Как воспитывать мальчиков?

Каждый маленький мальчик – это будущий мужчина, и очень важно вырастить его сильным, мужественным, успешным, положительным. Воспитание мальчика – достаточно непростая и очень ответственная задача, требующая большой отдачи и терпения. Поэтому необходимо создать все условия для правильного и гармоничного развития. Стать сильным, выносливым и уверенным в себе помогут физические нагрузки. Хорошо, если это будут боевые искусства, которые тренируют тело, формируют силу воли, крепость духа и приучают к самостоятельности.

Советы по воспитанию мальчика

Процесс взросления не проходит без участия родителей и близких людей, это оказывает огромное влияние на отношение к жизни и мироощущение маленького человека. В воспитании сыновей нужно осознавать особенности развития на том или ином этапе взросления, а также соблюдать определенную последовательность в процессе воспитания. Особенности мальчиков:

  • умеют быстро переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • крайне важна оценка деятельности и получаемого результата;
  • более расположены к нестандартному мышлению.

Лучший способ научить чему-либо – собственный пример. Именно родители наглядно демонстрируют принятые в обществе модели поведения и своими действиями мотивируют ребенка на те или иные свершения. Для мальчишки важную роль играет отец, который помогает преодолевать трудности, учит быть сильным, ловким и смелым. Он идеал для подражания и главная модель того, каким должен быть настоящий мужчина.

Но в ряде случаев бывает, что рядом нет надежного и мудрого папы. В таких ситуациях мамам важно обеспечить сыновьям подобный образец мужественности в лице дедушки, дяди, учителя или тренера. Грамотный подход к данному вопросу разовьет положительные качества в личности ребенка, раскроет его таланты и умения, позволит стать более самостоятельным и ответственным.

В воспитании мальчиков советы психолога окажут существенную поддержку:

  • интересуйтесь тем, что любит ваш сын. Станьте непосредственными участниками его жизни;
  • научите проигрывать и достойно воспринимать поражение, не сдаваться в трудных ситуациях;
  • расскажите о том, как важно помогать более слабым и беззащитным. Самые маленькие вполне могут самостоятельно помогать родным в повседневных делах.
  • чаще объясняйте, что не все в жизни будет получаться с первого раза. Иногда придется приложить массу усилий для достижения желаемого результата;
  • старайтесь отвечать на все заданные вопросы или искать ответы вместе с маленьким «почемучкой»;
  • позволяйте больше времени проводить с отцом.

Воспитание в разном возрасте

Для выработки правильной стратегии поведения родителям мальчишек необходимо учитывать возрастные особенности будущих мужчин. В воспитании мальчика 5 лет особый акцент стоит делать на общение и совместную деятельность. Это может быть совместная работа по дому, саду. Дети этого возраста начинают понимать и постепенно перенимают модель поведения в семье. Поэтому важно, насколько теплые и уважительные взаимоотношения наблюдаются между родителями. Не стоит скупиться на похвалу и ласку. Необходимо чаще хвалить и поощрять малыша. Наиболее верный метод – стараться ненавязчиво направлять его деятельность и объяснять правильность или неправильность отдельных поступков.

Особенности воспитания мальчика 10 лет состоят в умении выстроить доверительные отношения. В этот период нужно больше времени уделять общению с подростком. Обращать внимание на его увлечения, стимулировать и уважать его интересы, замечать успехи. Хорошим решением будет найти для сына спортивную секцию, которая придется ему по душе.

Какой спорт подойдет мальчику

Спортивные занятия – это не только прекрасный способ улучшить общефизическое состояние, но и возможность снять эмоциональное напряжение, проявить свои внутренние качества, испытать предел своих возможностей. Соревновательный дух станет отличной мотивацией к новым достижениям, совершенствованию своих навыков и работе над собой.

Многие родители оставляют положительные отзывы о занятиях по тхэквондо. Большинство элементов данного вида боевого искусства основано на взаимодействии силы удара и инерции. Во время тренировочного процесса формируется выдержка, развивается выносливость, скорость. В 2016 году в Харькове одноим из самых популярных среди боевых искусств была признано именно эта секция. На занятиях много времени уделяется совершенствованию реакции, выработке внутреннего спокойствия и хладнокровия. Мальчики станут физически более крепкими, устойчивыми к проявлению агрессии и стрессовым ситуациям, научатся давать достойный отпор обидчикам. Регулярные тренировки дисциплинируют, помогают рационально планировать время и укрепляют здоровье.

  • Теги:
  • Родительский лекторий
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет


Как стать хорошим отцом для своего сына? Что нужно сделать, чтобы ребенок впитал в себя лучшие качества мужчины и успешно прошел все сложности и извилины жизненного пути? Чтобы правильно принял и приумножил всю силу мудрости и полезного опыта? Ответственный родитель задумывается об этом с самого начала, то есть еще до того, как появится на свет его наследник.
Роль отца в воспитании сына настолько огромна, что не всякий способен себе это даже представить. Естественно, младенец как таковой не рождается готовым мужчиной — эти качества он приобретает годами, видя перед собой живой пример отца.
И чем лучше будет пример, чем быстрее отец поймет это и в полной мере осознает свою роль в семье и воспитании сына, тем лучше, тем эффективнее будет возрастание ребенка, тем сильнее будет влияние отца, тем выше будет авторитет мужчины, главы семейства. Возможности, упущенные в плане воспитания ребенка, к сожалению, не возвращаются. Не надо ждать, когда будет слишком поздно, нужно действовать — прямо сейчас.
С самых первых шагов жизни отец становится первым наставником мальчика, его лучшим другом. У них особые отношения, которые можно назвать мужским типом товарищества. У мужчины — свой метод воспитания, даже если он не пытается сознательно кого-то воспитывать. И мальчик всегда наблюдает за отцом, постигает его стиль поведения и перенимает если не саму его сущность, то уж точно отношение к миру, совокупность качеств, некую «самость», породу.
Несмотря на всю свою занятость, работу, пускай нелегкую и изматывающую, отец должен уделять максимальное внимание сыну. У некоторых мужчин, к сожалению, бывают свои «отмазки», например, упор на добычу денег, на достижение материальных ценностей (причем — вот парадокс! — они и объясняют отстранение от детей именно желанием принести им пользу). Встречаются и такие случаи, когда отец компенсирует заботу приобретением игрушек или технических устройств, то есть, попросту говоря, откупается от ребенка. На самом деле это ошибка, вольная или невольная, признак родительской капитуляции и побег от своих обязанностей.
А кто-то, наоборот, впадает в другую крайность, требует абсолютной покорности, беспрекословного подчинения себе, выполнения педантично составленных правил и нудных предписаний. И то и другое — вредный, порочный путь.
Ошибки, просчеты в мужском воспитании слишком дорого обходятся и ударят в будущем по самому ученику. Есть риск, что сын примет и усвоит неверные установки по отношению к своей будущей жене, к будущим детям и вообще к окружающей действительности и всей своей жизни. Последствия могут быть самые печальные. Поэтому отец должен стать примером для сына, показать некий идеал и образец поведения и жизненных установок.
Каждый мальчик нуждается в том, чтобы ему помогли познать и понять жизнь, общественные отношения и нормы. В итоге отцу (в восприятии сына) нужно уметь и знать всё. Мужчина должен озаботиться полноценным развитием личности ребенка. И дело даже не в какой-то сухой информации, не в словарных справках и параграфах, а в самом методе познания. Отец должен помочь сыну выработать нужное отношение к материалу жизни. Грубо говоря, создать скелет, на который потом уже нарастет мясо. Причем это касается и умственного, и физического труда. Начиная от успеваемости в школе и заканчивая выработкой аналитического склада ума.
Отношение к вере, религии, духовной области тоже во многом зависят от отцовских наставлений. Как показывает статистика, если мужчина верующий человек, то в 70 % случаев его дети тоже вырастают верующими, а если верит в Бога только мать, то этот показатель гораздо ниже — где-то в районе 5 %.
Отец должен научить сына управляться с домашним хозяйством, брать на себя самую трудную часть в работе. Конечно, начинать надо с малого, например, подмести пол, убрать за собой игрушки. А затем — всё больше и больше. Потом появится изучение и финансовой составляющей быта. Со временем ребенок должен наглядно представлять, что такое деньги, откуда они берутся и куда тратятся. Нужно выработать правильное отношение детей к деньгам — ту самую золотую середину. Не поклоняться дензнакам, подобно идолам, не переступать все грани ради их получения. Но и не быть слишком беззаботным, думая, будто они растут на деревьях.
А еще надо учить малышей быть ответственными, отвечать за свои слова и выполнять обещания. Отцу предстоит передать ребенку свою силу и уверенность, научить уважать закон и быть дисциплинированным.
И, конечно, не забывать о правильном общении с противоположным полом. Рыцарское отношение к даме ценилось во все времена. К сожалению, у некоторых мужчин есть напускное чувство превосходства над женщинами, взгляд сверху вниз, подчас презрение. Такой отец, подсознательно прививая свои взгляды ребенку, может невольно испортить ему будущую семейную жизнь.
Очень важны нормы поведения и моральный облик отца. Допустим, если мужчина курит или злоупотребляет алкоголем, что он может сказать сыну, если заметит у него такие же пороки? О каком авторитете может идти речь? Пословица о яблоне и яблоке придумана неспроста. Так и получается, что «трудные подростки» во многом появляются из-за «трудных отцов».
Обычно oотцу сложнее воспитать сына, чем дочь. И именно в силу одного и того же пола становится крепче их связь. Мужчины, будьте бдительны, помните, ваш сын — тоже будущий муж и отец. Надо сразу реагировать на любые изменения в поведении сыновей, вовремя исправляя возможные отклонения и ошибки. Иначе потом выкорчевать задубевшие и крепко вросшие в почву сорняки станет почти невозможно.
Александр КОЛЧИН

Как вырастить из сына настоящего мужчину? Этот вопрос задают себе не многие. Увы… Между тем, проблема давно назрела в нашем обществе. И сегодня полумерами не обойтись…

Во все времена народы и культуры не разделяли спокойствие и благополучие общества и развитие будущего поколения мужчин. Ответственные родители всегда задавались вопросом: как правильно воспитать сына? Эта проблема особенно остро стоит в современном обществе, ведь бурный ритм жизни и постоянная занятость родителей предоставили ребёнка самому себе.

А между тем этот вопрос – очень серьёзный. Из несмышлёного малыша нужно вырастить защитника, добытчика, любящего отца и супруга. Словом, надёжного мужчину. Такого, с которым безопасно, кто позитивно смотрит на жизнь, твёрдо стоит на ногах и сможет обеспечить счастье близких.

Три шага к мужчине

Чтобы направить воспитание мальчика в верное русло, обеспечить его всестороннее и гармоничное развитие, стоит знать, что, вне зависимости от времени и окружения, его взросление проходит в три этапа:

  • Стадия нежности. Длится до шестилетнего возраста. У ребёнка любого пола в это время сохраняется очень сильная связь с матерью. Мальчик сейчас – маменькин сынок, даже если отец участвует в процессе его воспитания.
  • Стадия пути к мужественности. Продолжается до 14 лет. Теперь ребенок больше присматривается к отцу: что он делает, как ведёт себя в разных ситуациях, каковы его увлечения. Сильная связь с матерью начинает постепенно утрачиваться. На смену ей приходят интересы из окружающей жизни.
  • Стадия становления личности. Продолжается до совершеннолетия. Здесь как никогда нужен мужской пример со стороны. Родители отходят на задний план. Повзрослевшему сыну сейчас требуется общение с достойным взрослым человеком. Ровесники не в счёт, у них нет жизненного опыта.

Зная особенности развития мальчика на определенной стадии, родители смогут выработать программу действий, подсказать, помочь, научить, поддержать. Каждый должен сделать это для своего ребёнка.

Качества, которые необходимо заложить

Сам по себе мальчик не повзрослеет. Родительская забота, которая заключается в кормлении и гигиеническом уходе, достойного мужчину из него не сделает. По мере взросления ребенка, необходимо привить ему определённые привычки, заложить навыки и знания. В первую очередь это должен сделать отец.

В раннем возрасте мальчик получает от обоих родителей так необходимую ему порцию любви и нежности, чувство безопасности, позитивный заряд на всю жизнь.

Потом добывает необходимые знания и развивает способности. В это время следует воспитывать в нём доброту и отзывчивость, учить гармоничному развитию личности.

Не растеряться во взрослой жизни, обрести самоуважение и ответственность мальчику в большей степени поможет отец, так как для своего сына является моделью взрослого мужчины.

«Я делаю так же, как и папа…»

Каждый мальчик будет рад сказать эти слова. И кто, как не отец, поможет ему в этом. Есть стандартный мужской набор качеств, которые нужно воспитывать в малыше с детства. Папа может объяснить, показать на своём примере, добиться успехов в воспитании, и тогда сын вырастет уверенным и способным проявить себя с лучшей стороны.

Роль отца в воспитании сына велика. На правах родителя, имеющего жизненный опыт, он должен научить мальчика быть самостоятельным, ответственным и решительным. Не давить и заставлять, а показывать. Пример отца очень важен. Ребёнок будет повторять за ним. Пройдёт время, и определённые действия станут привычными. Только так можно вырастить мужчину.

В отличие от мамы, которая может пойти на компромисс с ребёнком, папе стоит проявлять твёрдость и настойчивость, не переходя границы дозволенного. Тогда сын научится добиваться цели.

И ещё очень важно, чтобы отец объяснил, а потом своим примером показал, что не всё в жизни решается кулаками. Есть много способов устранить проблему мирным путём, и нужно научиться договариваться. Именно эти качества родители хотят видеть в своём взрослом ребенке.

Если папа всегда держит слово, то сын будет его слушать, уважать и стараться быть похожим на него.

Заповеди для родителей мальчика

Воспитание — серьёзный и длительный процесс. То, что хочется видеть в ребёнке, прививается постепенно. Хорошие поступки, мысли, желания требуют больше времени и сил на их осуществление. Но старания родителей не пройдут даром. Сын станет достойным мужчиной.

Все правила воспитания сводятся к одному: дети — отражение родителей. Поэтому следует чаще смотреть на себя со стороны и при общении с сыном соблюдать такие заповеди:

  • Учить мальчика самому принимать решения и брать инициативу в свои руки. Сегодня без этих качеств не обойтись.
  • Формировать в нём уважительное отношение к женщине – сын должен научиться помогать маме.
  • Закрепить за ним определенную работу по дому, это поможет вырастить из него ответственного мужчину.
  • Не помогать в мелочах, пусть делает сам, совершает при этом ошибки, исправляет их, тогда он станет настоящим помощником для близких.
  • Воспитывать в сыне чувство доброты, это возможно, когда он видит любовь и ласку со стороны обоих родителей.
  • Хвалить за любые достижения – это сделает ребенка сильным и успешным.
  • Отмечать поступки, в которых мальчик повёл себя по-мужски (защитил слабого, проявил смелость и т. д.).

Эти простые советы помогут вырастить настоящего мужчину.

Под запретом

Родители, имеющие подрастающего сына, должны помнить о тех вещах, которые делать нельзя. Иначе настоящего ответственного человека им не воспитать. На что же нужно обратить внимание?

Ни в коем случае не прерывайте инициативу ребенка, даже при условии, что его действия неверны, ошибочны. Нельзя ругать и кричать — пусть он увидит сам, что это неправильно и подчас опасно. Лучше потом прокомментировать и объяснить все доступным ему языком. И всегда нужно быть рядом, следить и подстраховывать. Тогда мальчик поймёт, что не всё так просто, как кажется, и научится думать и предвидеть последствия.

Не надо излишне баловать, иначе может увеличиться риск воспитать капризную натуру. Такой сын, в будущем муж и отец, будет невнимателен к своей семье.

Большую ошибку совершают родители, которые придерживается определенной системы воспитания. В этом случае жизнь ребёнка превращается в ад. Любая книга на такую тему даёт лишь рекомендации. На деле их нужно подвести к конкретной личности маленького мужчины. Живя по строгому режиму, от правил которого отступать нельзя, он вырастет ненавидящим женщин.

Единственное, что может и всегда должен делать родитель – любить своего ребенка.

Практические советы психолога

Книга по психологическим особенностям воспитания детей тоже может оказать содействие родителям. Несколько действенных приёмов со стороны взрослых помогут мальчику вырасти добрым, ответственным, заботливым, каким и должен быть будущий семьянин.

Один из методов, при помощи которого можно привить важные качества: Сказкотерапия для дошкольников

Если малыш ломает игрушки, пачкает одежду, дерётся – не стоит злиться каждый раз и одёргивать его, нужно просто объяснять, как это плохо. Придёт время, и он поймёт сам, без давления на него, что так делать нельзя.

Любой родитель, особенно отец, обязан знать, что происходит в жизни ребёнка. Так можно поддержать его и оградить от неприятностей.

Отдельная тема — научить будущего мужчину проигрывать. Ведь не будешь всегда быть первым. Нельзя сдаваться, нервничать, паниковать, нужно спокойно реагировать на проигрыш — вот чему должен научиться мальчик. Тогда он вырастет достойным человеком.

Видео: о воспитании мужчин расскажет детский педагог и психолог – Татьяна Шишкова

Мужественность сегодня

Главным качеством представителя сильного пола считается мужественность. Издавна она ассоциировалась с воином, надёжным защитником.

Сегодня нет потребности защищать дом и семью с оружием в руках. Но мужественности сильного пола теперь предъявляются иные требования. Мальчик, вырастая, должен это понимать, иначе успеха он не добьется.

Классическая мужественность постепенно приобретает новые оттенки. Представитель сильного пола сегодня покорит окружающих своей общительностью, умением сочувствовать и улавливать настроение.

Мальчик должен уметь считаться с независимостью других людей. Упрямство и принципиальность в его характере желательно дополнить умением маневрировать, быть гибким и чутким.

Если родители серьёзно относятся к воспитанию ребёнка, то он вырастет здоровым и успешным.

УДК 796

ВОСПИТАНИЕ МУЖЕСТВА НА ПРИМЕРАХ ГЕРОЕВ-ГЕОЛОГОВ

Ольга Владимировна Аксенова

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования мужества у студентов, обучающихся в университете, в рамках физического воспитания.

Ключевые слова: мужество, воспитание, первопроходцы, экспедиция, Сибирь. COURAGE TRAINING BY EXAMPLES OF GEOLOGISTS HEROES Olga V. Aksenova

Urgent problems of students courage training at PE classes are considered.

Key words: courage, education, pioneers, expedition, Siberia.

Воспитание мужества — важная педагогическая проблемп. Мужество это положительное духовно-нравственное качество личности, решимость, смелость в отстаивании собственных убеждений, это умение не падать духом, в нужной ситуации действовать решительно. Мужество проявляется в стойкости в беде, борьбе, в доблести, храбрости, отваге, требует «спокойной» смелости, преодоления чувства страха, неуверенности . В силу этого мужество можно рассматривать как условие преодоления разнообразных жизненных ситуаций, как в профессиональной, так и личной сфере. Это подвигает нас, преподавателей, обратить особое внимание на духовное формирование личности в системе высшего образования.

В частности, занятия физической культурой и спортом создают благоприятные условия для воспитания мужества. В рамках наших занятий существует возможность использования различных видов деятельности, требующих преодоления трудностей, препятствий. При этом, с учетом специфики преподавания физической культуры в вузе, основное внимание уделяется практическим методам обучения, упражнениям. Однако недостаточно используются возможности других методов, в частности, методов примера . В то же время наша история содержит множество образцов проявления мужества, с которыми современные студенты не знакомы. В частности, на занятиях физической культурой, с учетом особенностей обучения в нашем университете, можно уделять внимание примерам мужества, проявленного геологами-первопроходцами.

Так, в октябре 1942 г Советское правительство приняло решение об исследовании трассы, которая соединила бы Восточную Сибирь — Кузбасс. Вообще, эта идея не давала покоя русским и иностранным предпринимателям более ста лет. В конце 19 века предпринимались попытки подступиться к горным Саянским хребтам и тайге, но безуспешно. Иностранная пресса писала, что освоить Саяны невозможно, это абсурд: «Русские никогда не построят здесь железную дорогу!» Но в октябре 1942 года начинается подготовка и отправка малой экспедиции. Начальником назначается Александр Михайлович Кошурников, инженером — Алексей Журавлев, техником — Константин Стофато. Экспедиция спешила, чтобы до зимы завершить основную работу. Из последнего населенного пункта отправились на оленях с проводником. Но пришла ранняя зима, пошел снег. Мха для оленей не стало и проводник вернулся домой. Пробираться по непроходимой тайге было крайне тяжело. Реки обступали вертикальные скалы и вековые валежники. Бурные реки преграждали валуны и шаверы. Но геологи — первопроходцы каждый день продвигались вперед. Александр Михайлович подробно описывал географию местности, брал образцы пород, почти каждый день вел дневник. Продукты были на исходе, шел дождь со снегом, три дня они были мокрые и голодные, руки и ноги опухли, укрыться и обогреться было негде, до ближайшего населенного пункта — 50 километров. Сколотили шестой плот, Журавлев и Стофато поплыли на плоту, а Кошурников шел берегом. Вдруг река разогнала плот и он скользнул под лед. Константин Стофато не успел выпрыгнуть. Алексей Журавлев успел выпрыгнуть с плота, но сил идти не было, он прополз по льду и воде метров 25, ему помог Кошурников, но вытащить из воды не смог, он так и замерз. Александр Михайлович идти уже не мог, он полз. В своей последней записи в дневнике он описал катастрофу своей экспедиции. И последними его словами были: «Наверное, сегодня я замерзну» . До населенного пункта оставалось 48 километров. Только через год останки Кошурникова обнаружил охотник, рядом лежали листки дневника — бесценный документ по зарегистрированным данным и потрясающее письмо человеческого мужества. За этот подвиг Александр Кошурников был награжден орденом Ленина, Алексей Журавлев и Константин Сто-фато — орденами Красного Знамени. Спустя годы это дело продолжил помощник и ученик Александра Михайловича — Евгений Алексеев, он использовал результаты исследований погибшей экспедиции.

В 1959 году стройка железнодорожной линии была объявлена ударной и комсомольской. На этот призыв откликнулись 35 тысяч юношей и девушек со всего Советского Союза. Строительство оказалось очень трудным. В год линия продвигалась на сто километров. Общая протяженность трассы около 700 километров, было пробито 9 тоннелей, общей протяженностью 6 километров, построено множество мостов, 700 искусственных сооружений, 3 виадука, множество станций и разъездов. В 1965 году в строительстве этой трассы был вбит последний серебряный гвоздь. Мечта многих геологов — инженеров, первопроходцев — изыскателей исполнилась. Эта трасса — Абакан — Тайшет позже была названа «Трассой мужества».

Данный материал содержит пример проявления мужества, преодоления трудностей и может быть представлен студентам на вводных лекциях и в личных беседах. Кроме того, представляет интерес и опыт современных выпускников, работающих на дальнем Востоке, в условиях крайнего Севера и т.д., их работа связана с большими рисками и трудностями, необходимостью каждый день проявлять мужество. В педагогическом процессе можно сочетать различные методы воспитания мужества, это способствует более эффективной работе: рассказ, беседа, личный пример, наглядные пособия (портеры, фотографии), видеометод (короткометражные фильмы, презентации) и т.д. Сочетание методов примера с упражнениями на преодоление препятствий, проявление настойчивости, выносливости на занятиях физической культурой является важным условием воспитания мужества у современных студентов.

На карте России еще много белых пятен. Труда для первопроходцев и геологов остается очень много. Стране нужны молодые, сильные и мужественные специалисты, такими не рождаются, такими становятся. Мы, преподаватели физической культуры, стоим у истоков формирования личности. На нас лежит ответственность в формировании молодой России. Может быть, из наших студентов вырастут Журавлевы, Кошурниковы, Стофато.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). -Екатеринбург-2000. — 937 с.

2. Гагарин А.В. Психология и педагогика высшей школы. — М.: Феникс, 2014. — 624 с.

3. Дневник начальника экспедиции A. M. Кошурникова // Сибирь. — Новосибирск, 1981. — С. 281 — 287.

5. Чивилихин, В. Серебряные рельсы. — М.: Молодая гвардия, 1989. — 278 с.

В каком возрасте надо начинать воспитание ребенка?

К настоящему времени необходимость воспитывать ребенка уже с первых месяцев его жизни подтверждена многочисленными научными данными.

Существенное значение в воспитании имеют такие факторы, как постепенное увеличение отрезков времени бодрствования, отражающие работоспособность мозга ребенка, раннее развитие у него анализаторов (слух, зрение и др.), а также развитие речи.

И если не заниматься воспитанием малыша с первых месяцев его жизни, можно многое упустить. Нельзя терять ни одного дня для осуществления процесса воспитания.

Психологи считают, что умственное развитие человека наполовину происходит в возрасте первых 3—4 лет жизни.

Если воспитание в этот период отсутствует, то неизбежны либо задержка в развитии мозга, либо формирование нежелательных привычек, создающих картину отрицательного поведения ребенка.

Дать какие-то готовые рецепты воспитания ребенка нельзя, так как многое здесь зависит от индивидуальных (типологических) особенностей детей, окружающей обстановки, прошлого опыта ребенка, привычек, сложившихся у него ранее, состояния его здоровья.

Однако имеется ряд общих педагогических правил, которые родителям необходимо соблюдать. Рассмотрим некоторые из них.

С ребенком надо обращаться ровно и спокойно.

Детям легко передается настроение родителей. Громкий, сердитый окрик ребенка отцом или матерью быстро возбуждают его — появляются слезы, малыш начинает капризничать.

Резкие движения, «дергание» ребенка при одевании, умывании или укладывании спать приводят к тому, что он отказывается выполнять поручения взрослых, становится раздражительным.

Вот почему родителям в любой ситуации необходимо сохранять ровное и спокойное отношение к ребенку, избегать «эмоциональных срывов», раздражительного тона и т. д.

Единство воспитания.

У вас уже накоплен определенный опыт воспитания ребенка. Знаете, как его покормить, как уложить спать, как успокоить, развлечь и т. д.

Ребенок легче приспосабливается к окружающей обстановке, если родители применяют привычные для него способы обращения с ним.

Любое изменение знакомых воспитательных приемов или применение новых, пока что малопонятных для ребенка правил, нарушает его привычки и вызывает неуравновешенность поведения.

Например, ребенок привык ложиться спать в коляске на улице. Попробуйте уложить его в это же время дома, в кровати — вы испытаете определенные трудности.

Изменения в методику воспитания можно вносить лишь в соответствии с возрастом ребенка, когда необходимо предъявлять новые требования: самостоятельно есть, самостоятельно раздеваться и др.

В таком случае изменения воспитательных приемов не вызовут нежелательных сдвигов в поведении, поскольку они вносятся на базе приобретаемых, новых умений ребенка.

Понятие «единство воспитания», кроме единства методики педагогических приемов, включает также единство подхода к ребенку со стороны всех взрослых лиц, принимающих участие в его воспитании.

У мамы и папы, бабушки и т. д. должна быть полная согласованность в подходе к ребенку, предъявлении тех или иных требований.

Только такое единство взрослых членов семьи во взглядах на воспитание ребенка может обеспечить образование у него стойких положительных навыков, уравновешенности поведения.

Если мама запрещает «трогать часы», а папа разрешает «бери, играй, сыночек!», то в этом случае у малыша никогда не сформируется четкость восприятия такого важного понятия, как «можно» — «нельзя».

При такой системе неправильного воспитания ребенок быстро поймет: можно вести себя в одинаковой ситуации по-разному — важно только, кто при этом присутствует, отец или мать?

Пренебрежение воспитанием сдерживающих понятий формирует такие черты в характере ребенка, как упрямство, негативизм, раздражительность.

Родители должны хорошо знать, что может повлечь за собой эта шутливая замена «нельзя» на «можно».

Итак, единая тактика в воспитании, полная согласованность в действиях всех членов семьи — важное педагогическое требование. Помните, что ваш ребёнок в этом возрасте более чуткий, сообразительный и умный, чем думают иногда некоторые родители.

Ваше требование—закон.

Есть еще одно «волшебное» слово, очень необходимое в процессе воспитания — «надо».

Правильная, адекватная реакция ребенка на слово «надо» вырабатывается лишь в том случае, когда родители уже в этом возрасте приучают малыша обязательно выполнять свои просьбы или требования.

Очень важно при этом, чтобы ваше требование было обосновано и совпадало с желанием ребенка или с его потребностью. Например, вы говорите: «надо спать» — при укладывании малыша в положенное для него время, или «пойдем гулять», когда действительно наступило время прогулки.

Кроме этого условия, для выработки нужной реакции ребенка на слове «надо» требования взрослых должны быть выполнимы для него.

Непосильным для детей раннего возраста (1—3 года) являются такие требования родителей, как сидеть спокойно или длительно ожидать чего-либо.

Находиться в неподвижном состоянии ребенок в этом возрасте еще не может. Умение «подождать», «посидеть» и пр. надо упражнять постепенно. Оно сформируется в более старшем возрасте, после трех лет.

Далее, каждый раз необходимо проследить, чтобы ребенок ваше поручение выполнил. И если на всякое ваше предложение что-то сделать ребенок будет отвечать обязательным его выполнением, у него сформируется привычка правильно вести себя в соответствии с той или иной просьбой взрослых. А ведь это не что иное, как послушание.

Как приятно слышать такую характеристику «какой послушный ребенок!» С таким ребенком легко родителям и воспитателям.

Развитие самостоятельности.

Если малыш тянется к предмету, который привлек его внимание, заинтересовал (например, игрушка), и, наконец, достает этот предмет сам, без помощи взрослых — он радуется, испытывает удовлетворение от «своих самостоятельных действий.

Такие действия ребенка надо поощрять («вот молодец, что достал сам»), это в еще большей степени укрепит его тягу к самостоятельности.

Бывает и так, что малыш в аналогичной ситуации сигналит — «не могу», «никак» и просит помочь взрослых «дай-дай-дай». И все же не спешите ему на выручку, а постарайтесь словами побудить его к самостоятельным действиям. «Ты уже большой, достань сам, попробуй».

Постарайтесь добиться того, чтобы ребенок сделал сам то, что у него не получалось. На начальном этапе можно незаметно помочь ему довести дело до положительного результата, чтобы закрепить уверенность в своих возможностях.

Таким путем вы формируете у ребенка потребность в самостоятельных действиях, умение преодолевать трудности.

Можете ли вы быть образцом для подражания?

Обычно в 2—3-летнем возрасте дети склонны подражать действиям взрослых: малыши в игре изображают действия матери, отца, бабушки, доктора и т. д. Они «кормят» и «лечат» кукол, «готовят» обед, «читают» книги.

Приятно видеть, если подражательные действия ребенка состоят из выполнения положительных правил. А если нет? Кого в этом винить? Разумеется взрослых. Это в их поведении он увидел, а затем и воспроизвел отрицательное.

Способность ребенка к подражанию очень полезна для правильного воспитания, так как на ее основе происходит в основном обучение необходимым навыкам и привычкам.

Подражая действиям взрослых ребенок учится многому—аккуратно есть, складывать свою одежду, убирать обувь, собирать игрушки. И в дальнейшем многие гигиенические навыки, манеры культурного поведения дети получают, глядя на аналогичные действия старших.

Речевая установка.

Родители должны знать, что от ребенка легче добиться выполнения каких-то действий, если сначала ему сказать об этом, т. е. создать предварительную установку, положительную настроенность на выполнение данного действия.

Например, «Мы сейчас пойдем гулять, по сначала надо одеться» — и ребенок охотно будет на себя натягивать одежду. Или «Сейчас будем обедать, но сначала надо помыть ручки».

Такие фразы взрослых предупреждают капризы ребенка. Он понимает, что это «трудное» (одеваться, мыть руки и т. д.) делается для того, чтобы потом наступило «приятное» (прогулка, вкусная еда и т. д.).

Эти слова создают как бы готовность к тому или иному действию и вызывают у ребенка желание справиться с ним.

Наиболее распространенные ошибки в воспитании.

К ним относятся частые, немотивированные запреты, «срыв установки», отсутствие стабильности в режиме дня. Эти положения физиологически обоснованы, так как обусловлены психофизиологическими особенностями детского организма.

Почему вредны частые запреты? Одергивания, всевозможные «нельзя» вызывают тормозное состояние у ребенка. Возрастные же свойства нервной системы его таковы, что не могут обеспечить длительной неподвижности.

Это приводит к перенапряжению и истощению нервной системы малыша: он возбуждается, кричит, плачет, топает ногами, падает на пол и т. п.

Еще одна тонкость.

Запрещая что-то ребенку, вы говорите «не делай», «не трогай», «не тяни» и т. п., т. е. разные слова с отрицательной частицей «не». Однако в силу особенностей восприятия ребенком взрослой речи — ведь малыш только научился ее понимать — он не всегда улавливает эту короткую частицу «не» и часто слышит «делай», «трогай», «тяни» и т. п.

Вы поступите неправильно, если будете все разрешать ребенку, или, наоборот, запрещать.

Ребенок обязательно должен знать четкую границу между «можно» и «нельзя».

Но запрещений в этом возрасте должно быть немного. Целесообразно организовать место бодрствования ребенка таким образом, чтобы в окружающей его обстановке было как можно больше дозволенного, чем запрещаемого.

А что такое «срыв установки»? Представим себе такую ситуацию: девочка сосредоточенно играет с куклой, заворачивает ее в одеяло. А маме некогда, она торопится и требует от дочки, чтобы та немедленно стала одеваться. Вот это резкое нарушение сосредоточенной деятельности ребенка и есть «срыв установки».

Ребенок полностью захвачен игрой («установлен»). Вдруг игра резко ломается немедленным требованием матери.

В этом случае понятны протест и сопротивление ребенка, его плач — ведь все это из-за невозможности переключиться на другое действие.

Если такие неправильные приемы со «срывом установки» применяются часто, то у ребенка закрепляется отрицательное отношение к предложениям и требованиям взрослых.

Переключать деятельность ребенка с одного занятия на другое, не нарушая установки, надо умело — сначала словами, если ребенок хорошо понимает речь, затем показом того, чем он должен будет заниматься. Такой способ переключения привлекает внимание малыша и возбуждает его интерес к новому занятию.

Нельзя резко и часто менять режим дня ребенка.

Обычно условия его жизни сравнительно постоянны (окружение, домашняя обстановка и т. д.). Основные слагаемые режима дня: сон, бодрствование и кормление, чередуются почти всегда в одной и той же последовательности. При этом у ребенка закрепляются определенные устойчивые привычки, которые имеют большое значение для его жизнедеятельности.

Если последовательность событий дня вдруг нарушается (приход гостей, смена времени кормления или сна, отъезд на дачу и т. д.), то, как правило, изменяется поведение ребенка: появляются упрямство, плач, капризы, снижение аппетита, расстройства сна.

Чтобы избежать этих явлений, советуем не допускать частых и значительных перемен в условиях жизни ребенка.

В случаях необходимости смены обстановки (переезд, поступление в дошкольное учреждение и т. д.) старайтесь не изменять резко сложившихся привычек ребенка.

Нельзя вносить в его жизнь сразу много нового. Безусловно, ее можно и нужно разнообразить, но постепенно, в пределах, допустимых возрастной выносливостью детской нервной системы.

В каждом отдельном случае вы можете получить консультацию в кабинете здорового ребенка детской поликлиники.

Категорически запрещается запугивать ребенка, обманывать его, применять физические наказания.

Иногда можно слышать, как мать, торопя малыша, говорит «ешь скорее, а то папе отдам». Такие необдуманные слова могут сформировать в характере ребенка жадность.

Нельзя также часто порицать его: «какой ты бестолковый», «до чего же ты упрямый», «ничего не умеешь» и т. п.

Ребенок плохо себя ведет.

Многие родители теряются и не знают, как обращаться с малышом, если он капризничает.

Самый распространенный прием, которым, вероятно, пользуются многие — это метод отвлечения. Чем меньше ребенок, тем легче отвлечь его внимание от причин, вызвавших плач, капризы.

Это помогает успокоить малыша, но не воспитывает правильного поведения. Поэтому в более старшем возрасте метод отвлечения лучше заменить убеждением, разъяснением или прямым обучением.

Что делать, если ребенок плачет: жалеть, наказывать или не обращать внимания на его плач?

В этом случае выбор метода воспитания будет зависеть от причины появления слез, установления вины ребенка и других обстоятельств.

За что и как нужно наказывать ребенка?

Здесь не может быть однозначного ответа. В решении этого вопроса в каждом конкретном случае родителям должны помочь, подсказать ответ их любовь к своему малышу, желание воспитать у него самые лучшие качества характера, уберечь его от ошибок в будущем.

Если взрослые уделяют достаточно много внимания и ласки ребенку, то вполне достаточным может быть «суровый взгляд при обычной ласке»

Осуждением плохого поведения ребенка может стать отказ разговаривать или играть с ним.

Важно, чтобы приемы наказания соотносились с характером плохого поступка ребенка. Например, малыш сломал игрушку или порвал книжку — в этом случае надо сказать, как плохо он поступил и запретить ему пользоваться этой игрушкой или книжкой.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *