Казаков никишкины тайны

Краткое содержание никишкины тайны

Образ Никишки производит двойственное впечат­ление. Он не играет со своими сверстниками в веселые и шумные игры, сторонится ребят, чем вызывает их насмешки. Никишка всегда серьезен в общении с деть­ми и не очень разговорчив, поэтому и все его дразнят: «Никишка-молчун! Молчун, посмейся!» Насмешки еще больше отдаляют мальчика от других детей, он замы­кается в себе, прячется от них. Никишка любит слушать разговоры старших, он очень любознателен и постоянно задает вопросы: «А это что? А это почто?». Его любимое занятие — думать обо всем на свете в одиночестве. Только с родителями Ни­кишка раскрепощается, не боится насмешек и стано­вится разговорчивым. Он обижается на детей. «А почто ребята меня дразнют», — спрашивает он отца. Но под­страиваться под них мальчик не собирается. Так кто же такой Никишка? Скучный, озлобленный мальчишка, деревенский дурачок, над которым посме­иваются сверстники, или яркая независимая личность, пытливо вглядывающаяся в мир и ищущая свой путь в жизни? Конечно же, Никишка вовсе не дурачок. Просто он воспринимает мир не так, как его ровесники, а более обостренно. Мир ему кажется бесконечной чередой за­гадок. Никишка тонко чувствует красоту природы, восхищается блеском моря под солнечными лучами, игрою света и тени на ночном облаке. Он легко вступа­ет в контакт с представителями животного мира — ко­нем, рыжим псом, общается с ними на равных. Живот­ные чувствуют его привязанность и внимание и отве­чают лаской и любовью. Никишка ощущает себя, как и этих животных, частицей живой природы, и разгова­ривает с ними на понятном им языке. Его волнует все — и о чем говорят березы и как ду­мают камни. Никишка настолько близко воспринимает проявления природы, что уверен, будто камни ночью переворачиваются, так как за день отлеживают себе бо­ка. Он жадно всматривается в мир, стремясь понять его вечную тайну. Никишке очень хочется настолько погру­зиться в природу внутренним зрением, чтобы, понять все многообразие ее взаимоотношений, язык всех ее яв­лений. Это тонкая поэтическая натура. И даже если в будущем он не станет поэтом, то наверняка будет на­стоящим ценителем красоты, и знатоком природы.

– Могилка-то давно меня ждет, – ласково, как о чем-то очень приятном, говорит она, глядя поверх меня тусклыми глазами. – Там и батюшка, и матушка мои повалены лежат… И сыны там, все там. Небось по мне соскучились. А я, слава тебе, Царица Небесная, пожила.

Ночью, когда на море разыгрывается шторм, ревет внизу совсем близко прибой и рев этот отдается по всей избе, так что вздрагивают потолки и стены, Марфа молится, стоя на коленях в углу. Молится она не за себя – за тех, кто на рыбных промыслах в Баренце.

– Пошли, Господи, им поветерь, – шепчет она и кланяется, стукаясь лбом о пол. – Не погуби, Господи, сохрани их, Николушка!

Странно мне слушать это – будто бабка моя молится, будто мать свою я слышу сквозь сон, будто все мои предки, мужики, пахари, всю жизнь, с детства и до смерти пахавшие, косившие, положенные, забытые по погостам, родившие когда-то и хлеб, и другую, новую жизнь, будто это они молятся – не за себя, за мир, за Русь – неведомому Богу старозаветному, доброму Николе-угоднику.

– Пошли им погодушку, небушко чистое, водицу светлую, – шелестит во тьме девяностолетний голос.

Потом она ложится и лежит неподвижно, глядя в темноту. Тошно ей, тяжко, давят ее годы – детство, молодость, такие далекие, такие неясные уже и все-таки прекрасные, как белая ночь, вся в солнце незакатном, и старость – как один темный осенний вечер.

Лежит Марфа, вспоминает свою жизнь, и представляется ей, будто она, молодая девка, поет песню, слышит со стороны свой чистый печальный голос:

Ах ты, моя матушка, Твой сынок да разнесчастный Далеко на море побежа-ал…

Но эти радостные и грустные мысли скоро уходят, уступая место другим, привычным мыслям и заботам. И она уже думает, как бы дожить до Михайлова дня, когда все начнут собираться домой, что корова уже стара, плохо и мало доится, и не забыть сказать, чтобы купили новую, что надо гонять овец за коргу – там много морской капусты давеча накидало, что надо жать ячмень на огороде да вешать сушить…

Засыпает она не скоро и не сразу, вздрагивая несколько раз. Во сне редко и слабо дышит, просыпается, перекладывает млеющие руки, и опять спит и не спит, все слышит и понимает, но и сны видит – смутные, давно знакомые…

Все чаще бушует море, и все чаще выходит Марфа к вечеру на берег, стоит неподвижно возле наискось заделанных палок плетня, твердо чернея на бледно-желтом фоне зари. Смотрит на грязно-взлохмаченное море, на без конца бегущие и ревущие на отмели взводни с белыми гривами – знакомая картина!

Резко и горько пахнет холодной картофельной ботвой, водорослями, резко, несмотря на гул моря, слышны женские голоса, шаги по деревянным мосткам, какой-то особенный в этой деревне, басовитый и короткий крик коз.

По улице, по деревянным мосткам, крепко стуча сапогами, идет сосед-рыбак – крутоплечий, крепкий, счастливый своей крепостью. Подходит поздороваться, зовет вечером в кино, дымит сигаретой и густо кашляет, наливаясь кровью. Потом замечает Марфу, делает серьезное лицо и грубо-восхищенно говорит:

– Ах ты! Опять выползла… Своих ждет. Хорошая старуха-то, святая, одно слово – поморка! Хошь, выпьем за нее?

Он сильно затягивается, прищуривая правый глаз, обжигая губы, бросает окурок, втаптывает его каблуком в песок, жидко сплевывает и идет берегом на рыбоприемный пункт, потирая красную шею, ширкая друг о друга отвороченными голенищами высоких сапог. Проходя мимо Марфы, он сдергивает кепку и почтительно кланяется ей.

Ветер холодеет, небо темнеет, заря окрашивается в винный цвет, воздух делается прозрачней, смугло румянеют избы наверху, а на востоке загораются редкие бледные звезды. Скоро совсем смеркнется, а Марфа все будет стоять, положив старчески-сизые руки на плетень, и смотреть на море, пока не погаснет последний мглистый отблеск зари.

И родился я на новой земле (Тыко Вылка)

И я восславлю Тыко Вылку!

Пускай он ложку или вилку

держать как надо не умел —

зато он кисть держал как надо,

зато себя держал как надо!

Вот редкость – гордость он имел!

Евг. Евтушенко

Гордость – не то слово, конечно… Вылка не был горд, он был добросердечен и храбр, он был Учитель. Он учил не только ненцев, но и русских, он говорил: не бойтесь жить, в жизни есть высокий смысл и радость, жизнь трудна, но и прекрасна, будьте мужественными и терпеливыми, когда вам трудно!

Невелика, может быть, мудрость в его поучениях, но необходимо помнить, что говорил он это не в ресторанах под сакраментальное «прошу наполнить бокалы!» и не в уютных гостиных, не обеспеченным людям, которым не так много храбрости нужно было, чтобы жить, – говорил он это своему бедному народу, в заваленных по крышу снегом избушках, в чумах, долгими полярными ночами, под визг и вой метелей – и многих своим участием, своим словом спасал не только от отчаяния, но и от смерти.

Он не только учил мужеству, он всю жизнь деятельно творил добро. В юности он заботился о своих престарелых родителях. Потом пришлось ему взять на себя заботу о прокормлении и воспитании многочисленной семьи погибшего брата. А всю вторую половину жизни он заботился – в качестве председателя островного Совета – уже о сотнях людей. Каждый год ездил он в Архангельск, проводя месяцы в неустанных трудах, доставая для охотников продовольствие, катера, боеприпасы, утварь, – и в неустанных заботах о сохранении поголовья зверя и птицы – единственного источника жизни на Новой Земле.

Он не издавал книг с описаниями своих полярных путешествий, не ездил по городам Европы с лекциями. Известность его во время жизни на Новой Земле была ограниченной. Всего несколько сот ненцев и русских знали его лично, говорили с ним, слушали его поучения. Но те, кто его знал, любили его безмерно.

Живи он не там, а в каком-нибудь ином месте, кто знает, не имели бы мы теперь в его лице еще одного святого? Или национального гения, какого норвежцы имеют в лице Фритьофа Нансена?

Гляжу на его картины, на его чистые, как бы несмелые краски, на его бесхитростные сюжеты… Жизнь, остановленная на полотне кистью Вылки, так не похожа на нашу жизнь! Ледники, на которых, по словам В. Русанова, выживают лишь немногие виды бактерий, зализы, окруженные скалами, выброшенный на берег плавник, чумы, тихие, задумчивые ненцы вокруг костра, прекрасно переданная округлость белых медведей, кровь на снегу возле разделываемого тюленя, мистическое полярное сияние и тут же лампочка на столбе – такой милый человеческий свет, мешающийся с космическим светом, перебивающий его! Картины Вылки – как привет друга, долетевший к нам из другого мира, из других времен.

Кто научил Вылку рисовать?! Архангельский журналист В. Личутин пишет, что Вылка будто бы не был учеником художника А. Борисова, зимовавшего в Маточкином Шаре в 1900–1901 годах. Но если не Борисов, тогда кто же? Кто дал Вылке краски, картон, холсты, бумагу, кисти? Если даже Борисов и не учил Вылку живописи специально, то очень может быть, что любознательный, одаренный ненецкий мальчик (Вылке было тогда 14 лет) сопровождал Борисова, когда тот ходил на этюды, бывал у него в доме, наблюдал за его работой и пытался самостоятельно что-то нарисовать? И, может быть, Борисов, уезжая, подарил Вылке остатки красок и прочее?

Во всяком случае, как пишет В. Пасецкий в своей книге «Владимир Русанов», члены небольшой русской экспедиции, побывавшей на Новой Земле в 1905 году, были поражены этюдами молодого ненца и подарили ему краски и компас, и «с тех пор съемка Новой Земли стала главным делом жизни этого замечательного ненца».

Но, может быть, Вылка действительно самоучка? Личутин приводит, например, следующие слова Тыко Вылки: «Однажды, это было в августе, я сидел у берега Карского моря. По небу тучи, облака ходят. Был закат солнца. Горы на воде отражаются. Куски льда плывут по течению. Я подумал: если бы я умел рисовать, срисовал бы эти горы. (Подчеркнуто мною. – Ю. К.) Пошел в чум, взял бумагу, карандаш и начал рисовать. Три дня работал, кое-что написал».

Казаков Юрий Павлович

Избранные рассказы

Юрий Павлович Казаков

Избранные рассказы

«Вон бежит СОБАКА!»

Давно погас высоко рдевший летний закат, пронеслись, остались позади мертво освещенные люминесцентными лампами пустоватые вечерние города, автобус вырвался, наконец, на широкую равнинность шоссе и с заунывным однообразным звуком «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж», с гулом за стеклами, не повышая и не понижая скорости, слегка поваливаясь на поворотах, торжествующе и устрашающе помчался в темноту, далеко и широко бросая свет всех своих нижних и верхних фар.

В салоне слегка потихоньку шуршали газетами и журналами, потихоньку, прямо из бутылки выпивали, закусывали, ходили вперед курить, потом начали успокаиваться, откидывать кресла, отваливаться, гасить яркие молочные лампочки, стали сонно покачивать головами на валиках, и через какой-нибудь час в теплом, сложно пахнущем автобусе было темно, все спали, только внизу, в проходе, горел над полом синий свет, а еще ниже, под полом, струилось намасленное шоссе и бешено вращались колеса.

Не спали только Крымов и его соседка.

Московский механик Крымов не спал потому, что давно не выезжал из Москвы и теперь был счастлив. А счастлив он был оттого, что ехал на три дня ловить рыбу в свое, особое, тайное место, оттого, что внизу, в багажнике, среди многих чужих чемоданов и сумок, в крепком яблочном запахе, в совершенной темноте лежали его рюкзак и спиннинг, оттого, наконец, что на рассвете он должен был выйти на повороте шоссе и пойти мокрым лугом к реке, где ждало его недолгое горячечное счастье рыбака.

Он не мог сидеть спокойно, оборачивался, провожая взглядом что-то темное, неразборчивое, проносившееся мимо, вытягивал шею и смотрел вперед, через плечо шофера, сквозь ветровое стекло на далекую матовость шоссе.

А соседка его не спала неизвестно почему. Сидела неподвижно, прикрыв ресницы, закусив красные губы, которые теперь в темноте казались черными.

Не спал в автобусе и еще один человек — шофер. Он был чудовищно толст, волосат, весь расстегнут — сквозь одежду мощно, яростно выпирало его тело,— и только головка была мала, гладко причесана на прямой пробор и глянцевита, так что даже поблескивала в темноте. Могучие шерстистые руки его, обнаженные по локоть, спокойно лежали на баранке, да и весь он был спокоен, точно Будда, как будто знал нечто возвышающее его над всеми пассажирами, над дорогой и над пространством. Он был силуэт-но темен сзади и бледно озарен спереди светом приборов и отсветами с дороги.

Крымову захотелось курить, но совестно было беспокоить соседку, и он не пошел вперед, достал сигарету, нагнувшись, воровато чиркнул зажигалкой, с наслаждением затянулся и выпустил дым тонкой, невидимой в темноте струйкой вниз, под ноги.

— У вас есть закурить? — услыхал он шепот соседки.— Страшно хочу курить…

Доставая сигарету, Крымов слегка привалился к ней и близко взглянул ей в лицо, но увидел только бледное пятно с темными провалами глаз, и губы, и прямые волосы до плеч. Он дал ей сигарету и снова чиркнул зажигалкой. Она, так же как и он, прикурила, нагнувшись, загораживая огонек ладонями, которые на секунду стали прозрачно-розовыми, и опять Крымов ничего не рассмотрел, только прямой нос, скулу и опущенные ресницы.

— Ax, как хорошо! — сказала она, затянувшись и наклоняясь к нему.-Это «Ароматные»? Спасибо, они крепкие!

От нее горько и нежно пахло духами, и было в ее шепоте что-то странное, а не только благодарность, будто она просила его: «Ну поговорите же со мной, познакомьтесь, а то мне скучно ехать». И Крымов на минуту ощутил прилив той дорожной легкости, когда хочется говорить игриво, намеками, с нарочитой дрожащей откровенностью в голосе, и будто случайно касаться груди спутницы, и пригибаться, будто выглядывая что-то в окне, чтобы своим лицом коснуться ее волос и посмотреть, не отстранится ли. А потом, конечно, слова: «Вы меня не так поняли», «Что вы! Разве я такой?» — и, конечно же, адресок, телефон в книжечку или просто назначить встречу там-то и тогда-то — это в случае, если едут в одно место.

Он встрепенулся и ощутил сердцебиение, ноздри его дрогнули, но тут же все погасло, заслоненное неистребимым счастьем, которое ждало его утром.

— Это что! — зашептал он, загоревшись уже другим.— Это не курение -в автобусе или в цехе, а вот на реке утром, знаете, когда рыба бьет, и все где-то в стороне, и вдруг у тебя как стебанет! На берег ее выволокешь, с крючка снимешь, бросишь в траву, а она прыгает, ух! Вот тогда закуришь так закуришь!..

— Вы рыбак? — прошептала она.

— Заядлый! — Крымов затянулся и сморщил нос от удовольствия.— Я сам механик, месяцами реки не вижу, у нас работа — производство, завод, это вам не артель, не посидишь… Я последний раз ловил, знаете, когда? В мае! А теперь июль. Я работник толковый, ну, на меня и валят, дали вот три дня отгула за неурочное время. Ну ничего, у меня отпуск скоро, тогда уж я дорвусь!

— Куда же вы едете? — спросила она, и опять в ее шепоте Крымову почудилось что-то странное, какой-то еще вопрос.

— Есть одно местечко,— уклончиво, суеверно пробормотал он.— А вы почему не спите, скоро сходить?

— Нет, я до конца еду… Вы говорите, на три дня? Когда же назад?

— Во вторник.

— Во вторник? Постойте… во вторник…

Она подумала о чем-то, потом вздохнула и спросила:

— А почему же вы не спите?

— Мне сходить в четыре утра.

Крымов задрал рукав куртки и долго смотрел на часы, разбирая, который час.

— Три часа осталось. Да и не спится, тут уж лучше не спать, а то разоспишься, потом на рыбалке будешь носом клевать…

Шофер оглянулся, снова стал смотреть на дорогу, и в фигуре его появилась нерешительность. Потом он осторожно протянул руку к радиоприемнику и включил его. Приемник засипел, шофер испуганно приглушил его и стал осторожно бродить по эфиру. Он нашел одну станцию, другую, третью, но все это были или бормочущие иностранные голоса, или народные инструменты, а это, наверное, ему не нужно было. Наконец из шума возник слабый звук джаза, и шофер отнял руку. Он даже улыбнулся от наслаждения, и видно было сзади, как сдвинулись к ушам его пухлые щеки.

Музыка была тиха, однотонна, одна и та же мелодия бесконечно переходила от рояля к саксофону, к трубе, к электрогитаре, и Крымов с соседкой замолчали, чутко слушая, думая каждый о своем и пошевеливаясь, покачиваясь под ритмические звуки контрабаса.

За окном изредка проносились оставленные на ночь одинокие грузовики на обочинах, и было странно смотреть на их неподвижность и одинокость. Казалось, в мире что-то произошло, и все шоферы ушли, включив на прощание подфарники на крыльях, и подфарники эти будут гореть долго, покуда не иссякнет энергия в аккумуляторах.

Еще реже попадались навстречу такие же, как и этот, междугородные автобусы. Задолго до встречи за горизонтом, за выпуклостью шоссе, начинало дрожать зарево света, потом в неизмеримой дали появлялась сверкающая точка, она близилась, росла, двоилась, троилась, и уже видны были пять мощных фар внизу и наверху, которые вдруг гасли, снова включались и снова гасли, оба автобуса замедляли ход и, наконец, останавливались. Шоферы, высунувшись; недолго о чем-то переговаривались, от моторов шел дым, и лучи фар пробивали его косыми столбами. Потом автобусы трогались и через минуту снова мчались в черноту, каждый в свою сторону.

«Интересно, куда она едет? — думал иногда Крымов о соседке.— И замужем ли? И почему стала курить: так просто или от горя?»

Но тут же забывал о ней, поглощенный дорогой, ожиданием рассвета, мыслями о трех днях, которые он проживет у реки. Он думал, не начала ли течь палатка, и что это плохо в случае дождя, и не задержится ли автобус по какой-нибудь причине в дороге, а утренний клев между тем пройдет…

Счастливое беспокойство томило его, и соседка занимала воображение. А она теперь молчала, откинув голову на валик кресла и прикрыв глаза. Но когда он слишком долго засматривался вперед на дорогу или в окно, а потом взглядывал на нее, ему казалось каждый раз, что лицо ее будто полуповернуто к нему, а глаза, неразличимые в темноте, следят за ним из-под ресниц.

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения

1. Предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия, сравнения характе­ризуются тем, что между его частями в устной речи де­лается пауза, а на письме ставится тире: Рано встал — не потерял. (Пословица)

□ II-Q

(пауза)

Рассмотрите предложения с разными значениями:

Значение Бессоюзное предложение С каким предложением можно соотнести
Противопостав­ление одной час­ти предложения другой На дворе палил зной — в доме было прохладно. (И. Бунин) □II-Q На дворе палил зной, а (но) в до­ме было про­хладно. (слож­носочинённое с противительны­ми союзами)
В первой части предложения значение време­ни или условия Напролом идут — во­лос не жалеют. (Пос­ловица) □ II—О- Когда (если) напролом идут, волос не жалеют. (сложноподчи­нённое с придаточным времени, усло­вия)

Окончание табл.

Значение Бессоюзное предложение С каким предложением можно соотнести
Во второй части предложения значение следст­вия или вывода применительно к тому, о чём гово­рилось в первой части Кругом были болота — вечером наплывал ту ман. •ж Кругом были болота, так что (потому) вечером наплы­вал туман. (сложноподчи­нённое с придаточным следствия)
Во второй части содержится срав­нение с тем, о чём говорится в первой части …Посмотрит — рублём подарит. (Н. Некрасов) …Посмотрит, словно рублём подарит. (сложноподчи­нённое с прида­точным сравне­ния)

Предложения, передающие быструю смену собы­тий, при произнесении тоже сопровождаются паузой, а на письме — тире (см. с. 50, п. 4): Поднесли спичку — огонь запылал. (Ср.: Поднесли спичку — и огонь за­пылал.)

Ш> 276. Прочитайте предложения, соблюдая верную интонацию (паузы, понижение-повышение голоса, логическое ударение). По­пробуйте определить, в каких предложениях есть значение про­тивопоставления, в каких — времени, условия, следствия. Ис­пользуйте приём замены.

Образец. Нет друга — ищи его. (Если нет друга, ищи его.)

Пользуйтесь таблицей на с. 201—202.

1) Лес рубят — щепки летят. 2) Хочешь дружбы — будь другом. 3) Не нашёл в себе — не ищи в других. 4) Одно полено не горит и в печи — два полена не гаснут

и в поле. 5) Пашню пашут — руками не машут. (Посло­вицы) 6) Река вышла из берегов — залило прибрежные посевы. 7) С крыш свесились сосульки — началась ка­пель. (М. Пришвин)

Спишите предложения и рядом с каждым из них напишите соответствующий вариант сложноподчинённого предложения с союзами когда, если, так что, как это дано в образце. Какие знаки употребляются в бессоюзном предложении, а какие — в сложноподчинённом?

Ш> 277. Замените данные предложения бессоюзными и запи­шите их. Какой знак препинания будет в бессоюзном предло­жении?

1) Когда в Москве ложатся спать, на Камчатке вста­ют. Когда в Санкт-Петербурге дождь хлещет с утра до вечера, у Каспийского моря трава горит от засухи. (По И. Ильину) 2) Если в марте вода не течёт, в апреле трава не растёт. (Народная примета) 3) Если в семье лад, то и в доме клад. (Пословица) 4) Дорогу размыло дождями, так что транспорт не мог двигаться. 5) Смотрит Никита в воду, но ничего не видит. (Ю. Казаков)

Составьте схемы 1-го и 4-го предложений, подчёркивая грамматические основы. Проведите синтаксический разбор одного из этих предложений.

Ш> 278. Спишите, восстанавливая знаки препинания и право­писание слов. Составьте схемы бессоюзных предложений, объясните постановку знаков препинания.

1) Тесно стоит деревня! По узким проулкам дере- вя..ые мостки гулко отдают шаг. Идёт человек далеко слышно… 2)Никишка наговорился за день нагл..делся устал дремл..тся ему думается бог знает о чём! 3) Выхо­дит Никишка из избы темно холодно ветер сырой ду..т. 4) Не мож..т идти конь! … Справ.. водя..ая бездна море шумит а под ногами камни (н..) уйти (н..) убежать! (Ю. Казаков) 5) Река была мутной и текла очень быстро. Сплошным потоком неслись по ней деревья сухие вале­жины сор зелёные ветки река соб..рала весь оставшийся на отмелях с весе..его паводка хлам. (О.Куваев) 6) Хо-

ч..шь быть счастливым будь им. (Изречение) 7) Молвит слово соловей поёт. (М.Лермонтов)

1. Разберите по членам 2-е и 3-е предложения.

2. Выполните синтаксический разбор 6-го предложения.

3. Приведите примеры имён прилагательных и причастий, в суффиксах которых пишется одна буква н.

4. Объясните правописание безударных личных окончаний глагола, а также правописание не с глаголами. Приведите при­меры.

©> 279. Спишите данную таблицу и к каждому пункту подбери­те и запишите по одному-два примера.

Тире употребляется Примеры
Между подлежащим и сказуе­мым при определённых условиях
В предложениях с прямой речью перед словами автора; в диалоге
В предложениях с однородными членами перед обобщающим сло­вом
Между частями сложного бессо­юзного предложения со значени­ями противопоставления, време­ни или условия, следствия, быст­рой смены событий
При пропуске слов (например, в неполном предложении)

280. Спишите, восстанавливая знаки препинания и право­писание слов. Объясните употребление запятых, точки с запя­той, двоеточия, тире. Придумайте заголовок к тексту, отражаю­щий его основную мысль.

Трудно сказать с каких времён среди народа начали ходить пословицы устные краткие изречения на самые разные темы.

(Н..) известно и время возникновения первых пого­ворок метких речений которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что (либо) без

помощи утомительных и сложных пояснений. (Н..) ос­поримо одно и пословицы и поговорки возникли в отделённой древности и с той поры сопутствуют народу на всём прот..жени.. его истории. Особые свойства сде­лали пословицы и поговорки столь стойкими и (н..) об­ходимыми в быту и речи.

Пословица (н..) простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жиз­ни наблюдения народного ума. (Н..) всякое изречение становилось пословиц..й а только такое которое согла­совывалось с образом жизни и мыслями множества лю­дей такое изречение могло существовать тысячелетия переходя из века в век. За каждой из пословиц стоит ав­торитет поколений их создавших. Поэтому пословицы (н..) спорят (н..) доказывают они просто утв..рждают или отрицают что (либо) в уверенности что всё ими ска­занное твёрдая истина.

(В. Аникин)

1. Выполните синтаксический разбор 1-го и 3-го предло­жений текста.

2. Разберите по членам последнее предложение 2-го абзаца.

3. Объясните слитное и раздельное написание не с разными словами.

4. Выделите корни с проверяемыми безударными гласными в словах 2-го абзаца. Докажите верность написания.

ЗСП-12. (По) прежнему было тихо.

(Юго) восточный ветер принёс тепло.

Все туристы передвигались тихо (тихо), (по)

лисьи.

Ш> 281. Спишите отрывок из повести JI. Н. Толстого «Метель», восстанавливая знаки препинания и пропущенные буквы, рас­крывая скобки.

Долго <…> мы ехали не ост..навливаясь по белой пустыне в холодном, прозрачном и колеблющ..мся све­те метели. Откро..шь глаза та же (н..) уклюжая шапка и спина занесённые снегом торчат передо мной…

<…> Посмотр..шь вниз тот же сыпуч..й снег разры­вает полозья и ветер упорно подн..мает и уносит всё в

§@

одну сторону. <…> Напрасно глаз ищ..т нового предме­та (н..) столба (н..) стога (н..) забора (н..) чего не видно. Везде всё бело (бело) и подвижно то горизонт кажется необъятно-далёким то сжатым на два шага во все сторо­ны то вдруг белая высокая стена вырастает справа и бе­жит вдоль саней то вдруг исчезает…

Посмотр..шь ли (на) верх сквозь туман вид..шь звёз­дочки но звёздочки убегают от взора выше и выше…

<…> Ветер как будто изменяется то дует (на) встречу и лепит глаза снегом то (с) боку досадно закидывает во­ротник шубы на голову и насмешливо треплет меня им по лицу то сзади гудит в какую (нибудь) скважину.

<…> Снег насыпавшийся на воротник и шапку про­скакивал за шею и заставлял меня вздрагивать но мне было <…> тепло в обогретой шубе и др..мота клонила меня.

1. Проведите синтаксический разбор последних предложе­ний 1-го и 2-го абзацев.

2. Объясните расстановку всех знаков препинания. В каком предложении и почему должны быть и двоеточие, и тире?

3. Объясните написание не — ни в словах.

4. Буквы каких орфограмм корня пропущены? Объясните их правописание. Объясните также написание слов со скобка­ми; какие это части речи?

©> 282. Ответьте на вопросы, приведите примеры.

1. Какие типы сложных предложений вы знаете?

2. На какие виды делятся сложносочинённые пред­ложения, сложноподчинённые, бессоюзные?

3. В каких случаях на письме между частями слож­ного предложения употребляется запятая? точка с за­пятой? двоеточие? тире?

4. В каких ещё случаях употребляются перечислен­ные знаки препинания?

©> 283. Запишите под диктовку текст упр. 280.

Поработайте над ошибками и вновь запишите текст под дик­товку, пока результаты не будут положительными.

СТИЛИ РЕЧИ (продолжение)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *