Казанский собор в Петербурге

Рождественская (Казанская) церковь

Казанской иконы Божьей матери церковь

Там, где сейчас расположен Казанский собор, в начале XVIII века была переведенская слобода. Рядом с пересечением Невской першпективы и речки Кривуши находились деревянные строения госпиталя и дома его служащих. При этом госпитале в 1710 году была построена часовня, а спустя два года на её месте появилась деревянная церковь Рождества Богородицы.

24 августа 1733 года вышел именной указ императрицы Анны Иоанновны о возведении здесь нового каменного храма. Автором проекта каменной церкви Рождества Богородицы часто называют М. Г. Земцова. Но более поздние исследования доказывают, что им был архитектор И. Я. Бланк. Заложен храм был 6 сентября того же года. Кирпичные стены храма были возведены уже к сентябрю 1734-го, после чего плотник Иоганн Геринг подписался, что:

«зделает он плотничною работою на колоколне шпиц, стропила, лантернин, кровлю покроет гонтом, купол и лантернин и шпиц обошьёт досками по чертежу; да столярною работою зделает с лица и внутри окна и двери, капители и базы, цимазы, базаменты, архитравы, триглифы, карнизы, лестницы и крыльца деревянные и часовые круги и с резною работою и с точною боляс, кроме статуй резных, совсем зделает самою чистою работою по чертежу» .

Карниз Рождественской церкви украшали скульптуры апостолов и других святых. Все элементы архитектурного оформления были выполнены в дорическом ордере.

Строительство храма было завершено в сентябре 1736 года, когда купол обили жестью. Торжественное освящение церкви состоялось 23 июня 1737 года в присутствии императрицы.

Многоярусная колокольня (высотой 58 метров) новой Рождественской церкви стала заметным украшением Невского проспекта. Её шпиль перекликался со шпилем построенной в это же время башни Адмиралтейства. Вокруг храма был организован сад, окружённый оградой из кирпичных столбов и деревянной решётки.

2 июля 1737 года сюда перенесли Казанскую икону Божией Матери. В Санкт-Петербург эта реликвия, принадлежавшая царице Прасковье Фёдоровне, была привезена ещё при Петре I в 1708 году. До переноса в новый храм она хранилась в деревянной часовне на посадской улице, затем в Троицком соборе на Троицкой площади. Освящение церкви состоялось 13 июня (по мнению историка П. Я. Канна) или 3 июля 1737 года. Второй вариант кажется более логичным, если учитывать дату переноса сюда Казанской иконы. На церемонии присутствовала Анна Иоанновна. По хранимой здесь иконе церковь в народе стали именовать «Казанской».

Во время правления Елизаветы Петровны церковь получила статус собора, храм официально стал называться Казанским. Во второй половине XVIII — начале XIX веков он был главным в Санкт-Петербурге. В 1739 году здесь венчались принцесса Анна Леопольдовна и принц Антон Ульрих. В 1745 году — будущие императоры Пётр III и Екатерина II. С тех пор здесь венчались члены царской семьи. В 1762 году после дворцового переворота в Казанском соборе принимала присягу гвардии Екатерина II. В 1773 году Казанская церковь стала местом венчания будущего императора Павла I и принцессы Гессен-Дармштадская.

Строительство Казанского собора

Казанский собор. Главный фасад

К концу XVIII века здание Казанского собора обветшало, перестало соответствовать сложившемуся к тому времени облику парадного Невского проспекта.

Конкурс на проект нового храма был проведён в 1797-1800 годах. Задача перед участвовавшими в нём архитекторами была чрезвычайно сложна. По требованию Павла I он должен был походить на собор Святого Петра в Риме, построенный Микеланджело Буонарроти и другими выдающимися зодчими эпохи возрождения. Новый Казанский собор обязательно должен был получить колоннаду, подобную той, которую пристроил к собору святого Петра Джованни Лоренцо Бернини. Среди поставленных задач перед архитекторами также стояла необходимость вписать новое монументальное здание в уже сформировавшееся архитектурное пространство. По православным традициям алтарь должен был обращён на восток, а главный фасад — на запад, то есть не на Невский проспект, а на Мещанскую (ныне Казанскую) улицу.

В конкурсе с самого начала приняли участие Ч. Камерон, П. Гонзага и А. Н. Воронихин. В 1800 году в Петербург прибыл Ж. Ф. Тома де Томон, тоже успевший предоставить свой проект.

Первоначально Павлом I был принят проект Чарльза Камерона. Но при поддержке графа А. С. Строганова, ответственного за строительство, работы были поручены Андрею Никифоровичу Воронихину. Его проект был утверждён Павлом I 14 ноября 1800 года. Данное решение широко обсуждалось в обществе. Особенно указывалось на то, что Воронихин был бывшим крепостным Строгановых (получил вольную в 1786 году).

В 1800 году была создана «Комиссия о построении Казанской церкви» во главе с графом А. С. Строгановым. Она получила широчайшие полномочия. Комиссия распоряжалась всеми ассигнованиями на постройку собора, ей были переданы государственные кирпичные заводы, Олонецкие мраморные каменоломни и материалы с мызы Пелла.

В 1801 году она доложила императору о необходимости построить колокольню и дома для клира. На эту просьбу Павел I ответил отказом: «В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему! Что касается церковнослужителей, эти без жилья не останутся». Позже священнослужителям достался жилой дом на углу Невского проспекта и Казанской улицы (Невский пр., 25). Колокольню так и не построили, колокола разместили в проёмах на колоннаде собора.

На церемонии закладки Казанского собора Павел I уже не присутствовал в виду того что был убит в марте 1801 года. 27 августа в закладке участвовал его сын, новый император — Александр I. Газета «Северная Почта или Новая Санктпетербургская газета» описала торжество следующим образом:

«Минувшего Августа в 27 день положено основание святому храму во имя Пресвятые Богородицы чудотворная ея иконы Казанския, при Высочайшем присутствии ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ, ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА, Супруги ЕГО Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ АЛЕКСЕЕВНЫ и Матери ЕГО вдовствующей ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЁДОРОВНЫ, Их Императорского Высочеств, Государя Цесаревича и Великого Князя КОНСТАНТИНА ПАВЛОВИЧА, Государыни Великой Княгини ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ и Супруга Ея Светлейшего Наследного Принца Баден-Баденского Карла Людвиха, Супруги Его Принцессы Амалии Фридерики и Фамилии Его, следующим образом: По прибытии ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ в 1 часу по полудни в соборную Казанския Богоматери церковь, встречены были ИХ ВЕЛИЧЕСТВА при входе в оную Высокопреосвященным Амвросием, Митрополитом Новгородским, Санктпетербургским, Эстляндским и Выборгским, Преосвященным Иринеем Архиепископом Псковским и Рижским и всем знатнейшим Духовенством в облачении. также Членами Высочайше учреждённой о построении оной церкви Комиссии, в предшествии которых изволили ИХ ИМПЕРАТОРСКИЕ ВЕЛИЧЕСТВА и Их Императорские Высочества следовать к назначенному для созидания вышеупомятуного храма месту, где приготовлен был мраморный камень с сделанными внутри оного впадинами для положения во первых медалей с грудным изображением ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА и с надписью на обороте означаюшею день основания храма 27 Августа 1801 года и монет золотых и серебряных разного достоинства, во вторых кирпичей яшмовых и агатовых с вензловым ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ Именами, и наконец позлаченной бронзовой доски и надписью следующего содержания:
«Лета Господня 1801 года Августа 27го дня положено основание святому храму сему во имя пресвятыя Богородицы чудотворная ея иконы казанския, повелением блаженныя памяти Государя Императора Павла Петровича, в царствование же и при Высочайшем присутствии Благочестивейшаго Самодержавшейшаго Великаго ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА всея России, Супруги ЕГО Благочестивейшия ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ АЛЕКСЕЕВНЫ и Матери ЕГО Благочестивейшия ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЁДОРОВНЫ, в первое лето по Взошествии на ПРЕСТОЛ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА. — Строил Архитектор Воронихин.»
По совершении водоосвящения и молебна, когда ИХ ИМПЕРАТОРСКИЕ ВЕЛИЧЕСТВА и Их Императорские Высочества изволили приступить к вышеупомянутому приуготовленному для закладки месту, то Члены Комииссии имели щастие подносить ИХ ВЕЛИЧЕСТВАМ и Высочествам, также и Светлейшим Принцам и Принцессам Баден-Баденским и Мекленбургским на позлащенных блюдах следующие принадлежности, кои разставлены были на богато убранных столах, а именно: Господин Обер-Камергер, Сенатор, Императорской Академии Художеств Президент и Кавалер Граф Строганов — медали и монеты. Господин Тайный Советник, Интендант и Кавалер Ходнев — лопатки, Господин Действительный Статский Советник и Кавалер Старов — яшмовые и агатовые с вензеловыми ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ Именами кирпичи. Господин Статский Советник Пушкин — молоток, а в заключение позлащенную бронзовую с надписью доску Господин Архитектор коллежский Ассесор Воронихин. При положении ЕГО ИМПЕРАТОРСКИМ ВЕЛИЧЕСТВОМ перваго камня выпалено было как с Санктпетербургской крепости, так и с Адмиралтейства из пушек сто один выстрел. Наконец все сие торжество заключено было провозглашением многолетия за Высочайшее здравие и при сих возклицаниях ИХ ИМПЕРАТОРСКИЕ ВЕЛИЧЕСТВА и Их Императорские Высочества, с прочими Высокими Особами изволили возвратиться с таким же порядком.» Казанский собор; фасад с западной стороны

Изначально Казанский собор планировали возвести к 1804 году, однако в действительности работы затянулись более чем на 10 лет. Строился собор южнее Рождественской церкви, всё это время она продолжала свою работу. Имеющиеся к тому времени строения на углу Невского проспекта и Мещанской улицы и близ Зимина переулка были снесены (11 частных домов). За каждый из них владельцам было заплачено по 500 рублей .

Подготовка к строительству проходила на фоне патриотического подъёма. Это стало причиной того, граф Строганов предложил возводить Казанский собор только силами русских мастеров, только из отечественных строительных материалов.

На время строительства Воронихин переселился в дом №27 по Невскому проспекту.

Первое время, рабочие занятые на стройке жили за городом в землянках. Некоторых из них разместили в бараках на Конюшенной площади. Подавляющее число строителей являлось крепостными крестьянами и вынуждены были все заработки отдавать своим хозяевам. Ярославская и Вологодская губернии поставляли на стройку каменщиков, Костромская — плотников, Олонецкая — гранильщиков, белорусские области — землекопов.

Рабочий день строителей Казанского собора летом устанавливался с 4 часов утра до 9 часов вечера. Зимой — с 5 часов утра до 8 часов вечера. Обеденный перерыв летом составлял 2 часа, зимой — 1 час. Для сезонных рабочих сезон начинался весной, а заканчивался в октябре. Многие из них подписывали новый контракт и обещали вернуться в следующем году. При этом у работника отбирался паспорт, выдавался «аванс». Заработная плата при строительстве Казанского собора была примерно равна средней по городу. Каменщикам платили до одного рубля за рабочий день, но не серебром, а ассигнациями. Одна ассигнация тогда стоила примерно 80 копеек. Очевидец вспоминал:

«Приходящие на летние заработки рабочие — строители, плотники, каменщики, штукатуры, начинают работу в 5 часов утра и продолжают её до 9 часов вечера, с двухчасовым обеденным перерывом… Они ночуют за городом, во дворах или конюшнях, на земле. Их пища состоит из воды, кваса, хлеба, муки или огурцов; они чрезмерно напрягают свои силы, чтобы собрать немного денег и, по возвращении домой, зарывают их тотчас в землю, чтобы их господа или управляющие не смогли бы их отнять, и случайное происшествие или смерть погребают навсегда в земле серебро.»

На стройке работали не только оброчные крестьяне. Например, для украшения храма в 1810 году у помещика Теплова за 1 000 рублей был куплен крепостной художник Тарас Иванов.

Строители Казанского собора часто страдали от своего бесправия. Сохранился документ — жалоба строителей Мохнаткина и Чобыкина, которых подрядчик не только обсчитал и лишил паспортов, но и приказал заковать их в рогатки. Обер-полицмейстер оставил эту жалобу без внимания.

Иностранцы так описывали русских рабочих:

«Им, этим простым мужикам в рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам; пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно их копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен. С окончанием постройки собора торопились; несмотря на зимнее время и 13-15 градусов мороза, работы продолжались даже ночью. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, эти изумительные работники, забравшись на верх лесов, старательно исполняли своё дело. Способность даже простых русских в технике изящных искусств поразительна.»

Большую помощь при строительстве храма оказал военный губернатор Петербурга Михаил Илларионович Кутузов. Он по первому требованию Воронихина предоставлял территории для мастерских и складов, выделял солдат для неотложных и трудоёмких работ.

Из-за того, что главный вход в Казанский собор по правилам православной церкви должен был быть устроен не со стороны Невского проспекта (с севера), а со стороны Казанской улицы (с запада), Воронихин сделал входы с обеих сторон здания. Северная колоннада собора архитектурно объединила здание с Невским проспектом. Боковые порталы колоннады служили проездами в сторону набережной Екатерининского канала и Казанской улицы.

Проектный план Казанского собора

Проект собора полностью осуществлён не был. Когда его сооружение подходило к концу, архитектор предложил построить колоннаду и с южной стороны здания, которая бы повторила северную, состоящую из 96 колонн. Эта идея замечена даже в записной книжке Александра I за 1819 год, где он планирует наиболее значимые постройки в центре Петербурга. Но построена южная колоннада так и не была.

Ещё в 1805 году была освобождена часть земли с запада от собора, до того момента принадлежавшая саду Воспитательного дома. Здесь был снесён один из его флигелей. С лета 1811 года по ноябрь 1812-го на этом участке возводили художественную ограду. На пьедесталах по краям решётки должны были стоять фигуры апостолов Петра и Павла. Для них под Выборгом были изготовлены две гранитные глыбы весом около 1 500 пудов. Одна из них утонула при погрузке на баржу, а вторая упала с платформы при её транспортировке к храму по улицам Петербурга. Несколько десятилетий кусок скалы перегораживал Аптекарский переулок. В конце концов этот камень пригодился для строительства фундамента Спаса-на-крови. Утонувшая глыба в 1911 году пошла на изготовление пьедестала памятника адмиралу С. О. Макарову в Кронштадте.

Строительные работы были завершены в 1811 году. В старой Рождественской церкви провели последнюю службу 26 августа. Сразу после неё казанскую икону переместили в установленную рядом палатку, после чего приступили к разборке старого храма . 15 сентября состоялось освящение Казанского собора. Петербургская пресса так это описала:

«Вчерашний праздник священнейшего коронования Государя Императора и Государыни Императрицы ознаменован был здесь особенным торжеством, по случаю освящение в оный день новопостроенной Казанской Соборной Церкви. Торжество сие происходило самым блистательным образом в присутствии Его Императорского Величества и всей Августейшей Фамилии. Начиная от Зимнего Дворца, до самого нового Собора, стояли в параде войска здешнего гарнизона. Все места со всех сторон усеяны были народом, к стечению коего благоприятствовала также прекраснейшая погода. Нельзя представить себе ничего величественнее, при виде бывшего по сему случаю крестного хода, когда Преосвященный Митрополит, вознеся на главу свою Святые Мощи для новой церкви, а два другие Архиерея, подняв Святую Икону Божией Матери, обходили вокруг сего великолепнейшего Храма, при сооружении коего, кажется, все искусства спорили между собою в совершенстве.»

Графом Строгановым Александру I были вручены ключи от нового храма. Его архитектора А. Н. Воронихина наградили орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.

С момента завершения строительства Казанского собора и до 1826 года перед колоннадой располагался деревянный обелиск. Воронихин предполагал наличие здесь каменного памятника, но из-за недостатка средств это осуществлено не было.

Фасады и интерьеры

Интерьер Казанского собора в Петербурге

В отделке Казанского собора использовались: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. В наружной облицовке стен — пудостский известняк (из карьера близ деревни Пудость, в восьми километрах от Гатчины). Всего понадобилось 12 000 кубометров этого камня. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов.

Длина здания с запада на восток — 72,5 метра, с севера на юг — 56,7 метра. Казанский собор стал самым высоким храмом начала XIX века. Его высота с куполом в разных источниках указывается разной. Так, в книге «Невский проспект» утверждается, что она составляет — 62 метра . Историк П. Я. Канн в статье «Казанская площадь» , а также А. А. Игнатенко в книге «Казанский собор. Страницы истории» приводят другое число — 71,6 метра. Диаметр купола превышает 17 метров. Для него впервые в мировой строительной практике Воронихиным была применена металлическая конструкция. Снаружи купол изначально был покрыт тёмно-серым лужёным железом.

В нишах северного портика расположили четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В. И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И. П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов). У ног последнего размещены меч со львом, символом Швеции. На льва опирается русский щит.

Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей баптистерия (крестильного дома) во Флоренции, работы Лоренцо Гиберти (XV век). Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов уже после окончания строительства Казанского собора. Для этого ему понадобилось 182 пуда и 39 фунтов меди. Но Екимову не дали консультанта, который подсказал бы ему как правильно расположить на дверях десять библейских сюжетов. В итоге он сделал это произвольно. «Флорентийские врата» были установлены на своё место в 1811 году.

Северные аттики над боковыми проездами украшены панно, в центре которых изображён Моисей. Панно над восточные проездом, названное «Источение Моисеем воды в пустыне», создал И. П. Мартос. Над западным проездом находится барельеф «Медный змий в пустыне». Его создал И. И. Прокофьев. Автором барельефов северного портика («Благовещение», «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет») стал Ф. Г. Гордеев.

Иконостас малого алтаря придела Казанского собора

Из барельефов внутри храма сохранились два: «Шествие на Голгофу» Ф. Ф. Щедрина и «Взятие Христа воинами в Гефсиманском саду» Д. Рашетта.

Казанской иконе Божией Матери был посвящён главный алтарь. Придел с правой стороны освящён во имя Рождества Пресвятой Богородицы, куда был перенесён иконостас из старой Рождественской церкви. С левой стороны находился придел во имя Святых Антония и Феодосия.

Зал Казанского собора действительно выглядит как зал дворца. Иконы для Казанского собора были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым, Ф. Брюлло, К. Брюлловым. Интерьер здания украшают 56 монолитных колонн из красного гранита, добытого на острове Сорвали близ Выборга. Бронзовые капители колонн созданы на заводе Ч. Берда литейщиком Тарасом Котовым. Пол в зале покрыт несколькими тысячами пластин из шокшинского камня и олонецкого мрамора. Один из первых посетителей описал внутреннее убранство Казанского собора:

«Новые живописные и все скульптурные работы в оном Храме суть произведения Гг. Академиков и сочленов оной же Академии, а именно: Г. Шебуевым писан в куполе свод с изображением Господа Вседержителя во Славе, и два под оным куполом образа Святых Василия Великого и Григория Богослова; Г. Егоровым, местные образа Рождества Пресвятой Богородицы и Сошествия Святого Духа; Г. Бессоновым, образ Тайной Вечери; Царские же Двери большого иконостаса писаны Г. Боровиковским.»

Каменные пьедесталы, до сих пор стоящие по обе стороны колоннады, предназначались для скульптур архангелов Михаила и Гавриила. Эскиз фигур был заказан академику А. И. Иванову ещё в 1803 году. Но Комиссия по строительству собора работу Иванова забраковала. Новый проект создал скульптор И. П. Мартос. Ко времени открытия храма он изготовил фигуры из гипса, покрыл бронзовой краской в расчёте на будущую отливку фигур из бронзы. Но заменить их бронзовыми так и не удалось. Гипсовые архангелы настолько обветшали, что в 1824 году их пришлось убрать.

Судьбу собора изменила Отечественная война 1812 года. Построенный изначально для иконы, он превратился в хранилище реликвий войны. Перед принятием командования русской армией в соборе молился фельдмаршал М. И. Кутузов. Сюда свозили военные трофеи, в том числе 107 армейских знамён и полковых штандартов наполеоновских войск, 94 ключа от завоёванных восьми крепостей и 17 городов, жезл маршала Даву. К настоящему времени здесь осталось шесть трофейных знамён и 26 ключей в шести связках.

В декабре 1812 года генерал Платов через Кутузова передал церкви серебро, которая русская армия отняла у отступающих французов. Фельдмаршал предлагал, согласно желанию воинов, изготовить из драгоценного металла четыре фигуры евангелистов для внутреннего убранства Казанского собора. Модели фигур изготовил И. А. Мартос, но этот проект не понравился обер-прокурору Синода А. Н. Голицыну. Через несколько лет серебро решили использовать для изготовления нового иконостаса. Но в связи со строительством Исаакиевского собора на эту работу не было денег. Первоначальный иконостас был заменён на серебряный только в 1836 году. Его создал архитектор К. А. Тон.

Спешка при строительстве довольно быстро привела к осыпанию штукатурки внутри здания. В 1814 году её пришлось удалить, а вместе с ней и декорирующие иконостасы барельефы с изображениями евангелистов. Их заменили росписью по штукатурке.

Казанский собор до 1917 года

21 декабря 1812 года, когда русские войска вышли на границы империи, Казанский собор стал местом празднования полного освобождения русской земли от завоевателей. В феврале 1913 года в Казанский собор прибыли ключи города Варшавы, которые доставил в столицу генерал Васильчиков.

Могила князя М. И. Голенищева-Кутузова Смоленского в Казанском соборе

Особым событием для Казанского собора стали похороны фельдмаршала М. И. Кутузова 13 июня 1813 года. Его могила расположена напротив Казанской иконы.

Кутузов скончался 16 апреля 1813 года в городе Бунцлау. Там его тело набальзамировали, для чего внутренности вынули и захоронили на местном кладбище. Впоследствии возникла легенда, будто фельдмаршал повелел похоронить его сердце на месте смерти, на Саксонском тракте, дабы солдаты видели, что сердцем он остаётся с ними. Этот миф был развеян в 1933 году, когда произошло вскрытие гроба Кутузова:

АКТ. Ленинград, 1933 год, сентябрь 4-го дня. Комиссия в составе: директора Музея истории религии Академии наук СССР — проф. Богораза-Тана В. Г., учёного секретаря музея Блаканова В. Л., завед. Фондами музея Воронцова К. К., в присутствии представителя от П.П.ОГПУ тов. Бороздина П. Я. составили настоящий акт о нижеследующем.
Вскрыт склеп, в котором захоронен Кутузов М. И. Склеп находился в подвальном помещении музея. По вскрытии склепа обнаружен сосновый гроб (обтянутый красным бархатом с золотыми позументами), в котором оказался цинковый гроб, завинченный болтами, внутри которого обнаружен костяк с остатками сгнившей материи. Слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце. Весь процесс вскрытия был зафотографирован — было произведено 5 снимков.
Настоящий акт составлен в 2 экземплярах …

Над могилой Кутузова повесили Смоленскую икону Божией Матери из Александро-Невской лавры.

Казанский собор являлся тем местом, откуда Император и члены его семьи отправлялись в действующую армию. С его посещения начиналось и возвращение Александра I в столицу. До окончания войны с наполеоновской Францией храм оставался местом празднования наиболее значимых побед российских и союзных войск. 2 сентября 1813 года здесь отмечали взятие Берлина, спустя один год — победу при Бриенне и взятие Данцига. В апреле 1814 и в июле 1815 года здесь праздновалось взятие Парижа.

Казанский собор играл важную роль в жизни царской семьи. В Исаакиевском соборе членов царского дома крестили, в Петропавловском — хоронили, а здесь — венчали. Каждый год в марте здесь праздновалось восшествие на престол Александра I. Ежегодно 30 августа отсюда начинался крестный ход к Александро-Невской лавре. Этот день считался в Петербурге выходным.

В 1840-х годах купол Казанского собора покрыли светло-зелёной краской. Позже его покрытие имитировало бронзу.

26 октября 1893 года в Казанском соборе отпевали Петра Ильича Чайковского. Из-за огромного количества желающих проститься с композитором, было решено впускать посетителей в храм по билетам. Всего их было выдано 8 000. На литургии использовалась только музыка Чайковского, которую исполнял хор Императорской оперы. Из Казанского собора траурная процессия проследовала к Александро-Невской лавре, где композитор был похоронен.

Свечное освещение храма было заменено электрическим в 1903 году.

В 1910 году рассматривалось предложение восстановить фигуры архангелов Михаила и Гавриила на пьедесталах у колоннад. Но ни у правительства, ни у причта Казанского собора, не оказалось на это денег.

Примерно за две недели до февральской революции 1917 года по инициативе Общедоступного и передвижного театра в Казанском соборе была отслужена панихида по В. Ф. Комиссаржевской.

Казанский собор после 1917 года

Казанская площадь

Некоторое время после октябрьской революции администрация храма ещё продолжала развивать свою религиозную деятельность. В самом начале 1918 года настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский планировал устроить здесь пещерный храм имени святого Гермогена, который должен был бы повторить темницу Чудова монастыря в Москве, где погиб святитель Гермоген.

Но весьма скоро политика советской власти по отношению к церкви привела к тому, что о её развитии не могло быть и речи. Наоборот, количество прихожан сокращалось. Как отмечалось в 1924 году, в праздник Казанской иконы в соборе было всего лишь 60 человек, преимущественно старух. Из-за резкого уменьшения численности прихода сокращались и пожертвования. У причта не хватало денег на содержание здания.

Весной 1924 года советское правительство озаботилось состоянием архитектурных памятников, к которым продолжал причисляться и Казанский собор. Тогда выявилось плохое состояние кровли здания, которое 23 сентября дополнилось водой в подвалах из-за разрушительного наводнения. Последующие реставрацию стен и интерьеров собора проводили архитекторы А. П. Аплаксин, А. А. Парланд, художники Н. А. Бруни, Э. К. Липгард.

В апреле 1932 года Казанский собор был закрыт для верующих. По ходатайству Академии наук СССР в Казанском соборе начались работы по устройству к XV годовщине Октября первого музея по истории религии и атеизма . Казанскую икону Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор, другие ценные иконы, живописные полотна и церковную утварь — в Русский музей. В храме остались только «Тайная вечеря» С. А. Бессонова на своде алтаря, а также работы художников А. И. Иванова, Г. И. Угрюмова, С. С. Щукина и Ф. И. Ясненко, а также картина Ф. Алексеева над могилой Кутузова. Крест купола заменили на шар с пикой. Открытие музея не состоялось вовремя, произошло 15 ноября. К осени 1933 года здание получило художественную подсветку.

Казанский собор

Осенью 1941 года у колоннады храма была устроена выставка «Военное прошлое русского народа». Музей атеизма временно закрылся, его место заняла выставка «Отечественная война 1812 года», проработавшая всю войну. В подвале здания разместился один из отделов штаба Ленинградского фронта. Во время блокады в Казанский собор попало три снаряда, купол и крыша насчитывали более 1600 пробоин. В 1951 году начался его капитальный ремонт под руководством Я. А. Казакова. Работы в интерьерах проводились в 1952-1956 годах, фасады ремонтировались в 1964-1968 годах.

6 января 1990 года впервые в практике отечественного телевидения из Казанского собора была проведена прямая трансляция Рождественского всенощного бдения. Подобные Рождественские и Пасхальные телетрансляции теперь проводятся ежегодно.

С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений, ему возвращена Казанская икона Божией Матери. В 1994 году на куполе собора вновь появился золотой крест. 6 апреля 1998 года Казанскому собору «вернули голос», на его звоннице установили отлитый на Балтийском заводе колокол. В 2000 году Казанский собор стал главным кафедральным храмом Петербурга, сюда вернули Казанскую икону. Музеи истории религии переехал в здание на Почтамтской улице. К 2003 году (300-летию Санкт-Петербурга) мастера Балтийского завода отлили четырёхтонный колокол высотой более двух метров, ставший самым крупным колоколом Казанского собора.

Поделиться

1 1 1 1 1 Рейтинг 90%

Источники

1 Кириков Б. М., Кирикова Л. А., Петрова О. В.: «Невский проспект : Архитектурный путеводитель». Издательство «Центрполиграф», 2004 — 378 стр. 2 Буренина М. С.: «Прогулки по Невскому проспекту». Издательство «Литера», 2003 — 272 стр. 3 Канн П. Я.: «Казанская площадь // Ленинградская панорама. — 1985. — №9. — С. 30-32». Издательство «», — стр. 4 Канн П. Я.: «Казанская площадь // Ленинградская панорама. — 1985. — №10. — 32-34». Издательство «», — стр. 5 Малиновский К. В.: «Санкт-Петербург XVIII века». Издательство «Крига», 2008 — 576 стр. 6 Жигало М. В., Тукиянен И. А.: «Самые известные храмы Санкт-Петербурга». Издательство «Олимп: Астрель: АСТ», 2007 — 285 стр. 7 Игнатенко А. А.: «Казанский собор. Страницы истории.». Издательство «Искусство России», 2007 — 128 стр. 8 Шуйский В. К.: «Тома де Томон». Издательство «Лениздат», 1981 — 160 стр.

Во всех приходских и монастырских храмах епархии будут совершены богослужения, но без участия прихожан.

В Петербурге установлен порядок богослужений в храмах епархии в период с 14 по 19 апреля. Как сообщили телеканалу «Санкт-Петербург» в пресс-службе Санкт-Петербургской митрополии РПЦ, во всех приходских и монастырских храмах епархии пройдут богослужения без участия прихожан.

Как установил 13 апреля митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, в богослужениях будут принимать участие только клирики, певчие, церковные работники, волонтеры, а также съемочные группы, обеспечивающие онлайн-трансляции.

Митрополит обратился к верующим с обращением. Он подчеркнул, что в Петербурге до последнего не закрывали храмы и призывали воздерживаться от их посещения. «Оказалось, что в Санкт-Петербурге соблюсти в полной мере санитарные нормы в грядущие великие и святые дни не представляется возможным. Прихожан много, а храмов, особенно в спальных районах, по-прежнему не хватает», – говорится в обращении.

Сейчас православные христиане готовятся к главному ежегодному событию – празднику Пасхи. В прямой эфир священнослужители из Казанского собора выходят почти каждый день. Посмотреть трансляцию можно на официальном сайте или в социальных сетях, которые посещают до 20 тысяч верующих. География не ограничивается Петербургом. Трансляции из Казанского собора смотрят православные по всей России. В том числе из Москвы, Нижнего Новгорода, Воронежа и других городов.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в Telegram.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Первое документальное упоминание о расположенном на берегу Финского залива маленьком рыбацком посёлке Териоки, чьё название в переводе с финского означает «Смоляная река», относится к середине ХVI века. А в 1721 году, по результатам Ништадтского мира, заключённого между Россией и Швецией по окончании Северной войны, земли Карельского перешейка отошли к России и получили название Выборгской провинции, которая позже стала губернией. После открытия в 1870-х годах Финляндской железной дороги и строительства вокзала в Териоках петербургские жители начали активно съёзжаться сюда на лето. Некоторые петербуржцы приобретали в Териоках земельные участки и строили собственные дома, в которых оставались жить в течение всего года. Одним из таких людей был купец Андрей Иванович Дурдин — директор-распорядитель «Товарищества пиво- и медоваренного завода Ивана Дурдина» и почётный гражданин Петербурга, решивший построить на своём участке летнюю деревянную церковь. У местных жителей, финнов-лютеран, был свой храм, а ближайшая православная церковь находилась в соседнем селе Райволо, поэтому дачники с благодарностью поддержали решение Дурдина.

Небольшой шатровый храм высотой двадцать метров архитектор Фёдор Семёнович Харламов построил в северном стиле и украсил изящной резьбой. Церковь была освящена во имя Казанской иконы Божией Матери 6 августа 1880 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского, Новгородского и Финляндского Исидора (Никольского). Многочисленные дачники были признательны Дурдину за строительство церкви и старались по мере возможностей жертвовать на её содержание, но всё же основная часть расходов ложилась на плечи храмоздателя. Для служения в новой церкви был приглашён постоянно проживающий летом в Териоках священник Константин Ветвеницкий. Андрей Иванович Дурдин скончался в 1888 году, через восемь лет после освящения построенного им храма, и заботы по содержанию церкви взяли на себя вдова Мария Исидоровна и старший сын Иван Андреевич. Ещё через несколько лет им стало понятно, что церковь уже не вмещает постоянно растущее количество дачников. В 1894 году Иван Андреевич Дурдин пригласил архитектора Юлия Фёдоровича Бруни расширить храм, что и было успешно проделано, а кроме того, Бруни надстроил колокольню в старомосковском стиле. Однако и расширенный храм вскоре стал тесен для обитателей Териок, многие из которых были уже не дачниками, а постоянными жителями. Во время больших праздников храм не мог вместить всех желающих.

В 1898 году была предпринята капитальная перестройка церкви — теперь она становится тёплым зимним храмом, в который может поместиться около тысяча верующих. Архиепископ Антоний (Вадковский) освятил перестроенный храм 17 мая 1898 года. Приход получил самостоятельный статус (до этого был приписан к православному приходу в Райволо), а настоятелем был назначен протоирей Пётр Поташев. Несчастье случилось зимой, когда в Териоках было мало народа: 5 декабря 1907 года Казанская церковь полностью сгорела. Николай Андреевич Дурдин переоборудовал свою летнюю дачу под временную церковь, но надо было строить новую, каменную. Но тут неожиданно разгорелись споры. Николай Андреевич по праву считал, что новая церковь должна стоять на прежнем участке, на месте старой. Часть прихожан поддерживала церковного настоятеля, протоирея Петра Поташева, который выступал за участок Василия Колодяжного: он был гораздо просторнее участка Дурдина, находился ближе к центру Териок, а главное располагался на возвышенности, с которой храм был особенно хорошо виден. Учитывая эти факторы, епархиальное начальство вынесло решение в пользу участка Колодяжного.

В 1910 году было начато строительство каменной церкви на участке Колодяжного. Закладка храма была приурочена к 200-летию взятия Выборга Петром I. Проект создал епархиальный архитектор Николай Никитич Новиков. В ходе строительства отдельно отмечались важные этапы: 8 июля 1913 года был торжественно поднят главный крест на купол храма, а 14 сентября того же года — другие девять крестов. Их поднятие было особенно торжественным, поскольку совпало с праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня. Высота колокольни вместе с крестом достигала почти 50 метров. Ещё через месяц были подняты все колокола, что вызвало особенную радость и гордость у местных жителей, заявлявших, что теперь у них «звон, как в городе». И кресты, и колокола были дарами зажиточных прихожан, один из них оплатил и работы по росписи стен и созданию иконостаса (стоит отметить, что иконы в иконостасе выполнил брат известного философа Василия Розанова — художник Павел Розанов). Благодаря щедрым пожертвованиям храм снабдили богатой церковной утварью и книгами, а приходской хор получил целую нотную библиотеку. Расчитанный изначально на 800 человек, храм в действительности вмещал почти в два раза больше прихожан. Торжественное освящение главного престола в честь Казанской иконы Божией Матери совершил 5 июля 1915 года архиепископ Финляндский Сергий, будущий Патриарх Московский и всея Руси.

Казанский храм был закрыт в 1939 году ровно на 50 лет. Эта удивительной красоты церковь выполнена с опорой на московско-ярославский стиль ХVI века. Отличительной чертой храмов подобной архитектуры, берущей своё начало в старинном ярославском зодчестве, является ассиметрия в плане и подчинённые объёмы приделов, притворов и галерей, расположенных вокруг основного четверика. С одной стороны, они визуально усложняют конструкцию, с другой — придают ей живописности, особенно если осматривать храм со всех сторон. Позже памятники такой архитектуры послужили одним из основных источников знаменитого псевдорусского стиля конца ХIХ века. Храм отличается от характерных образцов того времени отсутствием пёстрой окраски: вся церковь снаружи оштукатурена и окрашена в белый цвет. Здание храма представляет собой многоглавую церковь с высокой колокольней (её высота 49 метров вместе с крестом). Изначально главы были покрыты алюминевым порошком, отчего имели серебристый цвет, подчёркивающий белизну всего здания. Маленькая луковка на узком барабане придела так же красива, как и большой купол, однако миниатюрному варианту часто не хватает высоты. Архитектор решил эту проблему при помощи дуг-кокошников, которые располагаются друг над другом в два слоя, «лесенкой». Такой элемент визуально увеличивает верхушку, красиво завершая дуговую композицию. На фасаде храма ясно выделяются длинные узкие окна, обрамлённые колоннами-наличниками. Они визуально вытягивают окно, делая его ещё приметнее и красивее, а расположенные сверху коруны добавляют окнам изящества. Время массивных крылец и порталов миновало. На смену им пришли небольшие арки, которые часто делали двойными, разделяя пространство посередине так называемой гирькой, украшенной рельефными узорами. Визуальное деление храма на ярусы происходит за счёт поребрика — особой кладки кирпичей, создающей зубчатый узор, который происходит по всей длине фасада. Войти в Казанский храм можно через парадное крыльцо, оформленное в виде небольшой часовни со своей главкой, а также через боковые входы. По лестнице попадаем в притвор, являющийся нижним ярусом колокольни.

Трапезная очень просторная, с большими окнами, дающими много света. Она условно делится на три части — центральную, ведущую в главный придел, и две боковые. Два массивных столпа, образующие высокие арки, отделяют трапезную от основного объёма и левого и правого приделов. Левый (северный) придел был освящён 15 мая 1994 года в честь Святителя Николая Чудотворца митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым), а правый (южный) — в честь преподобного Сергия Радонежского — 26 февраля 1995 года епископом Тихвинским Симоном (Гетей). В Сергиевском приделе ещё не до конца восстановленного храма прошла и первая литургия в праздник Архангела Михаила 21 ноября 1989 года. К столетнему юбилею храма, в 2015 году, по первоначальному пректу был восстановлен многоярусный иконостас главного придела из полированного белого мрамора, украшенного позолоченным декоративным орнаментом. Ряды колонн, отделяющие иконы друг от друга, выполнены из малахита, лазурита и родонита, а иконы написаны петербургским художником Виктором Бобровым. Иконостасы в боковых приделах также выполнены из белого мрамора, в одной стилистике с главным.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №267, 2017 г.

КАЗАНСКИЙ СОБОР — памятник архитектуры классицизма в Санкт-Петербурге.

По­стро­ен на мес­те церкви Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (1733-1737 годы), в ко­то­рой хра­нил­ся по­чи­тае­мый спи­сок Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. В 1773 году в этой церк­ви вен­чал­ся це­са­ре­вич Па­вел Пет­ро­вич (бу­ду­щий император Па­вел I); в ней от­ме­ча­лись по­бе­ды русской ар­мии (в конце XVIII века по­лу­чила ста­тус со­бо­ра). В 1799 году по ука­зу императора Пав­ла I был про­ве­дён кон­курс на про­ект но­во­го со­бо­ра для пе­ре­но­са в не­го Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (уча­ст­ни­ки: П. ди Г. Гон­за­го, Ч. Ка­ме­рон, Дж. Тром­ба­ра, Ж. То­ма де То­мон). Казанский собор по­стро­ен в 1801-1811 годах (архитектор А. Н. Во­ро­ни­хин), ос­вя­щён в 1811 году; от­де­лоч­ные ра­боты про­дол­жа­лись до 1829 года (под руководством О. Р. де Мон­фер­ра­на).

Зда­ние, имею­щее в пла­не фор­му латинского кре­ста, об­ра­ще­но к Нев­ско­му проспекту вы­тя­ну­тым бо­ко­вым (северным) фа­са­дом, к ко­то­ро­му при­мы­ка­ет гран­ди­оз­ная по­лу­круг­лая ко­лон­на­да ко­ринф­ско­го ор­де­ра (96 ко­лонн, по­став­лен­ных в 4 ря­да) с 6-ко­лон­ным пор­ти­ком в цен­тре. Она об­ра­зу­ет тор­же­ст­вен­ную пло­щадь, вхо­дя­щую в цепь ан­самб­лей Нев­ско­го проспекта (та­кая же ко­лон­на­да пред­по­ла­га­лась и с южного фа­са­да собора, но не бы­ла осу­ще­ст­в­ле­на). Зда­ние за­вер­ше­но ку­по­лом на вы­со­ком ба­ра­ба­не (со­сто­ит из 3 обо­ло­чек; внеш­няя обо­лоч­ка вы­пол­не­на из ко­ва­но­го же­ле­за на ме­тал­лич. ос­но­ве в ви­де ра­ди­аль­но рас­хо­дя­щих­ся рё­бер); вы­со­та зда­ния с ку­по­лом 71,6 м.

Ин­терь­ер Казанского собора пред­став­ля­ет со­бой ве­ли­че­ст­вен­ный 3-не­фный ко­лон­ный зал (дли­на главного не­фа 69 м; ко­лон­на­ды из 2 ря­дов ко­лонн ро­зо­во­го гра­ни­та с зо­ло­чё­ны­ми ба­за­ми и ка­пи­те­ля­ми ко­ринф­ско­го ор­де­ра не­сут ци­лин­д­рические сво­ды). В оформ­ле­нии со­бо­ра ис­поль­зо­ва­ны про­из­ве­де­ния скульп­ту­ры (ра­бо­ты И. П. Мар­то­са, И. П. Про­кофь­е­ва, В. И. Де­мут-Ма­ли­нов­ско­го, Ф. Г. Гор­дее­ва, Ф. Ф. Щед­ри­на, С. С. Пи­ме­но­ва и др.), в соз­да­нии икон и стен­ной рос­пи­си уча­ст­во­ва­ли жи­во­пис­цы В. Л. Бо­ро­ви­ков­ский, А. Е. Его­ров, В. К. Ше­бу­ев и др. Ог­ром­ные сев. вра­та от­ли­ты В. П. Еки­мо­вым из брон­зы по об­раз­цу «Рай­ских врат» Л. Ги­бер­ти во фло­рен­тий­ском бап­ти­сте­рии. Леп­ной де­кор ис­пол­ни­ли Ф. Тор­чел­ли, Б. Ме­ди­чи; рез­ные ико­но­ста­сы — А. Леб­лон, Ф. Креть­ен; цар­ские вра­та бы­ли от­ли­ты из се­реб­ра П. Тен­не­ром. В 1834-1836 годах главный ико­но­стас был от­де­лан се­реб­ром (мас­тер Ж. Ге­рен, по ри­сун­ку архитектора К. А. То­на), но­вые ико­ны ис­пол­ни­ли ху­дож­ни­ки В. К. Са­зо­нов и Ф. П. Брюл­ло, боль­шие ал­тар­ные об­раза — ху­дож­ни­ки Ф. А. Бру­ни, П. В. Ба­син, К. П. Брюл­лов (жи­во­пис­ные про­из­ве­де­ния из Казанского собора ны­не б. ч. на­хо­дят­ся в ГРМ и Му­зее ис­то­рии ре­ли­гии). В 1865 году на на­руж­ной сте­не ап­си­ды Казанского собора был по­ме­щён Ка­зан­ский об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри (худ. И. А. Тю­рин).

В Казанском соборе, став­шем пос­ле 1812 года и па­мят­ни­ком русской во­ин­ской сла­вы, хра­ни­лись тро­феи Отечественной вой­ны 1812 года и за­гра­нич­ных по­хо­дов 1813-1814 годов (зна­мё­на и клю­чи от кре­по­стей и го­ро­дов, взя­тых русскими вой­ска­ми; в 1914 году б. ч. тро­фе­ев бы­ла пе­ре­да­на в московский Ис­то­ри­чес­кий му­зей). В 1813 году в ле­вом пре­де­ле со­бо­ра по­гре­бён М. И. Ку­ту­зов (ог­ра­да по про­ек­ту А. Н. Во­ро­ни­хи­на). В 1837 году на пло­ща­ди пе­ред собором от­к­ры­ты па­мят­ни­ки Ку­ту­зо­ву и М. Б. Бар­к­лаю де Тол­ли (оба — скульп­тор Б. И. Ор­лов­ский, архитектор В. П. Ста­сов).

В 1922 году по де­кре­ту ВЦИК бы­ли изъя­ты поч­ти все пред­ме­ты ху­дожественного уб­ран­ст­ва и цер­ков­ной ут­ва­ри, в 1924 году унич­то­жен главный ико­но­стас (вос­ста­нов­лен в 2006 году). 26.12.1931 года Казанский собор был за­крыт; с 1932 года в нём раз­ме­щал­ся Му­зей ис­то­рии ре­ли­гии и ате­из­ма. В 1941-1944 годах со­бор был по­вре­ж­дён в ре­зуль­та­те арт­об­ст­ре­лов и бом­бё­жек; в 1950-1956 годах про­ве­де­на рес­тав­ра­ция ин­терь­е­ра, в 1963-1969 годах — фа­са­дов (архитектор А. Э. Гес­сен). В 1991 году в Казанском соборе во­зоб­нов­ле­ны бо­го­слу­же­ния. В 1994 году на его ку­по­ле вос­ста­нов­лен крест. В 1998 году Казанский собор вто­рич­но ос­вя­щён; ны­не — ка­фед­раль­ный со­бор Санкт-Пе­тербургской и Ла­дож­ской епар­хии.

Иллюстрация:

Ка­зан­ский со­бор и Ка­зан­ская пло­щадь в С.-Пе­тер­бур­ге. Архив БРЭ.

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге — один из крупнейших действующих храмов города. Главной его святыней является Чудотворная икона, благодаря чему храм получил название Собор Казанской иконы Божией Матери.

Приход собора регулярно участвует в церковных праздниках и крестных ходах. Сегодня на территории церкви действуют библиотека, художественная школа, лекторий, воскресная школа для детей и взрослых, православный музей веры, молодежный клуб, народный хор Победы и социальный отдел. Культурно-просветительский центр Казанского собора в Санкт-Петербурге ведет активную просветительскую и миссионерскую деятельность.

Чудотворная икона

Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых во всем мире, была явлена в Казани 8/21 июля 1579 года. Этот праздник ежегодно отмечают верующие по всей России.

Согласно легенде, после страшного пожара в Казани десятилетней Матроне приснилась Богородица, которая указала местонахождение иконы, где ее и нашли, закопанную на глубину около метра.

До переезда в Санкт-Петербург икона находилась в казанском монастыре Пресвятой Богородицы, основанном Иваном Грозным в 1579 году.

Икона относится к типу Одигитрии — Богородица на ней изображена фронтально с младенцем Иисусом Христом на руках. Из-за своей ценности и драгоценного оклада образа икона Божией Матери неоднократно подвергалась кражам и попыткам уничтожения. Чтобы предотвратить утрату было сделано множество копий.

Памятник М. И. Кутузову на Казанской площади, © Татьяна Лискер

История строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге

Архитектором собора является Андрей Никифорович Воронихин. Возведение храма продолжалось 10 лет с 1801 по 1811 годы. Строительство велось на Невском проспекте, где раньше стояла небольшая церковь Рождества Богородицы.

Новый храм начали строить по указу императора Павла I, который хотел создать кафедральный собор для чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Церковь строили исключительно из отечественных, в основном, карельских материалов. Каменщиками, кузнецами и плотниками были крепостные крестьяне. Строительство Казанского собора послужило началом к открытию школы мастерства инженеров, архитекторов и градостроителей.

Вид на Казанский собор с Невского проспекта: панорама Google

Над созданием храма трудилось несколько тысяч рабочих. Несмотря на отсутствие техники и крайне тяжелые условия труда был построен самый большой собор Санкт-Петербурга. Его высота достигает 71,5 метров, а огромные колонны, весом до 30 тонн каждая, поражают своим величием.

Открытие храма состоялось накануне Отечественной войны 1812 года. Сюда поступали завоеванные французские знамена и штандарты, некоторые и сегодня висят на стенах собора, хотя большинство из них хранится в Москве. В северо-восточной части храма находится могила М. И. Кутузова — знаменитого полководца, главнокомандующего русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Поскольку история церкви тесно связана с войной, собор получил звание памятника русской воинской славы.

Могила М. И. Кутузова в Казанском соборе, © Anton Vysoven

Описание собора

Император Павел I хотел построить собор, похожий на храм Святого Петра в Риме. Поэтому он выбрал проект, который максимально соответствовал этому требованию. Казанский собор в Санкт-Петербурге выполнен в стиле ампир, в форме классической римской базилики и крестово-купольного храма.

Длина собора с запада на восток составляет 72,5 метров, а с севера на юг — 57 метров. Ширина от купола до западных дверей — около 30 метров. Колоннада собора состоит из 126 колонн: 94 — со стороны Невского проспекта, 20 — с южной и 12 — с западной стороны.

Внутренняя часть разделена колоннами на три нефа. Центральный неф — самый большой, он перекрыт полуцилиндрическим сводом. Пол храма выложен сложной мозаикой из разноцветного мрамора и кварцита, что делает Казанский собор практически музеем природного камня. Единственным материалом «нерусского» происхождения был французский алебастр, из которого выполнены цветочные розетки на потолке.

Крест собора находится на куполе, который поддерживается четырьмя пилонами. В его барабане вырезано 16 окон, сквозь которые в храм проникает солнечный свет. Диаметр купола более 17 метров, что делает Казанский собор одним из самых высоких купольных зданий.

Главным акцентов внешнего убранства собора являются бронзовые двери, которые являются копией знаменитого храма Баттистеро во Флоренции.

Над скульптурами и барельефами для украшения собора трудились лучшие российские мастера — Пименов, Мартос, Екимов, Гордеев, Прокофьев и другие. Живопись храма, выполнена в академическом стиле, с явным подражанием мастерам эпохи Ренессанса. Наиболее известной картиной является «Взятие Богородицы на небо» кисти Карла Брюллова. Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге стал ярким образцом европейского искусства, в нем гармонично сочетаются архитектура, скульптура и живопись.

Внутреннее убранство собора: панорама Google

Расписание богослужений

Богослужения в соборе совершаются ежедневно. В течение дня совершают Таинства крещения и венчания, молебны и панихиды.

  • 07.00 — ранняя Божественная литургия, начало исповеди в 07.00;
  • 10.00 — поздняя Божественная литургия, начало исповеди в 09.30;
  • 18.00 — вечернее богослужение.

Экскурсии

В Казанском соборе ежедневно с 11.30 до 18.00 работает экскурсионная служба. Здесь можно заказать индивидуальную или групповую экскурсию, с аудиогидом или экскурсоводом. Проведение частных экскурсий возможно, когда не проходят богослужебные мероприятия. На все экскурсии необходимо записываться заранее.

Также в соборе есть паломническая служба, которая организует духовно-просветительские и образовательные поездки по святым местам России и Европы. Маршруты и программы регулярно обновляются.

Правила посещения Казанского собора в Санкт-Петербурге

Казанский кафедральный собор является действующим храмом Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В связи с этим администрация собора призывает посетителей уважительно относится к верующим, так как во время посещения в храме могут проходить богослужения.

При входе в собор мужчинам следует снимать головные уборы, а женщинам, наоборот, нужно покрыть голову. Недопустимо приходить с ярким макияжем и в открытой одежде (шортах, коротких юбках, бриджах, женских брюках). При входе в храм необходимо выключить звук на телефоне. Фотографировать можно, но без вспышки. Также следует соблюдать тишину — разговаривать тихо или шепотом.

В Казанском соборе запрещено:

  • проносить с собой огнестрельное, холодное и иное оружие, колющие, режущие и легко бьющиеся предметы, а также пиротехнические, токсичные, ядовитые и легковоспламеняющиеся жидкости и предметы;
  • пользоваться открытым огнем;
  • приходить и находиться на территории собора без одежды и обуви;
  • находиться в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • курить и употреблять спиртные напитки;
  • приносить в храм мороженое, еду, жевательные резинки и прочие предметы, которые могут испачкать других посетителей и имущество собора;
  • проводить несогласованные экскурсии;
  • посещать собор с животными;
  • приносить сумки и рюкзаки, размером больше 30 см х 20 см х 15 см;
  • трогать руками иконы и другие экспонаты;
  • заходить за ограждения;
  • производить профессиональную фото- и видеосъемку (в том числе съемку со штативом и с селфи-палкой) без письменного разрешения собора;
  • кататься на самокатах, роликовых коньках, велосипедах, скейтбордах и других аналогичных средствах;
  • играть на музыкальных инструментах;
  • проводить митинги и другую агитационную деятельность;
  • засорять и наносить ущерб имуществу собора.

Как добраться

Казанский кафедральный собор находится по адресу: Санкт-Петербург, Казанская площадь, 2.

На улице «площадь Казанская» останавливается троллейбус № 17 (остановка «Казанский собор»).

Со стороны Воронихинского сквера тоже есть остановка «площадь Казанская», где ездит маршрутное такси № К-306.

Через дорогу от собора находится станция метро «Невский проспект» (синяя ветка/линия 2).

Для вызова такси воспользуйтесь мобильными приложениями: Яндекс.Такси, Maxim, Uber, Gett.

Также можно арендовать автомобиль, дорога от аэропорта Пулково займет около 30 минут.

Маршрут из аэропорта до Казанского собора в Санкт-Петербурге на карте — Google Maps

Казанский собор в Санкт-Петербурге: аэросъемка

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *