Как вы вводили прикорм

Содержание

Таблицы и схемы введения прикорма ребёнку, правила ввода продуктов на первые 6 недель

Данная статья представляет собой обобщенный анализ двух подходов к вводу прикорма и вскармливанию грудных детей до года: Российского НИИ питания РАМН и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Также в анализе были учтены мнения некоторых уважаемых педиатров нашей страны (Е. Комаровский, Я.Яковлев и др.)

Считайте это небольшой курсовой работой молодой мамы, которая решила выстроить для себя оптимальную схему ввода прикорма и составить таблицу очередности продуктов, чтобы оптимизировать походы папы в магазин, определить примерные затраты времени и финансов, а главное, избавить себя от вмешательства непрошенных советчиков в виде бабушек и педиатров. Ведь прикорм в нашей стране на втором месте по популярности после «у тебя мало молока, ребёнок не доедает», «что он у тебя такой худой» в списке советов от сторонних наблюдателей.

Так давайте же брать ответственность на себя и вводить прикорм оптимально и как это нужно вам, согласно современной науке.

Тема оказалась настолько запутанной вначале в виду огромного количества противоречивой информации, что пришлось идти к первоисточникам (как и обязывает первая профессия аналитика).
Если вы сразу открыли эту статью с тактикой прикорма, не спешите действовать. Для начала целесообразно ознакомиться с основными принципами ввода прикорма тут https://www.mama-nika.ru/?p=135 , тогда будет многое понятно в самой схеме и тактике начала первого прикорма

Два главных принципа ввода прикорма

Основное, что нужно держать в уме перед тем, как «засучить рукава»:

  1. ☝️ Прикорм вводится для подготовки к общему столу (то есть малыш должен научиться есть сам)
  2. ☝️ Прикорм необходим для формирования правильного пищевого поведения

Именно это наиболее важно из всего многообразия поводов начать вводить прикорм. Конечно, есть исключения по линии здоровья, но мы с вами говорим о стандартной ситуации.

Поскольку первый этап ввода прикорма — это именно подготовка, ни одно кормление грудью в этот период (по ВОЗ до 1 года) не должно убираться или замещаться продуктами прикорма. ☝️

И второй вывод ☝️необходимо всегда ставить во главу угла именно пищевое поведение. Никаких мультиков, беготни с ложкой за ребёнком и тем более насилия и шантажа. Да, на первом этапе вы запихаете ложку, это несложно. Гораздо сложнее будет переучивать 1,5 годовалого ребёнка кушать самостоятельно или, что ещё хуже, формировать пищевой интерес с нуля, если ребенок так и не начнёт питаться правильно или пойдёт в отказ от еды (это крайний случай).

Скажу словами доктора Комаровского «Голодный ребёнок ест, а усталый спит». Это отражает суть правильно сформированного пищевого поведения: хочется кушать — кушаю. Конечно, это более характерно для ребёнка постарше, когда пройдены все этапы прикорма.
А правильная тактика в самом начале — это залог успешной реализации этого правила в дальнейшем.

Итак, убираем весь мусор из головы (в том числе навязанный педиатрами, работающими по советским методичкам) и переходим к тактике первого прикорма.

Сроки начала ввода прикорма ребёнка

Кода вводить прикорм? Частично об этом я уже писала в общей статье. Здесь буду руководствоваться именно заявленной выше методичкой ВОЗ. Чёрным по белому там написано.

«Началом ввода прикорма следует считать возраст 6 месяцев, причём не начало, а конец 6 месяцев или 26 недель»

Не начало 6 месяцев, а именно достижение ребенком возраста 6 полных месяцев. Поэтому если ваш педиатр вам в очередной раз распишет прикорм с 4 месяцев без серьёзных на то медицинских оснований, можете улыбаться и держать распечатку из этой методички в кармане. Некритический недобор веса сюда не относится. Это очень сложная тема, о ней надо говорить отдельно. Минимум 125 грамм в неделю младенцы должны набирать на ГВ, а не 700-800-800… в месяц как в их таблицах, советских времен. То есть, если педиатру показалось, что вы недобираете, и каша это исправит, скорее всего она давно не проходила повышение квалификации (если при этом она вам ещё порекомендует «Аквадетрим», как витамин Д, можно сразу искать другого педиатра. Какой витамин Д нужно, тут https://www.mama-nika.ru/vitamin-d3-kakoj-prinimat/).

Дорогие мамочки, выдыхаем. У вас есть целый месяц с 6 до 7, чтобы начать вводить прикорм. Совершенно не обязательно это делать на 21-22-ой неделе (стр. 220 рекомендаций ВОЗ, глава 8).

Позже 8 месяцев лучше не затягивать, так как это уже будет касаться развития определённых навыков жевательных, развития восприятия вкуса, а не только неспособности молока обеспечить все потребности резко растущего организма в микро- и макроэлементах.

Плюс к 7 месяцам в общем случае развитие нервной системы позволяет ребенку освоить следующие навыки:

  • кусание и жевание
  • очищение ложки губами
  • боковые движения языка
  • перемещение пищи к зубам

Всё это говорит о способности ребёнка к возрасту 7 мес. пробовать пищу кусочками, а не только в виде пюре. Начинать нужно с микродоз, об этом более подробно в общей статье.
Почему-то консультанты по прикорму, по крайней мере, которые встречались мне, не заостряют на этом внимания на сроке в неделях.
Мне кажется это очень зря, так как такой люфт позволит мамочке спокойно определить степень готовности малыша к вводу прикорма. А это также очень важно для формирования правильного пищевого поведения.

☝️ Слишком ранний прикорм может негативно сказаться на формировании правильного пищевого интереса. Неготовность ребёнка, в свою очередь, может повлечь за собой нервозность мамы так как ребёнок будет отказываться от прикорма, или ЖКТ даст сбой, далее уговоры, танцы с бубнами и так по нарастающей. Только всё это проблему не решит. Это уже следствие.

☝️ Важно, определить насколько готов именно ваш ребёнок к прикорму. Не готов — перенесите начало на 6.5 — 6.7 месяцев. Это не критично.

Размер порции первого прикорма

Ваш педиатр с очень большой долей вероятности вам распишет, что нужно доводить размер порции до 200 грамм.
☝️ На подготовительном этапе это совершенно необязательно!
Вы же помните, ни одно кормление грудью (смесью) не подменяется.
Это утверждение также берет свои корни из педиатрических таблиц, где ребенок в 6 месяцев за сутки должен потреблять 1 литр пищи. Делим это на 5 приёмов — получаем 200 миллилитров
Но речь идёт о грудном молоке (смеси) ☝️
Вы кормите ребёнка грудью по требованию (если смесь, то по граммам, но также не меняя график до прикорма).
Соответственно, данная рекомендация не имеет веса до того момента, пока вы не начнете заменять одно кормление на прикорм, а это точно не первый этап. Если конечно вы не решили завязать с грудным пораньше. Я говорю о тех мамах, кто планирует кормить минимум до года (даже не до 2, как сейчас рекомендуют консультанты по ВОЗ, хотя в методичке не всё так строго и по обоюдному желанию мамы и малыша).
И уж точно 200 мл. Молока не равно 200 гр. Каши. У каши выше каллорийность почти в 2-2,5 раза. Это уже ошибка в весах и каллораже. О которой как-то умалчивают педиатры. Не все, но есть такие.

Миф — Начинать с баночного пюре

Этот миф активно прививают всё те же педиатры (не все, нам встречались), пугая мам пестицидами в покупных кабачках.
☝️ В рекомендациях ВОЗ четко прописано:

«В идеале грудные дети должны питаться тем же, чем питается вся семья»

Речь идёт о здоровой пище без соли, сахара и приправ, свойственной территории проживания, а не картошке фри и бургерах. Поэтому если мама готовит общий стол, все приправы вводятся после того, как отложена порция грудничка. Далее порция малыша доводится до нужной консистенции.

«Лица, осуществляющие уход за ребенком, должны выбирать подходящие продукты и готовить их таким образом, чтобы максимально повысить их пищевую ценность»

Например, если это овощи, то «на пару» предпочтительнее, чем варка. Поэтому если у вас есть время и желание, и уж тем более если есть доступ к натуральному хозяйству, блендер и пароварка вам в руки.
Главное, прочитайте основные рекомендации по приготовлению пищи, если будете готовить сами.
А если решили остановиться на баночном, проведите анализ продуктовых рядов в ваших магазинах, выберите наиболее качественное без крахмала, муки и прочих удивительно ненужных компонентов и закупайтесь согласно схеме прикорма.
Однако, в тех же рекомендациях ВОЗ говорится, что если вы выбрали промышленные банки всё равно нужно давать пищу с общего стола, «чтобы приучить ребёнка к большему разнообразию вкусовых ощущений и структур». Опять же пища кусочками должна вводиться с 7 мес., а в однокомпонентном овощном пюре пища будет в виде пюре без кусочков. Поэтому готовить по крайней мере овощи всё равно придётся для микродоз.

Основные правила первого этапа ввода прикорма на первые шесть недель

  • Прикорм нового продукта вводится в первой половине дня, как правило на завтрак. Постепенно! Увеличивается размер порции от 1/2 ч.л до 150 — 200 гр. максимум в течение 7 дней. Некоторые современные педиатры рекомендуют удлинить этот период на первом этапе до 10 — 14 дней.
    Жестких требований нет, поэтому наблюдайте за самочувствием ребёнка после ввода новой пищи, за его настроением и аппетитом в целом.
  • ☝️ Если вам для адаптации к новому продукту потребуется больше 7 дней, просто растяните предложенную схему прикорма на больший период с корректировкой количества вводимого продукта.
  • ☝️Помним !☝️ На этапе ввода максимум тот, сколько захочет съесть ребёнок (хоть даже 2-3 ст. ложки), но не более 150 — 200 гр.

И здесь нужно отметить, что 200 грамм каши или овощей ребенок должен употреблять в 9 — 12 мес. по методическим рекомендациям РАМН (а именно, «Научный центр здоровья детей РАМН» ГУ «НИИ Питания РАМН, 2010 г.)

  • В 6 мес. Размер порции — 150 гр.
  • В 7 мес. — 170 гр.

Поэтому ваш максимум тот, с какого месяца вы вводите прикорм, а не 200 грамм

  • Новая пища вводится только после полного усвоения старой. В случае, если какой-то продукт был отвергнут, убираем его совсем, и вводим новый также по схеме. К отвергнутому продукту возвращаемся не ранее 14 дней. Может потребоваться несколько подходов для распробования. Это абсолютно нормально. Ребенок растет, ферментов становится больше, вкусы меняются (Др. Комаровский).
    Возможен и полный отказ от поедания, например, брокколи. Ничего страшного, есть ещё много других вкусов. Уберите брокколи совсем до перехода на общий стол. Потом будете методом интереса и любознательности привлекать внимание уже подросшего малыша, с упоением поедая ту самую брокколи из своей тарелки и причмокивая. Это будет гораздо позже. А сейчас не имеет основополагающего значения.
  • Усвоенные продукты постепенно смещаются на обед, далее на ужин.
  • Время приёмов пищи в схеме взято условно! Вы можете сдвигать общее время на 1-2 часа под ваш график сна и бодрствования. Желательно , чтобы сохранялся режим приема пищи в выбранное вами время. Если завтрак в 10:00, значит всегда в 10:00 +/-10 мин. Режим с самого начала поможет вам сформировать понимание времени приёмов пищи. И в дальнейшем ребенку будет легче контролировать аппетит. То есть аппетит будет приходить примерно к обеду, ужину, а не «когда хочу».
  • ☝️ Помните! «Кусочничество» в течение дня — плохая привычка и ваш путь к термину «малоежка».
  • Не гонитесь за объёмами на первом этапе ввода прикорма! Дословно из методички ВОЗ:
  • «Цель на начальном этапе состоит в том, чтобы научить ребенка есть с ложки…Научиться навыкам употребления пищи и получать удовольствие от новых вкусов»
  • «Через НЕСКОЛЬКО НЕДЕЛЬ грудной ребенок должен принимать небольшое (а не 200 грамм!) количество продуктов, выбранных из широкого разнообразного ассортимента, 1-2 раза в день»
    Это значит, что нет никакой необходимости судорожно доводить объёмы новой пищи до полной порции 150 — 200 грамм!! При условии, что вы продолжаете кормить по требованию, и грудное молоко остается приоритетным до года (то есть завершения всех этапов ввода прикорма и перехода на обычный общий стол). Если вы кормите смесью, на этом этапе вы также кормите в обычном режиме. Не заменяя ни одного кормления прикармливаемой пищей.

  • Традиционно ввод прикорма начинается с каш или овощей. Дословно из рекомендаций ВОЗ:
  • «К числу положительных примеров можно отнести хлебные злаки, исключая пшеницу, такие как сваренный дома и размятый рис, мягкая густая каша из традиционных злаковых продуктов и пюре из овощей и фруктов»
    ☝️ Заметьте, ВОЗ не запрещает ввод фруктов сразу, как это рекомендуют современные консультанты по прикорму. Достаточно открыть любой чат, где тут и там будет мелькать «фрукты после мяса». Такое мнение существует в виду того, что ребёнок может привыкнуть к сладким яблочкам и отказаться есть брокколи. Оно не лишено здравого смысла. Поэтому с целью минимизации возможного риска отказа от овощей, в схеме я буду руководствоваться их рекомендацией. Тем более что фрукты не является основным приемом пищи, а служат для разнообразия вкусов и как лакомство.
    Если вы захотите вводить фрукты раньше, например, умеренно-сладкие сезонные яблоки. Ниже размер порции в граммах также по месяцам от РАМН. Однако помните, яблоки и груши также необходимо первое время запекать, т.к. в сыром виде они несут достаточно большую нагрузку на ЖКТ. Также фрукты мы вводим именно сезонные, никаких манго, бананов или маракуй и пр. и приготовленные правильно.
  • 6 мес. — 60 гр / 7 мес. — 70 гр.
    ☝️ Все продукты вводятся без добавления соли, сахара и приправ.
    Заметьте, в рекомендациях ВОЗ для первого прикорма хороши как каши, так и овощи.
  • В российской педиатрической практике есть такой опыт:
    ☝️Ребенок «маловесный» — начинайте с каш; проблемы со стулом — с овощей.
  • С одной стороны, это утверждение не лишено смысла, так как калорийность каш действительно выше грудного молока и овощей. Однако, мы уже выяснили, что на первом этапе ввода прикорма нет утвержденного размера порции ☝️
  • Если ребенок будет съедать свои 150 грамм каши, то да. А если будет съедать 30-50 граммов на протяжении 3-5 недель и не больше, данные рекомендации лишены логического смысла.
  • Впрочем, как и понятие «маловесный» сейчас настолько размыто. Совершенно нормально развивающийся ребёнок небольших по комплекции мамы и папы никогда не войдет в нормы таблиц педиатров, которые писались ещё в советское время для детей на смесях, и совершенно устарели
  • Современных педиатры больших городов уже натерли мозоль про это. Но и там, а что уж говорить о глубинках, эти страшные 600-800-800 граммов набора стоят у мам перед глазами.
  • К слову, наш ребенок тоже первые 4 мес. набирал по нижней границе около 550 — 600 граммов в месяц, а в 4 и 5 выполнил двойную норму и только на грудном молоке. Наш педиатр, хотя и работает в частной клинике и на хорошем счету в отзывах, а тоже настаивала на прикорме с 4 мес. Я отказалась. И, напротив, передвинула прикорм на 6,5 мес., когда малыш начал активно проявлять пищевой интерес.

Поэтому думайте сами — решайте сами. Это только ваша ответственность. Через год — два ваши визиты к педиатру станут гораздо реже, и ей, по большому счету, будет всё равно, что вы там едите, у неё очередь за дверью и 17 минут на прием.

Можно долго дискутировать на тему, почему большинство педиатров до сих пор так работают, на этот вопрос уже давно очень хорошо ответил сам доктор Комаровский в своей книге «Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников», глава «Взаимоотношения с участковым педиатром»
http://www.komarovskiy.net/knigi/vzaimootnosheniya-s-uchastkovym-pediatrom.html
Очень отрезвляет и чётко показывает, чей это ребенок.

Поэтому давайте уже отстанем от педиатров, не всем везет найти своего даже платного хорошего доктора, поэтому будем образовываться сами и ходить к педиатру по вопросам медицинским, более узким и с конкретными вопросами, заранее выписав их на бумажку. А уж с едой мы как-нибудь разберемся сами.

  • И завершающее. Если ваш ребёнок ест с аппетитом, хорошо усваивает новые вкусы, готов есть больше, вы пройдёте первый этап за 6 — 8 недель.А может случится так, что ребенок ни в какую не захочет есть сначала одно, потом другое. Тогда подготовительный этап ввода прикорма может затянуться и это не критично. Главное, сохранять спокойствие и самообладание, искать с ребёнком вкусы, которые ему понравятся, чтобы сформировать ко второму этапу ☝️ основу блюд, с которыми вы будете эксперементировать дальше. Второй этап начинается с ввода мяса и фруктов (выше я указала почему). И к его завершению вы уже получите миксы: мясо — овощи, каша — фрукты. Это мы рассмотрим в другой статье.

Когда нельзя начинать ввод прикорма младенцу

  • ребенок недомогает, режутся зубки
  • предстоит прививка
  • предстоит стрессовая ситуация для ребенка, о которой вы знаете (поездка, большое количество людей дома или поход в гости, поход в поликлинику и пр.)

В этих случаях лучше сохранить для ребёнка максимально привычные условия и минимизировать стресс. Так как мы помним, что главная еда на этапе ввода прикорма — это грудное молоко, сохранить интерес к которому важнее.

Схема и таблица первого этапа ввода прикорма ребенку на 6 недель — на основе рекомендаций ВОЗ и РАМН

Схема на два варианта начала прикорма: овощи и каши

Схема ввода прикорма с овощей (первыми вводим овощи)

• Сначала вводятся наиболее гипоаллергенные овощи: кабачок — капуста цветная — брокколи
• Каши без глютена: гречка, рис, кукуруза
• Граммы стоят условно, пропорционально дням ввода и максимальному размеру порции (первый день всегда 0,5 чайной ложки)

Первая неделя

Вводим наиболее гипоаллергенный овощ — кабачок

Вторая неделя

Поскольку традиционно на завтрак подаётся каша, овощи плавно переводятся на обед. На первом этапе ввода овощей, смотрите, как удобнее вам. Или давать два вида овощей на завтрак. Или сразу разделять на завтрак — обед. Я бы разделила, чтобы лучше контролировать реакцию ЖКТ и аллергию

Третья неделя

Аналогично второй недели, на завтрак вместо цветной капусты — брокколи, на обед кабачок или цветная капуста (чередуются, если оба были усвоены, если нет, тот продукт, что усвоен)

Четвертая неделя

Вводим каши в последовательности гречка — рис — кукурузная крупа на завтрак. На обед едим любые овощи из уже введенных в размере вашего максимума (кабачок, капуста или их миксы). После усвоения каш добавляем в них растительное масло
К концу этого периода ребенку предлагается прикорм 2 раза в день в его максимальном объёме (150 грамм на 1 порцию)

Пятая неделя

С учётом того, что в рекомендациях РАМН каши всегда предлагаются на утро, готовим утром 2 вида каш. Овощи остаются на обед в размере вашей «полной порции» (150 – 170 грамм)

Шестая неделя

Далее по аналогии вводится на завтрак кукурузная каша.
И на завтрак же остается рис и гречка поочередно. Также уменьшающимся объёмом по мере увеличения кукурузной каши.
Обед без изменений — овощи в размере вашей «полной порции» (150 — 170 грамм на 1 порцию)

Непонятно? Я тоже решила что все как то сложно, и поэтому все свела в одну таблицу

Таблица ввода прикорма на первые 6 недель

Вот тут ниже изображение с таблицей, если на него кликнуть — то Вы сможете скачать PDF файл с таблицей ввода прикорма на первые 6 недель. В ней есть и граммовки и все более наглядно
Скачать PDF файл — Схема и таблица ввода прикорма ребёнку на первые 6 недель — на основе рекомендаций ВОЗ

После того как Вы пройдете эти 6 недель — первый этап прикорма можно считать завершенным.
Оставшиеся овощи либо вы возможно замените на первом этапе, например, если не пойдёт что-то из первой тройки, или введете постепенно на втором этапе уже с мясом и фруктами. Так будет даже лучше так как они более аллергенны.

В готовую кашу и пюре можно добавлять для вкуса немного грудного молока (или смеси), как я писала ранее. ☝️Не готовить!
Не забывайте добавлять растительное масло. К концу первого этапа объем растительного масла составит около 3 грамм. Более подробная информация по этапам ввода продуктов и количества в таблице ниже. Она нам также пригодится для 2-4 этапов.

Далее наступает второй этап введения прикорма. О его особенностях я расскажу в отдельной статье также на основе рекомендаций ВОЗ и РАМН.

Схема ввода прикорма с каш

Сначала вводятся каши без глютена и без молока ☝️это важно с целью минимизации риска развития аллергии на глютен и белок коровьего молока.
Про глютен и «с чем его едят» есть подробная статья .
Без глютена — это гречка, рис, кукуруза (как крупа). На первом этапе этих вкусов ребенку достаточно.

Чтобы получить схему для ввода прикорма с каш вам нужно просто поменять в «схеме ввода прикорма с овощей» (выше в этом материале) местами последовательно все каши с овощами.
То есть сначала ставим гречка вместо кабачка, далее рис вместо цв.капусты — кукурузная каша вместо брокколи. Затем идут овощи кабачок — цветная капуста — брокколи. Граммовки остаются без изменений.

Важные нюансы во время введения прикорма

  • ☝️Обязательно отслеживайте состояние ребёнка и его реакции на ввод новых продуктов. В этом вам может здорово помочь пищевой дневник. Так вы сможете понимать, что и когда вы дали, если увидите аллергию или проблемы со стулом, или изменение общего состояния.
    Когда бОльшая часть продуктов уже будет введена, вы сможете от него отказаться.
  • ☝️С началом ввода прикорма начинайте предлагать воду, если ребёнок находится на грудном вскармливании без допаивания. На этом этапе нет обязательной нормы. Сколько выпьет, столько выпьет. Воду лучше предлагать сырую очищенную или детскую, не кипяченую. Как говорит доктор Комаровский: «кипяченой воды в природе не существует».

Что давать вперед грудь или прикорм?

На стр. 229 главы 8 рекомендаций ВОЗ четко написано:

«Пищу следует предлагать после кормления грудью, во избежание замены грудного молока прикормом»

В то же время консультанты говорят , напротив, «запивать прикорм грудным молоком».
Опять несостыковка.

Логично, что запивать не очень вкусный пока прикорм малышу было бы удобнее. Педиатр Яков Яковлев пишет примерно об этом же и считает, что не каждый захочет после молока какой-то прикорм и в этом вопросе нужно подходить индивидуально. После 6 мес. риск снижения лактации не велик.

Грудное вскармливание остается основным источником питания малыша до года. Если конечно вы не решили по каким-то причинам завершить его раньше. Тогда вы переходите не на прикорм, а на смесь и даёте её по графику и в объёмах уже согласно возрасту.

Заменять кормление будет возможно после завершения всех этапов ввода продуктов, а именно после года. Ребёнок переходит на общий стол, а грудное молоко остаётся приятным бонусом до той поры, пока это приносит обоюдное удовольствие маме и ребенку. Вообще ВОЗ рекомендует оставлять грудное вскармливание до 2 лет. Российская наука не столь категорична.

☝️Главное и самое важное правило ввода прикорма!

  • Прикорм не вводится насильно!
    Если вы видите, ребенок категорически не ест предложенное, плюется, истерит (не просто выталкивает языком, а даже не пытается распробовать), как бы ни настаивали бабушки, педиатр, муж и даже соседка, у которой ребёнок в 6 мес. уже ел печеное яблоко, ☝️ оставьте эту затею минимум на неделю — а то и две. Никакого насилия, запихивания, ещё хуже удерживания за столом. Это показатель того, что именно для вашего малыша время ещё не пришло.
  • Формируйте первый пищевой интерес! Присаживайте на колени, когда сами кушаете, показывайте еду, ложки, тарелки. Пускай всё трогает. Просто уберите с зоны доступа всё опасное, острое, горячее или ценное и дорогое. Детки так быстро учатся, что вы и не заметите, как малыш сам или сама возьмет ложку.
    Даже, если вы не запомните ничего из написанного выше, этот пункт самый важный. Понимание того, что всему свое время, сбережет ваши нервы. А для малыша важнее спокойная и ласковая мама, чем набитый по устаревшим правилам живот.

Перечитав кучу литературы, дойдя до самой сути этой, казалось бы, самой житейской темы, лишь один вопрос остался в моей голове. Почему наши учёные умы от академии наук и представители педиатрии в большинстве своём (тут я привожу сугубо личный опыт, кого встречала и читала я сама) так активно настаивают на раннем вводе прикорма. Если уже доктор Комаровский публично рассказал всей стране, что «это пережиток прошлого и дань традиции».

Если сейчас есть возможность маме питаться правильно, принимать качественные витамины и минералы, детские смеси адаптированы, зачем эта спешка? Зачем травмировать неподготовленный ЖКТ, что станет возможной причиной расстройства не только животика малыша, но и маминых нервов.

Единственный ответ, который пришел мне в голову: а не лоббистские ли это интересы производителей детского питания на уровне правительства. Или может это способ скорее адаптировать ребёнка к детскому саду, где надо есть всё, что в тарелке и нет времени экспериментировать со вкусами? Раньше поест, раньше мамочка выйдет на работу и станет трудиться на благо государства, нести налоги в казну. Сначала скупать баночки производителей питания, потом зарабатывать на новые. А ребёнок в садике, государство обеспечивает ему место в социум, если повезет. Если нет, у мамы и папы будет стимул заработать на частный садик. Конечно, это совсем не заявленная тема, но так далеко ушли мои аналитические мысли.

Возможно, у вас появятся тоже интересные соображения на этот счёт. Поделитесь, давайте подискутируем тут. И отстанем от наших детей. Вы и я успеем наготовиться блинов и котлет через годик другой. Давайте сейчас будем грамотными, будем читать инструкции и методички разных уважаемых организаций, собирать мнения разных уважаемых педиатров, а не слепо верить тому, кого нам выдало государство на нашем участке. Как говорит, известный всем доктор, медицина у нас бесплатная, соответственно и подход к уходу и лечению на эту же сумму.

Любите детей — кормите грудью!

Этот материал создан на основе рекомендаций ВОЗ «Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста» и «Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни» РАМН.

Читайте далее. Прикорм второй, третий и четвёртый этап https://www.mama-nika.ru/?p=357

Удобные схемы ввода прикорма

Прикорм — тема обширная и сложная для человека, который в этой теме не разбирается. Казалось бы, должны быть на просторах сети Интернет простые и понятные схемы ввода прикорма, но найти их не так уж легко. Так что, девочки, делюсь с вами самыми удачными схемами ввода прикорма, которыми со мной поделилась моя подруга.

Понятные схемы ввода прикорма

Существуют основные правила ввода прикорма. Их не так уж и много.

  • Первое: вводим по очереди новые продукты, а не одновременно.
  • Второе: постепенно увеличиваем количество вводимого продукта.
  • Третье: если какой-то продукт ребёнку сильно не нравится, откладываем его на потом. Ждём две недели и пробуем снова.
  • Четвертое: вводим прикорм в определенном порядке — овощи, каши, творог, фрукты, мясо, рыба, кефир.

Кто-то вводит прикорм в 4 месяца, кто-то в 6 месяцев. Я буду расписывать с 6 месяцев, а вы корректируйте схемы под своего ребёнка. Итак, начнём.

6 месяцев

Сначала мы вводим овощи: кабачок, цветную капусту, брокколи, морковь, картофель и тыкву. Ввод прикорма по всем современным схемам принято начинать именно с овощей, а не с фруктов, потому что зачастую после сладких фруктов детки отказываются есть безвкусные овощи. Что ж, их легко понять!

Количество продукта постепенно увеличивайте. Семи чайных ложек мало. К концу месяца малыш должен съедать целую банку того или иного овоща. Опять же, если ребёнок отворачивается, не нужно кормить его насильно.

7 месяцев

За предыдущий месяц мы ввели разнообразные овощи в рацион малыша, теперь настало время каш: гречневой, рисовой, кукурузной и овсяной. На кашах детки обычно очень хорошо набирают вес.

К концу 7 месяцев у малыша уже есть завтрак и обед в определенное время. Это каша и овощное пюре. Чередуйте каши. Заведите блокнотик и записывайте, что сегодня ел ребёнок.

8 месяцев

8 месяцев — время фруктов и творога. Фрукты вводим следующие: яблоко, груша, банан и персик. Можно купит ребёнку ниблер и также давать в нём яблоко или банан.

Чернослив прекрасно помогает при запорах, точно так же, как и тыква.

9 месяцев

Девятый месяц — месяц ввода мяса. Начинать следует с гипоаллергенных сортов: кролика и индейки. Очень часто, если у ребёнка аллергия на коровий белок, то его сыпет и на говядину, а курица считается одним из самых аллергенных сортов мяса.

10 месяцев

Практически все продукты уже введены к 10 месяцам. В 10 месяцев вводим рыбу. Начинаем с судака.

СКАЧАТЬ Шарова — Азбука прикорма: безопасное введение прикорма (базовый) (2017)

Азбука прикорма: безопасное введение прикорма (базовый)
Людмила Шарова
Если Вы хотите легко и безопасно ввести прикорм малышу, избежав срыва желудка, возникновения аллергии и проблем со стулом, то обязательно прочтите этот текст до самого конца.
И вот почему:
С 2006 года, работая консультантом по грудному вскармливанию и введению прикорма, проведя более 300 консультаций по прикорму, я поняла, что:
Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок хорошо кушал, прибавлял в весе и рос здоровым, но не у всех это получается
Прикорм — это процесс знакомства ребенка с новым видом пищи, отличным от грудного молока (или смеси, если ребенок на искусственном кормлении).
На первый взгляд — ничего сложного в этом нет. Купили баночку пюре, накормили ребенка и готово. Но нет!
Введение прикорма — это очень ответственный момент для мамы и ребенка
Вот, какой результат вы получаете, действуя по этой системе:
Ребенок с удовольствием пробует новые продукты.
Здоровье ребенка укрепляется.
Вы не тратите много времени и сил на приготовление еды для прикорма.
Ребенок ведет себя за столом чисто и аккуратно.
Кушает с аппетитом.
Это будет курс о безопасном прикорме в первую очередь. О прикорме, как о способе знакомства ребенка с новым видом пищи.
Есть много вариантов введения прикорма, но Вам нужно не название прикорма, а схема действий, которая подойдет именно вашему ребенку.
Система, которая будет учитывать его особенности и потребности.
Вы разберётесь в этом вопросе и сможете взять то, что лучше всего подойдет вашему ребёнку и будет укреплять его здоровье, а не разрушать.
Благодаря такому подходу к введению прикорма, Вы сможете:
создать правильное отношение у малыша к еде,
кормить грудью так, чтобы это не мешало прикорму ребенка,
к году научить ребенка кушать самостоятельно и аккуратно,
кормить ребенка разнообразно. и он действительно будет кушать все,
кормления с развлечениями и мультфильмами
Кому стоит пройти этот семинар?
Вашему ребенку скоро предстоит вводить прикорм, а вы растеряны и не знаете с чего начинать.
Врач настаивает на прикорме ранее 6 месяцев ребенка, а вы хотите разобраться, действительно ли это нужно.
Вы начали прикорм, но столкнулись с запорами, высыпаниями и плохой реакцией ребенка.
Ребенок отказывается пробовать новые продукты.
Чтобы накормить ребенка, вам приходится устраивать целые представления или уговаривать его.
Ребенок плохо ведет себя за столом, шлепает руками, разливает еду, безобразничает и свинячит. Вы хотите, чтобы ребенок кушал чисто и аккуратно.
Вы хотите получить четкую схему, как и что делать при введении прикорма, а не тратить время на изучение миллиона противоречивых статей.
Вы запутались в объемах, последовательности введения продуктов, увеличении порций и как все это уместить в ребенка.
Вам важно, чтобы ребенок хорошо кушал, рос и развивался.
Вот какие результаты ждут вас после прохождения семинара:
Освоите систему введения прикорма, основанную на здравом смысле, знании физиологии ребенка и учете его психологических потребностей.
Вы будете знать с каких продуктов начинать прикорм, и в каком количестве их давать.
Вы узнаете на что нужно тратить время и силы в питании ребенка, а что можно смело игнорировать.
У вас будет простая и понятная схема ведения прикорма, учитывающая особенности вашего ребенка.
Сэкономите массу времени на поиске работающей информации о тонкостях прикорма и поддержании аппетита ребенка.
Сбережете здоровье ребенку и защитите его от проблем с ЖКТ, поджелудочной и почками в будущем.
Избежите печальной участи мам, которые устраивают ребенку развлекательные шоу, лишь бы он съел хоть 1 ложечку.
Все близкие будут восхищаться и радоваться хорошему аппетиту ребенка. Чур, я предупредила! (чтобы затем не было писем — как бы его заставить есть поменьше).
Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться.

Чем отличается педагогический прикорм от традиционного педиатрического. Разберёмся в особенностях знакомства грудничка с новыми вкусовыми ощущениями. Какие существуют преимущества и недостатки педагогического вида прикорма.

Прикорм — что такое?

  • Прикормом называется введение в рацион малыша дополнительных продуктов, с целью знакомства с новой едой;
  • Его вводят постепенно, учитывая готовность ребёнка;
  • ВОЗ рекомендует приучать детей ко взрослой пище после полугода. Позже можно, раньше не желательно, так как ферментная система малыша незрелая;
  • Если ваш кроха на грудном вскармливании, хорошо прибавляет в весе и росте, торопиться с прикормом не стоит, но и запаздывать тоже не рекомендую! При появлении признаков готовности к новым вкусам и консистенциям, имеет смысл начать приобщение ко взрослому столу.

Виды прикорма

В современной практике выделяют два вида: педагогический и педиатрический прикорм. Отличия между ними заключаются в технике, правилах, способах, сроках введения новых продуктов в меню грудничка.

Педиатрический прикорм;

  • Это традиционный способ введения дополнительных продуктов, который берёт начало с советских времён;
  • Врачами разработана специальная таблица, с рекомендуемыми видами блюд, где чётко расписаны: возраст, название пищи, количество в граммах;
  • Подобное обновление рациона постепенно заменяет грудное кормление и вытесняет его совсем к 1 году.

Педагогический прикорм;

  • Существовал всегда и еще 70 лет назад люди бы удивились, что для такого знакомства с продуктами есть такое заумное название;
  • Он основан на постепенном приучении малыша ко взрослому столу на комфортных для всей семьи условиях.

Вам обязательно пригодится: ЧТО ДАВАТЬ КРОХЕ С 6 МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА?

Что такое педагогический прикорм

Если вам интересно, что такое педагогический прикорм, то суть его заключается в употреблении ребёнком тех же продуктов, что едите и вы.

При этом кроха остаётся на грудном вскармливании и оно является приоритетным в режиме питания.

  • Вы постепенно приучаете малыша к общему столу;
  • Во время завтраков, обедов и ужинов ваш грудничок наблюдает, как вы принимаете пищу и вы даёте ему крошечную дозу (в объёме рисового зёрнышка) из своей тарелки, внимательно наблюдая за реакцией;
  • Разумеется, вы должны начать с безопасной дозы, по размеру и консистенции;
  • Тактика педагогического прикорма основана на осознании того факта, что прикорм — это знакомство малыша с новой пищей. причем, желательно знакомить сразу с той пищей, которую ребенок будет кушать всю дальнейшую жизнь. Это, конечно, очень кратко.

Мне даже сложно называть это каким-то типом прикорма, поскольку это просто определенный подход к введению прикорма, который можно успешно совмещать с обычным прикормом в виде пюре.

Главнейший плюс такого подход — ребенок имеет устойчивый и крепкий аппетит на протяжении всей дальнейшей жизни + хорошее пищеварение и отсутствие проблем с желудком.

Важно! Педагогический прикорм успешно применяют и мамы детей-искусственников. Ведь принципы прикорма и обучение поведению за столом подходят любому ребенку.

Основными целями педагогического прикорма являются:

  • приобщить малыша к семейным традициям принятия пищи;
  • научить пользоваться столовыми приборами;
  • научить аккуратно кушать и правильно вести себя за столом;
  • сформировать у ребенка хороший аппетит, чтобы исключить насильственное кормление.

Главная задача в педагогическом приёме: не накормить грудничка любыми способами, а познакомить с новыми вкусами и консистенциями еды.

По мере роста и созревания желудочно-кишечного тракта ребенка, вы постепенно увеличиваете дозировку новой пищи. Можно предлагать продукт небольшим куском, который малыш с удовольствием мусолит: яблочко, сухарик, баранка.

Так грудничок учится держать в руках продукт, самостоятельно подносить ко рту, пережёвывать. Обязательно следите за безопасностью.

После года вы уже можете полностью перевести кроху на общий стол.

Полезное по теме: ВВЕДЕНИЕ СОКА В ПРИКОРМ ГРУДНИЧКУ: КАК, КОГДА И СКОЛЬКО ДАВАТЬ?

Плюсы и минусы этого типа прикорма

Педагогический прикорм при грудном вскармливании считается наиболее физиологичным процессом приучения ребёнка к общему столу. Вас может шокировать то, что малышу предлагается не пюрированная еда.

Но подумайте, каким образом вводили прикорм наши прапрабабушки, когда не было ни мультиварок, ни блендеров, ни прочих приспособлений современного века? Вся семья имела единый рацион без различения возраста.

Рассмотрим положительные моменты педагогического прикорма:

1.Научить пониманию ценности еды. Вы не заставляете малыша кушать.

Замечено, что дети, выросшие на этом типе прикорма, имеют прекрасный аппетит и едят предложенное без копания.

Вкусный рецепт: ПШЕННАЯ КАША С ТЫКВОЙ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

2. Ощущение и следование сигналам своего организма. Оглянитесь вокруг и посмотрите, сколько людей страдают от переедания или тяги к сладкому. Это полное игнорирование потребностей тела, сформированное в результате советского прикорма.
При педагогическом подходе идет учет такой важной особенности рудничка: ребенок ест, подражая родителям, а не из чувства голода (по крайнем мере в самом начале прикорма).

Кстати, именно поэтому большинство детей, которых мамы начинают кормить по граммам из распечаток, выданных педиатром, сталкиваются к 7-8 месяцам с полным отказом ребенка от прикорма.

Если в 6 месяцев ребенок с удовольствием пробовал новые вкусы и съедал приличные объемы, то сейчас начинает сжимать губы и мотать головой.

Поздравляю! Вы своими действиями уничтожили пищевой интерес ребенка.

Самое лучшее, что можно сделать — это прекратить попытки накормить ребенка и начать действовать с учетом принципов восстановления и сохранения пищевого интереса.

В советские времена очень часто практиковалось форма манипуляции и насилия в принятии пищи: ложечка за маму, за папу и всех остальных. Такое поведение ведёт к устойчивому регулярному перееданию в дальнейшем и формированию нездоровых пищевых привычек.

3. Ребёнок учится жевать и глотать в благоприятный для этого период. Суть в том, что у ребенка есть физиологическая программа — научиться жевать и глотать твердую пищу в период с 7 до 9 месяцев. Если этот период упускается, а если вы кормите ребенка пюре, то точно пропускаете этот важнейший возрастной этап, то в дальнейшем сталкиваетесь с тем, что ребенок давится любым кусочком и может есть только пюре.
В моей практике были случаи, когда 2-3 летние дети оставались на питании жидкой пищей или могли есть только пюре, поскольку при попадании хоть малейшего твердого кусочка им в рот, у них начиналась рвота или они поперхивались и давились.

Коррекция такого состояния весьма сложна, требует времен и много терпения от мамы.

Гораздо проще все сделать правильно сразу, особенно сейчас, когда вы об этом прочитали.

В курсе Азбука прикорма, вас будет ждать подробный блок о том, как правильно знакомить ребенка с кусочками, как соблюсти технику безопасности и как научить ребенка жевать.

Полезное по теме: КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАУЧИТЬСЯ ЖЕВАТЬ?

4. Приучать к правилам поведения за столом;

  • Этот процесс вы начинаете задолго до прикорма: месяцев с 3 – 4 держите кроху у себя на коленях за столом, сначала он выступает в роли наблюдателя;
  • После полугода, когда грудничок готов к знакомству с новой едой, даёте ему микродозы блюд;
  • Как только малыш научится устойчиво сидеть, устраивайте его в специальный стульчик для участия в общей трапезе
  • Можно выдать безопасную ложечку, крышечки с целью изучить предметы. Покажите, как пользоваться столовыми приборами.

5. Вам не придётся готовить отдельное меню малышу. Соблюдая элементарные правила здорового питания, составляете ежедневный общий рацион для всей семьи. Конечно, имеются продукты, которые противопоказаны маленьким детям. Это нужно учитывать и не предлагать.

Важно! Кормить грудью вы можете, как до взрослой еды, так и после. На этапе введения прикорма ребенок может все запивать маминым молоком и это нормально.

Когда вы только начнете прикорм у вас могут появляться сомнения, трудности и многочисленные вопросы. Это нормально!

Подписывайтесь на нашу страницу на Фейсбуке, чтобы не пропустить самые полезные и интересные статьи про малышей.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *