Какой бог в иудаизме

похожие кроссворды

  1. Средневековое еврейское мистическое учение 7 букв
  2. Кабала как средневековое мистическое учение и связанные с ним магические представления и обряды 11 букв
  3. Средневековое еврейское мистическое учение 6 букв
  4. (средневековое королевство) средневековое государство 7 букв
  5. (от греческого «покой, безмолвие, отрешенность») мистическое течение в византии
  6. Мистическое течение в протестантстве
  7. Мистическое течение в протестантстве 7 букв
  8. Религиозно-мистическое течение в иудаизме 8 букв
  9. Мистическое течение 9 букв
  10. Мистическое течение в исламе 6 букв
  11. Религиозно-мистическое течение i-iii вв. в римской империи 10 букв
  12. Процесс одноразового нагревания чаще всего жидких продуктов или веществ до 60 °c в течение 60 минут или при температуре 70-80 °c в течение 30 мин 12 букв
  13. Мистическое хищное животное
  14. Мистическое направление в исламе, возникшее среди кавказских горцев в середине xix в.
  15. Мистическое направление в исламе, возникшее в xix веке среди кавказских горцев
  16. Религиозно-мистическое настроение, поведение
  17. Религиозно-мистическое движение, возникшее в подолии (на границе с бессарабией) в конце 30-х гг. xviii в.
  18. Мистическое учение, получившее распространение в иудаизме 7 букв
  19. Религиозно-мистическое настроение, поведение 7 букв
  20. Мистическое мировоззрение, склонность к мистике 9 букв

Священные книги иудаизма

Начальный период иудаизма – период его возникновения и становления – принято называть библейским. Иудейское духовенство утверждает, что Яхве через Завет передал еврейскому народу Священное писание. Этот Завет, или Танах, включает в себя Тору, Небиим, и Кетубим. Книги эти создавались с XIII в. до н.э. по II в. н.э. В них изложены религиозные, этические, правовые нормы, общественные представления древних евреев.

Современная Библия состоит из двух неравных частей и включает 77 отдельных книг: большая, иудейская — 50 книг и называется Ветхий (или Старый) завет, меньшая, христианская — 27, называется Новый завет. Слово «Завет» можно заменить близкими по смыслу словами: союз, договор, содержание которых состоит в том, что народ Израиля пользуется особым расположением бога, он – «народ избранный», и которому ниспослал Господь через пророков Священное писание — Танах — и заключил с ними завет — договор.

Ветхий завет – сборник древней иудейской литературы. Самая значительная его часть – Пятикнижие Моисеево или Тора – была окончательно канонизирована и приобрела силу закона в V веке до н.э.

Тора состоит из пяти книг, названных по традиции первыми словами текста: «В начале» (Бытие), «И вот именно» (Исход), «И воззвал» (Левит), «В пустыне» (Числа), «Вот слова» (Второзаконие).

После Торы идут следующие два раздела: «Пророки и Писания», которые также имеют хронологическую последовательность. Тора является сердцевиной Ветхого завета (Тора – в иудейской традиции означает – учение), ее автором считается пророк Моисей, по преданию, выведший свой народ из «дома рабства» — Египта.

Второй период в истории иудаизма носит название талмудического, по названию другой священной книги иудаизма Талмуда (от др. еврей. ладем — изучение) Талмуд является расширенным комментарием Торы и состоит из двух частей — Мишны и Гемары.

Талмуд – это многотомный сборник религиозной литературы, сложившийся в течение многих веков (с V века до н.э. до V века н.э.), является толкованием Библии и основным богословским сборником, из которого идеология иудаизма и по сей день черпает материал для своих теологических построений и разрешения различных религиозных казусов.

Талмуд в народе зовется «устной Торой», поскольку первоначальное содержание Талмуда передавалось из поколения в поколение, из уст в уста, в отличие от Ветхого Завета, который называется писаным законом.

По преданию, пророк Моисей знал содержание и Ветхого завета (Торы) и Талмуда, которое было передано ему Господом на горе Синай. Ветхий Завет он успел записать, а Талмуд, якобы, передал устно старейшинам, Иисусу Навину и всему народу. Поэтому Талмуд называют «Устной Торой».

Письменная Тора – основа, на которой возведена т.н. «устная Тора», которая комментирует и объясняет заповеди Торы. Например, Тора приказывает верующим жить в куще в праздник Суккот. Но куща годна только тогда, когда она сделана по закону, а сколько стен должно быть в куще, из какого материала она должна быть сделана, каковы ее размеры – все это определено в Талмуде. Другой пример: в Судный день все обязаны поститься. Но с какого возраста начинать поститься, при каком состоянии здоровья, что считать «едой», а что «питьем», на это отвечает Мишна и Гемара. Однако жизнь ежедневно ставит новые проблемы, на которые в Торе нет прямых ответов. И потому в каждом поколении находятся мудрецы (толкователи), разъясняющие их верующим.

Если Мишна представляет собой толкование Торы применительно к условиям диаспоры, то Гемара есть полное разъяснение Мишны. Различается Талмуд иерусалимский, который состоит из 39 трактатов и Талмуд вавилонский, который состоит из 37.

В Талмуде различают так же Галаху и Агаду, которые тесно связаны между собой. Галаха – это закон, который регламентирует религиозную, гражданскую, семейную жизнь и т.д., Агада – это сборник легенд, притчей, пословиц, подтверждающих идеи Талмуда и Торы. Талмуд дает разъяснения о Боге, ангелах, рае, аде, загробном воздаянии, разрабатывает иерархическую лестницу ангелов, демонов.

Талмуд проповедует бедность как добродетель, освящает социальное неравенство.

Основные догматы иудаизма

Безусловное признание монотеизма, веры в единого всемогущего бога Яхве (Иеговы), считающегося творцом мира и всего живого на земле.

Вера в святость Торы (Пятикнижие пророка Моисея), исполнение предписаний которой обеспечивает верующим вечное блаженство в загробной жизни.

Вера в пришествие Мессии (небесного избавителя), который должен собрать всех евреев на земле «обетованной» — Палестине.

Вера в конец света, воскресение мертвых и судный день.

Вера в богоизбранность еврейского народа.

Морально-этические нормы иудаизма условно можно разделить на два типа: как отношения «между человеком и Богом» и «между человеком и ближним его», они тесно взаимосвязаны.

Иудейские богословы утверждают, что эти правила и нормы морали были так же открыты Богом пророку Моисею на горе Синай и оформлены как десять заповедей (Декалог). Поскольку, они, согласно вероучению, даны Богом, то считаются вечными, незыблемыми и пригодными для всех времен. Эти заповеди фактически содержат в себе только шесть нравственных принципов, которые изложены в Ветхом Завете (книга Исход) и отражают элементарные правила человеческого общежития:

Требование почитания родителей – «Почитай отца своего и мать свою».

Запрещение убийства – «Не убий».

Запрещение – разврата – «Не прелюбодействуй».

Запрещение воровства – «Не укради».

Запрещение лжи, клеветы – «Не лжесвидетельствуй».

6. Запрещение зависти – «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его».

Первые четыре заповеди, входящие в декалог, закрепляют предписания вероучения и обрядности и не имеют к морали непосредственного отношения. В них содержатся: требование строгого единобожия – «Да не будет у тебя других богов пред ликом Моим»: запрещение поклонения другим богам – «Не делай себе кумира … Не поклоняйся и не служи им…»; запрещение употреблять всуе имя Бога – «… не произноси имени Господа Бога твоего напрасно»; требование соблюдения субботы – «Помни день субботний, чтобы освятить его».

Иудейская мораль учит, что в человеке борются добрые и злые начала и верующему предписывается милосердие, помощь сиротам, вдовам, стремление к добру и миру: «Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и следуй за ним».

В Талмуде, в трактате «Санхедрин», рассказывается о том, как знаменитый мудрец кратко выразил суть иудаизма: «Не делай другому того, чего не хочешь себе. Все остальное – комментарии к этому. В этом заключается суть Торы».

В моральной системе иудаизма большое внимание уделяется женщине и ее роли в семье. По Талмуду, женщине не желательно работать вне дома, учиться. Женщина должна обязательно выйти замуж и родить детей, заниматься хозяйством. Женщина-иудейка, родив сына, частично оправдывает свое существование перед богом. Рождение сына, по законам иудаизма приносит родителям благо и радость. В Талмуде разработан также кодекс брачно-семейных отношений, по которому муж – это «домовладыка – полновластный господин семьи», и все семейные и бракоразводные отношения строятся в интересах мужчины. Только он имеет право развестись с женой, если он отказывается от развода, то ни одна судебная инстанция не может расторгнуть брак.

| Курс Иудаизм и еврейские традиции:

Леонид Александрович Мацих читал курс лекций о еврейской традиции и мифологии в Еврейском Центре Форест Хилс Уест, в Нью Йорке, с октября 1999 года по май 2001.

Эти лекции сберегли, обработали и подарили «Архиву Мациха», всем нам преданные ученики и поклонники Леонида Александровича Иосиф, Кира и Андрей. Низкий им поклон и глубочайшая благодарность от всех, для кого Мацих стал частью их жизни.

Как и в Москве, нью-йоркские лекции записывали только для себя, не предполагая, разумеется, что когда-нибудь они будут выложены в сети. Лекции проходили в большой аудитории, записывались на пленочный кассетный магнитофон со всеми вытекающими трудностями – обрыв пленки, перевёртывание кассеты, щелчки микрофона. В наших аудиофайлах места стыковки пленки обозначены звуковыми сигналами. Но можно только удивляться, насколько хорошее качество записей при этих условиях.

Тема первая. Вводная

Лекция первая.

Библия – книга книг. Самый популярный текст в мире на протяжении тысячелетий. Тора, Ветхий Завет и Библия – в чем разница? Демагоги или пророки? Угасла ли пророческая искра? Небесный Иерусалим Димилано и Гребенщикова. Писания. Притчи Соломона. Главный вопрос Книги Иова. Великие книги, пережившие века – те, которые ставят вопросы, а не отвечают на них. В чем мудрость человека? – В умении задавать вопросы.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Тема первая

Лекция вторая. Книга Иова. Книга Екклезиаста

Почему страдает праведник и благоденствует грешник? Есть ли на свете справедливость? Есть ли Богу дело до человека? Какой вопрос задает Иов Богу. Отвечает ли Бог Иову? Зачем быть праведником? Приводит ли познание к счастью? Путь мудреца и путь простака. Что есть мудрость, как она сопрягается с верой и есть ли в этом смысл. В чем сила иудаизма. История про Вавилонские башни наших дней.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция третья. Строительство Вавилонской Башни

Вавилонская Башня, как стимул задуматься об отношениях человека и природы. Некоторые замечательные особенности Книги Бытия. Путь человеческого прогресса – изобретение новых материалов. Путь наблюдения и путь эксперимента, где грань между технологическим прогрессом и разрушением природы. Строитель Вавилонской Башни Аврам и жена его Сара.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция четвертая. Переводы Библии. Спор с Богом

Почему жив иврит? Первый перевод Танаха. Проблемы перевода.

Почему именно Авраам удостоился чести стать прародителем нового народа. Авраам – брат Лота. Содом и Гоморра. Спасет ли праведность людей от природных катаклизмов? Моральна ли коллективная ответственность? Моральна ли бомбардировка Дрездена, Нагасаки, Хиросимы? Когда помочь нельзя, помогать нужно.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция пятая. Танах

Благо или зло для иудаизма существование христианства и мусульманства? Каждый садится в свой поезд. Что такое и зачем Устная Тора? Мишна и Тора – «ограда Закона». Почему Библию читают все народы, а Талмуд только евреи?

Концентрические круги комментариев Торы. Мидраши как элемент Устной Торы. Кодификация Закона. Каббала – мистические комментарии Танаха.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция шестая. Недельная глава Ваигаш и некоторые традиции

Молитвенное покрывало – тали́т (та́лес). Талит гадоль и талит катан. Ритуальное значение кистей цицит. Традиция «голубой нити». Почему мезуза́ прибита наискось. Недельная глава Ваигаш – о встрече Иосифа со своими братьями. Главный вызов еврейству в третьем тысячелетии. Кого считать евреем? Когда и почему еврейство стали наследовать по материнской линии. Еще о традиции наречения имен: выбор имени – выбор судьбы. Имена ангелов и «функции» ангелов. Чем Аврам отличается от Авраама, а Сарра от Сары? Почему калужского крестьянина зовут Моисей Соломонович?

Звук на Яндексе | Текст на Яндексе
Звук на Google | Текст на Google

Лекция седьмая. Галаха́ и Агада́

Коллективная ответственность народа перед Богом. Притча о паршивой овце. Галаха как невидимое защитное поле и инструмент обособления евреев от всех остальных народов, дабы не принять грехи их. Галаха и Агада, «путь» и «сказание» – классический пример единства и борьбы противоположностей. Главный стимул любой религии – приобщиться к вечности, «нет, весь я не умру». Процесс комментирования бессмертного текста бессмертен принципиально. Демократизм бессмертия. Комментаторы Торы. Рационалист Рамбам (Маймонид) и каббалист Рамбан (Нахмонид).

Звук на Яндексе | Звук на Google

Друзья,
Продолжаем курс лекций «Иудаизм и еврейские традиции», прочитанный в Нью-Йорке, в 2000-2001 годах.

Сегодня начинаем вторую тему курса: «Кто такие евреи?»

Напоминаем, что лекции записывались на пленочный магнитофон, а потом были оцифрованы. Иногда, вследствие технических неполадок, запись прерывалась. Места стыковок обозначены звуковыми сигналами.

Еще раз хотим от всех слушателей выразить огромную благодарность Кире, Иосифу и Андрею, которые записали, сохранили, обработали и подарили эти записи «Архиву Леонида Мациха».

Курс «Иудаизм и еврейские традиции»

Тема вторая: «Кто такие евреи»

Лекция 8. Еврейская самоидентификация

Положительная и отрицательная самоидентификация евреев в разных странах. Еврей и иудей не синонимы. Национальная принадлежность по духу и по крови. Почему у евреев национальность определяется по национальности матери, а не отца. Система запретов, огораживающих еврейские общины от окружающих народов. Ассимиляция биологическая и ассимиляция культурная. Обобщенность евреев и вовлеченность их в мировой экономический процесс. Два типа этнических евреев – евреи-ашкеназы и евреи-сефарды. Евреи йеменские – таймонимы, евреи Закавказья, крымские евреи – крымчаки и караимы. Хазары – тюрки, принявшие иудаизм.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 9. Иудаизм и его связи с другими религиями, культурами и народами

Три вида отношения иудаизма к не евреям – отношения мира, отношения войны и отношения союзничества. Завоевание Земли Ханаанской, ставшей Землей Израиля. Четыре краеугольных камня, на которых стоит иудаизм. Почему антисемиты часто цитируют Талмуд? Мидраш о саде и розе. Рассеяние (галут) – хорошо это или плохо? Отношения пришлых евреев с местным населением и интеграция в местные культуры. Диалоги с другими религиями. Соблазн опасней насилия.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 10. Хасидизм-1

Хасидизм – один из фрагментов мозаики иудаизма. На каком фоне родился хасидизм. Сборщики налогов и откупщики. Богдан Хмельницкий. Родовые боли прихода Мессии. Лже-мессия Шабтай Цви. Поход евреев на Стамбул. Предательство Шабтая Цви – большое потрясение для евреев. Основатель хасидизма Исраель бен Элизер (Бааль Шем Тов). Хасидское мировоззрение в притчах – служи Господу и дурным помышлением, не борись с собой, но пойми каков ты. Главный постулат хасидизма – жизнь продолжается несмотря ни на что. Внутренняя революция в хасидизме – течение Хабад.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 11. Хасидизм-2 – продолжение предыдущей лекции

Культ личности – характерная особенность хасидизма, комплекс «большой рыбы». Хасидизм, как синтез сопоставления простой веры не еврейского крестьянства с простой верой еврейской бедноты. Бааль Шем Тов (Бешт) – основатель хасидизма; водка, табак, – нововведения в иудаизм. Вера в чудеса. «Пылкая вера заменяет Талмуд». Каббала в хасидизме. «Стилизованное» православие Флоренского и «стилизованный» хасидизм Мартина Бубера. Хасиды сегодня.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 12. Хасидизм. Продолжение темы. О каббале, о буквах, о высокой духовности

Элементы идолопоклонства в хасидизме. Почему Моисей – лучший из людей, не был допущен в землю обетованную? Еврейская гематрия и греческая анастро́фа. Достойна ли буква обожествления? Каббала – ветка на дереве иудаизма. Как родилась каббала. Мекубалим – «принятые». Молитва как оружие.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Тема третья: «Еврейские традиции»

Лекция 13. Благотворительность – одна из главных традиций иудаизма

Типы благотворительности. История благотворительности. Уровень благотворительности – показатель уровня развития общества. Священники и пророки. Конец авторитета пророков и жрецов. Духовная революция в еврейском мировоззрении – появление касты ученых раввинов. Система гласного распределения денег, приоритеты распределения. Почему у русскоязычных евреев нет общинного сознания? Бесплатные еврейские столовые. Восемь степеней благотворительности.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 14. Еврейское образование

Образование и воспитание в понимании еврейской традиции. Институт наставников. Появление школ по греческому образцу. Бэйт мидраш. Основные отличия западного университета от системы еврейского образования, их достоинства и недостатки. Еврейское образование сегодня. Уникальность, плюсы и минусы Нью-Йоркского Еврейского университета. Хедеры и иешивы. Почему среди шахматистов много евреев. Еврейская «ленинская» стипендия.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 15. Кашрут

Праздник «Ту би-Шват» – Новый Год деревьев. Кошерный – «сильный, пригодный, качественный». Три принципа кашрута.Правила «парве». Год Шмиты. Кошерная соль (и туалетная бумага). Молочные продукты – халав-Израэль. Животные, птица, рыба и морепродукты – кошерные и не кошерные. Коровье бешенство и генная инженерия. Кашрут как способ обособления. Недопонимание между народами и проблемы, вызванные пищевыми табу и кашрутом. Кошерное и трефное. Резники (шойхеты) – почетная специальность. Спиртные напитки.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 16. Еврейские обряды. Совершеннолетие и свадьба

Совершеннолетие. Процесс официального вхождения в члены общины – бар-мицва и бат-мицва. Вопрос равноправия мальчиков и девочек перед Торой. К чему приводит обучение женщин. Положение женщин в разных религиях и женское еврейское образование. Можно ли выучить каббалу в лектории общества «Знание»? Традиция обрезания у евреев и других народов. Обряд еврейской свадьбы. Обручение, посвящение, брачный договор. Ктуба́: «нехорошо человеку быть одному». Отмена многоженства Талмудом. Аскетизм и безбрачие в иудаизме и других религиях. Что говорит Талмуд о внебрачных отношениях.

(Лекция не имеет окончания в силу недостатка места на кассете. Звук лекции не очень хорошего качества. Дефект записи через микрофон).

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 17. Еврейские обряды. Отношение к смерти и похороны

Похороны одно из главных отличий человека от животных. Отсутствие рая и ада в еврейской традиции. Вопрос: что делать с телом и что ожидать от души? Галаха о похоронах в тот же день. Еврейское похоронное общество хевра-кадиша – «святое братство». Разрывание одежды, поминальная молитва, погребение. Траурная шивa. Обряды и символы поминок. Памятники, плиты, надписи. Отличие еврейского кладбища от кладбищ других народов. Могилы для свитков Торы. Запрет кремации. Галаха о пересадке органов. Похороны в библейские времена. Душа после смерти. Гильгуль нэшамот – учение о переселении душ в каббале.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 18. Тора о душе

Есть ли загробная жизнь? Рай в еврейском представлении – гендерные ограничения, времяпрепровождение в райском окружении. Будущий мир – что там: все как здесь, только лучше; реванш за обиды и ли всё по другому? Рабби Йешуа бен Леви – правдивейший человек на свете после Мюнхаузена. Где находится геена огненная? Служба ангелов в аду. Даже у демонов есть надежда вернуться к Творцу. Разные виды и состояний души. Нефеш — телесная часть, Руах — эмоциональная часть, Нешама — духовная часть. Связь еврейской мистической каббалистической традиции с тибетской. «Practical Kabbalah» by Laibl Wolf. Зенонов парадокс.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 19. Проповедь. И еще о кашруте

Проблема активного внимания во время проповеди. Талант проповедника. Амплуа Ираклия Андроникова – даршан на сцене. Эволюция понятий – «лимон зеленью». Иврит и русский жаргон. Создание мидрашей и их типы, пятьсот лет развития проповеди.Мудрый раввин может на проповеди и петь, и цитировать Тарантино. В чем секрет успеха публичного лектора: аудиторию может зажечь только тот, кто сам горит. И опять о кашруте. Кашрут до Моисея: Авраам угощал ангелов мясом и молоком.Три главные предназначения кашрута. Кошерное пиво и водка. Кашрут в исламе. Как картошка привела к промышленной революции в Европе.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 20. Молитва

История и суть молитвы. Различие иудейских молитв от молитв других религий: браха, шевах и бакаша. Почему молитва коллективна и стандартизована. Кому можно желать зла в молитве? Два главных противоречия в молитве. Для чего нужны молитвенные облачения – кипа, тфилин, талит? Есть ли рецепт для достижения молитвенного погружения? Можно научить понимать молитву, но нельзя научить ее чувствовать. Какие бывают молитвы. Молитвы Шма и Кадиш.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 21. Для тех, кто хочет понять молитву «Шма»

«Слушай Израиль, Господь наш, Господь един!» Особое отношение евреев к молитве Шма. Текст и значение слов молитвы «Шма» – построчный разбор. Законы чтения «Шма». Понять и полюбить молитву.

Звук на Яндексе | Текст молитвы на Яндексе
Звук на Google | Текст молитвы на Google

Тема четвертая: «Поговорим о библейских сюжетах»

Лекция 22. Иосиф и его братья. Часть 1

Почему в еврейской традиции желают дожить именно до 120 лет?

Только в Торе есть категорический запрет на инцест и нестандартные формы сексуальных забав. Природа мстит за кровосмешение. Недельная глава Торы — Ваешев (Брейшит 37:1-40:23). Иаков и его сыновья. Любимый сын Иосиф. Фаворитизм к хорошему не приводит. Цветная рубашка Иосифа. Заговор братьев. Иосиф и супруга Патифара. Сны пекаря и виночерпия. Были ли сыновья Иосифа — Манасия и Ефрем — евреями? Какую биографию придумали Оснат. За что и чем Бог Израиля благословил египетских жрецов. Рассказ об Иосифе — пища для многочисленных художественных произведений, от мыльных опер до духовных стихов старообрядцев. Наполеон, евреи и Синедрион.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Тема четвертая: «Почитаем Библию»

Лекция 23. Иосиф и его братья. Часть 2

«О некоторых нажитых формах шизофрении и паранойи». Сменяемость власти уберегает от профессионального заболевания. Деятельность Иосифа как второго человека в супердержаве. Тучные годы, голодные годы и обогащение фараона. Драматургия первой встречи Иосифа с братьями. Вторая встреча с братьями. Полифония и напряжение повествования. Рассказ об Иосифе не только прообраз всех мелодрам, но и звено в цепи логически развивающейся человеческой истории. Присутствие Бога в Истории. Завершение Книги «Бытие».

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 24. Из Книги «Исход». Моисей. Часть 1

Судьба Иосифа как часть Божественного замысла. Где можно увидеть портреты ветхозаветных патриархов? Откуда разница в названиях книг Библии на иврите и на других языках. Книга «Исход». Зачем и как фараон хотел перехитрить евреев? Условности жанра в комментариях к Библии. Проявление тоталитарной власти фараона: уничтожение младенцев-мальчиков под народный контроль. Дочь фараона – орудие Бога. Места в Библии, которые вопиют: истолкуй меня! Почему Моисей убил надсмотрщика, почему убежал в пустыню? Он должен был быть пастухом.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 25. Из Книги «Исход». Моисей. Часть 2

Закон пустыни – закон сильного. Моисей в пустыне у колодца. Всегда ли Бог смотрит на людей? Божий замысел относительно Моисея. Бог вмешивается в историю явно и откровенно – снэ́, неопалимая купина́). Глас Божий. Святая Земля и Божья Гора – посольства Бога на земле. Особые места – благословенные, от священных рощ до намоленого воздуха и шхины, и места проклятые. Откуда у Моисея национальное самосознание? Колебания и сомнения в Господней воле. Бог открывается Моисею и впервые называет свое имя – загадка на тысячелетия. Как бы вы обратились к Богу в молитве? Почему Бог избрал именно Моисея?

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 26. Мидраш как литературный жанр. Книга Исход

Чтобы жить по законам Бога, необходимо правильно толковать писание. Толкования галахические и агадические. Мидраши как рассказы для проповеди. Большой мидраш (Мидраш Раба) на Пятикнижие и Мидраш Танхума. Продолжение темы Исход. Первый пасхальный вечер (Песах) в Египте. Почему перед исходом евреи сделали египтянам предложение, от которого они не смогли отказаться, и как это аукнулось в еврейской истории. Песах, Пасха, Easter. Евреи вышли из Египта с весьма большим стадом и толпой иноплеменников. Первое испытание веры после исхода. Чудесное спасение беглых рабов – гибель 600 колесниц фараона. Спасение евреев и вера в Бога и Моисея – сюжет для художников многих столетий. Столп дыма и столп огня. Бог и карающая, и целительная сила. Манна небесная – хлеб с небес.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 27. Десять Заповедей

Десять Речений, на которых стоит мир. Почему заповеди даны именно в пустыне? Бог Един. Откуда жесткий запрет на изображения? Бог-ревнитель и Бог-милость. Не произноси имя Бога всуе. Самая демократическая заповедь, первый в истории билль о правах. «Помни день субботний» – подумай о высоком. «Почитай отца (и мать) своего», какими бы они ни были. «Не убивай» предумышленно и с корыстной целью. К кому заповедь «не прелюбодействуй» не относиться? «Не кради», даже у себя. «Не лжесвидетельствуй», не пиши доносов, не ябедничай. «Не желай чужого осла и вола». Заповеди предписывающие и запрещающие. Отношения с родителями – люди живут ради сохранения будущих поколений. Заповедь «не убий» в политике.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 28. Глава об украденном благословении. Что такое обман в нашей жизни

Переводы Библии на русский. Плюсы и минусы синодального перевода. История Иакова и как он получил первородство. Старший – лучший, бахо́р. Значение родительского благословения и проклятия в традиции. Цена чечевичной похлебки. Почему евреи гордятся тем, что произошли от Иакова? Самообман и ложь во спасение. Ложь и обман.

Ханука. Как объяснить детям, что Ханука это не еврейское Рождество, хотя и близки по календарю. Праздник одного человека и праздник народа. Как относиться к новогодней елке? Ханука – праздник победы: чего над чем?

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 29. Глава об украденном благословении. Продолжение

Об обмане. Что Иаков сделал «такого» и как вы к этому относитесь? Обманывая Исаака, действовала ли Ревекка от себя или по Божьему велению? Ревекка первая из женщин, с которой Бог общается лично. Роль мужа и жены в семье. Прибавить преступление к греху. Цена, которую приходится платить за обман. Какую роль ложь занимает в нашей жизни? Мудрецы сравнивали ложь с каннибализмом. Всем ли негодяям воздается? Камень катится с горы долго. Примирение Иакова и Исава. Отношения Иакова и Исава как объяснение антисемитизма. Христианское истолкование Исаака и Исава. Так кому же принадлежит первородство?

Звук на Яндексе | Звук на Google

Тема пятая: «Еврейские праздники»

Лекция 30. Еврейские праздники

Три категории праздников – «моэд», «хаг» и «йом-тов». Моэд: Песах, Шавуот, Суккот. Праздники «хаг» – Ханука и Пурим. Праздники «йом тов» – Рош Хашана, Йом Киппур, Симхат Тора. Почему мудрецы не хотели признавать Хануку праздником. Посты черные и белые. Радость в пост и грусть в праздник. Новые праздники. Вечные переселения евреев – благо ли это или проклятье? Что общего в культуре евреев и китайцев? Законы усыновления детей и наречения имени. Законы о смешанных браках. Можно ли историю учить по Фейхтвангеру?

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 31. Еврейские праздники после Песах

Праздник дарования Закона. Праздник жатвы. Как была дарована Тора. Десять заповедей – первый в еврейской истории текст, сошедший с небес. Почему важно, что Заповеди были именно записаны. Может ли человек понять, почему Бог поступил так или иначе. Что важнее – жизнь или соблюдение заповедей? Есть ли Богу дело до людей? Праздник Лаг ба-Омер – память о Шимоне бен Йохае (или об эпидемии). Как отмечается Шавуот – есть молочное, не спать, читать книгу «Руфь». Шавуот у евреев – Духов день у христиан. «По образу и подобию» – в чем человек подобен Богу? А чем человек похож на ангела?

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 32. Шавуот

Проблемы современной еврейской религиозной и общинной активности в Америке и других странах. Главная грядущая война за преодоление сытости и соблазнов. Шавуот – праздник Богоявления, праздник дарования Торы. Синайское откровение – кульминация присутствия Бога на земле. Христианская Пятидесятница – Христос как новый Моисей. Кумранские рукописи. Кумранская общины. Кто придумал алфавит? Почему Моисей изображается с рогами? Богоявление на горе Кармель. Взаимоотношения евреев с другими народами – мусульманская толерантность и христианская нетерпимость. Странствия – судьба Израиля.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 33. Пурим – еврейский праздник, не похожий на все другие

Книга Эсфирь – единственный текст в Библии, где нет слова Бог. Кто мог быть автором текста и чем сюжет мог быть навеян? Исторические обстоятельства создания текста свитка Эсфирь. Марди Гра, Пепельная среда и карнавал – аналог еврейского Пурима. Пар надо выпускать – раз в году все дозволено! Почему на Пурим едят «уши Амана»? Что скрывается под личиной карнавального разгула. Что выбрать – кару царя земного и кару Царя Небесного? С чего начинаются чудеса в тексте, в чем метафора еврейки Эсфири? Обязательные предписания к празднику. В чем подоплека «кровавого навета» – невежество и ненависть это родные сестры. Дело Бейлиса 1911 год, Киев. Вечен ли антисемитизм?

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 34. Пурим. Часть 2. Драматургическая концепция Книги Есфирь

Почему праздник Ханука и Пурим не хотели включать в канон – они учат надеяться на самого себя. Главные герои Книги. Вопросы по исторической достоверности события. Кем, когда и зачем был написан этот великий текст? Жанр – детектив, мелодрама, «мыльная опера». Кто есть кто в произведении. Главные спасители евреев с именами языческих богов. «Антисемитизму нет рационального объяснения». Всеми событиями управляет слепой случай. Кинематографические кульминации и повороты. Качели судьбы. «Пур» – «жребий» – Пурим…

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 35. Пурим Катан (Малый Пурим)

Можно ли было избежать событий, ставших поводом для праздника Пурим? Пурим в странах рассеяния ‐ малый Пурим как повторение первого Пурима. Пурим в Испании до 1492 года. Пурим в Турции. Угроза выселения евреев Йемена, Грузии и России. Победоносцев и Достоевский. Проблемы пьянства и антисемитизма в России. Отношение русских писателей к евреям. Евреи об евреях: Гроссман и Эренбург. Предупреждения Пурима Катан.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 36. Ханука – взгляд с необычного ракурса. Уроки Хануки

Атрибуты Хануки и что есть Ханука. Александр Македонский в Иерусалиме. Евреи Палестины при Птолемеях и при Селевкидах. Разрыв между ученой элитой и простыми людьми, которые не приняли эллинизацию. Причины Маккавейских войн. Истинные бедствия возникают из-за боязни мнимых. История маккавейских войн. Маккавейские войны – гражданские войны слишком храбрых евреев. Не человек для Субботы, но Суббота для человека. Победа должна быть увенчана Божьим знамением. Почему Ханука не включена в иудейский канон: слишком человеческий праздник. Один из уроков – дух всегда победит оружие. Символика ханукальной свечи. Путь графита, путь сажи, путь угля и путь алмаза.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Тема шестая: «Трактат Пиркей Авот – «мораль отцов» наиболее популярный еврейский текст после Библии»

Лекция 37. Трактат Пиркей Авот. Глава первая

Как он устроен и какой message несет. Три основы иудаизма: учение, служение Богу и благотворительность. «Удаляйся от дурного соседа, не присо­единяйся к злодею и не теряй из виду наказания». Мудрость может уравнять бедного и богача. Не делай другим того, чего бы не желал себе – основа любой религии. Ответственность людей, обладающих знаниями – «кто извлекает пользу из венца Торы, погибнет».

«Если не я для себя, то кто для меня? Если я толь­ко для себя, то что я? Если не теперь, то когда?» Найди себе наставника. Может ли мир держаться на трех вещах – на истине, на правосудии и на мире? Чего еще не хватает? Какое слово самое важное для мудреца и для любого человека?

Звук на Яндексе | Текст трактата Пиркей Авот | «Пиркей Авот» в переводе Н. Переферковича

Звук на Google | Текст трактата Пиркей Авот | «Пиркей Авот» в переводе Н. Переферковича

Лекция 38. Трактат Пиркей Авот. Глава вторая

Рав Иегуда Га-Наси – председатель Синедриона и редактор Мишны. Богатый мудрец о важности и необходимости профессиональной подготовки. Кто должен работать «во имя небес»? Не рой другому яму… «Не говори: „на досуге поучусь“ – может досуга не будет». «День короток, работа велика, работники лени­вы, плата велика, и Хозяин торопит». «Не обязан ты кончить работу, но и не волен бросить ее». Разговор о русской литературе. «Культура книги и стакана» и «культура дискеты и иглы».

Звук на Яндексе | Текст трактата Пиркей Авот | «Пиркей Авот» в переводе Н. Переферковича

Звук на Google | Текст трактата Пиркей Авот | «Пиркей Авот» в переводе Н. Переферковича

Лекция 39. Трактат Пиркей Авот. Глава третья

Что такое еврейский канон и как он формировался. Тора устная и письменная. Талмуд: Танах, Мишна, Гемара. Продолжаем читать трактат Пиркей Авот. Умаление человека для возвышения Бога. В каком случае можно не читать благословительную молитву пище? Откуда пошла традиция западной филантропии?

Звук на Яндексе | Текст трактата Пиркей Авот | «Пиркей Авот» в переводе Н. Переферковича

Звук на Google | Текст трактата Пиркей Авот | «Пиркей Авот» в переводе Н. Переферковича

Лекция 40. Трактат Пиркей Авот. Глава четвертая

«Кто мудр? Кто силен? Кто богат? Кто уважаем?». Огонь живительный и огонь разрушительный. Можно ли осудить за мысли? Что такое объективность. Зачем человек учится? Может ли усердная учеба остановить прогресс? Всегда ли право большинство? Венец доброго имени выше всех. Благополучие грешников и страдания праведников.

Звук на Яндексе | Текст трактата Пиркей Авот | «Пиркей Авот» в переводе Н. Переферковича

Звук на Google | Текст трактата Пиркей Авот | «Пиркей Авот» в переводе Н. Переферковича

Лекция 41. Трактат Пиркей Авот. Глава четвертая. Продолжение

Гармония и какофония трактата Пиркей Авот. Богатство и бедность, власть и покорность, вражда и месть, гнев и смирение, раскаяние и блаженство.

Звук на Яндексе | Текст трактата Пиркей Авот | «Пиркей Авот» в переводе Н. Переферковича

Звук на Google | Текст трактата Пиркей Авот | «Пиркей Авот» в переводе Н. Переферковича

Лекция 42. История еврейского народа

Как Бог являет себя людям. История языка идиш. Митнаги, хасиды, немцы Моисеева закона. Волны эмиграции европейских евреев в Америку. Реклама и реальная жизнь. «Странствия есть судьба Израиля». Еврейские историки: Сало У. Барон и Сесил Рот – разные взгляды на события. Почему «евреи» стремились в землю «Израиля». Краткий обзор истории евреев от завоевания Ханаана до ХХ века.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 43. Евреи и русская революция. Часть 1

Есть факты, а есть их оценка. Когда мы говорим о фактах, то с ними спорить глупо. А вот с интерпретацией можно поспорить.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Лекция 44. Евреи и русская революция. Часть 2

Есть факты, а есть их оценка. Когда мы говорим о фактах, то с ними спорить глупо. А вот с интерпретацией можно поспорить.

Звук на Яндексе | Звук на Google

Основные принципы иудейской религии

Согласно ортодоксальному иудаизму, еврей – это человек, родившийся от матери-еврейки и не переменивший вероисповедания или прошедший ортодоксальный гиюр и соблюдающий все религиозные установления.

В религиозном представлении, которое не совпадает с обыденным, общечеловеческим, еврей – это не этническое понятие, а мировоззренческое. У истинного еврея понятия национального и религиозного совпадают, они должны быть тождественны и неразделимы.

Основные принципы иудейской религии были выведены великим еврейским мудрецом XII века Рабби Моше бен Маймоном, известным евреям как Рамбам, а европейцам – как Маймонид. Эти принципы признаются каноническими в классическом (ортодоксальном) иудаизме.

Первый принцип. Бог – один, он единственный в своем роде. Бог сотворил человека по образу и подобию своему (концепция «богочеловека») – следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра.

Иудеи представляют себе единого живого Бога, Который на Синае дал Моисею Тору – Закон. Это важнейшая заповедь: верить в вездесущего Бога, Бога Авраама, Исаака и Иакова, и не только в этом мире. Бог один для всех, в том числе, конечно, и для язычников. Он один, и нет других богов. Вера во всемогущего Бога Яхве составляет основу иудаизма как религии. В иудаизме впервые в истории религий монотеизм был провозглашен в качестве последовательного принципа. Бог, по учению иудаизма, существовал до сотворения Им всего существующего и будет существовать всегда. Он вечен. Он суть всего в мире, Он – первый и последний, альфа и омега. Он, и только Он, – Творец, явивший Себя народу через Моисея, пророков и Свое Слово. Он создал Землю и все на ней и вне ее. Бог – есть Дух, Мысль и Слово. Бог один и он реален. Чтобы лучше осознать это, каждый еврей должен ежедневно читать молитву «Шему»: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – един».

Второй принцип. Бог совершенен. Бог является абсолютным Разумом, он всемогущ. Бог является источником благости, любви и справедливости.

Иудаизм уникален не только тем, что впервые изобрел монотеизм. Эта религия впервые дает образ бога как личности. Бог-личность предполагает наличие волевого начала в мире. Сотворение мира – акт проявления воли Бога. Мир сотворен им, потому что он хотел сотворить этот мир.

Бог – не только абсолютная вечная сущность, но и неограниченная воля. Его действия проистекают из Его желания. Исключительно духовная сущность Бога отличает его от любой другой сущности в мире и делает его высшей инстанцией. Боги других верований подвержены неким высшим силам. Бог не подчиняется никакой другой силе и не зависит ни от чего, кроме самого Себя. В мире не существует силы выше Него. Бог является абсолютным властелином всего мира.

Третий принцип. Тора – священная книга для всех иудеев. Авторитет Торы непогрешим и нерушим.

Богодуховенность Ветхого Завета является догматом для иудейской религии. Первые пять книг, которого составляют Тору, – священны, ибо их дал сам Бог. Тора – это не только Закон, это наука. Тора – верховный авторитет иудаизма, наивысший авторитет для израильтян. Как наука Тора содержит основной ее признак – знание, а знать – значит делать. Тора – это не только Закон, это откровение Бога о Себе. Закон включает в себя и Десять заповедей, выражающих сущность предписываемых Богом норм в отношениях людей друг с другом и с Богом. Но не только это: Закон включает и правила, относящиеся к религиозной и общественной жизни, вплоть до детальной разработки вопросов гигиены и повседневного поведения. Закон показывает, чего ожидает от людей Бог.

Четвертый принцип. Жизнь – это постоянный диалог Бога с человеком. Все, что делает как отдельный человек, так и целый народ, оценивается Богом, потом Всевышний воздает по заслугам, чаще всего при жизни.

Иудейский Бог создал мир и человека в нем и хочет, чтобы сотворенный им человек вел себя в этом мире так, а не иначе, что подчеркивает наличие воли Бога. Персональность Бога позволяет человеку строить свои взаимоотношения с Богом на межличностном уровне, на уровне «я – ты». Человек может вступать с Богом в прямой диалог, разговаривать с ним без посредников.

Согласно Торе, между Богом и человеком существуют личные взаимоотношения. Человек обращается непосредственно к Богу, и Бог вступает в диалог непосредственно с человеком. Обращаясь к Богу, человек пользуется выражениями, придающими Богу человеческие черты, так как другого способа выражения человек не знает. Это явление, называющееся антропоморфизмом, определяет двустороннюю связь между Богом и человеком и характеризует их отношения как отношения личностные, персональные. Просьба человека, обращенная к Богу в страхе или восхищении, молитва человека, его вопль могут прорваться к Богу только на человеческом языке.

Взаимоотношения между человеком и Богом занимают в Торе центральное место. Монотеистический иудаизм основан не на размышлении о Боге, а на стремлении к Нему, и в этом проявляется совершенно новый подход к понятию Бога. Вера в Единого Бога в Торе построена на высочайшей степени преданности человека Богу, она требует от человека полной отдачи. Человек не может обращаться к другим богам.

Бог установил не только естественное право, но и законы морали. Бог дает возможность жить и быть праведным. Бог наблюдает за человеком, Он всеблагой, пресвятой, справедливый. Он господин истории. Божественная сила распространяется по всему миру, она во всех проявлениях жизни. Бог – помощник и друг людям, отец всего человечества. Он освободитель людей и народов; он спаситель, помогающий людям избавиться от невежества, грехов и пороков: гордости, эгоизма, ненависти и вожделения.

Пятый принцип. Человек бесценен, так как он является созданием Бога. Каждая жизнь уникальна. Назначение человека – служба Богу – постоянное всестороннее духовное совершенствование.

Еще в первых главах Тора дает два противоречивых описания человека, отражающих его двойственную природу, содержащееся в нем внутреннее противоречие. В первой главе Бытия говорится: «И сотворил Господь человека по образу своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину – сотворил Он их». Во второй главе сообщается нечто противоположное: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым».

Таким образом, в основе представления о человеке в иудаизме – характеристика его как создания психофизического. Он одновременно является и прахом земным, и образом Божьим. Первое подчеркивает физическую, биологическую сущность человека. Человек выступает здесь как часть живой природы, «душа живая», материальный объект, подчиняющийся законам физики и биологии. Вместе с тем человек наделен чем-то таким, что не является частью природы, чем-то стоящим над природой, противостоящим ей, в нем есть частица Бога. Тора не разъясняет, в чем именно человек подобен Богу, а лишь утверждает важное антропологическое и социологическое понятие: человек подобен Богу. Являясь частью природы, человек одновременно стоит как бы вне ее. В этом отражается двойственность человека – праха земного и подобия Бога.

Человек находится под влиянием собственной биологической сущности. В отличие от христианства, иудаизм не видит ничего плохого в том, что человек создан из земного праха, что он обладает телом с его физическими потребностями. Такова природа человека. То, что человек является физическим, материальным созданием, лишь подтверждает, что он не Бог. Вместе с тем человек создан по образу Бога. Этим обуславливается его духовный потенциал, и в этом его ценность.

Шестой принцип. Равенство всех людей. Все люди равны перед Богом. Каждый человек является сыном Божьим, всем людям открыта дорога к совершенствованию в направлении единения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения – свободная воля и божественная помощь.

Бог не разделяет людей по социальному уровню, достатку, цвету кожи или языку, на котором они говорят. Главное в человеке – это его духовное начало, и в этом все люди равны.

Седьмой принцип. Богоизбранность еврейского народа. Бог наложил на евреев особую миссию – донести божественные истины до человечества и посредством этого помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет невозможно отменить. С одной стороны, Завет дает всестороннюю поддержку Бога, а с другой – он налагает на еврейский народ очень высокий уровень ответственности.

Идея избранности традиционно интерпретируется евреями двумя способами: с одной стороны, это Бог избрал израильтян, а другая идея состоит в том, что израильтяне выбрали Бога. Хотя этот выбор и был коллективным, но он был сделан свободно. Решающее значение понятия избранности в том, что оно создает обязательства исключительно для евреев, а не евреи получили от Бога другие пакты и другие обязанности.

Восьмой принцип. Предложение всем людям и народам (неевреям) принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Торой на все человечество.

В то время как евреи обязаны соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний (мицвот), нееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с Ноем обязан выполнять лишь семь законов Ноевых сынов. В то же время иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (на иврите – гиюр). Однако иудаизм может принять любой человек, пройдя специальное посвящение.

Девятый принцип. Принцип полного господства духовного начала над материей. Но при этом необходимо помнить о ценности также и мира материального. Бог – безусловный Владыка материи, как ее творец, и он вручил человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение.

В иудаизме все сущее имеет свое духовное начало, и цель каждого человека – постичь, распознать это духовное. Например, считается, что чтением Торы или повторением молитвы человек взывает к этому началу.

Десятый принцип. Вера в приход Мессии (Мошеаха) – спасителя.

Машиах является царем, прямым потомком царя Давида, и, согласно традиции, должен быть помазан на царство пророком Илией (Элиягу), который был взят на небо живым. Когда он придет, то воздаст всем праведникам по заслугам.

Иудеи до сих пор ожидают прихода Мошеаха. Тора учит, что Мессия принесет иудеям политическое освобождение, соберет всех евреев в израильских землях и наладит правильный миропорядок на всей земле. Тогда, возможно, все люди станут иудеями.

Одиннадцатый принцип. Принцип воскрешения из мертвых в конце дней (эсхатология). Вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле.

Согласно иудаизму, умершие воскреснут в своих же телах и станут жить на земле в вечном благе. Но это касается только праведников. О том, что произойдет с остальными, до сих пор ведутся споры. Некоторые богословы полагают, что они отправятся в место, подобное христианскому аду. Другие же считают, что они просто останутся в небытии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

…Пусть признают и поймут все жители земли, что пред Тобою следует преклонять колени… Перед Тобой, Господь, Бог наш, склонятся они… и все они подчинятся Твоей Царской власти…

Алейну (молитва)

Догматы ортодоксального иудаизма

Вероучение иудаизма, базирующееся на его священных текстах, включает как минимум четыре элемента:

1) исповедание Единого Бога;

2) концепцию богоизбранности еврейского народа;

3) доктрину Завета (священного договора) между Яхве и Израилем;

4) учение о Мессии.

1. Евреи исповедуют бессмертного, вечного, всемогущего, вездесущего и безграничного Бога-творца и причины всего сущего, что выражено формулой «эг’ье ашер эг’ье» (Я есмь Сущий). Бог бестелесен и не имеет зримого образа, но адекватен «земному» разуму, поскольку человек создан по Его образу и подобию. Принцип единобожия выражен в иудейском символе веры Шма, которым начинаются богослужения: «Слушай, Израиль! Господь наш Бог, Господь один!..»

В иудаизме сложился обычай не употреблять в обиходной речи имени Бога, заменяя его различными эпитетами, в частности словом «Адонай» («Владыка», «Господь»), Нередко хранители священных текстов ставили к согласным буквам слова «Яхве» (YHWH) знаки огласовки для слова «Адонай», вследствие чего возникла широко распространенная транскрипция «Иегова» — искаженная форма имени «Яхве».

2. Согласно преданию, Яхве возлюбил потомков Авраама, Исаака и Иакова больше других народов: «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Второзаконие 14:2). Израильский народ призван вносить святость в мир, трудиться над усовершенствованием жизни и подготовить людей к тому времени, когда все человечество признает Яхве своим Богом.

Таким образом, в основе догматики иудаизма лежат две противоречащих друг другу идеи: универсализма и национального избранничества. С одной стороны, иудаизм отрицает существование иных богов, кроме Яхве, и ставит своей целью признание Его всем человечеством в качестве Единого Бога. С другой стороны, доктрина богоизбранности «дома Израилева» препятствует распространению иудаизма среди народов, этнически не связанных с евреями, и объективно затрудняет диалог с другими конфессиями.

3. Еврейские мудрецы говорят, что избранничество — это, прежде всего, бремя ответственности. Завет (брит) между Богом и Его народом представляет собой двухсторонний договор, связывающий каждую из сторон взаимными обязательствами. Яхве навеки берет Израиль под свое крыло, дарует ему Палестину и бесчисленное потомство, великое будущее и власть над миром. Но все это дается на определенных условиях. В обмен евреи должны выполнять заповеди (мицвот) — нормы поведения, от которых освобождены другие народы.

Десять Заповедей, полученных Моисеем на Синайской горе (греч. Декалог), устанавливают наиболее общие правила человеческого поведения: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе (напрасно), соблюдение Шаббата (субботы), почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и пожелания чужого имущества.

В период формирования догматики иудаизма число заповедей увеличивалось и достигло 613 (таким оно остается и по сей день). 248 из них — положительные (т. е. повеления), остальные 365 — отрицательные (т. е. запреты). Мицвот регулируют порядок богослужения, судебную систему, процесс развода, включают пищевые запреты, хозяйственные установления, правила ритуальной чистоты, гигиенические требования, запреты на соединение несовместимых сущностей (льна-и шерсти, зерновых и бобовых, мясной и молочной пищи, двух разных тягловых животных в одной упряжке) и др. Особые предписания касаются Шаббата и праздников.

Иудеи видят в мицвот и важное средство формирования личности: «…заповеди даны, чтобы облагородить человека» (Талмуд). Например, законы о наказании преступника воспитывают уважение к человеческому достоинству, а законы о ссудах и займах учат сочувствию к бедным. Часть мицвот относятся к категории хуким. Это нормы, не имеющие рационального объяснения, — таковы, например, установления кашрута. Они позволяют выразить безоговорочную преданность Господу и развивают внутреннюю дисциплину.

На более глубоком уровне соблюдение мицвот рассматривают как форму непосредственного эмоционального сближения с Богом. Само словомицва («заповедь») родственно другому ивритскому слову, означающему «соединение».

Человек сотворен свободным, поэтому он вправе отказаться от выполнения мицвот. Однако несоблюдение Закона иудеем, вступившим в Завет, становится грехом и влечет за собой заслуженную кару, причем уже в этой жизни. Бедствия и гонения, которые обрушивались на евреев в изгнании (как и само изгнание) во все времена рассматривались иудаизмом как воздаяние за отступничество и грехи.

4. Согласно иудейской традиции, избавление еврейского народа от страданий наступит с приходом помазанника Божьего и потомка Давида — Мессии. Царь-освободитель явится в виде смиренного учителя, установит на земле светлое царство Яхве, и все евреи, рассеянные по миру, чудесным образом будут перенесены в Иерусалим. Мертвые воскреснут, восторжествуют мир и братство людей. Вера в конечное торжество Единого Бога проявляется в ежедневной молитве и в пасхальном пожелании: «В следующем году — в Иерусалиме!»

Каббала

Каббалисты исходили из того, что в Торе в символической форме закодировано эзотерическое знание о человеке и Вселенной. Они вели умозрительные поиски эманации божественного в материальном мире и развили учение о сфирот — 10 взаимодействующих ипостасях Бога, управляющих материальным миром. 10 сфирот вместе с 22 сакральными буквами древнееврейского алфавита составляют 32 «тропы мудрости» Древа Жизни.

В мистической традиции Древо Жизни — один из наиболее универсальных символов Вселенной. Человек мыслится как миниатюрное Древо Жизни — микрокосм. Отделившись от «материнского» Древа, он получил обитель на Земле, в самом центре плотной материи. Каббалисты называют эту обитель сефирой Малькут — десятой сефи-рой Древа, в которой пересекаются дух и материя, «небесное» и «земное». Существование в десятой сефире позволяет восходить к самой вершине бытия, где обитает Бог, и спускаться вниз, к «корням», чтобы напитать физическое тело качествами остальных сефир.

Наряду с Каббалой, основанной на принципах философской логики, существовала Каббала практическая, которая вызывала крайне неодобрительную реакцию со стороны ортодоксальных иудеев. Каббалисты-«практики» придавали важное значение мистическому созерцанию и разрабатывали особые техники погружения в транс, позволяющий, как они полагали, приобщиться к божественному откровению. «Практический» мистицизм осуждался раввинами и предавался анафеме. Так, последователи каббалиста Саббатая Цви (1625-1676 гг.) были отлучены от еврейской общины.

Тем не менее, именно Каббала легла в основу хасидизма (хасид — «благочестивый») — течения еврейской религиозной мысли, которое в XVIII-XIX вв. становится доминирующим, особенно среди иудеев Волыни, Подолии и Галиции. Хасидизм отрицал авторитет раввинов, проповедовал аскетизм и почитал цадиков — хранителей божественных тайн, праведников, находящихся в постоянном общении с Яхве и одаренных сверхъестественной силой. Хасиды считали, что цадиком способен стать каждый, кто соблюдает мицвот. Долгое время официальный раввинат противился распространению хасидизма и даже возглавил движение за отлучение хасидов от иудаизма — митпагдим («противостоящие»), но впоследствии смирился с существованием этой традиции, истолковав ее как эзотерический компонент ортодоксальной веры.

Изначально Каббала представляла собой «тайное знание», доступное узкому кругу посвященных. В начале XVIII в. рабби Исраэль Баал Шем Тов изложил его основы в популярной форме, и древнее учение стало доступным для самого широкого круга лиц, неравнодушных к мистике (сегодня к их числу относится, например, американская поп-звезда и страстная каббалистка Мадонна).

Синагога

Бог спрашивает: «Бывает ли, чтобы человек зашел в синагогу и не обнаружил там Моего Присутствия?»

Мидраш

Когда около 25 веков тому назад евреи были изгнаны в Вавилон, они собирались в домах друг у друга, чтобы молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для собраний и молитв — первые синагоги. Ашкеназские евреи часто называют это место шул, а сефарды — бет а-кнессет (дом собрания).

В основе планировки синагог лежит конструкция Храма, который, в свою очередь, повторял устройство Скинии Завета, построенной евреями в пору их странствий по Синайской пустыне. Все синагоги строят так, чтобы их фасад был обращен к Иерусалиму, где стоял Храм. Главными атрибутами их убранства являются шестиконечная звезда Давида (Могендовид), нер тамид — «неугасимый светильник», символизирующий менору, масляный светильник Храма; Ковчег Завета — ларец со свитком Торы, покрытый парохетом, и скрижали — каменные или бронзовые доски с высеченными или выгравированными на них начальными словами Десяти Заповедей. Рядом с ковчегом находится место раввина, а по другую сторону — место для хазана или приглашенного оратора, где обычно устанавливается кафедра.

В большинстве современных синагог есть зал для многолюдных мероприятий (свадеб, церемоний бар мицвы, собраний, лекций и т. д.) и помещения для учебных занятий. Раввины организуют учебные группы для детей и взрослых и приглашают лекторов для проведения занятий. В некоторых молельных домах отводят место для комнаты матери и ребенка, клуба пенсионеров, молодежного клуба и т. п.

Молитвы и службы

Молитва должна быть… страстной просьбой о милости, мольбой к Богу.

Поучения Отцов

Евреи считают, что человек, обращаясь к Господу, может высказывать в молитве любые собственные мысли и чувства — во всякое время и в любом месте. Такого рода спонтанные призывы к Богу не раз встречаются на страницах Танаха и Талмуда. В то же время в иудаизме (как и в большинстве других религий) существуют обязательные молитвы, содержащие единообразный текст. В основе ежедневных установленных молитв лежит порядок службы евреев в Храме. Если ценность спонтанных молитв заключается в том, что они произносятся в минуты духовного подъема и эмоционально сближают человека с Богом, то установленные молитвы заставляют помнить о религиозном долге и напоминают о существовании Всевышнего.

Сиддур (множественное число — сиддурим) — еврейский молитвенник, содержащий текст установленных молитв, — печатается на иврите, который евреи называют лашон а-кодеш («священный язык») и считают наиболее подходящим для молитвы. Тем не менее, сиддурим обычно снабжены постраничным переводом, чтобы человек, не знакомый с ивритом, мог молиться на родном языке.

Богослужение в синагоге включает индивидуальную и общую молитвы, чтение Торы и песнопения, которые исполняет хор под руководством кантора. Во время Шаббата и других праздничных дней произносятся проповеди. В ортодоксальных синагогах места для женщин отделяются перегородкой или размещаются на верхней галерее. В реформированных молитвенных домах мужчины и женщины зачастую сидят вместе.

Самая важная еврейская молитва Шма состоит из трех фрагментов: Второзаконие 6:4-9 (провозглашение единства Бога) и 11:13-21 (признание связи с Ним) и Числа 15:37-41 (обязательство выполнять Его заповеди). Шма в синагоге произносится во время утренних и вечерних богослужений. Дома эту молитву произносят перед сном. В богослужении используются и некоторые фрагменты из книг Нэвиим и Кэтувим. Так, отрывки из книги Псалмов входят в текст повседневной молитвы. Некоторые из них читаются в определенных случаях. Например, 121 и 130 псалмы обычно предваряют молитву об исцелении больного, а 91 псалом произносят, отправляясь в путешествие. Отдельные части из Нэвиим (т. н. афтарот — «расставания») звучат в конце чтения Торы.

Еврейский календарь

Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в установленное время.

Левит 23:4

Иудейское летосчисление ведется по лунно-солнеч-пому календарю с 19-летним циклом. 12 лет состоят из 12 месяцев, 7 лет (называемых високосными) — из 13 месяцев. Этот календарь используется в государстве Израиль для определении даты Пасхи (Песаха) и связанных с ней подвижных религиозных праздников.

Лунно-солнечный календарь связан с циклами движения светил и имеет древнее происхождение. В его основе лежат тропический год (365,24220 суток) и синодический месяц (29,53059 суток) — начало каждого месяца приходится на новолуние. Таким образом, календарь объединяет в систему лунные и солнечные циклы. Год состоит из 12 лунных месяцев по 29 и 30 дней в каждом, а для учета движения Солнца периодически вводятся високосные годы, содержащие дополнительный 13-й месяц.

Наименования месяцев года имеют ассиро-вавилонское происхождение и расположены в следующем порядке:

1) тишрей (сентябрь-октябрь),

2) хешван (октябрь-ноябрь),

3) кислее (ноябрь-декабрь),

4) тевет (декабрь-январь),

5) шват (январь-февраль),

6) адар (февраль-март),

7) нисан (март-апрель),

8) ияр (апрель-май),

9) сиван (май-июнь),

10) таммуз (июнь-июль),

11) ав (июль-август),

12) элул (август-сентябрь).

В иудаизме еженедельным праздничным днем является Шаббат (суббота) — день отдыха, освященный строками: «И благословил Господь седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Боготворил и почитал» (Бытие 2:3). Шаббат — символ сотворения мира и признания величия Яхве. В этот день иудеи молятся и читают Тору. В субботу запрещены работа, учеба, покупки, передвижение с помощью транспортных средств, зажигание огня и другие нарушения покоя.

Наиболее важные праздники после Субботы — Йом-Киппур (Судный День), сопровождающийся строгим постом и особыми покаянными молитвами и обрядами, и Рош-га-Шана (Новый год), отмечаемые соответственно в 10-й и 1-й дни месяца тишрей.

Самыми главными событиями в году считаются «три праздника паломничества» — Песах (Пасха, в переводе с иврита — Исход), Шавуот (Пятидесятница) и Суккот (Кущи). До разрушения Иерусалимского Храма каждый иудей должен был совершать во время этих праздников паломничество в Иерусалим для принесения жертвы. Празднование еврейской Пасхи начинается в 14-й день месяца нисан и длится 7 дней. Этот праздник посвящен I шмяти исхода евреев из Египта и восходит к более древнему языческому празднику в честь наступления весны и начала созревания «первого снопа». Главное обрядовое установление Пасхи — семидневное употребление в пищу мацы, хлебцев из пресного теста, напоминающих о египетском рабстве. В этот период категорически запрещается не только есть, но даже держать в доме любые продукты, содержащие дрожжи. В первый и второй вечера Пасхи устраивается особая трапеза — седер, во время которой каждый взрослый еврей должен выпить четыре бокала вина.

Самые веселые и шумные национальные праздники — Ханука и Пурим. Ханука — праздник Освящения, установленный в память о событиях более чем 2000-летней давности (освобождение маккавеями Иерусалима от селевкидов в 164 году до и. э.) и посвященный обновлению Храма, оскверненного селевкида-ми. Ханука отмечается с 25-го дня месяца кислев в течение 8 дней (дни зимнего солнцеворота).

Пурим, праздник Жребия, отмечается в 14-й и 15-й дни месяца адара и посвящается легендарным событиям, описанным в Книге Эсфирь (Эстер). Как гласит священный текст, во время правления персидского царя Артаксеркса I (465-424 гг. до п. э.), под властью которого тогда находились иудеи, первый царский министр Аман захотел истребить еврейский народ. Но благодаря хитроумию любимой царской жены, еврейки Эсфири, и мудрости ее воспитателя Мардохея жестокий министр не смог осуществить свои планы. Евреи были спасены, а злодей Аман казнен. В эти дни евреи дарят друг другу подарки, устраиваются игры, танцы, народные гуляния и детские утренники.

Иудейские религиозные праздники символизируют различные аспекты связи евреев с Богом и условно могут быть разделены на два вида. Первые связаны с историей еврейского народа и напоминают о чудесах, сотворенных Господом, чтобы помочь евреям (три «паломнических» праздника, а также Ханука и Пурим). В эти дни Яхве славится как творец истории, который вмешивается в дела людей и изменяет их жизнь по Своему плану. Песах, Шавуот и Суккот восходят к древнейшим земледельческим праздникам аграрного цикла (в Израиле Песах приходится на время сбора урожая ячменя, Шавуот — пшеницы; Суккот совпадает по времени с началом сезона дождей).

Другие священные дни, например Шаббат и Новый Год Деревьев, напоминают о Господе как Создателе — творце мира.

Йом Кипур (День Искупления) и Симхат Тора (Радость Торы) не связаны ни с историей, ни с природой. Главная тема Йом Кипур и предшествующего ему месяца элул — возобновление связи человека с Богом и с другими людьми. Симхат Тора — это праздник окончания цикла недельных чтений Торы в синагоге и начало нового цикла.

Священные символы и предметы

Могендовид

Могендовид (Щит Давида) — центральный символ иудаизма, называемый также шестиконечной звездой Давида (согласно преданию, Давид использовал шестиугольный щит в сражении с Голиафом). Каждый конец звезды символизирует один из шести дней творения, а центральный шестиугольник — священный день отдохновения — Шаббат.

Сефер Тора

Свиток Торы (Сефер Тора) — это Пятикнижие Моисеево, записанное на пергаменте, изготовленном из кожи таким образом, что получается цельный рулон длиной примерно 60 метров. Пергамент — внутренний слой кожи животного, обработанный так, чтобы он стал тонким и гладким.

Тора записывается на иврите, вертикальными колонками; в каждом свитке — 250 колонок. Софер, квалифицированный писец на пергаменте, переписывает текст примерно 1000 часов. Концы пергамента прикреплены к деревянным планкам, называемым эц хаим (Дерево Жизни), которые позволяют свернуть пергамент до того места, где следует читать.

Менора

Менора (семисвечник) — принадлежность иудейского алтаря, древнейший символ иудаизма и эмблема государства Израиль, которую изображают на монетах и печатях. Согласно преданию, первая менора была дана Моисею самим Богом. В период странствий по Синайской пустыни священники зажигали семисвечник в Скинии, а позднее он занял почетное место в Храме Соломона.

Сегодня семирожковый светильник символизирует Иерусалимский Храм до его разрушения.

Талит и тфилин

Мужчины во время молитвы надевают особое одеяние: талит — обрядовое покрывало белого цвета с черными или синими полосами по сторонам и кистями по углам, круглую шапочку (кипу), а также молитвенный пояс, который носят под верхней одеждой так, чтобы его угол выглядывал наружу.

Во время утренней молитвы в будние дни к голове верующего и к правой руке ремешком пристегивается тфилин — коробочка с вложенным в нее текстом молитвы. Во время нахождения в синагоге головные уборы у мужчин обязательны, а наиболее религиозные евреи их не снимают никогда.

Мезуза

И да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем… И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.

Второзаконие 6:9

Мезуза — знак еврейского дома. Она символизирует взаимную преданность Бога и Его народа, поскольку содержит текст договора между ними, а для других является указанием, что здесь живут правоверные евреи.

Мезуза представляет собой свиток с фрагментами Торы — первыми двумя абзацами Шма, написанными софером на иврите и провозглашающими единство Бога и существование завета между Ним и Святым народом. Текст пишется на пергаменте с одной стороны. На обороте значится единственное слово: «Шаддай» (одно из имен Господа). Если пергамент свернут правильно, это слово оказывается обращенным к читателю. Оно составлено из начальных букв («шин», «далет», «йод») в выражении «Шомер дальтот Исраэль» («Хранитель дверей Израиля»). Именно поэтому мезузе иногда приписывают свойства амулета, обладающего магической силой.

Переход в Иудаизм

В соответствии с нормами еврейского права, иудеем считается каждый человек, рожденный от еврейской матери, или нееврей (гер; множественное число — герим), приверженный иудаизму и прошедший обряд обращения. Вообще говоря, в иудаизме не практикуется миссионерство среди нееврейского населения, а ортодоксальные иудеи вообще крайне сдержанно относятся к прозелитизму, противоречащему идее избранности народа Яхве. Тем не менее, если человек признается достойным того, чтобы войти в еврейскую общину (и, разумеется, желает этого), существует процедура такого перехода.

Обращенные герим становятся иудеями, причем запрещается даже напоминать им о нееврейском происхождении.

Решение о переходе нееврея в иудаизм принимается бет дином. Прежде чем утвердить переход в еврейство, даяним должны удостовериться в искренности намерений прозелита и его готовности соблюдать еврейские законы. Если судьи не находят оснований для отказа, проситель должен официально принять на себя выполнение мицвот, вести еврейский образ жизни и пройти курс ознакомления с иудаизмом. Мужчине, переходящему в еврейство, необходимо сделать обрезание, которое должно быть выполнено могелем.

Заключительный этап перехода в еврейство — погружение в микву. После этого ритуала обращенный становится евреем и остается им до конца своих дней — как правило, принятие иудаизма не может быть аннулировано.

Обращение в иудаизм неевреев имело место в истории и отражено на страницах Танаха. Так, была принята в общину блудница Раав, которая помогла евреям захватить Иерихон (Книга Иегошуа), и моавитянка Руфь, прабабка царя Давида (Книга Руфь).

Сегодня иудаизм, после многовекового периода «полулегального» существования, переживает период подлинного расцвета, начавшийся с созданием независимого государства Израиль. Хотя Конституция страны не наделяет иудаизм статусом государственной религии, его институты финансируются из государственного бюджета. Влияние раввинов на все сферы жизни еврейского общества чрезвычайно велико. Они ведают актами гражданского состояния, осуществляют контроль над кашрутом, ведут соответствующую работу в армии. В различных населенных пунктах действует 200 религиозных советов (моацот датиот) и 24 равви-иатских суда. Религиозные школы (ешивот) составляют около 20 процентов от числа всех общеобразовательных учебных заведений страны, при этом четвертая часть учебного времени во всех израильских школах отводится для изучения религиозных дисциплин. Подготовка кадров для религиозных институтов осуществляется в университете им. Бар-Илана, а также на факультетах иудаики в Еврейском университете Иерусалима. Интересы раввината в парламенте (киессете) и в правительстве представляет главная религиозно-политическая партия Израиля — Мафдал.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *