Как церковь относится к порче?

С понятиями сглаза и порчи современный человек сталкивается едва ли не с самого детства, видя всевозможные телепередачи, газетные объявления и рекламу на улице. И почти всегда эти понятия очень тесно связываются там с духовностью и церковной традицией: дескать, сама Церковь ну-конечно-же-верит в подобные явления и имеет в своем «магическом арсенале» набор защитных средств от, например, соседки-колдуньи.

В наши дни интернет и печатные СМИ переполнены различными молитвами от сглаза и методиками снятия порчи. Все эти материалы, как правило, подаются вместе с православной символикой. О «приворотах», заговорах и прочих похожих вещах спрашивают «Фому» и наши читатели в своих письмах.

В день памяти святых Киприана и Иустинии, которые в народе почитаются как защитники от колдовства и чародейства, мы решили ответить на наиболее часто задаваемые вопросы, и предлагаем вам взгляд теолога на поднимаемую проблему.

Что такое сглаз и порча?

С точки зрения Церкви сглаза и порчи — в их мирском понимании — не существует. Но существуют носители зла — существа, отпавшие от Творца. Если человек творит добро, пребывает в Церкви, участвует в ее Таинствах, то даже сам сатана не сможет причинить ему никакого вреда, поскольку вся жизнь верующего находится под защитой Бога. И все же, увы, многие из нас своим образом жизни отказываются от Господа и Его помощи, добровольно лишаясь благодатного покрова. В таком случае демонам легко сыграть над человеком злую шутку. Однако винить в этом следует не «злую соседку», которая имеет «дурной глаз», а самого себя, отступившего от Бога и тем самым — предавшего свою душу в руки дьяволу.

Сглаз и порча по своему происхождению — чисто языческие понятия. Они появились в результате развития первобытных взглядов человека на мир. Древние люди верили, что на природу можно воздействовать не только на материальном, но и на духовном уровне. По мнению наших предков, злые эмоции, желания и чувства способны оказывать влияние с той же (а то и с большей) силой, что и обычные орудия труда. Например, если хочешь кого-нибудь убить, совсем необязательно браться за камень или зубило — достаточно наложить на недруга «дурной глаз», и тот гарантированно отойдет в мир иной.

Церковь всегда осуждала такие взгляды и боролась с ними. Уже в Ветхом Завете существовал запрет обращаться к колдунам, чародеям и гадалкам, а сами представители этих «профессий» подвергались преследованию. Однако такие жесткие меры предпринимались вовсе не потому, что в магах видели некую мистическую угрозу, а потому, что сущность языческого воззрения на оккультизм прямо противоречит учению Церкви. Причем и ветхозаветной, и новозаветной.

Библейская традиция, а вслед за ней — и все христианское богословие, настаивают на том, что без воли Божьей никакой колдун или гадалка не могут причинить человеку никакого вреда, даже если они будут использовать весь арсенал магических приемов. Церковь всегда говорила, что сама по себе сила злого человека равна нулю, и сравнится разве что с силой малыша, который надел на себя мамин фартук и мнит из себя волшебника. Но, отрицая могущество очередной «бабы Маши», христианство говорит о существовании демонов — падших духов, которые раньше были светлыми добрыми ангелами, однако из-за неуемной гордыни стали врагами Бога и всего Его творения. Именно демоническая, а не человеческая воля стоит за всеми теми явлениями, которые в народе называются порчей, сглазом, поделками…

Как молиться от порчи?

Каких-то «специальных» молитв от сглаза или порчи не существует, поскольку такие молитвы не нужны верующему человеку. Когда христианин принимает Крещение, то либо он сам, либо его крестный (если Таинство совершается над ребенком) произносит слова отречения от сатаны и вручения себя в руки Божьи. Этого вполне достаточно, чтобы не быть во власти демонов и пребывать под кровом Господа. Чистота Крещения, если она не запятнана поздними тяжкими грехами, уже служит гарантией того, что вас не «сглазят» и не «испортят». Демоны в таком случае могут лишь соблазнять человека, но навредить напрямую — нет.

Другое дело, когда человек за свою жизнь совершает отступления от Бога своими плохими делами. Правда, если он грешит, но при этом осознает ошибки и старается исправить свою жизнь, идя навстречу Господу, то и в этом случае никакое бесовское наваждение не коснется его. Но вот в случае полного отступления от Бога и от жизни по Его заповедям, с человеком может случиться все, что угодно.

Обычно в интернете или в книгах сомнительного происхождения (обычно они публикуются без одобрения священноначалия) в качестве методики снятия порчи предлагается чтение особых молитв, которые преподносятся как панацея от зла. На самом деле эти молитвы либо не имеют к Церкви никакого отношения (их составляют люди, обычно имеющие о вере самые смутные представления), либо относящиеся к совершенно другой категории. Часто за «правило от порчи» выдается особое правило, совершаемое при нападении бесовской силы на человека. Оно может читаться только по благословению духовника или опытного священника, и только в тех случаях, если человек испытывает прямое бесовское воздействие — к примеру, регулярно видит ужасные видения или одержим злыми духами. В других условиях читать это правило нельзя.

Как защитить себя от сглаза и порчи?

Прежде всего — не верить в них. Не видеть в каждой не понравившейся вам личности колдуна или знахаря. Важно помнить, что ни один человек не в силах навредить вам, и что магические способности (если он ими действительно обладает) такой «ведун» получает от злых духов.

А от воздействия жителей бесовского мира может защитить только Бог. Лишь пребывая в Церкви и будучи ее верным чадом, можно гарантированно защититься не только от мнимых «поделок», но и от реальных бесовских наваждений, которыми злые духи постоянно стараются смутить и подчинить себе людские души. А верный член Церкви — не тот, кто просто считает себя таковым, но тот, кто исполняет волю Божью и регулярно участвует в Таинствах, прежде всего — в Покаянии и Причащении. Только Церковь может служить надежной оградой от зла.

Столь же важно для человека и самому быть добрым, выполняя заповеди Христовы не формально, а осознанно и от всего сердца. Зло имеет обыкновение возрастать лишь в той душе, которая уже имеет некие недобрые навыки. Запятнанная и неочищенная покаянием, такая душа похожа на магнит, притягивающий к себе все сродное с ним по качеству. Есть в сердце гнев, раздражение, ненависть, гордыня, лицемерие и прочие пороки и страсти — значит и злу легко будет проникнуть туда и усилиться в нем. Если же в сердце живет любовь, всепрощение, милосердие, спокойствие, незлобивость, благодушие — то никакие демоны не могут возыметь над ним власть. Их влияние сильно лишь в том случае, если человек сам своими делами и привычками дает им власть над собою.

Меня сглазили. Что делать?

В первую очередь — перестать так думать. Очень часто утверждение «на меня навели порчу» является элементарной попыткой найти виновного в своих проблемах. Подсознательный посыл очень прост — виноваты все кроме меня самого. Не удался день — виновата тетя Клава с пятого этажа! На работе начальник поругал — это уж точно бывшая невеста наняла колдунью! Попал в аварию — черная кошка утром дважды перебежала дорогу! Все кругом являются причиной моих бед! Все кроме меня!

А, может, стоит просто задуматься над своей жизнью и хотя бы на минутку предположить, что истоки наших неприятностей кроются в нас. Ведь чтобы что-то исправить, совсем не нужно отдавать шарлатанам свои кровные деньги, а для начала, хотя бы — просто постараться пересмотреть взгляды на некоторые вещи. И вместо того, чтобы во всех своих бедах винить злой глаз соседки по подъезду, задуматься — не наши ли собственные ошибки разрушают такой хрупкий мир в наших семьях?

Впрочем, бывает действительно нелогичное зло. Многие праведные и честные семьи страдали и страдают от разных бед — то дети заболеют, то дом сгорит, то деньги украдут. Но Церковь и в таких случаях не видит в этом ничего мистического и говорит однозначно — Господь посещает! А для чего — это уже совсем другой вопрос. Только Ему одному ведомы истинные мотивы того или иного посещения. Кого-то Он отрезвляет, кого-то — останавливает на пути к верной гибели, кому-то помогает избавиться от чего-то менее ценного, чтобы взамен дать более ценное и нужное. Его пути — неисповедимы. Именно поэтому святые не начинали расследований, по вине какой конкретно «бабки» у них начались проблемы, а с благодарностью говорили одну-единственную фразу: «Слава Богу за все!».

И опять про корону, будь она неладна.
Боюсь сглазить, но появляется всё больше подтверждений тому, что доля бессимптомных больных уже намного больше, чем раньше показывалось тестами. Если это полностью подтвердится, то это маленькая плохая новость и большая хорошая. Маленькая плохая — в том, что резкого внезапного окончания эпидемии не будет, мы будем долго и нудно ловить всё новых и новых больных (потому что тогда всё, что мы видим — это «хвостик» уже давно прервавшейся действительно катасрофической эпидемии). Большая хорошая — прогнозы про 10 миллионов заражённых отправятся в мусорную корзину, потому что в этом случае в Штатах заражённых уже миллионов 10, а у нас под треть миллиона, но почти все эти люди даже не знают, что заражены, зато в безопасности и создают иммунный барьер, который растёт как минимум теми же темпами «в процентах», как число больных с симптомами.
В любом случае следующие два месяца будут решающими.
P.S. Сорванная Юрьева ночь — наименьшая из проблем, хоть и обидная. Прости нас, Юра, мы даже руки мыть не научились как надо, не говоря уж о масках.

Предлагаем вашему вниманию очередную статью и.о.проректора по учебной работе иерея Александра Ермолина.

«Сниму порчу», «наведу порчу» – эти и подобные объявления в «девяностые годы» заполонили рекламные полосы газет почти всех мастей и калибров. И реклама дала свои «результаты». «Батюшка, на меня навели порчу», – или: «Батюшка, посоветуйте сильную икону от сглаза», – спустя два десятилетия эти фразы часто слышишь от самых разных людей, заходящих в храм. И не только от «захожан» – бывает и так, что много лет ходящая в храм бабушка вздохнет на исповеди: «Вот, порчу навели – ходить стало тяжело».

Понятия «порчи» и «сглаза» прочно поселились не только в лексиконе, но и в мировоззрении многих наших современников и заняли свое место где-то рядом с понятиями «хорошей и плохой энергетики» и многими другими эзотерическими терминами. В общую картину надо добавить и целую группу «экстрасенсов», которые используют в своих процедурах «снятия и наведения порчи» православную символику: свечи, иконы и многое другое. На фоне всего этого рядовому обывателю может показаться, что действительно есть она – порча. И тут необходимо пояснить, как Православная Церковь относится к таким понятиям.

То, чего нет

«Порча» и «сглаз» – это то, чего нет. Есть только то, что человек позволяет бесовским силам сделать над собой. Процитирую преподобного Паисия Святогорца:

«Черные силы тьмы бессильны. Сами люди, удаляясь от Бога, делают их сильными, потому что, удаляясь от Бога, люди дают диаволу права над собой».

Каждый христианин призван к тому, чтобы практически реализовывать свою веру. «Вера без дел мертва», – говорит апостол Иаков (Иак. 2:20). И действительно, мы очень часто можем видеть, как человек, отошедший от Церкви, начинает увлекаться всякими «паранормальными вещами». Приведу еще одну цитату. «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может», – слова эти принадлежат убежденному атеисту Жану Полю Сартру. Даже он понимал это! То же самое и здесь: если человек отходит от Бога, то он может прийти только к одному – к Его противнику, то есть дьяволу.

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30).

У современного человека есть мечта – «быть средним». Наверняка, все слышали рассуждения многих наших современников в стиле «я не сделал ничего плохого» или «я делал как все». Но в духовной жизни невозможно быть средним – нет «серого» в Православии. Есть либо добро, либо зло. И когда человек наивно рассуждает, что он ничего плохого не сделал, да и верит он «как все», то есть «в душе», то нужно поставить себе честный диагноз – от Христа такой человек отошел. А это значит одно – он открыт для любых бесовских нападок, которые не заставят себя ждать.

Как бороться?

И вот, человек отошел от Христа. Начинаются разные бесовские нападения. Человек решает, что на него навели порчу, и начинает с ней «бороться». А тут рынок магических услуг предлагает огромный ассортимент. Можно постараться заранее защитить себя от порчи, можно её «снять». Если хотите отгородиться от потенциального нанесения порчи, то надо носить красную нитку, правильно прикалывать булавку, можно «глаз Фатимы»носить и многие другие варианты, вплоть до полной экзотики. Только надо помнить духовную сущность подобных практик – это такое же обращение к бесам. Я часто говорю людям, которые приходят в храм с красной ниткой или с «глазом Фатимы», что они носят на себе маленького чертенка. Быть может, немного резковато, но доходчиво. Большинство эти нитки в храме же и снимают и выбрасывают.

Вряд ли есть смысл писать про «снятие порчи», так как это тот же «клин клином». И понятно, что обращение к бесам за помощью против бесов делает только одно – усугубляет рабство человека.

«Безгрешный приворот»

Скажу только об одной немаловажной подробности «снятия порчи». «Сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2Кор.11:14) – сказано в Новом Завете. Не бывает «безгрешного приворота», равно как и не может маг, «экстрасенс» (и прочие наименования этих служителей дьявола) быть православным христианином. Он может сколько угодно использовать православную атрибутику: предлагать поставить свечи в храме, зажигать их во время магических сеансов, использовать иконы и делать многое другое. Но помните слова апостола Павла, процитированные выше. Не обольщайтесь этими внешними православными символами – суть от этого не меняется.

Что делать?

Жить духовной жизнью – один простой ответ. Помнить, что у христианина есть только одна «альтернатива» – либо быть с Богом, либо попасть в руки его противника. А жить духовной жизнью – это значит на практике реализовывать свою веру. То есть искренне молиться, регулярно участвовать в таинствах, а не просто «верить в душе». Иначе такому человеку обеспечены и «сглаз», и «порча», и прочие бесовские нападки.

иерей Александр Ермолин

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Икона от сглаза и порчи внимает человеку, впитывает и распространяет энергию доброты, обладает целительным свойством, но все иконы убеждают всех в своей силе и чудотворной энергии. Эта икона передает смысл своего образа и растолковывает его содержание. Каждый из нас совершает ошибки и ощущает на себе влияние злых языков и завистливых людей, которые не из добрых побуждений, сами того не подозревая приносят много злого и ненавистного.

Давайте подробнее узнаем о силе и свойствах разных икон, чтобы обогатить себя знаниями и не совершать плохие поступки. Приходя в церковь для очищения души, совершая таинство причастия и читая молитвы ощущать умиротворение и благословление Господнее.

Иконы снимающие порчу

Много столетий назад люди заметили целебные свойства многих образов, которые способны лечить целые народы, вселять веру в исцеление от разных недугов, порчи и сглаза. У каждого из нас есть Ангел Хранитель, который оберегает и защищает от бед, недугов, болезней и порчи.

Современный мир полон ненависти, злости и зависти, что доброму, искреннему, чистому человеку очень трудно, а порой и невозможно пробиться, его беспощадно задавливают те, кто наглее, злее и порочнее.

  • Семистрельная икона Божией Матери – оберег каждого человеческого жилища. Иконы с изображением Богородицы охраняют все человечество от неверных шагов и роковых ошибок и даруют право на исправление и обретение душевного покоя и стабильности.
  • Святой Матроны икона защищает от сглаза, после которого могут проявляться различные симптомы простуды, возникать болезни с длительным лечением и постоянным уходом.
  • Обращение к Николаю Чудотворцу и Великомученику Артемию помогут избавиться от порчи и сглаза, преодолеть и перебороть болезни, возникшие в их результате.
  • Очень сильная защита ощущается при обращении к иконе Святой Троицы. Она уберегает и очищает дом от недоброжелателей, защищает от сглаза и порчи, а молитва к этим святым очистит души Ваших домочадцев и навсегда Ваш дом станет крепостью, о которую будут разбиты ненависть, зависть, злоба, жадность, лесть, прелюбодеяние и поселятся спокойствие, доброта, умиротворение, гармония, любовь и счастье.

Святые образы можно размещать в каждой жилой комнате, для привлечения благодати, в машине, на рабочем месте, носить с собой, как вечный оберег от сложных жизненных обстоятельств, а икону Святой Троицы рекомендуют вещать при входе в дом.

Как называется икона от сглаза и порчи

Самой действенной иконой от сглаза является Семистрельная, о которой уже упоминалось ранее. Не менее действенными являются образы Иоанна Крестителя, Антипа Священномученика, Александра Свирского, Ефима Преподобного, которые направлены:

на избавления от сильных стрессов и подавленного состояния, потери смысла жизни и периодических болях в голове и суставах;

на улучшение душевного состояния, гармонизации семейных отношений, налаживания связи между мужем и женой, детьми и родителями, старшим и младшим поколениями родственников;

на стабилизацию нервной системы, улучшения кровообращения, сокращения мышечных спазмов и обретения спокойного, крепкого сна;

на сведения к минимуму сильных, часто неконтролируемых панических атак, ненависти, гнева и злости к постепенному обретению себя и возможностью самостоятельно регулировать свое состояние

Если Вы не знаете или сомневаетесь, какая икона защитит от сглаза и вернет позитивный настрой, веру в светлое будущее, убережет от болезней и горестных страданий, то Сын Божий укажет Вам верный путь, по которому Вы дойдете к намеченной цели.

Семистрельная икона от сглаза

Защитит от множества человеческих грехов Семистрельная икона Божьей Матери. Этот образ поможет Вам справиться:

  • с враждой и ненавистью к человеческому достоинству,
  • не восприятием и непринятием доброты человеческой;
  • с пороками, создающими преграды на пути к духовному росту и саморазвитию;
  • с предательством, прелюбодеянием, завистью к чужим возможностям;
  • денежным средствам, способностям и лицемерием.

Эта икона от сглаза пропускает через свое сердце перечисленные выше негативные качества людей, каждые из которых изображены в виде больно ранящих сердце стрел. Весь удар она забирает на себя, освобождая и очищая души простых смертных.

Чтобы святой образ Матери Божией имел силу, икону нужно покупать в церкви, освященную и с молитвой, которую нужно произносить утром и перед сном. Также можно посещать церковные богослужения. Периодически очищайте дом с помощью специальных растений и молитв, защищающих от порчи и сглаза.

Существует два разных изображения расположения стрел: три и четыре стрелы с обеих сторон, а также по три с каждой стороны и одна снизу вверх. При этом сила образа не теряется, а наоборот усиливается и приносит скорое очищение и облегчение от совершенных грехов.

Какой иконе молиться от порчи, истинный верующий человек ощутит сердцем и придя в церковь или в храм Божий ему подскажут прихожане, что и за чем нужно делать дабы вернуть спокойствие души и тела. Чистосердечная исповедь перед Богом станет препятствием на пути порчи и сглаза, Ваши мысли наполнятся новой позитивной энергией, Вы посмотрите другими глазами на своих «обидчиков» и завистников, враги перестанут быть врагами, и Вы обретете душевный покой.

Если Вы обратитесь с непрестанными молитвами к Творцу Вселенной, он обязательно укажет свернувшему с нужного пути человеку какая икона от сглаза и порчи готова прийти ему на помощь. Главное, чтобы вера Ваша была искренней.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео молитву иконе Богородицы Семистрельной:

…Околдование столь глубоко, что против него не существует никакого человеческого средства. Если же таковое и существует, то оно людям не известно или же его употребление не дозволено.
Бонавентура, комментарии к «Сентенциям»
«Проклятье века – это спешка», – писал в свое время поэт. Действительно, торопясь жить, зарабатывать деньги, вкусить свою долю много лет утаиваемых от них наслаждений и впечатлений, люди не успевают оглянуться на самих себя, на своих детей, на свое бытие в этом мире. Поход в церковь – редкостное событие на праздник, свой духовник – удовольствие для избранных, беседа с детьми о Боге, о спасении души… – ну это уже из области фантастики.
Бездуховность – наилучшая пища врагов рода человеческого.
Кто же эти враги? Голливудские фильмы рисуют нам рогатых монстров, с которыми способен расправиться только герой-одиночка вроде Шварценеггера, либо падших ангелов в кроссовках, не говоря уж о традиционных вампирессах с окровавленными клыками. С киношной нечистью дело обстоит просто – она шарахается от вида крестика, горит на солнце и вянет от запаха чеснока. А уж кольты 45-го калибра просто разносят ее в клочья… Действительность намного страшнее и прозаичнее. Ни мечей, ни алых плащей, ни полетов под куполом полуразрушенной церкви…
В начале 1692 года несколько девушек в деревне Салем (в настоящее время Данверс), штат Массачусетс, заболели, и симптомы у них были настолько тревожными, что перепугали всю округу. Наиболее беспокоящими и волнующими были конвульсивные припадки: настолько нелепые и настолько сильные, что видевшие их соглашались: девушки не могли притворяться. «Их движения во время припадков, – писал преподобный Деодат Лоусон, – являлись сверхъестественными как по форме, которую не может произвести нормальный человек, так и по силе намного превосходя обычную силу того же человека, когда он находится в здравом уме». Преподобный Джон Хейл из Беверли подтвердил описание Лоусона. «Их руки, шеи и спины, – писал он, – выворачивались и так и этак, потом возвращались на место. Они отнюдь не могли воспроизвести эти движения по своей воле, они были сильнее всякого эпилептического припадка или любой естественной болезни».
Были и другие симптомы, почти такие же тревожные: временная потеря слуха, речи и зрения, потеря памяти, так что девушки не могли вспомнить, что происходило с ними во время припадка, чувство удушения в горле, потеря аппетита. Позже последовали ужасающие галлюцинации: они видели призраков, которые пытали их различными изобретательными и жестокими способами. Они чувствовали, как их щипали и кусали, а часто на коже проступали действительные следы пыток.
Эти симптомы легко распознаваемы. Самое поверхностное исследование классических случаев истерии – Шарко, Дженета, Брейра и Фрейда – продемонстрирует, что «пораженные» в Салеме девушки были истеричными в научном смысле этого термина. Разумеется, их так и называли, но в более пространном, общепринятом смысле. Таким образом, историки, называвшие девушек истеричными, также называли их лгуньями, хотя это два термина взаимоисключаемы настолько, насколько дело касается сознательной мотивации истерии. За редким исключением поведение девушек принадлежит истории патологий, а не истории мошенничества. В любом случае их поведение было из ряда вон выходящим и огорчительным. Две из них, Элизабет Паррис и Эбигейл Уильямс, были дочерью и племянницей преподобного Самуэля Парриса, из деревни Салем, и он лечил их универсальными средствами, обычными для Массачусетса XVII века: молитвами и постом. Но он сделал и то, что сделали бы мы с вами, если бы наши дети заболели, – отвел их к врачу. В действительности он отвел их к нескольким врачам и убедил родителей и опекунов других девушек последовать его примеру. Врачи были озадачены. Наконец один их них – традиционная история говорит, что это был Уильям Григгс из Салема, – установил диагноз. «На них порча», – объявил он: девушки якобы были жертвами черного колдовства.
Диагноз ни в коем случае не представлял собой ничего неожиданного. Подавляющее большинство терапевтов XVII века, как и другие образованные люди того времени, верили в колдовство и считали его причиной некоторых болезней. Поучительной параллелью мнению доктора Греггса был диагноз сэра Томаса Брауна, знаменитого автора «Religio Medici», который вызывался в качестве эксперта в английский суд над ведьмами, собравшийся в 1662 году в Бери-Сент-Эдмундс. Он считал, что «эти экстатические припадки были естественного происхождения, то, что мы называем «матерью», но только доведенные до крайности коварством дьявола, входящего в сотрудничество со злобой тех, кого мы называем ведьмами, и совершающего свои злодейства с их помощью».
«Мать» – общепринятое сокращение английского термина XVII века «удушение матери», обозначающего истерию. Таким образом, диагноз сэра Томаса Брауна был абсолютно точен, и вполне возможно, что доктор Григгс также правильно распознал симптомы. Что еще более удивительно, он, вероятно, правильно идентифицировал причину припадков девушек, которой, судя по всему, было колдовство. Он был не одинок в своем мнении.
Страх перед дурным глазом живет в сотнях поколений людей буквально с самого начала нашей цивилизации. Скажем так, больше 5 – 7 тысяч лет (глубже историкам проникнуть пока не удается, это уже область антропологов). Страх перед магически опасным взглядом был некогда всеобщим и вполне обычным, как в наши дни люди боятся внезапно вспыхнувшей тряпки. В древнеегипетской мифологии у бога-созидателя, Амона, был съемный глаз. Он воспринимался как его созидательная сила (ибо из его слез было создано человечество) и как его гнев. Сила этого глаза перешла на бога Гора. Вот заклинание одного из загробных текстов: «Я всевидящее око Гора, внешность которого вселяет ужас».
Всевидящее око Гора
Позднее этот глаз ассоциировался с Сатаной – вождем ангелов и звезд, – это глаз ночного неба. Из-за «глаз» на хвосте с Сатаной связывали и безобидную птицу – павлина, тогда как в современном оккультном символизме дьявол ассоциируется с еврейской буквой D (аин), традиционно связанной с глазом.
Сила сглаза, которой можно было влиять на людей на расстоянии, рассматривалась в народе обычно скорее не как инструмент намеренного колдовства, а как результат чистой злобы, остервенения, которую злобные колдуны испытывали ко всему красивому, хорошему, доброму.
В мифологии греков взгляд Медузы (чудовища со змеиными волосами) обращал людей в камень. Вера в дурной глаз была общей среди кельтов, считавших, что он возникает от зависти или злобы его владельца, который может и не знать о своей способности. В ирландской мифологии у короля фоморов Балора один глаз был навсегда закрыт потому, что он заставлял людей падать на месте.
Дурной глаз обычно приписывался старухам, которых считали колдуньями и часто обвиняли в ведьмовстве, особенно если у них глаза были разного цвета. Если внезапно заболевал ребенок (обычно самый прелестный) или животное (самое хорошее), в этом часто винили дурной глаз. Подвергшиеся воздействию сглаза лошади потели, тряслись и с каждым днем становились слабее. От дурного взгляда мгновенно скисали пиво и молоко. Средства против сглаза в европейской традиции включали в себя рябину, можжевельник, сожженную ткань, железо и конскую подкову. Однако, если бы с этой напастью было так легко справиться, не о чем было бы и тревожиться.
Со времен фараонов прошли века. В мир пришел Спаситель, Римская империя рухнула, и на ее обломках стала развиваться молодая европейская цивилизация. И сразу же на мир обрушилась чума. В 1348 году в мир пришла страшная «черная смерть». Эпидемия погубила десятки миллионов человек, населявших европейские страны. Вымерли многие города и села. Считали, что в этом виноваты ведьмы, но тогда никто не решался бросить им открытого обвинения: слишком уж велик был страх перед «черной смертью», которая могла уничтожить человека буквально за считаные часы. Прошло еще почти полвека, пока в Европе не вспыхнули костры инквизиции.
Первый публичный суд над ведьмой состоялся в Париже в 1390 году. Судили некую Жене де Бриго, причем обвинил ее человек, которого она вылечила, когда он находился при смерти. Женщину подвергли пыткам. Она призналась в том, что была знакома с демонами, и ее за это сожгли на костре.
Однако настоящая война против ведьм началась только спустя век. В 1446 году ее привела в движение публикация труда «Молот ведьм» германских доминиканцев Шпренглера и Инститориса. В следующем веке его поддержали «Демонология» Жана Бодина и кальвинистские тексты типа «Первый глас трубы против страшного полчища женщин». Белое или черное, колдовство было объявлено работой Сатаны. Рогатым богом ведьм был дьявол. Не обошлось и без перегибов. Сама женственность была объявлена сатанинской. Любая женщина, которую считали «странной», подвергалась большому риску. Эпидемия паники распространялась подобно огню. В некоторых районах Германии были уничтожены чуть ли не все женщины. В Бамберге с 1609 по 1633 год более 900 женщин подверглись пыткам на «ведьминых стульях» – седалищах, сделанных из металла, нагреваемых на огне, с массой торчащих гвоздей. Вырываемые таким образом признания неизменно вели на костер.
Ужас перед этими событиями и ненависть к женскому полу так глубоко поразили общество, что это до сих пор тяжело постичь. В Испании, Франции, Германии, Фландрии жгли ведьм – женщин, напускавших сглаз и порчу на своих сограждан и односельчан. Чума была явлением исключительно Западной Европы и сильнее всего свирепствовала во Франции, Германии и Швейцарии.
В Англии безумие с сожжением женщин, пожилых или молодых, было не так распространено, как в пуританской Шотландии. Король Джеймс VI (позже Джеймс I Английский) был убежден, что гроза, которая едва не потопила его в море, была вызвана чарами ведьм из Бервика. Многие из них после этого были сожжены.
Ренессанс принес с собой обожествление женщины, открытие Нового Света, прорыв в естественных науках. Ньютон изложил свои три начала термодинамики, заложив азы современной науки. И вот тогда в благополучной Америке начались салемские процессы… Всего по салемскому делу было привлечено 150 человек колдунов (мужчин и женщин), из которых 31 человек были осуждены на смерть, а 19 казнены.
Однако прошло еще 300 лет, и стало немодным верить во всякую чертовщину; человек стал запускать космические спутники, и никакие телекамеры не смогли обнаружить в космосе и малейших следов Бога или ангелов. Тем не менее странные случаи продолжали происходить. В январе 1960 года пятидесятитрехлетний хозяин ночного клуба Файнис П. Эрнст был доставлен в один из оклахомских госпиталей в полубессознательном состоянии, жестоко страдая от астмы. Вскоре он был выписан и считался вылеченным. Шесть месяцев спустя, побывав в ряде частных госпиталей, он вернулся, страдая от припадков и конвульсий.
Врачи не нашли никаких органических повреждений. Снова вылеченный, он опять покинул госпиталь и попал (как выяснилось позже) прямо в дом своей матери. Не позже чем через двое суток он опять оказался в том же госпитале с глубокой депрессией и в состоянии, близком к смерти. После очередного визита к матери произошел следующий сбой. Когда врачи поняли, что случилось, они позволили ему отлучаться только при условии, что он будет избегать своей матери. 23 апреля в 6 часов вечера он позвонил своей матери. В 6.35 его нашли задыхающимся, а к 6.55 вечера он был уже мертв.
Доктор Джеймс П. Мэтиз выяснил, что отец Эрнста умер, имея на руках сына-подростка, который остался единственным «мужчиной в доме» с матерью-тираном. Дважды женатый против воли матери и дважды вскоре разведенный, он в тридцать один год открыл быстро ставший популярным ночной клуб, в котором его мать была совладелицей. Тридцати восьми лет от роду он женился на женщине, одобренной матерью. Пятнадцать лет все в их семье шло хорошо, до тех пор пока он при поддержке жены не принял предложения продать свою долю. Разъяренная мать заявила:
– Попробуй только сделать это, и с тобой случится нечто ужасное!
Не прошло и двух дней, как его поразила астма, но он не прекратил распродажу.
– С тобой будет удар! – кричала мать.
Начались визиты в госпиталь. Приступы и конвульсии, а также неспособность врачей помочь убедили его в том, что мать права.
Что же касается его последнего звонка, то его жена сказала доктору Мэтизу, что у него хватило смелости заявить матери: он собирается инвестировать деньги, полученные от продажи ночного клуба, в новое предприятие, в котором та не будет участвовать. Старуха рассвирепела и закончила разговор напоминанием об «ужасных последствиях». Не прошло и часа, как ее сын оказался мертв. Доктор Мэтиз нашел, что он должен классифицировать этот случай как «некую изощренную версию смерти по всем канонам магии вуду».
Впрочем, это все у них, за океаном. А как обстоят дела в благословенной небесами «одной шестой части мира»? Читаем газету. «Донецк. Удивительный случай произошел недавно в Киевском районе Донецка у рынка на Партизанском проспекте. Ученица 8-го класса, условно назовем ее Женя К., решила пойти к своей матери, которая работает медсестрой в больнице… Мать и дочь снимают флигель в частном секторе, покупают уголь, платят втридорога за электроэнергию, так как готовят еду на электроплитке. У этих людей было несколько золотых вещичек. Когда-то мама подарила дочке золотую цепочку ко дню рождения. Бабушка порадовала обожаемую внучку золотым перстеньком, а дядя – золотыми сережками. Эти вещицы были их богатством, страховым полисом на черный день… Девочке захотелось пофорсить, она нацепила эти безделушки и пошла к маме на работу. Около рынка ее остановила цыганка и предложила погадать.
– Мне некогда, – ответила Женя, – я к маме иду…
Теперь все произошедшее Женя вспоминает как в тумане. Она тогда почувствовала, как холодные пальцы цыганки крепко вцепились в ее руку. Затем цыганка долгим, каким-то навязчивым и пристальным взглядом уставилась в ее глаза и трагическим голосом забормотала: «Вижу смерть в вашем доме. Твоя мама больна, вижу гроб опускают в могилу».
Надо сказать, что в эту зиму от плохого питания мать Жени действительно не раз болела. Страх сковал волю девочки, а цыганка все бормотала, все нагнетала ощущение ужаса, не давая ребенку ни на мгновение осознать, что происходит. Через несколько минут она почувствовала, что девочка находится в ее полной власти. Тогда мошенница перевела ее через дорогу: они стояли в самом людном месте, прохожие буквально натыкались на них. Никому не пришло в голову вмешаться, остановить преступницу. Переведя девочку через дорогу, она спросила:
– У тебя есть деньги?
– Есть, – ответила Женя и достала из кармана последнюю купюру.
– Положи ко мне на ладошку, – приказала цыганка, – а теперь на денежку положи сережки и колечко!
Как автомат исполнила школьница приказы мошенницы.
– На вас наслана порча, злые люди сделали это, – начала второй этап обработки цыганка. – Я сниму с вас порчу, я помогу вам. Порча есть и у тебя на груди. Расстегни кофточку.
Мошенница предполагала, что, возможно, есть еще и золотая цепочка. Увидев ее, она тут же приказала снять цепочку и присоединить ее к сережкам и колечку. Завернув все это в купюру, цыганка спрятала комочек с ценностями в карман.
Девчушка все еще находилась в трансе. Затем цыганка сказала своей жертве:
– Когда придешь к маме, все вещи будут у тебя в кармане. А ты сейчас беги быстрее, чтобы снять с мамы порчу. На обратном пути я буду ждать тебя здесь. Иди.
Со всех ног девочка бросилась к матери. И только там, в кабинете, вдруг осознала, что стала жертвой обмана. Страх рассказать матери о том, что произошло, был таким же парализующим, как и гипноз цыганки. А где-то в подсознании еще теплилась надежда, что гадалка и вправду ждет ее у базара, около столба, где обещала ей спасти маму… С таким же успехом она могла дожидаться вчерашнего дня. Мошенница исчезла из этого района, но не из города. Сейчас она торчит где-то на бойком месте, высматривая в спешащей людской толпе очередную жертву…»
«Минск. 23 сентября 1998 г. Весьма ощутимый удар по родительскому бюджету нанесла недавно одна юная минчанка, ставшая инструментом в руках опытной мошенницы. Девочка играла во дворе, когда к ней подошла и завязала беседу незнакомая женщина. От нее-то ребенок и узнал, что папе и маме грозит смертельная опасность: врачи навели порчу, и, если не принять ответных мер, быть ей сиротой. Отвести беду бралась добрая незнакомка, но для этого ей надо подержать в руках все имеющиеся в доме деньги: мол, через них зло пришло. Девочка, любящая своих родителей (они в тот момент отсутствовали), побежала их спасать. Более двух тысяч долларов и несколько миллионов рублей – таков гонорар спасительницы этой семьи. Случай этот в Минске не первый. По всем признакам, приметам, почерку порчу навела представительница цыганского рода-племени, использовавшая свой дар внушения во зло. Дабы не стать очередной ее жертвой, побеседуйте на эту тему с детьми. Тем более что им не обязательно знать, где хранятся деньги и ценности. А то придет Баба-яга и пустит по миру…»
Увы, но воспользоваться советом автора публикации не способны ни мы, ни вы и ни один родитель из пострадавших и возможных будущих жертв.
Увещеваниями со сглазом не борются. Большая разница между красноречивой мошенницей и ведьмой, завораживающей и подавляющей волю своей жертвы. Мы надеемся, что наведенная порча не осталась на девочке надолго, поскольку последствия от такого воздействия на психику ребенка могут быть самыми печальными.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *