Кесарю кесарево а богу

Констатирующее «Кесарю кесарево, а Богу Богово» в повседневной жизни звучит не так уж часто. Обычно его заменяют другим – «Каждому своё», и при этом не всегда правильно интерпретируют.

О значении фразеологизма «Кесарю кесарево, а Богу Богово»

Оригинальное выражение «Кесарево кесарю, а Божие Богу» относится к разряду тех фраз, происхождение которых уходит в глубину даже не веков, а тысячелетий. Когда-то оно стало ответом на вопрос, ценой которого была жизнь. Этот широко известный евангельский эпизод с динарием кесаря отражен сразу в трёх книгах Евангелия: от Марка, от Луки и от Матфея и имеет отношение ко времени проповеди Иисуса Христа в Иерусалиме.

В это время иудейский народ, считавший себя богоизбранным, был до крайности уязвлен даже не самим фактом порабощения, а именно тем, что приходится платить подати обожествляемому императору-язычнику, культ которого являлся государственной обязанностью во всех покоренных провинциях, кроме Иудеи, которой ввиду её «странных» верований в одного бога римляне и так сделали уступку, потребовав лишь деньги без признания богом еще и кесаря.

Вопрос-ловушка о необходимости платить подати римскому кесарю был задан Иисусу фарисеями вовсе не для того, чтобы получить совет, тем более что он подразумевал выбор между однозначными «да» или «нет». И в том, и в другом случае это означало бы смерть молодого проповедника, так как в первом варианте он объявлялся продавшимся римлянам, во втором – его бы сдали как бунтовщика.

Однако Иисус попросил принести монету, римский динарий, на котором был размещен портрет императора, и указав на него, предложил каждому воздать должное: кесарю – кесарево, то есть деньги, а Богу – божие, то есть духовные и нравственные ценности. Ответ был не только неожиданным, но и очень остроумным, так как, по понятиям того времени, владельцем монеты являлся изображенный на ней император, соответственно, Иисус и предложил отдавать именно ему и принадлежащее, чем привел в замешательство спрашивающих.

На латыни данное выражение звучит как Quae sunt Caesaris Caesari et quae sunt Dei Deo.

Как понимают эти слова в совеременности

Мудрые слова Иисуса вдохновляли художников, Тициана и Тиссо, на создание полотен, посвященных этому событию. Размышлениям о христианской свободе в обществе посвящена и вставная глава-притча «Великий инквизитор» романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского.

Впоследствии эта фраза стала обоснованием разделения отношений церкви и государства. Для потомков же стоило бы сделать выводы из данного эпизода о том, что вера не определяется поставленными в церкви свечками или, как в данном случае, уплаченными налогами, она является отражением жизни духовной.

Любопытный факт. Использование фразы «Кесарю кесарево, а Богу Богово» в смысле «каждому своё» не совсем верно, так как последнее печально известное выражение первоначально имело значение «каждому по его заслугам», что совсем неидентично первому.

В чем Вашингтон подражал Цезарю? Рассказ о жизни римского деятеля, с которого берут пример Соединенные Штаты Америки.

ШАФРАН: Здравствуйте, друзья. Это программа «Теория империй». Сергей Судаков.

СУДАКОВ: И Анна Шафран.

ШАФРАН: Мы проводим аналогии между Древним Римом и Соединенными Штатами Америки. Потому что известно: Америка была построена по образу и подобию Рима. если мы знаем, как развивалась история когда-то, соответственно можем предполагать, как она будет развиваться сегодня и сейчас, и в ближайшем будущем. Следующая очередная серия вашему вниманию нашего продолжительного сериала.

СУДАКОВ: Сегодня я хотел бы поговорить, наверное, о двух очень значимых персонах в мировой истории. И первые из них – это Гай Юлий Цезарь и Джордж Вашингтон. У меня была идея следующая: в сегодняшней программе рассказать исключительно про их юность и становление, потому что отчасти, мне кажется, она была похожа – похожа на определенные стереотипы характера. Чуть позже, когда я буду рассказывать вам о Вашингтоне, вы поймете, почему являются настолько сильные пересечения одной фамилии с другой. Почему, например, Вашингтон старался потом очень сильно подражать Цезарю, и с чем это было связано. Но давайте все постепенно, по этапам. Начнем мы, конечно же, с Гая Юлия Цезаря. Мы много раз о нем говорили, упоминали его в связи с разными событиями. Но мы каждый раз говорили достаточно выборочно о нем. Говорили о его маме, говорили о том его отношении к женщинам, говорили о том, насколько у него был сильный характер. А что происходило с самим Гаем Юлием Цезарем? Очень часто, есть такой миф – откуда появляется, например, там кесарево сечение (или цезарево сечение). С одной стороны, вот в источниках мы знаем, что Цезарь, когда уже был зрелым политиком, он предписал всем врачам, если роженица умирает при родах, делать определенное сечение и извлекать ребенка. Неважно, что мама мертва, но ребенок должен жить. Вот многие другие говорили, что кесарево или цезарево сечение, оно произошло исключительно из того, что Цезарь был рожден таким же способом. Ну, не очень в это верю, потому что практически не было способов сохранить жизнь женщине после такого рождения. Но пока все по порядку. Примерная дата рождения – это 100-й год до нашей эры. Опять же говорю, плюс-минус два года. Дело в том, что все авторы, они расходятся примерно в два года, ну примерно беру за основу вот эту дату – 100-й год. Вот с этого времени жизнь Цезаря, она идет по неким определенным правилам. Его мама Аурелия. Мы говорили о ней – это племянница Публия Рутилия Руфа, одна из самых красивых замечательных женщин Рима, настоящая матрона римская, которая очаровывала своей красотой, умом, но выбрала себе достаточно специфическую судьбу. Она могла выйти замуж за очень богатых людей, а вышла за Гая Юлия Цезаря – за отца Гая Юлия. И получилось очень просто, что те деньги, которые они получили в наследство… А я напомню, что род Цезаря был очень бедный, но очень значимый с точки зрения истории, дигнитаса, с точки зрения той истории, какое количество людей из их рода были консулами. И историю свою они подходили, с одной стороны, к Энею, а с другой стороны – к тем правящим кругам и царям, которые создавали по-настоящему величие Рима. Но деньги определяют. И они были настолько бедны, что они не могли себе позволить ничего, кроме, наверное, частного дома, который у них был на Форуме. Тот дом, который был на Форуме, он постепенно отошел к тетке Гая Юлия Цезаря и никак не отошел к его отцу. Отец всю жизнь пытался создать какую-то более-менее хорошую карьеру, стать сенатором, но ему это не удалось – он был всего лишь воином…

Слушайте в аудиофайле!

Множество библейских выражений вошли в нашу повседневную жизнь, став афоризмами и пословицами. Используем мы их уже машинально, не задумываясь о том, что изначально им придавался очень глубокий смысл.

Афоризм, о котором пойдет речь, приравнивается к фразе «Каждому свое» и является правилом, трактующим то, как христианин должен относиться к мирской, светской власти.

В искусстве

  • Динарий кесаря (картина Тициана)
;Христианство и политика
Христианские левые · Христианские правые
Ключевые понятия Отделение церкви от государства · Свобода вероисповедания · Религиозная терпимость · Доктрина двух царств · Христианская республика
Движения Доминионизм · Евангельские левые · Теодемократия · Теология освобождения · Христианский анархизм · Христианская демократия · Христианский коммунизм · Христианское либертарианство · Христианский пацифизм · Христианский реконструкционизм · Христианский социализм · Христианский феминизм
Проблемы Аборт и христианство · Гомосексуальность и христианство · Налоги
Связанные темы Государственная религия · Политическое богословие · Религия и политика

Кесарь — кто это такой?

Прежде чем узнать об истории появления этого фразеологизма, стоит уточнить, кого называли кесарем и почему кто-то должен был ему что-то отдавать.

Как известно, первым римским императором стал великий полководец и мыслитель Юлий Цезарь. После него Римская империя уже так и не смогла вернуться к республике. После Юлия Цезаря ею всегда управляли императоры. Поскольку все они почитали первого носителя этого титула, то поначалу добавляли к списку своих имен и фамилию великого Гая Юлия – «Цезарь».

Через несколько лет слово «цезарь» из имени собственного превратилось в нарицательное — синоним к «император». С тех пор в Риме каждого властителя называли цезарем.

Из латинского языка, на котором говорили в Римской Империи, слово «цезарь» перекочевало в другие. Однако написанное латиницей слово «caesar» в различных странах читали по-разному, так как буква «c» у одних звучала как , а у других как , а «s» могла читаться как или как . Благодаря этому в иных языках слово «цезарь» произносилось как «кесарь», в частности в славянских, хотя тут использовались оба варианта. Кстати, с годами «цезарь» превратился в «царь» — так стали называть правителей, как и в Римской Империи.

Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу

Божия Богови. Что значит здесь: Божие? Как воздавать Божие Богу? Чтобы разуметь сие согласно с духом Божественнаго Учителя, надобно к сему придти по Его направлению.

Смотря на монету, сказал Он: воздадите Кесарева Кесареви, и Божия Богови. Что здесь было Кесарево, сказано предварительно: это Кесарев образ и надписание. А что Божие? – Остается золото. Кесарь дал монете свой образ и надписание: а золото ея сотворил Бог: почему и глаголет Он у Пророка, Мое сребро и Мое злато. Или, может быть, Христос Спаситель имел в мыслях, кроме монеты Римской, находившейся пред глазами Его, другую монету, Еврейскую, – сикль, платимый Иудеями в пользу храма Иерусалимскаго, и таким образом усвояемый Богу. Как бы то ни было, отдать Кесарево Кесарю, конечно, не значит снять с монеты и отдать Кесарю Его образ и надписание; ибо это не в природе вещей. Следственно изречение Господне необходимо принять в значении не столько буквальном, сколько созерцательном и более обширном.

Итак воздавать Кесарева Кесареви, значит за благодетельныя для подданных действия Царской власти воздавать неуклонным исполнением соответственных оным верноподданнических обязанностей.

Если так обширно по справедливости должно быть значение правила: воздадите Кесарева Кесареви, – что скажем о значении другаго правила: Божия Богови? Не трудно усмотреть, что значение сего должно быть еще обширнее, поколику власть Божия выше и обширнее власти Кесаря.

Не образ только вещей, или какое нибудь положенное на них знамение есть Божие: Божие есть все от глубокой сущности существ до видимаго их явления; все Божие, по праву сотворения, по праву сохранения, по праву управления, ко благу всех творений Божиих, и преимущественно ко благу и блаженству человека. Посему полон силы, и никаким изъятием не может быть ослаблен вопрос Апостола: что имаши, его же неси приял? А за сим необходимо следует равносильный вопрос: что же имеешь ты, что не был бы ты обязан воздать вседаровавшему Богу, в чем бы ты мог отказать Богу?

Слово в день восшествия на Всероссийский Престол Императора Николая Павловича. 1852 г.

Фарисеи, негодуя на полные благодати слова и дела Христа, совещались, как бы уловить Его в словах. Они послали к Нему своих учеников, которые сказали Ему: «Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (Кесарь — это правитель Римской империи, под властью которой находилась тогда Палестина.) Вопрос фарисеев был очень хитро поставлен. Если бы Иисус ответил, что кесарю надо давать подать, то Его обвинили бы в предательстве и в поддержке Римской власти. Если бы Он ответил, что нельзя платить подать, то тогда Его назвали бы мятежником. Иисус, видя их лукавство, сказал: «Что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать». Они принесли Ему динарий. Иисус спросил их: «Чье это изображение и надпись?» Фарисеи ответили: «Кесаревы». Тогда Господь сказал им: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Богу Божие». Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли. После этого Иисус сказал народу и своим ученикам: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди…»

Читайте более подробно: Евангелие от Матфея 22:15-22; 23:1-5.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *