Катехизис святителя филарета московского

Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви

Аудио

Предисловие

Часть первая. Введение Предварительные понятия Об Откровении Божественном О Священном Предании и Священном Писании О Священном Писании Состав катехизиса Часть вторая. О вере. О Символе веры вообще и о его происхождении О членах Символа веры О первом члене Символа веры О втором члене Символа веры О третьем члене Символа веры О четвертом члене Символа веры О пятом члене Символа веры О шестом члене Символа веры О седьмом члене Символа веры О восьмом члене Символа веры О девятом члене Символа веры О десятом члене Символа веры О Крещении О Миропомазании О Причащении О Покаянии О Священстве О Браке О Елеосвящении Об одиннадцатом члене Символа веры О двенадцатом члене Символа веры Часть третья. О Надежде Понятие «христианская надежда» ее основание и средства О молитве О Молитве Господней О призывании О первом прошении О втором прошении О третьем прошении О четвертом прошении О пятом прошении О шестом прошении О седьмом прошении О славословии Учение о блаженстве О первой заповеди блаженства О второй заповеди блаженства О третьей заповеди блаженства О четвертой заповеди блаженства О пятой заповеди блаженства О шестой заповеди блаженства О седьмой заповеди блаженства О восьмой заповеди блаженства О девятой заповеди блаженства Часть четвертая. О любви О союзе веры и любви О Законе Божием и заповедях О разделении заповедей на две скрижали О первой заповеди О второй заповеди О третьей заповеди О четвертой заповеди О пятой заповеди О шестой заповеди О седьмой заповеди О восьмой заповеди О девятой заповеди О десятой заповеди Заключение Как использовать учение о вере и благочестии

Предисловие

«Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви, рассмотренный и одобренный Святейшим Синодом и изданный для преподавания в училищах и для употребления всех православных христиан», Москва, Синодальная типография, 1913.

Этот катехизис обычно называют «Филаретовским»: его составил по поручению Синода Преосвященный святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (память 19 ноября/2 декабря).

В данном случае орфография текста изменена применительно к современной практике, проведена замена многих грамматических архаизмов, даны некоторые уточнения; все это делалось с таким расчетом, чтобы не изменить содержания и не исказить смысла текста.

Цитаты из Священного Писания и из творений святых отцов оставлены, как и в издании 1913 года, на церковнославянском языке, однако трудные для понимания слова и словосочетания даны с переводами их на русский язык.

Святитель Филарет (Дроздов) Митрополит МосковскийКатехизис

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС13-309-1732)

Печатается по изданию:

Пространный христианский катехизис Православныя кафолческия Восточныя Церкви. Изд. 66-е. М.: Синодальная типогорафия, 1886.

ВВЕДЕНИЕ

Предварительные понятия

Вопрос: Что такое православный катехизис?

Ответ: Православный катехизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.

Что значит слово «катехизис»?

«Катехизис» по переводу с греческого языка значит оглашение, изустное наставление; а по употреблению от времен апостольских сим именем означается первоначальное учение о православной христианской вере, всякому христианину потребное (Лк. 1, 4; Деян. 18, 25).

Что нужно для благоугождения Богу и для спасения души?

Во-первых, познание истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела.

Почему вера нужна во-первых?

Потому что, как свидетельствует слово Божие, без веры невозможно угодити Богу (Евр. 11, 6).

Почему с верою должна быть неразлучна жизнь по вере и добрые дела?

Потому что, как свидетельствует слово Божие, вера без дел мертва есть (Иак. 2, 20).

Что есть вера?

По изъяснению святого апостола Павла, вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр. 11, 1), то есть уверенность в невидимом – как бы в видимом; в желаемом и ожидаемом – как бы в настоящем.

Какое различие между знанием и верой?

Знание имеет предметом видимое и постигаемое; а вера – невидимое и даже непостижимое.

Знание основывается на опыте или исследовании предмета; а вера – на доверии к свидетельству истины.

Знание принадлежит собственно уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.

Почему в учении благочестия требуется не только знание, но и вера?

Потому что главным предметом сего учения есть Бог, невидимый и непостижимый, и премудрость Божия, в тайне сокровенная. Посему многие части сего учения не могут быть объяты знанием разума, но могут быть приняты верою. «Вера, – говорит святой Кирилл Иерусалимский, – есть око, озаряющее всякую совесть; она сообщает человеку ведение. Ибо, – говорит пророк, – аще не уверите, ниже имате разумети (Ис. 7, 9)» (Огласительное поучение, 5).

Как можно еще изъяснить необходимость веры?

Святой Кирилл изъясняет так: «Не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верою. На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет произрастающие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря» (Огласительное поучение, 5).

Об Откровении Божественном

Откуда черпается учение православной веры?

Из Откровения Божественного.

Что разумеется под именем «Божественного Откровения»?

То, что Сам Бог открыл человекам, дабы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его.

Всем ли человекам дал Бог такое Откровение?

Он дал оное для всех человеков, как для всех нужное и спасительное, но поелику не все человеки способны непосредственно принять Откровение от Бога, то Он употребил особенных провозвестников Откровения Своего, которые бы передали оное всем человекам, желающим принять оное.

Почему не все человеки способны непосредственно принять Откровение от Бога?

По греховной нечистоте и немощи своего духа и тела.

Кто были провозвестники Откровения Божия?

Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие пророки приняли и проповедали начатки Откровения Божия; в полноте же и совершенстве принес на землю Откровение Божие воплощенный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и распространил оное по вселенной через Своих учеников и апостолов.

Апостол Павел говорит в начале своего Послания к евреям: Многочастне и многообразие древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори (Евр. 1, 11).

Тот же апостол пишет к коринфянам: Глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу, юже никтоже от князей века сего разуме: нам же Бог открыл есть Духом Своим. Дух бо вся испытует, и глубины Божия (1 Кор. 2, 7, 8, 10).

Евангелист Иоанн пишет в Евангелии: Бога никтоже виде нигдеже, Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин. 1, 18).

Сам Иисус Христос глаголет: Никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф. 11, 27).

Неужели человек не может иметь познание о Боге без особенного Откровения Божия?

Человек может познавать Бога из рассматривания сотворенных от Бога вещей; но сие познание бывает несовершенно и недостаточно и может служить только приготовлением к вере или некоторым пособием к познанию Бога из Его Откровения.

Невидимая бо Его от создания мира твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила Его и Божество (Рим. 1, 20).

Сотворил есть от единыя крове весь язык человечь, жити по всему лицу земному, уставив предучиненная времена и пределы селения их, взыскати Господа, да поне осяжут Его и обрящут, яко не далече от единаго коегождо нас суща. О Нем бо живем и движемся и есмы (Деян. 17, 26–28).

«В рассуждении веры в Бога предшествует помышление то, что Бог есть, которое (помышление) мы снискиваем чрез сотворенные вещи. Прилежно рассматривая творение мира, познаем, что Бог премудр, всемогущ, благ; познаем также и все невидимые Его свойства. Таким образом Его яко Верховного Правителя приемлем. Поелику всего мира Творец есть Бог, а мы составляем часть мира, следственно Бог есть Творец и наш. За сим познанием следует вера, и за сею верою – поклонение» (Василий Великий. Послание 232).

О Священном Предании и Священном Писании

Каким образом Божественное Откровение распространяется между человеками и сохраняется в истинной Церкви?

Двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания.

Что разумеется под именем «Священного Предания»?

Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому и предки – потомкам учение веры, закон Божий, Таинства и священные обряды.

Есть ли верное хранилище Священного Предания?

Все истинно верующие, соединенные Священным Преданием веры, совокупно и преемственно, по устроению Божию, составляют из себя Церковь, которая и есть верное хранилище Священного Предания, или, по изречению святого апостола Павла, Церковь Бога жива, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15).

Святой Ириней пишет: «Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни» (Против ересей. Кн. 3. Гл. 4).

Что называется Священным Писанием?

Книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обыкновенно сии книги называются Библией.

Что значит слово «Библия»?

Слово «Библия» есть греческое. Оно значит книги. Сим названием выражается то, что священные книги преимущественно пред всеми прочими достойны внимания.

Что древнее: Священное Предание или Священное Писание?

Древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия есть Священное Предание. От Адама до Моисея не было Священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Свое и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгою. Тем же способом вначале и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. Необходимость Предания видна из того, что книгами пользоваться может меньшая часть людей, а Преданием – все.

Для чего же дано Священное Писание?

Для того чтобы Откровение Божие сохранилось более точно и неизменно. В Священном Писании мы читаем слова пророков и апостолов точно так, как бы мы с ними жили и их слышали, несмотря на то, что священные книги написаны за несколько веков и тысячелетий до нашего времени.

Должно ли соблюдать Священное Предание и тогда, когда мы имеем Священное Писание?

Должно соблюдать Предание, с Божественным Откровением и Священным Писанием согласное, как учит сему само Священное Писание. Апостол Павел пишет: Темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим (2 Фес. 2, 15).

Для чего и ныне нужно Предание?

Для руководства к правильному разумению Священного Писания, для правильного совершения Таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления.

Святой Василий Великий говорит об этом следующее: «Из соблюденных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от апостольского предания, по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и сему не станет противоречить никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо если отважимся отвергать неписанные обычаи, как будто не великую важность имеющие, то неприметно повредим Евангелию в самом главном или, паче, от проповеди апостольской оставим пустое имя. Например, упомянем всего прежде о первом и самом общем: чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменовались образом креста, кто учил писанием? К востоку обращаться в молитве какое писание нас научило? Слова призывания в преложении Хлеба Евхаристии и Чаши Благословения кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, которые Апостол или Евангелие упоминают, но и прежде их, и после произносим и другие, как имеющие великую силу для Таинства, приняв оные от неписаного учения. По какому также писанию благословляем и воду крещения, и елей помазания, еще же и самого крещаемого? Не по умолчанному ли и тайному преданию? Что еще? Самому помазанию елеем какое написанное слово научило нас? Откуда и троекратное погружение человека и прочее, относящееся к крещению; отрицаться сатаны и ангелов его из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемого и неизрекаемого учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв основательно научены молчанием охранять святыню Таинств? Ибо какое было бы приличие писанием оглашать учение о том, на что некрещеным и воззреть не позволительно? (Правило 97. О Святом Духе. Гл. 27).

О Священном Писании в особенности

Когда написаны Священные книги?

В разные времена. Одни – прежде Рождества Христова, а другие – после.

Сии два отделения Священных книг не имеют ли особенных названий?

Имеют. Те Священные книги, которые написаны прежде Рождества Христова, называются книгами Ветхого Завета; а те, которые написаны после Рождества Христова, называются книгами Нового Завета.

Что такое Ветхий и Новый Завет?

Иначе сказать: древний союз Бога с человеками и новый союз Бога с человеками.

В чем состоял Ветхий Завет?

В том, что Бог обещал человекам Божественного Спасителя и приготовлял их к принятию Его.

Как приготовлял Бог человеков к принятию Спасителя?

Через постепенные откровения, через пророчества и прообразования.

В чем состоит Новый Завет?

В том, что Бог действительно даровал человекам Божественного Спасителя, Единородного Сына Своего Иисуса Христа.

Сколько Священных книг Ветхого Завета?

Святой Кирилл Иерусалимский, святой Афанасий Великий и святой Иоанн Дамаскин считают их двадцать две, применяясь к тому, как их считают евреи на своем первоначальном языке (Афанасий Великий. Послание 39, праздничное; Иоанн Дамаскин. Богословие. Кн. 4. Гл. 17).

Почему достойно внимания счисление евреев?

Потому, что, как говорит апостол Павел, вверена быша им словеса Божия (Рим. 3, 2), и Новозаветная Христианская Церковь приняла ветхозаветные Священные книги от Ветхозаветной Церкви еврейской.

Как же исчисляют ветхозаветные книги святой Кирилл и святой Афанасий?

Следующим образом:

1. Книга Бытия.

2. Исход.

3. Левит.

4. Книга Чисел.

5. Второзаконие.

6. Книга Иисуса Навина.

7. Книга Судей и, как бы прибавление к ней, книга Руфь.

8. Первая и вторая книги Царств как две части одной книги.

9. Третья и четвертая книги Царств.

10. Первая и вторая книги Паралипоменон.

11. Книга Ездры Первая, и Вторая его же, или, по греческому надписанию, Книга Неемии.

12. Книга Есфири.

13. Книга Иова.

14. Псалтирь.

15. Притчи Соломона.

16. Книга Екклесиаста, его же.

17. Песнь песней, его же.

18. Книга пророка Исаии.

19. Книга пророка Иеремии.

20. Книга пророка Иезекииля.

21. Книга пророка Даниила.

22. Книги двенадцати пророков.

Почему в сем исчислении ветхозаветных книг не упомянуто о книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и о некоторых других?

Потому что их нет на еврейском языке.

Как должно принимать сии последние книги?

Афанасий Великий говорит: они назначены отцами для чтения вступающим в Церковь.

Как раздельнее определить содержание ветхозаветных книг?

Их можно разделить на четыре следующие разряда:

1) книги законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого Завета;

2) исторические, которые содержат преимущественно историю благочестия;

3) учительные, которые содержат учение благочестия;

4) пророческие, которые содержат пророчества или предсказания о будущем, и наипаче об Иисусе Христе.

Какие книги законоположительные?

Пять книг, написанных Моисеем: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.

Сам Иисус Христос дает сим книгам общее наименование закона Моисеева (см. Лк. 24, 44).

Что содержит книга Бытия в особенности?

Повествование о сотворении мира и человека, и потом историю и установления благочестия в первые времена рода человеческого.

Что содержат прочие четыре книги Моисеевы?

Историю благочестия во времена пророка Моисея и чрез него данный от Бога закон.

Какие исторические книги Ветхого Завета?

Книги Иисуса Навина, Судей, Руфи, Царств, Паралипоменон, книги Ездры, Неемии и Есфири.

Какие учительные?

Книга Иова, Псалтирь и книги Соломоновы.

Что должно примечать особенно о Псалтири?

Она вместе с учением благочестия содержит также указания на историю оного и многие пророчества о Христе Спасителе. Она есть превосходное руководство к молитве и прославлению Бога и потому непрестанно употребляется в церковном богослужении.

Какие книги пророческие?

Книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати прочих.

Сколько книг Нового Завета?

Двадцать семь.

Есть ли и между ними законоположительные, то есть преимущественно составляющие основание Нового Завета?

Сим именем справедливо можно назвать Евангелие, которое составляют четыре книги евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Что значит слово Евангелие?

Оно есть греческое и значит благовестив, то есть добрую весть или радостную весть.

О чем благовествуют книги, называемые Евангелием?

О Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его пришествии на землю, о Его житии на земли, о чудесных Его деяниях и спасительном учении, наконец, о Его крестной смерти, славном воскресении и вознесении на небо.

Почему сии книги названы Евангелием?

Потому что для человеков не может быть лучшей и более радостной вести, как весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Потому-то и чтение Евангелия в Церкви каждый раз предваряется и сопровождается радостным воскликновением: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»

Есть ли между новозаветными книгами исторические?

Есть. Именно, книга Деяний святых апостолов.

О чем она повествует?

О сошествии Святого Духа на апостолов и о распространении через них Церкви Христианской.

Что такое «апостол»?

Слово сие значит посланник. Сим именем называются избранные ученики Господа нашего Иисуса Христа, которых Он послал проповедовать Евангелие.

Какие книги Нового Завета учительные?

Семь Соборных Посланий: одно – апостола Иакова, два – апостола Петра, три – апостола Иоанна, одно – апостола Иуды и четырнадцать посланий апостола Павла: к римлянам, к коринфянам два, к галатам, к ефесянам, к филиппийцам, к колоссянам, к солунянам два, к Тимофею два, к Титу, к Филимону и к евреям.

Есть ли между книгами Нового Завета и пророческие?

Такая книга есть Апокалипсис.

Что значит сие слово?

С греческого языка значит откровение.

Что содержит сия книга?

Таинственное изображение будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира.

Что должно наблюдать при чтении Священного Писания?

Во-первых, должно читать оное с благоговением, как Слово Божие, и с молитвою о уразумении его;

во-вторых, должно читать оное с чистым намерением, для нашего наставления в вере и побуждения к добрым делам;

в-третьих, понимать оное должно согласно с изъяснением Православной Церкви и святых отцов.

Когда Церковь предлагает учение Откровения Божия и Священного Писания людям, не знавшим оного, какие она представляет им признаки того, что это есть истинное слово Божие?

Признаки сего суть следующие:

1. Высота сего учения, свидетельствующая, что оно не могло быть изобретено разумом человеческим.

2. Чистота сего учения, показывающая, что оно произошло от чистейшего ума Божия.

3. Пророчества.

4. Чудеса.

5. Могущественное действование сего учения на сердца человеческие, свойственное только Божией силе.

Каким образом пророчества бывают признаком истинного Откровения Божия?

Сие можно изъяснить примером. Когда пророк Исаия предсказал рождение Христа Спасителя от Девы, чего естественный разум человеческий и помыслить не мог, и когда через несколько сот лет после сего пророчества Господь наш Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии, тогда нельзя не видеть, что пророчество было Слово Бога всеведущего и что исполнение пророчества есть дело Бога всемогущего. Посему и святой евангелист Матфей, повествуя о Рождестве Христовом, приводит пророчество Исаии: Сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Мф. 1, 22–23).

Что такое чудеса?

Дела, которые не могут быть сделаны ни силою, ни искусством человеческим, но токмо всемогущей силой Божией. Например, воскресить мертвого.

Каким образом чудеса служат признаком истинного слова Божия?

Кто творит истинные чудеса, тот действует силою Божией, следовательно, он угоден Богу и причастен Духа Божия. А такому лицу свойственно говорить только чистую истину. И потому когда он говорит именем Божиим, тогда через него, без сомнения, глаголет слово Божие.

Посему Сам Господь наш Иисус Христос признает чудеса важным свидетельством Своего Божественного посланничества: дела бо, яже даде Мне Отец, да совершу Я, та дела, яже Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец Мя посла (Ин. 5, 36).

Из чего особенно можно видеть могущественное действие учения христианского?

Из того, что двенадцать апостолов, взятые из людей бедных, неученых, низкого состояния, сим учением победили и покорили Христу сильных, мудрых, богатых, царей и царства.

Состав катехизиса

Как представить катехизическое учение благочестия в правильном составе?

Для сего, по примеру книги «Православного исповедания», одобренной православными Восточными патриархами, можно принять за основание изречение апостола Павла, что все занятие христианина в настоящей жизни должны составлять сии три: вера, надежда, любовь.

Ныне же пребывают вера, надежда, любы: три сия (1 Кор. 13, 13).

Итак, для христианина нужно:

во-первых, учение о вере в Бога и в Таинства, которые Он открывает;

во-вторых, учение о надежде на Бога и о средствах утвердиться в ней;

в-третьих, учение о любви к Богу и ко всему, что Он любить повелевает.

Каким способом Церковь вводит нас в учение о вере?

Посредством Символа веры.

Что можно принять в руководство для учения о надежде?

Изречения Господни о блаженстве и молитву Господню.

Где можно найти начальное учение о любви?

В десяти заповедях Закона Божия, а также в Новом Завете (Мф. 6, 44, 46; 10, 37. Мк. 12, 30–33. Лк. 7, 47; 11, 42. Ин. 13, 34–35. 1 Кор. 13, 1–9 и др.)

Часть первая
О вере

О Символе веры вообще и о происхождении его

Что есть Символ веры?

Символ веры есть в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что должны веровать христиане.

В каких именно словах изложено сие учение?

В следующих:

1. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от

Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение, во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых.

12. И жизни будущаго века. Аминь.

Кто так изложил учение веры?

Отцы Первого и Второго Вселенских Соборов.

Что такое Вселенский Собор?

Собрание пастырей и учителей Христианской Кафолической Церкви, по возможности со всей вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами.

Сколько было Вселенских Соборов?

Вселенских Соборов было семь:

Первый – Никейский (325 г.);

Второй – Константинопольский (381 г.);

Третий – Ефесский (431 г.);

Четвертый – Халкидонский (451 г.);

Пятый – Константинопольский II (553 г.);

Шестой – Константинопольский III (680 г.);

Седьмой – Никейский II (787 г.).

Откуда взято правило проводить Соборы?

Из примера апостолов, которые держали Собор в Иерусалиме (Деян. Гл. 15). Основанием сего служит также изречение Самого Господа Иисуса Христа, дающее определениям Церкви такую важность, что преслушавший оные оказывается лишенным благодати, как язычник. Способ же, которым Вселенская Церковь высказывает свои определения, есть Вселенский Собор.

Повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тебе, якожеязычник и мытарь (Мф. 18, 17).

Для чего в особенности собраны были Первый и Второй Вселенские Соборы, на которых составлен Символ веры?

Первый – для утверждения истинного учения о Сыне Божием, против ложного учения Ария, который нечестиво мыслил о Сыне Божием.

Второй – для утверждения учения о Святом Духе, против Македония, который нечестиво мыслил о Святом Духе.

Давно ли были Соборы сии?

Первый – в 325 году по Рождестве Христовом, а Второй – в 381 году.

1. Далее по всему тексту книги слова вопрос и ответ будут опущены и будут различаться шрифтом: вопросы напечатаны жирным шрифтом, а ответы – обычным.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *