Кассия имя

Транскрипт

1 Г осударственный научно-исследовательский Институт реставрации М узей фресок Дионисия Ферапонтовский сборник VI ^ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИНДРИК» Москва 2002

2 М. С. СЕРЕБРЯКОВА ПРИНЦИПЫ РЕКОНСТРУКЦИИ СВОДА ГРАМОТ ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ XV ВЕКА Письменные акты Ферапонтова монастыря XV века данные, жалованные, купчие, отводные грамоты и прочие акты, непосредственно на месте, в Ферапонтовом монастыре, не сохранились. Среди документов, еще находившихся на хранении в приходе в конце XIX века, И. И. Бриллиантов не описал ни одного, относящегося к XV XVI векам1. Из опубликованных в 1958 году И. А. Голубцовым 19 актов из архива Ферапонтова монастыря2 в подлинниках сохранилось только 7. Шесть из них находятся в собрании П. М. Строева в Санкт-Петербургском филиале Института российской истории, один в Российской Национальной библиотеке. В свою очередь только три из них упоминаются в описных книгах Ферапонтова монастыря XVII XVI11 веков. Не лучше обстоит дело с перечнями грамот, приведенных в монастырских описях XVII XVIII веков в них с разной степенью частоты упоминаются только 9 актов XV века, из которых сохранились только три документа. Такое ограниченное количество или дошедших до нас, или упоминаемых письменных источников второй по величине вотчины Белозерья времени ее формирования3 требует объяснения. Не подлежит сомнению, что в Ферапонтовом монастыре в XV веке хранились в подлинниках или в копиях-списках разнообразные грамоты, подтверждавшие льготы, которыми пользовался монастырь, а также право на владение определенными деревнями, пустошами, селищами, лесом, пожнями, покосами. В судных списках конца XV века неоднократно встречаются ссылки на них. Автор жития преподобного Ферапонта в 1540-х годах, упоминая о пожалованиях князя Андрея Дмитриевича, его княгини и их детей в Ферапонтов монастырь, «не только большими имениями с пашнями, но и многими озерами и реками», говорит о данных на них «жалованных грамотах, скрепленных подписями и печатями». От- 40

3 Принципы реконструкции свода грамот… мечает он также и то, что эти грамоты «действуют даже доныне, и милостию Божией мы могли их видеть»4. В житии преподобного Мартиниана этот мотив повторяется, но здесь вкладчиком является уже «Михаил Андреевич и его родственники, вотчинники той земли,…милостыни беспрестанно посылая и вотчинные земли даруя, скрепляя это грамотами с печатями»5. И. А. Голубцов отмечал, что архив Ферапонтова монастыря за XV век не сохранился6. Действительно, трудно представить семь подлинных документов Ферапонтова монастыря XV века как полноценный архив. Но если сравнить соотношение подлинников и списков актов Кирилло-Белозерского монастыря XV века, по сохранности документов уступающих только архиву Троицкого монастыря7, с подобным соотношением документов Ферапонтова монастыря, то обнаруживается, что сохранность кирилловского и ферапонтовского архивов XV века одинакова. Так, в Ферапонтовом монастыре подлинные акты XV века составляют 37% от общего числа известных грамот (7 из 19), в Кирилловом монастыре — 38% (114 из 303). Видимо, судьба документов в обоих белозерских монастырях была одинаковой. После смерти в 1486 году князя Михаила Андреевича, по духовной которого Белоозеро отходило к Москве8, писцы великого князя Федор Федорович Алабышев и Василий Васильевич Далматов переписывали владения и проверяли права владельцев. Все подлинные грамоты были отобраны и отвезены в Москву в казну великого князя9. На местах остались лишь списки копии грамот, которые при разбирательстве судебных дел предъявлялись на месте судье, а затем сверялись с подлинником в Москве. Одинаковая для Кириллова и Ферапонтова монастырей судьба подлинных грамот на Москве, возможно, связана со страшным пожаром 1626 года, когда в огне погибла значительная часть государственного архива10. Списки, хранившиеся в самом Ферапонтове, пострадали в Смутное время. Опись казны и ризницы Ферапонтова монастыря 1636 году свидетельствует о находившихся в Казенной палате «в одирках после литовского разорения» государевых жалованных грамотах и вотчинных крепостях». Поэтому понятно, почему в описных книгах монастыря упоминаются только 9 грамот, относящихся к XV веку. Незначительное количество грамот Ферапонтова монастыря XV века, по сравнению с кирилловским соседом, не вызвало необходимости составить при Иване Грозном копийные книги, подобные кирилловским. Это лишает нас возможности воссоздать 41

4 М. С. Серебрякова тексты утраченных актов Ферапонтова монастыря. Однако, исходя из существовавшей тогда юридической практики ведения и утверждения документов, можно попытаться составить перечень ферапонтовских грамот XV века. Так, если какой-либо владелец вкладывал в монастырь принадлежавшую или купленную им деревню, пожню, покос и прочее, то вкладную обязательно должна была сопровождать подтвердительная жалованная грамота со стороны вотчинника. В нашем случае князей Андрея Дмитриевича (до 1432), Ивана Андреевича (до 1447), Михаила Андреевича (до 1486), а с 1486 годавеликих князей московских и царей. Если в своде текстов грамот Кириллова монастыря сохранился список судного дела по межеванию земель, граничивших с Ферапонтовым монастырем, то, скорее всего, подобный же список имелся и в Ферапонтове. Если в 1473 году князь Михаил Андреевич дал Кириллову монастырю жалованную тарханную и несудимую грамоту на все его земли, то подобную же «ободную» грамоту должен был получить и Ферапонтов монастырь. Однако ей не было суждено сохраниться ни в подлиннике, ни в копии. Приводимый ниже перечень из 43 ферапонтовских документов XV века — первая попытка реконструировать свод грамот монастыря периода формирования его земельных владений, начало которым было положено, по-видимому, еще самим Ферапонтом. Единственным свидетельством этого является купчая на село Мигачевское. Основу свода составляют публикации в «Актах социальноэкономической истории Северо-Восточной Руси». Его дополняют документы, упоминаемые в других изданиях и публикациях. К 19 грамотам наш перечень добавляет еще 23. При этом 16 из них включены в свод по аналогии (то есть тексты их по той или иной причине должны были находиться в Ферапонтовом монастыре), 5 упоминаются в кормовой и описных книгах монастыря, одна грамота находится в РГАДА, еще одна в Санкт-Петербургском филиале Института российской истории. Работа выполнена по гранту РГНФ а «Описи имущества строений Ферапонтова монастыря XVII XIX вв. как источник по изучению монастырской культуры Севера». ПРИМЕЧАНИЯ 1. Бриллиантов И. И. Ферапонтов Белозерский ныне упраздненны монастырь, место заточения патриарха Никона. СПб., 1899, с. 61,

5 Принципы реконструкции свода грамот АСЭИ, т. II. М 1958, с Копанев А. И. История землевладения Белозерского края XV XVI вв. М. — Л., 1951, с Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 1994, с. 233, Там же, с АСЭИ, т. II, с Там же, с ДДГ, с АСЭИ, т. II, с ДДГ, с РГБ, ф. 17, 1228, л. 8. Грамоты Ферапонтова монастыря XV века Купчая докладная Белозерского монастыря игумена Кирилла на деревню Мигачевскую с Городищем, купленную у чернеца Ферапонта. Копия с купчей должна была находиться у Ферапонта. Список. Известны два списка XVI века: ГКЭ, Белоозеро 157/858, л. 20 об. (Шумаков, с ; Дебольский, XL; АСЭИ, т. II, 290, с. 232); РНБ, Q IV. 120, л. 15 (АСЭИ, т. II, 2) /1435 Жалованная данная, льготная и несудимая грамота можайского князя Ивана Андреевича Ферапонтову монастырю (пустыни) на деревню Крохинскую. Список. Включена в список конца XVI века правой грамоты около (АСЭИ, т. II, 317; см. 36) Жалованная грамота Верейского и белозерского князя Михаила Андреевича Ферапонтова монастыря игумену Мартиниану и его преемникам на беспошлинную торговлю рыбой старцам, монастырским людям и людям деревни Крохино на Белоозере и на рыбную ловлю в Белом озере, реке Шексне и других местах. Список. Включена в список конца XVI века правой грамоты около (АСЭИ, т. II, 318; см. 36) Жалованная грамота верейского и белозерского князя Михаила Андреевича Ферапонтова монастыря (пустыни) игумену Мартиниану 43

6 М. С. Серебрякова с братьею на освобождение их селян Крохинского села чистить болото против села. Список. Включена в список конца XVI века правой грамоты около (АСЭИ, т. И, 320; см. 36) Данная Олферия Елцина Ферапонтова монастыря игумену Мартиниану с братиею на пустоши Ситцкие и Тщанникову и Порозовицкие пожни. Список. Включена в два аналогичных судных списка 1530-х годов: ГКЭ, Белоозеро 176/877 (Фед.-Чех., т. 1, 14; АСЭИ, т. И, 319 (фрагменты); ГКЭ, Белоозеро 177/878 (Фед.-Чех., т. 1, 5; АСЭИ, т. II, 319, фрагмент). 6. Около 1437 Жалованная льготная и несудимая грамота Верейского и белозерского князя Михаила Андреевича Ферапонтова монастыря (пустыни) игумену Мартиниану с братиею на пустоши на Цыпине, Бородаве, Вазерницах и на Уломские пожни. Список. В списке конца XV-начала XVI века, список к настоящему времени не найден (ААЭ, 31; АСЭИ, т. II, 321 по публикации в ААЭ) /1438 Жалованная льготная грамота Верейского и белозерского князя Михаила Андреевича Ферапонтова монастыря (Фарафонтеевой пустыни) игумену Мартиниану с братиею и его преемнику на право покупки пустоши у Тупика с льготой в податях для пришлых и окупленных людей на 20 лет. Подлинник. СПбФ ИРИ, кол.12 (П. М. Строева), on. 1, 100. Публикации. ААЭ, 36; АСЭИ, т. II, 322. Упоминания. Реестр 1733, Купчая Игнатья Матвеева вместо Кирилло-Белозерского монастыря игумена Трифона на Уломские пожни, купленные у Ферапонтова монастыря игумена Мартиниана. Копия должна была находиться в Ферапонтовом монастыре. Список. Включена в два списка начала XVI века «отводной книги» Кирилло-Белозерского монастыря около 1492 года: ГКЭ, Белоозеро 157/858, л. 5 (Шумаков, с. 85; Дебольский, VIII; РИБ, стлб. 392; АСЭИ, т. II, 290, с. 216); XVI века: РНБ, Q IV. 120, л. 3 (АСЭИ, т. II, 85). 44

7 Принципы реконструкции свода грамот /1438 Жалованная грамота князя Михаила Андреевича Ферапонтову монастырю о покупке крестьян. Список. К настоящему времени не найден. Упоминания. Опись 1747, л. 130 об.; Опись 1751, л. 59 («Грамота князя Михаила Андреевича жалованная о покупке крестьян, писана 6946 году») /1448 Данная конюшего великой княгини Софии Витовтовны Ивана Юрьевича Ферапонтова монастыря игумену Мартиниану с братиею по своей душе на село Янгосарь с пустошами. Список. В настоящее время неизвестен (ААЭ. 41). Упоминания. Опись 1747, л. 127 об.; Опись 1751, л. 71 («Даная на село Янгосарь с пустошми за черною печатью и за рукою, писана 6956 году») августа 4 Жалованная тарханная и несудимая грамота великой княгини Софии Витовтовны Ферапонтова монастыря (пустыни) игумену Мартиниану с братиею и его преемникам на деревню Карповскую с селищами и с пустошами в Янгосаре, данную конюшим Иваном Юрьевичем. Подлинник. СПбФ ИРИ, кол. 12 (собрание П.М. Строева), on. I, ,3 х 14,2. Публикации. РИБ, 6; АСЭИ, т. И, Купчая Ферапонтова монастыря игумена Германа на земли на Короткой речке у Можайского общего монастыря архимандрита Касьяна. Список. В настоящее время неизвестен (ААЭ, 44) /1450 Жалованная тарханная и несудимая грамота верейского и белозерского князя Михаила Андреевича Ферапонтова монастыря (пустыни) игумену Герману с братиею и его преемникам на земли и пустоши на реках Короткой и Уломе. Подлинник. СПбФ ИРИ, кол. 12 (П.М. Строева), on. I, 102. Публикации. ААЭ, 47; РИБ, 10; АСЭИ, т. И, 324. Упоминания. Опись 1747, л. 121; Опись 1751, л. 69 об. 45

8 М. С. Серебрякова Жалованная данная грамота Верейского и белозерского князя Михаила Андреевича Ферапонтова монастыря (пустыни) игумену Герману с братиею и его преемникам на лес по реке Сусле, с отводом. Список. Входит в списки 1502: СПбФ ИРИ, Строева LXIII-4 (РИБ, 73; АСЭИ, т. II, 336, с. 325); 1504: СПбФ ИРИ, Строева LXIII-3 (РИБ, 76; АСЭИ, т. И, 338, с. 332); 1534: СПбФ ИРИ, кол. 12 (П.М. Строева), on. 1, 561 ( РИБ, 131). 15. Жалованная грамота верейского и белозерского князя Михаила Андреевича Кирилло-Белозерского монастыря игумену Кассиану с братиею и его преемникам на рыбные ловли в Уломском озере, бывшем в споре с игуменом Ферапонтова монастыря (пустыни) Германом с его братиею, с оставлением за ними реки Короткой. Должна была находиться в Ферапонтовом монастыре. Подлинник. РГАДА, ГКЭ, Белоозеро 17/718. Публикации. РИБ, 26; Мейчик, 99; Фед.-Чех., 2; Шумаков, 3, с. 59; АСЭИ, т. П, Жалованная грамота верейского и белозерского князя Михаила Андреевича Кириллова монастыря игумену Кассиану и его преемникам и Ферапонтова (Мартемьянова) монастыря игумену Иоакиму и его преемникам на третью долю в Словенско-Порозовицком волоке. Должна была находиться в Ферапонтовом монастыре. Подлинник. РГАДА, ГКЭ, Белоозеро 42/742. Публикации. Мейчик, НО; Шумаков, 7, с. 43; Дебольский, CLIII и CLXX; АСЭИ, т. II, Грамота с прочетом верейского и белозерского князя Михаила Андреевича волостелю Волочка Словенского Федору Константиновичу (Монастыреву) о приеме и выводе крестьян серебренников из Ферапонтова монастыря (пустыни) в один срок в году — о Юрьеве дне осеннем, по уплате ими серебра монастырю по просьбе игумена Иоакима и старца Мартиниана Ферапонтова монастыря. Находилась в Ферапонтовом монастыре: «…А прочет сию грамоту, да отдай назад игумену Екиму и старцю Мартемьяну и всей братии». Подлинник. СПбФ ИРИ, Строева XLVII-1. Публикации. ААЭ, 48-1; РИБ, 24; АСЭИ, т. II,

9 Принципы реконструкции свода грамот Отводная грамота от земель Ферапонтова монастыря, с доклада верейскому и белозерскому князю Михаилу Андреевичу, данная отводчиком Афанасием Внуковым игумену Кириллова монастыря Кассиану с братиею на деревню Погореловскую с пустошами близ Сороярского озера. Аналогичная должна была находиться в Ферапонтовом монастыре. Список. Копия XVI века в копийной книге Кирилло-Белозерского монастыря: РНБ, Q IV. 120, л.10 II об. (РИБ, 25; Дебольский, XXVII; АСЭИ, т. И, 173). 19. Разводная полюбовная Кириллова монастыря игумена Кассиана и Ферапонтова монастыря игумена Филофея на Сороярские леса. Должна была находиться также в Ферапонтовом монастыре: «…А запечатали грамоты печатьми, игумен Касьян своею печатью, а игумен Филофей своею печатью». Подлинник. РГАДА, ГКЭ, Белоозеро 14/715. Публикации. Мейчик, 151; Фед.-Чех., 3; Шумаков, 3, с. 32; АСЭИ, т. II, Полюбовная межевая запись старцев Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей о межах между их землями на Ситке и в Руки ной слободке, в Белозерье. Подлинник. РНБ, 28 (1, 36). Публикации. АСЭИ, т. II, Данная Василия Алексеева сына Горбова Кириллова монастыря игумену Игнатию с братиею на пустошь Фаустовскую в Карголоме, бывшую в межах с князем Иваном Карголомским и ферапонтовскими старцами. Копия или межевая должны были быть в Ферапонтовом монастыре. Список. Конца XV-начала XVI века: РГАДА, ГКЭ, Белоозеро 24/ 725. (Мейчик, 176; Шумаков, 9, с. 2; Дебольский, LXV; АСЭИ, т. II, 209). 22. Данная Ивана Григорьевича Монастырева Кириллова монастыря игумену Игнатию и его братии на «Кобановские пожни с островом, опричь того, что ферапонтовские косят». 47

10 М. С. Серебрякова Копия или межевая должны были быть в Ферапонтовом монастыре. Список XVI века в копийной книге Кирилле-Белозерского монастыря. PH Б, О IV. 120, л об. (Дебольский, LXV1H; АСЭИ, т. II, 213) , февраль Жалованная тарханная и несудимая грамота («ободная») Верейского и белозерского князя Михаила Андреевича Ферапонтова монастыря игумену на все земли, пожалованные его бабкой, отцом и им самим, вложенные в монастырь другими людьми, купленные или вымененные всеми предыдущими игуменами. Подлинник не сохранился, списки неизвестны. Упоминания. Опись 1673, л. 64 об.; Опись 1680, л. 74; Опись 1690, л. 5 об.; Опись 1691, л. 6 об. 7; Опись 1692, л. 68: «Грамота князя Михаила Андреевича на монастырские вотчины за печатью»; «Правая грамота, с доклада князю Даниилу Александровичу Пенкову, данной судьями великого князя Тимофеем Михайловичем Юрлом, Михаилом Дмитриевичем Шапкиным и Иваном Головой Семеновым Ферапонтова монастыря властям (старцу Евстратию) на деревню Крохинскую у истока Шексны из Белого озера» (см. 37): «…да сверх того, господине, князь Михаил Андреевич обыскал наши земли все, кто нам которые земли давал, да дал нам, господине, грамоту свою жаловалную на все земли монастырьские, а те, господине, грамоты у Василья у Долматова….А в третьи грамоте во княже Михайлове в ободной, в которой писаны все земли монастырские, Крохинская деревня написана же». Аналогичная грамота имелась в архиве Кирилле-Белозерского монастыря: 1473, февраля 9 Жалованная тарханная и несудимая грамота верейского и белозерского князя Михаила Андреевича игумену Кириллова монастыря Игнатию на все земли, пожалованные его бабкой, отцом и им самим, вложенные в монастырь другими людьми, купленные или вымененные всеми предыдущими игуменами. Список. В копийной книге XVII века Кирилло-Белозерского монастыря: РЫБ, СПб ДА, А 1-16, л. 23 об.-25 об. (ААЭ, 377; АСЭИ, т. II, 223; Енин, 10, с. 12). 24. Жалованная грамота с прочетом верейского и белозерского князя Михаила Андреевича Кириллова монастыря игумену Нифонту и его преемникам об уравнении пошлин, взимаемых с неводов Кириллова, Мартемьянова и Троицкого на Устье монастырей, с пошлинами с белозерских горожан. Копия должна была быть в Ферапонтовом монастыре. 48

11 Принципы реконструкции свода грамот… Подлинник. СПбФ ИРИ, Строева XVI-16. Публикации. ААЭ, 107; РИБ, 42; Дебольский, СХХХ1; АСЭИ, т. 11, Грамота великой княгини Марии Ярославны Кирилло-Белозерского монастыря игумену Нифонту о посылке в монастырь «на милостину нищим и на кормли в монастыри по старци по Пафнотии и по государи по своем по великом князи и по всем по нашем роду на пятнацать лет». «…В Ферапонтов давайте по три рубли, то им с их манастыри с теми, которые к Ферапонтову тянут…». Копия должна была быть в Ферапонтовом монастыре. Подлинник. СПбФ ИРИ, 66 (I, 75). Публикации. ДАИ, 210; АСЭИ, т. И, Купчая Данилы Васильевича Блина на деревню Сарьскую на реке Юге в Белозерском уезде, купленную им у Ивана Микулинича Москотиньева Большого. Список. В судном списке 1493 (АСЭИ, т. II, 328, 333, с ; см.: 39). Список с купчей находился в Ферапонтовом монастыре, но при разбирательстве на суде в 1493 году не был принят во внимание, так как «у княжи у Михайловы грамоты у жаловалные печать не княжа Михайлова — подписал и запечатал грамоту княже Михайлову боярин его Григорей Федорович» (АСЭИ, т. И, 333, с. 318). 27. Данная Данилы Васильевича Блина в Ферапонтов (Мартьянов) монастырь на село Сару-Михайловское с пустошами на реке Юге, притоке реки Шексны, в Белозерском уезде. Список. В судном списке 1493 (АСЭИ, т. II, 329, 333, с ; см.: 39). Список с данной в Ферапонтовом монастыре был, но к замечаниям купчей в судном списке помещено еще одно: «Списки у нас з грамоты с твоей з даные и с купчие есть, а послухов в спискех, ни дьяка нет». Из-за неполного оформления купчей и данной на суде село Сара-Михайловское с пустошами было присуждено волостным крестьянам. 49

12 М. С. Серебрякова марта 1 Данная Григория Михайловича Перхушкова в Ферапонтов монастырь (Мартимианову пустыню) на свою куплю у Микифора Терентиева сына Лихорева деревни и пустые селища: деревни Гавриловскую, Ермолинскую, Бахоревскую, селища Пирятинское, Храповское с пожнями, с пожнями на озере и Осовицкой пожней в Востром конце. Список. XVI века: СПбФ ИРИ, Строева IV-3 (АЮ, 122; РИБ, 50; АСЭИ, т. II, 330). Упоминания. Опись 1747, л. 127 об.; Опись 1751, л Жалованная грамота Верейского и белозерского князя Михаила Андреевича Ферапонтова монастыря игумену…с братией и его преемника на деревни Гавриловскую, Ермолинскую, Бахоревскую с селищами и пожнями в Востром конце. Должна была находиться в Ферапонтовой монастыре как подтверждение от вотчинника на данную Г. М. Перхушкова (см. N 28). Списки неизвестны до 1490 Данная великого князя Ивана Ивановича Молодого в Ферапонтов монастырь на село Остроконье в Замошской волости Белозерского уезда. Список. В настоящее время неизвестен. Упоминания. Кормовая книга Ферапонтова монастыря XVII века: РНБ, СПб ДА, А , л. 25 об.: «…майя в 25 день…по великом князе Иоанне Иоанновиче, что дал Остроконье» /1485 Выпись из «езовых» книг письма и дозору Андрея Салтыкова го года об Уломском озере и межах и гранях Кирилло-Белозерского монастыря с владениями Ферапонтова монастыря. Подобная должна была находиться в Ферапонтовом монастыре. Список. В настоящее время неизвестен. Упоминания. Копийная книга Кирилло-Белозерского монастыря конца XVII века: РНБ, СПб ДА, А 1-16, л. 52 об.-53 об. (Енин, 34, с. 16) Вкладная на владения Ферапонтова монастыря. 50

13 Принципы реконструкции свода грамот… Подлинник. СПбФ ИРИ., кол. 12 (собрание П. М. Строева), on. 1, Около 1486 Данная князя Верейского и белозерского Михаила Андреевича Ферапонтова (Мартемьянова) монастыря игумену с братиею на село Липник и Мароозеро. Копия должна была находиться в Ферапонтовом монастыре. Подлинник. РГАДА, Гос. Древлехранилище, отд. I, рубр. I, 30/1. Публикации. ДДГ, 80, с , март Жалованная уставная грамота великого князя Ивана Васильевича жителям города Белоозера и белозерских станов и волостей (о местах торговли). Копия должна была находиться в Ферапонтовом монастыре. Список XVI века: СПбФ ИРИ, собрание П. М. Строева, LXV1-1. (ААЭ, 123; РИБ, 55; АСЭИ, т. III, 22) апреля 1 Жалованная грамота архиепископа ростовского Тихона об освобождении от церковной дани и пошлин игумена, попа и диакона Ризположенской церкви на Бородаве, вотчине Ферапонтова монастыря. Подлинник. СПбФ ИРИ, собрание П. М. Строева. XVI-21. Публикации. ААЭ, 125; РИБ, 57; Бриллиантов, с. 53; АСЭИ, т. II, Правая грамота, с доклада князю Даниилу Александровичу Пенкову, данная судьями великого князя Тимофеем Михайловичем Юрлом, Михаилом Дмитриевичем Шапкиным и Иваном Головой Семеновым Ферапонтова монастыря властям (старцу Евстратию) на деревню Крохинскую у истока реки Шексны из Белого озера. Список. Конца XVI века: ГИМ, Увар., картон (ящик) 66/20, отд. IV, 6 (АЮ, 5; АСЭИ, т. II, 332). Упоминания. Опись 1665, л об.: «Судная грамота с белозерцами о селе Крохине, суд Михайла Дмитриевича да Ивана Семенова сына Головы, старинная, писана в лист, ветха, без лет»; Опись 1673, л. 62; Опись 1680, л. 73; Опись 1690, л. 4; Опись 1691, л. 5; Опись 1692, л. 66 об.; Опись 1747, л. 118 об.; Опись 1751, л

14 М. С. Серебрякова 37. Отводный докладной список («отводная»), по слову великого князя Ивана Васильевича, данный с доклада князю Даниилу Александровичу Пенкову Михаилом Дмитриевичем Шапкиным да Иваном Головой Семеновым Кирилло-Белозерского монастыря игумену Макарию на Колкачские деревни и починки, отведенные от великого князя волостей: Волочка Словенского и Сямы. Подобный список должен был быть и у Ферапонтова монастыря, так как его земли также граничили с землями великого князя. Подлинник. РГАДА, ГКЭ, Белоозеро 111/812. Публикации. Фед.-Чех., 41; Шумаков, 2, с. 74; АСЭИ, т. 11, Около 1492 Отводная записная книга (монастырская) отводам земель Кирилло-Белозерского монастыря от земель великого князя, произведенным около 1492 года по слову великого князя Ивана Ш Белозерскими писцами (отводчиками) Михаилом Дмитриевичем Глебовым Шапкиным, Иваном Головой Семеновым и Захаром Микулиным (в литературе считавшаяся и называвшаяся «Отводной грамотой 1482 года*). Подобный список должен был быть в Ферапонтовом монастыре. Подлинник. РГАДА, ГКЭ, Белоозеро 157/858. Книга начала XVI века (за рукой Глебова; л ). Публикации. Мейчик, 120; Шумаков, с ; АСЭИ, т. II, Судный список, с доклада князю Даниилу Васильевичу Щене и великому князю, данный судьями Михаилом Дмитриевичем Шапкиным, Иваном Головой Семеновым и Захаром Микулиным по делу о пустошах по речкам Югу и Саре (к востоку от Череповца), бывших в споре между властями Ферапонтова монастыря, пытавшимися их захватить, и черными крестьянами Южской волости. Подлинник. СПбФ ИРИ, кол. 12 (собрание П. М. Строева), on. 1, N? 552. Публикации. АЮ, 3; РИБ, 53; АСЭИ, т. II, 333. Упоминания. Опись 1747, л. 118 об.; Опись 1751, л. 67 об. («Судная грамота Михайла Дмитревича да Ивана Семенова сына Головы старинная, без лет, писана в лист*). 40. Судный список — «Земляной суд Михайла Шапкина в селце Козохте с деревнями великого князя с деревнями ж, у нее в конце две печати черные». 52

15 Принципы реконструкции свода грамот… Списки неизвестны. Упоминания. Опись 1665, л. 51 об.; Опись 1673, л. 61, Опись 1680, л. 73; Опись 1690, л. 4; Опись 1691, л. 4 об.; Опись 1692, л. 66; Опись 1747, л. 120; Опись 1751, л. 68 об мая 21 Таможенная Белозерская грамота откупщикам Титу Окишеву, Есипу Тимофееву и Семену Бобру на право взимания пошлин в течение одного года с товаров, привозимых на Белоозеро. Копия грамоты должна была находиться в Ферапонтовом монастыре. Подлинник. СПбФ ИРИ, собрание П. М. Строева, LXIV-1. Публикации. ААЭ, 137; РИБ, 68; АСЭИ, т. Ill, Правая грамота с доклада князю Даниилу Александровичу Пенкову, данная судьями Михаилом Дмитриевичем Шапкиным и Иваном Головой Семеновым крестьянину волочанину (с Волочка Словенского) Кириаку (Курьяну) на пожни по левой стороне реки Шелекши, бывшие в споре с властями Ферапонтова монастыря (старцем Ефремом). Список. Включена в правую грамоту апреля 1502: СПбФ ИРИ, собрание П. М. Строева, LXIV-4 (АСЭИ, т. II, 334, 336, с ) Судный разводной список отводчиков великого князя Михаила Шапкина и Головы Семенова на межи ферапонтовского монастырского леса с великокняжеским лесом Волочка Словенского между реками Суслой и Шелекшей. Список. Включен в судный список 1504 апреля 25; СПбФ ИРИ, собрание П. М. Строева, LXIV-3 (АСЭИ, т. II, 335, 338, с. 335).

Имя Кассия — это не просто набор букв или графа в свидетельстве о рождении, а без преувеличения энергетическое послание в будущее. Зная о том, что значит имя Кассия, значение имени Кассия, происхождение имени Кассия, о том, какую имеет имя Кассия национальность, можно максимально точно охарактеризовать характер, пристрастия, вкусы и даже предопределить судьбу человека. В частности, сильное воздействие на человека оказывает не столько значение имени Кассия или происхождение имени Кассия, сколько его символика, планета-покровитель, талисманы Кассия, планетарное число и т.д. В любом случае имя Кассия несет в себе глубокий эмоциональный и психологический окрас, который в свою очередь определяет своего носителя как отдельную, уникальную личность.

Так что за имя Кассия, каково происхождение имени Кассия, значение имени Кассия? Самая полная информация о нем — значение имени Кассия, чье имя, счастливые числа, планета, астрологический камень, происхождение имени Кассия, олицетворяющее животное, зодиакальное и сакральное число, талисманы Кассия, счастливые дни недели и время года, счастливый цвет — собрана на сайте aznaetelivy.ru. Мы постарались как можно подробнее охарактеризовать значение имени Кассия для того, чтобы после прочтения этой характеристики у вас не осталось вопросов. Читайте и узнайте, что за имя скрыто, казалось бы, в простой комбинации букв и звуков на самом деле.

Об имени Кассия: Значение, происхождение

Значение имени Кассия, как и происхождение имени Кассия (имя какой национальности), глубоко откликается в характере и судьбе своего носителя, определяя таланты, ум, материальное благополучие, волю, способность к самореализации и многое другое. Очень важно, чтобы значение имени Кассия, данного при рождении, соответствовало энергетическому влиянию даты рождения. Если имя Кассия дано без учета даты рождения, то оно может концентрировать негативное напряжение, приводя к развитию внутреннего дисбаланса. И, напротив: правильно подобранное имя помогает человеку добиться жизненного успеха. Вот почему важно знать, что за имя Кассия, чье имя, что значит имя Кассия и каково его историческое происхождение.

Значение имени Кассия: пикантная; корица

Знать о том, какую имеет имя Кассия национальность (Кассия — имя какой национальности), важно, потому что именно через имя человек осознает себя самого, и любые его достоинства и недостатки неизбежно отражаются на части собственного «Я». В то же время, каждый народ имеет определенный список имен, ставших традиционными. Знание таких фактов, как происхождение имени Кассия, чье имя Кассия, еще до того, как наречь им ребенка, помогает повлиять на судьбу малыша с учетом национальных традиций.

Происхождение имени Кассия: греческое еврейское английское

Нумерология имени Кассия

Самые важные цифры для человека — те, которые зашифрованы в его имени, так называемые счастливые цифры. Нумерологи утверждают, что числовое значение имени Кассия приносит носителю удачу и счастье, помогает улучшить материальное состояние, снизить количество неудач и разочарований. Нужно лишь учитывать их в момент принятия решений.

Число имени: 4

Число сердца: 8

Число личности: 5

Число счастья: 4

Счастливые числа имени Кассия: 4, 13, 22, 31, 40, 49, 58, 67, 76, 85, 94, 103, 112

Счастливые дни месяца: 4, 13, 22, 31

Значение букв имени Кассия

Не только каждое из имен влияет на судьбу и характер. Сильное влияние оказывает как происхождение имени Кассия, так и каждая отдельная буква, ее трактовка и значимость. Так, значение имени Кассия таково, что первая буква говорит о задаче, которую важно решить человеку в течение жизни. Последняя буква указывает на слабое место, которое необходимо оберегать и защищать.

  • к – таинственность, выносливость, нервозность, проницательность
  • а – сила и власть
  • с – нервозность, подавленность, здравый смысл, угнетенность, властность, капризность
  • с – нервозность, подавленность, здравый смысл, угнетенность, властность, капризность
  • и – впечатлительность, реализм, тонкая духовность, миролюбие
  • я – интеллигентность, творческие способности, чувство собственного достоинства

Талисманы имени Кассия

Человек имеет неразрывную связь с природным миром. В эту связь верили наши предки, и она продолжает незримо сохраняться в наши дни. Так, талисманы Кассия помогают сберечь энергию, защищают от неприятностей, придают сил в решающие моменты. Тотем наделяет своего владельца конкретными качествами, помогает раскрывать ранее неизвестные таланты и энергетические способности. Неслучайно тотемы и талисманы Кассия настолько востребованы в современном мире: они делают своего владельца сильнее.

Счастливое время года: Зима

Счастливые дни недели: Суббота и Вторник

Несчастливые дни недели: Понедельник и Четверг

Счастливый цвет: Зеленый

Растение-талисман: Береза

Камни-талисманы имнени Кассия: Перидот, Свинец, Оникс, Берилл, Рубин, Топаз, Малахит, Гагат, Обсидиан

Тотемное животное: Белый Гусь, Лебедь

Дерево: Береза

Астрология имени Кассия

Между управителем именоформы и планетой имеется очень тесная связь. Поэтому знать астрологическое влияние не менее важно, чем происхождение имени Кассия, тотемы и талисманы Кассия, национальность Кассия и т.д.

Происхождение имени Кассия таково, что управляющей планетой является Сатурн и Уран. Эта планета наделяет носителя имени рядом преимуществ и недостатков.

Преимущества, которые получает имя Кассия от Сатурн и Уран: Трудолюбивы, практичны, дипломатичны, честны, ответственны, терпеливы

Недостатки, которыми наделяет Сатурн и Уран имя Кассия: Рабская покорность или, напротив, властность, консерватизм, расчетливость

Также той или иной планете соответствует и имеет непосредственное влияние на судьбу каждая буква, из которой состоит имя Кассия. Если в именоформе присутствует несколько одинаковых букв, влияние соответствующей планеты усиливается во столько раз, сколько раз повторяется эта буква. Доминирующая планета для Кассия: Уран

Особое значение имени Кассия придается согласно планете, управляющей завершающей буквой. В ряде случаев, независимо от того, какую имя имеет национальность и значение, завершающая планета определяет продолжительность и особенности завершения жизни. Последняя планета по имени: Прозерпина

Совместимость с именем Кассия

Наибольшую совместимость в любви, работе, дружбе составляют имена, покровителями которых являются планеты: Юпитер, Солнце, Марс, Уран.

Астрологический цвет имени: Желтый

Сторона света: Север

Астрологический камень: Горный Хрусталь, Кварц, Аквамарин

Олицетворяющее животное: Мангуст, Белый медведь

Совместимость имен

Планетарное число и значение имени Кассия

Читателям сайта aznaetelivy.ru, наверняка, будет интересно узнать, что за имя Кассия с точки зрения планетарных чисел. Значение имени Кассия и происхождение имени Кассия указывает на планетарное число 3. Управляет этим именем Марс.

Все имена — тройки требуют от своих обладателей проявления активности, бурной практической деятельности, вовлекают в мистерию борьбы, битвы в жизни. Ключевой планетой данных имен является Марс, поэтому надо обратить внимание на положение этой планеты в своих гороскопах. Если Марс является добрым и сильным, Вы естественно вписываетесь в программу своего имени, сможете наработать защиту и стать неуязвимым в жизни.

Зодиакальное и Сакральное число имени Кассия

Происхождение имени Кассия определяет Зодиакальное число 10, что соответствует знаку-зодиака Козерог.

Сакральным числом, которое определяет значение имени Кассия, является 10, что соответствует знаку-зодиака Козерог. У имени кассия совпадают ключевой и сакральный знак зодиака и поэтому их жизнь является более монолитной и цельной и подходит для людей с таким же монолитным гороскопом. В таком случае, такое имя создает в контактах с другими людьми поле благоприятное для раскрытия способностей и реализации имеющихся в судьбе возможностей. Козероги создают поле преодоления препятствий и достижения поставленных целей, требуют самосовершенствования и самодисциплины, связаны с профессионализмом и умением жертвовать второстепенным ради главного.

Редакция сайта aznaetelivy.ru постаралась собрать самую полную информацию, которая описывает происхождение имени Кассия, чье имя, что значит имя Кассия, имя какой национальности Кассия, талисманы Кассия… Используйте эту информацию правильно и вы обязательно почувствуете всю скрывающуюся в нем энергетику.

Преподобная Кассия Песнописица. Греческая икона

Кассия (Кассиана, Кассиания, Икасия) Песнопи́сица (греч. Κασσία, Κασσιανός, Ικασία, Εικασία, новогреч. Κασσιανή; ок. 800-810 — до 867), игумения, византийская поэтесса, гимнограф, преподобная

Память 7 сентября (Греч. , Укр. ) 16 октября (Укр. ) и в Соборе Додеканесских святых (Греч.)

Родилась между 800 и 810 годами в Константинополе в знатной семье.

Согласно легенде, передаваемой византийским хронистом X века Симеоном Логофетом , Кассия среди прочих знатных девушек участвовала в т. н. царских смотринах, устроенных для имп. Феофила его мачехой Евфросинией в 821 или 830 году (последняя датировка женитьбы Феофила более вероятна). Император должен был вложить золотое яблоко в руку той, которую изберёт своей невестой. Феофил сразу же отметил Кассию. Желая испытать её, он сказал: «Зло проистекло от женщины», — подразумевая Еву. На это девушка ответила: «Да, но от Женщины для нас проистекло и высшее благо», — имея в виду, что через Богородицу, новую Еву, явилось спасение миру. Уязвленный остротой ума Кассии и боясь, что супруга превзойдет его, Феофил остановил выбор на святой Феодоре, которая впоследствии восстановила православное иконопочитание.

Историчность царских смотрин в науке оспаривается, в частности, из-за очень близкой параллели с Житием прп. Ирины, игумении Хрисовалантского монастыря, будто бы тоже участвовавшей в подобной церемонии, устроенной для имп. Михаила III. Эта информация заведомо является вымыслом. Диалог между Феофилом и Кассией представляет собой лит. конструкцию, где цитата из Гомилии на Благовещение Пресвятой Богородицы искусственно разбита на две реплики, которые автор с помощью вводных союзов старается представить в виде экспромта.

Кассия основала монастырь в Константинополе , впоследствии названный монастырем Кассии (Μονὴ τῆς Εἰκασίας). Об этой обители известно только, что она, вероятно, находилась недалеко от монастыря прп. Дия в долине р. Ликос, ныне полностью исчезнувшей, и потому восстановить местонахождение обители невозможно . В этом монастыре Кассия приняла монашеский постриг и была избрана игуменией.

Прп. Кассия Песнописица. Русская икона

В Палатинской Антологии сохранилась следующая ямбическая эпиграмма, вероятно относящаяся к той же Кассии: «Ты видишь лик целомудренной Кассии // Пусть она умерла, но добродетели проявляют // Душевную красоту больше, чем телесную» . К некой кандидатиссе Кассии обращены три письма прп. Феодора Студита . Как видно из текста, в 816-818 годах это была юная девушка из знатной семьи, получившая хорошее образование и прекрасно владевшая лит. языком, с детских лет стремившаяся стать монахиней. Фраза Феодора: «Речь — твое украшение, прекраснее всякого преходящего благолепия» (Πάσης ἐπικήρου εὐπρεπείας ὡραιότερος) , вероятно, содержит намек на привлекательную внешность Кассии (ср. надгробную эпиграмму). Когда между Кассией и прп. Феодором случилась размолвка, Кассия написала ему письмо, выдержанное, насколько можно судить, в манере самого игумена — «то как бы со смирением, то с нападками на наше ничтожество» (πῇ μὲν ὑποταπεινουμένη, πῇ δὲ κατεξανισταμένη τῆς οὐθενότητος ἡμῶν) . Как имя, так и особенности личности корреспондентки прп. Феодора полностью совпадают с образом автора эпиграмм и песнопений, дошедших под именем Кассии, а также и с рассказом Симеона Логофета, за одним исключением: эта Кассия не могла принимать участие в смотринах невест для императора-иконоборца, поскольку, в частности, была известна как участница борьбы с иконоборчеством и даже подверглась за это бичеванию . Учитывая приведенные аргументы в пользу литературно-фиктивного характера информации об эпизоде с Кассией и имп. Феофилом, тождество кандидатиссы Кассии и поэтессы-гимнографа Кассии представляется гораздо более вероятным, чем существование в одно и то же время в Византии двух знатных, образованных и литературно одаренных женщин с одним и тем же именем, других носительниц которого не зафиксировано.

Скончалась мирно не позднее 866 года.

Почитание святой Кассии широко распространено в Греции. В Месяцеслов Русской Православной Церкви память святой Кассии не включена.

Новогреческие предания о Кассии

Преподобная Кассия Песнописица

История, рассказанная в хронике Симеона Логофета, породила множество беллетристических произведений, посвященных Кассии, прежде всего на новогреческом, но также и на русском языке .

В «Византийском Эортологионе» Мануил Гедеон сообщил, что жители острова Касос называли Кассию своей соотечественницей и чтили ее как преподобную под именем Кассиания. Одни исследователи считают, что речь идет о легендарной фигуре, другие — что реальная подвижница Кассиания была впоследствии отождествлена с Кассией, а третьи — что созвучие имени и названия острова повлияло на создание предания. На острове существовал древний храм Кассии, ее память отмечалась 7 сентября . По местному преданию, Кассия не только родилась, но и скончалась на Касосе. Мраморный саркофаг во дворе церкви Успения Пресвятой Богородицы в с. Панайя (которая, видимо, была построена на месте византийского храма) считается гробницей Кассии. Рядом сохранились византийская мозаика и плита с изображением креста и датой — 890 год. Позднее мощи Кассии были перевезены на остров Икария. Точное время их перенесения неизвестно: нем. археолог Л. Росс в 1843 году писал, что они были увезены с Касоса критским монахом много лет назад .

Г. Сассос, уроженец Касоса, составил и опубликовал в 1889 году в Александрии службу в честь Кассии, которую посвятил патриарху Александрийскому Софронию IV. После этого имя Кассии было внесено в календарь Александрийской Православной Церкви. Согласно краткому Житию в составе этой службы, отец Кассии, Фемистокл, был придворным имп. Феофила. В семье долго не было детей, супруга Фемистокла ежедневно молилась в церкви Пресвятой Богородицы в квартале Васса. Родившаяся по ее молитвам дочь отличалась умом и красотой. После царских смотрин Кассия удалилась в монастырь. Однажды имп. Феофил решил посетить ее в келье. В это время Кассия составляла самогласен на «Слава, и ныне» утрени Великой среды («Господи, яже во многия грехи впадшая жена…»). При приближении императора Кассия скрылась, прервав текст на словах «шумом уши огласивши». Не застав Кассии в келье, Феофил прочел гимн и добавил стих «страхом скрыся» . Кассия раздала свое имущество и уехала на Касос. Там она приняла монашеский постриг с именем Кассиания. В 1892 году И. Асланидис опубликовал в Порт-Саиде Житие прп. Кассиании, в котором указаны даты ее жизни (811-876), но они не представляются достоверными, так же как год рождения ее отца, уроженца Касоса, Феодора — 798 .

Согласно другому позднему преданию, незадолго до смерти Кассия покинула свой монастырь в Константинополе и отправилась в Италию вместе с мон. Евдокией. На обратном пути она останавливалась на Крите, а затем на Касосе, где и скончалась. Видимо, легенда о посещении Кассией Крита возникла в результате путаницы ее с одноименной подвижницей, жившей на горе Кефали на мысе Литино. Она была сестрой местночтимых критских святых Евтихиана и Евтихия (пам. греч. 17 августа), которые жили ранее рубежа X и XI веков, когда их мощи были обретены прп. Иоанном Отшельником.

В настоящее время день памяти прп. Кассии отмечается на Касосе с особой торжественностью, поскольку она считается покровительницей острова. В Греческой Церкви св. Кассия также считается покровительницей поэтов и гимнографов.

Сочинения

Личность прп. Кассии заметно выделяется среди немногих женщин-гимнографов, о которых сохранились сведения. Это обусловлено прежде всего тем, что ее песнопения были включены в богослужебные книги (Минею и Триодь) православной Церкви и до сих пор используются за богослужением. Интенсивное изучение гимнографического наследия Кассии началось в конце XIX — начале XX века . Наиболее полными считаются исследования И. Рохов и А. Триполитис .

Рукописная традиция приписывает прп. Кассии ок. 50 песнопений . Большинство этих текстов содержится в рукописях XI-XVI веков. Песнопения могут быть надписаны следующими именами: Κασία, Κασσία, Κασιανή, Κασσιανή, Εἰκασία, ᾿Ικασία, причем нередко с добавкой «μοναχή» (монахиня). Последние два варианта могли появиться в результате слияния греческого артикля женского рода «ἡ» с именем Кассии при переписывании рукописей под диктовку .

Ей принадлежат самогласны на дни памяти многих святых в Минеях и стихира на вечерне Рождества Христова: «А́вгусту единонача́льствующу на земли́ многонача́лие челове́ков преста́; и Тебе́ вочелове́чшуся от Чи́стыя, многобо́жие и́долов упраздни́ся…» Ей также приписываются ирмосы канона утрени Великой субботы «Волно́ю морско́ю…» (см. русскую икону).

Но самым знаменитым её сочинением остается славник на стиховне утрени Великой среды, известный также под названием «тропарь Кассианы», в котором она проводит связь между историей евангельской грешницы (см.: Лк. 7: 37–50) и грехопадением Евы (см.: Быт. 3: 1–13). Хотя во многих рукописях это песнопение обозначается «Εἰς τὴν Πόρνην» (О блуднице), Кассия не употребляет по отношению к главной героине этого определения. Особо следует отметить ритм этого песнопения: в начале тон более мягкий, но при переходе к прямой речи (монологу героини) его интенсивность резко возрастает и затем еще более усиливается, пока не достигает кульминации. Считается, что в этом песнопении Кассии запечатлена парадигма великопостного покаяния .

Большинство, если не все принадлежащие прп. Кассии стихиры являются самогласными, т. е. Кассия сама писала музыку для своих текстов, хотя также могла использовать уже известные мелодии. Преподобная редко применяла риторические приемы (напр., в стихирах пяточисленным мученикам (пам. 13 декабря) она использует парономасию), но это ничуть не умаляет поэтического достоинства ее произведений. Песнопения Кассии свидетельствуют о том, что она знала Священное Писание, православное богословие, святоотеческие тексты, аскетическую традицию и предшествующую гимнографию . В песнопениях прп. Кассия затрагивает особенно важные для нее темы: иконопочитание и Боговоплощение, соотношение власти земного царя с властью Царя Небесного, а также посвящает их монашеской жизни, искреннему покаянию и подвигу женщин-христианок .

Под именем Кассии также сохранились одностишные сентенции («гномы») и ямбические эпиграммы, язвительно высмеивающие человеческие пороки, особенно глупость и невежество.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Сла́ва гра́да Константи́нова,/ правосла́вных похвала́/ и пе́сенных пе́ний ли́ра духо́вная показа́лася еси́,/ му́жески страсте́й волне́ние уста́вила еси́,/ и Тро́ицы Божество́ я́ве возвести́ла еси́,/ те́мже и сликовству́еши а́нгелом на небеси́,/ Касси́е доброде́во:/ сла́ва тя́ Просла́вльшему,/ сла́ва тя́ Венча́вшему,// сла́ва Дарова́вшему на́м тя́ предста́тельство неусы́пное.

Литература

Использованные материалы

Православний календар. 2018. — К.: Українська Православна Церква, 2017. — С. 109, 183.

Wahlgren. 2006. Р. 130

BHG, N 1128f; CPG, N 4519; Aldama J. A., de. Repertorium pseudochrysostomicum. P., 1965. N 389; PG. 50. Col. 795; 10. Col. 1177

Patria Constantinopolis. III. 196. P. 276

Janin. Églises et monastères. P. 107

AG. VII 695

Theod. Stud. Ep. 217, 370, 478

Theod. Stud. Ep. 370. 7-8

Theod. Stud. Ep. 539. 3

Theod. Stud. Ep. 370. 11

Кассия (Сенина), мон. Кассия. М., 2010. 3 т.

Γεδεών. ᾿Εορτολόγιον. 1899. Σ. 218

Rochow. 1967. S. 87

Τζεδάκης. 1965. Σ. 388

Rochow. 1967

Tripolitis. 1992

список см.: Rochow. 1967; Tripolitis. 1992; также см.: Follieri. 1966

Мое мирское имя — Татьяна Сенина. Родилась 18 ноября 1972 г., постриглась в монахини 10 марта 2006 г. В монастыре не живу и не собираюсь там жить в обозримом будущем, по причине отсутствия в России нормальных монастырей. К РПЦ МП не принадлежу. Клерикализмом не страдаю. Православный обскурантизм ненавижу.
Филолог, переводчик, историк-византинист, гимнограф. Кандидат философских наук. Пишу научные работы и одновременно романы и рассказы о византийцах. Одно другому очень помогает 🙂
При постриге мне дали имя Кассия (NB: ударение на «и»!), в честь св. Кассии Константинопольской, которая и является главной героиней моего первого романа о Византии.
*******
Роман «КАССИЯ» — о Византии IX века, время действия — 803–848 гг.
1-е издание — Москва: «Memories», 2010; 2-е издание — Москва: «Книга по требованию», 2012; 3-е издание — Санкт-Петербург: Издательский проект «Квадривиум», 2015.
В 2009 г. я вместе с Сергеем Суворовым начала писать серию романов «ВИЗАНТИЯ-XXI» в жанре альтернативной истории — о мире, в котором Византийская Империя существует до нашего времени, как и прежде, на зависть всем 🙂
Первый роман из этой серии — «ЗОЛОТОЙ ИППОДРОМ» — издан: Монреаль: Accent Graphics Communications, 2013.
Подробности об обоих романах и о том, где их купить в бумажном или электронном виде, здесь: http://mon-kassia.livejournal.com/1044477.html
*******
«Око вселенной» — впечатления от поездок в мой любимый Город Константинополь.
«Через тернии… куда? О православии и православных» — некоторые прошлые записи из Живого журнала.
О прочем можно узнать в моем Живом журнале

или в фейсбуке
https://www.facebook.com/kassia.senina
и на моей страничке

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *