секторе Тобольской Православной Духовной семинарии — 5 лет.

Пожертвование за обучение — 4 тыс.р. в год, проживание — 200р/сут. Примерные вызовы на сессии: октябрь–декабрь».

А вот и она сама:

Тобольская духовная семинария

У Тобольской православной духовной семинарии есть официальный сайт

После обучения в духовной семинарии выпускников направляют в приходы Русской православной церкви на пару лет практики. Но женатый выпускник и клирик своей епархии остаётся там, где и был.

После обучения в семинарии можно поступить в академию, хотя это не обязательное условие. Многие выпускники и вовсе не остаются в лоне церкви. Вот что говорит протоиерей Павел Великанов:

Павел Великанов Протоирей

«Конечно, хотелось бы, чтобы человек стал священнослужителем или церковнослужителем, но если он в семинарии понимает, что это — не его стезя, и выбирает какую-то другую стезю, оставаясь при этом церковным человеком, — что ж, это его путь. Невольник — не богомольник, как говорит русская пословица.

Наверное, лучше, если человек это осознает в семинарии, чем после рукоположения он поймет, что ошибся. Четкой статистики, сколько наших студентов не становятся священнослужителями, у нас нет. Однако мы готовим не только священно- и церковнослужителей, но и регентов церковных хоров, иконописцев — тех, кто может также трудиться на благо Церкви».

Православные духовные семинарии есть в Москве, по всей России и за границей

Существует множество семинарий по всей России, немало их и в Москве. Самая известная Московская семинария располагалась на улице Делегатской, дом 3. Но ныне этого заведения в старом виде и не прежнем месте нет. Его заменила Московская духовная академия в Сергиевом Посаде.

Что же касается именно семинарий, то примером действующего до сегодняшнего дня учебного заведения — Московская Сретенская духовная семинария. Она обучает молодых людей с 1999 года.

Здание Московской Сретенской духовной семинарии

Отличительная особенность данного заведения — участие воспитанников в деятельности обители. Это позволяет студентам уже в году учёбы почувствовать себя полноценным членом церковной жизни, привыкнуть к тому, что ждёт их в будущем. Многие культурные и просветительские проекты создаются с участием студентов духовной семинарии.

Ещё одно известное подобное заведение — Санкт-Петербургская духовная семинария (и академия):

Санкт-Петербургская духовная семинария

Православные семинарии есть за границей, например, в США и Японии

Также православные духовные семинарии есть и за границей: в Украине, США, Японии и т.д.

Работа священника – это не только проведение служб в церкви, но еще и постоянное взаимодействие с прихожанами. Навыков, умений, специфических знаний служителю церкви требуется очень много, при этом они являются весьма специфическими.

Так, священнику нужно не только знать текст молитв и литургий, но еще и уметь разъяснить их слова прихожанам, найти слова утешения и наставления для тех, кто приходит к нему за советом, а также уметь составлять проповеди. Словом, работа священника требует не только энциклопедических знаний, знания Писания, но и психологических приемов общения с людьми. Кроме того, священника должна интересовать и светская жизнь – продажа квартир в Минске, политические новости, медицинские достижения, ведь в противном случае он будет иметь очень смутное представление о том, что волнует его паству.

Именно поэтому работать священником может далеко не каждый, а лишь тот, кто получит соответствующее – духовное – образование. В Беларуси на данный момент работает три духовных училища (в Слониме, Минске и Витебске), духовная семинария (в Минске), а также при Белорусском госуниверситете действует Институт теологии. Также высшее духовное образование можно получить в Минской духовной академии.

В Академию принимают только представителей мужского пола, у которых есть высшее богословское образование. Будущий священник должен быть холостым или женатым первым браком, обязательно крещеным.

В духовной семинарии Минска, где также получают высшее образование, условия приема несколько иные – сюда принимают и тех, у кого высшее образование уже имеется, и тех, у кого есть только среднее богословское образование. К слову, в семинарию открыта дорога только тем, кто уже отслужил в вооруженных силах или имеет документ, дающий освобождение от службы в армии.

Также в семинарию могут поступать те, кто уже осуществляет служение на приходе.

В духовные училища, которые готовят не только священнослужителей, но и преподавателей для воскресных школ, а также будущих иконописцев, могут поступать и представительницы женского пола, однако лишь на некоторые отделения. Так, богословско-пастырские факультеты – исключительно прерогатива мужчин. А в училище, расположенное в Слониме, и вовсе принимают только девушек.

Как видите, учебных заведений, которые помогут получить богословское образование, в республике относительно много, и конкурс в них, как выражаются представители комиссий, «щадящий». Однако следует понимать, что подобное образование как никакое другое требует призвания от того, кто собрался его получить.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *