Келья Павла таганрогского

Одна из самых почитаемых и известных святынь в Таганроге – Келья Святого Павла Таганрогского. Являя собой небольшой скромный домик, они производят невероятное впечатление и погружают посетителей в жизнь старца.

  • Где находится
  • История
  • Посещение
  • Как проехать
  • Посетителям

Где находятся Келья на карте Таганрога

Она располагается на юге приазовского городка, недалеко от моря. Вблизи обнаруживаются магазин «Пятерочка» и Центральный пляж.

Описание и история кельи

Блаженный Павел Таганрогский (Павел Стожков, 1792-1879 гг.) происходит из довольно-таки обеспеченной семьи: когда он достиг 20 лет, ему в наследство достались обширный участок земли и несколько сотен крепостных крестьян. Все это позволило бы ему безбедно существовать в большом городе или даже за границей, однако молодой человек предпочел богоугодный образ обитания. Он отправился в долгое путешествие по святым местам и вернулся на родину лишь спустя десять лет.

По возвращении он сменил много квартир, но последним его пристанищем стал в домик на Депальдовском переулке (ныне Тургеневский), состоявший из нескольких комнат – одна была отведена под келью. Известно, что хозяином жилья выступал некий Ефим Смирнов, а арендная плата составляла 75 рублей. Павел Таганрогский принимал к себе послушников – их он держал достаточно строго, а вскоре обрел дар исцеления: к нему съезжались люди со всей страны, уже тогда он стал почитаем и любим народом. Он вел простой, аскетичный образ жизни и больше заботился о духовности, чем о реальности – стремился к чистоте и постоянно молился.

О его личности можно судить и по келье. Маленькая, приземистая, наполовину вросшая в землю, она выглядит очень скромно – оценить то, в каких условиях проживал святой, нетрудно и по фото. Подворье старца Павла, как принято называть дом, почитается местными жителями: и снаружи, и внутри царит идеальный порядок и чистота. Изначально Блаженный был похоронен в часовенке на знаменитом городском Старом Кладбище, но в 1999 г., когда проходила его канонизация, мощи перенесли в Свято-Никольский храм. Процесс этот сопровождался чудесами: солнце вдруг окутала радуга, из облаков на небе сформировался крест, а вода вдруг стала сладкой.

После кончины Павла дом-келья был выкуплен баронессой Е.К. Таубе. Женщина передала его послушникам святого, которые затем переоформляли его друг на друга и передавали по наследству. Это впоследствии позволило спасти культовую постройку от конфискации советской властью. Теперь она находится в собственности Свято-Никольской церкви. Поэтапное восстановление достопримечательности – внутреннего убранства, икон, исторического фасада, началось в 90-х гг. прошлого века и длится до сих пор. Интересно, что ремонт тут никогда не проводился, поэтому гости могут наблюдать практически идентичную прежней жизненную картину почитаемого старика.

Посещение дома Блаженного Павла

По отзывам паломников, подворье Святого Павла Таганрогского обладает особой энергетикой. Здесь можно отдохнуть душой и проникнуться жизнью, историей святителя. Ежедневно в доме проходят молебны, которые доступны для посещения всех желающих.

Снаружи келья св. Павла Таганрогского выглядит аккуратно и красиво: небольшой, деревянный старинный домик, выкрашенный в белый и зеленый цвета. В стенах – маленькие оконца со створками, над одним из них вывешена икона. Сооружение обнесено внушительным забором и имеет просторный заасфальтированный двор. Непосредственно у кельи разбит палисадник, ограниченный невысокой плетеной изгородью с глиняными горшками на опорах. Обстановка словно переносит посетителей в далекое XIX столетие, когда старец был еще жив.

Особого внимания заслуживает древний колодец, сохранившийся неподалеку от постройки. По легенде, его освещал сам Иоанн Кронштадтский. Считается, что сюда Павел привозил святую воду из различных религиозных объектов.

Внутри дома посетители увидят выбеленную келью, стены которой сплошь завешаны иконками. Здесь можно заметить множество лампад, личных, бытовых предметов, церковных книг и горшков, наполненных песком – сюда помещались свечи. У одной из стен расположилась скамья: она служила Павлу постелью, куда он вместо подушки клал свою одежду.

Воистину это тихое и благодатное место, где всегда много верующих. Тут царит особая атмосфера, дарящая спокойствие, умиротворение и единство с Богом. На территории можно заметить и молодых людей: это студенты ВУЗов и учащиеся школ, что перед важным экзаменом приходят сюда за уверенностью, силой и покоем. Вскоре рядом откроется трапезная, что очень удобно: в святой достопримечательности всегда много паломников.

Как добраться (доехать)?

Ближайшие отсюда остановки транспорта – «Городской пляж» и «Украинский переулок», где проходят маршрутки №№ 7, 15 и 73.

На машине самостоятельно доехать от центра Таганрога до святыни нетрудно так:

Адрес, режим работы

  • Адрес: пер. Тургеневский, 82, Таганрог, Ростовская обл., Россия.
  • Координаты GPS: 47.202348, 38.928813.
  • График работы: с 9:00 до 18:00.

Келья свт. Павла Таганрогского ждет путешественников Таганрога ежедневно. Даже если турист далек от религии, эту достопримечательность стоит посетить: облик приземистой постройки, ее интерьер внутри, атмосфера прекрасно передают колорит позапрошлого века. История существования святителя и его личность вызывают огромный интерес: приезжим будет любопытно узнать поближе одного из самых чтимых и известных местных жителей.

В минувшее воскресенье, 12 мая Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил чин освящения воссозданного комплекса вокруг кельи святого праведного старца Павла Таганрогского и барельефной иконы с образом этого подвижника веры и благочестия.

Автор барельефной иконы – Вера Штода – наша землячка, творения которой приукрасили Таганрог, скульптор, член Союза художников России, член международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО, воплощающий в своих произведениях духовный опыт чуткого православного сердца. Оклад иконы – мраморный, причем этот мрамор, специально привезенный из Китая, не имеет в себе примесей железа и, соответственно, не станет желтеть из-за попадания на него влаги.

Владыка Меркурий поблагодарил благочинного Таганрогского округа протоиерея Алексия Лысикова, трудами которого келья обрела свой исторический облик, и преподнёс ему в награду наперсный крест с украшениями. Высоких церковных наград удостоены клирики и миряне, потрудившиеся в деле воссоздания исторического облика кельи святого Павла.

Медалью праведного Павла Таганрогского награждены глава администрации Таганрога Андрей Лисицкий, депутат городской Думы Таганрога Геннадий Бородин, индивидуальные предприниматели Константин Цыбенко и Сергей Гончаров.

Антон СЛОВАКОВ, фото Сергея Плишенко.

Молитва святому блаженному Павлу Таганрогскому

Март 22nd 2011 —

Молитва святому блаженному Павлу Таганрогскому

икона Павел Таганрогский

О великий угодниче Божий и чудотворче, святый блаженный Павле! Ты, на высоту добродетелей восшед, яко пресветлая звезда житием твоим возсиял еси, и странническое жительство избрав, мира сего красная ни во чтоже вменил еси. Темже Всеправедный Судия многими чудесы тя прослави. Душу же твою святую в небесныя обители всели, идеже любве Божией наслаждаяся, и наши нужды зриши, прошения слышиши. Буди нам в недузех целитель, по морю плавающим кормчий и утопающим благонадежное избавление. Молим тя, Павле блаженне: испроси всем, во всякой нужде сущим и ко твоему наступлению прибегающим, всякий дар коемуждо благопотребен: веры и любве преспеяние, благочестия умножение, мира утверждение, больным исцеление, печальным утешение, бедствующим помощь, обидимым защищение. И сподоби ны, угодниче Божий, молитвами твоими благочестно житие земное скончати, Небесное Царствие и живот вечный унаследити, со всеми святыми, в безконечныя веки веков. Аминь.

Тропарь, глас четвёртый:

Отечества Небесного взыскуя, дом родителей твоих оставил еси. Тленное богатство мира презрев, обогатился от Господа многими чудесы и знаменьми. Воздержанием, труды и молитвою насладился еси, образ жития благочестивого являя. Темже и ныне с верою приходящим к тебе во всяцех напастех помогаеши. Блаженне отче Павле, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Дни памяти: 23 марта — день блаженной кончины, 20 июня — день канонизации

Келия праведного (Тургеневский, 82) работает ежедневно с 9.00 до 18.00, ежедневно в келье духовенством благочиния служатся молебны: в 12.00 в будние дни и в 13.00 по субботам и воскресеньям. Тел. кельи +7(988)94-53-114

Святой праведный Павел Таганрогский (Павел Павлович Стожков) родился 8 ноября 1792 года (19 ноября по новому стилю) в семье дворян Черниговской губернии. В 16-летнем возрасте юноша тайно покинул отчий дом и целый год паломничал по монастырям, а когда вернулся, отец сурово наказал его.

Когда Павлу исполнилось 25 лет, отец, видя его непреклонную решимость посвятить себя служению Господу, разделил свое имущество между ним и его старшим братом Иваном. Получив большое наследство, молодой подвижник раздал его Христа ради и, взяв благословение у отца, навсегда ушел из родного дома.

Павел много странствовал по святым обителям, неоднократно бывал в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, посещал Соловецкий, Веркольский, Кожеозерский и другие монастыри, щедро жертвуя на их процветание от своего наследства. Примерно десять лет провел подвижник в странствии, посещая духовных светочей того времени, научаясь непрерывному Богообщению.

В 1825-30 годах он поселился в г. Таганроге, выбрав его местом своего будущего подвига. Здесь праведный вел самый простой образ жизни. Наделенный от рождения большой физической силой и крепким здоровьем, Павел работал на хлебных ссыпках таганрогских купцов Солодовых. По свидетельству очевидцев, все работы он выполнял на совесть, но, заслышав первый благовест, сразу оставлял работу и спешил в храм на службу.

Праведный Павел поселился в келье на пер. Депальдовском (ныне Тургеневский, 82). Люди, видя усердие праведного Павла в молитве, почитании храма и праздников, замечая его праведную жизнь, стали обращаться к нему за советом, многие захотели подражать ему в этих подвигах — вокруг старца образовалась многочисленная община, состоявшая из мирян. Община жила по строгим монастырским правилам. Некоторые из членов общины испросили благословение жить в келье со старцем, другие почитатели старца, люди семейные, владевшие имуществом, занимавшиеся торговлей, продолжали жить в своих семьях — старец с любовью их окормлял, являя им образец покаянного подвига в миру.

«Молись крепко и настойчиво. Скверное чувство станет тебе подсказывать, что эта молитва не искренняя, что полна сомнений, а ты все-таки молись; сделаешь что дурное, не падай духом и молись, ведь кто же тебе в этом помочь может? Какой человек? Никто, как Бог, и ты Ему молись, молись и всегда молись. У него и правда вечная, и сила несокрушимая!», — учил праведный Павел.

Многие жертвовали старцу на добрые дела, и он отдавал эти средства на благоустройство храмов и дела милосердия.

Старец часто заказывал обедни и сорокоусты в храмах и монастырях, при этом сам молился за этими богослужениями, приобщаясь Святых Христовых Тайн. Являясь верным чадом Православной Церкви, он воспитывал в людях благоговение и любовь к ее вероучению, Таинствам и богослужению.

«Будь добрым ревнителем Православия! От Апостолов и доныне Церковь сия стоит и, несмотря на слабости и пастырей, и паствы, она свята и, кроме как в ней, нигде нет истины» — говорил старец.

Особое внимание старец уделял подвигу паломничества – подвигу молитвенному и телесному: он нередко сам совершал многодневные пешие паломничества и усердно учил этому своих послушников.

Призывая исполнять заповедь о любви к ближним, праведный Павел показывал пример неоскудевающей милостыни и заботы о нуждающихся. Все, приходящие в келью старца с верой, непременно получали помощь и наставление.

Прозревая сердечное устроение каждого, старец по-разному общался с приходящими: одних старец строго смирял, жестко указывая на страсти, гнездящиеся в душе; других же подводил к раскаянию тихо и ласково.

Особую заботу старец проявлял о заключенных таганрогской тюрьмы: передавал им пожертвования, утешал и всячески поддерживал. Некоторые узники доверяли старцу свои покаянные записки, а тот отдавал их священникам и сам усердно молился за заключенных. Усопших заключенных старец Павел готовил к христианскому погребению.

С момента кончины старца, которая последовала 10 марта (23 по новому стилю) 1879 г., народное почитание угодника Божия не только не прекратилось, но и умножилось, и от года к году все более возрастает.

На место упокоения старца Павла — в часовню на Старом таганрогском кладбище; в Никольский храм, где почивают его мощи;а также в келью, где он провел последние годы жизни – приходят многочисленные верующие, приезжают паломники со всех уголков России и со всего мира. Обращаясь с молитвой к праведному, люди неизменно получают, по его заступничеству пред Богом, помощь и исцеление.

Почитается в народе и ученица старца Павла – старица Мария Величко, возглавившая общину после его кончины. Известны многочисленные случаи прозорливости и молитвенной помощи старицы Марии.

20 июня 1999 года Русская Православная Церковь канонизировала праведного Павла, причислив его к лику местночтимых святых. В момент прославления великое множество людей стало очевидцами чудесного события: в середине литургии, вокруг солнца, стоявшего в зените над Никольским храмом, среди ясного неба появился большой радужный круг.

Так Церковь земная прославила своего подвижника, а знамение стало свидетельством радости Церкви Небесной и истинной святости праведного Павла Таганрогского.

За прошедшие годы почитание святого праведного Павла Таганрогского вышло далеко за пределы Донской митрополии. Иконы и частицы мощей блаженного Павла в настоящее время находятся в десятках храмов различных епархий, в том числе ближнего и дальнего зарубежья. Праведный Павел Таганрогский особенно почитаем в Украине – на родине святого. Для чад Украинской Православной Церкви его общецерковное прославление станет еще одним звеном, соединяющим русский и украинский народы.

2-3 февраля 2016 года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял определение о всецерковном почитании старца. Это знаковое событие не только для нашего города и области, но и для всего Юга России, общероссийское прославление святого Павла Таганрогского стало торжеством не только в духовной жизни Русской Православной Церкви, но и неоценимым культурным событием в жизни всего Юга России.

11 июня 2016 года в Таганроге прошли торжества, посвященные празднованию общецерковного прославления святого праведного Павла. Накануне торжеств, 10 июня, в Никольском храме, где покоятся святые мощи подвижника благочестия, совершено соборное всенощное бдение.

Торжества прославления святого начались в Таганроге с краткого молебна в келье св. прав. Павла, где прошла большая часть его подвижнической жизни. Затем крестным ходом духовенство и миряне прошли к Никольскому храму, на площади перед которым при большом стечении молящихся совершена праздничная Божественная литургия. Богослужение возглавил Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископ Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон, епископ Волгодонский и Сальский Корнилий, епископ Россошанский и Острогожский Андрей, епископ Шадринский и Далматовский Владимир. В богослужении приняли участие благочинный приходов Таганрогского округа протоиерей Алексий Лысиков, секретарь митрополита Ростовского и Новочеркасского по г. Ростову-на-Дону протоиерей Иоанн Осяк, руководители отделов, благочинные церковных округов Ростовской-на-Дону епархии, духовенство Донской митрополии.

Митрополит Меркурий торжественно огласил Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о всецерковном почитании святого праведного Павла Таганрогского.

За Литургией вознесены молитвы о мире на Украине.

За богослужением молились заместитель Губернатора Ростовской области Михаил Корнеев, атаман Всевеликого войска Донского, казачий генерал Виктор Гончаров, министр промышленности и энергетики Ростовской области Михаил Тихонов, исполняющий обязанности главы Администрации Таганрога Алексей Махов, председатель городской Думы Таганрога Юрий Стефанов, заместитель главы Администрации Таганрога Андрей Лисицкий, генеральный директор ТПО «ЛЕМАКС» Максим Матусевич.

На празднование съехались многочисленные паломники. В торжествах приняли участие более десяти тысяч человек.

По завершении богослужения духовенство и мирян приветствовал Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. В архипастырском слове владыка митрополит, в частности, сказал:

«Не думаю, что старец Павел при своей жизни желал бы быть прославленным так, как мы сегодня его прославляем. Жизнь этого праведника была чужда поисков славы и почитания. Одного желала душа старца Павла – быть ближе к Богу, чтобы Господь не оставлял ее. Пренебрегая всеми человеческими благами и даже мнением света о себе самом, он решает раздать свое имущество и идти за Христом. Святой Павел ищет Христа в святых обителях, рядом со многими подвижниками благочестия, в других людях, в трудах и молитвах, и обретает Его в Церкви Божией, в Таинстве Евхаристии. Неслучайно центральным событием общины, которая была создана вокруг старца Павла, была Евхаристическая жизнь. Неслучайно на иконе старец Павел изображается со святой просфорой – символом Евхаристии. Потому что именно Божественная литургия дает человеку реальное чувство присутствия в его жизни Христа. Старец – великий пример того, как в миру можно жить, служа Господу, другим людям и стяжать святость не через мученичество, но через добродетельную жизнь и исполнение заповедей Божиих».

Митрополит Меркурий особенно подчеркнул, что прославление старца Павла – это итог взаимодействия научного и церковного сообществ, давшего исключительные результаты как в научно-исследовательском поиске, так и в историко-культурных изысканиях по восстановлению духовной истории России.

Глава Донской митрополии поблагодарил за труды протоиерея Александра Клюнкова, стоявшего у истоков подготовки канонизации старца Павла в лике местночтимых святых, и протоиерея Алексия Лысикова, продолжившего это дело.

Владыка митрополит выразил благодарность также всем, кто трудился над восстановлением кельи подвижника, работал в архивах и на всех тех послушаниях, которые приблизили всецерковное прославление праведника.

За многие труды в деле общецерковного прославления подвижника благочестия Донской земли медалей Ростовской-на-Дону епархии святого праведного Павла Таганрогского были удостоены насельник Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря, исполняющий обязанности епархиального древлехранителя иеромонах Гавриил (Звягинцев), помощник настоятеля Свято-Никольского храма Таганрога по благоустроению кельи святого праведного Павла Сергей Устименко, помощник благочинного приходов Таганрогского округа Александр Юрченко.

По окончании Божественной литургии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил освящение колокола для Никольского храма — точной копии отлитого в XVIII веке из трофейных турецких пушек.

Праведный Павел любил повторять: «Хоть я и умру, а мое место не останется пустым», «Мой куст никогда не будет пуст» и сегодня спустя много лет после его смерти, идут к Старцу за утешением, помощью и духовным советом, с многих уголков не только страны, но и мира. Святой праведный Павел Таганрогский являет собой яркий пример духовного наследия Донского края и Юга России.

В Ростовской-на-Дону епархии полным ходом идет работа по подготовке к всецерковному прославлению святого блаженного Павла Таганрогского. О том, что предстоит еще сделать комиссии по канонизации святых Донской митрополии и какие вопросы приходится ей решать в процессе подготовки столь значимого события, нам рассказал благочинный приходов Таганрогского округа, настоятель Никольского храма протоиерей Алексей Лысиков.

Вопросы и задачи по всецерковной канонизации старца Павла Таганрогского были поставлены перед нами митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием. Действительно, необходимость всецерковного прославления святого давно назрела, но, к сожалению, эта тема после прославления старца Павла в лике местночтимых святых в 1999 году долгое время не развивалась. Когда велась подготовка к той канонизации, комиссией была проведена очень большая работа и использованы все возможные варианты сбора информации. Но теперь речь идет о всецерковном прославлении, и это обязывает нас не допустить каких-либо искажений личности старца Павла, его духовного опыта, потому что после всецерковного прославления образ праведника, его путь богопознания и смысл духовного подвига будут запечатлены во всей полноте, и уже невозможна будет никакая ревизия. Следовательно, мы должны скрупулезно и внимательно по- дойти ко всем данным и исправить все неточности и ошибки, допущенные при составлении жизнеописания святого Павла Таганрогского ранее, если таковые вдруг обнаружатся.

В настоящее время в распоряжении комиссии появились новые архивные документы и записи свидетельств людей, лично знавших старицу Марию Величко и последователей святого праведного Павла, живших на подворье кельи по адресу: г. Таганрог, пер. Тургеневский, 82.

В силу вновь открывшихся обстоятельств необходимо исследовать ныне существующие жизнеописания старца Павла и дать им богословскую оценку, т.к. в большинстве случаев в такие жития, в особенности выпущенные «самиздатовским» способом, составителями были включены идеи, искажающие как образ подвижника благочестия, так и самой Церкви. К примеру, книга «Сын человеческий» содержит много еретических высказываний.

Комиссией ведется работа над текстами агиографии святого, особенно пристальное внимание уделено книге «Старец Павел Таганрогский. Жизнь и подвиги в Бозе почившего прозорливого старца-подвижника Павла Павловича Таганрогского, описанные после смерти старца живущей в его келии послушницей Марией Цурютиной, на основании сказаний о нём лиц, живших с ним и знавших его». Книга составлена в октябре 1910 г. По мнению Комиссии, данное издание носит несколько фольклорный характер, при этом реальный образ святого, его духовная жизнь и опыт богопознания отражены на втором плане, основное же место уделено бытовой стороне жизни общины, что делает книгу в душеполезном плане малоназидательной.

Помимо этого, необходимо провести основательную работу по составлению службы и акафиста святому праведному Павлу Таганрогскому. В настоящее время Комиссии известно 4 варианта акафиста и 2 варианта канона, но все они в определённой степени далеки от традиций церковной гимнографии. Единственными благословлёнными и утверждёнными текстами являются тропарь, кондак, величание и молитва святому блаженному Павлу Таганрогскому. В своё время архиепископом Пантелеимоном (на тот момент правящим Ростовской-на-Дону епархией архиереем) для келейного чтения был утверждён текст канона святому блаженному Павлу, в основу которого положен общий канон блаженным. Однако ввиду постановки вопроса о прославлении святого Павла Таганрогского как праведного и этот богослужебный текст утрачивает свою актуальность.

Члены комиссии по канонизации святых Донской митрополии провели консультации и совещания с сотрудниками Синодальной комиссии, в ходе которых коллегиально был сделан вывод, что святого Павла Таганрогского при всецерковном прославлении необходимо почитать в лике праведных.

Согласно православному преданию, блаженными или юродивыми называются подвижники, искусно имитирующие безумие или имеющие недостатки телесные, но наделенные Господом особыми дарами прозорливости, духовного рассуждения. В первом случае блаженный старательно скрывает следы разумности, прячет свою предыдущую биографию, может провоцировать непонимание или поношение (в том числе сквернословием, пренебрежением к церковному чину). Во втором случае сам телесный недостаток является крестом подвижника.

Святого Павла Стожкова трудно назвать юродивым или блаженным в классическом смысле. Он не был больным, обладал ясным умом и не имитировал безумие. Если многие юродивые (блаженный Андрей, блаженная Евфросиния Колюпановская, Афанасий Сайко) скрывали свое образование, то «опрощение» старца было естественным, судя по его собственным воспоминаниям, дворянский мир был ему чужд изначально.

Можно представить юродивого, имеющего ученика (например, Епифаний — ученик блаженного Андрея), но трудно представить юродивого, организовавшего монастырь (с требованием беспрекословного послушания). Между тем община старца Павла – типичный монастырь в миру. Пройдет меньше столетия и подобные общины возникнут в Москве и Киеве, Харькове и Самарканде. Подобный путь назовут «монастырем в миру» (протоиерей Валентин Свенцицкий), «белым иночеством» (архиепископ Иоанн Шаховской), «покаяльно-богослужебной семьей» (священномученик Сергий Мечев). Можно сказать, что служение старца Павла было пророческим – он восстановил забытые старые формы христианской жизни.

Таганрогский старец не только не провоцировал поношения, но и обижался, когда его называли раскольником или сектантом. В подобных случаях он раздражался: будь он юродивым подобное поношение, напротив, было бы желанным.

О том, как сам старец относился к юродству, очень хорошо свидетельствует отрывок из его жизнеописания: «В одно время пришел к старцу Павлу один Христа ради юродивый по имени Яков. А нужно заметить, что старец очень не любил тех, которые много о себе думали, по пословице, «высоко летали, низко падали». Придут, бывало, к нему странники в рубищах, босые и без шапки, старец выйдет к ним с палкою, очень сердитый, и начнет своим строгим громким голосом обличать их лицемерие, голос его при этом дрожал, и он, стуча палкою о землю, говорил: «Обуйся, да оденься, да шапку надень. Богу можно угодить и без такого юродства, ибо юродство — мудрое дело, а подвиг этот редко кто исполнит истинно»».

Таким образом, Павла Стожкова скорее можно назвать юродствующим старцем. Элементы юродства в своей практике использовали многие подвижники, которых нельзя назвать юродивыми в полном смысле слова, например, преподобный Нектарий Оптинский. Поэтому чином святости, соответствующим подвигу старца Павла, может считаться «святой праведный» – святой, мирянин, прославленный подвигами и чудесами, особо почитаемый народом Божиим. Сейчас разрабатывается канон написания двух вариантов икон святого праведного Павла Таганрогского, где в од- ном случае святой написан со свечами в руках, во втором – с просфорой, что, по мнению членов Комиссии, более со- ответствует образу праведного Павла, т.к. он постоянно подчёркивал необходимость участия в Святой Евхаристии и литургической жизни как в важнейшем проявлении духовной общности православных христиан.

Помимо этого, ведётся работа по исторической реконструкции кельи старца Павла, где прошли последние годы его жизни. Членами искусствоведческой комиссии проводится и большая работа по возвращению святынь, которые когда-то хранились в келье святого старца Павла Таганрогского. В результате только за последний год удалось сделать немало важных открытий.

Обретена подлинная лавка блаженного, служившая ему вместо ложа. По свидетельствам людей, которые были вхожи в келью старца в начале ХХ века, там стояли две такие лавки. Одна находилась во внутренней келье, где жил старец, а другая – в комнате, где он принимал посетителей. Осталась даже фотография одной из этих лавок. К сожалению, одна из них была утрачена, зато вторая сохранилась. Как оказалось, она бережно хранилась ученицами старицы Марии, одна из которых, Серафима, жившая на подворье старца до 1995 года, перед смертью завещала верующим людям отдать эту лавку в келью старца Павла, когда в ней начнётся восстановление. После реставрации эта лавка выставлена в келье старца Павла и доступна для посетителей. Благодаря дореволюционным фотографиям кельи хорошего качества, которые оказались в распоряжении комиссии по канонизации святых, удалось найти и другую мебель, стоявшую в доме старца при его жизни. А на чердаке, в укромном месте, были обнаружены деревянные ложки, которые, предположительно, старец Павел заказывал в Соловецком монастыре (об этом даже можно прочитать в житии старца в эпизоде про его духовных дочерей Гликерию и Лукию).

Искусствоведческая комиссия и комиссия по канонизации святых Донской митрополии в течение года тщательно исследовали святыни, находящиеся в келье старца. Итогом этих работ стала находка трех икон, которые принадлежали святому. На каждой из них есть надпись, подтверждающая это. В частности, на иконе святых Антония и Феодосия Печерских на писано: «Сия икона сооружена рабом Павлом в 1820 году». На второй иконе, Спасителя с предстоящими, среди которых изображены святые Зосима и Савватий Соловецкие (как известно, старец Павел, покинув в 25 лет родительский дом, около 30 лет ходил по святым местам, не раз посещая Соловецкий монастырь, откуда, по-видимому, и принес эту икону), сохранилась надпись: «Поновлино рабом Божиим Павлом сия икона в 1852 году апреля 1». Третья – икона святого Николая Чудотворца – тоже имеет надпись: «Сия икона писана в 1848 году апреля 10-го дня от раба Павла».

Еще на двух иконах, на обратной стороне, были обнаружены уникальные надписи, свидетельствующие, что они были освящены в 1890 году в городе Кронштадте известным подвижником конца XIX и начала ХХ века святым праведным Иоанном Кронштадтским. На обратной стороне Казанской иконы Божией Матери в верхнем углу написано: «В келию Павла Павловича», а внизу можно прочесть: «Освящена Икона отцом Иоанном Кронштадт. 15 января 1890 года». А на другой иконе, изображающей святую равноапостольную Марию Магдалину, с обратной стороны читаем: «Марии Величковой. Икона сия освящена в Кронштадте отцом Иоанном. 29 июня 1890 г.». И чуть ниже: «На память ко дню Ангела от грешной Елисаветы Таубе». Эти иконы были привезены из Кронштадта и подарены сестрам, живущим в келье старца Павла, баронессой Е.К. Таубе, которая являлась большой почитательницей таганрогского праведника и одновременно духовным чадом святого Иоанна Кронштадтского. После кончины старца Павла она выкупила подворье, где находилась келья, и предоставила его в полную собственность послушницам старца.

Согласно последним исследованиям комиссии по канонизации святых Донской митрополии, Иоанн Кронштадтский и Павел Таганрогский лично никогда не встречались, вопреки тому, что утверждалось ранее в некоторых источниках. Тем более, это не упоминается и в первом житийном повествовании старца – «Жизнь и подвиги в Бозе почившего прозорливого старца-подвижника Павла (Павловича) Таганрогского, описанные после смерти старца живущей в его келии послушницей Марией Цурюпиной на основании сказаний о нем лиц, живущих с ним и знающих его», которое было издано в 1911 году. Думается, если бы факт встречи Иоанна Кронштадтского и Павла Таганрогского имел место, он не был бы упущен его духовными чадами при составлении жизнеописания праведного старца. Но найденные нами иконы свидетельствуют, что эти два подвижника благочестия знали друг о друге и заочно были знакомы. Также об этом говорит фотография кельи старца Павла конца XIX века, на которой виден портрет праведного Иоанна Кронштадтского, стоящий в святом уголке рядом с иконами.

Кроме того, нами был найден уникальный артефакт – часть надмогильной гробницы святого Павла Таганрогского из его часовни. Это была красивая, выдержанная в греко-византийском стиле, каменная пятикупольная часовня, построенная на средства почитателей старца в 1914 году, с мраморными иконостасом и гробницей. К сожалению, в 1925 году новой властью она была разгромлена, а могилу святого даже пытались взорвать, чтобы уничтожить любое упоминание о старце. На гробнице было написано: «Здесь покоятся останки старца Павла Таганрогского». Часть этой надписи сохранилась. Также были найдены мраморные фрагменты разрушенного иконостаса с сохранившимся рисунком орнамента.

В одном из храмов Ростовской-на-Дону епархии искусствоведческой комиссией были обнаружены иконы из кельи старца Павла. О том, что они раньше были в келье, можно судить по соответствующим надписям на иконах, а также по фотографиям кельи, на которых они видны. Сейчас идет большая, кропотливая работа по тщательной реставрации найденных икон и восстановлению исторического облика кельи. Благодаря дореволюционным фотографиям кельи, мы видим, что многие из икон, которые были в ней при жизни старца Павла, сохранились, и реставраторы с ними работают. Конечно, некоторые из них в плохом состоянии, но специалисты пытаются их спасти.

Все эти обретенные святыни смогут после серьезных исследований рассказать нам много нового о старце Павле Таганрогском, тем более что за всю новейшую историю такого глубокого исследования не проводилось, а значит, у нас есть уникальная возможность собрать по крупицам все, что связано с именем святого.

Остается добавить, что когда работы по исторической реконструкции и реставрации кельи подойдут к концу, найденные иконы, а также предметы, которые имели какое-то отношение к жизни старца Павла, будут торжественно возвращены на своё законное место и открыты для поклонения верующих. Несмотря на то, что в день прославления святого блаженного Павла в лике местночтимых святых Ростовской-на-Дону епархии было зримо явлено торжество и ликование Церкви земной и Церкви Небесной, свидетельством чего явилось радужное сияние вокруг Солнца, этот момент следует считать лишь отправной точкой в богоугодном деле всецерковного прославления святого праведного Павла Таганрогского.

Протоиерей Алексей Лысиков

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *