Как вести в церкви?

«Вся же благообразно и по чину да бывают».

Коринфянам ап. Павла 14,40

Церковь — место присутствия Божия и пребывать в ней следует с благоговением и любовью. Войдя в нее, осени себя крестным знамением и соверши три малых поклона, помня, что в алтаре, на престоле, в Святых Дарах таинственно и действительно пребывает Сам Господь.

Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон, —если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом (земном) поклоне нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли. Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть и освятил наши чувства, а после на правое и на левое плечи —для освящения наших сил телесных.

Затем произнести краткую молитву:

Боже, милостив буди мне, грешному (поклон).

Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (поклон).

Создавый мя, Господи, прости мя! (поклон).

В храм нужно приходить к самому началу богослужения. Если началась служба, стань на определенное место и сосредоточенно слушай чтения и песнопения. Не следует здороваться со знакомыми за руку, —молчаливым поклоном приветствуй их, не разговаривай и не переходи с места на место во время богослужения. Существует благочестивое правило приходить к Литургии натощак, даже если в этот день не причащаются.

Войдя в храм, принято прикладываться к «праздничной” иконе, лежащей на аналое посреди церкви и совершать малые поклоны перед иконами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых (если в это время не началась служба). До начала службы можно поставить свечи перед тем или иным образом, которые приобретают у входа в «свечном ящике” — это наша малая лепта — жертва Церкви. Не следует проходить между Царскими вратами и аналоем, когда же проходишь перед аналоем соверши малый поклон, осеняя себя крестным знамением.

Мужчины, по древнему обычаю, становятся в храме с правой стороны, а женщины с левой. Мужчины, по словам апостола Павла должны, находится в храме без головного убора, а женщины — с покрытой головой. Женщинам нельзя приходить в церковь в брюках, коротких или открытых платьях, пользоваться косметикой — ибо Господь зрит не на лица, а на сердца людей.

В церкви во время богослужения полагается стоять лицом к алтарю. Сидеть можно по немощи или болезни, когда не совершаются главные священнодействия. Перед началом всякого богослужения полагаются три поясных поклона. При всех службах при чтении или пении «Приидите поклонимся…”, при троекратном «Аллилуиа…”, на «Святый Боже…”; на «Буди Имя Господне…”; на «Слава в вышних Богу” и при возгласе священника «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе”. Только посреди чтения шестопсалмия поклоны не кладутся, но совершается крестное знамение.

Осеняй себя крестным знамением и твори поясной поклон: во время ектений при возгласе «Господи, помилуй” или «Подай, Господи” вместе со священнослужителем; когда священнослужитель осеняет присутствующих в церкви крестом, или Евангелием, или Чашей, или святой иконой.

При начале чтения или пения Символа веры, чтения Евангелия, Апостола или паремий положено осенять себя крестным знамением без поклона.

Когда священник произносит: «Мир всем”, «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…”, «Главы ваша Господеви приклоните”; во время чтения Евангелия, каждения, осенения свечами или благословения рукой следует преклонять голову.

Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим. Сей обычай напоминает о том, что эта рука держала Святую Чашу Евхаристии.

При прикладывании (лобызании) к Святому Евангелию, честным мощам и иконам следует в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать по два поклона пред целованием и один после целования святыни. Прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых — в ручку; к иконе нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — в косу власов.

Земные поклоны следует совершать по окончании молитвы «Тебе поем”; в конце молитвы «Достойно есть”; в начале молитвы «Отче наш”, при выносе Святых Даров для причащения, при благословении Святыми Дарами; возгласе «Всегда, ныне и присно и во веки веков” и «Богородицу и Матерь света…”

Не следует творить земных поклонов и преклонять колена после причащения Святых Таин и в дни воскресные, великие праздники, а также от Святой Пасхи до Пятидесятницы, от Рождества Христова до Крещения Господня (Святки), так как в эти дни вспоминается наше примирение с Богом.

Опаздывая к началу службы или уходя до ее окончания, человек проявляет неуважение к Таинству. В случае крайней необходимости можно уйти, но только не во время чтения Евангелия и совершения Евхаристии.

Не следует передвигаться, покупать и ставить свечи, прикладываться к иконам во время важных моментов богослужения:

при выходе священника с кадилом,

при чтении Шестопсалмия,

при выносе Евангелия и во время его чтения,

при пении «Милость мира…» до возгласа священника «В первых помяни…»

при пении Символа веры и «Отче наш”,

при выносе Святой Чаши (Потира).

Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам и расходиться после богослужения в благоговейном молчании, с благодарением Богу, с молитвой, чтобы Господь даровал нам до конца нашей жизни всегда посещать Его святую обитель.

Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно положить поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить у Господа прощения, чем нарушать церковное благочиние.

Но совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным богослужением, чтобы питаться им. Только тогда каждый согреет свое сердце, возбудит свою совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум.

Итак, вы в первый раз собрались пойти в храм. Главное — ваше желание, а во всем остальном — в чем пойти и как себя вести — мы постараемся разобраться вместе.

Для начала постараемся понять — для чего нужен храм?

• Храм — это место, куда мы приходим, чтобы пообщаться (именно такое значение имеет слово «молитва») с Богом. Конечно, обращение к Богу возможно в любом месте и в любое время, но в храме это делать удобнее и приятнее — сама атмосфера храма: запах ладана, треск свечей, обилие икон располагают к восстановлению спокойствия и мира в душе.

• Храм — это собрание верующих, а Господь сказал в Евангелии: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Однако существуют действия, которые происходят только в храме — это таинства.

• Таинство — это священнодействие, через которое тайным образом действует на человека спасительная сила Божия. Первое таинство, с которым сталкивается каждый христианин — таинство Крещения, то есть вхождение в Церковь Христову, духовное рождение в этой жизни. И таинства церкви, в том числе и Евхаристия — главное таинство христиан — совершается только в храме. Именно в храм приходят люди за помощью Бога. И таинство является вершиной нашей молитвы, ее завершителем.

•Как одеться перед походом в храм? На самом деле в Церкви нет строгих правил, ограничивающий ношение той или иной одежды. Приход в храм справедливо сравнить с походом к своему начальнику — мы должны постараться быть опрятными. Поэтому требование одно — чтобы одежда была чистой, скромной, не вызывающей, не привлекала к себе лишних взглядов. Женщинам желательно покрыть голову платком. Если вдруг платка с собой не оказалось, то не отчаивайтесь — почти в каждом храме при входе висят платочки, которые можно одеть на время вашей молитвы. Обычай покрывать женщинам голову восходит еще к первым векам христианства.

• Перед входом в храм положено перекреститься. Крестное знамение выполняется правой рукой — три пальца (большой, указательный и средний) складываются вместе в знак единства Святой Троицы. Два оставшихся пальца плотно прилегают к ладони, в знак соединения во Христе божественной и человеческой природы. После чего осеняется лоб (для освящения ума), живот (для освящения чувств), правое и левое плечо (для освящения телесных сил), после чего полагается небольшой поклон.

• Не забудьте, пожалуйста, перед входом в храм отключить звук мобильного телефона, особенно, если вы зашли в храм уже во время Богослужения.

• Войдя в храм обычно можно заметить церковную лавку, где можно взять свечи, иконы, подать записки. Свеча — видимый знак нашей молитвы и наша жертва на храм и его содержание (ведь любой храм вынужден платить коммунальные расходы, содержать священника и проводить текущий ремонт). Но свеча никогда не заменит нашей молитвы, нашего личного обращения к Богу. Существуют разные суеверия про свечи, мы не будем их здесь приводить, просто нужно помнить, что как бы мы ее не поставили, сколько бы раз она не потухла — это все не важно. Мы понимаем, что наш Господь — живой Бог, поэтому мы можем обращаться к нему любыми словами, не обязательно брать какие-нибудь книги для этого. Однако, бывает сложно подобрать слова для обращения к Богу, и тогда нам поможет книга «Молитвослов» — она содержит в себе множество молитв на разные случаи жизни, в том числе те, что христиане читают перед сном или проснувшись с утра. В храмах так же можно увидеть, как люди подают записки.

• Подавая записки, мы просим священника помолиться за наших живых и мертвых близких. Смысл молитвы за усопших заключается в том, что их участь еще окончательно не предрешена — с Богом ли они будут в вечности, или вне Бога, и наша за них молитва помогает нашим умершим близким приблизиться к Богу. Ведь после смерти человек сам не может изменить своей участи, и только молитва нас, живых, может повлиять на посмертную участь человека. Если мы желаем поставить свечу за упокой человека — нам нужно найти подсвечник квадратной формы; он еще называется канун. Рядом с кануном обычно стоит распятие Господа Иисуса Христа.

• Имена в записках пишутся обычно в родительном падеже. По возможности нужно указывать полное имя (не «Коли», а «Николая»), а так же обратить внимания, что не все имена являются церковными. Например, нет в церкви святой с именем Светлана, обычно Светлан крестят в честь святой Фотинии. Фамилия, отчество, звание никогда не указываются. Зато приняты другие обозначения — «младенец», «отрок», «воин», «болящий», «путешествующий», но эти обозначения не являются обязательными.

• Бывает и такое, что в храме вам сделали замечание. Если оно несправедливо, а такое бывает, то вы можете обратиться за разъяснением к священнику. Единственный человек, который уполномочен вам что-то сказать — это священник, да и тот не станет никогда просто так вмешиваться в ваш диалог с Богом. Обращаться к священнику принято на «вы», даже если он младше вас. Если мы знаем имя священника, то говорим, например «отец Иоанн!», а если не знаем имени, то можно просто обратиться «батюшка!». Неправильно говорить «святой отец», так как святость человека определяется после его смерти. Есть определенная форма приветствиия священника — принятие благословения. Мы подходим к батюшке и складываем правую руку поверх левой, ладонями вверх. Священик нас осеняет крестным знамением, мы приемлем его руку и целуем. Священник — служитель Христа на земле и его представитель, и, целуя ему руку мы целуем руку Самому Господу. Так же благословение берут, когда нужно решить какие-то важные духовные вопросы или проблемы. Например, вам предстоит операция или вы хотите принять далекое паломничество — в таком случае уместно испросить Божьего благословения через священника. Однако не нужно дергать батюшку по вопросам, которые мы можем сами решить (а такую порочную практику можно встретить).

• В храме мы встречаем иконы. Иконы — это изображения Господа, Божией Матери или святых, сделанные в соответствии с правилами (канонами) Церкви. Святые это люди, прожившую жизнь свою в чистоте, своими делами доказавшие свою близость к Богу, а сейчас находящиеся на небе и имеющие возможность молиться Богу о нас. Обращаясь к изображенному на иконе образу, мы умом восходим к первообразу — то есть тому, кто изображен на иконе. В некоторых местах можно встретить странную классификацию святых — мол, этот помогает при боли в спине, а этот помогает при боли в голове или иных проблемах. Мы понимаем, что эти люди во время своей земной жизни показали себя помощниками тех или иных людей (например, великомученик Пантелеимон был врачом), но нужно и понимать, что исцеляет и помогает Сам Господь, а святые могут выступать посредниками между нами и Богом.

• В центре храма на аналое (это стол с наклоненной столешницей, на котором закреплена икона) как правило находится икона праздника, то есть того святого или праздника, память которого празднуется Церковью в этот день. Иногда нас могут попросить передать свечи к празднику, и это значит, что мы должны передавать свечи в сторону центральной иконы. Так же в храме можно встретить особо почитаемые иконы — они, как правило, выделены украшениями, лампадами, возвышением. Бывает, что у таких икон происходят чудеса, и тогда их называют чудотворными.

• Если вы соберетесь пойти на богослужение, то можете заглянуть в раздел «Литургика» (это наука о богослужении в Православной Церкви), и узнать много интересного. Нужно помнить всегда, что время, посвященное Богу — не потерянное просто так. Это время, которое мы провели в общении с нашим Отцом, с Тем, Кто нас любит и заботится о нас каждый день. И никогда не бойтесь показаться чужим, не бойтесь сделать что-то не так, так как находясь в храме, вы находитесь в гостях у своего Отца!

Иерей Георгий Ковыршин.

Когда Причащение – во исцеление?

Установление и развитие таинств Евхаристии и Исповеди

Конечно, дать однозначный ответ на этот вопрос нельзя. Все зависит от
того, с какой целью вы туда пришли. Многим нравится бывать в пустующем
храме, когда не совершается богослужение. Почему? Кто-то ищет в храме
уединения, возможности в тихой, спокойной обстановке подумать о Боге, о
вечных, непреходящих ценностях, о своей душе, жизни, попросить помощи,
вразумления, просто помолиться.
Другого, напротив, больше привлекает богослужение: красивое пение,
благолепие в совершении священнодействий, храмовая архитектура, иконы,
характерный для церкви аромат ладана, смешанного с кадильным дымом.
Кто-то не выбирает специально времени: зашел, когда возникла
необходимость, или просто когда получилось. Кто-то нуждается в совете
священника. Есть и те, кто заходит просто из любопытства.
Бывать только в пустующем храме, избегая богослужений, как правило,
предпочитают люди еще не вполне воцерковленные. Это нормально. Не все
могут сразу и в полной мере увидеть богатство и полноту жизни Церкви. Не
напрасно в древности, каждый, желающий присоединиться к обществу
верующих, проходил процесс т.к. называемого оглашения (устного научения в
основах Христовой веры), который продолжался, как правило, несколько
(!) лет.
Но большинство людей предпочитают, все же, молиться за
богослужением. Ведь главное богатство Церкви состоит именно в
богослужении и совершаемых во время богослужения таинствах. За
богослужением достигается то, чего невозможно достичь в уединенной
молитве: это то, что называется «соборностью»: когда вся Церковь молится
единым, обращенным к Богу гласом обо всем, в том числе и о нуждах
каждого члена Церкви. Такая молитва скорее будет услышана Богом. Не
напрасно в древности, когда случались какие-либо бедствия, войны и т.п.
весь народ обращался к Богу в едином молитвенном прошении. И всегда это
прошение было услышано.
Итак, когда же лучше придти в храм, чтобы помолиться за богослужением, или, напротив, побыть одному?
Если вы хотите побыть в одиночестве, лучше придти в будний день
между утренней и вечерней службами. Однако имейте в виду, что в
некоторых храмах вечерней службы в будние дни не бывает; обычно такие
храмы открыты до 17–18 часов или даже дольше, но могут и закрываться
вскоре после окончания утреннего богослужения (это встречается реже).
Некоторые храмы, в которых совершается вечернее богослужение, имеют
обыкновение закрываться днем на уборку. Старайтесь не планировать
посещение храма в вечернее время (после 19 часов): все храмы обычно
закрываются сразу после окончания вечернего богослужения.
В субботние, воскресные и праздничные дни (имеются в виду церковные
праздники) храмы, как правило, бывают открыты в течение целого дня,
однако в эти дни вам вряд ли удастся побыть в храме одиночестве.
Если вы желаете помолиться на богослужении, то желательно заранее
узнать расписание богослужений в храме, который вы собираетесь посетить.
Конечно, такая возможность есть не всегда, поэтому далее, в разделе
Коротко о церковных службах., Вы прочтете о том, в какие дни и в какое
время обычно совершаются богослужения в разных храмах.
Конечно количество молящихся в храмах в различные дни неодинаково:
если вы решите посетить храм утром в воскресный день, то скорее всего,
будете молиться в полностью заполненном храме; накануне, в субботу
вечером, народу обычно заметно меньше (любой церковный праздник, в том
числе и воскресный день начинается с праздничного вечернего богослужения
накануне самого дня праздника).
Конечно, когда в храме много молящихся – это замечательно (выше уже
говорилось о значении соборной молитвы), но не каждый может себе
позволить бывать в заполненном народом храме. Причины могут быть самые
разные: пожилые (составляющие, кстати, немалый процент от общего числа
прихожан) и имеющие слабое здоровье люди, например, не могут долго
стоять (к тому же, практически без движения; несмотря на то, что в любом
храме можно найти пару небольших скамеечек, свободных мест на них в эти
дни обычно не бывает), кто-то плохо переносит духоту (к сожалению, это
проблема актуальна практически для всех храмов), кто-то посещает храм с
маленькими детьми; всех причин не перечислишь. Хорошей альтернативой в
этих случаях может служить посещение утреннего богослужения в субботу:
на нем обычно не бывает много народа. Ну а в будние дни храмы почти
пусты.
Конечно, наряду с очевидными плюсами, выражающимся в небольшом
количестве прихожан, предпочтение утренних субботних и будничных служб
имеет и один весьма существенный минус: насладиться красивым пением в
эти дни вам вряд ли удастся. Дело в том, что так называемый «правый хор»
с хорошими, профессиональными певцами поет только по воскресеньям и
большим церковным праздникам (не забудем и про вечерние службы
накануне). Впрочем, это не самое важное – есть в богослужении вещи более
существенные.
И все же отметим, что посещение храма в воскресные дни
предпочтительнее, ведь именно в этот день воспоминается главнейших из
христианских праздников: Воскресение Христово – Пасха (иногда
воскресенья даже называют малой Пасхой). Поэтому, если вы посещаете
храм, или желаете его посещать, то хотя бы иногда приходите туда именно в
эти святые дни.
Что касается дней церковных праздников, то если такой праздник
случается в будний день, храм обычно заполнен меньше, чем в воскресный
день, а молящиеся – в основном пожилые люди (что вполне объяснимо, ведь
день обычно это рабочий день). Работающие же прихожане стараются
посещать вечернее богослужение накануне, поэтому и народу на нем может
быть даже больше, чем в сам день праздника.
В любом случае хотелось бы вам посоветовать заранее узнать в какое
время возможно посещение того храма, в который вы ходите, или, возможно,
пойдете в будущем. В большинстве случаев это будет ближайший храм к
вашей работе или дому.

Ст. преподаватель Православного
Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Венцель Олег Вадимович

КРАТКИЕ ПРАВИЛА БЛАГОЧЕСТИВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ХРАМЕ

Православный Храм – это подобие неба на земле; в Храме с нами невидимо служат небесные ангельские силы; в Храме Сам Бог невидимо пребывает с нами, и поэтому наше поведение в Храме должно соответствовать святости и величию Дома Божия.

1. По дороге в Храм нужно молиться. По совету Святых Отцов обычно читают «Богородице Дево, радуйся…», Иисусову молитву, 50-й псалом и другие молитвы по желанию.

2. Подходя к Храму, соверши крестное знамение и поясной поклон. Не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ, уподобляясь евангельским фарисеям. Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова осени себя крестным знамением. Войдя в Храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона с молитвами: Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя.

3. Входи в Храм с духовной радостью, ища мира, успокоения и очищения души твоей. Сам Спаситель обещал утешить тебя в скорби: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас». Когда видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя. Будь благоговеен и имей страх Божий.

4. Женщины не должны входить в святой Храм в брюках не прикрытых сверху одеждой, в коротких юбках, и желательно без косметики на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта. Мужчины перед входом в Храм обязаны снять головной убор, не должны входить в святой Храм в шортах.

5. Приходи в Храм за 10-15 минут до начала Богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. Если же опоздал, то будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попроси передать свечи через других людей.

6. По возможности следуй древнему обычаю: мужчины должны становиться в правой части Храма, женщины – в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.

7. Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона (после Символа веры) следует хранить благоговейное молчание и усердно молиться. В это время недопустимо беспокоить кого-либо вопросами или просьбами передать свечу.

8. Свечи желательно покупать только в том Храме, в который пришел помолиться (благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II). Свеча – это жертва Богу и Его Храму. Свеча выражает теплоту любви и благоговение к тому, кому она ставится. Свеча – это не средство умилостивления или «задабривания» Бога. Без покаяния, без исполнения заповедей Господних – не нужны Богу никакие жертвы.

9. В святом Храме должно стоять, а не сидеть, и только в случае нездоровья или сильного утомления разрешается сесть и отдохнуть.

10. Приходя в Храм с детьми, следи за тем, чтобы они вели себя чинно, скромно и не шумели. Время их молитвы в Храме нужно соразмерять с их силами. Необходимо воспитывать не привычку стоять в Храме, а благоговение к святыне. Если детям требуется уйти из Храма, скажи им, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам (сама) выведи их.

11. Если малое дитя расплачется в Храме, сразу же выведи или вынеси его из Храма. Никогда не позволяй ребенку есть что-либо в Храме, кроме благословенного хлеба и просфор. Следи, чтобы ребенок не терял крошки от этих святынь.

12. Стоя в Храме, не любопытствуй и не рассматривай в окружающих. Не осуждай и не осмеивай невольных ошибок служащих или присутствующих в Храме. Если тебе непонятны слова молитв и песнопений, твори про себя молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

13. Никогда не веди разговоров во время Богослужения. Помни слова преподобного Амвросия Оптинского: «За разговоры в Храме Господь посылает скорби».

14. Если место, на котором ты привык стоять, занято, становись там, где свободно. Не дерзай предъявлять свои несуществующие права на какое-либо место в Божием Храме.

15. Новичка, не знающего церковных правил, не следует осуждать и одергивать. Если требуется, помоги ему вежливым и добрым советом. Замечание можно сделать только тому, кто грубо нарушает благочестие, мешая общей молитве.

16. По возможности не покидай Храм до окончания Богослужения. До окончания Литургии никогда, без крайней необходимости, не уходи из Храма. Это грех пред Богом.

17. К Святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника. Причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет.

18. Готовятся к Причастию молитвой и постом, воздерживаясь от различных развлечений и удовольствий (длительность подготовки определяется благословением священника). Готовящиеся к Причастию прочитывают по молитвослову каноны и правило ко Святому Причащению, что новичкам лучше делать не в последний день, а распределить чтение этих молитв на все дни подготовки к Причастию. Обязательно нужно быть за вечерним Богослужением накануне Причастия, а также ничего не есть и не пить, начиная с двенадцати часов ночи.

19. Подходи к Святому Причащению смиренно и благоговейно, скрестив руки на груди (правую на левую). Со страхом Божиим причастись Святых Тайн, не крестясь, поцелуй Чашу, чтобы случайно не толкнуть Ее, и молча отойди к столику с запивкой. После Причастия прочитай по молитвослову благодарственные молитвы.

20. По окончании Литургии подойди и приложись к Кресту, который дает верующим священник около алтаря. Выходя из Храма, соверши три поясных поклона с крестным знамением.

ПОМНИ ХРИСТИАНИН! ЕСЛИ ЦЕРКОВЬ НЕ БУДЕТ ДЛЯ НАС САМОЕ ГЛАВНОЕ, ТОГДА МЫ САМИ СКОРО ОКОНЧИМ СВОЕ БЕССЛАВНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ. ЦЕРКОВЬ – ЭТО ДУША ЖИЗНИ.

«Верный признак омертвения души – уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего, начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать Храм Божий» (преподобный Варсонофий Оптинский).

Старайся не пропускать воскресные и праздничные службы в храме.

Входя в храм, ищи мира, успокоения, и очищения души твоей.

При входе в храм следует трижды перекреститься и поклониться в сторону алтаря.

В храме, по обычаю, мужчины должны стоять в правой стороне, а женщины – в левой.

В храм приходи в скромной несоблазнительной одежде. Не подобает христианке носить мужскую одежду. Нельзя использовать косметику и тем более губную помаду. Как женщинам, так и мужчинам не стоит посещать церковь в одежде с короткими рукавами, в шортах и спортивных костюмах. Женщины должны быть с покрытой головой и в юбке подобающей длины, а мужчины – без головного убора.

В критические дни женщинам нежелательно посещать храм, но церковные правила дозволяют им участвовать в богослужениях, оставаясь в притворе, можно молиться, ставить свечи, но нельзя прикладываться к святыням и, самое главное, запрещено принимать участие в церковных Таинствах.

Христианин должен всегда носить нательный крест.

Перед посещением храма желательно прочитать «Молитву идущего в церковь” или «Отче наш”.

Приходи в храм до начала богослужения:

  • отключи телефон;

  • подай поминание о здравии живых и упокоении усопших;

  • поставь свечи;

  • приложись к иконам, причем сначала к праздничной иконе, лежащей на аналое в центре храма.

Прежде, чем приложиться к иконе, принято положить перед нею два поясных поклона с крестным знамением, а после целования – третий поклон.

В храме во время богослужения принято стоять, сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтения из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники). Исключение делается для болящих и пожилых прихожан.

При прохождении мимо царских ворот приостановись и положи поясной поклон с крестным знамением.

Во время службы и при полном скоплении прихожан в храме не ходи по храму, не протискивайся, не передавай и не ставь свечи, ибо это мешает общей молитве.

В храме не любопытствуй, не рассматривай молящихся, если не понятны слова молитв и песнопений, твори про себя молитву Иисусову.

В храме никого не осуждай, молись за того, кто мешает тебе своим поведением.

По собственной инициативе не становись на колени, только при словах священника: «Паки и паки”, «Преклонше колена” и других, призывающих к коленопреклоненной молитве, следует подвергаться ниц на землю, а затем снова становиться на ноги.

Не покидай храм до окончания богослужения, служба – это жертва Богу, ее нужно отстоять до конца, по крайней мере, до пения «Отче наш”.

Если встретишь знакомого в храме – не следует здороваться за руку, приветствуйте друг друга молчаливыми поклонами.

Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка надо успокоить, если не удастся, просто выйти на время из храма.

К святому причащению подходят только после исповеди (кроме детей до 7 лет) и благословения священника, подготовившись накануне чтением молитв и посетив вечерние богослужение. Начиная с 12 часов ночи ничего не есть и не пить.

Перед причащением руки сложить крестообразно (правую руку положить поверх левой). Подходи к чаше с великим благоговением и страхом Божиим. С верой и любовью к Иисусу Христу причастись Его Святых Тела и Крови, поцелуй низ чаши, но не крестись при этом. Отойди к столику и запей причастие теплотой.

После причащения выслушай со вниманием и благоговением благодарственные молитвы.

По окончании Литургии подойди и приложись ко кресту.

Выходя из храма, сотвори три поясных поклона с крестным знамением.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *