Кацхи столб

Столп возвышается близ отвесных скал вдоль русла р. Кацхура и представляет собой отдельно стоящий скальный массив (высота 39,62 м, верхняя площадка 10×17 м), образовавшийся вслед. тектонических движений; как природное явление внесен в Красную книгу. Скала в верхней части имеет неск. террас небольших размеров и сужается книзу, что обусловлено эрозией скальной породы в результате выветривания. Отрицательный наклон скалы делает столп неприступным.

Мон-рь Кацхис Свети. Общий вид
Мон-рь Кацхис Свети. Общий вид Очевидно, в дохрист. времена это место почиталось язычниками. В народе К. С. воспринимался как символ искоренения зла: согласно преданию, Господь устроил в этих местах новый рай, ангелы развели сады и поселили животных. Однако под большим камнем поселился змей; Господь разгневался и уничтожил его жилище кипящей лавой, к-рая застыла и превратилась в столп. После объявления христианства гос. религией Грузии и распространения в Грузии монашества в этих местах стали жить отшельники. Не позднее VI в. у подножия столпа был высечен т. н. болнисский крест (вычерченный сегментами окружности равнобедренный крест с расширяющимися рукавами; как правило, включен в круг). Г. Гагошидзе считает его изображением Животворящего Креста и связывает с посвящением монастыря, доказывая существование здесь монашеской жизни в то время. В IX в. у подножия скалы была выстроена церковь: по некоторым сведениям, в древности она была посвящена прп. Симеону Столпнику.

С т. зр. первых исследователей К. С. (напр., В. Цинцадзе), в раннее средневековье на вершине столпа находилось 2 церкви зального типа: одна была высечена в скале в V в., 2-я возведена из камня в VI в. и в нижней части имела арочную крипту. Цинцадзе считал, что здесь подвизались столпники. По мнению Гагошидзе, на вершине столпа находилась одна церковь, а в скале были высечены кельи для монахов (3 — в древние времена, 2 — в средневековье). Ученый датировал храм IX — 1-й пол. X в. по аналогии с находящимися недалеко от К. С. церквами Тири и Ргани (2-я пол. X в.), кладка которых идентична кладке церкви К. С. Во время археологических раскопок 2006 г. были найдены винный погреб, керамические изделия и др. предметы быта. Т. о. подтвердилось предположение Гагошидзе о том, что здесь жили неск. монахов, а не аскет-столпник.

Строения на столпе и келья в скале. Рис. Т. Габунии. 1999 г.
Строения на столпе и келья в скале. Рис. Т. Габунии. 1999 г. В нач. XI в. в 1,5 км от К. С. был воздвигнут купольный храм Кацхи. Возможно, между ними существовала связь: сохранилось предание о том, что в древности между церковью на вершине столпа и Кацхи была протянута цепь. К XVIII в. К. С. был заброшен. Груз. историк царевич Вахушти Багратиони описывал «небольшую церковь на вершине скалы… к которой невозможно подступиться, и никто не ведает, как можно добраться до нее» (Вахушти Багратиони. История царства Грузинского // КЦ. 1973. Т. 4. С. 759).План построек у столпа (слева) и на столпе (справа). Рис. Т. Габунии. 1999 г.
План построек у столпа (слева) и на столпе (справа). Рис. Т. Габунии. 1999 г. С К. С. связано множество народных преданий, приписывающих этому месту чудесные свойства. Напр., в одном рассказывается о том, что, когда раз в год монахи чистили верхнюю площадку столпа, оттуда вместе с мусором и листьями сыпались плоды айвы, инжира и орехи, хотя плодовые деревья наверху не растут. Существовало поверие, что человек, взошедший на столп без благословения и молитвы, ослепнет. Возле К. С. в аквани (люльке) было принято хоронить младенцев. В пятницу Светлой седмицы и 7 мая, на Кохинджвроба (от კოხი — град и ჯვარი — крест, праздник Явления Креста, связанный с народным аграрным празднеством для отвода града), здесь отмечали Светоба, или Светицховлоба.

Научное изучение К. С. началось 29 июля 1944 г., когда на столп впервые поднялась экспедиция: альпинистка А. Джапаридзе, искусствовед Цинцадзе, писатель Л. Готуа. Они произвели небольшие раскопки, отчет о найденном археологическом материале Цинцадзе опубликовал в 1946 г. В 1972 г. на вершине после падения липы открылась крипта (гробница), где был обнаружен археологический материал и найдены останки монаха, подвизавшегося здесь в XVI/XVII в. Считается, что это был последний столпник К. С. и после его кончины никто не поднимался на вершину столпа. По вост. обычаю кости были вынуты из земли и положены в сосуд и в раку.

На Пасху 1996 г. в К. С. совершил богослужение митр. Маргветский Константин (Меликидзе). Монастырская жизнь была возрождена: в 1997 г. здесь поселился мон. Максим (Кавтарадзе), постриженик монастыря Бетаниа близ Тбилиси (по некоторым данным, при К. С. до мон. Максима подвизались 1 или 2 отшельника). В 1999 г. началось восстановление нижней церкви. В том же году на столп поднялась новая экспедиция: альпинист Б. Гуджабидзе, архит. Р. Джанашия, архит.-реставратор Т. Габуния (осуществил замеры и зарисовку объектов на столпе и под ним), искусствовед Гагошидзе (пересмотрел вопрос о датировке и количестве церквей на вершине столпа). Работы и исследования были закончены в 2005 г. В 2006 г. были возведены леса для восхождения на столп. В нояб. того же года под наблюдением археолога Д. Берикашвили начались новые раскопки. Были найдены серебряная часть оклада для Евангелия, фрагмент позолоченного серебряного креста, материал бытового характера (в основном керамика). Находки датировали XVI-XVII вв.- предположительно последним периодом существования мон-ря. С 2007 г. ведутся подготовительные работы по восстановлению строений на вершине столпа, установлена постоянная металлическая лестница, ведущая наверх. В том же году мон. Максим обнаружил небольшой тесаный камень (41×21 см) с надписью, высеченной асомтаврули, которая палеографически датирована 2-й пол. XIII в. В тексте содержится обращение ко Христу «грешного» Георгия, который воздвиг «эти три дома» (кельи) «во славу и в помощь затворникам Твоего Святого Животворящего Столпа и для упокоения слуг его» (Гагошидзе. 2010. С. 60). В наст. время в К. С. кроме мон. Максима подвизаются 2 монаха, иеродиакон и послушник.

В архитектурный комплекс входят: ц. в честь Животворящего Столпа с криптой и пристройкой с 2 кельями, марани (винный погреб), ограда на столпе; «келья столпника» в толще скалы; ц. во имя прп. Симеона Столпника, фрагменты ограды, 2 дома и колокольня в основании столпа.

Крипта в ц. в честь Животворящего Столпа мон-ря Кацхис Свети
Крипта в ц. в честь Животворящего Столпа мон-ря Кацхис Свети Церковь в честь Животворящего Столпа расположена в юго-вост. углу верхней площадки. Древняя церковь представляла собой небольшое строение (4,5×3,5 м) зального типа. Вост. часть церкви оторвана от скалы, предполагают, что она стояла на субструкции. В сев. стене церкви находилась единственная дверь, открывавшаяся наружу. Возможно, здесь был устроен портик. Сохранилась зап. стена, внутренняя и внешняя стороны к-рой были выложены шлифованным т. н. ширимским камнем (травертином): прямолинейные ряды сочетаются с кладкой из камней небольшого размера и со вставками. Между слоями находится известковый раствор, в к-рый были погружены дробленые скальные камни. Внутренняя часть юго-зап. стены состоит из отломанных на месте известняковых блоков разного размера: вероятно, это след ремонта XIII в. Пол сделан из известняка. Церковь вместе с пристройкой была покрыта плоской волнистой черепицей, основная масса к-рой смыта ливнями. Новая церковь возведена на древнем фундаменте. Вдоль вост. стороны из грубо тесанного камня была выложена стена с проемом для входной двери. Считается, что здесь находилось устройство для подъема груза на столп. По предположению Гагошидзе, с этой же стороны монахи совершали подъем на вершину.

Под церковью находится выступающая с юга, удлиненная в плане сводчатая крипта (2×1 м). Свод выложен чисто тесанными одинаковыми квадрами, вост. стена — 3-рядовой кладкой. Перекрытая тимпаном низкая арочная дверь устроена в зап. стене и выводит во двор.

В сев. части церкви выявлен фундамент пристройки из дробленого камня с 2 кельями. С востока постройка была выдолблена в массиве скалы. В юж. стене юж. кельи (ок. 5×3 м) была дверь, ведущая в церковь. Дверь сев. кельи (ок. 5×4 м), имевшей иррегулярную планировку, была расположена в зап. стене и вела наружу. Сев. стена, к-рая сужалась кверху, являлась частью ограды комплекса, ее толщина у основания достигала 1,5 м. В ней было прорезано и обложено травертином окно арочной формы. В сев. келье сохранились фрагменты камина, внешняя поверхность которого, видимо, была выполнена тесаным камнем, внутренняя — скальной породой столпа. Дымоход прорезан в восточной стене. К зап. стене кельи был пристроен резервуар из известнякового щебня для дождевой воды.

Интерьер ц. прп. Симеона Столпника с росписью. Нач. ХХI в.
Интерьер ц. прп. Симеона Столпника с росписью. Нач. ХХI в. Другие строения на столпе. В зап. стороне верхней площадки был расположен марани, найдено 8 зарытых в землю квеври (больших амфор для хранения вина и воды). Верхняя площадка столпа, окруженная оградой, выстроена из добытых на хребте камней на известковом растворе, в нижнем ряду кладки сохранились впадины диаметром 20-25 см: возможно, это отверстия для крепежа столбов, использовавшихся для установки здесь небольшого балкона. Неск. лет назад на столпе была построена монашеская келья малых размеров.

С зап. стороны столпа, на 10 м ниже уровня верхней площадки, в скале высечена т. н. келья столпника (2,6×2 м) прямоугольной формы с входом и 2 окнами. Ее исследовали в 2005 г.

Строения под столпом. Однонефная ц. во имя прп. Симеона Столпника реконструирована на древнем фундаменте и расписана. У подножия столпа находится небольшая пещера, где ставят свечи женщины (им запрещено подниматься наверх). Исследователи считают, что здесь была крипта (археологический материал отсутствует). Возле столпа находится частично руинированная келья. Рядом с церковью выстроены гостевой дом и здание для братии мон-ря и работников. Возведена ограда.

Святыни. Т. н. болнисский крест высечен на скале с вост. стороны столпа на уровне земли. Он установлен на вертикальной основе, под которой находятся 3 горизонтальные линии, что соответствует изображению ступенчатого постамента. По сторонам черенка к постаменту спускаются 2 прерывистые линии. Окружность, в к-рую вписан крест, орнаментирована зигзагообразной линией, что схоже с декором др. болнисских крестов (в Болнисском Сионе, в Джвари и в др. церквах Картли).

В монастыре хранятся 2 реликвии XVI-XVII вв., найденные во время раскопок: сребропозлащенные с растительным стилизованным орнаментом накладки на Евангелие, украшенные агатом, и глиняный кувшин для воды.

Лит.: Церетели Г. Кацхис Свети // Квали (Наследие). Тифлис, 1895. № 40. С. 10 (на груз. яз.); он же. Археол. прогулка по Квирильскому ущелью // МАК. 1898. Вып. 7. С. 82-92; Готуа Л. Тайна Кацхис Свети // Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1945. № 1. С. 36-54 (на груз. яз.); Цинцадзе В. Кацхис Свети // Моамбе (Бюллетень) / АН Груз. ССР. Тбилиси, 1946. Вып. 8. С. 557-564 (на груз. яз.); он же. Кацхис Свети — памятник груз. зодчества V-VI вв. // Дзеглис мегобари (Друзья памятников древности). Тбилиси, 1964. № 3. С. 52-55, 91 (на груз. яз.); он же. Нек-рые вопросы защиты ансамбля Кацхис Свети // Там же. Тбилиси, 1974. № 35. С. 58-61 (на груз. яз.); Беридзе В. Древнегруз. зодчество. Тбилиси, 1974 (на груз. яз.); Гуниа И. Муж. мон-рь Кацхис Свети // Он же. Мон-ри Грузии. Тбилиси, 2005. С. 154-155 (на груз. яз.); Цабадзе З. Кацхис Свети: Мон-рь // Натлиа (Крещение). Тбилиси, 2009. № 3. С. 37-38; № 4. С. 31 (на груз. яз.); Гагошидзе Г. Кацхис Свети // Academia. Тбилиси, 2010. № 1. С. 55-68 (на груз. яз.).

Н. Т.-М.

Кацхийский столп (столп Кацхи) – достопримечательность хотя и «новая», но уже успевшая стать в какой-то мере туристическим символом если не всей Грузии, то как минимум Имеретии. Узкий и высокий (40 метров) известняковый монолит, на вершине которого красуется крохотная церквушка с красной черепичной крышей.

Современная история столпа Кацхи начинается с того момента, когда альпинист Александр Джапаридзе (спустя год погибший при восхождении на Ушбу) в 1944 году поднялся на его вершину.

После его подъема там была установлена металлическая лестница и были проведены археологические раскопки. По мнению археологов и историков, это место издавна использовалось для отправления языческих культов божеству плодородия (видимо, в силу явно фаллической формы).

Наверняка создатель нынешней церкви на вершине Кацхийского столпа, отец Максим Кавтарадзе, при создании своей необычной обители вдохновлялся примерами греческой Метеоры и житием Симеона Столпника, который до того прожил на столпе 25 лет.

Отец Максим, будучи уроженцем расположенной неподалеку Чиатуры, в 1995 году поселился в небольшой пещере у подножия столпа Кацхи, и занялся возрождением древней церкви, чьи видневшиеся на вершине руины привлекали взгляды путников задолго до восхождения Джапаридзе.

В 2010 году на развалинах той первой церкви была построена новая – размерами 3,5 на 4,5 метра – получившая название церкви Максима Исповедника. Ее архитектура крайне незамысловата: простой каменный прямоугольник с черепичной крышей и небольшой оградкой.

Кроме церквушки на вершине Кацхийского столпа, за время отшельничества отца Максима внизу возник небольшой монастырь с часовней, кельями и вспомогательными помещениями.

До 2012 года с личного благословения отца Максима по металлической лестнице можно было взобраться на вершину — по религиозным соображениям подъем был разрешен только мужчинам и это еще одно сходство Кацхийского столпа с Метеорой. Однако затем Максим ушел монашествовать в другое место, и по указанию грузинского патриарха Илии II подъем на гору запретили всем мирянам независимо от половой принадлежности — для верности внизу повесили внушительный замок.

Но и внизу есть на что посмотреть: можно договориться с монахами и они покажут небольшой музей с фотографиями церкви на вершине, новую церковь, пещеру, где жил в 90-е годы отец Максим, археологические артефакты, обнаруженные во время раскопок в 1944 году, и дома монахов (дома можно осмотреть только снаружи, внутрь, по понятным причинам, не пускают).

Как добраться до столпа Кацхи:

Координаты для GPS навигатора: N42.28748, E43.21584.

Кацхийский столп расположен в 28 км от города Зестафони по дороге S22 на Чиатуру, рядом с селом Кацхи; его удобно осматривать по пути из Тбилиси в Кутаиси. Хорошая асфальтированная дорога идет почти до самого столпа, кроме последнего километра, где начинается грунтовка с бетонными участками. Мы до стоянки у подножия столпа Кацхи не доехали, оставили машину раньше: один из подъемов показался нам излишне крутым для нашей легковушки с 1,6-литровым мотором. Мерседес-такси, ехавший за нами, то ли в силу опыта, то ли глядя на нас, тоже решил судьбу не искушать и припарковался рядом — его пассажиры веселой гурьбой пошли к столпу вместе с нами.

Если своей машины нет, то наиболее удобный способ посетить столп Кацхи и множество других интересных достопримечательностей Имеретии — это заказать авторскую экскурсию по региону из Тбилиси или Кутаиси. Вашими экскурсоводами будут местные жители – фотографы, журналисты, историки – влюбленные в свой родной край и знающие о нем практически все. Список всех доступных авторских экскурсий по Имеретии вы можете найти в таблице ниже. По умолчанию, в окне отображаются первые 3 экскурсии, отсортированные по отзывам и популярности. Чтобы увидеть все доступные варианты, кликните «Посмотреть все».

На этапе бронирования вам нужно будет заплатить 20% от общей стоимости, остальное отдается гиду на руки перед началом экскурсии.

Также рекомендую почитать мой отзыв о посещении трех авторских экскурсий по Имеретии: «Каньоны и водопады – тайные сокровища Западной Грузии «, «Кутаиси. История и природа Имеретии» и «Пещеры Прометея и курорт Цхалтубо».

Трансфер к столпу Кацхи от онлайн-сервиса GoTrip

Еще один хороший способ добраться до Кацхийского столпа — это заказать комфортабельный трансфер на грузинском сайте GoTrip. Цены там сопоставимы с расценками уличных таксистов, а на этапе бронирования у вас есть возможность выбрать конкретного водителя и марку автомобиля в зависимости от отзывов прежних пассажиров. Учитывая джигитскую манеру езды грузинских уличных таксистов и их далеко не всегда исправные автомобили – очень полезная опция. Цена на сайте указана окончательная, торговаться уже ни с кем не придется.

Трансфер из Тбилиси к столпу Кацхи — от 61$ за всех пассажиров

Трансфер из Кутаиси к столпу Кацхи — от 40$ за всех пассажиров

Трансфер из Батуми к столпу Кацхи — от 76$ за всех пассажиров

Кацхийский столп на карте:

…После посещения столпа Кацхи, мы, уже изрядно усталые после этого насыщенного событиями и впечатлениями дня, отправились в столицу Имеретии город Кутаиси, где нас (помимо забронированного номера) ждал подарок от хозяина гостиницы Шоты — бутылка домашнего имеретинского вина, пришедшаяся вечером очень кстати:-) Вино мы распили под грузинские песни на ютубе — в частности, песню «Магнолия» юной звездочки грузинской эстрады Аны Малазония запускали по несколько раз.

Лайфхак: как я экономлю на страховке

Хорошую работающую страховку и раньше было непросто найти, а сейчас стало еще сложнее из-за постоянных скачков курса рубля к мировым валютам. Последние несколько лет я для своих путешествий страховки оформляю через онлайн-сервис Cherehapa — здесь есть возможность сравнить продукты разных страховщиков и выбрать именно то, что лучше всего подходит вам:

Также рекомендую почитать подробную статью о выборе правильной туристической страховки — это вполне может уберечь от ненужных переплат и более серьезных неприятностей.

Адрес: Georgia, Imereti region, Katshi Столп Кацхи, Кацхи, Имеретия, Грузия

Кацхийский столп (столп Кацхи) – достопримечательность хотя и «новая», но уже успевшая стать в какой-то мере туристическим символом если не всей Грузии, то как минимум Имеретии. Узкий и высокий (40 метров) известняковый монолит, на вершине которого красуется крохотная церквушка с красной черепичной крышей.

Кацхийский столп расположен в 28 км от города Зестафони по дороге S22 на Чиатуру, рядом с селом Кацхи; его удобно осматривать по пути из Тбилиси в Кутаиси. Хорошая асфальтированная дорога идет почти до самого столпа, кроме последнего километра, где начинается грунтовка с бетонными участками.

Современная история столпа Кацхи начинается с того момента, когда альпинист Александр Джапаридзе (спустя год погибший при восхождении на Ушбу) в 1944 году поднялся на его вершину.

После его подъема там была установлена металлическая лестница и были проведены археологические раскопки. По мнению археологов и историков, это место издавна использовалось для отправления языческих культов божеству плодородия (видимо, в силу явно фаллической формы), а позже на вершине столпа Кацхи была построена небольшая церковь последователями известного грузинского православного священника Симеона Столпника.

Наверняка создатель нынешней церкви на вершине Кацхийского столпа, отец Максим Кавтарадзе, при создании своей необычной обители вдохновлялся примерами греческой Метеоры и житием Симеона Столпника, который прожил на столпе 25 лет.

Отец Максим, будучи уроженцем расположенной неподалеку Чиатуры, в 1995 году поселился в небольшой пещере у подножия столпа Кацхи, и занялся возрождением древней церкви, чьи видневшиеся на вершине руины привлекали взгляды путников задолго до восхождения Джапаридзе.

В 2010 году на развалинах той первой церкви была построена новая – размерами 3,5 на 4,5 метра – получившая название церкви Максима Исповедника. Ее архитектура крайне незамысловата: простой каменный прямоугольник с черепичной крышей и небольшой оградкой.

Кроме небольшой церквушки на вершине Кацхийского столпа, за время отшельничества отца Максима внизу возник небольшой монастырь с часовней, кельями и вспомогательными помещениями.

До 2012 года с личного благословения отца Максима по металлической лестнице можно было взобраться на вершину — по религиозным соображениям подъем был разрешен только мужчинам и это еще одно сходство Кацхийского столпа с Метеорой. Однако затем Максим ушел монашествовать в другое место, и по указанию грузинского патриарха Илии II подъем на гору запретили всем мирянам независимо от половой принадлежности — для верности внизу повесили внушительный замок.

Но и внизу есть на что посмотреть: можно договориться с монахами и они покажут небольшой музей с фотографиями церкви на вершине, новую церковь, пещеру, где жил в 90-е годы отец Максим, археологические артефакты, обнаруженные во время раскопок в 1944 году, и дома монахов (дома можно осмотреть только снаружи, внутрь, по понятным причинам, не пускают).

В комплекс памятника входит каменный столп, Спасо-Вознесенский монастырь, винный погреб, каменная ограда, церковь им. Свимона Месвети, расположенная у подножья столпа и старая звонница. У основания горы высечен Болнисский крест.

Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *