Картины Богданова бельского

Краткая биография художника
Направление творчества мастера
Рекорды продаж, цена картин Богданова-Бельского
Экспертиза, продажа картин Богданова-Бельского

  • Как оценить картину
  • Как и где продать картину

Русский художник-передвижник Богданов-Бельский

Николай Петрович Богданов родился в 1868 году в одной из деревень Бельского уезда Смоленской губернии. Его мать была простой крестьянкой, воспитывающей сына одна. Бедственное положение матери не позволило бы ребенку получить хорошее образование, однако ему выпала другая судьба.c

Н.П. Богданов-Бельский (1868–1945). Автопортрет. 1915 г.

После обучения грамоте у местного церковного звонаря мальчика заметил С.А. Рачинский — профессор московского университета и основатель школ для крестьянских детей. Рачинский обучал Николая живописи и рисованию, а затем отправил на учебу к иконописцам.

Первый же успех юноши на выставке (его картину приобрел коллекционер) способствовал его дальнейшей художественной карьере. Благодаря содержанию Рачинского, юный Николай получил образование вначале в Московском художественном училище (учился у Поленова и Прянишникова), а затем продолжал совершенствовать свое мастерство в Академии художеств у Репина, после в Италии, Германии и Франции. Кстати, именно в Академии Богданов получил двойную фамилию. Когда император Николай II подписывал его диплом о присвоении степени академика, он через черточку добавил к его фамилии приписку «Бельский».

Художник входил в несколько крупных обществ, таких как Общество им. Куинджи, Общество передвижников. В 1914 году он стал действительным членом Академии художеств.

Живописец изображал в основном сюжеты из жизни простых людей, создавал портреты и пейзажи. Примеры его известных картин: «Устный счет», «Воскресное чтение в сельской школе», «В церкви», «У дверей школы», «Будущий инок».

Н.П. Богданов-Бельский. «Воскресное чтение в сельской школе».

Не приняв революцию, Богданов-Бельский эмигрировал в Латвию, где его творчество расцвело с новой силой. Скончался он в 1945 году в возрасте 76 лет.

Направление творчества мастера

Николай Петрович был многоплановым художником. Он писал портреты, натюрморты и пейзажи, но особо любил работать над жанровыми картинами.

Так как у живописца отлично получались портреты, к нему часто обращались знатные особы. Он писал многих известных людей, например, царских особ Николая II и Марию Федоровну, князя Юсупова, певца Федора Шаляпина и многих других. Хотя заказчики оставались весьма довольны своими портретами, Богданов-Бельский выполнял такие работы в основном ради денег. С этой целью он уезжал из любимой деревни в петербургскую мастерскую, собирал заказы и трудился.

Н.П. Богданов-Бельский. Портрет Юсупова. Около 1900 г.

Как только накапливалась достаточная сумма, художник возвращался в родные просторы и там уже писал то, что было по сердцу. А сильнее всего его вдохновляла жизнь простых людей, особенно детей. Николай Петрович не переставал удивляться детской непосредственности и талантам. Он любил детей всем сердцем, а они любили его. Ребята охотно приходили к нему, надев лучшие рубахи, и готовы были часами позировать ему.

Н.П. Богданов-Бельский. «Виртуоз». Около 1891 г.

Богданов-Бельский относится к числу известных художников-передвижников, чьи произведения уходили в крупнейшие коллекции. В частности, их покупал для своей галереи Павел Третьяков.

Рекорды продаж, цена картин Богданова-Бельского

Николай Петрович считается успешным художником, работы которого охотно приобретали представители высшего сословия. Но возникает вопрос, сколько стоят картины Богданова-Бельского в наше время. Представляют ли они такую же ценность, что и прежде? Рассмотрим несколько крупных продаж на известных аукционах.

В период с 2007 по 2013 гг. с молотка было продано несколько произведений художника в ценовом диапазоне 550-700 тысяч долларов. Например, в 2013 году на Sotheby`s за 647 тыс. долларов ушел холст «Дети у пианино», написанный автором примерно между 1907-м и 1920-м годами.

В этот творческий период он работал на даче «Чайка», где были открыты мастерские для местных детей. Богданов-Бельский был поражен тем, сколь непосредственно дети постигают знания, и часто изображал их за разными занятиями: игрой на фортепиано, чтением, изучением арифметики и так далее. Сюжет с игрой на пианино художник рисовал несколько раз. Помимо выставленной на аукцион версии существует еще две, которые отличаются друг от друга мелкими деталями.

Н.П. Богданов-Бельский. «Дети у пианино». Около 1907-1920 гг.

В 2009 году в этом же аукционном доме за 561 тыс. долларов ушла картина «Симфония», созданная автором предположительно в этот же период деятельности. Полотно несколько раз экспонировалось на разных выставках: в 1921 году в Риге, в 1930 году в Берлине и в 2008 году снова в Риге.

Н.П. Богданов-Бельский. «Симфония». Около 1907-1920 гг.

В 2007 году на Sotheby`s ушла еще одна картина Богданова-Бельского. Это произведение «Весна», написанное автором уже после переезда в Ригу. Портрет супруги заказал владелец яхт-клуба господин Август Бауман, с которым художник имел дружеские отношения. Портрет был написан в 1925 году и хранился у Баумана. В 1932 году холст представили на выставке в Рижском художественном музее.

Н.П. Богданов-Бельский. «Весна». 1925 г.

Наконец, самой дорогой считается продажа картины «Чтение в саду» в 2006 году все на том же Sotheby`s. Произведение было выполнено около 1915 года и попало на обложку петербургского журнала «Столица и усадьба» (выпуск 31, 1915 г.). Это был так называемый журнал красивой жизни, публикуемый в крупном формате на лучшей бумаге, в создании которого принимали участие лучшие фотографы и известные ученые. С 1917 по 2001 годы картина находилась в коллекции господина Ziedonis Ligers.

Вероятно, именно эти факты стали причиной рекордной продажи. Эстимейт холста составил всего 250-350 тысяч долларов, однако в ходе торгов цена достигла 1,44 млн долларов.

Н.П. Богданов-Бельский. «Чтение в саду». Около 1915 г.

Мы разобрали примеры наиболее крупных продаж произведений художника. Заметим, что холсты художника регулярно появляются на торгах разных аукционных домов. В их архивах можно найти множество примеров более скромных уходов. Например, «Натюрморт с сиренью» был продан за 146 тыс. долларов, «В зимнем саду» — за 181 тыс. долларов, «В парке» — за 90 тыс. долларов, «После рабочего дня» — за 48 тыс. долларов. Таким образом, при ответе на вопрос, сколько стоят картины Богданова-Бельского сегодня, нужно учитывать многие параметры от значимости сюжета произведения до его размеров. Подробнее об этом и о том, как и где продать картины Богданова-Бельского мы поговорим далее.

Экспертиза, продажа картин Богданова-Бельского

Как оценить картину Богданова-Бельского

Оценку любого произведения художника стоит начинать с изучения его характеристик, истории создания и хранения. Характеристики нужно знать для того, чтобы можно было оценить картину Богданова-Бельского с ориентиром на работы такого же стиля, направления и размеров. Так как в каталогах известных аукционов есть данные о продажах других его холстов, можно ориентироваться на них.

Часто на цену картины влияет история ее создания или дальнейшего передвижения. Например, полотно может относиться к редкому творчеству автора, может быть написано для важной особы, его могли опубликовать в известном журнале, представить на популярной выставке и так далее. Чем ярче история, тем больше можно просить за холст.

При оценке произведения искусства эксперты рекомендуют оставаться реалистами и не ожидать многомиллионной продажи только на том основании, что какие-то другие картины художника стоили столько. Успех некоторых рекордных продаж может объясняться стечением сразу нескольких обстоятельств: ростом интереса к русскому искусству или конкретному автору, желанием участников аукционов заполучить конкретную картину или просто выиграть аукционную битву, особой ценностью картины и так далее.

Самую точную оценку можно получить в ходе экспертизы картины Богданова-Бельского. В этом случае произведение исследуют в лаборатории. Приборы часто показывают то, что скрыто от глаз: позволяют увидеть все слои и способы их нанесения, изучить скрытые подписи, состояние материалов. В сочетании со знанием биографии автора и истории его эпохи эксперт может назвать более-менее точную цену произведения на рынке.

Н. Богданов-Бельский. «К бабушке в гости». 1910 г.

Как и где продать картину Богданова-Бельского

Продажа картины на известном аукционе — это не самое простое и быстрое занятие. Нередко к холсту привлекается внимание заниженным эстимейтом, что может стать причиной невыгодной продажи. Мы предлагаем другое решение — выставить картину в нашей галерее. На нашем сайте фотографию и описание холста увидят заинтересованные посетители и смогут предложить за него хорошую цену.

Для желающих продать произведение быстро есть еще один вариант — воспользоваться услугой Прием на комиссию. Подробности этой услуги .

Если вы хотите заказать экспертизу, продать картину или заключить иную сделку, свяжитесь с нами по телефону: +7 (495) 969-14-05.

  • Сочинения
  • По картинам
  • Маковский В. Е.
  • В сельской школе

Картина знаменитого художника по имени Владимир Егорович Маковский «В сельской школе» была написана им в 1883 году. Картина изображает один день из школьной жизни сельских учеников в те времена с помощью масляных красок. Безусловно, с тех пор очень многое изменилось, но дети остались такими же беззаботными и дружными.

Школа имеет вид избы с уютной и домашней обстановкой, напоминающей о доме. В классе находится длинный стол, являющийся партой, скамьи и совсем небольшая доска для записей. На картине изображено большое количество учеников младшей школы и их учительница. Каждый персонаж занят своим делом. Все полотно можно условно разделить на три части, каждая из которых имеет общую тему.

В основе полотна лежит стол, который моментально притягивает взгляд зрителей. За ним расположено большое количество детей, каждый из которых старательно выполняет задания. Кто-то учится самостоятельно, сидя в одиночестве. А кто-то собрался в небольшие группы и помогает другим, потому что учиться вместе для них веселее. Привлекают внимание два смуглых мальчика, находящихся слева. Они были заняты игрой и решили посмотреть на старших ребят. Им уже не терпится чуть-чуть подрасти, чтобы начать изучать интересные вещи в школе. Около небольшой доски находится учительница с двумя ученицами. Судя по всему, они пытаются рассказать выученный материал, но у них плохо получается. Это видно взглядам девочек: одна опустила глаза в пол, потому что не знает ответ, а другая старательно пытается вспомнить ответ и не теряет надежду получить хорошую отметку. Учительница сидит, слегка ссутулившись, в ожидании правильного ответа, которого, наверняка, не поступит. За окном прекрасная солнечная погода, но ни один присутствующий не смотрит в окно, потому что жажда учиться намного сильнее желания быть на улице.

Все дети ведут себя по-разному, но в каждом ребенке видно искреннее стремление учиться и получать новые знания, которые очень интересны для них. В. Е. Маковский смог передать зрителям с помощью яркой и реалистичной картины настроение, которое возвращает в прошлое и побуждает вспомнить школьные беззаботные времена.

«В сельской школе». Владимир Маковский

1883 год в сельской школе. Деревянные стены, большой стол вместо парт и скамейки вместо стульев. Крестьянская одежда и простые косынки у девочек. Ученики сельской школы конца ХIХ столетия постигают азы наук в перерыве между жатвой и новой посевной. Школа здесь не долгий путь к знаниям, а лишь передышка. Возможность заглянуть в совсем другой мир. Лишь на то короткое время, когда не надо в поле.

Чему учили в земских школах?


Формально земствам были отведены финансовые и хозяйственные вопросы, а содержанием образования государство предпочитало управлять самостоятельно (как, собственно, и в наши дни — прим. profiok.com). Считалось, что нужно дать крестьянским детям минимум знаний, который необходим им для работы, а также научить почитать родителей, любить царя, Отечество и Бога.

Но стоит отметить две важные особенности земских школ. Во-первых, они находились всё-таки далеко от центра, и земства часто изменяли учебные программы в своих интересах: например, сокращая часы на изучение Закона Божьего и дополняя уроки преподаванием реальных знаний.

Второй момент: если в государственных школах преподавали «государевы люди», то есть чиновники, то в глубинку ехали настоящие энтузиасты, которых интересовала не зарплата (тогда сельским учителям тоже платили мало), а миссия, долг перед народом, желание просвещать и, как сегодня говорят, делать мир лучше. Таким образом, в земских школах преподавали лучшие учителя, которые в ходе работы пытались создавать новые методы обучения, искали подходы, пытались одновременно и расширить кругозор своих учеников, и приблизить обучение к реальной жизни.

Нужно учитывать, что из трёх лет, отведённых на обучение (кое-где был четвёртый год — «повторительный», для отстающих), крестьянские дети учились лишь половину отведённого на учёбу времени. Несмотря на то, что обучение в земских школах было бесплатным, дети могли ходить на учёбу только в зимний период: с мая по октябрь они были заняты работой по хозяйству. Поэтому земскую школу иногда называли не трёхлетней, а «трёхзимней». Учителям приходилось работать над оптимизацией учебной программы, чтобы уроки проходили максимально эффективно.


В большинстве случаев школы были одноклассными: один класс, один учитель. Позже появились двухклассные школы, но они так и остались редкостью. Можно лишь догадываться, чего стоило учителю занятие с парой десятков учеников разного возраста и подготовки. Более того: ни о каких домашних заданиях речь, конечно же, не шла, то есть рассчитывать можно было только на то, что дети усвоили в классе.

Приходилось выкручиваться: одному давалась письменная задача, другому тут же объяснялся новый материал, после этого с третьим повторялось пройденное накануне… Поскольку все ученики находились в одном помещении, они слышали то, что происходит рядом. Многократное повторение позволяло им лучше запомнить пройденное. Другой распространённый приём для запоминания — повторение материала хором за учителем. Или, к примеру, арифметика: одну и ту же задачу могли дать детям разного возраста, одни решали её письменно, другие — устно. Впрочем, учителя старались, чтобы повторение ни в коем случае не приводило к механическому запоминанию: прочитанный текст требовалось пересказать, изученное природное явление — объяснить.

Помимо Закона Божьего, дети изучали чтение и письмо, арифметику, историю и географию. Были и так называемые «предметные» уроки по естественным наукам. Они проводились в виде беседы: учитель старался наводящими вопросами подвести своих подопечных к нужным выводам о законах природы.

При изучении арифметики детей старались обучать не столько письменному решению примеров, сколько устному счёту, поскольку этому навыку моментально находилось применение в домашнем быту.


Что касается «реального» обучения, то при многих школах существовали ремесленные мастерские, фермы, сельскохозяйственные питомники, сады, огороды, пасеки и так далее. Девочек обучали рукоделию. Позже земства начали организовывать профессиональные школы с более продолжительным сроком обучения — например, сельскохозяйственные, ремесленные, ветеринарные и так далее.

Интересно, что воспитательная работа часто велась как бы «между строк». Многие отмечали, что обучение в школе облагораживает. Достигалось это не чтением нотаций, а за счёт продуманной системы поощрений и наказаний. Например, телесные наказания в земских школах были запрещены. Именно поэтому педагоги никогда не жаловались на учеников их родителям: в крестьянской семье ребёнка могли жестоко побить. В качестве наказания приветствовалось устное порицание, в крайнем случае ученика могли оставить в школе после уроков.

Здесь стоит отметить, что за низкую успеваемость никого не наказывали. Учитель старался делать всё для того, чтобы детям было интересно, пытался донести до них, что обучение нужно им самим. А плохие результаты учеников педагоги относили исключительно на свой счёт. Поэтому земский учитель постоянно находился в поиске, отрабатывал педагогические приёмы, подбирал методики. Этим опытом учителя обменивались с коллегами: для них проводились летние съезды — что-то вроде нынешних курсов повышения квалификации.

Как итог — ученики земских школ были привязаны к своему учителю, любили ходить в школу, хорошо запоминали материал.

«Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского». Николай Богданов-Бельский

Пример на доске — работа мысли на лице. Сельский учитель — профессор МГУ Сергей Рачинский. Место действия — село Татево, куда потомок дворянского рода приехал из Москвы, чтобы открыть школу для деревенских детей. Разработал профессор свою систему обучения устному счету, по которой учился и художник Богданов-Бельский. Тот самый случай, когда учитель дает дорогу в жизнь и помогает стать художником.

Юмор и пародийные интерпретации

В наши дни школьники уже не только решают некоторые популярные задачи Рачинского, но и пишут сочинения по картине «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», что не могло не отразиться на желании школьников пошутить над произведением. Популярность картины «Устный счет» отражена в многочисленных пародиях на нее, которые можно найти в Интернете. Вот лишь некоторые из них:

Советуем также прочитать:

  • Задачи школы Рачинского
  • Системы устного счета и их создатели
  • Последовательности Рачинского для счета в уме
  • Задача про шапку от Льва Толстого
  • «Руки противятся ему». История картины, вызывающей синдром Стендаля
  • Как решить в уме систему?
  • Решение нестандартных задач Ферми
  • Решение задачи Рачинского
  • Как научить ребёнка быстро считать в уме
  • Курс по сложностям русского языка

Ключевые слова:1Бизнес, 1Дети, 1ЗОЖ

«1 сентября». Анатолий Волков

Первое сентября в каждом доме, где есть обитатели от 7 до 17. В эпоху школьной формы и белоснежного фартука или сарафанов и пиджаков с шевроном. Волнительное утро. Для девочек — у зеркала, в котором отражается не только ученица, но и праздничный букет. Картина выставлялась с 1950 по 2008 год на 12 международных выставках. За это время обладательница форменного платья успела покинуть парту и наверняка отвести в школу не только детей, но и внуков.

LiveInternetLiveInternet

Знаменитый русский художник Николай Петрович Богданов-Бельский написал уникальную и невероятно жизненную историю в 1895 году. Произведение называется «Устный счёт», а в полной версии «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского».

Николай Богданов-Бельский. Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского

Картина написана маслом по холсту, на ней изображена сельская школа 19 века во время урока арифметики. Школьники решают интересный и сложный пример. Они находятся в глубокой задумчивости и поиске верного решения. Кто-то думает у доски, кто-то стоит в сторонке и пытается сопоставить знания, которые помогут при решении задачи. Дети полностью поглощены поиском ответа на поставленный вопрос, они хотят доказать себе и миру, что могут это сделать.

Рядом стоит учитель, прототипом которого является сам Рачинский – знаменитый ботаник и математик. Не зря картине присвоено такое название, оно в честь профессора Московского университета. На полотне изображено 11 человек детей и только один мальчик тихо шепчет учителю на ухо, возможно правильный ответ.

На картине изображён простой русский класс, дети одеты в крестьянскую одежду: лапти, штаны и рубахи. Всё это очень гармонично и лаконично вписывается в сюжет, ненавязчиво неся миру тягу к знаниям со стороны простого русского народа.

Тёплая цветовая гамма несёт доброту и простоту русского народа, здесь нет зависти и фальши, нет зла и ненависти, дети из разных семей с разным достатком собрались воедино для принятия единственно верного решения. Этого очень не хватает в нашей современной жизни, где люди привыкли жить совсем по – другому, не считаясь, с мнением окружающих.

Николай Петрович посвятил картину своему учителю, великому гению математики, которого хорошо знал и уважал. Сейчас картина находится в Москве в Третьяковской галерее, будете там, обязательно взгляните на перо великого мастера.

Николай Петрович Богда́нов-Бе́льский (8 декабря 1868, д. Шитики, Бельский уезд, Смоленская губерния, Россия — 19 февраля 1945, Берлин, Германия) — русский художник-передвижник, академик живописи, председатель Общества имени Куинджи.

На картине изображена деревенская школа конца XIX века во время урока арифметики при решении дроби в уме. Учитель — реальный человек, Сергей Александрович Рачинский (1833—1902), ботаник и математик, профессор Московского университета.

На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту, прививая деревенским ребятишкам его навыки и основы математического мышления. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, и посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.

На классной доске написан пример, который ученикам необходимо решить:

Задача, изображенная на картине, не могла быть предложена ученикам стандартной начальной школы: в программе одноклассных и двуклассных начальных народных училищ не предусматривалось изучение понятия степени. Однако Рачинский не следовал типовому учебному курсу; он был уверен в отличных математических способностях большинства крестьянских детей и считал возможным существенное усложнение программы по математике.

Решение задачи Рачинского

Первый способ решения

Для того, чтобы решить это выражение существует несколько способов. Если вы в школе учили квадраты чисел до 20 или до 25, то скорее всего она не вызовет у вас особого труда. Это выражение равно: (100+121+144+169+196) разделить на 365, что в итоге преобразовывается в частное 730 и 365, что равняется: 2. Чтобы решить пример этим способом вам могут пригодиться навыки внимательности и умение держать в уме несколько промежуточных ответов.

Второй способ решения

Если вы в школе не учили значения квадратов чисел до 20, то вам может пригодиться простой способ, основанный на применении опорного числа. Этот способ позволяет просто и быстро перемножать два любых числа, меньшие 20. Способ очень прост, нужно к первому числу прибавить единицу второго, умножить эту сумму на 10, а затем прибавить произведение единиц. Например: 11*11=(11+1)*10+1*1=121. Остальные квадраты находятся также:

12*12=(12+2)*10+2*2=140+4=144

13*13=160+9=169

14*14=180+16=196

Затем, найдя все квадраты, задание можно решить так же, как показано в первом способе.

Третий способ решения

Еще один способ предполагает использовать упрощение числителя дроби, основанное на использовании формул квадрата суммы и квадрата разности. Если попытаться выразить квадраты в числителе дроби через число 12, то получим следующее выражение. (12 — 2)2 + (12 — 1)2 + 122 + (12 + 1)2 + (12 + 2)2 . Если вы хорошо знаете формулы квадрата суммы и квадрата разности, то вы поймете, как это выражение легко привести к виду: 5*122+2*22+2*12, что равняется 5*144+10=730. Чтобы 144 умножить на 5 достаточно просто поделить это число на 2 и умножить на 10, что равняется 720. Потом это выражение делим на 365 и получаем: 2.

Четвертый способ решения

Также эту задачу можно решить за 1 секунду, если вы знаете последовательности Рачинского.

Последовательности Рачинского для счета в уме

Для решения знаменитой задачи Рачинского можно также использовать и дополнительные знания о закономерностях суммы квадратов. Речь идет именно о тех суммах, которые называются последовательностями Рачинского. Так математически можно доказать, что следующие суммы квадратов равны:

32+42 = 52 (обе суммы равняются 25)

102+112+122 = 132+142 (сумма равняется 365)

212+222+232+242 = 252+262+272 (что составляет 2030)

362+372+382+392+402 = 412+422+432+442 (что равняется 7230)

Чтобы найти любую другую последовательность Рачинского, достаточно просто составить уравнение следующего вида (обратите внимание, что всегда в такой последовательности справа количество суммируемых квадратов на один меньше, чем слева):

n2 + (n+1)2 = (n+2)2

Это уравнение сводится к квадратному уравнению и легко решается. В данном случае «n» равняется 3, что соответствует первой последовательности Рачинского, описанной выше (32+42 = 52).

Таким образом, решение знаменитого примера Рачинского, можно произвести в уме еще быстрее, чем было описано в данной статье, просто зная вторую последовательность Рачинского, а именно:

102+112+122+132+142 = 365 + 365

В итоге уравнение с картины Богдана-Бельского принимает вид (365 + 365)/365, что, несомненно, равняется двум.

Также последовательность Рачинского может пригодиться и для решения других задач из сборника «1001 задача для умственного счета» Сергея Рачинского.

Евгений Буянов

«Первое сентября». Александр Кречетов

Словно иллюстрация к идеям Ушинского и Сухомлинского — дети и родители на общем пути к знаниям. Совместные бдения над домашним заданием, проверки дневников и выволочки за плохие оценки — впереди. Пока же на школьном дворе царит оживление и гомон. Художник уловил солнечное настроение первого школьного дня 1980 года. Заканчивать школу этим мальчикам и девочкам предстояло в «свободной форме».

«Опять двойка». Федор Решетников

Хрестоматийная картина Федора Решетникова — о многих школьных историях. Общее для всех — виноватый вид главного героя. Сегодня радостно его встречают лишь братик и собака. Семья расстроена, двоечник — в отчаянии. В руках видавший виды и многие школьные сражения портфель. Видны коньки — прекрасная альтернатива сидению за уроками, в глазах — тоска. Предстоит работа над ошибками, которых очень много.

«Экзамен». Иван Тихий

Ты и доска. Один на один. Неминуемое противостояние. Смущение, волнение, провалы в памяти. Мел, замерший в руке, вместо того, чтобы бегло строчить на доске. Экзамен. Художник вместе с застывшим классом на картину будто вписал и тишину, в которую этот класс погрузился. Хотя самые отчаянные всегда пытаются шептать. С места, чтобы, оказавшись у доски, смущаться, волноваться. Вспоминать даже то, чего не знаешь.

«Герои в школе». Олег Терентьев

Первое сентября для тех, кто закончил учебу, сдал школьные экзамены и выдержал экзамены жизненные. Герои в школе. Солнечным сентябрьским утром вошли в класс. Как многие годы назад, с букетом осенних цветов. Вызвали переполох среди ребят радушными улыбками, военной выправкой, медалями на груди. Учительница встречает гостей — возможно, тех, кто некогда сидел за этими партами, вчерашних школьников — нынешних героев. Не лучшая ли награда для учителя — гордость за своих учеников.

Популярные сочинения

  • Бог, природа, человек в поэзии Есенина — сочинение
    Себе, как поэту, Есенин сам дал определение: » Певец и глашатай древней Руси». Стихи Сергея Есенина выражают пылкие чувства, откровенны перед читателем. Он искренне и от всей души выражает
  • Анализ рассказа «Дураки» (Тэффи)
    Произведение является одним из юмористических рассказов писательницы, входящий в состав литературного сборника «И стало так», вышедшего в 1912 году.
  • Сочинение Братья наши меньшие
    Разве можно себе представить жизнь, без братьев наших меньших? Я думаю, что нет. Настолько близки они нам. Кажется? будто животные всегда были рядом с человеком. Однако, так было не всегда.

Дети — Николай Петрович Богданов-Бельский. Холст, масло.
Выдающийся мастер живописи Богданов-Бельский личность очень интересная и многогранная. Он успешный, затребованный художник – его заказчиками были и высокопоставленные люди, и члены императорской семьи, и интеллигенция, и аристократы, но крестьяне, особенно дети, всегда были в основе его творчества.
Николай Петрович Богданов-Бельский, родившийся в русской глубинке, предпочитал писать на деревенские жанровые темы. Благодаря таланту, трудолюбию, силе характера он смог вырасти из бедного сына батрачки до художника с мировым именем. Богданов-Бельский, проведя почти четверть века за границей, никогда не забывал своих корней. Ведь когда-то и его судьба удалась, благодаря тому, что способности Николая заметил С. А. Рачинский – создатель народных школ в деревнях. Он не только отправил талантливого мальчика в школу, но и принимал участие в его дальнейшей жизни.
Поэтому тема русской деревни, крестьянских детей, их образования, просвещения занимает главное место в работах художника. Он считает, что дети деревни очень непосредственные, искренние, пытливые, даровитые. Ему доставляет огромное творческое удовлетворение писать эти смышленые, естественные лица ребятишек.
Наверняка, Николай Петрович был очень добрым и светлым человеком, иначе от его полотен не веяло бы такой теплотой, душевностью, радостью детства.
Современники считали его отзывчивым и милейшим, мягким и легким в общении, а дети к нему так и липли, тем более, что в карманах его одежды всегда находилось что-нибудь вкусное для ребятишек.
В 1910 году им написана простая, но останавливающая на себе внимание картина «Дети».
Полотно насыщено яркими и свежими красками. Автор тщательно, аккуратно и точно выписывает каждую деталь – узоры и щели между досок беседки, трещины скамейки, складки одежды.
Художник, закончивший училище по классу пейзажа, великолепно выписывает природу — солнечные лучи брызжут бликами света сквозь нежную, сочную зелень листвы, через нее проглядывают кусочки голубого летнего неба.
На деревянной крашеной скамейке в садовой беседке, чинно сложив руки на коленях, сидят два деревенских мальчика лет семи. Позы их немного напряжены, чувствуется, что они пришли по просьбе художника позировать для картины. На них чистые рубахи, новые без заплат штаны.
Белобрысый мальчик на переднем плане кажется более скованным и стеснительным, серьезным.
Второй же, в красной рубашке и соломенной шляпе, создает впечатление живого, шустрого и бойкого мальчугана, которого на время уговорили присесть на скамейку и сделать серьезное лицо.
Взгляд у ребят по-детски заинтересованный и наивный. Наверняка, после очередного сеанса, они нетерпеливо подбегали к мольберту и с интересом смотрели, как меняется каждый раз картина после работы художника.
Рассматривая простые, русские, скромные лица мальчиков, их спокойно лежащие по-взрослому сложенные руки, автор создает общую атмосферу картины – крестьянские дети сызмальства приучены к труду, они не капризны и не избалованы. Они более взрослые и степенные, они без фальши и притворства, вот они тут перед вами, обычные мальчишки из деревни.
И как бы ни сложилась впоследствии их судьба, наверняка в их памяти останется этот интересный момент из жизни.
А художник знает цену тяжелой деревенской работе, он и сам «вышел из народа», поэтому и считает, что детство так важно для каждого человека, его необходимо запомнить и запечатлеть, как самый прекрасный, беззаботный период жизни.
Картины Богданова-Бельского привлекают, прежде всего, добротой и любовью к бесхитростным крестьянским детям.
Художнику, обделенному семейной лаской, выросшему без отца у дяди, который считал их с матерью лишними едоками, очень понятна и близка тема деревенских детишек. Он с сочувствием относится к ним, к их в будущем, возможно, трудной жизни.
Но сейчас они дети – веселые или грустные, любознательные или задумчивые. И рисовать их Николай Петрович не перестанет до конца дней.
К сожалению, у самого художника не было своих детей, но во всех его работах есть любовь и частичка души автора к детям, которые и сделали творчество Николая Петровича Богданова-Бельского бессмертным.

Традиционно в первое воскресенье октября страна чествует и славит учителей, поздравляет их с профессиональным праздником — Днем учителя! В новой России в 1994 году праздник перенесли и закрепили за 5 октября, чтобы отметить заодно и Всемирный день учителя. Поэтому кто-то поздравляет учителей «по старинке» в первое воскресенье, кто-то ждет пятое число. Ну, а я традиционно поздравляю их новой галереей картин, поскольку среди родственников, друзей и знакомых есть педагоги и воспитатели. Правда, школа давно уже движется семимильными шагами непонятно в каком направлении… ГПД (группы продленного дня) и ПДО (педагогическое дополнительное образование) стали платными, школьные библиотеки вытесняются электронными учебниками (офтальмологи, ау, где вы?), школьные программы строятся на стахановском принципе: «Даешь пятилетку в три года!». И слоган, придуманный дедушкой Лениным, «Учиться, учиться, учиться» уже не актуален, ведь учителя выступают нынче в роли не педагогов, а мотиваторов… Но не будем о грустном, праздник все же! ))


Семячкин Павел Семенович (род. 1923) День рождения. 1950-е г.
Коржев-Чувелев Гелий Михайлович (1925-2012) Дополнительный урок. 1986-1992 гг.
Зайцев Егор Николаевич (род. 1967) Сельский учитель. 2012 г.
Неизвестный художник В школе. 1930-е гг.
Касаткин Владимир Васильевич (род. 1924) Учительница В.Чигинскайте. 1983 г.
Янев Анатолий Никитич (род. 1945) Учитель физкультуры.
Зарубина Елена Константиновна (род. 1977) Учительская. Иллюстрация к повести Е.Садур «Из тени в свет перетекая» 2006 г.
Спирин Геннадий Константинович (род. 1948) Иллюстрация к рассказу Л.Толстого «Филиппок».
Спирин Геннадий Константинович (род. 1948) Иллюстрация к рассказу Л.Толстого «Филиппок».
Панфилов Виктор Михайлович (1924-2009) Сельская учительница.
Ромадин Николай Михайлович (1903-1987) Сельская учительница. 1943 г.
Луконина-Овчинникова Лариса Леонидовна (1934-2008) У доски. 1952 г.
Слетов Ростислав Владимирович (род. 1921) Учительница. 1953 г
Маевский Дмитрий Иванович (1917-1992) Портрет сельской учительницы. 1962 г.
Бачевская-Беляева Прасковья Филипповна (1910-2006) Учительница. 1970 г.
Ватолина Нина Николаевна (1915-2002) Добро пожаловать! 1956 г.
Травников Герман Алексеевич (род. 1937) Учительница. 1967 г.
Долинина Антонина Александровна (1925-2004) Портрет сельской учительницы (учительница химии Каминская Елизавета Михайловна). 1970-е г.
Головина (Анисимова) Руфина Дмитриевна (род. 1927) Портрет учительницы Смирновой А.А.
Пашков Павел Петрович (1872-1952) Учительница. 1928 г.
Неменский Борис Михайлович (род. 1922) Учительница. Портрет Т.Г. Запениной.
Мигунов Евгений Тихонович (1921-2004) Иллюстрация к повести Н.Носова «Дружок». 1972 г.
Дорогие учителя, педагоги, преподаватели и воспитатели,
доктора науки, доценты и профессора, с праздником вас!
Талантливых учеников, терпения и успехов вам
в вашей нелегкой, но нужной работе!!!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *