Кант про бога

ИММАНУИЛ КАНТ О ВЫСШЕЙ СУЩНОСТИ

2004 год для мирового философского сообщества — год Иммануила Канта. 22 апреля исполняется 280 лет со дня рождения. 12 февраля — 200 лет со дня смерти великого философа. Кант пришел к выводу: мораль не нуждается в религии. Мораль скорее всеобщий человеческий, нежели божественный суд. Подвергнув критике существовавшие доказательства бытия Бога, философ выдвигает шестое нравственное доказательство. Чтобы выявить отношение к религии, в статье сделана попытка рассмотреть учение Канта о высшей сущности.

Вдумчивые читатели романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» обращают внимание на тот эпизод, в котором Воланд напоминает Михаилу Александровичу Берлиозу и Ивану Бездомному о выдвинутом Кантом шестом нравственном доказательстве бытия Бога. Берлиоз тотчас признает доказательство Канта неубедительным. Поэтому Воланд вынужден был предъявить ему свое доказательство «от противного», чтобы заставить оппонента убедиться в существовании дьявола, а через это и поверить в Бога. Берлиоз сослался в споре на два авторитета. «Шиллер говорил, что кантовские рассуждения по этому вопросу могут удовлетворить только рабов, а Штраус просто смеялся над этим доказательством».

Вчерашние научные атеисты знают судьбу героев романа Булгакова — у неверующих персонажей самая незавидная судьба, в том числе у Берлиоза и Бездомного. Их начинает интересовать не аргументация Берлиоза, а историческое, космологическое, телеологическое, онтологическое и логическое доказательства бытия Бога, опровергнутые Кантом. Но еще больше их привлекает шестое нравственное доказательство бытия Бога Канта.

Самые дотошные читатели обращают внимание на слова, сказанные в финале романа Мастеру: «Свечи будут гореть, услышишь квартеты, яблоками будут пахнуть комнаты дома. В пудреной косе, в старинном привычном кафтане, стуча тростью, будешь ходить, гулять и мыслить». Зарождается мысль, что Мастер — «интеллектуальный обитатель земли», награжденный вечным покоем при переходе из земного времени в вечность, и есть знаменитый философ. Становится ясным, что понять роман М. Булгакова, именно понять, а не только эстетически оценить, можно лишь имея представление о философских идеях Иммануила Канта.

Чтобы ответить на вопрос, каково отношение Канта к религии, следует выяснить, что понимает философ под высшей сущностью. Либо Бог представляет собой высшее мыслящее существо, наделенное абсолютными атрибутами, либо Бог — трансцендентальный идеал челове-

ческого мышления. Если Кант, подобно религиозным мыслителям, видит высшую сущность в Боге, то его усилия следует рассматривать как попытку реформировать религию. Если он усматривает высшую сущность в чем-то другом, то считать его приверженцем религии будет неправомерно. Эта позиция принципиальна, поскольку любая христианская конфессия считает безусловные атрибуты Бога ядром вероисповедания и именно с ними связывает остальные религиозные догматы в мировоззренческую целостность.

Логик и философ В.Ф. Асмус считал, что Кант видел высшую сущность в сверхъестественном существе — Боге. Асмус ссылался на то, что Кант перенес бытие Бога из действительного мира в мир ноуменов, «чтобы навсегда вывести религию из-под ударов всякой возможной критики» (1, с. 35). Нам трудно считать вывод Асмуса научным, а не идеологическим, поскольку знаем, сколько мучений он испытал в тридцатые годы. Он один из двух мужественных людей, выступивших с реальной оценкой творчества Бориса Пастернака на его похоронах. Асмус преподавал в последние годы жизни научный атеизм в Академии наук. Когда вскрыли завещание, то узнали о его последней просьбе — отпевании в церкви. ЦК КПСС вынужден был дать такое разрешение.

Существуют другие точки зрения, что Кант не стремился к сохранению, а тем более к укреплению религии. Дело в том, что Кант расходился с богословами в трактовке природы высшей сущности и ее взаимосвязи с существующей действительностью. Теология, как во времена Канта, так и сегодня, изображает творца мира всесильным, всемогущим, всеведущим. Соответственно, бытие мира трактовалось и трактуется теологами как вторичное, зависимое и относительное.

В отличие от теологов Кант ищет безусловное в естественной среде, связывает его с реальным применением разума. Реальное применение, отмечает философ, имеет место в силу того, что разум наряду с отвлечением от всякого содержания познания в своем формаль-

ном применении также «сам заключает в себе источник определенных понятий и основоположений, которые он не заимствует ни из чувств, ни из рассудка» (2, с. 340). Разум самостоятельно вырабатывает трансцендентальные понятия и умозаключения, выполняющие регулятивные функции в научном познании и в нашей практической деятельности. Они позволяют определять действительные границы человеческих поступков и знаний.

Рожденные разумом регулятивные понятия и умозаключения Кант считает безусловным. Безусловное лежит за пределами опыта, т. е. оно трансцендентно. Вместе с тем безусловное тесно связано с опытом. Оно вызвано к жизни потребностями систематизации опыта и является его регулятивом. Формально-логически познать безусловное невозможно, здесь может помочь иная логика, а именно трансцендентальная логика. Природа трансцендентальных идей не может быть понята при полном отвлечении от всякого содержания, на чем настаивает формальная логика. Следует учитывать реальный источник этих идей, а не брать в качестве первоисточника божественное созерцание.

Такое решение проблемы безусловного расходилось как с католическим, так и с протестантским утверждением, что носителем и творцом безусловного является Бог, создатель всего мирского. Причем бытие Бога рассматривалось ими как трансцендентальное и иррациональное. А тем самым разум не мог раскрыть специфические формы, разнообразные компоненты и грани безусловного.

Согласно Канту, безусловное не возникает под воздействием чего-то потустороннего: оно — совершенно естественный продукт творческой деятельности человеческого разума. Кант определенно утверждает, что мы должны исходить из «порожденного разумом понятия безусловного» (2, с. 90).

Такая позиция требовала развернутого доказательства. С этой целью Кант обратился к функционированию чистого разума. Он предположил, что в фигурах трансцендентальной логики можно найти подлинные корни безусловного. «Трансцендентальная аналитика дала нам пример того, как одна лишь логическая форма нашего знания может быть источником чистых априорных понятий… Точно так же мы можем ожидать, что форма умозаключений, если применить ее к синтетическому единству созерцаний сообразно категориям, окажется источником особых априорных понятий, которые мы можем назвать чистыми понятиями

разума, или трансцендентальными идеями» (2, с. 354-355). Таким образом, делает вывод философ, форма умозаключения является источником чистых понятий разума, выступающих в роли безусловного. Суждение опыта, соотнесенное с суждением всеобщности, дает истинное суждение. Можно сказать определеннее: вне соотнесения обусловленного с безусловным истинность суждения не может быть достигнута.

Для подтверждения Кант использует суждение «Кай смертен». Мы могли бы прийти к этому суждению из опыта, но чтобы быть уверенным в истинности данного суждения, мы должны взять его во всем объеме (все люди смертны). Лишь соотнеся суждение обусловленное (Кай смертен) с суждением безусловным, всеобщим (все люди смертны) через промежуточное звено (Кай человек), мы получаем истинное знание.

Безусловное и обусловленное являются структурными компонентами умозаключений. Обусловленное появляется в результате деятельности нашей низшей способности — рассудка, а безусловное — результат деятельности разума. Разум подключается к выработке безусловного тогда, когда обусловленное уже создано рассудком. Какова роль разума в познании? Разум подыскивает безусловное для приведения в целостную систему знаний, уже выработанных рассудком. Безусловное, выработанное разумом, относительно самостоятельно. Его можно рассматривать отдельно от наличного знания. Отдельное существование безусловного — убедительное свидетельство творческой деятельности человеческого разума. Человек, обладающий разумом и творящий как обусловленное, так и безусловное, предстал в кантовской философской концепции высшей ценностью.

Таким образом, Кант обнаружил в познавательном процессе естественную природу безусловного. Атрибуты Бога — абсолютность и безусловность-превратились в творения человеческого разума. Для каждого богослова человек с его разумом и свободной волей всегда лишь тварное существо, созданное владыкой небесного и земного.

Логика исследования вела Канта к следующей задаче. Не объектами разума следует заниматься — их великое множество, а исследовать сам разум в его определенности. Продукт деятельности разума — совокупность специальных понятий и умозаключений, имеющих трансцендентальную форму. Именно эта совокупность понятий и умозаключений выполняет регулятивную функцию в познавательной и

практической деятельности, а также четко указывает границы, до которых способны доходить наш здравый смысл, наука и морально детерминированные действия. Знание этих границ предохраняет от заблуждений и довольно частых устремлений в заоблачные дали.

Кант не свел, как материалисты его времени, разум к природному явлению. Будущие исследователи обнаружат социальную, коммуникативную и информационную природу разума. Зафиксировав моменты безусловного в умозаключениях, Кант намечает целую программу исследований. Мы «должны искать, во-первых, безусловное категорического синтеза в субъекте, во-вторых, безусловное гипотетического синтеза членов ряда и, в-третьих, безусловное разделительного синтеза частей в системе» (2, с. 356).

Кант привлек к дальнейшему исследованию разума философов и психологов. Психологи нашли свой предмет исследования, отличный от философии, что привело к возникновению психологии как самостоятельной науки. Философам предстояло выявить главные формы бытия безусловного и найти особенности его функционирования в человеческом познании и практической деятельности.

Во всех этих намечаемых к исследованию формах безусловного нет ни грана чудотворного. В рамках этих логических форм человеческого мышления Кант был бы за пределами теологии. Однако Кант ввел в трансцедентальную диалектику религиозные суждения и теологические идеи. Возможно, повлияли обстоятельства. Фридрих Вильгельм II указом от 1 октября 1791 г. осудил философские идеи Канта и запретил писать в дальнейшем по вопросам, касающимся религии. Сам Кант не был радикальным атеистом.

Каждая форма безусловного, говорит Кант, содержит в себе класс трансцендентальных идей и имеет определенного носителя. В соответствии с формами умозаключений следует выделить три класса идей: психологические, космологические и теологические. Предметом психологических идей является мыслящий субъект; предметом космологических идей — совокупность мира явлений, а предметом теологических идей — «высшее условие возможности всего, что можно мыслить (сущность всех сущностей)», открывающая нам дорогу «для трансцендентального познания Бога» (2, с. 363).

Бог Канта — это трансцендентальный идеал, являющийся регулятивным принципом человеческого практического разума. Богу нельзя приписывать какое-либо реальное суще-

ствование. На этом основании Кант доказывает ложность известных в то время доказательств бытия Бога.

Согласно Канту, представление о сверхъестественном в научном познании возникает вследствие трансцендентальной подмены, которую мы совершаем непроизвольно, представляя формальный принцип разума «как конститутивный, и мыслим это единство, гипостазируя его» (2, с. 536). Но такая подмена уведет нас в сторону от истины.

Кант выделяет две возможных ошибки. Научный поиск может быть подменен верой в божественное провидение. Либо вместо поиска действительного единства природных явлений исследователи будут искать это единство в боге. Таким образом, природе будут навязаны цели, к которым она не стремится. Истинные цели природы надлежит исследовать только эмпирически. Ясно видно, что мыслитель не допускает в научное познание сакральные истины. Определяющая функция безусловного является своеобразным регулятором, не позволяющим научному познанию останавливаться на достигнутом. Другая функция безусловного — способствовать в систематизации научных знаний.

Ряд критиков утверждают, что Кант исключил Бога из внутренней структуры философского знания и перенес его в сферу моральной веры. Но вера, по Канту, состоит в необходимости принимать для людей в качестве решающего пункта поведения категорический императив. Вера включает, по Канту, веру в добродетель и счастье людей. Третье условие веры заключается в том, что существует Бог и загробный мир. Но это последнее утверждение, по Канту, не морально достоверно, а можно лишь сказать: я морально уверен. Моральная вера, таким образом, не является доказательством, а находится в самом субъекте.

Многие отождествляют моральную и религиозную веру у Канта на основании его высказывания, что ему «пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере» (там же, с. 95). Кант разводит естественнонаучное знание с долженствованием и верой. Знание не сводится к научным фактам. Это иной смысл, нежели тот, что вкладывает В.И. Ленин, когда в «Философских тетрадях» указывает: «Кант принижает знание, чтобы очистить место вере» (3, С. 153).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На каком основании Кант включает веру в бога в структуру моральной веры? Моральный мир включает в себя всю совокупность эмпирических человеческих действий. При совершении действий люди одновременно чего-то же-

лают, на что-то надеются. Если система моральных законов, регулирующих их деятельность, самодостаточна, то о блаженстве этого сказать нельзя. За неукоснительное исполнение законов морали может наградить человека или угрожать самыми жестокими карами один лишь Бог. Верить в него, отмечает философ, нам приходится, иначе наша система морального мира будет недостаточной и несовершенной.

Однако Кант подчеркивает, что не нужно воображать, что, осознав необходимость идеи бога и загробного мира, мы уже перенеслись в более высокий мир. Моральные законы про-изводны не от этих предметов, о которых мы не имеем никакого понятия. Идея бога лишь предположение нашего разума, которое делается на основании существования необходимых нравственных принципов. Моральным людям нужна лишь вера в бога, а не его реальное бытие. Религиозная вера в бога является, согласно Канту, лишь доктринальной верой, которая есть нечто зыбкое.

Для Канта религиозные персонажи не могут быть высшей сущностью. Они всего-навсего придатки к трансцендентальным понятиям и умозаключениям — носителям безусловного и абсолютного. Придатками они становятся лишь тогда, когда мы используем трансцендентальные идеи для регуляции нашего поведения. Во всех остальных случаях сущность не является объективной реальностью, а полностью подчинена человеческому разуму.

Поступки и действия людей определяются моральными принципами, а эти последние не находятся в компетенции религии. «Конечной целью мудро пекущейся о нас природы служит, собственно, моральное», — замечает философ (2, с. 658). Иначе говоря, моральные законы и максимы, включая категорический императив, есть та область проявления безусловного, которую мы непосредственно наблюдаем в повседневной практике. Основное назначение безусловного -направлять и регулировать наше поведение в обществе, строить его на моральных началах. И только в таком случае возникает потребность в тех образах сверхъестественного, которые при-

званы дополнить силу моральных законов обе-тованиями и угрозами. Эти образы лишь придают действенность моральным принципам, то есть выполняют вспомогательную функцию.

Моральный мир вполне самодостаточен. Можно и нужно жить морально и без религиозных догматов. Однако некоторые люди стремятся достичь счастья и блаженства. Таких людей не убеждает А.С. Пушкин: «Нет счастья на земле, но нет его и выше». В морали, указывает Кант, не содержится механизма распределения между людьми блаженства и счастья. Люди, верящие в достижение всеобщего блаженства и счастья, должны предположить существование Бога и загробного мира.

Таким образом, высшая сущность для Канта — это не бог, а человеческий разум, вырабатывающий безусловные принципы. Перед судом разума должны предстать все явления, в том числе и мнимое сверхъестественное, составляющее сущность религиозного мировоззрения.

Кант считал, что не религиозные догматы, а «присущая христианству моральность, которая делает его достойным любви», сможет сохранить за ним сердца людей, что нравственные задатки человечества, которые всегда плетутся сзади, при наличии мудрого правителя мира перегонят культуру одаренности, мнения и вкуса. Однако те правители мира, при которых жил М. Булгаков, не оставляли ему надежды, что нравственные качества человечества даже в отдаленной перспективе пересилят стремление людей к удовлетворению все возрастающих потребностей. Превратить людей в аскетов плоти и духа, чтобы сделать всех счастливыми и блаженными, не удалось ни одной религии мира. М. Булгаков согласился с нравственным доказательством бытия Бога Канта, но не разделил его надежд на нравственное преображение мира.

XX век заставил переосмыслить наследие великого немецкого философа, но удержал главное: никакое реформирование религии, никакая поддержка ее административным ресурсом не поможет. Все религиозные феномены должны предстать перед судом разума, чтобы оправдать свою роль и предназначение.

Список использованной литературы:

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.

2. Кант И. Соч.: В 6-ти т. М., 1964. Т. 3.

3. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29.

Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2011 года следует иметь в виду, что задания, включенные в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с Государственная (итоговая) аттестация 2011 года (в новой форме) помощью вариантов КИМ в 2011 году. Полный перечень элементов по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ обучающихся, освоивших основные содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2011 года, общеобразовательные программы приведен в кодификаторе элементов содержания экзаменационной работы для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по обществознанию, размещенном на сайте www.fipi.ru. Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности Демонстрационный вариант составить представление о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведенные критерии контрольных измерительных материалов для проведения оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в в 2011 году государственной (итоговой) аттестации демонстрационный вариант экзаменационной работы, позволят составить (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ обучающихся, представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого освоивших основные общеобразовательные программы ответа. Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию основного общего образования подготовки к сдаче экзамена по обществознанию. подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» © 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 2 Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов Часть 1 Демонстрационный вариант 2011 года При выполнении заданий этой части (А1–А20) из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный. В бланке ответов № 1 справа от Инструкция по выполнению работы номера выполняемого вами задания поставьте знак «Ч» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 31 задание. A1 Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются Часть 1 содержит 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию сферой общества дается 4 ответа, только один из которых верный. 1) социальной Часть 2 состоит из 5 заданий, требующих краткого ответа. 2) трудовой Ответы на задания частей 1 и 2 укажите сначала на листах с заданиями 3) экономической экзаменационной работы, а затем перенесите в бланк № 1. Если в задании в 4) технической качестве ответа требуется записать последовательность цифр, при переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без запятых, пробелов и прочих символов. A2 Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в Для исправления ответов к заданиям частей 1 и 2 используйте поля 1) дыхании бланка ответов № 1 в области «Замена ошибочных ответов». 2) питании Часть 3 включает документ и 6 заданий к нему. Для выполнения этих 3) самосохранении заданий необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в 4) самореализации том числе на примерах) его отдельные положения, соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, применить A3 Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций, высказать и поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной обосновать собственное мнение. Развернутые ответы на задания части 3 школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как записываются на бланке ответов № 2. 1) индивида Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для 2) личность экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, 3) ученика и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас 4) товарища останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. A4 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально А. Климатические условия влияют на развитие общества. возможное количество баллов. Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер. 1) верно только А 2) верно только Б Желаем успеха! 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны A5 Что отличает искусство от других форм культуры? 1) стремление получить истинное знание 2) использование художественных образов 3) опора на представления о добре и зле 4) отражение окружающего мира © 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 3 © 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 4 Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов A6 Верны ли следующие суждения о религии? A11 Структура общества представлена социальными общностями и группами в А. Религия опирается на представления людей о влиянии многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по сверхъестественных сил на их жизнь. профессиональному признаку? Б. Религия устанавливает определенные правила поведения. 1) пассажиры 2) демократы 1) верно только А 3) горожане 2) верно только Б 4) инженеры 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны A12 Немецкий гуманист писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества A7 В стране Z признаются и защищаются равным образом различные формы говорят эти стихотворные строки? собственности. В своей деятельности фирмы ориентируются на 1) организация совместного досуга потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести 2) укрепление родственных связей экономику страны Z? 3) совместное ведение домашнего хозяйства 1) плановому 4) воспитание детей 2) рыночному 3) командному 4) традиционному A13 Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении? А. Отклоняющееся поведение может проявляться в особой одаренности и A8 Вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать работникам за способности человека. их труд, называют Б. Отклоняющееся поведение может быть связано с преступными деяниями. 1) прибылью 1) верно только А 2) налогом 2) верно только Б 3) заработной платой 3) верны оба суждения 4) прожиточным минимумом 4) оба суждения неверны A14 Что является признаком любого государства? A9 Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте? 1) взимание налогов и сборов 1) мера стоимости 2) демократический режим 2) средство платежа 3) разделение властей 3) средство обмена 4) федеративное устройство 4) мировые деньги A10 Верны ли следующие суждения о роли государства в условиях рыночной A15 В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная экономики? власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, А. Государство в условиях рынка является основным собственником исполнительная – правительством, формируемым по результатам факторов производства. парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы. Б. Государство в условиях рынка осуществляет централизованное Какая форма правления сложилась в стране Z? распределение товаров и услуг. 1) президентская республика 1) верно только А 2) авторитарная республика 2) верно только Б 3) унитарная монархия 3) верны оба суждения 4) конституционная монархия 4) оба суждения неверны © 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 5 © 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 6 Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов A16 Верны ли следующие суждения о гражданском обществе? Часть 2 А. Гражданское общество выражает частные неполитические интересы людей. Ответом к заданиям этой части (В1–В5) является последовательность цифр, которые следует записать в бланк Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с основанная на разнообразии форм собственности. первой клеточки. При переносе ответа на бланк следует указать 1) верно только А только эту последовательность, без запятых, пробелов и прочих 2) верно только Б символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в 3) верны оба суждения соответствии с приведенными образцами. 4) оба суждения неверны В1 Сергей – ученик 9 класса. Помимо учебы, он отдает много свободного времени компьютерным играм. A17 К гражданским (личным) правам человека относится право Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания – учебу и 1) на жилище игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера 2) на судебную защиту чести и достоинства черт их сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия 3) на социальное обеспечение по возрасту игры от учёбы или учёбы от игры. 4) на образование 1) дает возможность овладеть новым опытом 2) построена на замещении реальных предметов условными A18 В РФ установлен следующий порядок: все нормативные акты, принимаемые 3) имеет определенные мотивы и цели органами власти и местного самоуправления, должны соответствовать 4) ведет к усвоению предметных областей Конституции РФ. Какой признак Конституции проявляется в данной ситуации? Черты сходства Черты отличия 1) суверенная государственность 2) высшая юридическая сила 3) прямое действие В2 Установите соответствие между конкретными правилами и видами 4) особый порядок принятия социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. ъ A19 Юлия взяла в банке кредит на покупку земельного участка. Ее отношения с ПРАВИЛА ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ банком регулируются нормами права НОРМ 1) трудового А) при входе в помещение мужчина 1) моральные 2) гражданского должен снимать головной убор 3) государственного Б) Президентом РФ может быть избран 2) правовые 4) коммерческого гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет постоянно проживающий в России В) каждый день надо делать какое-то 3) нормы этикета A20 Верны ли следующие суждения о трудоустройстве несовершеннолетних доброе дело граждан? Г) младшие по возрасту должны А. Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к работе в ночное время. первыми приветствовать старших Б. Несовершеннолетние граждане могут трудиться в сфере рекламы и Д) безбилетный проезд в общественном искусства с раннего детства. транспорте наказывается штрафом 1) верно только А 2) верно только Б Запишите в таблицу выбранные цифры. 3) верны оба суждения А Б В Г Д 4) оба суждения неверны © 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 7 © 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 8 Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов В3 Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено В4 Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе определенной буквой. диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. (А) Каждый ученик изучает сегодня в школе большое количество учебных 1) Наибольшая доля опрошенных обеспокоена ростом безработицы. предметов. (Б) Такое многообразие, несомненно, полезно, т.к. помогает 2) У пятой части опрошенных более всего вызывает тревогу сокращение решать сложные образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед производства отечественных товаров. школой. (В) Однако, дальнейшее расширение круга изучаемых предметов 3) Примерно для трети опрошенных главным предметом беспокойства может отрицательно сказаться на здоровье учащихся. является недоступность качественного образования и медицинских Определите, какие положения текста услуг. 1) отражают факты 4) Примерно одинаковые доли опрошенных обеспокоены как 2) выражают мнения проблемами коррупции и ростом преступности, так и проблемами, Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих связанными с политической жизнью. положений. 5) Опрошенные обеспокоены ростом цен и безработицей в большей А Б В мере, чем недоступностью качественного образования и медицинских услуг. Ответ: _______________________ Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4 и В5. В5 Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов Социологической службой страны Z был проведен опрос группы граждан. непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Был задан вопрос: «Какая из перечисленных проблем нашего общества Запишите цифры, под которыми они указаны. тревожит Вас больше всего?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы. 1) За последние годы значительно вырос уровень доходов всех слоёв Рост цен, безработица населения в стране Z. 10% 2) В стране Z население не получает качественные образовательные и 25% медицинские услуги. Сокращение производства 10% отечественных товаров 3) Правительству страны Z необходимо сосредоточить основные усилия на решении социально-экономических проблем. Недоступность качественного 4) В стране Z наметилось сокращение уровня преступности. образования и медицинских 5) Рост цен и безработица не являются самыми острыми проблемами для услуг Коррупция и рост преступности большинства населения страны. 20% Ответ: ______________________ 35% Проблемы, связанные с политической жизнью Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1. © 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 9 © 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 10 Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов Часть 3 С3 В тексте отмечается, что кроме знания моральных принципов важно еще и Для ответов на задания этой части (С1−С6) используйте бланк переживание их. С опорой на текст, собственный социальный опыт, ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), затем полученные знания объясните, почему важны нравственные чувства развернутый ответ к нему. (назовите две причины) Прочтите текст и выполните задания С1–С6. С4 Что, по мнению автора, побуждает человека исполнять свой долг? Используя Основным проявлением нравственной жизни человека является факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила, двумя примерами эти мотивы. которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как С5 В газете были опубликованы не соответствующие действительности неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера сведения, порочащие гражданина С. Он обратился в суд с иском против требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде газеты о защите чести и достоинства. Объясните действия гражданина С. одобрения или осуждения. Правильной мерой требования или воздаяния Приведите фрагмент текста, который может помочь вам в объяснении. является справедливость: справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет С6 В тексте говорится о том, что нравственность предполагает относительную справедливости вне равенства людей перед законом. свободу воли. Представьте ситуацию, когда человека принуждают совершать Нравственность предполагает относительную свободу воли, что добрые дела. Некоторые считают, что в этом случае поведение все равно обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, будет нравственным. Приведите два аргумента в защиту или опровержение принятия решения и ответственности за содеянное. этой точки зрения. Всюду, где человек связан с другими людьми определенными отношениями, возникают взаимные обязанности. Человека побуждает выполнять свой долг осознание им интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним. Кроме знания моральных принципов важно еще и переживание их. Если человек переживает несчастья людей как свои собственные, тогда он становится способен не только знать, но и переживать свой долг. Иначе говоря, долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений. С моральной точки зрения я должен и совершать моральный поступок, и иметь соответствующее субъективное умонастроение. В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности, т.е. осознанию ею своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение. (По материалам энциклопедии для школьников) С1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. С2 Как автор характеризует нормы нравственности? (Приведите три характеристики.) © 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 11 © 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 12 Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 3 Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом. Часть 1 Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом. Задания части 3 оцениваются в зависимости от полноты и За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при правильности ответа. условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не Прочтите текст и выполните задания С1–С6. засчитывается. Основным проявлением нравственной жизни человека является № задания Ответ № задания Ответ чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила, А1 3 А11 4 которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют А2 4 А12 4 нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как А3 2 А13 3 неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера А4 3 А14 1 требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде А5 2 А15 4 одобрения или осуждения. Правильной мерой требования или воздаяния А6 3 А16 3 является справедливость: справедливо наказание преступника; А7 2 А17 2 несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом. А8 3 А18 2 Нравственность предполагает относительную свободу воли, что А9 1 А19 2 обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, А10 4 А20 3 принятия решения и ответственности за содеянное. Всюду, где человек связан с другими людьми определенными Часть 2 отношениями, возникают взаимные обязанности. Человека побуждает Правильно выполненные задания В1, В3 и В4 оцениваются 1 баллом, В2 выполнять свой долг осознание им интересов окружающих и своих и В5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – обязательств по отношению к ним. Кроме знания моральных принципов допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок. важно еще и переживание их. Если человек переживает несчастья людей как свои собственные, тогда он становится способен не только знать, но и В1 1324 переживать свой долг. Иначе говоря, долгом является то, что должно быть В2 32132 исполнено из моральных, а не из правовых соображений. С моральной точки В3 122 зрения я должен и совершать моральный поступок, и иметь соответствующее В4 234 субъективное умонастроение. В5 35 В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности, т.е. осознанию ею своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение. (По материалам энциклопедии для школьников) С1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. © 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 13 © 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 14 Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов Правильно приведена одна любая характеристика. 0 Содержание верного ответа и указания к оцениванию Балл ИЛИ Ответ неверный. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Максимальный балл 2 В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную С3 В тексте отмечается, что кроме знания моральных принципов важно еще и идею каждого из них. переживание их. С опорой на текст, собственный социальный опыт, Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: полученные знания объясните, почему важны нравственные чувства 1) нормы нравственности; (назовите две причины). . 2) нравственность и свобода воли; Содержание верного ответа и указания к оцениванию Балл 3) нравственный долг; (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) 4) достоинство личности. В правильном ответе могут быть названы следующие Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие причины: сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных 1) Переживая чужие несчастья как собственные, человек смысловых блоков. способен переживать и свой нравственный долг. Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия 2 2) Часто именно чувства, а не доводы разума, заставляют (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента человека совершать нравственные поступки, даже если они текста. идут вразрез с его интересами. Количество выделенных фрагментов может быть различным. Могут быть названы другие причины. Верно выделены более половины смысловых фрагментов 1 Правильно названы две причины 2 текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. Правильно названа одна причина. 1 Не выделены основные фрагменты текста. 0 Ответ неверный. 0 ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не Максимальный балл 2 соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ Ответ неверный. С4 Что, по мнению автора, побуждает человека исполнять свой нравственный Максимальный балл 2 долг? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте двумя примерами эти мотивы. С2 Как автор характеризует нормы нравственности? (Приведите три Содержание верного ответа и указания к оцениванию Балл характеристики.) (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Содержание верного ответа и указания к оцениванию Балл (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) побудительные мотивы: осознание человеком интересов Могут быть приведены следующие характеристики: окружающих и своих обязательств по отношению к ним; 1) неписаные законы (им подчиняются все, как должному); 2) примеры, допустим: 2) стихийный характер формирования; — взрослый сын заботится о своих пожилых родителях, 3) мера требований общества к людям; поддерживает их материально; 4) мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или — известные актеры выступили с благотворительным осуждения. спектаклем перед воспитанниками детского дома. Характеристики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. Побудительные мотивы могут быть приведены в иной, Правильно приведены три характеристики. 2 близкой по смыслу формулировке. Правильно приведены любые две характеристики. 1 Могут быть приведены другие примеры. © 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 15 © 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 16 Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов Правильно названы побудительные мотивы, приведены два 3 С6 В тексте говорится о том, что нравственность предполагает относительную примера. свободу воли. Представьте ситуацию, когда человека принуждают совершать Правильно названы побудительные мотивы, приведен один 2 добрые дела. Некоторые считают, что в этом случае поведение все равно пример. будет нравственным. Приведите два аргумента (объяснения) в защиту или ИЛИ Побудительные мотивы в явном виде не названы, но два опровержение этой точки зрения. приведенных примера свидетельствуют об их понимании. Побудительные мотивы в явном виде не названы, но 1 Содержание верного ответа и указания к оцениванию Балл приведенный пример свидетельствует об их понимании. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Правильно названы только побудительные мотивы. 0 Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения): ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не − в защиту этой точки зрения, например: соответствующие требованию задания. 1) не имеет значение, почему человек делает добрые ИЛИ Ответ неверный. дела, главное, что он приносит пользу и это нравственно; Максимальный балл 3 2) человек, действующий вначале по принуждению, потом может продолжать творить добро уже по убеждению; С5 В газете были опубликованы не соответствующие действительности − в опровержение этой точки зрения, например: сведения, порочащие гражданина С. Он обратился в суд с иском против 1) там, где нет самостоятельно нравственного выбора, газеты о защите чести и достоинства. Объясните действия гражданина С. там нет и ответственности; Приведите фрагмент текста, который может помочь вам в объяснении. 2) как только давление прекратится, человек, принуждаемый к добрым поступкам, скорее всего, Содержание верного ответа и указания к оцениванию Балл откажется продолжать такие дела. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Могут быть приведены другие аргументы (объяснения). Приведены два аргумента (объяснения). 2 Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) объяснение приведенного в задании факта, например: Приведен один аргумент (объяснение). 1 гражданин отстаивает свое право на общественное уважение, Приведены рассуждения общего характера не в контексте 0 незапятнанную репутацию. задания. Может быть дано другое объяснение приведенного в задании ИЛИ Ответ неверный. факта. Максимальный балл 2 2) фрагмент текста, например: «В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности, т.е. осознанию ею своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение». Дано правильное объяснение, приведен фрагмент текста. 2 Дано только правильное объяснение. 1 ИЛИ Приведен только фрагмент текста. Ответ неверный. 0 Максимальный балл 2 © 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 17 © 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 18

Пояснение.

Установим соответствия.

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым — 4) Полшколы участвовали в организации благотворительной акции, приуроченной к Дню матери. КОРРЕКТНО: 4) Полшколы участвовало в организации благотворительной акции, приуроченной к Дню матери.

Б) нарушение в построении предложения с однородными членами — 9) Дедушка, рассказав историю своей жизни, с горечью отметил, что мы, к сожалению, не всегда понимаем и доверяем друг другу. КОРРЕКТНО: 9) Дедушка, рассказав историю своей жизни, с горечью отметил, что мы, к сожалению, не всегда понимаем друг друга и доверяем друг другу.

В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом — 8) Рассматривая круг как многоугольник с бесконечным числом сторон, философу Антифонту (V в. до н. э.) пришла в голову мысль, что можно построить с помощью тех же средств и квадрат, равновеликий кругу. КОРРЕКТНО: 8) Когда философ Антифонт рассматривал круг как многоугольник с бесконечным числом сторон, ему пришла в голову мысль, что можно построить с помощью тех же средств и квадрат, равновеликий кругу.

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом — 6) Его суровость, прерываемая резким крикливым весельем, свойственном безъюморным людям, почему-то ничуть не пугала, а, напротив, привлекала, казалась таинственной. КОРРЕКТНО: 6) Его суровость, прерываемая резким крикливым весельем, свойственным безъюморным людям, почему-то ничуть не пугала, а, напротив, привлекала, казалась таинственной.

Д) нарушение в построении предложения с косвенной речью — 2) Василий Суриков говорит о Москве, что «я как в Москву приехал, прямо спасён был: памятники, площади дали мне ту обстановку, в которой я мог поместить свои сибирские впечатления». КОРРЕКТНО: 2) Василий Суриков говорит о Москве, что «как в Москву приехал, прямо спасён был: памятники, площади дали мне ту обстановку, в которой я мог поместить свои сибирские впечатления».

Это лишь краткий ответ на экзаменационный вопрос по философии (все вопросы).

Моральная философия И. Канта (1724 – 1804) знаменует собой переход от описания, объяснения морали, к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Замысел Канта — выявить «чистоту» морали, освободив ее от всех «загрязнивших» ее уникальную сущность наслоений. В осуществлении этой задачи следует ориентироваться не на природу человека и обстоятельства его жизни, а на «понятия чистого разума», избирая умозрительный путь построения моральной теории, Кант неоднократно подчеркивает ее практическую значимость: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я хочу, а именно: подобающим образом занять указанное человеку место в мире — и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком».

Уже в этом высказывании отчетливо просвечивается основная этическая ориентация Канта, предполагающая восприятие морали как долженствования.

Установка на выявление специфики нравственности и фундаментального, общего для всех нравственного закона предопределила тезис об автономии морали. Смысл этого тезиса заключается в том, что мораль самодостаточна, содержит свою причину в себе и невыводима ни из чего. Кант не только стремится очистить мораль от всего эмпирического и «принадлежащего к антропологии», но и подчеркивает ее автономию по отношению к религии, более того, религиозная вера ставится в зависимость от морали. Такая автономная мораль (источник которой — не сущее, а абсолютно должное) противоречит реальному миру, возвышается над ним и призвана подчинить его себе. Такова основная антиномия кантовской этики, имеющая не только теоретический, но и практический смысл, актуализированный, кстати, в настоящее время.

Мораль, по Канту, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим. Для придания этой воли необходимо согласование ее с высшим нравственным законом — категорическим императивом, поскольку только добрая воля способна сделать правильный выбор. Наиболее известная формулировка категорического императива выглядит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

В других формулировках категорического императива Кант подчеркивает нравственную самоценность личности (запрещение рассматривать ее в качестве средства), ее способность к нравственному творчеству, По сути дела, свобода, понимаемая как добровольность поведения, личное избрание его принципов, ориентированное на их общечеловеческую значимость, отождествляется Кантом с моральностью, отличаемой от легальности, которая стимулируется принуждением или личными интересами.

Нравственный закон существует для индивида как долженствование, определяющее возможность правильного выбора, т.е. предпочтения долга чувственным склонностям, преодоление эгоистических побуждений. Мораль и этика учат человека не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья. Исходя из этого, Кант подвергает критике эвдемонистическую этику, стремясь обосновать внепсихологическое понимание морали. По его мнению, нравственность не есть данное природы, напротив, она императивна и предписывает человеку преодоление эгоизма во имя должных идеалов.

Преодоление противоречия между идеалом и реальностью Кант видит в возвышении, одухотворении сущего, подчинении его принципам морали, выражающим главную родовую цель человеческого сообщества, однако анализ реалий бытия не дает ему оснований надеяться на то, что это возможно. Большинство людей одержимо эгоистическими склонностями и мало задумываются о судьбе добродетели. Таким образом, нравственный закон должен быть осуществлен, но осуществлен быть не может. Своеобразный выход из этой антиномии Кант находит в постулатах о свободе воли, бессмертии души, бытии Бога, что свидетельствует о его бессилии в отыскании источника морального долженствования, преодолении разрыва между должным и сущим, свободой и необходимостью.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *