Картинки с богородицей

И вот, наконец, 2009 год. Спустя 41 год Богородица является многотысяной толпе вновь в Каире, только не в той же коптской церкви (Аль-Муалляка), а в другой коптской, под названием — Аль-Варак. Это видео можно уже посмотреть. На видео сначала Она машет руками как лебедь, а потом издалека — с желтым нимбом и голубом сиянии от мантии.
Почему египетскому народу? Почему Божия Матерь явилась в 2009 году? Поскольку в 1968 году я ещё не родилась, то смотрела на те события, которые проиходили, а сейчас 2009 год я вижу у России очень знаковым, монархическое движение на подъеме. Я не связываю это с Российским Императорским Домом, но с Россией и монахическим движением в целом. Может быть, Богородица вспомнила про Россию и посмотрела на наш многострадальный русский народ. Обратим внимание, что цвета в 2009 году явления Богородицы, это голубой и желтый. Посмотрим, что они означают в православии:
Эти оба цвета имеют одинаковое значение и используются либо самостоятельно, либо в сочетании. Облачения желтого цвета полагаются в дни памяти апостолов, пророков, святителей — то есть тех святых, которые своим служением в Церкви напоминали Христа Спасителя: просвещали людей, призывали к покаянию, раскрывали Божественные истины, совершали таинства, будучи священниками. Желтый (золотой) и оранжевый цвета являются цветами славы, величия и достоинства. Они усвоены воскресным дням, как дням Господа — Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников — пророков, апостолов и святителей. Желтый цвет – это цвет золота. Поэтому именно желтый цвет называют Царским. Кого часто в песнопениях Церковь именует Царём? Христа Спасителя, Который утвердил здесь на земле Церковь Христову и поставил в ней Своих служителей — апостолов и их последователей. Не случайно поэтому жёлтый цвет богослужебных облачений является наиболее часто используемым. Именно в жёлтые одеяния облачаются священники в воскресные дни (когда прославляется Христос, его победа над силами ада). Не случайно и один из волхвов принёс в дар Христу золото: он принёс Ему золото как Царю. Вспомним и о том, что врата, чрез которые во время Божественной Литургии невидимо проходит Христос, также называются царскими.
Голубой, или синий — цвет праздников Пресвятой Богородицы. Это — цвет неба, он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе. Голубой цвет – это цвет Неба, с которого сходит на нас Дух Святой. Поэтому голубой цвет – это символ Духа Святого. Это символ чистоты. Вот почему голубой (синий) цвет используется в церковном богослужении в дни праздников, связанных с именем Божией Матери. Пресвятую Богородицу Святая Церковь называет сосудом Духа Святого. Дух Святой сошёл на неё и Она стала Матерью Спасителя. Пресвятая Богородица с детства отличалась особой чистотой души. Поэтому Богородичным цветом и стал голубой (синий) цвет.
Итак, я рассмотрю 2009 год у себя, так как для меня это важный год, в 2009 году я познакомилась с монархистами, никого раннее я не знала, придя на монархический сайт. И вот почему. В 2008 году я написала письмо в Российский Императорский Дом, прочитав прочитала о них заметку в популярном журнале «Отдохни». Я прочитала заметку и впервые узнала об Императорском Доме, собрав мысли, я написала письмо спустя…год. Полгода я думать об это не хотела, слишком большая ответственность, а следующие полгода смотрела о них в интернете. Но так как я знала уже как пару лет, что в России будет восстановлена монархия, это я узнала после посещения мощей св. Луки, и что Ченстоховская икона Божией Матери спасет Россию, и вот я так всё честно и добросовестно написала в письме. Никаких фотографий в приложение не отправляла. Письмо и так было с большим трудом написано, через молитву к моей чудотворной домашней иконе. Но ответа не было, но письмо было там получено, потому что я его отправила 12 октября 2008 года, а 15 декабря 2008 года Георгий принялся за работу в Норникеле… Всё бы ничего, но я 100 процентов поняла, что письмо получено, поскольку МВ затем наградила целый список людей, там их было человек 10, и всех орденами св.Анны. Может, это совпадение, но мне это сразу не понравилось. И поняла — ответа на письмо не будет. Я раньше думала, что это по-мужски — ответить на письмо.
Так вот, спустя полгода после того, как я ждала письма, я подумала, что надо обратить внимание на статьи Андрея Захарьева, мне понравились его статьи в интенете, ведь он указал адрес монархического сайта «Легитимист». На тот момент и у меня опустились руки, но я как и прежде была уверена в себе, и когда пришла на этот форум, то явно было встречена очень хорошо. Монархисты поверили в меня, не зная меня лично, вдохнули в меня силу, радость и я приступила к общественной работе. Я поставила своё фото впервые 7 апреля 2009 года на Благовещение Пресвятой Богородицы, а спустя 5 месяцев была на первой встрече с монархистами, до этого, писала свои мысли на форуме Легитимиста. Спустя ещё месяц побывала на съезде РИС-О, куда съехались важные люди, потому важные, что через два месяца после съезда появляется Богородица в Каире. Ведь она не появлялась для такой большой массы народа 41 год, да ещё позволила себя фотографировать. До этого за месяц мы публикуем фотографии со съезда в интернете. Чтобы привести пример знакомства с монархистами, я выбрала самую первую встречу для рассказа и первый человек, кого я увидела был Андрей Савельев.
Я приехала в офис к временно-исполняющему обязанности Начальника Москового отдела РИС-О (буду называть его А.А., так как он разведчик, то есть фсб-шник как оказалось), чтобы познакомиться с А.А. дляпомощи им в общественной монархической работе). Его офис был закрыт, я позвонила по телефону, и сказала, что подъехала, он сказал присесть там в холе, и подождать 5 минут. 5 минут затянулись на 20, и мне стало понятно, что он не может найти в себе силы выйти, ему было страшно. Что делать? Только ждать. И тут врывается во входную дверь здания мужчина и громко хлопает дверью, видимо тоже для этой встречи. Я вижу, что это Андрей Николаевич Савельев, который был заранее широко разрекламирован А.А. на сайте Легитимист. Я увидела, что человек проходит мимо меня, даже не взглянув (а в холле никого больше не было), и подумала, что нужно поработать над его мнением о себе, ну чтобы уважаемый профессор спустился со звезды, и тогда он будет идеальным монархистом. Далее я посмотрела на его портфель, и подумала: «Почему портфель такой большой? Как чемодан. Неужели политики или депутаты такие носят?» Андрей Николаевич этого моего взгляда заметить не мог, потому что он уже был спиной, и несся по коридору вдаль, поскольку взломать дверь офиса А.А. у него не получилось. И вот уже, когда они оба пришли из конца длинного коридора (бледный шатающийся А.А., которому бы надо было дать успокоительное, и Андрей Савельев), то уже Андрей Николаевич смотрел на мою сумку выпросительно. Свои мысли, в отличие от меня, он озвучил и сказал: «У вас такая маленькая сумка». Он это сказал, потому что А.А. выдал из своего рабочего серванта мне комплект книг авторства Савельева, «которые», — заметил Андрей Савельев, — «не поместятся у вас в сумочке.» Я тогда подумала: «Ясно, почему у него такой большой портфель с кирпичами». Теперь я думаю, что он читает мысли, либо у нас они часто совпадают, как в случае с этими сумками. Книги были одна синяя, томище такой, красная, и то ли белая брошюра то ли желтая Национальный манифест третья. Или третью мне выдали уже в другой раз — не помню. А.А. предложил мне должность вр.и.о.зам.Начальника Московского отдела. Коротко и иногда общаясь с Андреем Николаевичем Савельевым мне удалось вычислить, кто является новым Сергием Радонежским, и другие важные вещи. Самостоятельно я узнала только о том, кто наследник российского престола, но не по легитимному закону, о котором всё время говорят чины канцелярии с надутыми щеками, а по целый цепочки событий и откровений, произошедших в моей жизни, то, что привело меня в конце концов к монархистам.
Радует то, что явления Божией Матери в 21 веке начинались при активном действии русских монархистов. Как сказал старец Филофей: «Два Рима падоша, Третий — Москва — стоит и четвертому не быть.» Почему Божия Матерь не является многотысячной толпе в России? Это говорит о том, что в России о Ней уже много знают и верят. Образ русского народа — это не Фома неверующий, а пламенный народ, верующий искренне, сам творящий Богородице праздник, ведь Пояс Богородицы, принесенный с Афона, к которому стояла очередь счастливых неутомляемых людей от Храма Христа до Воробьёвых гор — это и есть чудо.
ПОДРОБНО ОБ ОБЛИКЕ В ЕГИПТЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (фильм продолжительностью 25 минут о явлениях 2009 г.)
Все египетские явления могут быть сведены к нескольким прообразовательным картинам.
Божия Матерь в скорби, облеченная в белый платок; Ее светоносная Плоть излучает дивный мягчайший свет, и весь облик исполнен безмерного смирения и царского величия. Она медленно поднимает и опускает руки, сплетая их на груди. Пред Нею –
крест. Она – Мать Предстоящая. Взгляд Девы Марии полон слез, любви и умиления. И плач Ее передается видящим. Она явилась затем, чтобы отдать нам Свое Сердце. И многотысячной толпе передается внутренняя теплота, чистота, любовь и скорбь Ее. Пришедшие на место Преображения видят Пресвятую Деву в течение нескольких часов. Второй образ – Царица Коронованная (позднее в России Она откроет, что венчается и на престол Новой Святой Руси). В образе Венчанной двенадцатизвездной диадемой Царица являлась уже не над куполом храма, а над деревьями. Здесь Божия Матерь предстает как Миродержица в Своем царском величии. Лик Ее исполнен сиятельного благородства. Она вся из света, блистающая ярче солнца и любого земного светильника. Над головой Ее ореол, над ним – царская корона как бы из чистого алмаза. Иногда над короной виден маленький светящийся крест. На левой руке Богоматери – Младенец Иисус. Порой Богородица поднимает руки и благословляет мир. И пред Ней склоняются все предстоящие. Дивные волны любви и благодати охватывают их. Время от времени Царица поворачивается направо, налево, как бы озирая всю вселенную. Движения изумительно плавны, наполнены духовного достоинства, описать которое невозможно. Края одежды колышатся и, кажется, благоухают. Она ничего не говорит словами. Речь Ее изливается в виде чистых вод света и любви. Ее понимают, Ей внемлют, окормляются Ее печатями, которым суждено проявиться, быть может, спустя десятилетия. По крайней мере, всяк, сподобившийся видения Ее колесницы или Самой Пречистой, воспринимается ближними как измененный, возрожденный, иной… В других явлениях над Зейтунским храмом Она предстает как яркое солнце, излучающее особой силы свет неземной голубизны. Она величественно покоится в воздухе. Лик выражает сострадание и милость. Ее фигуру покрывает светоносная ткань. Еще один образ: Пречистая коленопреклоненная молится перед крестом – Предстательница о спасении рода Адамова. Позднее в Грушево Она, облеченная в рясу Первоигуменьи Святоградской, также склоняется на колени перед аналоем, и лик Ее молитвенен…
В иные дни Она преображается над большим крестом, находящимся на куполе храма. Вначале возникает ярчайший свет, и постепенно в нем появляются очертания Девы Марии. Она долго молится, потом с сосредоточенным лицом встает, и присутствующие видят на левой руке Ее Младенца, а в правой – оливковую ветвь. Богородица благословляет весь честной народ на все четыре стороны. На этот раз Она облечена в светло-голубую ризу, расшитую золотом и украшенную драгоценными камнями. Зейтунское явление имело широкий отклик в Европе. Оно обратило в веру тысячи египтян (что само по себе удивительно, ведь Египет – мусульманская страна). Но не забудем: Матерь Божия видится не внешним, а особым внутренним зрением. И в последнее, хочу предложить для просмотра явление Богородицы в 2011 году в Африке, но не в Египте, а в Абиджане
Начало

<strong>МОСКВА, 6 июл — РИА Новости.</strong> У православных — праздник Владимирской иконы Богоматери, самой почитаемой на Руси. По преданию, ее автор — апостол и евангелист Лука. Ученые также допускают, что этот ученик Христа вполне мог писать портреты Девы Марии. О чем свидетельствуют находки исследователей и как выглядели первые иконы — в материале РИА Новости.Врач, юрист и живописецТри, пять, десять или двадцать — о том, сколько Лука создал икон, церковные источники говорят по-разному. Некоторые образы, полагают верующие, он писал непосредственно с Богоматери.Неудивительно, ведь Лука — один из первых последователей ее Сына. В Писании он — в числе семидесяти учеников, которых Спаситель благословил нести людям Слово Божие. А через 30 лет после обращения в новую веру он стал ближайшим соратником апостола Павла во время путешествия в Рим.Именно свидетельства римских христиан, датируемые примерно 170 годом, донесли до наших дней сведения о Луке — он был врач, прекрасно знал право, слыл хорошим художником. Широкий разброс талантов неудивителен: античное образование было хоть и очень дорогим, но разносторонним. Будущий евангелист, вероятно, обучался в Антиохии — крупнейшем научном и культурном центре первых веков нашей эры.Считается, что он не только написал одно из четырех Евангелий и важнейшую для Церкви новозаветную книгу — «Деяния апостолов», но и стал первым иконописцем.»Апостольский характер»Устоявшихся типов иконографии Богородицы порядка девяти, а вот отдельных почитаемых образов — почти триста. Владимирская — самая известная из икон, приписываемых кисти Луки. Еще в их числе — Тихвинская, Иерусалимская, Ченстоховская, Корсунская, Виленская, Хахульская. «Неужели им по две тысячи лет?» — задались вопросом исследователи. Споры вели и светские, и церковные ученые. Смущало то, что большинство икон сильно отличаются друг от друга.Однако есть и общие черты — например, пронзительный взгляд Богоматери. Проникновенно смотрит и Младенец на руках Девы Марии. Исходя из этого предположили: у всех икон Богородицы были прототипы.»Иконы, которые предание относит к Луке, — списки с образов, созданных евангелистом. Здесь вопрос терминологии: апостольские правила — или литургия — называются так не потому, что их написали апостолы. Просто они носят апостольский характер и авторитет. Так же и с иконами Богоматери, созданными Лукой», — рассуждал в середине XX века известный исследователь иконописи Леонид Успенский.Со временем ученые выяснили: большинство икон, приписываемых Луке, датируются XI-XII веками, и Владимирская в их числе.»Ее написали примерно в XII веке. Причем не на Руси, а в Константинополе», — отмечает Жанна Белик, начальник отдела экспертизы и искусствоведческих заключений Музея имени Андрея Рублева.Однако особо почитают икону именно в России — из-за чудес, которые, по словам верующих, происходят после молитв перед Владимирской. Одно из них — избавление Москвы от нашествия войска хана Ахмата в 1480 году. Именно это событие вспоминают в православных храмах 6 июля.Три первообразаПо мнению специалистов, Владимирскую икону скопировали с более раннего изображения.Как гласит средневековая легенда, еще при жизни Богоматери апостол Лука под руководством архангела Гавриила написал три образа. «Благодать родившегося от меня, и моя с ними да пребудет», — произнесла, увидев их, Богородица.Ученые определили, какие из приписываемых Луке икон — самые древние. Возможно, речь в легенде идет именно о них — это Киккская, Сумельская и Филермская.Первая находится в Киккском монастыре на Кипре. Известно, что ее привезли из Константинополя в XI веке. А в византийскую столицу святыню доставили в IX-X веках из Египта. Это первый образ типа «Елеуса» (переводится с греческого на русский как «Умиление») — на нем младенец Иисус изображен прильнувшим к щеке Богоматери.Сумельская икона положила начало иконографическому типу «Одигитрия» («Путеводительница»). На таких иконах одной рукой Спаситель благословляет, а в другой держит свиток или книгу. Считается, что Сумельскую привезли в Грецию в конце IV века тоже из Египта.Филермская икона, самая необычная, относится к довольно редкому типу православной иконографии Богородицы — «Агиосоритисса» («Святорачица»). На ней Мария изображена без младенца. Именно этот образ называют самым древним из трех.Античные «родственники»Однако все три, по мнению ученых, созданы не раньше VIII века в технике темперы — то есть художник скреплял пигменты природного происхождения яичным желтком. Раннехристианские иконы писали по-другому: краски смешивали с горячим воском.»В этой технике выполнена древнейшая икона «Христос Пантократор», которая хранится в Синайском монастыре и датируется примерно VI веком», — говорит Жанна Белик. И по композиции она больше похожа не на известные нам образы, а на древнеегипетские погребальные портреты.В 1887 году в одной из пещер оазиса Эль-Фаюм в Египте британские археологи обнаружили несколько изображений мужских и женских лиц с высочайшим уровнем детализации — словно живые. Это так называемые фаюмские портреты.Датировка всех поразила — III век. Всего в Египте нашли около 90 фаюмских портретов, в том числе и I столетия нашей эры.»Апостол Лука жил как раз в ту эпоху. Икон тогда не было. Он писал портреты, похожие на фаюмские», — объясняет настоятель храма Николы в Толмачах при Третьяковской галерее протоиерей Николай Соколов.По его словам, возможно, на одной из икон, приписываемых Луке, сохранился «хоть кусочек» первоначального портрета Богоматери.

В нашем материале мы расскажем о том, что такое милостыня (садака), какие виды существуют и о десяти деяниях, равноценных милостыне.

Виды садака

Милостыня (садака) является одним из важнейших методов поклонения Всевышнему, который способен принести большую пользу как в мире земном (посредством милостыни совершается поддержка нуждающихся), так и в мире вечном (за дачу садака человеку полагается большая награда от своего Создателя). Милостыня в исламе представляет собой добровольный акт помощи всем нуждающимся в ней. Как правило, говоря о садака, подразумевается материальная поддержка незащищённых слоев населения, хотя данное понятие гораздо шире.

Первым видом садака является материальная поддержка нуждающихся путём выплаты им денежных средств, а также покупки иных жизненно необходимых вещей: продуктов питания, лекарств и так далее. В Священном Коране Всевышний призывает нас: «И расходуйте, о верующие, из имущества, которым Мы вас наделили…» (63:10).

Оказание любой помощи тем, кому она в данный момент необходима, тоже является милостыней, равноценной денежной поддержке. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Твоя улыбка брату-мусульманину для тебя садака, и твой призыв к добру и запрет совершать зло для тебя садака, и указать дорогу тому, кто заблудился для тебя садака, помощь тому, кто плохо видит, для тебя садака, убрать с дороги камень, колючку или кость для тебя садака, перелить воду из своего ведра в ведро мусульманина для тебя садака» (ат-Тирмизи). Исходя из этого хадиса можно сделать вывод о том, что любое благое деяние, которое так или иначе способствует оказанию помощи нуждающимся, является милостыней.

Пожертвования подразделяют по длительности их полезного действия:

— разовые — награда за них будет, пока человек не умрёт;

— милостыня, награда за которую не прекращается даже после смерти жертвователя;

— непрерываемая милостыня, которую называют «садака аль-джария».

От Абу Хурайры (р. а.) передаётся, что Милость миров Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) наставлял свою умму: «Когда человек умирает, то его деяния останавливаются, за исключением трёх — действующей милостыни («садака аль-джария»), используемого знания и когда праведный ребёнок молится за него» (приводится Муслимом).

В другом хадисе отмечается: «Благие дела, которые дойдут до верующего после его кончины, это: знания, которые он приобрёл и распространил; праведный сын; копия Корана, которую он оставил в наследство; мечеть, которую он построил; дом, который построил для путников; источник воды, который он раскопал; милостыня которую он давал в течение жизни, будучи здоровым. Эти дела дойдут до него после смерти».

То есть верующий, посадивший яблоню (или иное дерево), плоды которого употребляют в пищу другие люди, животные и птицы, даже если другой человек сядет отдохнуть под тенью этого дерева, также будет получать саваб (т. е. вознаграждение) до той поры, пока дерево не высохнет или не будет срублено.

Правила раздачи милостыни

Самое важное — милостыню следует раздавать скрытно. При даче садака верующим желательно делать это так, чтобы привлечь как можно меньшее внимание людей, так как скрытое благое деяние для верующего лучше, чем открытое. В Своём откровении по этому поводу Всевышний говорит: «Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете ее нищим, то это еще лучше для вас» (2:271).

В случае, когда верующий жертвует садака напоказ с намерением, чтобы казаться щедрым в глазах окружающих, то такое деяние считается показухой и сильно порицается в Шариате.

Особым достоинством в исламе обладает прощение долга или покрытие финансовой задолженности другого человека. Последнее также следует делать скрытно, чтобы сам должник никогда не узнал имя своего благодетеля.

Лучшее время в году для раздачи милостыни

Особое усердие в деле раздачи садака следует проявлять в лучший месяц в году — священный месяц Рамадан, так как благие дела именно в этот месяц, по воле Господа, могут быть многократно приумножены. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) наставлял: «Лучшая садака — это милостыня в Рамадан» (ат-Тирмизи).

Можно выделить три разновидности милостыни, приуроченных благословенному месяцу Аллаха: это фидия (садака, выплачиваемая теми, кто не в состоянии соблюдать уразу ввиду неизлечимой болезни и иных аналогичных причин, при которых возмещение поста в последующем невозможно — её размер определяется в сумме достаточной, чтобы накормить одного постящегося за каждый день несоблюдения обязательного поста); закят (один из столпов ислама, обычно совершаемый в месяц Рамадан); и фитр-садака (специальное пожертвование в пользу неимущих накануне Уразы-байрам с целью предоставить им возможность вкусить радость праздника). Размеры этих видов садака для верующих утверждаются местными религиозными организациями (муфтиятами) до начала священного месяца.

Дозволенный заработок и скупость

Необходимо помнить, что делать садака следует из имущества, которое было заработано законным и дозволенным с исламской точки зрения путём. В хадисах сказано: «Кто даёт в милостыню на вес одного финика из честно заработанного, а Всевышний не принимает ничего, кроме чистого, воистину, Создатель принимает его Своей правой рукой, затем взращивает его до того, пока он не станет с размером в гору» (приводится в сборниках аль-Бухари и Муслима).

Пророк ислама (саллаллаху алейхи ва саллям) пояснял: «Тот, кто накопил запретное имущество и раздал его в качестве милостыни (садака), не получит за это никакой награды и ещё понесёт за это бремя греха».

Упоминания об этом встречаются и в более распространённых хадисах: «О люди! Поистине, Аллах — Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого (дозволенного)!» (хадис передал Муслим). «Кто бы ни сделал садака из благоприобретённого достояния, а Аллах не принимает ничего, кроме благого!» (Бухари, Муслим).

Следует помнить, что всё купленное на харамные средства является харамом. Даже такое пропитание признаётся харамным, и у такого человека, как минимум 40 дней, не будут приниматься дуа, не будет награды за совершённые намазы. Поэтому милостыня тоже не будет принята Всевышним. Если человек будет раздавать милостыню от заработанных нечестным трудом денег, то, по мнению исламских богословов, он не получит награду за это, однако таким образом он может очистить своё имущество и не обрекать себя на новые грехи.

Также мусульманские учёные считают, что деньги, которые человек нашёл случайно (будь то крупная сумма или мелочь), ему не дозволены. Если он отдаст эти деньги в качестве садака, то награды не будет, но и греха тоже, зато вознаграждение получит тот, кто потерял эту сумму.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) как-то сказал: «Мне бы не понравилось, будь я владельцем золота (размером) с (гору), если бы на третий год у меня всё ещё что-нибудь от него оставалось. Разве только динар, который я припас бы для покрытия своего долга» (аль-Бухари и Муслим).

Попрошайничество: хорошо или плохо?

Мусульманам, которые оказались в бедственном положении, нежелательно просить для себя подаяния. На это имеется указание в хадисах: «Просьба о подаянии подобна царапине, которая обезображивает лицо человека всегда, кроме тех случаев, когда человек просит своего правителя или оказывается в ситуации, когда он вынужден попросить о помощи» (ат-Тирмизи); «Просить милостыню допустимо только в трёх случаях: тем, кому нечего пить, есть и надеть; тем, кто не может выбраться из долгов; тем, у кого есть кровный долг или больной человек, который не может излечиться и мучается» (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад).

Милостыня в исламе должна идти только на разрешённые Аллахом вещи. Если для того, чтобы накормить голодного, были приобретены нехаляльные продукты (например, с содержанием свинины), потрачены на обучение ребёнка наукам, противоречащим исламу (астрология, магия), то это не зачтётся дающему милостыню в качестве награды.

Также садака, данная не ради довольства Всевышнего, приближения к Нему и очищения от прегрешений, а для славы, получения одобрения общественности, создания благоприятного имиджа, не даст жертвователю ничего, кроме того, что он хотел. Свидетельством этому служит известный хадис о намерениях: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Всевышнему и Посланнику Его переселится к Всевышнему и Посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» (приводится в сборниках Бухари и Муслима).

Достоинства милостыни

Раздача садака приносит награду верующему. В Священном Коране Господь говорит нам: «Те, кто жертвует из своего имущества ночью и днем, открыто и тайно, найдут свою награду у Господа» (2:274).

Раздававшие милостыню окажутся под тенью своего Создателя. Среди изречений Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) имеется следующее: «Семерых Всевышний укроет в Своей тени в день, когда будет одна единственная тень — Его тень: …мужчина, поднесший милостыню тайком так, что его правая рука даже не знает, что израсходовала его левая рука…» (хадис от аль-Бухари и Муслима).

Садака — средство защиты от адского пламени. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) обратился к своей умме со словами: «Защитите себя от огня ада пожертвованием хотя бы половинки финика» (аль-Бухари).

Милостыня стирает грехи. Известный хадис гласит: «Милостыня стирает грехи так же, как вода гасит огонь» (ат-Тирмизи).

Аллах возвращает человеку его благое деяние в увеличенном объеме. В Откровении Аллаха повествуется: «Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Всевышнему прекрасный заем, он будет увеличен» (57:18).

За раздающего милостыню ангелы совершают дуа. В качестве доказательства можно привести хадис: «Каждое утро, когда просыпаются рабы Господа, спускаются два ангела, и говорит один из них: «О, Аллах! Дай раздающему милостыню возмещение». И говорит другой: «О, Аллах! Дай воздерживающемуся от милостыни потерю» (аль-Бухари и Муслим).

Приводит к благочестию. Здесь достаточно вспомнить коранический аят: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать…» (3:92).

Раздача садака — это подражание Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Передаётся со слов Ибн Аббаса: «Посланник нашего Создателя (саллаллаху алейхи ва саллям) был щедрейшим из людей» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).

Милостыня — одно из любимых дел Всевышнего. Милость миров Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Самыми любимыми делами Аллаха являются: радость, которую ты приносишь мусульманину, или когда избавляешь его от печали, или избавляешь его от голода, или уплатишь за него долг» (Табарани).

Дуа за милостыню

Когда человеку дают пожертвование, то желательным действием является сделать дуа (мольбу) за подающего. В этом случае, по воле Всевышнего, будут учтены намерения того, кто раздает милостыню. Не обязательно это делать на арабском, важнее искреннее пожелание на родном языке. В иных случаях можно сказать: «Баракаллохlу ляка фи ахlлика ва малика» или «джазакаллохlу хайран». Перевод: «Да благословит Аллах твою семью и твоё достояние».

Случаи, когда садака не принимается

Хотя милостыня является поощряемым действием в исламе, не каждая садака, как было отмечено выше, может быть принята. Первая причина — это неправильное намерение человека. Желает ли подающий довольства своего Создателя или хочет расположить к себе того или иного человека, либо просто похвастаться. В хадисе от Бухари и Муслима передаётся, что «дела оцениваются по намерениям». Соответственно, награда за милостыню будет зависеть от нията человека.

Вторая причина, из-за которой пожертвование может быть не принято — харамный заработок. За раздачу милостыни из запрещенного имущества человеку не будет ни награды, ни греха. Это лишь способствует очищению от запретного.

В-третьих, человек, раздающий садака, должен и в делах быть праведным. То есть он не должен относиться пренебрежительно и высокомерно по отношению к тем нуждающимся, кому раздаёт часть своего имущества, не должен ни делом, ни словом оскорблять людей, которые принимают от него помощь. Всё это стирает всю награду за благодеяние. А Аллаху известно лучше.

Десять деяний, равноценных милостыне

Говоря «милостыня» или «садака», мы подразумеваем деньги. Но не только деньги являются садакой. Пророка Мухаммада (мир ему) спросили: «А какая милостыня самая лучшая?» Он ответил: «Большая и лучшая», а затем зачитал аят из Корана (смысл): «Вы не достигнете блага (полного воздаяния), пока не пожертвуете тем, что любите сами» (Али Имран, аят 92).

Его опять спросили: «А у кого нет имущества (в большом количестве)?» Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) ответил: «Отдай то, что осталось лишним от необходимого (тебе и твоей семье) количества». Опять спросили: «А если нет излишков в имуществе?» Он (да будет доволен им Аллах) ответил: «Поделись излишком пищи своей». Еще раз задали вопрос: «А если и этого нет?» На это великий сподвижник ответил: «Пусть поможет своей силой (т. е. что-то сделает)». Задали ещё один вопрос: «А если и этого не может сделать?» Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) ответил: «Пусть убережет себя от огня ада хотя бы половиной сухого финика». Его спросили: «А если и этого он не может?» Сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Пусть тогда не вредит людям».

Садакой, помимо денег и материального, являются:

1. Благое деяние. За любое благое деяние человек получает вознаграждение, как за то, что он дал милостыню. «Каждое благое дело является милостыней».

2. Поминание Аллаха. Однажды люди из числа сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказали ему: «О, посланник Аллаха, тем, кто обладает большими богатствами, достанутся все награды, ведь молятся они так же, как и мы, и постятся так же, как и мы, но они еще и дают милостыню из излишков своего достояния!» В ответ им Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «А разве не определил Аллах и вам того, из чего вы могли бы давать милостыню? Поистине, каждое произнесение слов «Пречист Аллах» (Субхана Ллах) есть милостыня, и каждое произнесение слов «Аллах велик» (Аллаху акбар) есть милостыня, и каждое произнесение слов «Хвала Аллаху» (Аль-хамду ли-Ллях) есть милостыня, и каждое произнесение слов «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» (Ля иляха илля Ллах) есть милостыня».

3. Согласно хадису, побуждение к совершению того, что одобряется, удержание от порицаемого является милостыней.

4. Близость с женой. Сподвижники спросили Пророка (мир ему): «О, посланник Аллаха, разве и за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит свое желание, он получит награду?!» В ответ им Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто удовлетворит своё желание запретным образом?! Так же и с этим — если человек удовлетворит свое желание дозволенным образом, ему достанется награда!»

5. Доброе слово. Наш Пророк (мир ему) сказал: «Доброе слово — это садака».

6. Идти в мечеть на молитву. Человек, идущий в мечеть на молитву, получает и за каждый шаг, сделанный на пути в мечеть, награду, как за милостыню.

7. Устранение с дороги препятствий является милостыней. Удаление с дороги, по которой ходят люди, камней, колючек, поваленных деревьев.

8. Справедливость. Помирить двоих, установить между ними справедливость является садака.

9. Посадить дерево. «Если мусульманин сажает дерево или сеет семена, а затем птица, человек или животное ест их плоды — это рассматривается как пожертвование на благотворительные цели (садака)».

10. Садака своей семье. «Тот, кто тратит деньги на свою семью и стремится к благословению, ему будет записано это как садака».

Материал написан на основе открытых исламских интернет-источников. Содержание согласовано с исполнительным директором культурно-просветительского центра «Рассвет» и ведущим еженедельной духовно-просветительской программы на телеканале НТРК «Ингушетия» Ахмедом Тангиевым.

Богородица глазами современников

Богородица глазами современников

07.04.2014

Какой видели Пресвятую Деву Марию, Матерь Божию, ее современники – люди, которые имели счастье видеть Ее, говорить с Ней, быть свидетелями ее жизни и трудов?

Вот какие сведения о Ней можно почерпнуть из писем святителя Игнатия Богоносца – святого I – начала II века: «У нас все знают, что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда была весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой в благополучии, милостивой к бедным и всегда помогала им − как и чем могла. Была наставницей в благочестии, во всяком добром деле. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения».

О встрече с Божией Матерью своему учителю апостолу Павлу писал святой Дионисий Ареопагит, специально приезжавший из Афин, чтобы увидеть Ее: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

Из века в век Предание Церкви хранит память о Той, Которая стала Матерью Бога, ибо, как пишет Иоанн Дамаскин, «Само Божие Слово, прежде веков, вне времени от Отца рожденное, безначально и вечно с Отцом и Духом пребывающее, в последние дни для нашего спасения вселилось в утробу Святой Девы и от Нее без изменения воплотилось и родилось».

В IV веке святитель Амвросий Медиоланский в своем труде «О девственницах» свидетельствует о том, что дошло до того времени от живших прежде христиан: «Она была Девою не только телом, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудрена в речи, почитая не человека, но Бога Судией Своих мыслей. Правилом Ее было никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомыслящей, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего?»

Люди, непосредственно видевшие Божию Матерь, рассказывали святителю Игнатию Богоносцу, что по Ее святости в наружности Приснодевы Марии «соединились естество Ангельское с человеческим». С этими свидетельствами перекликается то, что мы читаем о Богородице в творениях святого Амвросия: «У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты».

«Поистине, в Пресвятой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая лепота телесная, но особенно совершенства Ее души», − напоминает в слове на Благовещение святитель Григорий Неокесарийский.

Сохранились сведения о том, как Пресвятая Богородица выглядела внешне, – рассказы раннего времени собрал живший в XIV веке автор «Церковной истории» Никифор Каллист. По этим свидетельствам, Дева Мария была среднего роста или, может быть несколько выше, «волосы у Нее золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные». Она довольствовалась естественным цветом одежд, рассказывает церковный писатель, приводя в пример хранившийся в церкви головной покров Ее.

Пресвятая Дева, продолжает он, была совершенно безыскусственная, простая, нимало о Себе не думала, и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать. Царица Небесная, Матерь Божия «в беседе сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась»

Такой предстала Святая Дева Мария и тогда, когда увидела Архангела Божия Гавриила, сказавшего Ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1. 28).

Иллюстрации с
Музея фресок Дионисия

Предание присваивает авторство Ченстоховской иконы Богородицы апостолу Луке, написавшему одно из четырех Евангелий и Деяния Апостолов. Оно указывает на Иерусалим, как на место написания этого образа, точнее, на так называемую Сионскую горницу в Иерусалиме, в которой Иисус Христос совершил Тайную Вечерю накануне Своих крестных страданий и смерти. Есть мнение, что евангелист Лука написал всего до 70-ти икон Богоматери, в число которых входит и Ченстоховская, но исследователь Кондаков Н.П. не считает его достоверным. Ученый считает, что «греческое предание знало о существовании лишь одной иконы, приписываемой евангелисту Луке, и только обычное смешение оригиналов со списками и перерыв преданий с падением Византии породили разнообразные иконы письма евангелиста Луки».

Заметим также, что Кондаков Н.П. не уверен что Лука был автором даже этой первой иконы, т.к. если этот апостол вообще принадлежал к числу 70 апостолов и видел Христа лично, чему нет неоспоримых доказательств, он мог видеть Богоматерь и Христа только в их зрелые годы и не мог передать те портретные черты юной матери с младенцем, которыми, по древним свидетельствам, обладал а первая богородичная икона.

Рассуждая о происхождении Ченстоховского образа Божией Матери, мы придерживаемся версии церковной традиции и считаем, что она является списком со знаменитой иконы, написанной по церковному преданию апостолом Лукой и почитаемой с V века как покровительница Константинополя. Константинопольская икона хранилась в монастыре Одигон, отсюда ее название Одигитрия (Путеводительница). Изображение Божьей Матери с Младенцем на руках послужило образцом для других древних икон этого типа. Согласно летописи одна из них, известная позднее как Ченстоховская, была перенесена из Константинополя в Киев и передана в дар Анне, жене князя Владимира. В 988г. Владимир крестил Киевскую Русь и, если верить летописи, рассматриваемая нами икона Богоматери попала в дом князя Владимира в год Крещения Руси. В 1259г. великий князь Даниил основал город Львов и назвал его в честь своего сына Льва. Согласно древним львовским летописям, Ченстоховская икона, почитаемая во владениях русских князей, начиная с Владимира, была перенесена во Львов в 1270г. С этого момента достоверно прослеживается ее история. В 1382г. Львов становится частью Польши и в этот же год знаменитая икона переносится князем Владиславом, бывшим тогда правителем Польши, в Ченстохов, городок на юге Польши в Верхней Силезии, на реке Варта, в монастырь построенный на вершине холма Ясная Гора. С этих пор она именуется Ченстоховской, но также употребляется и другое название – Ясногорская. Монастырь принадлежал венгерскому католическому ордену паулинов, которому покровительствовал князь Владислав.

В 1430 г. икону изуродовали разбойники. Была предпринята попытка реставрации, но повреждение было настолько сильным, что образ пришлось заново написать на прежней доске. В память о случившемся святотатстве художники изобразили на лике Богородицы шрамы. Таким образом, мы видим, что изображение Богородицы, которое находится в часовне ясногорского монастыря, является только точной копией византийской иконы, поскольку оригинал был уничтожен грабителями. С этого момента икона приобрела тот вид, который дошел до наших дней, и на основании которого мы можем строить наши рассуждения.

Икона выполнена на деревянной панели размерами 122.2 x 82.2 x 3.5 см. Исследуемый образ сохранил все черты иконографического типа Богоматери Одигитрии, сложившийся в Визатнии к IX в.: Богоматерь обращена прямо к зрителю; Младенец сидит на руках Богородицы, фигура Его настолько высоко поднята, что голова находится у плеча Матери; Младенец обращен лицом (на три четверти) к зрителю и правой, протянутой, рукой благословляет руку Богоматери, которая не только указывает на Спасителя мира, но и обращена к Нему с молитвой о заступничестве и милосердии; левая рука Богоматери придерживает Младенца.Лик Христа обращен к зрителю, но взгляд его устремлен в пространство. Лики Младенца Иисуса и Богоматери скорбны. Правая щека Богоматери отмечена двумя параллельными шрамами. Фон иконы – цвета морской волны, с ним контрастирует золотой цвет нимбов.

Мафорий и хитон Богоматери украшены лилиями, символом венгерской королевской семьи. Интересно проследить появление золотых лилий на облачении Богородицы. С уверенностью можно сказать, что они отсутствовали на изображении времен князя Владимира. Как нам кажется, дело в том, что в XIV-XV в. в Венгрии, стране в которой зародился католический орден монахов-паулинов, хранивших Ченстоховскую икону, правили короли из Анжуйской династии (ветви французского королевского дома), искавшей себе после централизации Франции престолов в Восточной Европе, где королей часто приглашали со стороны. Золотые лилии являлись эмблемой королевской династии Анжу. Флаг Венгрии в XIV веке сочетал традиционные красные и белые полосы с золотыми лилиями на синем фоне, лилии появились тогда и на венгерском гербе в сочетании с собственно венгерскими эмблемами. Дочь короля Венгрии и Польши Людвига I Ядвига, жена великого князя Ягайло, посвятила себя Божьей Матери Ченстоховской. Можно предположить, что при создании копии поврежденной византийской иконы иконописцы использовали лилии на синем фоне как эмблему рода своей королевы, которую позже в народе стали почитать как святую.

И в символическом, и в художественном решении Ченстоховской иконы огромную роль играет цвет. Тон ликов Богоматери и Младенца темный, что дало повод называть Ченстоховскую Богоматерь «Черной Мадонной». Такие изображения, с оттенками ликов от светло-коричневого до черного, существуют во всех странах Европы, где доминирует Римско-католическая конфессия и развит культ почитания Девы Марии. Большая их часть находится во Франции, есть они также в Испании, Германии, Италии. В России Черной Мадонной называют Феодоровскую икону Богоматери.

Существуют два варианта объяснения темного тона ликов. Сторонники первого варианта считают, что темный цвет не является намеренным, а скорее результат воздействия сажи, дыма свечей и ладана, а так же химических реакций в краске. Однако это не было правильно понято иконописцами-копировщиками и поэтому в последующем копии намеренно воспроизводились в темном тоне. Для обоснования второго варианта можно использовать цитату из Песней Соломона (1,4) — «черна я, но красивa». Библейская книга Песнь Песней Соломона буквально повествует о земной любви Жениха и Невесты, но аллегорическое толкование усматривает в Женихе и Невесте символические образы Господа и Церкви как Невесты Христовой. Если учесть, что древняя экзегетическая традиция идентифицирует Деву Марию с Церковью и поскольку в богородичных песнопениях использованы образы и выражения из Песни Песней, то становится очевидной связь между цитатой из Песней Соломона и Божией Матерью. Относительно рассматриваемого образа необходимо принимать во внимание следующий факт — традиционно считалось, что у Марии лицо было светлое, белое, а «Черные Мадонны» становятся популярными только в XIII-XIV вв. Поэтому можно предположить, что византийский прототип, датируемый IX-XI вв., изображал Божию Матерь с традиционным цветом лица. Почему на дошедшей до нас иконе цвет ликов темный, можно только предполагать. Возможно, краски действительно потемнели от дыма свеч и кадила еще до 1430 г., и при написании копии иконописцы просто в точности воспроизвели уничтоженное изображение, а библейская цитата послужила обоснованием такого нетрадиционного решения.

Отличительным атрибутом большинства икон Ченстоховской Богоматери являются оклады (или ризы). Изготавливались они из серебра, серебра с золочением, посеребряной меди, декорировались чеканкой, гравировкой, чернением, драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом. Оригинал иконы из Ясногорского монастыря имеет несколько золотых венцов и риз, среди них бесценные — жемчужный и алмазный.

С XII века, времени появления на наших землях образа «Богоматери Эфесской», тип Одигитрии стал наиболее популярным. Среди всех богородичных икон этого типа икона Ченстоховской Божией Матери долгое время была самой распространенной. По статистике исследователей Н.П.Мельникова и В.Г.Карелина среди икон типа Одигитрии в период до середины XIX в. сюжет Богоматери Ченстоховской находится на первом месте. Количество икон увеличивается по мере продвижения на Запад, к Ченстохову (Брестская и Гродненская области). При рассмотрении периода до начала XX в. характер размещения сюжетов с изображениями Богоматери меняется, и сюжет Ченстоховской Богоматери оказывается на четвертом месте. На первых позициях в это время находятся сюжеты, появление которых, как правило, связано с присоединением западнорусских земель (Украина, Белоруссия) к России, такие как Богоматерь Казанская, Богоматерь Знамение и Богоматерь Всех Cкорбящих радость .

Ченстоховская икона стала первой коронованной иконой в Речи Посполитой, вслед за ней этой чести были удостоены Трокайская, Жировичская и Белыничская иконы Богородицы. Традиция коронования икон в католической церкви относится к VIII веку. В 725 году папа римский Григорий III короновал первую икону Богоматери, но в практику церкви этот обычай активно вошел в начале XVII в. Большинство икон Ченстоховской Божией Матери с этих пор имеет короны над головами Богродицы и Младенца, написанных или в виде оклада.

В России одно из первых изображений рассматриваемой иконы появляется в 1717 году, прообразом его стала польская гравюра, выпущенная в связи с признанием Ченстоховской Богоматери королевой и покровительницей Польши и коронованием образа. В таком варианте — с коронами, голубем в медальоне, привесами, изображением стены внизу иконы — Ченстоховский образ Богородицы был широко распространен в XVIII-XIX веках. После 1813 года, когда в Казанском соборе Петербурга был помещен список чудотворной иконы, в России стали появляться иконы соответствующие прославленному первообразу, с кровоточащей раной на щеке, а вариант русских списков Ченстоховской иконы XVIII — начала XIX веков стали часто именовать «Умягчение злых сердец» (хотя типологически это совершенно другой извод).

На современном этапе белорусские иконописцы воспроизводят как списки изображения из Петербурга, так и с оригинала из Ченстоховского монастыря. В Православной церкви существует еще один тип изображения, возникший в XX веке на волне возвращения к канонической иконописи. Для него свойственно стремление к воспроизведению образцов византийского и древнерусского искусства. Эти иконы характеризуют такие обязательные особенности изобразительного языка, как золотые фоны и нимбы, строго канонические цвета одеяний, светлый тон и стилизованные черты ликов Богоматери и Младенца, что делает их абсолютно непохожими на образ, хранящийся в Ченстоховском монастыре.

Таким образом мы видим, что исторические перипетии существенно повлияли на живописные особенности Ченстоховской иконы. Сохранив все черты иконографического типа Богоматери Одигитрии, икона приобрела совершенно отличные от византийского прототипа колористические и пластические черты. Темный цвет ликов, шрамы на лике Богородицы, специфический орнамент одеяний, короны привели к крадинальному обновлению семантики этого образа. Торжественный тип, свойственный ранним спискам Одигитрии, видоизменятеся в тип лирический. Недаром в песнопении Ченстоховской Богородице, написанном в XIX столетии, Мария характерным образом именуется «Матерью, полной сострадания и скорби» (Matko miłości i Matko boleści). В XX в. изобразительные средства канонической иконописи возвращают образу Ченстоховской Богоматери монументальный и выразительный характер.

Наряду с иконой Ченстоховской Богоматери и православными, и католиками почитался образ Белыничской Божией Матери, также являющийся одним из самых известных сюжетов в Западной Руси. Время его появления точно учеными не определено. Церковная легенда гласит, что икона уже существовала в X в., и лики Марии и Иисуса были начертаны ангелом. В начале XVII в. икона находилась в Белыничском кармелитском монастыре, потом во время войны 1654-1667 гг. была в Ляховичах (Брестская обл.), после чего вернулась в Белыничи. В 1876 году кармелитский костел был передан православным верующим вместе с чудотворной иконой. Точных известий о судьбе иконы после 1917 года нет. Считается, что после закрытия церкви в 1930 гг. икона попала в Могилевский областной краеведческий музей, откуда она исчезла во время Второй мировой войны. До наших дней сохранились немногочисленные копии этого извода. На Могилевщине имеется около 10 икон с этим сюжетом. Две из них хранятся в Могилеве — в музее и в костеле Святого Станислава. Еще одну копию, написанную в XIX веке, спасли православные верующие и, продержав у себя дома 70 лет, передали в храм, построенный в Белыничах в 2005 году. Однако эти копии не передают художественных качеств оригинала. Как считает искусствовед А.А.Ярошевич, в настоящее время наиболее близкими к оригиналу белыничского образа можно считать два образа средины XVII века: образ на доске несвижского происхождения из костела в д.Новая Мышь и образ на полотне из церкви в д.Тарейки (хранящийся в МДБК ИИЭФ НАН Беларуси). Судя по их полному подобию, они могли быть написаны с иконы-протографа, когда она находилась в Ляховичах (1654–1665) .

На образах Белыничской Божией Матери отражено поясное изображение Матери Божьей с Младенцем в левой руке и со скипетром в правой, голова слегка повернута к Младенцу. Христос держит в левой руке державу, опоясанную горизонтально обручем и вертикально вверху полуобручем с крестом, а правой благословляет. Голова Младенца в узорчатой королевской короне немного откинута. Вверху два летящих ангела возлагают корону на голову Богоматери. Традиционный иконописный извод сочетается с чертами ренессансной живописи. Икона сохраняет основные характеристики иконографического типа Богоматери Одигитрии, отличительной чертой является положение правой руки Богородицы, опущенной вниз, как бы под тяжестью скипетра. Цвета одеяний прототипа иконы неизвестны, на образах из д.Новая Мышь и д.Тарейки мафорий сине-зеленый, некоторых других копиях – синий или голубой.

Символическое значение скипетра (жезла) в руках Божией Матери связывается с духовной властью. Скипетр, первообразом которого был пастуший посох, является древнейшим символом власти, использовался греками и этрусками, от которых был перенят римскими, а затем византийскими императорами. Согласно специальному сочинению «О чинах» византийского писателя Георгия Кодина (1450) императрицы на всех официальных церемониях держали в руках осыпанный крупным и мелким жемчугом золотой скипетр. Император же всегда держал крест в правой руке, иногда дополняя его скипетром в левой руке. «Итак, – заключает Н.П. Кондаков Божия Матерь наделяется… атрибутом самого Василевса, а не Императрицы». Иконографический тип Богоматери со знаками власти Н.П. Кондаков выводил из искусства Италии. Аллегорическим толкованием присутствия скипетра у Девы Марии служит усвоенное христианской Церковью ветхозаветное пророчество о процветшем жезле Аароновом (Числ. 17, 7-8, 10; Ис. 2, 1-2; 7, 14), «Изыдет жезл из корене Иессеева, и цвет от корене его взыдет, и почиет на Нем Дух Божий» (Ис. 11, 1-2; 53, 2), где жезл является прообразом Богоматери – Церкви. К Богородице же отцы Церкви относили и другие слова Библии: «сухого жезла расцветшего и принесшего плод» (Числ. 17, 8). «Тя жезл Исаия именова, от него же прозябе нам красный цвет Христос Бог». Если скипетр был символом власти, то держава в руках Младенца, имевшая форму увенчанного крестом шара, была символом владычества, владения землей.

Свидетельством западного влияния на иконографию Белыничского образа служат ангелы, поддерживающие корону над головой Богородицы. Их иконографический прототип мы находим уже в XV веке, как в светской живописи Италии («Мадонна во славе» С.Боттичелли), так и в иконописи Германии (извод «Жена, облеченная в солнце»). Данный извод получил распространение в западном искусстве, а в XVII веке через Западную Русь подобные изображения стали попадать в Русское царство. Примером может являться образ XVIII в. «Жена, облеченная в солнце», находящийся в Третьяковской галерее, где на головы Богоматери и Младенца ангелы возлагают золотые короны с крестами.

Как и в случае с Ченстоховской иконой, ареал размещения Белыничского образа в основном ограничивается окрестностями местонахождения протографа, т.е. Могилевской областью. Существуют современные копии этой иконы, что свидетельствует о возрождении христианской духовности и почитания иконы в Белоруссии.

Таким образом, анализ приведенных икон показывает, что Ченстоховский и Белыничский образы Божией Матери имеют свои особенности пластического образа, композиционного и колористического решения, которые свидетельствуют об их принадлежности к западнорусской иконописной школе, синтезировавшей художественные традиции христианского Востока и Запада. Тема Богородицы, сама по себе общая для всех народов, как православных, так и католических, приобретает у каждого из них свои, особые акценты. На примере рассмотренных икон мы видим, что западнорусская иконопись учитывает эти различия и соединяет в себе некоторые существенные элементы обоих этих миров. Это позволяет говорить о том, что западнорусская традиция иконы представляет собой художественную реальность особого свойства, некую середину между эмоционально-чувственным воображением католического Запада и аскетично-схематичным воздействием православного Востока.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *