Каллиграфия для детей 6 11 лет упражнения

Содержание

Каллиграфия для детей 6-11 лет: упражнения

Ваш ребенок пишет как курица лапой, учителя всячески проявляют недовольство, проверяя его школьные тетради, а родственники утверждают, что ваше чадо — будущий врач и плохой почерк тому подтверждение? Не стройте напрасных иллюзий. Небрежный почерк ни о чем таком не свидетельствует, напротив, это признак нарушения письма или один из видов дисграфии. Но, к счастью, письмо (почерк) можно тренировать. В материалах этой статьи вы найдете рекомендации и упражнения по каллиграфии для детей 6-11 лет.

Каллиграфия для детей: почему это важно?

Сегодня, в век компьютерных технологий, когда дети с пеленок владеют искусством нажимать кнопки пультов телевизора, легко разбираются в работе планшетов и ноутбуков, наука красного писания или каллиграфия должна бы потерять свою актуальность.

Письменная работа сегодня значительно упрощена — стоит только набрать текст, и многочисленные редакторы исправляют орфографические и пунктуационные ошибки. Для передачи эмоций во время переписки дети часто используют различные смайлики. Ведь это очень просто — один клик и есть готовая эмоция — грусть, радость, удовольствие или разочарование. С одной стороны это хорошо — потому что все делается для упрощения жизни современного человека. Но с другой стороны — такая упрощенность приводит к лености, не желанию думать и действовать творчески.

Если говорить о детях дошкольного и младшего школьного возраста, то письмо для них имеет первостепенное значение. На уроке письма дети учатся не только красиво писать буквы, но и вырабатывают в себе такие черты характера как исполнительность, внимательность, аккуратность, наблюдательность. Письмо имеет значение для развития умственной деятельности ребенка. Не зря в Японии дети с 3-летнего возраста ежедневно занимаются уроками каллиграфии. Они учатся старательно выводить иероглифы — одни из самых сложных символов современного письма.

Во время этих занятий развивается мелкая моторика рук, которая в свою очередь влияет на формирование коры головного мозга ребенка. Отечественные педагоги и психологи утверждают, что уроки каллиграфического письма развивают эмоциональную сферу. Современные дети и подростки пишут рукой очень мало, это обедняет их эмоциональный мир, лишает возможности подобрать слова для выражения чувств и переживаний.

Нарушение письма: виды дисграфии

Среди детей школьного возраста все чаще выявляют нарушения письма. Это явление называют «дисграфией». По приблизительным подсчетам — от 5 до 20% детей школьного возраста имеют этот недостаток. Среди мальчиков нарушения письма встречаются в 4 раза чаще, чем у девочек.

Дисграфия — это длительная неспособность овладеть навыками правильного письма человеком, который имеет нормальный уровень интеллектуального и психического развития, а также не имеет проблем со зрением или слухом. Дисграфия может проявляться в различных формах и стадиях тяжести. Иногда ребенок не способен воспроизвести какой-то определенный элемент буквы, а в другом случае — дисграфия проявляется в невозможности вообще овладеть письмом даже на элементарном уровне.

В соответствии с этим существует три вида дисграфии:

  • акустическая;
  • моторная;
  • оптическая.

Акустическая дисграфия проявляется в неумении распознавать на слух отдельные звуки (особенно сходные по звучанию). Это приводит к проблемам в их воспроизведении на письме.

Моторная или графическая дисграфия проявляется в нарушении движений руки во время письма, связанна со зрительным и звуковым восприятием звуков.

Оптическая (зрительная) дисграфия возникает тогда, когда ребенок не может соотнести зрительное впечатление с написанием звука на письме. Иногда подобные буквы дети путают на письме, например н-п, ш-щ, п-и, н-п и т.д. Часто такой вид дисграфии проявляется в написании лишних элементов букв или зеркальном их изображении.

Иногда причиной дисграфии могут быть нарушения психо-эмоционального состояния ребенка. Психологические травмы, переживания могут вызвать длительные нарушения как речевой, так и письменной деятельности ребенка.

При обнаружении дисграфии у ребенка важно направить соответствующую коррекционную работу на исправление нарушений письма, при этом важно сконцентрировать внимание вокруг решения нескольких важных задач.

Первая задача — преодоление оптических проявлений дисграфии и ускорение времени изучения правильного написания букв. При формировании навыков правописания данной буквы, необходимо предложить детям разнообразные упражнения с моделированием:

  • составить трудную для написания ребенком букву с палочек, спичек;
  • выложить шнурком, слепить из пластилина;
  • составить букву из представленных элементов;
  • показать правильно изображенную букву в паре, где одна изображена правильно, а вторая зеркально;
  • дополнить недостающий элемент буквы;
  • найти данную букву среди многих других;
  • назвать предмет, похожий на эту букву.

Одновременно происходит написание закрытого и открытого складов: об.аб.бо.ба, бью, б … Потом можно моделировать слова из слогов: баба, бабы, бобы…

Вторая задача — предотвращение возникновения моторной дисграфии. С первых занятий моделируется и графически прописывается предложение с вписыванием изученных слов, например: В моей бабушки есть огород. В моей ____ есть огород.

Третья задача — предотвращение возникновения акустической дисграфии.

При написании букв, обозначающий звуки, различающиеся по фонематическим признакам, можно начать работу с определением твердых и мягких звуков в словах и складах: у-ю, а-я, лук- люк, матч мяч. Дети прописывают склады и слова по данному графическому образцу с обязательным звуко-буквенным анализом и проговариванием. Затем добавляются упражнения по дифференциации звуков с глухотой и звонкостью. Для тренировки этой функции можно выполнять упражнения по словообразованию и словоизменению.

Четвертая задача — формирование активного словаря ребенка с одновременным формированием грамматически правильной речи, например: гора — горы, нос — носик, идти — прийти, зайти, перейти, отойти и т.д.

Коррекционная работа по предотвращению и преодолению дисграфии кропотливая, длительная и требует терпения, как со стороны учащихся, так и учителей, родителей. Главное — она должна продолжаться во время всего периода обучения в школе.

Как улучшить плохой почерк ребенка: советы родителям

Неумение красиво и выразительно писать может привести не только к плохим оценкам и отставанию при конспектировании важного материала на уроке, но и к снижению самооценки школьника. Причин, влияющих на качество письма и формирование плохого почерка ребенка, может быть несколько.

  1. Неудобное положение ребенка во время письма. Это один из основных факторов формирования некрасивого почерка. Родителям стоит проследить за этим. Возможно стол, за которым учится ребенок, слишком высокий или, наоборот, низкий. Ребенку сидеть за ним неудобно. Спина находится в неправильном положении, а соответственно, и письмо выходит кое-как. Родителям стоит проследить за правильным положением спины и рук ребенка в течение 2-3 недель, а дальше такое положение войдет в норму школьника. Улучшится при этом и качество письма.
  2. Неправильное положение тетради во время письма. Тетрадь должна лежать под углом 15 градусов вправо к краю стола. Это позволит ребенку сформировать правильные навыки письма, легко писать буквы и слова. Важно также обратить внимание на обложки для тетрадей. Они помогают не только сохранить опрятный вид тетради, но и позволяют ей свободно скользить по столу во время письма. Поэтому родители должны отдать предпочтение гладким обложкам, и не пользоваться модными жесткими.
  3. Неправильное держание ручки во время письма. Это тоже довольно распространенная проблема. Часто дети слишком сжимают ручку или неправильно держат ее, что влияет на калиграфичнисть почерка. Письмо должно быть легким, без усилий. Ручку ребенок должен держать тремя пальцами, зажимая ее между большим и средним пальцами. Указательный палец должен быть сверху ручки. Родителям стоит обратить внимание на выбор ручки для письма. Выбирая со своим школьником или школьницей красивую ручку, они должны обязательно проверить качество письма, особенности пасты, а также удобство ручки. Часто дети хотят приобрести что-то яркое и особенное с канцтоваров, но таким принадлежностями очень часто трудно или неудобно пользоваться во время длительного письма.
  4. Нарушение мелкой моторики рук. Это может проявляться при написании букв разного размера, наклонов их в разные стороны, неправильности завитков, слова выходят за пределы строк и тому подобное. Чтобы устранить эту проблему родителям стоит заняться вместе с ребенком специальными тренировочными упражнениями — завязывание шнурков, перебирание круп, которые можно превратить в интересное соревнование на время. Развить мелкую моторику рук помогают занятия по лепке, вышиванию, плетению и тому подобное. Благодаря систематическим ежедневным занятиям можно добиться быстрых впечатляющих результатов.

Тренировка навыков письма

Для тренировки навыков письма следует использовать дополнительные прописи для ежедневных занятий ребенка дома. При этом родители и педагоги могут оценивать такую деятельность, учитывая усердие ребенка и успехи при написании определенных элементов или букв.

Не стоит сразу требовать от ребенка переписывать целые предложения и слова. Сначала достаточно обратить особое внимание на написание отдельных букв или их элементов. Для этого можно завести отдельную тетрадь с прописями.

Родителям стоит запастись терпением, поскольку обучение правильному письму — это длительный процесс, который нужно чередовать с занятиями мелкой моторики рук, чтобы укрепить мышцы, которые участвуют при письме. Перерывы на упражнения должны составлять не более 15 минут.

Методы тренировки правильности и каллиграфичности письма:

  • Раскраски. Все дети любят рисовать. Это приносит им успокоение, уравновешивания, концентрацию внимания. Для выработки правильности письма рисование тоже имеет свою пользу. Движения юного художника становятся постепенно уверенными, а изображения и линии четкими и очерченными. Ребенок учится чувствовать пространство на бумаге, развивает внимательность.
  • Штриховка. Задания по штриховке рисунка следует подбирать по принципу от простого к сложному. Сначала это будут задания для обводки контура рисунка, а затем ребенок учится заштриховывать его горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями.
  • Срисовывание. Это упражнение предполагает перерисовки определенного рисунка в точности, это вырабатывает внимательность ребенка до мельчайших деталей, учит чувству размеров элементов рисунка.
  • Вырезание фигур по контуру. Начинать стоит с вырезания больших простых фигур — квадратов, кругов, постепенно усложняя объекты.
  • Завязывание узлов, бантов, плетение, вышивание, застегивания пуговиц — каждое из этих занятий способствует формированию мелкой моторики рук, а некоторые занятия (вышивание или плетение) могут стать хобби ребенка на долгие годы.
  • Составление мозаики, конструктора.
  • Оригами. Научив ребенка искусству оригами — изготовлению из бумаги фигурок животных, можно не только интересно провести время, но и с большой пользой для ребенка.

Упражнения для каллиграфии

Для развития каллиграфического письма стоит обратить внимание на укрепление мышц рук, спины и плечевого пояса. Именно от неправильного положения спины, сутулости может зависеть плохой почерк ребенка. Для развития этих групп мышц можно предложить следующие упражнения:

  • Рисование на листке бумаги, прилагаемом к стене.
  • Хождение по комнате с книгой на голове.
  • Упражнение «хождение на руках» («тачка») — ребенок передвигается по земле с помощью рук, а кто-то из взрослых держит его за ноги.
  • Упражнение «планка» с поднятой рукой и противоположной ногой. Так стоять 5-6 секунд, а затем поменять руку и ногу.

При длительном письме у детей часто устают и немеют пальцы, которые держат ручку. И ребенок часто встряхивает руку в воздухе, чтобы снять напряжение с мышц. Таким детям трудно быстро писать.

Чтобы преодолеть эту проблему лучшими будут упражнения с пластилином:

  • Упражнение «дождик» — ребенок быстро отрывает маленькие кусочки пластилина. Их потом наклеивает на цветной картон и завершает свою картину фломастерами или карандашами.
  • Упражнение «змея» — ребенок раскатывает с куска пластилина длинную колбаску и сдавливает ее пальцами по всей длине.
  • Упражнение «шарик» — состоит в том, что между ладонями ребенка относится кусок пластилина, из которого надо скатать шарик. Сначала это упражнение ребенок выполняет, оперев локти на стол, а потом можно предложить ему сделать это, подняв руки над головой.
  • Упражнение «пинцет» — перенос мелких объектов (бусинок, бисера и т.д.) с помощью пинцета. Можно с помощью этого упражнения попробовать создать вместе с ребенком картину.
  • Бусы. Интересным, простым и полезным занятием для ребенка будет нанизывания бусинок на нитку. При этом можно дать волю фантазии и создать неповторимое украшение.
  • Конструкции из спичек. С помощью спичек, клея и картона можно создать картинки, или составлять домики — интересное увлекательное занятие, которое несет большую пользу развития моторики рук.

Рекомендации родителям по развитию каллиграфии детей

Родителям очень важно в подготовительный период ребенка к школе, включить в его ежедневные занятия такие упражнения, которые будут формировать мастерство рук, точность движений и координацию, например:

  • Лепка из пластилина;
  • Складывание мозаики;
  • Игры с конструктором;
  • Изготовление аппликаций;
  • Разрисовывание, штриховки рисунков;
  • Завязывание узелков на веревке;
  • Работа с мелкими предметами (семена, бисер, крупа).

А также использование подготовительных упражнений, которые, с одной стороны, обеспечивают подготовку руки ребенка к письму, а с другой готовят ребенка к письму, как коммуникативной деятельности, поскольку нацеливают на слушание (или чтение) и осознание текста, на его запоминание и последующее воспроизведение.

Одна из больных тем почти у всех младших школьников — это почерк. Преподаватели часто снижают оценки, когда буквы и цифры вылезают за линии, они неправильного и разного размера, с разным наклоном. Также при плохом почерке часто непонятно, какая буква написана, — и это расценивается как орфографическая ошибка.

Плохой почерк снижает скорость письма, и дети не успевают записывать за преподавателем в классе, часами сидят над домашним заданием и испытывают отвращение к своим тетрадкам.

Эту «боль» очень хорошо ощущают в образовательном центре Ольги Лысенко — об этом говорит популярность курса «Красивый почерк за 20 уроков». Он создавался для младших школьников, но оказался востребованным и у шестиклассников, и девятиклассников, и даже у взрослых. Этот материал также используется в рамках годичной подготовки к школе у детей 5-7 лет.

Сегодня мы представляем видеокурс и прописи Ольги Лысенко, с помощью которых вы сможете запустить направление «Красивый почерк за 20 уроков» в своём детском клубе.

Если у вас нет клуба, зато есть собственный ребёнок-школьник, с помощью этого курса вы сможете откорректировать его почерк в домашних условиях.

Как научить ребенка правильно держать ручку или карандаш?

Прежде чем перейти непосредственно к курсу каллиграфии, предлагаем вам ознакомиться с видео по правильной постановке руки для письма у ребёнка. В нём Ольга Лысенко делится простыми приёмами, с помощью которых вы быстро научите ребёнка правильно держать ручку.

Запуск курса «Красивый почерк за 20 уроков» в детском центре

Вот что рассказывает руководитель одного из детских центров, в котором преподаватели прошли обучение у Ольги Лысенко:

Мы делали рассылку и обзвон по своей базе — предлагали родителям заглянуть в тетрадки своих детей. У многих родителей после этого возникло желание прийти на презентацию курса «Красивый почерк за 20 уроков».

Так как мы работаем уже несколько лет, в нашей базе много школьников, да и у новеньких детей есть старшие братья и сестры.

Для привлечения клиентов работает и раздача листовок у школ — рядом с нами 3 школы, в каждой из которых 1000-1500 учеников.

У 90% наших школьников, и у моих детей в том числе, почерк ужасный. Школы нашего города переполнены, в классах по 30 детей, и учитель физически не может каждому показать, как правильно писать.

Ребенок пишет, как хочет, и иногда написано вроде нормально, а на самом деле он начинает писать не сверху вниз, а снизу вверх, неправильно соединяет буквы, и это снижает скорость письма.

Еще есть дети-левши. Им особенно трудно научиться красиво писать. Кстати, в прописях Ольги Лысенко предусмотрена система показа букв для левшей.

()

Вообще у нас лучше пойти в школу с хорошо поставленной рукой и с отработанными прописными буквами, так как с первых дней задают очень много письменных заданий, и дети испытывают стресс.

Если говорить о курсе «Красивый почерк за 20 уроков» — родителям понравилось, что он краткосрочный, у школьников он длится всего 7 недель.

А мне, вечно загруженному руководителю детского центра, нравится, что для этого курса не надо покупать игрушки и другие дополнительные материалы. Нужны только классы, столы, стулья, доска. Дети постарше, самостоятельные, меньше пропускают занятия. При этом достаточно высокий средний чек. С точки зрения расходов и контроля бизнеса курс более легкий, чем привычные нам направления — раннее развитие, творчество.

По окончании первого потока курса мы собрали отзывы и повесили в рамочке тетрадки — «до и после», готовя почву для следующего набора.

Из минусов — больше работы у администраторов. Курс через 2 месяца закончился, надо формировать новый поток, корректировать расписание. Но учеников, закончивших «Каллиграфию», мы не теряем. У нас есть несколько популярных краткосрочных курсов для школьников. После окончания одного курса многие дети идут на другой — например, по технике быстрого чтения или таблице умножения».

Не имея денег даже на покупку стульев для учеников, Светлана Фролова открыла студию каллиграфии, которая спустя полтора года приносит 140 тысяч рублей в месяц «чистыми».

Подготовка преподавателя по каллиграфии

С помощью этого курса Ольги Лысенко вы сможете подготовить преподавателя по каллиграфии или сами им стать.

Помимо видео и прописей, в состав курса входит система заданий и экзаменов.

После каждой части курса педагогу необходимо прислать выполненное задание по этой части. Если материал усвоен неудовлетворительно — мы отправляем обучающегося пересматривать курс заново и пересдавать экзамен.

Используя материалы этого курса, вы сможете:

  • Подготовить квалифицированных специалистов
  • Гарантировать родителям результат, гордиться достижениями своих учеников, наслаждаться эффектом «сарафанного радио».

Что входит в состав курса

  • Система видеоуроков общей продолжительностью 160 минут
  • Прописи для постановки и исправления почерка — 130 страниц в формате PDF
  • Методическое пособие для преподавателей, содержащее скрипты и речевые формулы для написания каждой буквы
  • «Мотивационный комплект» — шаблоны дипломов для детей и родителей, выдаваемые после прохождения определенных этапов обучения.

Обратите внимание! Доступ к материалам курса предоставляется поэтапно: преподаватель получает доступ к материалам следующей части только после сдачи экзаменационного задания по предыдущей.

В этом видео Ольга Лысенко объясняет некоторые особенности методики

Так выглядят листы прописи для постановки и исправления почерка

Напомним, в состав онлайн-курса входит 130 страниц прописей. Они предоставляются в электронном виде (PDF), так что после приобретения курса вы сможете их скачать и распечатать.

В некоторых российских детских центрах эти распечатки не входят в стоимость курса для учеников. Их распечатывают, переплетают, и родители приобретают их за дополнительные 500 рублей.

Кликните на изображение, чтобы скачать фрагмент прописи.Кликните на изображение, чтобы скачать фрагмент прописи.

Обратите внимание: для борьбы c несанкционированным распространением наших материалов мы проштамповываем их — на каждой странице прописей будет напечатано название детского центра или имя человека, который приобрёл курс, его адрес, а также номер лицензии.

Так проходят занятия — посмотрите это видео, снятое на уроке каллиграфии с 6-летними детьми

Результаты исправления почерка учеников после прохождения курса «Красивый почерк за 20 уроков»

Посмотрите тетрадки учеников:

Тимур, 1 класс, «до» и «после»

Так Тимур, первоклассник, писал до уроков по каллиграфии

А так Тимур пишет сейчас

Али, 3 класс, «до» и «после»

До занятий по коррекции почерка

После

Владислава и Полина, 1 класс, после окончания курса

Владислава, ученица 1-го класса

Полина, тоже 1-й класс

Что говорят другие

Начали занятия с пробной группой 3 детей 8-9 лет, отличные впечатления. На первом занятии были капризы, а второе и третье уже прошли в рабочей обстановке и с серьезным отношением. Очень интересно, какие результаты в итоге получим, надеюсь на успех!

Спасибо! С одной стороны, курс дорабатывался после приобретения — это плохо.
С другой стороны — он дорабатывался и стал лучше для нас, клиентов. А это очень хорошо! Если вы нашли недочеты и исправили их, а потом ещё сделали вебинар — вы большие молодцы. Курс очень подробный, честный, сделанный с большой тщательностью.

Я внимательно изучила курс. Все понятно, доступно. Единственное, что не совсем удобно, так это то, что нельзя скачать видеоролики. Я работаю педагогом в центре раннего развития. Курс приобрела для себя. Моя мечта- открыть собственный центр. Но пока решила начать с малого попробовать запустить курс каллиграфии. После праздников запускаю рекламу. Пока немного боюсь, но думаю, что справлюсь. Радует то, что за любой информацией можно обратиться к вашей команде. Оцениваю на 5.

Курс сама посмотрела, мне очень понравился. Сейчас изучает педагог, после Новогодних праздников буду экзаменовать. Не хватает дисков по видиоурокам. Мне пришлось ей дать свой пароль на вход в личный кабинет. Возможно это можно было бы сделать как то по другому, но имея 5-х детей, руководя клубом и проводя занятия,я пошла по легкому пути. А так хочется Вас поблагодарить, приобретенные материалы помогают в работе.

Продано в красивой «обертке» +
Красивые качественные прописи +
Методика курса не противоречит с методикой одной из школьных программ +
Нет возможности передать педагогам видеолекции для подготовки к занятиям (педагогу для одного занятия это надо сделать не раз) —
Доделка Продукта после продажи —

Комментарий тех. поддержки: У нас есть возможность открыть отдельный личный кабинет для каждого из ваших педагогов. Напишите нам, если в этом есть необходимость, и мы с радостью это сделаем.

Продуктом довольна. Все четко, понятно, доступно к распечатке. Бери и работай. После Нового года запустим курс обязательно. В процессе работы обязательно появятся вопросы — вот тогда нужны будут еще вебинары с Ольгой Васильевной. Спасибо!!!

Добрый день. Мне очень понравился этот курс, педагог обучился быстро, излагается информация доступно и интересно. Хотелось бы, чтоб в курсе была методика написания цифр, т.к. с этим тоже много проблем. Спасибо большое за курс, спрос на него очень большой, у нас очередь из желающих.

Комментарий тех. поддержки: Методика написания цифр — часть отдельного курса Ольги Лысенко «Учим цифры, пишем цифры».

Курс великолепный. Прописи — просто высший балл. Работы для ребенка, конечно, много, но оно того стоит. За зимние каникулы успели с сыном сделать 30 страниц, и в первый же день после каникул учительница с удивлением увидела результаты. После ее похвалы — устной и письменной, сын взялся за дело с удвоенной энергией, что очень радует. Очень рекомендую этот курс всем родителям старших дошкольников и младших школьников.

Ещё отзывы о курсе каллиграфии Ольги Лысенко →

Новая версия курса ещё лучше

Спустя два года после выпуска первой версии этого курса Ольга Лысенко существенно обновила его, и сейчас у вас есть возможность приобрести уже новую версию.

Посмотрите запись этого вебинара, и вы ещё лучше поймёте, что из себя представляет обновлённый курс «Красивый почерк за 20 уроков».

Стоимость для педагогов

Стоимость курса составляет 17900 руб.

Напомним, что в него входит:

  • Система видеоуроков общей продолжительностью 160 минут. Обратите внимание, что видео будет доступно только для просмотра онлайн, его нельзя будет скачать на компьютер или смотреть без доступа в Интернет
  • Прописи для постановки и коррекции почерка — 130 страниц в формате PDF
  • Методическое пособие для преподавателей, содержащее скрипты и речевые формулы для написания каждой буквы
  • Мотивационный комплект — шаблоны дипломов для детей и родителей.

В стоимость курса входит проверка экзаменационных заданий у одного преподавателя. В случае успешной сдачи на его имя будет выписан сертификат.

Проверка экзаменационных заданий у других преподавателей из этого же центра осуществляется за отдельную плату — 3000 руб. После успешной сдачи им также будет выдан сертификат.

Благодаря этому курсу вы сможете:

  • Запустить в своём детском центре новое направление «Красивый почерк за 20 уроков» для младших школьников, выйдя на новую аудиторию, в новую нишу занятий для школьников, и заполнив пустующие часы в детском центре
  • Усилить курс «Подготовка к школе», на котором дети научатся писать сразу правильно и красиво
  • Предоставить услугу индивидуальных занятий по исправлению (коррекции) почерка для старших школьников и взрослых
  • Скорректировать почерк своего ребёнка в домашних условиях.

Оставить заявку на приобретение курса

Ответы Ольги Лысенко на вопросы о курсе каллиграфии для детей «Красивый почерк за 20 уроков»

  1. Сколько раз в неделю нужно заниматься?
  2. Сколько человек брать в группу?
  3. Почему мы не укладываемся в 20 уроков?
  4. Почему ребёнок не применяет на практике знания, полученные на курсе?
  5. Что нужно сделать, чтобы навык был перенесён в широкую линейку?
  6. Как группировать материал в курсе?
  7. Как адаптировать курс для средних и старших школьников?
  8. Сколько по времени должно длиться одно занятие?
  9. По какому принципу комплектуются группы?
  10. Можно ли объединять детей в разновозрастную группу?
  11. Сколько страниц может прописать ребёнок на одном уроке?
  12. Особенности обучения левшей каллиграфии
  13. Можно ли отдавать прописи на дом во время прохождения курса и после завершения курса?
  14. Чем писать на курсе каллиграфии?
  15. Чем писать на уроке: ручкой или карандашом?
  16. Когда нужно писать ручкой?
  17. Верхние соединения с «петелькой»: актуальны они в наши дни или нет?
  18. Какую домашнюю работу давать детям? В прописи или в тетради? Какой объем домашней работы?
  19. Диагностика
  20. Как работать с родителями на курсе каллиграфии?
  21. Как рассчитать стоимость курса в каждом городе отдельно?
  22. Как сделать так, чтобы учитель соблюдал технологии?
  23. Какие компетентности должны быть у учителя, чтобы преподавать курс каллиграфии?
  24. Какие принципы должны соблюдаться на занятиях?

>Остаются ещё вопросы? Посмотрите запись этого вебинара

Посмотрите запись этого вебинара.

Вы уже получили видео о том, как научить ребенка правильно держать ручку?

Прежде чем перейти непосредственно к курсу каллиграфии, посмотрите видео по правильной постановке руки для письма у ребёнка. В нём Ольга Лысенко делится приёмами, с помощью которых вы быстро научите ребёнка правильно держать ручку.

Готовы оставить заявку на приобретение курса?

«Нужно ли учить детей красиво писать?» (Для чего необходимы занятия каллиграфией)

Нужно ли детей учить красиво писать?

Сегодня очень часто слышу, что дети перегружены, что им очень тяжело даётся учёба в школе. И среди этих разговоров всё чаще звучит мнение о том, что неплохо бы отменить домашние задания, а ещё перестать учить писать… ведь в наше время компьютеров умение пользоваться письменным рукописным способом общения не является исключительно важным.

Для меня как для учителя начальных классов это удивительно. Я понимаю, что писать мы учимся не только для того, чтобы написать заявление о приёме на работу (хотя это тоже важно: сама была свидетелем, как взрослый мужчина лет 30 только с 6-го раза справился с заявлением о смене места регистрации в паспортной службе). Сам процесс овладения письмом является мощным развивающим фактором. Учёные считают, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пишущего инструмента, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером (карандашом, кистью), – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги.

Так нужно ли учить детей красиво писать?

Каллиграфия — красивый почерк (производное от греческих слов kallos «красота» — graphe «писать»). Основными показателями хорошего почерка, кроме его четкости, являются плавность, ритмичность, легкость и скорость письма.

Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Есть и такое определение — «Каллиграфия — искусство изображения слова».

Каллиграфия – это что-то среднее между рисунком и письмом. Благодаря каллиграфии письму придается эмоционально-образная графическая выразительность.

Постижение самого искусства каллиграфии, понимание сути процесса возможно только через практику.

Под каллиграфией в школьной практике понимают, с одной стороны, искусство писать четким и красивым почерком, а, с другой стороны, степень владения техникой письма, которая оказывает влияние на грамотность.

Например, логопеды и дефектологи отмечают, что при крупном почерке дети труднее усваивают орфографию, чем при почерке с буквами нормального размера. По-видимому, это происходит от того, что детский глаз охватывает слово, написанное крупным почерком, с напряжением и плохо воспринимает орфограммы, подлежащие усвоению.

Нечеткое или неправильное изображение формы букв, их соединений, небрежная запись слов, в целом тексте приводит к ошибкам типа: потенул (потянул), Олога (Ольга).

Появление лишних (двойных) букв в словах типа Аарбуз, ввода, оодна является результатом механического закрепления письма образцов типа Аа, Оо, Вв. Сдвоенное написание закрепляется в двигательной памяти учащихся и сохраняется в их письме на определенное время.

При ускоренном письме часто наблюдаются замены, искажения букв. И. Н. Садовникова, исследовавшая причины нарушения письменной речи у младших школьников, объясняет тем, что оптически (зрительно) — се, со, удз, лн, мш, иш, вд схожи; а буквы — оа, бд, иу, пт, лм, ню, хж, чь схожи в движениях руки при их записи. В этих буквах совпадает начертание первого элемента: ребенок либо неправильно передает количество одинаковых элементов (л — м, п — т, и — ш, му — лу и т. п.), либо ошибочно выбирает последующий элемент (р — у, Г — Р).

Слишком медленное письмо приводит к пропуску гласных (например, с(у)д, ж(у)к, каш(а),б(е)лка) или согласных при стечении (например, вс(т)реча, лам(п)а).

Самая распространенная причина ошибок такого рода – несогласованность темпа мысленного проговаривания слова и темпа его записи. Например, записывая слово маки, ученик мысленно проговаривает первый слог ма, рука успевает записать только букву м; ученик, не ожидая завершения (зрительный контроль не срабатывает) записи, проговаривает второй слог – ки, и рука как бы приняв новый сигнал, начинает сразу воспроизводить новый слог, появляется запись мки.

Взаимосвязь каллиграфии и грамотности, по мнению нейропсихологов самая очевидная: если ребёнок напишет письменную работу красивым, разборчивым почерком, он сможет прочитать и увидеть возможные ошибки, их исправить. Если работа написана неразборчиво, ребёнок толком и прочитать не сможет, соответственно, маловероятно, что он обнаружит ошибку, проверка затруднена. Это очевидная связь, но есть и научное объяснение. Дело в том, что при развитии мелкой моторики пальцев, когда мы делаем какие-то упражнения, манипулируем какими-то предметами, импульсы от пальцев идут в определённую зону мозга, которая отвечает за движения руки и пальчиков. А рядом с этой зоной находится речевая зона, и эти импульсы задействуют и речевую зону. Таким образом, развивая мелкую моторику, мы развиваем речевую зону – и речь, и эта связь очень крепкая.

И. М. Дьяконов, историк-востоковед, лингвист писал: “Письмо представляет собой фиксацию человеческой речи с помощью системы начертательных образов”. Начертательные образы — это буквы, объединение которых в слоги и слова регулируется специальными правилами каллиграфии и орфографии.

У ровного, разборчивого и эстетичного почерка есть чисто практическая польза, которая заключается в следующем:

— исключает ошибку и помогает правильно понять текст;

— не вызывает раздражение у читающего;

— дисциплинирует мысль во время письма;

— полезна для поздравительных открыток и дарственных надписей;

— обеспечивает всегда одинаковую и красивую личную подпись;

— говорит в пользу вашего характера.

Действительно, сейчас редко можно встретить четкое, красивое, разборчивое письмо. И проблема почерка – это одна из проблем образования.

А ведь раньше в России хороший почерк был делом государственной важности: писец — второй человек после государя.

В дореволюционных русских школах каллиграфия преподавалась как отдельный, важный предмет.

После революции уроки каллиграфии не упразднили, а лишь переименовали в чистописание.

Школьники писали в специальных разлинованных тетрадях, причем первые полгода карандашами, и только потом перьями. Вот почему у старшего поколения, в основном, красивый почерк.

Но самое главное – письмо было Отрывным.

Однако в 1968 году, во время очередной школьной реформы, отрывное письмо сочли излишеством. Посчитали, что дети будут писать гораздо быстрее, если не будут отрывать перо от бумаги. Специальную разлиновку отменили, как пережиток прошлого, а шариковые ручки стали орудием письма с первого дня в школе. В результате, получили жуткие детские каракули, а к ним в придачу мышечный зажим (результат безотрывного письма).

Качество письма во многом определяется тем инструментом, которым пишут. У шариковой ручки пишущая часть – это «точка». А вот для письма, изучаемого на уроках каллиграфии, используется ширококонечное перо, которое при письме дает «ленту» различной ширины.

Поэтому правильнее учить малышей писать сначала карандашом, а уже затем давать шариковую ручку.

Психологи установили, что сейчас у многих детей клиповое мышление. У них нет цельного восприятия образа, им трудно фиксировать внимание длительное время на одном предмете. Чем же нам может помочь в этой ситуации каллиграфия? Когда человек пишет пером, он мыслит. Но он думает не только о содержательной стороне, а и о внешнем выражении написанного. Ещё лет 25 назад от учеников начальных классов можно было услышать вопрос: «А между этими буквами верхнее или нижнее соединение?» И ведь это важно даже не из-за написания букв. Так происходило и должно происходить формирование внутреннего пространственного восприятия у человека, его миропорядка. Письмо дисциплинирует.

Человек оттачивает письмо, а буквы учат человека. Они учат порядку и творчеству одновременно. Буква передаёт исторический опыт народа, именно поэтому с развитием нации меняются и те шрифты, которые используют в данный период. Знакомство с различными шрифтами — это приобщение к истории своего народа.
Каллиграфия – это первое искусство, к которому приобщается ученик. Обучая ребенка грамоте, одновременно надо начинать заниматься каллиграфией – не только чтобы облегчить процесс запоминания, но и чтобы заложить основы эстетического вкуса, пробудить способность к восприятию искусства.

Недаром огромное внимание изучению каллиграфии продолжают уделять на Востоке.

В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет.

Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.

Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов.

Китайские специалисты говорят о положительном влиянии каллиграфии на здоровье человека. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни.

Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы».

Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание.

Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.

Результаты исследований ещё одного китайского специалиса, профессора Генри Као, показывают, что человек, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. У него улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве.

Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью.

Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. Президент Национального союза каллиграфов Петр Чобитько на своих занятиях учит:

  • Шариковую ручку мы держим с постоянным нажимом, рука, а с ней и весь человек – закрепощены; перо нужно обхватить нежно, иначе блокируете дыхание, движение тела. Линию делаем на выдохе. Сидим ровно, на перо не наступаем – оно на цыпочках движется».

  • Работаем не пальцами, а всем телом, как рычагом, – наставляет каллиграф, пока мы, как начинающие водители, опасливо трогаемся с места в верху буквы и ме-е-едленно ползем пером вниз.

  • При каллиграфии всегда идет счет, внутренняя работа. Это рисовать можно, и жуя бутерброд, и смотря телевизор. Если возьмешь перо, уже ничем параллельно заниматься не сможешь.

Когда мы пишем шариковой ручкой – это непрерывное письмо: мы ставим ручку и пишем, не прерываясь, а часто – и не задумываясь.

В каллиграфии мы задумываемся над каждой буквой, над каждым движением – это, конечно, медленней, но пользы гораздо больше.

Я думаю, что, необходимо уделять больше внимания формированию красивого почерка, и не только в начальной школе. Этим мы обеспечим условия для выработки грамотного письма и развития творческого потенциала детей в дальнейшем.

Меркулова И. В.

учитель начальных классов

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *