Киево печерская лавра мощи

В своем «Толковании на Евангелие от Матфея» преподобный Иустин (Попович) пишет: «Материя представлена в человеческом теле, без сомнения, самым загадочным, таинственным и сложным образом… Очевидным доказательством этого является то, что Бог-Слово стал плотью, вочеловечился (Ин. 1:14). Тем самым материя была удостоена божественного величия и вошла в благодатно-добродетельный подвиг обогочеловечения».

Бог стал плотью, вочеловечился, чтобы, став человеком, все тело приняло в себя Бога, исполнилось Его чудотворных сил и мощи, преобразилось, освятилось, воскресло, вознеслось к надхерувимской славе и вечности. И все это бывает через Богочеловеческое Тело Церкви, которая и есть Богочеловек Христос во всецелой полноте Своей Богочеловеческой Личности, полноте «Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23). Этой Богочеловеческой Своей жизнью в Церкви тело, как материя, как вещество освящается Духом Святым. Так, материя постигает свой высший Божественный смысл и цель, свое вечное блаженство и свою богочеловеческую бессмертную радость.

«Святость святых, святость их души и их тела, — пишет в другой своей работе прп. Иустин, — имеет своим источником их ревностную благодатно-добродетельную жизнь в богочеловеческом теле Церкви Христовой. Таким образом, святость охватывает всю целокупную личность человека: всю душу и тело, все, что входит в таинственное устройство человеческого существа. Святость святых не содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело, у святых святы и душа и тело».

По учению Православной Церкви, благочестиво почитая святых, мы почитаем их целокупную личность, не разделяя их при этом на святую душу и святое тело.

Отсюда и благочестивое почитание мощей святых — естественная составная часть благочестивого почитания и молитвенного призывания святых. Все это составляет единый неделимый подвиг, так же, как душа и тело составляют единую неделимую личность святого. За время своего земного бытия святой целостной жизнью своей души и своего тела достигает святости своей личности, наполняет благодатью Святого Духа и душу, и тело и так претворяет их в сосуды Святых Таин и святых добродетелей. Поэтому вполне естественно воздавать благочестивое почитание и тому и другому сосуду Божией благодати. Ведь благодатная сила Христова проницает, облагодатствует все составные части человеческой личности и всю личность как целое. Непрестанными евангельскими подвигами святые постепенно исполняются Духа Святого, так что и святые тела их становятся храмами Святого Духа (1Кор, 6:19; 3:17).

В переводе с греческого слово «мощи» означает «останки», т. е., все, что осталось от человеческого тела после его смерти. История Церкви говорит нам, что мощами всегда именовались и среди верующих благоговейно почитались останки святых мучеников, великих подвижников не только с сохранившейся в большей или меньшей степени и присохшей к костям плотью, но и всякие останки, т. е. просто кости и даже пепел от них.

И хотя само по себе нетление тела еще не может быть доказательством святости умершего человека (напр., если оно находилось в специфических природных условиях, которые не дают телу тлеть), тем не менее такое нетление плоти в большей или меньшей степени было обнаруживаемо иногда и при открытии мощей святых угодников Божиих.

В творениях святых отцов Христианской Церкви мы находим троякое основание для установления почитания святых мощей тех или других угодников Божиих.

Останки святых оказывают сильное религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам.

Иоанн Златоуст говорит: «Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и сходит отсюда, сделавшись иным человеком».

Гробницы мучеников и подвижников веры и благочестия в Церкви Христовой всегда производили неотразимое, сильное, могучее впечатление на всех верующих и чтущих их святую память.

Почитание мощей в Церкви Христовой имеет также литургическое значение.

Земная и Небесная Церковь соотносятся друг с другом как общение любви, и одним из выражений такого общения Церкви земной и Небесной является молитва, венец которой составляет возношение Святой Евхаристии. Мощи святых и являются залогом их участия в наших молитвах. Вот почему древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства. Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над усыпальницей мученика. Здесь у останков мученика особенно живо чувствовалось его невидимое присутствие. Поэтому и самый храм в честь мученика назывался его «домом», «жилищем», а сам мученик — его домовладыкой.

К концу VII века обычай совершать Евхаристию только на мощах мучеников сделался уже почти узаконением: Франкский Собор постановил, что престол может быть освящен только в церкви, в которой есть мощи святых. А Вселенскую веру Церкви о благочестивом почитании святых мощей подтвердили богоносные отцы Седьмого Вселенского Собора своим постановлением — в Правиле 7 Собора говорится: «Аще которые честные храмы освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою». С этих пор введены повсюду в храмах антиминсы, в которые обязательно влагаются частицы святых мощей и без которых невозможно совершение Таинства Евхаристии.

Таким образом, в каждом храме обязательно есть мощи святых, и эти мощи, по вере Церкви, служат залогом присутствия святых при богослужении, их участия в наших молитвах, их предстательства пред Богом, подкрепляющего наши молитвы.

Третьим основанием для почитания святых мощей служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил.

Это основание стоит в связи с самыми глубокими догматами православной веры, с догматами Воплощения и Искупления. Благодать преподается человечеству также чрез посредство тех или других святых людей, которые и при жизни своей творили чудеса, и по смерти сообщили эту чудотворную силу своим останкам. Прежде всего Сам Христос как Бог излил Духа Святого на Свое тело, и оно, само по себе не способное творить чудеса, все было проникнуто животворящими силами Божества. Поэтому многие чудеса Свои Богочеловек совершал чрез посредство Своего тела: простерши руку, коснулся прокаженного (Мф. 8:3), взявши тещу Петра за руку, поднял ее и исцелил от горячки (Мф. 8:14-15), прикосновением исцелил глухонемого (Мк. 7:32-36), брением отверз очи слепорожденному (Ин. 9:6), поднял за руку умершую дочь Иаира (Мф. 9:25), прикоснулся ко гробу наинского юноши и воскресил его (Лк. 7:14-15).

Зная чудодейственность тела Христова, народ всегда теснился ко Христу, чтобы прикоснуться хотя бы только к одежде Его (Мк. 3:10); так чрез прикосновение только к краю одежды Спасителя получила внезапно исцеление жена, страдавшая кровотечением целых 12 лет (Лк. 8:43-46). «Само тело Христово, — говорит святой Кирилл Иерусалимский, — было животворно, ибо было храмом и жилищем Бога Слова…». Поэтому и мы в настоящее время соединяемся с Божеством Христа, вкушая Его Тело и Кровь во оставление грехов и в жизнь вечную в Таинстве Евхаристии.

Но Христос есть Глава обновленного человечества. Чрез Его воплощение Божество соединилось со всей человеческой природой, со всем родом человеческим, а потому люди, достойные стать храмом Божиим, делаются до некоторой степени причастниками и Божественной Его славы (1Кор. 3:16). Святой Григорий Богослов говорит: «Ум человека подобен зеркалу. Если он обращен к Богу, то и тело, это зеркало зеркала, подчиняясь уму, носит в себе отблеск его Божественной красоты». Если святой апостол Павел тело каждого христианина именовал храмом живущего в нем Духа Божия (1Кор. 6:19), действия Которого могут быть в обыкновенных людях более или менее сокровенными, то в святых эти действия могут проявляться с особенно разительною силою… «Как огонь входит во все поры раскаленного железа, — говорит преподобный Макарий Египетский, — так и Дух Святой всецело проникает Своею силою и душу, и тело святого. Но это не воплощение и по существу, и по силе облагодатствования. Во Христе при двух естествах (Божеском и человеческом) единая ипостась Божеская; в святых же сохраняется человеческая ипостась… Христос — плотоносный Бог, а святые — богоносные или духоносные люди».

Вследствие такого тесного соединения с Богом святые становятся носителями чудотворной силы, действующей чрез посредство их тела. Божьей силой Илия пророк заключил небо, Моисей разделил Чермное море, простерши над ним жезл свой, пророк Елисей воскресил умершего мальчика (4Цар. 4:34-35); апостол Петр исцелил хромого от рождения (Деян. 3:6-8) и восставил расслабленного Енея, восемь лет прикованного к одру болезни, именем и силою Иисуса Христа (Деян. 9:33-34). И эта сила Христова до того присуща была святому апостолу Петру, что даже и тень его, осенявшая болящих, чудодейственно исцеляла их от болезней (Деян. 5:15).

Благодатные силы, действующие чрез тела святых при их жизни, продолжают действовать в них и после смерти.

На этом именно и основывается почитание святых мощей как носителей благодати. Ради Духа Святого и праведных душ человеческих, когда-то обитавших в телах святых мужей и жен, самый прах и кости их сохраняют свою чудодейственную силу. Умерший, прикоснувшийся к костям пророка Елисея, ожил и встал на ноги (4Цар. 13:21). И это для того, чтобы показать, что в тело святых, когда и нет в нем души, вложена бывает некая сила, ради многие годы обитавшей в нем праведной души, которой служило оно. «Мертвые святые, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — действуют, как живые: врачуют больных, изгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа». Иоанн Златоуст говорит: «Не говори мне о прахе, не представляй пепла и истлевших от времени костей святых, но открой очи веры и посмотри на присущую им силу Божию».

Поэтому почитание останков святых в верованиях Церкви связано с коренными истинами православной веры и что основанием для такого почитания мощей служит не их нетление, а присущая им благодатная сила Божия. Точно так же основанием и для канонизации святых служит не нетление их останков, а разительное проявление Духа в святости их жизни и в чудотворениях от их мощей. Вот почему Православною Церковью причтены были к лику святых некоторые подвижники веры и благочестия, мощи которых не открыты и до сих пор и о нетлении которых мы совсем ничего не знаем, но которые известны были своею святою жизнью и по смерти оказывали чудесную помощь с верою обращавшимся к ним.

Таким образом, наличие нетления останков умершего не может считаться необходимым признаком его святости, равно как и тление тела не есть признак беззакония. По свидетельству церковной истории, встречались и встречаются нетленные тела некоторых усопших, которые при отсутствии чудотворений не признавались и не признаются, однако, за мощи святых угодников Божиих.

Но, принимая на себя право при наличии чудотворений причислять того или другого подвижника веры и благочестия к лику святых, Церковь всегда относилась к свидетельским показаниям о чудесах с чрезвычайной осторожностью: обследовала беспристрастно и с полным вниманием все показания, и только после неоспоримых данных известный подвижник причислялся к лику святых.

В значительные моменты своей жизни каждый православный человек стремится приложиться к святым мощам угодников Божиих, веря и уповая, что через них и от них он получит Божественную благодать, которая исцеляет разные болезни, как душевные, так и телесные.

Святые мощи угодников Божьих с самого основания Церкви Христовой являются бесценным даром нам, грешным, для укрепления в вере, для того чтобы и наша жизнь стала светильником перед Богом и окружающими нас людьми.

Так, если говорить, например, о нашей Святой Киево-Печерской Лавре, то на протяжении всей ее истории собиралось множество свидетельств, подтверждающих дерзновение Печерских святых пред Престолом Божиим.

Часто эти чудеса по смирению, или каким-либо другим причинам скрывались. Поэтому буквально по крупицам люди собирали свидетельства очевидцев, соприкоснувшихся с милостью Бога, Дивного «во святых Своих» (Пс. 67:36). На святых угодниках Божиих исполнились слова Господни: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14:21). По этой причине, по словам прп. Иоанна Дамаскина, святые «сделались сокровищницами и чистыми жилищами Бога». Почитая святые мощи, мы поклоняемся Духу Святому, Который почивает в телах святых как в храме (1Кор. 6:19).

Архимандрит Филипп (Бондарь). Печерский Благовестник #1/2019

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Киево-Печерской лавре исполняется 960 лет

В этом году исполняется 960 лет Киево-Печерской лавре. Мы бы хотели вспомнить о самых интересных легендах и чудесах этой православной святыни, а также рассказать о том, как выглядели пещеры в далеком ХІ веке, ведь за прошедшее время их не раз перестраивали. Начнем с предыстории.

Реклама

Десятинной церкви — 1015 лет: за все времена ее раскапывали четыре раза

В далеком 1051 году, в пещере на одном из поросших лесом киевских холмов поселился монах Антоний. Его благочестие стало привлекать верующих, у него появились ученики (сооснователем Лавры считают Феодосия Печерского). Число монахов стало расти, и вскоре они покинули подземелья, и сейчас пещеры лишь объект паломничества.

ВИДЕО Чудеса Киево-Печерской лавры

ОПОЛЗНИ И ПАЛОМНИКИ. «Традиция пещерных монастырей пришла к нам с Ближнего Востока. Там монахи вытесывали кельи и храмы в скалах, монастыри были похожи на те, что сохранились в Крыму, — терасса, и множество входов в неглубокие помещения. Поначалу по такому же принципу начали строительство и на склонах Днепра. Но вскоре конструкцию пришлось менять — у поверхности ходы разрушали оползни, галереи приходилось рыть все глубже и глубже. Оставался один укрепленный вход, у которого стояла печь. Она обогревла пещеры, в ней пекли хлеб, — рассказывает Владислав Дятлов завотделом «Киев подземный» Музея истории Киева. — Монахи не были затворниками. Они поднимались на поверхность, возделывали огород, ходили на рынок: продавали рукоделие и покупали зерно. Иноки могли уйти в город, чтобы проповедовать. Во многих подземных кельях были деревянные ложа, элементы мебели. Но были аскеты, которые фактически замуровывали себя, оставляя лишь окошко для воды и просфоры. По сей день многие с удивлением и с ужасом задают вопрос: как можно было жить в таких условиях? Во имя чего? Это не самобичевание. Для подвижника естественен путь от комфорта к простоте. Уют расслабляет. Должна господствовать душа над телом, а не наоборот. Тело может ослабеть, заболеть, но оно все равно умрет. Главное то, чем живет душа — такова логика подвижников».

Реклама

ПЕРЕСТРОЙКА. «Под землей жили считанные единицы монахов. Многие, хотя и хотели учиться у затворников, но не готовы были понести все тяготы суровой аскезы, скажем, сырость и холод. Постепенно монастыри начали перебираться на поверхность, а пещеры стали использовать для захоронений, перестраивать под кладбища. Вырывали длинные ходы, вдоль которых создавались погребальные камеры. Следующим этапом перестройки стало время, когда под землю стали массово приходить паломники. Схему пещер упростили, ходы сделали еще длиннее,что бы люди не толпились. Галереи закольцевали, и потоки паломников не пересекались. Стены украсили, стилизовали под Римские катакомбы, — рассказывает Дятлов, — На то, каким был древний пещерный монастырь, можно было бы посмотреть на южной окраине Киева в урочище Церковщина. Там действительно уникальное место сохранившиеся с ХІ—ХІV века. Это целый комплекс подземных помещений: храмы, кельи, усыпальницы. зерновые ямы, переходы между тремя этажами. Но из-за аварийного состояния пещер на экскурсии наложен мораторий».

СИМВОЛИЗМ. В христианстве образ пещеры имеет большое символическое содержание. С ней связано рождение и воскресение Иисуса. Для монаха этот также символ того, что он умирает для прежней греховной человеческой жизни. И безусловно, в хорошо изолированном помещении легче сосредоточиться на молитве. «И в наши дни традиция не иссякла. И на Ближнем Востоке, и в Крыму есть пещеры, где обитают иноки, — рассказывает Владислав Дятлов.

УСПЕНСКИЙ СОБОР

В 70-х годах ХI века был заложен Успенский собор. Согласно преданиям, по молитве основателя Лавры монаха Антония с неба сошел огонь. Он сжег на одном из склонов все деревья и кусты — появилась ровная площадка для строительства. Архитекторами православной святыни стали 12 греческих мастеров. Принято считать, что сама Богородица явилась к ним с просьбой возвести храм. Она дала зодчим золото на строительство, мощи семи святых, нерукотворную икону и показала на небе очертания храма. Именно поэтому о Лавре говорят: «Небеси подобная», и считают ее земным уделом Богородицы (святая земля, которая находится под особым покровительством Богоматери).

Реклама

ШАПОЧКА МАРКА ПЕЩЕРНИКА (ГРОБОКОПАТЕЛЯ)

Эта реликвия исцеляет людей, надевших ее. Хранится этот металлический головной убор весом в четыре килограмма в Ближних пещерах. Прихожане могут надеть его по окончании молебна и верят, что он вбирает в себя весь негатив, убирает сглазы, порчи, наполняет чистой энергией. Интересно, что эту шапку несколько раз примеряла и Алла Пугачева. Якобы она даже исцелила российскую звезду от головной боли.

ЖЕНЩИНЫ

Реклама

Несмотря на то что Лавра — монастырь мужской, в нем жила и женщина. Дочь российского купца Дарья сбежала из отеческого дома и, переодевшись парнем, стала вести монашеский образ жизни. Жила отшельницей в пещере Китаевой пустыни, питалась хлебом, водой, никогда не держала в пещерной келии огня. О том, что это девушка, никто не знал. Слава о монахе дошла до имератрицы Елизаветы, и она лично хлопотала о том, чтобы он стал монахом Киево-Печерской лавры. О том, что рясу носит дева, узнали только после ее смерти: родня девушки увидела портрет Досифея и узнала в нем пропавшую Дарью.

Есть еще в Лавре мощи святой девы Иулиании, княжны Ольшанской. Отец ее был благотворителем, и потому тело княжны погребли в Великой Лаврской церкви. Спустя время гроб вскрыли и обнаружили, что тело девушки нетленно. Также в Дальних пещерах хранится частица мощей Евфросинии Полоцкой — игуменьи Спасо-Преображенского монастыря в Полоцке.

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ

Главной реликвией Лавры долгие века был вышеупомянутый нерукотворный образ «Успение Божией Матери». По одной из легенд, перед ним молился Петр Великий, отправляясь под Полтаву. Увы, икона была утеряна, но копия этой святыни сейчас находится в Крестовоздвиженском храме над царскими вратами и также является чудотворной.

Еще один удивительный образ Божией Матери называется «Печерская Похвала». Создали его в XVIII—XIX веках в самой Лавре, и свое название он получил из-за того, что в нем есть частицы мощей Киево-Печерских святых. Образ исцеляет от болезней, ограждает от невзгод.

МИРОТОЧИВЫЕ ГЛАВЫ

Эти черепа покоятся в стеклянных и серебряных сосудах и установлены в одной из подземных церквей. О чудесах мироточения было сказано еще в средневековье: «Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхъестественным образом елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром». Во времена СССР главы были переданы в музей, где перестали мироточить. Но когда в 90-х монастырь был возрожден — они вновь начали источать миро. Добавим, что в конце XIX в. предположили, что одна из мироточивых глав принадлежит св. Клименту Римскому (современник апостолов, четвертый папа римский, был рукоположен святым Петром)

МОЩИ

Но, конечно, одно из самых удивительных чудес Лавры — святые. В пещерах и соборах покоятся мощи 123 Божьих угодников. Таких реликвий нет, пожалуй, ни в одном монастыре. Согласно древнерусским былинам, в пещерах Лавры лежит и тело воина Ильи Муромца. К его мощам приходят молиться о даровании силы. Другого легендарного монаха Нестора Летописца (считается автором «Повести временных лет»), также покоящегося в Лавре, просят о помощи в науках. К прочим святым приходят с просьбами о здоровье, удаче в делах и т. д.

ПЕЩЕРЫ

Удивительно не только то, что они сохранились, несмотря на преклонный возраст. По преданиям, до монахов в них жили разбойники. Награбленное они прятали в глубине своих «нор», и по сей день ходят легенды о несметных сокровищах. Но намного больше историй связано с протяженностью пещер, дескать, они доходят до других пещерных монастырей в Чернигове, Пскове, Почаеве. Но согласно замерам геодезистов, протяженность пещер всего около 300 м. Находятся они на глубине 10—15 м.

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ

В нижней части Лавры стоят две часовни над колодцами, выкопанными преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Несмотря на близкое расстояние, вода в колодцах имеет разный вкус, и, по легенде, отображает характер старцев — один был более мягок, второй более строг с братией. Еще один источник называется «Слезы Пресвятой Богородицы». Как гласит предание, его нашли во времена страшной эпидемии. Пастухам явилась Пресвятая Богородица, и на месте, где она стояла, бил родник. Выпив его воды пастухи тотчас исцелились. Также рассказывают, что он чудом уцелел в 70-х. Тогда источники заводили в бетонные дренажные системы. Но когда рабочие попили из святого источника, то решили его не трогать, так им понравилась вода.

ОЧИЩЕНИЕ ОТ ГРЕХОВ

Троицкая церковь — единственный из храмов Лавры, который ни разу не разрушался и сохранился в первозданном виде (построен в ХII веке). Под аркой этого храма расположен центральный вход в монастырь, и, по поверью, если пройти под Святыми Вратами дважды (достаточно зайти и выйти) — избавляешься от грехов.

КОЛОКОЛЬНЯ

Ее высота — 96,5 м, и долгое время она оставалась самым высоким строением Украины (сейчас рекорд у столичного небоскреба Парус — 130 м). Рассказывают, что в советские времена было решено «принизить» Лавру, и меч Родины-матери планировали делать выше креста на колокольне. Но когда началось строительство, под монументом начал проседать грунт. Стройку приостановили, а потом уменьшили высоту обелиска. Якобы это строителям посоветовали святые отцы, и после этого исчезли проблемы с проседанием.

УСПЕНСКИЙ СОБОР: «У СВЯТЫХ ЕСТЬ ЧЕРТЫ МОНАХОВ ЛАВРЫ»

Успенский собор. Восстанавливают несколько лет

Сейчас для паломников и туристов открыта лишь часть Успенского Собора. Уже несколько лет ведутся работы по восстановлению взорванного во время ВОВ храма, и еще несколько лет понадобится на их завершение. «Сегодня» побывала внутри святыни Киева и пообщалась с иконописцами. И первые наши вопросы были, конечно, о сверхъестественном. «Чудо это то, что нам удалось завершить работу, — признался столичный художник Андрей Дмитренко, — В 2007 году были выделены средства на роспись храма. Начались активные работы, но спустя несколько месяцев источник финансирования иссяк. Продолжали трудиться бесплатно — нельзя было останавливаться из-за технологии, после паузы все работы пришлось бы начинать заново». Но, по признанию художников, было еще одно чудо. «Стоило прерваться на несколько дней, как появилось невероятное желание писать вновь. Родилась некая связь между нами и храмом», — рассказывает Николай Дмитренко. В росписи храма принимал участие Андрей Гончар — сын певицы Нины Матвиенко. Рассказывают, что работал он допоздна, и порой его чуть ли не выгоняли из храма дежурные.

Творцы. Поле того, как прекратили финансирование, художники несколько лет работали бесплатно

ОБРАЗЫ. По словам художников, основная сложность росписи заключалась в том, что приходилось восстанавливать сложные по композиции работы. Один сюжет мог объединять сразу несколько десятков персонажей. И все они связаны единым действом, и каждому надо было придать индивидуальные черты. Внутреннее убранство храма восстанавливали по акварелям, сделанным в конце ХVIII века. На рисунках отображалась цветовая гамма, композиция, но черты лица разглядеть было невозможно, их приходилось придумывать. «Бывало так, что прототипами служили современные монахи. С натуры мы не писали, но запоминали черты лица, а затем переносили их на стены собора», — рассказывает Андрей.

Художники. Чудо, что работа завершена

ГЛАС. Работали художники в тишине. «И вдруг однажды я слышу мужской голос: «Дай спички». Поворачиваюсь к другим художникам, спрашиваю: «А кто их просит?» В ответ — недоуменная тишина, — рассказывает Андрей. — После просьбы: «Посвети мобильным» — догадались, что голоса раздаются из вентиляционной шахты. Туристы отошли от маршрута и зашли в галереи, которые тянутся под Успенским собором».

ЗАПОВЕДНИК: ЗЕМЛЯ ЛАВРЫ ПОМОГАЕТ РЕШАТЬ ВОПРОСЫ С КАБМИНОМ И ПОДГОТОВКОЙ К ЕВРО-2012

Лавра — это не только храмы и святыни. На 24 гектарах святой земли расположен целый ряд музеев с уникальными экспонатами — чего только стоит Скифская Пектораль из Музея исторических сокровищ. Не так давно открылся Музей Истории Лавры. Там можно посмотреть на бюст Нестора Летописца — его воссоздали по черепу святого. А в это воскресенье открывается выставка, посвященная 100-летию смерти Петра Столыпина. Из России обещают привезти вещи, которые отражают ту эпоху: цветные фото тех лет, мундир, подобный тому, в котором ходил премьер, афиша оперы, на которой был убит премьер.

«Работа здесь не сравнится ни с какой иной. Такого не почувствуешь ни в одном кабинете или офисе. Даже когда ты загружен сверх меры — появляется минута для того, чтобы остановиться, постоять, почувствовать неспешное течение времени», — рассказывают сотрудники заповедника.

«Я неоднократно замечала, как помогает земля Лавры. Бывает, приезжаешь с совещания в Кабмине, где не удалось решить нужные вопросы, и ощущаешь, что они будут сняты, — признается гендиректор заповедника Марина Громова. — Мы очень переживали, что к Евро-2012 колокольня останется в лесах (она сейчас на реставрации. — Авт.). Слава Господу Богу, получили деньги на реставрационные работы. Я уверен, что к чемпионату наша «визитная карточка» будет блестеть на весь Киев».

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Однажды был такой чудесный случай. Шла Божественная Литургия. Мы причастились. Слышу, шум в народе. Глазом скосил налево, а народ, что вдоль галереи стоял весь кверху смотрит и пальцами в небо показывает. Я вышел на площадь. Смотрю над церковью Пресвятой Богородицы сияет солнце, а вокруг него геометрически правильный черный круг. Больше я ничего не увидел. Но к концу всех наших служб подошли люди с левого берега Днепра и рассказали, видели над Лаврой Деву Марию, которая покрывала ее Своим омофором. Сверил по времени. Аккурат то самое, когда мы наблюдали солнечное непонятное нам явление.
После наступления холодов перебрались в пещерный храм преп. Феодосия и стали там служить Литургии. Народ стоял так плотно, что свечи к концу службы тухли из-за недостатка кислорода. Но никто не уходил. Я часто брал кадило и шел с ним по длинным пещерам, обкаживая святые мощи угодников Божиих. Мне казалось, что они радуются этому. А я вспоминал при этом, как мальчиком я хотел пробраться к ним и слышал непонятное пение из пещер и дивился происшедшему со мной. Когда доходил до пещерки с мироточивыми главами, то смотрел на них и просил Бога, чтобы Он явил нам чудо мироточения для укрепления сил малого монашеского стада и в знак Своего к нам благоволения.
Долгое время монахов было немного. Никто особенно не торопился, глядя на наши неудобства и лишения. Да и монахи то были большей частью новоначальные. Было и немного послушников. Некоторые из них уже архиереи или архимандриты, или наместники монастырей. Всех их я постриг в монашество у гробницы преп. Феодосия в Дальних пещерах. И все они достойно несли тяготы монашеской жизни в возрожденной обители. Кроме стояния на долгих монастырских службах мне приходилось распределять иноков на послушания по монастырю и обслуживание многочисленных туристов и появившихся паломников. Последние часто щедро приносили свои сбережения, отдавая их на реставрацию обители. Из далекой Австралии православные пожертвованы были куски зеленой парчи, из которой мы сшили новые облачения-покрывала для мощей преподобных. Шла реставрация церквей и строений. Постепенно иноки перешли в свои кельи. Наместник – в отреставрированный Дом Блюстителя Дальних пещер. Рабочие трудились и днем и ночью под руководством моего брата-строителя Александра Елецких. На кухне трудилась моя мать Ольга Семеновна и сестра Антонина. Уставали, но молчали. У всех было какое-то праздничное приподнятое чувство.
В обществе тогда начинались брожения. Появились националисты. Тогда монахи установили на Дальних Пещерах памятный знак в честь первосвятителей славян — святых братьев Мефодия и Кирилла с тремя надписями на церковнославянском русском, украинском и белорусском языках «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Пусть все помнят, что все мы — рода славянского, единого, православного.
В монастыре управлял не наместник, а устав. За трапезой – полное молчание. Только житие слушали. После вечерней молитвы дополнительное правило — чтение молитвы Иисусовой с поклонами, особым чином, которой нас обучил афонский инок о. Серафим. Пришлось заняться изучением забытого певческого лаврского обихода и лаврского богослужебного устава. В этом неоценимую услугу оказал покойный архимандрит Спиридон, живший в то время в Житомире (впоследствии переехал умирать в Лару, приняв схиму, там и похоронен).
Запомнилось мне начало мироточения от святых глав. Было, кажется, это летом в 1999 году. Прибегает ко мне послушник из пещер. Плачет: отец Наместник, виноват, не досмотрел! Что такое? Да, вот, объясняет, убирал в пещерке с главами и не доглядел как в один из сосудов попала…вода!? Я сразу каким то чутьем догадался, что дело тут не в воде. Пошли, говорю. Захожу в пещерку, открываю сосуд. А из него в лицо невыразимый букет благоухания. Смотрю, а глава, уже не белая, а темного коричневого колера, как бы плавает в кристально прозрачном масле. Миро! Открываю еще два, уже металлических сосуда, а там благоухающей жидкости с ладонь в каждой. Я узнал миро, хотя не видел ни разу. Сердце забилось. Господи! Ты явил нам знак Своей небесной милости! Мощи ожили! Проснулись! Матерь Божия! Ты — наша игумения. Это Ты являешь Свой покров Твоей обители! Велел позвать старого монаха, жившего в Лавре до закрытия, ныне уже покойного архимандрита Игоря (Воронкова). Тот понюхал. Посмотрел на меня. На глазах слезы. Это, говорит, миро! На трапезе, стараясь не волноваться, рассказываю всю историю явления мироточения. Монахи как-то тихо все выслушали. Никаких особых внешних проявлений, как будто так и должно было быть. Потом пошли в пещеры. Все помазались и помолились у святых глав.
Набрал я в пузырек из-под розового масла немного мира и иду к директору в Верхнюю «музейную» часть Лавры. Рассказываю и показываю. Смущенное молчание. Надо, говорит, на «планерке» об этом рассказать. Прихожу туда. Сидят гиды, научные работники музея. Я им этот пузырек то и показываю и рассказываю что и как было. В зале тишина. Я попрощался. Рискнул дать пузырек с миром для анализа, который был выполнен под наблюдением г-жы Колпаковой, заведущей научным сектором музея. Результат таков: это биологическое вещество неизвестного происхождения, синтезировать которое искусственным путем невозможно. Да еще убрали тихо плакаты о фабрикации чудес. В местной газетке появилась статейка с издевательским заголовком: «В Лавре мощи снова закапали». Доложил Филарету. Тот посоветовал никому о чуде не распространяться. Но весть уже пошла по миру. Приезжали из Свердловска кинооператоры из «Русского видео», все засняли на пленку.

«От мощей святых исходит положительная энергетика»
По дороге к Зверинецким пещерам мы с Еленой Анатольевной беседовали о бытующих в народе легендах о монашеских подземельях Киева.
— Исследовали ли мощи лаврских святых, ведь рассказывают, что от них до сих пор исходит некая духовная сила?
— Об этом можно прочесть в моей книге «Киевские пещеры», которая недавно вышла в свет. Еще в 1982 году исследованиями занялись судмедэксперты, затем специальная комиссия, в состав которой входили ученые и медики, — отвечает Елена Воронцова. — Приглашали даже биоэнергетиков. Например, руководителя Центра биоэнергетических исследований Министерства геологии Украинской ССР Василия Стеценко. Вооружившись рамкой (с подобным инструментом издавна ищут места для рытья колодцев), он измерял биополе мощей. Стеценко считает, что от них до сих пор исходит положительная энергетика, особенно сильна она у мощей Агапита Лекаря. Чем это объяснить? Думаю, люди случайные в Киево-Печерской лавре не приживались. Оставались те, кто обладал от природы чем-то особенным. Вероятно, монахи, которые после смерти были причислены к лику святых, имели экстрасенсорные способности. Примечательна в связи с этим запись в летописи: навратный монах не пускал на территорию Лавры людей с дурными мыслями. Получается, он каким-то образом мог распознавать, что у человека на душе.
Василий Стеценко научил нас целенаправленно заряжаться энергией. Надо положить руку на гробницу святого и смотреть на икону. Я и многие мои коллеги мысленно молились. Поверьте, это придавало сил. Лавра расположена в благодатном месте, находясь там, чувствуешь моральную подпитку, обретаешь душевное равновесие, избавляешься от головной боли. Это мнение разделяют практически все, кто побывал в Лавре, даже атеисты. Важно знать: вести себя в таком месте следует почтительно, чтобы не вышло, как с одним не в меру самоуверенным фотографом. Дело было так: в лаврских пещерах за гробницей Нестора Летописца отрыли неизвестное помещение. На его стенах обнаружили много надписей на разных языках: церковнославянском, польском, литовском и даже армянском. Пригласили фотографа, чтобы их заснять. Он то ли из-за нервозности, то ли по причине изъянов характера был излишне многословен, сыпал неуместными шутками. Мы пытались вразумить, мол, место святое, шуметь здесь нельзя, лучше мысленно помолиться. Он не послушал. В результате ни один кадр не получился! Но, как говорится, на ошибках учатся. Перед повторной съемкой фотограф прочитал молитву, был серьезен, и фотографии вышли отличные.
— Получается, в жизни есть место мистике…
— Конечно. Моя бабушка рассказывала, что с ней в молодости приключилась весьма интересная история. На Рождество она гадала при свечах. В комнате никого не было, вдруг вошла ее подруга — и в тот момент в лежавшем на столе кольце появились очертания лица незнакомого мужчины. «Так это же Варлаам! — выпалила удивленная подруга. — При случае я тебя с ним познакомлю». Встреча состоялась в тот же вечер, а через некоторое время моя бабушка вышла за Варлаама замуж.
«Ученые выяснили, что рост богатыря Ильи Муромца был 177 сантиметров»
— Не удивлюсь, если окажется: работая в монашеских пещерах, вы видели вещие сны.
— Лишь однажды, когда писала диссертацию о Зверинецких пещерах. Меня интересовали сведения о жившем в начале XX века князе Жевахове. Он субсидировал раскопки Зверинецких подземелий, даже поселился в шалаше у входа в них, постригся в монахи. Никак не удавалось выяснить, при каких обстоятельствах князь узнал о пещерах, вырытых монахами еще во времена Киевской Руси. Однажды ночью мне приснился сон: какой-то большой церковный праздник, князь Жевахов приходит на богослужение, знакомится с отцом Валентином, и тот рассказывает о подземелье. Буквально на следующий день я обнаружила в архиве документ, в котором описано все то, что привиделось во сне.
— Вы чувствовали благодать, исходящую от мощей?
— Да, причем особенно сильно ощущала энергию, которую источают мощи святого Агапита Лекаря. Поднося к ним руки, чувствовала тепло. Правда, только когда рядом никого не было и я могла полностью сосредоточиться на своих ощущениях. Еще одна подробность — больше всего тепла исходило от рук Агапита. Объяснение этому содержится в древних письменных источниках: лекарь исцелял руками.
— А что при изучении мощей выяснили ученые?
— Множество интереснейших вещей. Например, сделали рентгеновские снимки, которые показали, что все внутренние органы у святых на месте! Это поразительный факт, ведь их наличие — одно из главных препятствий для бальзамирования. Поэтому из тела Ленина, как известно, внутренние органы вынули. Их извлекали и при мумификации в Древнем Египте. В летописях времен Киевской Руси говорится, что с телами усопших монахов ничего особенного не делали, только смачивали миром — смесью большого количества масел. Рецепт приготовления мира монахи держали в секрете. Не исключено, что именно эта субстанция способствовала мумификации.
Кандидат биологических наук Томила Решетникова изучала влияние святых мощей на зерна пшеницы. Она клала зерна на крышки гробниц на различные промежутки времени (от нескольких секунд до нескольких часов), а затем их проращивала. Всхожесть (количество проросших семян) была на 30 процентов выше, чем обычно. Скорость роста также оказалась небывалой. Причем не имело значения, как долго зерна пролежали на гробницах.
— Ученые провели комплексное изучение мощей, например, выясняли, какими недугами при жизни страдали монахи, от чего и в каком возрасте скончались, — продолжает Елена Воронцова. — Одной из задач было установить, действительно ли это мумии тех исторических личностей, о которых заявляет церковь. Оказалось, например, что былинный герой преподобный Илья Муромец был высокого для времен Киевской Руси роста — 177 сантиметров — и отличался исключительным развитием мышечной системы. Все это и раны на его теле не оставили сомнений, что в пещерах Киево-Печерской лавры действительно покоится тело Ильи Муромца. Ученым удалось определить: причиной его смерти стал удар копьем.
В середине 1980-х годов, проводя экскурсию по Лавре для участников конференции судмедэкспертов, я познакомилась с ленинградским специалистом Сергеем Никитиным, который затем сделал пластическую реконструкцию облика нескольких лаврских святых, в том числе Агапита, Ильи Муромца, Нестора Летописца. Дело было так: я демонстрировала восстановленный одним киевским антропологом лик Нестора Летописца. Вдруг один экскурсант, интеллигентный мужчина невысокого роста, категорически заявил: «Работа выполнена непрофессионально!» Это и был Никитин. «Как?!» — возмутилась я. «Извините, но я много лет работаю с кандидатом биологических наук Галиной Лебединской, ученицей выдающегося скульптора-антрополога Герасимова, воссоздавшего облик царя Ивана Грозного», — ответил он. Мы, конечно же, предложили Сергею заняться пластической реконструкцией лаврских святых. Он сотрудничал с нами пять лет. Запомнилось, что гонорары Сергей Никитин перечислял на благотворительные цели. Его работы часто демонстрируются на различных выставках и на территории Лавры.
— От одного священника приходилось слышать: мощи киевских святых приходится раз в год выносить из пещер, чтобы сменить одеяния, которые якобы страдают от подземной плесени и грибка.
— В советские годы был период, когда с паразитирующей микрофлорой и грибками боролись с помощью фурацилина. Но я этого не застала. При мне (я начала работать в 1979 году) использовали методы, которые столетиями применяли монахи: выносили мощи и одежду под лучи солнца. Мы делали это раз в несколько лет. Любопытно, что до революции в Лавре было специальное помещение — мощесушилка. Ныне пещеры находятся в ведении церкви, поэтому за мощами ухаживают священнослужители.
«Зверинецкие пещеры — это монашеское кладбище»
— Правда ли, что некоторые лаврские пещеры проходят под Днепром?
— И прокопаны до Чернигова? Это вымысел. На самом деле протяженность монастырских пещерных комплексов измеряется сотнями метров, но никак не километрами. Впрочем, отыскать и расчистить от завалов пока удалось далеко не все ходы, но под Днепром ни один из них пролегать не может. Пещеры рыли в склонах по направлению от реки, а не к ней.
Мы въехали в частный сектор, расположенный на Зверинецких холмах возле Ботанического сада НАН Украины. «Вот там вход в пещеру», — указала археолог на одно из подворий. Из дома вышел священник и проводил до двери, расположенной в склоне холма. «Справа в нише возьмите свечи, зажгите их и идите за Еленой Анатольевной», — проинструктировал нас батюшка. Пройдя по ходу с десяток метров, мы обнаружили, что в неотапливаемом подземелье тепло (на улице было семь градусов мороза), сухо, из запахов ощущается лишь аромат воска. В подземелье провели электричество, но включали его лишь раз — при испытании. Решили, что для такого места больше подходит свечное освещение.
— Подземные ходы называем улицами, — рассказывает Елена Воронцова. — Обратите внимание: в стенах много ниш — локул (в них покоятся кости похороненных здесь монахов) и крипт (усыпальниц игуменов и уважаемых старцев). Получается, что пещеры — подземное кладбище. Собственно, и удлиняли ходы ради того, чтобы было где хоронить монахов. Их отпевали в подземной церкви, единственной в Зверинецких пещерах.
Заходим в подземный храм, которому уже около 900 лет. В нем могут поместиться лишь семь-восемь человек. Убранство архаичное, кресты и надписи просто выцарапаны на сводах и стенах. Но тем и ценен этот храм — своей первозданностью. Подземные церкви в Киево-Печерской лавре имеют высокохудожественной работы иконостасы, резные мраморные колонны. Но все это появилось там сравнительно недавно, в XVIII- XIX веках, когда монастырь стали посещать тысячи паломников. Тогда же для мощей заказали гробницы из кипариса и одежды, украшенные бисером и золотым шитьем.
Оказалось, в церкви Зверинецких пещер молились даже в советские времена — на стене мы обнаружили крупную надпись «1936».
— В тот год закрыли церковный приход в поселке на Зверинце, — объясняет Елена Воронцова. — Похоже, тогда же был совершен последний молебен и в пещерном храме. Службу здесь восстановили несколько лет назад, после того как мы провели раскопки. Толчком к исследованию стали планы построить на Зверинецких холмах многоэтажный дом. Жители здешних усадеб обратились в мэрию с письмом протеста, тогда-то власти спохватились: в недрах холмов монашеские пещеры, ровесницы лаврских. В нашем музее организовали отдел «Киев подземный». Начали со Зверинца. Расчищая заваленные ходы, локулы, крипты, мы с коллегами перебрали своими руками несметное количество костей, черепов, но, знаете, страха я никогда не испытывала, энергетика ведь здесь особая.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *