Как выбрать профессию ребенку

Содержание

8 советов родителям, как помочь своему ребёнку выбрать профессию

Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Доверить выбор профессии школьникам, когда многим выпускникам и 18 лет нет, — опасное решение. По данным Росстата, по специальности у нас работает только около 40% населения. Цифры не то что намекают, они кричат о том, что больше половины выпускников зря потратили несколько лет на ненужную учёбу.

Нормальное желание родителей — помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.

1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность

К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:

Ребёнок должен выбрать профессию сам.

Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.

Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер — вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак. В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому. Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.

Мария, редактор

2. Разберитесь, какие профессии востребованы

Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.

Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует!

Ангелина, переводчик

Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо учить языки и посещать какие-то курсы.

3. Покажите профессии изнутри

У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.

На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.

Мои родители — преподаватели. Заклинали не идти в педагогику, ну я и не пошла.

Лида, специалист по рекламе

О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.

Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.

4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах

Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.

Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль. Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы. Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею.

Настя, копирайтер

Конечно, переезд ребёнка в другой город — это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.

5. Забудьте про тесты профориентации

Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования — безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.

6. Не путайте любимый урок в школе и профессию

Стандартная логика: хорошо даётся математика — иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература — на филолога, ничего не нравится — тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.

Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.

Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.

7. Не заставляйте непременно поступать в вуз

Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.

Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось. После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.

Мария, менеджер

Повальное увлечение высшим образованием ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом — просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.

8. Не заставляйте заканчивать обучение

В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал — заканчивай».

После девятого класса классный руководитель посоветовал моей маме отправить меня в техникум. Родители особо не выбирали, а отправили меня в строительный, потому что у мамы все коллеги его заканчивали. Мне сказали, что главное — получить диплом. Я покорно согласился. Отмучился четыре года. После уже самостоятельно принял решение получать высшее по другой специальности. Родители согласились, хоть и говорили: «Неужели зря четыре года отучился?».

Антон, дизайнер

Диплом об образовании и несколько лет учёбы — это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.

Чек-лист заботливого родителя

Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:

  • Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
  • Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
  • Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
  • Дать максимум информации о разных профессиях.
  • Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
  • Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.

А вам родители помогали с выбором?

Похожие статьи


Ирина Балманжи

Жизнь слишком коротка, чтобы бо́льшую ее часть проводить на ненавистной работе. Поэтому к выбору будущей профессии нужно отнестись очень внимательно и серьезно. Но как найти путь, который подходит именно тебе? Авторы книги «Дорожная карта» уверены: профориентационных тестов недостаточно. Необходимо прислушиваться к себе, пробовать разные варианты и не бояться свернуть с проторенной дороги.

Не бойся сойти с проторенного пути

Есть избитая фраза: «Ты можешь стать тем, кем хочешь». Хоть она и кажется затертым штампом, так уж вышло, что это правда. Но почему тогда все еще есть люди, которые занимаются не своим делом? Что мешает нам найти правильную дорогу к успеху, счастью и самореализации?

Дорожная карта

Ответ кроется в нашей природе. Одно из ее коварных свойств заключается в том, что мы склонны выбирать пути, которые до нас уже протоптали другие. Этот процесс начинается очень рано, и обойти его чертовски трудно.

Именно так и выглядит формула «успеха» в нашем обществе: универсальный путь, по которому все идут, дыша в затылок впереди стоящему, не обращая внимания на то, что делает нас самими собой. Это невидимый Конвейер, и, скорее всего, ты на нем.

Наши персональные Конвейеры по винтику собраны из всех тех ожиданий, уроков, примеров для подражания, благих советов и заранее предопределенных вариантов выбора, которые мы впитываем с того дня, как выползли из песочницы и подумали, кем же мы станем, когда вырастем.

Мы слышим, что нам подойдет карьера врача или юриста, что неплохо было бы работать в семейном бизнесе. Слышим, что у нас слишком большие амбиции (нам это говорят «для нашего же блага»). И все решения мы принимаем под давлением этих требований и страхов.

Ради безопасности мы отказываемся от подлинных желаний.

Мы выполняем свой долг. Мы вкалываем на работе и тащимся по заранее проторенной дороге, которая обещает стабильность, безопасность и комфорт.

Возможно, самое сложное дело в твоей жизни — переписать этот сценарий. Это может огорчить твоих близких, пошатнуть твои взгляды и убеждения, и, в конце концов, это бывает попросту страшно. Но оно того сто́ит.

Начни с вопросов к себе. Идешь ли ты туда, куда хочешь? Оправдывает ли твоя цель затраченные усилия? Не думай о том, кем ты «должен» быть, или кем тебя считают друзья, или кем ты пытаешься казаться в соцсетях. Кто ты на самом деле здесь и сейчас?

Эти вопросы помогут тебе понять, чем ты отличаешься от других, что делает тебя уникальным и что ты можешь предложить миру.

Отделяй ненужный Шум от полезных советов

Мы постоянно слышим галдеж тех, кто дает нам советы, и весь этот Шум заглушает нашу индивидуальность. Он исходит от членов семьи, учителей, социальных педагогов и в целом от общества.

Он в книгах, которые мы читаем, в телешоу, которые мы смотрим, во всех социальных сетях — и, что опаснее всего, он внутри нас самих. Одним этот Шум постоянно напоминает, что нужно зарабатывать деньги или идти по стопам успешных братьев и сестер. Другим он твердит, что они никогда не добьются успеха в выбранном деле или что они сумасшедшие, раз берутся за что-то новое, чего никто больше не делает.

Спрятаться от Шума — не значит превратиться в бунтаря, который мечтает набить на лбу татуировку и плюет на родителей. Речь вообще о другом. Речь о том, чтобы объективно посмотреть на все настойчивые рекомендации, чужие ожидания и конструктивную критику и принять собственное взвешенное решение.

Вот простая схема, которая поможет отделить ненужный Шум от полезных советов и отзывов:

Попробуй взвесить чужие предположения и убеждения и посмотри, гармонируют ли они с твоими интересами и ценностями — или же, напротив, противоречат им. Запомни главное: если, давая тебе совет, человек учитывает твою индивидуальность и его слова чем-то в тебе отзываются, есть вероятность, что это не Шум. А если что-то тебе подсказывает, что это не про тебя, это Шум.

Ищи дело жизни на стыке своих интересов

Люди, которые живут наиболее полно, стараются встроить свои интересы в работу. Подумай: чем тебе нравится заниматься? Может быть, ты все выходные выкладываешь видео, которые снял? А может, гуляешь по лесу или высаживаешь цветы в парке? Или строишь современные здания, играя в Minecraft?

Не пугайся, если интересы, которые ты в себе обнаружишь, покажутся тебе несерьезными. В наши дни рынок настолько разнообразен и так часто и резко меняется, что можно найти массу удивительных способов совместить свои увлечения с работой.

Интерес к просмотру мультфильмов субботним утром может привести к руководящей должности на телеканале Cartoon Network, как это случилось с Майком Лаццо. Из человека, который просто любил разглядывать кости, вырос видный специалист в области судебно-медицинской антропологии — так было с профессором Университета Теннесси доктором Биллом Бассом.

Главное — не загонять себя в рамки. Мысли неординарно, комбинируй разные интересы, отражающие одновременно несколько сторон твоей личности, — так у тебя будет больше шансов найти что-то, что тебе понравится. Придумай себе роль. Изобрети, если ее еще нет.

Изучай свои Основы

Увлечения, дела, которые тебя вдохновляют, — это кирпичики, из которых строишься ты сам. Но интересы — только первая составляющая. Есть еще кое-что, связывающее их воедино. Назовем это Основами.

Если вкратце, Основа — это твой центральный элемент, от которого зависит, что именно приносит тебе удовольствие. Она побуждает тебя увлекаться теми или иными занятиями и почти наверняка проявляется в каждом из них.

Допустим, ты любишь готовить. Эта информация лежит на поверхности. Но давай копнем глубже и посмотрим: на чем основан этот интерес? Тебе нравится экспериментировать с рецептами блюд и придумывать новые? Нравится работать руками? Ты пишешь детальный отзыв после посещения каждого кафе? Ты чувствуешь прилив сил, когда учишь племянницу печь печенье?

Поняв, что именно притягивает тебя к предмету твоих интересов, ты лучше поймешь, какой путь выбрать, чтобы он не противоречил твоим особенностям. Посмотри на примеры ниже. Какие из них находят в тебе отклик? А что тебе совсем не подходит?

Чтобы осознать свои Основы, надо выйти за пределы привычного представления о себе. Их нельзя сформулировать фразами типа «я хороший человек» или «я люблю готовить». «Мне нужно о ком-то заботиться» или «мне нужно создавать что-то новое» — вот это уже другое дело.

А теперь соедини все то, что делает тебя тобой, — твои Основы и Ключевые интересы. Так ты получишь сценарий того, чем хочешь заниматься в жизни.

Тебе не нужно принимать решение прямо сейчас. Попробуй поменять один из Ключевых интересов или Основу. Миксуй снова и снова. Пока что твоя цель — определить все сочетания, которые покажутся тебе привлекательными.

Помни: твои мечты не безумны

Первая трудность на пути к жизни, основанной на интересах, — осознать, что такая жизнь вообще возможна. Принять сам этот факт может быть крайне сложно. Если в твоей картине мира никогда не было места идее стать журналистом, инженером, шеф-поваром французского ресторана, уличным художником, скульптором или обжарщиком органического кофе, то любой из этих вариантов покажется тебе диким.

Из-за ограниченного вида, который открывается перед нами с Конвейера, мы отказываемся поступать по-другому. Но правда в том, что у каждого из нас есть масса возможностей.

Даже самые странные идеи могут работать и приносить доход, если неуклонно следовать своим интересам. Возьмем, к примеру, Элис Бенштейн. Имея ученую степень, она работает на кондитерской фабрике Jelly Belly. Элис объединила свою любовь к кулинарии и науке и сейчас зарабатывает, изобретая новые вкусы конфет.

Есть и другие профессии, словно бы сшитые на заказ для конкретных людей. Вот некоторые из них:

Существует множество людей, которые не просто балансируют между домом и работой, а действительно живут с удовольствием, занимаются любимым делом и процветают. А теперь ответь: разве правы те, кто называет твои мечты безумными?

Больше о том, как разобраться в себе, вырваться за рамки и найти дело жизни, — в книге «Дорожная карта»

Иллюстрации из книги

Дело жизни: как помочь детям выбрать профессию

В 2016 году прошла Всероссийская профдиагностика — эксперты опросили больше 20 тысяч старшеклассников. Выяснилось, что только 32,1% школьников определились с вузом и профессией. Треть опрошенных — 34,6% — не выбрали ни то, ни другое. Остальные определились с чем-то одним: или образованием, или будущей профессией. У половины опрошенных нет любимого предмета, и большинство из них — те, кто пока не решил, кем им быть.

Человек учится делать выбор с самого рождения: младенец отказывается от неинтересной игрушки и тянется к той, которая больше привлекает. Если родители помогут ребенку сохранить это умение, научат делать выбор и справляться с его последствиями, то он подойдет к выбору дела своей жизни спокойно и уверенно. А главное — сделает этот выбор сам.

Мы спросили психологов, преподавателей и тренеров, как помочь ребенку сделать выбор и нужно ли это делать.

Профориентация — что это и зачем

Обязательного предмета «профессиональная ориентация» в школе нет. Подростки выбирают вуз и профессию исходя из собственных соображений и в лучшем случае — разговора со школьным психологом. Еще советы исходят от родителей, которые видят ситуацию по-своему и очень переживают за будущее своего ребенка.

«Пять лет назад профориентация предполагала внешнюю оценку человека, — рассказывает Тимур Жаббаров, сооснователь «Smart Course. Системы развития подростков». — В основном это были тесты, и в единичных случаях взрослый садился с ребенком и как коуч помогал ему разобраться. Тесты — полезный инструмент, но я убежден, что это должен быть второй шаг. Первый шаг — дать ребенку «компас», разобраться вместе, чего он хочет».

«Весь процесс профориентации — это постепенная передача ответственности за выбор профессии на самого ребенка, — уверен Кирилл Кузнецов, специалист научно-методического отдела ООО «Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»». — Но суть не в том, чтобы диагностировать, распознать и сказать: «Все, эта профессия тебе подходит». Важно, что ребенок получает информацию о профессиях. Профориентация — это не какое-то одномоментное решение, а процесс, растянутый во времени».

Дима Зицер, педагог, директор Института неформального образования, в принципе против такого термина: «Мы можем разложить термин «профориентация» — это значит сориентировать человека на какую-то профессию. Тут есть конфликт и нет выбора. В самом термине есть манипуляция. Я не должен никого ориентировать, человек должен выбирать сам».

Выбрать три кружка, чтобы два из них бросить: как помогать выбирать

Ребенок, которому разрешали выбирать, осознанно обратится за помощью, если она нужна. Главная задача взрослых в этом случае — дать информационную поддержку, показать, где искать, а не делать выбор за него, уверены эксперты.

«В начальной школе кружки можно менять легко, — считает Кирилл Кузнецов. — Давить на то, что раз поступил в музыкалку — заканчивай все 7 классов, я бы не стал. Я всегда говорю так: надо выбрать три кружка, чтобы два из них потом бросить».

«Любое насилие, требование делать что-то вопреки желанию и возможностям — это стресс для ребенка. Это разрушает психическое здоровье и нарушает социализацию, — уверена Марьяна Безруких, педагог, детский психолог, директор ФГНУ «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования. — Так, на первый взгляд безобидное «мало ли чего ты не хочешь, начал заниматься музыкой/теннисом/шахматами — должен продолжать» может стать непреодолимым препятствием в выборе будущей профессии».

В этом возрасте дополнительные занятия — еще не будущая профессия. Но к 16–18 годам они сформируют багаж знаний молодого человека, на основе которого он сделает осознанный выбор учебного заведения.

Родительская информационная поддержка не ограничивается кружками и секциями. Взрослые могут рассказать о своих профессиональных выборах, вспомнить жизненные истории друзей. Если ребенок тянется к какому-то делу, интересуется им — можно найти среди знакомых представителя этой профессии и дать пообщаться с ним.

Однако подростки не всегда готовы обсуждать выбор профессии с родителями. Все зависит от степени доверия, от принятого в семье и сложившегося характера общения. Обижаться или бояться этого не стоит: сегодня подростку несложно узнать обо всех тонкостях профессиональной деятельности, о востребованности специальности, оплате труда, о возможностях профессионального роста и карьеры.

Возраст и навыки: на что обратить внимание

У каждого возраста есть своя ведущая деятельность, свои достижения, которые должны случиться.

У дошкольников это два параллельных процесса. Первый — знакомство с миром людей и взаимоотношений, второй процесс — это развитие виртуальных функций, ведущей нервной деятельности: внимание, память, мышление. Дети учатся в ходе ролевой игры. Лечить куклу или катать мишку в игрушечном грузовике — это важный опыт копирования жизни взрослых.

В младшей школе хорошо выбрать первые дополнительные занятия. В это время интересы ребенка во многом определяют родители, поэтому он, скорее всего, прислушается к советам. Но успехи в шахматах или танцах не повод называть ребенка танцором или шахматистом. Занятия формируют у него базу навыков: ребенок учится учиться, разбирается, что же ему интересно.

Подростки и их родители, как правило, находятся в напряжении из-за предстоящих экзаменов. Школа нагнетает ситуацию, а подготовка к ЕГЭ превращается в священную цель всех предыдущих лет учебы. «Для вуза важно, что ребенок может выучить даже то, что ему неинтересно. ЕГЭ здесь работает как некий показатель готовности учиться. Лучше готовиться к экзамену с таким настроем», — говорит Кирилл Кузнецов.

К моменту выпуска из школы ребенок уже увидел и изучил много ролевых моделей. Кроме родителей, в его жизни мог появиться другой значимый взрослый — родственник, учитель или друг, — к советам которого он прислушивается. Общение с другими взрослыми, опыт друзей — все это влияет на будущий выбор.

Но выбор вуза — это не последний шаг на пути к делу жизни. Может случиться так, что специальность в дипломе не станет профессией, но студент научится добывать информацию, найдет единомышленников, заведет полезные контакты и получит важные навыки. Этот багаж добавляет уверенности в своих силах тем, кто решается сменить профиль после вуза. Выпускникам, которые идут трудиться по специальности, контакты и навыки помогут не растеряться на первом месте работы.

«Мы настаиваем, чтобы родители и подростки воспринимали вуз как некий набор навыков, которые можно сформировать за эти несколько лет как сетку контактов, — рассказал Тимур Жаббаров. — Надо учитывать, что в России по профессии работают меньше 40% населения, по разным оценкам. И в этом нет ничего страшного: они классными делами занимаются, просто по-разному относятся к школьному образованию и вузам. Кто-то говорит, что пять лет потерял, а кто-то отлично провел это время. Видел ли я порушенные судьбы, где человек прошел факультет лингвистики МГУ и не нашел себе места в жизни? Видел. Имеет ли это отношение к лингвистике, к МГУ и выбору вообще? Нет. Это имеет отношение к человеку, который почему-то решил, что будет проживать свою несчастливую жизнь так, а не по-другому. И есть много вариантов это поправить.

Раньше были какие-то всем известные дорожки, которые гарантировали успех: пойти в МИД, дойти до ЦК партии. Они были обозначены в пространстве. Родители подростков сейчас отказываются верить, что в современном мире таких дорожек нет. Гарантий нет. И они пытаются из своего прошлого опыта предположить, что будет актуально для ребенка лет через 15, и погрузить в эту картинку ребенка».

Когда профориентация не помогает?

Часто у самих родителей есть проблема в профессиональной сфере: не любят свою работу или сами ее не выбирали. В этом случае им трудно помочь ребенку, так как у них тоже нет подходящих инструментов.

«За 4 года работы мы поняли, что с подростком можно и нужно говорить про выбор. Но с кем еще важно работать — с родителями, с семьей, с контекстом, — рассказывает Тимур Жаббаров. — По нашей статистике, у абсолютного большинства ребят, у которых есть трудности с этим шагом и они замирают в страхе, интересная ситуация с работой у их родителей. Либо они ее не выбирали, либо работа не нравится, либо родители прямо сейчас находятся в стадии выбора и тоже не могут с ним справиться. По прогнозам аналитиков, самый большой спрос на профориентацию в ближайшие годы возникнет у людей от 40 лет».

Эксперты советуют начать с решения своих рабочих проблем. Личный пример убедит ребенка лучше, чем наставления о будущем от человека с профессиональными трудностями. Если в семье много и с удовольствием говорят о рабочих делах, если профессия вдохновляет родителей, ребенок сделает правильные выводы.

«Сам термин «профориентация» — это обман. Надо стараться не попадать в это поле, — советует Дима Зицер. — Понятно, почему любой родитель оказывается в этом — это многовекторное давление. Соседка сказала: «Ой, а мы уже знаем, куда он будет поступать» — в 14 лет. Учительница сказала: «Вам пора бы определяться с профессией». По телевизору сказали: «Вот, пора записываться на курсы перед университетом». Все — у меня как у родителя начинается припадок. В этот момент мой искренний совет — заниматься собой. Это очень спасает родителей. Когда мы занимаемся собой, а не ребенком, никто не сможет нам что-то навязать».

Если семья заинтересована во взрослении человека, его будут учить сомневаться и делать свой выбор, справляться с последствиями, искать свое дело и с удовольствием им заниматься.

Кратко о профориентации:

  • Профориентацию можно воспринимать по-разному, но человеку рано или поздно нужно будет определиться с делом жизни. Есть разные способы помочь ему это сделать: программы профориентации предлагают тесты, консультации психолога, смены в профлагерях и другие варианты.
  • Механизмы выбора кино на вечер и будущей профессии очень похожи. Они рано формируются — младенец уже умеет выбирать, что ему интересно. Задача взрослого — помочь сохранить это умение.
  • Дети боятся, что в них не верят. Взрослые могут снять напряжение, дать поддержку — это мотивирует детей.
  • Родителям лучше честно говорить с детьми о будущем: делиться сомнениями, анализировать успехи и неудачи, искать информацию о профессиях и образовании. Давление мешает.
  • Если у родителей проблемы с работой, важно заняться ими.
  • Совет психолога или консультация тренера — это просто новая информация для родителя, а не единственно верный способ действовать.

Тем взрослым, которым не меньше подростков хочется разобраться в себе и своих желаниях, мы предлагаем тест «Профориентация». Он не дает четких ответов, но помогает понять себя и наводит на мысли о том, какие способности и желания есть у человека сейчас и как реализовать их в профессиональной деятельности. Тест занимает чуть больше часа .

Пройти «Профориентацию»!

Чтобы помочь подростку определиться с выбором профессии, родителям необходимо знать, как именно они могут подтолкнуть ребенка к тому или иному решению.

Ведь иногда очень сложно понять, где заканчивается забота и начинается навязывание своего мнения.

Мы поможем досконально разобраться в этом вопросе. Также статья будет полезна и школьникам старших классов, еще не решившим, чем они хотят заниматься в будущем.

Почему важно выбирать профессию заранее

Прежде всего необходимо понимать, что работа — это неотъемлемая часть жизни каждого человека, но не первостепенное.

Поскольку в среднем каждый житель планеты тратит на работу без малого 40–50 часов в неделю, важно подобрать себе такое дело, которое не будет вызывать дискомфорта, внутреннего противоречия и отторжения.

На чем же должен основываться выбор будущей специальности?

Почему необходимо определиться с профессией

Очень часто от старшеклассников можно услышать: «Куда мне торопиться? Никто из моих друзей еще не выбрал универ. Вот закончу школу, и все решу».

К сожалению, это в корне неверный подход. Конечно, никто не заставляет еще в восьмом классе выбирать будущий колледж или даже ВУЗ, но задуматься о будущем необходимо заранее.

Определиться с профессией всегда не просто

Все дело в том, что выбор профессии должен формироваться у ребенка годами, складываться из сонма различных интересов и личных достижений.

Если вовремя акцентировать внимание на увлечениях, помогать в развитии талантов и навыков, то у подростка не возникнет проблем с определением будущей профессии.

Родителям необходимо помочь, а не препятствовать воле детей. Но об этом мы поговорим немного позже.

Важно понимать, что работа — это не обязательно дело всей жизни.

Но она должна быть направлена на развитие качеств личности, а не на зарабатывание денег или потакание чужим прихотям.

Совет: не стоит забывать, что любое занятие накладывает отпечаток на личность. Учитывайте это при выборе специализации.

Разбираемся, как определиться с выбором профессии подростку

На что нужно обращать внимание перед выбором будущей работы:

  1. Любимые занятия
  2. Творческие навыки
  3. Сфера углубленного интереса
  4. Желание посвящать занятию большую часть свободного времени

Если сложно вычленить одно увлечение из множества равноценных, необходимо отделить занятия для формирования будущего от хобби.

Принципиальные отличия работы от хобби

Решив определиться с профессией, каждый подросток должен понимать одну простую истину: работа не является хобби.

На первый взгляд, ничего нового в этом утверждении нет, но множество юношей и девушек по всему миру совершают эту ошибку — выбирают профессию исходя исключительно из своих увлечений. Приведем пример.

Ребенок любит животных, ему нравится о них заботиться. На основе одного этого факта он выбирает профессию ветеринара, не учитывая особенностей этой медицинской специализации.

А потом разочаровывается, оказавшись не с любимыми животными, а в пыльных аудиториях с учебниками по анатомии и на далеких от романтизма клинических практиках.

Совет: если ребенку нравится ухаживать за животными, устройте его волонтером в зоопарк. Тогда он сможет определиться: хобби это или желание связать с подобной работой жизнь.

Позвольте вашему чаду выбирать ВУЗ самостоятельно

Чтобы отличить увлечение от чего-то более серьезного, можно использовать различные кружки и дополнительные занятия.

То есть чтобы научиться рисовать, не обязательно становиться дизайнером, а при желании стать модельером сперва стоит записаться на курсы кройки и шитья.

Итак, попробуем сформировать список предложений о том, как отличить хобби от работы, которые помогут подростку определиться с будущей профессией:

  1. Понять, насколько сильно вы любите то, чем хотели бы заниматься
  2. Прочесть специализированную литературу о профессии
  3. Записаться на сопряженные с профессией курсы
  4. Сходить на несколько открытых лекций по специализации в университет

На самом деле, последний пункт отлично подходит и для тех, кто уже твердо обозначил свое будущее занятие.

Чаще всего студенты бросают учебу именно на первом курсе, поскольку она кардинально отличается от их ожиданий.

Методы выбора профессии

После того как все хобби были отделены от желаемой специальности, необходимо провести дополнительные тесты, чтобы определить насколько подростку подходит выбранная профессия.

Существует много способов, которые позволяют быстро и доступно выяснить, в какой области можно себя реализовать. Мы расскажем о наиболее оптимальных.

В случае необходимости обратитесь за помощью к специалисту

Помощь профориентолога

Существует множество центров, предоставляющих консультации по профессиональному ориентированию для подростков.

Можно выбрать как платные, так и бесплатные услуги. Специалист проведет серию тестов и определит наиболее подходящую профессию.

Совет: следует выбрать центр тщательно, иногда платные консультанты проводят только поверхностное оценивание.

Консультация состоит из нескольких этапов:

  1. Тестирование
  2. Оценка способностей и увлечений
  3. Беседа по результатам

После консультации ребенок получает на руки результаты тестов, которые затем может обсудить с родителями.

Не забывайте при этом, как нужны и важны ваши поддержка и понимание

Обычно специалисты максимально подробно рассказывают обо всех особенностях и возможностях подходящей профессии.

Тесты в интернете

Если поблизости нет хорошего центра профориентации, можно провести тесты своими силами.

Чтобы узнать, как подростку определиться с выбором профессии, следует поискать сайты с бесплатными онлайн-тестами.

5+ самых популярных среди них:

  1. Тест на профориентацию Дж. Холланда. Позволяет определить тип личности и наиболее подходящие к нему профессии.
  2. Методика О.Ф. Потемкиной для определения ориентации на процесс или результат, труд или свободу, альтруизм или эгоизм и т. д.
  3. Определение типа будущей профессии по методу Е.А. Климовой. Помогает разобраться в профессиональных интересах и подобрать профессию на их основе.
  4. Карта интересов А.Е. Голомштока позволяет очертить сферу интересов личности в профессиональной сфере.
  5. Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши. Оценивает склонности личности к различным сферам деятельности: искусству, технике, работе с людьми, склонностям к умственному или физическому труду.

Не приуменьшайте значимость онлайн тестов

Поскольку тесты составляют опытные психологи, результаты довольно точно позволяют определить направление, в котором следует развиваться в будущем.

Для получения максимально точного результата следует пройти три-четыре таких тестирования.

Советы друзей и знакомых

Не следует пренебрегать помощью окружающих. Задавая всем вопрос о том, как они определились с выбором профессии, можно узнать много нового и интересного.

Родители и другие родственники должны поделиться собственным опытом, но не приукрашивая действительность, а честно объясняя на кого они учились, стали ли специалистом в выбранной области или в итоге пришли к чему-то другому.

Попробуйте достучаться до сердца ребенка с помощью советов людей, которых он уважает

Очень часто советы окружающих позволяют подростку сформировать свое собственное мнение.

И если взрослые будут терпеливы, честны и внимательны, то в будущем ребенок сможет реализовать себя в деле, которое ему действительно нравится.

Ведь гораздо сложнее искать свою дорогу в жизни, будучи уже состоявшейся личностью, которая не получила поддержки в столь трудном возрасте.

Контроль или забота: чем могут помочь родители

Советы и помощь родителей необходимы каждому ребенку.

И здесь очень важно вовремя отделить собственные желания и нереализованные стремления от того, что будет нужным и правильным для юного человека.

В противном случае вы рискуете не только испортить если не жизнь, то ближайшие пять-десять лет вашего сына или дочери, но и создать бессмысленный конфликт.

Не стоит заставлять ребенка выбирать профессию силой

Советы для мудрых родителей

Конечно, каждому родителю хочется, чтобы ребенок получил достойное образование, хорошо зарабатывал и получил все, о чем некогда мечтали вы сами.

И это первая и фатальная ошибка всех пап и мам.

Будьте честны перед самими собой и вспомните, как повлияли ваши собственные родители на выбор вашей профессии?

Помогло ли вам их решение? Стали ли вы счастливым? Довольны ли вы своей жизнью?

Психологи умоляют родителей прислушаться к нескольким полезным советам:

  1. Не ставьте детей перед выбором: любимое дело или заработок. Чем бы не увлекался подросток, какими бы бессмысленными и глупыми не казались вам его увлечения — на каждом из них можно заработать. Если ребенок увлекается компьютерными играми, расскажите ему о турнирах профессиональных игроков, работе обзорщика игр или даже профессионального разработчика. Все эти занятия оплачиваются в современном мире очень хорошо.
  2. Слушайте своего ребенка. Нередко дети сами не знают, что уже определились с будущей специальностью. Так, они могут рисовать все свободное время, совершенствовать свои навыки, изучать литературу и посещать занятия по рисованию, даже не задумываясь о том, как много может зарабатывать профессиональный художник, окончивший соответствующее училище или институт.
  3. Ставьте себя на место подростка. Никогда не забывайте о том, что вы стали самостоятельным человеком только потому, что учились на собственных ошибках. Уберегать от промахов — это нормально. Но вы не проживете за ребенка его жизнь. Поддерживайте его начинания и утешайте во время неудач.
  4. Дискутируйте. Позвольте ребенку аргументированно доказать, что его выбор взвешенный и обоснованный. Подобная дискуссия (не ссора!) позволит вам увидеть, насколько трезво он оценивает свои перспективы и готов ли он трудиться.

Помните, что более всего от вас требуется понимание

Ничего принципиально нового в этих рекомендациях нет.

Однако, очень часто родители забывают простые истины и руководствуются только собственными соображениями и представлениями. Ребенок — это не вы, не ваша собственность.

Каждый человек является отдельной самостоятельной личностью, интересы которой необходимо уважать.

Помощь в нестандартных ситуациях

Гораздо сложнее приходится родителям, дети которых вынуждены испытывать трудности с определением будущей специальности из-за физических проблем.

Как помочь определиться с будущей профессией подростку, который получил инвалидность 1 или 2 группы? И что в этой ситуации могут сделать родители?

Первое, что нужно помнить и ребенку и родителям — инвалидность не является приговором.

Существует более ста профессий, которые могут освоить дети с проблемами. В зависимости от возможностей, предпочтений и стремлений, можно выбрать сразу несколько направлений будущей деятельности.

Существует более ста профессий для людей с инвалидностью

Конечно, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, помочь ему преодолеть зажатость и позволить раскрыть весь творческий потенциал.

Это трудный и сложный процесс, но все усилия, направленные на поддержку подростка, с лихвой компенсируются его счастливым и полноценным будущим.

Совет: обязательно проконсультируйтесь с психологом и вместе пройдите курсы профессиональной ориентации. Это покажет ребенку, что он не останется один на один со своей проблемой.

Не менее полезным будет общение с родителями, которые уже преодолели подобные трудности.

Прочтите соответствующую литературу, проявите инициативу.

Самым главным для каждого подростка является возможность опереться на родителей, получить поддержку и помощь, без лишних комментарий и осуждения.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *