Казань икона казанской божьей

О чем молятся перед иконой Казанской Божьей Матери / livemaster.ru

День чудотворной Казанской иконы Божьей Матери православные украинцы отмечают два раза в год – 21 июля и 4 ноября.

Религиозные праздники в ноябре 2019: календарь церковных праздниковИкона Казанской Божьей Матери занимает почетное место в большинстве православных церквей. Так как Казанскую считают покровительницей женщин, семьи и детей, ею благословляют молодоженов на благополучную семейную жизнь и дарят при венчании, крещении детей.

В чем помогает Казанская Божья Матерь

Перед иконой Казанской Божьей Матери чаще всего молятся о любви, об успешном замужестве и семейном счастье. Считается, что Казанская Божья Матерь как покровительница семьи убережет от проблем.

Нередко молятся перед ней и об исцелении от всяких болезней (особенно, если есть проблемы с глазами и зрением) и о наделении мудростью перед принятием важного решения.

В чем помогает Казанская Божья Матерь / tanki-pro.ru

Кроме того, Казанскую икону называют Путеводительницей. Православные верят, что она помогает принять верное решение, наставляет к благой цели, а также уберегает от ошибок.

Молитва Казанской иконе Божией Матери

О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя.

Молитва Казанской Божьей Матери / trebaonline.ru

Являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Поздравления в стихах и прозе

14 октября – праздник Покрова, День защитника Украины и казачестваДень иконы Казанской Божьей Матери,

Праздник радости и силы духа,

Он несет нам много, много радости,

И на небе засияет радуга.

Будьте счастливы, любите и живите,

Без препятствий отправляйтесь в путь,

Грех к своей душе не подпустите,

Наполняясь полным спектром чувств.

***

В великий праздник на коленях мы к иконе приходим,

И просим исцелить, здоровья и терпенья дать,

Дай милости, заступница Благая,

Чтоб в жизни от всего б смог я устоять.

В этот праздник прими поздравленья,

Радости, здоровья, удачи, исцеленья,

Пусть Господь хранит тебя всегда,

В радости живи, будь источником добра.

Поздравления с Днем Казанской иконы Божьей Матери в стихах / youtube.com

***

С днем Казанской иконы Божьей Матери. Мира! Света и здоровья Вам. Пусть заступница оберегает семью и хранит дом от невзгод.

***

Перед иконой Казанской Божьей Матери мы просим исцеленья, обращаемся к ней, когда нам тяжело. Поздравляю со светлым и великим праздником и желаю, чтобы в сердце вера в Бога не иссякала, а Ангел-хранитель не покидал ни на мгновенье.

***

Сегодня сияет икона Казанской, а храм утопает в цветах. Пусть солнечный свет золотит утро раннее, и сладостный мир расцветает в сердцах.

***

Радуйся светлого Света зарница, радуйся Радость всех женщин простых, радуйся Искренность сердца счастливая, радуйся славная Вера святых!

***

Поздравления с Днем иконы Божьей Матери в прозе и картинках / tanki-pro.ru

Богородица, воскреси сердце для любви, даруй радость и счастье, детей и мир в семье. Пусть близкие и родные будут здоровыми!

***

Путь Божья Матерь оберегает от невзгод, дарит любовь, сулит надежду и счастье! Пусть здоровья и вера будут крепкими, а дом — защищенным от напастей и неприятных людей.

***

С праздником! Казанская – символ мира и добра. Пусть она подарит радость, счастье и свободу, а также долгожданный мир Украине!

***

В День Казанской иконы Божией Матери желаю, чтобы Владычица Богородица подарила благо и покой, верное счастье и здравие, светлый разум и любовь, большую удачу и мягкое сердце, искренность души и добрую радость.

Читайте новости шоу-бизнеса, гороскопы на канале УНИАН Lite в Telegram

Празднования: февраль 12 (25), апрель 24 (7 мая), октябрь 13 (26)

Иверская икона Божией Матери

Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы — на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России,- названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.

Первое известие о ней относится к IX веку — временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.

Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ. Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.

В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».

Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).

На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».

Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса — Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне — Иверская.

По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров. Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа. «…Собрав всю свою братию… сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону».

Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. «И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом…»13 октября 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. (Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.)

По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им — Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.

Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла).

С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную — Тверскую — улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской — как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны — и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.

Тропарь, глас 4: От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней; тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели, благодатию Своею, Пречистая.

Казанская икона Божией Матери — одна из самых любимых в России. Ни одна из икон Богородицы, почитаемых в Русской православной церкви, не распространена в таком количестве, как Казанская.

Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году — 21 июля (8 июля по старому стилю) — в память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани, и 4 ноября (22 октября по старому стилю) — в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Иконография Казанской иконы

© Sputnik / РИА Новости Икона «Казанской Божьей Матери».

Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращенному оплечному (изображение по плечи) варианту Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». В этом названии заложен определенный глубокий смысл.

Пресвятая Богородица является Путеводительницей людей к Богу. С одной стороны, это выражено в том, что Она является Матерью Господа по плоти, тем самым низводя на людей благодать Божию, заступаясь за них пред Христом. С другой стороны, будучи человеком по природе, Богородица ведет каждого ко Христу.

© Sputnik / Вадим Русу

На иконе фигура Божией Матери представлена фронтально, с небольшим наклоном головы в сторону Богомладенца. Это символ милости, любви, материнской нежности и в тоже время преклонение перед Спасителем.

На одной руке Богородицы восседает Младенец Иисус Христос. Правой рукой Он благословляет Богоматерь, а в ее лице всех христиан, левой — держит свиток, реже — книгу.

Взгляды Божьей Матери и Богомладенца обращены непосредственно на молящегося. Они выражают собой полноту общения двух личностей – Бога и Его творения, человека.

Богословский смысл иконы заключается в ходатайстве о нас Пречистой Богородицы перед сыном – Господом Иисусом Христом. Являясь Матерью Господа и в тоже время человеком по природе, Матерь Божия имеет возможность наиболее сильно молить Своего Сына о каждом из нас.

Обретение чудотворной иконы

© Sputnik / Максим Богодвид Празднование Дня Казанской иконы Божией Матери

В 1579 году через 27 лет со дня взятия Казанского ханства войсками Ивана Грозного и через 26 лет после основания в городе епархии Русской Православной Церкви в Казани произошел страшный пожар. Начался он около церкви Николы и перекинулся на Казанский Кремль .

После этого маленькой девочке Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина во сне начала являться Пресвятая Богородица. Божья Матерь повелела 9-летней Матреше пойти на пепелище и откопать свою икону.

Маленькой девочке никто не поверил, но сон повторился во второй и третий раз. Тогда в страхе перед Богородицей дочка вместе с мамой пошли копать в том месте, что привиделось во сне. О, чудо — посреди развалин действительно была найдена икона Пресвятой Богородицы, завернутая в кусок сукна.

Историки предполагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани кем-нибудь из христиан, скрывавших веру от мусульман.

Обретенную икону торжественно перенесли в храм святителя Николая, а откуда после молебна с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным.

Сразу стало ясно, что икона чудотворная – во время крестного хода прозрели два казанских слепца Иосиф и Никита.

Список с чудотворной иконы был отправлен в Москву, и царь Иоанн Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первою инокинею и затем настоятельницею Богородицкого монастыря стала та самая благочестивая девица Матрона.

Казанская икона в российской истории

© Sputnik / Сергей Пятаков Девушка молится в церкви, архивное фото

Смутное время 1598 — 1613

В Смутное время, когда страна была подверглась иностранным захватчикам, а изнутри раздиралась гражданской войной, святитель Ермоген, Патриарх Московского и всея Руси, призвал всех прекратить распри, объединиться перед общей угрозой и собрать ополчение.

Под влиянием речей патриарха в Нижнем Новгороде было сформировано ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Вскоре оно начинает двигаться к Москве. В Ярославле к ополчению присоединились казанцы, которые принесли с собой список Казанской иконы Божией Матери. С этого момента Пресвятая Богородица и становится во главе ополчения в качестве духовной руководительницы народа.

Накануне штурма Кремля участники ополчения держали трехдневный пост и молились перед Казанским образом Богородицы. В ночь перед штурмом архиепископу Арсению Элассонскому явился Преподобный Сергий Радонежский. По преданию, он сказал следующее: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».

На следующее утро, 22 октября 1612, русские войска штурмом взяли Китай-город, а затем освободили весь Кремль. Три дня спустя ополченцы прошли в Кремль крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери – главной Заступницы Русской земли.

Именно 22 октября (4 ноября) стал всероссийским днем празднования в честь Казанской иконы Божией Матери с крестным ходом.

Отечественная война 1812 года

В войне 1812 года Пресвятая Богородица стала духовной предводительницей русского народа. Генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов молился пред образом Богородицы перед отбытием в действующую русскую армию.

В сражении под Вязьмой 22 октября, в день празднования в честь Казанского образа, русские войска генералов Милорадовича и Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву.

Великая Отечественная война 1941 — 1945

Во время Великой Отечественной чудотворный образ Казанской иконы несли Крестным ходом в осажденном Ленинграде, перед иконой служили молебен в Москве, после чего икона была отвезена в Сталинград. Там где находилась чудотворная икона – враг был разбит.

Чудотворную икону возили на фронт перед важными сражениями.

Похищение иконы

© Sputnik / Максим Богодвид Праздник Казанской иконы Божией Матери в городах России

В ночь с 28 на 29 июня 1904 года (по старому стилю) икона Пресвятой Богородицы была похищена из Богородицкого женского монастыря в Казани.

В начале третьего часа ночи одна из послушниц услышала крики о помощи, которые раздавались со стороны колокольни. Кричал сторож монастыря Федор Захаров. Его нашли запертым в подвале собора.

Икона Божьей Матери в дорогой ризе была украдена, а вместе с ней похищены 365 рублей пожертвований.

Преступников удалось задержать по горячим следам. Молодой крестьянин с женой были задержаны в Нижнем Новгороде, куда они попытались скрыться из Казани на пароходе «Ниагара».

При обыске у них были обнаружены драгоценности и частицы украшений с икон Богородицы и Спасителя. Однако самих икон не нашли. По словам свидетелей, иконы были порублены и сожжены в печке.

Казанский окружной суд приговорил воров к 10 и 12 годам каторжных работ. Сторож храма был оправдан.

До сих пор неизвестно, действительно ли иконы были уничтожены. По некоторым версиям, воры продали икону старообрядцам. Кроме того, воры могли украсть лишь список чудотворной иконы, поскольку на ночь ее убирали с иконостаса и заменяли на поддельную как раз на случай воровства.

В 2005-м патриарх Алексий II передал в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря привезенный из Ватикана Казанский образ Божией Матери, туда, где некогда пребывал оригинал.

О чем молятся Казанской Божьей Матери

© Sputnik / Максим Богодвид Праздник явления Казанской иконы Божией Матери

Казанскую икону Божьей Матери, прославившуюся чудесами, считают чудотворной.

Именно этой иконой венчают молодых, именно ее вешают у детских кроваток.

Перед Казанской иконой Божьей Матери молятся об исцелении глазных и других болезней, о защите дома от беды и пожара, избавлении от вражеских нашествий, благословении молодоженов, рождении детей, семейном благополучии.

Божьей Матери молятся о помощи в трудные периоды жизни, во время уныния, депрессии или сильного горя.

Кроме того, православные верят, что искренние молитвы к Богородице, которая имеет возможность молить Своего Сына о каждом из людей, точно будут услышаны.

Чудеса Казанской иконы

© Sputnik / Максим Богодвид Крестный ход в честь праздника Казанской иконы Богоматери

Есть множество свидетельств об исцелении у Казанской иконы. С древности у чудотворного образа и его списков исцелялись незрячие.

  • В казанский храм пришла женщина со слепым ребенком на руках. Мать долго в слезах молилась перед чудотворным Образом Богородицы о прозрении ребенка. И вдруг, в какой-то момент, младенец начал руками трогать лицо матери. Тогда архиепископ повелел принести яблоко, которое младенец стал тут же хватать. Именно тогда все удостоверились, что ребенок прозрел чудесным образом перед иконой.
  • В Смутное время, 18 августа 1612, в день выступления ополчения к Москве, был отслужен молебен, по окончании которого резко переменился ветер: из сильного встречного стал сильнейшим попутным. Летопись сообщает, что от ветра в спину всадники еле держались в седлах. При сражении у стен Новодевичьего монастыря «крылатые гусары» Европы были разбиты и далеко отброшены от Москвы.
  • В Зимнем дворце произошел взрыв 5 февраля 1880. Из под обломков стали вытаскивать погибших и раненых. Там в солдатной караульной находилась икона Казанской Божией Матери. Оклад и стекло разбились, но икона была найдена без следов повреждения.
  • В Великую отечественную войну в госпитале долгое время лежал раненный солдат Никифор Рудин, которому в живот попала разрывная пуля. Ранение было серьезное, и с каждым днем пациенту становилось все хуже. Перед операцией в больнице служили всенощную службу с Чудотворной иконой Божьей Матери. Солдат попросил медсестру поставить свечку и горячо за него помолиться. После этого произошло чудо — из раны пошли обильные выделения гноя, температура спала, боли стихли. После операции он окончательно исцелился.
  • Пожилая прихожанка Богородицкого женского монастыря пришла в храм помолиться перед операцией — она страдала от врожденного порока сердца. Она искренне молилась Богородице об исцелении. Той же ночью ей во сне явилась Дева Мария — она благословила больную и сказала, что все беды ее закончились. На обследовании выяснилось, что в операции нет необходимости, и женщина за короткое время полностью избавилась от болезни.

Церкви Казанской иконы Божией Матери

© Sputnik / Максим Богодвид Крестный ход в праздник Казанской иконы Божией Матери

Казанский собор на Красной площади
Самый знаменитый Казанский храм построен в первой половине XVIII века при царе Михаиле Федоровиче Романове. Собор много раз перестраивали, но он всегда оставался одним из самых главных храмов Москвы. Здесь хранился чудотворный список Казанской иконы, который перед этим помог народному ополчению во главе с Мининым и Пожарским изгнать поляков из Кремля.

В 1918-м чудотворная икона была украдена, а в 1936-м уничтожен сам храм.

какое-то время на ее месте был общественный туалет.

В 1990-1993 Казанский собор отстроили заново по сохранившимся фотографиям и рисункам.

Казанский собор в Петербурге

Один из символов Петербурга начали строить в 1801-м в присутствии императора Александра I.

Казанский собор стал памятником победы русского народа в войне 1812 года.

В 1932-м храм закрыли, чуть позже здесь открылся музей религии и атеизма. Верующие смогли совершить литургию в соборе лишь в 1991-м.

Главная святыня собора — чудотворная икона Казанской Пресвятой Богородицы.

Казанская церковь в Коломенском

Храм построен в первой половине XVII века.

Главная святыня — икона Божией Матери Державная. Она явилась 15 марта 1917 в подвале Вознесенского храма в Коломенском в день отречения от престола Николая II. В советский период икона хранилась в запасниках Исторического музея. В 1990-м образ передали в Казанскую Церковь в Коломенском.

В храме также есть список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери.

Казанская церковь в Казанском монастыре

Это место, где икона Казанской Божией Матери явилась в 1579-м девочке по имени Матрона. Почти сразу был заложен Богородицкий женский монастырь.

При советской власти монастырь был закрыт. Восстановление святыни началось в 1994-м, а сама обитель с 2005-го стала мужской. В наши дни начали заново строить храм в честь Казанской иконы Божией Матери. 21 июля 2016 Патриарх Кирилл освятил место для нового храма.

Казанская икона Божией Матери — одна из самых чтимых в России чудотворных икон Богородицы. Икона и ее списки прославились чудесами милости Пресвятой Девы к российскому народу. Этот образ стал всенародной святыней — знамением особого участия Пречистой Девы в судьбе России. Икона явилась в 1579 году в Казани, вскоре после взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным, во сне одной благочестивой девушке по имени Матрона. В видении Богородица повелела ей сообщить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону из земли. При этом было указано и само место. Сон повторялся еще трижды, пока Матрона не услышала голос: «Если ты не исполнишь Моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь».

Тогда девятилетняя жительница только что погоревшего города нашла вместе с матерью укрытый в земле список Богоматери. Когда икона была обретена и переносилась в Благовещенский храм, совершилось много исцелений, особенно — слепцов. Царь Иоанн Грозный приказал устроить женский монастырь на месте обретения иконы, настоятельницей которого впоследствии стала Матрона. Празднование иконы установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. В 1709 году Петр Первый со своим воинством молился перед иконой, а в 1721 — перенес один из списков в Петербург. Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, и в праздник Казанской иконы в 1812 году русские отряды впервые крупно разбили французов. Казанские храмы зачастую украшают монастыри. Например, главный храм Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге — храм Казанской Божией Матери. Как писал новомученик и исповедник российский архиепископ Иларион (Троицкий), обретший последние пристанище на кладбище Петербургского Новодевичьего монастыря: «Монахи особенно чтут Пресвятую Деву и Матерь… Она Сама — покровительница монашества… монахи — исповедники и проповедники духовной нищеты, с признания которой и начинается процесс спасения человека».

Значение Казанской иконы Божией матери

Перед этой иконой всегда молились о защите Родины от захватчиков. Поэтому значение и молитва Казанской иконе Божией матери основаны на том, что ее присутствие в доме помогает защитить семью от всех бед. Образ также принято ставить возле кроватки ребенка, поскольку он защищает его от зла. Если вас интересует, в чем помогает Казанская икона Божией матери еще, обратите внимание, что ею благословляют молодых на брак. Хорошее решение — купить Казанскую икону Божией матери для девушки, так как именно ей стоит молиться об удачном замужестве.

Приобрести Казанскую икону Божией матери авторской ручной работы можно в мастерской «Владимир Михайлов”. Художник создал уникальную ювелирную коллекцию православных образов, среди которых, конечно, икона Казанской Божией Матери из серебра, платины с бриллиантами или другими вставками. Благодаря оригинальному творческому подходу, глубоким познаниям в ювелирном деле, а также использовании качественных материалов, Владимиру Михайлову удается создавать шедевры, которые мало кого могут оставить равнодушным.

Медальоны правильной овальной формы оправлены каймой с узором из полукруглых лепестков. Средник икон заполнен священными изображениями очень плотно, практически без пространственных пауз. Такая композиция придает изделиям цельность, зрительно укрупняя фигуры, вписанные в миниатюрную овальную «розетку». На обороте — «Песнь Богородице». Образ можно порекомендовать не только монашествующим, но также воинам и проповедникам Слова Божия. Перед Казанской иконой молятся об исцелении больных глаз и о духовном прозрении, которое заключается в видении своих грехов.

Старомосковский Крест «Казанский Образ Богородицы»

Формы этого креста отличаются простотой и благородством. Его прямоугольные ветви незначительно отстоят от средника так, что общая композиция вписывается в компактный прямоугольник. Тончайшие линии рисунка на обратной стороне поддерживаются сдержанным ритмом микроскопической надписи. Совершенство пропорций соединилось с искусной художественной работой. «Днесьвисит на древе, Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается Ангелов Царь; в ложную багряницу облачится, одеваяй небо облаки», — поется в одной из стихир Великой Пятницы. Космократор и Владыка мира, Творец всего сущего пожелал смириться до смерти, только бы вывести из ада падший человеческий род.

Образ Казанской Божией Матери, столь прославленный в сражениях, столько почитаемый царственными молитвенниками и монашествующими, — икона величественная, говорящая о духовной победе. Одигитрия со стоящим Младенцем Христом производит суровое впечатление, влагая жажду подвига в сердце, просвещая к великодушию и мужеству, которых так не хватает в современную эпоху.

Перед Казанской иконой молятся о прозрении, физическом и духовном.

Крест Поклонный «Казанский Образ Богородицы»

Крест с Распятием и образом Богородицы отличается благородством лаконичной формы и изяществом. Изделие насыщено церковными символами. По торцу нижней балк и крест содержит традиционную надпись «Спаси и Сохрани»; на оглавии-ушке — филигранная молитва Кресту «Да Воскреснет Бог…».

Из скругленных средокрестий исходят ажурные узоры в форме бутона и лилии-крина, а сами балки креста украшены бутонами. На лицевой стороне изображение Распятия сопровождается надписью «Царь Славы». На оборотной стороне — образ Богоматери Казанской в круглом медальоне, украшенном жемчужной обнизью как знаком Богородицы. Под образом — молитва. Силуэт креста с исходящими из средокрестия лучами кринами напоминает не только форму поклонного креста, заключенного в круг, но и образ восьмиконечной Богородичной звезды, которую можно увидеть на изображениях ризы Пресвятой Девы, что находится в полном смысловом соответствии с изображением Божией Матери на тыльной стороне.

Тема старообрядческих церквей дореволюционной Самары оказалась исследована, пожалуй, даже полнее, чем в случае с традиционным православием (конечно, во многом это обусловлено тем, что старообрядческих храмов было просто напросто меньше). Есть даже книга «Старообрядчество Самарского края. История и культура», написанная Половинкиным П.В. и Кожевниковой М.В. и изданная в 2007 году. Выдержки из неё потом разошлись по множеству сайтов. Практически весь материал для этой публикации был взят с сайта sobory.ru, его администраторы и рядовые участники проделали отличную работу, мне осталось лишь объединить отдельные статьи в один материал, расположив храмы в хронологическом порядке, и дополнить текст справочной информацией.

Для начала разберёмся, кто же такие старообрядцы:

Старообрядчество, или Древлеправославие, — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650—1660-х гг. патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской.
Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской церкви. Приверженцы старообрядчества, за исключением единоверцев, до 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками» и преследовались церковными и светскими властями.

Более подробные сведения: https://ru.wikipedia.org/wiki/Старообрядчество

Спасаясь от преследований властей, раскольники бежали из центра страны на окраины. Многие из них отправились осваивать Урал и Сибирь, а часть осела на Волге. Этому способствовала «амнистия» старообрядцев, которую объявила Екатерина II. В манифесте императрицы от 4 декабря 1762 года говорилось: «Ея Импе­раторского Величества указом всем живущим за границей российским раскольникам объ­явить, что им позволяется выходить и селиться особыми слободами не только в Сибири, на Барабинской степи и других порожних и отдаленных местах, но и в Воронежской, Бел­городской и Казанской губерниях на порожних и выгодных землях, где полезнее можно быть».

С этого времени начинается открытое заселение старообрядцами Поволжья. Старообрядческие храмы появляются в Казани, Саратове, Хвалынске и, наконец, в Самаре. Подробно останавливаться на истории старообрядцев в нашем городе я не буду (вы можете почитать об этом, например, здесь: https://sgpress.ru/news/81093), просто перечислю, какие храмы были ими построены в Самаре до Революции.

Церковь Казанской иконы Божией Матери (Единоверческая)

Под таким названием в Самаре действовало сразу три церкви, причём все они относились к разным ветвям старообрядчества. Две из них сохранились до наших дней, и о них я расскажу далее. Самая же первая же Казанско-Богородицкая церковь, называемая порой Единоверческой или Пятиглавой, увы, не пережила советское время.

Вот что писал об этом храме Пётр Алабин в своей книге «Двадцатипятилетие Самары как губернского города»:

Церковь эта получила свое начало в 1848 году, по усердию прихожан ея, жителей Самары, принявших единоверие, при чем она была построена деревянная, небольших размеров. Ныне это одна из лучших церквей в городе, — большая, каменная, о пяти главах, с отдельною, высоко подниятою колокольнею, окончена постройкою въ 1856 году, частию на доброхотные подаяния, но большею частию на крупные пожертвования Самарских купцов: Емельяна Федоровича Афонасьева (20000 р.) и Семена Ларионовича Аржанова (12000 р.)
Приходомъ к этой церкви в 1850 году было 385 душ об. пола, а в 1875 году у ней в приходе состояло 1015 душ об. п. (в том числе села Колывань и Сырейка). Содержалась и содержится церковь с причтом на сборы кошельковый и свечной и на доброхотные подаяния. В 1850 году она имела приходу 121 р. 11 к. и расходу 31 р. 85 к., а в 1875 году получила 258 р. 90 к. и израсходовала 244 р. Причт как прежде, так и теперь состоит из священника и причетника.
Своею древностью замечательны в этом храме: а) церковный антиминс, освященный в 1641 году Московским патриархом Филаретом, отцом царствовавшаго тогда Михаила Феодоровича Романова и б) напрестольное евангелие, печатанное при патриархе Гермогене, в первый год царствования Василия Ивановича Шуйскаго т. е. в 1606 году (7114 как значится на евангелии).

Строительству первой, деревянной церкви, предшествовало важное событие: самарские старообрядцы «Спасова согласия» решили присоединиться к единоверию. В мае 1847 года Синод издал указ о принятии самарских раскольников в единоверие и о постройке для них церкви на углу улиц Саратовской (ныне ул. Фрунзe) и Предтеченской (ул. Некрасовской).

Единоверие — направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата.

Каменное здание Казанско-Богородицкого единоверческого храма строилось с 1859 по 1865 год. Автором оригинального проекта был Константин Григорьевич Макер. Внешний облик церкви сочетал черты псевдорусского стиля и необарокко. Здание имело основной объем с пятью куполами, трехъярусную колокольню и часовню на углу.

01. Вид с улицы Предтеченской, фото примерно 1910 года

02. Северо-восточный фасад, иллюстрация к книге Православные святыни Самарского края, 2001 год

03. Вид с улицы Саратовской, фото предположительно 1892 года

Величественный храм стал одной из главных городских достопримечательностей своего времени, все гости Самары, независимо от вероисповедания, считали своим долгом заглянуть сюда. Бывал в Пятиглавой церкви и великий композитор Пётр Чайковский во время своего путешествия по Волге в мае 1887 года.

В конце XIX века под руководством Александра Щербачёва была проведена реконструкция церкви, а в конце 20-х — начале 30-х годoв сын знаменитого зодчего, Пётр Щербачёв, сoставил проект перeустройства здания под клуб «Рассвет» и cтоловую швейной фабрики «Красная звезда». За этим последовал снос купола церкви и верхних ярусов звонницы, оставлены были лишь стены для будущего клуба. С улицы Некрасовской к зданию произвели пристрой в манере архитектуры конструктивизма, а на месте притвора устроили вход.

04. Вид церкви в процессе разборки и перестройки, фотография середины 1920-х годов

Ныне в здании бывшей единоверческой церкви (или всё-таки правильнее говорить «на месте здания»?) располагается театр «Камерная сцена», банк и ресторан. К прошлогоднему мундиалю здание отреставрировали, восстановив интересную лепнину советской эпохи, но о религиозном прошлом постройки сегодня ничего не напоминает.

05. Фото 2016 года.

06. Фото 2018 года.

Церковь в доме Саниных.

Про эту церковь очень часто забывают даже специалисты, что вовсе не удивительно: данных о ней крайне мало. Неизвестно, в честь какого святого или праздника был освящен храм, год постройки называют лишь очень приблизительно: между 1870 и 1890. Разброс в два десятилетия! Находилась эта церковь в особняке купцов Саниных на улице Соборной (сегодняшний адрес здания Молодогвардейская, 41-43 / Венцека, 52). Считается вполне вероятным, что церковь находилась в здании с момента его постройки и до прихода Советской власти, в том числе и после возведения на деньги тех же Саниных церкви Казанской иконы Божией Матери, известной как «Австрийская».

07. Бывший дом Саниных, фото 2015 года.

08. Фото 2018 года.

Церковь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженский поморский храм)

Поморцы были, наверное, самой мощной старообрядческой общиной дореволюционной Самары (подробнее о них можно почитать здесь: https://samara-history.livejournal.com/73941.html), у них было сразу несколько молитвенных домов. Ещё в 1864 году были открыты два молитвенных дома на улице Николаевской (ныне Чапаевской) и Казанской (ныне А. Толстого), но они вскоре были закрыты, так и не сумев получить официальный статус. Лишь в 1871 году самарским поморцам удалось построить свой первый постоянный храм, прослуживший им до самой Революции и даже какое-то время после неё.

В 1870 году мещанин П.Д. Захаров выкупил у города двухэтажное здание полицейских казарм на ул. Сокольничей. В 1871 году здание было переоборудовано, в нем официально открыт новый молитвенный дом староверов поморского согласия — Крестовоздвиженский храм. Иконы для храма написаны иконописцем поморского согласия Гавриилом Фроловым. Попечителями храма были крупные самарские купцы Годуновы, Крашенинниковы, Карповы, Ушановы. Наставником Крестовоздвиженского храма был Сергей Андреянович Дергунов.
В 1905 году после выхода 17 апреля Манифеста «О свободе вероисповедания» церковная организация поморцев была зарегистрирована официально, и сразу же на здании храма установлена небольшая главка с крестом. При храме была богадельня.
Храм был закрыт в 1929, практически все церковное имущество было реквизировано, удалось спасти только несколько икон и запрестольный крест. В здании церкви было размещено общежитие. В 1970-х годах здание снесено при строительстве мемориала им. В.И. Ленина (ныне — Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина). В конце 2000-х годов на месте храма установлен поклонный крест.

По материалам книги Половинкина П.В. и Кожевниковой М.В. «Старообрядчество Самарского края. История и культура». Самара, 2007.

Сейчас на месте, где когда-то стоял Крестовоздвиженский поморский храм, установлен памятный крест. Он находится за домами 160 и 162 на улице Ленинской. Старых фотографий церкви я, к сожалению, не нашёл.

09. Памятный крест за домом 162 на улице Ленинской

Церковь Казанской иконы Божией Матери (Поморская)

В 1878 году группа поморцев во главе с Иваном Петровичем Щелкуновым выстроила молитвенный дом на Москательной улице (ныне Л. Толстого, 17). Постоянным попечителем этого молитвенного дома был самарский купец Фёдор Михайлович Любимов, оттого и моленная называлась в народе, а зачастую и в официальных документах, как Любимовская. Ф.М. Любимов происходил из мещан Кинешмы, владел в Самаре и других городах несколькими магазинами, где торговал текстильным товаром.
До 1905 года старообрядцам запрещалось иметь общественную собственность, то есть записывать молитвенные дома на общины. Поэтому все молельные были записаны на частных лиц. Запрещалось также строить храмы с внешними признаками культовых сооружений. Так и получалось, что внутри всё было устроено по церковным канонам, а снаружи моленные имели вид обычных домов. Сразу после выхода 17 апреля 1905 года Манифеста «О свободе вероисповедания», на здании Любимовской моленной надстроили небольшой купол с крестом.
К 1917 году на территории Самары действовали три поморских общины — Крестовоздвиженского храма, Успенской церкви и Любимовской моленной. При всех храмах существовали богадельни.
В 1929 году вышли распоряжения Средне-Волжского крайисполкома о закрытии Крестовоздвиженского храма и Любимовской моленной. Вместе с закрытием храмов были выселены и престарелые люди, призреваемые в богадельнях. Так, из богадельни Любимовской моленной было выселено «пятнадцать душ старух».
Изначально общинам было предложено объединиться с общиной Успенской церкви. Спустя несколько месяцев община Успенской церкви тоже была закрыта. Старообрядцы-поморцы остались без единого храма. После выхода распоряжения о закрытии экономка Любимовской моленной Ефросиния Герасимовна Ракова раздала иконы и храмовую утварь верующим на сохранение.
В советскую эпоху старообрядческие храмы были перестроены или переданы различным учреждениям, в Любимовской моленной расположилась фабрика беловых товаров.
В 1993 году общине было возвращено единственное из уцелевших прежних храмовых — бывшая Любимовская моленная. После реконструкции в 1996 году храм был освящен в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы и в нем возобновлены богослужения.

По материалам книги Половинкина П.В. и Кожевниковой М.В. «Старообрядчество Самарского края. История и культура». Самара, 2007.

Казанская поморская церковь до сих пор действует, располагается она по адресу ул. Льва Толстого, 17.

10. Ул. Льва Толстого, 17

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (поморская)

В 1912 — 1913 году на углу Соборной (ныне Молодогвардеская) и Торговой (ныне Маяковского) была построена красивая по архитектуре и внутреннему убранству церковь с богадельней, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. Предполагается, что проект церкви был составлен архитектором А.А. Волошиновым. Именно он вел наблюдение за строительством. Церковь объединила общины поморцев Власовскую и Шунинскую. В жизни Успенской церкви активное участие принимали известные поморские публицисты и поэты Ксенофонт Болобков и Трофим Тулупов.
В конце 1920-х годов в городе прошел слух о полной реквизиции всего церковного имущества и закрытии храмов и молёных., церковные ценности и дорогие старинные иконы раздавались прихожанам на руки для спасения. К 1930 году все два храма поморцев и молёные были закрыты. В великолепной Успенской церкви была устроена механическая мастерская. В начале 1960-х годов здание церкви было снесено.
Сегодня на месте бывшей церкви стоит 16-этажное здание по проекту М.Г. Мошковой, на первом этаже которого в пристрое в советское время располагался ресторан «Нептун».

По материалам книги Половинкина П.В. и Кожевниковой М.В. «Старообрядчество Самарского края. История и культура». Самара, 2007.

11. Проект Успенской церкви .Фотография из фондов ЦГАСО. Ф. 1. Оп. 12. Д. 5070

12. Молодогвардейская, 203

Церковь Казанской иконы Божией Матери (Белокриницкая, «Австрийская», «церковь с часами»)

Третья Казанская церковь нашего города принадлежала старообрядцам Белокриницкой («Автрийской») иерархии.

Белокриниицкая иерархия (Белокриниицкое согласие) — наименование православной старообрядческой церкви, ведущей начало от митрополита Амвросия (Паппа-Георгополи), перешедшего в 1846 году из Константинопольского патриархата в старообрядчество и основавшего её иерархию. Получила название по селу Белая Криница на Северной Буковине, бывшей в составе Австрийской империи (ныне Черновицкая область), благодаря чему её также называют Австрийской иерархией.

Эта община была официально зарегистрирована в Самаре 22 декабря 1906 года. 3 июня 1913 года собранием общины был утверждён проект храма, а 30 июля 1913 года поступило разрешение на строительство каменного храма. Газета «Волжское слово» от 23 августа 1913 года писала:

В первых числах сентября предполагается окончить кладку стен. Церковь рассчитана на 700 молящихся. Высота стен до 6 саженей, высота колокольни от уровня земли около 25 саженей. Церковь будет в два этажа, с зимним и летним помещением. Отметим, что храм построили на личном участке купчихи Марии Кондратьевны Саниной.

В декабре 1915 года Храм Казанского образа Пресвятой Богородицы был освящён архиепископом Московским Мелетием (Картушиным). В храме имелось два престола: центральный — в честь Казанского образа Пресвятой Богородицы, второй — в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 8 января 1916 года в храме начались регулярные богослужения.

После установления советской власти, 19 ноября 1918 года церковь с её имуществом были изъяты у верующих, однако общине было разрешено проводить в нём службы. 26 декабря 1929 года храм был окончательно закрыт и, позднее, отдан под размещение в нём Дома Техники. В 1932 году здание церкви было передано Средневолжскому станкостроительному заводу для обустройства в нем клуба. Внешний вид храма после этого сильно изменился: купола и часть колокольни были снесены. Но клуб здесь просуществовал недолго. Однажды во время танцев в помещении провалился пол, многие люди поломали ноги и руки. После этого клуб закрыли и построили в одном из помещений баню. Но через полгода несколько человек, парившихся в этой бане, чуть не угорели, еле выбрались живыми. Все дальнейшие попытки приспособить здание бывшей церкви под мирские нужды также не увенчались успехом.

В 80-х годах были произведены работы по реконструкции здания, к бывшему храму были пристроены дополнительно четыре объема. Но тогда работы по реконструкции так и остались не завершенными. В начале 1990-х годов церковь была приватизирована одним из акционерных обществ, владевших им при советской власти. В 1992 году был разработан очередной проект переоборудования храма в органный концертный зал, который не был реализован.

В результате церковь многие годы пустовала, пока в 2006 году храм не был возвращен старообрядцам. В настоящее время здание принадлежит «Православной старообрядческой общине храма во имя Казанской Пресвятой Богородицы в Самаре» и располагается по адресу ул. Льва Толстого, 14. Уже несколько лет ведётся реконструкция храма, в ходе которой его облик претерпел значительные изменения в сторону упрощения. В частности, церковь потеряла расположенные на колокольне часы, благодаря которым она получила одно из своих неофициальных названий.

20. В таком состоянии церковь находится сейчас. Фото 25 октября 2019 года.

На этом мой обзор дореволюционных старообрядческих церквей Самары завершён, всего я насчитал 6 храмов (плюс упомянул два молельных дома, не имевших официального статуса и просуществовавших очень недолго), два из которых существуют по сей день: один действует, во втором ведётся реставрация.

Помимо них сегодня в Самаре действует Собор Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Чуваши (ул. Стандартная, д. 26) и Церковь Илии Пророка на территории старообрядческого женского монастыря (ул. Промышленности, д. 223), но они были построены относительно недавно, в 1990 и 1998 годах, соответственно, поэтому подробно рассказывать о них я не стал.

Поначалу я хотел добавить в статью старообрядческие храмы, которые были расположены в других населённых пунктах нынешней Самарской области, но оказалось, что до Революции такие были только в Сызрани, а по ним уже есть обзор: https://ruvera.ru/articles/staroobryadcheskie_hramy_syzrani

Первая часть: Правоставные храмы дореволюционной Самары

Связаться с автором.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *