Каноническое право учебник

Суворов Н.С. Учебник церковного права

М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1908. — 348 с.

Оглавление:
Введение
Религия и религиозное общество
Христианская религия и христианское религиозное общество или церковь
Церковь в области права. Церковное право в объективном смысле
Церковное право, как наука. Задача. Отношение к богословию. Система
Исторический очерк развития церковного устройства
Церковное устройство в первые три века христианства
Устройство христианских общин при апостолах
Устройство христианских общин в после апостольское время
Связь отдельных христианских общин между собой и высшая над ними власть
Возникновение соборов
Развитие церковного устройства с IV в. до разделения церквей восточной и западной
Развитие устройства западно-католической церкви, по отделении ее от восточной
Развитие евангелического церковного устройства
Развитие церковного устройства на востоке после разделения восточной и западной церквей
Развитие устройства русской православной церкви
История источников церковного права
История источников церковного права в первые три века христианства
Источники церковного права в отдельности
Исторические источники познания церковного права
История источников церковного права от IV в. до разделения церквей восточной и западной
История источников церковного права на западе после разделения церквей
История источников церковного права в евангелической церкви
История источников церковного права на востоке после разделения церквей восточной и западной
История источников церковного права в России
Догматическое изложение церковного устройства
Основные начала церковного устройства
Единство церкви
Состав церкви
Иерархия священнодействия и иерархия правительственная. Субъект церковной власти
Подробности церковного устройства
Церковное управление
Церковное законодательство
Субъект законодательной власти
Виды церковного законодательства
Церковный надзор
Церковный суд
Управление учением, культом и священнодействием
О таинстве священства в особенности
О браке в особенности
Управление церковными должностями
О монастырях и других церковных обществах
О церковном имуществе
Внешние отношения церкви
Отношения между церковью и государством
Отношение христиан к государственной власти по св. Писанию
Положение христианской церкви в языческой римской империи
Существенные черты византийской системы отношений между государством и церковью
Мировоззрение блаженного Августина, как теоретическая основа для средневековой иерократической системы
Государство и церковь у франков при меровингах. Иерократическая система средних веков
Влияние идей религиозной реформации на церквоно-государственные отношения
Влияние идей естественного права на церковно-государственные отношения
Влияние религиозной реформации и философии естественного права на образование отношений между католическими государствами и католической церковью
Североамериканская система отношений между государством и церковью
Французско-революционное законодательство. Наполеоновский конкордат и органические артикулы. Законодательство позднейшего времени и в особенности закон 1905 г. об отделении церкви от государства

Теория или система христианского государства (иначе государственного христианства) и теория координации
Особые черты системы церковно-государственных отношений в Бельгии и Италии
Теория или система правового государства (rechtsstaatliche Theorie), или государственного над церквами верховенства (Kirchenhoheit)
Церковно-государственные отношения в России до XVIII в.
Церковно-государственные отношения в России с XVIII в.
Отношение церкви к другим религиозным обществам и отдельным лицам, к ней не принадлежащим

С 16 МАЯ 2017 г. БИБЛИОТЕКА ЗАКРЫТА

В.А. Томсинов. Николай Семенович Суворов (1848-1909). Биографический
очерк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . XIII
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1-8
§ 1. Религия и религиозное общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1
§ 2. Христианская религия и христианское религиозное общество или церковь . . .1
§ 3. Церковь в области права. Церковное право в объективном смысле . . . . . . 4
§ 4. Церковное право как наука. Задача. Отношение к богословию. Система . . . .6
Часть первая. Исторический обзор развития церковного устройства
Глава I. Церковное устройство в первые три века христианства . . . . . . . .9-21
§ 5. Устройство христианской церкви при апостолах . . . . . . . . . . . . . . .9
§ 6. Устройство христианских общин в послеапостольское время . . . . . . . . .13
§ 7. Связь отдельных христианских общин между собой и высшая над ними власть .16
§ 8. Возникновение соборов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Глава II. Развитие церковного устройства с IV в. до разделения церквей
восточной и западной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21-51
§ 9. Образование приходов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
§ 10. Епископ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
§ 11. Пресвитерий и вспомогательные должности при епископе . . . . . . . . . .23
§ 12. Участие мирского элемента в делах церковных . . . . . . . . . . . . . . 26
§ 13. Провинциальные соборы и митрополиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
§ 14. Патриархи и патриархаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
§ 15. Вселенские соборы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
§ 16. Высшая церковная власть императора . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
§ 17. Римский епископ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
§ 18. Теория пяти чувств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
§ 19. Разделение церквей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
Глава III. Развитие устройства западно-католической церкви по отделении
ее от восточной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51-59
§ 20. Папская власть в средние века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
§ 21. Епископальная теория и реформационные соборы . . . . . . . . . . . . . .54
§ 22. Контрреформационные соборы XVI в. и Ватиканский собор . . . . . . . . . 57
Глава IV. Развитие евангелического церковного устройства . . . . . . . . . 59-67

§ 23. Принципиальные воззрения протестантизма . . . . . . . . . . . . . . . . 59
§ 24. Теории епископальная, территориальная и коллегиальная . . . . . . . . . 61
§ 25. Швейцарская реформация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
§ 26. Реформация в других христианских странах . . . . . . . . . . . . . . . .65
§ 27. Церковная реорганизация в Германии в XIX столетии . . . . . . . . . . . 67
Глава V. Развитие церковного устройства на Востоке после разделения
восточной и западной церквей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67-81
§ 28. Общая характеристика истории церковного устройства на Востоке . . . . . 67
§ 29. Императорская власть до падения Византийской империи . . . . . . . . . .69
§ 30. Патриархаты и другие греческие автокефальные церкви . . . . . . . . . . 71
§ 31. Возникновение самостоятельных церквей в других странах . . . . . . . . .75
Глава VI. Развитие устройства Русской православной церкви . . . . . . . . 82-122
А. Высшая церковная власть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .82-101
§ 32. Власть византийского церковного правительства над русской церковью . . .82
§ 33. Национальная церковная власть в период зависимости русской церкви
от Константинополя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .84
§ 34. Прекращение зависимости московской Руси от Константинополя . . . . . . .85
§ 35. Разделение русской церкви на две митрополии . . . . . . . . . . . . . . 87
§ 36. Высшая церковная власть в Московском государстве . . . . . . . . . . . .88
§ 37. Высшая церковная власть со времени Петра Великого . . . . . . . . . . . 91
§ 38. Учреждения при Св. Синоде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
§ 39. Обер-прокурор при Св. Синоде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .98
Б. Епархиальная организация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .101-109
§ 40. Древнерусская епархия и ее органы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .101
§ 41. Епархиальная организация в XVI-XIX вв . . . . . . . . . . . . . . . . .102
В. Местные подразделения епархии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109-114
§ 42. наместничества и десятины до XVI в . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
§ 43. Организация местных подразделений епархии в XVI и XVII вв . . . . . . .111
§ 44. Организация местных подразделений епархий с XVIII в . . . . . . . . . .113
Г. Приходская организация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114-122
§ 45. Церковные приходы до XVIII в . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
§ 46. Изменения, произошедшие в церковной организации с XVIII в . . . . . . .118
Часть вторая. История источников церковного права
Глава I. История источников церковного права в первые три века
христианства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123-126
§ 47. Источники церковного права в отдельности . . . . . . . . . . . . . . . 123
§ 48. Исторические источники познания церковного права . . . . . . . . . . . 125
Глава II. История источников церковного права от IV в. до разделения
церквей восточной и западной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127-139

§ 49. Источники церковного права в отдельности: 1) каноны . . . . . . . . . .127
§ 50. 2) законы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131
§ 51. Канонические сборники. Апостольские постановления с апостольскими
правилами. Хронологические и систематические сборники канонов . . . . . . . .132
§ 52. Частные сборники императорских законов . . . . . . . . . . . . . . . . 135
§ 53. Лжеисидоровский сборник . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .136
§ 54. Восточные номоканоны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
§ 55. Пенитенциалы, канонарии, покаянные номоканоны . . . . . . . . . . . . .139
Глава III. История источников церковного права на Западе после разделения
церквей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140-147
§ 56. Источники церковного права в отдельности . . . . . . . . . . . . . . . 140
§ 57. Сборники церковного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .145
Глава IV. История источников церковного права в евангелической церкви . .148-151
§ 58. Символические книги или исповедания . . . . . . . . . . . . . . . . . .148
§ 59. Церковные уставы (Kirchenordnungen), Corpus juris canonici и обычай . .148
§ 60. Государственное и церковное законодательство позднейшего времени . . . 150
Глава V. История источников церковного права на Востоке после разделения
церквей восточной и западной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151-155
§ 61. Источники церковного права в отдельности . . . . . . . . . . . . . . . 151
§ 62. Византийские толкователи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
§ 63. Сборники общие юридические и канонические . . . . . . . . . . . . . . .154
Глава VI. История источников церковного права в России . . . . . . . . . 156-179
А. История источников в эпоху зависимости русской церкви
от Константинополя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156-162
§ 64. Славянские переводы греческих и других источников . . . . . . . . . . .156
§ 65. Местные или национальные источники русского церковного права . . . . . 158
Б. История источников церковного права в Московском государстве и
в современной ему юго-западной Руси . . . . . . . . . . . . . . . . . . .162-167
§ 66. Источники национального церковного права в Московском государстве . . .162
§ 67. Источники церковного права в юго-западной Руси . . . . . . . . . . . . 163
§ 68. Сборники церковного права в Московском государстве: Стоглав и
печатная Кормчая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
В. История источников церковного права со времени Петра Великого . . . . 167-179
§ 69. Судьба Кормчей книги и ее практическое значение в настоящее время . . .167
§ 70. Национальные источники церковного права . . . . . . . . . . . . . . . .170
§ 71. Кодифицированное церковное и государственное о церкви
законодательство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
§ 72. Общее заключение о практических источниках русского православного
церковного права. О символических книгах в особенности . . . . . . . . . . . 174

§ 73. Общие источники церковного права для всех христианских церквей . . . . 176
Часть третья. Догматическое изложение церковного устройства
Глава I. Основные начала церковного устройства . . . . . . . . . . . . . 180-199
§ 74. Единство церкви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .180
§ 75. Состав церкви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .184
§ 76. Иерархия священнодействия и иерархия правительственная. Субъект
церковной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
Глава II. Подробности церковного устройства . . . . . . . . . . . . . . .199-229
§ 77. Центральная организация римско-католической церкви . . . . . . . . . . 199
§ 78. Центральная организация евангелической церкви в Германии . . . . . . . 203
§ 79. Центральная организация православных церквей . . . . . . . . . . . . . 204
§ 80. Центральная организация православной церкви в России в особенности . . 209
§ 81. Центральная организация других христианских церквей, существующих
в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
§ 82. Епархиальная церковная организация . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
§ 83. Церковная организация местных подразделений епархии . . . . . . . . . .223
§ 84. Церковная организация приходов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
Часть четвертая. Церковное управление
Глава I. Церковное законодательство . . . . . . . . . . . . . . . . . . .230-238
§ 85. Субъект законодательной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
§ 86. Виды церковного законодательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
Глава II. Церковный надзор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238-241
§ 87. Власть надзирающая и ее органы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
§ 88. Средства надзора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
Глава III. Церковный суд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242-293
§ 89. Круг ведомства церковного суда: 1) по делам спорным . . . . . . . . . .242
§ 90. Круг ведомства церковного суда: 2) по преступлениям . . . . . . . . . .250
§ 91. Церковные наказания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .259
§ 92. Церковное судоустройство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
§ 93. Церковное судопроизводство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
§ 94. Непосредственный архиерейский суд . . . . . . . . . . . . . . . . . . .291
Глава IV. Управление учением, культом и священнодействием . . . . . . . .293-304
§ 95. Церковное учительство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .293
§ 96. Культ и священнодействие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
Глава V. О таинстве священства в особенности . . . . . . . . . . . . . . 304-318
§ 97. Акт посвящения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
§ 98. Препятствия к посвящению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
§ 99. Права, связанные с духовным саном . . . . . . . . . . . . . . . . . . .314
§ 100. Особые обязанности, соединенные с духовным званием . . . . . . . . . .315

Глава VI. О браке в особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .318-355
§ 101. Понятие о браке и отношение брачного института к церковному праву 318-321
А. Препятствия к браку (impedimenta matrimonii) . . . . . . . . . . . . .321-337
§ 102. Классификация препятствий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321
§ 103. Препятствия разрывающие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
§ 104. Препятствия препятствующие, но не разрывающие . . . . . . . . . . . . 334
Б. Заключение брака . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .337-348
§ 105. Церковный брак . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .337
§ 106. Гражданский брак . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .345
В. Прекращение брака . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 348-355
§ 107. Новозаветное учение и римское законодательство о прекращении
брака . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .348
§ 108. Прекращение брака в католичестве и протестантстве . . . . . . . . . . 351
§ 109. Прекращение брака по русскому праву . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
Глава VII. Управление церковными должностями . . . . . . . . . . . . . . 356-366
§ 110. Замещение церковных должностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .356
§ 111. Учреждение, упразднение и изменение церковных должностей . . . . . . .365
Глава VIII. О монастырях и других церковных обществах . . . . . . . . . .366-379
§ 112. Монастыри. А. Монашество восточное и западное . . . . . . . . . . . . 366
§ 113. Б. Монашество в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .373
§ 114. Братства и разного рода общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . .376
§ 115. Приходские попечительства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377
Глава IX. О церковном имуществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .379-416
§ 116. Историческое развитие имущественной правоспособности церкви . . . . . 379
§ 117. Приобретение и прекращение церковной собственности . . . . . . . . . .385
§ 118. Субъект собственности в церковном имуществе. Различные теории . . . . 388
§ 119. Субъект права собственности по положительному праву . . . . . . . . . 392
§ 120. Объект церковной собственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .398
§ 121. Средства содержания духовенства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 405
§ 122. Управление церковными имуществами: 1) органы управления . . . . . . . 408
2) особенности в самом управлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .413
Часть пятая. Внешние отношения церкви
Глава I. Отношения между церковью и государством . . . . . . . . . . . . 417-461
§ 123. Отношение христиан к государственной власти по Св. Писанию . . . . . 417
§ 124. Положение христианской церкви в языческой Римской империи . . . . . . 418
§ 125. Существенные черты византийской системы отношений между
государством и церковью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .421
§ 126. Мировоззрение блажен. Августина, как теоретическая основа
для средневековой иерократической системы . . . . . . . . . . . . . . . . . .427

§ 127. Государство и церковь у франков при Меровингах. Иерократическая
система средних веков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .429
§ 128. Влияние идей религиозной реформации на церковно-государственные
отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .435
§ 129. Влияние идей естественного права на церковно-государственные
отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .436
§ 130. Влияние идей религиозной реформации и философии естественного
права и философии естественного права на образование отношений между
католическими государствами и католической церковью . . . . . . . . . . . . .438
§ 131. Североамериканская система отношений между государством и церковью . .439
§ 132. Французско-революционное законодательство. Наполеоновский
конкордат и в особенности закон 1905 г. об отделении церкви
от государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441
§ 133. Теория или система христианского государства (иначе
государственного христианства) и теория координации . . . . . . . . . . . . .448
§ 134. Особые черты системы церковно-государственных отношений в Бельгии
и Италии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 450
§ 135. Теория или система правового государства (rechtsstaatliche
Theorie), или государственного над церквами верховенства (Kirchenhoheit) . . 451
§ 136. Церковно-государственные отношения в России до XVIII в . . . . . . . .454
§ 137. Церковно-государственные отношения в России с XVIII в . . . . . . . . 458
Глава II. Отношение церкви к другим религиозным обществам и отдельным
лицам, к ней не принадлежащим . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .461-477
§ 138. Принципиально-церковная точка зрения . . . . . . . . . . . . . . . . .461
§ 139. Положение разноверцев и христианских сект (еретических и
раскольнических) в христианской Римской империи . . . . . . . . . . . . . . .462
§ 140. Религиозная нетерпимость на Западе в средние века . . . . . . . . . . 463
§ 141. Постепенное развитие веротерпимости со времени Реформации . . . . . . 464
§ 142. Положение православной церкви и междувероисповедные отношения
в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 469

ПРОФЕССОР ПРАВА

Три дня назад правительство прибыло в Колиму, встреченное ликованием жителей и клятвами местных либералов.

И тут же Хуаресу сообщили о катастрофе в Гвадалахаре — генерал Парроди капитулировал, без боя сдал город и армию.

В Колиме стояло двести пятьдесят верных правительству пехотинцев при двух орудиях. Вместе с эскортом вооруженные силы президента составляли, стало быть, триста пятьдесят штыков и сабель.

Сантос Дегольядо, профессор права, ученик Окампо, каудильо пурос в Мичоакане и Халиско, за последние десять лет не раз сражавшийся против консерваторов, был срочно вызван в Колиму из Мичоакана, и Хуарес назначил его военным министром и главнокомандующим армией, которую еще предстояло создать…

Все было решено. Оставалось — действовать.

Дегольядо встал, его скулы потемнели. Он сделал движение к Хуаресу, желая обнять его. Но Хуарес не двинулся ему навстречу. Он стоял, заложив руки за спину, и смотрел на нового главнокомандующего блестящими внимательными глазами.

— Я уверен в вашем бескорыстии, дон Сантос, — сказал он вдруг. — Я уверен в вашем бескорыстии и твердости. Два эти качества станут главными для нас — бескорыстие и твердость.

— Я сделаю все, — сказал Дегольядо. — Но меня тревожит удаленность правительства от театра военных действий, от армии… Будущей армии…

— Вы одобряете выбор Веракруса в качестве резиденции правительства?

— Да. Доходы от таможни, сильные укрепления, хорошо вооруженный гарнизон, верный либеральной партии. Как главнокомандующий я удовлетворен в смысле стратегическом — Сулоага неизбежно вынужден будет бросить основные силы для блокады или взятия города, который ему не взять. Это даст возможность нашим силам атаковать столицу с севера и, во всяком случае, вернуть центральные штаты… Наше движение на Мехико означает возвращение сеньора Добладо в коалицию…

Голос Дегольядо снова приобрел глубину и певучесть, утраченную в начале разговора. Когда он волновался, резкие вибрирующие ноты прорывались в его голосе.

— Прекрасно. Осталось только организовать армию.

— Через три месяца, дон Бенито, мы начнем операции, поверьте мне.

Выставив худой подбородок, Дегольядо смотрел на президента с откровенной, как у ребенка, благодарностью и любовью — за то, что тот успокоил и укрепил его душу. Он удивлялся: как он раньше не обращал на Хуареса должного внимания? Да, он все время помнил, что есть такой твердый пуро из индейцев, надежный и старательный, но кто мог подумать, что в этом человеке столько силы и умения вдохновлять других? Он попытался представить на месте Хуареса дона Мельчора с его иронической усмешкой и умным недоверием во взгляде — нет, не годится. Добладо — нет! Красивое лицо Мигеля Лердо де Техада — высокомерное сознание своей учености и ума — нет! Только этот невысокий, а по сравнению с ним, Дегольядо, просто маленький смуглый человек, с точными короткими движениями, в котором ничто не коробит, не беспокоит, не вызывает недоверия, само присутствие которого успокаивает, как горы, как мерное течение реки, как прохладный ветер, идущий с хребта… Да, да, да! Как он, дон Бенито, окруженный такими блестящими, такими красноречивыми, такими сильными людьми, как он оказался вдруг — первым? Почему пришло его время? Непонятно! Но время его пришло, это ясно! Он знает нечто, чего не знают другие, и поэтому так спокоен.

— О способах постоянно сноситься с правительством вы договоритесь с доном Мельчором. Он — как министр внутренних дел — сумеет это устроить.

— Да, дон Бенито, мы это устроим. Мне еще надо обсудить с Гильермо порядок поступления в штаб денег, которые сможет дать нам правительство. Я не склонен прибегать к реквизициям без крайней нужды. Надеюсь, что мы сумеем обойтись без этого. Очень надеюсь, поверьте. Люди должны видеть — там, где либералы, там законность!..

Хуарес едва заметно кивал.

Дегольядо ушел. Генерал Дегольядо, бывший ректор университета, командующий армией, которую ему предстоит создать, найти оружие, выбрать способных командиров… Конечно, во всех штатах в помощь ему вспыхнет герилья, либеральная герилья. Но начнется она только после того, как возникнет армия и будет кому помогать… Он не представляет себе, что его ждет. Он поверил мне, как ребенок, потому что хотел поверить, — он, много лет отстаивающий дело либералов, фанатик демократии, как он похож на протестантского проповедника — со своим бледным лицом и горящими глазами! Наверно, он был нескладным худым мальчишкой, над которым смеялись сверстники за его любовь к фантазиям. Господи, помоги ему и дай ему сил. Для себя я ничего не прошу. Но от него зависит так много. Мы начинаем невиданную войну, нашу войну…

4 мая 1858 года правительство президента Хуареса высадилось в Веракрусе под гром приветственных орудийных залпов.

В конце июля друзья из Оахаки через горы, тропами привели в Веракрус донью Маргариту с восемью детьми — семейство президента. Понятно, что это была за дорога — триста миль по тропам, где навьюченный осел проходит с трудом, обрывы, осыпи, потом джунгли, колючие заросли, ягуары, змеи… Старшей — Мануэле — четырнадцать, младшему — Бено — меньше года. Все, кроме Мануэлы, ехали в больших корзинах. Донья Маргарита и Мануэла шли пешком. А сколько возможностей попасть в руки реакционеров или просто бандитов. Сопровождавшие были вооружены — ружья, револьверы, мачете. Но что могли бы сделать несколько человек, если бы… А болезни? Спали когда в лесу, когда в индейских хижинах — на циновках или в гамаках. Долго ли детям заразиться, простудиться?.. Но все обошлось.

Теперь, читая вечером последние бумаги, Хуарес, как некогда в Оахаке (счастливые времена!), знал, что его ждет Маргарита.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *