Какой святой помогает в учебе?

Перед самыми сложными экзаменами я стараюсь ходить в церковь, чтобы поставить свечку и попросить у Бога помощи. Но каждый раз, входя в храм, теряюсь в догадках, кому ставить свечку, к какой иконе подойти?
Валентина С.

Просить у Бога помощи лучше заранее: успех на экзаменах закладывается в течение всего периода учебы, потому в Церкви служатся молебны об успешной учебе до начала учебного года, а не во время сессии.
Вновь приходящим в церковь хочу подсказать простые правила. Зная их, вы не растеряетесь в храме и будете чувствовать себя более уверенно.
На молебен нужно подготовить записку, указать в ней имена святых, у которых вы просите о помощи, свое имя, имена род­ственников и друзей (крещеных). Семья — это ваша поддержка. Возможно, кто-то из них не сможет вам помочь в учебе, но морально они поддержат всегда.
Свечу с молитвой о помощи в учении ставят, как правило, святым Кириллу и Мефодию или преподобному Сергию Радонежскому. На самом деле строгого разделения нет, какому святому и о какой нужде молиться. Мы просто используем опыт жизни именно этих святых.
Святые Кирилл и Мефодий — родные братья, создавшие славянскую азбуку и переведшие первые книги на славянский язык. Преподобный Сергий Радонежский — один из любимых русских святых, был благочестив с детства, но ему тяжело давалась учеба. Однажды, после горячей молитвы к Богу, он встретил странника и, вкусив от его просфоры, получил талант к учению. Потому и сложилась церковная традиция молиться именно этим святым.
На самом деле святые получили помощь по молитве к Богу и Богородице, потому и вы в первую очередь поставьте свечу к иконе Иисуса Христа, или к Его Распятию, большому Кресту, который есть в любом храме. Затем к иконе Пресвятой Богородицы, на иконах Ее изображают с Младенцем на руках. И только потом ищите иконы тех святых, которые помогают в учебе.
Вы можете попросить о помощи святого равноапостольного князя Владимира — основателя нашего государства, который после своего крещения позаботился о первых школах на Руси.
Каждый из апостолов поможет вам (самые известные — Петр и Павел), также равноапостольные святые (то есть приравненные к апостолам в своем служении): великая русская княгиня Ольга, царь-основатель Византийской христианской империи Константин и его мать царица Елена, Мария Магдалина, Нина, просветительница Грузии. Необыкновенной мудростью отличалась святая великомученица Екатерина. Она жила в VI веке, была знатной, богатой, красивой девушкой, обладала редким умом, изучила множество наук.
Свечку можно поставить своему Небесному покровителю — святому, в честь которого вы крещены. Найдите в храме икону всех святых, на ней есть и ваш Небесный заступник.
Можно поставить свечу святителю Николаю Чудотворцу, известному помощнику во всех делах, своему ангелу-хранителю (икона ангела-хранителя редка в храмах, потому можно поставить свечу к иконе архангела Михаила, Небесного Архистратига, то есть главного военачальника всех Небесных Сил, и Ангелов в том числе). Он защищает от всякого зла.
Необязательно ставить множество свечей. Услышьте свою душу и ставьте столько, сколько хотите.

Ирина Пинчук

Молитва о плохообучающемся отроке

Господи Иисусе Христе Боже наш, вселивыйся в сердца двунадесяти Апостолов нелицемерно, благодатию Всесвятаго Духа, сошедшаго в виде огненных язык, и сих устне отверзый, и начаша глаголати иными языки: Сам Господи Иисусе Христе Боже наш, ниспосли того Духа Твоего Святаго на отроча сие (имя); и насади во ушеса сердца его Священныя Писания, яже рука Твоя Пречистая на скрижалех начерта законоположнику Моисею, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
———————————————————————-

Пророку Науму

Тропарь, глас 2

Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе, тем Тя молим, спаси души наша.
———————————————————————-

Преподобному Сергию Радонежскому

(В семилетнем возрасте Сергий (Варфоломей) был отдан в учение грамоте, но трудно давалось ему учение. Горячо, со слезами молился он, чтобы Бог даровал ему разумение грамоты. И Господь внял мольбе. Он послал ему Ангела в виде старца-инока, который благословил отрока и сказал: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, понимать то, что нужно, так что и других сможешь учить».)
Молитва первая

О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, а от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавится, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.
Молитва вторая

О священная главо, Преподобне отче, преблаженне Авво Сергие великий! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных у Престола Вседержителева и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый; аще бо и мощей твоих рака пред очами нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с Небесными Силами, у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. Ведуще бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва третья

О небеснаго гражданине Иерусалима, Преподобне отче Сергие! Воззри на нас милостиво и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе, на Небеси; мы на земли, низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехами своими и беззакониями; но к тебе, яко нам сродному, прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Свойственно есть тебе, отче наш, благоутробие и человеколюбие: на земли живущу, не о своем токмо спасении бысть тебе попечение, но и о всех к тебе притекающих. Наставления твоя быша трость книжника скорописца, на сердце каждаго глаголы жизни начертавающая. Не телесныя токмо врачевал еси болезни, но паче душевных врач изящный явился еси, и вся твоя святая жизнь бысть зерцало всякия добродетели. Аще толик был еси, святче Божий, на земли: колик ныне еси, на Небеси! Ты днесь предстоиши Престолу Света Неприступнаго, и в нем, яко в зерцале, зриши вся наша нужды и прошения; ты водворяешися вкупе со Ангелы, о единем грешнице кающемся радующимися. И человеколюбие Божие есть неистощимо, и твое к Нему дерзновение много: не престани о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением Креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Аще бо и недостойни есмы толикаго отца и ходатая, но ты, подражатель быв человеколюбия Божия, сотвори ны достойны чрез обращение от злых дел к благому житию. Вся Богопросвещенная Россия, твоими чудесы исполненная и милостями облагодетельствованная, исповедает тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем вспомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Веруем, яко духом нам соприсутствуеши. Идеже бо есть Господь, якоже слово Его учит нас, тамо и слуга Его будет. Ты верный еси раб Господень, и Богу везде сущу, ты в Нем еси, и Он в тебе есть, паче же и телом с нами еси. Се нетленныя и живоносныя твоя мощи, яко сокровище безценное, вручи нам чудес Бог. Предстояще им, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременну в нуждах наших помощь. Укрепи нас, малодушных, и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. Паству же твою духовную, тобою собранную, не престани управляти жезлом духовныя мудросте: подвизающимся помоги, разслабленныя возстави, споспеши иго Христово несть во благодушии и терпении, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженная недра Авраамова, идеже ты радостно по трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Молитва четвертая

О преподобне и богоносне отче наш Сергие! Воззри на нас (имена) милостивно и, к земли приверженных, возведи к высоте небесней. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими. Испроси предстательством твоим всякий дар всем и коемуждо бла-гопотребен и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.
Тропарь, глас 4

Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником: темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси: но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси мудре, и не забуди якоже обещался еси, посещай чад твоих, Сергие преподобне, отче наш.
Ин тропарь, глас 8

От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне, и паче всего возжелал еси мирскаго мятежа уклонитися: мужески в пустыню вселился еси, и чада послушания в ней, плоды смирения возрастил еси. Тем быв Троице вселение, чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе с верою, исцеления всем подавал обильно, отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.
———————————————————————-

Святому праведному Иоанну Кронштадтскому

Молитва

О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал: Имя Тебе — Любовь: не отвергни меня, заблуждающагося. Имя Тебе — Сила: укрепи меня, изнемогающего и падающаго. Имя Тебе — Свет: просвяти душу мою, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе — Мир: умири мятущуюся душу мою. Имя Тебе — Милость: не переставай миловать меня. Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и не осужденно причащатися Христовых Таин. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов, видимых и невидимых, избави. Светом лика твоего служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святые подвиги пастырского делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юное настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари! Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междуусобныя брани, расточенная собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Соборней и Апостольской Церкви. Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и нас на путь спасения настави. Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к Невечернему Свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 1

Православныя веры поборниче, земли Российския печальниче, пастырем правило и образе верным, покаяния и жизни во Христе проповедниче. Божественных Тайн благоговейный служителю и дерзновенный о людех молитвенниче, отче праведный Иоанне, целителю и предивный чудотворче, граду Кронштадту похвало и церкви нашея украшение, моли Всеблагаго Бога умирити мир и спасти души наша.
Кондак, глас 3

Днесь пастырь Кронштадтский предстоит Престолу Божию и усердно молит о верных Христа Пастыреначальника, обетование давшаго: «Созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей».
———————————————————————-

Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию,
первоучителем Словенским

(Святые братья Кирилл и Мефодий по откровению Божию составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и многие Богослужебные книги.)
Молитва первая

О преславнии язык словенских учителие и просветителие, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле. К вам, яко чада ко отцем, светом учений и писмен ваших просвещеннии и в вере Христовой наставленнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Аще бо и завет ваших, яко чада непокоривая, не соблюдохом и о угождении Богу, якоже учисте, небрегохом, и от единомыслия и любве, юже словеном, яко братиям в вере и по плоти, добре завещаете, отпадохом, обаче, якоже древле в житии вашем неблагодарных и недостойных не отвращаете тщи, но благими за злая воздавасте, тако и ныне грешных и недостойных чад ваши молитвы не отвратите, но, яко велие имуще дерзновение ко Господу, прилежно Того молите, да наставит и обратит нас на путь спасения, распри же и раздоры, посреде единоверных братии возникающия, умирит, отпадшия паки во единомыслие приведет и всех нас единением духа и любве во единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви соединит. Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведника ко благосердию Владыки, аще и о грешных людех приносима бывает. Не оставите убо нас, унылых и недостойных чад ваших, ихже грех ради паства ваша, вами собранная, враждою разделяема и соблазны от иноверных прельщаема, умалися, овцы же ея словесныя разсеваемы, от волков мысленных восхищаются, дадите убо нам молитвами вашими о православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим и тако, в житии богоугоднем на земли преспевающе, жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице Единаго Бога прославим во веки веков. Аминь.
Молитва вторая

О всехвальнии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, припадающе пред честною иконою вашею, усердно молим вы: воззрите милостивно на нас, ихже трудом вашим просветили есте, и оградите нас неусыпным предстательством вашим от злых козней вражиих! Призрите убо на виноград сей, егоже насадили есте, и не предайте дивеему вепрю озобати его. Сохраните, святии угодницы Божии, Церковь нашу Православную, юже вы наздали есте на краеугольном камени, Христе, яко да будет недвижима, но да разсыпятся о камень сей волны всякаго маловерия. Укрепите пастырей наших во всех добродетелех и в подвизе проповедания, вразумите же пасомых, во еже послушати гласа их. Сохраните вся страны словенския от всякаго оскудения, от огня и меча, от смертоносныя язвы и от всякого зла. Услышите и всякаго человека; с верою к вам приходящаго и благодатныя помощи вашея требующаго. В страшный же час смертный предстаните всем нам блазии ходатаи и темных зраков демонских прогонителие, да в мире и покаянии скончавше земное поприще, достигнем вечных благ наслаждения и купно с вами прославим Пресвятую Троицу — Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Яко Апостолом единонравнии и Словенских стран учитилие, Кирилле и Мефодие богомудрии, Владыку всех молите, вся языки Словенския утвердите в православии и единомыслии, умирити мир и спасти души наша.
———————————————————————-

Бессребреникам и чудотворцам
Косме и Дамиану

(Братья Косма и Дамиан, родом из Асии, изучали врачебное искусство. Им молятся о просвещении разума к учению грамоты.)
Молитва первая

К вам, святии безсребренницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем, мы, недостойнии, преклоньше колена, прибегаем и, припадающе, усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатыя Своя милости; избавите нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Услышите нас, молящихся, и благоприятным ходатайством вашим испросите у Христа Бога православным правителям России здравие, благоденствие, спасение, на враги же победу и одоление и благословение Божие. Паки припадающе прилежно молим, испросите нам от Господа вся благополезная яже в животе нашем временнем, наипаче же ко спасению вечному служащая, да сподобимся молитвами вашими улучити кончину христианскую, безболезненну, непостыдну, мирну, и да избавимся от козней диавольских и вечныя муки; безконечнаго же и блаженнаго Царствия Небеснаго наследницы будем. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия, аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая

Чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы от юности Христа Бога возлюбивше и Того повеления всем сердцем соблюдающи, аще и вдасте себе учению врачебному, но добродетельнаго ради жития и чистоты душевныя, силою Христа Бога, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких недугов от Бога прияли есте. Отонюдуже любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете, и не телесныя токмо недуги исцеляете, но и верою Христовою души просвещаете, в терпении болезней укрепляете, в тяжких недузех о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете. Тем же ныне и нас, припадающих к Вам пред честною иконою вашею, скоро услышите, юныя дети, вашей помощи во учении книжном просящия, вашими молитвами наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию научение приобрящут, но паче во благочестии и правой вере выну да преуспеют. На одре болезни лежащим, человеческая помощи отчаянным, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым, чудодейственным посещением даруйте. Многажды в болезни впадающия и от лютых недугов в уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите, и наставите, да уразумеют волю о них Божию святую и благую и сами себе и живот свой воли Христа Бога предают. В недузех сущих, о исправлении же жития не радящих, во гресех не раскаивающихся, сердцем ожесточенных сокрушите во спасение и к покаянию призовите, да немощни суще телом, здрави пребудут душею, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати. Братию Святаго Храма сего, вашему Святому заступлению от Бога врученную, и всех к вам усердно прибегающих невредимы сохраните от долгонедужия, от болезней лютых и неисцельных, от разслабления тела, от иступления ума, от смертоносный язвы, от внезапный смерти, и всемощным ходатайством вашим к Богу соблюдите в правой вере твердых, во благочестии преспевающих, в добрых делах усердных, в молитве к Богу прилежных, да с Вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити Всесвятое и Великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Номер за август 1952 годa
раздел «СТАТЬИ» УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОБ ИКОНОПОЧИТАНИИ

Любовь к священным изображениям — иконам является характерной чертой православного русского народа. Не только храмы на Руси полны этих священных изображений, но и дома верующих не мыслимы без них. Обычно в переднем углу каждой комнаты жилища православного русского человека имеется святая икона. Православный русский человек жил как бы в окружении священных изображений и не расставался с ними даже тогда, когда отправлялся в путь. Вещественным памятником этого обычая служат так называемые складни — св. иконы, состоящие обычно из трех частей, складывающихся в одну. История свидетельствует также, что святые иконы сопровождали русские войска в их походах и особо чтимые изображения Божией Матери даже специально приносились в станы русских воинов накануне сражений с врагами Отечества. Все это свидетельствует о том, что иконопочитание пустило глубокие корни в душу русского православного человека и употребление священных изображений широко проникло в быт русского народа. Православный русский человек как бы жил под сенью этих священных изображений и в жизни своей воплощал вероопределение о почитании св. икон, выработанное отцами VII Вселенского собора, которое благословляло «подобно изображению честнаго и животворящего, креста полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений (мозаичные) и из другого способнаго к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей».

Учение об иконопочитании утвердилось во вселенской Церкви, как догмат христианской веры, имеющий незыблемые основания в «божественном учении святых отцов и предании кафолической церкви». Основания в пользу иконопочитания можно разделить на три группы: основания метафизические, или догматические, основания психологические и основания исторические.

I

Основания метафизические, или догматические, имеют наиболее важное значение, так как они ниспровергают возражения против иконопочитания главных врагов этого учения — иконоборцев. Иконоборчество можно рассматривать как наследие монофизитства и монофелитства, отвергавших непреложность соединения двух естеств в Иисусе Христе и допускавших поглощение в Нем человечества божеством.

Увлекшись ложным учением о Лице Иисуса Христа, как имеющего в Себе божеское естество и потому не подлежащего описуемости, монофизиты с большой враждебностью стали относиться к существовавшим в церкви как изображениям Христа, так и другим священным изображениям.

Связав вопрос об иконопочитании с христологией, иконоборцы утверждали, что изображение Иисуса Христа на иконах противоречит основному христианскому догмату — воплощению Сына Божия. Тайна Боговоплощения неописуема, следовательно она не может быть выражена в каком-либо образе, не может быть изображена на иконе. Да и вообще невозможно, чтобы был изображаем неописуемый и невидимый Бог.

Такая аргументация иконоборцев затрагивала уже самую сущность христианства. Понятно поэтому, что ревнители истинной веры выступили со всей энергией и во всей учености на защиту иконопочитания. Во главе этих борцов за истину нужно поставить св. Иоанна Дамаскина и позднее св. Феодора Студита. Эти мужи вступили в борьбу с иконоборцами на догматической почве и окончили ее полной победой для Церкви и истины.

Св. Иоанн Дамаскин с особенной тщательностью изложил учение об иконопочитании, посвятив сему предмету три замечательных слова об иконах. Оправдание иконопочитания он видит в том же догмате воплощения Сына Божия, на неправильном понимании которого строят свое отрицательное отношение к иконам и иконоборцы. Явление Бога Слова во плоти — вот основание для иконописания и иконопочитания. «Бог, — рассуждает св. Иоанн Дамаскин, — вследствие милосердого Своего сердца поистине сделался человеком ради нашего спасения, не так, как явился Аврааму в виде человека и не как пророкам, но по существу сделался человеком и жил на земле, и вступил в единение с людьми, творил чудеса, пострадал, был распят, воскрес, вознесся, и все это случилось поистине и было видимо людьми, было записано для напоминания нам и наставления тех, которых тогда не было, чтобы мы, не увидев, а услышав и уверовав, достигли блаженства Господня; но так как не все знают грамоту и не все имеют свободное время для чтения, то Отцы усмотрели, чтобы это было изображаемо на иконах для краткого напоминания». И в другом месте тот же св. отец пишет: «Ясно, что нельзя изображать невидимого Бога, а когда увидишь бестелесного ради тебя вочеловечившимся, тогда делай изображение человеческого Его вида. Когда невидимый, облекшись в плоть, становится видимым, тогда изображай подобие Явившегося».

Подобным образом рассуждал впоследствии и Феодор Студит по поводу иконоборческого возражения о неописуемости Христа. Он писал: «Если Господь наш Иисус Христос неописуем, то и неосязаем, а если осязаем, то вместе и изобразим, чему противоречить было бы глупо, ибо это свойство тела, подлежащего осязанию и изображению. И как Он будет неописуем, когда может страдать? Если же Он описуем и может страдать, то конечно нужно и поклоняться Ему в том виде, в каком Он изображается».

Выяснив принципиальную возможность изображений Божества, св. Иоанн Дамаскин вместе с тем разъясняет, что изображения Христа, равно как и все другие изображения, имеют относительное значение, ибо одно дело — икона, другое — первообраз, и существует большая разница между тем, что есть причина, и тем, что только обусловливается этой причиною. «Икона или изображение, — писал он, — без сомнения есть подобие и образец, и оттиск, чего-либо показывающий собою то, что изображается. Но во всяком случае, изображение не во всех отношениях подобно первообразу, т. е. изображаемому лицу или предмету; ибо иное есть изображение и другое — то, что изображается». Полного совпадения между изображением и первообразом может и не быть, и его нельзя требовать.

После того как была установлена догматически возможность изображений Богочеловека Иисуса Христа, простая последовательность мысли требовала допущения икон мучеников и святых. Однако и это положение оспаривалось иконоборцами. Нужно было и этот пункт обосновать догматическими соображениями и доказательствами. И защитники иконопочитания делают это. Св. Иоанн Дамаскин указывает, с одной стороны, на непоследовательность иконоборцев. «Если ты делаешь изображение Христа, — говорит он, — а святых — никоим образом, то ты ясно признал себя врагом святых. Между тем святые вполне достойны изображений и почитания: они — друзья Христовы, участники Его страданий. Они и при жизни были исполнены Святаго Духа, благодать Которого и по смерти их неистощимо пребывает и в душах и телах их. Поэтому нелепо было бы лишать чести и славы тех, кого Сам Бог прославляет». И, наоборот, вполне естественно и логично заключение, которое делает св. отец в результате своих рассуждений. «Поклоняюсь изображению Христа, как воплотившегося Бога; изображению Госпожи всех — Богородицы, как Матери Сына Божия; изображениям святых, как друзей Божиих, противоставших греху, до крови и излиянием ее за Христа подражавших Ему, ранее пролившему за них Свою собственную кровь; и ставлю пред собою начертанные подвиги и страдания их, в жизни шедших по стопам Его, так как чрез них я освящаюсь и воспламеняюсь соревнованием подражания».

Выясняя положительные догматические основания для иконописания и иконопочитания, защитники церковного учения и церковной практики, естественно, должны были столкнуться с вопросом: не противоречит ли это учение и практика ясному и решительному запрещению священных изображений Ветхим Заветом, заповеди которого остаются не менее обязательными для христиан, чем какими они были и для иудеев? Св. Иоанн Дамаскин очень обстоятельно рассматривает этот вопрос, который в качестве возражения против церковного учения об иконопочитании выставлялся древними иконоборцами. Не отрицая самого запрещения, св. отец, опираясь на Священное Писание Ветхого Завета, разъясняет, что цель всех запрещений делать изображения Бога и решительных требований не делать кумира и всякого подобия одна: предохранить склонный к идолослужению еврейский народ от идолопоклонства, «чтобы не послужили твари паче Творца и не воздавали служебного поклонения никому, кроме одного только Творца». Подобно тому, как сведущий врач дает больному лекарство, сообразуясь с свойством его болезни, возрастом и состоянием, так и «прекрасный Врач душ, находившихся в детском еще возрасте и изнемогавших от болезни идолослужения, и считавших идолов богами и поклонявшихся им, как богам, и отвергавших поклонение Богу, и воздавших славу Его твари, запретил делать это». Что касается, в частности, вопроса, почему в Ветхом Завете не было изображений святых, то св. Иоанн Дамаскин отвечал на него так: «Во время Ветхого Завета Израиль не воздвигал храмов в честь имени людей и не праздновалась память человека. Ибо природа людей была еще под проклятием и смерть была приговором, т. е. наказанием, почему и была оплакиваема, и тело умершего считалось нечистым, также и касавшийся его. Теперь же, с тех пор как Божество, как некоторое животворящее и спасительное лекарство, соединилось с нашим естеством, наше естество прославлено и превращено в нетленное. Поэтому и смерть святых празднуется и храмы им воздвигаются и изображения начертываются».

II

В основу нравственных мотивов, подтверждающих истину учения Вселенской Церкви об иконопочитании, следует положить то чувство любви к Богу и миру духовному, которым должна быть проникнута вся жизнь человека-христианина. Если человеку вообще свойственно желание не разлучаться с любимым и дорогим его сердцу существом или предметом и постоянно иметь его возле себя, а если это невозможно, то иметь у себя по крайней мере изображения дорогих, любимых и уважаемых лиц, то не естественно ли и христианину, вся жизнь которого должна быть устремлена к Богу и Его святому закону, иметь у себя изображения Господа Иисуса Христа-Спасителя, Его Пречистой Матери, ангелов и святых людей — угодников Божиих. А иконы и воспроизводят пред нами, для большего оживления в памяти, образы нашего Спасителя, Пресвятой Девы, послужившей тайне нашего спасения, и прославленных святых мужей и жен, отличившихся теми или другими добродетелями, а также различные события, спасительные для человечества. Таким образом, иконы есть как бы пособия, помогающие нам в созерцании духовных и невидимых предметов. Для чего существует изображение? — спрашивает св. Иоанн Дамаскин, и отвечает: «для пользы и благодеяния и спасения, чтобы при помощи делаемых известными и торжественно открываемых, чрез посредство икон, предметов мы распознали то, что скрыто, и возлюбили прекрасное и соревновали ему». Здесь находит приложение тот психологический закон, по которому мы не в состоянии подниматься до созерцания духовных и невидимых предметов без какого-либо внешнего посредства. Этот закон нашел себе выражение в следующих словах св. Григория Богослова: «ум, сильно стараясь выйти за пределы телесного, всюду оказывается бессильным». Это бессилие и восполняется помощью священных изображений. «Чрез посредство иконной живописи, — читаем мы в Словах св. Иоанна Дамаскина, — мы созерцаем изображение телесного вида Христа и чудес и страданий Его, и освящаемся, и вполне удовлетворяемся, и радуемся, и считаем себя счастливыми; и благоговеем, и почитаем, и поклоняемся телесному Его образу. А созерцая телесный Его вид, мы представляем себе, насколько возможно, также и славу Его Божества. Ибо, — так как мы состоим из двух частей, составлены из души и тела, и душа наша не обнажена, но покрывается телом как бы завесою, — то нам невозможно, помимо телесного, придти к духовному. Следовательно, подобно тому, как чрез чувственные слова, которые мы слышим телесными ушами, мы также понимаем и духовное, так и чрез телесное созерцание приходим к созерцанию духовному».

Углубляя смысл иконопочитании и вместе с тем расширяя круг священных предметов, почитаемых христианами (древо креста, святой гроб, святые дискосы и потиры и т. д.), защитники иконопочитания решительно отклоняли упреки иконоборцев в том, что почитание священных предметов есть в сущности почитание вещества, т. е. идолопоклонство. Напомнив, что. Моисей по причине жестокосердия сынов Израиля, зная, что они легко увлекаются идолослужением, повелел им не делать изображений, св. Иоанн Дамаскин говорит: «Теперь же дело обстоит не так: ибо мы твердо стоим на скале веры, обогатившись светом Богопознания». Обогащенные этим светом, христиане, во-первых, не считают вещество презренным, как делают это хулители икон, а признают, что вещество как творение Божие, — прекрасно, а во-вторых, почитание этих предметов вовсе не есть почитание вещества. «Я не поклоняюсь веществу, — говорит св. Иоанн Дамаскин, — поклоняюсь же Творцу вещества, ради меня сделавшемуся веществом и в веществе положившему Свое жилище, и чрез посредство вещества соделавшему мое опасение… Мы поклоняемся иконам, — говорит он, — воздавая поклонение не веществу, но посредством их тем, кто на них изображается. Ибо, как говорит божественный Василий, воздаваемая иконе честь переходит на первообраз».

Желая возможно глубже выявить отличие христианского иконопочитания от языческого идолопоклонства, защитники общецерковного учения останавливаются своим вниманием на уяснении того, в чем именно выражается христианское Богопочитание. Почитание икон обычно, выражается в поклонении, которое есть знак покорности, смирения и почтения. Родов же поклонения весьма много. Первый род поклонения есть поклонение служебное, воздаваемое нами Богу, Который один только по природе Своей достоин поклонения; высшая ферма этого поклонения покоится на искренней любви человека к Богу и сыновнем расположении к Нему. Далее следует поклонение тем, на ком почил Бог, Который один только свят и во святых почивает, как-то: во Святой Богородице и всех святых людях. Это — все те, которые по возможности уподобились Богу как вследствие своего собственного произволения, так и Божия пребывания и содействия. Они достойны поклонения не сами по себе, не по природе, а как причастники Того, Кто Бог по природе, как имеющие в себе Того, Кто по природе достоин поклонения; подобно тому, как накаленное в огне железо не по природе недоступно для прикосновения и жгуче, но как причастное тому, что жгуче по природе. Следующее место занимают творения, чрез которые и в которых Бог совершил наше спасение, частию прежде пришествия Господа, частию после содеянного Им во плоти домостроительства, как, например, находящиеся в Вифлееме ясли и вертеп, Голгофа, древо креста, святой гроб и т. п. «Не из-за природы их поклоняюсь, — разъясняет св. Иоанн Дамаскин, — но потому, что они суть вместилище божественной деятельности, и потому, что чрез них и в них соблаговолил Бог совершить наше опасение». Предметом поклонения для христиан является, наконец, все то, что посвящено Богу, как-то: святые Евангелия, дискосы, потиры и т. п., а также предметы, которые в Ветхом Завете были символом будущего, как, например, жезл Ааронов, образно выражавший таинство Девы, также Купина Моисея, бывшая тоже образом Богоматери». «Если земля, на которой явился Моисею образ Богородицы, есть земля святая, — объясняет св. Иоанн Дамаскин, — то во сколько раз больше этот образ? Ибо он не только святой, но, осмелюсь говорить, даже из святых святой».

Таким образом св. отцы и учители Церкви строго различают поклонение служебное и поклонение «чести ради», или, еще точнее, «Господа ради». Поклонение служебное, являющееся выражением искренней любви, сыновнего страха, покорности и смирения, приличествует воздавать только Богу. «Никому не должно поклоняться, как Богу, кроме одного только Того, Кто Бог по природе», — говорит св. Иоанн Дамаскин. Св. отцы VII Вселенского собора называют это поклонение «истинным по вере нашей Богопоклонением» и отличают от него так называемое «почитательное поклонение» или, как выше сказано, почитание «Господа ради».

Нетрудно понять, почему Церковь с такою настойчивостью отстаивала употребление и почитание святых икон. Св. иконы являются наглядным, т. е. самым простым, самым общедоступным и самым удобопонятным способом проповеди христианских истин. Св. отцы недаром сравнивали св. иконы с книгами, написанными вместо букв лицами и вещами. И не будет преувеличением сказать, что эти книги могут действовать на нас даже сильнее, чем книги обыкновенные. Когда мы читаем или слушаем изложенное в письмени сказание о каких-либо лицах или событиях, то обыкновенно представляем их как бы в отдалении от себя, что уменьшает силу их влияния и ослабляет впечатление, а когда смотрим на самые изображения лиц или событий, то как будто видим их живыми перед собою, непосредственно воспринимая их влияние на себя. Пример Марии Египетской, которая, увидев икону Богоматери сияющей непорочностью и чистотою, до того была поражена, что решила немедленно оставить прежний порочный образ жизни и обратиться к Богу, равно как и пример святого Владимира, столь поразившегося изображением страшного суда и решившего принять христианство, служат ясными доказательствами сильного и благотворного действия на человека священных изображений. Эту мысль о благотворном влиянии св. икон отцы VII Вселенского собора выражают, когда говорят, что чем

чаще святые лица или священные события при помощи икон делаются предметами нашего, созерцания, тем больше взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самих первообразах, тем более приобретают любви к ним и тем более получают побуждений подражать им в своей жизни. Прибавляя, что «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней», св. отцы решительно отличают христианское иконопочитание от древнего идолопоклонства. Предметом почитания в святых иконах для христиан являются не вещество, не дерево, не краски, а тот первообраз, то существо, которое изображено на иконе. От видимого мысль христианина воспаряет к невидимому, от вещественного возносится к духовному, от временного — к вечному.

III

Остается оказать, что употребление и почитание святых икон издревле принято св. кафолической Церковью, т. е. не является позднейшим нововведением в Церкви, а «узаконено св. первоучителями веры нашей», т. е. имеет твердые исторические основания. Эти основания можно находить еще в Ветхом Завете. Правда, там не было икон в христианском смысле этого слова, но были прототипы христианских икон, притом сделанные по повелению Самого Бога. Таков был ковчег завета, устроенный Моисеем по повелению Божию и поставленный в важнейшей части ветхозаветного храма, — во святом святых; это был видимый образ присутствия Бога невидимого, — образ, всегда напоминавший иудеям Иегову и возводивший их мысль к Первообразу (см. Числ. 10, 35—36; 2 Цар. 6, 21; Цар. 18, 22; Пс. 98, 5 и др.). Таков был медный змий, также сделанный Моисеем по повелению Божию, взирая на который с верою, оставались в живых укушенные ядовитыми змеями; это был, по объяснению Спасителя, вещественный образ или прообраз Сына Божия, Иисуса Христа (Ио. 3, 14—15). Таковы были многочисленные изображения херувимов, сделанные Моисеем по повелению Божию для скинии свидения; два из них, чеканные из золота, укреплены были на верхней крышке, покрывавшей ковчег завета; другие, сделанные из разноцветной шерсти и крученого виссона, украшали завесу, отделявшую «святое святых» от святилища: эта завеса с херувимами соответствовала иконостасу наших храмов; третьи херувимы, также искусной работы, изображены были на виссонных попонах, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии, служа для нее стенами и крышей. Эти изображения, очевидно, соответствовали изображениям святых на стенах и куполах христианских храмов. Так как в скинии, устроенной Моисеем по образу, данному ему Самим Богом, все имело высокое религиозное значение, то нужно думать, что и изображения херувимов не были простым украшением скинии, а предназначены были служить славе единого истинного Бога. В храме Соломоновом, устроенном по образцу переносной скинии, изображения херувимов были еще в большем количестве. Соломон сделал и поставил в средине «святого, святых» два кипарисовые и позлащенные изображения херувимов; под их крылья во время освящения храма и был поставлен ковчег. Резные же изображения херувимов были сделаны на двух половинках дверей, которые вели во «святое святых» и которые соответствовали царским дверям христианских православных храмов. На дверях из притвора в храм или святилище также находились резные изображения херувимов (2 Цар. 3, 14; 3 Цар. 6, 29—35). Надо думать, что эти изображения сохранились и в восстановленном втором иерусалимском храме и, конечно, пользовались таким же благоговейным чествованием, как и прежде. Особенно важно отметить, что Сам Господь Иисус Христос, неоднократно посещавший иерусалимский храм, никогда ничем не выразил Своего порицания ни храму, ни священным его принадлежностям, чем и показал, что все, посвященное в храме Богу, не исключая и херувимских изображений, было свято и досточтимо. Этим пролагался путь священным изображениям и в христианские храмы.

Но если практика ветхозаветной Церкви и новозаветные события домостроительства нашего спасения подготовляли почву для употребления икон в христианской Церкви, то самое начало появления священных изображений в христианской Церкви связано с чудесным событием. По древнецерковному преданию, первою христианскою иконою был нерукотворный лик Спасителя, который Сам Господь Иисус Христос благоволил чудесным образом отпечатлеть на убрусе, или полотенце, и послать эдесскому владельцу Авгарю. Другое, также древнее, предание одним из первых иконописцев называет евангелиста Луку, который знал живописное искусство, писал и оставил после себя иконы Божией Матери, которые с благоговением передавались из рода в род в Церкви православной. Некоторые из этих икон находятся в нашем Отечестве; по преданию, писаны евангелистом Лукою икона Владимирской Божией Матери, икона Смоленской Божией Матери, икона Ефесской Божией Матери. Таким образом в христианской Церкви св. иконы стали входить в употребление еще в век апостольский.

Несомненно, употреблялись эти изображения и во 2-м и 3-м веках, хотя, ввиду почти непрекращавшихся в это время гонений и преследований христиан, употребление и почитание икон не могло быть ни открытым, ни широко развитым. Наиболее распространенными были изображения Спасителя под видом доброго пастыря, несущего на своих раменах заблудшую овцу, а также под видом агнца, голубя, феникса и др. Кроме изображений Спасителя найдены в катакомбах и (не символические) изображения некоторых событий из Его жизни, как, например, Его рождества, крещения, чудесного претворения воды в вино, воскрешения Лазаря и др. В тех же катакомбах открыты изображения Божией Матери с младенцем Иисусом, поклонение волхвов, изображение Божией Матери с распростертыми руками, напоминающее икону Знамения Божией Матери, а также изображения некоторых ветхозаветных праведников и библейских событий, например, Авраама, приносящего в жертву Исаака, Моисея, источающего воду из скалы, пророка Ионы, извергаемого из китового чрева, и новозаветных, как-то: Иоанна Предтечи, праведного Иосифа, мученицы Агнии и др. Что все такого рода изображения не были простыми украшениями, а имели, несомненно, религиозное значение и были предметом благоговейного почитания, это видно из того, что самые катакомбы, в которых находятся эти изображения, были местами не праздного отдыха, а местами совершения богослужения и принесения бескровной жертвы. Сообразно с такой целью собраний первенствующих христиан в подземных храмах и самые изображения, здесь находящиеся, очевидно имели целью воспитывать в верующих религиозные чувства и возводить их мысли и сердечные движения к горнему миру.

Помимо вещественных памятников имеются и письменные свидетельства об употреблении и почитании икон в первые три века. Правда, таких свидетельств немного, но это объясняется отчасти тем, что многие писания того времени не дошли до нас и известны только по имени, а отчасти тем, что ввиду гонений на христиан, христианские писатели вообще опасались много говорить о том, что могло послужить для язычников поводом к усилению преследований христиан. Тем не менее такие свидетельства есть. Так, Минуций Феликс, Тертуллиан, Ориген свидетельствуют, что язычники обвиняли христиан за то, что они будто бы боготворили крест. Христов и называли их за это поклонниками креста. А это несомненный знак того, что христиане действительно чтили крест Христов и поклонялись ему, но только чтили и поклонялись не в смысле языческого идолочествования, а, как объяснил Минуций, отнеся всю честь и поклонение к Тому, Кто был распят на кресте и Кто был не простым и смертным человеком, как обыкновенно думали язычники, а бессмертным Богом.

Церковь по своей идее представляет собою нравственное единство всех верующих во Христа, земных обитателей и святых небожителей, живых и умерших, потому что пред Богом все живы. Она свидетельствует о его духовной жизнеспособности, о том, что тот или иной человек является живым членом Церкви. Каждый отдельный член Церкви не живет и не может жить своей обособленной жизнью, а поддерживается и питается жизнью всего тела Церкви. Религиозное почитание святых в их изображениях (иконах) и служит нагляднейшим выражением единения Церкви земной и небесной, а следовательно, и удовлетворением возвышеннейших и священнейших чувств человеческого сердца. И только тот, кто заглушил в себе сознание необходимости жить общею со всею Церковью жизнью и способность к ощущению нравственного единения с нею, будет отрицательно, относиться к почитанию священных изображений, считая это почитание простым суеверием. Такой человек, очевидно, уже не есть живой член Церкви Христовой.

Вера в эту единую небесную и земную Церковь и в живую взаимную связь членов этой единой Церкви принадлежит к числу самых светлых и отрадных явлений в жизни христианского сердца.

ПРОФ.-ПРОТ. С. САВИНСКИЙ

Плохие отметки детей расстраивают многих родителей. Однако любая проблема поправима, если применить важные аспекты в стимуляции к учебе.
Забудьте о допотопных наказаниях: насильно мил не будешь – эта фраза касается и учебы! Давайте поступать как мудрые, образованные и современные родители, применяя по-настоящему действенные подходы.

1. Общение с ребенком

Это важный и основополагающий пункт. Для того, чтобы ребенок развивался и прислушивался к вашим советам, нужно создать доброжелательную атмосферу в семье. Малыш должен чувствовать, что вы понимаете его. Говорите с ним больше, не только об учебе. Это поможет вам выстроить максимально эффективный план по развитию ребенка и мотивировать его.
Нередко за плохими отметками может скрываться пережитый стресс. Изучите симптомы и способы преодоления детской депрессии. Убедитесь в том, что ребенок не выявляет признаков жертвы школьных хулиганов. Необходимо задавать важные вопросы детям, помогая им раскрыться, продемонстрировать свои интересы, надежды, страхи. Умело построенный диалог поможет лучше понять своего ребенка и определиться с методикой воспитания, которая позитивно скажется на учебе.

2. Организация режима дня

Правильное расписание дня поможет ребенку развиваться максимально эффективно и спокойно.
Установленный режим дня влияет не только на общее здоровье, но и на развитие как малышей, так и подростков. Повлиять на мозговую деятельность поможет здоровый сон, прогулка на свежем воздухе, творческие занятия и чтение.

3. Развитие словарного запаса

Хороший словарный запас способствует более эффективному обучению. Для его развития родителям следует прививать ребенку любовь к чтению. Если речь о первоклашках, то неплохим вариантом станет воспроизведение сказок перед сном. Хорошо читающему ребенку важно слышать похвалу в его собственном выборе книг. Вы можете посоветовать ребенку книгу, но ни в коем случае не заставляйте читать неинтересную ему литературу из-под палки.

Естественно, есть вещи, которые сложны для понимания в юном возрасте. Старайтесь больше разговаривать и объяснять то, что детям не совсем понятно. Если вы не знаете ответов на какие-то вопросы, то изучайте что-то вместе. Так вы еще и подадите ребенку личный пример. Для развития словарного запаса также важно вести открытые диалоги с ребенком, давать ему высказывать свою точку зрения. Выучить новые слова помогут различные игры для развития речи, например, вы можете сочинить какой-то маленький рассказ вместе или поиграть в ассоциации со словами.

4. Комфортные условия для учебы

Если вы хотите, чтобы выполнение домашнего задания давалось легко и не напряженно, старайтесь создавать уютную атмосферу для этого. Поддержите детей не только морально. Следите за тем, чтобы в комнате было свежо, не слишком жарко, было хорошее освещение и удобный письменный стол, комфортный стул. Приглушайте телевизор и музыку в соседних комнатах, чтобы не отвлекать детей от выполнения домашних заданий. Если шума извне не избежать, купите беруши или звуконепроницаемые наушники.

5. Правильное питание

С помощью питания мы можем всячески воздействовать на организм. В расписании дня обязательно должны быть включены завтрак, обед и ужин. Также постарайтесь не нагружать ребенка углеводами. Для стимулирования работоспособности организма стоит употреблять продукты, содержащие цинк, магний, железо, фосфор. Употребление белка поможет физическому развитию.
Кстати! Не забывайте об употреблении достаточного количества воды.

6. Просмотр обучающих шоу

«Телевизор – зло!», — уверяют многие родители. Частенько мамы и папы наказывают отпрысков за плохие оценки, запрещая смотреть телевизор. А мы рекомендуем поступить кардинально противоположным образом. Надо лишь умело выбирать телепередачи. Чтобы обучение не было скучным и монотонным, позволяйте ребенку смотреть полезные шоу. Также, зачастую, для полноценного усвоения информации недостаточно прочтения только книги. Есть множество различных программ, которые предоставляют качественную информацию достаточно интересно. Например, с изучением истории поможет британское шоу «Страшные истории». Некоторые преподаватели Великобритании даже задают домашние задания по нему. С физикой может помочь шоу «Наука: сделай сам». Вы наверняка найдете что-нибудь увлекательное для ребенка в подборке развивающих детских передач.
Можно совершенно по-разному организовывать просмотр этих программ. Если ребенок интересуется английским языком, то неплохим вариантом станет просмотр шоу в оригинальной озвучке. Существует немало интересных и разных сериалов для изучающих английский язык.

7. Развитие самостоятельности

Важным аспектом обучения в целом является пробуждение таких прекрасных качеств как ответственность и дисциплинированность. Вы не сможете заставлять ребенка делать что-то постоянно и вовремя. Это не имеет практически никакого эффекта. Объясните ребенку, что он должен развиваться самостоятельно. Расскажите о всех плюсах, которые видите в этом. Выйдите на открытый и честный диалог. Дайте понять ребенку, что его развитие нужно не родителям, а ему самому. Не делайте домашнее задание за него. Пусть он сам принимает решения, даже если у него не будет получаться что-то с первого раза, ничего страшного. Ребенок должен учиться проходить некоторые жизненные неудачи. Это нормально.

8. Анализ приоритетов и выбор важных предметов

Многие родители хотят, чтобы их дети были круглыми отличниками. Нередко это приводит к плачевным результатам в будущем. Парадокс отличника состоит в том, что высокая успеваемость в школе не гарантируют успеха во взрослой жизни. Нередко отличники хорошо учатся не по своей воле, а в страхе перед наказанием и гневом родителей.
В итоге сплошные минусы:
— ребенок растрачивает силы на множество предметов, по-настоящему не углубляясь ни в один из них;
— ребенок превращается в послушного исполнителя, неспособного принимать свои решения;
— у ребенка зачастую не остается времени на детальное изучение внешкольных сфер.
Конечно, бывают исключения из правил. Тут отыгрывают роль многие аспекты воспитания.
Родительский долг состоит из бессчисленных нюансов. Один из них – помочь ребенку эффективно использовать школьные годы, нарастив базу для дальнейшей деятельности во взрослой жизни. Помогите детям найти интересные им занятия (желательно в нескольких сферах) и поддерживайте в освоении новых знаний. Не надо распылять все время ребенка лишь на получение отличных оценок по школьным предметам. Во взрослой жизни ему все эти дисциплины не понадобятся, будут нужны только некоторые. Вот на них и делаем упор. Отметки «хорошо» по другим дисциплинам более чем достаточно. И не надо закатывать истерику из-за пары троек. Важно будущее ребенка, а не «неуд» по физкультуре.

9. Переход в маленький класс

Во многих школах есть небольшие классы. Если есть возможность и желание, то переведите туда ребенка. Как педагог, вынуждена признать: наша система образования провальная. Одна из главных проблем кроется в многочисленных классах. За 45 минут урока учитель должен: провести перекличку, проверить домашку, дать новую тему, дать новое задание. На разбор вопросов учеников останется минут 5-10. А в классе-то от 30 ребят и у многих свои вопросы!
Опыт показывает, что именно в малочисленных классах успеваемость выше. В Сингапуре, к примеру, отстающих не оставляют на второй год, а просто переводят в маленький класс, где учитель успевает уделить им больше времени. Так ребята нагоняют своих одноклассников. Уже который год система образования в Сингапуре считается одной из самых эффективных в мире!

10. От теории – к практике

Сухо и скучно – так подается большинство информации в учебниках. Сплошная теория без практики не в силах продемонстрировать всевозможные интересные аспекты предметов. Покажите детям дивный мир знаний на практике. Например, визит в обсерваторию вызовет интерес к астрономии. История увлечет детей после экскурсии в замок или посещения реконструкций рыцарских турниров и прочих баталий, где дети окажутся в гуще событий, словно они отправились в прошлое на машине времени. Родители могут проводить безопасные опыты вместе с детьми дома.
Не надо сидеть сиднем, возлагая все обязанности по образованию на школу. Давайте научимся брать на себя ответственность за будущее наших детей, в котором колоссальное значение отыграют знания, приобретенные в раннем возрасте.

Молитва первая

Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Премудросте Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави ко Христу моляще усердно. Ты даждь ми слово рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.

Тропарь и кондак Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Прибавление ума»

Тропарь, глас 4

О Преславная Мати Христа Бога нашего, благих Подателя, милостию Своею всю вселенную сохрани, даруй нам, рабом Твоим, премудрость и разум, светом Сына Твоего души наша просвети, едина Всепетая, от Херувим и Серафим славимая.

Кондак, глас 2

Яко Единицы умом нас просвещающую, хвалим Тя, Пречистая, Мати Разума, всю вселенную держащаго, Красото мира видимаго и невидимаго, лучами жизни нас озаряющая.

Также можно молиться преподобному Сергию Радонежскому:

Молитва перед экзаменом

О преподобне и богоносне отче наш Сергее!

Воззри на нас милостивно, и к земле приверженных, возведи к высоте небесной. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими.

Испроси предстательством твоим дар разумети науки и вся ны спосшествующими (с помощью твоих молитв) молитвами сподоби в день Страшного Суда шуия части избавитися, десные же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира».

Аминь.

Тропарь, глас 4

Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником; темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси; но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси мудре, и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие Преподобие отче наш.

Кондак, глас 8

Христовою любовию уязвився, Преподобие, и Тому невозвратным желанием последовав, всякое наслаждение плотское возненавидел еси, и яко солнце отечеству твоему возсиял еси, тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: радуйся, Сергие богомудре.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *