Католические церкви

Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры?

А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если там, где он живет нет православных храмов?

Помещенные в этой статье ответы основаны на общепринятом церковном мнении и правилах Вселенских соборов.

Поделиться статьей с друзьями:

Зачем православные посещают католические храмы

Во-первых, отметим, что специальных указаний о посещении православными католических храмов в православных церковных правилах нет. По общецерковному мнению, католический храм можно посещать лишь в некоторых случаях.

Ради поклонения святыням, которые почитаются, как в католицизме, так и в православии. К таковым к примеру, относятся мощи святых апостолов Петра и Павла, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, равноапостольной Елены, великомученицы Варвары и др., которые находятся в католических храмах.


«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4, 12). Так выглядит статуя Апостола Павла перед входом в римскую базилику

Ради познавательной цели, то есть ради знакомства с искусством — архитектурой, живописью, скульптурой, лепниной.

Однако ходить в католический храм, чтобы помолиться и причаститься Церковь запрещает согласно Документу РПЦ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию».

В соответствии с 45 и 65 Апостольскими Правилами и с 33 Правилом Лаодикийского Собора евхаристическое общение (совместное участие в богослужении и в Таинстве причастия) между католиками и православными запрещено. Правда совместные моления православных и католических иерархов и священников иногда, как икономия (исключение) иногда проводятся у мощей святых которые почитаются, как католиками, так и православными.

Конечно это вопрос дискуссионный, поскольку по вышеупомянутым правилам таких молений быть не должно. Да и миряне такие моления проводить не должны. Однако есть такие католические храмы, в которых отведено место для православных, например, в Бари у мощей святителя Николая Мирликийского для паломников служат молебнов и даже литургии служат православные священники. В таких богослужениях православному не только можно, но и весьма желательно участвовать.


3 октября 2007 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поклонился Терновому венцу Господа Иисуса Христа, хранящемуся в соборе Парижской Богоматери. Тогда православная общественность горячо обсуждала совместное православно-католическое служение. Позже Русская Православная Церковь опровергла совместное служение, заявив, что Патриарх провел лишь краткий совместный молебен

Посещение католических храмов ради молитвенного созерцания святынь может принести православному духовную пользу, если он не будет проявлять простое любопытство к самому храму, как к чуждому молитвенному зданию и сохранит свои религиозные чувства в незамутненности.

В других случаях разрешается помолиться про себя при поклонении святыне и скромно перекреститься на православную икону (если таковая в храме имеется).

Может ли православный ходить в католический храм, если там, где он живет нет православных храмов?

Священники в этом случае советуют создавать молитвенное место у себя в доме, а еще лучше создавать православную общину и отдельный молитвенный дом для совместных молений.

По церковным правилам миряне могут сами служить краткую литургию, так называемую обедницу, текст которой есть во многих молитвословах. А для причастия приглашать священника с запасными Святыми Дарами. Даже издалека, поскольку отказывать нуждающимся в причастии священники не должны.

Как вести себя православным в католических храмах

Входя в католический храм, православный христианин может перекреститься по своему обычаю. Но перекреститься не ради поклонения данного культового здания, а ради ограждения себя от нечистой силы.


В дверях католического храма обычно стоит емкость с освященной водой. При входе католики, согласно своему обряду, в эту воду опускают пальцы, тем самым подтверждая, что они крещены в католицизме

Требования католиков к внешнему виду прихожан не столь строгие, что и у православных. Тем не менее неприлично заходить в католический храм в шортах или же юбке, по длине похожей на короткие шорты. При этом женщины могут быть в брюках и с непокрытой головой. Мужчины же должны быть без головного убора.

В католических храмах принято сидеть. Для этого в нем имеются специальные скамейки, внизу которых есть небольшие ступени для преклонения коленей. Но православные преклонять колена в католических храмах не должны. Однако самостоятельно помолиться, перекреститься и поставить свечу у мощей общехристианского святого не возбраняется. Также можно перекреститься пред распятием, или у православной иконы.

У православных принято подавать в храмах записки о здравии и упокоении. Однако подать такие записки в католических храмах православные не должны. Ведь это означает пусть косвенное, но участие в их молитве.

В общем, если вы по каким-то причинам все же посетили католический храм, то надо уважать находящихся там католиков, не относиться с предубеждением к их святыням, хоть ми и не разделяем их религиозных убеждений. Главное — всегда и везде мы должны хранить в чистоте и исповедовать нашу Православную веру.

Игорь Евсин

К оглавлению раздела «Католическая энциклопедия»

Литургия слова

Литургия слова (лат. Liturgia verbi),в зап. литургической терминологии — часть богослужения некоторых таинств и сакраменталий, основу которой составляет чтение фрагментов Св. Писания.
В Святой мессе Л.с. является первой из двух осн. частей. В вост. традиции аналогичная часть в контексте Божественной литургии именуется Литургией оглашенных; в этом названии запечатлелась раннехрист. церк. практика, когда оглашенные (катехумены) не могли присутствовать вместе с верными (уже крещенными членами Церкви) во время совершения Евхаристии, а ограничивались 1-й частью литургии (во время которой читалось и толковалось слово Божие), приобретая благодаря этому знание основ христ. Веры.
Л.с. восходит к иуд. практике чтения и толкования Св. Писания в синагогах. В ранней Церкви Л.с. включала в себя возглашение нескольких перикоп (фрагментов, которые принято называть чтениями) из Библии (последним и главным среди них был фрагмент из Евангелия). Каждое чтение толковалось в следовавшей за ним проповеди; чтения перемежались пением псалмов и др. библ. гимнографических текстов. Затем в Л.с. следовали молитвенные прошения о нуждах Церкви и мира, завершавшиеся особой молитвой о катехуменах, после которой последние покидали собрание. Подобная структура Л.с. с теми или иными изменениями сохранилась в дальнейшем в различных литург. обрядах. Первоначально выбор текстов для чтений определялся предстоятелем; как правило, практиковалось последовательное чтение той или иной библ. книги, продолжавшееся на каждой последующей литургии. В раннем Средневековье в различных местных Церквях закрепилась собственная практика выбора чтений в зависимости от дня литург. года: в ряде случаев они были обусловлены темой праздника или литург. времени, в остальных носили последовательный характер, позволявший представить в наибольшей полноте важнейшие библ. Книги.
В традиции Рим. Церкви Л.с. первоначально состояла из 3 чтений (в.-з., апост. и еванг.) с проповедью; между двумя первыми чтениями пелся псалом с ответом (responsorium), а чтению Евангелия предшествовало пение Аллилуйя; завершалась Л.с. Молитвой верных (на исходе раннего Средневековья в конце Л.с. в воскресные и праздничные дни стал произноситься также Символ веры). В эпоху зрелого Средневековья Л.с. в рим. обряде претерпела ряд изменений: число чтений свелось к двум — апостольскому (заменявшемуся в ряде случаев ветхозаветным) и евангельскому; псалом был сведен к неск. стихам (градуал), к которым в отд. случаях могли присоединяться секвенция или тракт; проповедь перестала носить обязательный характер; Молитва верных вышла из употребления.
Благодаря литургическому движению в сер. XX в. в Католической Церкви возникло стремление к возвращению Л.с. ее исходного значения: уже тогда в приходах некоторые чтения стали дублироваться на совр. нац. языках. II Ватиканский собор наметил существенное реформирование Л.с., заявив, что 2 части мессы (Л.с. и Евхарист. литургия) «так тесно связаны одна с другой, что составляют единый акт богопочитания» (SC 56). В числе важных решений собора было более полное раскрытие для верных сокровищницы Библии, «чтобы в течение установленного числа лет народу зачитывалась преобладающая часть Св. Писания» (п. 51), усиление роли проповеди (п. 52), восстановление Молитвы верных (п. 53), использование в чтениях и молитвах нац. языков (п. 54). Благодаря этому в ходе дальнейшей реформы облик Л.с. в рим. обряде во многом приблизился к первоначальному: вновь стал произноситься ответный псалом, а по воскресеньям и в дни торжеств число чтений из Св. Писания достигло трех.
Для того чтобы верующие имели возможность приобщаться к Божественному Откровению в большей его полноте, литург. годы объединяются в 3-годичные циклы для воскресных чтений и в 2-годичные — для будничных: т.о., по воскресеньям и дням торжеств в течение 3 лет прочитывается большая часть Евангелия и наиболее значительные места из др. книг ВЗ и НЗ; по будням же все Евангелие прочитывается в течение одного литург. года, а важнейшие фрагменты др. библ. книг — в течение 2 лет. Во мн. случаях конкретный выбор текстов Св. Писания для чтения на мессе обусловлен событиями истории спасения, празднуемыми в данный день или период литург. года. Книгой, по которой во время мессы читаются соответствующие фрагменты Св. Писания, является Лекционарий.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1714-1716.

  • К оглавлению раздела «Католическая энциклопедия»
  • Деятельность Римско-Католической Церкви в Кыргызстане осуществляется на сегодняшний день в двух направлениях: проповедь Слова Божьего совместно с духовным окормлением верующих и благотворительная деятельность

    Пастырское служение

    В настоящее время в Кыргызстане функционируют три католических прихода в городах: Бишкек, Джалал-Абад, Талас, в них постоянно живут священники, и ежедневно ими совершается св. Месса.В г.Бишкеке находится Главный католический храм им. Св. Архангела Михаила, в г. Таласе – храм им. Св. Николая, в г. Джлал-Абаде − храм им. Св. Матери Терезы Калькуттской. Кроме этих трех городов, где верующие участвуют в Святой Мессе в здании храмов, по всему Кыргызстану католики собираются на молитву в частных домах: в г.Токмоке, с.Ивановке, в поселке Станции Ивановка, с.Тузе, с.Садовом, с.Рот-Фронте, с.Ат-Баши, с.Военно-Антоновке, c.Соколуке, с.Беловодском, с.Октябрьском, с.Джаны-Джере, г.Чалдоваре и г.Караколе (Иссык-Кульская область) и с.Табаксовхозе (Таласская область). В г. Ош и селе Камышановка имеются собственные Часовни, в которых приезжающие священники проводят еженедельно Богослужение и катехитические встречи. В Кыргызстане служение осуществляют священники и брат из ордена св. Игнация Лойоллы («Общество Иисуса», SJ), епархиальные священники, а также сестры-монахини из конгрегации Школьных сестер св. Франциска. Апостольский Администратор Католической Церкви в Кыргызстане – о. Энтони Коркоран SJ.

    Традиционные католики в Кыргызстане это: немцы, поляки, украинцы, литовцы, корейцы и другие. Но, конечно, на сегодняшний день членами Католической Церкви являются и представители многих других национальностей, живущих в Кыргызстане, то есть местная община католиков многонациональна по своему составу, как и наша страна. Для католиков-иностранцев, проживающих и работающих в Бишкеке, каждое воскресенье проводится св. Месса на английском языке.

    Вне Богослужений в католических приходах Кыргызстана священниками или сестрами-монахинями регулярно проводятся групповые и индивидуальные занятия по катехизации, то есть по подготовке к таинствам Крещения, Миропомазания, Евхаристии, Исповеди, для взрослых и детей. Периодически священники и сестры-монахини при содействии прихожан организуют и проводят для детей и молодежи специальные встречи, а для взрослых, живущих в Чуйской области, организуются духовные встречи в Бишкеке. А в летние солнечные месяцы для детей и молодежи традиционно проходят лагери на озере Иссык-Куль и в других живописных местах Кыргызстана.

    В Кыргызстане служат Школьные сестры св. Франциска, их Дома расположены в Бишкеке и Таласе. Сестры-францисканки работают с детьми и молодежью, посещают больных людей, участвуют в организации и проведении детских лагерей и молодежных встреч, посещают детские дома в Бишкеке и за его пределами. Во многих деревнях и поселках, сестры-францисканки проводят занятия с детьми и молодежью по изучению Христианской веры, после которых устраивают благотворительные обеды.

    Отец Янез Михельчич SJ занимается просветительской и преподавательской деятельностью, являясь профессором и преподавателем японского языка на факультете Международных отношений в Кыргызско-Российском Славянском университете им.Б. Ельцина, в «Японском центре» КНУ им. Ж. Баласагына и в других вузах страны. Сестры-францисканки проводят занятия по рукоделию для детей начальной школы в средней школе г. Таласа.

    Благотворительность

    Благотворительная работа Католической Церкви в Кыргызстане широка и разнообразна. Священники, брат, сестры-монахини и миряне периодически посещают «Дома престарелых и инвалидов» в г. Токмоке, с.Искре, г.Джалал-Абаде, с.Октябрьском (Джалал-Абадская область), пгтКара-Дебе (Баткенская область). В «Домах престарелых и инвалидов» проводятся раздачи продуктов питания и одежды, беседы,показы художественных фильмов и другая необходимая помощь. По мере возможности, оказывается материальная помощь: на ремонт зданий, покупку технического оборудования, пастельных принадлежностей, медикаментов и т.д. Еженедельно священники и миряне посещают места заключения: исправительную женскую колонию №2 (рядом с Бишкеком) и исправительную мужскую колонию №10 (г. Джалал-Абад). В местах заключения Католическая церковь оказывает, в меру возможностей, материальную помощь,проводятся занятия по духовной реабилитации и молитвенные встречи, устраиваются показы кинофильмов с их последующим обсуждением.

    При активной поддержке католиков из Германии раз в год или даже 2 раза в год около 200 многодетных семей, инвалидов, матерей-одиночек, нуждающихся и пожилых людей получают столь необходимую им финансовую помощь. Эта материальная помощь предоставляется нуждающимся независимо от их национальной и религиозной принадлежности. Помимо такой поддержки, Католическая Церковь раздает в большом количестве одежду и обувь нуждающимся людям, приходящим в храмы, а также в тюрьмах, домах инвалидов, кроме того, передает эту помощь Православной и Лютеранской Церквям.

    • Помощь дому инвалидов
    • Благотворительный лагерь для детей
    • Отец Янез Михельчич со студентами КГНУ

    ПРИХОДСКИЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

    на 27 сентября 2020 года – 26 рядовое воскресенье и предстоящую неделю

    Возобновляем служение публичных св. Месс, на которые вас сердечно приглашаем. Однако учитывая сохраняющийся риск заражения коронавирусной инфекцией, учитывая указания мэра Москвы от 25 сентября 2020 г., необходимо придерживаться определенных правил.

    1. В храме можно находиться только в маске, которую можно снять только когда приступаем к Причастию. Без масок вход в храм запрещен.

    2. Необходимо соблюдать социальную дистанцию 1,5 метра. В процессии к причащению также необходимо соблюдать дистанцию 1,5 м и придерживаться нанесенной на пол разметки. Следует исключить рукопожатия и прикосновения. Приветствие мира во время Мессы совершается только поклоном.

    3. Причастие продолжаем принимать в руку в целях снижения риска передачи инфекции.

    4. В воскресные дни, из-за большого количества людей желающих быть на богослужениях, вход и контроль входящих в храм будет осуществляться через боковую дверь при главном входе, а выход — со стороны запасного выхода (там, где пандус, со стороны статуи Фатимской Девы Марии). Находиться в храме для индивидуальной молитвы по воскресеньям будет невозможно. Вход и выход из храма будет только на св. Мессы. Пожертвования во время св. Месс не собираются, просьба опускать пожертвования на содержание храма и прихода в соответствующие ящики при входе в храм либо при выходе.

    5. В силе остается диспенсация (освобождение) епископа от воскресных и праздничных богослужений.

    Посещение храма и участие в богослужениях запрещено:

    • при повышенной температуре тела,

    • при проявлении симптомов респираторных заболеваний,

    • детям, не способным соблюдать безопасную дистанцию.

    Апостольская Пенитенциария, декретом от 19 марта 2020 г. предоставляет дар специальных индульгенций верным в связи с норонавирусом COVID-19. Выдержки из текста декрета смотри ниже (в конце объявлений).

    Пожертвования на содержание храма можно сделать либо в самом храме в соответствующий ящик для пожертвований

    27 сентября, воскресенье – 26-е рядовое воскресенье

    ​Расписание св. Месс возвращается к почти обычному до режима отмены публичных богослужений, т.е.:

    08.30 на польском языке,

    10.00 на русском языке под предстоятельством Архиепископа Павла Пецци,

    11.45 на русском языке,

    13.00 на польском языке,

    14.30 на испанском языке,

    15.00 на английском языке (в большой часовне храма),

    15.30 на армянском языке,

    17.30 на русском языке,

    20.00 на русском языке.

    Возобновлена работа детской комнаты. Мессы будут транслироваться на нашем канале, как это и было ранее.

    Приглашаем супругов, которые празднуют годовщину венчания в сентябре месяце на обновление супружеских обещаний во время св. Мессы в 17.30.

    В это воскресенье (и в последующие последние воскресенья месяца) возобновляем проведение дня детской книги. В этом пастырском году размышляем над темой «ДЕТСКИЕ КНИГИ – ДЕТСКАЯ ВЕРА: обретение или потеря?»

    Тех, кто хотел бы принять таинство венчания приглашаем на подготовительные занятия. Первая встреча в это воскресенье в 19.00, в зале св. Иосифа в крипте храма.

    29 сентября, вторник – Свв. Архангелы Михаил, Гавриил и Рафаил, Праздник. Св. Месса в 19.00 под предстоятельством Архиепископа Павла.

    30 сентября, среда – Св. Иероним, священник и Учитель Церкви, память.

    1 октября, четверг – Св. Тереза Младенца Иисуса, дева и Учитель Церкви, память. Первый четверг месяца, молимся о призваниях к священству и монашеской жизни. Поклонение Пресвятым Дарам в течение всего дня. После св. Мессы в 19.00 – краткая молитва о призваниях перед Пресвятыми Дарами.

    2 октября, пятница – Свв. Ангелы-Хранители, память. Первая пятница месяца. Почитаем Святейшее Сердце Иисуса.

    3 октября, суббота – Первая суббота месяца – почитаем Непорочное Сердце Пресвятой Девы Марии. Всех членов Живого Розария и почитателей Пресвятой Девы Марии приглашаем принять участие в богослужениях: 12.00 – поклонение Пресвятым Дарам, Розарий; 13.00 – св. Месса.

    Братья францисканцы приглашают на богослужение «Транзитус» в 17.00 и на св. Мессу в 18.00 в связи с торжеством св. Франциска Ассизского.

    4 октября, воскресенье – 27-е рядовое воскресенье. Расписание св. Месс как и в прошлое воскресенье.

    В 12.00 в нашем храме состоится историческое событие – рукоположение в епископы (хиротония) о. Николая Дубинина OFMConv. В связи с этим св. Месс в 11.45 и 13.00 не будут служиться. Из-за эпидемиологической ситуации в Москве и учитывая указания мэра Москвы, количество людей, участвующих в этом богослужении будет ограничиваться (просьба участвовать в других св. Мессах), обязательно соблюдение социальной дистанции, ношение масок и перчаток, не рекомендуется присутствие людей старше 65 лет. После св. Мессы в 12.00 будет небольшой фуршет.

    Приглашаем молодежь принять участие в походе по горным тропам Западного Кавказа. Это прекрасная возможность разделить этот путь с другими людьми, учиться жить и работать в команде, углубить отношения с Богом и друг с другом и созерцать красоту творения. Участники от 18 до 35 лет, опыт участия в походе не обязателен, запись до 20 октября. Подробности – на доске объявлений.

    Папа Франциск в мае 2020 г., в пятую годовщину выхода энциклики Laudato sí, объявил, что этот год будет особым образом посвящен экологии и заботе о нашем общем доме. В связи с этим 17 (вечером) и 18 октября 2020 г. на территории при храме будет организована акция по раздельному сбору вторсырья. Будут приниматься раздельно и в чистом виде: макулатуру, металлические банки, крышечки, изделия из пластика, магниты, «электрохлам» и батарейки.

    В рамках встреч семей с епископом, в субботу 10 октября состоится поездка в католический приход Твери. В программе посещение места захоронения в Медном, экскурсия по городу, встреча с приходской общиной, Месса. Приглашаем всех; для детей предусмотрена специальная программа. Места в автобусе ограничены, телефон для записи и подробная информация – на доске объявлений.

    В октябре месяце читаем Розарий, в храме по будням: в 8.20 и 18.40, по воскресеньям: 9.30 и 14.00.

    В нашем приходе продолжается паломничество иконы Матери Божией с 15 августа. Икона будет переходить от одной семьи к другой в течение всего года. В семье она будет находиться две недели и переходить к другой семье. Просьба дать свои данные в ризницу нашего храма, чтобы можно было организовать график посещения ваших домов и семей этой иконой.

    Мы продолжаем совершать богослужения в храме и часовне, храм продолжает работать и открыт, просьба не забывать о пожертвованиях на содержание храма. Их можно опустить в соответствующий ящик для пожертвований в самом храме либо переводить, используя данные, указанные на сайте нашего прихода catedra.ru. Заранее благодарим за понимание и щедрость.

    Также мы продолжаем служить св. Мессы в соответствии с вашими интенциями, которые можно сообщить в ризницу лично либо по телефону 8 (499) 252-39-11 (в рабочее время ризницы) и получить информацию о дне и времени их проведения, а также способе перевода пожертвования.

    Основные положения декрета об индульгенциях верным:

    (…)

    (1) Предоставляется полная Индульгенция верным, зараженным коронавирусом, находящимся в карантине по распоряжению санитарных властей в больницах или своих жилищах, если с сердцем, отделенным от любого греха, духовно соединятся через средства информации с празднованием Святой Мессы, молитвой Розария, Крестным Путем или другими формами благочестия, или, по крайней мере прочитают Символ веры, Отче наш и благочестивое воззвание к Блаженной Деве Марии, жертвуя это испытание в духе веры в Бога и в духе любви к братьям, с желанием исполнить обычные условия (таинство исповеди, причастие и молитва в намерениях Святого Отца), как только они получат такую возможность.

    (2) Работники здравоохранения, родные и все, кто по примеру Доброго Самарянина, подвергая себя опасности заражения, ухаживают за больными коронавирусом по словам божественного искупителя «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»(Ин 15, 13) получают тот же дар полной Индульгенции на тех же условиях.

    (3) Эта Апостольская Пенитенциария также с готовностью предоставляет на тех же условиях полную Индульгенцию в связи с настоящей мировой эпидемией также тем верным, которые для того, чтобы испросить у Бога Всемогущего прекращение эпидемии, облегчение больным и вечное спасение тем, кого Господь призвал к Себе, жертвуют посещение Святых Даров, поклонение Святым Дарам, чтение Святого Писания, в течение, по крайней мере, получаса, молитву Розария, Крестный Путь, Венчик Милосердия Божия.

    (4) Церковь молится о тех, для кого оказывается невозможным получение Помазания больных и Напутствия, вверяя Милосердию Божию всех и каждого в силу общения святых, и предоставляет верному полную Индульгенцию в момент смерти, если он должным образом расположен и в течение жизни читал какие-нибудь молитвы (в этом случае Церковь восполняет обычные условия Индульгенции). Для получения этой Индульгенции рекомендуется использование распятия или креста (Enchiridion indulgentiarum, n.12).

    (…)

    Институт святого Фомы в течение года должен провести по всей России семинары по защите несовершеннолетних от злоупотреблений духовенства. Фото с сайта www.sfoma.ru

    Директор Католического института святого Фомы в Москве священник-иезуит Стефан ЛИПКЕ рассказал корреспонденту «НГР» Милене ФАУСТОВОЙ о том, чего не хватает папе Римскому Франциску для успешной борьбы с сексуальным насилием над несовершеннолетними и насколько «виновен» в этом целибат.

    – В конце февраля в Ватикане прошел саммит епископов, посвященный вопросам защиты несовершеннолетних от сексуальных злоупотреблений духовенства. Не все остались довольными результатами встречи, которую возглавил сам папа Римский. Осуждены кардиналы Пелл и Барбарен. Почему же Франциск в борьбе со злом в церкви кажется мягким и нерешительным?

    – Не уверен, что это именно мягкость. Дело в том, что там очень сложная картина. Например, отец Ханс Цоллнер, который активно занимается вопросами педофилии и тщательно ее изучает, утверждает, что вообще какие-то виды сексуального насилия над несовершеннолетними встречаются во всех культурах, которые он знает. Однако они сильно различаются по странам и культурам. И поэтому дать какой-то единый ответ или выработать одну для всех методику борьбы невозможно. Тут еще встает вопрос, насколько сам папа Римский может дать тот ответ, которого от него все ждут. С одной стороны, это проблема всей Католической церкви, и в силу ее структуры только понтифик может дать ответ. С другой – в разных странах настолько разная ситуация, что общей резолюции не может быть. Поэтому было бы лучше, если бы все эти вопросы выяснялись конкретно по епархиям и странам. Но так не положено, а один папа не сможет это решить даже за 10 лет. Получается замкнутый круг. К тому же есть и другие моменты. Например, по ситуации с кардиналом Джорджем Пеллом. Несмотря на приговор, идет процесс его обжалования. И до окончательного решения государственных властей церковная власть ничего не может сделать. Здесь речь идет о преступлении, но пока до конца непонятно, совершал ли его Пелл. А вот в случае с кардиналом Филиппом Барбареном картина противоположная. Уже бесспорно, что он сделал то, в чем его обвиняли. То есть знал, но не сказал. И вопрос состоит в том, насколько это нарушает законы Франции. Но однозначно то, что такие действия для кардинала в любом случае недопустимы. В этом случае я не понимаю, почему папа Франциск не принимает его отставки. Мне вообще представляется, что папа Франциск немного хуже, чем Бенедикт XVI, понимает, что в таких вопросах необходимы решения на уровне структур. Бенедикт XVI это прекрасно понимал и еще в бытность кардиналом при папе Иоанне Павле II пытался добиться необходимых реформ структур Курии. В том числе и в вопросах, связанных с насилием над несовершеннолетними.

    – Не по этой ли причине Бенедикт XVI ушел на покой? Может, он осознал, что, как бы ни хотел что-то изменить, у него все равно ничего не выйдет, будь он хоть трижды папой?

    – Возможно. По крайней мере он хорошо понимал, что у него не хватит для этой борьбы и реформ сил, и полагал, что кто-то другой сможет справиться лучше. Оказалось, что у Франциска предостаточно энергии, чтобы заняться такими вопросами, но не хватает того понимания, о котором я уже сказал. Один немецкий иезуит, отец Клаус Мертес, который также изучает проблему педофилии среди духовенства, не так давно сказал, что католикам не стоит ожидать от папы Римского разрешения всех их проблем. Миряне сами должны добиться достаточной компетентности, чтобы у них была возможность и проверять то, что происходит, и влиять на те или иные решения. Я думаю, это единственное, что поможет.

    – 11 марта в Москве вы провели пастырскую встречу со священниками и монашествующими центрального региона вашей архиепархии по итогам ватиканского саммита и выступили с докладом, в котором прояснили итоговое заявление папы. Насколько была необходимость в этой встрече, ведь, насколько мне известно, пока случаев церковного злоупотребления и насилия в России не выявлено?

    – Конференция епископов России в конце 2018 года поручила Институту святого Фомы провести семинары по правилам для защиты несовершеннолетних. Мы уже провели встречу в Москве. На май запланирован семинар в Саратове, в октябре мы поедем в Иркутск, в ноябре планируем провести что-то подобное в Новосибирске. То есть в течение этого года такие семинары пройдут по всей России. Во время первой встречи мне было важно понять, как дальше работать, как устанавливать обратную связь с епархиями, духовенством и мирянами, как доносить итоги саммита и так далее. Очень важно, чтобы католики России не только знали, что проблема педофилии стоит на повестке дня, даже если конкретных случаев в стране не было выявлено, но чтобы они были внимательными в этом отношении. Чтобы понимали, если ребенок или взрослый говорит, что с ним что-то подобное происходило, то его необходимо внимательно выслушать. И принять для обвиняемого священника, пусть даже его вина пока только вероятна, но не доказана, срочные промежуточные решения. В любом случае до оправдательного приговора такой священник не может и не должен работать с несовершеннолетними. Возможно, он вообще не должен быть пастырем. А если все-таки окажется, что священнослужитель был обвинен не зря, то его необходимо навсегда удалить из служения. Но прежде следует передать это дело исполнительным светским органам. Я уверен, что в таких вопросах российскому правосудию доверять можно.

    – А вот если бы у вас случилась ситуация, которая произошла с кардиналом Барбареном, то есть вы узнали, что один из ваших священников преступник, доложили об этом в Ватикан и вам пришел ответ «не раздувать скандал», как бы вы поступили в этом случае?

    – Первый мой шаг был бы – доложить церковным властям, в моем случае это поставить в известность орден иезуитов. И кстати, у нас в ордене есть не только правила поведения на этот счет, но и протоколы на случай каких-либо обращений. А потом я бы обратился в правоохранительные органы.

    – Даже если бы Святой престол просил вас молчать?

    – Думаю, что сейчас такого уже не будет. Но если бы вдруг такое случилось, то я бы все-таки передал дело в правоохранительные органы, поскольку случай настолько серьезный, что молчать о нем невозможно. В России в случаях насилия правоохранительные органы быстро реагируют. Но мы, иезуиты, работаем еще, например, в Киргизии. Вот там, конечно, было бы труднее. Боюсь, что при обращении в правоохранительные органы там могло бы ничего не выйти. Но тогда нужно со стороны церкви пытаться серьезно решать эти вопросы. Правда, иногда сложно на церковном суде что-то доказать. Зачастую у нас нет тех средств и методов, а также того профессионального уровня, которыми обладают светские власти. Поэтому, конечно, нежелательно, чтобы самим разбирательством занимались церковные люди. Однако в любом случае они должны реагировать на те доказательства виновности, которые им предоставляют светские власти.

    – Еще до конференции в Ватикане в России были опубликованы «Принципы работы и правила поведения с несовершеннолетними». Этот документ разработал генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский. Он утверждал, что принципы основаны на Четвертой заповеди католического декалога «почитай отца твоего и мать твою». Причем документ очень подробно описывает как разрешенные в отношении детей и подростков действия, так и запрещенные. Порой встречаются запреты на какие-то вещи, о которых даже плохого не подумаешь в обыденной жизни, например, сажать детей на плечи. Для чего необходима акцентировка на Четвертую заповедь и столь подробно расписанные запреты?

    – То, что документ основан на заповеди уважать своих родителей – это отчасти личная позиция отца Игоря. В документе прямо это не прописано. Однако мне кажется, что такой взгляд справедлив. Сегодня и в католичестве, и в православии складывается ситуация, когда от священнослужителей требуют, чтобы они не только духовно воспитывали детей, но чуть ли не полностью заменяли им родителей. Например, есть женщины, которые уверены, что священники должны заменять детям отцов, которые не занимаются своими отпрысками. И это одна из причин той эмоциональной и психологической путаницы, кто кем и для кого выступает. Этот фактор плюс, например, алкоголизм в семье, одиночество, которое испытывает несовершеннолетний среди родных, а также психологическая беспомощность – все это приводит к тому, что дети начинают больше верить и доверять священникам, чем своим родителям и близким, и впоследствии порождает ряд проблем и даже преступлений вроде педофилии. Бывает и так, что ребенок давно уже подвергается насилию в семье, в том числе и сексуальному, и от этого его поведение также меняется. Не секрет, что сейчас есть излишне сексуализированные девочки, которые путают простой человеческий контакт с сексуальным. Это, конечно, не вина, а проблема. Но ведь это также почва для преступлений. И поэтому документ рассчитан в первую очередь на то, чтобы самой этой почвы не было. Священнослужители ни в коем случае не должны заменять родителей. Более того, какие-то из подробно прописанных правил просто предотвращают саму вероятность преступлений. Например, если раньше можно было священнику к себе домой приглашать молодежь и его могли бы за это оговорить недоброжелатели, то теперь, когда это запрещено, нет и возможности для подобных разговоров и мыслей.

    В рамках ОРКСЭ о католиках и католицизме
    все еще существует множество предрассудков
    и неправильных представлений.
    Фото с сайта www.школа1ямал.рф

    – Вы ведь сами несколько лет работали с детьми в Томской католической гимназии. Были ли в вашей практике случаи, когда ребенок не получал необходимую любовь и понимание в семье и из-за этого тянулся к частому общению со священником, а хорошее отношение последнего воспринимал как любовь и на этом фоне возникали какие-то проблемы?

    – Да, я сталкивался с тем, что у ребенка или подростка была сильная нужда в тепле, необходимость чуть ли не круглосуточно находиться в приходском доме или храме, потому что там ему было лучше, чем дома, было желание много общаться со священником. С одной стороны, в этом есть что-то оправданное: потребность к общению ребенка со священником нельзя игнорировать. С другой – необходимо с самого начала выстроить с таким ребенком здоровые отношения. По моему опыту, здоровые отношения – это те, когда мне, например, за них не стыдно перед собой и людьми, когда я о них могу рассказывать другим, когда у меня нет мысли прятаться для встреч или скрывать их от кого-то. Но если сам за собой вдруг замечаешь, что по разным причинам не хотел бы, чтобы люди видели нас с ребенком вместе, и начинаешь скрывать общение с ним, то даже при отсутствии чего-то сексуального это уже дорога вниз.

    – Что делать в таком случае?

    – Нужно тут же прервать общение с этим ребенком наедине, обратиться к своему собрату или настоятелю и рассказать об этой проблеме. Если хватает смелости для того, чтобы честно и самому себе, и другим признаться в своих эмоциональных проблемах, то можно будет достаточно легко предотвратить вероятность преступления. Тут очень важно осознать, что если со мной произойдет такая эмоциональная путаница, то, наверное, или я не подхожу человеку, который ко мне обратился, или же вообще не подхожу для пастырства. К сожалению, проблема в том, что к подобной открытости духовенство еще не всегда готово. Например, в России и русской культуре не принято широко делиться тем, что с тобой происходит, как, например, это делается на Западе. Возможно, это одна из причин того, почему в России пока не выявлено случаев сексуального насилия над детьми в церкви. На Западе их много, а в Восточной Европе совсем нет? Конечно, можно тешить себя надеждой, что на Западе все много хуже, но дело в том, что на Востоке просто не принято говорить о происходящем, делиться, жаловаться. Нельзя утверждать, что таких случаев совсем нет.

    – Сейчас многие считают, что проблема сексуального насилия над несовершеннолетними со стороны католических священников напрямую связана с целибатом. В последние годы даже в Римско-католической церкви появилось движение против целибата. На ваш взгляд, если позволить католическим священникам жениться, то случаев насилия будет меньше или совсем не будет?

    – Мы знаем, что подобные проблемы бывают, например, в спортивных секциях, где есть женатые мужчины, или мужчины которые имеют возможность жениться. Мы также знаем, что в последнее время было выявлено много случаев педофилии на юге США, у баптистов, хотя у них все священнослужители женаты. Поэтому нельзя утверждать, что случаи злоупотреблений происходят только из-за целибата. Но, конечно, он является одной из подобных причин, причем как внутренней, так и внешней. Например, существует распространенное мнение, что если священник в целибате, то он не может говорить о сексе и сам сексуальностью не обладает. Грубо говоря, он начинается с головы, а заканчивается до пояса. Но таким образом воспринимать священника неправильно, и такое восприятие порождает много проблем. Некоторые женщины воспринимают священника чуть ли не как ангела и уверены, что он всегда прав. Такая позиция – также почва для преступлений. Для многих целибат означает одиночество. А когда есть одиночество, часто появляется алкоголь или порнография… и так далее. Если в жизни священнослужителя подобных факторов будет несколько, то это значит, что он не сможет справиться со своей сексуальностью, и зрелые отношения ему запрещены. Поскольку если он не сможет справиться с этими проблемами, то скорее всего начнет искать зависимых от него людей, чтобы самореализовываться за их счет. Например, так было в случае бывшего кардинала Теодора Маккэрика. Там были не несовершеннолетние, но зависимые от него семинаристы. Поэтому при сохранении целибата сегодня необходимо много внимания уделить всем этим проблемам и работать над ними. Сейчас есть те, кто считает, что это им не по силам и было бы лучше, чтобы священники могли жениться. Я лично думаю, что в этом есть доля правды. Еще в Томске я много общался с женатыми грекокатолическими священниками. Они имели семьи и детей и ничем от меня не отличались. Более того, в Римско-католической церкви также есть случаи женатых священнослужителей, когда клирик, например, перешел из Англиканской или Лютеранской церкви в Римско-католическую и был рукоположен, будучи женатым. Они продолжают жить в супружестве, и никаких к ним вопросов нет. Поэтому на протяжении многих лет я живу с мыслью, что женатые священники – это нормально. Существование целибата также важно, не спорю, но, может быть, лучше позволить тем, кто хочет жениться, предоставить эту возможность.

    – Давайте немного поговорим о проблемах российского образования. Например, сейчас в 4-х классах общеобразовательных школ есть обязательный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), в рамках которого дети по желанию изучают основы православия, ислама, иудаизма, светской этики или истории религий. На ваш взгляд, не рано ли в таком возрасте знакомить детей с многообразием и особенностями религий, способны ли школьники вынести полученные с таких уроков знания в дальнейшую жизнь?

    – Я много лет преподавал в различных школах и считаю, что то, что выбор пал именно на 4-е классы, это неплохо. 8–9–10 лет – возраст, когда детей еще можно заинтересовать чем-то новым и необычным. Позже начинается переходный период и происходит больше обращений к себе и своим проблемам, возникают поведенческие моменты. Поэтому 4-й класс – наиболее удачный возраст. В католической гимназии Томска, например, основы религиоведения преподавались с 1-го по 11-й класс, и благодаря этому даже у невоцерковленных школьников появлялись представления о разнообразии и многообразии религий. Другое дело, что в том же Томске я неоднократно сталкивался с тем, что предмет стал неплохим бизнесом для разных турагентств. Они предлагали школам экскурсии по разным храмам и религиозным заведениям за деньги. С одной стороны, это упрощало жизнь учителей, с другой – вели такие экскурсии непрофессионалы. Это неправильно. Также я столкнулся и с тем, что, например, в рамках ОРКСЭ о католиках и католицизме все еще существует множество неправильных представлений и предрассудков.

    – Ваш институт привлекали к разработке каких-то образовательных программ по религиозных культурам?

    – К сожалению, нас пока не привлекали к разработке подобных программ. Но в принципе лицензия, выданная нашему институту, позволяет нам самим предлагать подобное. И мы уже думаем в этом направлении. Например, очень скоро у нас стартуют курсы повышения квалификации для учителей. И в их рамках мы хотим предложить мини-курс для преподавателей московских школ, которые часто сталкиваются с тем, что в их классе много учеников-мусульман. Мы расскажем, как себя вести с ними, как взаимодействовать, как обращаться к ним. Наш мини-курс будут вести не только католики. Мы хотим пригласить к сотрудничеству и самих мусульман. Пока это все на уровне разработки. Надеюсь, к концу года такой модуль появится. Хотя порой труднее общения с мусульманами может быть только взаимодействие с директорами школ.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *