Кашин клобуков монастырь

Воскресенский кафедральный собор (г. Кашин, Соборная пл., д. 1) – главная святыня и архитектурная доминанта Кашина. Впервые упомянут в летописи под 1382 годом. В начале XVI века вместо деревянного был воздвигнут древнейший в городе каменный храм из кирпича местного производства. Существующий грандиозный Воскресенский собор создан в конце XVIII – середине XIX века. В конце XIX столетия в нем могло поместиться все тогдашнее население Кашина – около 7 тысяч человек. Колокольня высотой более семидесяти метров (33 сажени) — самая высокая в Верхневолжье. В Воскресенском соборе с 1817 года до 24 января 1930 года находились мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской, затем они были переданы в краеведческий музей. 25 июня 2009 года, в день 100-летия второй канонизации преподобной Анны Кашинской, Воскресенский собор был возвращен верующим, кашинцы приступили к его восстановлению. В настоящее время в центральной части собора ведутся реставрационные работы, но в летнее время богослужения совершаются в ней (в зимнее время – в Николо-Васильевском приделе на втором этаже колокольни). Также открыт вход на смотровую площадку колокольни, откуда виден весь Кашин.

Вознесенский кафедральный собор (г. Кашин, пл. Единения, д. 1) – второе после Воскресенского кафедрального собора крупномасштабное сооружение в центральной части Кашина. Деревянная церковь известна с XVII века, строительство нового каменного храма начато в 1799 году. Во второй половине XIX века церковь перестраивается, работы завершились лишь к началу ХХ века. Величественные стены и арки покрыты отличной лепной работой, сооружается изящный иконостас, внутри стены и своды отделаны живописными картинами — своим блеском, обилием света и чистотой производит сильное впечатление на каждого посетителя. Интереснейшим памятником позднего классицизма является отдельно стоящая колокольня, построенная по проекту тверского губернского архитектора И.Ф. Львова в середине XIX века. В Вознесенском кафедральном соборе покоятся святые мощи преподобной Анны Кашинской.

Николаевский Клобуков женский монастырь (г. Кашин, ул. Смычка, д. 6) — один из самых древних на Тверской земле — был основан в XIV веке на правом берегу реки Кашинки при впадении в нее реки Вонжи как мужской. В 1420 году в обитель пришел и принял постриг преподобный Макарий Калязинский. Монастырь был вновь открыт в 1994 году. В нем восстановлены Алексеевский храм (1851-1854) и Покровская надвратная церковь (редкий памятник древнерусского зодчества), где идут богослужения, настоятельский корпус и северный келейный корпус с трапезной; нуждается в реставрации Троицкая церковь (1684). В 2001 году монастырь преобразован из мужского в женский. Подворье обители – храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святыни монастыря: уникальная резная икона Богоматери «Одигитрия» (XV век), келья преподобного Макария Калязинского, собственноручно сделанная им около 1425 года, старинная рака, в которой при второй канонизации в 1909 году находились мощи святой благоверной великой княгини-инокини Анны Кашинской, икона с частицей ее мощей, частицы мощей многих святых угодников Божиих.

Памятник Анне Кашинской (г. Кашин, Соборная пл.) установлен у Воскресенского кафедрального собора, был открыт в ходе празднования 100-летнего юбилея второго прославления святой благоверной великой княгини-инокини Анны 25 июня 2009 года. Автор памятника – известный скульптор, народный художник России Андрей Ковальчук. Великий князь Михаил Ярославич Тверской (1271-1318) и его супруга великая княгиня Анна Кашинская (?-1368) являются покровителями всей православной Руси, а также христианского брака и семьи. Как Михаил особо почитается в Твери как покровитель города, так и Анна – в Кашине, и по сей день она хранит город от напастей, ходатайствует о нем перед Господом.

Гостиный двор и торговые ряды (Пролетарская пл.) до сих пор выполняют свою главную функцию – служат складами и магазинами для многочисленных покупателей. Выполненные в так называемом «кирпичном» стиле, они органично украшают центр кашинского «сердца». Еще в начале XIX столетия здесь пестрели разбросанные каменные и деревянные лавки. В 1822 году по проекту архитектора Н.Н. Легранда были возведены торговые ряды в стиле классицизма, но до наших дней они не дошли. Двухэтажный гостиный двор – основная доминанта ансамбля — построен в 1895 году по проекту инженера Ф.Н. Малиновского на средства «общества городских торговцев».

Кашинский краеведческий музей (г. Кашин, Бассейная пл., 5) был открыт 2 февраля 1919 года. Экспонаты, выставленные в музее, собираются уже более ста лет. Начало коллекции положил кашинский купец, любитель старины Иоасаф Яковлевич Кункин, дом которого на Пушкинской набережной стал первым местным музеем. Затем музей размещался в здании городской думы, а с 1932 года по настоящее время — в здании бывшей Входоиерусалимской церкви. В современной экспозиции, которая состоит из девяти залов, воссоздана атмосфера старого Кашина, она дает представление о местных промыслах, быте различных сословий. Фонды музея насчитывают порядка 20 тысяч единиц, среди которых есть уникальные экспонаты местного происхождения. Кашинский краеведческий музей — филиал Тверского государственного объединенного музея.
Дом-музей М.И. Калинина (Кашинский район, пос. Верхняя Троица, ул. Центральная, д. 8) находится на родине Михаила Ивановича Калинина, где будущий всесоюзный староста родился и провел детские годы. В доме, где жила семья Калининых, музей был открыт в 1940 году. Здесь сохранены уникальные надворные постройки, покрытые дранкой, вернулась в дом обстановка семьи, личные вещи Михаила Ивановича. Музей основан на этнографии и крестьянском быте конца XIX – начала ХХ веков. Сегодня он является филиалом Тверского государственного объединенного музея и вновь вызывает интерес у посетителей.

Музей кашинской старины в селе Вознесенье (Кашинский район, с. Вознесенье) отличается тем, что здесь все экспонаты можно трогать руками, что особенно нравится детям. Сотрудники музея с удовольствием расскажут о жизни кашинских крестьян, покажут весь процесс обработки льна или выпечки хлеба, поиграют с гостями в народные игры, проведут мастер-классы по традиционным ремеслам, угостят блюдами русской кухни.

Музей каши и кашинских традиций (г. Кашин, Пролетарская пл., д. 7/1) – новый музей, открытый в июне 2014 года. Здесь гости увидят, чем питались жители Кашинского края, в чем и как варили кашу, чем и из чего ее ели; узнают об обычаях, связанных с кашей, ведь она издревле была обрядовым кушаньем: за кашей мирились, женились, провожали людей; ознакомятся с особенностями различных видов круп и старинными рецептами каши. В музее также представлена история пряничного дела, ведь Кашин славится своими пряниками и по сей день. Здесь созданы условия для проведения интерактивных экскурсий и мастер-классов.

В конце XVIII века в Кашине проживало около 4 тысяч человек, в городе имелось 13 монастырей и более 60 храмов, из которых пять было каменных (в их числе — Троицкий собор Николаевского Клобукова монастыря). Церкви воздвигали парами — зимнию (отапливаемую) и летнюю. В плане города 33 храма образовывали крест, 24 храма — круг, а монастыри — три треугольника.

Николаевский Клобуков мужской (ныне женский) общежительный монастырь был основан в г. Кашине, на возвышенном берегу р. Кашинки, при впадении в нее р. Вонжи – на северо-восточной окраине города. Церковное предание относит время основания монастыря к первой половине XIV столетия. В 1420 г. в монастыре принял постриг и более 10 лет подвизался преподобный Макарий Калязинский.

«Николаевский Клобуков мужской, заштатный, общежительный монастырь находится в г.Кашине Тверской губернии, на возвышенном левом берегу реки Кашинки, при впадении в нее речки Вонжи, — на северо-восточной стороне города. Вид монастыря, привлекающего внимание зрителей своими красивыми каменными храмами, такими же оградою и кельями, получает еще более привлекательности от стоящего в близком соседстве с ним каменного двухэтажного Введенского приходского храма, с возвышающейся при нем прекрасною новейшей архитектуры колокольнею. Немало красоты придают монастырю стоящие близ него с незапамятных времен ивы и липы, перемешанные с орешником и разного рода кустарником. В этой рощице, с южной стороны, близ ворот монастыря находится довольно большой и глубокий пруд с рыбой и ключевой колодезь, обнесенный деревянным шатром. Колодезь этот вырыт, по преданию, преподобным Макарием».

Такими словами открывает изданное в 1899 году «Описание Кашинского Николаевского Клобукова монастыря» преподаватель Кашинского духовного училища священник Серафим Архангелов. Сейчас, когда история монастыря насчитывает почти семь столетий, когда позади двадцатый век, сначала уничтоживший обитель, а на своем излете чудесным образом вдохнувший в нее новую жизнь, это описание предстает картиной плодоносного расцвета древнего центра духовной жизни.

В монастыре подвизались преподобные Ефрем Перекопский, Савва Вышерский, Паисий Углический. Здесь захоронены месточтимые святые – схимонах Сергий и схимонахиня Марфа (Анисимовы). В монастыре до конца своей жизни после убиения супруга благоверного князя Михаила Тверского проживала благоверная княгиня Анна Кашинская.

С первых летописных упоминаний за монастырем закрепилось двойное название — Николаевский Клобуков. Дело в том, что главный храм монастыря был заложен и освящен в честь свт. Николая Мирликийского — отсюда название Николаевский. О происхождении же наименования Клобуков (или Клобуковский) нет единого мнения, хотя в Кашине и по сей день бытует благочестивое предание, сообщающее о том, что раньше построения монастыря на левом берегу Кашинки, близ старой угличской дороги, был найден монашеский клобук. Хранимая кашинцами легенда относит чудесное появление клобука к святителю Иоанну, архиепископу Новгородскому (XII век). По мнению исследователя Б. М.Кирикова, автора книги «Кашин», вышедшей в 1988 году в серии «Памятники городов России», определение «Клобуков» связано с наименованием местности или «каблуком», который образует русло Кашинки в этом месте. Сами кашинцы исстари и до сих пор охотнее называют монастырь «Каблуковым» или «Каблуковским» и даже замешкаются, отвечая на вопрос паломников о дороге к Клобукову монастырю. Эта замена объясняется и тем, что такое звучание привычнее и понятнее для мирского уха; к тому же, если присмотреться к течению реки, то в очертаниях берега, действительно, вполне угадывается каблучок.

Что касается даты «рождения» обители, то можно с уверенностью сказать, что она возникла во второй половине XIV века, так как к началу XV века монастырь был уже достаточно благоустроен и развит, «потому что под кров его стремились для первоначального упражнения себя в иноческих подвигах известные впоследствии святостью жизни преподобные».

О внешнем устройстве Клобукова монастыря в XV столетии сохранились лишь немногие свидетельства. Помимо небольшой деревянной церкви во имя свт. Николая, давшей название обители, предание указывает на существование в то время и церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в которой преподобный Макарий Калязинский принял монашеский постриг. Монастырю принадлежала береговая земля реки Кашинки, где этот святой построил мельницу.

Уже во второй половине XVII века в обители началось каменное строительство. Трудами и попечением благочестивых супругов Стефана и Матроны Анисимовых (в иночестве Сергия и Марфы) в 1664 году в Клобуковской обители была заложена первая каменная соборная церковь во имя святителя Николая. К 1671 году строительство собора завершилось. Позже трудами новых жертвователей возле него поднялся большой каменный собор во имя Святой Живоначальной Троицы, после чего Никольский храм решили преобразовать в придел новой соборной церкви. К 1684 году эти планы были претворены в жизнь.

Как видим, конец XVII — начало XVIII веков смело можно считать временем расцвета монастыря. В 1681 году вышло постановление о содержании с монастырских доходов тверского архиерея. В 1700 году — монастырь владел 70 крестьянскими дворами. В 1708 году, при образовании Ингерманландской губернии, указом Петра I Кашин приписали к Угличу, а вместе с Угличем — к Ярославлю. В 1710 стольник Тимофей Акимович Дуров подготовил подробнейшую опись Клобукова монастыря. Из текста описи следует, что монастырь был хоть и не велик, но благоустроен и имел хороший доход. Подати вносились аккуратно, По указу государя, игумену и братии положили жалование. При пособии в 200 рублей, пожертвованных генеральшей Секиатовой, в 1743 году в монастыре начали возведение каменной осады с тремя башнями, которая, в итоге, имела протяженность 418 метров.

К началу XIX столетия монастырские здания начали ветшать, и настоятелям монастыря, сообразно своему новому наименованию, пришлось заняться строительной и восстановительной деятельностью. При содействии жертвователей и благотворителей в 1810-20-е годы кельи и соборы обители ремонтировались и благоукрашались. В 1823 году, в связи с прошением настоятеля и по высочайшему повелению, Николаевский Клобуков монастырь был преобразован в общежительный, а в 1869 году, благодаря щедрым пожертвованиям купчихи Анны Васильевны Вончаковой, Святейший Синод учредил в монастыре архимандритию. Первым архимандритом Клобуковской обители стал строитель Феодосий.

Согласно Екатерининскому манифесту о секуляризации церковных земель 1764 года, Николаевский Клобуков монастырь был причислен к заштатным и оставлен на своем содержании. Во владении обители сохранились лишь бесспорно принадлежавшие ей пустыни да Макарьевская мельница на реке Кашинке. Монастырские крестьяне с их усадебной и пахотной землей переходили в ведомство коллегии экономии — специального имперского учреждения, которое занималось управлением земельными владениями духовных лиц и учреждении и сбором с них доходов в государственную казну. Введенская церковь отторгалась от монастыря и становилась приходской церковью Кашина; жители подмонастырской слободы переводились в разряд горожан. Настоятели монастыря впредь именовались не игуменами, как раньше, а строителями. В 1798 году, при наделении обителей землей, Николаевский Клобуков монастырь обошли стороной как достаточно зажиточный. Впрочем, было решено ежегодно выделять монастырю по 300 рублей ассигнациями в качестве «милостынной дачи».

О жизни монастыря в конце XIX — начале XX веков известно немного. Это был один из трех монастырей Кашина. Братия его по-прежнему оставалось немногочисленной, служба отправлялась ежедневно, по праздничным дням служилось две Божественные литургии. Само богослужение совершалось строго по уставу, без сокращений и торопливости, во время братской трапезы читались жития святых по дням. Главным престольным праздником считался день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая Мирликийского 22 (9 по старому стилю) мая. В этот день в крестном ходе от кафедрального Воскресенского собора в Клобуков монастырь принимали участие все горожане и духовенство всех кашинских церквей.

В 1920-е годы монастырь был упразднен и постепенно начал заселяться светскими людьми. Комнаты городили повсюду — в игуменском корпусе, в кельях, в церквях. Даже из врат Покровской церкви сделали жилье. В 1929 году Алексеевская церковь лишилась колоколов и иконостаса; в 1931-м — разобрали колокольню. Тогда же в Алексеевском храме разместили колбасную артель «Инвалид» с бойней, а в частично разобранном Троицком храме — гончарную мастерскую. В таком состоянии Клобуковская обитель простояла до конца 1970-х — начала 1980-х годов, когда усердием хранителей кашинской старины на монастырь обратили внимание как на древний памятник истории и архитектуры.

30 октября 1995 года комплекс Николаевского Клобукова монастыря официально передали Русской Православной Церкви. 19 июня 2001 года Николаевский Клобуков монастырь был преобразован из мужского в женский.

Кашин — Сретенский Кашинский монастырь

Самый крупный из монастырей Кашина — Сретенский — встречал прибывавших по Московской дороге. Впервые он был упо­мянут в жалованной грамоте тверского великого князя Бориса Александровича, а основание обители приписывают брату князя Георгию (начало XV в.). По легенде, монастырь был построен в честь счастливого возвращения с поля брани и встречи братьев.
В Смутное время он был полностью разрушен интервентами, однако возродился, как рассказывают, благодаря молитвам Дорофеи Ладыгиной, принадлежавшей к роду князей Коркодиновых. После смерти мужа, случившейся во время польского разорения, Дорофея поселилась в Сретенском монастыре. Она умерла в 1649 г. в возрасте 80 лет, и на её могиле начали совершаться чудесные исцеления. Дорофея стала местночтимой святой, ныне её икона находится в Вознесенском соборе.
Первая каменная постройка — Сретенский собор — появилась в монастыре в 1692 г., заняв место на площади с двумя прудами. Уже через год здесь вознеслась к небу колокольня. В последующие века ансамбль монастыря постепенно разрастался, особенно много сооружений на его территории возводилось в XIX в. Освящённая в 1844 г. надвратная Троицкая церковь, отличавшаяся строгостью и чёткостью форм, является единственной уцелевшей храмовой постройкой монастыря. Кроме неё сохранились настоятельский корпус и кельи.

  • Казанский собор Сретенского монастыря
  • Сретенский собор Сретенского монастыря
  • Троицкая надвратная церковь Сретенского монастыря
  • Анны Кашинской церковь на подворье Кашинского Сретенского женского монастыря

Посмотреть всю карту

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *