Как святые стали святыми?

Святые — для всех православных это пример жизни по учению Христа. Праведников верующие поминают на каждом богослужении.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Русский человек вспоминает про церковь или в разгар болезни, или в канун больших праздников. У нас на носу важнейший для всех православных день — Воскресение Христово. В народе его называют Светлой Пасхой. Сегодня ждем великое чудо — схождение Благодатного огня*. Но, оказывается, в православной церкви есть целая комиссия, расследующая чудеса и канонизирующая святых. «КП» встретилась с одним из ее участников, протоиереем Кириллом Каледой. Он рассказал, как каждый из нас может стать святым.

УЧЕНЫЕ ОТСЛЕЖИВАЮТ ИСЦЕЛЕНИЯ

— Отец Кирилл, давайте по-порядку. Что доказывает святость человека?

— Во-первых, святость — это свидетельство того, что в церкви действует благодать Святаго Духа. В церкви есть определенные понятия о том, что люди достигли святости. Основные — народное почитание и чудотворение. Как при жизни этого человека, так и после его смерти. Подтверждением святости могут быть нетленные мощи. Когда ставится вопрос о канонизации усопшего члена церкви, то изучается соответствие этим критериям. Это было всегда. При жизни Церковь никого никогда не канонизировала и не будет.

— И как фиксируют чудеса?

— Сделать это трудно. Самый простой вариант, когда происходят исцеления. Например, человек болеет раком. Врачи говорят, что ему остался год. Потом он приходит к доктору, а болезни уже нет! Он молился и понимает, чувствует, что это ответ на его молитву. Да, мы можем признать это за чудо. Достаточно ли этого, чтобы зафиксировать чудотворение? Вокруг этого и идут основные дебаты. Комиссии стараются собирать материалы об исцелениях. В этом участвуют и ученые, например, Звягин — очень известный специалист-судмедэксперт.

«В ИСТОРИИ С НИКОЛАЕМ ВТОРЫМ НЕТ ПОЛИТИКИ»

— Почему не признают царские останки? Многие предполагают, что они принадлежат семье Николая Второго.

— Там много вопросов, которые не сняты, чтобы признать их царскими. Например, проблема формулы зубов. Пока церковь окончательно не высказала своего мнения. Продолжаются исследования.

— Многие думают, что причисление семьи Николая Второго к лику святых было политическим решением.

— Когда комиссия, церковь принимали решение о прославлении Романовых в лике святых, это было непросто. Понимали, что это могут воспринять как политическое решение. Никакой политики не было — о возрождении монархии говорить не приходится.

«СТАЛИН НА ИКОНАХ — УМОПОМРАЧЕНИЕ»

— А современников наших могут причислить к лику святых?

— У нас в церкви нет четкого критерия срока. Но нужно, чтобы прошло время, — посмотреть на ситуацию беспристрастно. Нашей церковью прославлены подвижники, которые умерли в 1970-х годах. Это исповедники, которые перенесли мучения, были в лагерях, в тюрьмах большевиков. Фактически это наши современники.

— Почему не признают святым русского солдата Евгения Родионова. Ему отрезали голову за то, что парень отказался снимать нательный крестик.

— Есть народное почитание Евгения Родионова — особенно среди военных. Но не снят вопрос — насколько точно было идентифицировано его тело. Вопросы остаются. Поэтому решение пока не принято.

— В годы Великой Отечественной войны были святые?

— Те, кто погиб на фронте, пали не за Христа, а за наше Отечество. Неправильно ставить вопрос о прославлении их в лике святых. Да, они совершали геройские поступки. Но они это делали как граждане Отечества, а не как христиане.

— Сталина изображают на иконах…

— Я бы сказал, что это умопомрачение.

— Получается, что любой человек может стать святым?

— Несомненно. Пример ХХ века об этом и свидетельствует. Мы привыкли, что святой — это некто совершенно иной. А новомученики — это обычные люди, как мы с вами. Но они сумели сохранить верность Богу, несмотря на чудовищные гонения большевиков. Это для нас пример очень важный.

— Часто слышал, что новомучеников скопом признали, не разбираясь в их делах.

— Нет, по каждому из них собран колоссальный исторический материал. Церковь совершила удивительный подвиг в смысле прославления. Для прославления мучеников чудеса не обязательны. Главное, чтобы было свидетельство, что данный человек пострадал, исповедуя Христа.

*Благодатный огонь обладает мощностью сварочного аппарата

Одно из главных пасхальных чудес — схождение Благодатного огня. Происходит оно в Иерусалиме в храме Гроба Господня. По церковному преданию, огонь сходит сам, от Бога, — незажигаемый никаким человеком. Для этого патриарха перед входом в усыпальницу Христа специально проверяют — причем тщательно — иноверцы. Ученые даже исследовали это чудо:

Кто проводил эксперимент — Андрей Волков, заведующий Лабораторией ионных систем Курчатовского научного центра.

Когда — 26 апреля 2008 года, в канун празднования Пасхи.

Оборудование — антенный блок, осциллограф и ноутбук для регистрации электромагнитных спектров.

Результат — обнаружено три всплеска в электромагнитном спектре излучения, которые могут трактоваться как следы электрических разрядов.

Кого канонизировали за последние 19 лет?

Август 2000 года*. Николай Второй и его семья (были расстреляны в особняке Ипатьева в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года).

Епископ Дамаскин (Цедрик) (был арестован из-за празднования Пасхи. Виновным себя не признал. Расстрелян 15 сентября 1937 года по приговору тройки при УНКВД).

Октябрь 2004 года. Матрона Московская (при жизни исцеляла молитвами больных людей. Скончалась в Сходне 2 мая 1952 года).

*Кроме того, в августе 2000 года состоялся юбилейный Архиерейский собор Русской православной церкви, на котором были канонизированы десятки святых, пострадавших от гонений большевиков.

СОВРЕМЕННЫЕ ЧУДЕСА

1. Звездная пара Антон и Виктория Макарские оставалась бездетной больше 10 лет. Врачи поставили им диагноз «несовместимость». Генетический код Вики и Антона так близок, что природа считает их родственниками и противится продолжению рода. Но в 2012 году случилось чудо. На свет появилась их первая дочка Маша Макарская. Виктория рассказала, что помогла им с Антоном поездка в город Болгар к батюшке Владимиру Головину. Именно этот священник посоветовал Вике присоединиться к особой молитве по соглашению, когда в четко оговоренное время христиане, где бы они ни находились, читают особый акафист перед иконой и просят у Бога даровать им детей.

2. О том, что своего сына Федю вымолила в Дивееве, Оксана Федорова рассказала сама. В интервью телеведущая призналась, что несколько раз ездила в этот монастырь в Нижегородской области, где просила счастья в семейной жизни. И в результате встретила любимого мужа Андрея Бородина, а вскоре и забеременела.

3. Певица Зара — мама двоих очаровательных мальчишек, но когда-то и она боялась, что у них с мужем Сергеем Ивановым не получится стать родителями. «Я ходила к Ксении Петербуржской и просила ее мне помочь, — рассказывала певица. — Она мне помогла. И вскоре все случилось!» К слову, христианство Зара приняла лишь в 2004 году.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Адвокат дьявола

Так неофициально в католицизме называли священника, который на процедуре канонизации праведника должен был собрать порочащие его поступки. Противостоять ему должен был адвокат Бога — священник, перечислявший добродетели праведника. На основе этого решали, причислять ли его к лику святых. В современных православных комиссиях у батюшек нет таких ролей.

Из веры возгорится пламя

Для телезрителей праздник Светлой Пасхи начнется с трансляции схождения Благодатного огня

Святой для христиан праздник Пасхи, конечно, лучше всего встречать в церкви, на службе. Но если по какой-то причине вы остались дома, наше телевидение традиционно предоставит возможность приобщиться к праздничным событиям (подробности).

В Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь торжественно вспоминает всех святых в земле Русской просиявших. Чтобы вникнуть в их призвание, в их жизненный подвиг очень полезно для каждого верующего человека вспомнить о том, что такое святость, как человек становится святым и почему он им становится. И чтобы это понять, необходимо, в первую очередь, отринуть от себя ложные понимания святости, которые бывают распространены даже среди церковных людей.

Во-первых, святость это не есть некая привилегия или некая отличительная особенность человека, которая делает его чем-то выше, чем все остальные люди. Достаточно посмотреть на жизнь любого святого и увидеть, что не было среди людей, сподобившихся святости, тех, у которых было бы высокопоставленное положение, кто был бы свободен от несчастий, болезней, скорбей, предательств – словом, от тех горестей и страданий, которые случаются в жизни каждого обычного человека. А если заглянуть в житие святых, то можем увидеть, что у них страданий и горя было, может, даже больше. Только святые, чтобы приблизиться к Богу, добровольно шли на эти лишения и скорби.

Святость не дает никакой выгоды в этой жизни, напротив, она призывает человека к большей ответственности. О святом человеке в Священном Писании встречается выражение, что этот человек «ходит пред Богом». Это меткое выражение полнее всего характеризует человека, стремящегося к Богу. Ходить пред Богом значит каждое мгновение своей жизни ощущать, будто находишься пред глазами Божиими. Ничто в жизни такого человека не скрыто от Бога, а, следовательно, каждую секунду его совесть очень обостренно воспринимает его поступки и слова. Она зовёт стать, как можно чище пред Богом, как можно больше отринуть от себя всё то, что загрязняет душу, потому что оно мешает общаться с Богом. Поэтому святость — это большая ответственность.

Но мнение, что ответственность эта доступна только для особо избранных, для тех людей, которые избраны для этого самим Богом, «а нам уж как-нибудь бы прожить, нам не до святости», .ложно. Господь это убеждение напрямую опровергает в Своём Писании. Каждому, кто крестился во имя Его, каждому, кто стал христианином, Господь говорит: «Будьте святы, как Я свят». Святость это не есть некий талант, некое дарование, которое Господь даёт только избранным. Святость — это призвание прикоснуться к истинной Святости, которой обладает только Господь. Каждый человек свят только в той мере, в которой к этой святости Божией прикасается. Именно поэтому Церковь перед тем, как все стоящие в храме будут причащаться Святых Христовых Таин, возглашает устами священника: «Святая — святым». Дары, освящённые на престоле, назначены людям, которые прикоснутся к Святости и от этого станут святыми. Таким образом, мы святы не от того, что чем-то одарены, чем-то богаты, нет, мы все бедны, скудны, и ничего в нас доброго и хорошего нет, одна разруха. Мы святы лишь в той мере, в которой можем прикоснуться к святости Божией.

Это утверждение Церкви известно очень многим. Но лукавая совесть человеческая часто затемняет другую сторону этого утверждения: о том, что не только я призван к святости, но и каждый христианин. А это значит, что к каждому живущему человеку нужно относиться с таким же благоговением, с таким же почтением, с таким же добрым и кротким чувством, как и к Богу. Именно эта мысль руководствовала святыми, когда они относились к любому человеку с трепетом. Даже к грешнику, даже к убийце, даже к тому, кто нарушает, попирает и плюёт на Божии заповеди — даже к ним святые люди относились с кротостью, с жалением и с любовью. Преподобный Серафим Саровский к разбойникам, которые избили его почти до смерти, относился с такой любовью, с таким прощением, что эти отморозки превратились в настоящих людей. Любовь и прощение святого Серафима вернули их к жизни, подарили им веру в то, что есть смысл в этой жизни, и этот смысл — любовь.

Это качество святого человека зовётся кротостью. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», — звучит одна из заповедей блаженства. Наследуют землю значит пользуется самым большим достоинством, авторитетом. Вопреки современным распространяемым представлениям о том, кто в жизни правит, самой подлинной властью – душами, умами и сердцами людей, обладают люди кроткие.

Самый близкий пример среди наших русских святых, которым я хотел бы поделиться, это пример последних царей династии Романовых. По милости Божией я недавно вернулся из города Екатеринбурга, где был в монастыре Ганиной Яме и где буквально сердцем пережил то, что испытала семья нашего последнего российского царя в своей страстотерпческой кончине. Как рассказывала экскурсовод, те люди, которые были приближены к царской семье, с удивлением отзывались о том, что не встречали в своей жизни больше такой семьи, где никогда не было ссор, где дети никогда не прекословили родителям. Об этом удивительном и уникальном случае свидетельствовали все люди, которые знали царскую семью. Удивительна любовь царицы Александры Федоровны к мужу, которая выражена в её дневниках, удивительно целомудренное, чистое отношение к детям, удивительны внутрисемейные отношения, которые покоились и основывались на вере, чистоте и очень большом благородстве этих людей.

Для того, чтобы сторожить царскую семью в доме Ипатьевых в Екатеринбурге специально подбирались бывшие уголовники, не имеющие ни стыда, ни совести. Эти бывшие люди издевательски относились к царю, царице и великим княжнам: Ольге, Марии, Татьяне, Анастасии. Этих чистых девушек они порочили своим словами и издевательствами, провожали их даже до уборной комнаты, высматривали их.

Что пришлось перенести царю Николаю и его жене, когда при их общей трапезе эти выродки стояли рядом и каждый кусок хлеба сопровождали издевательским словом? Что пришлось ему перенести, когда ещё недавно он имел власть просто уничтожить этих людей, а сейчас они захватили власть и при нём унижали самых дорогих людей: его жену, его детей? Представьте, что происходило в душе царя Николая! И он не сказал ни слова. Кротостью своей, своей молитвой об этих людях, он, его жена и его дети совершили чудо – в этих выродках что-то проснулось. Начальники выбрали сторожить царскую семью самых беспринципных, самых безнравственных людей, и вдруг эти выродки стали хорошо относиться к царской семье! Раньше они не позволяли им даже гулять, а теперь, на протяжении года, они стали позволять монахиням Ипатьевского монастыря приносить им пищу.

Вот, что произвела кротость царской семьи. Начальники же по этой причине были вынуждены перед самым расстрелом царской семьи полностью поменять их охрану и нанять других, не знавших их и готовых хладнокровно и без зазрения совести расстрелять даже детей.

Вот что делает кротость. Даже тогда, когда ты чувствуешь несправедливость, даже когда тебе в лицо, буквальным образом, плюют, человек, считающий себя христианином, не должен воздавать злом за зло, не должен следовать закону «око за око, зуб за зуб». Потому что кротость составляет такую силу, которая способна не только душу человеческую перевернуть, но и весь мир. Царские страстотерпцы стали самыми первыми русскими святыми, ходатаями о нас пред Богом, которые, как мы надеемся, молятся о прощении и наших грехов, и о том, чтобы и мы научились их кротости, благородству и их любви ко Христу.

Папа Франциск создал в католической церкви новую категорию для беатификации, уровень сразу же ниже святости: те, кто отдает свои жизни за других. Это называется «oblatio vitae», «предложение жизни» для благополучия другого человека.

Мученики, особая категория святых, также отдают свои жизни, но они делают это ради своей «христианской веры». Итак, решение папы поднимает вопрос: меняется ли католическое понимание святости?

Кто такой «святой»?

Большинство людей используют слово «святой» для обозначения того, кто исключительно добр или «свят». Однако в католической церкви «святой» имеет более конкретное значение: тот, кто вел жизнь «героической добродетели».

Это определение включает в себя четыре «кардинальных» достоинства: благоразумие, сдержанность, стойкость и справедливость; а также «богословские» добродетели: вера, надежда и милосердие. Святой проявляет эти качества непротиворечивым и исключительным образом.

Когда папа провозглашает кого-то святым — что может произойти только после смерти — публичная преданность святому, называемая «культом», разрешается католикам всего мира.

канонизация

Процесс называния святым в католической церкви называется «канонизация», слово «канон» означает авторитетный список. Лица, которых называют «святыми», перечислены в «каноне» как святые, и им дан особый день, называемый «праздником» в католическом календаре.

Примерно до 1000 года святые были названы местным епископом. Например, Святого Петра Апостола и Святого Патрика Ирландии считали «святыми» задолго до того, как были установлены какие-либо формальные процедуры. Но по мере того, как папство увеличивало свою власть, оно претендовало на исключительную власть называть святого.

Расследование

Сегодня в канонизации четыре этапа.

Любой католик или группа католиков могут попросить епископа открыть дело. Им нужно будет назвать формального посредника, называемого «постулатор», который будет продвигать дело святого. На этом этапе кандидат называется «слуга Божий».

Формальное расследование исследует жизнь «слуги Божьего». Те, кто знал кандидата, проходят собеседование, и даются письменные показания против и за кандидата. Кроме того, работы кандидата — если таковые имеются — проверяются на соответствие католической доктрине. «Сторонник правосудия», назначенный местным епископом, обеспечивает соблюдение надлежащих процедур и заверяет нотариусом документацию.

Результаты расследования, называемого «Акта» или «Деяния», направляются в Конгрегацию по делам святых в Риме. Конгрегация по делам святых большая, с префектом, секретарем, заместителем министра и штатом из 23 человек. Есть также более 30 кардиналов и епископов, связанных с работой общины на разных этапах.

Конгрегация по делам святых назначает «родственника» (одного из пяти, которые в настоящее время работают на конгрегацию), который руководит постулятором при написании позиционного документа под названием «positio». Позитио утверждает добродетели слуги Божьего и может быть длиной в тысячи страниц. Конгрегация проверяет положение и члены голосуют «за» или «нет» по причине. «Да» голоса должны быть единогласными.

Окончательное решение остается за папой. Когда он подписывает «Указ о героической добродетели», человек становится «почтенным». Затем остаются две стадии: беатификация и святость.

На протяжении большей части католической истории процесс канонизации был строгим. Одной из ключевых фигур в расследовании в Ватикане был «адвокат дьявола», который действовал как адвокат-противник, бросая вызов святости кандидата. Это происхождение часто используемой английской фразы, относящейся к тому, кто занимает позицию, чтобы бросить вызов другому человеку, чтобы доказать свою точку зрения более полно.

Мало кто получил звание «святой», хотя католическая церковь почитает более 10000 человек. Даже известный духовный писатель 15-го века немец Томас Кемпис не прошел через этот процесс. Его тело было эксгумировано и исследовано во время его дела о святости. Есть истории о том, что на его гробу были царапины, а под ногтями — осколки дерева. Эти открытия предполагали попытку побега после похорон заживо. Проблема состояла бы в том, что Томас Кемпис мирно не принял смерть как святой. Его дело не сдвинулось с места.

Изменения в процессе

В начале 70-х Папа Павел VI пересмотрел канон святых, чтобы исключить тех, чье историческое существование не может быть подтверждено. Например, святой Христофор, защитник путешественников, был удален, хотя многие католики все еще имеют медаль святого Христофора в своих автомобилях.

В 1983 году Иоанн Павел II, который сам станет святым, изменил период ожидания с 50 до пяти лет после смерти кандидата. Он также уменьшил роль «защитника дьявола».

Эти изменения вызвали критику в отношении того, что Ватикан стал «фабрикой святых». Однако этот более быстрый процесс не уменьшил шестизначные затраты, необходимые для тех, кто поддерживает дело, чтобы финансировать расследование и нанимать постулятора.

Типы святых

Хотя название «святой» используется для всех канонизированных, существуют разные категории святых, такие как «мученик» и «исповедник».

«Мученик» был убит за свои христианские убеждения; «исповедник» подвергался пыткам или преследованиям за свою веру, но не был убит. Если святой был епископом, вдовой или девственницей, это также становится частью их титула.

Например, св. Блейз является одновременно епископом и мучеником. Кэтрин Дрексел из Филадельфии имеет звание «Св. Кэтрин Дрексел, Вирджиния «. Св. Кэтрин Дрексел была вторым по рождению американцем святым и основателем Университета Ксавье в Луизиане, единственного американского католического университета, созданного в основном для афро-американцев.

На данный момент неясно, связан ли специальный титул с новой категорией святого, объявленной папой Франциском.

Чудеса и мученики

Чудеса являются важной частью канонизации.

Чудо — это событие, которое нельзя объяснить ни разумом, ни естественными причинами. Чтобы быть названным «благословенным», нужно доказать, что одно чудо произошло под влиянием кандидата в святые. Процесс начинается с того, что человек молится святому, который «ходатайствует» о Боге, обычно для излечения болезни. Потенциальное чудо затем расследуется медицинской комиссией из девяти человек, которые клянутся в секретности. За их работу им можно платить только банковским переводом, правилом, позволяющим не допустить скрытых платежей, которые могут испортить процесс.

После установления второго чуда титул кандидата изменится с «благословенного» на «святого». Со св. Иоанном Павлом II это произошло в рекордные девять лет. Сначала была французская монахиня, которая была излечена от болезни Паркинсона. Затем произошло исцеление костариканской женщины от аневризмы мозга.

У мучеников другой путь к святости. Они становятся «благословенными», когда папа совершает «Указ о мученичестве». После одного чуда мученики «возносятся во славу Алтарей», фраза, которая относится к публичной церемонии, на которой человека формально называют святым,

Новый вид святого?

Учитывая сложную историю католической святости, справедливо спросить, делает ли папа Франциск что-то новое.

Заявление Папы проясняет, что тот, кто отдает свою жизнь за других, должен демонстрировать добродетель «по крайней мере, как это обычно возможно» на протяжении всей жизни. Это означает, что кто-то может стать «благословенным» не только благодаря жизни героической добродетели, но также и совершению одного героического акта жертвоприношения.

Такой героизм может включать смерть при попытке спасти того, кто тонет, или потерять свою жизнь, пытаясь спасти семью из горящего здания. Единственное чудо после смерти все еще необходимо для беатификации. Теперь святые могут быть людьми, которые ведут довольно обычную жизнь до необычайного момента высшей самопожертвования.

С моей точки зрения, как католического религиозного ученого, это расширение католического понимания святости, и еще один шаг к Папе Франциску, делающий папство и католическую церковь более соответствующими опыту обычных католиков.

В первое воскресенье после дня Святой Троицы Православная Церковь празднует день Всех Святых.

Все Святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь, это день ее рождения, посажен росток в землю. И вот мы видим, каким ярким цветом расцвел посаженный цветок – святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители. День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого. Этот плод созрел не в каких-то полубогах, великанах или инопланетянах, а обычных людях, сделанных из того же теста, что и мы с вами.

Святые почитались с самых ранних веков христианства. Вначале это были апостолы, а затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от веры. За ним последовало почитание выдающихся церковных деятелей, прославившихся дарами Святого Духа (все мы знаем самого почитаемого у нас святителя Николая Чудотворца). С укреплением христианства начали чтить благоверных правителей и правительниц (таковыми были благоверный князь Александр Невский, сын его Даниил Московский, святой покровитель столицы) и преподобных монахов (таких как Сергий Радонежский и Серафим Саровский).

Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно… Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской Церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях.

История

Праздник известен с конца IV — начала V веков. Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая.

Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля).

Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.

Богослужение

В годовом богослужебном круге Православной Церкви день Всех Святых является пограничным: заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха.

На утрене дня Всех Святых начинается чтение «столпа» — последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых: Ис.43:9-14 — святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения («Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал»); Прем.3:1-9 — святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом («А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире»); Прем.5:15 — 6:3 — святые восторжествуют в день пришествия Господня («Праведники живут во веки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею»).

Читающийся на литургии отрывок из Послания к Евреям (Евр.11:33 -12:2) прославляет ветхозаветных праведников и называет их «облаком свидетелей», а составное евангельское чтение (Мф.10:32-33, Мф.10:37-38, Мф.19:27-30) указывает на необходимые признаки святости («Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным… Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня… Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную»).

Гимнография праздника изобилует поэтическими оборотами: святые называются «непрелестными светилами» (канон утрени, песнь 3), «божественным облаком» (там же, песнь 6), «начатками естества» (кондак), «терпеливодушными» (стихира на литии); их кровью Церковь украшается «багряницею и виссом» (тропарь); они «уясняют церковное небо» (канон утрени, песнь 8), «добродетелей светлостью» делают землю небом (стихира на хвалитех).

Тропарь Всем Святым

Иже во всем мире мученик Твоих, / яко багряницею и виссом, / кровьми церковь Твоя украсившися, / теми вопиет Ти, Христе Боже: / людем Твоим щедроты Твоя низпосли, / мир жительству Твоему даруй / и душам нашим велию милость.

Кондак Всех Святых

глас 8

Яко начатки естества, Насадителю твари,/ вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики,/ тех молитвами в мире глубоце// Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Иконы

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех Святых, 19 июня 2011 года после Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя:

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова в неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех Святых, 10 июня 2012 года:

Об иконе Всех Святых:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие о Христе братья и сестры!

Протоиерей Борис Старк

Сегодня мы справляем память всех святых, которые просияли в Церкви Божией с самых первых ее дней и до нынешнего дня. Сегодня мы переворачиваем последнюю страницу церковной книги, именуемой Цветная триодь, в которой изложены богослужения праздников от дня Святой Пасхи и по сегодняшний день Всех святых.

Святая Церковь в предпостный и постный период разворачивала перед нами картины, призывавшие нас к умилению, к покаянию… Перед нами прошли образы кающихся грешников: мытаря, блудного сына, Марии Египетской; учителей покаяния: Ефрема Сирина, Андрея Критского, Иоанна Лествичника и других. Затем величественная и страшная картина страданий Христовых, голгофская жертва, смерть Господа нашего Иисуса Христа на Кресте голгофском, и затем наступил праздничный период Пасхи… С Воскресения Христова начинаются пасхальные праздники, которые заканчиваются сегодня… И мы должны были воскресать со Христом, затем вспоминать о явлениях Христа мироносицам, апостолам, апостолу Фоме, потом мы были свидетелями вознесения Господня и в горнице соприсутствовали апостолам, когда Дух Святой снизошел на них в виде огненных языков и таким образом положил основание Церкви Божией на земле. И вот ныне мы заканчиваем этот праздничный период, вспоминая всех святых, в этой Церкви просиявших…

Икона Всех святых

Какая же связь между великими праздниками Христовыми и всеми святыми? Почему сегодня наша мысль обращается ко всем святым? Да потому, дорогие братья и сестры, что угодники Божии являются свидетелями того, что голгофская жертва Христа не была ВТУНЕ, что Господь, Своей Кровью, Своими страданиями искупив грехи людей, дал возможность КАЖДОМУ человеку вернуться в рай, потерянный Адамом! Господь Своими страданиями и Своим воскресением из мертвых дал возможность КАЖДОМУ человеку стать святым! И вот эти угодники Божии, которых мы прославляем сегодня, являются свидетелями того, что КАЖДЫЙ человек МОЖЕТ стать святым. И не только МОЖЕТ, но и ДОЛЖЕН! В старину говорили: «Плох тот казак, который не хочет стать атаманом». А я скажу: плох тот христианин, который в своей жизни не стремится к святости, не стремится стать святым! И вот за то, что эти святые, которые были ТАКИМИ же людьми, как мы, с грехами, с искушениями и часто чрезвычайно длительными, мучительными испытаниями (стоит вспомнить хотя бы одного Иоанна Многострадального, Киево-Печерского чудотворца), несмотря на все эти страсти, страдания, искушения и грехи, все-таки достигли святости — значит, и грешный человек, ЕСЛИ ХОЧЕТ, то может стать святым! МОЖЕМ и ДОЛЖНЫ и мы с вами стать святыми. А становимся ли мы ими? Святая Церковь, разворачивая перед нами величественную картину Голгофских страданий, Воскресения, Вознесения, сошествия Святого Духа на апостолов, ждала от нас, что мы откликнемся на ее призыв, что на нас подействует благотворно эта великая картина, трагическая и в то же время радостная…

А что мы видим? Стоя в церкви перед распятием Господним, слушая двенадцать Евангелий Страстей Господних, затем стоя перед плащаницей — гробом Христовым, видя Его, распятого на кресте, распинали мы в это время свои страсти, свою плоть, распинались мы вместе с Ним? Нет… Мы присутствовали только как свидетели, но своих страстей не распинали. Присутствуя при радостном моменте воскресения Христова, воскресали наши души вместе с Ним? Воскресали наши души для того, чтобы быть уже неподвластными греху, неподсудными карающему мечу Божественного правосудия? Нет. Мы и в пасхальную ночь радовались, но радовались отвлеченно, как свидетели, а не как участники радостного события. Привело ли нас вознесение Господне к тому, чтобы и наши души, мысли, помыслы вознеслись бы с Господом к Небу? Нет. И на горе Елеонской мы стояли как свидетели, как любопытствующие, сердцем мы не возносились, потому что если бы мы вознеслись горе, то грех уже не имел бы власти над нами, но мы, продолжая жить среди соблазнов, не боремся с ними, поддаемся им и даже, скажу, временами сами ищем эти соблазны!

Когда Святой Дух сошел на апостолов в сионской горнице, Он сошел не только для тех, кто тогда в ней присутствовал. Он сошел для всего мира… И мы делаемся причастными этому Духу в момент крещения, в момент совершения святых Таинств, в момент, когда подходим к Святой Чаше. Но как быстро мы теряем способность удержать в себе плоды Духа, сохранить их в своем сердце и в своей душе Дух истинный!

Дух Святой сходит на нас, а мы не в состоянии Его удержать и часто даже не хотим этого! И что же получается? И этот великий день праздника Всех святых мы радуемся, торжествуем, почитая их память и вспоминая их жизнь, а они?.. Остаются ли они в этот момент пассивны? Нет! Если мы с ними общаемся в молитвах, то они общаются с нами. Но если, глядя на их жизнь, мы радуемся и празднуем, то они в это время, глядя на нас и на нашу жизнь, скорбят и плачут, потому что они знают, что хотя и нелегко стать святым, но можно и должно, а, глядя на нас, они видят, что мы не стремимся к этому. Мы ублажаем святых и… ничего не делаем, чтобы присоединиться к ним. И Святая Церковь, заканчивая эту страницу церковного календаря днем Всех святых, напоминает нам, с одной стороны, о величии всех святых, которые, как звезды, наполнили весь необъятный небосклон, а с другой стороны, о том, что мы с нами это время пропустили мимо себя, едва-едва вынеся самые крохи духовного опыта и духовного назидания. И чтобы помочь нам, Святая Церковь, заканчивая этим праздником Всех святых предпостные, великопостные и затем пасхальные праздники, с завтрашнего дня завещает нам вступить в Петровский пост, как бы напоминая нам, тем из нас, кто не успел покаяться за Великий пост, и тем, кто покаялся, но вновь отошел от правды Божией, покаяться теперь, каждого из нас призывает воспользоваться этим очередным постом, чтобы очистить свое сердце, освятить свои помыслы, подойти к Богу, подойти ко всем святым и постараться вместе с ними войти в эту Церковь Торжествующую, которую никакие силы и никогда не смогут одолеть по обетованию Самого Спасителя.

Вы скажете, что стать святым трудно! Да, это нелегко, но и то же время и не невозможно. Господь сказал: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35). Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13:34). Если будете любить друг друга, если ваша любовь не будет эгоистичной, если вы будете любить человека не потому, что он ВАМ приятен, а потому, что он ваш брат во Христе, созданный по образу и подобию Божию, если эта любовь будет озарять вашу жизнь, если вы будете стремиться к тому, чтобы на каждом шагу своей жизни нести радость людям, нести радость всем, кто скорбит, нести радость тем, кто жаждет утешения, если люди будут чувствовать, что в вас горит огонь любви, — то в этом огне любви сгорят все ваши грехи, сгорят все ваши недостатки, все соблазны исчезнут, и окажется так легко победить всякий грех и победить отца всякого греха, то есть диавола. Любите друг друга, и вы приблизитесь к Богу, полюбите Бога. Любите друг друга, и вы пойдете по пути святости. Развивайте в себе любовь, расточайте ее вокруг себя, и тогда ваша жизнь будет как жизнь святых. Хотя и не без трудностей, но все же преисполнена радостей и духовного веселья. И тогда вам не страшна будет кончина, потому что для вас конец жизни будет не страшная смерть, а блаженное успение. Тогда в конце вашей жизни вас будет ждать не пустота, не ничто, не забвение, а вечная память. Тогда и мы с вами войдем в этот лик святых и наши потомки вместе со всеми святыми и нас будут прославлять, вознося нам свои молитвы, а мы будем молиться за них у Престола Божия, тогда, когда они будут взывать: «Вси святии, молите Бога о нас!».

Эти молитвенные слова будут относиться и к нам. Тогда и нас будут ублажать: «Величаем, величаем вас, вси святии, от века просиявши, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего». Аминь.

Собор г. Лиепая 24 июня 1973 г., повторено в Ярославле 9 июня 1974 г.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *