Какая религия в Турции

Сегодня на территории Турции прочно доминирует ислам и только десять процентов населения придерживаются других вероисповеданий, например, христианства. Надо подчеркнуть, что религия в Турции это важнейший и неотъемлемый элемент жизни общества. Кстати, мусульманин, т.е. человек верующий в бога Аллаха, должен покорно придерживаться нескольких важных правил поведения. Рассмотрим их по-порядку.

Религия в Турции не позволяет мусульманину употреблять в пищу свинину, распивать спиртные напитки, увлекаться игрой в азартные игры (карты, казино, игральные автоматы). Кроме того, истинный мусульманин должен пять раз в день произносить молитву во имя Аллаха и соблюдать очень тяжелый, полный существенными ограничениями, пост во время священного месяца, называемого в Турции «Рамадан». Например, во время поста категорически запрещается употреблять пищу, пить воду, курить. Правда, эти тяжелые ограничения действуют, начиная с восхода солнца и до его заката. Лишь в самое темное время суток можно вспомнить об утолении голода. Кстати, во время поста Коран повелевает воздержаться от плотских утех. Важным наставлением Корана является необходимость совершить религиозное паломничество или хадж в священную Мекку. Для этой цели ранее выделялись деньги из государственной казны. Многие современные турки остро критикуют возобновление этой практики, ибо считают такое паломничество не обязательным.

Как и в любой другой религии, так в исламе существует некая священная книга, которая бесспорно считается первоисточником важнейших сведений для мусульман. Мусульмане такой книгой считают Коран, который архангел Джебраил передал пророку Мухаммеду Аллахом. Эта книга написана на арабском языке в особой стихотворной форме, однако, не предполагающей рифмование. Существуют трактования Корана на турецком языке, поскольку далеко не каждый гражданин Турции владеет арабским языком. Фактически Коран является для каждого турка сводом правил поведения настоящего мусульманина в повседневной жизни.

После провозглашения в Турции светского государства произошли сильные изменения в обществе. В 1928 году первый президент республики Турция Мустафа Кемаль Ататюрк подписал указ, согласно которому ислам престал быть государственной религией в Турции. Можно согласиться с тем, что последующее реальное отделение религии от государства Турция привело к существенному упрощению свода правил поведения мусульманина. Например, были отменены пять обязательных молитв или намазов. Теперь мусульманин может довольствоваться всего двумя намазами. Кроме того, женщины могут позволить себе снять паранджу и ходить в плащах, брюках и платках. Кстати, в Стамбуле молодые турчанки одеваются вполне по-европейски, за исключением красивого головного платка. Несмотря на запреты религии, многие турки употребляют легкий алкоголь, но при этом весьма умеренно. Правда, не изменились правила запрета употребления в пищу свинины. Кроме того, обязателен обряд обрезания у мальчиков, который происходит обычно в 12-14 лет.

Тем не менее, текущее правительство Турции вновь уделяет серьезное внимание религии. За последние годы число вновь возведенных мечетей в стране поражает воображение. Широко бытует мнение, что послабление следованию Корана в Турции произошло только в Стамбуле, Анкаре и Измире, а также в городах курортной зоны Средиземноморья. В центральной части страны женщины и совсем не снимали паранджу.

Туристы в стране и мечети

Некоторые россиянки, находясь на отдыхе на юге страны, весьма пренебрежительно относятся к религии в Турции и культурным традициям страны. Они считают для себя допустимым хождение вне курортной зоны (отелей) в купальниках-бикини и прозрачном парео, что считается для мусульманина грубейшим нарушением религии в Турции (ислама). Турки никогда не препятствуют посещению мечети представителями других конфессий или т.н. «неверными», однако разрешают находится только в небольшом огороженном помещении, при входе здание. Кроме того, существует негласный дресс-код, который нужно обязательно соблюдать. При входе в здание мечети нужно обязательно снять обувь. Внутри здания существуют полки для временного бесплатного хранения обуви. Женщины обязательно должны покрыть голову платком. Более того, одежда должна закрывать плечи и ноги женщины. Кстати, фотографирование людей, которые совершают намаз, религия в Турции запрещяет!

Когда апостол Павел пришел с проповедью на эллинские земли, среди прочих рукотворных сооружений он увидел жертвенник Неведомому Богу. Выступая в ареопаге, божий посланник сказал: Вот этого чтимого, но пока неизвестного вам Бога, я и проповедую. Обращение в христианство народа, взрастившего культ идольских богов и оставившего миру огромное культурное языческое наследие, — тот редкий случай в истории, когда светом евангельской истины был освящен культурный и в большинстве своем образованный народ.

Греция — страна православная по своей культуре, истории, религиозному выбору. Современные греки считают себя наследниками традиций христианской Византии. 98 % населения страны — ортодоксальные христиане. Греческая (официально — Элладская) Православная церковь — одна из самых влиятельных и третья по количеству верующих в православном мире. А Греция — единственная страна, в которой православие закреплено в Конституции как государственная религия. Церковь в греческом обществе играет важную роль, а вера является неотъемлемой частью культуры.

Крещение в этой стране считается обязательным. Брак не признается государством, если он не венчанный. Религиозные праздники возведены в ранг государственных. А день рождения для грека — событие менее важное, чем именины. Профессиональные праздники отмечаются в день памяти святых покровителей профессий.

Как утверждалось православие на эллинских землях

Христианство в Греции возникло в основном стараниями Первоверховного апостола Павла. Многие годы святой боговестник занимался проповедью веры Христовой среди язычников. Те, в cвою очередь, с интересом воспринимали эти проповеди. В местах апостольских трудов Павла оставались маленькие христианские общины, которые со временем стали основанием для христианизации всего европейского языческого мира. В Эфесе и на Патмосе трудились апостол Иоанн Богослов и его ученик святой Прокопий. В дело просвещения языческого народа внесли достойную лепту святые Марк и Варнава. На Патмосе было написано Откровение Иоанна Богослова.

Почти триста лет христиане Греции подвергались притеснениям. Периоды жестоких гонений сменялись короткими временами затишья. И только с возникновением Византийской империи началось утверждение христианской веры на греческой земле. Христианство стало религией государственной. На всей территории империи строились величественные храмы, учреждались монашеские обители. Развивалась богословская наука, определялась и утверждалась организационная структура христианской церкви.

Благодаря трудам и стараниям святых отцов первых веков христианства, религия, ставшая для греков основой жизни, смогла устоять в сложный период османского владычества. Благодаря церкви греки сохранились как народ. Они смогли сберечь язык, традиции, культурное наследие.

Греческая земля подарила миру многих святых. Среди них святитель Григорий Палама, великомученик Димитрий Солунский, святая Параскева мученица, святитель Нектарий Эгинский. Многие подвижники, прославленные в лике святых, провели свою жизнь на Афоне.

Святая Гора Афон — живая Византия

Афон — особо чтимое во всем православном мире место. Эта Святая гора — земной удел Пресвятой Богородицы. Здесь все, даже воздух и камни, пропитано благодатью Святого Духа. На земле нет больше места, где бы византийская традиция сохранилась в такой чистоте, как на Афоне. Это место молитвенного подвига тысяч православных подвижников, здесь ни на минуту не прекращается молитва.

По преданию, вместе с апостолом Иоанном Матерь Божия плыла на Кипр посетить Лазаря Четверодневного, который к тому времени был уже епископом критским. Но внезапно поднялась буря и отнесла судно к берегу, к подножию Афона. Местные жители тепло встретили Святую Гостью. Она же благословила это место, назвав его своим жребием. И обещала до скончания века заботиться и ходатайствовать о нем перед Сыном. А также предупредила, что ни одна женщина да не дерзнет ступить на Гору Афон.

Нужно сказать, что не только на Афоне, но и во многих других греческих монастырях соблюдается древнее византийское правило о запрете вхождения в мужские монастыри женщин и наоборот, за исключением лиц духовного сана. Сохранение этого правила на Афоне было одним из условий, выдвигаемых Грецией, при вхождении страны в Евросоюз. Попытки некоторых руководителей ЕС снять этот запрет успехом не увенчались из-за административного статуса монашеской республики.

Административно Святая Гора представляет собой автономное самоуправляемое сообщество 20 православных обителей. Центральный соборный орган монашеской республики — Священный Кинот. Уставная Хартия Святой Горы имеет силу государственного закона. Статус Афона закреплен Конституцией Греции. Гражданскую власть на Святой Горе представляет губернатор. Его полномочия — контроль за соблюдением гражданского законодательства.

Отличия греческого православия от русского

Благодаря тому, что когда-то греки признали христианство истинной религией, христианизировались и русские земли. Святые просветители славян равноапостольные братья Кирилл и Мефодий по происхождению были греками. Представители этого народа стали первыми иерархами христианской церкви на Руси. У русской церкви с греческой единая вера. Но есть и небольшие отличия в обрядах и традициях. Вот некоторые из них:

  • Богослужение у греков короче, чем в русской церкви. Его отличает простота.
  • Право исповеди есть только у получивших на это благословение иеромонахов. К духовнику на исповедь человек приходит в любое время, независимо от того, есть ли в этот момент в храме служба. В рамки Литургии исповедь не втиснута.
  • Церковный хор состоит исключительно из мужских голосов.
  • Одежда священников несколько другая: камилавка с ободком по верху, риза без шейного возвышения. Цвет богослужебной одежды другой. Например, на Пасху русское священство облекается в красный цвет, а греческое — в белый. Хотя в начале пасхального богослужения и те, и другие облечены в белые одежды, символизирующие свет, воссиявший миру после Воскресения Христа.
  • В греческий храм женщина может войти с непокрытой головой и в брюках. Храмы открыты постоянно.

В греческом православии есть огромный плюс перед другими христианскими конфессиями: основной акцент сделан на внутреннее содержание веры. Отсутствие пышности и ослабление внешних ограничений не привели к утрате глубокого внутреннего осмысления веры каждым членом церкви. Единственное, что нужно Господу — человеческое сердце. Греки это хорошо понимают и никогда об этом не забывают.

Другие религиозные течения

Из других христианских течений в Греции представлена католическая, протестантская, старообрядческая и иудейская церковь. Католиков в стране около 200 тысяч. Из них только 50 тысяч — этнические греки. Католические общины существуют в крупных городах и в местах компактного проживания эмигрантов из стран Западной Европы — на островах Тинос и Сирос. Среди них есть римокатолики (самая большая по численности община), а также прихожане греческой и армянской католической церкви.

Около 40 тысяч христиан Греции являются приверженцами протестантских течений. Экспансия протестантских миссионеров в страну началась в начале 90-х.

В Греции действует девять иудейских общин. Количество соблюдающих традиции иудаизма — 5 тысяч. Община в Салониках имеет самую древнюю историю — около 2,5 тысяч лет.

Начиная с XV века территория современной Греции стала линией противостояния христианского и исламского миров. Почти четыре века, до 1829 года, Греция входила в состав Османской империи. И тогда, и даже сейчас исламский фактор играет важную роль в политической жизни страны. На начало 2015 года в стране проживало около 230 тысяч мусульман. События последних месяцев значительно увеличили эту цифру. Район традиционного проживания греческих мусульман — западная Фракия. Каждый третий житель этой области исповедует ислам. Это единственное религиозное меньшинство, права которого правительством закреплены официально. Но только в этом регионе страны.
Жизнь без веры — это просто существование. В Греции, как и во всем мире, люди заняты своими житейскими проблемами. Зачастую принадлежность к той или иной вере достаточно формальная. Но на этой благословенной земле уклад жизни все же немного другой. Над повседневной суетой всегда возвышается Церковь. Системой праздников, постов, своим весомым словом в обществе она помогает людям всегда помнить о другой, более важной реальности — жизни вечной. В обществе, воспитанном в вере, комфортно и представителям других конфессий. Эти люди выбрали веру другую и это их право. Общество уважает этот выбор и не ограничивает сделавших его в гражданских правах.

Группа исследователей под руководством известного турецкого социолога Бахаттина Акшита подготовила портрет религиозности Турции.

Результаты исследования на тему «Социальная структура и религия в Турции», проводимого исследовательской группой с 2008 по 2011 годы, были опубликованы в издании под названием «Религиозность в Турции». В чем состоит социальное значение религии в стране? Как общество относится к религии? Чем измеряется религиозность? Как она воспринимается? Каким образом отношение к религии влияет на повседневные образцы поведения общества, социальные отношения, межличностное восприятие? Где проходят границы консерватизма, религиозности, светскости? Ответы на эти и многие другие вопросы предлагает исчерпывающий анализ, проведенный Бахаттином Акшитом совместно с другими крупными социологами Турции – Реджепом Шентюрком (Recep Şentürk), Ондером Кючукуралом (Önder Küçükural) и Куртулушем Дженгизом (Kurtuluş Cengiz). В рамках исследования были проанализированы результаты социологических опросов и интервью, проведенных в 25 и 8 илах соответственно, сделанные выводы обеспечивают основу для обсуждения, выходящего за рамки поверхностных оценок.

В монографии проблема религиозности рассматривается в рамках пяти основных осей напряженности. Первую линию образует различие между светскостью и священностью. На второй оси расположены современность и традиционность. На третьей оси напряженности исследуются вопросы, связанные с тем, как существует и проявляется религия в «общественной» и «частной» сферах. Четвертая ось принимает во внимание связь между религиозными канонами священных писаний и религиозной практикой, а также возникающие в этой связи проблемы. Пятая область напряженности связана с противоречием между вопросами о том, какие сферы повседневной жизни регулируются религиозным знанием, а какие – научным. Иными словами, книга, позволяющая взглянуть на волнующие практически каждого человека вопросы через зеркало общественного мнения, предоставит возможность найти близкие идеи и образцы поведения, также как и познать иные.

Ислам не конфликтует с наукой

В проведенном исследовании высказывается мысль об отсутствии конфликта между религией и наукой, в качестве примера приводятся многие взгляды исламских ученых, критикуется теория эволюции и дарвинизм. Это можно отчетливо наблюдать в нижеприведенной цитате: «Полагаю, что исламская религия и наука ни при каких условиях не конфликтуют. Аль-Фараби, Авиценна – все они ученые исламского мира, которые, сделав множество открытий, преуспели в научной области. Думаю, что мусульманство будет неразрывно с наукой. Говоря о Дарвине и теории эволюции, на мой взгляд, суждения о происхождении людей от обезьяны являются недостоверными. Например, почему обезьяну до сих пор не научили говорить? В общем, я не думаю, что работа Дарвина носит научный характер» (Эрзурум, женщина, 55 лет).

Чем выше доходы, тем ниже религиозность

Авторы книги отмечают, что «вера» образует одно из ключевых понятий этого полевого исследования, и обобщают его результаты следующим образом: «Если принимать во внимание гендерную принадлежность, то к верующим себя относят 67% женщин, что на 10% выше, чем количество причисляющих себя к верующим мужчин. Как и ожидалось, религиозность более распространена в поселениях сельского типа (71%), по сравнению с городами. Уровень относящих себя к верующим увеличивается с повышением возраста респондентов. К одному из привлекающих внимание результатов исследования относится обратная пропорциональная зависимость между уровнями дохода и религиозности. Доход наиболее многочисленной группы, причисляющей себя к верующим, составляет от 450 до 1000 турецких лир. С точки зрения партийных предпочтений самая крупная группа избирателей, относящих себя к верующим, поддерживает Партию справедливости и развития (74%). На втором месте – сторонники националистических партий: Партии национального движения и Партии великого союза (59%), на третьем – респонденты, отдающие предпочтение в пользу блока «Партия демократического общества» (55%). При этом большинство сторонников Республиканской народной партии характеризует себя как «среднерелигиозные» (42%), 38% относят себя к религиозным и 19% к нерелигиозным.

12 сентября были закрыты медресе

Один из респондентов в Эрзуруме поделился своим мнением относительно вмешательства Государственного переворота 12 сентября 1980 года в религиозную и политическую жизнь страны: «Переворот, проведенный Кенаном Эвренелем, заставил пережить страшную трагедию в культурной жизни Эрзурума. В тот период к каждой мечети в Эрзуруме относились медресе, в которых действительно можно было приобрести научные знания. Медресе были закрыты. В тот период все были напуганы и старались не выходить на улицу» (Эрзурум, мужчина, 43 года).

Пусть религиозный урок сохранится как обязательный

В рамках результатов исследования 63% опрошенных считают необходимым продолжение практики обязательных религиозных уроков. Мнения относительно идеи о том, что решение о ношении женщинами хиджаба принимается по собственной воле, а не согласно религии, разделились поровну.

Ислам – моя страсть

Дискуссии относительно идей, связанных с отношением к тарикатам, джамаатам и посещением усыпальниц, актуализировали более общий и абстрактный вопрос: как возникает восприятие «истинной религии», в которую верят, и как очерчены границы «истинной» религии, которая служит возникновению этого восприятия? В рамках анализа результатов, полученных в Денизли, можно констатировать, что практически каждый воспринимает понятие «истинного ислама» по-своему. Один из опрошенных, подвергнув критике понимание ислама другими людьми, говорит следующее: «Ислам – моя страсть, но, когда люди принимают во внимание лишь отдельные ценности мусульманской религии в угоду своим интересам и применительно к себе оставляют в стороне другие аспекты, это превращается в безобразное зрелище, и я это вижу. В этой связи я не хочу находиться в их числе» (Денизли, женщина, 41 год).

Теперь имамы тоже могут носить джинсы

Относительно реакции на джинсы как символ Запада и прежде всего Америки, к которым со временем привыкли, в исследовании отмечается следующее: «Одним словом, мы находились в условиях, когда ношение джинсов соотносилось с безрелигиозностью. Я тоже однажды посетил мечеть в джинсах, несмотря на то, что мой отец рассердится, и все будут смотреть осуждающе. Все же придя в мечеть в джинсах, мы совершили намаз. А сейчас мы видим, что и имамы, и муллы стали носить джинсы» (Эрзурум, мужчина, 37 лет).

Общество едино

Результаты исследования показывают, что турецкое общество неразделимо на религиозных и нерелигиозных, верующих и неверующих, также как белых и черных. Большинство представителей категории, которую можно определить как «строгие» верующие, приняли жизнь в светском плюралистическом государстве и обществе. Среди них небольшое меньшинство отстаивают взгляды регулирования политической и экономической жизни полностью в соответствии с религиозными требованиями. При этом большинство поддерживают жизнь в рамках светского государства и экономики, а также демократического участия.

Количество желающих жить по законам шариата – 10%

С целью выяснения мнения относительно связи политики и религиозной веры респондентам был задан вопрос, желают ли они образования в Турции религиозного государства, основанного на предписаниях шариата. Было выявлено, что 10% опрошенных считают необходимым создание шариатского государства, 80% – ответили отрицательно и 10% не смогли принять однозначного решения. Этот показатель не отличается от результатов, полученных при проведении подобных исследований прошлых лет.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Ощущая угрозу со стороны исламского экстремизма, христианские и еврейские организации в Турции испытывают серьезные опасения в связи с ростом числа терактов и чрезвычайным положением, объявленным правительством после неудавшейся попытки переворота. Об этом представители религиозных меньшинств рассказали «Голосу Америки».

Христиане и иудеи составляют около 0,2 процента преимущественно мусульманского населения Турции, насчитывающего 79 миллионов человек.

Однако проправительственные СМИ и некоторые правительственные чиновники обвиняют их в причастности к июльскому путчу, и усиливают риторику против христиан и евреев.

На августовской акции «Демократия и мученики» в Стамбуле, собравшей миллионы сторонников правительства, осудивших попытку переворота, три оратора связали религиозные меньшинства с организаторами заговора. Их называли «византийским семенем», «крестоносцами» и «стадом неверных».

Христианские и еврейские лидеры, некоторые из которых осудили попытку переворота, присутствовали на митинге в знак солидарности с правительством. После попытки переворота турецкие власти ввели чрезвычайное положение, после чего десятки тысяч турецких граждан оказались в тюрьме в связи с проводимым расследованием.

Козлы отпущения

Турецкий правозащитник Орхан Кемал Дженгиз рассказал «Голосу Америки», что проправительственные СМИ «подхватили вызывающую тревогу риторику, делающую из турецких религиозных меньшинств козлов отпущения, и связывающую с ними попытку переворота».

«В частности, проправительственные СМИ используют антиамериканский и антиевропейский подход, который я могу назвать ксенофобским. В рамках этого подхода они пытаются очернить Запад и обвинить его в попытке переворота, – сказал он. – Но эта риторика направлена против немусульманского населения Турции и негативно отражается на нем».

Ученый Рифат Бали, автор нескольких книг о турецких евреях, говорит, что хотя заявления о связях меньшинств с попыткой переворота безосновательны, христиане и евреи оказались под ударом.

«Абсурдные сообщения из так называемых новостей, в которых говорилось, что некоторые религиозные меньшинства в Турции стоят за попыткой переворота, – неудивительны, – говорит он. – Они вполне ожидаемы. В атмосфере, где теории заговора являются обычным делом и превалируют, поиски иностранцев, которые стоят за всем, становятся обычным делом».

Исторические угрозы

Христиане и евреи, проживавшие в некоторых районах современной Турции на протяжении столетий, в ходе турецкой истории подвергались насильственным атакам. Так, антиеврейский погром 1934 года в Восточной Фракии и антихристианский погром 1995 года в Стамбуле вынудили десятки тысяч немусульман покинуть страну.

Расползание террора «Исламского государства» в Турции в последние месяцы шокировало христиан и евреев.

В новостях сообщалось, что члены ячеек «Исламского государства» замышляют теракты против церквей и синагог в Турции. «Исламское государство» видит в христианстве и иудаизме врагов его радикальной исламской идеологии.

В результате терактов в Турции, которые связывают с «Исламским государством», погибли иностранцы, включая европейских христиан и израильских евреев.

Угрозы против христиан и церквей в социальных СМИ, с которыми выступают исламские экстремисты в Турции, усилились.

«Некоторые люди отправили сообщения с угрозами убийства на мобильные телефоны 15 пасторов, – говорит Умут Шахин, генеральный секретарь Союза протестантских церквей, объединяющего протестантские деноминации в Турции.

«В своих СМС они использовали те же самые термины и аргументы, что и ИГ, – добавляет Шахин, пастор из Измира. – Они отправляли пасторам пропагандистские видео ИГ».

В Турции проживают около 10 тысяч протестантов.

Лидер протестантской церкви Ихсан Озбек сообщил, что некоторые церкви отменили воскресные службы, опасаясь атак «Исламского государства».

«Это вызвало серьезные опасения и панику в нашей общине», – сказал он, имея в виду продолжающийся террор со стороны «Исламского государства».

Появление новых беженцев

Некоторые христиане-ассирийцы, чьи братья в Сирии, оказавшиеся в руках ИГ, столкнулись с убийствами и похищениями, ищут убежища за рубежом.

«Число иммигрантов-ассирийцев в Западных странах растет, – говорит Эркан Метин, ассирийский адвокат-правозащитник в Турции. – Кто-то уже уехал из Турции, многие другие готовятся к отъезду».

Большинство из примерно 25 тысяч турецких ассирийцев проживают на юго-востоке страны.

«Многие ассирийцы из Турции также являются гражданами западных стран», – поясняет Тума Челик, представитель Турции в Европейском ассирийском союзе и главный редактор ассирийской ежемесячной газеты Sabro.

«Эти ассирийцы раньше проводили часть года в Турции, но в связи с усилением угроз ИГ и правительственными чистками, которые становятся обычным делом и сопровождаются насилием, в этом году многие из них в страну не приехали», – добавляет он.

В то же время большинство из 18 тысяч турецких евреев, которые, в основном, живут в Стамбуле, не собираются никуда уезжать.

Синагоги предприняли повышенные меры безопасности. Весной британские СМИ сообщали со ссылкой на представителей турецкой разведки, что ИГ замышляет атаки на еврейские институты в Турции.

«В Турции и вокруг нее возникла непрерывная военная атмосфера, – говорит турецкий антрополог Ишиль Демирель, пишущий для онлайнового издания Avlaremoz, освещающего еврейскую тематику.

«Тот факт, что войну ведет группировка, называемая «Исламское государство», во имя религии, усиливает опасения и тревоги людей по поводу их жизни и будущего», – говорит он.

В 2003 году у двух турецких синагог произошли взрывы, устроенные исламскими террористами.

«Поэтому евреи в Турции извлекли уроки из этих атак и делают все возможное, чтобы предотвратить потенциальные нападения», – заявил «Голосу Америки» еврейский ученый из Стамбула Рифат Бали.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *