Как узнать волю божию?

Аудио

— Алексей Ильич, человек очень часто стоит перед проблемой выбора: по какому пути пойти, есть на то воля Божия или нет, — каковы критерии (условно говоря). И еще: поставив перед собой цель какую-то, вдруг человек натыкается на какие-либо препятствия. И очень часто люди говорят: «Значит нет воли Божией». То есть сопротивление бесполезно. Но мы же знаем из истории, из биографии многих выдающихся в разных сферах деятелей, когда никакие препятствия не останавливали человека для достижения цели. Я имею в виду добрые цели. Хотелось бы узнать вашу точку зрения об этом.

— Ну, во-первых, что такое поступить по воле Божией? Для верующего человека это очень важно. Каждый из вас скажет, что хотел бы. Скажу удивительную вещь: мне бы хотелось поступить по воле Божией, но я не могу не осудить свою соседку, это исчадье ада! Я знаю, что это грех. Так я хочу поступить по воле Божией или нет? И я ее осуждаю! Интересно… Я понимаю, что нужно бы не обманывать, но если я не обману, то мне может быть плохо. Итак. Волю Божию я знаю, но я поступаю вопреки ей. Так мы в словах, так мы в делах. А уж о мыслях и говорить не буду. Как мы знаем, какие должны быть наши мысли? Верующий человек знает, они должны быть чистыми, хорошими. А у нас что творится в нашей бедной голове?

Вот говорит: как узнать волю Божию? А оказывается, что очень многое мы знаем. И поступаем точно вопреки ей. О, если бы мы начали поступать по воле Божией в том, в чем мы не сомневаемся, где воля Божия и как нужно поступать. Закон такой: если бы мы начали поступать там, где мы отчетливо видим, мы постепенно бы начали видеть дальше, наше зрение бы очищалось, и мы бы начали поступать по воле Божией и там, где сейчас мы в растерянности. Мы этого не делаем. Есть великий закон, открытый опытом: неверный в малом будет неверен и во многом. Это сказал Христос. Мы не верны, постоянно не верны. И лжем, и лукавим, и лицемерим, и обманываем, и осуждаем, и притворяемся… Зачем перечислять? Мы постоянно не верны. В чем? В том, что мы точно знаем, как нужно поступить по воле Божией. Вот первое, откуда проистекает наша слепота.

Второе, что я хотел бы сказать. Воля Божия заключается в том, чтобы мы поступали так (простите меня, выражусь грубо): вот мой глупый разум считает, что так будет правильно поступить по воле Божией, и моя совесть, наполовину сожженная, говорит «Да, это будет правильно». Когда мой разум и моя совесть говорят «так будет правильно», то так и надо поступать. Потому что воля Божия тогда совершается, когда я поступаю искренне. Как мне кажется, что это правильно. Без самооправдания. Вот в чем воля Божия. И тогда, потому что мой разум глупый и совесть не велика, тогда Бог исправит, если я выбрал неверный путь. Совесть и разум – вот две линии, которые дают точку правильного поступка в своем пересечении.

И последний ваш вопрос. Это неверный подход, что если какие-то препятствия, то обязательно значит воли Божией нет. Вы правы. Сколько угодно мы находим совсем других примеров. Противоположных. Поэтому один из великих святых православной церкви (в 6 столетии) Варсонуфий Великий, которого попросили ответить на этот вопрос, сказал так: старайтесь познавать волю Божию из внешних обстоятельств. Когда я вижу, что все-таки так правильно, я убежден и вижу, что это надо, может и не только для меня, когда обстоятельство ясно говорят, то не надо смотреть на то, что мне кто-то ставит подножку, кто-то препятствует. Нужно делать. Но уже когда мы упираемся в стену, тогда приходится остановиться. Бывает так в жизни, когда действительно натыкаешься на стену и уже ничего не сделаешь. На стенку лезть бесполезно.

Значит ответ такой: старайтесь понять, постичь, уразуметь волю Божию из внешних обстоятельств, в которых вы находитесь.

Дмитрий Подлобко, пастор церкви «Живая вера», г.Гомель
18.08.2013г.

Большой привет вам, дорогая церковь, от нашей церкви «Живая вера» в Гомеле и лично от моей супруги, которая очень хотела поехать со мной сюда, но ей сложно ездить на далекое расстояние, так как в скором времени мы ожидаем рождения четвертого ребеночка. Она передала вам большой привет и благословение.
Хочу поделиться с вами словом, которое Господь сказал мне. Это откровение живет во мне, служит мне и помогает двигаться. Я верю, что это благословит и вас. Вчера во время молитвы Бог указал мне на это слово: «Что повелишь мне делать, Господи?»
Сегодня я хочу поговорить о воле Божьей.

Матфея 6:9-13:
«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».

Так Иисус учил молиться Своих учеников. Он показал нам пример того, как и о чем мы должны молиться. Иисус говорил, что «Царство Божие внутри вас есть». Мы должны молиться о воле Божьей. Царствие и воля Божья, прежде всего, исполняются через учеников Христа. Мы молимся этой молитвой, чтобы воля Божья исполнялась в нашей жизни. Это должно быть нашим желанием. Я всегда молюсь о том, чтобы в моей жизни исполнялась воля Божья. Желаю и вам также двигаться в совершенной воле Божьей и быть благословенными людьми.
Господь говорит нам, что Его воля важна. Будет много вещей, которые будут уводить нас от воли Божьей. Дьявол ненавидит Бога и Его волю и будет пытаться обмануть вас, вырвать любыми способами из воли Бога. Мы должны приложить максимум усилий, чтобы остаться в воле Божьей. Господь хочет, чтобы Его воля была исполнена в нашей жизни.

Для каждого из вас есть Божья воля. Сегодня вы в церкви, и это лучшее место, где вы можете быть благословлены. А через тебя Бог будет благословлять многих!
Иисус, живя на земле, исполнял волю Божью. Так же и каждый верующий должен стать исполнителем воли Божьей на земле.

Марка 3:35:
«…ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь».

У Иисуса особенные отношения с теми, кто исполняет Его волю. Если ты хочешь быть частью Божией семьи – исполняй волю Господа.

Ефесянам 6:6:
«…не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души».

Мы должны исполнять волю Божию не просто так, поверхностно, а от души. Пусть Дух Святой сегодня вложит в вас желание исполнять волю Божью, делая это с большим стремлением и жаждой.
К сожалению, много верующих людей отвергли волю Божью в своей жизни.

Луки 7:30:
«…а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него».
Бог дал свободную волю каждому человеку, и мы свободны в своем выборе. Но Бог, заплативший за нас великую цену, не будет делить нас с этим миром. Он не станет делить нас с волей дьявола. В Библии написано, что мы куплены драгоценной ценой, мы искуплены кровью Христа, поэтому все в нас должно служить Богу, славить Его и исполнять волю Господа.

Евреям 10:35-36:
«Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное».

Бог имеет для твоей жизни волю благую, угодную и совершенную. Так много людей сегодня живет так, как будто нет никакой Божьей воли для них. Они живут так, как хотят этого сами, а не так, как хочет Бог. Господь является лишь приложением к их жизни. Наши желания и стремления должны быть в воле Господа. Мы должны молиться правильно: «Господи, вот мои планы. Находятся ли они в Твоей воле? Иду ли я Твоими путями?» Мы должны пребывать в вере, чтобы быть в воле Бога. Мы должны исполнять Слово Господа, чтобы быть под Его покровительством. «Господи, помоги мне быть верным Тебе, дай мне возможность слышать Тебя. Помоги мне быть в Твоей воле и искать ее».
Порой молодые христиане говорят, что не знают воли Божьей. Мы не должны переживать о том, чтобы найти волю Божью. Я верю, что Бог не прячет ее от нас. Но наши сердца должны быть чистыми и открытыми, чтобы мы были способны услышать, когда Бог будет говорить. Сегодня в этом мире так много духа материализма. Люди стремятся иметь все большее и лучшее, поэтому много работают, берут кредиты, приобретают лучшие дома, машины, мебель – и все равно не получают удовлетворения. Материализм никогда не удовлетворит. Опасность в том, что это может украсть или угасить голос воли Божьей в жизни человека. Сегодня люди заняты бизнесом, работой, и это хорошо. Но мы должны спрашивать Бога: «Господь, хожу ли я Твоими путями? Нахожусь ли я в воле Твоей?»
Не угас ли в тебе огонь желания исполнять волю Божью?

Я служу пастором с 1997 года. В 1991 году я покаялся в грехах, и в мою жизнь пришла жажда служить Богу. Я мечтал проповедовать, евангелизировать, я был ревностным благовестником. При этом никогда не думал о пасторском служении. Но Бог думает по-другому. В 1993 году мы были на служении в могилевской церкви, откуда я родом. В моей жизни дважды Бог говорил ко мне голосом. Прежде всего, Бог говорит с нами через Библию, через Свое Слово – это главный источник откровения и знания Божьей воли. Но в вопросах выбора или призвания Бог говорит и другими путями. Во время этого молитвенного служения в церкви я внезапно услышал над собой голос. Ясный, четкий, спокойный, нежный, но очень властный голос: «Я призываю тебя быть пастором, служи народу Моему». Я испугался, вскочил с места и подумал, что кто-то шутит надо мной. Обернувшись назад, я никого не увидел рядом, все молились. В этот момент я почувствовал, как помазание Духа Святого пришло на меня. Но тогда я не поверил Господу и начал убеждать себя, что все это мне почудилось.
Год спустя я был в Донецке на христианской конференции. Шла молитва, прославление, было много людей на стадионе. Я поклонялся Господу – и вдруг услышал голос надо мной: «Ты должен оставить это». В то время у меня были отношения с человеком, которые имели эмоциональную связь. После этих слов пришло помазание, легкость и уверенность, что я могу это сделать, несмотря на то, что существует эмоциональная связь. Я мог принять это решение прямо в тот момент. Но я снова начал убеждать себя, что услышал это не от Бога, а придумал сам. Это стало началом двух лет духовной деградации в моей жизни. Деградация произошла не сразу. Постепенно начала пропадать жажда по Богу, стремление служить Ему, желание читать Библию – и чем дальше, тем больше и хуже. Но Бог не сдавался. Он никогда не сдается. Он не сможет вести нас дальше, если мы где-то остановились и не следуем Его воле. Но Он будет стучать в твое сердце. Он будет продолжать стучать, пока ты не отзовешься – либо отречешься от воли Божьей и, потеряв спасение, уйдешь в мир. Это был опасный для меня путь. Но Бог стучался ко мне. В 1995 году нас пригласили в библейскую школу, и я согласился поехать. Я постоянно вспоминал о Его голосе, о тех словах, которые Он говорил мне раньше. Однажды я склонил колени в молитве и сказал: «Господь, я смиряюсь перед Тобой, прости меня! Я принимаю решение быть послушным Твоей воле». Мне с трудом далось это решение. Чем дальше мы отступаем от воли Бога, тем труднее нам вернуться назад. Но я принял это решение – и пришла свобода, пришла радость! Снова загорелся огонь желания и стремления служить Господу.
В тот год трижды на разных служениях и конференциях Бог присылал проповедников, которые подходили ко мне и говорили: «Бог говорит тебе: Я призываю тебя, даю тебе жезл Моисея, паси народ Мой». Какое-то время я еще противился: «Господь, я не хочу быть пастором! Я хочу просто проповедовать». Но когда в третий раз, еще на одной конференции, прозвучало то же самое слово: «Я даю тебе жезл Моисея, паси народ Мой», — я упал в присутствии Божьем. Проповедник возложил на меня руку, я упал, лежу в Божьем присутствии и говорю: «Хорошо, я сдаюсь. Буду служить Тебе пастором, как Ты хочешь. Но, пожалуйста, не посылай меня в деревню». Бог, имея милость, послал меня в город Гомель. Когда мы говорим Господу «да», Он не ждет. Он все устраивает. Спустя год я уже стал пастором церкви, а спустя два года мы поехали на миссию в Гомель, и с тех пор я служу в этой церкви.
Бог имеет волю для тебя. Он будет говорить тебе и открывать Свою волю. Он будет вести тебя и показывать пути.
Давайте вспомним историю апостола Павла.

Деяния 9:1-5:
«Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна».

Рожон – это палка с острием, которой погоняли крупный скот. Наверняка Бог и ранее стучался в сердце Савла, когда тот смотрел на убиение верующих. Но Савл противился. Теперь же, услышав голос Бога, Савл «в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деяния 9:6). Савл даже представить себе не мог, что у Господа есть для него великий план. Он начал с малого – спросил о воле Бога: что Он повелит ему делать? Иногда мы хотим знать все. Если бы Господь открывал нам сразу всю Свою волю – мы бы, возможно, не захотели идти этим путем. Но Он открывает нам Свою волю шаг за шагом.
Сегодня Бог обращается к тебе, стучится в твое сердце и бросает тебе вызов: «Приди к Иисусу, открой свое сердце и начни молиться: Господи, что повелишь мне делать? И да будет воля Твоя». Не противься воле Божьей для твоей жизни. Можно не иметь материальных благ, но находиться в воле Божьей – и быть счастливейшим человеком, потому что Бог с тобой! Он очень любит тебя.

Ниже вы можете прослушать или скачать проповедь в формате mp3

Господи, что повелишь мне делать?

Как узнать, на какой труд меня призывает Господь? Этот вопрос часто звучит на молодёжных встречах и беседах. Молодые христиане желают найти своё место в винограднике Божьем. Отрадно и похвально! Ведь так важно быть уверенным в своём призвании. Есть много добрых и полезных советов. К ним я хочу приложить ещё некоторые размышления.
Савл был верующим человеком. Он был мужественным, твёрдым и уверенным в себе, в своём правильном видении и понимании. Oн был уверен, что служит Богу по призванию. Но когда Савл лично встретился со Христом, он в трепете и ужасе воскликнул: «Господи, что повелишь мне делать?»
Первое, что необходимо, – это личная встреча с Иисусом и признание Его Господом. И потом возникает полный святого трепета вопрос: «Что повелишь мне делать?» Он исходит вовсе не от человеческого страха, а от сознания того, что я должен делать работу Господню. Образно говоря, не рыбу ловить, а быть ловцом человеков. Простым рыбаком стать несложно, но «ловцов человеков» создает Господь.
Почему постановка вопроса должна быть в страхе и трепете? Потому что спрашивающий должен сознавать следующее: я должен быть святым и чистым (1Пет.. 2:9; 1Тим. 5:22); я должен трудиться с радостью и от души (Деян. 20:24; Кол. 3:23); не должен быть небрежным, но бдительным и исполнительным (Иер. 48:10; 2Тим. 4:5); воинствовать не по плоти, а по духу (2 Кор. 10:4; Еф. 6); быть готовым умереть за Христа. (Деян. 21:13)
Итак, проверь с трепетом своё хождение, свою жизнь и намерение трудиться. Если всё перечисленное понимаешь и оно соответствует Божьим стандартам, тогда спрашивай: «Господи, что повелишь делать?»
И второе. Как определить Божий ответ? Один из наиболее распространённых ответов – это то, что было сказано Савлу: «Иди в город и сказано тебе будет». Ответ был дан через человека Ананию. Нелегко принять Божий ответ через человека. «Господи! Я же Тебе молюсь! Почему Ты не можешь ответить Сам или хотя бы через ангела?» – спрашивают некоторые, попавшие в подобную ситуацию, и «разбиваются». Они не желают принять ответ через «человеков». Их это не устраивает. Для них это неприемлемо, унизительно.
Чему учит нас пример Савла? Послушанию. Это второе, что необходимо для получения ответа и правильного начала служения. Возлюбленные Господом молодые братья и сестры, ищущие своего места и труда для Господа, спросите Его, и допустите, что ответ может быть следующий: «Иди в церковь и сказано будет тебе!»; «Иди к братьям и сказано будет тебе!»
«Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим…». (Ам.3:7) Это говорит о том, что если Бог призывает кого-то из вас на служение, то, кроме вас, Бог открывает это и кому-то из рабов своих. И тогда бывает мир, согласие и взаимопонимание. (Деян. 6:5) «Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов”. (1Цар. 15:22) Савл был послушен и узнал ответ Господа! Дорогой мой брат и сестра! Ко многим советам по этому вопросу прими и этих два кратких рассуждения:
1.В страхе и трепете спрашивай: «Господи, что повелишь мне делать?»
2.И при ожидании и получении ответа прояви полное послушание! Дерзай, молодёжь!
Александр Сипко

Из выпуска №2028

Письмо в редакцию

Здравствуйте! У меня вопрос, что значит следовать воле Божьей? Этот совет я все время слышу от батюшек и знакомых верующих людей, но совсем не понимаю, как с ним быть. Во-первых, как узнать эту волю? Слушать внутренний голос? Но как я отличу свой голос от Божьего? А если слушать наставления священника, это точно будет воля Божья? И еще чувствую противоречие: все говорят, что, если хочешь чего-то добиться, не жди непонятно чего, каких-то знаков, а действуй сам. Хочешь выйти замуж — сформулируй требования к мужчине и начинай активно искать, знакомиться. Хочешь добиться успеха — ищи хорошую работу, а не сиди на одном месте; рассылай резюме. Мне очень близок такой подход к жизни. Но это же совсем не сочетается с тем, что ты ищешь Божию волю. Наоборот, ты, как сейчас говорят, сам себя делаешь. Как тогда правильно менять свою жизнь и чего-то добиваться, если ты верующий?

Кристина, Москва

На письмо читателя отвечает
Александр Ткаченко

Какова воля Божия обо мне? Что мне делать в ситуации выбора? Каким должен быть мой путь в этой жизни? Эти вопросы, в сущности, являются самыми важными для любого верующего человека. Ведь если я не своей волей пришел в этот мир, если к бытию призвал меня Бог, значит, Он сделал это не просто так. Значит, у меня есть какая-то миссия, выполнения которой Бог от меня ожидает. И лишь узнав смысл этой миссии, я могу сделать свою жизнь осмысленной и угодной Богу.

Это очень разумное рассуждение, и благо тем людям, которые хотя бы задаются такими вопросами: ведь ответ возможен лишь там, где задан вопрос. Однако в такое рассуждение может быть встроена системная ошибка, которая делает ответ невозможным в принципе.

Тезис первый:

Людям кажется, что у Бога есть некий идеальный план, которому они могут соответствовать, если узнают, каков этот план. На самом деле никакого плана нет и быть не может.

Во избежание недоразумений сразу хочу пояснить: отсутствие плана вовсе не означает отсутствия знания о том, как мы будем поступать на каждом этапе нашей жизни. Бог, как всеведущий, еще до сотворения мира знал о каждом из нас абсолютно всё. И как это ни странно прозвучит, именно поэтому у Него нет идеального плана относительно людей.

Чтобы понять, почему такой план о каждом из нас не имеет смысла, приведем такую аналогию. Допустим, завод выпускает некую продукцию, например автомобили. И на конвейере каждый рабочий согласно плану выполняет определенную операцию: один навешивает двери, другой монтирует фары, третий устанавливает двигатель, четвертый — коробку передач. Все продумано до мелочей, функции каждого работника расписаны пошагово, процесс отлажен и оптимизирован. Но что произойдет с таким заводом, если его руководитель вдруг отдельным приказом даст рабочим возможность действовать не по четко выверенному производственному плану, а по собственному усмотрению — делать лишь те операции, которые им больше нравятся, или вообще не делать ничего, если нет настроения работать? Ответ очевиден: конвейер встанет, завод прекратит выпускать продукцию, план окажется сорван и вообще потеряет смысл в таких условиях. Даже не будучи специалистом в управлении, можно увидеть, что поведение такого руководителя, пытающегося совместить жесткое планирование со свободой его исполнения, вряд ли можно назвать разумным.

Но именно такое поведение мы неосознанно пытаемся приписать Богу, когда полагаем, будто у Него есть некий идеальный план о каждом из нас. Создав человека по Своему образу и подобию, Бог наделил его удивительным даром — свободой выбора между добром и злом. Звучит это красиво и поэтично. Но если вдуматься, то смысл такой свободы заключается именно в потенциальной возможности идти наперекор замыслу Бога. Зная волю Божью о себе, сотворенный человек мог по своему усмотрению решить, следовать ли этой воле, или же нарушить ее.

Адам и его жена совершенно точно знали, что Бог сказал им не есть плодов с древа познания добра и зла. Но Бог не обнес это древо тремя рядами колючей проволоки и не поставил возле него вооруженную охрану. Он лишь предупредил человека о последствиях нарушения Его воли: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:17). Решение же люди должны были принять сами. И мы знаем из Библии, каким было это решение. Далее вся история человечества развивалась вокруг этого трагического противостояния свободной воли человека и воли Божией о нем. Там, где человек принимал Божию волю, расцветала история человечес­кой святости. Там, где отвергал, вспыхивала история греха, страданий, смерти.

Если вновь вернуться к примеру с заводом, упомянутому выше, то оказалось бы, что рабочие вместо выпуска продукции целыми днями только и занимались бы тем, что нарушали технику безопасности, засовывали в станки руки и ноги, чтобы посмотреть, что из этого получится, избивали друг друга разводными ключами и другими инструментами и даже пытались время от времени взять штурмом кабинет директора, где от них прятался бы тот, кто сочинил такой «идеальный план», вместо того чтобы заменить своенравных рабочих безотказными роботами. Но в том-то и дело, что пример этот абсолютно неверен.

Тезис второй:

Человек для Бога не средство производства, не инструмент достижения каких-то сторонних, не относящихся к человеку целей. Цель Бога — сам человек.

Ни для чего другого не сотворил нас Бог, кроме одного — дать нам радость полноты бытия в Его любви. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Бог прежде всего хочет всем спастись и достигнуть Его Царства. В самом деле, как благой, Он создал нас не затем, чтобы наказывать, а чтобы мы были причастниками Его благости».
Бог сотворил человека для его участия в блаженстве бытия. Весь мир был устроен так, что существование людей в этом мире наполняло их жизнь радостью и весельем, а главной радостью бытия для человека была любовь к нему Бога. Но ответить на любовь может лишь тот, кто свободен в своем выборе.

И Бог дал человеку эту удивительную возможность — любить или не любить своего Создателя. Так в огромном сотворенном Им мире, который полностью подчинялся своему Творцу, вдруг появилась территория, над которой Он не имел власти. Это было сердце человека, которое только он сам мог наполнить любовью к Богу. Но так же свободно мог и отказаться от этой любви.

Если бы Бог лишил их этой свободы, то люди перестали бы быть людьми и превратились бы в зомби, в автоматы, жестко запрограммированные на добро и послушание Богу. И ни о какой любви тогда уже не могло бы быть речи, потому что роботы не могут любить.

А там, где есть свобода, не может быть никаких планов: ведь нельзя запланировать поведение другого, если он свободен. Поэтому никакого идеального плана о каждом из нас у Бога нет. Бог уготовал нам нечто неизмеримо лучшее — живые отношения с Ним, которые не прерываются ни на мгновение, что бы с нами ни происходило и каким бы образом мы ни употребили нашу свободу. Церковь называет эти отношения Промыслом Божьим. Вот как пишет об этом святитель Филарет в своем «Пространном катехизисе»: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям».

Тезис третий:

Идеального плана нет, потому что мы неидеальны. Бог промыслительно действует в нашей жизни, направляя к нашему спасению наши немощи и даже грехи. И это тоже — воля Божия.

Вот простая истина: мы неидеальны. И странно было бы, если б всеведущий Бог, зная об этом факте, строил о нас некие идеальные планы. Бог знает о наших немощах и нашем несовершенстве гораздо больше, чем мы сами. Призывая нас к совершенству, Он всегда учитывает то наличное состояние, в котором мы находимся.
В какой бы тупик мы ни уткнулись, ходя по жизни своими путями, у Бога всегда найдется для нас дорога, выводящая именно из этого тупика. А иногда и саму такую тупиковую ситуацию Он может обратить во благо не только для нас, но и для множества других людей.

В жизни святителя Луки (Войно-Ясенецкого) — православного архиерея и одновременно выдающегося врача — был момент, когда он уклонился от воли Божией. Причем произошло это, уже когда святитель был бесстрашным исповедником Христа перед лицом самых жестоких гонителей, пережил две судимости, ссылки и тюремное заключение. В 1933 году святитель принял решение окончательно уйти на покой в своем епископском служении и полностью посвятить себя медицине. Он собирался основать клинику гнойной хирургии, в которой смог бы расширить и систематизировать свои научные изыскания в этой области.
С этого момента он явственно ощутил, что благодать Божия его оставила. Дела не ладились, с клиникой ничего не получалось, все его действия не приносили никакого плода. Однако даже после очевидных вразумлений от Бога святитель, по его собственному признанию, не смог сразу признать ошибочность своего выбора:

«Спасая меня, Господь Бог послал мне совершенно необыкновенный вещий сон, который я помню с совершенной ясностью и теперь, через много лет.

Мне снилось, что я в маленькой пустой церкви, в которой ярко освещен только алтарь. В церкви неподалеку от алтаря у стены стоит рака какого-то преподобного, закрытая тяжелой деревянной крышкой. В алтаре на престоле положена широкая доска, и на ней лежит голый человеческий труп. По бокам и позади престола стоят студенты и врачи и курят папиросы, а я читаю им лекции по анатомии на трупе. Вдруг я вздрагиваю от тяжелого стука и, обернувшись, вижу, что упала крышка с раки преподобного, он сел в гробу и, повернувшись, смотрит на меня с немым укором. Я с ужасом проснулся…

Непостижимо для меня, что этот страшный сон не образумил меня. По выписке из клиники я вернулся в Ташкент и еще два года продолжал работу в гнойнохирургическом отделении, работу, которая нередко была связана с необходимостью производить исследования на трупах. И не раз мне приходила мысль о недопустимости такой работы для епископа. Более двух лет еще я продолжал эту работу и не мог оторваться от нее, потому что она давала мне одно за другим очень важные научные открытия, и собранные в гнойном отделении наблюдения составили впоследствии важнейшую основу для написания моей книги «Очерки гнойной хирургии”.

В своих покаянных молитвах я усердно просил у Бога прощения за это двухлетнее продолжение работы по хирургии, но однажды моя молитва была остановлена голосом из неземного мира: «В этом не кайся!” И я понял, что «Очерки гнойной хирургии” были угодны Богу, ибо в огромной степени увеличили силу и значение моего исповедания имени Христова в разгар антирелигиозной пропаганды».

Вот так искусно Господь вплел в судьбу святителя нить Своей воли даже там, где сам святитель от исполнения этой воли столь упорно отказывался. И в жизни каждого из нас тоже обязательно найдется такая ниточка, за которую Бог может вывести нас из самого дремучего леса наших собственных представлений о том, как нам следует жить. Нужно лишь суметь ее разглядеть в этом причудливом переплетении наших сегодняшних обстоятельств.

Тезис четвертый:

Узнать волю Божию о себе по конкретному вопросу можно через молитву, разум и совесть.

Так как же все-таки узнать волю Божию о себе в том или ином случае? Тут приходится признать одну не очень приятную вещь: если бы мы исполняли эту волю каждый раз, когда она для нас очевидна, наше духовное зрение постепенно очищалось бы все больше и больше. И мы бы видели волю Божию куда более отчетливо и могли бы далее тоже выстраивать свою жизнь по ней, а не по своим представлениям. Ведь у нас есть Евангелие, есть заповеди, в которых все очень доступно и ясно изложено, что и как делать в той или иной ситуации. Да, быть может, далеко не к каждому случаю в нашей жизни мы сейчас можем отнести этот евангельский критерий. Но там, где нам все ясно и где исполнение евангельской заповеди для нас столь же очевидно, как и ее нарушение, — разве там мы всегда поступаем по воле Божией?

Господь сказал: Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк 16:10). Для чего человеку знать то, что он не готов исполнить? Такое бесплодное знание послужит лишь к большему осуждению. Поэтому Бог открывает нам далеко не все. И лишь по мере исполнения Его воли там, где она нам точно известна, мы обретаем возможность расширять горизонты своего видения воли Божией о нас.

Например, в ситуации, когда близкий человек сгоряча сказал вам нечто обидное, воля Божия, безусловно, будет в том, чтобы промолчать в ответ, подождать, пока он остынет, и лишь потом спокойно и с любовью выяснить, что же так вывело его из себя, а если нужно, то и объяснить, что с вами нельзя так себя вести, что вас это ранит и разрушает вашу любовь. Нарушением же воли Божией в этой ситуации столь же безусловно будет наговорить ему в ответ с три короба всяких гадостей и рассориться на долгие мучительные часы, а то и дни. Каждый из нас знает об этом из Священного Писания: всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией (Иак 1:19–20). Но вот использовать это знание в реальном конфликте получается, увы, далеко не всегда. Можно привести еще много примеров подобного рода, суть которых сводится к одному: мало знать волю Божию, нужно еще научиться исполнять ее.

Когда нам кажется, что непонятно, есть ли Божия воля на какое-то наше действие или ее нет, можно спросить об этом у Самого Бога в молитве. Вернее, попросить у Него благословения на это действие. И сразу же многое станет понятно. Например, когда просишь: «Господи, благослови меня на то, чтобы скрутить показания спидометра у моей старой машины, которую я собираюсь продать». Или же: «Господи, благослови меня пойти в ресторан с этим молодым человеком, но так, чтобы мой муж ничего об этом не узнал». Ответ в подобных случаях приходит сразу и не будет нуждаться в каких-либо пояснениях или комментариях. Просто нужно набраться решимости обратиться к Богу за этим ответом и иметь мужество принять его.

А там, где воля Бога о нас действительно нам непонятна, есть другой, столь же простой и действенный, метод. В самом широком смысле воля Божия заключается в том, чтобы мы всегда поступали согласно своему разуму и своей совести. То есть — искренне и честно. Пусть наш разум не очень просвещен мудростью и благодатью, пусть совесть наполовину сожжена нашими грехами. Но других инструментов для честной жизни у нас просто нет. И если разум и совесть согласно говорят нам: «правильно будет поступить вот так», это и будет волей Божией на данный момент. В этом случае, даже если наш глупый разум в чем-то ошибся и выбрал неверный путь, Господь исправит эту ошибку Своим всеблагим Промыслом. А если мы твердо убеждены, что так поступать не надо, но все же делаем это, можно быть уверенным в том, что волю Божию мы этим поступком нарушили. Святитель Феофан Затворник считал, что участь людей с разными представлениями о воле Божией решится «верностью или неверностью тому закону, который каждый из них считал для себя обязательным». Вот этот принцип и может стать основой для действий христианина, не знающего точно, какова воля Божия в том или ином случае его жизни.

А далее — все довольно просто: «если хочешь чего-то добиться, не жди непонятно чего, каких-то знаков, а действуй сам. Хочешь выйти замуж — сформулируй требования к мужчине и начинай активно искать, знакомиться. Хочешь добиться успеха — ищи хорошую работу, а не сиди на одном месте; рассылай резюме». Но при этом — слушай свое сердце, слушай свой разум. А самое главное — молись, чтобы не отпасть от Господа в своих поисках. И мало-помалу Бог все устроит такими путями, о которых ты даже помыслить не мог.

У Бога нет идеального плана о нас, потому что мы неидеальны. Но любовь Божья сопровождает нас на всех наших дорогах, сколь бы запутанными они ни оказались.

И уже одна только память об этой любви может стать для человека путеводным светом в любом жизненном тупике и нашем человеческом заблуждении. Вспомни о ней — и ее свет озарит даже те уголки твоей жизни, где, казалось бы, о воле Божией и речи идти не могло. А оказалось, что Бог был с тобой и там тоже.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «…От лица Твоего, Господь мой, судьба моя изыдет! (Пс 16:2). Весь принадлежу Тебе! Жизнь моя и смерть находятся ежечасно в руках Твоих! Во всех делах моих, во всех обстоятельствах моих Ты участвуешь: вспомоществуешь мне в благоугождении Тебе; долготерпишь мне при действиях моих своевольных, греховных, безумных. Постоянно направляет меня на путь Твой десница (т. е. правая рука. — А. Т.) Твоя! Без содействия этой десницы давно-давно заблудился бы я безвыходно, погиб бы безвозвратно. Ты, единый способный судить человека, судишь меня и решаешь участь мою навеки по праведному суду Твоему, по неизреченной милости Твоей. Я — Твой и прежде бытия моего, и в бытии моем, и за пределом земного бытия или странствования моего!»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *