Калужская икона божией матери

История иконы

Обретение

Явление чудотворной иконы случилось в 1748 году в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово в селе Тиньково (ныне Ферзиковский район Калужской области). Во время уборки на чердаке служанки обнаружили большой свёрток холста, на котором была изображена женщина в тёмном одеянии с книгой в руках. Одна девушка приняла его за изображение монахини и показала второй, Евдокии, пригрозив ей гневом игуменьи за нерадивость и сквернословие, на что та, плюнув на образ, сказала: «Вот как я боюсь твоей игуменьи» — и тотчас же упала, разбитая параличом, не в силах пошевелиться. Служанка рассказала обо всём помещику, который приказал перенести Евдокию в родительский дом и положить под иконы. В ту ночь родителям девушки явилась Богородица и сообщила:

Дочь ваша своим дерзким поступком в изображенном на полотне лице оскорбила не инокиню, но Меня, потому что это изображение есть Мой образ, чрез который, по воле Сына Моего и Бога, Я буду ходатайствовать за город ваш и жителей его. Утром объявите об этом священникам и вместе с ними помолитесь пред поруганной Моей иконой, окропите расслабленную водой, которая истекает из-под храма, и дочь ваша исцелится

Родители сделали так, как велела Матерь Божия, и Евдокия исцелилась, принеся покаяние. Икона была вставлена в раму, помещена на почётное место в барском доме.

Вскоре в том же доме слуга Прохор, долгое время страдавший глухотой, трижды видел во сне Богородицу, которая наказала ему усердно молиться перед иконой. Он так и сделал, после чего заснул на двое суток, а проснувшись, обнаружил, что здоров.

Единственная дочь помещика Евдокия тяжело заболела. Ночью ей явилась Пречистая, сказав: «Молись пред этою иконой — и получишь исцеление». Евдокия рассказала о сне родителям, и они все вместе молились и девушка исцелилась.

После этих чудодейственных событий икона с почестями была перенесена в приходской храм в честь Рождества Богородицы в селе Калужка (Калуженка).

Иконография

Пресвятая Богородица изображена одна, без Богомладенца, в тёмных одеждах, напоминающих монашеские, с раскрытой книгой в правой руке (на некоторых изводах встречается зеркальное изображение — книга в левой руке). Взор Божией Матери устремлён к тексту книги.

Последняя русская царица — Евдокия Лопухина

«На этой иконе Богоматерь соблаговолила предстать в облике поразительно схожим с прижизненным портретом царицы Евдокии в монашеских одеждах с раскрытой книгой, написанном во время её пребывания в Покровском монастыре почти за 40 лет до обретения сей святыни».

Дальнейшая судьба

В 1771 году в Калуге и окрестностях свирепствовала моровая язва. Жители города просили благословения архимандрита Лаврентьева монастыря Никодима принести из Калужки в город чудотворную икону. С иконой в течение трёх дней обходили все улицы Калуги, служили всенародный молебен. Чума прекратилась. В память о чудесном избавлении было установлено ежегодное празднование иконе 2 (15) сентября с крестным ходом вокруг города.

В 1812 году во время Отечественной войны икона была перенесена в город Ефремов. В конце октября после сражений под Тарутином и Малоярославцем наполеоновское войско, отступая, направилось в сторону Калуги, но неожиданно свернуло на Гжатск (ныне город Гагарин), окрестности которого были сильно разорены ими же во время наступления. Пленные позже рассказывали, что не раз им являлось видение Божией Матери. Видения каждый раз сопровождались победами русских войск. Об этом было доложено Александру I, император распорядился с благословения Святейшего синода установить ежегодное празднование Калужской иконе 12 (25) октября с крестным ходом вокруг города.

28 августа 1868 года опасно заболел оптинский старец Амвросий (Гренков). Игумен Исаакий послал в село инока с просьбой принести в Оптину пустынь Калужскую икону. Чудотворную икону доставили в монастырь. В кельях старца был отслужен молебен с акафистом Пресвятой Богородице. После молитв старец Амвросий выздоровел. В летописях Оптиной пустыни говорится также, что икону ежегодно приносили из Калуги, и совершалась торжественная служба.

В 1899 году молитвами иконе была исцелена жена коллежского асессора из Боровска. С позволения епископа Калужского и Боровского Макария икона была принесена впервые в город. На городской площади было совершено торжественное молебствие.

После революции 1917 года икона была спасена от богоборцев. Она хранилась в Московской духовной академии Троице-Сергиевой лавры. При участии патриарха Алексия II святыня была возвращена городу. Список с иконы был торжественно передан и хранится в Калуге в Свято-Георгиевском соборе.

Исцеление Евдокии и новые чудеса

О дочери же Василия Кондратьевича было сказано, что после искреннего и глубокого покаяния её надлежит окропить водой, вытекающей из-под церкви, — и она исцелится. Так всё и произошло. Полотно с образом Святой Девы поместили в раму, и она сделалась их фамильной святыней. Дерзкая девица слёзно покаялась, и после того, как её окропили святой водой, исцелилась.

Прошло немного времени, и молва о новом чуде облетела село. У барина был слуга Прохор, страдавший с детства глухотой. Как-то во сне услышал он голос, поведавший, что избавит его от напасти Калужская икона Божией Матери, хранящаяся в их доме. Нужно лишь усердно перед ней помолиться. То же повторилось и на следующую ночь. Тогда Прохор провёл долгие часы в коленопреклонённой молитве, после чего неожиданно заснул. Проспал он двое суток, а когда проснулся, его слух полностью восстановился.

Вскоре Калужская икона Божией Матери была торжественно перенесена в храм Рождества Пресвятой Богородицы, что находился в близлежащем селе. Но этому событию предшествовало ещё одно чудо, явленное через неё и оставшееся в памяти односельчан. Тяжело заболела Евдокия — та самая дочь помещика, что была когда-то наказана за дерзость. И вновь было ночное видение Пресвятой Девы с повелением молиться перед образом и не ослабевать в вере. После того как вся семья Хитрово совершила перед чудотворным образом молебен, болезнь оставила девушку.

Калужская икона Божией Матери — хранительница города

С тех пор появилась у древнего русского города заступница и покровительница — икона Калужской Божией Матери. Дивные чудеса явила через неё Пресвятая Дева. В 1771 году за грехи поразил Господь жителей города чумой, но отслужили перед ней покаянный молебен, и умолила Пречистая Сына Своего помиловать калужан. В другой раз, в 1812 году, уберегла город молитва Калужской иконе Божьей Матери от нашествия наполеоновских войск. Навсегда сохранилось это событие в российской истории. Когда же в 1898 году случилась эпидемия холеры, то во время молебна прочли православные всем миром акафист Калужской иконе Божьей Матери, и не оставила их Заступница Небесная — отвела от города беду.

В память об этих чудесах Святая Церковь установила праздники, отмечаемые ежегодно на калужской земле. Все они датируются в соответствии с теми днями, когда Калужская икона Божией Матери явила своё заступничество. Это 15 сентября, 25 октября и 31 июля. Кроме того, храм Калужской иконы Божией Матери при архиерейском доме в городе Калуге отмечает свой престольный праздник каждый год в первое воскресенье Петрова поста.

Калужская икона Божией Матери, значение и фото

Явление Калужской иконы Божией Матери произошло в 1748 году в селе Тинькове, недалеко от Калуги, в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово. Две служанки перебирали на чердаке его дома старые вещи. Одна из них, Евдокия, отличавшаяся несдержанным нравом, позволяла себе резкие и даже непристойные речи, не обращая внимания на увещевания своей скромной подруги. Среди прочих вещей они случайно обнаружили большой сверток сурового холста. Развернув его, благочестивая девушка увидела изображение Женщины в темном одеянии с книгой в руках. Приняв изображение за портрет монахини и желая образумить Евдокию, она пригрозила ей гневом игумении. Дерзкая Евдокия ответила на слова подруги бранью и, поддавшись раздражению, плюнула на лик. Тотчас же с ней случился припадок, и она упала без чувств.
Испуганная подруга рассказала о случившемся в доме. На следующую ночь родителям Евдокии явилась Царица Небесная и открыла им, что это над Ней кощунственно смеялась их дочь и повелела им совершить молебен перед поруганной иконой, а больную окропить освященной на молебне водой. После молебна Евдокия выздоровела.
Помещик Хитрово взял чудотворную икону в свой дом, где от нее обильно источались исцеления прибегающим к ней с верой. Впоследствии икону с почестями перенесли в приходскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Калужке. В Калугу был отправлен список со святого образа.
Через эту икону Матерь Божия не раз проявляла Свое покровительство Русской земле в тяжелые для нее времена.
Празднование Калужской иконе 2 сентября установлено в воспоминание избавления Калуги от чумы в 1771 году, когда чудовищная эпидемия буквально опустошила город – горожане вымирали целыми семействами. Чудотворную икону Пресвятой Богородицы тогда принесли из села Калужки, крестным ходом обошли с нею весь город и отслужили всенародный молебен. После этого чума в городе прекратилась.
Второе празднование совершается 12 октября, в память спасения Калуги от нашествия Наполеоновских войск в 1812 году. Пленные французы свидетельствовали о том, что во время боев под Калугой и Малоярославцем, когда они терпели поражение от русских войск, они видели Богородицу, стоявшую на воздухе в окружении светоносных мужей.
В 1898 году было установлено празднование чудотворной Калужской иконе Пресвятой Богородицы 18 июля в благодарность Божией Матери за избавление Калуги от холеры. В те страшные дни постановлением городской Думы был совершен крестный ход с чудотворным образом. Заступничеством Пречистой город был спасен.
Празднование иконе совершается также в первое воскресение Петрова поста.
В тяжкие для Православной Церкви 30-е годы XX века власти закрыли храм в селе Калужки, сбросив колокола и конфисковав церковные ценности. Следы чудотворного образа затерялись. Лишь по отрывочным сведениям представляется возможным проследить дальнейшую историю святой иконы.
Существует версия о том, что чудотворная Калужская икона Божией Матери пребывала сначала в Троицком кафедральном соборе г. Калуги, затем была помещена в местный краеведческий музей, откуда ее и возвратили Русской Православной Церкви уже в послевоенные годы. В настоящее время она находится в Свято-Георгиевском кафедральном соборе Калуги.
По другой версии, первоначальный образ был подменен в то время, когда с чудотворной иконы делалось множество списков, подлинник же хранился в археологическом музее Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, откуда и был торжественно передан Калужской епархии в 1998 году.
Однако по документам, найденным в запасниках областного краеведческого музея о передаче в музей среди прочих предметов подлинника Калужской иконы Божией Матери, ее описание и размеры не соответствуют переданному из Лавры образу. Кроме того, икона была в довольно ветхом состоянии. Таким образом, считается, что иконы Божией Матери (сейчас в Калуге их три) – чудотворные списки, а сам образ еще будет явлен православным верующим России.

Казанская-Нижнеломовская икона Божией Матери

Казанская-Нижнеломовская икона Божией Матери

Казанская-Нижнеломовская икона Божией Матери – древнейшая и одна из самых почитаемых чудотворных икон Пензенского края. Она хранится в Нижнеломовском Казанском мужском монастыре.

Первый историк обители архимандрит Евпсихий (Горенко) в 1869 г. писал: «Поводом к основанию монастыря на настоящем месте было явление Иконы Казанской Божией Матери Нижеломовскому казаку, Андрею Михайлову Набокову. Это было в 1643-м году. Казак увидел икону в лесном болотистом месте, вблизи источника, истекающего из горы, стоящую на пне дерева, и донес о том воеводе. Воеводою был тогда в городе Нижнем Ломове Иван Косагов, который сначала не хотел верить истине явления, но вскоре у него тяжко заболел сын, Григорий. Признав это наказанием Божиим за свое неверие к явленной иконе Заступницы, воевода по совету горожан со всеми священнослужителями города поднял иконы и хоругви из всех градских церквей и отправился на место явления. Здесь было совершено молебствие пред явленною иконою Царицы Небесной и заступлением Богородицы, и сын воеводы чудесно исцелен от болезни.

В благодарность за сие Косагов, при содействии жителей города Ломова, построил на источнике деревянную часовню, куда была внесена явленная святая икона. После сего совершилось от иконы Заступницы еще несколько исцелений над разными больными, вследствие чего жители города обратились с просьбою к тому же воеводе Косагову и ходатайствовали пред ним довести формально о явлении иконы Божией Матери и о чудесах от нее Царю Михаилу Федоровичу, что и было им сделано».

В примечании архимандрит Евпсихий упоминает о двух других исцелениях, совершившихся в год явления иконы: «1., Города Ломова Пешей слободы казак Владимир Карпов, страдавший 6 лет, исцелен пред явленною иконою от черного недуга; 2., той же слободы казака Фанасия Иванова дочь Елена, не владевшая руками и ногами 30 лет, чудесно исцелена пред сим же явленным образом».

В 1648 г., по указу царя Алексея Михайловича, на месте явления иконы был основан мужской монастырь. В 1712-1722 гг. в нем построили каменную Казанскую церковь, и чудотворная икона была помещена в ее пятиярусном иконостасе.
В 1700 г. по грамоте императора Петра I образ стал именоваться чудотворным и многоцелебным. Летопись XVIII в. зафиксировала 109 случаев исцеления по молитвам перед иконой, в том числе, по подсчетам архимандрита Евпсихия, было «исцелено больных руками 10, глазами 60, ногами 9, страдавших тяжкою болезнею 19, жестоким ревматизмом 2, внутреннею болезнею 2, глухотою 1, расслаблением всего тела 4, не владевших рукою 1, икотою и одышкою 1».

* * *

Архимандрит Евпсихий так описывается святыню: «Икона сия живописью подобная чудотворному образу, что в Казани, в размере же меньше оного, — живопись древняя, греческая; мерою образ сей в длину 6-ти, а в ширину 4-х вершков . Риза на нем золотая, устроенная в 1856 году на сумму, собранную от доброхотных дателей города Ломова старательностию Настоятеля». (Один из приемников о. Евпсихия, архимандрит Гедеон, в 1891 г. указывает несколько другие размеры: высота 4 ½ вершка, ширины 3 ¾ вершка, т.е. 20 на 17 см.)

Конечно, особенно многолюдно бывало в монастыре на Летнюю Казанскую, 8/21 июля. С 5 по 10 июля у стен обители проходила знаменитая на всю округу Казанская ярмарка.

Как пишет архимандрит Евпсихий, приходили к иконе даже мусульмане, «особенно старцы с приношениями, например, денег, свеч, и с просьбами принять эти жертвы от них в знак усердия и благодарности за какие-то милости, явленные от святыни монастырской».

«В годины эпидемий, в последние четыре десятилетия неоднократно посещавшие Пензенскую губернию, благодать от сего образа, открывалась в том, что ни один из живущих в обители иночествующих, даже из служителей не болел опасно и не умер. К сему надобно присовокупить и то, что во время страшных засух у граждан ломовских и в окрестных деревнях существует св. обычай брать святую икону Богоматери для молебствия на полях: по вере и молитве к Богородице пред сим явленным образом в глазах молящихся всегда являлась чудотворная благодать и милость Божия в обильном дожде, орошавшем поля их.

Вот почему этот образ во всей Пензенской и даже соседних губерниях Саратовской и Тамбовской – чествуется с таким благоговением и верою. Куда ни берут этот святой образ, по селам и городам везде встречает его народ в несметном числе, повергаясь долу благоговейно и молясь Небесной Заступнице рода христианского».

В 1906 и 1910-1911 гг. Нижнеломовскую-Казанскую приносили даже в Саратов и Сердобск. В феврале 1916 г. братия Нижнеломовского монастыря отправила список с иконы в благословение «Верховному Вождю Русского воинства» Николаю II, и пожертвовала на нужды фронта жемчуг.

* * *

В советское время судьба монашеской обители была печальна. Предположительно, в 1932 г. разогнали последних насельников, в 1938-1940 гг. снесли практически все храмы и постройки. Образ считался утерянным.

Возрождение началось уже в наши дни. Летом 2002 г. рядом со святым родником поставили купальню, в 2003-2004 г. построили деревянную, обложенную в 2005 г. кирпичом Казанскую церковь. Главным инициатором возрождения святого места (а позже ктитором монастыря) стал Александр Петрович Мамыкин.

Параллельно возрождалась и монашеская жизнь. В 2004 г. здесь было открыто подворье Керенского Тихвинского монастыря.

Оказалось, что главные святыни Нижнеломовской обители – Казанская икона и образ Иоанна Предтечи – Ангела пустыни – все же уцелели. Последние насельники монастыря смогли передать их своему другу-иконописцу, после его расстрела святыни берегла дочь, А. А. Климова, а после ее смерти двоюродный племянник А. П. Мамыкин на Страстной Седмице 2008 г. вернул образа в монастырскую церковь.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *