Картинки распятие Христа

Христос в терновом венце

«Скорее расскажи, какие там были в Париже распродажи», — первым делом спросила подруга. «Вы что, даже в Лувре не побывали?!», — изумленно спросил папа. Нет, помимо распродаж, Лувра и Эйфелевой башни, (которые, кстати, желающие тоже посмотрели), оказывается, самое важное в Париже скрыто от глаз туристов. Об этом знают далеко не все парижане, а у тех, кто знает, нет возможности посмотреть. Наш рассказ сегодня – о главной христианской святыне Парижа.

Днем первого января у Собора Парижской Богоматери длинная очередь. В первую пятницу каждого месяца совершается торжественный вынос Тернового венца Христова, и мы с паломниками службы святого апостола Фомы направляемся к Собору. Венец Спасителя хранится во Франции с тринадцатого века, но многие ли туристы знают об этой величайшей святыне?

«Это воспринимается, как чудо: в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится одна из величайших святынь христианского мира: Терновый венец Спасителя – тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания».
Д. Николай Никишин

Рассказы паломников, посетивших в IV веке Иерусалим, сохранили упоминание о Терновом Венце Христовом и орудиях страданий Господа. Упоминания о венце находятся в текстах святого Павлина Ноланского (409), святого Антония мученика (570), Кассиодора (575), Бернарда (870). С 7 по 10 века величайшие святыни постепенно стали перевозить в Византию, опасаясь персидских набегов.

Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:1-2)

Терновый венец Спасителя

В начале 13 века константинопольский император Балдуин II за долги решил заложить венец в Венецианский банк, чтобы расплатиться с кредиторами, но выкупить было не на что, тогда король Франции Людовик IX (Людовик Святой, причисленный католической церковью к лику святых) выкупил у банка Терновый венец Христов за практически половину годового бюджета Франции — 135 тысяч ливров – колоссальную сумму. Луи Святой получил в наследство трудное и раздробленное государство, и принесение во Францию великих святынь должно было помочь ему поднять религиозный престиж страны.

Тогда убо Пилат поят Иисуса и би (Его): и воини сплетше венец от терния, возложиша Ему на главу, и в ризу багряну облекоша Его (Ин. 19: 1-2)

Страшно думать, что если бы крепнувшие европейские страны не вывезли из Византии множество христианских святынь, то их всех бы ожидала участь родного города святителя Николая – Мир Ликийских, где полуразрушенный православный храм находится в поражающем взор запустении. Хоть и у католиков, но удивительно бережно, с огромным почтением хранятся эти святыни в Европе и в наши дни.

Шел 1238 год. Людовик IX вышел встретить процессию с Терновым венцом и еще 28 великими святынями за 40 (!) километров от Парижа. Он снял с себя все королевские регалии и шел босиком в простой тунике. Весь путь до Парижа он пронес вместе с братом венец Христов. Спустя два года в Париж принесли и частицу Креста Господня. Для этих святынь была построена часовня Сен-Шапель (Святая часовня) – один из самых знаменитых шедевров готической архитектуры, а стоила эта часовня в три раза дешевле, чем Терновый венец. Шипы Венца Людовик отправил в дар в другие государства.

Людовик IX встречает Терновый венец

Во время революции Сен-Шапель горела, были сожжены мощи Женевьевы, одной из самых почитаемы французских святых, венец же уцелел и был передан в Национальную библиотеку, а в 1801 году Наполеон передал их парижскому архиепископу. Наполеон I и Наполеон III преподносили в дар реликварии для хранения Тернового Венца.

Совлекоша с Мене ризы Моя и облекоша Мя в ризу червлену, возложиша на главу Мою венец от терний и в десную Мою руку вдаша трость, да сокрушу их, яко сосуды скудельничи.

Сегодня венец хранится в Соборе Парижской Богоматери, о котором туристы только и знают, что это один из главных французских соборов, стоит на Сене и славен своими витражами да химерами, а перед ним – точка отсчета нулевого километра Франции.

В соборе Парижской Богоматери

Перед Собором длинная очередь – католики стараются попасть на чин поклонения венцу. Пробираемся в Собор, нас просят убрать фотоаппараты. Но как же наши читатели – неужели мы не сможем показать им этот удивительный чин и сам Венец Христов? Надо договорится с местными священниками, решаем мы с нашим гидом Тимофеем и обращаемся к стоящему уже за ограждениями служителю в красной мантии. Излагаю ему просьбу, что мы для православного сайта, что мы хотим показать Венец читателям из России. Он приглашает нас пройти в ризницу, где все уже готово к торжественной процессии.

Витражи Нотр-Дама

К нам подходит, как мы узнали позже, главный хранитель венца (Интересно, а если он нас решит благословить, что делать – только и успеваю подумать я, но «страхи» напрасны, он протягивает руку для рукопожатия). Объясняем теперь уже ему, что хотим показать для русских читателей Венец, чин выноса. Раздумывает, потом говорит, что в Интернете уже где-то есть один фоторепортаж (все же католики так и не научились работать с прессой!), но потом дает согласие, разрешает следовать за процессией и снимать. Довольные, мы возвращаемся в храм, но тут к нам снова подходит охранник, требуя убрать фототехнику:

-Нам же разрешили!
-Кто вам разрешил?
— Ну мы не знаем, как его зовут, монсеньер….кардинал?
— Какой кардинал?! – изумляется охранник.
— Ну, простите, мы не знаем, какие у вас тут кардиналы и как их зовут. Мы не спросили… Но разрешили нам!

Охранник звонит по рации, узнает, что действительно русским журналистам разрешили снимать и ведет нас к первому ряду.

Толпа расступается и из ризницы выходит процессия – рыцари, дамы в черном и наконец хранители венца вместе с католическими священниками. Венец, частицу Креста Господня и гвоздь распятия проносят по храму и торжественно возлагают на престол. Читаются Евангелия Страстей Господних, женщина в синей мантии под аккомпанемент органа исполняет песнопения.

Вынос венца Христова

Начинается поклонение Венцу. Приложиться не разрешают (говорят, что обычно прикладываться позволяют, но из-за эпидемии гриппа решили временно приостановить традицию), можно только совершить земной поклон. Поклониться Венцу Страстному и постоять, не веря своим глазам.

Поклонение венцу

Днесь висит на древе, на водах землю повесивый:
венцем терновым облагается Ангелов Царь
в ложную багряницу облачается, одевающий небо облаками
заушение принимает Тот, кто в Иордане освободил Адама
гвоздьми пригвоздися Жених Церковный
копием прободеся Сын Девы
Поклоняемся страстем Твоим, Христе,
Поклоняемся страстем Твоим, Христе,
Поклоняемся страстем Твоим, Христе,
Покажи нам и славное Твое воскресение

Стоим последние минуты у Венца, заключенного в хрустальный оклад.

Два года назад здесь стоял Святейший Патриарх Алексий, он приезжал в Нотр-Дам. Выступить с докладом в ПАСЕ, а затем отслужил в Нотр-Даме молебен перед Терновым венцом.

«Визит Святейшего Патриарха Алексия произвел колоссальный резонанс во французском обществе. Речь в ПАСЕ обсуждало все общество , конечно, были и положительные, и критические суждения, но так уж принято в Европе. Главное, что практически никого она не оставила равнодушным. А когда мы привозили группу паломников поклоняться венцу, Святейший Патриарх служил молебен, в Собор почти невозможно было войти – приехали все православные, все русские, живущие во Франции и очень много католиков», – рассказывает руководитель паломнической службы святого апостола Фомы Тимофей Китнис.

«Конечно, молебен был именно православный, католики при нем просто присутствовали, но эффект был совершенно феноменальный». Тимофей, проведя нас по Собору, идет к левому приделу – практически напротив алтаря, в нише — икона Владимирской Божией Матери – дар Святейшего Патриарха Алексия II.

Владимирская икона — подарок Святейшего Патриарха Алексия II

Тернием венчается Бог, землю всю украсивший цветами, и раны приемлет, и терпит поношение долготерпеливно, и багряницу поругания носит, и терпит вся Бог сущий, и страждет Своей плотью.

Ссылки по теме: Паломничество к православным святыням Европы паломнической службы святого апостола Фомы

Фото: Анатолий Данилов, Анна Данилова, официальный сайт Собора Парижской Богоматери

Чтобы представить себе смерть Иисуса на кресте, нам необходимо знать, что такое распятие. Распятие было самой крайней формой смертной казни. На древнем Ближнем Востоке это было формой наказания ещё в 1400 г. до н.э. (Второзаконие, 21:22-23). Это было обычным методом казни в Вавилоне, Египте, Греции, Персии и Римской империи. Александр Македонский распял 2000 пленных, когда завоевал город Тир. Во время правления первосвященника-саддукея Александра Яннея (103-76 гг. до н.э.) было распято 800 фарисеев. Между 37-41 гг. н.э. губернатор Александрии Флаккий, распинал евреев в амфитеатре для развлечения людей. Римские граждане были освобождены от распятия. Губернатор Иудеи Флор во время мятежа 60 г. н.э. распял 3600 евреев. Тацит пишет, что преследования христиан Нероном (67-68 гг. н.э.) включали распятие. Ещё «к смерти христиан прибавляли издевательства всякого рода. Их заворачивали в шкуры диких животных, и дикие собаки разрывали их на части. Христиан привязывали к крестам, и когда дневной свет гас, их поджигали для ночного освещения».

Во время разрушения Иерусалима (70 г. н.э.) римская армия распяла столько евреев, что не осталось деревьев или древесины, чтобы завершить распятие всех евреев. Место в Риме, которое использовалось для свалки мусора и мертвых преступников (непогребенных), также было местом распятия. Мертвых не снимали с крестов, и они становились пищей для хищных птиц или собак. Вонь была невыносимой. Казнь через распятие применялась до 325 г. н.э.

Когда синедрион обвинил Иисуса в богохульстве, они отправились к римскому правителю, чтобы Иисуса приговорили к распятию. Пилат сказал им предать смерти Иисуса (забить камнями) по иудейскому закону (Иоанна, 18:31). Почему вдруг синедрион стал послушный закону и настаивал на наказании римлян (распятии)? Если бы Иисуса забросали камнями, то люди увидели бы в Нём мученика. Но намерением иудеев было не только убить Иисуса, но и дискредитировать Его.

Распятие – это медленная смерть от боли и мучения. Жертву помещали на кресте, при этом руки вытягивали горизонтально, а кисти рук и ступни ног прибивали гвоздями к кресту. Жертва висела на кресте, поставленном в вертикальное положение. Начиналась медленная смерть от удушья. Ступни жертвы опирались на деревянный брусок, прибитый к кресту. Это давало жертве возможность приподниматься и делать вдох. Продолжительность времени до наступления смерти жертвы зависела от индивидуальной выносливости человека. Смерть наступала в интервале от 36 до 72 часов, когда человек умирал от жажды или удушья.

Бичевание перед распятием было обычным методом у римлян. Жертва несла часть креста к месту распятия. Затем её раздевали догола и распинали. Распятие приносило сильные страдания, особенно в условиях жаркого климата. Боль от ран и жажда усиливались солнцем, которое вызывало травматическую лихорадку. Вспухшие раны и разорванные во время бичевания сухожилия и нервы вызывали мучительную боль. Артерии головы и желудка были повреждены, и это вызывало пульсирующую головную боль. Умственное помешательство и судороги длились до самого момента смерти. Говорят, что смерть через распятие была тысячью смертей!

Иногда жертве давали дурманящие напитки, чтобы унять боль. Бывало, что римляне ускоряли смерть, ломая жертве ноги и нанося сильный удар в подмышки, перед тем как прибить кисти рук к кресту. Небольшая надпись над головой говорила о преступлении жертвы.

Для поддержания гражданского порядка в Иудее, римляне проявляли уважение к определенным еврейским законам. Тем, кто были распяты, но не умирали до вечера в пятницу, ломали ноги. Это делалось, чтобы ускорить их смерть и похоронить в пятницу, не нарушая субботы (Иоанна, 19:31-33).

Перед распятием Иисуса бичевали. Он был пригвожден к кресту. Затем Ему предложили дурманящий напиток, но Он отказался от него. Иисус умер на кресте через 6 часов после распятия. Ему не перебили ноги и Его не оставили на кресте, но Он был похоронен в гробнице, сделанной в скале, где и воскрес на третий день

Римский писатель Сенека писал о распятии. «Можно ли найти человека, который бы предпочел умереть в болях когда отмирает конечность за конечностью; умирать постепенно, капля за каплей испуская дух, вместо мгновенной смерти? Можно ли найти хотя бы одного человека, который бы пожелал быть привязанным к позорному столбу, долго испытывать боль, будучи изуродованным, опухшим от уродливых рубцов на спине и груди, и делать вдохи в продолжительных мучениях?»…

Так умирал наш Господь!

«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» (ВЗ, книга пророка Исаии, 53:3-7).

Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.

Распятие. Страстной монастырь. Художник Парланд

Распятие. Художник Александр Айнетдинов

Распятие Христово

Распятие

Распятие. Из с. Чернокулова Юрьев-Польского р-на Владимирской обл. Начало XVI в.

Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Распятие. Из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г.

Дионисий. Распятие. XV в.

Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней.

Распятие Христа — Верхнерейнский мастер

Даже исполнители казни, — обыкновенно, люди жестокие, — не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питие, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, потому что они не знают, что делают».

Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: «и к злодеям причтен был» (Ис. 53, 12).

По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головою Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: «Иисус Назорей Царь иудейский», и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: «не пиши: Царь иудейский, но напиши, что Он говорил: Я Царь Иудейский».

Но Пилат ответил: «что я написал, то написал».

Джотто. Распятие. 1305 г.

И. Босх. Распятие с донатором. 1480-1485

Лукас Кранах Старший. Распятие Христа. 1503 г.

Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собою. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу. Тогда они сказали друг другу: «не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется». И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: «разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий» (Псал. 21, 19).

Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: «Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста».

Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: «Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын».

По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: «если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого».

Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т. е. на такие же муки и смерть)? Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвою: «Помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем!»

Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: «истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю».

М. Грюневальд. Распятие. Изенхеймский алтарь. 1510-1515.

Микеланджело. Распятие Христа. 1541

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией Матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой». Потом говорит Иоанну: «вот, Матерь твоя». С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до девятого часа (по нашему счету до третьего часа дня), т. е. до самой смерти Спасителя.

Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: «или Творец-страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: «Или, Или! лима савахфани!» то есть «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира.

Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: «вот, Илию зовет Он». А другие говорили: «посмотрим, придет ли Илия спасти Его».

Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: «Жажду». Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя.

Вкусив уксуса, Спаситель сказал: «Совершилось», то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода. После этого Он громким голосом произнес: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». И, преклонив главу, предал дух, т. е. умер. И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскрешении Его вошли в Иерусалим и явились многим.

Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: «истинно, человек этот был Сын Божий». А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь. Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам. Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода.

В. Голынский. Распятие Иисуса Христа

Н. Ге Распятый Христос. Эскиз к утраченной картине. 1894 г.

Н. Ге Распятие. 1892 г.

М. Нестеров. Распятие

М. Шагал. Белое распятие. 1938 г.

Е. Черкасова. Несение креста

С. Антонов. Распятие (рельеф)

С. Антонов. Снятие с креста (скульптура)

Погребение Христа (фреска крипты кафоликона монастыря Осиос Лукас) XI в.

Положение во гроб. (икона школы Рублева)

Положение во гроб. (ростовская школа) XV в.

Положение во гроб. (икона критской школы)

Ботичелли. Положение во гроб. 1495-1500

Рафаэль. Положение во гроб. 1507

Микеланджело. Погребение Христа

К. Блох. Погребение Христа

А. Венецианов. Оплакивание Христа, 1811 г.

А. Иванов. Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа. 1850 г.

К. Вениг. Положение во гроб. 1859 г.

Н. Ге. Возвращение с погребения Христа, 1859 г.

Н. Кошелев. Погребение Христа. 1880-1881гг.

М. Врубель. Надгробный плач. Вариант 2. 1887 г.

Васнецов В. Плащаница 1901 год

* Правильно ли называть икону «Царь Царем» названием «Царь Славы»?

Иногда образ «Царь Царем» (по-русски — Царь Царей), на котором Иисус Христос изображен сидящим на престоле, обычно в предстоянии пресвятой Богородицы и св. пророка и крестителя Господня Иоанна, также называют «Царь Славы». Ошибочно это или нет, насколько уместно это — сказать однозначно непросто, обсудить этот вопрос можно в форуме: http://forum.pravicon.com/viewtopic.php?f=10&t=366 Проанализировав первое обсуждение в форуме, имеем такие выводы: ПРОТИВ: современные историки и изографы указывают на то, что название «Царь Славы» издавна использовалось для обозначение образа совершенно иного иконографического типа — «Христос во гробе» (http://pravicon.com/icon-441). ЗА: все-таки люди называют этот образ обоими названиями, и делают это довольно давно (по крайней мере с конца 19 века), так что название вроде как «прижилось», даже если изначально оно было ошибочным. Примеры тому — иконы конца 19го — начала 20го века с подписью «Царь Славы», представленные на этом сайте и иные; сов

Описание иконы Царь-Царем (Царь Славы)
По церковному преданию, икона создана в 7 веке пкрвым русским иконописцем Алипием Печерским. Ему приписывалась икона «Царь- Царем», хранившаяся в Успенском соборе Московского Кремля, однако достоверных сведений об этом не сохранилось. Образы композиции «Предста царица» носят название «Деисис», что означает «моление» или «приношение». Как правило, они распологаются в главном чине иконостаса, в центре. В России образ, получивший неточное название «Деисус», по-видимому, по созвучию с именем Иисуса, может быть нарисован как на одной, так и на трех отдельных досках. Вместе с изображениями Иисуса Христа и Девы Марии на доске пишется образ Иоанна Предтечи. Икона символизирует связь Ветхозаветной и Новозаветной церкви, которая осуществляется через Царя Славы, Господа Господствующих — Иисуса Христа. Многовековая история образа приближает его значение для верующих к великим чудотворным иконам Русской земли.

Икона Царь-Царем — описание
ЦАРЬ ЦАРЕМ, Царь царей — особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса (Откр.19:11-17), а также иконографический тип, изображающий Иисуса Христа как <Царя царствующих и Господа господствующих> (Тим 6:15). Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции. Обычно Христос изображается в окружении мандорлы, в царском одеянии, со множеством диадем на голове, образующих тиару, со скипетром, завершающимся крестом, в левой руке, от левого плеча в сторону (<из уст>) направлен меч. Иногда символические атрибуты Царя Царей изображаются и на образе смешанной иконографии <Архиерей Великий — Царь Царей>.

Вариант иконы «Предста Царица»
Источник: Сайт ru.wikipedia.org
«Предста Царица одесную Тебе» (Царский деисус) — иконографический тип деисуса. Изображает сидящего на троне Иисуса Христа в иконографии, сочетающий детали типов «Царь царем» и «Великий Архиерей» и по сторонам от него Богородицу в царских одеждах и Иоанна Предтечу. Иконография иллюстрирует текст 44-го псалма: «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преиспещренна…» в его экзгетическом толковании: царь — Иисус Христос, царица — Богоматерь (Церковь). Иконография возникла в византийском искусстве XIV—XV веков (древнейший пример изображения — роспись церкви Успения монастыря Трескавец в Македонии, между 1334 и 1343 годами) и вскоре стала известна и в России. На ряде первых известных изображений «Предста Царица» (Фреска в Зауме, близ Охрида — 1361 год, Марков монастырь — 1370 год) отсутствует изображение Иоанна Крестителя. Его заменяет фигура царя Давида или другого ветхозаветного пророка. На иконах «Предста Царица» Иисус изображается сидящим на престоле в царской далмат

К этому разделу приложены файлы (1).

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА

В Евангелии нет рассказа о собственно Воскресении Христа

Воскресение Христа на третий день после Его смерти является главнейшим чудом, средоточием помыслов всех христиан. Между тем ни один из евангели­стов не описал самого акта Воскресения Христа. Оно прошло никем не видимым; даже стражники, поставленные охранять тело в гробнице, не заме­тили ничего необычного, а когда «(2) Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем (…), (4) устрашив­шись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые» (Мф. 28:2, 4). Как Христос восстал из гроба, в каком Он был виде, куда отправился — все это навсегда останется тайной. О том, что Христос воскрес, можно было заключить по Его дальнейшим явлениям в течение сорока следующих дней; описания некоторых из них оставили евангелисты, и эти описания стали основой живописных сюжетов (о них см. ниже).

Несмотря на отсутствие евангельской программы для сюжета Воскресение Христа, мы сочли невозможным опустить рассмотрение его, поскольку запад­ное искусство на протяжении многих столетий выработало определенные иконографические типы его изображения, и сюжет этот был очень популярен в западном искусстве.

Однако именно в силу отсутствия евангельского рассказа о Воскресении Христа в течение первого тысячелетия истории Церкви художники избегали изображать этот сюжет — его заменой служили эпизоды и сюжеты явлений Христа — Марии Магдалине, ученикам по пути в Эммаус и другие.

Итак, ранние изображения собственно Воскресения Христа ограничивались символическими формами: священной монограммой (ХР), заключенной в триумфальный венок, установленный на верху латинского креста. Два воина у подножия креста идентифицируют эту композицию как Воскресение Христа. Так оно изображено на саркофаге из катакомб Домитиллы (Рим, Латеранский музей, IV век). Известно только одно изображение Христа, где Он появляется в обстоятельствах Воскресения, относящееся к раннехристианскому периоду, — Воскресение, исполненное в технике резьбы по слоновой кости и относящееся к V веку (хранится в Мюнхене). Но даже здесь Он не является частью сцены, но поднимается на небо, взятый рукой Бога-Отца, в то время как Св. Жены приближаются к Ангелу, сидящему при входе в пустую гробницу.

Первая попытка изобразить Христа восстающим из гроба встречается в одной из миниатюр Оттоновского Евангелия (Мюнхен, Государственная библиотека); здесь Он стоит в открытом саркофаге, держа в одной руке крест. Однако вплоть до XII века не было принято демонстрировать телесное воскрешение Христа. Этот образ появляется в так называемом Ратманнском миссале середины XII века (Хильдесхейм, кафедральный собор). Христос делает решительный шаг, переступая через передний край саркофага; Он держит крест с укреплен­ным на нем стягом; с этого времени этот флаг — знак Его победы над смертью — становится характерной особенностью всех последующих изображе­ний Воскресения Христа.

Эмиль Маль обращает внимание на следующее важное обстоятельство: такое изображение Воскресения Христа противоречит евангельскому рассказу, по­скольку представляет Христа поднимающимся из гроба, с которого уже отва­лена крышка (камень), хотя Матфей говорит, что камень был отвален наутро после воскресения Христа (Мф. 28:2—3) (Мâle É., р. 194). Старые мастера, обычно столь скрупулезные и педантичные в том, что касается буквы Св. Пи­сания, имели основание соединить эти отстоящие друг от друга по времени события. Нет ни малейшего сомнения в том, что они желали напомнить о том глубоком значении, которое Отцы Церкви придавали отваливанию камня гробницы. Это доказывает популярный средневековый трактат — Glossa ordinaria, — в котором приводятся комментарии на соответствующие тексты Евангелий (на Мф. 28, на Мк. 16, на Лк., 24): камень гробницы — это каменная скрижаль, на которой был записан Закон (Ветхий Завет); и как дух был скрыт в Ветхом Завете за буквой, так Христос, согласно этому толкова­нию, был скрыт за камнем. Христос воскрес из мертвых, и Закон (Моисеев) утратил свое значение.

В Италии, где первое изображение Воскресения Христа датируется XIV веком, момент пробуждения Христа редко изображается. Обычно Он парит в небе над гробницей (саркофагом), прислонясь к которой либо спят, либо в испуге взирают на Него стражники. В некоторых версиях этого сюжета Христос триумфально стоит в саркофаге, поставив одну ногу на его край (Пьеро делла Франческа). В другом иконографическом варианте он стоит на крышке сарко­фага (Гиберти, рельеф на северной двери баптистерия во Флоренции). С XVI века общепринятой становится джоттовская идеализированная концепция; порой в ней находится место для определенного реализма в изображении, как, например, на Изенхеймском алтаре Грюневальда (Грюневальд).

Маттиас Грюневальд. Воскресение Христа (Изенхеймский алтарь) (1512—1516). Кольмap. Музей Унтерлинден.

Драматизм отличает трактовку этого сюжета Тинторетто в Скуола ди Сан Рокко в Венеции, где Христос, освобожденный от камня Ангелом, воспаряет в ярком свете к небесам. Трактовку этого сюжета Рембрандтом отличает в высшей степени реалистическая манера: Христос все еще в Своих погребальных пеленах; Он с усилием приподнимается из гроба; в ярчайшем свечении перед Ним предстает Ангел (Рембрандт).

Во всех этих версиях изображаются стражники; их от двух до шести; они либо как мертвые, согласно Матфею, либо с ужасом взирают на происходящее. В некоторых живописных версиях Воскресения Св. Жены изображаются прибли­жающимися к гробу, несмотря на то, что при такой композиции они являются как бы свидетельницами собственно Воскресения Христа, что не подтвержда­ется рассказами евангелистов. Впоследствии приход Св. Жен к гробу становится отдельным самостоятельным сюжетом.

Шедевром на тему Воскресения Христа является фреска Пьеро делла Фран­ческа, исполненная для ратуши родного города художника — Борго-Сан-Сеполькро. Еще в XVI веке она была перенесена в другое помещение, являющееся в настоящее время местной картинной галереей. Св. Гроб является символом Сан-Сеполькро и изображается на гербе этого города.

Пьеро передал сокровенный смысл события в концентрированном виде и изобразил Воскресение не как исторический факт, а как вневременную истину. Христос стоит в центре, Его правая нога поднята на край саркофага и Он намеревается сделать шаг из гроба. Его левая рука лежит на поднятом колене, а в правой он держит древко стяга триумфа — белого знамени с красным крестом, которое развевается позади Него. Мантия так накинута на Его фигуру, что оставляет правую сторону груди открытой, и мы видим рану на ней. Классические формы мускулистого тела подчеркиваются светом, падающим на фигуру Христа слева.

На земле полусидящими и полулежащими изображены четыре воина. Соглас­но Вазари, воин, которого мы видим анфас, — автопортрет художника. Примечательна символика деревьев: те, что слева, — голы, справа — в густой листве. На картине, столь концентрированной по мысли, такая деталь не могла быть случайностью. И действительно, объяснение этому есть: по пути на Голгофу Христос сказал: «Ибо если с зеленым деревом это делают, то с сухим что будет?» Слова эти означают: «Если они так поступают со Мною живым, то что сделают они, когда Я буду мертвым?» Идея деревьев зеленых и деревьев высохших связывалась с Древом познания Добра и Зла и. Древом Жизни, стоявшими рядом в Эдемском саду. В данном случае деревья, несомненно, символизировали мир до и после Распятия и Воскресения.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *