Кипр киккский монастырь

Киккский монастырь. Троодос. Кипр

Монастырь Киккос − действующий мужской монастырь. Самый известный и самый богатый из монастырей Кипра. Да ещё и самый «раскрученный» в экскурсионном плане. Сюда стремится попасть множество паломников. Да и обыкновенные туристы тоже, поскольку посещение монастыря Киккос входит в «обязательную программу» всех турагентств.

В течение рассказа мы постараемся раскрыть секрет его притягательности и по ходу иллюстрировать фотографиями, сделанными во время нескольких различных посещений монастыря. Начнём с его внешнего вида, который можно наблюдать с места парковки. Чтобы умудриться заснять монастырь Киккос без кучи загораживающих его автобусов и толп людей, надо просто выбрать нужное время. Например, вторую половину дня в середине марта, как это сделали мы. Вот так он выглядит с южной стороны,

а вот так с северной.

История возникновения монастыря Киккос восходит к эпохе правления византийского императора Алексея I Комнина (1081 — 1138 гг.). Документальных данных о причинах и времени основания монастыря нет, но зато есть старинное предание, которое мы расскажем по ходу сегодняшней «экскурсии», а пока подойдём к главным монастырским воротам.

При посещении любых монастырей Кипра необходимо одеваться в соответствии с их правилами, согласно которым одежда должна прикрывать плечи и колени. «Раскрученность» монастыря играет порой ему не на руку, поскольку сюда, кроме паломников, стремится множество простых туристов «с пляжа», одетых в маечки и шортики. Для таких посетителей предусмотрена при входе специальная гардеробная, где неподобающе одетые должны будут накинуть на себя халаты. За этим строго следит один из монахов и просит их накинуть неподготовленным. Поэтому при посещении монастыря иногда возникает ощущение, что на экскурсию привезли группу из больничной палаты. Каемся, мы сами один раз попали в такую ситуацию

После входа на территорию Киккоса попадаем в его первый двор. Если пойти сразу налево, то в конце дворика можно будет обнаружить музей (вход платный), а чуть дальше можно найти туалет, что часто пригождается после долгой дороги (вход бесплатный). Лена красивые виды умудрилась и там заснять.

Покажем вид на этот двор с верхнего яруса.

Возвращаемся к истории монастыря. Итак, предание гласит следующее.

Однажды византийский наместник Кипра по имени Эммануил Вутомитис отправился на охоту и заблудился. В поисках обратного пути он встретил отшельника Исайю, что жил в горной пещере. В тот момент он был занят молитвой и не ответил на вопрос наместника. Разъярённый Эммануил сначала начал кричать на Исайю, а потом и ударил его. Но отшельник продолжал свою молитву. Вутомитису ничего не оставалось делать, как самостоятельно выбираться отсюда. Вскоре он нашёл нужную дорогу и вернулся в столицу. Но вскоре после этого он сильно заболел, а позже его и вовсе разбил паралич. Лекари не смогли ничего сделать, и наместник понял, что эта болезнь − кара небесная за жестокое обращение с Исайей.

Ненадолго прервём изложение легенды и пройдёмся по территории дальше. Сразу напротив входа на противоположной стене есть проход с изображением Киккской Богоматери наверху. Через него мы сейчас и пойдём дальше.

Пройдя по переходу, попадаем в ещё один двор. Первым делом в глаза бросается церковная лавка, где есть пояснительные надписи и на русском языке.

Но нас, как и многих, в первую очередь интересует монастырская церковь, где хранится главная реликвия − икона Киккской Божьей Матери. Прежде чем зайти внутрь церкви послушаем продолжение предания.

Вутомитис приказал послать за отшельником. Исайя не отказался к нему прийти, поскольку накануне во сне ему было видение Богородицы, которая повелела исцелить наместника и привезти на Кипр её икону, находящуюся во дворцовой церкви византийского императора в Константинополе. Вутомитис попросил у Исайи прощения и помощи в исцелении от недуга. После молитв Исайи болезнь отступила и наместник выздоровел. Отшельник отказался от щедрого вознаграждения и попросил наместника помочь привезти на Кипр икону из Константинополя.

Опять на короткое время прервёмся и переступим порог церкви. В кажущейся полутьме первым делом в глаза бросается сияющий золотом роскошный иконостас, который создан в 1755 году.

Мы зашли в тот момент, когда несколько монахов молились напротив одной из икон.

А пока продолжим рассказывать предание.

В Константинополе приезжих сначала не допустили до императора Алексея Комнина, но вскоре выяснилось, что дочь императора страдает от болезни, очень напоминающей ту, которой болел Вутомитис. Это помогло наместнику и Исайе попасть к императору. После нескольких дней непрестанных молитв дочь императора выздоровела, и он предложил отшельнику любое вознаграждение на выбор. Исайя попросил икону Богородицы из дворцовой церкви императора. Дважды Алексей Комнин отказывал Исайе. После первого отказа его поразила болезнь, а после второго во сне ему было видение Богородицы, повелевшей отдать икону Исайе. Император не мог ослушаться и передал отшельнику икону и средства на постройку монастыря, в котором она должна храниться. Вернувшись на Кипр, Исайя приступил к возведению обители.

Описанные события происходили, согласно тому же преданию, около 1100 года. И вот мы находимся напротив той самой иконы, расположенной в центральной части иконостаса − это Киккская икона Пресвятой Богородицы. Икона покрыта окладом из позолоченного серебра и черепаховых панцирей, инкрустированного перламутром. Её невозможно увидеть, поскольку она скрыта за шитой золотом занавесью. Такое убранство появилось в 1576 году и не меняется до сих пор.

Согласно преданию это один из трёх образов, написанных апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы. В то время иконописи как таковой ещё не существовало, но волне могло быть, что Лука написал несколько «портретов» Богородицы. Иконопись зародилась несколькими веками позднее, и тогда эти «портреты» могли стать основой для создания образа Богородицы.

Образ закрыт, поскольку считается , что человек, увидев его, ослепнет. Но скорее всего, согласно тому же преданию, обычай держать икону закрытой от человеческих глаз связан с условием, которое поставил император Алексей Комнин, передавая её Исайе. Видимо слишком дорога она была императору, и он не захотел, чтобы его сокровище принадлежало всем.

Подробнее об этой иконе вы можете почитать в рассказе искусствоведа Юлии Бузыкиной, который называется «Икона, которую нельзя увидеть».

В отдельной комнате хранится большое количество мощей различных святых.

Мы говорили, что образ, написанный на главной монастырской иконе, никто не может видеть. Но это относится лишь к ней. Существует множество списков с Киккской иконы, которые можно увидеть в этом же монастыре. Например, на второй фотографии чуть выше. Или на символичной мозаике, где апостол Лука держит в руках написанный им портрет Богородицы.

И, конечно, в церковной лавке можно купить иконы с изображением Киккской Богородицы, что представлены здесь в различных вариантах.

Символом монастыря является пчела, как символ усердия, трудолюбия, бдительности и чистоты. А знаете почему? Об этом нам рассказывает «расширенная» версия легенды об обретении иконы Богородицы.

Когда Алексей Комнин узнал о просьбе Исайи отдать ему икону, то велел сделать с неё копию (а по некоторым версиям даже две) и представил отшельнику несколько вариантов, чтобы тот взял любую из них. Исайя не знал, какую из икон выбрать и стал молитвой просить Господа помочь ему в этом. Сразу после молитвы во дворец залетела пчела и села на подлинный лик, дав подсказку Исайе. Так пчела и стала символом будущего монастыря.

Прежде чем продолжить осмотр, немного расскажем ещё о не простой истории обители. Киккский монастырь четыре раза пережил пожары (в 1365, 1542, 1751 и 1813 гг.), но, к счастью, икона Пресвятой Богородицы всегда оставалась невредимой, чего нельзя сказать о монастырских постройках. Главный храм монастыря, каменная купольная базилика, возведён в в 1541 году на месте прежнего деревянного храма. Когда-то он был полностью расписан фресками, но из старинных сохранилась лишь их часть в алтаре, а остальные погибли во время пожара. Сегодня храм украшен современными фресками, выполненными в классической византийской традиции.

Теперь поднимемся по лестнице на галереи, что расположены на вторых этажах монастырских построек.

Их стены украшены впечатляющими мозаиками, которые выполнены в 1984-1986 годах в технике нанесения смальты на золотое поле. Они рассказывают о становлении обители и важнейших этапах истории христианства. Здесь можно рассматривать их часами. Кстати, за эти мозаики Киккос стали называть «Золотым монастырём».

Покажем лишь несколько мозаик и росписей. Остальные посмотрите позже в нашем фотоальбоме при желании.

Росписи.

По верхним галереям можно пройти из одного двора монастыря в другой. Стены переходов тоже покрыты росписями.

А иногда попадаются и свисающие «артефакты» или другие неожиданные ракурсы.

Сделаем несколько «открыточных» фото на память и отправимся за пределы монастыря.

Кстати, на последней проглядывается часть колокольни, что расположена на возвышенности чуть вдали. Посмотрим на неё с другого ракурса.

На колокольне установлено шесть колоколов, один из которых отлит в России. Её построили в 1882 году, когда британскими властями был снят многовековой запрет на колокола, который действовал в течение всего османского правления на Кипре.

Продолжим прогулку уже по окрестностям монастыря. Забираемся на пригорок, что находится со стороны въезда. Отсюда можно снять монастырь Киккос в несколько необычных ракурсах.

С этого же пригорка открывается красивый вид на залив Морфу, который расположен на территории северного Кипра.

В заключение добавим, что полное название основанной Исайей обители − Царский (Императорский) ставропигиальный Свято-Киккский монастырь. Императорский − потому что средства на его возведение были выделены императором, а «ставропигиальный» означает, что монастырь (в связи с его особым значением) подчиняется не местному епископу, а главе Кипрской Церкви.

Если вы ещё не устали, и есть время прокатиться за пределы монастыря, то немного расскажем о ближайших «окрестностях» Киккоса.

Престол Богоматери

Название монастыря Киккос произошло от имени горы, на которой он находится. Но в последнее время эту гору всё чаще называют Трони. Сейчас поясним почему.

В летописях Киккского монастыря отражено множество впечатляющих историй о чудесах, сотворённых иконой. Но особенно Киккская икона Пресвятой Богородицы известна на Кипре как избавительница от засухи. На вершине горы есть место, где установлен «Трони», то есть «Престол Богоматери». Сюда в периоды засухи монахи при большом стечении народа приносят из монастыря икону, чтобы попросить у Богородицы о помощи.

При подъезде к вершине горы вы увидите большой памятник первому президенту Кипра архиепископу Макариосу III. Мы застали ещё времена, когда этот монумент стоял в Никосии рядом с дворцом Архиепископа Кипра.

Неподалёку отсюда расположена его могила. После освобождения Кипра и получения независимости от англичан, Макариос в 1960 году был избран президентом страны. После смерти в 1977 году, согласно его завещанию, он был похоронен здесь на горе в непосредственной близости от монастыря. Это объясняется просто − Макариос несколько лет (с 1926 по 1932 год) был послушником в Киккосе.

У его могилы стоит круглосуточный почётный караул.

Вместо эпилога

На самом деле ещё очень много можно чего порассказать о монастыре Киккос. Например, о его связях с Россией, с которой монастырь поддерживал дружественные отношения с давних времён. В нём хранится много реликвий, изготовленных русскими мастерами. Это раки для мощей, серебряные с эмалью оклады для Евангелий, напрестольные кресты, складни-мощевики и облачения, а также два Евангелия − дары России с посвящением в память императора Павла I и императрицы Екатерины II.

Не только Россия, но и Грузия имеет общее с Киккским монастырём. До 1917 года монастырь имел подворье в Российской империи, а именно в Грузии, приносившей ему значительный доход.

Но не станем, как говорится, «отнимать хлеб» у искусствоведов и экскурсоводов, которые способны более широко раскрыть эту тему, и будем закругляться. И напоследок покажем фото с видом на монастырь, сделанное в середине марта. В это время года природа на Кипре особенно прекрасна!

Фотоальбом

Посмотреть фотоальбом

Монастырь Киккос на карте Кипра. GPS координаты монастыря

Монастырь Киккос на Кипре – информация для туриста

Известный на Кипре киккский монастырь основан императором Византии в XI веке. Находится он над уровнем моря на 1200 метров, недалеко от горной системы Троодос западнее Олимбоса. На вымощенной центральной монастырской площади в окружении других построек возвышается храм.

Подробнее о монастырском комплексе

Киккос расположен среди сосен, на Троодосских склонах. Современный монастырский комплекс сильно отличается от первоначальных построек. Изначально все здания были деревянные. После первого пожара, а их было 4, в строительстве использовали дерево и камни.

Знаменательно, что при четвертом пожаре не пострадала икона пресвятой Божией Матери, обладающая чудодейственной силой. Монастырь Святой Девы Киккос посещают паломники и отдыхающие, просящие святыню об исцелении и помощи.

В современный монастырский комплекс входят постройки, расположенные на двух уровнях:

  • С севера расположен главный храм, а с юга – корпуса келий на нижнем уровне.
  • Наверху размещены библиотека и трапезная.
  • На дворе, выложенном камнями, есть колодец.
  • На северной стороне на высоте построен музей.

Чем знаменит киккский монастырь

Киккос популярен у отдыхающих и киприотов. Уже более 900 лет это действующий монастырь, в котором проходят службы. Вход свободный, плату берут только при осмотре музея.

Здесь хранится икона Божией Матери, самая почитаемая среди христиан. Изначально святыня находилась в египетской христианской общине, переданной туда святым Лукой. С 980 года она долго находилась в Константинополе. В XI веке чудотворная святыня подарена императором константинопольским отшельнику Исайи за исцеление единственной дочери. Старец жил неподалеку от того места, где впоследствии поселились монахи.

После перенесения на остров для постоянного местонахождения реликвии возведены церковь и монастырь Киккос. Лик на образе покрыт пеленой: если открыть его и взглянуть, можно ослепнуть.

Киприоты считают киккскую икону Богородицы чудодейственной. Чудеса, происходящие на острове, связывают с нахождением там святыни. Примером служит избавление от нашествия саранчи в XVII веке. В период засушливого лета проходит молебен на горе Трон с обращенным ликом пресвятой Девы Марии к небу.

Помимо чудодейственного образа Божией Матери, здесь покоятся мощи некоторых святых. Среди них Николай Чудотворец и Георгий Победоносец. Еще там хранится мироточивая икона Богородицы «Отрада и Утешение».

Интересные факты и легенды

Кипр считается островом святых, поскольку эти земли освящены подвигами Божиих угодников. Православные проживали на этих землях еще до появления апостолов, проповедовавших христианство. Местные святыни привлекают не только киприотов, но и паломников со всего мира.

Главная святыня острова – мужской монастырь Святой Девы Киккос. Второе название – Царский Ставропигиальный Киккский монастырь. Царский, потому что основан царственной особой. Ставропигиальный, значит независимый, находится в непосредственном подчинении кипрскому архиепископу. Это высший статус среди обителей, приходов, соборов.

Монахи расположились высоко в горах, и к ним ведет дорог-серпантин. По склонам растут сосны, кедры. У деревьев необычные, согнутые формы. Предание гласит, что эти места посещала Пресвятая Дева. Когда она поднималась наверх, встречающиеся деревья склонялись перед ней. На том месте, где побывала Богоматерь, расположена киккская обитель. А сосны так и стоят, склонившиеся к земле, по дороге к монашескому подворью.

Здесь находится икона Богородицы, самая почитаемая святыня острова. Перед передачей образа император заказал копию и предоставил монаху право выбора. На оригинал села пчела, тем самым подсказав выбор. Теперь святыня хранится в Киккосе. Пчела, символизирующая трудолюбие и усердие, стала символом обители.

Император, передавая образ, поставил условие, что никто не должен видеть лик. С тех пор он прикрыт пеленой. Известны попытки приоткрыть ее, но они плохо закончились. Есть люди, которые ослепли, у других отнялась рука. По преданию, Александрийский Патриарх Герасим был так дерзок, что осмелился посмотреть на лики Богородицы с Младенцем без покрова, после чего лишился зрения. Признав свой грех, он днем и ночью вымаливал прощение у Всевышнего.

В конце XVIII века возведена колокольня. Большой и массивный колокол с дарственной надписью привезен из царской России. В монастырском музее большое собрание предметов старины, имеющих историческую ценность. Здесь хранятся мощи нескольких особо почитаемых святых. Вблизи захоронен архиепископ Макарий III, который стал еще и первым президентом Кипра.

Православный календарь содержит все религиозные праздники. В нем отмечены все посты, их начало и окончание. Расписано, какую пищу можно употреблять в пост по дням. Перечислены все святые, имеющие отношение к данному дню.

Достопримечательности и святыни

Отличительной особенностью пресвятой иконы «Милостивая» является то, что лики Богоматери и Младенца соприкасаются. Это символизирует божественную любовь, распространяющуюся на все живое. Лик киккской Богоматери полностью скрыт красным бархатным покрывалом. Единожды в году его открывают, выносят на гору Трон для совершения молебна. Но даже тогда никто не должен устремлять свой взор на образ, который обращен к небу.

Святой лик помогает во всех делах. К нему обращаются за помощью православные христиане и люди другой веры, он всем помогает. Особенной силой обладает молитва, обращенная к Богородице в главные дни ее почитания – это 8 января и 25 ноября.

Среди богатого убранства храма, украшенного мозаикой и фресками, есть тайная комната, которая хранит мощи святых. Если дверь комнаты заперта, служитель храма ее откроет по просьбе посетителей.

Немного из истории

Киккос возведен в конце XI века императором Византии. За всю историю существования комплекс несколько раз горел. Огонь уничтожил большую часть имущества. Только чудом спасена икона Девы Марии. Комплекс восстанавливался на многочисленные пожертвования. Интересна история о том, что подвигло императора возвести обитель.

Когда-то в лесах Троодоса заплутал наместник Византии Вутомит. Он встретил отшельника, давно живущего в горах. На просьбу о помощи старец не отреагировал, потому что долго не общался с людьми. Не получив ответа, обиженный наместник грубо толкнул отшельника.

По прошествии нескольких дней наместник сильно заболел, ни один лекарь не мог ему помочь. И тогда он осознал, что недуг стал наказанием за его грубость по отношению к старику. И стал он молиться о прощении, и был услышан – недуг отступил.

Одновременно Всевышний явился к старцу и велел пойти с просьбой к наместнику, чтобы тот привез из Константинополя на остров икону Богоматери. Наместник откликнулся на просьбу и поехал к императору. На удивление, императорская дочь болела тем же неизлечимым недугом, что и наместник. По приезду Вутомит поведал о своем чудесном выздоровлении и попросил отдать богообраз. Ради здоровья дочери он дал согласие. После принятия такого решения девушка очень быстро пошла на поправку.

Император отдал образ, деньги на возведение церкви и монашеского подворья. Так появился Киккос.

Где находится Киккос?

Монастырь расположен на Кипре, в Троодосе, на высоте более 1200 метров. Монашеское подворье воздвигнуто на западе цепи Троодос, в 18 километрах от самой высокой горы – Олимпос.

Перед тем как поехать самостоятельно на автомобиле, стоит взглянуть на карту. Хотя найти дорогу будет несложно, так как встречаются указатели на доступном для многих приезжих английском языке.

Как добраться?

Большинство отдыхающих предпочитают добираться до обители с групповой экскурсией на автобусе. Некоторые приобретают индивидуальную экскурсию в сопровождении гида, которую можно купить в любом турагентстве или через специальный сайт. С гидом можно связаться заранее, обговорить условия, согласовать план поездки. Учитывая востребованность, экскурсии предоставляются ежедневно.

Более удобный и быстрый способ добраться к месту экскурсии – это поездка на арендованном автомобиле. Так можно не только добраться до монашеского подворья, но и попутно устроить себе небольшую экскурсию, заехав в интересные места, встречающиеся по дороге к месту следования. Только нужно проявить внимательность на серпантине – они широкие, но от этого не менее опасные, и не забывать о левостороннем движении. Самостоятельно, на местном автобусе, добраться до обители невозможно. На Кипре плохо развит общественный транспорт.

Туристам, начинающим свой маршрут из Ларнаки, придется преодолеть 125 километров, прежде чем попасть к монахам. Время в пути – 1 час 45 минут. Расстояние от Пафоса и Полиса – всего 60 километров, но по дороге с крутыми поворотами. Маршрут от Лимассола пролегает на расстоянии 70 километров. Он более безопасный из-за меньшего количества крутых виражей. В любом случае, стоит отправиться туда.

Что посмотреть по дороге?

Отдыхающие, решившие воспользоваться арендованным автомобилем, попутно смогут побывать еще в нескольких живописных местах. Перед поездкой желательно заранее обдумать предстоящий маршрут и решить, знакомство с интересными местами пройдет за один день или же захочется остаться там на пару дней, чтобы побольше достопримечательностей удалось осмотреть.

Если принято решение ехать с ночевкой и остановиться в одной из деревень, надо учесть, что проживание в горах порядком дороже стоимости жилья на морском побережье.

Если минипутешествие начинается из города Ларнака, то можно посетить такие живописные места:

  • церковь в небольшом городе Аласса;
  • деревня Монагри;
  • деревня Ланья;
  • водопад Caledonia Trail;
  • Троодитисса;
  • гора Олимпос.

Выехав из Ларнаки, следуя указателям, необходимо повернуть в сторону Троодоса, дальше дорога приведет в город Алласа.

Небольшую остановку можно сделать возле дамбы Kouris Dam. Это самая большая дамба на Кипре. Перед тем как приступить к ее строительству, пришлось перенести тогда небольшую деревню Алласа и находящуюся там церковь на безопасное расстояние. В 2004 году водохранилище переполнилось из-за сильных дождей, после наводнения храм разрушился. Через 8 лет эти места вторично подверглись наводнению. Сейчас разрушенная церковь – завораживающая и одновременно печальная картина.

Следующая остановка в деревне Монагри. Вблизи произрастают виноградники, оливковые и миндальные деревья. В деревне находятся два православных монастыря, располагающихся по разные стороны реки Криос: женский – Панагии Амасгу и мужской – архангела Михаила. В обители есть музей, школа искусства, на территории есть церковь, в которой проводят обряды венчания, крещения, праздничные службы.

После небольшой экскурсии следующая остановка – деревня Ланья. Приезжим будет на что посмотреть. Это необычная деревушка с извилистыми улицами, с изображениями старых фотографий на стенах домов и большим количеством музеев.

Затем по маршруту будет водопад Каледония. Дойти к нему несложно, но путешествие предстоит долгое. Оставив авто на стоянке, следует идти через лес по хорошо протоптанной тропинке около 40 минут, возможно, немного больше. За это время можно забыть о жаре и насладиться прохладой. Преодолев немалый путь, туристы смогут полюбоваться самым высоким водопадом на Кипре. Его высота достигает 13 метров.

Следующая остановка – Троодитисса. Здесь находится чудотворная икона пресвятой Божией Матери Троодитисса и чудодейственный пояс Пресвятой Богородицы.

Последняя остановка – гора Олимпос. Это самая высокая точка на острове. Летом здесь можно насладиться видом живописной природы, подышать свежим воздухом, а зимой – весело покататься на горнолыжном курорте.

Монастырь Киккос

Чудотворная икона Божией Матери Киккской (Богородица Елеуса – «милостивая») хранится в монастырском храме. Согласно легенде, это одна из трёх икон кисти апостола Луки. Лик иконы закрыт всегда – то ли для большего почтения, то ли по приказу императора Алексея II Комнина.

Икона Киккской Божией Матери очень почитаема в православном мире, списки с этой иконы хранятся в храмах Греции, России, Грузии, Болгарии, Египта и Эфиопии.

Множество историй ходит о чудесах, совершённых чудотворной иконой. Рассказывают о чудесном спасении команды корабля, проткнутого огромной рыбой-мечом в 1718 году. В храме хранится часть челюстей рыбы-меч в память о событии и в благодарность о спасении. Одним из чудес иконы считается избавление региона от саранчи в 1760 году. Или один араб пытался неуважительно обойтись с иконой, из-за чего у него отсохла рука – имитация руки висит в назидание рядом с иконой. Ещё об одном чуде есть упоминание в древнерусских летописях: араб выстрелил в икону и попал стрелой в колено Богоматери – и из колена потекла кровь. Араб в испуге побежал домой, но умер по дороге.

Киккская Богоматерь также считается и избавительницей от засухи – с давних времен и по сию пору, в период тяжких испытаний, выносят икону на гору Трони. На горе установлен каменный престол (трони) с мозаичным списком иконы.

В 1992 году был открыт Музей монастыря Киккос, выставочный зал и научный центр, уникальное хранилище культуры и истории Кипра.

В настоящее время монастырь не является общежительным. Братство состоит из 30 монахов, они получают заработную плату и могут приобретать имущество, которое в случае их кончины переходит монастырю. Настоятель монастыря – Всесвятейший Митрополит Киккоса и Тиллирии Никифор. Здесь же находится резиденция Епископа Киккского.

Киккский монастырь или Монастырь Святой Девы Марии, самый богатый и самый ценный из всех православных святынь Кипра, находится в районе Marathasa, на северо-запад от горы Троодос, высоте 1318 метров.

Посещая православный храм, можно увидеть могилу архиепископа Макариоса III, первого президента Кипра, а также насладиться чудесным видом на сельскую местность и сосновый лес.

Монастырь Киккос всегда играл особую роль в исторической судьбе Кипра, разделяя участь народа, который в трудные периоды его бытия братия пыталась воодушевить, направить на верный путь и защитить. Вот почему Киккская обитель, самый известный кипрский монастырь, так много значит для киприотов.

Полное название обители таково: священный царский и ставропигиальный монастырь Киккской иконы Божией Матери. Царским он называется потому, что был основан на личные денежные пожертвования византийского императора Алексея Комнина (1081–1118);

Ставропигиальным – потому, что на закладном камне был помещен крест, а на административном языке Церкви это означает, что монастырь обладает самоуправлением, разумеется, в рамках Кипрской Православной Церкви.

Происхождение названия «Киккский» неизвестно. Согласно распространенной точке зрения, оно восходит к названию дикого кустарника, произрастающего в данной местности, называемого также и коккос.

Предание связывает название «Киккский» и с пением некоей птицы, которая в византийские времена облетала окрестные горы и предвозвещала основание монастыря такими стихами: «На Киккской, Киккской горе будет обитель, / Золотая Госпожа в нее войдет и никогда не выйдет».

Киккос знаменит во всем православном мире и сюда круглый год стекаются паломники. В монастыре находится одна из трех сохранившихся икон Богородицы, авторство которых приписывается апостолу Луке. За многие века монастырь четырежды сгорал дотла: в 1365, 1541, 1751 и 1813 гг., но каждый раз монахи спасали чудотворную икону.

Икона эта весьма необычна. Представьте себе иконостас храма, в котором слева от Царских врат третья по счету икона покрыта дорогим расшитым узорами покровом. Именно такой предстоит Киккская икона Богоматери, лик которой никто не видел.

С какого времени икона под покровом, точно никто сказать не может. Известно лишь, что в 1669 году Патриарх Александрии Герасим осмелился приподнять покров, чтобы увидеть лик Божией Матери, но в ту же секунду был наказан Господом. Одни источники говорят, что Патриарх ослеп, другие не уточняют наказание.

Словом, с тех пор лика Пречистой никому увидеть не довелось. Хотя монахи обители рассказывают, что бывали случаи, когда пред некоторыми паломниками покров чуть приподнимался. Это расценивалось как чудо и особая благодать, ниспосланная Богородицей этим людям. С иконой связывают многие чудеса.

Даже появление этого образа Пречистой Девы на Кипре было чудесным.

Для людей со слабым вестибулярным аппаратом поездка в Киккский монастырь — настоящее испытание, ведь обитель находится на высоте 1200 метров над уровнем моря, всего в 18 километрах от самой высокой горной вершины Кипра — Олимпа.

Однако, все «дорожные муки» вмиг вытесняются из памяти, когда появляется возможность еще раз помолиться у древнейшего образа Пресвятой Богородицы, написанного апостолом и евангелистом Лукой еще при земной жизни Пречистой Девы.

Как икона попала на Кипр? Cогласно легенде, oднажды византийский наместник Кипра Мануил Вутомитис, охотясь в Троодосе, заблудился и долго бродя по лесу встретил старого отшельника Исайю. Повелитель спросил у старика, где он находится и как ему вернуться в столицу, но отшельник, удалившийся от мира, ничего не ответил. Наместник разгневался и ударил божьего человека.

Вернувшись домой, Мануил Вутомитис внезапно заболел «шатикой» (разновидностью паралича) и тогда вспомнив, как обошелся с отшельником, послал подданных в горы с поручением привести его. Как только Вутомитис попросил прощения у Исайи — от болезни не осталось и следа. В качестве награды отшельник взял слово с Вутомитиса о том, что он должен привезти из Константинополя священную икону Богородицы — одну из трех икон, написанных апостолом Лукой при жизни самой Богородицы.

Эта икона является своеобразным «портретом» Девы Марии. Долгое время Вутомитис не решался выполнить его просьбу, так как был уверен, что Император Византии никогда не расстанется со столь ценной реликвией. Однако, в конце концов, он отправился в Константинополь, взяв отшельника Исайю с собой. В то время, когда они находились в Константинополе и размышляли, как убедить Императора передать священную икону Кипру, случилось следующее.

Единственная дочь Императора заболела той же болезнью, которая ранее поразила Вутомитиса. Врачи оказались бессильны, девушка оставалась прикованной к постели. Тогда Вутомитис предстал перед Императором и поведал ему, как сам излечился от этой болезни. Отшельник Исайя немедленно был доставлен к

Императору и после его горячей молитвы дочь Императора полностью выздоровела. На радостях Император предложил монаху любое вознагражденье, но Исайя лишь повторил свою просьбу. Византийский Император не хотел расставаться с иконой Богородицы и искал предлога оставить ее у себя. Но когда и его поразила та же болезнь, ему пришлось выполнить то, о чем просил отшельник.

Император отослал Вутомитиса и Исайю на Кипр с обещанием прислать бесценную реликвию. Тем временем сам пригласил художника, чтобы сделать копию иконы. Когда во сне ему явилась Богородица, он понял, что необходимо отправить на Кипр оригинал и также послал деньги на строительство монастыря специально для этой иконы. Монастырь был построен в лесах Троодоса, именно в том месте, где Вутомитис встретился с отшельником Исайей. С величайшей предосторожностью священную икону перевезли в монастырь Киккос, где она хранится по сей день.

Множество впечатляющих историй можно услышать и о чудесах, сотворенных самой иконой. Все они отражены в летописях монастыря Киккос. В них можно встретить упоминания и о дождях во вре­мя страшных засух, и о многочисленных исцеле­ниях от ран и болезней.

Справа от иконы Божией Матери мо­жно увидеть черный слепок ру­ки, еще одно напоминание об отсохшей руке человека, пытавше­гося своими помыслами и прико­сновением осквернить лик Пресвятой Богородицы.

За свою долгую жизнь обитель четырежды страдала от пожаров. Но икона Божьей Матери ни разу не пострадала.

Весь монастырь Киккос сказочно прекрасен: велико­лепная архитектура, богатые фрески, мозаич­ные росписи на стенах самого монастыря, тра­пезной, многочисленных переходов, запечат­левшие не только жизнь обители, но и историю христианства, сцены из Ветхого и Но­вого Заветов, большое количество келий, арки с колоннами и деревянные балюстрады.

Каменный соборный храм монастыря Киккос разделен на три придела. Главный посвящен иконе Божией Матери, южный — Всем Святым, а северный — Архангелам Михаилу и Гавриилу. В монастырском храме находится редкое собрание святых мощей, которые хранятся в киотах.

В отношении свечей в храме монастыря есть определенные правила: Вы зажигаете свою малую свечу от горящей большой свечи, затем поджигаете своею большую негорящую, затем свою тушите и увозите домой. Свечи, а также иконы, лекарственные травы, а также лучшее на острове вино Коммандария Вы можете приобрести в монастырской лавке.

Если Вы больны, можно попросить у монаха в храме ватку с освященным маслом. Ею Вы сможете смазывать больное место ровно 40 дней, и на сороковой день ее будет необходимо сжечь, просто выбрасывать не следует.

Храмы и монастыри на Кипре нельзя посещать в неподобающей одежде — шортах, коротких юбках, с открытыми плечами. Покрывать голову женщинам по кипрской традиции не является необходимым. Традиционно во время служб женщины сидят в левой части храма, мужчины — в правой; толпиться, стоя у иконостаса, или болтать не принято. Есть возможность подать в кипрском храме записку.

В монастыре также размещен музей, где хранится внушительная коллекция икон, резьбы по дереву и рукописи, и другие ценности Кипра. В музее есть 4 выставочных зала, в первом из них находятся древности острова, во втором – ранние христианские, византийские сосуды, облачения и украшения, в третьем размещены иконы, фрески и резьба по дереву, в последнем зале посетители могут увидеть рукописи, документы и книги.

Музей открыт для посетителей каждый год с ноября по май с 10 утра до 16 часов вечера, с июня по октябрь работает до 18 часов. Входной билет составляет 5 евро с человека, 3 евро для группы. Дети и студенты входят бесплатно.

Средник иконы Божией Матери «Киккотиссы». 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)
Средник иконы Божией Матери «Киккотиссы». 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В научный оборот введено ок. 20 икон типа «Киккотисса», датируемых XII-XVI вв. Древнейшим из сохранившихся списков является икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (48,5×41,2 см), созданная в 1-й пол. XII в. (Mouriki D. Icons from the 12th to the 15th Cent. // Sinai: Treasures of the Monastery / Ed. K. E. Manafes. Athens, 1990. P. 105, 385. Not. 26-28. Pl. 19) или в середине этого столетия (Παπαμαστοράκης Τ. Εικόνα Παναγίας Βρεφοκρατούσας με μορφές της Παλαιάς και της Καινής Διαθήκης // Μήτηρ Θεού: Απεικονίσεις της Παναγίας στη βυζατινή τέχνη / Επιμ. Μ. Βασιλάκη. Γενεύη; Μιλάνο, 2000. Σ. 314-316). По мнению Х. Бельтинга, композиция этой иконы не столько повторяет, сколько развивает до тронного варианта иконографию чудотворного образа, написанного ап. Лукой (Бельтинг. 2002. С. 330-333). В центре изображена Богоматерь на престоле, сидящая в 3/4-ном повороте влево и склонившая голову к Младенцу. Их образы вписаны в арку, в верхних углах средника помещены медальоны с полуфигурами архангелов, поклоняющихся Пресв. Богородице. Над аркой изображен Христос Судия в славе с символами евангелистов и ангельскими силами, по сторонам в клеймах — святые (апостолы, пророки, праотцы и Богоотцы). Необычна поза Младенца, сидящего на левой руке Богоматери: Его ручки и ножки раскинуты, что напоминает иконографический тип «Взыграние». Правой рукой Он опирается на руку Матери, левой, завернутой в складку мафория, держится за Нее, левая ножка выставлена вперед. Большинство исследователей относят эту икону к к-польской школе (Д. Мурики, Т. Папамасторакис и др.), но П. Л. Вокотопулос отметил выполнение нимбов и медальонов др. оттенком золота, чем фон, что является характерным приемом синайской мастерской (Βοκοτόπουλος Π. Λ. Βυζαντινὲς Εἰκόνες. ᾿Αθήνα, 1995. Σ. 48-49, 196-197). Общая композиция этой иконы, в т. ч. средника с Богоматерью и Младенцем на престоле, достаточно близко повторена на списке К. и. кон. XII в. почти такого же размера (48,5×37 см) из ГЭ, где поверх мафория голова Богородицы покрыта дополнительным платом и поза Младенца изменена — Он обращен ликом к Матери (Искусство Византии в собр. СССР: Кат. М., 1977. Т. 3. № 883; Этингоф О. Е. Образ храма в иконах «Богоматерь с пророками» XII в. // Она же. Образ Богоматери: Очерки визант. иконографии XI-XIII вв. М., 2000. С. 179. Ил. 11). Появление плата Л. Хадерман-Мисгиш связывала с влиянием итал. искусства в эпоху крестоносцев (Hadermann-Misguich. 1991), хотя наличие этой детали на визант. памятниках более раннего времени оставляет вопрос открытым (напр., красный плат есть уже на иконе Божией Матери «Феоскепаста» из одноименной церкви в Пафосе, к-рая датируется кон. XII в.- Weyl Carr. 2005. P. 171). А. Вейл Карр предположила, что цвет плата может быть связан с производимой на Кипре пурпурной тканью с золотыми нитями, к-рой славился остров (Eadem. 1997. P. 114). Божия Матерь с Младенцем, со святыми на полях. Часть диптиха. Ок. 1280 г. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)
Божия Матерь с Младенцем, со святыми на полях. Часть диптиха. Ок. 1280 г. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

Среди памятников посл. четв. XIII в. известен диптих небольшого формата, хранящийся также в монастыре вмц. Екатерины на Синае (51×39,7 см), к-рый, согласно М. Аспра-Вардаваки, был изготовлен в синайской мастерской ок. 1280 г. (᾿Ασπρᾶ-Βαρδαβάκη Μ. Δίπτυχο. Α´. ῾Αγιος Προκόπιος. Β´. Παναγία Κυκκώτισσα και άγιοι // Μήτηρ Θεού. 2000. Σ. 444-446). На левой створке диптиха помещено изображение вмч. Прокопия, на правой — Богоматери с Младенцем. Этот образ традиционно ассоциируется с «Киккотиссой» из-за плата на мафории, несмотря на отличие в позе Младенца, к-рая восходит не к типу «Взыграние», а скорее к изводу «Спас Недреманное Око»: Богомладенец почти лежит на обеих руках Матери, Его головка склонена к плечу, ручки и ножки опущены. Ярко-красный плат, покрывающий мафорий Богоматери, расшит жемчугом и узорным золотым орнаментом. Этот вариант композиции, связанный с взаимными влияниями в иконографии Византии и лат. Запада, получил почитание в Европе и послужил образцом для некоторых уникальных икон. Так, напр., происходящая из Бржезнице и созданная в 1396 г. по заказу кор. Вацлава IV икона Богоматери с Младенцем (Национальная галерея, Прага) повторяет чудотворный, написанный, по преданию, ап. Лукой образ из Роуднице, к-рый, как считает Бельтинг, был привезен из Византии (Бельтинг. 2002. С. 377-379).

На иконе из ц. преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне (96,5×62,5 см), к-рую искусствоведы относят к XIII в. (῾Ιερὰ Μητρόπολις Μόρφου. 2000. Σ. 254), повторена иконография синайского диптиха. Сходны не только позы, но и плат на голове Божией Матери, имеющий такой же ярко-красный цвет и крестообразный золотой узор. Тем не менее в деталях есть отличия (напр.,белый по цвету свиток в опущенной руке Младенца). О том, как были изображены Его ноги, нельзя судить из-за утраты красочного слоя в нижней части иконы. Константинидис считает, что эта икона могла быть создана в той же мастерской, что и синайский диптих (Κωνσταντινίδης. 2002. Σ. 65), хотя ее живописное исполнение не столь высокого качества.

Икона Божией Матери с Младенцем. XIII в. (ц. преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне)
Икона Божией Матери с Младенцем. XIII в. (ц. преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне)

Вероятно, на ранних стадиях почитания нек-рые детали в облике «Киккотиссы» могли меняться, а сами иконы укрупнились в размерах, по-видимому, в связи с предназначением для местного ряда иконостаса. На иконе из ц. Панагии Асину (Византийский музей в Никосии) (72,5×56 см), датируемой Папагеоргиу посл. четв. XIII в. (Παπαγεωργίου. 1991. Σ. 55, 57), Богородица поддерживает 2 руками Сына прямо перед Собой; одна ножка Младенца обнажена (положение ног плохо различимо из-за утрат), изгиб Его правой руки близок к изображенному на синайской иконе XII в., киноварный свиток в левой руке, др. концом лежит на ладони Матери. Взгляды обоих устремлены на молящегося. Плат поверх мафория отсутствует, на золотистом хитоне Младенца — красная перевязь и синий гиматий.

Тем же веком датируются списки К. и., на к-рых композиция дается в зеркальном варианте, когда Младенец находится не на левой, а на правой руке Матери, как на местной иконе из собора мон-ря Пресв. Богородицы Саламиниотиссы близ Пафоса (96×64 см), к-рую после реставрации датировали XIII в. (Χατζηχριστοδούλου, Γερασίμου. 2001. Σ. 55). Цветовое решение изменяется: помимо ярко-красного плата в темно-красный цвет окрашены хитоны Богоматери и Младенца и Ее мафорий. На этой иконе в отличие от синайских прототипов XII-XIII вв. Младенец смотрит в сторону, в то время как Богородица — на молящегося; фон золотой, нимбы и кайма плата с лепным рельефом (пастилья) и позолотой.

Данный иконографический извод, как отмечает Вейл Карр, стал рано известен за пределами Кипра: напр., икона Божией Матери «Знаменская» или «Победная» (Мадонна del Vessillo) кон. XIII — нач. XIV в. из собора в Пьяцца-Армерине на Сицилии. По композиции она очень похожа на синайскую икону XII в.: наклон головы Богоматери, движения Младенца характерные для «Взыграния», Его красная длинная туника надета поверх полупрозрачной рубашки с крапчатым узором. Одеяния закрывают ножки до колен, а на груди образуют V-образную складку, наподобие диаконского ораря. В отличие от большинства древних и более поздних списков К. и. на этой иконе Богоматерь держит обеими руками Младенца перед Собой, плат на мафории серого цвета. По преданию, икона была прикреплена к знамени, которое папа Римский Николай II подарил норманнскому гр. Рожеру I при подписании договора в Мельфи (1059). С угасанием династии норманнских правителей Сицилии знамя было утеряно, и лишь в 1348 г. оно было обретено во время эпидемии чумы, помещено на деревянную основу и перенесено в Пьяццу (ныне Пьяцца-Армерина). О том, что икона привезена скорее всего с Кипра, свидетельствует не только сходство с К. и., но и накладной тисненый орнамент на полях и нимбах, к-рый не соответствует датировке ранее кон. XIII в. Сходство с «Киккотиссой» имеют и др. иконы, почитаемые в Юж. Италии и на Сицилии, прежде всего те, происхождение которых связано со Св. землей и с крестоносцами: напр., «Мадонна дельи Алеманни» («Немецкая Богородица») из ц. Санта-Мария-делла-Неве в Нуоро (нач. XIV в.). Дополнительный плат встречается на сицилийских иконах, в т. ч. других иконографических изводов, напр. «Млекопитательницы», как на иконе «Мадонна дель Пилерио», где он красного цвета (2-я пол. XIII в., Национальная галерея, Козенца), и на иконе Богоматери с Младенцем и ангелами (2-я пол. XIII в.) из ц. Сан-Франческо в Аверсе, где он светло-голубой.

Киккская икона Божией Матери. XIII в. (Визант. музей им. архиеп. Макария III в Никосии, Кипр)
Киккская икона Божией Матери. XIII в. (Визант. музей им. архиеп. Макария III в Никосии, Кипр)

Е. Цигаридас считает, что использование для главного Богородичного образа Афона иконы «Достойно есть» из собора Протата в Карее (к-рую он датирует 2-й пол. XIV в.) иконографического типа «Киккотиссы» свидетельствует о ее широком почитании. При этом исследователь не исключает, что образцом для «Достойно есть» могла послужить к-польская икона, восходящая к написанному ап. Лукой образу Божией Матери «Елеусы» из дворца имп. Алексея I (Τσιγαρίδας. 2001. Σ. 187).

Для кипрских храмов, расположенных недалеко от Киккского мон-ря, в долине Маратаса, особенно для церквей с. Калопанайотис, был создан целый ряд списков К. и., однако до XV в. ни один из них не имел надписи с наименованием извода. Все списки принадлежат к одному варианту данного иконографического типа, но неодинаковы по размерам, деталям иконографии и колорита. Вейл Карр отметила, что эти ранние повторения «Киккотиссы» не совпадают в точности с окладом 1576 г. и различаются между собой (Weyl Carr. 2004. Σ. 107). В датировке иконы из ц. Панагии в Калопанайотисе (109×72,2 см; Музей мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) имеются значительные расхождения: кон. XIII — 1-я пол. XIV в. или кон. XIV в. (Ibid. Pl. 6; Eadem. 2005. P. 169). Младенец облачен в короткий золотой хитон, под к-рым надета прозрачная рубашка, и препоясан красной перевязью, обвитой впереди дополнительной синей лентой; киноварью написан свиток с золотыми шнурами, который вместе держат Мать и Сын, плат, покрывающий плечи Богородицы, и сандалии Младенца. Богатое узорочье, воспроизводящее золотое шитье, украшает также края мафория, поручи, синее платье. Взгляды Матери и Богомладенца устремлены на молящегося. О почитании иконы свидетельствуют золотой фон и нимбы из посеребренной меди. Изображение Христа на этой иконе, как и на большинстве списков К. и. из селений долины Маратаса, имеет такую отличительную деталь, как длинные волосы, характерные не для младенческого, а для отроческого возраста. На данной иконе они спускаются до плеч, на других — за спину.

Киккская икона Божией Матери. Кон. XIV в. или ок. 1400 г. (собор мон-ря прп. Иоанна Лампадиста)
Киккская икона Божией Матери. Кон. XIV в. или ок. 1400 г. (собор мон-ря прп. Иоанна Лампадиста)

Икона из ц. мучеников Сергия и Вакха в Калопанайотисе (91,5×61,3 см; Музей мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) до реставрации датировалась XVI в. (Eadem. 2004. Σ. 112), в наст. время ее относят к XIV в. Крестообразный 4-лепестковый узор на красном плате напоминает орнамент плата синайского диптиха посл. четв. XIII в. Одежды Иисуса Христа и свиток красного цвета, на груди Младенца — синяя перевязь с красной обвивающей лентой, на ногах — красные сандалии. Одежды покрыты золотым ассистом, под коротким хитоном, как и на предыдущей иконе,- прозрачная рубашка. Утраты живописи, появившиеся, очевидно, в результате особого почитания (целования, омовения) образа, не позволяют уточнить положение левой руки Богоматери. Папагеоргиу считал, что икона из ц. вмц. Марины в Калопанайотисе (119×84 см; Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии) выполнена в XIV в. (Παπαγεωργίου. 1991. Σ. 72-73), Вейл Карр уточняет эту датировку — кон. XIV в. (Ibid. Σ. 110). Образ является 2-сторонним (на обороте «Снятие с креста»), т. е. использовался в крестных ходах. Красочный слой имеет серьезные утраты. Изображение Божией Матери сопровождается надписью: «Афанасиотисса». Образ сходен с иконой из ц. мучеников Сергия и Вакха (позы, детали рисунка, расцветка одежд, в т. ч. перевязи синего цвета на груди Младенца); среди некоторых отличий — перевязь без дополнительной обвивающей ленты. Медальоны с 2 ангелами, руки которых покрыты покровами-сударями, могут восходить к к-польским образцам или обозначать особое почитание данной иконы, уподобляющее ее чтимому образу «Одигитрии»; возможно, икона почиталась как покровительница города, селения или церкви. Незаурядное живописное качество указывает на ее создание в мастерской крупного художественного центра.

Икона из ц. Пресв. Богородицы Галоктисты между Като-Пиргосом и Пано-Пиргосом (105×82,5 см; Музей Киккского мон-ря), созданная в кон. XIV в. или несколько ранее (Ibidem), по композиции близка к спискам К. и. из храмов Панагии и мучеников Сергия и Вакха в Калопанайотисе: сходны положение Младенца и наклон головы Богоматери, жесты, цвета одежд и свитка. Отсутствует дополнительная лента на перевязи хитона. С. К. Пердикиc отмечает высокие художественные достоинства иконы, что, по его мнению, указывает на образец к-польского происхождения (῾Ιερὰ Μητρόπολις Μόρφου. 2000. Σ. 282-283).

Икона из парекклисиона Пресв. Богородицы Феоскепасты в Калопанайотисе (113×82,5 см; находится в Латинской капелле собора мон-ря прп. Иоанна Лампадиста), написанная, как считает Вейл Карр, в кон. XIV в. или ок. 1400 г. (Weyl Carr. 2004. Σ. 110), иконографически очень близка к образу из ц. Пресв. Богородицы Галоктисты. Отличия: перевязь хитона и свиток белого, а не красного цвета, на ногах — черные сандалии; перекрестье на нимбе Христа выделено красным, оба нимба имеют окантовку из цветных точек, имитирующих обнизь из драгоценных камней. Эта икона, судя по сохранившейся ручке с 3-частной вилкой, тоже использовалась как выносная и принимала участие в крестных ходах, подобно «Афанасиотиссе» и К. и. из ц. Пресв. Богородицы Галоктисты.

Киккская икона Божией Матери. Ок. 1500 г. (Музей Киккского мон-ря)
Киккская икона Божией Матери. Ок. 1500 г. (Музей Киккского мон-ря)

На Кипре также существовали иконы, где средник с изводом К. и. окружали клейма со сценами из Жития Богоматери, как на иконе из ц. Пресв. Богородицы Хрисалиниотиссы в Никосии (72,5×56 см; Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии), которую исследователи относят к 1-й пол. XV в. (Papageorgiou A. Icones de Chypre. P.; Gen.; Münch., 1969. P. 48; Weyl Carr. 2004. Σ. 110. Pl. 7). Как и на иконе из ц. Пресв. Богородицы Галоктисты, художник использовал один цвет для плата Богоматери, перевязи на хитоне Младенца и свитка. Тема буд. страданий Спасителя подчеркнута не только ярким красным оттенком в одеждах, но и цветом перекрестий на Его нимбе.

В XV в. появились иконы, на которых приводится именование чудотворного первообраза — «Киккотисса», но при этом они могли отличаться и от более древних кипрских икон, и между собой. На иконе из ц. св. Параскевы в Мутуласе (101,3×71,4 см; Музей Киккского мон-ря), датируемой XV-XVI вв. (Byzantine Medieval Cyprus. 1998. P. 212-213) или ок. 1500 г. (Weyl Carr. 2004. Σ. 112), надпись: «Η ΚΗΚΗΟΤΙΣΑ» — располагается слева от нимба Богоматери. Волосы Младенца уложены косицей. Из-под хитона видны рукава прозрачной рубашки. Здесь, как и на иконе Божией Матери «Саламиниотисса», Богородица держит Младенца на правой руке. Такова же особенность композиции иконы из ц. Пресв. Богородицы в с. Лемиту (109×70,7 см), к-рая, как считает Вейл Карр, была создана в XV-XVI вв. (Weyl Carr. 2004. Σ. 109. Pl. 8; С. Софоклеус датировал ее кон. XIII в.- Σοφοκλέους. 1993. Σ. 336). На этой иконе как нимб, так и головной покров Богоматери выполнены лепным рельефом (пастилья), характерным для кипрского иконописания.

Киккская икона Божией Матери. 1-я пол. XVI в. (Визант. музей в дер. Педулас)
Киккская икона Божией Матери. 1-я пол. XVI в. (Визант. музей в дер. Педулас)

К этому же времени восходят примеры повторения чудотворного образа «Киккотиссы» в монументальной живописи, напр. фреска в ц. мучеников Кирика и Иулитты в Летимбу ок. 1500 г. (Weyl Carr. 2004. Σ. 109. Pl. 8) или XV-XVI вв. (Papageorgiou A. Letymbou and the Church of Saint Kerykos and Ioulitta at Letymbou. Letymbou, 2008. Fig. 40). Сохранившийся медальон в правом верхнем углу с надписью: «Μ(Η)Τ(Η)Ρ Η ΚΥΚΚΗ…» — указывает на осознанное воспроизведение иконографии почитаемого образа. Утрачена нижняя часть композиции, но характерный наклон фигур, изгиб правого локтя Младенца и красный плат повторяют извод, к-рый был типичным для списков К. и. XIV в. Фреска в ц. Пресв. Богородицы Хриселеусы в Лисо также датируется ок. 1500 г. или XVI в. (Weyl Carr. 2004. Σ. 109, первоначально она вслед за Софоклеусом придерживалась датировки XIII в.- Σοφοκλέους. 1993. Σ. 330, 333). Она воспроизводит вариант, наиболее близкий к кипрским иконам из Калопанайотиса и к иконе из ц. Пресв. Богородицы Галоктисты: прозрачная рубашка под хитоном, белого цвета перевязь и свиток, обилие орнаментов, красный плат Богоматери, украшенный крестообразным 4-лепестковым узором. Необычно изображен высокий лоб Младенца — с 2 отступающими «мысками» волос. Хотя фреска не имеет поясняющей подписи, ее расположение в храмовом интерьере не оставляет сомнений в местном почитании или воспроизведении уже чтимого оригинала. Фигуры помещены в нишу, обрамленную, подобно иконе, красной полосой-опушью, потолок углубления украшен растительным орнаментом по белому фону, боковые стенки имеют изображения, напоминающие укрепленные в «держателях»-подставках круглые рипиды с образами херувимов на тех же синих фонах, что и образ на центральной стене ниши. Возможно, под влиянием европ. живописи ликам Богоматери и Младенца приданы черты особенной умилительности, земной красоты — округлые щеки, улыбающиеся губы, большие глаза.

Иконы XVI в. сопровождаются эпитетом «Киккотисса» гораздо чаще, что свидетельствует об уже сформировавшейся традиции почитания. Как правило, это выносные иконы — напр., образ из ц. Пресв. Богородицы «тис Кивоту» в с. Айос-Теодорос в Пицилье (100,4×65,3 см), созданный, по мнению Вейл Карр, в XVI в. (Weyl Carr. 2004. Σ. 112, она опровергает датировку Софоклеуса — кон. XIII в.- Σοφοκλέους. 1993. Σ. 329-348; Sophocleus S. Icon of Cyprus, 7th-20th Cent. Nicosia, 1994. P. 90, 156). Эпитет «ΚΗΚΗΟΤΗΣΑ» написан справа от нимба Богоматери. В технике пастилья сделаны фон, нимбы и кайма на плате Богоматери, полностью покрытом крестообразным 4-лепестковым орнаментом, а также каймы ворота и рукавов синего платья Пресв. Богородицы. Свиток в руках золотистого цвета, синяя перевязь на груди Христа дополнительно перевита красной лентой, что роднит икону с образами XIV в. из нек-рых храмов Калопанайотиса.

Иконы XVI в., сопровождаемые эпитетом «Киккотисса», имеют отличия между собой. Икона с надписью: «῾Η ΚΥΚΗΟΤΙΣΑ» — в 3 строки из ц. Честного Креста в Педуласе (89,5×54,4 см; Византийский музей с. Педулас) создана «смиренным Лукой», по мнению Папагеоргиу, в 1-й пол. XVI в. Этот исследователь усматривает в ней влияние итал. живописи (Παπαγεωργίου. 1991. Σ. 130, 136), тогда как Вейл Карр указывает на следование палеологовским традициям (Weyl Carr. 2005. P. 172). В отличие от цветового решения более ранних икон колорит этого списка темнее: золотой фон, насыщенный сине-зеленый цвет плата Богоматери, украшенного не крестообразным, а сердцевидным золотым орнаментом, синий свиток. Рукава рубашки, надетой под красным хитоном, изображены непрозрачными, как на более ранних списках: положенные сеточкой штрихи белил создают эффект белой полупрозрачной ткани. Синяя перевязь на груди имеет 2 узла, напоминая о перевязях на воинских доспехах. Русые локоны Младенца ниспадают до плеч. Вейл Карр считает эту икону наиболее близкой по иконографии к окладу 1576 г. чудотворной К. и. (Eadem. 2004. Σ. 107). Кроме того, по-видимому, к XVI в. следует отнести список К. и. из мон-ря свт. Николая Чудотворца в Орунде, на котором Пресв. Богородица держит Младенца на правой руке. Одежды Богоматери и Младенца выполнены разными оттенками красных цветов, хитон отличается от изображенных на более ранних списках глубоким V-образным вырезом.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *