Карл маркс кто такой

Биография

Карл Маркс — идеолог социализма, автор масштабного труда «Капитал», основоположник марксизма.

Будущий философ родился 5 мая 1818 года в семье этнических евреев Генриха Маркса и Генриетты Маркс в немецком городе Трире. Родители принадлежали двум крупным семействам раввинов. Отец Карла занимался юриспруденцией и ради карьеры стал приверженцем лютеранского вероисповедания. Мать вместе с детьми покрестилась через семь лет после мужа, в 1824 году. Карл Маркс был третьим ребенком в многодетной семье. Большое влияние на воспитание мальчика оказал отец, поклонник идей эпохи просвещения и кантовской философии.

Портрет Карла Маркса

Друг Генриха Людвиг фон Вестфален познакомил юного Карла с философией античности, литературой Возрождения. В 1835 году юноша закончил Трирскую гимназию Фридриха-Вильгельма, в которой получил основы знаний математики, латинского, немецкого, греческого и французского языков. После чего поступил в университет города Бонна, а затем перевелся в Берлин. На лекциях студентам преподавали философию, юриспруденцию и историю. Самостоятельно изучив труды мыслителей прошлого, Маркс взял за основу собственного мировоззрения учение Гегеля, в котором юношу привлек атеистический и революционный аспекты.

Дом, в котором родился Карл Маркс

Под руководством Людвига фон Вестфалена Карл Маркс в 24 года создает диссертацию на тему изучения философских теорий Эпикура и Демокрита. Помимо классической философии Карл Марк особое внимание уделял работам Фейербаха, Смита, Рикардо, Сен-Симона и других мыслителей современности.

Общественно-политическая деятельность

В начале карьеры Маркс намеревался стать профессором Боннского университета, но реакционное правительство в конце 30-х годов уже начало чистку среди преподавательского состава вуза, чтобы уничтожить ростки левого движения на корню. Вслед за Людвигом Фейербахом был уволен профессор Бруно Бауэр, поэтому Маркс отказался от идеи преподавания.

Молодой Карл Маркс

Через год выходит книга Маркса «К критике гегелевской философии права». Молодой человек устраивается на работу в «Рейнскую газету», где ведет политическую колонку. Философ выступал с резкой критикой правящего режима. В конечном итоге со страниц издания Маркс стал призывать к свержению существующего режима, чем навлек на себя гнев правительства. Во время работы редактором газеты Карл понял, что слабо представляет себе структуру политической экономии, поэтому углубился в изучение интересующего вопроса.

Карл Маркс изучает экономику

Молодого журналиста-философа, который получает поддержку у населения Пруссии, правящая верхушка пытается привлечь на свою сторону. Но Маркс не соглашается на компромисс с полицейским режимом. За такое решение молодого мыслителя принуждают к депортации. Осенью 1843 года Карл Маркс вместе с родными в спешном порядке покидает родину и переселяется в столицу Франции.

В Париже философ знакомится с будущим соратником Фридрихом Энгельсом, а также с немецким поэтом Генрихом Гейне. Два года реформатор вращался в радикальных кругах Франции. Маркс знакомится с идеями основоположников анархизма П. Прудона и М. Бакунина.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс

После 1845 года Карл Маркс переезжает в Бельгию. Вместе с Энгельсом философ становится участником тайного международного общества «Союз справедливых», который был организован в Брюсселе гражданами Германии. Подпольщики поручили двум деятелям создать текст программы коммунистического общества. В результате совместного труда Маркса и Энгельса был написан «Манифест коммунистической партии», который выпустили ограниченным тиражом на лондонской типографии в начале 1848 года.

Карл Маркс

В этом же году бельгийские власти вынуждают Маркса покинуть страну, и теоретик коммунизма на месяц переезжает в Париж, откуда отправляется обратно в Германию. В Кельне под руководством Маркса и Энгельса начинает работу революционное издание «Neue Rheinische Zeitung», но в течение года его выпуск прекращается в связи с поражением рабочих восстаний в Саксонском, Рейнском и Юго-западном округах Германии. Начинаются репрессии.

Лондонский период

Работа в политическом издании компрометирует Карла перед властями, и ученый вместе с семьей в начале 50-х эмигрирует в Лондон. Именно в Великобритании в 1867 году появился главный труд в биографии Маркса — «Капитал». Философ много работает над изучением различных областей науки, среди которых особое внимание Маркса привлекли социальная философия, политическая экономия, математика, агрохимия и минералогия. Первое время семья Маркса в Лондоне крайне бедствовала, но в скором времени на помощь философу пришел друг Энгельс, который безвозмездно финансировал большое семейство.

Карл Маркс за работой

В 1864 году под руководством Маркса открылась «Международная рабочая ассоциация» или Первый Интернационал. Первоначально костяк организации составляли анархисты, французские социалисты, итальянские республиканцы, тред-юнионисты. В связи с разгромом Парижской Коммуны в 1872 году организация Маркса переехала в Нью-Йорк, но через 4 года сообщество прекратило существование и в Америке. И только в 1889 году начал работу Второй Интернационал, продолжатель идей Первого Интернационала.

Марксизм

Идеологические принципы Карла Маркса сформировались в середине 40-х годов. В основу мировоззрения ученого легли идеи Людвига Фейербаха, с которым Маркс вначале был в согласии, а затем вступил в полемику. В собственном труде философ обобщил взгляды учений немецкой, английской и французской философско-политических школ. На основе изученного материала Карл Маркс создал последовательную, цельную систему взглядов на материализм, научный социализм и на рабочее движение.

Материалистическая история

Впервые понятие «материалистическая история» появилось в совместном труде Маркса и Энгельса «Немецкая идеология». Дальнейшие разработки этой теории развивались в «Манифесте Коммунистической партии» и «Критике политической экономии». Маркс логическим путем вывел знаменитую формулу: «Бытие определяет сознание». По мнению ученого, основой каждого общества являются производственные силы, на которых настраиваются остальные общественные институты: политика, юриспруденция, религия, искусство.

Карл Маркс объясняет свою теорию

Главная задача общества — сохранение баланса между производственными силами и производственными отношениями, которые при противоречии приводят к социальной революции. В теории материалистической истории Карл Маркс различает особенности рабовладельческого, феодального, буржуазного и коммунистического строя. Коммунизм делиться на две ступени, низшая из которых — социализм, а высшая — собственно коммунизм с упразднением всех финансовых институтов.

Научный коммунизм

Карл Маркс в рамках концепции прогресса истории человечества выделял классовую борьбу как движущую силу развития общества. Пролетариат Маркс и Энгельс считали тем классом, который свергнет капитализм и приведет к установлению нового международного бесклассового порядка. Для этого нужна будет мировая революция.

«Капитал» и социализм

Карл Маркс в труде «Капитал» наиболее полно раскрыл собственную концепцию экономики капитализма. Первый том вышел за 6 лет до смерти ученого, следующие два вышли только после кончины философа, при содействии друга Фридриха Энгельса. Четвертым томом труда Карла Маркса стала книга «Теории прибавочной стоимости», которая была написана за 5 лет до выпуска первого тома «Капитала».

Карл Маркс за работой над «Капиталом»

В тексте сочинения раскрываются вопросы сферы производства капитала, закона стоимости. Формулируются понятия формулы капитала, рабочей силы, постоянного капитала, переменного капитала, абсолютной (количественной) и относительной (качественной) прибавочной стоимости. Согласно теории Карла Маркса капитализм постоянным несоответствием переменного и постоянного капитала провоцирует экономические кризисы, что в конечном итоге приводит к подрыву строя и постепенному упразднению частной собственности, которая заменяется общественной собственностью.

Личная жизнь

В студенческие годы Карл Маркс познакомился с молодой девушкой, первой красавицей города Трира. Графиня Женни фон Вестфален была старше молодого мыслителя на 4 года, но это не помешало бурному роману. Аристократка отвергла ряд представительных женихов ради юного студента. На протяжении 6 лет молодые люди были тайно обручены, так как немецкое аристократическое семейство, к которому принадлежала невеста, негативно относилось к начинающему философу и писателю еврейского происхождения. Но это не помешало влюбленным сыграть свадьбу в 1843 году в городе Кройцнахе.

Карл Маркс с женой

Впоследствии сводный брат Женни, который прослужил на посту министра внутренних дел Пруссии 8 лет, преследовал семью Маркса и поспособствовал их окончательному выдворению из страны. К слову, внучатый племянник жены Карла Маркса Людвиг фон Крозиг был министром финансов, а затем последним премьер-министром Третьего рейха.

Карл Маркс со старшей дочерью Женни

Брак Маркса оказался на редкость крепким и долгим. Супруга философа не только была ему верной женой, но и соратницей. Женни помогала Карлу Марксу в написании книг. В семье у любящих супругов родилось семеро детей, но четверо из них скончались в детстве. Известными стали три дочери писателя. Старшая Женни — политическая деятельница, журналистка, супруга Поля Лафарга. Лаура — французская социалистка, жена Шарля Лонге. Элеонора — супруга Эдуарда Эвелинга. Историки приписывают Карлу Марксу отцовство ребенка экономки семьи Елены Демут. После смерти философа опеку над мальчиком взял Энгельс.

Смерть

В 1878 году жена Маркса умерла после продолжительной болезни. Женни несколько лет боролась с раком. Потеря сломила Карла, и он скончался от плеврита 14 марта 1883 года. Маркса похоронили рядом с супругой на Хайгетском кладбище.

Могила Карла Маркса

На процессии присутствовало 10 человек, соратники Маркса. Большое влияние на распространение идей Карла Маркса оказал Фридрих Энгельс, который стал редактором неизданных трудов философа.

Память

Имя Карла Маркса было прославлено после победы Октябрьской революции 1917 года. На территории СССР в каждом населенном пункте появилась улица или проспект Карла Маркса. На родине идейного вождя международного пролетариата был основан округ Карл-Маркс-Штадт, во время образования ГДР. После падения Берлинской стены, когда Демократическая республика была упразднена, округ прекратил существование.

Памятник Карлу Марксу

В советское время практически в каждом населенном пункте открывались памятники Карлу Марксу. Первый монумент появился в городе Пенза в 1918 году. Некоторые библиотеки и научные центры посвящались имени Карла Маркса.

Библиография

  • Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура — 1841
  • К критике гегелевской философии права — 1843
  • Экономическо-философские рукописи — 1844
  • Тезисы о Фейербахе — 1845
  • Немецкая идеология — 1846
  • Наемный труд и капитал — 1847
  • Заработная плата — 1847
  • Манифест коммунистической партии — 1848
  • К критике политической экономии — 1859
  • Заработная плата, цена и прибыль — 1865
  • Капитал, т. 1. — 1867
  • Капитал, т. 2. — 1885
  • Капитал, т. 3. — 1894
  • Капитал, т. 4. — 1905

Всякая религия является ни чем иным, как фанта­стическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы прини­мают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются прежде всего силы приро­ды, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и пе­стрые олицетворения… Но вскоре, наряду с силами при­роды, вступают в действие также и общественные силы, — силы, которые противостоят человеку в качестве столь же чуждых и первоначально столь же необъясни­мых для него, как и силы природы, и подобно послед­ним господствуют над ним с той же кажущейся есте­ственной необходимостью.

Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинствен­ные силы природы, приобретают теперь также и обще­ственные атрибуты и становятся представителями исто­рических сил. На дальнейшей ступени развития вся со­вокупность природных и общественных атрибутов мно­жества богов переносится на одного всемогущего бога, который, в свою очередь, является лишь отражениемабстрактного человека. Так возник моноте­изм… В этой удобной для использования и ко всему приспособляющейся форме рели­гия может продолжать свое существование как непосредственная, т. е. эмоциональ­ная форма отношения людей к господству­ющим над ними чуждым силам, природ­ным и общественным, до тех пор, пока лю­ди фактически находятся под властью этих сил.

Но мы уже неоднократно видели, что в современном буржуазном обществе над людьми господствуют, как какая-то чуждая сила, ими же самими созданные экономиче­ские отношения, ими же самими произве­денные средства производства. Фактиче­ская основа религиозного отражения дей­ствительности продолжает, следовательно, существовать, а вместе с этой основой про­должает существовать и ее отражение в ре­лигии. И хотя буржуазная политическая эко­номия и дает некоторое понимание причин­ной связи этого господства чуждых сил, но дело от этого ничуть не меняется. Буржу­азная политическая экономия не в состоя­нии ни предотвратить кризисы вообще, ни уберечь отдельного капиталиста от убыт­ков, от безнадежных долгов и банкротства, ни избавить отдельного рабочего от безработицы и ни­щеты.

До сих пор еще в ходу поговорка: человек пред­полагает, а бог (т. е. господство чуждых человеку сил капиталистического способа производства) располагает. Одного только познания, даже если оно идет дальше и глубже познания буржуазной политической экономии, недостаточно для того, чтобы подчинить общественные силы господству общества. Для этого необходимо преж­де всего общественное действие. И когда это действие будет совершено, когда общество, взяв во владение всю совокупность средств производства и планомерно управляя ими, освободит этим путем себя и всех своих членов от того рабства, в котором ныне их держат ими же самими произведенные, но противостоящие им, в качестве непреодолимой чуждой силы, средства про­изводства, когда, следовательно, человек будет не толь­ко предполагать, но и располагать,— лишь тогда исчез­нет последняя чуждая сила, которая до сих пор еще отражается в религии, а вместе с тем исчезнет и само религиозное отражение, по той простой причине, что тогда уже нечего будет отражать.

(Ф. Энгельс. Анти-Дюринг).

Метки: Бог, общество, религия, Фридрих Энгельс
Категория: Политические Деятели

Сегодня за Карлом Марксом закрепился статус не только классика политэкономии, но и одного из любимых персонажей поп-культуры. Фото Пьера Вольфера

5 мая исполняется 200 лет со дня рождения Карла Маркса (1818–1883). Думаю, что лучший способ почтить память великого ученого – поговорить о некоторых из его научных идей. Тем более что они созвучны современным проблемам.

Карлу Марксу в России не повезло трижды. Вначале под марксистскими лозунгами была устроена революция, имеющая к учению Маркса весьма отдаленное отношение. Затем это учение было объявлено высшей истиной, а сам Маркс, скептик и атеист, превращен чуть ли не в икону. И наконец, около 30 лет назад, внезапно «прозрев», Маркса стали оплевывать все кому не лень, в особенности бывшие преподаватели марксизма-ленинизма и научного коммунизма. Труды Маркса убрали из библиотек и учебных программ.

Между тем в программах западных университетов изучение этих трудов продолжает занимать важное место, что объясняется не «левизной» европейских и американских интеллектуалов, а тем, что, не поняв Маркса, трудно, а порой просто невозможно понять последующее развитие социологии, экономики и философии. На Западе Маркса не «проходят», а изучают, с ним спорят, и спорят ожесточенно. (См., например, книгу Ричарда Лахмана «Капиталисты поневоле: конфликт элит и экономические преобразования в Европе раннего Нового времени». М., 2010.) Но это значит, что теории Маркса по-прежнему актуальны. Попробую показать это на примере одной из них.

О заработной плате, цене и прибыли

С тех пор как рабочие изобрели забастовку, в их адрес предприниматели, правительство и даже часть самих рабочих выдвигают, в общем-то, одно и то же обвинение. «Да, – говорят противники забастовок, – рабочим, конечно, тяжело. Но кому сейчас легко? Рабочие явно утратили чувство меры и не хотят понять, что выполнить их требования можно только за счет повышения цен на выпускаемую ими продукцию, то есть за счет других рабочих. Бастующие просто не желают думать о других и, того гляди, добастуются до

Не поняв Маркса, трудно, а порой и невозможно понять последующее развитие социологии, экономики и философии. Фото 1863 года

сворачивания производства, безработицы и всеобщей нищеты. Требования бастующих – эгоизм чистой воды, и если они действительно хотят жить лучше, то должны больше и лучше работать, быть бережливее, и тогда общее улучшение жизни в стране позволит повысить их доходы».

Нельзя сказать, что рабочие доверяли подобной аргументации, однако, по мере того как они все больше осознавали себя политической силой мирового уровня, обвинения в бессмысленности своей борьбы и эгоизме по отношению к другим трудящимся игнорировать больше было нельзя. В 1865 году в Лондоне состоялось экстренное заседание I Интернационала, посвященное обсуждению теоретических аспектов борьбы трудящихся за свои экономические права. Поводом к обсуждению послужил, с одной стороны, беспрецедентный рост забастовочного движения в Европе, а с другой – доклад рабочего, члена Генерального совета Интернационала Джона Уэстона, в котором утверждалось, что борьба за повышение заработной платы ничего не дает рабочим, так как это повышение тут же компенсируется ростом цен. Поэтому единственным результатом всеобщей забастовочной борьбы будет лишь перекладывание денег из одного кармана в другой, а не реальное улучшение жизни трудящихся. С ответным докладом «Заработная плата, цена и прибыль» выступил Карл Маркс.

В своем докладе Маркс прежде всего отметил мужество Уэстона, рискнувшего выдвинуть во имя установления истины тезисы, не пользующиеся популярностью в рабочей среде. Что же касается истинности этих тезисов, то они, по мнению Маркса, содержат в себе грубую и весьма распространенную ошибку – представление о том, что предприниматели могут устанавливать цены на производимые товары по своему усмотрению, не учитывая условий, складывающихся на рынке.

Так, повысив цены, чтобы компенсировать расходы на более высокую заработную плату, предприниматель рискует не найти покупателя на свою продукцию. Кроме того, продолжал Маркс, если рассуждения Уэстона верны, то предприниматели должны бояться понизить заработную плату рабочим, так как это приведет к падению цен на продаваемые товары. Между тем хорошо известно, что предприниматели не боятся этого и рабочим постоянно приходится бороться уже просто за сохранение своих доходов. Но если Уэстон считает разумной борьбу против понижения доходов, то почему неразумна борьба за их повышение?

По мнению Маркса, центральное место в тезисах Уэстона занимал следующий, казалось бы, неопровержимый аргумент. Рабочий класс, рассматриваемый в целом, тратит почти весь свой доход на предметы первой необходимости. Поэтому повышение средней заработной платы вызовет рост спроса на эти предметы и, следовательно, рост их цен, что компенсирует убытки капиталистов и ликвидирует доход рабочих. Отвечая Уэстону, Маркс отметил, что сказанное им справедливо лишь для капиталистов, производящих предметы первой необходимости. У капиталистов же, производящих товары высокого достатка и роскоши, дела будут обстоять иначе. В обществе, где 2/3 национального продукта потребляется пятой частью населения, производителей таких товаров очень много, и они не смогут компенсировать падение прибыли повышением цен на свою продукцию, так как спрос на нее упадет.

В результате капитал начнет перетекать в те области производства, где норма прибыли выше, что приведет к увеличению производства товаров первой необходимости и соответствующему снижению цен на них до уровня, обеспечивающего равную норму прибыли во всех областях производства. Таким образом, следствием повышения заработной платы станет не только перераспределение доходов между богатыми и бедными, но и структурное изменение экономики – ее переориентация на удовлетворение нужд малообеспеченных слоев населения.

Поскольку подобные рассуждения могли показаться слишком далекими от реальной жизни, Маркс напомнил в своем докладе о принятом в 1848 году в Англии билле о полуторачасовом сокращении рабочего дня при сохранении прежней заработной платы. Это сокращение, осуществленное принудительным образом во всех ведущих отраслях английской промышленности, соответствовало повышению почасовой заработной платы и рассматривалось тогда многими экономистами как подрыв конкурентных возможностей Англии на мировом рынке, как «похоронный звон» по ее экономическому могуществу.

В действительности же этот билль, спасший страну от революции, не только содействовал уменьшению безработицы и развитию производительных сил рабочих, но и привел к падению цен на фабричные продукты. Тем самым были созданы условия для непрерывного расширения рынков сбыта английских товаров. К аналогичным результатам в последующие годы привело и инициированное правительством повышение на 40% средней заработной платы сельскохозяйственным рабочим. Благодаря этим мерам условия жизни рабочих улучшились, а цены на английскую пшеницу снизились на 16%.

Таким образом, подвел итог Маркс, мы видим, «что, за некоторыми скорее кажущимися, чем действительными исключениями, в среднем высокооплачиваемый труд производит дешевые товары, а низкооплачиваемый – дорогие».

На первый взгляд вывод Маркса противоречит здравому смыслу, в основе которого лежит широко распространенное (и настойчиво пропагандируемое в СМИ) представление о том, что уровень цен зависит исключительно от количества денег, находящихся в обращении. Поэтому любое увеличение государством средней заработной платы или пенсий обязательно (так как количество производимых товаров при этом не изменится) приведет к аналогичному росту цен и, значит, не принесет людям реального улучшения их благосостояния.

Для понимания связи стоимости труда и цены товаров важно учитывать, что заработная плата, по Марксу, – это не только экономическая, но и сложнейшая социально-политическая категория. Величина средней заработной платы обусловлена историей и культурой страны, ее современным положением, традициями борьбы трудящихся за свои права и многим другим. При этом дешевизна рабочей силы далеко не всегда влечет за собой дешевизну производства.

В своем «Капитале» Маркс рассматривает в качестве курьеза случай, когда предприниматель, соблазнившись дешевизной рабочей силы в одной из колоний, попытался развернуть там производство. Ничего хорошего из этого не получилось. Получив аванс, туземцы просто перестали ходить на работу. Что же касается стран, где труд дорог, то это те страны, объяснял Маркс, где труд берегут и стремятся использовать максимально рационально, где непрерывно вкладывают средства в усовершенствование производства, что в конечном счете и ведет к удешевлению производимых товаров.

Собственно, именно в росте производительности труда заключается главная причина отмеченного Марксом положительного воздействия на экономику перелива капиталов в сферу производства товаров массового потребления. В этой сфере возможна, например, механизация при выпуске однотипной продукции. Поэтому увеличение заработной платы трудящимся ведет не к простому перекладыванию денег из одного кармана в другой, как это считал Уэстон, а к структурной перестройке экономики. В случае же увеличения доходов богачей деньги скорее всего будут истрачены на дворцы, яхты, произведения искусства, наем слуг, зарубежные турне и другое, что вряд ли будет способствовать росту производительности труда.

Не только в Англии и не только в промышленности

Одним из наиболее впечатляющих подтверждений справедливости теоретического анализа Маркса является, на мой взгляд, знаменитый «новый курс» Франклина Рузвельта, благодаря которому удалось обуздать аппетиты американских богачей и осуществить перераспределение доходов в пользу малоимущих слоев населения.

Заметим, что одним из консультантов Рузвельта был выдающийся английский экономист Джон Кейнс, на мировоззрение которого в молодости оказали сильное влияние идеи Маркса.

Как известно, реформы Рузвельта позволили вытащить США из пропасти Великой депрессии и заложить основы социально ориентированной рыночной экономики. В послевоенные годы по этому пути, причем гораздо смелее, чем США, пошла Западная Европа, а затем Япония и ряд стран Юго-Восточной Азии.

Интересно отметить, что выявленная Марксом связь цен и заработной платы, судя по всему, действует не только в промышленном производстве. В книге Смита о послевоенной научной политике в США (B.L.R. Smith. American Science Policy since World War II. Wash., 1990) приводятся данные о том, что на 1 млн долл. затрат в астрономии и астрофизике приходится: в США – 12,3 публикации; в Японии – 1,6; в Германии – 2,6; во Франции – 2,0; в Великобритании – 5,1; в Нидерландах – 2,8. Сходные данные Смит приводит и по числу научных публикаций на 1 млн долл. затрат в атомной физике.

Конечно, нет никаких сомнений в том, что на эти цифры повлияло много различных факторов. Но несомненным оказывается и тот факт, что продукция гораздо более высокооплачиваемых американских ученых стоит существенно дешевле продукции их зарубежных коллег.

Безусловно, открытое Марксом снижение цен при увеличении заработной платы не может продолжаться без конца. (Сам Маркс в письме Энгельсу отмечал, что в своем докладе был вынужден использовать сильно упрощенную модель экономических процессов.) По мере роста доходов рабочих в развитых странах производство ряда товаров приходится переводить в страны с более дешевой рабочей силой, где, впрочем, тоже начинается рост средней заработной платы.

В конце 1960 – начале 1970-х годов японские рабочие добились удвоения своей реальной заработной платы. Многие экономисты тогда предрекали, что это удвоение аннулирует дешевизну японских товаров и подорвет конкурентные возможности страны. Вскоре, однако, выяснилось, что японские товары еще больше упрочили свои позиции на мировом рынке. Причем это было достигнуто благодаря не только их сравнительно более низкой цене, но и ставшему легендарным качеству, обеспечиваемому блестящей организацией труда, инициативой и технической оснащенностью высокооплачиваемых японских рабочих.

А ведь в 1950-е и даже в начале 1960-х годов марка «Made in Japan» воспринималась на Западе так же, как у нас до сих пор воспринимается марка «Made in China». Для того чтобы пользоваться дешевой рабочей силой, необходимо научить ее качественно работать. При этом она быстро перестает быть дешевой, приходится искать новые подходящие страны. Эту игру с рынками развивающихся стран мы и наблюдаем уже более полувека.

Аналогичные метаморфозы происходили в ряде других стран (Южная Корея, Тайвань, Малайзия и др.), а сейчас происходят в Китае, где благодаря непрерывному росту доходов населения и, как следствие, емкости внутреннего рынка удается сохранять высокие темпы развития экономики даже в условиях мирового кризиса.

Игра рынков: от Коперника до наших дней

Главная заслуга Маркса состояла в том, что он осуществил наиболее – на то время – фундаментальный и всесторонний анализ капитализма как особой, так сказать тотально рыночной, экономической системы. Но вот то, что рынки способны преподносить сюрпризы, чьей неожиданности позавидовали бы даже создатели сериала «Игра престолов», экономисты начали понимать задолго до Маркса.

В XVII веке английские экономисты отметили и объяснили тот странный факт, что при снижении доходов населения цены на хлеб не падают, а растут. Дело в том что из рациона бедняков исчезало мясо и другие более дорогие продукты питания, но зато возрастало потребление хлеба. При этом рост спроса на хлеб не сопровождался ростом его производства. Бедняки просто съедали то зерно, которое раньше шло на корм скоту.

Объяснение получила и другая интересная закономерность: рост доходов населения в Англии в эпоху Реставрации (1660–1670-е годы) сопровождался ростом урожайности зерна. Причиной этого роста стало увеличение потребления мяса и, как следствие, рост поголовья скота, что позволило фермерам лучше удобрять землю.

В первой половине XVI века Николай Коперник открыл закон, согласно которому одновременное и равноправное хождение на рынке полноценных и неполноценных денег неизбежно ведет к вытеснению первых, так как каждый будет стараться расплатиться неполноценными монетами, а полноценные припрятать. Одновременно Коперник сформулировал принципы финансовой политики государства, направленной на оздоровление денежной системы. Одним из принципов этой политики была рекомендация правительству не пытаться нажиться на выпуске полноценных денег.

Идеи Коперника, представлявшиеся его современникам столь же странными, как и гипотеза о движении Земли вокруг Солнца, удалось реализовать в конце XVII века в Англии в ходе проведенной там финансовой реформы. Одним из авторов этой реформы был Исаак Ньютон, сумевший настоять на том, чтобы обмен населению порченых монет на полноценные был осуществлен не по весу, а по номиналу. Такой обмен, позволивший избежать разорения населения, потребовал от правительства колоссальных расходов (примерно полуторагодового дохода казны), но зато привел к созданию в Англии финансовой системы нового типа, ставшей в дальнейшем локомотивом промышленной революции.

Выше я уже говорил, что анализ динамики рынков – одно из важнейших направлений развития современной экономической науки. В 2001 году американский экономист Джордж Акерлоф стал, совместно с Джозефом Стиглицем и Майклом Спенсом, лауреатом Нобелевской премии по экономике за анализ рынков с асимметрией информации. В качестве примера такого рынка Акерлоф использовал рынок подержанных автомашин. Владелец таких машин лучше покупателя знает их скрытые недостатки и достоинства. (Недостатки новых машин не знает ни продавец, ни покупатель, и в этом незнании они равноправны.) Поэтому если владелец хочет продать действительно хорошую машину, то покупатель, страхуясь от обмана, не даст за нее справедливую цену. Как следствие, на таком рынке плохие машины будут вытеснять хорошие, подобно тому, как по закону испорченной монеты Коперника из оборота вытесняются хорошие деньги. В результате такой рынок быстро деградирует.

Историк и политолог В.М. Сергеев пишет, что закон Акерлофа позволяет понять, почему невозможен успешный рынок научно-технических инноваций. Ведь на таком рынке – например, при выделении грантов – преимуществом всегда будут пользоваться не авторы глубоких идей, понятных немногим и требующих для своего развития длительной и серьезной разработки, а малограмотные прожектеры, сознательно или несознательно обманывающие покупателя. (В.М. Сергеев. Народовластие на службе элит. М.: МГИМО-Университет, 2013. С. 228–230.)

К сказанному Сергеевым можно добавить лишь то, что стремление всех государств в послевоенные десятилетия получить ученых числом побольше, а ценой подешевле обернулось отмеченной многими исследователями тенденцией к непрерывному удорожанию научных исследований. Каждый новый и мало-мальски ценный научный результат стоит обществу все дороже. Как объяснял Карл Маркс, низкооплачиваемый – не только деньгами, но и социальным престижем, вниманием со стороны общества – труд производит, увы, дорогие товары.

Этот старинный дом был построен в 1727 году. Родители Карла Маркса (Karl Marx) – адвокат Генрих Маркс (Heinrich Marx) и его супруга Генриетта (Henrietta Marx) – сняли его, когда Генриетта Маркс была на сносях. Карл, третий ребенок в семье, родился всего через месяц с небольшим после переезда и прожил в новом доме до полуторагодовалого возраста. Потом семья Марксов переехала в жилище существенно меньших размеров, зато свое собственное и в самом центре Трира, возле знаменитых «Черных ворот» (Porta Nigra). На этом доме установлена мемориальная доска, посвященная Карлу Марксу.

Дом-музей Карла Маркса

А дом на улице Брюкенштрассе, где родился автор «Капитала» и «Коммунистического манифеста», стал музеем. В конце двадцатых годов прошлого века его купила Социал-демократическая партия Германии, отреставрировала, собрала экспонаты и открыла дом-музей 5 мая 1931 года — аккурат к 113-й годовщине с момента рождения основоположника. Но проработал музей всего два года: к власти в Германии пришел Гитлер (Adolf Hitler), и нацисты конфисковали дом заодно со всем имуществом запрещенной СДПГ. В доме оборудовали типографию местной партийной газеты национал-социалистов Trierer Nationalblatt.

Новая экспозиция

После войны, во время которой дом, к счастью, не пострадал, его вернули социал-демократам, и здесь открыли выставку, посвященную жизни и творчеству Карла Маркса. Оригинальных экспонатов, утерянных во времена «третьего рейха», стало уже гораздо меньше, зато посетителей – больше.

Сейчас Дом-музей Карла Маркса в Трире принадлежит Фонду имени Фридриха Эберта (Friedrich-Ebert-Stiftung), близкому к Социал-демократической партии Германии. Последняя масштабная реконструкция здания относится к 2005 году.

Новая экспозиция вызвала много нареканий, в том числе и со стороны представителей местных властей. Критики считают, что слишком большая часть постоянной экспозиции отводится не непосредственно Марксу, а тому, как сегодня интерпретируют его идеи и хранят его наследие немецкие социал-демократы. То есть политическая конъюнктура и пропагандистский посыл превалируют над фактологической объективностью.

Несколько странно выглядят и разделы музея, посвященные истории коммунистического движения в СССР, других странах Восточной Европы и Китая. Путеводитель по выставке заканчивается такой фразой: «Крах государственного социализма в странах Центральной и Восточной Европы и трансформация азиатского коммунизма в полукапиталистические диктатуры еще не означают, что Карл Маркс утратил свое влияние». Чем-то напоминает известные лозунги «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» и «Ленин — всегда живой»…

Как бы там ни было, но Дом-музей Карла Маркса остается одной из главных достопримечательностей Трира — самого древнего города Германии, в котором много есть, что посмотреть. Каждый год музей посещают около 32 тысяч посетителей, причем треть из них — из Китая. Для организованных туристических групп из КНР дом, где родился «отец марксизма», — одна из главных целей путешествия в Германию. В маленьком магазинчике сувениров при музее специально для гостей из Азии продаются красное вино с именем (причем по-китайски) и портретом Маркса на этикетке, шоколад с такой же оберткой и магнитики на холодильник, изображающие бородатого основоположника научного коммунизма с и нахмуренным лбом.

Маркс и капитализм

В 1867 выходит первый том труда Маркса «Капитал»; второй и третий тома публикуются уже только после его смерти. Эта «фундаментальная критика капитализма, который охарактеризован эксплуатацией, обнищанием и долгосрочным распадом», так описывает его экономист Рудольф Хикель, благодаря своей аналитической глубине уже давно стала классикой. Одновременно можно смело утверждать: с производственными условиями в демократических, правовых государствах и обществах капитализм, описанный Марксом, сравнить нельзя.

Бестселлер

Публикации Карла Маркса превосходно продаются. «Манифест коммунистической партии» со своими примерно 500 миллионами экземплярами занимает даже четвёртое место среди самых продаваемых книг всех времён. Как «Манифест», так и «Капитал» находятся среди наследия памяти мира ЮНЕСКО.

Многоцитируемый

Писал ли он о религии как об «опиуме народов» или требовал: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» – отголоски высказываний Карла Маркса звучат по сегодняшний день. Вечным высказыванием стало «Бытие определяет сознание» в немного свободной цитате из тома «Немецкая идеология».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *