Католические монахи

Содержание

В 530 году от Рождества Христова в Монтекассино, к югу от Рима, Бенедикт из Нурсии основал старейший западноевропейский католический монашеский орден. Великое переселение народов совершенно изменило лицо Европы: пал Древний Рим, в Италии расселилось множество германских племен. Города были опустошены, произведения культуры и искусства разграблены или уничтожены. Мечи безжалостных победителей и страшные эпидемии унесли множество человеческих жизней. Современники писали, что культура, наконец, была побеждена природой. В Западной Европе осталась одна культурная сила — монашество.

Орден святого Бенедикта

Будущий реформатор западноевропейского монашества святой Бенедикт родился в 480 году в Нурсии, в Сполето, в знатной умбрийской семье. Он несколько лет учился в Риме, в 15-летнем возрасте ушел в пустыню, где в уединенной пещере прожил три года, размышляя. Почитаемый собратьями, в 30-летнем возрасте Бенедикт был избран монахами пещерного Виковарского монастыря в настоятели-аббаты. Жесткое, аскетическое управление не понравилось монахам, которые не могли почти сутки проводить в молитвах и трудах. Бенедикт ушел из настоятелей и опять поселился в пещере. В окрестностях Субиако вокруг него собрались соратники, которых он расселил в киновиях, рассчитанных на двенадцать монахов.

Бенедикт Нурсийский. Фрагмент фрески монастыря Святого Марка

Бенедикт много размышлял о переустройстве монашеской жизни. Созерцательное аскетическое восточное отшельничество в западных странах с более суровым климатом не казалось ему идеалом служения Господу. Он создал особый устав для западных монахов, который дошел до нашего времени сквозь полтора тысячелетия: «Нам нужно основать школу для служения Господу. Создавая ее, мы надеемся не устанавливать ничего жестокого, ничего тяжелого. Если же, все-таки, справедливая причина требовала бы ввести туда что-то несколько более строгое, чтобы обуздать пороки и сохранить милосердие, не позволяйте страху тут же охватывать вас и не убегайте далеко от дороги спасения, которая вначале не может быть узкой… но, двигаясь по иноческой жизни, по жизни веры, сердце расширяется, и вы бежите по дороге заповедей Божьих с легкостью невыразимой любви. Так, никогда не покидая учителя своего, усердствуя в монастыре в поучении его до самой смерти, мы разделяем страдания Христовы терпением, чтобы заслужить место в Царствии Его. Аминь».

«Молись и работай» — девиз ордена святого Бенедикта

Первый монастырь по бенедиктинскому уставу был основан в 530 году в Монтекассино. В нем Бенедикт Нурсийский жил и правил до конца своей жизни в 543 году.

Уже к середине VI века бенедиктинские монахи сделались самыми многочисленными в Европе. Монастыри были объединены в бенедиктинский орден, который вскоре стал очень почитаемым в Европе.

Орден цистерцианцев

Цистерцианский или бернардинский орден был основан в 1098 году дворянином из Шампани Робертом Молемским, который еще в молодости поступил в один из бенедиктинских монастырей, но так как тамошняя жизнь не соответствовала его стремлениям к подвижничеству, то он с несколькими товарищами удалился в пустынное место Сито, близ Дижона, и основал там свой монастырь. Из этого монастыря и образовался цистерцианский орден.

Конституция цистерцианцев носит название «Хартия милосердия»

Правила ордена были заимствованы Робертом из древнего бенедиктинского устава. Это — полное удаление от мира, отречение от всякой роскоши и удобств, строгая подвижническая жизнь. Папа Пасхалий II утвердил орден, но из-за слишком строгих правил первое время в нем было немного членов. Число цистерцианцев стало увеличиваться только тогда, когда в орден вступил знаменитый Бернард Клервоский. Строгостью своей жизни и убедительным даром красноречия Бернард приобрел такое уважение современников, что еще при жизни считался святым, а его влиянию подчинялся не только народ, но и папы, и князья.

Святой Бернард Клервоский. Альфред Уэсли Вишарт, 1900 год

Уважение к богослову было перенесено и на его орден, который начал быстро расти. После смерти Бернарда Клервоского цистерцианцы (бернардинцы) размножились по всей Европе. Орден приобрел большие богатства, что неминуемо повлекло за собой ослабление монастырской дисциплины, поставив бернардинские монастыри в один уровень с другими западными аббатствами.

Орден кармелитов

Орден кармелитов был основан в Палестине крестоносцем из Калабрии Бертольдом, который с несколькими друзьями в середине XII века поселился на горе Кармель и жил там по образу древних восточных подвижников. В начале XIII века патриарх Альберт Иерусалимский составил монашеский устав, отличавшийся особенной строгостью — кармелиты должны были жить в отдельных кельях, постоянно молиться, соблюдать строгие посты, в том числе полностью отказаться от мяса, а также значительное время проводить в полном молчании.

Патриарх Альберт Иерусалимский

В 1238 году после поражения крестоносцев орден был вынужден эмигрировать в Европу. Там в 1247 году от папы Иннокентия IV кармелиты получили менее строгий устав и вошли в состав нищенствующих орденов. В XVI веке орден особенно прославился в своей женской половине, при аббатисе кармелиток Терезе Авильской.

Орден кармелитов был основан крестоносцем Бертольдом Калабрийским

Францисканский орден

Основателем ордена был Франциск, сын купца из Ассизи. Это был человек с нежным любящим сердцем, стремившийся с самых ранних лет посвятить себя служению Богу и обществу. Слова Евангелия о посольстве апостолов на проповедь без золота и серебра, без посоха и сумы, определили его призвание: Франциск, приняв обет совершенного нищенства, сделался в 1208 году странствующим проповедником покаяния и любви ко Христу. Вскоре вокруг него собралось несколько учеников, с которыми он и образовал орден меньших братьев или миноситов. Главными их обетами были — совершенная апостольская нищета, целомудрие, смирение и послушание. Главным занятием — проповедь о покаянии и любви ко Христу. Таким образом, орден взял задачу помогать церкви в спасении душ человеческих.

Франциск Ассизский. Изображение на стене монастыря Святого Бенедикта в Субиако

Папа Иннокентий III, к которому явился Франциск, хотя не утвердил его ордена, но позволил ему и его товарищам заниматься проповедью и миссионерством. В 1223 году орден был утвержден буллой папы Гонория III, причем францисканцы получили право всюду проповедовать и совершать исповедь.

В ранний период францисканцы были известны в Англии как «серые братья»

Вместе с тем образовалась и женская половина ордена. Девица Клара из Ассизи в 1212 году собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин и основала орден клариссинок, которому в 1224 году Франциск дал устав. После смерти Франциска Ассизского его орден распространился уже по всем странам западной Европы и насчитывал в своих рядах тысячи монахов.

Доминиканский орден

Доминиканский орден был основан в одно время с францисканским испанским священником и каноником Домиником. В конце XII — начале XIII веков в Римской церкви появилось много еретиков, которые обосновались в южном районе Франции и наводили там большую смуту. Доминик, проезжая через Тулузу, познакомился с вероотступниками и решился для их обращения основать орден. Папа Иннокентий III дал ему разрешение, а Гонорий III утвердил устав. Главным занятием ордена должно было стать обращение еретиков, но Гонорий предоставил ордену право проповедничества и совершения исповеди.

«Псы Господни» — неофициальное название ордена доминиканцев

В 1220 году Доминик сделал существенное изменение в уставе ордена и по примеру францисканцев присоединил к обетам братии нищенство. Различие между орденами состояло в том, что для обращения еретиков и утверждения католичества доминиканцы, приняв ученое направление, действовали в среде высших сословий. После смерти Доминика в 1221 году орден распространился по всей западной Европе.

Святой Доминик. Монастырь Санта-Сабина

Монашеские ордены

Вне иерархической структуры Церкви стоят так называемые институты посвященной Богу жизни. Клирики и миряне, принявшие на себя обеты целомудрия, бедности и послушания (или другие священные узы), посвятившие себя Богу и служению народу Божьему, образуют эти институты – монашеские ордены, конгрегации, а также общества апостольской жизни. Зачастую они подчиняются не епархиальным епископам, на территории которых действуют, а непосредственно папе.

Своеобразие католицизма составляют его монашеские ордены, которых сегодня насчитывается около 140. Основоположником западного монашества по праву считается св. Бенедикт, и в основу жизни большинства орденов положен Устав св. Бенедикта, однако современные ордены имеют собственные правила, общим для которых является принцип безусловного подчинения централизованной орденской власти. В середине V в. св. Августин, епископ Гиппона, положил начало практике жизни в монашеских объединениях, основав в своем доме нечто вроде монашеской общины. Так появилось августинское и бенедиктинское монашество и сложилось разделение монашества на ордены. Эта практика отличает католицизм от православия, которое не знает такого разделения. В дальнейшем происходит дробление монашества бенедиктинского Устава, и в XI–XII вв. появляются новые ордены – цистерцианцы, картезианцы, кармелиты, премонстранты, тринитарии. Крестовые походы породили духовно-рыцарские ордены. В XIII в. возникает новый тип нищенствующих монашеских орденов – доминиканский и францисканский. Нищенствующие ордены, кроме трех общих для всех обетов, принимают обет бедности (францисканцы, доминиканцы, бернардинцы, капуцины и др.), который не позволяет владеть имуществом, приносящим доход. Орден Меньших братьев (Fratres minores), к которому принадлежат францисканцы и капуцины, насчитывает сегодня около 25 тысяч членов. По традиции они сочетают проповедь любви и милосердия с благотворительной работой по организации больниц и приютов. Женский орден клариссинок насчитывает около 11 тысяч монахинь. Нищенствующий орден доминиканцев, или Братьев-проповедников, который изначально был «орденом ученых», насчитывает около 7 тысяч монахов и 6 тысяч монахинь. В свое время им был передан контроль над деятельностью инквизиции, и они соединяли научные занятия с инквизиторскими обязанностями. Ныне они продолжают заниматься научными исследованиями в области богословия и религиозным образованием. Орден августинцев и его ветвь, орден реколлектов, насчитывает около 4 тысяч монахов и 6 тысяч сестер-августинок.

Ордены делятся также на созерцательные (бенедиктинцы) и деятельно работающие в миру (лазаристы и др.). Уставы созерцательных орденов более строгие. Главное для этих монахов молитва, а труд считается необходимым только для поддержания жизни. Наиболее суровую аскезу соблюдают монахи-картезианцы и трапписты. Число монахов в этих орденах сокращается: цистерцианцев осталось около 1400 монахов, траппистов около 3 тысяч, а картезианцев всего около 400 человек.

Ныне самым влиятельным является Орден иезуитов, насчитывающий около 25 тысяч членов. Весь мир поделен иезуитами на 77 провинций, где они деятельно проводят политику высшего церковного руководства, оказывая, в свою очередь, огромное влияние на все стороны деятельности Церкви. В центре забот ордена иезуитов сегодня, как и в прежние времена, – католическое (и не только) образование. В начале XXI в. иезуиты руководили 177 католическими университетами во многих странах и 500 школами с 1,5 млн учащихся. Влияние ордена иезуитов осуществляется главным образом через католическую печать, а также радио и телевидение, которые практически полностью им контролируются. Более тысячи названий журналов и газет (в том числе теоретический орган Ватикана, журнал «Чивильта каттолика») на пятидесяти языках мира издают иезуиты. В Российской Федерации орден зарегистрирован Министерством юстиции и действует с октября 1992 г. как Независимый Российский регион Общества Иисуса.

В середине XX в. появился новый монашеский орден – основанная матерью Терезой в Калькутте в 1948 г. конгрегация Сестер милосердия, или Орден милосердной христианской любви, Орден самоотверженного служения самым бедным и обездоленным. Мать Тереза Калькуттская (1910–1997) создала школы, больницы и приюты в 77 странах мира. В 1979 г. матери Терезе была присуждена Нобелевская премия «За деятельность в помощь страждущему человечеству».

Католическое монашество организовано в ордены и конгрегации. В них входит «черное» («регулярное» духовенство) в отличие от «белого», или «мирского». Они занимаются проповедью, преподаванием, миссионерской работой, благотворительностью. В основном ордены и конгрегации возглавляются генералами, подчиненными папе. Генерал ордена иезуитов избирается пожизненно и утверждается папой. Руководит всеми монашескими объединениями ватиканская Конгрегация по делам институтов освященной жизни и обществ апостольской жизни. В начале XXI в. насчитывалось около 214 тысяч монахов (из них около 149 тысяч священников) и около 908 тысяч монахинь.

Среди институтов посвященной Богу жизни особое место занимает «личная прелатура» папы римского «Опус Деи» (лат. Opus Dei – Божье дело). Основал «Опус Деи» испанский священник Хосемария Эскрива де Балагер (1902–1975) в 1928 г. и объявил его целью «пробуждение во всех общественных группах сознания призвания к святости и апостольству». На деле он создавал движение, способное организовать общество в соответствии с принципами папских энциклик по социальным вопросам. Для этого члены «Опус Деи» должны были проникать в высшие органы власти и добиваться влияния в мировой политике и экономике. Создание этой структуры было реакцией правых католических кругов Испании на рост республиканских влияний и радикализацию общества. После установления Испанской республики в 1931 г. вокруг «Опус Деи» объединились крайне правые католические элементы. Победа контрреволюции помогла «Опус Деи» распространиться по всей Испании. Позднее фашистский режим Франко опирался на политиков и технократов из «Опус Деи» и благодаря их связям и влиянию в промышленных и финансовых кругах добился определенных успехов в экономике и управлении государством. Ватикан вначале относился к этой организации с подозрением как к новой ереси и даже католической разновидности масонства. Однако в 1942 г. Пий XII утвердил «Опус Деи». После Второй мировой войны Эскрива де Балагер перенес руководящий центр организации в Рим. Начинается ее экспансия вначале в Европе (в том числе в Восточной Европе), а затем и на других континентах. В 1947 г. де Балагер стал личным прелатом папы Пия XII с титулом монсеньора. В 1950 г. «Опус Деи» получил статус светской церковной организации, подчиняющейся Конгрегации по делам орденов. Однако руководство Конгрегации относилось к ней с недоверием (как и епархиальные епископы) из-за секретности ее структуры и методов деятельности. Папы Иоанн XXIII и Павел VI также не жаловали «Опус Деи».

«Опус Деи» состоит из трех групп. «Нумерарии», или действительные члены, живут в целибате и принимают другие монашеские обеты. Среди них группа из 72 человек входит в узкий круг руководителей во главе с отцом-председателем. «Супранумерарии», или «сверхштатные», не связаны тайными обетами и являются просто доверенными сотрудниками. Светские католики включаются в «Опус Деи» на основе двустороннего соглашения. Более 70 % светских членов имеют семьи. Отец-председатель «Опус Деи» обладает неограниченной властью. Здесь царят железная дисциплина и строжайшее подчинение начальству. Членство в «Опус Деи» содержится в тайне даже от близких.

«Католические масоны», как часто называют членов «Опус Деи», оказались в большой чести у папы Иоанна Павла II. В 1982 г. этой организации был присвоен ранг «личной прелатуры», подчиненной непосредственно папе римскому: это означало, что она выводится из-под юрисдикции епархиального руководства. В 2002 г. по инициативе Иоанна Павла II, который признал «героичность» добродетелей де Балагера, он был причислен к лику святых.

Ныне «Опус Деи» является одной из самых многочисленных и влиятельных организаций священников и мирян. В нее входят 85 тысяч членов на всех континентах. Поставленные задачи «Опус Деи» выполняет с помощью собственного духовенства – почти двух тысяч «включенных» священников, а также особых групп светских католиков. Профессора и преподаватели из «Опус Деи» работают более чем в 400 университетах. Члены «Опус Деи» входят в правительства многих стран, занимая там высокие посты, и в руководство средствами массовой информации. Однако их имена известны только руководителям «личной прелатуры» при Ватикане.

Католическое монашество ныне переживает трудные времена, ибо строгие средневековые монашеские уставы противоречат современному образу жизни. Однако именно благодаря своей «непохожести» они вносят динамизм в жизнь Церкви, поскольку пытаются соединить аскезу с социальным служением и практикуют новые виды современной католической религиозности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Понятие «монашеский орден» возникло в средневековой Западной Европе. А затем в начале XIV века католические монахи стали создавать свои объединения на территории Великого княжества Литовского. Монахи не только вели проповедническую деятельность и боролись с чуждыми католической церкви вероучениями, но также занимались благотворительностью, строили приюты, больницы и школы, в которых сами лечили и преподавали. Всего на территории Беларуси было основано 18 мужских и 7 женских католических орденов, а также униатский орден базилиан. Рассказываем о самых известных из них.

Иезуиты — самые могущественные

Коллегиум иезуитов в Пинске. Фото: Виктор Борисевич, TUT.BY

Этот орден был создан в 1534 году для борьбы с Реформацией (движение, направленное на реформу католической церкви). Их главной целью было возвращение отпавших от католической церкви. Для этого монахам разрешено было использовать любые средства. Одним из них стало образование.

Иезуитам удалось создать самую передовую на тот момент сеть учебных заведений в Европе. Обучение в иезуитских школах отличалось суровой дисциплиной, но было бесплатным. Это обстоятельство, а также тот факт, что монахи принимали учеников любого вероисповедания, привлекали представителей православной и протестантской шляхты, отдававших в иезуитские школы своих детей. Ну, а те вырастали уже убежденными католиками.

Иезуит Хосе де Анчьета. Фото: wikipedia.org

К середине XVII века иезуиты создали на территории ВКЛ сеть учебных заведений среднего и высшего уровня — школы, коллегиумы, а также академию в Вильно. В 1773 году деятельность иезуитов на территории Речи Посполитой (как и других католических стран) была запрещена. Но, как ни странно, орден ненадолго обрел «второе дыхание» в Российской империи. Точнее, в Полоцке, где местный коллегиум был преобразован в академию (со статусом университета), а все другие коллегиумы империи были подчинены ей.

В своих учебных заведениях монахи преподавали риторику, поэзию, синтаксис, грамматику, этику, теологию, философию, математику, физику, логику, латинский, греческий языки, историю, географию, механику, баллистику. В типографиях, которые иезуиты создали по всей стране, печаталось колоссальное количество книг. Так, из всех книг, изданных за 17-й век в ВКЛ, большая часть была напечатана в типографиях иезуитов. Кстати, самая старая аптека Беларуси, до сих пор действующая в Гродно, также была открыта иезуитами. В городе над Неманом на бывшем иезуитском, а сегодня Фарном костеле идут часы, которые привезли монахи.

Коллегиум иезуитов в Орше. Фото: Юрий Павловский

Благодаря иезуитам на территории нашей страны распространился архитектурный стиль барокко. Пожалуй, самым известным храмом, построенным для них, является костел Божьего Тела в Несвиже, возведенный на средства Николая Радзивилла Сиротки. В этом же стиле построено знаменитое здание коллегиума в Пинске.

После изгнания иезуитов из Российской империи (в 1820 году) их учебные заведения были переданы другим орденам, в частности доминиканцам.

Доминиканцы — нищенствующие

Доминиканский костел св. Михаила Архангела в Новогрудке. Фото: Юрий Павловский

Доминиканцы — это монахи Ордена Проповедников, основанного в начале XIII века св. Домиником Гузманом во Франции. В 1216-м Доминик с коллегами написали первую часть конституции нового ордена, в которой декларировалась полная нищета монахов (хотя позднее это правило стало нарушаться). Поэтому доминиканцев относили к одному из «нищенствующих» орденов или так называемых мендикантов.

Римские папы доверили доминиканцам борьбу с ересями. От монахов требовалась серьезная подготовка в области богословия, поэтому вскоре они заняли теологические кафедры во всех европейских университетах. В начале XIX века доминиканцам принадлежала сеть учебных заведений и на территории Беларуси. К примеру, Адам Мицкевич получил начальное образование в доминиканской школе при храме Архангела Михаила в Новогрудке.

Доминиканец в облачении. Фото: wikipedia.org ​

Пик строительства доминиканских монастырей на территории Беларуси пришелся на 1660−1680-е годы. Фундаторами обычно выступали магнаты и представители богатой шляхты. К примеру, на средства Станислава Радзивилла был основан монастырь в Клецке, Кшиштоф Слушка финансировал строительство монастыря в Минске, Александр Слушка — в Речице и Столбцах. Вслед за мужскими появились и женские монастыри. К примеру, монастырь доминиканок существовал с 1654 года в Новогрудке.

В монастырях собирались библиотеки, самые богатые собрания книг принадлежали монастырям в Гродно и Минске. Монахи в Новогрудке и Гродно основали собственные типографии. Как пишет исследователь деятельности монашеских орденов Анастасия Колосовская, к началу 19-го века в Беларуси было основано 42 монастыря, принадлежавших этому ордену. Однако после разделов Речи Посполитой влияние доминиканцев стало ослабевать, почти все монастыри были закрыты царскими властями, а монахов перевели в другие общины.

Францисканцы — ухаживали за больными

Св. Франциск Ассизский на картине Ф. де Сурбарана. Фото: wikipedia.org

Францисканцы — один из старейших монашеских орденов. Он был основан в 13-м веке, а уже в 14-м начал свою миссионерскую деятельность при дворе великого князя литовского Гедимина. В середине того же века в Вильно появился первый францисканский монастырь.

Как и доминиканцы, представители этого ордена также проповедовали отказ от материальных благ. Кроме того, устав ордена предписывал братьям ухаживать за больными.

Костел францисканцев в Гольшанах. Фото: Юрий Павловский

На территории Беларуси францисканские монастыри были основаны на пожертвования шляхты и магнатов в Гродно, Минске, Гольшанах, Пинске, Поставах, Полоцке и других населенных пунктах. После разделов Речи Посполитой количество монастырей постоянно уменьшалось, и к началу прошлого века остался только Слонимский монастырь, упраздненный в 1907-м.

Существовали три разновидности францисканцев: конвентуалы, капуцины и обсерванты. Последних в ВКЛ и Польше называли бернардинцами. Такое название они получили от церкви, построенной королем Казимиром Ягеллончиком в честь святого Бернарда Сиенского. Окончательный разрыв бернардинцев с францисканцами-конвентуалами произошел в 1517 году.

Монахи-бернардинцы. Фото: history.syktnet.ru

Бернардинцы содержали бесплатные уездные и приходские школы при некоторых монастырях: в Бенице (деревня в Молодечненском районе), Будславе, Минске. Собирали милостыню в пользу ордена. Братьев, занимавшихся этим, называли квестарями (от польского слова kwestarz).

В отличие от многих других монашеских орденов, устав бернардинцев не был очень строгим. Поэтому бернардинцы были одним из самых популярных монашеских орденов в Речи Посполитой, резко отличаясь от прочего черного духовенства своей демократичностью, отсутствием религиозного фанатизма и простотой.

Картезианцы — одинокие и молчаливые

Монастырь картезианцев в Березе. Фото: Юрий Павловский

В 1084 году св. Бруно Кельнский с шестью товарищами основал этот орден в местечке Шартрез во Франции. Картезианцы отличались суровыми правилами жизни в общине. Согласно уставу (а орден существует поныне), основу картезианской духовности составляют полный уход от мира, уединение, суровый аскетизм и постоянное молитвенное служение, а также созерцательная жизнь в почти вечном безмолвии. То есть монахи практически не общались даже друг с другом.

Единственным филиалом ордена картезианцев на белорусских землях был монастырь в Березе, основанный в 1648 году Казимиром Львом Сапегой. Во время Северной войны в монастыре предположительно встречались российский царь Петр I и король Речи Посполитой Август II Сильный, чтобы обсудить план военных действий. Потом обитель заняли шведские войска. Только богатый выкуп, заплаченный монахами, спас монастырь в Березе от уничтожения.

Петрус Кристус, «Портрет картезианца». Изображение: wikipedia.org

А заплатить было чем. Несмотря на аскетизм самих братьев-картезианцев, монастырь был крупным собственником. В период расцвета монастырский комплекс занимал площадь в 50 гектаров. Кроме костела, освященного в 1666 году, обитель включала жилые корпуса, библиотеку, госпиталь, трапезную, аптеку, хозяйственные строения. Все это вместе с прилегающим садом и водоемом было обнесено каменной стеной с башнями и каплицей. Входом в монастырь служила брама с бойницами. Монахи занимались выращиванием лекарственных трав, варили мыло, разводили рыбу. Благодаря пожертвованиям богатых покровителей монастырю принадлежали обширные земельные угодья, на которых работали тысячи крестьян, питейные заведения.

В 1831 году российские власти закрыли монастырь за участие монахов в освободительном восстании. В 1866 году комплекс был частично разобран на кирпичи для строительства казарм. В настоящее время этот уникальный памятник архитектуры медленно возрождается.

Госпитальеры, или мальтийцы, — монахи-рыцари

Бывший костел Иоанна Крестителя, принадлежавший ордену госпитальеров, в Столовичах. Фото: Виктор Борисевич, TUT.BY

После неприятного знакомства с ливонскими и тевтонскими рыцарями наши предки долгое время не имели контактов с духовно-рыцарскими орденами. Наконец в XVI веке на белорусских землях появился филиал ордена иоаннитов, или госпитальеров. Этот орден возник в Палестине в эпоху крестовых походов. После изгнания крестоносцев из Святой Земли пристанищем монахов сначала стал остров Родос, а затем остров Мальта, ставший бастионом христианской Европы в борьбе с Османской империей.

Деятельность ордена привлекла внимание одного из богатейших родов Беларуси. В 1608 году мальтийский кавалер Мартин Судо склонил к вступлению в орден Сигизмунда Кароля Радзивилла, который в то время учился в Италии в Болонском университете.

Его отец, Николай Радзивилл Сиротка, в ноябре 1610 года выделил собственные деньги, чтобы основать для сына рыцарскую командорию (филиал ордена) в составе имений Столовичи (теперь агрогородок в Барановичском районе) и Потейки (теперь деревня в Копыльском районе). При этом было выдвинуто условие: столовичские командоры назначались преимущественно из рода Радзивиллов. Если же по каким-либо причинам Радзивиллы не могли руководить «филиалом» ордена, то командором мог стать только уроженец Великого княжества Литовского или Польши.

Условия магната были приняты. В конце декабря 1610 года Сигизмунд Кароль отправился на Мальту, где спустя два года великий магистр госпитальеров Алоф де Вильякур посвятил его в рыцари. Хроники сообщают, что сын Сиротки участвовал в походах рыцарей против арабских пиратов, во время которых проявил мужество и заслужил уважение братьев-рыцарей.

Джакомо Далла Торре. Фото: orderofmalta.int

В первые годы существования командории молодой рыцарь был озадачен материальными проблемами: необходимо было отправлять деньги на Мальту, а доход от имения в Столовичах был совсем небольшой. Поэтому Сигизмунд Кароль стремился приобретать новые земли вокруг командории, а также доходную недвижимость в других местечках и городах ВКЛ.

На средства Сигизмунда Кароля Радзивилла в Столовичах для рыцарей ордена была возведена небольшая каплица с великолепной фигурой Божьей Матери Лоретанской и деревянный госпиталь.

После смерти Сигизмунда Кароля командория в Столовичах очень долго не принадлежала Радзивиллам. Только в 1776-м столовичским «филиалом» иоаннитов стал распоряжаться князь Михаил Иероним Радзивилл, отец несовершеннолетнего командора Николая Людвига. Михаил Иероним начал сдавать имение в Столовичах в аренду, что приносило магнату солидный годовой доход. Часть средств отправлялась в Санкт-Петербург. После того как Наполеон в 1798-м захватил Мальту, российский император Павел I пригласил туда госпитальеров.

Столовичи перешли в распоряжение Николая Людвига только в 1804-м. Уже через пять лет он отрекся от командорства в пользу своего маленького сына Леона, при этом продолжая распоряжаться Столовичами и также сдавая имение в аренду. «Лев Людвигович» Радзивилл (именно так именовался князь Леон в официальных российских документах) стал последним столовичским командором ордена госпитальеров. В 1817-м деятельность ордена на территории России была окончательно прекращена.

В настоящее время о мальтийских рыцарях в Столовичах напоминает величественное здание бывшего костела Иоанна Крестителя, построенное в 1740-х годах на месте орденской каплицы. Храм был возведен в стиле виленского барокко архитекторами Иосифом Фонтана и Иоганном Глаубицем. Сейчас в нем действует православная церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Коммунисты из Пинска

Бывший костел Карла Баромея в Пинске. Фото: Виктор Борисевич, TUT.BY

Единственная община ордена коммунистов существовала в Пинске. Согласно уставу, члены ордена жили коммуной, имели общую кассу доходов и вели совместное хозяйство. В ХVIII веке орден пришел в упадок, его монахов перераспределили в монастыри других католических орденов.

До наших дней сохранился костел братьев-коммунистов, освященный в честь св. Карла Баромея. В 1860-м храм переосвятили в костел Святой Троицы, который действовал до 1960 года. При советской власти здание использовалось как склад различными организациями. Потом бывший костел отреставрировали и открыли в нем городской концертный зал.

Базилиане учили детей и продолжили дело иезуитов

Боруны, монастырь базилиан: костел св. Петра и Павла. Фото: Андрей Дыбовский, globus.tut.by

Кроме католических монашеских орденов на территории Беларуси существовал еще униатский орден базилиан и его женская разновидность — орден базилианок. Подчинялись они папе римскому.

Большое внимание монахи-базилиане уделяли школьному образованию, объединявшему православные и католические традиции. Практически при каждом монастыре или храме действовали учебные заведения для детей. Кстати, классик белорусской литературы Винцент Дунин-Марцинкевич оканчивал базилианскую школу в Вильно.

Базилиан поддерживали и представители аристократии. Например, Лев Сапега помог создать школы при базилианских храмах в Толочине, Друе, Иказни и Горках. А в первой половине 18-го века Радзивиллы выделили деньги на строительство базилианского монастыря в Свержене, где была основана пятилетняя частная семинария.

Иосафат Кунцевич. Фото: wikipedia.org

После разделов Речи Посполитой педагогический опыт базилиан первоначально оказался востребованным. Когда в 1820-м из России изгнали иезуитов, базилианам, которые тогда еще пользовались благосклонностью императора Александра I, предложили заменить их в сфере образования.

Но в 1831-м на территории Польши, Литвы и Беларуси было подавлено освободительное восстание, которое ставило целью возродить Речь Посполитую. Активное участие в нем принимали униаты. Поэтому новый император Николай І взял курс на ликвидацию этой церкви. В 1839 году на Полоцком церковном соборе униатская церковь была объединена с православной. Это событие на долгие годы положило конец деятельности базилиан на территории Беларуси.

Бенедиктинки — образование для девочек и женщин

Монастырь бенедиктинок в Несвиже. Фото: Виктор Борисевич, TUT.BY

Первый католический монастырь, построенный для женщин на территории Беларуси, появился в Несвиже и принадлежал ордену бенедиктинок. В одном ансамбле с ним был возведен костел Св. Ефимии. Комплекс был основан в конце XVI века благодаря стараниям супруги упоминавшегося выше Николая Радзивилла Сиротки.

Сиротка и его потомки по мужской линии покоятся в подземельях иезуитского костела Божьего Тела в Несвиже. А вот его жена и две дочери, умершие в раннем возрасте, нашли последнее упокоение в костеле монастыря бенедиктинок. Ещё при жизни четы Радзивиллов памятники их дочерям были установлены внутри храма.

Бенедиктинки. Фото: credo.pro

Монастырь бенедиктинок был основан для духовного и светского обучения девочек из шляхетских семей. Каждый год монахини набирали 25 воспитанниц, которых обучали письму и чтению на польском и латинском языках, музыке, художественному шитью, Закону Божьему. При монастыре функционировали музыкальная школа и большая библиотека.

Подавив восстание Калиновского, царские власти закрыли монастырь и передали его православной церкви. Позже монастырские постройки были переоборудованы под казармы. В 1921 году бенедиктинки вернулись в обитель, открыли там детский сад, начальную и профессиональную школу. Окончательно они ушли из этих мест в 1939-м, когда Западная Беларусь стала частью СССР. Сейчас в бывшем монастыре расположен государственный колледж имени Якуба Коласа.

***

Троицкий костел ордена миссионеров в Лысково. Фото: Юрий Павловский

Какие ордена не вошли в наш обзор? Монахи из ордена бонифраторов, как и близкие к ним рохиты, заботились о больных, вдовах и сиротах. Они имели право собирать милостыню на содержание больных, основали сеть госпиталей. Активно действовали на территории Беларуси августинцы, кармелиты босые, капуцины. Ордена мариавиток и бригиток были сугубо женскими и не имели мужских аналогов.

В XIX веке власти Российской империи всячески ограничивали деятельность католических орденов в Беларуси. Ну, а советская власть, объявившая о борьбе с религией как таковой, и вовсе распорядилась монастырским наследием по-своему. Построенные на века здания закрытых монастырей переоборудовались под жилые дома, учебные заведения (как это произошло в Несвиже), административные здания, производственные помещения, склады, архивы, музеи, воинские части и даже тюрьмы. Но это уже совсем другая история.

В житие преподобного Паисия Святогорца рассказывается следующая история. Однажды в Греции в 1970-х годах возник вопрос о необходимости перемены священнических и монашеских одежд.

При этом один священнослужитель спросил у преподобного: «Можно ли мне ходить в мирском?» В ответ угодник Божий показал ему масличное дерево с содранной корой и сказал, что именно так выглядят священники, не носящие ряс, и добавил: «Поп безрясвенный – видать, безнравственный».

Именно поэтому с древних времён священнослужители и монашествующие носят специальные одеяния, олицетворяющие одеяния Христа и внешне выражающие выражают учение о Церкви как о Царстве не от мира сего.

В древние времена монахи не носили какой-либо особой одежды

Одежда монахов не всегда имела такой вид, какой она имеет в наши дни. Примерно до 3 века она практически ничем не отличалась от одежды народов тех стран, где располагался монастырь или же жила монашеская община.

Так Н. Д. Тальберг в «Истории Церкви» пишет о первых монахах Египта, живших под руководством преподобного Пахомия:

«Все иноки носили одинаковую и самую простую одежду. Нижняя одежда была льняная, хитон, без рукавов, верхняя — кожаная; на голову надевалась волосяная шапочка — куколь, а на ноги сандалии. Эта одежда никогда не снималась, даже во время сна».

Преподобный Пахомий Великий. Египетская икона. В монастыре преподобного Пахомия все монахи носили простую, свободную одежду, куколь и тапочки

Одеяние священнослужителей и монахов ведёт своё происхождение от той одежды, которая получила своё распространение в древнем мире. Например, на Западе в обиходе обычно употреблялись длинные платья с узкими рукавами.

На Востоке платья имели широкие рукава и напоминали нашу рясу. До сих пор можно отметить тот факт, что национальные костюмы многих восточных народов походят на одеяние православных священнослужителей. Естественно, что со временем стиль одежды изменился, при этом облачение клириков осталось прежним.

Одеяния православных священников и монахов похожи на национальную одежду восточных народов.

Монашеская одежда и одежда священнослужителей выделяет их среди мирян. Историки Церкви указывают на тот факт, что похожую одежду носил Господь наш Иисус Христос. Именно поэтому подрясник и ряса считаются одеждой Христа.

Внешне она выражает учение о Церкви как о Царстве не от мира сего. В Россию, рясы пришли из Греции в XVII веке. Позже их адаптировали к российским условиям, и они приняли современный вид.

Одежды православных и католических монахов различаются из-за наличия в католицизме монашеских орденов и конгрегаций

Основные различия между одеянием католических и православных монахов состоит в том, что католические монахи принадлежат к монашеским орденам и конгрегациям. Именно поэтому такое одеяние не имеет единого установленного образца, и каждый монашеский орден утверждает её отдельно в собственном уставе.

Кроме того, те же иезуиты могут вообще не носить монашескую одежду.

IV Ординарный Капитул Российской Генеральной Кустодии св. Франциска Ассизского в Санкт – Петербурге. Монахи католического ордена францисканцев обязательным элементом

Если же говорить о повседневной одежде монашествующих, то обычно это монашеская ряса. В некоторых католических монашеских орденах, например, у францисканцев, обязательным элементом рясы считается капюшон, а также верёвка, которой ряса подпоясывалась.

Для женских конгрегаций существуют свои требования. Так одежда монахинь обычно имеет такой обязательный элемент, как головной убор в виде платка. Его концы соединяются сзади или же под подбородком.

Католические монахи и монахини носят одежду цвета того ордена, в котором они состоят.

Цвет одежды у католических монахов и монахинь также напрямую зависит от устава того ордена, в котором они состоят.

Обычно это белый или же тёмный цвет, например, черный, коричневый, серый или же синий. При этом ткань используется самая простая и дешёвая.

Монахи святой горы Афон. Все православные монахи выглядят единообразно, потому, что в православии нет монашеских орденов

Что касается Православный Церквей, то одеяние монахов у них однородно, хотя может отличаться в зависимости от традиций той или иной страны. Связанно это обстоятельство с тем, что в православие монашество более однородно.

Кроме того, в нём никогда не существовало деление на ордена. Поэтому его легко отличать, ведь все православные монахи носят одежду черного цвета в честь их скорби по совершенным грехам.

Подрясник и ряса — основные повседневные одеяния православного монашества всех степеней

Монашеское облачение, носимое монашествующими всех степеней в православии, представляет собой подрясник и рясу. Подрясник ― это длинное, до пят, одеяние с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами.

Подрясник — нижнее одеяние. Он чёрного цвета. Этим монахи отличаются от клира. Цвет подрясников белого духовенства черный, темно-синий, коричневый, серый и белый для лета. Материал: сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, реже шелковые ткани.

Главные предметы из облачения православного монаха. Одеяние монаха может меняться, в зависимости от того, на какой степени монашества он находится

Под рясой понимается верхнее одеяние. Оно имеет длинные, ниже ладоней, широкие рукава. Рясы преимущественно черного цвета, но могут быть темно-синего, коричневого, белого, реже кремового и серого цвета.

Материалы для ряс те же, что и для подрясников. И ряса и подрясник символизируют одежды Христа. Похожую одежду Он носил, естественно, что выглядела она немного иначе.

На Руси рясы стали носить после Поместного Собора 1666-1667 годов.

Слово «ряса» происходит от греческого слова «то рáсон». Оно означает оскребанная, вытертая, лишенная ворса, поношенная.

Такая, почти, что нищенствующая одежда носилась в Древней Церкви монашествующими. Именно из монашеской среды ряса вошла в обиход всего православного духовенства.

«Суд над патриархом Никоном». С.Д.Милорадович. 1885 год, холст, масло. Большой Московский Собор не только породил раскол в Русской Церкви, но и ввёл ношение среди священников и монахов ношение рясы, по образцу православного Востока

В Русской Церкви до ХVII века рясы не были обязательны. Большой Московский собор 1666-1667 годов постановил благословить для русских священнослужителей и монахов духовные одеяния, принятые в то время на православном Востоке.

При этом делалась оговорка, что Собор не принуждает, а только благословляет ношение таких одеяний и строго запрещает осуждать тех, кто не решится носить их. С ХVIII века монашествующие стали носить в основном только черные подрясники и рясы первого вида, тогда как в древности они часто носили зеленые однорядки, а белое духовенство сузило цветовую гамму своих одежд.

Мантия обозначает особую отрешённость монахов от мира

Длинное одеяние духовенства является знамением Божией благодати, облекающей служителей Его, покрывающей их человеческие немощи; суконный или шерстяной подрясник монахов, подпоясанный кожаным поясом, — это образ власяницы и кожаного пояса, какие носил в пустыне проповедник покаяния Иоанн Креститель (Мф. 3, 4).

Именно поэтому в христианстве и, особенно в православии носиться только длинное одеяние. При этом особенную отрешенность монахов от мира обозначает мантия.

Книжная миниатюра. Иерусалимское королевство. XII век. Лондон. Британская библиотека. Длинная одежда духовенства и монашествующих — это образ той одежды, которую носил Иоанн Креститель

Ещё она называется палий и представляет собой длинную, без рукавов накидку с застёжкой только на вороте. Она спускается до земли и покрывает собой подрясник и рясу.

В первохристианские времена это была одежда всех христиан и она символизировала, что обратившийся ко Христу отрекается от всех званий, имевшихся у него в языческой среде. Позже она стала принадлежностью только монашествующих.

На Руси же с самого момента появления мантии она всегда считалась принадлежностью монашествующих. За выход в город без мантии монахи наказывались в ХVII веке ссылкой в отдаленные монастыри под крепкий надзор.

Такая строгость связана с тем, что в те времена одеяние монаха ещё не предусматривало наличие рясы. И ранее и в наше время все мантии у монашествующих черного цвета.

Повседневный головной убор монаха — клобук

Монахи носят такой повседневный головной убор, как клобук. Он состоит из камилавки и кукуля. Это древний головной убор в славянской среде. Святые Борис и Глеб на иконах часто изображены в клобуках.

Кроме того, рубашка священника также часто изображается на иконах в том случае, когда монах имеет сан иерея и может проводить богослужения.

Клобук Патриарха Никона. Многие древние святители и современные Московские Патриархи носят белые клобуки

Некоторые русские святители древности носили белые клобуки. Иконография изображает в таких клобуках святых митрополитов Петра, Алексия, Иону, Филиппа. Патриарх, как монах, также носит клобук.

Он сохранил свою древнюю форму и представляет собой сферический колпак, обтянутый белым кукулем. На вершине патриаршего клобука (на маковце) стал поставляться крест, лобная сторона клобука украшалась иконами, в концах кукуля золотым шитьем изображались херувимы или серафимы.

Современный монашеский клобук. Изготавливается из чёрной материи, представляет собой твёрдую камилавку в форме цилиндра

В наше время монашеский клобук представляет собой твёрдую камилавку в форме цилиндра. Он слегка расширен кверху и обтянут черным крепом. Он нисходит на спину и имеет в виде завершения три длинных конца.

Такой креп в обиходе называется наметка (или кукуль). Это символическое значение монашеских покрывал происходит от слов апостола Павла, который говорит: «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5, 8).

Для частого чтения Иисусовой молитвы монашествующие имеют чётки

Все монашествующие носят чётки. Они им необходимы для того, чтобы отсчитывать количество молитв при частом чтении Иисусовой молитвы. Они ещё имеют название вервица, лествица, листовка.

В наше время четки представляют собой замкнутую нить, состоящую из ста «зерен». Они разделены между собой по десяткам «зернами» более крупных размеров, чем рядовые. Используя четки, монах не отвлекается во время молитвы.

Православные чётки. Православные чётки — это обязательный атрибут монашеского одеяния. Они позволяют вести счёт молитвам не отвлекаясь

Таинственно-символическое значение чёток выражают такие образы, как «лестница спасения», «меч духовный», они символизируют собой непрестанную молитву, занятие которой заповедовал христианам апостол Павел, говоря: непрестанно молитесь (1 Фес. 5; 17).

В старину на Руси четки имели форму замкнутой лесенки. Она состоит не из «зерен», а из деревянных брусочков, которые обшиты кожей или же материей. Такая «лестовка» (лестница) духовно означает лестницу «спасения», меч «духовный» являют образ непрестанной (вечной) молитвы (кругообразная нить — символ вечности).

Как называется рубашка священника, зависит от той конфессии, к которой он принадлежит

В православии все иереи — монахи, при этом они имеют право совершать богослужение. При этом стоит отметить, что как таковой рубашки священника у них нет. Все священники и монахи носят подрясник.

Монах запрещается его снимать даже во сне. Что же касается рубашки священника, то как самостоятельная одежда она известна у протестантских пасторов. Протестантизм очень упростил униформу священничества, убрал из нее все лишнее, но сохранил ключевой символический элемент.

Это специальный воротничок белого или чёрно-белого цвета, так называемый «ошейник раба», а также рубака пастора — колоратка. Первый говорит о то, что его носитель — раб Божий, воторая же символизирует одежды священника.

Протестантский священник в колоратке. Рубашка священника — это атрибут протестантских священников. В православии монашествующие священники и белое духовенство её не носят.

Монашеское одеяние в православии для монашеских степеней установлено разное

Костюм православного монаха отличается в зависимости от той степени монашества, к которой он принадлежит. Под степенями православного монашества понимают те этапы, которые православные монахи и монахини должны пройти в своей жизни в монастыре.

Так как монашеские обеты в православии, принимаемые человеком, влекут за собой пожизненную обязанность их исполнения перед Богом. Именно поэтому они не могут быть дать легкомысленно и степени монашества возрастают от простого к сложному.

В некоторых монастырях РПЦ насчитывается до 6 ступеней подготовки к ангельскому образу.

Русская Православная Церковь имеет традицию, согласно которой после того, как поступающий в монастырь прошёл послушнический искус (испытания) может стать монахом и в дальнейшем пройти три степени монашества.

Эти степени различаются количеством даваемых перед Богом обетов, а также различными аскетическими правилами поведения и послушания. Кроме того, они носят разные монашеские одеяния.

Постриг в иноки в Валаамском монастыре. Здесь существует своя традиция, согласно которой первый постриг совершается в инока, который с рясой надевает уже клобук

Во время монашеского пострига постригающийся в монахи приносит обет отречения от мира и ему даётся новое имя. Оно избирается в честь того святого, который становится покровителем постригаемого. Стоит при этом отметить, что в некоторых монастырях уставы предусматривают до шести ступеней подготовки к ангельскому образу. Первые три из них следующие:

  1. Трудник или трудница. Это человек, проживающий в монастыре и работающий в нём «во славу Божью. Цели принятия монашества они не имеют, поэтому одеяние монашествующих не носят, но должны на территории монастыря находиться в простой, скромной одежде.
  2. Послушник или послушница. Это трудник, прошедший послушания в монастыре. Он получает благословение на ношение подрясника и скуфейки. Женщины могут носить черный платок, который закрывает лоб. Имя у трудника остаётся мирское, если же трудник — семинарист или приходской пономарь, то он принимается в монастырь в чине послушника.
  3. Рясофорный послушник или же послушница. Для этой степени монашества даётся благословение носить следующие иноческие одежды: ряса, камилавка или иногда клобук, чётки, для женщин — скуфья и апостольник.

Одежда православных монахинь повторяет одежду монахов

Одежда православных монахинь весьма походит на одежду монахов, с соответствующими особенностями. Среди их основных элементов можно назвать:

  1. Параман — небольшой плат (платок), на нем изображен восьмиконечный православный крест. Его носят на теле, под одеждой так, что он покрывает спину.
  2. Подрясник.
  3. Ряса.
  4. Мантия.
  5. Клобук.

Монахини-схимницы носят еще куколь (это капюшон, который полностью укрывает голову и лицо монахини) и аналав (это накидка со словами молитвы).

Великая схима — самая высокая степень монашества

Ионический постриг — ещё одна степень монашества. В этом случае инок или инокиня как при крещении символически постригают волос и их нарекают в честь нового имени того или иного святого. Он становится их небесным покровителем. Их благословляют носить рясу, камилавку или клобук или же чётки.

Постригаясь в великую схизму, православный монах получает благословение носить аналав и куколь вместо клобука

Отдельно необходимо сказать о схиме. Дело в том, что она в православии называется ангельским образом, малым или же великим. Происходит это слово от греческого τό σχῆμα (shēma) и означает вид, образ, фигуру и т.д.

В этом случае имеется в виду то обстоятельство, что постригающиеся в малую или великую схиму приобретают вид или образ ангела, поскольку умирают для мира ради единения с Богом. Они как бы становятся бесплотными ангельскими «схемами» или образами.

При пострижении в малую схиму монах или монахиня получает благословение носить: срачницу (власяница), подрясник, тапочки, параманный крест, четки, пояс или иногда кожаный ремень, ряса, клобук, мантия, апостольник.

Великая схима или великий ангельский образ — последний монашеский чин. При обретении великой схимы схимник, схимонах или схимница, схимонахиня избирают имя нового небесного покровителя и получают благословение носить аналав и куколь, вместо клобука.

Как называется иное монашеское и богослужебное облачение можно узнать из соответствующей специальной литературы.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *