Как управлялась католическая церковь

Сравните организацию православной и католической церквей

Между ними существует много больших и малых различий как в форме так и в содержании. Главное из основных различий, которое привело в свое время к разделению христианской церкви на восточную (православную) и западную (католическую) является форма правления. Во главе Римо-Католической Церкви стоит Папа — наместник Сына Божьего на земле, который, по мнению католиков, непогрешим в своих церковных решениях. Во главе остальных ортодоксальных церквей, в том числе и в Русской Православной Церкви стоит Патриарх.
Вот 1. Православие не имеет единого церковного центра, как католицизм, и представляет собой 15 автокефальных и 3 автономных поместных церквей. Православие отрицает догмат католиков о главенстве папы Римского и его непогрешимости
Вероучение православия и сравнение с католицизмом.
Их отличия и сходство:
1. Православие не имеет единого церковного центра, как католицизм, и представляет собой 15 автокефальных и 3 автономных поместных церквей. Православие отрицает догмат католиков о главенстве папы Римского и его непогрешимости (см. п. 1 о католицизме) .
2. Вероисповедную основу составляют Священное писание (Библия) и священное предание (решения первых 7 вселенских соборов и труды отцов церкви 2 — 8 в. в.
3. Символ веры обязывает веровать в единого бога, выступающего в трёх лицах (ипостасях) : Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа (Святого) . Святой Дух объявлен исходящим от Бога-Отца. Филиокве у католиков православие не переняло.
4. Важнейший догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь богом, родился от девы Марии. Католический культ почитания Марии в православии не признаётся
5. Духовенство в православии делится на белое (женатые приходские священники) и чёрное (монашествующие, дающие обет безбрачия) . У католиков же обет безбрачия даёт всё духовенство
6. Православием чистилище не признаётся
7. В православии значение придаётся обрядности, культу святых, почитаются останки святых — мощи, иконы, т. е. то же, что и у католиков, однако в православии отсутствуют реликвии
8. В православии существует понятие отпущения грехов после исповеди и покаяния. Индульгенцию католиков православие не признаёт
9. Православие отрицает церковную иерархию католиков, их божественность, преемственность от апостолов
10. Как и католицизм, православие признаёт все семь христианских таинств. Так же у православия и католицизма общие нормы церковной жизни (каноны) и важнейшие компоненты обрядности: количество и характер совершения таинств, содержание и последовательность богослужений, компоновка и интерьер храма, структура клира и его внешний вид, наличие монашества. Богослужение ведётся на национальных языках, используются и мёртвые языки (латынь) .

Организационная структура католической церкви

В отличие от православия, католицизм имеет строго централизованную организацию. Он имеет международный центр управления — Ватикан и единого главу церкви — Папу Римского. Ватикан — это своеобразное, уникальное теократическое государство, располагающееся в центре Рима. Оно имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и другие атрибуты. Важные позиции принадлежат монашеству, организованному в конгрегации и братства. Наиболее влиятельными являются ордены иезуитов.

Римский папа — абсолютный пожизненный правитель церкви — избирается через 18 дней после смерти очередного главы Ватикана кардиналами, которых созывают по этому случаю на специальное закрытое собрание — конклав. Конклав — это интересное, идущее со средних веков установление Римской Церкви. В переводе с латыни означает “со ключом”. Участников заседания вводят в некое помещение, вход закладывают кирпичами, цементируют. Выйти с конклава кардиналы могут только тогда, когда изберут нового Римского папу. В XIV веке был случай, что кардиналы полтора года не могли ничего решить, люди возмутились и заперли их, сказав, что, пока новый папа не будет избран, они оттуда не выйдут. С тех пор утвердилась такая практика. Сейчас конклавы происходят в Сикстинской капелле. Чтобы побудить кардиналов к скорейшему избранию нового папы, им каждый день дают пищу все в меньшем количестве и все худшего качества. Римский папа избирается двумя третями голосов кардиналов.

В руках Папы сосредоточена вся полнота власти в стране. Согласно католическому учению (зафиксированному в римско-католическом каноническом праве), вселенский собор не может состояться без участия папы, за которым закреплено право созывать собор, председательствовать на нем, определять повестку дня, переносить, временно приостанавливать работу вселенского собора и утверждать его решения. Кардиналы образуют коллегию при папе и являются его главным советниками и помощниками в управлении церковью. Каждая национальная церковь управляется назначаемым Папой кардиналом, патриархом, митрополитом, архиепископом или епископом. Вся территория национальных церквей разбита на епархии, во главе которых стоит иерарх, в зависимости от значимости этой епархии он может иметь звание от епископа до кардинала. Первичной структурной единицей католической церкви, так же как и православной, является приход, во главе которого стоит священник. Приходский священник назначается епископом и подчиняется только ему.

Меса (литургия) является главным богослужением в католической церкви, которая до недавнего времени проводилась на латинскои языке. Для усиления влияния на массы в настоящее время позволительно пользоваться национальными языками и вводить в литургию национальные мелодии.

Папа не зависит от принятых законов и назначенных им или его предшественниками должностных лиц и обычно свою административную власть осуществляет в соответствии с Кодексом канонического права через посредство конгрегаций, судов и канцелярий Римской курии. На своих канонических территориях (называемых обычно диоцезами, или епархиями) и в отношении своих подчиненных патриархи, митрополиты, или архиепископы, и епископы действуют в рамках ординарной юрисдикции (то есть связанной по закону с должностью, в отличие от делегированной юрисдикции, связанной с конкретным лицом).

Своей юрисдикцией обладают также некоторые аббаты и прелаты, а также главные иерархи привилегированных церковных орденов, но последние только по отношению к собственным подчиненным. И наконец, священники обладают ординарной юрисдикцией в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.

Особую структуру в католической церкви составляют монашеские ордены — монашеские объединения, способ внутренней организации монастырской жизни, включая состав и порядок ежедневного и годичного литургического цикла, одежду, питание. Каждый ордены имеет свой, отличный от других цвет, покрой и детали монашеского одеяния.

В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит Ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и обществ апостольской жизни. Данные объединения занимаются по преимуществу пропагандой католицизма и обращения в свою веру населения, в форме миссионерской деятельности, а также благотворительностью.

Внутренние дела каждого ордена определяется его собственными правилами, предусматривающими более или менее высокую степень централизации власти, требующей безусловного подчинения указаниям сверху. Таким образом, ордена отличались по структуре и определяли для себя различные цели. Например, в нищенствующих орденах верховной властью обладали должностные лица и генеральный капитул, на котором были представлены либо одни министры, либо также делегаты от конвентуалов, а у иезуитов капитул отсутствовал.

Членом церкви верующий становится, исповедав христианскую веру (в случае младенцев за них это делают крестные родители), приняв крещение и подчинившись авторитету церкви. Членство дает право участия в остальных церковных таинствах и литургии. После достижения разумного возраста каждый католик обязан подчиняться предписаниям церкви:

  • — участвовать в мессе по воскресным и праздничным дням;
  • — поститься и воздерживаться от мясной пищи по определенным дням;
  • — исповедоваться по крайней мере один раз в год;
  • — причащаться во время празднования Пасхи;
  • — вносить пожертвования на содержание своего приходского священника;
  • — соблюдать церковные законы касательно брака.

Католическая церковь

Католическая церковь

лат. Ecclesia Catholica


Собор Святого Петра, Ватикан

Общие сведения

Конфессия

католицизм

Руководство

Управление

епископальное

Администрация

Святой Престол посредством Римской курии

Видимый глава

папа римский Франциск (он же руководитель Ватикана)

Центр

Рим
Ватикан

Резиденция главы

Апостольский дворец, Ватикан

Территории

Церкви sui iuris

Латинская церковь

Восточнокатолические церкви: 23

Богослужение

Богослужебный язык

латинский, национальные языки

Календарь

григорианский (Латинская церковь)
юлианский (некоторые восточнокатолические церкви)

Статистика

Епископов

Диоцезов

архидиоцезов 640

постоянных диоцезов 2851

Священников

415 792

Верующих

1,27 млрд

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Католи́ческая церковь (лат. Ecclesia Catholica), также известная в русском языке как Ри́мско-католи́ческая церковь (лат. Ecclesia Catholica Romana), — самая крупная христианская церковь в мире, насчитывающая более 1,25 миллиарда последователей. Одна из старейших религиозных институций в мире, играла важную роль в истории западной цивилизации. Отличается организационной централизацией и наибольшим числом приверженцев. Римско-католическая церковь, придерживающаяся западных литургических обрядов, вместе с двадцатью тремя восточнокатолическими церквями составляет единую католическую церковь, которая полагает себя церковью, обладающей всей полнотой средств спасения.

В русском языке термин «Римско-католическая церковь» обычно используется как синоним понятия «Католическая церковь», хотя в некоторых языках соответствующие термины различаются. Восточные католические церкви используют этот термин в более узком смысле, подразумевая под ним лишь институт католической церкви латинского обряда (включая, наряду с латинским, амвросианский, брагский, лионский и мосарабский).

Во внутренних документах Римско-католическая церковь в качестве самоназвания использует либо термин «Церковь» (с определённым артиклем в языках, имеющих его), либо «Вселенская церковь». Определяет себя четырьмя существенными свойствами: единством, кафоличностью, определённой апостолом Павлом (Еф. 4:4, 5), святостью и апостоличностью.

Главные положения вероучения изложены в Апостольском, Никео-Цареградском и Афанасьевском Символах веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского, Тридентского и Первого Ватиканского соборов. Обобщённая доктрина изложена в «Катехизисе католической церкви».

Название

Слово «католический» (или «кафолический» в ином произношении), ставшее общепринятым названием для церкви, объединённой вокруг Римского престола, заимствовано из греческого языка (др.-греч. καθ όλη — «по всему целому»). По толкованию катехизиса Католической Церкви, данный термин понимается как «вселенский», в смысле «всеобъемлющий», «всеобщий» . Как поясняет Катехизис, церковь вселенская, потому что в ней присутствует Христос. Отдельные Церкви (то есть, в первую очередь, диоцезы) — полностью вселенские через общение с одной из них — Римской Церковью. Эти отдельные Церкви «созданы по образу Вселенской Церкви».</ref>. Этот термин был впервые использован для описания церкви в начале II века. О «кафолической церкви» пишет и Кирилл Александрийский. После раскола церкви в 1054 году произошло её разделение на Католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную на Востоке с центром в Константинополе. После Реформации в XVI веке церковь использовала термин «католическая», чтобы отличить себя от различных протестантских групп, которые отделились от неё. Название «Католическая Церковь» фигурирует в названии Катехизиса Католической Церкви. Кроме того, этот термин использовался Павлом VI при подписании шестнадцати документов Второго Ватиканского Собора.

История

Основная статья: История Католической церкви

Христианство основано на учении Иисуса Христа, который жил и проповедовал в I веке нашей эры в провинции Иудея Римской империи. Католическая доктрина учит, что современная Католическая церковь является продолжением ранней христианской общины, основанной Иисусом. Христианство распространилось по ранней Римской империи, несмотря на преследования и конфликты с языческими жрецами. Император Константин узаконил христианство в 313 году, а в 380 году оно стало государственной религией. Варварские завоеватели, которые захватили территории империи в V и VI веках и многие из которых уже к тому времени приняли арианское христианство, в результате перешли в католицизм.

Современная Римско-католическая церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола 1054 года как свою историю.

Вероучение Церкви, по убеждению её приверженцев, восходит к апостольским временам (I век).

Средние века и Возрождение

Католическая церковь имела доминирующее влияние на Западную цивилизацию с поздней античности до начала Нового времени. Благодаря её поддержке возникли романский, готический, ренессансный, маньеристский и барочные стили в искусстве, архитектуре и музыке. Многие деятели Возрождения, такие, как, к примеру, Рафаэль Санти, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Фра Беато Анджелико, Тинторетто, Тициан, поддерживались Католической церковью.

В XI веке усилиями папы Григория VII право избрания пап закреплялось за коллегией кардиналов. Собрание кардиналов, на котором производились такие выборы, стало называться конклавом (лат. con clave — с ключом).

Организация и управление

Как и во всех остальных исторических церквях, священническая иерархия чётко отделена от мирян и разделяется по трём степеням священства:

  • епископ;
  • священник.
  • диакон.

Иерархия клира подразумевает наличие многочисленных церковных степеней и должностей (см. Церковные степени и должности в Римско-католической церкви), например:

  • кардинал;
  • архиепископ;
  • примас;
  • митрополит;
  • прелат;
  • аббат;

Существуют также должности ординария, викария и коадъютора — последние две должности включают функцию заместителя или помощника, например, епископа. Члены монашеских орденов иногда называются регулярным (от лат. regula — правило) клиром, но большинство, назначаемое епископом, является диоцезиальным, или секулярным. Территориальными единицами могут являться:

  • диоцез (епархия);
  • архидиоцез (архиепархия);
  • апостольская администратура;
  • апостольская префектура;
  • апостольский экзархат;
  • апостольский викариат;
  • территориальное аббатство;

Каждая территориальная единица состоит из приходов, которые иногда могут быть сгруппированы в деканаты. Объединение епархий и архиепархий называется митрополией, центр которой всегда совпадает с центром архиепархии. Существуют также военные ординариаты, обслуживающие воинские части. Партикулярные Церкви в мире, а также различные миссии, носят статус «Sui iuris» («Своего права»).

Коллегиальность в управлении Церковью (extra Ecclesiam nulla salus) коренится ещё в апостольских временах. Административную власть Папа проводит в соответствии с Кодексом канонического права и может советоваться со Всемирным синодом епископов. Диоцезиальные клирики (архиепископы, епископы и др.) действуют в рамках ординарной юрисдикции, то есть связанной по закону с должностью. Этим правом обладает также ряд прелатов и аббатов, а священники — в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.

Восточнокатолические церкви

Восточнокатолические церкви находятся в юрисдикции папы римского через Конгрегацию для восточных церквей — одно из отделений Римской курии, образованной в 1862 году в рамках Конгрегации по распространению веры (Propaganda Fide, ныне Конгрегация евангелизации народов), занимающейся миссионерской деятельностью Церкви. В 1917 году она была превращена папой Бенедиктом XV в автономную Конгрегацию.

Восточнокатолические церкви пребывают в полном вероисповедном и литургическом общении со Святым Престолом. Они пользуются собственным каноническим правом, отличным от принятого для Латинской церкви, в связи с чем в их адрес часто применяется термин «Церкви своего права» (sui iuris). В 1990 году Апостольский Престол обнародовал Кодекс канонов Восточных церквей, содержащий нормы канонического права, общие для всех католических церквей восточных обрядов.

Каноническое право

Основная статья: Кодекс канонического права

В 1917 году папа Бенедикт XV утвердил «Кодекс канонического права 1917 года», который заменил собою все прочие собрания канонических документов, упорядочив каноническое право в виде чёткой системы юридических формулировок. Последняя по времени (и действующая ныне) редакция «Кодекса канонического права» (ККП) принята в 1983 году. Отдельно стоит заметить, что эта редакция действительна только для католиков латинского обряда. Восточнокатолические церкви, которые именуются также «церкви Sui iuris» (церкви своего права), пользуются в своей жизни другим сводом, а именно Кодексом канонов Восточных церквей (ККВЦ), который базируется на ККП латинского обряда, однако в то же время учитывает особенности церковной жизни Восточных церквей и устанавливает общие нормы, которые каждая Восточная церковь имеет возможность наполнять конкретным содержанием соответственно своим церковным традициям.

Современное каноническое право регулирует вопросы, касающиеся:

  • церковного правотворчества,
  • прав и обязанностей членов церкви,
  • иерархии церкви,
  • канонов совершения таинств,
  • управления церковным имуществом,
  • церковной дисциплины и так далее.

Вероучение

Основная статья: Католицизм § Вероучение

Римско-Католическая Церковь учит, что существует один вечный Бог в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух. Католическая догматика приведена в Никейском символе веры и подробно описана в Катехизисе Католической Церкви. Католическая вера провозглашает, что Церковь — «… это продолжающееся присутствие Иисуса на земле». Церковь учит, что спасение достоверно существует только в католической церкви, но признаёт, что Святой Дух может использовать христианские общины, чтобы привести людей к спасению.

Таинства

Христос установил семь таинств и доверил их Церкви. Это Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Исповедь, Елеосвящение, Священство и Брак. По учению римско-католической церкви, таинства — это священнодействия, в которых католики видят признаки присутствия Бога, и пути ниспослания Божьей благодати всем участникам, кто принимает веру. Таинство есть видимый образ невидимой благодати. За исключением крещения, таинства могут совершаться только католическим духовенством. Крещение — это единственное таинство, которое может быть произведено любым христианином, а в случае необходимости — даже некрещёным человеком, имеющим требуемое намерение, но лишь в случае, если нет возможности позвать священника или крещаемый находится в угрозе смерти.

Жизнь после смерти

Вера в жизнь после смерти является частью католической веры; «четыре последние вещи» — смерть, суд, рай и ад. Церковь учит, что сразу после смерти душа каждого человека попадает на Божий суд, основанный на поступках его земной жизни. Также в католической вере есть учение судного дня, когда Христос будет судить сразу всех людей. Это решение, в соответствии с учением Церкви, положит конец человеческой истории и ознаменует начало новой и улучшенной Божьей справедливостью. Основы, по которым будет оцениваться душа каждого человека, подробно изложены в Евангелии от Матфея.

Роль церкви

Иисус избрал двенадцать главных учеников или апостолов для своей церкви. Церковь, по Писанию, — «тело Христово» и является одним единым телом верующих и на небе, и на земле. Таким образом, существует только одна истинная Церковь, а не несколько. Первоначальное руководство церковью приписывается апостолу Петру, а вслед за ним — епископам, которых называют папами. Католики верят, что Иисус обещал, что Церковь на земле всегда будет верна истине и будет находиться под покровительством Святого Духа. Другими словами, Церковь всегда правильно учит истинному учению. Эти истины в трудах и традициях бережно сохранены в церкви. Для присоединения к римско-католической церкви нужно исповедовать Иисуса Христом, Сыном Бога, Спасителем, принять Его и пройти таинство крещения.

Социальная доктрина

Социальная доктрина Католической Церкви наиболее развита по сравнению с другими христианскими конфессиями и течениями. В XVII веке немецкий теолог Руперт Мельдений (1626), по другим исследованиям первое авторство принадлежит Марку Антонию Доминису (1617), выдвинул знаменитую максиму: «in necessariis unitas, in dubiis libertas, in omnibus caritas» — «в необходимом — единство, в сомнениях — свобода, во всём — любовь». Известный теолог кардинал Йозеф Хёффнер определил социальное учение Католической Церкви как «совокупность социально-философских (взятых, в сущности, из социальной природы человека) и социально-теологических (взятых из христианского учения о Спасении) знаний о сущности и устройстве человеческого общества и о вытекающих отсюда и применимых к конкретным общественным отношениям нормам и задачам строя».

Социальное учение Католической Церкви опиралось сначала на августинизм, а позже — на томизм и основывается на ряде принципов, среди которых выделяются персонализм и солидаризм. Католическая церковь предложила свою трактовку теории естественного права, сочетающую религиозные и гуманистические идеи. Первичный источник достоинства и прав личности — Бог, однако, сотворив человека как существо телесное и духовное, личностное и социальное, Он наделил его неотъемлемыми достоинством и правами. Это стало результатом того, что все люди стали равны, уникальны и причастны Богу, но имеют свободную волю и свободу выбора. Грехопадение повлияло на природу человека, но не лишило его естественных прав, а поскольку его природа до окончательного Спасения человечества неизменна, то даже Бог не властен отнять или ограничить свободу человека. По мнению Иоанна Павла II, «человеческая личность есть и должна оставаться принципом, субъектом и целью всех социальных обществ». В решениях Второго Ватиканского Собора и энцикликах Иоанна Павла II отстаивалась необходимость разделения властей и правового характера государства, при котором первичны законы, а не воля уполномоченных должностных лиц. В то же время, признавая различие и самостоятельность природы и цели Церкви и государства, католические теологи подчёркивают необходимость их сотрудничества, поскольку общей целью государства и общества является «служение одним и тем же». Одновременно Католическая Церковь противостоит тенденциям закрытости государств, то есть противопоставляет «национальные традиции» общечеловеческим ценностям.

Социальное учение восточных католических церквей принципиально не отличается от социальной доктрины Римско-Католической Церкви, хотя некоторые поместные церкви имеют свой собственный подход к социальным проблемам, обусловленный историческими и общественно-культурными реалиями народов. В частности, Украинская Греко-Католическая Церковь делает особенный акцент на биоэтике и этике политических отношений.

Отношения с другими церквями и христианскими организациями

Католическая церковь не является членом Всемирного совета церквей. Представители католиков состоят при ВСЦ в качестве наблюдателей, а также принимают участие в деятельности совместной рабочей группы «ВСЦ-Католическая церковь».

Католическая Церковь ведёт диалог с другими церквями и христианскими организациями. Организация экуменического диалога возложена на Папский совет по содействию христианскому единству. Одним из результатов диалога явилось подписание в 1993 году с представителями православных Церквей Баламандского соглашения. В 1999 году была подписана Совместная декларация о доктрине оправдания с руководством Всемирной Лютеранской Федерации. Принципы католического экуменизма изложены в декрете Второго Ватиканского собора Unitatis Redintegratio и энциклике Иоанна Павла II Ut Unum Sint.

В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между Вселенским Патриархом Афинагором, предстоятелем Константинопольской православной церкви, и Римским Папой Павлом VI, в результате которой в декабре 1965 года были сняты взаимные анафемы и подписана Совместная Декларация.

В 2016 году в столице Кубы — Гаване — состоялась встреча Папы Римского Франциска и Патриарха Московский и всея Руси Кирилла (см. Встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска). Встреча такого уровня стала первой за всю историю Русской православной и Католической церквей, ряд экспертов и СМИ называли её исторической. Также состоялся обмен подарками: патриарх подарил папе список Казанской иконы Божией Матери и свою книгу «Свобода и ответственность» на испанском языке, Франциск в свою очередь преподнёс в дар Кириллу частицу мощей святителя Кирилла и чашу для причастия. По итогам встречи патриарх и папа торжественно подписали совместную декларацию, состоящую из 30 пунктов.

Скандал вокруг сексуальных домогательств в католической церкви

Основная статья: Скандал вокруг сексуальных домогательств в католической церкви

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 января 2019 года.

В 1990-х — 2000-х годах церковный скандал, связанный с выявлением целого ряда случаев сексуального насилия над детьми(мальчиков и девочек в возрасте от 3 до 11—14 лет) в среде священников, монахинь и членов религиозных орденов Римской католической церкви. Сексуальный скандал разразился в диоцезах Католической церкви США после того, как стало известно о таких случаях в Бостонской митрополии. Стало известно, что архиепископ Бостона кардинал Бернард Фрэнсис Лоу знал о сексуальных домогательствах к детям со стороны священников своей митрополии, но ничего не предпринимал и даже покрывал преступников. Это привело к выплате семьям пострадавших огромных штрафов, а сам Лоу подал в отставку 13 декабря 2002 года. Эти события подхлестнули развитие скандала. В настоящий момент семьям пострадавших было в сумме выплачено около двух миллиардов долларов штрафа; папа Бенедикт XVI заявил, что он «глубоко пристыжен» произошедшим, извинился перед пострадавшими и сказал, что педофилы не могут быть полноправными священниками Римской католической церкви. С этого момента по разным городам мира начали появляться жертвы изнасилований.

См. также

  • Папское государство
  • Папство
  • Католическое церковное и литургическое облачение
  • Церковные степени и должности в Римско-католической церкви
  • Список католических орденов и конгрегаций
  • Католицизм в России
  • Святая инквизиция

Примечания

  1. Подпись папы появляется в латинской версии.
  1. Marshall, T. W. Notes of the Episcopal Polity of the Holy Catholic Church / Thomas William Marshall. — L. : Levey, Rossen and Franklin, 1844.
  2. 1 2 Pontifical Yearbook 2016 and the Annuarium Statisticum Ecclesiae 2014: dynamics of a Church in transformation, 05.03.2016 // Summary of Bulletin. (Проверено 25 января 2017)
  3. 1 2 Vatican statistics report church growth remains steady worldwide. National Catholic Reporter (2 May 2015). Дата обращения 1 июля 2015.
  4. Lumen gentium. Глава III
  5. 1 2 O’Collins, p. v (preface).
  6. Кирилл Александрийский, свт. На святой символ
  7. Катехизис Католической Церкви. — Libreria Editrice Vaticana, 2003.
  8. Документы Второго Ватиканского собора. Дата обращения 19 мая 2013. Архивировано 25 мая 2013 года.
  9. Vatican congregation reaffirms truth, oneness of Catholic Church. Catholic News Service. Дата обращения 17 марта 2012.
  10. Woods, pp. 115-27
  11. Duffy, p. 133.
  12. Кодекс канонов восточных церквей
  13. John Paul II, Pope Laetamur Magnopere. Vatican (1997). Дата обращения 9 марта 2008. Архивировано 25 мая 2013 года.
  14. Катехизис Католической Церкви, § 777—778. Дата обращения 19 мая 2013. Архивировано 25 мая 2013 года.
  15. Катехизис Католической Церкви, § 1256. Дата обращения 18 мая 2013. Архивировано 25 мая 2013 года.
  16. Краткий катехизис. Дата обращения 19 мая 2013.
  17. Катехизис Католической Церкви, § 1021—1022, 1051. Дата обращения 18 мая 2013. Архивировано 25 мая 2013 года.
  18. Катехизис Католической Церкви, § 1023—1029, 1042—1050. Дата обращения 18 мая 2013. Архивировано 25 мая 2013 года.
  19. Катехизис Католической Церкви, § 1030—1032, 1054. Дата обращения 18 мая 2013. Архивировано 25 мая 2013 года.
  20. Friedrich Meinecke. Neue Briefe und Dokumente. — Oldenbourg Verlag, 2012.
  21. Выражение часто приписывают Августину Блаженному.
  22. Социальное учение УГКЦ. Дата обращения 19 мая 2013. Архивировано 25 мая 2013 года.
  23. JWG with Roman Catholic Church
  24. Текст Баламандского соглашения на русском языке
  25. Совместная декларация Римско-Католической Церкви и Константинопольской Православной Церкви по случаю снятия взаимных анафем
  26. Коробов П., Пушкарская Е. Ввиду сложившихся предстоятельств // Коммерсантъ : газета. — № 20 (6 февраля 2016). — С. 1.
  27. Алексей Букалов, Вера Щербакова. «Огромное событие»: встреча патриарха и понтифика как важная веха в отношениях церквей. ТАСС (5 февраля 2016). Дата обращения 6 февраля 2016.
  28. Сергей Старцев. Профессор: встреча понтифика и патриарха – благая весть для христиан. РИА Новости (6 февраля 2016). Дата обращения 6 февраля 2016.
  29. Религиовед: встреча патриарха и папы – историческая и сенсационная. РИА Новости (11 февраля 2016). Дата обращения 12 февраля 2016.
  30. Слуцкий: встреча папы римского и патриарха может стать эпохальной. РИА Новости (5 февраля 2016). Дата обращения 6 февраля 2016.
  31. Rosie Scammell. Pope Francis and Russian patriarch to meet in Cuba in historic breakthrough (англ.). Washington Post (5 February 2016). Дата обращения 6 февраля 2016.
  32. 1 2 Встреча тысячелетия: патриарх и понтифик встали на защиту христиан. РИА Новости (12 февраля 2016). Дата обращения 13 февраля 2016.

> Литература

Ссылки

  • Официальный сайт Ватикана
  • Катехизис Католической Церкви (рус.)
  • Католические новости в России (рус.)
  • Организационная структура Католической Церкви (англ.)
  • Католическая энциклопедия (рус.)
  • Католическая энциклопедия (англ.)
  • Русская католическая информационная служба «Agnuz». Сайт ранее находился на www.agnuz.info
  • Святые и блаженные католической церкви
  • Римско-католическая церковь в Республике Беларусь

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BAV: ADV12120214 · BIBSYS: 90054429 · BNC: a10834102 · BNE: XX244723 · BNF: 118691560, 119345700 · CiNii: DA01157711 · GND: 2009545-4 · ISNI: 0000 0001 2157 7632 · LCCN: n79041716, sh85021043 · LNB: 000045564 · NDL: 00537972 · NKC: kn20010710145 · NLA: 35026602 · NSK: 000038335 · PTBNP: 920560 · LIBRIS: 127468 · SUDOC: 026445158 · VIAF: 130782063 · ULAN: 500241849 · WorldCat VIAF: 130782063

«Чем отличается Католическая Церковь от Православной?»

11 февраля патриарх Московский и всея Руси Кирилл начинает свой первый пастырский визит в страны Латинской Америки, который продлится до 22 февраля и охватит Кубу, Бразилию и Парагвай. 12 февраля в международном аэропорту имени Хосе Марти кубинской столицы глава РПЦ встретится с папой римским Франциском, который сделает остановку на пути в Мексику.Готовившаяся 20 лет встреча предстоятелей Русской православной и Римско-Католической церквей пройдет впервые. Как отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, предстоящая историческая встреча вызвана необходимостью совместных действий в вопросах помощи христианским общинам стран Ближнего Востока.»Хотя многие проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными, защита ближневосточных христиан от геноцида — тот вызов, который требует срочных совместных усилий», — сказал Легойда. По его словам, «исход христиан из стран Ближнего Востока и Северной Африки — катастрофа для всего мира».

Какие же проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными?

Чем вообще отличается Католическая Церковь от Православной»? На этот вопрос католики и православные отвечают несколько по-разному. Как именно?

Католики о православии и католицизме

Суть католического ответа на вопрос о различиях между католиками и православными сводится к следующему:

Католики – это христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей. Так, кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями. Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Католики об отличиях католической и православной церквей

1) Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.

8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).

Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет .

Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь.

Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).

Официальное отношение Римско-Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:

«Немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном… Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе».

Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:

Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учётом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.

Основные расхождения в догматике

Триадологические:

• Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).

• Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

• Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

• Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.

В Православном Символе Веры, который мы читаем каждое утро, о Святом Духе говорится следующее: «И в духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца Исходящего…». Эти слова, как впрочем, и все остальные слова Символа Веры находят себе точное подтверждение в Священном Писании. Так в Евангелии от Иоанна (15, 26) Господь Иисус Христос говорит, что Дух Святой исходит именно от Отца. Спаситель говорит: “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит”. Мы верим в единого Бога в Троице Святой поклоняемого – Отца и Сына и Святого Духа. Бог один по существу, но троичен в лицах, которые еще называют Ипостасями. Все три Ипостаси равночестны, равнопокланяемы и равнославимы. Отличаются они только своими свойствами – Отец нерожден, Сын – рожден, Дух Святой исходит от Отца. Отец является единственным началом (ἀρχὴ) или единственным источником (πηγή) для Слова и Святого Духа.

Мариологические:

• Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

• В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.

• Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.

Прочие:

• Православие признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.

• Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.

• Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».

• Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.

• Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.

При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).

В православии существуют две точки зрения на католиков.

• Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).

• Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Некоторые различия между византийским и латинским обрядом

Существуют обрядовые различия между наиболее распространённым в православии византийским литургическим обрядом и наиболее распространённым в Католической церкви латинским обрядом. Однако обрядовые различия, в отличие от догматических, не носят принципиального характера — существуют католические церкви, использующие византийскую литургию в богослужении (см. Грекокатолики) и православные общины латинского обряда (см. Западный обряд в православии). Различные обрядовые традиции влекут за собой различные канонические практики:

В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

Отцы Церкви во многих своих трудах говорят именно о погружательном Крещении. Святитель Василий Великий: «Великое Таинство Крещения совершается тремя погружениями и равными им по числу призываниями Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы и образ смерти Христовой отпечатывался в нас и просветились души крещаемых через предание им Боговедения»

Так крестил в Петербурге в 90-е годы о. Владимир Цветков — до позднего вечера, после Литургии и молебна, не присев, ничего не вкушая, пока не причастит последнего крещаемого, готового к Причастию, а сам сияет и говорит уже почти шепотом: «Шестерых покрестил», как будто «Шестерых я сегодня родил во Христе и сам заново родился». Сколько раз это можно было наблюдать: в пустом огромном храме Нерукотворного Спаса на Конюшенной, за ширмой, на закате дня, батюшка, никого не замечая, пребывая где-то, откуда его не достать, ходит вокруг купели и водит за собой вереницу таких же отрешенных, облаченных в «ризы правды» наших новых братьев и сестер, которых не узнать. А батюшка уже совсем нездешним голосом славит Господа так, что все оставляют свои послушания и сбегаются на этот голос, доносящийся из другого мира, которому теперь сопричастны новокрещенные, новорожденные, запечатленные «печатью дара Духа Святаго.(о. Кирилл Сахаров).

Миропомазание в латинском обряде совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»), в восточном обряде — сразу же после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследние (за исключением приёма немиропомазанных при переходе из других конфессий).

Окропительное крещение пришло к нам из католичества…

В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы, отсутствующие в византийском.

В православных и грекокатолических храмах алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарём именуется сам престол, расположенный, как правило в открытом пресвитерии (но может сохраняться алтарная преграда, ставшая прообразом православных иконостасов). В католических храмах отступления от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных.

В латинском обряде долгое время вплоть до II Ватиканского собора было широко распространенно причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). После II Ватиканского собора вновь распространилось причастие мирян под двумя видами.

В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

В западном обряде Литургия совершается на пресном хлебе (Гостия), в восточной традиции на квасном хлебе (Просфора).

Крестное знамение у православных и грекокатоликов совершается справа налево, и слева направо у католиков латинского обряда.

У западных и восточных священнослужителей различаются богослужебные облачения.

В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника. Рождественский пост (в западном обряде — Адвент) имеет разную продолжительность.

В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство. При этом в настоящее время и в грекокатолических, и в православных храмах в разных странах распространены не только традиционные стасидии вдоль стен, но и ряды скамеек «западного» типа параллельно солее.

Вместе с отличиями, между богослужениями византийского и латинского обряда существует соответствие, внешне скрытое за различными названиями, принятыми в Церквях:

В католичестве принято говорить о пресуществлении (лат. transsubstantiatio) хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы, в православии чаще говорится о преложении (греч. μεταβολή), хотя термин «пресуществление» (греч. μετουσίωσις) также употребляется, а с XVII века соборно кодифицирован.

В православии и католичестве расходятся взгляды на вопрос о расторжимости церковного брака: католики считают брак принципиально нерасторжимым (при этом заключённый брак может быть признан недействительным в результате открывшихся обстоятельств, служащих каноническим препятствием законному браку), согласно православной точки зрения, супружеская измена разрушает брак по факту, что даёт возможность невиновной стороне вступить в новый брак.

Восточные и западные христиане используют различные Пасхалии, поэтому даты Пасхи совпадают только в 30 % случаев (при этом некоторые восточнокатолические церкви используют «восточную» Пасхалию, а Финляндская Православная Церковь — «западную»).

В католичестве и православии существуют праздники, отсутствующие в другой конфессии: праздники Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др. в католичестве; праздники Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. в православии. Следует иметь в виду, что, например, ряд праздников, считающихся значимыми в Русской Православной Церкви, отсутствуют в других поместных православных церквях (в частности, Покрова Пресвятой Богородицы), причём некоторые из них имеют католическое происхождение и переняты уже после раскола (Поклонение честным веригам Апостола Петра, Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца).

Православные не совершают коленопреклонения в воскресение, а католики совершают.

Католический пост менее строг, чем православный, при этом его нормы официально послаблялись с течением времени. Минимальный евхаристический пост в католицизме составляет один час (до II Ватиканского Собора обязательным был пост с полуночи), в православии — не менее 6 часов в дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.)и перед Литургией Преждеосвященных Даров («однако воздержание перед причащением <на Литургии Преждеосвященных Даров> с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» — согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года), а перед утренними Литургиями — с полуночи.

В отличие от православия, в католичестве принят термин «благословение воды», тогда как в восточных Церквях — «освящение воды».

Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *