Как я пришла к богу?

Интервью Епископа Саратовского и Вольского Лонгина газете «Саратовская панорама». Опубликовано в № 2 (229) от 14 января 2004 г.

— Владыка, расскажите, как Вы пришли к вере? Предшествовал ли этому какой-нибудь особенный момент в Вашей жизни?

— Я благодарю Бога за то, что в детстве меня водили в храм, причащали. Потом был период взросления, когда я не ходил в церковь. Но когда в студенческом возрасте начали возникать вопросы о смысле жизни, я знал, помнил, куда надо идти за ответами. Тогда я был еще далек от церковной жизни, но очень много читал. В то время я учился на филологическом факультете Абхазского Государственного университета, хотел стать учителем и часто проводил лето в Москве, у бабушки. А однажды друг повел меня в храм «Всех скорбящих радосте» на Большой Ордынке, и я услышал замечательную проповедь… В этом храме тогда пел лучший в Москве хор, а среди прихожан было много людей искусства — писатели, художники, музыканты. И я тоже начал туда ходить, постепенно проникаясь красотой церковной жизни.

— И все-таки: как, когда пришло решение стать священником?

— Не могу сказать, что был какой-то толчок, момент прозрения: вот, мол, еще вчера вечером я был человеком неверующим, а утром проснулся верующим и с желанием стать священником. К этому я шел постепенно. Но когда твердо решил стать священником, и узнал, что для поступления в семинарию нужно отслужить в армии, пришел в военкомат и сам написал заявление, чтобы меня забрали…

— Наверное, этот поступок и в то время многим показался странным?

— Конечно, ведь у меня была законная отсрочка. Поэтому даже маму попросили расписаться на заявлении, что она согласна. Потом я благополучно отслужил полтора года в армии и поступил сразу на второй курс духовной семинарии. А еще через год — принял монашеский постриг.

— Значит, Вы тоже принадлежите к поколению, которое пришло к Церкви уже во взрослом, сознательном возрасте, со всеми вытекающими отсюда трудностями «переходного периода»?

— Я глубоко убежден, что каждый человек приходит к Богу своим, неповторимым путем. Хорошо, когда человек с ранних лет живет верой. Во взрослом возрасте бывает гораздо труднее распознать Божий призыв, который нередко выражается в муках совести, недовольстве собственной жизнью, внутренних метаниях. Многие люди ищут, но не все находят. Ведь для того, чтобы придти к Церкви, приходится во многом ломать свою жизнь, нужно суметь искренно покаяться, а это бывает очень трудно, для кого-то — непосильно. Я знаю немало людей, которые яростно, в муках отстаивают свое право быть, оставаться неверующими… Это бывает страшно — видеть, как они сами при этом мучаются. Мы должны не осуждать, а молиться за всех неверующих и всеми силами помогать им. Ничего не желает Господь, как только того, чтобы, ощутив сердцем Его любовь, мы сами откликнулись на нее…

— Владыка, можно ли сказать, что на сегодняшний день Вы самый молодой глава епархии?

— Нет, не так. На сегодняшний день я — последний из рукоположенных епископов*, а по возрасту есть и моложе меня. Но, думаю, что и «самым последним» я буду оставаться недолго, может быть, несколько месяцев… Слава Богу, потребность в духовенстве все время растет. Посмотрите сами: за последние десять лет количество храмов по стране увеличилось на порядок, но они нигде не стоят пустыми, везде есть люди. Мало того — храмов сильно не хватает…

*На момент выхода газеты — уже предпоследний.

— Во всех своих интервью Вы говорите, что Саратовская губерния в этом смысле особенно заметно отстает от остальных?

— Да, в Саратовской епархии положение дел все-таки особенно трудное. Например, в Воронеже — я сейчас говорю только об одном городе! — на сегодняшний день действуют 80 приходов. А мы имеем 70 действующих церквей на всю епархию. Недавно на дни памяти Владыки Пимена из Волгограда приезжал Владыка Герман — мы много беседовали… Так вот, в соседнем Волгограде имеется уже 60 приходов, а у нас, на все миллионное население Саратова и Энгельса — меньше двух десятков действующих церквей! Как видите, разница колоссальная. При таком положении я готов открывать новые приходы не только в храмовых зданиях, но и в любых приспособленных для этого помещениях.

К сожалению, многие храмы нашей губернии до сих пор еще не переданы Церкви, лежат в руинах, и мы сильно опасаемся, что скоро их невозможно будет восстановить. Нужно еще более активно заниматься реставрацией старых и строительством новых храмов, а это возможно при поддержке руководства области и города, бизнесменов, всех неравнодушных людей.

— Главные события прошедшего 2003 года — какие они для Вас?

— В октябре прошлого года в наш город прибыли мощи святых угодников Божиих, преподобных Киево-Печерских и Радонежских отцов, которые затем с крестным ходом были перенесены в кафедральный Свято-Духовский собор Саратова. И так отрадно было видеть всеобщее воодушевление, вызванное этим событием, ставшим подлинным духовным торжеством для верующих нашей епархии! Можно было видеть, как даже люди, не принимавшие участия в крестном ходе, стоявшие у обочины дороги, провожали взглядом святыню, а кто-то, не стесняясь, плакал от умиления, от переполняющих душу чувств.

Также и кратковременное пребывание в Саратове другой святыни, чудотворной иконы преподобного Серафима Саровского, доставило радость и утешение множеству людей, очередь к храму преподобного растягивалась на десятки метров: верующий народ часами простаивал на осеннем холоде, только бы поклониться образу великого чудотворца, испросить его помощи и благословения.

В декабре в Саратове прошли «Дни памяти архиепископа Пимена (Хмелевского)», приуроченные к десятилетию со дня кончины этого замечательного русского иерарха второй половины XX столетия, который двадцать восемь лет нес служение в нашей епархии. Дни памяти Владыки Пимена вылились в целый комплекс разнообразных мероприятий церковно-просветительского характера, столь необходимых сегодня, когда Церковь как никогда должна быть открыта для мира.

Значительным событием стала и прошедшая 17-18 декабря Первая научно-практическая конференция «Православие и духовное здоровье нации», целью которой явилось установление конструктивного диалога между Церковью и властью, институтами образования и здравоохранения.

— Судя по всему, Вы уделяете большое значение православному образованию и просвещению. Сейчас этот вопрос стоит на первом месте?

— Это очень важный вопрос. Но все-таки самая главная для нас сегодня задача — всеми силами постараться наладить нормальную приходскую жизнь в епархии, а для этого, как я уже сказал, нужны новые храмы, больше священнослужителей. На сегодняшний день наши батюшки чересчур перегружены, и времени и сил у них порой хватает лишь для исполнения самых насущных культовых потребностей сотен прихожан.

А ведь на самом деле нужно, чтобы священники всех своих прихожан знали в лицо, знали проблемы каждого, ждали их у себя в храме, радовались встрече. Ведь когда-то в России так и было…

Я глубоко убежден, что именно во время исповеди устанавливаются по-настоящему глубокие отношения между священником и его чадами, и такое общение не могут заменить никакие научные встречи или диспуты. Мы должны возрождать церковные общины, а это, прежде всего, люди, которые умеют жить общими делами и интересами, помогают друг другу и своим ближним. Сейчас приходская жизнь постепенно восстанавливается — но пока очень медленно…

— Владыка, а что Вы считаете своим домом? Как удается отдыхать, восстанавливать свои силы?

— Для меня дом, это то место, где я несу служение. Теперь это Саратов. А отдыхать пока некогда — слишком много нужно успеть сделать.

— И последний вопрос: в эти святочные дни душа настроена на что-то необычное… А было ли в Вашей жизни то, что вы можете назвать чудом, видимым проявлением Промысла Божия?

— Именно в том московском храме, в который я начал ходить в студенческие годы, находилась старинная и очень редкая икона святого мученика Лонгина Сотника. Икона была почитаемой, и поэтому всякий раз по окончании службы я слышал это незнакомое мне поначалу имя. И когда впоследствии стоял на монашеском постриге и вдруг прозвучало: «Брат наш, монах Лонгин…», я был поражен, и на своем уже примере убедился в том, что путь каждого человека складывается не по воле случая, а по великому Промыслу Божию.

Газета «Саратовская панорама» № 2 (229), 14 января 2004 г.

Что такое настоящая красота и свобода? Как пережить современные искушения и оставаться стойкими в вере? Почему люди идут в раскол? Все ли добро, что мы делаем ближним, — добро? Как научиться смирению?

Накануне дня ангела Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий дал интервью «Церковной православной газете».

— Ваше Блаженство, в своих проповедях Вы часто говорите о красоте человека. Что Вы имеете в виду, о какой красоте идет речь?

— Все, что Бог творит, причастно красоте Божией. Также был красив и первозданный человек, созданный по образу и подобию Божию. После грехопадения человек утратил подобие Божие — ту красоту, которой наделил Бог человека. Для того чтобы вернуть себе эту первозданную красоту, человек должен очистить свои душу и тело, вновь сподобиться чести быть чистым творением, подобным нашему Творцу. И Иисус наш Спаситель пришел на землю именно для того, чтобы дать нам возможность увидеть красоту Божественной природы и красоту и силу человеческой природы. Он уничтожил преграду, стоявшую между Богом и людьми, — грех. Иисус сделал человека доступным для действия Святого Духа Утешителя.

— Ваше Блаженство, для чего нужны человеку испытания, искушения?

— Всякое испытание, даже самое незначительное, — это вопрос: «Ты верен Христу или не верен, любишь Христа или что-то иное?». Именно поэтому все искушения важны для нашей души, потому что на них мы должны ответить: «Да, я верен Богу, я хочу служить Богу, я хочу жить с Богом».

Преодолевая испытания, человек узнает, какой он на самом деле и на что способен. Живя в благополучии, человек может даже не знать, что у него внутри, — он как будто находится в спячке. Но когда человек достойно переживает скорби, болезни, то иногда сам удивляется добрым талантам и силам, которые в нем открываются.

— В современном мире христианин встречает на каждом шагу различные искушения. Как устоять ему в вере и верности Богу?

— Суть испытаний, постигающих нас в современном мире, — это попытка отклонить христиан от чистоты православной веры. Духовно сбить христианина с прямого духовного пути, ведущего к Богу. Современный мир стремится к новому формату, где не отведено место для православных христиан. И мы, православные христиане, боремся за то, чтобы в новом мировом формате найти себе место. Однако нельзя за это место платить чистотой своей веры, это будет неправильно и неспасительно. Если человек изменит верности Христу, то может для себя найти многое, но потерять главное — вечное спасение. Потому что в Царство Небесное не входят в грязной одежде, а ложь — это грязь. Человек может не занимать высокие посты, не быть ученым, а простым крестьянином или рабочим, но духовная одежда у него должна быть скромной и чистой, то есть не запятнанная ложью. Вот эту чистую одежду для души христианин находит через жизнь согласно правилам чистой, неповрежденной Православной веры.

— Сегодня много говорится о свободе. Что значит свобода для христианина?

— Свободен тот человек, который не грешит. Если я склонен ко греху и к порокам, то, хотя и считаю себя свободным, на самом деле я — раб греха. Мы должны свято хранить чистоту Православной веры и не менять ее ни на что — ни на богатство, ни на обещанные свободы. Она ведет нас к настоящей свободе.

— Многие говорят о благотворительности, помощи нуждающимся. Как правильно делать добро ближним?

— Добрые дела нужно делать так, как их заповедует нам делать Господь наш Иисус Христос: пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6:3). Сегодня же принято поступать так: еще не сделал ничего, а уже «пропиарился», рассказал об этом всем.

Добрые дела нужно делать, скрывая их от других. Тайный подвиг должен совершать каждый христианин, каждый священник, каждый инок, потому что в этом подвиге человек становится таким, каким его хочет видеть Господь Бог.

И добро мы должны оказывать даже тем, кто нас ненавидит и оскорбляет. Мы должны любить своих неприятелей — тогда мы будем детьми Божиими, и благодать Божия будет почивать на нас и будет укреплять нас.

— Почему люди поддаются соблазнам и уходят в раскол?

— Главная причина, по которой люди уклоняются в раскол, — это страсти, амбиции, прежде всего страсть гордости, которая врачуется только смирением.

— Некоторые уходят в раскол по политическим мотивам или исходя из национальных предпочтений… В чем причина нестойкости таких христиан?

— Причина — слабость веры таких людей. Человек, не твердый в вере, колеблется в путях своих. Он часто сходит с узкого спасительного пути и становится на широкий путь греха, который ведет в погибель.

Бог хочет, чтобы мы были принципиальны в своей вере. Чтобы мы не были размыты, как политики: сегодня в одной партии, завтра — в другой, послезавтра — в третьей, потом — ни в какой. Мы имеем одну «партию» (образно говоря) — это Церковь Христова, Святая Православная Церковь. И надо быть принципиальными и беречь ту чистоту веры, которую Господь нам передал через святых апостолов, через святых отцов, через наших блаженных предков.

— Что такое смирение, чем характеризуется смиренный человек?

— О смирении много сказано. Смирение — это когда человек помнит о том, что он является творением Божиим, а Бог — его Творец. Что Господь сотворил его из земли или, точнее, из ничего (потому что земля сотворена из ничего).

Человек смиренный видит себя самым великим грешником — это не является чем-то надуманным или искусственно созданным. Каждый человек — неповторимая личность. Мы похожи друг на друга во многом, но в каждом из нас есть что-то такое, чего нет ни у кого другого. И грешим мы тоже неповторимо. Мы еще являемся и неповторимыми грешниками. «Такого грешника, как я, больше нет» — смиренный это видит. И он действительно считает себя самым грешным из всех людей.

Смиренный человек, не доверяя своей воле и желаниям, в которых много искажений и ошибок, старается себя полностью подчинить воле Божией. Ведь в Божией воле нет ошибок, нет искажений — это воля Совершенного Бога.

Еще есть одно замечательное свойство смиренного человека — он осознает себя частью вселенной — маленькой частицей огромной вселенной, которую сотворил Господь. Вселенная влияет на человека, а человек влияет на вселенную, на все творение Божие. Мы взаимосвязаны. Поэтому человек считает себя виновным в своих бедах. Он никогда не скажет: «За что Ты мне, Господи, это послал?» или «Я гідний кращої долі». Он считает себя виновным в какой-то мере даже в тех бедах и неприятностях, которые случаются с иными людьми в самых разных уголках земного шара.

— Как воспитывать в себе дух смирения?

— Для этого нужно трудиться над собой. Дух смирения сам не приходит. Бог дал нам ум, свободную волю, силу воли, дал физические способности и силы, чтобы с помощью этого мы приобретали, образовывали в себе дух смирения. Начинать этот путь нужно с самоукорения, а не с самооправдания: «Вот, сосед сказал мне слово, оно на меня повлияло, и я сделал то и то». Это неправильно. Всегда нужно укорять или обвинять себя самого. Это будет неприятно вначале, будут внутренние протесты у человека, но человек должен сказать себе: «Господи, я виноват. У меня нет оправдания».

Нужно время от времени себя укорять: «Господи, я грешный, я падший, я имею множество недостатков, я ничего доброго сделать не могу — Ты делаешь добро!» Это путь к приобретению смирения.

— Однако иногда люди боятся быть смиренными, боятся, что другие будут их использовать… Боятся смирения, потому что, размышляя о своих грехах, о своем недостоинстве, могут впасть в уныние. Как побороть эти страхи или предостеречь себя от них?

— Не нужно бояться заглянуть внутрь себя, даже если душа вся во грехах. Единственно возможный путь избавления от грехов — покаяние. Оно возможно только лишь когда человек увидит свои грехи и смиренно покается в них перед Богом и с помощью Божией изменит свою жизнь. Мы иногда боимся, что это будет для нас тяжело. Мы думали, что лучше всех, а когда мы стали думать, что мы хуже всех, то на нас нападает уныние, отчаяние… Нет, когда человек себя правильно оценивает, то Бог любит такого человека и посылает ему утешение. Человек, считая себя слабым, немощным, укрепляется Божественной силой, которая делает его, — чаще всего, для него самого незаметно, — сильнее тех, которые считают себя самыми крепкими, умными и сильными. Поэтому смирения не нужно бояться, к нему себя нужно приучать. Господь сказал нам: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29). Господь был кроток и смирен сердцем, но Каким Он был сильным! Он воскрешал мертвых, ходил по воде, кормил несколькими хлебами тысячи человек, исцелял всяческие болезни. Такая сила пребывает там, где есть смирение.

— Ваше Блаженство, как избежать самопревозношения, когда тебя хвалят другие люди?

— Мы в своей жизни иногда любим похвалу. Если мы сделали доброе дело, то хотим, чтобы кто-то хотя бы сказал: «Xорошо, молодец, какой ты умница, какой ты добрый». Господь же учит нас обратному: если сделал доброе дело, то после него пойди и вознеси тайную молитву Богу и поблагодари Его за то, что Он сподобил тебя быть орудием в Его руках для совершения добра.

Если художник написал картину, то никто из нормальных людей не будет хвалить кисточку за то, что она хорошо написала картину. Все хвалят художника. Так и мы, делая доброе дело, должны вспомнить, что являемся кисточкой в руке Высочайшего Художника — Бога.

То, что Бог через нас сделал, нарисовал, — это не наша, а Божия заслуга. Совершая добро, мы должны вспоминать об этом и говорить себе: «Господи, я — орудие, а Ты — делатель добра!»

— Что значит для человека «чистая, правильная вера»?

— Правильная вера — это правильный, евангельский вектор в жизни, который показывает человеку, куда надо идти. Но человек, который не имеет правильной веры, блуждает вокруг Бога, но к Богу прийти не может. Ему кажется, что он идет к Богу, но Бога он не достигнет, он не может стать сыном Божиим.

Правильная вера в Бога ведет человека к Богу, а не к политическим или иным предпочтениям. И человек, познавая Бога, убеждается, что, действительно, Бог — это Светлое Существо, наполненное любовью, милосердием, это наша жизнь, красота нашей жизни и содержание ее.

Поэтому нам, православным христианам, необходимо быть верными Богу и принципиальными в вопросах веры, и идти тем путем, который начертан в Святом Евангелии.

— Идти евангельским узким путем?

— Этот путь называется узким, но он приятный, он не является горьким. Широкий путь — путь греха. Там можно много из стороны в сторону метаться, но там горечь и пустота какая-то, внутренняя горечь, печаль, безысходность. На узком пути Христовых заповедей внутренняя радость и внутренний мир — глубокий, далекий, но он там есть.

— Ваше Блаженство, вокруг много соблазнов и искушений. Человеку, попавшему в сети диавола, трудно освободиться от них. Что Вы посоветуете человеку в такой ситуации?

— Прежде всего вспомнить о том, что после смерти каждый человек воскреснет и получит свой суд по делам. Если человек делал добро, то будет вознагражден, если же делал зло, то будет осужден.

Помня об этом, мы должны стараться во время своей жизни отворачиваться от зла и делать добро. Это не так просто — надо делать усилия над собой, потому что зло — как болото: оно втягивает, засасывает человека. Если он попал туда, то ему надо приложить много усилий, чтобы вытянуть себя оттуда. Нужно видеть коварство диавола: когда человек еще не согрешил, то враг представляет человеку грех малозначимым: мол, ничего, что согрешишь, потом покаешься, и все будет хорошо — Бог принимает покаяние. Но когда человек согрешит, диавол начинает уже другую песню петь: «Ой, что ты сделал! Как же ты будешь говорить об этом на исповеди, ведь люди узнают об этом, что это будет, какой позор!» — и начинает человека отпугивать от покаяния. Поэтому человек должен быть стыдливым, когда грешит, и «бесстыдным», когда кается. То есть, если он идет грешить, то пусть стыдится греха, а если уже согрешил — пусть не стыдится признаться, пусть идет к Богу и кается в своих грехах. Человеку, впадшему в сети диавола, необходимо принести Богу глубокое, искреннее покаяние в содеянных грехах и вооружиться против диавола постом и молитвой. Пост и молитва приводят человека в то состояние, когда он становится неприступным для врага рода человеческого. Только при этом условии человек сможет сохранить себя в духовной чистоте. А с чистотой приходит в душу и смирение — спутник чистоты.

Беседовал протоиерей Владислав Софийчук

Официальный сайт УПЦ/Патриархия.ru


«Скажите, пожалуйста, вы верите в Бога?» Этой фразой обычно начинают разговор сектантские проповедники, ходящие по квартирам.
Многие из тех, кто ввязался в беседу с ними, впоследствии сами превратились в таких же назойливых приставал, воображающих себя апостолами Христовыми. А вот мне гораздо интересней был бы совсем другой вопрос, и задавал бы я его уже воцерковленным людям. «Расскажите, как вы пришли в Церковь?» – спрашивал бы я. Уверен, если опросить таким образом хотя бы несколько сотен людей и записать их свидетельства, мы имели бы материал к изданию бестселлера. Господь, являющий избыточную силу и премудрость в грандиозной картине мирового бытия, в разнообразии форм жизни, также утверждает Свою Божественность в бесконечности вариантов прихода к Нему человеческих душ. История всякого церковного человека – это очередная Божья редакция притчи о блудном сыне. Эти истории могут быть похожи, но они неодинаковы – ибо Господь никогда не повторяется.
«Я пришла в Церковь через просфоры. Серьезно, мне очень нравилось есть просфоры, я закупала их в храме мешками, при этом никогда не оставалась на службу. Так продолжалось несколько лет. Однажды я все-таки решила остаться на всенощную – и поняла, что в Церкви есть нечто большее просфор и это большее мне необходимо».
Неожиданно? Забавно? А это реальная история, рассказанная мне одной прихожанкой. К исповеди и причастию – через просфоры. К изменению жизни – через желудок. Господь поймал человека в Свои сети, приманив церковным пряником.
А вот еще рассказ одной девушки:
«Я пришла в Церковь через осуждение. Еще будучи студенткой, я разместила в соцсетях обличительную, гневную статью об одном епископе. В ответ мне написал один священник. Его письмо было настолько умным, тактичным, правдивым, что я почувствовала себя ничтожеством, преступником и сама пошла в Церковь каяться. Так начался мой церковный путь – с осуждения».
У апостола Павла есть такие слова: «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Осудительная статья, написанная этой девушкой, была проявлением подросткового максимализма, смешанного с действительным поиском истины. Когда дело прояснилось, у нее хватило совести признать сою неправоту, и любовь к истине победила любовь к себе. А для любящего Бога «все содействует ко благу», и даже осуждение может стать путем к Нему. Так чудно Господь устроил.
«Я пришел к Богу через … пьянство. Несколько лет я беспробудно пил. Ночи проводил в пивных барах, иногда спал прямо на улице. Однажды, после очередной пьяной ночи, я проснулся утром дома и увидел перед собой Библию. Раньше у меня не было этой книги, я принес ее именно той ночью. Где взял? Купил ли, украл ли, как принес? Не помню. Открыл и стал читать. Страница за страницей, глава за главой… Впервые в жизни в конце туннеля я увидел свет, и сама жизнь открылась для меня великим смыслом. Потом был длительный поиск Церкви, затем воцерковление».
Лично меня эта история особенно трогает. Какой же добрый наш Господь, что может пьяную ночь сделать началом покаяния! Благ и милостив Бог, воистину долготерпелив и многомилостив.
«Хочу креститься. Что для этого нужно сделать?» – спросил меня однажды один знакомый. «А что тебя подвигло к этому решению?» – не мог не поинтересоваться я, зная его прежнюю антицерковную позицию. Он посмотрел на меня… Ответ был поразительный: «Бесы. Я видел их. Не знаю еще точно, есть ли Бог, но дьявол точно существует».
И этот человек крестился.
А вот история прямо противоположная.
К нам в храм лет пять назад приходил перс, студент из Ирана. Тоже просил покрестить его. Рассказал, что ему явился Иисус Христос и велел так сделать. Парня крестили, и он впоследствии уехал в Иран.
Бесы являются. Христос приходит. Человек спьяну достает где-то Библию. Одной девушке мало сладостей в супермаркете – ей нужны просфоры к чаю. Другая решила повоевать с Церковью – и полюбила ее. Иранцы крестятся, русские валяются под забором, потом тоже крестятся… Мы живем в удивительном мире, читатель. Бог не устает писать сценарии спасения человеческой души, удивляя нас самыми неожиданными поворотами сюжета. Кого-то лицом в грязь, а потом в купель крещальную. Кого-то просфоркой подманил. К кому-то Сам пришел и позвал за Собой. Дивны дела твои, Господи.
История Церкви продолжается, и Бог не ушел в отпуск. Продолжают приходить к ногам Христовым раскаявшиеся блудницы. Все так же покоряются Иисусу книжники, получая истинные ответы на серьезные богословские вопросы. Уходят вслед за Христом мытари (гаишники и налоговики), оставив страсть сребролюбия. И так будет до конца мира, и это всегда будет по-новому, ибо у Бога-Слова нет тавтологии. Только дар Господа необходимо по достоинству оценить – понять свою личную историю и спасти ее от забвения.

Сергей Комаров, Портал «Православная жизнь».

С этой статьей и другими материалами и размышлениями Сергея Комарова и протоиерея Андрея Ткаченко можно ознакомиться из книги «БИБЛИЯ И ЖИЗНЬ», которая может быть еще есть в нашей книжной лавке (один экземпляр есть в нашей библиотеке.)

P.S. Давайте и мы вспомним свою историю прихода в Церковь. Напишите и отправьте на нашу почту храма. Пусть и безымянно. И умеете вы писать или нет — не важно! Корявости уберем, ошибки исправим, запятые поставим — главное содержание. Наберется несколько историй — разместим у себя на сайте. Дерзнем?

Как говорит нам Златоуст: «облечемся во Христа и всегда с Ним пребудем, а облечься во Христа значит никогда не оставаться без Него, но всегда являть Его в себе своею святостью и правотою. Потому пусть и в нас всегда остается Христос. Как же Он явится? Если ты будешь подражать Ему и делам Его…» Господь многократно во время своего пребывания на земле проповедовал притчами. «И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им». Он говорил на доступном для людей того времени языке символов-образов, которые с помощью простых примеров и сравнений из жизни открывают иную реальность — присутствие Царствия Божьего внутрь нас.

Господь учит нас как войти в это Царство благодати еще живя здесь на земле.

Вся проповедь Спасителя говорит о пришествии Царствия Божьего на землю, в притчах Господь учит нас как войти в это Царство благодати еще живя здесь на земле. Притчи Спасителя обращены не только к толпе народа, но и к каждой отдельной личности, они побуждают человека поразмыслить и задуматься о духовных предметах: о спасении, о Боге, о вечной муке, о душе и о многом другом. Уча притчами, Спаситель обращается к свободной воле человека, к желанию каждого из нас, к нашей решимости и самоотверженности. Это Господь выразил в следующих словах: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24).

И вот сегодняшняя притча Спасителя о брачном пире обращена к нам и говорит о самом важном, о призвании нашем очистить свое сердце от страстей и войти в Царствие Божие. Постараемся вникнуть в глубокий духовный и спасительный смысл притчи, призывая на помощь благодать Святого Духа. Ещё нам помогут святые отцы Церкви, которые из любви к нам разъясняют таинственный смысл притчи. Притча о брачном пире содержится у двух евангелистов Луки и Матфея, которые немного дополняют друг друга. Притча начинается так: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего». (Матф 22:2,3) «И послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели придти…» Мф.22:4. Потом послал и других рабов, говоря: скажите званным: вот обед мой приготовлен, юнцы мои и упитанная исколена, и вся готова: приидите на браки. Мф.22:5–6. Они же пренебрегли тем приглашением Царя, пошли кто на поле свое, кто на торговлю свою. Прочие же, схватили рабов его, оскорбили и убили их. Мф.22:8–9.

Мы празднуем Ее победу над всеми скорбями в жизни Царь устроивший брачный пир — это Бог Отец, который издревле призывает род человеческий ко спасению. Брачная вечеря и пир — это Благодать Святого Духа, насыщение — это питание ей ума и души, Царствие Божие в которое можно войти еще при жизни. Царствие Божие и Чертог Царя находится в сердце человека которое надо очистить от страстей, об этом говорит нам прп. Макарий Египетский: «сердце есть чертог Христов; но оно наполнено всякой нечистотою и многими толпами лукавых духов. Поэтому, надобно возобновить и перестроить его, приготовить внутренние горницы и ложницы. Ибо Царь Христос с Ангелами и святыми духами идет упокоиться там, и пожить, и походить, и основать Свое царство».
Жених — это Сын Божий, а званные — это души, призванные стать невестами Христовыми, сочетаться в духовном браке со Христом в Церкви. В этом духовном браке, согласно апостолу Павлу, каждый христианин должен переродится внутренне, умереть для мира, греха и жить для Бога и в Боге, стать не плотским, а духовным человеком, чтобы не мы жили, но жил в нас Христос. Также под брачной вечерей отцы Церкви понимают таинство святой Евхаристии, на которую мы сегодня все собрались напитаться духовной трапезой и приобщится тела и крови Христовых. Посланники рабы царя это, во-первых, ветхозаветные праведники и пророки, а потом апостолы, мученики благовестники веры Христовой.

В этом духовном браке, согласно апостолу Павлу, каждый христианин должен переродится внутренне, умереть для мира, греха и жить для Бога и в Боге, стать не плотским, а духовным человеком, чтобы не мы жили, но жил в нас Христос.

Многие и наилучшие из проповедников Царствия Божия, с точностью, как и описано в притче, были замучены и убиты: пророк Исайя распилен пилой, Иоанн Предтеча усечен мечем, архидьякон Стефан побит камнями и многие другие претерпели мученическую смерть. Званные те, кто были первыми призваны через веру в Бога — это Иудеи. Званные — это те учителя, книжники, священники, архиереи — люди образованные, кому было дано правильное знание о едином Боге. Им было первым дано приглашение наследовать Царствие Божие, войти в него, но они отвергли призыв Божий. Они хорошо устроились в этой жизни, заняли солидное положение в обществе, прилепились к земле как богатый юноша, который исполнил основные заповеди закона, но не готов был оставить свое имение и следовать за Христом. В притче очень хорошо показано, из-за чего званные, а это и мы с вами, верующие во Христа отказываемся прийти на брачный пир. У апостола Матфея ради поля и торговли, а у евангелиста Луки званные отклоняют приглашение из-за земли, женитьбы и пары волов.
Согласно толкованию прп. Максима Исповедника: «Женщина означает сластолюбие, пара волов – любостяжание, а земля – чревобесие. Каждый человек, охваченный этими , отпадает от Божиих обетований». Так и мы всегда находим какой-то повод, извинение, чтобы отказаться прийти на службу в Храм Божий или забыв обо всем помолится Богу, исполнить свое молитвенное правило. И Господь показывает нам наше истинное лицо, кто мы есть из — за работы, житейских забот и попечений, из желания заработать побольше денег и наслаждаться материальными благами мы прилепляемся к земле, наше сердце каменеет и не готово откликнутся на призыв Божий. И как верно описывает такое плотское состояние души свт. Григорий Нисский: «Как гла­за сви­ней, по при­роде об­ра­щен­ные вниз, не мо­гут ви­деть чуд­ных кра­сот не­бес­ных, так ду­ша, при­вязав­шись к те­лу, не мо­жет со­зер­цать гор­них кра­сот, по­тому что прек­ло­нилась к то­му, что гру­бо и ско­топо­доб­но по при­роде. Итак, что­бы ду­ша на­ша мог­ла сво­бод­но и бес­пре­пятс­твен­но стре­мить­ся к бо­жес­твен­но­му и бла­жен­но­му нас­лажде­нию, она не дол­жна об­ра­щать­ся ни к че­му зем­но­му и при­нимать учас­тия в тех мни­мых удо­воль­стви­ях…но всю силу любви от плотских предметов должна обратить к созерцанию умственной и невещественной красоты».
Все святые Валаамские, молите Бога о нас!
Прилепляясь к земле и чувственным плотским удовольствиям, мы забываем о своем высоком предназначении стать жителями небесного Иерусалима, приобщится Царствия Христова еще при жизни на земле. Мы должны жить на земле как странники и путешественники, ищущие войти в Небесный Град. А странники, по слову Климента Александрийского — «это те, кто чужд все­го зем­но­го. (4) Тех же, чьи на­деж­ды ог­ра­ничи­ва­ют­ся зем­ны­ми де­лами, кто цель сво­ей жиз­ни ви­дит в зем­ных нас­лажде­ни­ях и пре­дан лишь чувс­твен­ным удо­воль­стви­ям, мы счи­та­ем при­над­ле­жащи­ми это­му ми­ру». Далее притча повествует: «Тогда сказал рабом своим: брак убо готов есть, званнии же не быша достойни. Идите убо на исходища путей, и елицех аще обрящете, призовете на браки. Мф.22:10. И изшедше рабы они на распутия, собраша всех, елицех обретоша, злыя же и добрыя: и исполнися брак возлежащих». Господь сначала через закон и пророков призывал свой народ ко спасению, в последние дни и сам проповедовал среди Иудеев. Когда же они отвергли проповедь Христову был разрушен Иерусалим и Иудеи были рассеяны по всей земле. После этого Господь призвал с распутья и злых и добрых, а у евангелиста Луки он призвал: нищих, увечных, хромых и слепых. Кто же это такие странствующие по распутьям?

Проповедью апостолов были призваны в Царствие Божие в Церковь Христову все народы земли, язычники, живущие вне ветхозаветно Закона.

Среди них были злые и добрые, странствующие по распутьям земли — это народы не знающие пути и дороги к Богу, заблудившееся в различных ложных верованиях, в служении своим страстям и идолопоклонстве. Злые и добрые — это люди разных званий и сословий, те не многие кто из них жил праведно и по естественному закону совести — это добрые, как например, Корнилий Сотник, а те, кто жил, услаждаясь грехом жили против совести — это злые. Все они крестились и были призваны через апостольскую проповедь в Церковь Христову на брачную трапезу. Нищие, увечные, хромые и слепые: это те, кто призван от греховной жизни Богом, как например мытарь, блудница, простые люди, пастухи, рыбаки, которые не привязаны были не к чему земному и откликнулись на призыв Христа следовать за Ним, быть его рабами, идти за ним куда бы он не пошел. Они забыли о себе, вменили себя не во что, смирились пред Богом, осознали свое жалкое духовное состояние, и не мнили о себе высоко, а считали себя прахом и землей пред Богом. Вот и мы дорогие, все призваны Богом через крещение и злые и добрые. Добрые — те из нас кто еще до крещения и воцерковления старался жить праведно по совести творить добрые дела, а злые — которые жили против совести явно работая греху. Но того что мы крестились, постриглись в монахи и ходим в Храм Божий еще недостаточно для нашего спасения.
Мы хотя и крестились, пришли в Церковь, в монастырь, но в жизни своей не имеем постоянства, мы колеблемся между добром и злом, склоняемся то на одну, то на другую сторону. Нам необходимо изменить свое внутреннее состояние души и направление своей воли из злых сделаться добрыми, утвердится в праведной жизни по Богу. Потому что, как пишет свт. Григорий Палама: «если званный откликнется на зов, и крестившись будет призван Христом, но не будет при этом шествовать достойно сего призвания, и если, живя во Христе, не исполнит тех обязательств, которые он дал при крещении, то такой человек, хотя и является «званным», но не — «избранным». Об этом повествует дальнейший ход притчи. Когда брачный пир уже был наполнен званными гостями, царь пришел посмотреть возлежащих и увидел человека, не одетого в брачную одежду. И сказал ему: «Друг как ты вошел сюда не имея брачной одежды» он же умолчал. Мф.22:12. Тогда сказал царь слугам: свяжите ему руки и ноги, возьмите его и вверзите во тьму кромешную: ту будет плачь и скрежет зубом Мф.22:14. Много бо суть званных, мало же избранных.Мф.22:11. Господь постепенно подводит нас к главной мысли притчи о брачной одежде.
Праздник Успения: » Тело из земли — в землю и пойдет, а душа от Бога — к Богу и пойдет»
Вот, дорогие, задумаемся, что это за брачная одежда не имеющий которой даже верный и званный связывается слугами, то есть ангелами по рукам и ногам и изгоняется из Царствия Божия с великим позором и подвергается адским мукам.

Святые отцы единогласно говорят нам что брачная одежда есть добродетель: одни упоминают чистоту, другие любовь, третьи смирение.

Святитель Григорий Палама пишет об этом так: «Одеяние духовного брака это — добродетель, в которое если кто не облачится здесь, в этой жизни, тот не только будет найден недостойным оного брачного чертога, но и подвергнется узам и несказанным мукам. Если же одеянием всякой души является сочетанное с нею тело, то не сохранивший его, или не очистивший здесь (в этой жизни) воздержанием и непорочностью, и целомудрием, найдет его тогда непотребным и недостойным нетленного сего брачного чертога, и заслуженно будет извергнут оттуда». Послушаем также и святого Павла что он говорит нам о брачной одежде: «Итак облекитесь» … «в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» … «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:12–14).
Какая же из всех добродетелей больше всего нам необходима для вхождения в Царствие Божие? Вспомним о добродетели смиренномудрия, которая «зак­лю­ча­ет­ся в том, что­бы тво­рить бла­гие , но счи­тать се­бя не­чис­тым и не­дос­той­ным Бо­га, на­де­ющим­ся спас­тись бла­года­ря толь­ко од­но­му человеколю­бию Его», «что­бы во всех доб­рых де­лах, ко­торые че­ловек со­вер­ша­ет, не счи­тал бы он, что тво­рит неч­то бла­гое, но ис­по­ведо­вал­ся бы Бо­гу как ве­ликий дол­жник Его, не воз­да­ющий ни­чем дос­той­ным за бла­га, да­ру­емые Бо­гом ему». И еще «ис­тинное сми­рен­но­муд­рие, за ко­торое про­ща­ют­ся гре­хи, есть то, ког­да че­ловек, жи­вя по Бо­гу и тво­ря бла­гие де­ла, счи­та­ет се­бя греш­ни­ком, «пра­хом и пеп­лом» (Быт. 18:27), как ска­зал Авра­ам, или, как из­рек о се­бе про­рок Да­вид, «чер­вем, а не че­лове­ком» (Пс. 21:7)»

Благодаря смиренномудрию мы становимся похожими на Христа и носим на себе одеяние самого Господа.

Об этом говорит нам преподобный Исаак Сирин: «Смиренномудрие есть одеяние Божества. В него облеклось вочеловечившееся Слово и чрез него приобщилось нам в теле нашем. И всякий, облеченный в оное, истинно уподобился Нисшедшему с высоты Своей, сокрывшему добродетель величия Своего и славу Свою прикрывшему смиренномудрием, чтобы тварь не была попалена видением сего». Без этой одежды нельзя быть в присутствии Царя Христа на его Вечери в Царствии Божием. Да добрые дела нам необходимы, но их еще недостаточно «но нужно также облечься в кротость и смирение Христовы, чтобы верующий в Христа имел черты христовы и, изменившись так, чтобы стать по естеству кротким и смиренным, был принят в небесные дворцы и в радость Господа своего».
Вот мы пришли в Храм Божий на святую трапезу литургию приобщится святых таин Христовых задумаемся имеем ли мы брачную одежду, царь Славы Господь видит наши сердца и души, пред ним все открыто.И всякий из нас, как пишет прп. Симеон Новый богослов: «оскверненный какою бы ни было страстию и греховною склонностью, не имеет одеяния брачного, и все кто грешит и не каются не имеют части и места в брачном торжестве Господа нашего Иисуса Христа… всякая страсть и всякий грех оскверняют одежду души нашей и изгоняют нас из царства небеснаго». Что же нам делать чтобы не остаться нагими, а одеться в одежду Христову смиренномудрие? Сначала сбросим с себя рубище страстей, очистим хитон своей души покаянием и слезами, добрыми делами, облечемся «в ризу спасения и одеждею веселия» (Ис. 61:10); совлечемся ветхого человека, истлевшего в обольстительных похотях, и облечемся в нового человека, созданного по Богу, в святости и праведности (Еф. 4:22, 24);

Пока у нас еще есть время и мы живем на земле будем ценить каждый день которой нам дает Господь для исправления нашей жизни.

Откликнемся и мы на призыв Христа войти на брачный пир, откроем свое израненное сердце в молитве пред Богом, какие бы мы грешные не были, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. И чтобы стать нам не только званными, но избранными отобразим в своей жизни Господа Иисуса Христа, прославим Его не словами только, а своё — своей деятельной жизнью. Как говорит нам Златоуст: «об­ле­чем­ся во Хрис­та и всег­да с Ним пре­будем, а об­лечь­ся во Хрис­та зна­чит ни­ког­да не ос­та­вать­ся без Не­го, но всег­да яв­лять Его в се­бе сво­ею свя­тостью и пра­вотою. По­тому пусть и в нас всег­да ос­та­ет­ся Хрис­тос. Как же Он явит­ся? Ес­ли ты бу­дешь под­ра­жать Ему и де­лам Его…». Постараемся же и мы жить во Христе, прославлять его добрыми делами, будем просить у Господа кроткое и смиренное сердце и верить, что Христос возрадуется о нас в день судный облеченных в одежду смирения и приимет в небесное свое Царство. Аминь.

Макарий Египетский слово 15

Максим Исповедник преподобный Вопросы и недоумения стр. 155

Григорий Нисский святитель творения

Климент Александрийский Строматы

Григорий Палама святитель Омилия 41 на 14 воскресение Евангельских чтений по Матфею

Григорий Палама святитель Омилия 41 на 14 воскресение Евангельскицых чтений по Матфею

Анастасий Синаит преподобный Вопрос 91

Анастасий Синаит преподобный Вопрос 7

Анастасий Синаит преподобный Вопрос 7

Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Слово 53. О том, какую честь имеет смиренномудрие и как высока степень его

Прп. Симеон Новый Богослов Слово1 из корпуса 33 слов

Прп. Симеон Новый Богослов Слово 45

Иоанн Златоуст святитель

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *