Катехизация, что это?

Катехизация — это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви. Соединение с Церковью Христовой происходит в таинстве Крещения. «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», — говорит Господь (Ин. 3:5). Вместе с тем преподобный Ефрем Сирин писал: «Крещение есть только предначатие воскресения из ада», а святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждал: «Не поддерживающий приобретений, дарованных святым Крещением, жизнью по заповедям, утрачивает приобретенное».

Поэтому Крещение должно быть неразрывно связано с приобщением верующего к жизни Церкви: формированием основ христианского мировоззрения, обретением навыков молитвы и аскетического делания, устроением собственной жизни по заповедям Божиим, участием в таинствах и вхождением в евхаристическую общину, обретением духовного руководства.

Катехизические занятия сопровождают, направляют, корректируют процесс воцерковления христианина как до, так и после Крещения. Они не заменяют пастырского окормления и самой церковной жизни, но помогают в ее правильном устроении, создавая необходимое пространство духовного общения оглашаемых и новоначальных христиан со священнослужителями, мирянами-катехизаторами и членами приходской общины.

Сложно говорить о периоде времени, когда указанные составляющие церковной жизни в надлежащей степени могут быть восприняты. Но совершенно точно это длительный период, который составляет не меньше нескольких лет.

В Древней Церкви просвещение осуществлялось в основном через наставление в православной вере перед принятием таинства Крещения, которое могло длиться довольно продолжительное время. Этого времени было достаточно для того, чтобы вера пожелавшего войти в лоно Церкви стала твердой и осознанной. Разумное научение основам веры завершалось в таинстве Святого Крещения. В Церковь такой человек входил уже просвещенным светом Христовой истины и фактически сам был готов нести слово Божье в мир. Крещение совершалось на основе твердой веры и покаяния оглашаемого, что в немалой степени было итогом катехизации.

На этом церковное научение не заканчивалось. Став полноправными членами общины, новокрещенные продолжали постигать спасительное учение Церкви, практику церковной жизни: они слушали тайноводственные беседы об основах духовной жизни христианина, о понимании таинств.

Такой порядок вступления в Церковь касался взрослых. Но с самых ранних времен крестили также младенцев. Со временем крещение младенцев стало повсеместно распространено, что привело к постепенному отмиранию практики крещения взрослых и, соответственно, исчезновению продолжительного оглашения. Просвещение новокрещенных членов Церкви переместилось из специальных огласительных школ в христианские семьи и церковные общины. Вместе с познанием мира, человеческого общества, своего ремесла и т. д. ребенок узнавал и основы христианской веры и жизни, передаваемые ему его родителями и восприемниками. С развитием школы как основной формы образовательной системы обязательным предметом школьного преподавания в христианских странах стали основы веры.

В царской России начальное религиозное просвещение осуществлялось через семейный православный уклад и на приходах, в том числе через церковно-приходские школы. Ситуация изменилась после 1917 года. Чужеродный социальный эксперимент, осуществленный большевиками, привел не только к беспрецедентным гонениям на Церковь, но и к разрушению традиционного семейного уклада в стране в целом. В советской России открытое исповедание христианской веры было сопряжено с опасностью для свободы и даже жизни. Религиозное просвещение было запрещено, а вся церковная инфраструктура, занимавшаяся им, — уничтожена.

Огромное давление, которое оказывалось антирелигиозной идеологией на граждан, не способствовало научению вере в семье. Крещения часто совершались тайно. Сам факт прихода человека в храм с обращением о Крещении к священнику тогда служил достаточным основанием для совершения над ним таинства.

Отсутствие полноценной катехизации привело к тому, что по большей части тайно крещенные миряне оставались не наученными основам христианской веры и не участвовали в практике церковной жизни. Но в то же время стали организовываться кружки, целью которых было изучение христианской веры. Такие кружки существовали нелегально, под страхом применения репрессий со стороны власти к их организаторам и участникам.

Падение советского режима привело к массовому возрождению религии в стране. Многие люди пожелали принять Крещение в Православной Церкви. Духовенство оказалось в сложном положении. С одной стороны, священники не могли отказать желавшим после стольких лет запрета на религию принять Крещение, с другой — не было возможности обеспечить полноценное просвещение всей массы новообращенных. Редкие катехизические кружки не могли справиться с этой задачей.

В последующие годы Русская Православная Церковь активно занималась воссозданием инфраструктуры церковной катехизации. Открывались воскресные школы для детей и катехизические курсы для взрослых. Одновременно в епархиях шла подготовка катехизаторов и преподавателей воскресных школ. Кроме того, за это время появилось первое постсоветское поколение христианских семей, состоящих из христиан, крещенных в младенчестве на заре церковного возрождения. В их семьях возрождалась традиция семейного научения основам веры.

В 2011 г. Священный Синод принял документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ регламентирует организацию катехизической деятельности на всех уровнях церковного устройства Русской Православной Церкви. Его появление свидетельствует о системном подходе к процессу восстановления инфраструктуры церковной катехизации и серьезном анализе ситуации в сфере религиозного просвещения на протяжении последних двадцати лет.

Документ предписывает практику обязательного оглашения перед принятием таинства Крещения для взрослых и детей старше семи лет. Не наученные основам веры родители и восприемники крещаемых детей возрастом младше семи лет также должны прослушать курс огласительных бесед. Особое внимание в документе уделяется просвещению мирян, не прошедших в свое время катехизации.

Катехизация после Крещения требуется как новокрещенным, так и тем, кто был крещен ранее, но не получил в свое время должного наставления в основах православной веры и христианской жизни. Также в особом пастырско-педагогическом попечении нуждаются люди, возвращающиеся в ограду Православной Церкви после временного отпадения от нее в сектантство, ересь, раскол.

Что касается священнослужителей, то по роду своего служения они призваны заниматься катехизацией, как через пример своей жизни, так и организуя и координируя на своем уровне работу епархиальной или приходской системы просветительной деятельности.

Не облаченных священным саном монашествующих и мирян, как участников катехизической деятельности, можно условно разделить на несколько категорий. Во-первых, это те, кто самой своей благочестивой жизнью осуществляют свое христианское призвание — нести миру свет Христовой истины, свидетельствовать о Христе. Зная основы православного вероучения и обладая опытом духовной жизни, они могут ответить на вопросы тех, кто обращается к ним за советом. Ко второй категории можно отнести тех, кто специально желает послужить Церкви в качестве катехизаторов, получая для этого соответствующее образование и квалификацию и исполняя катехизическое служение по благословению архиерея или настоятеля прихода. К третьей категории относятся скорее негативные примеры «ревности не по разуму», когда, не имея необходимых знаний и богословской подготовки, а также собственного духовного опыта, неофиты (а таковыми могут быть и давно крещенные, но не просвещенные люди) навязывают свое ложное мнение о христианской вере и жизни тем, кто только входит в церковную ограду или стоит на ее пороге. Эта категория должна постепенно исчезнуть как явление из жизни Русской Православной Церкви благодаря приложению усилий по ее просвещению. К четвертой группе относятся те, кто желает расширить свои знания и свой церковный опыт при помощи систематической катехизации. К пятой — крещеные миряне, которые почти не знают о вере, не живут по заповедям и церковным установлениям и не стремятся к этому, но изредка приходят в храм — на Пасхальный крестный ход, за Крещенской водой, чтобы принести домой освященные вербы в Вербное воскресенье, ветки березы на Троицу или плоды на Преображение и т. д., а также к родственникам и друзьям на Крещение, Венчание и отпевание усопших. И, наконец, шестая группа — это крещенные, как правило, в младенчестве, но не живущие христианской жизнью и никогда не бывающие в храме, а порой и враждебно относящиеся к вере и Церкви. По отношению к этой группе более уместна миссионерская деятельность, но порой и труды катехизаторов могут повлиять на обращение человека к вере.

Катехизическую деятельность условно можно разделить на оглашение и послекрещальную катехизацию. Оглашение — беседы со взрослыми и детьми старше семи лет, готовящимися принять таинство Крещения. В современной ситуации, обусловленной историческими условиями, период оглашения значительно сократился по сравнению с известным еще со времен Древней Церкви. Под оглашением теперь стало пониматься проведение нескольких бесед со священнослужителем или мирянином-катехизатором и одной покаянно-исповедальной беседы со священником. Такой объем научения вере не позволяет достигнуть всех целей катехизации, а только полагает начало осознанной церковной жизни. Поэтому основной акцент в изучении богослужения, Священного Писания, практики церковной жизни, творений святых отцов и других значимых содержательных областей, исторически присутствовавших в древности, сейчас перенесен на послекрещальную катехизацию. Наиболее систематически организованным направлением такой катехизации является воскресная школа для взрослых, в некоторых случая обозначаемая как катехизические или богословские курсы.

Система катехизации после Крещения восполняет краткое оглашение и в некотором роде решает основные задачи воцерковления человека. В идеале катехизация после Крещения — это целостное, органичное и непрерывное сопровождение процесса воцерковления человека, его вхождения в жизнь Церкви. Послекрещальная катехизация предполагает постоянную личную связь между священником или катехизатором и прихожанином и другими членами церковной общины. Возникновение, сохранение и укрепление такой связи является важнейшей составляющей в процессе воцерковления человека.

Остановимся на наиболее востребованных формах катехизации после Крещения.

  1. Церковная проповедь, пастырское слово призваны сопровождать каждое богослужение, таинство и обряд, актуализируя для участвующих в них Священное Писание и Предание Церкви.
  2. Богослужебные негимнографические чтения (синаксарь в русском переводе на двунадесятые праздники, толкования Священного Писания на Всенощном бдении, жития святых и т. п.) и своевременные комментарии к богослужебным текстам позволяют полнее раскрывать и использовать катехизический потенциал богослужения.
  3. Заметный импульс в приобщении новоначальных христиан к церковной жизни и прохождении последующей систематической катехизации способны придать разовые и регулярные катехизические мероприятия, такие как:
  • размещение просветительских стендов;
  • распространение катехизических листков и иных материалов;
  • приходское консультирование по вопросам православной веры и церковной жизни;
  • внебогослужебные чтения и собеседования;
  • экскурсии по храму и паломнические поездки (с катехизическим содержанием);
  • просветительские интернет-проекты, и др.
  1. Краткосрочные и долгосрочные катехизические программы. К краткосрочному катехизическому курсу относятся соответствующие оглашению беседы с родителями и восприемниками крещаемых младенцев и малолетних детей, а также беседы перед таинством Брака (венчанием). Следующей ступенью является тайноводственный курс «практического воцерковления», в котором предлагается принять участие прошедшим оглашение, а также всем желающим. Курс проводится в течение 1,5–2 месяцев и направлен на передачу базовых представлений обо всех основных аспектах церковной жизни человека и на содействие ее практической реализации.

Долгосрочная катехизическая программа призвана дать системное, многостороннее научение основам православной веры и христианской жизни. Она может реализовываться в рамках воскресной школы для взрослых, богословских или катехизических курсов. Основой программы длительного катехизического курса призван стать Современный катехизис Русской Православной Церкви.

Схематично катехизация взрослых в наиболее распространенной форме — воскресной школы для взрослых — может выглядеть следующим образом. Помимо катехизиса в блоке основных предметов должны обязательно изучаться Священное Писание, библейская история, история Церкви и церковнославянский язык. Вариативная часть может включать церковное искусство, иконографию, как не только обладающие назидательной составляющей, но и наглядно иллюстрирующие все, что человек будет изучать в основном блоке.

От систематических катехизических занятий следует отличать внебогослужебные чтения и собеседования, которые отнесены нами к разовым и регулярным катехизическим мероприятиям. Данная форма в наибольшей степени раскрывает возможности взаимного общения, диалога между священнослужителями, катехизаторами, прихожанами, иными участниками встреч и позволяет глубоко, обстоятельно рассматривать обсуждаемые темы. К внебогослужебным чтениям и собеседованиям могут быть отнесены, в частности, беседы со священником и тематические встречи. Наиболее подходящей возможностью для таких бесед и встреч является общая трапеза для всех желающих прихожан после окончания Божественной литургии, практика которой укоренена в церковной традиции. На такие беседы за трапезой, если наблюдается заинтересованность прихожан, могут приглашаться и профессиональные преподаватели по отдельным дисциплинам.

Также большое значение имеют библейские беседы и евангельские кружки; беседы по изучению богослужения.

Формы и соответствующие им направления катехизации взаимодополняют друг друга. Приход может использовать их, адаптируя к собственным обстоятельствам с наибольшей эффективностью. Возможны различные подходы к катехизации после Крещения с учетом характеристик прихода, внешней среды, в которой он расположен, числа и специфики прихожан, особенностей духовного руководства священника и т. д. Именно многообразие путей способно обеспечить эффективность, действенность достижения целей катехизации.

«О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» / Документ утвержден Постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года).

Документ принят на заседании Священного Синода РПЦ от 27 декабря 2011 г. (Журнал № 152).

См. документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви».

Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви подготовлен документ «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви».

Документ включает в себя рекомендации и инструкции по организации и проведению катехизической деятельности на приходском и епархиальном уровнях.

Цитата:

В просветительском служении Церкви важнейшее значение имеет катехизация – содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни. Исполняя свою спасительную миссию, Церковь должна оказывать такое содействие всем, кто нуждается в нем. Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования.

Основным содержанием катехизации является наставление уверовавшего в Бога человека в нравственных нормах христианства, сообщение ему главных вероучительных истин, ознакомление его со Священным Писанием, как Божественным Откровением, приобщение его к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту.

Сегодня нужна гибкая и дифференцированная система катехизации перед Таинством Крещения и после него. Необходимо создавать целостную, комплексную систему непрерывной приходской катехизации с различием форм и уровней, с учётом духовного состояния людей, их возраста, национальной и социальной принадлежности.

Катехизическая деятельность на приходе

Основными направлениями катехизической деятельности на приходе являются:

— оглашение (подготовка людей, уверовавших в Бога, к Таинству Крещения),

— пастырская деятельность по подготовке прихожан к участию в Таинствах, проповедь Слова Божия,

— совершенствование пения и чтения на богослужении и разъяснение его содержания,

— систематическая духовно-просветительская работа с прихожанами (в т.ч. воскресная школа для взрослых, беседы, приходская библиотека, регулярные паломничества и др.),

— православное воспитание и образование детей, подростков и членов их семей (преимущественно через церковно-приходскую воскресную школу),

— приходское консультирование по вопросам православной веры и церковной жизни,

— катехизация в процессе социального служения (в больницах, тюрьмах, детских домах и т.п.).

Ответственность за организацию и осуществление катехизической деятельности в приходе лежит на настоятеле. Для эффективного развития этой деятельности настоятелям следует иметь помощника на должности педагога-катехизатора в штатном расписании прихода (Определение Архиерейского собора 2004 г. «О вопросах внутренней жизни РПЦ» п.10, Постановления Архиерейского совещания 2 февраля 2010 г., п.1.8). Такой сотрудник должен быть аттестован(*) в епархиальном отделе религиозного образования и катехизации.

——————————

(*) Соответствующие нормативные документы и методические материалы находится в стадии доработки в Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Методические разработки и другие материалы по катехизической деятельности находятся и будут появляться на медиа-портале Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви: http://media.otdelro.ru

Конец цитаты

Рубрика: Храмы, Что посмотреть в Бийске

Миссионерское катехизаторское училище находится в городе Бийске на улице Иркутской, 1. Было открыто в 1883 г. Катехизаторское училище – центр по подготовке кадров, необходимых Алтайской духовной миссии (учителей и переводчиков, священников, дьяконов и псаломщиков).

Фото: Мальцев О.В.

В 1890 г. был учрежден Совет училища для непосредственного заведывания учебной, воспитательной и экономической частями Катехизаторского училища. Ведению Совета передано дело наблюдения за всеми школами Алтайской миссии.

7 февраля 1891 г. совету Катехизаторского училища дано «высшею духовною властию право производить испытания на звание учителя церковно-приходской школы, а местною епархиальною властию учреждена при училище испытательная комиссия для ищущих должности псаломщика, а также диаконского и священнического сана».

17 марта 1893 г. воспитанникам-инородцам Катехизаторского училища даровано право поступать для продолжения образования, в духовную семинарию.

14 сентября 1895 г. состоялось торжественное освящение нового кирпичного учебного корпуса Катехизаторского училища.

В 1896 г. освящена миссионерская домовая церковь во имя апостола Иоанна Богослова во втором этаже кирпичного здания Катехизаторского училища.

В 1917 г. Барнаульское духовное училище, вследствие пожара собственного здания, временно переведено в здание Алтайского Катехизаторского училища и по указу Святейшего Синода поступило в ведение Преосвященнейшего Иннокентия (Соколова), епископа Бийского.

20 апреля 1920 г. Бийский уездный революционный комитет постановил «предоставить в распоряжение отдела здравоохранения для использования Катехизаторское училище и архиерейский дом под лечебные заведения» для оборудования уездной больницы.

Прекратил своё существование и домовой храм (ныне помещение актового зала Дома офицеров). В 1921 г. в здании училища разместили опытно-показательную школу имени Коминтерна.

В настоящее время в здании Бийского миссоинерского Катехизаторского училища размещается Дом офицеров, а также с сентября 2003 г. занимаются средние и старшие классы православной гимназии во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского.

Если вам понравилась эта статья, поделитесь ей с друзьями:

Председfатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий 16 ноября 2010 года выступил с докладом на проходящем в Москве IV Всецерковном съезде епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви.

Дорогие собратья архипастыри! Всечестные отцы, братия и сестры — участники IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви!

С миссионерской деятельностью тесно связана катехизация, как ее органическое продолжение. Задачей миссии является свидетельство о Христе, благовестие, призыв к человеку войти в Церковь Божию, а задачей катехизации — помощь в воцерковлении тех, кто откликнулся на этот призыв. Катехизация призвана укрепить их веру, сделать ее осознанной и деятельной, дабы жизнь этих людей наполнилась подлинным христианским содержанием. Нужно, чтобы обратившиеся ко Христу стали членами конкретных приходов, участвовали в церковных Таинствах, были религиозно грамотными людьми, избежали ошибок в духовной жизни.

Сейчас в духовном просвещении нуждается подавляющее большинство граждан нашей страны, многие из которых уже крещены, но фактически не живут церковной жизнью. Поэтому развитие катехизической деятельности является важнейшей церковной задачей, решать которую следует абсолютно на всех уровнях.

Остановлюсь на важных проблемах, задачах, особенностях современной катехизации, главных аспектах видения катехизической деятельности, а также той работе, которую осуществляет в данном направлении Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Одной из наиболее острых проблем в области катехизации в наше время является то, что ее очевидную необходимость не видят не только те, кто желает приступать к Таинствам Церкви, но и священнослужители.

Приходя креститься и крестить своих детей без элементарных знаний о том, каким ответственным шагом является Таинство Крещения, перед Кем и в чем состоит эта ответственность, в какой огромный и прекрасный мир входит крещаемый, люди обкрадывают сами себя и своих близких. Крещение, по слову апостола Петра, это «обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3, 21). Если это обещание остается только в словах, произнесенных во время Таинства самим крещаемым или его восприемниками, то оно становится, безусловно, ложью пред Богом.

Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Результативность трудов клирика следует измерять не по количеству совершенных треб в храме или по вызову. Эффективность пастырской деятельности измеряется тем влиянием, которое совершенное Таинство окажет на жизнь пасомого или пасомых. Подводя личный итог своего церковного года, священник должен уметь честно ответить себе на вопрос: сколько крещенных мною людей воцерковилось или оказалось на пути к воцерковлению…» (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы 2009 г.). Однако среди духовенства продолжает бытовать мнение, о том, что если люди просят совершить Таинство, то надо тотчас исполнить просимое не утруждая их предварительной подготовкой, а дальше произойдет все само собой, без всякой дальнейшей помощи. Да, бывает и так, что человек участвуя в Таинстве не до конца осознанно, затем, нередко под влиянием определенных обстоятельств, действительно становится верным чадом Церкви. Но наиболее часто мы видим совсем другую картину. Люди, давшие обеты Крещения, продолжают совершать смертные грехи, подвержены той или иной форме идолопоклонства, суевериям. Содержанием их жизни остается суета мира сего, а не Христос и не исполнение Его заповедей. Христианство становиться лишь внешней формой бытования человека в мире. Это трагедия нашего времени, с которой не может мириться верующее сердце, да и не должно мириться. Постепенное вхождение человека в жизнь Церкви должно предшествовать Таинству Крещения и продолжиться после него. Это достаточно длительный процесс, который, как правило, занимает до нескольких лет. Когда человек, желающий принять Таинство Крещения, предоставлен сам себе, лишен должной помощи, научения как до крещения, так и после, то на деле он становится православным лишь формально, и ответственность за это в немалой степени лежит на священнослужителях, не выполнивших свой пастырский долг, и мирянах, призванных содействовать им в осуществлении катехизической деятельности. Конечно, прохождение должного оглашения не гарантирует в полной мере, что человек будет ревностным христианином, но, по крайней мере, ему будут предложены для этого все возможности.

Таким образом, первейшая задача сейчас состоит в том, чтобы необходимость катехизации воспринималась как императив: как обращающимися в Церковь людьми, так и самими священнослужителями.

Несколько слов о том, какой может быть катехизация в современных условиях. На наш взгляд, необходимо создание гибкой и дифференцированной системы катехизации перед Таинством Крещения и после него. Она должна охватывать все возрастные категории потенциальных прихожан, а также тех, кто уже вошел в церковную ограду и нуждается в духовном просвещении: детей и их родителей, молодежи и взрослых.

Наиболее злободневный и дискуссионный вопрос касается оглашения, т.е. катехизической подготовки к Таинству Крещения, ее длительности и содержания. В Древней Церкви оглашение продолжалась длительное время, в среднем 2-3 года, во многом решая все те задачи, которые стоят перед катехизацией и сейчас. Ее продолжительность соответствовала времени, необходимому для воцерковления оглашаемого. Само же Таинство Крещения являлось логическим итогом глубокого внутреннего изменения, зрелости, готовности к духовному рождению и ответственной церковной жизни человека, плодом его осознанной твердой веры. Однако в IV веке после того, как христианство стало государственной религией Империи, наиболее распространенным сроком подготовки к Таинству Крещения стало 40 дней Великого Поста. Задача оглашения стала более узкой: обеспечить необходимую подготовку к Таинству Крещения, в соответствии со следующими каноническими критериями готовности оглашаемого к принятию Таинства: изменение жизни; время пребывания в чине оглашаемых, достаточное, чтобы говорить о постоянстве намерений; свидетельство верного члена Церкви и личное исповедание своей веры. После крещения процесс воцерковления продолжался. Продолжалась и катехизация.

При наличии чрезвычайных обстоятельств, а именно угрозы жизни, указанные выше критерии отходили на второй план, и крещение совершалось без оглашения. Однако, если в дальнейшем эта угроза исчезала, подготовка должна была быть непременно восполнена.

В дореволюционной России та же сорокадневная подготовка осуществлялась перед крещением иноверцев. Затем долгое время, по понятным причинам, оглашение в нашей Церкви фактически отсутствовало. Сегодня его необходимо возрождать. Невозможно более не учитывать перечисленные канонические критерии готовности к Таинству Крещения. Здесь следует искать приемлемые решения, с учетом реалий, но таким образом, чтобы подготовка не была профанирована. В результате оглашения, желающий креститься должен сознательно исповедовать Символ веры, принять твердое решение оставить то, что несовместимо с православным христианством, обрести опыт молитвы, чтения Священного Писания, участия в литургической и церковно-общинной жизни прихода. Ориентиром должны быть крещальные обеты, которые оглашенному необходимо осознанно принести.

Минимально приемлемым оглашением, при отсутствии крайних обстоятельств, по нашему мнению, является проведение не менее двух- трех предварительных бесед, ориентирующих оглашаемого в основных понятиях христианской нравственности и православного вероучения, в сочетании с личным духовным трудом человека. При первой беседе можно познакомиться с человеком, выяснить мотивы его обращения с просьбой о крещении и помочь ему в осознании подлинных христианских целей крещения, переподать ему определенное научение, просить прочесть Евангелие, начать молиться, посещать богослужения. А в последующие беседы можно уже будет проверить результат усвоения основных вероучительных истин, нравственных основ, ответить на вопросы оглашаемых.

Положительные результаты может дать и исповедальная беседа со священником и наставление новокрещеного к последующей церковной жизни.

Безусловно, только этой подготовкой нельзя ограничиться. Следует проводить и длительную послекрещальную катехизацию. Но, тем не менее, даже это небольшое введение в круг православной жизни имеет крайне важное значение для чад Церкви.

В приходах и благочиниях, где есть соответствующие возможности, желательно увеличивать длительность и объем подготовки ко крещению. Ориентиром можно считать и сорокадневный, срок, укорененный в церковной традиции. Через несколько лет это время снова может стать основным сроком подготовки к Таинству Крещения. Также для желающих важно предоставить возможность и более длительной и серьезной подготовки.

Особой заботой Церкви должны стать родители и восприемники крещаемых детей. С ними следует проводить разъяснительные беседы о смысле и значении Таинства Крещения и о необходимости самим взрослым жить полноценной церковной жизнью, воспитывать в вере детей и регулярно причащать их после Крещения. Эти беседы могут быть совмещены с огласительными беседами, о которых я уже сказал выше. Уместно предложить родителям и восприемникам подготовиться к Таинству крещения младенца через личное участие в Таинствах Исповеди и Причащения. Хотел бы отметить, что для этих целей на каждом приходе должно быть издано краткое наставление родителям и восприемниками, и вручено им для начального практического руководства в духовной жизни.

Послекрещальная катехизация должна дать уже развернутое представление об основных аспектах христианской жизни: о личной молитве, об участии в храмовом богослужении и Таинствах Церкви, об изучении Священного Писания и Предания, о христианской нравственности, аскетике, благочестии и доброделании.

В норме, проведение послекрещальной катехизации, как и оглашения, должно быть в каждом приходе. Она может проводиться в форме бесед со священником, лекториев, воскресных школы для взрослых и иных формах.

Одной из наиболее эффективных форм систематической катехизации являются богословско-катехизаторские курсы. На таких курсах, действующих при благочиниях, епархиальных отделах, духовных учебных заведениях, привлекая лучшие преподавательские кадры, организационные и материальные ресурсы благочиния и епархии, возможно на высоком качественном уровне осуществлять серьезную двух-трехгодичную богословскую подготовку мирян. Здесь полезен и важен для использования опыт, в частности, Кемеровской и Новокузнецкой епархии, где создана единая епархиальная система богословско-катехизаторских курсов, действующих под руководством координационного центра, которым был разработан и внедрен общий для всех курсов епархии учебно-методический комплекс.

Следует расширять практику изучения Священного Писания в приходах в форме библейских, евангельских бесед и кружков. Работа в небольших группах с обсуждением текстов Библии обычно помогает участникам глубже воспринимать Слово Божие и руководствоваться им в своей жизни.

Богослужения, Таинства и обряды Церкви, в которых участвуют новоначальные христиане, важно сопровождать своевременным катехизическим пояснением, раскрывающим им духовный смысл происходящего. Ни при каких обстоятельствах совершающие Таинство Крещения клирики не должны опускать произнесение огласительных молитв и крещальной проповеди. Целесообразно проводить занятия и беседы для желающих глубже понять содержание богослужений.

При современном кризисе семьи особое внимание необходимо уделить подготовке к Таинству Венчания. Вступающие в брак должны осознавать высокий христианский смысл брака, как пути спасения, и ответственность за это. Церковное попечение о семье должно продолжаться и после совершения Таинства Брака. Важной задачей является организация православной психологической консультации для семей. И опять отмечу, что наряду со свидетельством о совершении Таинства Венчания, брачующимся необходимо дать в назидание хорошо изданное наставление в семейной жизни.

В больших городских приходах важно создавать в храмах консультативную службу по вопросам веры и церковной жизни, привлекая для этого церковно-образованных мирян, имеющих педагогическое или другое сопутствующее гуманитарное образование. Опыт показывает эффективность индивидуальных просветительских бесед в катехизаторской и миссионерской работе с заходящими в храм малоцерковными людьми. Такая деятельность особенно полезна в дни, когда храмы посещает огромное количество людей, редко участвующих в таинствах Церкви (Богоявление, Великая Суббота, Пасха Господня, Рождество Христово, дни поминовения усопших). В приходе следует распространять катехизические листки, посвященные праздникам, Таинствам, богослужению и отдельным вопросам церковной жизни, размещать просветительскую информацию на информационном стенде.

Проблемы катехизации невозможно решить в отрыве от уклада жизни прихода — это дело всей церковной общины. Должна быть налажена внебогослужебная жизнь прихода. Новые прихожане должны активно привлекаться к участию в приходской жизни, в социальных мероприятиях и иных формах церковного служения.

Необходимо особенно заботиться о повышении церковной грамотности и о духовно-нравственном совершенствовании сотрудников храма. Настоятелям приходов необходимо организовывать для них проведение духовно-просветительских бесед, направлять их на обучение, строго контролировать практику их отношения к прихожанам.

Для эффективного осуществления и развития катехизической деятельности Церкви необходимо решить комплекс мер по ее кадровому и методическому обеспечению. В идеале, в каждом городском и крупном сельском приходе должен быть работающий с приходящими в храм людьми штатный педагог-катехизатор, специально подготовленный к данному служению.

В рамках работы Комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам духовного образования и религиозного просвещения нами подготовлен проект Положения и Стандарта программы подготовки работников сферы катехизации. После утверждения священноначалием, данные документы будут регламентировать подготовку катехизаторов Русской Православной Церкви, которая должна осуществляться в каждой епархии.

Также важно разработать учебную программу и пособие по катехетике, для ее преподавания в Духовных учебных заведениях и центрах подготовки катехизаторов.

Следует проводить методические семинары для священнослужителей по катехизации.

В настоящее время Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви готовит методический сборник материалов для педагога-катехизатора, который будет содержать программы, методические рекомендации и указания по проведению предкрещальной и послекрещальной катехизации, организации катехизической деятельности. Ряд рекомендуемых материалов уже размещен на медиа-портале Отдела.

Также Отдел разрабатывает Стандарт для церковно-приходских воскресных школ для детей, содержащий образовательный минимум знаний и навыков, которые должны быть переданы детям; типовую нормативную документацию для воскресных школ, регламентирующую их деятельность.

Эти проекты и методические разработки будут вынесены на обсуждение в рамках I направления Международных Рождественских образовательных чтений: «Катехизация и Таинства Церкви» в этом году.

Важной задачей является налаживание рабочего взаимодействия Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви с Синодальным миссионерским отделом и соответствующими епархиальными структурами. Существует целый ряд проектов и направлений работы, при осуществлении которых такое взаимодействие существенно повысит их эффективность.

Многие из обозначенных мною вопросов нашли свое отражение в документе проектного характера «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви», подготовленного нашим Отделом, который содержит рекомендации по осуществлению, организации и развитию основных направлений катехизической деятельности нашей Церкви, в соответствии с теми задачами, которые определил нам Святейший Патриарх. Сейчас документ дорабатывается с учетом полученных откликов и замечаний и будет представлен на рассмотрение Священного Синода. Мы обратились к правящим архиереям епархий с просьбой провести епархиальные совещания по вопросам катехизации и обсудить данный документ, соотнести с поставленными в нем задачами состояние катехизической деятельности в их епархиях и принять возможные решения по ее дальнейшему развитию. Означенные совещания состоялись более чем в 50-ти епархиях (но, увы, не во всех!). Анализ показал, что в ряде епархий наиболее важные направления катехизической деятельности и меры по ее организации и развитию уже проводятся или принимаются соответствующие решения.

Назовем основные из них:

  • в штат, по крайней мере, городских приходов епархии вводятся должности педагогов-катехизаторов, миссионеров-катехизаторов или иных работников, ответственных за просветительскую деятельность, с соответствующим окладом;
  • В приходах проводятся катехизические беседы перед Таинством Крещения и Брака, занятия способствующие последующему воцерковлению, принявших крещение (лектории, воскресные школы для взрослых, беседы);
  • В большинстве храмов епархии действуют церковно-приходские воскресные школы, многие из которых являются «семейными», где работа ведется как с детьми, так и с их родителями. Ряд воскресных школ действуют как досуговые центры. Епархиальными отделами религиозного образования и катехизации проводится аттестация воскресных школ.
  • В храмах создаются консультативные службы, освещающие жизнь Церкви и отвечающие на насущные вопросы прихожан связанные с религиозной жизнью;
  • Проводятся занятия по повышению церковной грамотности персонала храма;
  • В благочиниях назначаются помощники благочинного по катехизаторской работе;
  • Создаются Советы помощников благочинных по религиозному образованию и катехизации;
  • Организуются духовно-просветительские центры, призванные осуществлять различные катехизические программы для детей, молодежи и взрослых, на базе которых также возможно проведение курсов повышения квалификации преподавателей воскресных школ и катехизаторов, учителей общеобразовательных школ;
  • Создаются благочиннические библиотеки;
  • Проводятся семинары по катехизаторской работе в епархии с целью обмена и систематизации имеющегося на приходах опыта, методические семинары для директоров и педагогов воскресных школ;
  • Осуществляется подготовка и повышение квалификации катехизаторов, педагогов воскресных школ, организаторов катехизической деятельности на Курсах катехизаторов и в других формах;
  • Осуществляется материальная поддержка катехизической деятельности на епархиальном, благочинническом и приходском уровне;

Выражаю надежду, что эти и многие другие важные направления работы будут осуществляться во всех епархиях.

От того, как мы сможем наладить катехизаторскую работу на всех уровнях от приходского до общецерковного, обеспечить слаженность и четкость действий всех звеньев этого очень сложного механизма, взаимодействие наших Синодальных структур, во многом зависит духовный облик нашей Церкви и всего российского общества.

Благодарю за внимание.

Отдел религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru

На приходах Тольяттинской епархии повсеместно проводится работа с уверовавшими людьми в виде оглашения перед Таинством Крещения, пастырской работы по подготовке прихожан к Таинствам Церкви, организации приходских библиотек, помощи людям в обретении православного мировоззрения в процессе социального служения в больницах, тюрьмах, детских домах, а также духовно-просветительской деятельности в виде лекций и тематических встреч. При Отделе религиозного образования и катехизации (ОРОиК) Тольяттинской епархии действуют двухгодичные катехизаторские (богословско-просветительские) курсы для мирян с выдачей удостоверения об их окончании.

Двухгодичные катехизаторские (богословско-просветительские) курсы

Руководитель – протоиерей Димитрий Лескин, руководитель ОРОиК Тольяттинской епархии, ректор Поволжского православного института, директор Православной классической гимназии; куратор курсов – Клименко И.А., заместитель руководителя ОРОиК Тольяттинской епархии, директор Гуманитарного колледжа.

Преподавателями курсов являются священнослужители и преподаватели Православной классической гимназии, Гуманитарного колледжа и Поволжского православного института Тольятти.Слушатели изучают Священное Писание Ветхого и Нового Завета, Литургику, катехизис Русской Православной Церкви, общецерковную историю и историю Русской Православной Церкви, основы христианского искусства, основы сектоведения, знакомятся с Социальной концепцией Русской Православной Церкви, учатся читать по-церковнославянски. Успешно сдавшие все экзамены и итоговую работу получают удостоверение Отдела религиозного образования и катехизации Тольяттинской епархии.

Православный клуб «Лествица» при Успенском приходе Тольятти

руководитель иерей Димитрий Гизитдинов

Члены клуба встречаются со священником по пятницам в 18.30 в помещении трапезной храма Успения Божией Матери для духовных бесед о Боге, вере и духовной жизни.

Православный клуб «Преображение» при Никольском храме Тольятти

руководитель протоиерей Фёдор Гавриленко

По четвергам в 18.30 в Никольском храме 20 квартала Автозаводского района проходят встречи, во время которых участники клуба вместе со священником читают Библию и Святых отцов, обсуждая прочитанное. Общение проходит в теплой атмосфере с чаепитиями.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *