Капельки благодати рассказы

Сошествие Благодатного огня происходит раз в год — накануне Пасхи и является одним из самых значимых событий в жизни православных христиан. Согласно преданию, если огонь не сойдет, то храм Гроба Господня разрушится и настанет Апокалипсис – конец света.

Итак, согласно Википедии, — «Благодаатный огонь (Святоой Свет) — огонь, выносимый из Гроба Господня на особом богослужении, совершаемом ежегодно в Великую субботу, накануне празднования Пасхи по юлианскому календарю в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Вынос пасхального огня символизирует выход из Гроба «Света Истинного», то есть воскресшего Иисуса Христа.

Многие верующие считают, что Благодатный огонь появляется сверхъестественным образом. Самые ранние упоминания встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. По свидетельству апостолов и святых отцов, божественный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа; первым свидетелем чуда стал апостол Петр. Самое раннее из дошедших до нас описаний о схождении Благодатного огня на Гроб Господень в Иерусалиме в канун Воскресения Христова в 867 году оставил латинский паломник Бернард Монах.

Одно из самых древних описаний схождения Благодатного огня на русском языке принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106-1107 годах. Он так говорит о самом моменте схождения:

«Когда минул девятый час и начали петь проходную песнь «Господу поем», тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом той церкви, и пошел дождь небольшой над Гробом Святым, и смочил нас хорошо, стоящих на Гробе. И тогда внезапно воссиял Свет Святой в Гробе Cвятом: вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого». — «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли»

В наше время, сошествие Благодатного огня происходит в Великую cубботу, обычно, между 13 и 15 часами иерусалимского времени.

Порядок проведения службы в честь схождения Благодатного Огня

Приблизительно, за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы; многие остаются здесь сразу же после крестного хода, совершаемого в память событий этого дня.

Служба в Великую субботу, как и другие службы в храме Воскресения Христова, совершается в соответствие с порядком, установленным в 1852 году бывшей турецкой администрацией в Палестине, которого придерживаются все церкви, делящие храм. Строгая регламентация была введена из-за постоянных разногласий относительно прав и полномочий между различными христианскими церквями, которые издавна участвуют в службе.

Сегодня каждая иерусалимская патриархия имеет свои права и обязанности и каждое действие священнослужителей четко привязано к указанному в регламенте времени.

Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении Огня присутствуют минимум три группы участников.

1. Прежде всего — патриарх Иерусалимской Православной Церкви (только по его молитве сходит огонь) или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению.

2. Обязательными участниками таинства схождения Благодатного огня являются игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного.

Из всех древних монастырей Иудейской пустыни, процветшей когда-то великими подвижниками, сохранилась в первозданном виде, лишь, эта лавра в семнадцати километрах от Иерусалима, в долине Кедрона, невдалеке от Мертвого моря. В 614 году, во время нашествия шаха Хасроя, персы перебили здесь четырнадцать тысяч иноков. В современном монастыре — четырнадцать иноков, включая двух русских. Но присутствие игумена мо­настыря с иноками было обязательно как в древние времена, так и при схождении Огня в современное время.

3. Третья группа обязательных участников — местные православные арабы.

В настоящее время в церемонии участвуют представители Иерусалимской православной церкви, Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви, а также Коптской и Сирийской церквей

Праздничная церемония начинается с раннего утра. Стоит шум и гвалт, совсем не похожий на молитвенную благодать, к которой мы привыкли в нашей стране. Кавасы – турки-стражники стучат специальными посохами о каменные плиты храма.

К десяти часам дня Великой субботы гасятся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма. Подризничий (помощник ризничего — заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Эта лампада, наполненная маслом, но без огня ставиться на середине ложа Живоносного Гроба. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям прокладывается лента.

Затем, происходит процедура проверки Кувуклии на наличие источников огня, после чего, вход в Кувуклию закрывается местным ключником (мусульманином) и опечатывается большой восковой печатью, на которую ставят свои личные печати, осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции и пр.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем верхом друг на друге врывается в храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании Благодатного огня, обращенные ко Христу, Божией Матери и Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке.

«Иля дин, иля виль эл Мессия» («Нет веры, кроме веры Православной, Христос — истинный Бог») — скандируют они. Молодые православные арабы громко восклицают, буквально выкрикивают, что они «самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня». Их эмоциональные молитвы длятся, обычно, в течение получаса.

Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески «молитвенная процессия») Благодатного огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними отроки, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.

Во время крестного хода процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Иисус, место, где Христа побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания, на котором тело Иисуса Христа готовили к погребению.

Затем, процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого, православный патриарх останавливается перед самым входом в Кувуклию, его разоблачают — снимают праздничные ризы, оставляя в одном белом полотняном подризнике (длинная до пят богослужебная одежда с узкими рукавами), чтобы было видно, что он не проносит с собой в погребальную пещеру Спасителя ничего, что могло бы зажечь огонь.

И наступает напряженное ожидание. Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов.

По свидетельствам очевидцев, в это время в храме наблюдаются необычные явления — все воздушное пространство Храма пронизывают световые всполохи, вспышки света. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают. Тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма — от иконы, висящей над Кувуклией, от купола храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Иногда, весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников.

Через некоторое время, проведённое в напряжённом ожидании и молитве, внутри Кувуклии появляется свет, в храме раздаётся колокольный звон. Из окошек Кувуклии появляются горящие пучки свечей, подаваемые Патриархом. Свечи подхватывают специально обученные скороходы и быстро разносят в разные уголки Храма. Одновременно с этим, сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света.

Огненная река заполоняет весть Храм. Люди плачут, поют, молятся… В это же время, двери гробницы открываются и выходит православный патриарх, имея в руках по пучку горящих свечей, зажженных во святом гробе. Патриарх благословляет всех светом от своих свечей, от них зажигают свои свечи греческие священнослужители.

Затем, Патриарх начинает быстро продвигаться вперед, так как со всех сторон к нему устремляются паломники, желающие получить Огонь от его свечей. Он раздает Благодатный огонь, который горит сильным, синеватым пламенем и, по словам очевидцев, совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен, поэтому многие даже «умываются» им. Паломники черпают его горстями, проводят по рукам и лицу, совершенно безболезненно для себя. Считается также, что капельки воска, которые падают от свечей, называемые Благодатной росой, остаются на одежде навсегда, как напоминание о Чуде Господнем, и никакие стирки им не страшны.

Позднее, от Благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Специальными авиарейсами огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру, в том числе, и в Украину.

Так, где же истина: чудо или пиротехника?

Православная Церковь утверждает, что схождение Благодатного огня — нерукотворное чудо, он возникает сам по себе, ниоткуда. Считается, что огонь возгорается силами молитв верующих.

Иногда, патриарх, войдя в Кувуклию, и не успев прочесть молитву, уже видел, как мраморная гробовая плита покрывалась мелким разноцветным бисером, похожим на маленькие жемчужины. А сама плита начинала издавать ровный свет. Патриарх сметал куском ваты этот жемчуг, который сливался подобно каплям масла. Он чувствовал в вате теплоту, и касался ею фитиля свечи. Фитиль вспыхивал, подобно пороху — свеча загоралась. Именно, поэтому на плиту сейчас предварительно кладут хлопковую вату. По свидетельству очевидцев, иногда это делают иноверцы, чтобы исключить сомнения на этот счет.

Основным объектом критики является чудесная природа Огня, получаемого на Гробе Господнем. Как уже говорилось, первые письменные свидетельства очевидцев «о появлении Святого Света во Гробе чудесным образом» относятся к IX веку. Тогда, процедура была другой: вход в гробницу был запечатан воском, Греческий Патриарх не входил в нее, а стоял неподалеку от входа и молился вместе с паломниками. Во время возгорания огня внутри Гроба Господня никого не было.

Патриархи входят в святая святых с 1480 года. Это и породило попытки уличить отцов церкви в обмане. Так, профессор Ленинградской духовной академии Николай Успенский утверждал: церковнослужители сами зажигают лампады, имитируя обряд возжигания Святого огня. Да, и востоковед Игнатий Крачковский приводит свидетельство очевидца по имени Ибн-ал-Джаузи: «Когда солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: «Сошел Свет, и смилостивился Христос».

А епископ Порфирий – первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме – и вовсе, писал о том, как «иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает и сокрыта за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня».

Католическая церковь хоть и считает Огонь святым, тоже не признаёт чудесную природу Благодатного огня.

«… Молитвы имеют силу освятить природный огонь, поскольку существует и огонь сверхъестественный. Здесь мы говорим о природном огне, но молитвы, которые возносит патриарх или архиерей, освящают природный огонь и, следовательно, он имеет благодать Благодатного огня. Это природный огонь, который зажигается от неугасимой лампады, что хранится в ризнице храма Воскресения… » (митрополит Петрский Корнилий)

То есть, кто-то считает, что Огонь не самовозгорается, но уже горит в лампаде спрятанной в недрах Кувуклии. Возжигание самими церковнослужителями Лампады над гробом — это и есть древний символический обряд схождения Благодатного Огня.

По другой версии, огонь в храме – результат самовозгорания. Это явление известно в природе. Так, в составе «коктейля Молотова» есть белый фосфор, который самовозгорается на открытом воздухе. Алхимики уже в XII веке знали рецепт самовоспламеняющейся смеси…

Кроме того, известны реакции самовозгорания при взаимодействии некоторых веществ друг с другом и кислородом, содержащемся в воздухе. Например, эфир борной кислоты горит очень объемным, слегка зеленоватым пламенем, которое не только не обжигает, но даже не греет ощутимо, в нем спокойно можно держать руку.

Ещё одним объектом критики являются чудесные явления, наблюдаемые паломниками и их свидетельства о необычных свойствах огня.

Верующие, собравшиеся у храма Гроба Господня, как сказали бы экстрасенсы, «генерируют энергию».

– В такое состояние впадают люди, глубоко внушаемые, – говорит врач-психиатр Ирина Никифорова. – Они уже едут с готовностью увидеть чудо. Люди входят в транс. Экзальтация усиливается в толпе, все друг друга заводят. В состоянии аффекта человек может не чувствовать, что огонь не обжигает. В психиатрии есть диагноз иерусалимский синдром – транс, в который впадают верующие на Святой земле.

Что касается происходящих в Великую Субботу чудесных явлений: самовозгорания свечей, вспышек, молний и др., критики уверены: что ещё ждать от рассказов людей, видевших чудо в полуобморочном состояние, измученных постом, многочасовым (около двух десятков часов) ожиданием без сна и нормальной пищи, всматривающихся в темноту и внезапной смене состояния торможения состоянием религиозного возбуждения? Сложно ли принять вспышку фотоаппарата за проблеск молнии?

Тем не менее, о наличии всполохов света, предшествующих и сопровождающих возгорание Благодатного Огня свидетельствуют тысячи очевидцев. После захода Патриарха в Кувуклию в Храме наблюдается необыкновенное явление. По всему Храму, но преимущественно, около района Кафоликона и Кувуклии (над ними расположены купола), начинают возникать всполохи голубоватого цвета, напоминающие зарницы. Эти всполохи-зарницы могут вспыхивать в любом направлении — и сверху вниз, и слева направо, не обязательно под куполами. Всполохи имеют характерные особенности: сверкает свет без видимого источника, никогда никого всполохи не ослепляют, отсутствует звуковое сопровождение (гром), характерное для обыкновенных молний.

Отличить их от вспышек фотоаппарата несложно. Снимая ожидание и схождение Огня на видеокамеру, эксперты смогли увидеть четкие отличия. Пользуясь режимом покадрового просмотра и применяя стоп-кадры, можно их легко отдифференцировать: вспышки от фотоаппарата короче по времени и имеют белый цвет, всполохи-зарницы дольше по времени и имеют голубоватый или желтоватый цвет.

По свидетельствам монахов, несущих послушание непосредственно у Кувуклии, голубоватые всполохи можно увидеть в Храме не только в Великую Субботу. Но это разовые и короткие по времени всполохи, длительные же по времени и следующие друг за другом с небольшими интервалами всполохи света бывают только в Великую Субботу, где-то с двенадцати до шестнадцати-семнадцати часов.

Теперь о феномене того, что Огонь не жжет и не обжигает, при том что распространяется жар. Обычный огонь свечи имеет температуру многие сотни градусов, близко к тысяче градусов по Цельсию. Если попытаться совершить омовение таким огнем в течение более пяти секунд, ожоги

В Храме Гроба Господня более десяти тысяч человек в течение двух-трех минут возжигают около двадцати тысяч пучков свечей (большинство из паломников возжигает по два-три пучка свечей). Люди стоят вплотную друг к другу. Объем Храма ограничен. Попробуйте зажечь в течение нескольких минут обыкновенным огнем двадцать тысяч пучков свечей в плотно стоящей толпе людей. Наверняка, волосы и части одежды у большинства женщин обязательно вспыхнут. При тысячеградусной температуре огня и двадцати тысячах источниках огня в замкнутом помеще­нии возникнут тепловые удары и обмороки, особенно у пожилых людей.

У Святого Огня есть свойство, отличающее его от привычного нам огня. Он не только не жжет, но и не обжигает в течение времени, достаточного для произнесения примерно сорок раз «Господи, помилуй», и при непрерывном омовении им человеческого лица (без отвода руки со свечами). Святой Огонь обогревает, но не обжигает!

Надо отметить, что свечи, при этом, легко возжигаются от Огня и необжигающий человека Огонь распространяется по Храму за счет возгорания свечей — одна от другой. От Патриарших свечей Огонь в течение нескольких минут распространяется по всему Храму.

Естественно, паломники с горящими пучками свеч находятся в эмоциональном восторге, обращая очень мало внимания на поведение соседей. Но ни свисающих деталей одежды (косынок, поясов), ни длинных волос женщин Огонь не поджигает! Возраст большинства паломников, как правило, выше среднего, почти сутки они проводят в Храме, но тепловых ударов и обмороков не наблюдается. За всю историю схождения Огня не было ни одного пожара.

И вот что ещё хочется сказать о вероятности подлогов. Дело в том, что сама земля, на которой построен Храм, принадлежит турецкой семье. Каждым утром происходит интересный ритуал: стоящие перед главными воротами священники ожидают открытия Храма, вручают установленную давным-давно арендную плату и после этого в сопровождении членов турецкой семьи проходят в Храм.

Любое шествие в Храме, например, крестный ход на Пасху вокруг Кувуклии, происходит в сопровождении кавасов — турок, охраняющих процессии от провокаций мусульман и иудеев. До входа в Кувуклию Иерусалимского Патриарха она стоит запечатанной, под надзором двух турецких стражей и израильской полиции, являющимися, таким образом, гарантами того, что никаких подлогов нет.

В Великую Субботу, как уже было сказано, перед тем как войти в Кувуклию, Патриарх разоблачается и его тщательно обыскивают, хотя и не всегда. Сохранность печати на входных дверях Кувуклии проверяется перед входом в нее Пат­риарха Иерусалимского с армянским первосвященником. Для получения Огня в Кувуклию входят двое — Иерусалимский Патриарх и представитель Армянской церкви. Представитель Армянской церкви, входящий вместе с Иерусалимским Патриархом в Кувуклию получать Огонь, оставаясь в приделе Ангела, видит все действия и имеет возможность вмешаться.

Учитывая почти двухтысячелетнюю заинтересованность нехристианских участников этого Великого Чуда в разоблачении и срыве хотя бы одного сошествия Благодатного Огня, версия о подлоге может вызвать только улыбку у людей, живущих в Иерусалиме. Практически, все христианские конфессии (в том числе, и католики) присутствуют в Храме и принимают Благодатный Огонь из рук Патриарха Иерусалимского. Мусульмане официально не присутствуют в Храме, но и не отрицают факта сошествия Благодатного Огня, почитая Иисуса Христа одним из своих Пророков — даже арабы-мусульмане считают необходимым принести Благодатный Огонь домой

Что считают ученые?

Андрею Волкову, руководителю лаборатории ионных систем Института им. Курчатова, несколько лет назад удалось пронести в храм специальную аппаратуру и провести научный эксперимент. В момент сошествия Благодатного огня, приборы зафиксировали резкий всплеск электромагнитного излучения.

– В то время, когда Иерусалимский Патриарх вошел в Кувуклию, – вспоминает он, – приборы уловили резкий скачок. А в сам момент сошествия Благодатного огня интенсивность излучения увеличилась в 2 раза. Я уверен, Благодатный огонь – это не мистификация. По сути, этот необъяснимый всплеск энергии и есть послание Бога.

Геофизик Виктор Фефилов добавляет:

– Кувуклия, с точки зрения динамики тектонических плит, находится в уникальном месте: тут, на поверхность выходит сгусток подземной энергии в виде низкочастотного электромагнитного излучения. Земля – большой, чрезвычайно сложный электромагнитный объект. Вполне? вероятно, что в этом явлении есть и вклад тектоники.

С точки зрения православия, Благодатный огонь является исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: «Я есмь с вами во все дни до скончания века». Поэтому, какая разница, чудесным или обычным способом появляется огонь?

Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимое по своей глубины чувство радости и духовного успокоения. Так или иначе, к сошествию Благодатного огня нужно относится, как к великому событию, способному повлиять на жизнь человека. Чудо схождения можно трактовать и символически, ведь истинная вера основывается не на чудесах…

Считается, что год, когда Небесный огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста. Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской православной церкви, гласит: «Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена». Если огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для человечества, а те, кто находится в храме, погибнут.

Чудо Благодатного Огня — одно из немногих чудес Православия, в принципе, доступное каждому, желающему познать истину: «прииди и виждь!» Для верующих — неописуемое блаженство и радость о Христе, для неверующих — возможность увидеть и уверовать! Любой сомневающийся вполне в состоянии лично убедиться в достоверности факта и всех вышеописанных деталей схождения Благодатного Огня.

Смотрите видео-сюжет о схождении Благодатного Огня в 27 апреля 2019 года

РАЗГОВОР В БОЛЬНИЦЕ

Вы спрашиваете, за что вам теперь взяться? Какую тему выбрать для следующей работы? Что ж, я мог бы подсказать одну очень интересную тему. Я сам хотел ею заняться, но все как-то не удавалось. А теперь, вероятно, уж и не смогу…

Сказано это было с еле заметным оттенком горечи. Лежавший в постели еще не старый, но тяжело больной человек уже приучил себя к мысли о близкой смерти. Но этим его словам не хотелось верить, столько было еще бодрости и живости в его глазах. Больной с грустью посмотрел на свою исхудавшую руку.

— Да, мне бы еще лет пять пожить, ну, хотя бы годика три, пускай год — и я доделал бы по крайней мере самое важное. Но оставим этот разговор… Я хочу вам предложить одну нелегкую работу, которая, несомненно, вас заинтересует как будущего историка-источниковеда. Речь идет о весьма головоломной загадке. Решение ее имело бы огромное значение…

— Спасибо, Михаил Дмитриевич. А справлюсь ли я с такой, как вы сами говорите, нелегкой работой? Хватит ли мне моих студенческих знаний?

— Думаю, что справитесь. Ваши первые опыты — статья о летописных источниках, посвященных Куликовской битве, и книжка о нашествии Батыя — убеждают меня в этом. Одним словом, берите блокнот и записывайте! — Больной, как бы заранее отстраняя все возражения, сделал резкий жест рукой. — Вы, вероятно, знаете, что в шестнадцатом веке по желанию Ивана Грозного была создана многотомная всемирная история, так сказать «от сотворения мира» и почти до середины его собственного царствования.

— Вы имеете в виду так называемый Лицевой свод?

— Вот именно, большой, многотомный труд, написанный великолепным четким почерком — полууставом и исполненный «в лицах», то есть украшенный цветными миниатюрами — рисунками лучших художников того времени. Этих миниатюр было сделано около шестнадцати тысяч. Свод писался на специально закупленной во Франции отличной королевской бумаге. Короче, на создание этого монументального труда было затрачено немало усилий и средств. Разумеется, он должен был прежде всего прославить царствование самого Ивана Грозного. Однако как раз с посвященным ему последним томом и приключились всякие странности. Вы что-нибудь знаете об этом?

— Нет, не знаю.

— Ну, тогда слушайте внимательно. Последний том Лицевого свода принято называть Синодальным списком. Его так окрестили потому, что он когда-то принадлежал библиотеке Синода. В этом томе изложены события тридцати двух лет — с 1535 по 1567 год, то есть с того дня, когда Ивану Грозному исполнилось пять лет, и до разгара опричнины. И вот, на листах этого тома, начисто переписанного и, как можно судить по раскрашенным рисункам, уже полностью законченного, чья-то неизвестная нам рука сделала многочисленные поправки, приписки, вымарки… Пришлось переписывать его заново. Так родился второй вариант этой летописи, обнаруженный в XVIII веке историком князем Щербатовым среди всякого хлама в патриаршей библиотеке и названный Царственной книгой.

— Ну, и как же? — спросил внимательно слушавший больного собеседник. — В этом втором варианте были учтены поправки неизвестного автора?

— В том-то и дело, что все они, до единой, оказались внесенными в текст Царственной книги. Но самое удивительное случилось потом. Когда Царственная книга была уже готова, та же властная рука испещрила ее листы новыми замечаниями, добавлениями и поправками.

— Значит, и второй вариант летописи был испорчен тем же придирчивым редактором?

— Еще как! На этот раз он сделал в десять раз больше приписок и поправок, а главное, перечеркнул многое из написанного раньше им самим. Прежние свои вставки он заменил другими, большей частью с ними несовместимыми, даже опровергающими их. Видите, какая штука! Вот и надо выяснить, кто и зачем этим занимался.

— Не понимаю пока, что тут трудного, — пожал плечами юноша, — надо взять и сравнить почерк приписок с почерками живших в том веке государственных деятелей, и автор сразу обнаружится.

— Недурно для начала, — улыбнулся ученый. — Когда не знаешь сущности вопроса, всегда приходят в голову самые простые его решения.

— Но почему же нельзя так сделать? — смутился студент.

— Да потому, мой друг, что до нас не дошли, за ничтожными исключениями, автографы тогдашних государственных деятелей.

— Разве? А автографы самого Ивана Грозного?

— Ни одной буквы, написанной им, мы пока не знаем.

— То есть, как это «не знаем»? А его знаменитые послания к князю Курбскому и в Кирилло-Белозерский монастырь, письма к «пошлой девице» Елизавете, королеве английской, и другие?

— Все это дошло до нас только в списках, сделанных значительно позже, в семнадцатом веке, то есть лет через сто после написания подлинников. Что же касается официальных документов того времени, то все они переписаны руками писцов.

— А я всегда думал, что Иван Грозный сам писал, по меньшей мере, черновики исходивших от него бумаг, — удивился студент. — Ну и, наконец, подписывал он хотя бы грамоты, рассылавшиеся от его имени во все концы Руси?

— В том-то и беда, что в то время не было обычая хранить черновики. Поэтому мы и не знаем подлинной истории многих памятников древней письменности. Последний же том Лицевого летописного свода является в этом отношении счастливым исключением, потому что правка наносилась на листы уже готовой книги. Это редчайший и единственный известный науке случай, когда мы можем проследить черновую историю древнего памятника. Что же касается подписи Ивана Грозного, то искать ее безнадежно. Когда дьяк того или иного приказа приносил царю начисто переписанную грамоту, царь прикладывал к ней вместо подписи свою личную печать. Она была вделана в перстень, который он носил на указательном пальце правой руки. В некоторых случаях прикладывалась другая, так называемая «Большая Государева печать» с изображением орла.

— А скажите, Михаил Дмитриевич, приписки как исторический источник представляют какой-нибудь интерес?

— Не какой-нибудь, друг мой, а самый наипервейший. Целый ряд важнейших политических событий XVI века и много характеризующих ту далекую эпоху ценных деталей известны нам только из одного источника — из замечательных приписок неведомого редактора Лицевого свода. Ни в основном тексте свода, ни в других летописях вы этих сведений не найдете.

— Простите, Михаил Дмитриевич, — продолжал расспрашивать студент, — но вы, кажется, сказали, что приписки, сделанные при первом редактировании, противоречат последующим замечаниям того же редактора?

— Да, и вот в этом-то вся трудность. Надо определить, почему в первом случае сообщается одно, а во втором — иногда совсем другое.

— Но как же можно доверять такому источнику, даже если он единственный?

— Каждый источник надо исследовать. Только тогда можно решить: заслуживает он доверия или нет. А при изучении документа нередко выясняется, что если он в чем-нибудь отступает от истины, в нем все же можно найти ценные сведения. Даже искажающим факты источником нельзя пренебрегать. Внимательный исследователь должен выяснить причину их искажения. Это поможет ему понять обстановку, в которой появился документ. Если вы в самом деле возьметесь за исследование загадочных приписок, вы столкнетесь, например, с таким фактом. В одной из них сообщается, что в 1542 году трое русских воевод по своей нерадивости и трусости сдали несколько городов крымскому хану. Попробуйте проверить это известие по разрядным книгам — беспристрастным записям о назначениях и перемещениях военачальников. Вы обнаружите, что воевод обвиняли напрасно. Во время набега крымцев они находились в других местах. О чем же свидетельствует возведенное на них обвинение? Да о том, что к тому времени, когда была сделана приписка, воеводы, о которых идет речь, попали в опалу и на них свалили вину за чужие ошибки.

— Выходит, что надо не только установить, кто автор приписок, но и выяснить, что из написанного им — правда, а что — нет.

— Именно так, — кивнул ученый. — И, кроме того, конечно, вы должны установить и те мотивы, которые побудили автора излагать события в том или ином освещении. Он ведь не предполагал, что его черновики подвергнутся исследованию, а рассчитывал, что приписки будут включены в текст летописи, и ровные строчки полуустава навсегда скроют следы его вмешательства в описание исторических событий.

— Все это в самом деле очень увлекательно, Михаил Дмитриевич. Но, берясь за такую работу, надо обладать способностями, по крайней мере, Шерлока Холмса.

— Ваша задача, мой друг, значительно труднее, — оживился больной. — Шерлок Холмс имел дело с современными ему фактами, а вам придется разбираться в том, что было четыреста лет назад.

— Можно еще один вопрос? — нерешительно сказал студент. — Он будет последним. Я вижу, что очень утомил вас.

— Нет, нет, ничего, пожалуйста.

— Как могло случиться, что такие важные записи оставались чуть ли не двести лет вне поля зрения историков?

— Можно было бы обвинить в этом князя Щербатова. Наспех приведя в порядок разрозненные листы найденной им Царственной книги, он поднес ее Екатерине Второй, «яко достойную любопытства», и получил разрешение ее издать. Но он сделал это довольно неряшливо. Приписки неизвестного редактора он включил в основной текст без всяких оговорок и примечаний и, таким образом, как бы накрыл их шапкой-невидимкой. Изучая Царственную книгу по его изданию (подлинник-то не каждому был доступен), читатель не обнаруживал в ней никаких приписок. Они объявились снова лишь через много лет, когда было выпущено первое научное издание русских летописей. Но, строго говоря, взваливать всю ответственность на князя Щербатова нельзя. Содержавшиеся в приписках сведения историки использовали уже давно. Вы найдете их в любом учебнике, в любой популярной книжке об Иване Грозном, не говоря уже о посвященных ему повестях и романах. Вы тоже, конечно, читали о боярском мятеже 1553 года в дни опасной болезни Грозного… Все это так романтично выглядит: царь умирает, бояре взбунтовались у него на глазах, больной умоляет царицу бежать с маленьким царевичем за границу, мятежники выдвигают другого царя… И вдруг, к ужасу бояр, умирающий поправляется…

— Да кто же этого не знает!

— А было ли так на самом деле? Известно ли вам, что об этом столь важном событии молчат все летописи. Рассказ о мятеже 1553 года содержится только в приписке, сделанной неведомым автором при втором редактировании. Прежде он удовлетворялся кратким рассказом о болезни Ивана Грозного в основном тексте Лицевого свода… Больше того, в первых приписках их автор сообщает сведения, просто несовместимые с позднее сделанной вставкой о мятеже.

— Ну, а все-таки, как же историки? — Студент, видимо, забыл, что он обещал больше ни о чем не спрашивать больного.

— Да, да, я еще не полностью ответил на ваш вопрос. Дело в том, что Лицевой свод долгое время считался произведением XVII века, созданным через сто лет после событий, описываемых в его последнем томе. Отсюда вытекало, что автор приписок был не современником этих событий, а уже историком. Ну, а с историка, как говорится, взятки гладки. При первом редактировании он мог пользоваться одними материалами, а потом наткнулся на новые, более подробные сведения, ради которых он и стал вторично исправлять основной текст. Рассуждая так, позднейшие историки спокойно выбирали из противоречивших друг другу приписок более поздние, так как они были богаче разными подробностями. Оказываемое им предпочтение объяснялось и крайней скудостью сведений о тех давно прошедших временах. Вот когда академик Лихачев, изучая водяные знаки на старинной бумаге, доказал, что Лицевой свод создавался не в середине семнадцатого века, а на сто лет раньше и отсюда вытекало, что автор приписок — современник описанных им событий, тут уж, казалось бы, следовало пересмотреть отношение к этому историческому источнику. Но если современник события излагает его дважды и каждый раз по-другому, — значит, в одном случае он наверняка пишет неправду. В каком же именно? Это-то и надо узнать. К сожалению, после того как выяснилось, что приписки сделаны в шестнадцатом веке, никто из историков ими больше не занимался. Каждый брал оттуда то, что ему больше нравилось. Известие поподробнее да побольше размером всегда перевешивало. Вот и выбирали, так сказать, «на вес».

Рассказчик, казалось совсем забывший о своей болезни, засмеялся…

— Вот, только покойный Александр Евгеньевич Пресняков, еще в молодом возрасте, обратил внимание на приписки. Он не на шутку заинтересовался ими и заметил многое из того, что я вам сейчас рассказал. Но он в то время целиком находился под влиянием академика Соболевского, считавшего Лицевой свод памятником семнадцатого века, и это помешало ему в них разобраться. Позднее, после того как Лихачев доказал, что Соболевский ошибся на сто лет, Александр Евгеньевич к припискам уже не возвращался. Это, собственно, и все, что я могу вам сообщить. Остальное, я надеюсь, вы выясните уже сами.

Прощаясь со своим учеником, больной достал из стоявшей возле его постели тумбочки незапечатанный конверт.

— Это письмо в издательство по поводу моей книги, — пояснил он. — Я хочу попросить поместить на титульном листе посвящение. Я посвящаю свой труд вам.

— Мне?!

— Не вам лично, а всем вам, моим дорогим и близким — студентам исторического факультета Ленинградского университета.

Этот разговор происходил 16 января 1941 года в одной из палат Ленинградского Рентгеновского института, где уже два месяца лежал больной раком выдающийся русский историк декан исторического факультета Ленинградского университета профессор Михаил Дмитриевич Приселков, автор известного труда «История русского летописания» и многих других интересных и смелых исследований.

Собеседником ученого был студент четвертого курса исторического факультета Даниил Натанович Альшиц. Ни учитель, ни ученик не подозревали в тот день, что они разговаривают в последний раз. Через три дня профессор Приселков скончался.

Не скоро, однако, удалось начинающему исследователю приступить к изучению загадочных приписок на листах Лицевого свода.

В июне 1941 года, когда экзаменационная сессия была в самом разгаре, началась Великая Отечественная война. Среди студентов исторического факультета, ушедших добровольцами на защиту Ленинграда, был и Д. Н. Альшиц. В течение всей войны он служил в частях Ленинградского фронта. Сразу же после победы над фашистской Германией демобилизованный старший лейтенант Альшиц вернулся в университет и сдал экзамены за последний курс. Дипломная работа его называлась «Приписки к Лицевому своду XVI века». Это был только первый вариант будущего обширного исследования, представленного им по окончании аспирантуры на соискание ученой степени кандидата исторических наук.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

В церкви Суламита 16 Марта 2013 года прошло Торжественное служение Портландского Христианского Радио 1130 АМ.
На торжественной Радио Конференции 2013 присуствовало множество служителей, радиоведущих и гостей.
Напоминаем, что вот уже скоро будет 2 года, как открылось
Христианское радио в городе Портланд, штат Орегон.
В развитии и участии Радио 1130 АМ задействована огромная команда труженников на ниве Божьей, которые неустанно трудяться во славу Божию распространяя Весть Евангелия, не только в США но и по всей земле…
На протяжении всего служения мы смогли увидеть и познакомиться с служителями славянских церквей Орегона и Вашингтона, а также большим количеством радиоведущих братьев и сестер и их пением, творчеством и радио деятельностью.
Мы приводим только некоторые пожелания из огромного букета благословений и пожеланий для Портланского Христианского Радио.
Иван Голуб, церковь «Голос Надежды», «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца». (Кол. З:17).Божьих Благословений.»
Виктор Матфеев церковь «Конкорд» или «Авенезер»
«Когда мы вместе, тогда мы сильны. Доколе есть день будем возвещать по всей земле. Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере. Пожелание всем радиослушателям, не только слушать, но и участвовать,как молитвенно, так и финансово.»

Лиховодов Константин пастор баптиской церкви «Слово Жизни» пожелал » О вы, напоминающие о Господе не умалкайте.» «Будем же возвещать слово Господне, слово жизни.»
» Пусть Господь благословит всех вас как в молитвах, в финансах, так и в служении на радио»,сказал Вячеслав Харитоненко из церкви Голос Христа, затем продолжил «Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ – трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно.» Исаия 40:7-8.
Пастор Украинской Библейской церкви Илья Глобак также был очень рад, что есть не только радиослушатели говорящие и понимающие по русски, но и понимающие украиньску мову: «Благословение всем звонящим и поддерживающим передачи на украинском языке.Молитесь за Портландское Христианское Радио. ”Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!” Числа 6:24-26
Пастор церкви ”Эммануил” Василенко Анатолий так же сказал всем хорошее пожелание «Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;» 2-Коринфянам 9:12

«Да благословит всех Вас Господь Сиона» – благословил всех присутствующих пастор Адам Гурко из церкви Голос Христа, с ним также присутствовала команда радиоведущих передач » Букет Благословений» Марина Сабодаш, Наталья Фигураш, Нина Рудова, а также Валентина Кныш ведущая радиопрограммы » Искать и Прикоснуться», Станислав Свержевский и Василий Салочко…
В продолжении служении также мы увидели наших братьев труженников в передче Молитвенный Час это Илья Глобак, Богдан Михальчук, Виктор Бурлака, Николай Захарович Михальчук, Вячеслав Харитоненко, Василий Сёмин, Анатолий Василенко, Пётр, Юрий Павленко, Адам Гурко, Сергей Рябов, Николай Матфеев, Виктор Ошлабан, Павел Сурус, Сергей Кабулинский, Иван Трачук, Николай, Илюша Босовик, Тимофей Гавриленко, Константин Лиховодов, Анатолий Попов и другие братья…
Веньямин Шевченко из церкви города Вудбурн также сказал своё пожелание для всех радиоведущих : » Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.» 1 Коринфянам 15:58.
Также выступал замечательный мужской хор.
С самыми приятными и добрыми благословениями и пожеланиями выступил Николай Захарович Михальчук «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. 3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. 4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. 5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу, 6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: 7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.»
Псалом 18:2-7. Также он представил Молодёжную группу из церкви Суламита, которые ведут молодёжные программы на Христианском Радио – это Богдан Михальчук, Роман Бернадский, Оксана, Ангелина, Рената, Анастасия, Яна, Люба, Александр, Павел, Андрей, Василий, Максим Мазур и другие.
Великое поручение Иисуса Христа » Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
Великому Господу Слава!» пожелал Иван Голуб из церкви Друзья Христовы.
Сергей Трудерунг и Елена представляли церковь «Благодать» и любимую нашими детками программу «Детский Час» и «Капельки Благодати», также Сергей сказал, что Радио — это чудо и благодать от Господа, и что слово Господне не возвращается тщетным.
Также на служении присутсвовали замечательные сёстры- радиоведущие передач такие как Встреча с Доктором, О вкусах не спорят, Полезные Советы, По вашим Заявкам- Людмила Юзько, Маша Рыбак, Трафик на дорогах- Виктория Михальчук, Живые Встречи- Нина Коваль.
Самым удивительным пожеланием было от церкви «Дорога до Бога», и мы смогли познакомиться с Виктором Бурлака, Измаилом,Андреем Марчук, Миколой Ткачук и Танюшей Ткачук, которая наизусть рассказала нам 38 главу книги Иова
«
1 Господь отвечал Иову из бури и сказал:
2 кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?
3 Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне:
4 где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь.
5 Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь?
6 На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее,
7 при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?
8 Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева,
9 когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его,
10 и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота,
11 и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим?
12 Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее,
13 чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых,
14 чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда,
15 и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась?
16 Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны?
17 Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной?
18 Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это.
19 Где путь к жилищу света, и где место тьмы?
20 Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее.
21 Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико.
22 Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града,
23 которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?
24 По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле?
25 Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии,
26 чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека,
27 чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию?
28 Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы?
29 Из чьего чрева выходит лед, и иней небесный, – кто рождает его?
30 Воды, как камень, крепнут, и поверхность бездны замерзает.
31 Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль?
32 Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми?
33 Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?
34 Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя?
35 Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы?
36 Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму?
37 Кто может расчислить облака своею мудростью и удержать сосуды неба,
38 когда пыль обращается в грязь и глыбы слипаются?
39 Ты ли ловишь добычу львице и насыщаешь молодых львов,
40 когда они лежат в берлогах или покоятся под тенью в засаде?
41 Кто приготовляет ворону корм его, когда птенцы его кричат к Богу, бродя без пищи?»
Затем выступил Дмитрий Кузик из Славянской Христианской Церкви Happy Valley, он сказал «Впервые услышал проповеди
Билли Грэма, Ярла Пейсти через Радио и это было очень давно, Слава Господу за проповедь Евангелия через Портланское Христианское Радио, благодарность всем за пожертвования да воздаст вам Господь»
Также пастор Давид Классен сказал, что «Радио — это орудие духовного служения, Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.Обильных Благословений всем Радиослушарелям».
Михаил Бандоровский программа «Разговор со слушателями» пожелал быть добрыми и снисходительными ко всем радиоведущим.
Ведущий программы «Принципы Жизни» , Пётр Михно сказал, что «Tруд на радио совсем не лёгкий, нужна большая ответственность перед Богом, нужно жить по Библейским принципам, чтобы сохранить свои семьи, своих детей, своих близких. Обильных Божьих Благословений для всех Радиослушателей и будьте снисходительны ко всем радиоведущим.
«Портландсое Христианское Радио Состоялось!!! Слава Господу!!!» сказал замечательный гость и ведущий радио программы «Эпицентр» Игорь Билас, которая выходит каждый понедельник, и он продолжил » Радио — это огромная возможность от Господа, достигать тысячи людей по всей земле. Никогда не забывайте всех тех, кто начинал Портландское Христианское Радио»
В конце программы выступил Сергей Михальчук, который также выразил огромную благодарность Дмитрию Желновакову, который организовал Портландское Христианское Радио. A также сказал «Сын человеческий! все слова Мои, которые буду говорить тебе, прими сердцем твоим и выслушай ушами твоими; 11 встань и пойди к переселенным, к сынам народа твоего, и говори к ним, и скажи им: «так говорит Господь Бог!” – будут ли они слушать, или не будут.» Слава Господу за Радио, где звучит Весть Евангелия!
Радио Конференция завершилась молитвой и благословением для всех присутствующих. Было приятно увидеть такое количество труженников на ниве Божьей, это огромное благословение для штатов Орегон и Вашингтон, и действительно когда мы вместе, когда мы с Господом, тогда мы сильны.

Портландское Христианское Радио не является плодом рук одного или даже нескольких людей, Это – 10 церквей согласившихся совместными усилиями начать радио служение для славянского населения в том месте, куда Господь переселил нас.
Имея немало благословений на наших богослужениях, мы искренне хотим поделиться этими благословениями с Вами, это радио можно сравнить с вазой, в которую каждая из поместных Церквей регулярно ставит самые лучшие цветы, которые Господь дарит нам.
Здесь вы можете слушать замечательные проповеди, прекрасные песнопения, стихотворения, декламации, аудиокниги, дискуссии и пасторские часы по самым разным и актуальным вопросам жизни и веры.
Надеемся, что через скромный труд радиовещания прославляется имя нашего любимого Господа и Учителя Иисуса Христа, а Его славное, вечное, живое Евангельское учение достигает многих сердец, преображая жизни и даря людям веру, надежду, любовь и упование.
Господь да благословит Вас,»чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» 1Иоанна 1/3
С молитвой о Вас руководство Портлендского Христианского Радио.
Материал подготовлен Вероникой Рубан
RussianPDX.com

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *