Как умер пророк?

Слуга Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Мувайхиба передал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал мне: «О, Абу Мувайхиба, Всевышний Аллах повелел мне просить прощения грехов обитателей кладбища Баки‘. Ты иди со мной!». Мы отправились на кладбище Баки‘, и по прибытии туда, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мир вам, о погребенные в могилах! Пусть будет более приятным ваше пребывание там, где вы оказались, чем там, где пребывают люди. Смуты стали являться, как куски темной ночи, следуя одна за другой, причем последующие из них будут хуже предыдущих». Потом, обратившись ко мне, сказал: «О, Абу Мувайхиба! Мне дали ключи от сокровищ этой мирской жизни и вечного пребывания в ней, а потом мне дали выбор между этим и встречей с Моим Господом и отправлением в Рай». Я сказал: «Да будут мои родители выкупом за тебя! О, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), так возьми ключи от сокровищ этой мирской жизни и вечного пребывания в ней, а потом выбери и Рай!» Он сказал: «Нет! Клянусь Аллахом, о Абу Мувайхиба, я выбрал встречу со своим Господом в Раю».

Потом у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) началась головная боль. Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказала: «Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся из Баки‘, я сказала ему, что у меня болит голова. Он сказал: «Нет, о Аиша, не у тебя болит голова, а у меня».

Боль его время от времени усиливалась. Досточтимые жены Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) поняли, что в дни, когда усиливается его болезнь, он желает оставаться в доме у Аиши. И все они дали ему разрешение остаться у нее.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) узнал, что сподвижники беспокоятся из-за его болезни. По его повелению принесли семь закрытых бурдюков воды из разных источников, и он искупался этой водой. Потом он пошел в мечеть и в качестве имама совершил намаз со своими сподвижниками. Голова его была обвязана.

Затем он обратился к присутствующим с проповедью. Он прочитал мольбу, чтобы Всевышний простил грехи тем, кто принимал участие в битве при Ухуде, и затем сказал: «Поистине, предоставил Аллах одному из рабов Своих право выбора между любыми благами мира этого и тем, что есть у Него, и выбрал раб то, что есть у Него». Тогда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, понял, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) имеет в виду себя. Он заплакал и сказал: «О, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), мы умрем прежде, чем ты!» Любимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) продолжил: «Ты успокойся, о Абу Бакр! О люди! Абу Бакр является тем, кто больше всех помог мне своим имуществом и дружбой. Если бы я выбирал себе другого халила помимо Всевышнего Аллаха, то я бы выбрал себе халилом Абу Бакра». Халилом называют самого дорогого и любимого друга. Халилом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) был Сам Всевышний Аллах. «Но все, же есть дружба и братство в вере, закройте в мечети все двери, кроме дверей Абу Бакра», — продолжал Посланник Аллаха. Также любимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я опережу вас, чтобы подготовить для вас место, и я буду свидетельствовать за вас в Судный день, и, поистине, не боюсь я, что после меня вы станете многобожниками, но боюсь, что станете спорить друг с другом из-за мирских благ!» После этого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся домой, и его болезнь еще более усилилась.

После этого случая Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был не в состоянии более выступать перед народом. Он повелел Абу Бакру возглавлять коллективную молитву мусульман. Однажды, почувствовав некоторое облегчение, любимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вступил в мечеть, в то время как Абу Бакр молился с мусульманами, занимая место имама. В комнате Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была дверь, которая вела в мечеть и через которую он входил туда. Заметив его, Абу Бакр попятился назад с того места, где он руководил молитвой. Но Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сделал знак, чтобы он оставался на своем месте. Затем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сел рядом с Абу Бакром и вступил в намаз. Абу Бакр за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), а люди за Абу Бакром завершили намаз. Люди очень обрадовались его приходу. Однако после этого состояние здоровья любимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) резко ухудшилось. И это был последний намаз, который Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершил с людьми в качестве имама.

Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Когда Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) охватила болезнь, я зашел к нему и обнаружил, что он очень болен. Прикоснувшись к нему рукой, я сказал: «О, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), вижу, что ты очень сильно болен». Он сказал: «Верно, я болею в два раза сильнее, чем кто-либо из вас». Я продолжил: «Это для того, чтобы ты удостоился двойного вознаграждения». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Правильно, и какой бы вред не настиг мусульманина, будь это болезнь или что-либо другое, благодаря этому с него падают грехи, подобно тому как падают листья с дерева».

Когда настало утро понедельника, 12 числа месяца рабиуль-авваль 11 года по хиджре, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, стал проводить утренний намаз с людьми. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приоткрыл завесу, отделявшую комнату ‘Аиши от мечети, и, выглянув так, что был виден его благословенный лик, посмотрел на людей. Увидев, как люди в стройных рядах совершают намаз, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) улыбнулся. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, отошёл назад, собираясь занять место в ряду. Он решил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) хочет выйти на намаз. А люди, увидев Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чуть не нарушили свой намаз от радости. Но Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) знаком руки велел им продолжать, а потом, опустив занавеску, вернулся обратно в свою комнату. После намаза люди разошлись по домам, подумав, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поправился.

Однако люди только позднее поняли, что это был последний взгляд прекрасных, благословенных очей Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), которым он прощался со своими любимыми сподвижниками.

Любимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) лег, прислонившись спиной к коленям ‘Аиши и положив свою голову на ее грудь. Время от времени его охватывали предсмертные судороги. Перед ним был сосуд с водой, и он, периодически опуская туда свои руки, протирал лицо и говорил: «Ля иляха илляллах (нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха), поистине, предсмертные мучения тяжелы». Увидев, как сильно мучается Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), Фатима, да будет доволен ею Аллах, воскликнула: «Какие муки испытывает мой отец!» Благословенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «После этого дня твой отец уже не будет испытывать никаких мук!»

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила: «Всевышний Аллах соединил мою слюну со слюной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в день его смерти. Ко мне зашел мой брат Абдуррахман, державший в руке сивак (зубная щетка из корня дерева). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) лежал. Я увидела, что он смотрит на сивак в руке у брата, и поняла, что он хочет взять его. Я спросила его: «О, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)! Хочешь, чтобы я дала тебе этот сивак?» Он кивнул головой. Я отдала ему сивак. Но он был немного жестким. Тогда я спросила: «Смягчить ли тебе его?». Он опять кивнул головой, чтобы я это сделала. Я взяла зубочистку, размягчила её своими зубами и отдала Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который тщательно почистил ею зубы. Затем он опустил руку в сосуд с водой и, протирая ею лицо, произнес: «Ля иляха илляллах, поистине, у смерти есть мучения». Потом он воздел руку к небу и стал говорить: «К Наивысшему Другу (к Аллаху)!» После этого дорогая душа любимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) отделилась, и его благословенная рука опустилась вниз».

Известие о кончине Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) распространилось среди его сподвижников. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, думая, что состояние Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) улучшилось, отправился к своей семье в местность Санху, где и застала его горестная весть. Услышав об этом, он верхом на коне прибыл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Он зашел в мечеть и, не разговаривая ни с кем из людей, вошел в комнату ‘Аиши. Абу Бакр повернулся к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), лицо которого было прикрыто шелковым покрывалом. Подняв покрывало с благословенного лица Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, наклонился к нему, поцеловал его и заплакал. Затем сказал: «Да будут выкупом за тебя мои родители, поистине, Аллах не даст тебе вкусить смерть дважды, а смерть, которую уготовил для тебя Аллах, ты уже вкусил». После этого Абу Бакр вышел к людям.

В это время Умар-асхаб, да будет доволен им Аллах, обращаясь к людям, говорил: «Посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) не умер, но отправился к своему Господу подобно тому, как отправился к Нему и пророк Муса, и пока Аллах не покончит со всеми лицемерами, он не умрет». Абу Бакр, обратившись к нему, сказал: «Успокойся, о Умар!» Но Умар, находившийся в смятении, продолжал говорить. Абу Бакр, увидев, что Умара не остановить, обратился к людям. Услышав его слова, они повернулись к нему и оставили Умара. Абу Бакр сказал: «О люди, послушайте! Если среди вас были те, кто поклонялся Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), то пусть знают, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) умер. А если вы поклонялись Аллаху, то Аллах жив и не умирает!» Потом процитировал аят Священного Корана, имеющий следующий смысл: «Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) только лишь посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Если он умрет или будет убит, что же вы, обратитесь вспять (т. е. в неверие)?» (Коран, сура «Аль-Маида», аят 144).

Казалось, что пока Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, не прочитал этот аят, люди будто и не знали, что Аллах ниспослал его. А потом все стали читать этот священный аят, и все, кто слышал эти слова, стали повторять их. Умар-асхаб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Клянусь Аллахом, аяты, которые я услышал от Абу Бакра, так поразили меня, что меня не удержали ноги, и я упал на землю, ибо тогда я понял, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и в самом деле умер».

Пророку было 63 года от роду. Он был облачен высокой миссией пророчества в возрасте сорока лет, в течение 13 лет он в Мекке призывал народ к единобожию. Переселившись в Медину, он провел там 10 лет и покинул этот мир в начале 11-го года по хиджре. Умирая, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не оставил после себя ничего из мирского богатства: ни динара, ни дирхема, ни слугу, ни служанку. Только своего белого мула, на котором он ездил, оружие и землю, которую он пожертвовал тем, кто находится в пути.

Опубликовано 12.10.2017

Чем похожи Моисей и Иисус Христос? Я хотел спросить, как Иисус Христос исполнил пророчество Моисея и был «как он». Что говорится в Библии об этом?

«Я пошлю им пророка, такого, как ты, он будет одним из них, и Я скажу ему, что говорить, и он скажет народу всё, что Я повелю» (Второзаконие 18:18)

Имел ли пророк Моисей в виду, что Иисус Христос будет похож на него в таких деталях, как Его младенчество в Египте, отвержение современниками и т.д., или в большей степени из-за чудес, что Он сотворил? Так в чем же было сходство Моисея и Иисуса Христа?

Ответ:

Есть хорошее эмпирическое правило — позволить фактам исполнения пророчества толковать его исходный смысл. Так обстоит дело и с Второзаконием 18:18. У нас есть тот факт, что Моисею обещано, что Бог пошлет такого пророка, как он. Одно кажется ясным, что этот пророк, в конце концов, будет евреем, как и Моисей. Как еще Иисус Христос подобен Моисею? Понадобится несколько страниц, чтобы ответить на этот вопрос. Давайте сравним и рассмотрим несколько тезисов.

10 сравнений пророка Моисея и Иисуса Христа

  1. Прежде всего, вопрос их рождения. Оба родились в бедных еврейских семьях, с неясным происхождением, но во время рождения каждого из них правил очень сильный царь, который по определенной причине решил, что некий еврейский мальчик заберет его власть. Это были фараон и Ирод. И тот и другой не знали, кого конкретно нужно убить, поэтому решили уничтожить множество еврейских детей мужского пола, чтобы устранить угрозу. В обоих случаях Бог спас мальчиков, после чего они ушли из Египта (Осия 11:1).
  2. Другая параллель – то, что Моисей воспитывался по правую руку от фараона Египта. Тем не менее он охотно вышел из комфортабельного дворца, чтобы жить среди рабов и чтобы их спасти.
    Это именно то же, что сделал Иисус: Он был по правую руку от своего Отца, но бросил свое удобное положение, дабы спуститься на землю, жить среди нас (рабов, грешников), чтобы спасти нас от нашего рабства (греха).
  3. Еще одна параллель. Хотя Моисей и покинул дворец ради спасения народа Божия, он еще не был готов служить народу так, чтобы спасти его, поэтому он на 40 лет отправился в пустыню и готовился к своей миссии.
    Иисус отправился в пустыню на 40 дней перед своим служением, чтобы подготовиться.
  4. Моисей заставил народ подготовить пасхального агнца, чтобы спастись от смерти и рабства.
    Иисус Христос — наш пасхальный агнец, благодаря которому мы избегаем рабства во грехе и смерти в результате нашего греха.
  5. Моисей дал народу хлеб.
    Иисус — это хлеб жизни.
  6. Пророк Моисей дал народу воду в пустыне.
    Иисус Христос послал нам Святого Духа, который является источником жизни вечной.
  7. Пророк Моисей спас «физический Израиль» (людей) от физического рабства в физическом Египте (стране).
    Иисус спасает духовный Израиль (Церковь) от духовного рабства в духовном Египте.
  8. Моисей поднялся на гору Синай и встретился с Господом.
    Иисус поднялся на гору Преображения для встречи с Отцом.
  9. Моисей поднял змею на деревянном столбе, чтобы люди могли спастись от смертельных укусов змей (Числа 21:4-9).
    Иисус был поднят на деревянный столб, и все, кто смотрит на него, могут быть спасены от смерти из-за греха. (Евангелие от Иоанна 3:14).
  10. Пророк Моисей дал народу Закон.
    Иисус Христос исполнил Закон (Евангелие от Матфея 5:17).

Я мог бы привести еще много примеров. Иисус Христос «как Моисей» во многих отношениях, и нет никаких сомнений в том, что все это определил Бог. Это один из самых удивительных примеров вдохновения Библии, как и намерения Бога послать Иисуса для нашего спасения от грехов.

Джон Окс, доктор наук
Перевод Сергей Дяченко

Другие темы
Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!

Пройти тест

Библейский курс для начинающих

Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.

Курсы для начинающих

Ст. 22-26 Моисей убо ко отцем рече: яко пророка вам воздвигнет Господь Бог ваш от братии вашея, яко мене: того послушайте по всему, елика аще речет к вам. Будет же, всяка душа, яже аще не послушает пророка онаго, потребится от людей. И вси же пророцы от Самуила и иже по сих, елицы глаголаша, такожде предвозвестиша дни сия. Вы есте сынове пророк, и завета, егоже завеща Бог ко отцем вашым, глаголя ко Аврааму: и о семени твоем возблагословятся вся отечествия земная. Вам первее Бог воздвигий отрока своего Иисуса, посла его благословяща вас, во еже отвратитися вам комуждо от злоб ваших

Сказал: пророка яко мене. Выражение: яко мене, следует понимать не в смысле природы, а в смысле действия. Итак Моисей уподобил себя Христу не по природе, но по действиям; потому что если выражение: яко мене, он употребил в смысле природы, то воскрес не один, а многие. Пророка вам воздвигнет Господь. Пророком назван по человечеству Еммануил, — посредник, как в свое время Моисей, Бога и человеков. Уподобляя Его в переносном смысле Моисею, я позволяю себе назвать Его даже Моисеем; истину позволяю себе сопоставить с тенью. Христос рождается в Вифлееме, Моисей родился в Египте. Моисей — израильтянин, Христос — по плоти тоже. Моисей из рода священнического, Христос — чрез Деву из рода Давидова. При Моисее — Фараон, при Христе — Ирод. Фараон убивает детей, Ирод истребляет младенцев; тот избивает детей мужеского пола, и этот истребляет мужеский же пол. Моисей спасается при посредстве матери; Материю же и вместе с нею спасен и Христос. Потребится от людей. Будучи бессмертною, душа человеческая не совершенно истребляется, но ниспадает из какого-либо благого состояния, в какое прежде была поставлена. Так и Иуда потребися, то есть, исключен из лика апостолов. Итак, поелику душа бессмертна, то под потреблением ее мы разумеем лишение ею тех благ, какие она имела бы вкусить, если бы жила богоугодно. Вы есте сынове пророк… Говорит: сынове пророк, вместо того, чтобы сказать: не должно ни унывать, ни думать, что вы лишились обетований. Вы есте сынове пророк, так что они вам говорили и ради вас все это совершилось. А что значит: сынове завета? Это — вместо: наследники, но наследники, не приписанные только, а такие же, как сыны. Сынове — сказал между прочим и для того, чтобы показать, что они — наследники по сыноположению. Итак, если вы сами хотите, то вы — наследники. Вот почему говорит Петр: вы есте сынове пророк, и завета Иисуса, егоже посла благословяща вас… Послал Бог и к другим народам, но к вам, распявшим и убившим Его, послал прежде. Когда же? только со креста? Нет; и после того и после воскресения. Поэтому и говорит Петр: вам первее Бог воздвигий посла. Что сотворить? Благословить вас и спасти, если вы и сами действительно пожелаете отвратитися от злоб ваших.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, Что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю землю Неффалимову, и всю землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «Семени твоему дам ее». Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню. И погребен на долине в земле Моавитской против Веффегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня. Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась. И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее… И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его, и над всею землею его, и по руке сильной, и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля… И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы, и делали так, как повелел Господь Моисею.

Читайте более подробно: Второзаконие 34.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *