Казань петропавловский собор

Петропавловский собор (Казань)

памятник архитектуры (федеральный)

Православный собор

Петропавловский собор

Страна

Россия

Город

Казань, ул. Мусы Джалиля, 21

Конфессия

Русская Православная Церковь

Епархия

Казанская

Архитектурный стиль

русское барокко

Строитель

казанский купец И. А. Михляев

Дата основания

Строительство

1723—1726 годы

Основные даты

1728 — в усыпальнице Петропавловской
колокольни похоронен И.А. Михляев
1742 — 1-й пожар
1749 — 2-й пожар
1774 — 3-й пожар, нашествие Пугачёва
1815 — 4-й пожар
1842 — 5-й пожар
1824—25 — 1-я реконструкция, обновление иконостаса
1888—90 — 2-я реконструкция
1939 — закрытие храма
1950—80-е — работа планетария
1989 — возрождение храма

Реликвии и святыни

Храмовая икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Седмиезерная икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери;

мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских, Святителя Ефрема, митрополита Казанского, Святителя Епифания, архиепископа Иерусалимского

Статус

Объект культурного наследия № 1610032000№ 1610032000

Состояние

действующий

Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Петропавловский собор (значения).Собор на на литографии Эдварда Турнерелли, 1837 г.Собор на литографии Андре Дюрана, 1839 г.

Петропа́вловский собо́р Казани расположен по адресу: улица Мусы Джалиля, д. 21; до революции 1917 года улица Мусы Джалиля по названию собора именовалась Петропавловской.

В царствование Петра I по всей России создавались храмы в стиле русского барокко: церковь Живоначальной Троицы в Троице-Лыкове под Москвой (1697 г.), церковь Воскресения в Кадашах в Москве (1687 г.), собор Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (1719 г.). Петропавловский собор Казани является одним из самых ярких образцов стиля петровской эпохи, для регионального зодчества — исключительным.

Посетителями Петропавловского собора были все российские императоры, начиная с Екатерины II (кроме Николая II), и почти все известные люди, независимо от вероисповедания, посещавшие Казань, — описания собора приведены в сочинениях Александра Гумбольдта и Александра Дюма, здесь был Александр Сергеевич Пушкин, в хоре собора пел Федор Иванович Шаляпин.

Храмовый комплекс включает в себя следующие здания: собственно собор, колокольню, дом причта.

История

Одноимённая деревянная церковь стояла на этом месте с 1565 года. История нового собора связана с именем Петра I. 27 — 30 мая 1722 г., направляясь в персидский поход, Пётр I посетил Казань. Это было уже третье посещение города Петром (первое состоялось в 1695 г. во время Азовского похода, второе — в 1708 г., когда в Казани было открыто адмиралтейство). Император остановился у известного казанского купца и благотворителя, владельца суконной мануфактуры, Ивана Афанасьевича Михляева, двухэтажный кирпичный дом которого находился рядом с деревянной Петропавловской церковью. 30 мая в Казани Пётр I отпраздновал своё 50-летие. В память об этом событии и в благодарность за доверие государя, отдавшего ему в управление убыточные казённые суконные мануфактуры, Михляев решил воздвигнуть новый великолепный собор во имя св. Петра и Павла в камне, небывалой для Казани и всего Поволжья того времени высоты и роскоши.

4 года местными силами строили церковь, за основу взяли обычный план посадского храма, каких много строили в Казани и по всей России, но не учли, что традиционная схема храма не предполагает огромной высоты, в итоге ночью свод храма обрушился. Узнав об этом, царь прислал строителей из Москвы (предполагают, что вместе с московскими мастерами прибыли и флорентийские зодчие) и уже в 1726 году митрополит Казанский и Свияжский Сильвестр (Холмский) торжественно освятил новый храм (о чём имелась соответствующая надпись на деревянном кресте, хранившемся в ризнице Петропавловского собора до переворота 1917 года).

Пожары и реставрация собора

Собор сильно повреждался пожарами в 1742, 1749, 1815, 1842 годах, а в 1774 году был разграблен пугачёвцами. Особенно сильно он пострадал после пожара 1815 года, когда выгорели нижний храм и северные пределы на первом и втором этажах, чудом уцелел 25-метровый иконостас главного храма, хотя и с большими утратами.

После пожара 1815 г. собор был восстановлен усердием старосты — казанского купца Савелия Степановича Зайцева.

После очередного пожара в 1824 году собору снова потребовалась реставрация, которая была проведена на средства следующего старосты — купца Василия Николаевича Унженина, потомки которого благодетельствовали и поддерживали храм в течение всего XIX столетия.

В 1824-25 годах иконы на железных листах, украшавшие собор снаружи, были возобновлены известным казанским художником «титулярным советником, Василием Степановым, сыном Туриным». Василий Степанович также поновил некоторые иконы в иконостасе и трапезной части храма.

Реставрация 1864 года

К 1864 году прихожане собора собрали крупную сумму для реставрации собора. 5000 рублей пожертвовал лично староста Н. Унженин.

В 1864-67 гг. резьба иконостаса была полностью, с разборкой иконостаса, отреставрирована арзамасским цеховым, впоследствии казанским купцом второй гильдии М. А. Тюфилиным (стоимость работ составила 11000 рублей серебром). В алтаре мастером Тюфилиным были воссозданы престол, жертвенник и резная золочёная сень, возвышающаяся над престолом на четырёх колоннах. До закрытия храма в 1938 г. на подзорах сени были иконы: с востока, со стороны горнего места — св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, со стороны царских врат — Спасителя, благословляющего хлеб и чашу, с южной стороны — св. Григория Двоеслова, со стороны жертвенника — св. апостола Иакова. Тюфилин также выполнил резьбу в трапезной части храма над аркой центрального проема и устроил киоты для клиросных икон там же.

Стенные изображения, написанные на железных листах, обрамлённые лепниной, также сильно обветшали от времени и пожаров. В 1865-67 гг. на новых двенадцатифунтовых железных листах учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества Николаем Алексеевичем Мегунтовым была выполнена новая живопись, на работы потрачено 1225 рублей.

Мегунтов поновил и локальную окраску стен храма (общей площадью 1524 квадратных аршин, в том числе на паперти и лестнице в количестве 600 квадратных аршин, а всего 2124 квадратных аршин (236 квадратных сажен)), покрыв их клеевой краской: в алтаре голубой, в центральной части храма светло-жёлтой, в трапезной — светло-розовой. Мегунтов также отреставрировал лепные украшения интерьера собора, на эти работы ушло ещё 775 рублей церковных денег.

Все иконы в нижнем ряду иконостаса, кроме храмовой — св. Петра и Павла, были поновлены известным казанским иконописцем, «заштатным мещанином города Арска» Тимофеем Терентьевичем Гагаевым, а в остальных ярусах иконостаса, вследствие утрат, переписаны Гагаевым вновь. На эту работу ушло ещё 3300 рублей приходских денег.

В 1867 году отреставрированный храм был освящен архиепископом Казанским и Свияжским Антонием (Амфитеатровым).

Однако реставрация коснулась только интерьеров, фасады же собора сильно обветшали, покрылись многочисленными трещинами, в особенности северный придел, стены которого треснув «отошли» от основного храма, собор мог превратиться в руины.

Реставрация 1889 года

Петропавловский собор до 1917 г.

Протоиерей Гавриил Федорович Мелановский, настоятель Петропавловского собора в то время, во всем себя ограничивал, собирая средства на восстановление фасадов собора. Предчувствуя свою скорую кончину, о. Гавриил пожертвовал на возобновление Петропавловского собора 18000 рублей личных сбережений. Тогда же староста Унженин планировал начать реставрацию, но смета оказалось огромной, и только собрав дополнительные средства в 1888 году, с благословения архиепископа Казанского и Свияжского Павла (Лебедева), строительный комитет приступил к капитальной реставрации фасадов.

В 1889-90 гг. гражданский архитектор Михаил Николаевич Литвинов (впоследствии смотритель здания Храма Христа Спасителя в Москве) подготовил проект реставрации по чертежам, сделанным ещё в 1815 году казанским губернским архитектором А. К. Шмидтом, автором проекта Спасского храма-памятника на Казанке.

Был полностью разобран и сложен вновь из кирпича, а не как прежде — из камня, двухэтажный северный придел. Возобновлена паперть (открытая галерея) с запада. Главные работы заключались в подведении под стены собора и колокольни нового фундамента. Были исправлены все трещины в стенах с заменой в них ветхих кирпичей на новые.

Была также восстановлена вся лепнина на внешних фасадах и возобновлены все 87 икон на фасаде и 4 на колокольне, которые существовали изначально. Живописец И. Н. Хрусталёв «из 3-го класса Академии художеств» написал иконы на барабане главы купола и в верхнем ряду восьмерика. Остальные иконы на фасадах написал ученик 4-го класса Академии художеств С. А. Киселёв.

В 1890 году были вызолочены кресты и, с разрешения Московского археологического общества, окрашена в два цвета, зелёной и кубовой краской, шахматным образом кровля. Стена с трёх сторон открытой галереи украшена изразцами. Локальный фон фасада собора окрашен золотистой охрой, белокаменные резные украшения и лепнина — целой гаммой цветов и оттенков, в характере которой М. Фехнер усматривает влияние «местного пристрастия к яркому сочетанию цветов».

Под полом первого этажа устроена печь и проложены трубы, обогревавшие и верхний храм. В окна вставили цветные стекла — жёлтые в алтаре и синие в храме, в форме креста.

На колокольне «мастером казанским купцом Петром Ионовым Климовым» устроены новые часы (от старых на тот момент оставался только циферблат), отреставрированы высеченные из белого опочного камня и алебастра украшения.

Под колокольней возобновлена часовня над фамильной усыпальницей храмосоздателя Ивана Афанасьевича Микляева и в ней устроены, как было и прежде, три двери: с востока, запада и севера, над ними — кокошники из кирпича и белого камня. На колокольню был устроен отдельный ход через дверь в самой южной стене. Церковный двор вымостили булыжником, на улице устроили кованую ограду с иконами.

Собор после 1917 года

В конце 1930 года настоятель Петропавловского собора протоиерей Андрей Боголюбов был арестован за «антисоветскую деятельность», которая заключалась в обращении за финансовой помощью в 1928 году к бывшему старосте Петропавловского собора, потомственному почётному гражданину Казани Петру Васильевичу Унженину, эмигрировавшему после большевистского переворота в Китай. За помощь, которую из Харбина община получила в 1928 году, 67-летнего священника, происходившего из крестьянской семьи, коммунисты отправили в лагеря.

С 1931 года началась кампания по закрытию храма. В 1931 году на собрании группкома политпросвета выступала товарищ Шисранова, которая, ввиду острой необходимости в жилплощади вообще и под культучреждения в частности, потребовала передать собор «под клуб, читальню или библиотеку», для чего была направлена резолюция в облсовет СВБ. Уже на следующий день СВБ направило тов. Корнилова с антирелигиозной лекцией на тему «О религии и культурной революции» на макаронную фабрику, ТатСтройобъединение и кондитерскую фабрику, а в последующие дни ещё ряд организаций, агитируя за «освобождение от поповских пут той массы населения, которая еще не осознала вреда и лжи религии» . Все отчеты с подобных мероприятий собирались, с тем, чтобы иметь полный пакет документов для закрытия храма.

Тем временем в Казани новая власть последовательно закрывала церкви, и Петропавловская община принимала к себе верующих из закрытых храмов: Казанско-Богородицкого монастыря, Грузинской церкви, Феодоровского монастыря. Из закрытых храмов в собор приносили иконы, утварь, хоругви, в том числе раку с частью мощей казанского святителя Варсонофия.

В 1938 году в Казани прошли массовые аресты священников, в том числе арестовали клириков Пертропавловсого собора протоиерея Василия Петровича Ивановского, служившего в РПЦ с 1908 г. и диакона Ивана Федоровича Гаврилова. Вскоре Великим постом (11.03.38 г.) в комиссию по вопросам культов при ТатЦИКе обратился 63-летний протоиерей собора Михаил Федорович Зосимовский с просьбой к ответственному секретарю культкомиссии Мустафину «прошу культкомиссию снять меня с регистрации штатного служителя культа» ввиду «моей тяжелой болезни».

В том же году КГС под грифом секретно издал постановление: «передать здание Центральному музею ТАССР под антирелигиозный музей (первый этаж) и лекторий с установкой маятника Фуко (второй этаж). Общину перевести в пустующее здание Кладбищенской церкви.<…> Настоящее постановление внести на утверждение Президиума ВС ТатАССР» .

В 1939 году собор закрыли, маятник Фуко так и не установили, в храме разместили Партархив. Усыпальница храмоздателя собора купца Микляева была разграблена.

В 1964 году в нижнем Сретенском храме Петропавловского собора открыли планетарий, для чего варварски срезали связи, укреплявшие свод.

В 1967 году в верхнем храме разместили реставрационные мастерские Госмузея ТАССР. В верхнем храме перед иконостасом расположили биллиард, в алтаре — т.н. «красный уголок» и конференц-зал.

Возрождение собора

В конце 80-х годов XX века совместными усилиями епархии и казанской интеллигенции удалось добиться возвращения собора Церкви. Особую роль в кампании по возвращению храма сыграл главный редактор самой влиятельной на тот момент городской газеты «Вечерняя Казань» Андрей Петрович Гаврилов. 25 июля 1989 года храм был освящён епископом Казанским и Марийским Анаста́сием. Церковь получила собор в руинированном состоянии, местами была сорвана кровля, выпадала кирпичная кладка. В первую очередь была отреставрирована резьба нижнего яруса иконостаса, воссозданы царские врата, исправлена кровля и устранены разрушения фасада.

Архитектурный ансамбль

Собор

Объект культурного наследия, объект № 1610032003
объект № 1610032003

Первоначально главный подход к собору был со стороны Спасской башни и гостиного двора, и именно северная сторона была спланирована архитекторами как главный фасад храма: с севера на второй этаж, в главный придел св. Петра и Павла, ведет прямая парадная лестница (разрушена пожаром 1815 года, восстановлена в 1888-90 гг.). Слева от лестницы находится придел с храмом во имя Неопалимой Купины (до 1848 во имя Рождества св. Иоанна Предтечи) на первом этаже и «Живоносного Источника» на втором, дополняющий и подчеркивающий высоту основного объёма храма, ступенями изукрашенного лепниной четверика, восьмерика, и двух глав, устремлённых ввысь. Над карнизом восьмерика, вместо типичных для барокко каменных наверший, лёгкие узорчатые кованые решетки. С севера и запада собор огибает открытая галерея, которая, поворачивая, спускается на южную сторону, к нижнему храму во имя Сретения Господня. На уровне галереи многоцветные каменные растительные орнаменты дополнены аршинными расписными изразцами. Со временем подход к храму с северной стороны был застроен домами, и теперь главный вход в собор находится с юга.

Колокольня

Колокольня Собора Петра и Павла

Объект культурного наследия, объект № 1610032002
объект № 1610032002

Вскоре после строительства собора, к северо-востоку от него возвели 49-метровую (21 сажень и 1 аршин без креста, с крестом 22 сажени и 2 аршина) 6-ярусную колокольню. Во втором ярусе, в нишах юго-восточной и северо-западной углов четверика, стояли скульптурные изображения Евангелистов. Многоцветный барочный декор колокольни не уступал собору: под каждым из 8 окон «фонаря» колокольни в квадратном углублении расположены синие, с желтыми и белыми цветами изразцы в форме звездочки, над каждым окном колокольни, во всех её ярусах — белокаменные кокошники.

В 1888—1890 гг. в предпоследнем ярусе установили часы работы Петра Ионовича Климова. До революции на колокольне было 10 колоколов, на самом большом была надпись: «В благословенное царствование, Благочестивейшего Самодержавнейшего Государя Императора Александра Павловича и всея России, с благословения Преосвященнейшего Амвросия, Архиепископа Казанского и Симбирского и разных орденов кавалера, перелит сей колокол в царствующем граде, Казани, к соборной церкви святых апостолов Петра и Павла. Весом 189 пуд. 34 фунта. Меди 161 пуд. поступило из прежнего разбитого большого колокола, а остальное добавлено, равно и за переливку заплачено сбором от доброхотных дателей. Лил сей колокол казанский купец Иван Ефимов Астраханцев 1825 года». На колоколе были барельефные иконы: с северной стороны — Сретение Господне; с южной — Казанская икона Божией Матери; с западной св. апостолов Петра и Павла; с восточной — образ Благовещения с предстоящими казанскими святителями: св. Гурием, Германом и коленопреклоненным Варсонофием.

На втором колоколе надпись: «сей колокол отлит в царствующем граде Казани, в заводе, Серея Корнилова, к церкви Петра и Павла, пожертвованием Петра и Николая Молоствовых и усердием прихожан и старанием протоиерея Виктора Петровича Вишневского и старосты церковного, казанского купца Савелия Степановича Зайцева, в 1835 году месяца июня 10 дня 99 пудов».

На третьем колоколе: «приидите людие во Храм Спасения Бога нашего. Лил мастер Петр Никитин Кирюхов. Весу 54 пуд. и 17 фун.».

На четвёртом колоколе весом в 15 пудов и 11 фун. барельефные иконы, к востоку Воздвижение Креста Господня Константином и Еленою, к западу Распятие, к югу казанская икона Божией Матери, к северу Николая чудотворца. Надпись: «вылит сей колокол в Казани, в заводе Ивана Кирюхова». Дореволюционные колокола были разрушены, недавно на колокольне был водружен новый 3-тонный колокол ярославского литья, такой же, какой был до революции.

Дом причта

Объект культурного наследия, объект № 1610032001
объект № 1610032001

Дом Михляева

Объект культурного наследия, объект № 1600145000
объект № 1600145000

С западной стороны собора, на территории, принадлежащей швейной фабрике, находится дом купца Микляева 17 века постройки — самый старый памятник гражданской архитектуры в Казани, где в 1722 году останавливался Пётр I. Из дома шёл прямой ход в храм, а с севера дом примыкал к небольшой церкви Косьмы и Дамиана. По завещанию Микляева дом отдавался собору, но из-за ошибки в оформлении документов перешёл к наследникам Микляева — Дрябловым.

Иконостас

Главное украшения Петропавловского собора — это величественный, современный храму, 25-метровый 7-ярусный иконостас. Великолепная барочная золоченая резьба иконостаса была исполнена мастером Гусевым, деревянные золоченые Царские врата выполнены в технике сквозной резьбы. Все иконы написаны на золотом фоне. По словам старосты собора, казанского купца П. В. Унженина, очевидца поновлений иконостаса в 1865—1867 гг., только одна из всех икон в иконостасе сохранилась без поновлений — это храмовая икона свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла. На трех иконах в местном ряду были поновлены лики и одеяния, это икона Спасителя в образе Царя и Великого Архиерея, со скипетром и державой, Иерусалимская икона Божией Матери на престоле и икона Успения Божией Матери. Остальные иконы иконостаса, из-за больших утрат вследствие пожаров, переписаны Гагаевым вновь, в 1865—1867 годах

Бывшая церковь Косьмы и Дамиана, располагавшаяся около собора (2013 год)

Ризница и утварь собора

До революции в ризнице хранилась утварь, пожертвованная ктитором собора Иваном Афанасьевичем Микляевым и другими казанскими благотворителями, из которой можно особо выделить:

  • Три напрестольных креста:
  1. Серебряный вызолоченный, крест-реликварий 1693 г., украшенный жемчугом и 19 изумрудами.
  2. Ещё один «злато сребром и магариты украшенный», как указано в надписи, напрестольный крест-реликварий.
  3. На третьем кресте было выгравировано: «Сей честный крест приложен в Сретенскую при казанском Петро-Павловском соборе церковь после пожара, бывшего 3 сентября 1815 года казанского военно-сиротского отделения начальником подполковником Алексеем Андреевичем Копыловым».
  • Евангелие (1681 года), с 5 дробницами. Оклад Евангелия украшен «синим яхонтом» и другими самоцветами. Надпись на евангелии «Честное сие и священнейшее Евангелие построено во святую церковь в Казани святых славных и Первоверховных апостолов Петра и Павла от преиждивения благоговейного и честного господина Иван Афанасьева сына Микляева, в лета Божия 1726-го марта в 25 день».
  • Микляев также пожертвовал серебряное кадило, напоминающее формой сам собор, 3 иерейские ризы (3 фелони «травчатой тонкой парчи» с шитыми жемчугом крестами на оплечье и 3 епитрахили) и стихарь, унизанные жемчугом; литургические сосуды, дарохранительницу.
  • Лжица с надписью «Peter Michlaeff» — как предполагают — личный подарок Петра I Ивану Афанасьевичу.
  • Аналойная икона св. Петра и Павла, вложенная по преданию храмоздателем И. А. Микляевым, на полях иконы — изображения преподобных Александра Невского, Иоанна Дамаскина, Александра Свирского и Кирилла Белозерского.
  • Собор освещало громадное 5-ярусное паникадило на 40 свеч весом 50 пудов, украшенное позолчеными листьями по всем ярусам, также пожертвованные Микляевым. Вес этого паникадила определился, когда около 1867 г. церковный староста Василий Николаевич Унженин решил позолотить это паникадило — возчики взялись перевезти его в мастерскую тульского купца Льва Алексеева Лялина по условленной цене с каждого пуда от общего веса паникадила. (утрачено, подробнее см. Изъятие церковных ценностей в России в 1922 году).
  • Большие серебряные лампады перед иконами в нижнем ряду иконостаса — пожертвование Ивана Дряблова (1761 г.). На каждой лампаде была вырезана печатными буквами надпись: «1761 году месяца генваря 1-го дня эта лампада подана от казанского суконной Фабрики фабриката Ивана Федоровича Дряблова в соборную церковь святых Первоверховных Апостол Петра и Павла».

Святыни собора

Чтимые иконы

До революции в соборе были чтимые иконы: Образ Божией Матери «Живоносный Источник» в одноименном приделе и Образ Божией Матери «Споручница грешных».

Икона Божией Матери «Споручница грешных» на обратной стороне имела надписи: белой краской — «Копия с Чудотворного и Мироточивого образа Споручницы грешных, которой в 1848 году в мае месяце отдан подполковником Дмитрием Бонческул, в храм Николая чудотворца, что в Хамовниках, по случаю великих чудес совершившихся»; чернилами: — «В храм Петра и Павла. В Г. Казань. Приносит в дар Димитрий Николаев Бонческул 1858 года мая 15-го числа» «С: Г: Москва». В 1860 году для иконы усердием старосты Унженина сделана риза, о чём свидетельствовала надпись: «пожертвовано Казанским купцом Василием Николаичем Унжениным 1860 года, июля 28 числа, ковчег весу 10 ф. 17 золо.» .

В алтаре верхнего храма находилась древняя Владимирская икона Божией Матери в серебряном позолоченном окладе, риза и венец Богородицы украшены жемчугом. Надпись на иконе: «1727 году генваря 22 числа, сей стый образ Владимирския Бцы отдал в кладу в Казани в соборную церковь Петра и Павла. Казанской купец Петр Иванов сын Замошников». Судьба этих икон после закрытия храма неизвестна.

В нижнем ряду иконостаса верхнего храма находится почитаемая икона свв. апостолов Петра и Павла, единственная сохранившаяся без поновлений от первоначального иконостаса.

В Петропавловском соборе находятся мощи местночтимых казанских святых, обретенные в 1995 году при раскопках «пещерки» Спасо-Преображенского монастыря в Казанском кремле:

  • в верхнем храме — преподобных Ионы и Нектария Казанских (XVI век), отца и сына бояр Застолбских — сподвижников святителя Гурия Казанского;
  • в нижнем храме мощи святителя Ефрема, митрополита Казанского (†1614), преемника на казанской кафедре сщмч. Ермогена, впоследствии патриарха всея Руси. Святитель Ефрем благословил на ратный подвиг войско К. Минина и князя Д. Пожарского списком с Казанской иконы Божией Матери (сейчас находится в Елоховском соборе Москвы). В 1613 году митрополит Ефрем венчал на царство Михаила Феодоровича Романова.
  • В алтаре нижнего Сретенского храма — мощи святителя Епифания архиепископа Иерусалимского.

См. также: Православные храмы Казани и Собор Казанских святых

Примечания

  1. С. Саначин Пять мифов о казанском купце «Михляеве»
  2. Сильвестр (Холмский) епископ Казанский и Свияжский с 25 июля 1725 года (с 1727 года митрополит) по 2 марта 1732 года //Липаков Е. В. Архипастыри Казанские 1555—2007
  3. Малов Е. А. Исторические описания церквей г. Казани. Казань, 1884. — Вып. 1. — С. 20.
  4. Летопись Петропавловского собора г. Казани
  5. М. Фехнер Великие Булгары, Казань, Свияжск. — М.: Искусство, 1978
  6. Протоиерей Владимир Мухин История закрытия храмов и монастырей г. Казани в 20-е — 30-е годы XX столетия. Часть 1.
  7. 1 2 НА РТ, ф. Р-732,оп.6, д.25, л.78
  8. НА РТ, ф. Р-732,оп.6, д.70, л.56
  9. НА РТ, ф. Р-732, оп.6, д.133, л.103
  10. Летопись Петропавловского собора г. Казани. с. 21—22.
  11. Летопись Петропавловского собора г. Казани. с. 25.
  12. Клировая ведомость за 1900год. Ф. 4, оп. 132, дело 59
  13. Святитель Ефрем митрополит Казанский и Свияжский с июля 1606 года по 26 декабря 1613 года. //Липаков Е. В. Архипастыри Казанские 1555—2007

> Литература

  • Соколов С.В. Казань. Портрет в стиле импрессионизма. — Казань: Отечество, 2011. — С. 64-67. — ISBN 978-5-9222-0408-8.

Ссылки

  • Петропавловский собор на сайте Казанской епархии
  • Гудовских А. М. История Петропавловского собора города Казани
  • Протоиерей Владимир Мухин Петропавловский собор // История закрытия храмов и монастырей г. Казани в 20-е — 30-е годы XX столетия. Часть 1
  • Фоторепортаж со смотровой площадки на колокольне Петропавловского собора

Петропавловский собор в Казани

Петропавловский собор в Казани (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Ансамбль Петропавловского собора в Казани

Уникальную жемчужину архитектурных памятников исторического центра Казани являет собой Петропавловский собор, или Собор первоверховных апостолов Петра и Павла.

Построенный в 1723—1726 годах казанским купцом И. А. Михляевым в память визита в Казань Петра I, он стал ярким образцом русского или так называемого нарышкинского барокко.

Для Казани того времени и до сегодняшнего дня Петропавловский собор — неповторим в своем убранстве и архитектурном стилевом решении, здесь и обилие орнаментальных деталей фасада и изысканная колористика, сохранившаяся с 18 века. Все детали абсолютно уникальны и не повторяют никакой другой архитектурный памятник. К сожалению, имена зодчих затерялись в истории.

Великолепная барочная резьба руки мастера Гусева украшает 25-метровый золоченый иконостас Петропавловского собора, среди других святынь которого:

  • чудотворная икона Смоленской Божией Матери из закрытой в 1928 году Седмиозерной пустыни,
  • мироточивая икона Иверской Божией Матери.

В Соборе почивают святые мощи митрополита Ефрема, венчавшего в 1613 году на царство Михаила Романова, и мощи епископа Арсения Иерусалимского, найденные в 1995 году при раскопках Спасо-Преображенского монастыря на территории Казанского кремля.

Праздничная служба в Петропавловском соборе в Казани

За годы своего существования Петропавловский собор пережил несколько пожаров и нашествие народного ополчения Пугачева в 1774 году. В 1939 году собор был закрыт советскими властями. С 1950 по 1980 годы здесь размещался планетарий. В 1989 году после долгих усилий Казанской епархии Петропавловский собор в ужасном состоянии был возвращен церкви. Реставрационные работы продолжаются и по сей день.

Полезная информация

Петропавловский собор открыт для туристов Казани с соблюдением правил посещения религиозных сооружений (платки и юбки для женщин, закрытые плечи и колени).

  • Адрес собора: ул. Мусы Джалиля, 21.
  • Остановка транспорта «Кремлевская», также легко добраться пешком с улицы Баумана.
  • Тел. +7 843 292 13 58.

Петропавловский собор, город Казань

Церковь действуетПрестолы: апостолов Петра и Павла, иконы Божией Матери «Живоносный источник», иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», Сретения ГосподняГод постройки: между 1723 и 1726 гг.Архитектурный стиль: Барокко, Петровское бароккоАрхитектор:Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Мусы Джалиля, д. 21Телефон: (843) 292-13-58; Сайт: vk.com/petropavlovskysobor Духовенство: протоиерей Сергий Титов, настоятель; протоиерей Олег Росыпнинский, иерей Антоний Ермошин, иерей Алексий Каст, протодиакон Александр Спиридонов, диакон Евгений Бритвин.

Петропавловский собор — православная жемчужина Казани

Петропавловский собор, безусловно, является ценнейшим архитектурным памятником, и одним из духовных символов Казани. Построенный на возвышенном месте, красивый и величественный, собор отличается уникальным убранством. Композиция храма и колокольни выполнена в стиле так называемого Русского или «Нарышкинского» барокко, распространенного в России в конце 17,— первой половине 18 века. Неповторимый облик собору придает, в первую очередь, декор, обилие сохранившихся до наших дней фасадных деталей и их яркая раскраска. К сожалению, имена строителей храма остались неизвестны. Многие искусствоведы указывают на сходство декора с орнаментальным украшением храмов, строившихся в первой половине 18 века на Украине. Возможно, храм действительно строили малороссы, но Петропавловский собор не является простой механической копией какого-то стиля, многое в его облике уникально, и является плодом внестилевых пристрастий.

Собором восхищались все гости Казани. Здесь бывали все Российские императоры и императрицы, начиная с Екатерины II, государственные общественные деятели, писатели, в том числе, А.С.Пушкин. Описание собора содержится в сочинениях Александра Гумбольдта и Александра Дюма. В казанский период своей жизни в соборе за богослужением нередко пел Федор Иванович Шаляпин. Между тем, собор был обычным приходским храмом. Построен он на месте находившейся здесь древней Петропавловской церкви, первое упоминание о которой относится к 1565 году. Прихожанином этого храма был крупнейший казанский купец Иван Афанасьевич Михляев, дом которого находился рядом с храмом. Он и сейчас, несмотря на то, что был сильно перестроен, сохранился и стоит во дворе собора.

История строительства нового каменного величественного храма связана с посещением Казани императором Петром I, направлявшимся в персидский поход. Прибыв в город 27 мая 1722 года, император остановился в доме Михляева. В память об этом событии Иван Афанасьевич решил вместо небольшой деревянной церквушки построить каменный двухэтажный собор. Закладка храма состоялась в 1723 году. Долгое время в Казани бытовала легенда, согласно которой в закладке собора принимал участие сам император Петр I, однако документально это не подтверждается. Храм, по тем временам, строился очень быстро, и уже в 1726 году состоялось его освящение. В том же году была построена отдельно стоящая колокольня. Под колокольней был устроен фамильный склеп семьи Михляевых, где в 1728 году был погребен строитель собора Иван Афанасьевич. Главный летний храм, разместившийся на втором этаже, был освящен во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Теплый храм на первом этаже — в честь Сретения Господня. Два небольших придельных храма на первом и втором этажах освятили в честь чудотворных икон Божией Матери: верхний — «Живоносного Источника», нижний — «Неопалимой Купины». В 1850 году архитектурный облик собора дополнила изящная ограда, построенная по проекту известного архитектора Михаила Петровича Коринфского.

Огромная заслуга в том, что в Казани сохранился такой великолепный храм, принадлежит не только строителям собора, но и его старостам и духовенству более позднего времени. Дело в том, что за свою долгую историю храм неоднократно подвергался частичному разрушению, виной чему были многочисленные пожары 1742, 1749, 1774, 1815, 1842 годов. Особенно сильно собор пострадал в 1815 году, когда из-за сильных разрушений приход вынужден был на девять лет переместиться в расположенную неподалеку Гостиннодворскую церковь. В 1824-25 годах была произведена реконструкция храма, осуществленная за счет средств соборного старосты, казанского купца Саввы Степановича Зайцева, — деда выдающегося ученого-химика Александра Михайловича Зайцева. С 1841 года, почти целое столетие, старостами собора избирались представители другой знаменитой купеческой семьи — Унжениных. К 1880 годам собор сильно обветшал, основной причиной этого было разрушение фундамента, а колокольня даже стала крениться, потеряли первоначальный облик многие детали декора. Староста Петр Васильевич Унженин и настоятель собора, протоиерей Петр Малов, организовали в 1888-90 годах масштабную реконструкцию храма. Проект реконструкции составил архитектор Михаил Нилович Литвинов, архитектор Казанского университета, бывший впоследствии смотрителем здания Храма Христа Спасителя в Москве. Он скрупулезно, по детальным рисункам и чертежам, восстановил первоначальный облик собора. В ходе реконструкции были разобраны и вновь выстроены придельные храмы, паперти, лестницы, под колокольню подведен новый фундамент, восстановлена уникальная лепнина фасадов. В это же время на колокольне были установлены часы известного мастера Петра Ионовича Климова. Эти работы стали одним из первых в России примеров высокопрофессиональной реставрации памятников архитектуры. Благодаря этой реконструкции собор сохранился до наших дней практически в первозданном виде.

В советское время собор продолжал действовать до 1939 года, после закрытия он официально считался памятником архитектуры, охраняемым государством. С 1950-х по 1980-е годы здесь размещался планетарий. В 1989 году, благодаря трудам недавно рукоположенного епископа Казанского и Марийского Анастасия, и активности верующих, храм был возвращен Церкви. Несмотря на то, что в течение пятидесяти лет храм был закрыт для богослужений, в нем сохранился древний семиярусный иконостас, богато украшенный, в традициях русского барокко. Иконостас был изготовлен в 1723-1726 годах, но после пожара 1815 года был обновлен художником Василием Туриным.

Святыни

Среди главных святынь Петропавловского собора — чудотворная Седмиозерная икона Божией Матери, переданная в собор из церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище г. Казани, где долгие годы хранилась, будучи спасена исповедником иеросхимонахом Серафимом (Кошуриным), после закрытия в 1928 году Седмиозерной пустыни.

Седмиозерная икона Божьей Матери была принесена в Казанский край из Устюга 13 октября 1615 года основателем Седмиозерной Богородицкой пустыни, Монахом Евфимием. Он благословил этой иконой место будущей обители. В 17 веке Седмиозерная икона прославилась великими чудесами, когда в 1654-55 году свирепствовавшая по всей России моровая язва достигла Казани. В очень короткое время умерла большая часть населения города — 48 тысяч человек. В самый разгар морового поветрия одной благочестивой монахине во сне было видение: ей предстал светлый муж и повелел передать жителям города, чтобы они установили семидневный пост, и принесли в город икону Божией Матери из Седмиозерной пустыни. Когда с почестями икона была встречена казанцами и поставлена в храме, моровая язва стала прекращаться, и вскоре совсем отступила, после чего икона была возвращена в обитель. В 1688 году при митрополите Казанском и Свияжском Адриане, будущем Патриархе Всероссийском, на месте встречи иконы был устроен монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вторично Пресвятая Богородица через свою чудотворную икону избавила город от чумы в 1771 году. В память о явленных Богородицей чудесах в Казанской епархии вплоть до революции существовала традиция ежегодного принесения образа из монастыря в кафедральный город. Все православное население Казани, Казанской епархии, глубоко почитает этот образ, и до сего дня получая от Богоматери исцеление в болезнях и помощь в бедах. Хранящаяся в алтаре собора Седмиозерная икона еженедельно выносится в храм для служения молебна и поклонения верующим.

Другой почитаемой святыней Петропавловского собора являются мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских. Преподобные Иона и Нектарий (отец и сын), вСедмиозерная икона Божией Матери миру — бояре Иоанн и Нестор Застолбские, были помощниками первого Казанского святителя — архиепископа Гурия (Руготина). Когда архиепископ Гурий отправился в новоучрежденную Казанскую епархию, с ним поехал и боярин Иоанн Застолбский. Под духовным руководством святителя он вел добродетельную и благочестивую жизнь. В страхе Божием он воспитал и своего сына Нестора. Кроткий юноша с детства был аскетом, носил власяницу, держал пост, любил молиться в храме. С согласия отца Нестор принял монашеский постриг с именем Нектарий. Скончался он в молодых годах. Вскоре и сам Иоанн постригся в монашество, будучи наречен Ионой. Перед кончиной он завещал похоронить себя рядом со святителем Гурием, около могилы которого был погребен Нектарий. При открытии в 1595 году мощей святителей Гурия и Варсонофия, были обретены нетленными тела иноков Ионы и Нектария, однако мощи их было решено оставить в часовне под спудом. Через 400 лет, в 1995 году во время раскопок на территории разрушенного Спасо-Преображенского монастыря в Казанском кремле, мощи святых иноков были вновь обретены. В том же году состоялось их прославление.

В нижнем храме собора почивают мощи митрополита Казанского Ефрема, венчавшего в 1613 году на царство Михаила Федоровича Романова. Святитель Ефрем с давних пор почитается православными жителями Казани. В настоящее время Отдел Татарстанской митрополии по канонизации святых собирает документы и свидетельства о помощи по молитвам митрополита Ефрема для прославления его в лике святых.

В настоящее время Петропавловский собор, имея статус кафедрального храма, безусловно, является одним из центров духовной жизни Казанского края. Здесь регулярно совершаются архиерейские богослужения и проходят епархиальные торжества. Дважды за новейшую историю во время Первосвятительских визитов в Казанскую епархию в 1997 и 2005 годах в соборе совершал богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви, приснопоминаемый Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Расписание Богослужений

Богослужения совершаются ежедневно: 8.15 — Литургия; 17.00 — вечернее богослужение. В праздничные дни: 7.00 — ранняя Литургия, 8.40 — поздняя Литургия. В воскресенье в 17.00 служится Параклисис Божией Матери перед чудотворной Седмиезерной иконой. В пятницу в 17.00 — акафист блж. Матроне Московской перед ее мощами.


Теги: Петропавловский собор храмы апостолов Петра и Павла протоиерей Сергий Титов

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Петропавловский собор Казани

Строили его на месте одноименной церкви, что стояла на этом же самом месте чуть больше ста лет.

Петропавловский собор Казани

Строительство нового каменного здания вместо небольшой деревянной церкви начал известный в городе меценат, купец, хозяин суконной мануфактуры Иван Афанасьевич Микляев. На такое масштабное строительство его сподвигло решение Петра Великого отдать ему приносящие императорской казне убытки государственные мастерские по изготовлению сукна. В 1722 году, собираясь в очередной военный поход, Петр останавливался у Микляевых, чтобы отметить свое пятидесятилетие.

В ответ на столь величественный жест Иван Афанасьевич начал строительство каменной церкви, посвященной святым Петру и Павлу, невиданной для всего поволжского региона высоты и великолепия. Однако отсутствие опыта в возведении высотных сооружений не замедлило дать знать о себе. Через четыре года масштабных работ по его возведению свод практически готового сооружения не выдержал высоты и рухнул. Император прислал на помощь местным зодчим архитекторов и строителей из Петербурга. Общими усилиями работы по возведению церкви были завершены и в 1726 году там состоялась служба, освящающая собор, которую проводил митрополит Казанский и Свияжский Сильвестр.

Архитектурный ансамбль Казанского Петропавловского собора

Как и большинство российских храмов, собор Петра и Павла в Казани пережил немало пожаров и реставраций. В жестокие для религии годы советской эпохи здесь поочередно располагались реставрационные помещения музея, планетарий, бильярд и полит-информационный уголок. Большая часть внутреннего убранства была разрушена и разворована. Но храм выстоял, и в 1980-х годах силами неравнодушной местной интеллигенции и священнослужителей здание храма посчастливилось вернуть церкви.

Сегодня архитектурный ансамбль церкви включает великолепное здание храма, колокольню и дом причта. К нему же относят построенный в XVII веке дом купца Микляева, который считается самым старым в столице Татарстана гражданским сооружением.

Интересные факты о соборе Петра и Павла в Казани

Тысячелетняя Казань по праву считается одним из самых толерантных городов бескрайней России. Православный собор Петра и Павла не просто ее жемчужина, это символ ее толерантности и взаимного уважения. Практически все российские императоры, за исключением Николая II, останавливались в главном татарском городе и обязательно посещали собор. Сюда приезжали известные люди со всего мира. Здесь на богослужениях пел великий Шаляпин. Благодаря в том числе церкви Петра и Павла главный татарский город и по сей день являет собой эталон уникального гармоничного существования разных народов России. Вы можете посетить достопримечательность как самостоятельно, так и в рамках обзорной экскурсии по городу, а также сборной экскурсии по религиозной Казани.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *