Каются или каятся грешники?

БЛАГОЧЕСТИВЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ КАЮЩЕГОСЯ ГРЕШНИКА

ПРЕД ТАИНСТВОМ СВЯТОЙ ИСПОВЕДИ

Неисчислимы, Милосердный Боже, грехи мои — вольные и невольные, ведомые и неведомые, явные и тайные, великие и малые, совершенные словом и делом, умом и помышлением, днем и ночью, и во все часы и минуты жизни моей, до настоящего дня и часа.

Согрешил я пред Господом Богом моим неблагодарностью за Его великие и бесчисленные, содеянные мне, благодеяния и всеблагое Его помышление. От самой юности моей обетов крещения я не соблюдал, но во всем лгал и по своей воле поступал. Согрешил я пренебрежением Господних заповедей и предания св. отцев; согрешил непослушанием, неповиновением, грубостью, дерзостью, самомнением, суровостью, боязливостью, кичением, унижением других, плотоугодием, строптивостью нрава, бесчинным криком, раздражительностью, биением, ссорою и ругательством; согрешил дерзостью, злословием, небрежностью, торопливостью, ехидством, враждою, ненавистью, подстрекательством, неразумною ревностью, мщением и злопомнением; согрешил сладострастием, неприязнью, нечистотою, мечтанием, своенравием, самочинением, любознательностью, похоти влечением, невоздержанием, объядением, пьянством, прихотью и чревоугодием; согрешил празднословием, сквернословием, рассеянностью, шутками, остротами, смехом, насмешками, безумным весельем, любостяжанием, многоспанием, ничего неделанием и всяким моим бездействием: в молитве, службе, посте и в добрых делах; согрешил недоумением, охлаждением, безумным велением, скупостью, жадностью, презрением нищего и бедного; согрешил алчностью, жаждою, ябедничеством, нерадением, праздностью, саможалением, лживостью, лукавством, беспечностью, неуважением к старости: неподчинением начальствующим: (настоятелю, старшей братии, духовному отцу и всей вообще братии); согрешил неверием, кощунством сомнением, непостоянством, охлаждением, легкомыслием, равнодушием, бесчувствием к святой православной вере и Св. Таинствам, неверностью, невниманием к молитве, к богослужению, посту и добрым делам; согрешил безмерною скорбью, печалью, унынием, мнением, отчаянием и всякими скверными лукавыми и хульными помыслами; согрешил призыванием имени Божия ложно и всуе; согрешил маловерием, малодушием, безнадежностью, бранью, лицемерием, лицеприятием, мздоимством, придирчивостью, притеснением, лихоимством, неблагодарностью, татьбой, похищением чужого и присвоением; согрешил злоупотреблением дарами Божиими, потворством грехам, пустословием, суетностью, роскошью, мотовством, недоброжелательством, зложелательством, злорадством, холодностью к Богу и ближнему, подстрекательством на зло, тайноядением и тайнопитием; согрешил попущением препровождения суетно времени, распространением ложных и хульных своих мнений, произношением обдуманно и необдуманно разного рода проклятий: на людей, себя, скотов, зверей и птиц: согрешил соизволением на всякое помышление неправедное, нечистое, скверное и богопротивное; согрешил непостоянством, мечтанием, честолюбием, прелестию, притворством, злоухищрением, поползновением языка моего в словах богопротивных, дни и ночи без сна провождением в делах неподобных: кощунстве, глумлении, соблазнении, плясании, картежной игре, смехе и разного рода забавах; согрешил по восстании от сна без молитвы и крестного знамения ядением и питием, а также и по захождении солнечном ядуще, пиюще, сквернословяще и праднословяще без зазрения совести. Согрешил я ревнованием в зле, советованием ко греху, ласкательством, сластолюбием, любострастием и укорением пищи; согрешил страстным чтением пустых, соблазнительных книг разных романов и легенд; согрешил нерадением к чтению св. Евангелия, Апостола, Псалтири и вообще книг духовно-религиозного содержания; согрешил придумыванием извинений своим грехам и самооправданием, вместо самоосуждения и самообличения; согрешил несохранением тайны исповеди своей и слышанной от других; согрешил недобросовестным исполнением возлагаемых на меня поручений (послушаний), лжесвидетельствованием на ближнего; гордостью, тщетною славою, высокоумением, превозношением очес, украшением одежд, желанием чести, люблением суетной жизни, окаменением сердца, пленением лукавыми помыслами и человекоугодием; согрешил в сонном мечтании, по вражию навождению, искушением любострастным и блудным. Как часто грешил я по лености не хождением на церковное богослужение: вечерню, утреню и литургию, иноверных храмов посещением, исхождением из храма Божия преждевременно до отпуска церковного, опущением и неисполнением положенного ежедневного молитвенного правила, нечистою исповедью и всегдашним Тела и Крови Господней недостойным восприятием. Согрешил я недостаточным милостыни подаянием, ожесточением ко убогим, непосещением болящих, по заповеди Евангельской, и в темнице сущих, непогребением мертвых, неодеянием убогих, ненасыщением алчущих, и ненапоением жаждущих. Согрешил я и тем, что дням праздничным воскресным, Господним Богородичным и святых угодников, не воздавал почитания, должные чести и празднования и нетрезво и нечисто в тех пребывал. Согрешил — сильных старейшин и начальников оклеветанием и хулением, друзьям и благодетелям моим верности и любви несохранением и должного повиновения неисполнением. Согрешил я гордым в церковь Божию хождением, стоянием, сидением и возлежанием и неподобным из нее исхождением, праздным в ней глаголанием, беззаконным в ней деянием, скверным с прочими собеседованием, молитвы, псалмопе8ние и звание Божие нерадиво в церкви Божией творя.

Много раз я клялся именем Бога напрасно; часто легко и свободно, иногда даже нагло, дерзко и бесстыдно укорял и оклеветывал ближнего во гневе, оскорблял, раздражал и осмеивал; часто я величался, гордился, тщеславился и хвалился добрыми делами, которых совершенно не имею; много раз я лгал, обманывал, хитрил, льстил и был двуличен и лукав; часто я гневался, раздражался, выражал много нетерпения и малодушия; много раз я осмеивал грех брата моего, опечаливал его тайно и явно, глумился, злорадствовал над проступком, недостатком и злополучением; много раз я враждовал против него, имел злобу, ненависть и зависть; часто я смеялся безумно, шутил, острил бесчинно, говорил много необдуманного, невежественного и неприличного и выражал бесконечное множество колких, ядовитых, наглых, легкомысленных, пошлых, грубых, дерзких и гнилых слов; часто и мысленно и во сне творил блуд, мыслил о разврате, уязвлялся женскою красотою, питал в воображении и сердце сладострастные чувства, неестественно удовлетворял похоти плоти, чрез мечтание или лицезрение женщин; много раз мой язык выражал бесчинства, пошлости и кощунства о предметах сладострастия; часто я бывал сластолюбив и чревоугодлив, услаждал себя лакомствами и вкусами, многообразными и различными явствами и винами по прихоти и невоздержанию, до объядания и пресыщения; много раз я был нетрезв и пьян, невоздержан в пище и питии и нарушал священные посты; часто из угождения сластолюбию или вкусу и требованием моды и приличия светского, отказывал нищему и бедному в помощи, был немилостив, скуп, жалел копеек, а для себя, для своей прихоти и удовольствия не жалел и рублей; часто безвинно, беспощадно и безрассудно осуждал и порицал других, презирал и гнушался их нечистотою, неприятностию — рубищем и безобразием вида и лица, и вообще был сребролюбив, корыстолюбив и любостяжателен; часто и почти всегда входил в храм Божиий скверный и нечистый, без страха Божия и трепета, стоял там и молился рассеянно, легкомысленно, неприлично и невежественно и беспечно и выходил оттуда с таким же духом и расположением; в домашней молитве также был всегда холоден, нерадив и молился всегда мало, вяло, лениво, без внимания, усердия, и благоговения и вообще не исполнял установленных молитвенных правил. Вообще я был ленив и расслаблен негою и бездействием; весьма много часов проводил во сне каждый день; много я времени проводил в пустых и праздных занятиях, удовольствиях, веселых разговорах, речах, шутках, играх, в посещении театров и прочих увеселительных мест и в разных забавах; много безвозвратно погибло у меня времени в болтовне, сплетнях, осуждении и порицании; много потерял часов в пустоделании или ничего неделании; много раз я унывал и отчаивался в спасении своем и милосердии Божием и, по безумному навыку, бесчувствию, невежеству, наглости, бесстыдству и окаменению, совершал грехи произвольно, охотно, в полном разуме, при всем сознании, от доброй воли, намерением и мыслью и самым делом и чрез то самое попирал Кровь Завета Божия и снова распинал в себе Сына Божия и ругался ему.

Согрешил я всеми моими чувствами, волею и неволею, ведением и неведением, сам собою и чрез других соблазнился и во всех сих и прочих беззакониях, елико немощь человеческая обыкла согрешати против Господа и Создателя своего, я согрешил, и почитаю себя невинным пред Божиим, паче всех человек. Посему смиренно молю тебя, честный отче, в день судный будь мне свидетелем против дьявола, врага и неприятеля рода человеческого, что во всех моих грехах я каюсь пред Спасителем моим, жалею истинно о моих падениях и имею волю впредь, елико возможно, чрез Божию милость и помощь блюсти себя от всякой скверны плоти и духа. Прости меня, отче честный, разреши и помолись о мне грешном и недостойном.

* * *

КРАТКАЯ ИСПОВЕДЬ ПРЕД ДУХОВНИКОМ

Исповедую Господу Богу моему пред тобою, отче честный, все мои бесчисленные прегрешения, яже сотворих до настоящего дня и часа: делом, словом, помышлением. Ежедневно и ежечасно согрешаю неблагодарностию к Богу за Его великие и бесчисленные мне благодеяния и всеблагое промышление о мне, грешном.

Согрешил: празднословием, осуждением, презорством, непокорностью, гордостью, немилосердием, завистью, гневом, оклеветанием, невниманием, нерадением, небрежением, дерзостью, раздражительностью, нарушением заповедей отеческих, унынием, злопомнением, воздаянием зла за зло, ожесточением, преслушанием, роптанием, самооправданием, прекословие, самочинием, самоволием, укорением, злоречием, ложью, смехом, соблазном, самолюбием, честолюбием, чревоугодием, излишеством в пище и питии: тайноядением, тайнопитием (пьянством), вещелюбием, тщеславием, леностью, принятием блудных нечистых помыслов, со услаждением и замедлением в них, сладострастными мечтаниями и истецаниями.

Согрешил: многоспанием, нечистым воззрением, опущением службы Божией по лености и небрежению, дреманием и шептанием в церкви, опозданием к началу служб церковных, рассеянностью на молитве церковной и келейной, неисполнением в точности келейного монашеского канона.

Согрешил: делом, словом, помышлением, зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими моими чувствами душевными и телесными, в них же каюся и прошу прощения.

(Здесь нужно сказать и иные грехи, если имеешь что-либо особенное на душе).

Еще каюся и прошу прощения во всем том, что по неразумию и забвению не исповедал.

Прости и разреши мя, отче честный, и благослови приобщиться Святых и Животворящих Христовых Тайн во оставление грехов и в жизнь вечную.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К СВ. ПРИЧАЩЕНИЮ:

ПОДГОТОВКА КО СВ. ПРИЧАЩЕНИЮ — ГОВЕНИЕ.

К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить говением, то есть: молитвою, постом, христиански-смиренным настроением и поведением, и исповедью.

МОЛИТВА ДОМАШНЯЯ И ЦЕРКОВНАЯ

Желающий достойно причаститься Св. Христовых Тайн должен, по крайне й мере, за неделю молитвенно подготовлять себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером и, по возможности, ежедневно в течение недели посещать утром и вечером церковные Богослужения. Если служба или работа препятствуют регулярному посещению всех Богослужений, то надо ходить, насколько позволяют обстоятельства, и, во всяком случае, непременно быть на вечернем Богослужении накануне дня причащения.

ПОСТ

С молитвой соединяется пост, то есть воздержание от скоромной пищи — мяса, молока, масла, яиц — и вообще умеренность в пище: надо есть и пить меньше обыкновенного.

НАСТРОЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ

Готовящийся ко Св. Причащению должен проникнуться глубоким сознанием своей греховности, своего ничтожества перед Богом и непотребства; должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест и домов, могущих дать повод ко впадению в грех. Должен размышлять о величии Таинства тела и Крови Христовой, проводя насколько это возможно, время в уединении, чтении Слова Божия и книг духовного содержания.

ИСПОВЕДЬ

Желающий причаститься должен, лучше всего, еще накануне, до или после вечернего богослужения исповедаться — принести искренне раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха. Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Прощение обычно испрашивается в такой форме: «Прости меня, грешного(ую), что согрешил(а) пред тобою», — на что принято отвечать: «Бог тебя простит, прости и ты меня, грешного(ую)». Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказывать самому все, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.

Правильнее исповедаться накануне с вечера, чтобы утро все посвятить молитвенной подготовке к Св. Причащению. В крайнем случае, можно исповедоваться и утром, но непременно до начала Божественной литургии, а никак не во время ее. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к великому таинству.

Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять вновь своих прежних грехов.

Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме случаев смертной опасности.

Есть добрый обычай — после исповеди и до Св. Причащения не есть, не пить и не курить. Безусловно запрещается это после полуночи. К воздержанию от пищи и пития перед Св. Причащением надо приучать и детей, с самого раннего возраста.

ПЕРЕД СВ. ПРИЧАЩЕНИЕМ И ВО ВРЕМЯ СВ. ПРИЧАЩЕНИЯ

Еще до открытия царских врат и выноса Св. Даров нужно, лучше всего вскоре же после пения «Отче наш», приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров при возгласе: «Со страхом Божиим и верою приступите». При этом надо пропустить вперед детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых. Подходя к Чаше, следует еще заблаговременно, издали, сделать земной поклон, а в воскресные дни и Господские праздники — поясной поклон, касаясь рукой пола, и сложить крестообразно руки на груди. Перед Св. Чашей ни в коем случае не креститься, дабы нечаянно не толкнуть Св. Чаши, внятно произнести свое полное христианское имя, широко открыть рот и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять тело и Кровь Христову и тотчас проглотить.

ПОСЛЕ СВ. ПРИЧАЩЕНИЯ

Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать край чаши и тотчас же отойти к столику с теплотой, чтобы запить и вкусить частицу антидора.

До окончания богослужения из церкви не уходить, но непременно выслушать благодарственные молитвы.

В день Св. Причащения — не плевать, не есть слишком много, не упиваться спиртными напитками и вообще вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа приятого».

Все вышеизложенное обязательно и для детей, начиная с семилетнего возраста, когда дети в первый раз приходят исповедываться.

* * *

Для достойной молитвенной подготовки ко Св. Причащению существует особое «Правило ко Святому Причащению», которое помещается в более полных молитвенниках. Оно состоит из чтения накануне с вечера трех канонов: Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю и молитв на сон грядущий, а утром — молитв утренних, канона ко Св. Причащению и особых молитв ко Св. Причащению.

Слово Божие (цитаты из Библии)

Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников, из которых я первый. 1Тим.1,15

Плач людей бывает о телах их, но грешников и имя недоброе изгладится. Сир.41,14

Грешники же суть враги своей жизни. Тов.12,10

Убьёт грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут. Пс.33,22

Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными. Пс.25,9

Человек грешный уклоняется от обличения и находит извинение, согласно желанию своему. Сир.32,19

Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия! Пс.103,35

Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся. Притч.1,10

И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. Лук.6,32

Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Иак.4,8

Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Пс.1,5

Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Лк.15,7

..грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. Ин.9

Училище благочестия

Покаяние грешницы

Святая преподобная мученица Евдокия, родом и верою самарянка, жила в Илиополе в царствование Траяна, и была настолько же прекрасна, насколько обесславлена своим поведением. Прельщая своей великой красотой, она многих безжалостно увлекала к погибели, собирая посредством плотской нечистоты, этого легкого способа приобретения, свое постыдное достояние. Лицо ее было настолько красиво, что и художник затруднился бы изобразить эту красоту. Повсюду шла о ней молва, и множество благородных юношей и даже представителей власти из других стран и городов стекались в Илиополь, как будто бы за другой надобностью, на самом же деле только для того, чтобы видеть и насладиться красотой Евдокии, греховными делами собравшей богатство чуть ли не равное царской казне. Однако настало время, когда избавляющая от погибели рука доброго пастыря, идущего заблудшей овцы, поспешила и к ней. Бог, «не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему», не оставил погибающую девицу и исхитил её от соблазнов следующим образом.

Один инок, по имени Герман, возвращался через Илиополь из путешествия в свою обитель. Он пришел в город вечером и остановился у одного знакомого христианина, жившего близ городских ворот, причем комната его была смежной со стеной дома той девицы, о которой идет речь. Инок, уснув немного, ночью встал по обыкновению своему для пения псалмов и, по окончании положенного правила, сел и, взяв книжку, которую носил с собой за пазухой, надолго углубился в чтение. В книжке было написано о страшном суде Божьем и о том, что праведные просветятся, подобно солнцу, в царстве небесном, а грешные пойдут в огонь неугасимый, где будут преданы навеки лютым мучениям. В эту самую ночь Евдокия, по Божественному смотрению, была одна. Спальня, в которой она затворилась, примыкала к той стене, за которой инок подвизался в молитве и чтении. Когда начал инок свое псалмопение, Евдокия тотчас же проснулась и, лежа на постели, слушала все до самого конца чтения. Ей слышно было все, что читал инок, ибо одна только стена, и та не толстая, разделяла их, тем более, что инок читал громко. Слушая чтение, грешница пришла в великое умиление и не спала до самого рассвета, с трепетом сердечным размышляя о множестве своих грехов, о страшном суде и нестерпимой муке грешников. Как только настал день, она (под действием Божественной благодати, возбуждавшей ее к покаянию) велела позвать к ней того, кто читал ночью книгу, и, когда он пришел, спросила его:
– Что ты за человек и откуда? Как ты живешь и какая твоя вера? Умоляю тебя, скажи мне всю правду. Услышав, что ты читал ночью, я смущена, и душа моя истомилась, ибо я слышала что-то страшное и удивительное, до сих пор мне неизвестное. И если правда, что грешники предаются огню, то кто же может спастись?
Мудрый пустынножитель на всё отвечал ей смиренно, не оскорбляя самолюбия, заставил признаться в слабостях, описал гибельные плоды неправедно приобретаемых богатств и грешной жизни, ужас ада и блаженство райских обителей, раскрыл перед нею дивную силу покаяния.
Речи Германа глубоко запали в сердце Евдокии. Скорбя о грехах, в умилении поверглась она пред ногами его, говоря:
– Умоляю тебя, человек Божий, заверши то дело, что ты начал для меня, с подобающей честью и представь меня чистой Богу твоему, чтобы не стать мне посмешищем для желающих прельстить меня, а совершивши начатое дело, сподобиться блаженства чрез твое спасительное учение. Не отнимай искусной руки от приготовленной доски, пока не изобразишь во мне Христа вполне.
Герман отвечал ей:
– Пребывай, чадо мое, в страхе Господнем и, затворившись в своей горнице, молись Ему неустанно со слезами, пока Он истребит и очистит все грехи твои и даст тебе несомненную уверенность в Своей милости: благ и милосерд Господь наш Иисус Христос, скоро Он окажет тебе Свою милость и не замедлит утешить тебя Своею благодатью.
Сказав это, блаженный Герман помолился Богу, осенил Евдокию крестным знамением и затворил ее в ее спальне, обещав остаться в Илиополе для нее семь дней.
Когда Евдокия провела семь дней в посте и молитве, блаженный Герман пришел к ней и, отворивши двери, велел ей выйти из спальни. Увидевши, что она стала лицом бледна, телом исхудала, имеет смиренный взор и вообще вид ее далеко разнится от прежнего, он взял ее за руку и велел сесть. Потом, помолившись Богу, сам сел с ней и стал спрашивать ее:

– Скажи мне, чадо мое, о чем размышляла ты в эти семь дней, что ты узнала, что видела, что тебе было открыто?
Она сказала:
– Все расскажу, отче святой. Я усердно молилась все семь дней, как ты научил меня. В прошедшую ночь, когда я так же, лежа крестообразно ниц на земле, молилась и плакала о грехах своих, осиял меня великий свет, превосходящий свет лучей солнечных. Я подумала, что это взошло солнце, встала с земли и вдруг увидела светлого и страшного юношу, одежды которого были белее снега. Он, взяв меня за правую руку, поднял на воздух и, поставив на облако, повел меня к небу. И был там великий и пречудный свет, и видела я бесчисленное множество белоризцев, радующихся и улыбающихся друг другу и несказанно веселящихся. Они, увидевши, что я направляюсь к ним, встречали меня с ликованием и радостно приветствовали, как сестру. Когда же я, окруженная ими и сопровождаемая, хотела войти в эту светлую область, несравненно превосходящую светом лучи солнечные, вдруг на воздухе явился некто, страшный видом, черный как сажа, уголь и смола. Это было страшилище, превосходящее всякую черноту и тьму.
Устремивши на меня ужаснейший и яростнейший взор, скрежеща зубами и бесстыдно нападая, он пытался вырвать меня из рук моего провожатого; при этом он сильно закричал, так что голос его разнесся по всему воздуху:
– Ужели вы, – кричал он, – хотите ввести ее в Царство небесное? За что же я, усердно занимаясь на земле уловлением людей, напрасно трачу труд? Вот эта, например, всю землю осквернила блудодеянием и всех людей развратила мерзостью своего прелюбодейства. Все, что у меня было хитрости и силы, все я потратил на нее одну: я достал для нее любовников из людей благороднейших и богатейших и притом бесчисленное множество, и из растраченных на любовь ее богатств она собрала такое множество золота и серебра, какое едва ли найдется и в царских сокровищницах. Я с гордостью думал, что имею ее в своих руках, как свое победоносное знамя и непобедимое оружие, при посредстве коего я могу торжествовать над людьми, отпадающими от Бога и попадающими в мои сети. И что же теперь, ужели ты до такой ярости на меня дошел, архистратиг Божьих сил, что повергаешь меня под ноги этой блудницы? Разве гнев твой на меня еще не утолился тем, что ты мстишь мне все больше и безжалостнее с каждым днем? Ужели даже и эту мою истинную рабу, купленную мною столь дорогой ценой, ты хочешь у меня отнять? Должно быть, ничего уж не остается на земле истинно и неотъемлемо моего! Я боюсь, что ты и всех, что доселе живут, грешных, исторгнешь из рук моих, представишь Богу, как достойных быть наследниками царства небесного! Тщетны мои заботы! Напрасен мой труд! За что ты так свирепо нападаешь на меня? Оставь ярость и ослабь немного узы, коими я связан, и ты увидишь, как я в мгновение ока истреблю с земли род человеческий и даже наследников у него не оставлю. Я свержен с неба за одно только неповиновение, а ты злейших грешников, дерзнувших посмеяться над Богом и многими годами тяжко Его прогневляющих, вводишь в царствие небесное! Если тебе это так приятно, так собери лучше в один час со всех концов земли всех людей, проводящих не человеческую, а скотскую, звериную жизнь, и приведи их всех к Богу, а я скроюсь в тьму и совсем погружусь в бездну уготованных мне вечных мук.
Когда он гневно и с великою яростью говорил такие и им подобные речи, водящий меня грозно взирал на него, а обращаясь ко мне, ободряюще улыбался. И послышался голос из оного света, говорящий:
– Так угодно Богу, милосердующему о сынах человеческих, дабы грешники, если принесут покаяние, были приняты на лоно Авраамово.
И снова был голос к водящему меня:
– Тебе говорю, Михаил, хранитель Моего Завета, отведи сию жену туда, откуда ты взял ее, – пусть совершит свой подвиг: ибо я Сам буду с нею во все дни ее жизни.
И он тотчас же поставил меня в моей спальне и сказал мне:
– Мир тебе, раба Божья Евдокия! Мужайся и крепись, благодать Божья теперь с тобою и всегда будет во всяком месте.
Ободренная этими словами, я спросила:
– Господин мой, кто ты? Скажи мне, чтобы я знала, как веровать истинному Богу и как мне получить истинную жизнь?
– Я, – ответил он, – начальник ангелов Божьих, и обязан заботиться о кающихся грешниках, принимать их и вводить в блаженную и бесконечную жизнь. И велика радость бывает на небе в ангельском лике всякий раз, как какой-нибудь грешник обращается к чистому свету покаяния, ибо Бог, Отец всех, не хочет, чтобы погибла душа человеческая, которую Он издревле Своими пречистыми руками создал по подобию Своего образа. Потому и ангелы все сорадуются, когда видят человеческую душу, украшенную правдой, поклоняющуюся вечному Отцу, и все приветствуют ее, как сестру свою, ибо, отвергнувши греховную тьму, она обращается к живому Богу, общему Отцу всех сынов света, и безвозвратно к Нему присоединяется.
Сказав это, он осенил меня крестным знамением; я поклонилась ему до земли и, когда я кланялась, он отошел на небеса.
Блаженный Герман сказал ей:
– Уверься отныне, дочь моя, и более не сомневайся, что есть на небе истинный Бог, готовый принимать кающихся во грехах своих и вводить их в Свой вечный свет, где Он царствует, окруженный служителями Своего царства – святыми ангелами. Ты видела сих ангелов в том небесном свете, где ты созерцала царскую и бессмертную славу Господа нашего Иисуса Христа и убедилась, как Он предупредителен в милосердии и прощении грехов, как скоро подает Свою благодать желающим примириться с Ним; ты познала Его Божественную славу и видела Его небесный двор, полный несказанной красоты, где Он пребывает; поняла ты, как мал и ничтожен свет этого мира против небесного сияния. Что же ты еще думаешь, о чем размышляешь, скажи мне!
Блаженная Евдокия, имея непреклонное намерение служить от всего сердца своего Единому Богу, Царю славы, ответила:
– Веровала я и верую, что нет иного Бога, спасающего грешных человеков, кроме Того, небесные врата Коего, блистающие неизреченным светом, я видела.

После этого видения Евдокия как бы разрешилась от уз плоти: приняла святое крещение, всё своё богатство через благочестивого епископа раздала нищим и вскоре удалилась в один из девичьих монастырей, где так преуспела в добродетелях, что через одиннадцать месяцев стала игуменьей. Она сотворила множество чудес, смягчала сердца тиранов, воскрешала мёртвых, поражала молнией мучителей христианства, крестным знамением убивала змей и, наконец, приняла мученический венец смиренной агницы Христовой в царствование Антонина. Благословенна память преподобномученицы Евдокии, примера истинного покаяния!

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

Всё, что он делал – было грехом.

Две с лишним тысячи лет нападал и убивал он тех, кто имел неосторожность повстречаться на пути. Тех, кто не мог противостоять его неумолимой звериной мощи. Кто оставался для него всего лишь сосудами, несущими каплю божественного света. Сияния, которое появляется в момент рождения живого существа, растет вместе с ним и покидает в момент смерти.

Он был лишен чудесной силы, которая вдыхает жизнь в тела людей. Добывал её лишь одним доступным способом: разбивал сосуды.

Странник. Вечный странник, заточенный на планете и обреченный скитаться в поисках прощения. Неуемный голод, безудержно толкающий на новые зверства, был ничем, по сравнению с постоянной болью, которая терзала его ледяную душу на протяжении многих веков.

Странник жаждал отпущения, но лишенный чувств, не мог испытать раскаяния. От этого растущая безысходность толкала на новые убийства в попытках развлечь себя, бесконечно чередуя эпохи.

Особую радость, если та пародия на чувства, которую он испытывал, можно было назвать радостью, приносили женщины. Чем необычнее была представительница прекрасного пола, тем алчнее ему хотелось обладать ею. Впрочем, ни с кем из своих бесчисленных пассий странник не задерживался более года, ввиду их безвременных кончин.

Он не испытывал к ним ненависти. Многих даже любил. О, сколько женщин погибло от рук неотразимого ночного скитальца.

Странник помнил их всех.

Каждая была особенной и неповторимой.

С очаровательной Дианой познакомился в Париже, когда весна только начиналась и грязные кучи снега дополняли удручающий вид города. Тусклый Париж располагал всеми необходимыми качествами для незаметных ночных вылазок и бесконечных поисков одиноких прохожих, исчезновение которых окутывалось дымкой тайн.

Странник прибыл в город ранним утром. Уже через час после того, как отправил экипаж, состоялось элегантное знакомство с прелестнейшим созданием, которое питало его бренное тело в течение некоторого времени.

Она была весьма неуклюжа при первой встрече.

– Позвольте вашу руку, мисс, – сказал он, когда Диана пыталась выбраться из дорожной коляски.

Его безупречные манеры, видное телосложение и очевидный материальный достаток быстро покорили юную особу. Спустя несколько дней Диана принадлежала страннику телом и духом, о чем, разумеется, не распространялась.

Спустя несколько недель после знакомства, друзья семейства отметили болезненную бледность Дианы, какая бывает при чахотке, хотя ничем подобным девица не страдала. Тем не менее, затуманенный взор и частые обмороки говорили о нездоровье особы.

Однако, она не жаловалась. На исхудавшем лице сияла улыбка. Светящиеся счастьем глаза совершенно не совпадали с внешним обликом, который с каждым днем становился все хуже.

Она восторженно рассказывала, как они с Гленом, как он назвался, прекрасно проводят время за играми в покер, прогулками под луной и прочими ночными увеселениями, которыми не пристало заниматься приличной девушке.

Спустя полгода, она неожиданно скончалась от, как установил доктор, внезапного малокровия, причин которому не нашел. Но, дабы не портить репутацию высококлассного специалиста, сослался на неизвестный науке вирус, от которого пока нет вакцины.

Таинственный Глен присутствовал на похоронах бедняжки. По словам присутствующих, лицо его выражало сдержанную скорбь.

После проведения процессии его более никто не видел в городе. Впрочем, воспоминания жителей о нем стерлись так же быстро, как забываются все отгремевшие истории.

***

Он был удивительным созданием. Само его существование противоречило всем законам природы. Согласно теории развития жизни на земле, согласно библейской версии создания мира, согласно любым другим способам объяснить рождение мира, его не могло быть на свете.

Но он возник. Возник, как появляются все невероятные явления, которых не может быть.

Странник родился в этом мире в виде монстра под личиной харизматичного полубога с горящими глазами цвета дорогого виски.

Его ужасной сущностью в средневековой Англии пугали детей и взрослых.

Сидя по вечерам в пабах за кружкой доброго эля кто-нибудь обязательно вспоминал ночного странника. Многие в него не верили, но когда наступала ночь, некоторые особо осторожные жители искали компанию, чтобы отправиться домой, и не оказаться на дороге в одиночку.

В старой доброй Англии он повстречал хохотушку Матильду.

Матильда, милое дитя, так и не поняла, в чьи цепкие лапы попала.

Он представился лордом Блеквордом на приеме в честь помолвки мисс Мейнбоф и герцога Рэдфилда. Был чрезвычайно любезен, весь вечер развлекал Матильду и её неугомонную мамашу. До такой степени очаровал обеих, что когда поступило предложение посетить его бесценную библиотеку, разумеется, в поместье, что находится в часе езды от шумного города, обе незамедлительно, согласились.

Спустя несколько часов после встречи, лорд медленно прогуливался с прелестницей по узкому лабиринту садовых кустов. Солнце село. Небо превратилось в темно-сиреневый бархат, на котором, одна за одной, проявлялись крошечные острия звезд.

Она чудесно пахла.

Блекворд прикрыл глаза, глубоко втягивая ее легкий аромат, который смешивался с запахом садовых гортензий. Потом сглотнул слюну и бросил хищный взгляд на кружевной вырез платья. Голубые вены на шее светились сквозь белоснежную кожу красавицы.

Когда он сделал шаг, заграждая дорогу, кроваво-карие глаза встретились с лазурными озерами Матильды. Она растерянно хлопала ресницами, часто вздымая грудь так, что ямка на шее испуганно пульсировала.

Блекворд прикоснулся тыльной стороной ладони к щеке и провел пальцами по чуть раскрытым губам, пока Матильда неотрывно смотрела на него расширенными глазами, не в силах оторвать взгляд от гипнотического лица. Пальцы приподняли подбородок, лорд вплотную приблизился к девушке и обхватил сильной рукой, лишая девушку последних шансов сопротивляться.

Секунду любовался красотой молодого лица. Затем впился в губы страстным поцелуем.

Матильда задрожала, словно на улице внезапно наступила зима. Но щеки раскраснелись, зарделись, как вечерняя заря. Капля за каплей он наполнял её всю, заставляя терять голову без остатка.

Блекворд умелым движением дернул завязки корсета и резко рванул ткань юбки, обнажая безупречное тело.

Матильда осталась перед ним нагая и беззащитная. Она пыталась прикрыться руками, но странник покачал головой, осторожно опуская ей запястья. Осторожно провел широкими ладонями по дрожащим плечам девушки, потом пальцы проползли к двум полусферам.

Она вздрогнула. Но он спустился ниже по талии, остановив ладони на сочных бедрах и крепко прижал к себе.

Трепет юного тела будоражил его охваченный льдом разум.

Он жадно хотел её.

Хотел тела, хотел света.

Звук пульсирующей крови и аромат женского тела сводил с ума. Скиталец ощущал, как под шелковой кожей, всего в нескольких сантиметрах, бьется средоточие жизни.

И он сделал то, что всегда делал в таких случаях – мягко охватил ладонью шею, прикоснулся губами.

Матильда резко вздохнула и дернулась, словно его губы оставили раскаленное клеймо. Но она не сопротивлялась, будто остатки здравого смысла растворились безвозвратно.

Блэкворд подхватил девушку и опустил на траву, накрывая своим телом.

– Не бойся, милая, – проговорил он, наклонившись к её уху. – Тебе нечего бояться.

– Кажется… – прошептала она в ответ, – кажется… Я не боюсь.

***

С Матильдой лорд Блекворд задержался в Англии лишь на пару месяцев. Вскоре она ему наскучила. Очаровательный шарм невинности быстро превратился в приторное невежество, которого Блекворд не выносил.

С тех пор, как соблазнил девицу в первую же ночь, нездоровая бледность стала её отличительной чертой на светских раутах и многочисленных приемах.

КАЯТЬСЯ

Смотреть что такое «КАЯТЬСЯ» в других словарях:

  • каяться — См. раскаиваться… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. каяться сожалеть, мучиться угрызениями совести, раскаиваться, исповедоваться, сознаваться, признаваться, виноватиться,… … Словарь синонимов

  • КАЯТЬСЯ — КАЯТЬСЯ, каюсь, каешься, несовер. 1. (совер. покаятся) кому чему или перед кем чем в чем. Сознаваться с сожалением в своей вине или ошибке. Она со слезами каялась перед ним в своей измене. 2. (совер. покаяться). Сознавая свою греховность,… … Толковый словарь Ушакова

  • каяться — • каяться, виниться Стр. 0466 Стр. 0467 Стр. 0468 Стр. 0469 Стр. 0470 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

  • каяться — Общеслав. Возвратн. форма к *kajati, того же корня, что др. инд. cáyate «мстит, наказывает», авест. kaēna «месть, наказание», цена. Каяться буквально «наказывать себя», затем «сознавать вину» и «сожалеть о сделанном проступке» … Этимологический словарь русского языка

  • каяться — КАЯТЬСЯ1, несов. (сов. покаяться). Осознавая свои грехи и раскаиваясь в них, признаваться (признаться) в своих грехах на исповеди; Син.: исповедоваться . Он покаялся и почувствовал облегчение. КАЯТЬСЯ2, несов. (сов.… … Большой толковый словарь русских глаголов

  • Каяться — несов. неперех. 1. Признавать свои грехи на исповеди; исповедоваться. 2. Признаваться в своей вине или ошибке. 3. Сознаваться с сожалением в своей вине, ошибке; раскаиваться, сожалея о совершённом поступке. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • каяться — каяться, каюсь, каемся, каешься, каетесь, кается, каются, каясь, каялся, каялась, каялось, каялись, кайся, кайтесь, кающийся, кающаяся, кающееся, кающиеся, кающегося, кающейся, кающегося, кающихся, кающемуся, кающейся, кающемуся, кающимся,… … Формы слов

  • каяться — Общеславянское слово, имеющее индоевропейскую основу (в древнеиндийском находим kayate – мстить ). Древнерусское каяти первоначально имело значение наказывать . Любопытно, как переосмысляет это слово народная этимология, выводя его из имени… … Этимологический словарь русского языка Крылова

  • каяться — к аяться, к аюсь, к ается … Русский орфографический словарь

  • каяться — (I), ка/юсь, ка/ешься, ка/ются … Орфографический словарь русского языка

>каяться

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

наст. прош. повелит.
Я ка́юсь ка́ялся
ка́ялась
Ты ка́ешься ка́ялся
ка́ялась
ка́йся
Он
Она
Оно
ка́ется ка́ялся
ка́ялась
ка́ялось
Мы ка́емся ка́ялись
Вы ка́етесь ка́ялись ка́йтесь
Они ка́ются ка́ялись
Пр. действ. наст. ка́ющийся
Пр. действ. прош. ка́явшийся
Деепр. наст. ка́ясь
Деепр. прош. ка́явшись
Будущее буду/будешь… ка́яться

ка́-ять-ся

Глагол, несовершенный вид, непереходный, возвратный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 6a. Соответствующий глагол совершенного вида — покаяться.

Корень: -каj-; суффикс: -я; глагольное окончание: -ть; постфикс: -ся .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. сознавая свою вину или ошибку, испытывать сожаление ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. + дат. п. или перед + твор. п. признаваться в своей вине, ошибке ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. религ. признаваться в своих грехах, исповедоваться ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. раскаиваться
  2. виниться
  3. исповедоваться

Антонимы

  1. оправдываться

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Список всех слов с корнем «-каʲ-/-ка-»
  • существительные: неприкаянность, окаянство, покаяние, покаянность, раскаяние
  • прилагательные: кающийся, неприкаянный, нераскаянный, окаянный, покаянный
  • глаголы: каять, каяться, закаиваться, закаяться, окаянствовать, окаять, окаивать, покаяться, раскаиваться, раскаяться
  • наречия: неприкаянно, покаянно

Этимология

Происходит от праслав. *kajati (sę), от кот. в числе прочего произошли: каꙗти сѧ «каяться», русск. ока́ять «порицать», укр. ка́яти кого́ «упрекать», болг. ка́я се, сербохорв. ка̏jати «(ото)мстить», словенск. kájati «порицать», чешск. kát se «каяться, раскаиваться в ч.-л.», польск. kajać się, в.-луж. kać sо, н.-луж. kajaś sе «каяться». Связано чередованием гласных с цена́, родственно др.-инд. са́уаtē «мстит, наказывает», авест. kāу- «оплатить, каяться», čikауаt̃ «пусть он раскается, накажет, отомстит», kaēnā «наказание, месть», kаʮа- ср. р. «воздаяние, уплата», греч. τίνω, гомер. τί̄νω (*τίνω) «плачу, каюсь», ποινή «покаяние, наказание». Едва ли более вероятно сближение с кто, т. е. первонач. «говорить: как (я мог это сделать)». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • каяться в грехах

Перевод

раскаиваться

  • Английскийen: repent
  • Корейскийko: 회개하다

виниться

  • Английскийen: confess (to)

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *