Какой рост у Иисуса?

<strong>МОСКВА, 18 ноя&nbsp;&mdash; РИА Новости, Антон Скрипунов.</strong> Археологи <a href=»https://ria.ru/science/20181116/1532942656.html» target=»_blank»>обнаружили один из&nbsp;древнейших портретов Иисуса Христа</a>, который расходится с&nbsp;наиболее известными его изображениями. На самом деле то, как&nbsp;он выглядел,&nbsp;&mdash; большая загадка для&nbsp;ученых и&nbsp;верующих. Что об&nbsp;этом говорит наука и&nbsp;как менялись представления о&nbsp;внешности Спасителя,&nbsp;&mdash; в&nbsp;материале РИА Новости.Необычный портрет»Найденное изображение&nbsp;&mdash; очень важное открытие. Оно относится к&nbsp;типу иконографической модели Христа с&nbsp;короткими волосами, которая была особенно распространена в&nbsp;Египте и&nbsp;Сиро-Палестине, но&nbsp;исчезла из&nbsp;византийского искусства более позднего периода»,&nbsp;&mdash; заявляют археологи в&nbsp;своей научной статье.Обнаруженный израильскими археологами «портрет» VI века&nbsp;&mdash; очень нетипичный. Христос на&nbsp;нем изображен без&nbsp;бороды.»Волосы короткие и&nbsp;вьющиеся, лицо продолговатое, большие глаза и&nbsp;удлиненный нос»,&nbsp;&mdash; так, по&nbsp;словам ученых, представляли Христа ранние христиане.Но почему никто не&nbsp;знал наверняка, каким он был? Библия оставила ученым большую загадку.»В канонических Евангелиях нет описания внешности Иисуса Христа&hellip;. Просто сложилась определенная традиция его изображения на&nbsp;иконах, а&nbsp;письменных свидетельств того, как&nbsp;он выглядел, нет»,&nbsp;&mdash; рассказал РИА Новости библеист Андрей Десницкий.Отсюда парадокс: в&nbsp;разных регионах Иисуса Христа изображали по-разному. Например, в&nbsp;Эфиопии, где христианская община одна из&nbsp;самых древних в&nbsp;мире, он на&nbsp;иконах&nbsp;&mdash; темнокожий. А на&nbsp;древнейших изображениях в&nbsp;римских катакомбах или&nbsp;византийских базиликах Иисус Христос предстает юношей&nbsp;&mdash; как&nbsp;на знаменитой мозаике VII века в&nbsp;Равенне.»Это эллинистическое влияние&nbsp;&mdash;в&nbsp;Древней Греции и&nbsp;Риме богов изображали юными и&nbsp;прекрасными. Но так продолжалось лишь до&nbsp;VII века, когда Вселенский собор постановил изображать Христа в&nbsp;его историческом воплощении, а&nbsp;не в&nbsp;аллегорическом образе юноши или&nbsp;агнца»,&nbsp;&mdash; объясняет корреспонденту РИА Новости искусствовед Ирина Языкова.»Кудряв и&nbsp;коренаст»Канонический образ Христа, который можно сегодня увидеть на&nbsp;иконах, сложился только к&nbsp;VI веку. Одним из&nbsp;образцов, как&nbsp;утверждает Языкова, стала икона из&nbsp;Синайского монастыря.»Такое изображение Христа еще называют иудео-эллинистическим, потому что оно опиралось на&nbsp;античный канон гармоничного, красивого лица и&nbsp;в то же время пыталось передать ближневосточные черты. Но специально его еврейское происхождение никто не&nbsp;подчеркивал. Наоборот, иконописцы показывали, что это&nbsp;&mdash; универсальный человек»,&nbsp;&mdash; говорит искусствовед.А вот в&nbsp;XXI веке этническая принадлежность Иисуса стала очень важна, правда, только для&nbsp;ученых. Судебный антрополог из&nbsp;Манчестерского университета Ричард Нив попытался восстановить облик жителя Палестины I века нашей эры, чтобы хоть как-то приблизиться к&nbsp;разгадке тайны внешности Спасителя. Эксперт провел рентгеновский анализ трех черепов той эпохи, найденных при&nbsp;раскопках в&nbsp;окрестностях Иерусалима. Кроме того, он обратился к&nbsp;рисункам того времени. Результат получился, мягко говоря, неожиданным.Скорее всего, у&nbsp;Христа, как&nbsp;предполагает Нив, были короткие черные кудрявые волосы. С большой долей вероятности глаза у&nbsp;него были темными. По иудейской традиции, Иисус носил бороду. Возможно, он был невысок,&nbsp;&mdash; рост среднего семитского мужчины I века нашей эры, судя по&nbsp;найденным скелетам, не&nbsp;превышал 165 сантиметров. А так как&nbsp;Христос, по&nbsp;Евангелию, был сыном плотника и, скорее всего, сам плотничал, то он был широкоплечим и&nbsp;мускулистым, предполагает Ричард Нив.Споры о&nbsp;лицеСудя по&nbsp;сделанному Нивом описанию, внешне Иисус Христос ничем не&nbsp;выделялся. Любопытно, что церковные авторитеты говорили об&nbsp;этом еще во&nbsp;II веке нашей эры.Именно с&nbsp;этого времени в&nbsp;христианской среде начался спор о&nbsp;том, как&nbsp;выглядел Спаситель.Одни богословы утверждали, что внешне он был невзрачным, ссылаясь на&nbsp;фразу из&nbsp;ветхозаветной книги пророка Исайи: «Он был презрен и&nbsp;умален пред людьми, муж скорбей и&nbsp;изведавший болезни, и&nbsp;мы отвращали от&nbsp;Него лицо свое». Другие же отстаивали гипотезу о&nbsp;его красоте. «Если бы Он не&nbsp;имел в&nbsp;лице и&nbsp;во взоре чего-то небесного, апостолы никогда не&nbsp;последовали бы за&nbsp;Ним тотчас»,&nbsp;&mdash; писал в&nbsp;IV веке блаженный Иероним.Однако никто из&nbsp;них не&nbsp;знал точного ответа. Дело в&nbsp;том, что все описания основывались исключительно на&nbsp;устном предании, замечает доцент кафедры Библеистики Богословского факультета ПСТГУ священник Константин Польсков.»Мы не&nbsp;можем утверждать, что даже встречающиеся в&nbsp;катакомбах изображения Христа первых веков нашей эры являются фотографическими. Это все же некое предание, осмысленное христианской общиной»,&nbsp;&mdash; поясняет он в&nbsp;беседе с&nbsp;РИА Новости.Единственный вариантВпрочем, у&nbsp;ученых есть ключ к&nbsp;разгадке этой тайны. В 1976 году профессор Лос-Аламосской национальной лаборатории (США) Джон Джексон реконструировал облик Христа на&nbsp;основе Туринской плащаницы.А в&nbsp;2018 году специалисты Университета Падуи при&nbsp;помощи новейших технологий создали трехмерное изображение Христа на&nbsp;основе оставшегося на&nbsp;ткани плащаницы отпечатка тела.»Согласно нашим исследованиям, Иисус был человеком необычайной красоты: высокий, но&nbsp;очень сильный. Ростом был почти 180 сантиметров, на&nbsp;15 сантиметров выше среднего. У его лица было царственное, величественное выражение»,&nbsp;&mdash; заявил в&nbsp;интервью <a rel=»nofollow» href=»https://www.lastampa.it/2018/03/20/cronaca/una-statua-restituisce-le-fattezze-delluomo-della-sindone-hqN5guzFKnxuNbAtowgkHL/pagina.html» target=»_blank»>La Stampa</a> профессор Джулио Фанти, возглавивший исследование плащаницы.Однако наука до&nbsp;сих не&nbsp;подтвердила, является ли Туринская плащаница тем самым куском ткани, в&nbsp;который было обернуто тело Спасителя после его смерти. На данный момент в&nbsp;ее подлинность можно только верить, отмечает отец Константин Польсков.»В этом смысле ответ на&nbsp;вопрос, можно ли точно восстановить исторический портрет Христа, скорее отрицательный»,&nbsp;&mdash; заключает богослов.

Лик Иисуса на Туринской плащаницеПри помощи компьютерной модели (наверху) и формовочной глины Нив (внизу) смог создать криминалистически убедительный образИзменчивое лицо Иисуса Фрагмент мозаики IХ века «Христос и четыре ангела» Икона XII века (Барселона, Испания) Мозаика XIII века, Базилика Сан-Марко (Венеция) XVI век. Хуан де Хуанес, «Спаситель» XX век Джо Каучи, «Черный Иисус благословляет детей»

В Америке начиная с первого урока в воскресной школе в мозгу ребенка запечатлевается образ Иисуса Христа. Его обычно изображают худощавым и высоким, с длинными, волнистыми каштановыми волосами, белой кожей и светлыми глазами. Как бы ни был знаком нам этот образ, он, в сущности, неверен. Человек с такими чертами и осанкой слишком сильно отличался бы от окружающих в тех местах, где Иисус жил и проповедовал. И уж конечно, в Библии был бы отмечен такой разительный контраст. Напротив, Евангелие от Матфея утверждает, что при аресте Иисуса в Гефсиманском саду Иуде Искариоту пришлось указать на него солдатам, чтобы те узнали его среди учеников. Еще больше запутывает вопрос то, что нигде в Новом Завете нет описания внешности Иисуса; ни одного его изображения также до сих пор не обнаружено. Ни его скелета, ни других останков, из которых можно бы было извлечь образец ДНК, у нас тоже нет. За неимением вещественных доказательств остается полагаться на воображение художников. Как говорит Карлос Ф. Кардоза-Орланди, доцент кафедры мирового христианства Колумбийской богословской семинарии (Атланта), влияние художественной культуры и традиций очень существенно: «Хотя западные представления наиболее распространены, в других частях света Христа часто изображают черным, арабом или латиноамериканцем». Таким образом, нерешенным остается фундаментальный вопрос: «Как выглядел Иисус?». Ответ дает новая научная дисциплина — криминалистическая антропология. Используя методы, подобные применяемым полицией при розыске преступников, британские ученые вместе с израильскими археологами воссоздали, по их словам, самое точное изображение Иисуса Христа.

Тело как улика

Как объясняет преподаватель криминальной антропологии Уилмингтонского университета (Северная Каролина), профессор А. Мидори Альберт, эта наука выросла из антропологии физической. Она изучает различные группы людей на основе культурной и археологической информации, а также достижений физики и биологии. Специалистам в этой исключительно специализированной области требуются познания в генетике и понимание законов роста и развития человека. Они также используют данные приматологии, палеоантропологии (изучающей эволюцию приматов и людей) и остеологии (науки о строении скелета). Даже такие, казалось бы, отдаленные области, как организация питания, лечение зубов или адаптируемость к переменам климата, играют свою роль в их исследованиях. Обычно криминалистическая антропология используется для расследования преступлений. Однако бывший иллюстратор медицинской литературы из Манчестерского университета Ричард Нив решил, что она может пролить свет и на внешность Иисуса. Нив не новичок в этой спорной дисциплине: он был одним из авторов книги «Корчим рожи: Восстановление лиц с использованием данных криминалистики и археологии». За последние 20 лет он воспроизвел множество знаменитых лиц, включая отца Александра Македонского Филиппа II и фригийского царя Мидаса. Если кто и мог создать точный портрет Иисуса, то только он.

«Собирая» Иисуса

Описание событий в Гефсиманском саду в Евангелии от Матфея дает ключ к загадке. Ясно, что черты лица Иисуса были характерны для семитов из Галилеи того времени. Таким образом, первым делом Ниву и его группе нужно было получить черепа из окрестностей Иерусалима.

Израильские археологи уже находили семитские черепа такого типа и предоставили их в распоряжение Нива. Подвергнув компьютерной томографии три хорошо сохранившихся образца времен Иисуса, Нив получил рентгеновские срезы черепов, выявляющие мельчайшие детали строения каждого из них. Затем специальные компьютерные программы переработали груды информации, полученной при измерениях толщины мягких тканей в ключевых точках человеческого лица. Так появилась возможность воссоздать мускулы и кожу, покрывавшие типичный семитский череп.

На конечной стадии процесса специальная программа сравнивала результаты с антропологическими данными. На основе этих данных исследователи создали трехмерную цифровую реконструкцию лица, а затем и шаблон черепа. На него в соответствии с толщиной тканей, определенной компьютерной программой, было наложено несколько слоев глины и имитация кожи. Форма носа, губ и век определялась строением соответствующих мускулов.

Дело вкуса

Однако один только череп не дает ответа на некоторые ключевые вопросы: какие у Иисуса были глаза, волосы и цвет кожи. Чтобы восполнить этот пробел, группа Нива обратилась к рисункам I века, найденным при различных археологических раскопках. По этим рисункам, созданным до того, как был написан Новый Завет, исследователи смогли определить, что глаза Иисуса были с большей вероятностью темными, чем светлыми. По еврейской традиции он должен был носить бороду.

Зато указания на длину волос нашлись именно в Библии. Хотя художники, как правило, изображали Христа длинноволосым, большинство толкователей полагает, что его волосы были короткими и очень курчавыми. Правда, этой гипотезе противоречит изображение, которое многие считают наиболее достоверным, — лицо, отпечатавшееся на знаменитой (для кого-то — печально) Туринской плащанице. Многие верят, что именно в этот кусок ткани было завернуто тело Иисуса после его смерти. Хотя единого мнения относительно подлинности плащаницы нет, на ней явно изображен человек с длинными волосами. Те, кто не считает плащаницу настоящей, ссылаются на Первое послание к коринфянам, приписываемое, как и многие другие книги Нового Завета, перу апостола Павла. В одной из глав он упоминает, что лично видел Иисуса. Разве мог бы Павел написать, что «если муж растит волосы, то это бесчестье для него», если бы длинные волосы носил сам Иисус Христос? Для Нива и его сотрудников это стало аргументом в пользу того, что волосы Иисуса были короткими.

Исторические материалы помогли решить вопрос о росте Иисуса. Анализируя остатки скелетов, археологи точно установили, что средний семитский мужчина того времени был ростом около 155 см, а весил примерно 50 кг. Поскольку до 30 лет Иисус был плотником и работал на свежем воздухе, логично предположить, что он был более мускулист и крепок, чем принято изображать в западной традиции. Его лицо было, вероятно, загорело и обветрено, отчего он должен был выглядеть старше своих лет.

Точный портрет

Тем, кто привык к традиционным портретам Иисуса, изображение темноволосого и смуглого ближневосточного мужчины, вышедшее из лаборатории Нива, должно напомнить о корнях их веры. «То, что он, видимо, был гораздо больше похож на смуглого семита, чем привыкли изображать на Западе, напоминает нам о его всеобщности, — говорит Чарльз Д. Хаккетт, директор отдела епископальных исследований Богословской школы им. Кандлера (Атланта), — а также напоминает о нашей греховной склонности спекулировать им во имя наших собственных культурных ценностей». Нив подчеркивает, что воссоздал всего лишь облик взрослого мужчины, жившего в одном месте и в одно время с Иисусом.

Существуют и сомнения. Криминалистические описания не имеют ничего общего с точной наукой, предупреждает Алисон Гэллоуэй, профессор антропологии из Университета в Санта-Крузе (Калифорния). Черты лица определяются мягкими тканями, расположенными над мускулатурой, а именно здесь техника разных художников-криминалистов различается особенно сильно. Гэллоуэй подчеркивает, что некоторые уделяют наибольшее внимание едва различимым деталям — например, расстоянию от основания носа до рта. А наиболее узнаваемые черты лица (морщины вокруг глаз, структура носа, форма рта) остаются на усмотрение художника. «Иногда получается просто сверхъестественное подобие оригинала, — признает Гэллоуэй. — Настораживает, что разные реконструкции одного и того же художника часто очень похожи». Несмотря на эти оговорки, по поводу работы Нива она делает общий вывод: «Это, вероятно, гораздо ближе к истине, чем труды многих великих мастеров».

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2003).

3.5. РАЗМЕРЫ ПЛАЩАНИЦЫ И РОСТ ХРИСТА

Плащаница представляет из себя льняную ткань ручной работы золотисто-желтого цвета. Ее длина 4,34 метра, ширина – 110 сантиметров ; , с. 3. Рост человеческого тела, отпечатанного на Плащанице, составляет около 178 сантиметров , с. 4. Его нетрудно вычислить, измерив отпечаток на Плащанице.

Отметим, что рост 178 сантиметров даже сегодня считается большим. И это – уже в эпоху «акселерации», когда рост человека заметно увеличился. Еще в начале XIX века мужчины были в среднем гораздо ниже – около 150–160 сантиметров. В частности, в Энциклопедии , т. 7, столбец 429, изданной в конце 20-х – начале 30-х годов, говорится, что средний рост мужчин достигает 165 сантиметров. Здесь имеется в виду, что 165 сантиметров – максимальный средний рост среди различных народов. Сегодня эта цифра существенно больше. Кстати, если посмотреть на средневековые доспехи, то легко убедиться, что типичный рост мужчин в те времена был около 150 сантиметров. Ученые давно обнаружили, что рост человека с течением веков увеличивается. Поэтому рост Христа в 178 сантиметров, вычисляемый по Плащанице, должен был восприниматься современниками как очень большой. И действительно, ниже мы убедимся, что сведения об огромном росте Христа сохранились в источниках. Хотя в Евангелиях об этом не говорится.

Сегодня некоторые пытаются использовать необычный для древности высокий рост человека на Плащанице как доказательство ее подложности. Такая мысль прозвучала, например, в документальном телевизионном фильме BBC, показанном по российскому телевидению в декабре 2003 года, незадолго перед Рождеством. Однако, как мы увидим ниже, большой рост человека на Плащанице, напротив, является доводом в пользу ее подлинности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *