Католикос армении

На вопрос, кто же это и почему его считают Святым, многие затрудняются ответить, а некоторые связывают его с развитием образования в Армении. Естественно, речь не о тех, кто серьезно увлечен религией, читает библию, посещает различные духовные собрания. Сразу оговорюсь, таких намного меньше, чем тех, кто даже не знает азов армянской религии, а все, что знают, это надо прийти в церковь, зажечь свечу и перекреститься. Поэтому мы решили время от времени знакомить наше общество со Святыми, которых надо знать и почитать. А начнем мы с Григория Просветителя и напомним, что 30 сентября армянской церковью чтится память этого Святого.
Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (239-325/6) — первый Предстоятель Армянской Апостольской Церкви. Именуется также «Вторым Просветителем армян» (первыми считаются апостолы Фаддей и Варфоломей, по преданию, благовествовавшие в Армении в I в. н. э.).
Основной источник сведений о жизни святителя Григория — «История Армении», автором которой считается секретарь царя Трдата III Великого (287-330) Агафангел.
Григорий Просветитель принадлежал к парфянскому царскому роду — ветви правившей в ту эпоху в Армении династии Аршакидов. Отец Григория Анак, подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова, за что был умерщвлен вместе со всей своей семьей. Лишь младшего сына спасла кормилица-христианка, которая бежала с ним к себе на родину — в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание. Возмужав, Григорий женился на христианке Марии, и у них родились два сына. После трех лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в монастырь вместе с младшим сыном.
Григорий отправился в Рим, где поступил на службу к сыну Хосрова — Трдату (Тиридату) III. Прибыв в Армению в 287 г. в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. Не добившись от Григория отречения от христианства, Трдат велел бросить его в казематы или колодец в Арташате, где Григорий находился в заточении около 15 лет (ныне в месте страданий святителя находится монастырь Хор-Вирап — др.-арм. «глубокая яма»).
Трдат подверг христиан жестоким гонениям, предав мучительной смерти святую деву Рипсимэ, игумению Гаянэ и с ними еще 35 дев одного из девичьих монастырей. По преданию, за это царя постигла Божия кара: обезумевший Трдат обратился в свиноголовое чудовище, но освобожденный после многолетнего заключения Григорий исцелил царя. После этого чуда царь Трдат крестился сам и в 301 году придал христианству статус государственной религии. А святой Григорий получил сан епископа и прочно утвердил христианство в Армении. Духовным центром Армянской Церкви стал основанный св. Григорием монастырь Эчмиадзин в городе Вагаршапате — столице царя Трдата III (по преданию, место строительства кафедрального храма указал сошедший с небес Господь).
Еще при жизни святитель назначил себе преемником своего сына Аристакеса (долгое время Предстоятелями Армянской Церкви cтановились потомки Cв. Григория). В 325 г. Cв. Григорий был приглашен на I Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и направил туда Аристакеса, который и привез в Армению Никейские постановления.
Согласно преданию, последние годы своей жизни Cв. Григорий провел в отшельничестве в пещере на горе Сепух, где до него жила Cв. дева Манэ; там он и умер в 326 году. Его тело нашли пастухи, которые, не опознав умершего католикоса, покрыли его грудой камней. В дальнейшем Cв. Просветитель явился одному из своих учеников и сообщил о местонахождении своих мощей, и тело святого было обретено нетленным. Мощи святого были перенесены и преданы земле в селе Тордан Даранагской губернии.
Мощи Cв. Григория Просветителя — одна из самых больших святынь всех христианских церквей. После их обретения часть из них в качестве святой реликвии была перенесена в Вагаршапат, Византию, Италию.
Святая Десница Просветителя хранится в Первопрестольном Святом Эчмиадзине и является одной из главных святынь. Во время совершаемого раз в семь лет мироварения Католикос Всех Армян освящает миро святым копьем, пронзившим ребро Иисуса Христа, и десницей Св. Григория.
Часть мощей Св. Григория, хранившаяся 500 лет в храме его имени в Неаполе, была передана Католикосу Гарегину II в ходе его визита в Италию в ноябре 2000 г. 11 ноября 2000 г. мощи были доставлены в кафедральный собор Св. Григория Просветителя в Ереване, где и пребывают по сей день.
Обретение мощей Св. Григория Просветителя отмечается Армянской Апостольской Церковью в третью субботу после Пятидесятницы. В этот день во всех церквях служат Св. Литургию. Накануне праздника совершается богослужение.
День памяти святого Григория Армянского был внесен и в календарь Русской Православной церкви и отмечается ею 13 октября (30 сентября по старому стилю).
В 1557 г. на Красной площади в Москве был возведен собор Покрова Пресвятой Богородицы (Василия Блаженного), один из притворов которого освятили во имя Григория епископа Великой Армении.
«АА»

Царь Пап вступил на престол, как продолжатель политики своего отца. Подобно Аршаку II он стремился к укреплению царской власти. Находившаяся в распоряжении царя конница была увеличена с 10 000 до 90 000 человек.

Пап старался поднять благосостояние страны, заботился о строительстве. С помощью Мушега Мамиконяна и новосозданного войска он подавил мятежных нахараров и вновь подчинил окраинные области.

Ещё более решительны были мероприятия Папа в отношении церкви. В обстановке непрестанной борьбы между царской властью и нахарарами армянская церковь превратилась в большую независимую силу.

В немалой мере этому способствовала наследственность епископских должностей. В руках церкви были сосредоточены обширные земельные владения: ни один нахарар в этом отношении не мог сравниться с архиепископом.

Помимо этого армянская церковь опиралась на тесные связи с христианской церковью Римской империи и через неё — с императорским двором.

Чтобы сломить могущество архиепископа, царь Пап лишил Григоридов наследственного права на эту должность, которым они пользовались почти непрерывно свыше 70 лет. Пап стремился также порвать связи армянской церкви с Римской империей, что ему удалось, в следствии чего армянская церковь стала самостоятельной. С тех пор глава армянской церкви называется Католикосом.

Пять седьмых церковных земель было конфисковано. Тяжёлые для крестьян подати и повинности были упразднены, в том числе и церковный налог десятины, что нанесло серьёзный удар материальному благосостоянию церкви.

Пап вёл также ожесточённую борьбу с монашеством: он закрыл большинство монастырей, заставлял монахов работать, сократил численность духовенства. Деятельность Папа способствовала временному укреплению царской власти в Армении.

Придя к власти с помощью римлян, Пап, однако, поддерживал тесные отношения с Шапуром II, стремясь путём политического лавирования укрепить независимость Армении, что ему не плохо удавалось.

Политика Папа вызывала резкое недовольство нахараров. При их содействии Пап в 374 г. был убит римлянами.

После убийства Папа возобновляется борьба Рима и Персии за Армению. В ней активно участвовали нахарары. Результатом этой борьбы оказался раздел Армении между Римом и Персией (договор 387 г.)

Окраинные области Армении были при соединены к владениям соперничавших держав. Оставшаяся «Срединная страна” была также разделена, но в обеих частях ее продолжали править вассальные цари, зависимые соответственно от Римской империи и Персии, 4/5 достались Персии, — 1/5 Риму.

Царская власть продолжала существовать в римской Армении до 391 г , в персидской — до 428 г , после чего власть над Арменией окончательно перешла в руки нахараров, опиравшихся на иноземное владычество.

Источник: «Всемирная история» Том 1. под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953

Аршак ΙΙ и Пап. В условиях эскалации римско-персидского конфликта, для устрашения Армении в Риме убивают брата Аршака Трдата. Посредством внука католикоса Юсика Нерсеса А Партева (353-373) на родину были возвращены другие заложники – Тирит и Гнел, освобождая которых император преследовал цель при необходимости использовать их против Аршака, отдав армянский трон одному из них. Гнел женится на дочке Андовка Сюни, Парандзем. Тирит, который также как и Гнель был влюблен в Парандзем, настроил Аршака против Гнеля, убедив царя в том, что тот предательским способом хочет стать царем Армении. Гнеля предают смертной казни. Аршак, узнав о том, что Тирит его обманул, его также предает смертной казни, а позже сам женится на Парандзем. Постепенно нарастающее напряжение между царским двором и нахарарскими домами стало угрожать внутренней стабильности страны. В 354 году в церкви округа Тарон деревни Аштишат католикос Нерсес А созывает первый церковный собор, во время которого были приняты законы, касающиеся как светской, так и духовной жизни страны. Было решено построить монастыри, школы, больницы, а также приюты. Закон, принятый собором, призывал армянского царя и старейшин быть милостивыми по отношению к своим слугам и подчиненным, любить их как членов своих семей, и не притеснять простой народ незаконным образом и чересчур большими налогами. Слугам же наказывали быть покорными и верными своим хозяевам. По закону Аштишата были запрещены многие языческие обычаи: многоженство, безудержный плач над усопшими, пьянство и т.д..

Аршак ΙΙ был сильной личностью, твердо ведущий свое самостоятельную политику. Для укрепления царской власти и сдерживания центробежных настроений нахарарских домов он начал строительство города Аршакаван в районе Коговит. Аршак позволил свободно заселиться там всем желающим, в том числе и преступникам. Это обстоятельство вызвало недовольство нахараров, потому что в Аршакаван из их имений стали убегать должники и кредиторы, а также недовольные слуги и крестьяне. Недовольные действиями царя нахарары, пользуясь случаем, что царь отправился в Грузию, нападают и уничтожают Аршакаван. Аршак наказывает некоторых из них.

Политика Аршака ΙΙ и персидско-римская война. В 359 году начинается война между Римом и Персией. Персидские войска разворовывают город Амид. В этой войне наиболее важна была позиция Армении. Шапух обращается с просьбой к армянскому царю, который раньше персов с войском достиг города Мцбин и одержал победу над римлянами. Однако предложения Шапуха женится на его дочери, Аршак решительно отверг. Андовку Сюни становится известно, что Шапух собирается убить Аршака. Узнав это, Аршак незамедлительно возвращается на родину. Непродолжительный армяно-персидский союз перестал существовать. По приглашению Констандиоса ΙΙ, который прибыл на Восток для того, чтобы лично возглавлять военные действия, Аршак ΙΙ едет в город Мажак, где они укрепляют армяно-римский союз женитьбой Аршака и Олимпии – невестой умершего брата императора. Парандзем не могла смириться с таким развитием событий и один из ее слуг отравляет Олимпию. Персидско-римска война завершается поражением и смертью императора Юлиана Отступника возле Тизбона. Согласно договору, заключенному между персидским царем и новым римским императором Овианосом в 363 году, император обязовывался не помогать армянскому царю. По Павстосу Бюзанду император убедил Шапуха — «если сможешь победить и заставить их служить, я не стану их защищать. Римский историк Амианос Маркелианос (ΙV в.) назвал этот договор «позорным».

Армяно-персидская война. Командиры пограничного полка, расположенного на юге царства Великой Армении в городе Гандзак (Шахастан) уведомили царя Аршака об опасности вторжения войск Шапуха ΙΙ. По приказу царя войска спарапета Васака выступили навстречу врагу и в 363 году одержали победу на ними. В следующем году войска Сасанидов напали с трех сторон: Аршак, Васак и его брат в нескольких битвах одержали победу над ними. В это время Меружан Арцруни представился Шапуху и выразил свою покорность ему, предавая христианство, принял маздеизм. Шапух пообещал ему помочь завладеть армянским троном, с условием если тот, в свою очередь, подчинит страну персидскому владычеству и религии.

Вторжения персидского войска подвергли страну разрушениям. Васаку Мамиконяну удалось вытеснить врага из страны, однако в следующий раз многочисленное войско Шапуха достигло непреступной крепости Ангех, где находились сокровища и могилы царей Аршакуни. Персам не удалось захватить эту крепость и они направились к крепости Ани в Даранагии, а позже завоевали ее. Они не сумели открыть только лишь могилу царя Санатрук, остальные же царские могилы они вскрыли и захватили царские мощи говоря, «Мы забираем мощи армянских царей в нашу страну для того, чтобы слава, удача и храбрость царей этой страны вместе с костями этих царей перешла в нашу страну». 60- тысячная армянская армия, возглавляемая спарапетом Васаком Мамиконяном, разгромив врага, возвратила мощи царей и они были перезахоронены в деревне Ахдзк, на склоне горы Арагац. Напавшие на Армению персидские войска продолжали терпеть серию неудач, длительные войны истощили силы как армян, так и персов и ситуация еще больше стала ухудшается когда предательскому примеру Меружана Арцруни последовал Ваган Мамиконян.

Заговор и убийство Аршака и Васака. Шапух, убедившись в том, что военным способом невозможно подавить армян, решил обманом арестовать Аршака. Посредством послом, он под предлогом разрешения спорных вопросов приглашает армянского царя в Тизбон. Шапух посылает соль, отпечатанную его перстнем, что у персов считалось величайшей клятвой. В конце концов, в 368 году, царь Аршак в сопровождении спарапета Васака отправляется в Персию.Шапух для проверки Аршака, как рассказывает историк-патриот Павстос Бюзанд, приказывает привезти из Армении землю и воду, и половину пола в зале царского дворца покрыть этой землей, а сверху побрызгать водой. Шапух, держа за руку Аршака, прогуливался по залу: на персидской земле Аршак говорил с Шапухом сожалением, а на армянской земле начинал сильно возмущаться против персидского царя и гордо заявлял «Прочь от меня, злодей и слуга, ставший господином своих господ, и я не прощу тебя и месть моих предков…». Шапух приказал арестовать Аршака и заточить в тюрьме Ангуш (арм. забвение). На следующий день по приказу Шапуха в палату привели спарапета Васака Мамиконяна. Шапух стал издеваться над Васаком, говоря, «Лис, это ты был тем, кто столько нас мучил… я убью тебя смертью лиса». А спарапет Васак отвечал с достоинством: «Сейчас, когда видишь меня низкорослым, ты не осознаешь всей моей величины, потому что до этого момента я для тебя был львов, а сейчас лисом. Но прежде я был Васаком, великаном, одной ногой я опирался на одну гору, другой ногой на другую, когда я опирался на правую ногу, правая гора шла под землю, когда я опирался на левую ногу, левая гора шла под землю». На вопрос Шапуха кем являлись эти две горы, Васак спарапет отвечает «Одной горой был ты, а другой греческий царь». Разъяренный Шапух приказал убить Васака. Вскоре в заточении умер и царь Аршак ΙΙ – один из наиболее ярких представителей династии Аршакидов.

Оборона Артагерса. Проявлением свободолюбивого духа армянского народа было героическое и длительное сопротивление оказанных в осаде крепости Артагерс царицы Парандзем и ее одиннадцати тысяч войск. Проникшие в крепость двое армянских князей, задумавшие уговорить царицу опустить оружие, видя ее решительный настрой, присоединились к защитникам. Единственной надеждой царицы было возвращение ее сына – Папа, которого она отправила к императору Вагесу, с просьбой о помощи. Шапух еще больше стал усиливать давление. Начавшиеся от долговременной осады эпидемии, голод и безконечные бои обессилили оборонителей Артагерса. Захватчики, вторгнувшись в крепость, уничтожили всех выживших, а Парандзем убили, предав ее бесчеловечным пыткам. В это время Ваган и Меружан в разных частях страны несли с собой разрушения, строили капища и силой навязывали армянам маздеизм. Предателя Вагана позже убивает его сын – Самвел Мамиконян.

Царствование царя Папа. Пап возвращается в Армению с одним отрядом, возглавляемым римским военачальником Терентиосом. В разгар войны благодаря императору Вагесу на армянском престоле восседает Пап (370-374 гг.) Сын погибшего спарапета Васака Мамиконяна Мушег становится армянским спарапетом и начинает освобождение Армении. Согласно Павстосу Бюзанду Мушег восстанавливает «старую границу, которая была до этого между Арменией и Грузией и которой являлась река Кура». Мушег разъезжал по стране, разрушая построенные персами и предателями маздеизские капища. Лица, пользующиеся симпатией персидского руководства арестовывались и наказывались строжайшим образом. Таким образом Мушег мстил за царя Аршака и спарапета Васака. А царь Пап стал хозяином сокровищ, хранящихся в крепости Даруйк области Коговит. В стране восстанавливались разрушенные населенные пункты, реставрировались церкви, приводились в порядок государственные дела. Мушег продолжал оборонное дело страны.

В 370 году Мушег с 40 тысячным отменным войском пошел в направлении южной границы Армении. Туда прибыл также и Шапух со своим войском, а командиром одного персидского полка был предатель Меружан. В Атрпатакане Мушег нападает первым, Шапух пускается в бегство, а многие из персидского руководства арестовываются по приказу Мушега и предаются смертной казни. В руки армянам попадает сокровищница и гарем персидского царя, Мушег отдает приказ вернуть гарем Шапуху. Удивленный таким поступком Мушега, Шапух приказывает изобразить его образ верхом на коне на одной чаше. Каждый раз угощая свое войско он поднимал эту чашу. Когда армянское войско вернулось с войны неизвестные обвиняют Мушега перед Папом. Царь рассердился на Мушега из-за его своевольного поступка по освобождению гарема, так как тот тем самым выказал неуместное благородство в отношении Шапуха, жестоко обратившегося с матерью Папа.

Победоносное Дзиравское сражение. Царь Пап, узнав о том, что персидское войско вновь вторглось на территорию Армении и дошло до Миджнашхара, отдает приказ собрать армянские войска на поле Дзирави, области Багреванд, провинции Айрарат. К ним присоединяются также и римские военные отряды. Царь Пап по всем канонам военной тактики подготовил армяно-римские объединенные войска к решающему сражению. Число армянского войска превышало 90 тысяч. Военачальник Терентиос попросил царя Папа и католикоса Нерсеса ради безопасности подняться на гору Нпат. Туда прибывает и Мушег, а благодаря заступничеству католикоса Нерсеса, была сглажена злость Папа в отношении Мушега. Спарапет дал святую клятву и получив благословление католикоса и добрые пожелания царя, он вновь принял на себя обязанности военачальника.

Дзиравское сражение началось на рассвете. Католикос Нерсес, расправив руки, на горе Нпат молился за победу армян. Возглавляемые Мушегом полки успешно атаковали персов. Военное крыло под командованием Спандарата Камасаракана атаковало и вынудило к бегству центральный полк противника. Победа была совершенной. Остатки персидской армии пустились в бегство. Смбат Багратуни арестовал Меружана. Он, разогрев железный шомпол и придав ему форму венка, сказал: «Я венчаю тебя, Меружан, потому что ты хотел стать царем Армении, а мой долг венчать тебя по канонам моих предков». И положил раскаленный шомпол на голову Меружана, так и осуществилась казнь злодея. В 372 году, Мушег, узнав о приближающем нападении Шапуха, с войском двинулся на Гандзак. Армянское войско с вдохновляющими криками «За храброго Аршака» бросилось в бой и разгромило персидские войска, в стране воцарился мир.

Реформы Папа и внешняя политика. Царь Пап и спарапет Мушег занимались укреплением государственной безопасности и военноэкономической мощи. Численность армии к этому времени достигла 100 тысяч. Братья, сыновья и родственники священнослужителей обязывались выполнять государственную службу. В тоже время ограничивалось землевладение церкви, с этой целью Пап в первую очередь снял порядок выплачиваемого налога церкви от урожая – «десятины». А позже он, в пользу царского двора, отобрал у церкви большую часть земель, отданных ей царем Трдатом Великим. По указу царя Папа закрываются приюты для дев и вдов, и им разрешалось выходить замуж. Так Пап поддерживал рост населения страны и численности армянской армии. Спандарату Камсаракану Пап возвращает родные ему области Ширак и Аршаруник, также он вознаграждал за службу верных ему нахараров. В результате проводимой Папом свободной внешней политики из страны были изгнаны персидские войска. После смерти Нерсеса, ставший католикосом Иусик-Шагак больше не отправлялся в Кесарию для рукоположения метрополитом, чем устанавливалась начальная самостоятельность армянского католикосата. Царь Пап отправил к императору Вагесу делегатов с территориальным требованием, согласно Павстосу Бюзанду обосновывая это следующими словами: «В древности 10 городов Кесарии (в том числе и Мажак Кападовкии) были нашими городами, верни их! А город Урфа (Едесия) был построен нашими предками, поэтому если не хочешь чтобы между нами появилась вражда, верни их!». Это свидетельствует о том, что в свое время эти территории были в составе армянского государства. Император Вагес, находившийся в это время в Киликииском городе Тарсон, ответил на это заговором. Он позвал к себе армянского царя, который только в последний момент узнал о заговоре. Папу с большой сложностью удалось избежать ловушки и вернуться со своим полком в Великую Армению.

По приказу императора Вагеса римские военачальники в 374 году во время пира убили Папа. Римский историк Амианос Маркелинос об этом писал: «Таким бесчестным злодеянием поплатилось легковерие. Кровь чужеземца, брызгами полилась на роскошные скатерти, наперекор гостеприимству, а участники пира, ужаснувшись, разбежались». Вот так подло был убит молодой и энергичный армянский царь, который в период своего кратковременного правления совершил много патриотических дел. Он укрепил армию, очистил страну от иноземных захватчиков, провел ряд реформ, и в армянской истории остался как один из знаменательных царей.

Даниелян Э.

Армянская Церковь на протяжении веков составляла неразрывное целое со своим народом и сыграла значительную роль в национальной истории. Католикосы Армянской Церкви всегда рассматривались как гаранты стабильного существования и возрождения Армянской Церкви. Предлагаем хронологию правления армянских Католикосов. Следует отметить, что в истории Армянской Церкви с 302 г. и по сей день насчитывается 132 Католикоса.

126 Матевос II (Измирлян) (1908–1910 гг.)

Начальное образование получил в частном училище Св. Павла и Варвары. Учился в школе Гум-Гапу, а затем в школе Погосян. По окончании учебы Измирлян был назначен учителем в одно из константинопольских церковно-приходских училищ. В 1871 г. Измирлян был избран депутатом Национального собрания западных армян. В мае 1876 г. возведен в сан епископа в Эчмиадзине.

Во время Русско-турецкой войны (1877-1878) Измирлян развернул активную деятельность в политической и общественной жизни армян, оказал большое содействие Патриарху Нерсесу Варжапетяну в подготовке документов об армянском вопросе, представленных Берлинскому конгрессу в 1878 г.

В ноябре 1894 г. подавляющим большинством голосов был избран Патриархом Константинополя.

В этой должности он решительно отстаивал права и свободы народа, выступал за проведение коренных реформ в Западной Армении, горячо поддерживал организаторов мирной политической демонстрации в районе Баб Али – резиденции турецкого султана, гневно осуждал чудовищную резню сасунских армян 1894-1896 гг.

С тех пор и обострились отношения Патриарха с кровавым султаном Абдул-Гамидом II, в результате чего в июле 1896 г., против народной воли, Измирлян подал в отставку. Затем был изгнан в Иерусалим, где прожил 12 лет.

После того как произошел младотурецкий переворот 1908 г., в августе Измирлян был возвращен из ссылки и в октябре вновь был избран Константинопольским Патриархом. В ноябре 1908 г. избран Верховным Патриархом и Католикосом всех армян.

6 июня 1910 г. Матевос II освятил фундамент нового здания Патриаршей резиденции. 24 августа 1910 г. – армянской церкви в Молдавии, строительство которой завершилось после его кончины в 1913 г. Автор ряда трудов теологического характера.

127 Геворк V (Суренянц) (1911—1930 гг.)

Учился в одной из престижных школ Эчмиадзина. Он один из тех, кто поднимался по всей иерархической лестнице церкви. В частности, был епископом Армянской Апостольской Церкви Карабаха (1875-1876 гг.), Ширака (1878-1881 гг.), Арарата (1881-1894 гг.), Астрахани (1895-1899 гг.) и Грузии (1899-1904 гг.). После избрания Католикосом вместе с видным армянским политическим деятелем и меценатом Погосом Нубаром возглавил армянскую делегацию, которая подняла армянский вопрос в Европе. Геворк V был свидетелем геноцида армян. Именно в период его церковного правления территория Западной Армении лишилась автохтонного армянского населения. Католикос всячески пытался помочь армянским беженцам. В 1918 г. находился рядом с армянскими солдатами, которые продолжали бороться против турок. Моральная поддержка Геворка V в эти дни была неоценимой. В 1925 г. основал Высший совет Армянской Апостольской Церкви. По распоряжению Геворка V 24 апреля было объявлено Днем геноцида армян.

128 Хорен I (Мурадбегян) (1932—1938 гг.)

Окончил школу Нерсисян в Тифлисе. Затем обучался в Швейцарии. После возвращения начал преподавать в армянских школах Грузии. Находился на разных церковных должностях. В качестве спецпосланника Католикоса отправился в Южную Америку урегулировать организационные вопросы Армянской Церкви. После смерти Геворка V (Суренянца) в 1930-1932 гг. руководил делами Церкви. Его роль в Армянской Церкви особенно значима по сохранению единства нации после геноцида армян в Западной Армении и поднятию духа среди армянских общин мира. По его инициативе в армянских общинах начали вести уроки истории и армянского языка. Целью Католикоса было укрепить связь Армения – диаспора. Стал жертвой сталинских репрессий.

129 Геворк VI (Геворк Чорекчян) (1945—1954 гг.)

Выдающийся армянский церковный деятель. Родился 2 декабря 1868 года в Нахичевани-на-Дону (ныне — Ростов-на-Дону). Учился в Лейпциге, где успешно окончил университетские курсы теологии и философии, а также местную консерваторию. В 1894 году вернулся в Эчмиадзин, работал учителем музыки в духовной семинарии Геворгян, а с 1895 по 1913 год — учителем музыки, истории церкви и этики в семинарии Нор-Нахичевана. В июне 1913 года Католикосом Геворком V (Суренянцем) был рукоположен в архимандриты. С 1922 по 1927 г. был епископом Армянской Апостольской Церкви в Грузии. Избран Католикосом 16 июня 1945 года.

В годы Первой мировой войны принял активное участие в оказании помощи армянским беженцам. В Великую Отечественную войну епископ отличился при создании танковых подразделений «Давид Сасунский» и «Генерал Баграмян».

Обращался с посланием к главам СССР, США и Великобритании с просьбой о рассмотрении передачи Западной Армении Армянской ССР.

При нем снова открылась семинария в Эчмиадзине.

130 Вазген I (Левон Палчян) (1955—1994 гг.)

Родился 20 сентября (3 октября) 1908 в Бухаресте, Румыния.

В 1924-1929 годах учился в Торговом училище Бухареста. В 1932-1936 годах – на факультете литературы и философии Бухарестского университета, защитил дипломную работу на тему «Вопрос дисциплины в педагогике». В 1936 году окончил факультет литературы и философии Бухарестского университета. Посещал семинары Педагогического института имени Титу Маиореску и в 1937 году благополучно окончил его. В 1929–1943 годах преподавал в армянских школах Бухареста. Играл важную роль в сближении армян, проживающих за рубежом, с советской Арменией. В 1955 году в Эчмиадзине избран Главой всех армян. В 1950–1960 годах побывал во всех армянских диаспорах мира, обращался к нации с призывом о сохранении единства Армении и диаспоры. Принимал активное участие в межцерковных и экуменических движениях. Автор религиозных и философских трудов. Участник влиятельных церковных собраний. В 1994 году стал первым Национальным героем Армении.

131 Гарегин I (Ншан Саркисян) (1995—1999 гг.)

Родился 27 августа 1932 года в Кесабе (армянский город в Сирии).

С 1946 по 1952 год учился в семинарии Киликийского католикосата. С 1957 по 1959 год изучал теологию в Оксфордском университете.

В 1969 г. был рукоположен в сан епископа. Несколько лет был архиепископом ирано-индийской и североамериканской епархий Армянской Апостольской Церкви. В 1983 г. был избран Католикосом Великого Дома Киликии под именем Гарегин II. Благодаря Гарегину I спустя 80 лет свои двери снова приоткрыла семинария Геворкян. Автор множества трудов по философии и религиоведению. Почетный член Академии наук Армении. Был известен своей экуменической деятельностью.

4 апреля 1995 г. был избран общенациональным церковным съездом Верховным Патриархом и

131-м Католикосом всех армян под именем Гарегин I. Святительство Гарегина I оказалось непродолжительным, он скончался в начале 1999 года после операции, проведенной в США.

132 Гарегин II (Ктрич Нерсисян) (с 27 октября 1999 г.)

Родился в селе Воскеат Эчмиадзинского района Арм. ССР. В 1965 году поступил в богословскую семинарию Эчмиадзина, которую окончил в 1971 году, в дальнейшем работал преподавателем в той же семинарии. В 1970 году был рукоположен в дьяконы, а в 1972 году — в сан священника. В 1975 году по указанию Католикоса Вазгена I выехал в ФРГ, где служил в чине духовного пастыря и продолжал богословское образование в Боннском университете. В 1979 году вернулся в Эчмиадзин. Учился в аспирантуре при Московской духовной академии Русской православной церкви. В марте 1980 года, в годы патриаршества Католикоса всех армян Вазгена I, архиепископ Гарегин (Нерсисян) был назначен главным викарием Католикоса всех армян.

27 октября 1999 года, после смерти Католикоса Гарегина I, Национальный Церковный собор (высший орган управления) Армянской Апостольской Церкви избрал архиепископа Гарегина (Нерсисяна) 132-м Патриархом и Католикосом всех армян. Является членом Верховного духовного совета, члены которого избираются собором.

В 1989 г. основал семинарию Вазгенян в Севане. Построил церковь Святого Григория Просветителя в Ереване. Имел церковные встречи с представителями других церквей, в частности Русской, Грузинской, Коптской, Румынской, греко-православной, католической. В начале мая 2008 года, находясь с визитом в Ватикане по приглашению главы Римско-Католической церкви Бенедикта XVI, призвал все страны мира признать геноцид армян 1915 года в Османской империи. Лауреат множества премий, в том числе лауреат премии Международного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» имени Святейшего Патриарха Алексия II.

Материалы о Католикосах Армении подготовил Арман Акопян, отдел культуры «НК»

Поставьте оценку статье: Всего проголосовало 19 человек

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *