Какие церкви поддерживают РПЦ?

Предоставление автокефалии украинской церкви провоцирует серьезный раскол в православном мире. Ряд церквей поддерживают Константинополь, другие же солидарны с позицией Москвы. На каких иностранных союзников в этом противостоянии может рассчитывать Русская православная церковь и кто явно станет ее противниками?

Помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэсс Митчелл, находясь с визитом в Тбилиси, в среду заявил: «Из Грузинской православной церкви косвенно исходит российское влияние». По его мнению, «Россия сильна в дезинформации и пропаганде, мы знаем про эти инструменты и готовы с ними бороться».

Отметим, что в самой Грузинской православной церкви с отношением к РПЦ и болезненным для Москвы вопросам (в первую очередь, это украинский вопрос) не так все однозначно, как утверждает эмиссар США. Напомним, в июне член синода Грузинской православной церкви митрополит Петр заявил: украинская церковь должна быть независимой от русской. Он же назвал патриарха Московского и всея Руси Кирилла «первоиерархом страны-завоевателя». С другой стороны, синод ГПЦ выступил против украинской автокефалии. Но заметим, грузинский патриарх Илия II не сказал своего окончательного слова.

Поддержка со стороны Грузинской и других поместных церквей крайне важна в споре Московского и Константинопольского патриархатов. Особенно сейчас, когда Константинополь дал старт предоставлению автокефалии «украинской церкви» по просьбе киевских раскольников и президента Порошенко. В среду представитель Константинопольского патриархата митрополит Галльский Эммануил объявил о начале создания «местной независимой церкви» на Украине, «учитывая просьбы самих украинцев».

Уже сложно скрывать, что этот процесс – сугубо политический. США анонсировали визит представителя Госдепа по свободе вероисповедания Сэма Браунбэка на Украину. Браунбэк обсудит с представителями украинского правительства и духовенства «усилия по защите и продвижению религиозной свободы». В РПЦ в очередной раз предупредили: создание автокефальной церкви на основе самозваного «Киевского патриархата» чревато силовым захватом храмов признанной Украинской церкви Московского патриархата.

Не раз звучали заявления о расколе, грозящем мировому православию. Если раскола догматического (который имел место между православными и католиками в XXI веке или между русскими старообрядцами и «никонианами» в XVII веке), к счастью, не наблюдается, то спор о канонических территориях разводит поместные церкви по разные стороны баррикад. Например, сообщалось, что патриарх Иерусалимский Феофил выразил поддержку УПЦ МП в стремлении сохранить каноническое православие и противостоять политическому давлению.

На чью поддержку может рассчитывать Москва?

«Позиция РПЦ пока поддерживается Сербской и Иерусалимской церквами. К этому склоняются Грузинская, Болгарская и Антиохийская», – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД религиовед правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев.

Сербская и Болгарская церкви, конечно, не могут сравниться с 100-миллионной РПЦ по количеству приходов и прихожан, но оно все же больше, чем у Константинополя. У Вселенского Константинопольского патриархата – пять миллионов прихожан (в первую очередь, в США), у Сербской церкви – 6,5 млн, у Болгарской – восемь миллионов. Антиохийская церковь – одна из древних церквей, объединяющих сирийских православных. «Этой церкви РПЦ оказала серьезную помощь в Сирии», – отмечает Силантьев.

«Вполне можно рассчитывать на поддержку Православной церкви Чешских земель и Словакии, Польской православной церкви», – отмечает религиовед.

Константинополь же, скорее всего, поддержат церкви, возглавляемые греками, полагает Силантьев. Например, это Албанская церковь. «Хотя тоже спорно», – замечает эксперт. Отметим, что собственно православная церковь в Греции – Элладская ПЦ – в свое время небезболезненно отделилась от Константинопольского патриархата.

«Многие будут выжидать до последнего, потому что никто в таком конфликте принимать участия не хочет», – отмечает Силантьев. Так, например, пока сохраняет нейтралитет Румынская православная церковь, у которой собственный канонический спор с РПЦ из-за Молдавии.

Достаточно сложна позиция Грузинской церкви (ГПЦ), о которой говорилось выше. «Грузинская православная церковь тоже имеет проблемы канонической территории, это касается Южной Осетии и Абхазии, – поясняет Силантьев. – РПЦ признает право ГПЦ на эти территории, хотя подавляющее большинство местных жителей хотели бы перейти в Русскую православную церковь. Потому ГПЦ ни в коем случае нельзя поддерживать Константинополь, так как в противном случае будут созданы епархии в Осетии и Абхазии», – подчеркнул собеседник.

Это хороший пример, когда территории давно не принадлежат Грузии, население не воспринимает Грузинский патриархат, и даже в этом случае РПЦ уважает право Грузинского патриархата. «Хотя, например, ГПЦ открывает свои приходы на территории Азербайджана, который является канонической территорией именно РПЦ», – указывает Силантьев. «Если такое расширение Грузинской церкви простят, то поддержку Константинополя РПЦ им не простит», – заключил Силантьев.

На ваш взгляд

Спровоцирует ли провозглашение автокефалии новый виток гражданского противостояния на Украине? Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко в свою очередь полагает – деление на группы поддержки Москвы и Константинополя пока будет не более чем гаданием.

«Во-первых, я не совсем уверен, что так однозначно высказал свою поддержку тот же патриарх Иерусалимский. Он призвал поддерживать главу каноничной УПЦ Московского патриархата митрополита Онуфрия. Но это нельзя назвать решительным протестным заявлением по поводу действий Константинополя. Поэтому я бы его не переоценивал», – сказал Петрушко в комментарии газете ВЗГЛЯД.

Он также отметил, что греческие церкви действуют солидарно, но отнес к этой группе не только Александрийскую церковь, но и Иерусалимскую, и Элладскую. По мнению эксперта, не стоит возлагать излишние надежды на Иерусалимский патриархат. «Скорее можно ожидать поддержки от негреческих церквей, традиционно нам близких: от Сербской, Грузинской, ну, может, от Чехословацкой», – считает Петрушко. Он полагает: такая поддержка может быть связана с тем, что

у Сербской и Грузинской церквей есть свои конфликты с Константинополем, они следующие на очереди.

«Я имею в виду македонский раскол в Сербии, проблему Абхазии, где в свое время возникла группа духовенства, которая обращалась к патриарху Варфоломею с просьбой предоставить им какой-то статус, – пояснил эксперт. – И то я не уверен, что протест будет такого же уровня, как однозначное осуждение действий Константинополя. Кроме того, я не исключаю, что власти стран Сербии и Грузии могут оказать давление на свои церкви с тем, чтобы их поддержка РПЦ была не слишком радикальной».

Служба коммуникации ОВЦС

14 января 2020 года, в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

В этот день исполнилось 18 лет со дня архиерейской хиротонии митрополита Волоколамского Илариона. Радость праздника с Владыкой разделили представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле и сотрудники возглавляемого им Отдела внешних церковных связей.

Архипастырю сослужили: митрополит Филиппопольский Нифон (Антиохийская Православная Церковь); епископ Моравичский Антоний (Сербская Православная Церковь); архимандрит Серафим (Шемятовский) (Православная Церковь Чешских земель и Словакии); протоиерей Даниил Андреюк (Православная Церковь в Америке).

От Отдела внешних церковных связей митрополиту Илариону сослужили заместитель председателя ОВЦС архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков), сотрудник ОВЦС протоиерей Александр Макаров, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарёв, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), заведующий Службой переводов ОВЦС иерей Арсений Черникин, заведующий Службой коммуникации ОВЦС священник Илия Косых, секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов, сотрудник ОВЦС священник Алексий Дикарев, сотрудник ОВЦС священник Анатолий Чуряков, сотрудник ОВЦС иеромонах Кирилл (Перегудин).

В числе сослужившего духовенства был президент Свято-Владимирской православной духовной семинарии в Нью-Йорке протоиерей Чад Хатфилд (Православная Церковь в Америке) и клирик храма святой Великомученицы Екатерины на Всполье – Подворье Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси протоиерей Христофор Хилл.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения от имени представителей Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле владыку Илариона поздравил митрополит Филиппопольский Нифон, в частности, отметив:

«Я счастлив, и расцениваю это как особую честь, что был среди епископов Русской Церкви во главе с приснопамятным Патриархом Алексием, возложивших на Вас, дорогой Владыка, руки при хиротонии. И я помню, как Святейший обратился к Вам словами апостола Павла: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20. 28).

Дорогой Владыка! В практике Вашей церковной жизни Вы воплощаете слова апостола Павла из его послания к Титу, что «епископ должен быть непорочен, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан…» (Тит. 1. 7-9). Соединяя в себе такие достойные личные качества с богословскими вероучительными наставлениями, Вы осуществляете своё епископское служение в окружении опытных и честных священнослужителей, тем более на посту председателя Отдела внешних церковных связей. Вы знаете уже на собственном опыте то, что неоднократно подтверждалось в истории, что настоящая победа во всём – это результат мудрости, справедливости и воздержания».

Митрополит Нифон пожелал Владыке Илариону здоровья и многих лет жизни для служения во благо Русской Православной Церкви.

От лица сотрудников ОВЦС к митрополиту Илариону обратился архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид. Поздравив Владыку с праздником Обрезания Господня, Новолетием, а также с годовщиной архиерейской хиротонии, архиепископ Леонид, в частности, сказал:

«Ваше Высокопреосвященство, не нам говорить о вызовах, перед которыми сегодня оказались Матерь-Церковь и наше Отечество как на внутренних рубежах, так и вне наших границ. Вы возглавляете одно из серьезнейших направлений и формируете внешнюю политику Русской Православной Церкви. Политика эта формирует личности, кует победу и дает нам надежду не только на спасение в будущей жизни, но и сохранение наших рубежей и силы сегодня.

Примите наши сердечные поздравления. И, конечно, хочется отдельно отметить, что талантливый человек талантлив во многом. Господь Вам даровал таланты, которыми Вы щедро делитесь со всеми нами. Таланты, которые Вы дарите нам в плане музыкальных произведений, облагораживают наши души и даруют нам положительные эмоции, что очень важно в нашем современном обществе».

Затем к присутствующим обратился со словом митрополит Иларион:

«Ваше Высокопреосвященство, владыка Нифон, представитель Святейшего Антиохийского престола при Московском Патриаршем престоле! Ваше Преосвященство, владыка Антоний, представитель Сербской Православной Церкви при Московском Патриаршем престоле! Ваше Высокопреосвященство, владыка Леонид, дорогие собратья – представители Поместных Православных Церквей, дорогие отцы, братья и сестры!

В день, когда мы празднуем Обрезание Господне и память святителя Василия Великого, Господь сподобил нас собраться вместе для того, чтобы совершить Литургию Василия Великого, прославить Бога и вместе причаститься Святых Христовых Таин.

Святитель Василий Великий был великим иерархом Церкви, который в трудные для Церкви годы, когда она была терзаема арианской ересью, противостал этой ереси со всей силой своего богословского ума и христианского сердца, и по совершенному подвигу стал равен апостолам.

Мы знаем святителя Василия Великого по его замечательным трудам, которые переведены на русский язык и доступны нашим верующим. Но всякий раз, когда мы совершаем Литургию Василия Великого, мы особым образом погружаемся в глубины его богословской мысли. В Литургии, которую он составил или, как некоторые ученые говорят, написал на основе некой другой древней Литургии, существовавшей в Кесарии Каппадокийской, особым образом очень полно и глубокого отражено богословие нашей Церкви.

К сожалению, присутствующие в храме этих молитв по большей части не слышат, потому что в это время поет хор, и только замечают, что на Литургии Василия Великого во время совершения Евхаристического канона хор поет гораздо дольше, чем на Литургии Иоанна Златоуста. Почему же хор поет дольше? Потому что молитвы более длинные, более содержательные, более глубокие и гораздо более подробно раскрывающие историю спасения, причастными к которой мы все себя ощущаем, особенно, когда собираемся на Божественную литургию.

Святитель Василий подвигом своей жизни научает нас, что мы никогда не должны колебаться, но стоять твердо, отстаивая истину Церкви Христовой. Мы не должны подклонять свою выю мирским властителям или каким-либо иным силам, кроме той единственной силы, служению которой мы должны положить жизнь, – силы Господа Иисуса Христа, создавшего нашу Церковь и продолжающего наполнять ее Своим Божественным присутствием.

Из 18 лет моего архиерейского служения без малого одиннадцать приходится на то время, когда я возглавляю Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. Это послушание я получил от Святейшего Патриарха и Священного Синода. В течение первых лет мое послушание сопровождалось созидательной деятельностью, общением с Поместными Православными Церквами, выстраиванием отношений Русской Православной Церкви с инославным миром, с представителями иных религиозных традиций. И эта созидательная деятельность и мне, и, думаю, всем сотрудникам Отдела приносила радость.

Но потом наступили трудные времена для нашей Церкви, когда ей была объявлена война, и нам надлежало встать на ее защиту, на защиту наших верующих, нашей многомиллионной паствы на Украине. И мы продолжаем делать все возможное и невозможное, чтобы защитить нашу Церковь, и верим, что Господь не оставит нас в наших трудах.

На войне невозможно обойтись без потерь. Но наши потери в этой войне пока не очень велики: мы сохранили весь свой личный состав, сохранили нашу многомиллионную Церковь, которая не умалилась, несмотря на все усилия и ухищрения врагов. Наша Украинская Православная Церковь продолжает стоять твердо. Из 90 архиереев только двое перешли на сторону врага, а епископат в своей полноте, духовенство Украинской Православной Церкви, миллионы мирян сохранили и сохраняют верность Русской Православной Церкви.

Зачастую некоторые сторонние наблюдатели и недоброжелатели нам говорят: «Зачем вы удерживаете Украинскую Церковь? Отпустите ее на все четыре стороны. Пусть они живут свободно. У них ведь свободное государство». На что мы просто отвечаем, что никого не удерживаем.

В Церкви мы вообще никого мы не удерживаем. Если кто хочет уйти из Церкви, это его право. Конечно, мы сожалеем о таком человеке, скорбим, молимся о нем. Но в нынешнем свободном обществе каждый вправе выбирать истину или ложь, добро или зло, Церковь или раскол. И мы не можем какими-то способами воспрепятствовать человеку уйти в раскол, секту или ересь, если он этого захочет.

Но спросите украинских архиереев, спросите духовенство Украинской Православной Церкви, спросите ее верующих, хотят ли они уйти из Русской Церкви? И они все в один голос скажут: нет, мы не хотим, мы хотим быть вместе.

Не так давно здесь, в храме, мы молились вместе с паломниками из Украинской Церкви, из Кировоградской епархии. К нам приехал архиерей с молодыми священниками, многие из которых никогда прежде не были в России. Они впервые приехали в Москву. И в беседе они нам сказали: » Спасибо, что вы нас пригласили. Нам все внушают, что мы Москве не нужны, Патриарху мы не нужны. А мы приехали и увидели, что мы одна Церковь».

Именно за это единство мы боремся, и будем бороться впредь. В этом весь смысл работы, которую мы ведем – не для того, чтобы кого-то удержать, но чтобы сохранить единство нашей Церкви, которое восходит к святому князю Владимиру и Киевской Руси. Этому единству более тысячи лет, но враги Православия по наущению дьявольскому решили его разрушить. Но им это не удастся, ибо наша Церковь стоит твердо, крепко, и она будет стоять впредь.

Я сказал о том, что мы не потеряли личный состав – и это самое главное. Мы потеряли некоторых союзников, но, увы, это неизбежно в период военных действий. Если посмотреть на историю различных войн, то мы увидим, что некоторые государства маневрировали между одними и другими союзниками. Они то входили в союз с одними, то, когда видели, что победа приближается у других, переходили на их сторону. И это вполне естественно. Такое случается.

Но не стоит драматизировать эти события. Если мы вдруг слышим, что тот или иной Предстоятель совершил какое-то беззаконное деяние или солидаризировался с расколом, или совершил еще что-либо, от этого Церковь не поколеблется и ее единство не умалится. Просто надо помолиться за тех людей, которые проявили человеческую слабость.

Сегодня за Божественной литургией мы молились вместе с представителями Поместных Православных Церквей. Мы благодарны Поместным Православным Церквам – и Антиохийской Церкви, и Сербской Православной Церкви, и Православной Церкви Чешских земель и Словакии, и Православной Церкви в Америке, и другим Поместным Православным Церквам, которые поддерживают нашу Церковь в эти трудные месяцы. Мы верим, что искушение, которое постигло Православную Церковь, пройдет, и вместе мы будем трудиться для того, чтобы оно прошло как можно быстрее.

Я хотел бы сегодня поблагодарить Вас, дорогой владыка Нифон, за то, что 18 лет назад Вы были в числе архиереев, которые возлагали руки на мое недостоинство. Вы достойно несете служение представителя Антиохийской Православной Церкви в Москве. Мы чувствуем сегодня поддержку Антиохийской Православной Церкви, а в трудные дни для Антиохийской Церкви, когда она подвергалась физическому уничтожению и истреблению, мы всегда были с вами нашей молитвой и всеми нашими помыслами.

Я хотел бы поблагодарить Сербскую Православную Церковь за неизменную поддержку, которую мы чувствуем, ощущаем, и которая нам очень дорога.

Благодарю все другие Поместные Православные Церкви, которые также стоят на страже церковного единства.

В этот день я хотел бы особенно поблагодарить и моих заместителей, и всех сотрудников Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Наша миссия сегодня очень непростая. Иногда по человеческим меркам нам может показаться, что наш труд тщетен, потому что мы делаем одно, а происходит другое. Но мы не должны впадать от этого в уныние, у нас не должны опускаться руки, ибо сегодня оно так, а завтра будет иначе. Мы верим в то, что с нами Бог, и Сам Господь Иисус Христос укрепляет нас в стоянии за правду Божию.

Будем молиться Господу, будем просить Его, чтобы Он никогда не оставлял нас Своей поддержкой, чтобы мы всегда ощущали Его присутствие и Его помощь, и чтобы всех нас Он вел по пути к Царствию Небесному. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником!»

Фотогалерея

Годишњица архијерејске хиротоније Митрополита волоколамског Илариона (Алфејева)

У уторак 14. јануара 2020. године, на празник Обрезања Господњег и Светог Василија Великог, Његово Високопреосвештенство Митрополит волоколамски Иларион (Алфејев) је началствовао служењем Свете Литургије у московском храму посвећеном чудотворном образу Пресвете Богородице «Свих жалосних радост».

Будући да овога дана Митрополит Иларион обележава и свог значајан датум — 18. годишњицу од архијерејске хиротоније, велики број архијереја и свештенослужитеља, као и сарадника Оделеља спољних црквених послова Московске Патријаршије, узели су ућешће у радости данашњег празника.

Испред Руске православне цркве, Митрополиту је саслуживао Архиепископ владикавкаски Леонид — заменик председника Оделења Спољних црквених послова РПЦ, заједно са осталим сарадницима ОВЦС.

Архипастиру су том приликом саслуживали и представници Помесних православних цркава при Патријарху московском и целе Русије: Митрополит филипопољски Нифон (Антиохијска православна црква), Епископ моравички Антоније (Српска православна црква), архимандрит Серафим (Шемјатовски) (Православна црква чешких земаља и Словачке) и протојереј Данил Андрејук (Православна црква у Америци).

У име свих представника Помесних православних цркава, честитке Митрополиту Илариону је упутио Високопреосвећени Нифон, док је у име сарадника ОВЦС, пригодно слово одржао Архиепископ Леонид.

На самом крају, присутнима се обратио и Митрополит Иларион, указујући на важност подршке Помесних православних цркава у итекако тешким временима великих искушења у којима се данас налази Православље.

На фото епископ Костомукшский и Кемский Игнатий (Тарасов). Фото сайта kosta.cerkov.ru

По решению патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Армавирский и Лабинский Игнатий (Бузин) и епископ Костомукшский и Кемский Игнатий (Тарасов) до решения Общецерковного суда отстранены от управления епархиями, сообщил официальный сайт РПЦ. В указе говорится о «поступивших сообщениях, содержащих документально аргументированные обвинения в адрес вышеупомянутых архиереев в церковных правонарушениях». Рассмотрение обвинений передано в Высший общецерковный суд.

В судьбе обоих епископов много общего. Они выходцы из Петербурга, здесь начиналось их восхождение по карьерной лестнице в РПЦ. Оба окончили духовную академию в Северной столице, в 1990-х годах занимали епархиальные должности в области финансов и хозяйствования. Тарасов был избран епископом и хиротонисан в 2013-м, Бузин – в 2014 году. Обе епархии созданы в 2013 году на волне административно-территориальной реформы, когда каноническая территория РПЦ в России была поделена на митрополии, а те – на несколько епархий каждая.

Тогда многие молодые архимандриты и игумены получили епископские клобуки, чтобы принять руководство над измельченными епархиями. Они рукополагались не своими митрополитами, а патриархом Кириллом, и не у себя в регионах, а в московском храме Христа Спасителя. Высказывалось мнение, что таким образом глава РПЦ создает армию обязанных карьерой лично ему «эффективных менеджеров».

«Власть епископа в церкви – это не то же, что власть светская. Церковная власть совершенно иной природы. В ее основе не принуждение, не сила оружия, не желание господствовать и подчинять. В ее основе – любовь: любовь отца к детям, учителя к своим подопечным, пастыря к пасомым», – напутствовал патриарх Игнатия (Бузина) во время хиротонии. «Нравственные требования к будущим архипастырям весьма высоки и строги», – сказал он также. Именно обвинения в безнравственности, которые звучали в адрес обоих Игнатиев в Сети в начале нынешнего мая, стали основанием, как полагают, для их отстранения и заточения фактически под домашний арест до суда.

Четыре года назад имя Игнатия (Тарасова) было замешано в громкой уголовной истории. Дорогостоящий автомобиль карельского епископа попал в ДТП, в результате которого тяжкие увечья получила прохожая. Историю с уголовным оттенком удалось замять. Теперь же с епископом связан интернет-скандал сексуального свойства. Подобные сплетни сопровождают карьеру Игнатия (Бузова), распространяется фотография в обнаженном виде человека, похожего на армавирского епископа. Сейчас вспоминают, как когда-то рукоположению еще в иеромонашеский сан Бузова пытались препятствовать студенты Санкт-Петербургской духовной академии. Обоих епископов молва обвиняет в мздоимстве.

Напомним, что это не первые плоды разочарования патриарха Кирилла в молодых карьеристах. 11 марта «на покой», то есть практически на пенсию решением Синода был отправлен 45-летний митрополит Венский и Австрийский Иоанн (Рощин). Конечно, Рощин был священнослужителем и церковным функционером более высокого ранга, чем оба провинциальных епископа. И предполагаемые «прегрешения» митрополита скромнее, чем у Игнатиев. Поэтому и наказание его мягче. Однако похожий темп набора карьерной высоты и номенклатурные привычки позволяют отнести всех троих к одному и тому же типу духовных лиц, почувствовавших свое призвание служить Богу на хороших должностях в середине 1990-х годов. Похоже, чистка среди архиереев, замеченных и выдвинутых патриархом Кириллом в разгар реформ, продолжается на разных уровнях церковного управления.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *