Киргизы какой веры

Религия в Казахстане

Религия в Казахстане — совокупность религиозных течений, утвердившихся на территории Республики Казахстан.

Конституция страны определяет Республику Казахстан светским государством. Основной религией, представленной в Казахстане, является ислам. Большая часть населения Казахстана — верующие.

Религиозная принадлежность населения Казахстана

В 2009 году (впервые после переписи 1937 года) была проведена перепись, в ходе которой респондентам задавался вопрос об отношении к религии. Результаты переписи показали, что подавляющее большинство жителей Казахстана отнесло себя к той или иной религии (ок. 97 % населения), лишь 3 % опрашиваемых заявили о том, что являются неверующими, либо отказались дать ответ на задаваемый вопрос.

Доля атеистов по районам и городам, 2009

Религиозная принадлежность населения Казахстана
(предварительные результаты переписи 2009 г.)

Ответы респондентов
об отношении к религии
Абсолютная
численность
тыс. чел.
Доля
в населении
%
мусульмане 11 237,9 70,19
христиане 4190,1 26,17
атеисты 450,5 2,81
не дали ответа 81,0 0,51
другие религии 30,1 0,19
буддисты 14,6 0,09
иудеи 5,3 0,03
Всего 16 009,6 100,00
Религиозная принадлежность этносов Казахстана
(предварительные результаты переписи 2009 г.)

Этническая
группа
Ислам Христианство Иудаизм Буддизм Другое Атеисты Отказались
дать ответ
Всего
Казахи 9928705 39172 1929 749 1612 98511 26085 10096763
Русские 54277 3476748 1452 730 1011 230935 28611 3793764
Узбеки 452668 1794 34 28 78 1673 722 456997
Украинцы 3134 302199 108 49 74 24329 3138 333031
Уйгуры 221007 1142 34 33 63 1377 1057 224713
Татары 162496 20913 47 58 123 16569 4023 204229
Немцы 2827 145556 89 66 192 24905 4774 178409
Корейцы 5256 49543 211 11446 138 28615 5176 100385
Турки 96172 290 7 6 20 321 199 97015
Азербайджанцы 80864 2139 16 16 24 1586 647 85292
Белорусы 526 59936 25 9 20 5198 762 66476
Дунгане 51388 191 4 15 19 179 148 51944
Курды 37667 203 11 6 9 285 144 38325
Таджики 35473 331 2 6 30 307 128 36277
Поляки 235 30675 14 4 45 2486 598 34057
Чеченцы 29448 940 6 3 16 653 365 31431
Киргизы 22500 206 6 6 4 352 200 23274
Другие
национальности
54533 82254 1286 1433 210 13266 4233 157215
Всего: 11239176 4214232 5281 14663 3688 451547 81010 16009597

За годы независимости произошёл настоящий ренессанс религии в Казахстане. За 18 лет численность религиозных объединений возросла в 6 раз, от 671 в 1991 году до свыше 4200 в 2009 году. В настоящее время действуют почти 3200 мечетей, церквей, молитвенных домов.

Согласно International Religious Freedom Report 2010 в Казахстане имеются следующие религиозные организации:

  • Ислам: 2369 официально зарегистрированных мечетей, подавляющая часть которых объединена в Духовное управление мусульман Казахстана, по данным источника только ок. 70 мечетей находятся вне юрисдикции ДУМК
  • Православие: 299 официально зарегистрированных русских православных храмов.
  • Католицизм: 83 официально зарегистрированных римско-католических прихода и связанных с ними организаций, 5 официально зарегистрированных греко-католических приходов.
  • Протестантизм: официально зарегистрировано 1267 организаций, которые располагают 543 культовыми сооружениями. В Казахстане 2 группы баптистов: Союз евангельских христиан-баптистов (Союз ЕХБ) с приблизительно 10 тыс. последователей и 227 зарегистрированными религиозными группами, а также Совет церквей евангельских христиан-баптистов (Совет церквей ЕХБ) с приблизительно 1 тыс. последователей. Совет церквей отвергает процедуру официальной регистрации по принципиальным соображениям. Другие официально зарегистрированные протестантские религиозные группы с заметным числом последователей это пресвитериане, лютеране и пятидесятники, а также свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня; имеются также небольшие общины методистов, меннонитов и мормонов.
  • Иудаизм: имеется 5 синагог в Алма-Ате, Нур-Султане, Усть-Каменогорске, Костанае и Павлодаре.
  • Имеется 43 религиозные группы других конфессий, в том числе 4 буддистских, 12 отделений Общества сознания Кришны, Церковь сайентологии, Бахаи, христианская наука и Церковь Объединения (муниты).

Свобода вероисповедания

По мнению Данияра Наурыза в информационном отношении фактически наложен запрет на тему атеизма. Также за разжигание межрелигиозной вражды был арестован Александр Харламов. Его обвиняют в том, что он в своих публикациях о христианстве и о различных религиозных течениях занимался пропагандой атеизма, чем оскорбил чувства верующих.

Ислам

Основная статья: Ислам в Казахстане

Ислам является основным религиозным институтом Казахстана, мусульмане составляют св. 70 % населения страны. Большинство мусульман — суннитского вероисповедания ханафитского мазхаба.

Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале ислам проник на юг современной территории Казахстана в VIII веке. И уже к концу X в. ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье.
По некоторым данным, первым толчком к распространению ислама стала Таласская битва 751-го года. При которой тюрки Тюргешского каганата, объединившись с войсками Аббасидского халифата одержали победу над войсками танского Китая. Победа в сражении, остановило экспансию Таньской империи на запад, и позволило исламу утвердиться среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье к концу Х века.
Ислам стал религией тюркской империи Караханидов, возникшей в Семиречье в X в. Памятник той эпохи — сочинение средневекового тюркского писателя Юсуфа Баласагунского (1015—1016) «Кудатгу Билиг», в котором получила отражение исламская идеология. Для него характерна терпимость к инакомыслию, признание свободы мнений в религии, отсутствие фанатичной строгости в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. К тому же укоренение ислама в Казахстане произошло в неразрывной связи с доисламскими верованиями, в частности с зороастризмом и тенгрианством.

Ислам в Казахстане исповедуют в основном тюркские и кавказские народы, а также таджики.

См. также: Ханафитский мазхаб в Казахстане и Полигамия в Казахстане

Христианство

Основная статья: Христианство в Казахстане

История христианства Казахстана

В VI веке в Средней Азии возникла новая кочевая империя. Новые завоеватели — тюрки, вышедшие из Алтая, в короткое время подчинили себе все народы от Великого океана до Чёрного моря. Образование тюркского каганата привело к восстановлению торговых путей, связывавших Иран с Центральной и Средней Азией и Дальним Востоком. С оживлением торговли происходит усиление миссионерской деятельности несторианской церкви.

После смерти тюркского хана Тобо (581 г.) империя тюрков распалась на два государства — восточное и западное. Центром последнего, как и большинства последующих кочевых государств в западной части Средней Азии, была прежняя земля усуней, то есть Семиречье. Наиболее распространённой религией среди тюрков являлось, вероятно, христианство манихейского толка. Но поскольку к тому времени в этих пределах благодаря согдийцам уже довольно широко распространилось христианство, последующие годы оно было воспринято и тюркскими племенами Средней Азии. По свидетельству писателя Феофана у восточно-тюркских пленных, захваченных византийцами в 561 году и отправленных Нарзесом к императору Маврикию, были заметны на лице чёрные точки, расположенные крестом. Пленники объяснили, что во время заболеваний от чумы соплеменники христиане научили их изображать крест на лбу во избежание болезни. Подобное свидетельство встречаем у писателя Феофилакта Симокатты, который отмечает, что в 591 году, когда был разбит отложившийся от Хосрова II военачальник Бахрам Чубин, в плен взяты воевавшие на его стороне тюрки — войско его союзника, тюркского правителя Бухары. Многие из них так же имели на лбу знак креста.

Другое направление христианства — несторианство, получило признание среди найманов, переселившихся в конце XII-нач. XIII вв. из Центральной Азии в Восточный Казахстан и в Семиречье.

В настоящее время христиане являются второй по численности верующих религиозной группой Казахстана (св. 26 % населения).

Православие

Епархии Митрополичьего округа РПЦ в РК Основные статьи: Православие в Казахстане и Казахстанский митрополичий округ

Казахстан является канонической территорией Русской православной церкви Московского Патриархата. Он разделён первоначально на три епархии: Астанайскую и Алматинскую, Чимкентскую и Акмолинскую, Уральскую и Гурьевскую, позднее добавились ещё три: Карагандинская и Шахтинская, Костанайская и Петропавловская, Павлодарская и Усть-Каменогорская. Казахстанский митрополичий округ был образован 7 мая 2003 году решением Священного Синода.

На территории Казахстана существует 9 монастырей (из них 8 в Астанайской и Алматинской епархии и 1 в Уральской и Гурьевской), 230 приходов (из них 112 в Астанайской и Алматинской епархии, 40 в Уральской и Гурьевской, 78 в Чимкентской и Акмолинской, всё по старому разделению до 2011 года), более 300 священнослужителей.

Католицизм

Основная статья: Католицизм в КазахстанеКатолические структуры Казахстана

В советское время Казахстан был местом заключения и многих репрессированных (этнических немцев, западных украинцев, поляков и др.), среди которых была значительная доля католиков. После освобождения многие из них оставались в республике. В подпольных или полуподпольных условиях в Казахстане служили священномученик блаж. о. Алексей Зарицкий, еп. Александр Хира, о. Владислав Буковинский, о. Алоизий Кашуба OFMCap и др. В казахстанских лагерях погибли блаж. епископ Никита Будка и многие другие.

Важным для католичества Казахстана явился официальный визит в Казахстан 22-25 сентября 2001 года папы римского Иоанна Павла II. Папа встретился с президентом страны Н. А. Назарбаевым и другими официальными лицами, а также с народом во время мессы на площади Матери-Родины в Астане; с молодёжью в Евразийском университете и с представителями науки и культуры в Конгресс Холле. Президент сделал следующее заявление:

«Сегодня Католическая Церковь активно восстанавливает свою традиционную миссию: возводятся храмы, открываются новые приходы. Велики её заботы в делах миротворчества, просветительства и благотворительности. Католики, как и представители других религий, стремятся к укреплению единства и согласия всего народа Казахстана.»

Папа римский в ходе встречи имел беседу с духовенством Казахстана, епископами, священниками, монашествующими и верующими. Папа посетил Казахстан в критический момент событий мирового масштаба (теракт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.), и в ходе визита он призывал верующих мусульман и христиан к тому, чтобы они вместе строили цивилизацию любви, а не насилия.

Папа говорил, что видит в Казахстане великую семью разных народов. Папа говорил о том, что тронут гостеприимством на всех уровнях.

«Долгое время я желал этой встречи, и велика моя радость — суметь заключить в объятия с восхищением и любовью всех жителей Казахстана»

В 1991 году была учреждена апостольская администратура Казахстана, руководителю которой была вверена временная опека верующих в Таджикистане, Кыргызстане, Туркменистане и Узбекистане (отдельные миссии sui iuris (собственного права) в этих странах были образованы в 1997 году, позднее в Узбекистане и Кыргызстане были установлены Апостольские администратуры). В настоящее время на территории Казахстана действует три епархии Католической Церкви латинского обряда: архиепархия Пресвятой Девы Марии с центром в Астане, Карагандинская епархия и епархия Пресвятой Троицы с центром в Алма-Ате, а также Апостольская администратура Атырау. Действует также несколько приходов грекокатоликов. Общее число католиков по данным на 2004 год оценивается в 183 тыс. человек. По данным на тот же год, в стране было 72 католических священника и несколько сот монахинь.

Протестантизм

Основная статья: Протестантизм в Казахстане

Протестантизм в Казахстане имеет достаточно длительную историю. После присоединения к России, на территории Казахстана появились первые военные поселения, среди жителей которых было немало лютеран, особенно из числа немцев. Затем появились и гражданские лица — чиновники, ремесленники, крестьяне. Усилился процесс переселения из европейской части России в Казахстан в 80-е гг. XIX в. Тогда появились первые немногочисленные общины протестантов, в основном лютеран, баптистов и меннонитов. Столыпинская реформа начала XX в. привела к новому потоку переселенцев, что ещё более разнообразило конфессиональный состав населения. Массовый приток последователей протестантизма связан со сталинскими репрессиями и насильственной депортацией в Казахстан представителей многих народов в 30-40-е гг. XX в. Среди переселенцев было, например, более 360 тысяч немцев Поволжья. Уже после ослабления политики в отношении неугодных народов и конфессий — с середины 1950-х гг. — в республике образовываются общины лютеранской церкви, евангельских христиан-баптистов, адвентистов, меннонитов. Долгое время они действовали преимущественно нелегально. Первая община лютеранской церкви была зарегистрирована в Акмолинске (ныне г. Астана) в 1955 г. Власти во времена СССР крайне неохотно регистрировали религиозные объединения, тем не менее, их численность постоянно увеличивалась. К моменту развала СССР в Казахстане было зарегистрировано 109 общин евангельских христиан-баптистов, что в два раза превышало количество мусульманских мечетей. Определенные изменения в численности протестантских церквей связаны со значительной миграцией в Германию, Россию и другие страны в 90-х гг. XX в. Это привело к тому, что резко упало количество объединений лютеран, меннонитов и некоторых других конфессий. Другие общины превратились в многонациональные. Они растут за счет представителей народов, для которых протестантизм не является традиционной религией. Среди баптистов сейчас много русских, украинцев, белорусов, казахов, корейцев. Благодаря этому количество баптистских церквей в Казахстане растет, несмотря на выезд из страны немцев, долгое время составлявших большую часть верующих. Об этом свидетельствует и статистика. Если в 1993 г. действовало 129 баптистских объединений, в 2002 г. — 281, в 2007 г. — 290. На начало 2011 г. в Казахстане, по официальным данным, действовало 362 религиозных объединения и групп евангельских христиан-баптистов, при этом 48 из них не зарегистрированы органами власти. Особенно бурный рост отмечается среди нетрадиционных для Казахстана направлений, в основном пятидесятнических, пресвитерианских и харизматических. Эти общины появились преимущественно в 90-х гг. XX в. Многие из них были созданы иностранными миссионерами и получали, особенно в период становления, значительную помощь из-за рубежа. В результате на 1 января 2011 г. количество пятидесятнических церквей достигло 97, пресвитерианских — 239, харизматических — 306. Наиболее известны следующие объединения: «Грейс-Благодать», «Еммануил», «Новая Жизнь», «Агапе», «Сун Бок Ым», «Церковь Полного Евангелия». Многие пятидесятнические и пресвитерианские церкви были созданы миссионерами из Южной Кореи и США. Среди их пасторов и последователей немало представителей корейской диаспоры.

Особое место занимают такие общины, как Новоапостольская церковь, Адвентисты Седьмого дня, Свидетели Иеговы и мормоны («Церковь Иисуса Христа святых последних дней»). Они возникли в результате исторического развития протестантского движения, однако в своем вероучении и культовой практике имеют специфические черты. С точки зрения православия и католицизма их учение является сектантским. Большинство протестантских церквей отвергает их принадлежность к протестантизму. Впрочем, и представители этих общин не считают себя протестантами.

Таким образом, протестантизм в Казахстане включает как конфессии, имеющие многовековую историю (лютеране, меннониты, баптисты и другие), так и новые, нетрадиционные общины, в первую очередь представляющие пятидесятническое, пресвитерианское и харизматическое течения. Наиболее широко протестантские объединения представлены в крупных городах, особенно на севере и в центре республики.

Буддизм

наскальные изображения Будд Основная статья: Буддизм в Казахстане

Поскольку буддизм является одной из трёх мировых религий, то он разрешён официальными властями Казахстана. Согласно данным посольства США в Казахстане, буддизм в стране представлен четырьмя официальными организациями, три из которых представляют корейский сон-буддизм (в Казахстане проживает самая многочисленная диаспора корейцев в СНГ) и одна линия тибетского буддизма (это стало возможным благодаря расширяющемуся сотрудничеству Казахстана с Индией и Монголией).

В настоящее время буддизм в Казахстане представляют такие буддийские школы и направления:

  • Последователи школы Вонбульгё (Вон-буддизм).
  • Последователи тибетского буддизма (Ньингма, Кагью, Гелуг).
  • Последователи дзэн-буддизма.

Пока буддизм в Казахстане представлен достаточно слабо (общее число верующих около 15 тыс. чел.). В основном его исповедуют немногочисленная часть корейской диаспоры и калмыки. В официальной учебной литературе Казахстана отдельной графой описывается древняя тюркская религия — тенгрианство, отмечается схожесть между этой древней религией с исламом и буддизмом.

Иудаизм

Основная статья: Иудаизм в Казахстане

В 1827 году российский император Николай I подписал указ о натуральной воинской повинности для евреев (кантонисты), в соответствии с которым ежегодно царскую армию должны были пополнять по 10 рекрутов возрастом от 12 до 25 лет с каждой тысячи еврейских мужчин. Совершеннолетних определяли на действительную службу, а малолетних направляли в кантонистские школы «для приготовления к службе» в отдалённые, зачастую с суровыми климатическими условиями регионы Российской империи. Таким образом, множество еврейских юношей оказались в Казахстане.

Примерно в 1870 году в городе Верном (нынешней Алма-Ате) сложилась первая еврейская община, состоявшая из николаевских солдат и их потомков. Их было немного — не более ста человек. Они открыли первую синагогу в простой деревянной избе в 1884 году, а добились регистрации еврейского молитвенного общества только в 1907 году, когда в России была объявлена бо́льшая свобода вероисповедания.

Сегодня в Казахстане действует движение Хабад Любавич.

В настоящее время число верующих составляет всего 5,3 тыс. чел.

С 1994 г. главным раввином Казахстана является раввин Ешая Элазар Коген.

Открылись синагоги в Алма-Ате, Астане, Усть-Каменогорске, Павлодаре и Костанае. В каждом из этих городов теперь есть раввин, общинный центр, сеть синагог, учебные заведения для детей, поставка кошерных продуктов. В Казахстане в настоящее время представлена лишь одна ветвь иудаизма — ортодоксальная.

Отношение к религии парламентских партий Казахстана

В парламенте Казахстана на 2016 год представлены три политические партии — Нур-Отан, Коммунистическая народная партия Казахстана и Демократическая партия Казахстана «Ак жол». В их программах религиозные вопросы занимают очень скромное место, при этом отношение к религии заметно различается. В доктрине правящей Нур-Отан, принятой в 2013 году, не упоминается ни одна конфессия, хотя констатируется, что «вера и религия — это важный источник духовности, морали и толерантности». Оппозиционная Коммунистическая народная партия Казахстана стоит на позициях атеизма, в ее программе сказано: «коммунисты выступают за признание свободы совести, право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, за отделение церкви и мечети от государства, а школы от церкви и мечети. При этом коммунисты ведут широкую атеистическую пропаганду, избегая унижений оскорбления чувств верующих в любой форме». Зато Демократическая партия Казахстана «Ак жол» обещает «поддерживать традиционные религии народов Казахстана (прежде всего ислам и христианство), защищать духовную сферу общества от влияния чуждых сект и течений, противодействовать призывам к экстремизму и терроризму на религиозной, этнической и любой другой основе».

См. также

  • Атеизм в Казахстане
  • Тенгрианство
  • Туранские религии
  • Свидетели Иеговы в странах постсоветского пространства
  • Конфессия
  • Арабское завоевание Средней Азии
  • Религиозный фанатизм

Примечания

  1. Итоги национальной переписи населения 2009 года (публикация 12.11.2010) (недоступная ссылка). Дата обращения 18 ноября 2010. Архивировано 12 июня 2013 года.
  2. Итоги национальной переписи населения 2009 года. Национальный состав, вероисповедание и владения языками в Республике Казахстан (недоступная ссылка)
  3. Доктрина национального единства Казахстана
  4. U/S/ Department of State. International Religious Freedom Report 2010
  5. Данияр Наурыз: «В информационном отношении фактически наложен запрет на тему атеизма» / Видео / Интернет-газета. Казахстан. Дата обращения 11 февраля 2013. (недоступная ссылка)
  6. Социалистическое движение Казахстана » Александр Харламов арестован за пропаганду атеизма!. Дата обращения 29 марта 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  7. Правозащитник обвиняется в пропаганде атеизма, говорит адвокат. Дата обращения 29 марта 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  8. Казахстан: правозащитник Александр Харламов арестован за пропаганду атеизма — Портал-Credo.Ru. Дата обращения 29 марта 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  9. Пол Браммелл (7 сентября 2018 года). Казахстан. Путеводители Брэдта; Третье издание. п. 23. ISBN 978-1-78477-092-1.
  10. Римско-Католическая Церковь в Казахстане (недоступная ссылка). Дата обращения 22 июля 2009. Архивировано 26 января 2010 года.
  11. Грекокатолическая Церковь в Казахстане (недоступная ссылка). Дата обращения 22 июля 2009. Архивировано 6 января 2012 года.
  12. Сайт «Catholic Hierarchy»
  13. Христианство в Казахстане (недоступная ссылка). Дата обращения 25 мая 2013. Архивировано 17 апреля 2014 года.
  14. Тибетско-Буддийский Центр (недоступная ссылка). Дата обращения 11 октября 2009. Архивировано 10 января 2016 года.
  15. Хабад в Казахстане
  16. Доктрина
  17. Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК). Программа (недоступная ссылка). Дата обращения 22 марта 2016. Архивировано 21 марта 2016 года.
  18. Официальный сайт демократической партии «Ак жол»

Литература

  • Байбусанова, Зейнеп. Гуманистическое содержание культуры ислама // Экспресс К. — 03.06.2009. — № 343 (16729). Архивировано 7 апреля 2014 года.
  • Бегалинова K. K. Ислам в Казахстане: история его распространения // КазНУ имени аль-Фараби. — Алматы: КазНТУ, 2012. — С. 57-62. Архивировано 4 апреля 2014 года.
  • Бегалинова K. K. Религиозный терроризм и экстремизм — вызовы современному обществу Казахстана // Министерство образования и наука республика Казахстан Сборник материалов второго форума. — Алматы: КазНТУ, 2012. — С. 133-137. Архивировано 4 апреля 2014 года.
  • Бегалинова K. K., Ашилова М. С. Ислам и православие в поликонфессиональной структуре казахстанского общества // конференции КазНТУ. — Алматы: КазНТУ, 2013. — С. 74-77. Архивировано 4 апреля 2014 года.
  • Бейбит, Сапар Али; Барбасов, Мухамед-Канафия. Казахстан: религии и межконфессиональные отношения // Центральная Азия и Кавказ. — 2002. — № 2(20). — С. 79-88. Архивировано 4 апреля 2014 года.
  • Бурова Е. Е., Косиченко А. Г. Актуальные проблемы развития религиозной ситуации в Республике Казахстан / Под общ. ред. З. К. Шаукеновой. — Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2013. — 137 с. — ISBN 978-7082-78-9.
  • Бурова Е. Е. Тренды новой религиозности в современном Казахстане (опыт социогуманитарного измерения). Монография / Под общ. ред. З. К. Шаукеновой, чл.-корр. НАН РК, д-ра соц. наук, проф.. — Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2014. — 500 экз. — ISBN 978-601-304-038-7.
  • Нурманбетова Д. Н., Сандыбаева У. М. Религиоведческий анализ религиозной ситуации в Республике Казахстан. Архивировано 4 апреля 2014 года.
  • Нұрманбетова Ж. Н., Камарова Р. И., Сандыбаева У. М., Сайлаубек қызы А., Толғамбаева Д.Т., Шаповал Ю. В. Молодёжь и нетрадиционные конфессии в Казахстане (Рекомендации государственным органам, реализующим молодежную политику) = Жастар және Қазақстандағы дәстүрлі емес діни ұйымдар (Жастар саясатын жүзеге асыруға уәкілетті мемлекеттік органдарға ұсыныс / философия ғылымдарының докторы Нұрманбетова Ж.Н.. — Астана, 2009. — 43 с.
  • Султангалиева А. К. Ислам в Казахстане: история, этничность и общество. — Алматы: КИСИ при Президенте РК, 1998. — 188 с.
  • Султангалиева А. К. Эволюция ислама в Казахстане // Центральная Азия и Кавказ. — 1999. — № 5.
  • Султангалиева А. К. „Возвращение ислама“ в Казахстан. — Алматы: Фонд «Алтынбек Сарсенбаулы», 2012. — 170 с.
  • Султангалиева А. К. Религиозная идентичность и национальная интеграция в казахстане // Национальная консолидация Казахстана: проблемы и перспективы. Сборник материалов круглого стола (г. Алматы, 28 марта 2013 г.) / Под общ. ред. З. К. Шаукеновой. — Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2013. — С. 33—40. — 196 с. — ISBN 978-601-7082-82-6.

Страны Азии: Религия

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

  • ¹ Частично в Европе или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы
  • ² Также в Африке
  • ³ Также в Океании
  • ⁴ Также в Европе

Страны Европы: Религия

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.

Республика Казахстан – уникальное государство с древней, богатой историей и интересными обычаями и традициями, которые казахстанцы сохраняют с любовью и уважением к своим предкам.

На огромной территории этой страны, привольно раскинувшейся в Центральной Азии, проживает более ста этносов, каждый из которых может исповедовать любую религию. Государство Казахстан о в 1991 году объявило себя независимым, демократическим и светским государством. Здесь бок о бок развиваются практически все религии мира, если они не объявлены вне законы и не наносят вреда здоровью психике людей.

Древняя религия

Кочевники – скотоводы, населяющие земли Центральной Азии еще во втором веке до н.э., поклонялись Великому Тенгри – вечно голубому небу. По этой религии весь мир состоял из трех частей: мир небу – божеств, мир срединный – людей и мир подземный – темных сил.

По небу ведет свое вечное путешествие солнцеголовый Митра, а Тенгри – верховное божество, благоволит к людям и охраняет их от всяческих бед. Таинственный Яму царствует в сумрачном мире мертвых, куда отправляются все после смерти.

Все природные явления связывались с религиозными представлениями и объяснялись природной и хозяйственной необходимостью.

Например, добрый Зенги – ата являлся покровителем животных, он мог быстро покарать человека, который груб со своим скотом, плохо за ним ухаживает и не приносит необходимых жертв богам.

Ана- балык в образе полуженщины – полурыбы покровительствует всем речным и озерным жителям, а также приносит удачу рыбакам.

Все необходимые обряды совершали шаманы, которые пользовались огромным уважением. Иногда шаманами становились старейшины рода, они обращались к Тенгри с просьбами, а также приносили жертвы. В качестве жертвы обычно выбирался самый быстроногий конь, чье мясо затем делили между всеми жителями рода.

С южных областях Казахстана в древних мазарах сохранились казаны, вмешавшие в себя туши двух – трех коров или лошадей, для приготовления жертвенной трапезы.

Появление ислама на территории Казахстана

Впервые ислам появился на территории Центральной Азии в 7-8 веках во времена арабского завоевания. После Атлахской битвы в 751 году арабы остались в южных городах Семиречья и стали активно проповедовать свою религию.

Именно в это время появились первые мечети в Таразе, Суябе, Сайране и других богатых городах, которые являлись также центрами торговли на Великом Шелковом пути.

Но среди кочевого населения ислам не прижился, поскольку требовал точных выполнений своих догм: совершение намаза несколько раз в день, специальные омовения, соблюдения поста и т.д.

В 955 году верховный правитель государства Караханидов принял ислам и приказал то же сделать всем своим советникам, поскольку надеялся при помощи арабов укрепить свою власть и добиться закона о престолонаследии. После падения государства в 1211 году эти территории захватили найманы, исповедующие христианство,буддизм и шаманизм и ислам вновь остался лишь в южных городах.

После монгольского завоевания хан Узбек в 1312 году предложил своим подданным выбор: или смерть, или ислам, то есть, можно сказать, что исламская религия вводилась силой, встречая всяческое сопротивление местного населения.

Очень долго после этого кочевники на словах проповедовали веру в Аллаха, но на деле все же являлись язычниками и шаманистами.

Хотя в южных и юго-восточных городах ислам оказал огромное влияние и на культуру, и на образование и на духовную жизнь общества.

Появление христианства

Появление христианства на землях Казахстана тесно связано с племенами согдийцев, которые в 7-8 веках по ВШП двигались со стороны Ирана и, конечно, несли свет своей культуры тюркским племенам. Во времена эпидемии чумы именно согдийцы убеждали тюрок и каракитаев принять их религию во избежание болезни и научили изображать на лбу черный крест, как символ веры.

С 1007 года после попыток захвата азиатских земель найманами сюда просочилось христианство несторианского толка, но оно было распространено только в Семиречье и Юго-Восточных регионах и практически только у знатных и богатых людей.

Католицизм в Казахстане

В ХХ веке после Октябрьского переворота Казахстан превратился в огромный концлагерь для инакомыслящих, диссидентов и людей, по мнению правительства, способных на измену. Поэтому сюда переселяли немцев, корейцев, поляков, аварцев и других.

И хотя СССР являлся по Конституции светским и свободным государством, на деле государственной религией можно назвать атеизм, то есть полный отказ от любых религиозных убеждений.

Все же все эти люди, враз потерявшие и свой дом, и имущество, и даже все свои гражданские права, исправно исповедовали религии своих предков и старались всячески сохранить свою национальную культуру.

Так, поляки, насильственно переселенные в Казахстан в 1939 году и немцы, попавшие сюда в 1941 году, стали оплотом католической религии. Хотя, конечно, все службы проходили тайно, поскольку были запрещены, вера в своего Бога жила и потребность в духовном утешении была сильнее страха наказания.

История протестантской религии

После присоединения Казахстана к Российской империи в 1731 году сюда хлынули не только военные, но и торговый люд. Огромные и практически неосвоенные земли сулили баснословные барыши.

Поскольку царское правительство было заинтересовано в развитии торговли и ремесла, то были изданы законы, разрешающие беспошлинную торговлю и выданы государственные субсидии. Военные крепости, появившиеся на севере и северо-востоке страны, скоро превратились в торговые города.

В Казахстан хлынул огромный людской поток: чиновники, купцы, ремесленники, крестьяне. Среди них было много немцев и прибалтов, являвшихся протестантами: баптистами, лютеранами и меннонитами.

Переселенные в Казахстан в сороковые годы немцы и поляки были частично католиками, частично протестантами. В пятидесятые годы появилось множество действующих нелегально молельных домов.

После обретения независимости казахстанская католическая и реформаторская церкви получали помощь из стран Запада, преимущественно из Польши и Германии. Были построены новые костелы и храмы, открыты церковные школы, были выделены значительные суммы в виде гуманитарной помощи.

Проявления буддизма в Казахстане

Буддизм зародился в Индии и уже оттуда по ВШП проник в центральные районы Азии и далее в Европу. Именно поэтому центры буддизма и ламаизма появились в Семиречье и Туркестане.

Современными археологами обнаружены остатки буддистских храмов около городища Ак-Бешим, позже города Суяба, бывшего столицей четырех государств. До сих пор при раскопках по старым трассам ВШП находят индийские статуэтки, символизирующие Будду, медную посуду, предметы культа и т.д.

С 603 года в Западно-Тюрскском государстве буддизм стал государственной религией и оказал заметное влияние на духовную культуру тюрок, карлуков и огузов.

После появление ислама буддизм утратил свое влияние и сохранился лишь в некоторых самых отдаленных городах Туркестана.

Сегодня в Казахстане буддистов насчитывается около 15 000 человек.

Состояние религии в современном Казахстане

Республика Казахстан – светское государство, т.е. здесь нет ни одной государственной религии, и каждый может исповедовать те религиозные убеждения, которые получил от своих предков или к которым испытывает тяготение.

Большинство населения Казахстана считают себя верующими (до 95%), и только около 3% объявляют открыто о своем атеизме.

Поскольку за годы независимости ( с 1991 года)в Казахстан на историческую родину вернулось около 3 миллионов лиц коренной национальности, число мусульман заметно возросло. Сейчас основополагающей религией здесь является ислам суннитского толка, число мусульман достигает 65-70%. Второй по количеству верующих является православное христианство (число верующих варьируется от 26 до 32%).

Государство активно проповедует политику толерантности и веротерпимости, в различных городах Казахстана были построены церкви и мечети, храмы и соборы, как на средства государства, так и на пожертвования частных лиц.

Кроме мировых религий, в Казахстане существует множество духовных организаций, представляющих малоизвестные, экзотические религии мистического направления.

Казахстан по праву можно считать единственной страной в мире, где не было этнических и религиозных разногласий, где мирно проживают люди разных конфессий и разных наций.

Религия в Киргизии

Подавляющее число верующих (82,7%) в Кыргызской Республике мусульмане. К христианам относит себя 16% верующих: русские традиционно исповедуют православие, немцы делятся на католиков и лютеран. Протестантские движения (баптисты, пятидесятники, адвентисты) включают как русскоязычное население, так и киргизов. Есть в Кыргызской Республике также малочисленные группы бахаи, иудеев, буддистов.

В 2009 году в Кыргызской Республике был принят закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике», который ужесточил деятельность религиозных организаций: для регистрации общины необходимо 200 членов, миссионерство существенно ограничено.

>См. также

Ислам в Киргизии

Христианство в Киргизии

>Напишите отзыв о статье «Религия в Киргизии»

Ссылки

Это заготовка статьи о Киргизии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Киргизия в темах

Герб • Флаг • Гимн • Государственный строй • Конституция • Парламент • Административное деление • География • Города • Столица • Население • Языки • История • Экономика • Валюта • Культура • Религия • Кинематограф • Литература • Музыка • Праздники • Спорт • Образование • Наука • Транспорт • Туризм • Почта (история и марки) • Интернет • Вооружённые силы • Внешняя политика
Портал «Киргизия»

Азербайджан¹ • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия¹ • Египет² • Израиль • Индия • Индонезия³ • Иордания • Ирак • Иран • Йемен² • Казахстан4 • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНДР • КНР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия4 • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция4 • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

¹ Частично в Европе или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы. ² Также в Африке. ³ Также в Океании. 4 Также в Европе.

Страны Азии: Религия Зависимые территории Непризнанные и частично признанные государства

Отрывок, характеризующий Религия в Киргизии

В то время как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухого. Когда колеса кареты мягко зазвучали по соломе, настланной под окнами, Анна Михайловна, обратившись к своему спутнику с утешительными словами, убедилась в том, что он спит в углу кареты, и разбудила его. Очнувшись, Пьер за Анною Михайловной вышел из кареты и тут только подумал о том свидании с умирающим отцом, которое его ожидало. Он заметил, что они подъехали не к парадному, а к заднему подъезду. В то время как он сходил с подножки, два человека в мещанской одежде торопливо отбежали от подъезда в тень стены. Приостановившись, Пьер разглядел в тени дома с обеих сторон еще несколько таких же людей. Но ни Анна Михайловна, ни лакей, ни кучер, которые не могли не видеть этих людей, не обратили на них внимания. Стало быть, это так нужно, решил сам с собой Пьер и прошел за Анною Михайловной. Анна Михайловна поспешными шагами шла вверх по слабо освещенной узкой каменной лестнице, подзывая отстававшего за ней Пьера, который, хотя и не понимал, для чего ему надо было вообще итти к графу, и еще меньше, зачем ему надо было итти по задней лестнице, но, судя по уверенности и поспешности Анны Михайловны, решил про себя, что это было необходимо нужно. На половине лестницы чуть не сбили их с ног какие то люди с ведрами, которые, стуча сапогами, сбегали им навстречу. Люди эти прижались к стене, чтобы пропустить Пьера с Анной Михайловной, и не показали ни малейшего удивления при виде их.

Религия в Киргизии

Киргизия – многонациональная страна, где проживают народы, исповедующие разную религию. На территории Кыргызстана мирно сосуществуют различные религиозные конфессии. Сегодня мусульмане, которые исповедуют ислам суннитского толка составляют в Киргизии почти 83% от населения. Следующие численности– христиане (15%). К ним относятся русские – православные, а также немцы, которые традиционно делятся на католиков и лютеран. Небольшой процент населения исповедует буддизм и иудаизм. Религия в Киргизии не имеет запретов, каждый волен самостоятельно выбирать свою духовную пренадлежность.

В Кыргызстане разрешена деятельность религиозных организаций. В тоже время в 2009 году принят закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике», который ужесточил требования к деятельности религиозных организаций: для регистрации общины необходимо 200 членов, а миссионерство существенно ограничено.

В настоящее время интерес к религии в республике значительно возрос. Если в советский период в Киргизии действовало всего 39 мусульманских мечетей и 25 храмов и приходов русской православной церкви, то на конец 2005 зарегистрировано более 1338 мечетей и более 40 храмов и приходов православной церкви, 200 молельных домов различных христианских конфессий. В 1991 году в Бишкеке был создан Исламский центр, который в значительной степени регулирует деятельность мусульманских организаций в Киргизии, а также занимается такими вопросами как просвещение и образование

В Кыргызстане существуют религиозные образовательные учреждения, в основном мусульманские и христианские. На сегодняшний день в Киргизии действуют 10 мусульманских и одно христианское высшее учебное заведение, а также 62 мусульманских и 16 христианских духовных образовательных учреждений.

Контроль над деятельностью религиозных организаций и религиозных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с Законом «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», а также Государственной комиссией по делам религии.
Киргизия – светская, демократическая страна, где религия не имеет государственного статуса.

Конституцией страны «гарантируется свобода совести и вероисповедания. Каждый имеет право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *