Кирилла туровского 5

Биография

О жизни Кирилла Туровского достоверных биографических сведений немного. Имеется житие, в нём говорится, что Кирилл был сыном богатых родителей, но презрел «богатства и тленную славу мира сего» и начал постигать божественное учение с ранних лет.

Вступил в Туровский Борисоглебский монастырь, отказавшись от богатства. Известно также, что он получил хорошее домашнее образование и постигал науки под руководством греческих учителей.

Чтобы понять, каким был Кирилл Туровский в действительности, нужно вспомнить, что собой представлял тогдашний Туров. Это был город, основанный на самой западной окраине русских земель – судя по всему, германским князем.

В XI веке Туров достиг расцвета при католическом князе Святополке (прозванном Окаянным). И к моменту жизни Кирилла Туров был вполне себе «западным» городом, в котором развивались ремёсла, торговля и научная деятельность.

«Стремясь к большему подвигу», Кирилл, теперь уже монах упомянутого Борисоглебского монастыря, «затворился в столп», то есть в монастырскую башню, в которой постоянно сидел и предавался молитвам и изучению книг. В этой своей келье он разместил большую по тем временам библиотеку. Чтением его деятельность, понятное дело, не ограничивалась: здесь он написал и первые собственные произведения.

Святитель Кирилл Туровский икона фото

Кирилл был первым на Руси «столпником» — этот вид подвижничества, пришедший из Византии. Тем временем трудолюбивый монах стал известен в городе. Горожане и сам князь пришли в монастырь и настояли на том, чтобы он занял епископскую кафедру. С этого времени Кирилл занимался не только богословской, но и общественно-политической деятельностью.

В 1169 году он участвовал в церковном соборе, организованном с целью обличения владимирского епископа Феодора – соратника Андрея Боголюбского. Заговор епископа и князя состояла в том, что они намеревались отделиться от союза русских земель и проводить абсолютно самостоятельную политику, а Владимиро-Суздальская епархия, таким образом, также отделилась бы от Киевской митрополии.

Кирилл силой своего красноречия «обличил» Феодора и проклял его; Андрею Боголюбскому же он написал ряд писем на эту тему, которые до нашего времени, к сожалению, не сохранились. Андрей Боголюбский отказался от покровительства Феодора. В итоге епископа Феодора казнили.

В том же 1169 году Кирилл по случаю 200-летней годовщины смерти княгини Ольги читал в её честь сочинённые им канон и стихиры. Дату праздновали неспроста: Ольга была самой первой известной христианкой в языческом Киеве и пропагандировала новую религию среди своих подданных.

Умер Кирилл в конце XI века. Похоронили его там, где он завещал – возле церкви святителя Николая в Турове, там же, где покоились его учителя.

Наследие

Кирилл Туровский известен главным образом своим литературным наследием, которое обрело популярность в Древнерусском государстве, его труды переписывались и издавались вплоть до Нового времени. Вот наиболее значимые его произведения:

  • «Слова» на все «господские праздники» — то есть главные праздники, во время которых в церкви прославляется Иисус Христос;
  • Молитвы, которые позднее включались во многие рукописные и печатные книги, в том числе «Учительное Евангелие» Ивана Фёдорова;
  • Притчи (о теле и духе, о слепом и хромом и др.);
  • Проповеди;
  • По некоторым версиям, Кирилл Туровский был автором самого поэтичного и самого «светского» древнерусского произведения – «Слова о полку Игореве», однако большинством исследователей эта версия не поддерживается.
  • | Печать |

Подробности Категория: Белорусские сочинения Просмотров: 2543

Беларускі «Златавуст» — Кірыла Тураўскі.

Гора будзе ўсiм тым, хто не трымаўся кнiжнай

мудрасцi i наказаў духоўных бацькоў.

Кiрыла Тураўскi

Пiсьменнiк-прапаведнiк, выдатны майстар аратарскай прозы, царкоўны дзеяч XII ст. Кiрыла Тураўскi быў адным з самых адукаваных людзей свайго часу. Ён выдатна ведаў Святое Пiсанне, класiчную вiзантыйскую рыторыку i паэтыку, валодаў многiмi мовамi. Праведнае жыццё, адукаванасць, красамоўства зрабiлi iмя царкоўнага дзеяча вядомым яшчэ ў маладосцi. У творчай спадчыне асветнiка — аповесцi, малiтвы, «словы», павучаннi, пасланнi, каноны, якiя вызначаюцца ўзнёсласцю, лiрызмам, эмацыянальна вытанчанай мовай. Да нашых дзён захавалася 8 «слоў»- пропаведзей («Слова на свята Вялiкдзень», «Слова на вербнiцу», «Слова на ўшэсце» i iнш.), некалькi аповесцей-прытчаў i казанняў («Прытча пра чалавечую душу i цела», «Аповесць пра беларызца i манаства», «Казанне пра чарнарызскi чын»), два каноны, каля трох дзесяткаў вершаў i малiтваў. У творах К. Тураўскага адлюстроўваюцца багаслоўска-фiласофскiя i грамадска-этычныя погляды пiсьменнiка, тлумачыцца сiмволiка многiх бiблейскiх кнiг, уздымаюцца праблемы духоўнай дасканаласцi суайчыннiкаў. Праз бiблейскi змест прасочваюцца думкi не толькi аб радасцях чалавечага жыцця, харастве навакольнай прыроды, аўтар таксама задумваецца аб недахопах дзяржаўнага ладу. К. Тураўскi праяўляў асаблiвы клопат пра духоўную дасканаласць суайчыннiкаў. У «Прытчы пра чалавечую душу i цела» (цi «Слове пра сляпога i кульгавага») пiсьменнiк выкарыстоўвае ў якасцi сюжэта евангельскае апавяданне пра руплiвага гаспадара. Пасадзiўшы вiнаград, ён паставiў ля варот двух вартаўнiкоў: сляпога i кульгавага. «Калi хто з маiх ворагаў захоча абакрасцi вiнаграднiк, то кульгавы ўбачыць, а сляпы пачуе. Калi ж хто-небудзь з iх захоча ўвайсцi ў вiнаграднiк, то кульгавы, не маючы ног, не зможа прайсцi ўсярэдзiну; сляпы ж, калi i ўвойдзе, то, заблудзiўшыся, у прорве разаб’ецца», — так разважае гаспадар. На самой справе ўсё адбылося iнакш. Сляпы i кульгавы, аб’яднаўшы свае сiлы (сляпы нёс кульгавага, а кульгавы паказваў дарогу), самавольна трапiлi ў сад i прысвоiлi чужое дабро. Гаспадар, даведаўшыся пра здзейсненае, загадаў прагнаць «злачынцаў». К. Тураўскi ў вобразе сляпога паказаў чалавечую душу, у вобразе кульгавага — цела. Гаспадар — Бог, стваральнiк свету — карае сляпога i кульгавага, выганяючы iх з саду. Гэтым самым аўтар сцвярджае думку аб адказнасцi чалавека перад Богам i пакараннi за грахi. Высокамастацкiя аратарскiя творы К. Тураўскага склалi залаты фонд старажытнай лiтаратуры. Яны на працягу многiх стагоддзяў карысталiся вялiкай папулярнасцю, памнажалiся i разыходзiлiся ў сотнях рукапiсных спiсаў. Менавiта пагэтаму нашы продкi называлi асветнiка Златавустам, параўноўваючы яго са славутым аратарам i майстрам красамоўства IV ст. н. э.

n1.doc

Министерство образования Республики Беларусь
УО «Витебский государственный университет
имени П.М. Машерова»
Факультет социальной педагогики и психологии
Заочная форма отделения
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Социально-культурная деятельность
Кирилла Туровский
Выполнила:
Студентка 1 курса, 10 группы
(специальность: Социальная работа)
Сергеенко Н.В.
Витебск, 2010 г.
КириллА Туровский
(1130, Туров, Туровское княжество — около 1182), церковный деятель и писатель Древней Руси. Став епископом Турова, прославился как писатель и проповедник. Канонизирован Русской православной церковью в лике святителя, память совершается: 28 апреля и 4 июня (по юлианскому календарю).
Имя святителя Кирилла Туровского сияет золотыми буквами на скрижалях древнерусской литературы. Некогда сочинения этого церковного писателя почитались среди русских книжников наравне с творениями святых отцов Церкви, некогда он был почтен славой «паче всех на Руси» как «второй златословесный вития» (после Иоанна Златоуста). Именно поэтому его произведения переписывали из века в век и передавали от поколения к поколению. И именно благодаря этому многое из созданного Кириллом еще в XII веке дожило до XVII столетия и стало известно затем современной историко-филологической науке.
Однако, к сожалению, об этом замечательном поэте-гимнографе, мыслителе и проповеднике, несмотря на его долгую пожизненную литературную славу и вопреки тому, что довольно скоро после смерти он был причтен к лику святых подвижников Церкви, известно крайне мало. Сведения о нем содержатся в Ипатьевской летописи, в посвященной ему «Службе» и в кратком житийном сказании, которое, как предполагают, было составлено на рубеже XII-XIII веков и затем попало в русский «Пролог» в качестве статьи, приуроченной ко дню его церковной памяти.
В рукописных прологах сохранилась его житие – каноническая церковная биография: «Этот счастливый Кирилл родился и вырос в городе Турове. Сын состоятельных родителей, он не любил, однако же, богатства и тленной славы сего мира; но прежде всего старался постигнуть учение Божественных книг и достиг совершенного их познания». Получил хорошее домашнее воспитание, позднее постигал высшие науки и искусства от греческих учителей. Искусно владел образным народным и старославянским языками, глубоко знал византийскую культуру, особенно поэзию и красноречие.

Рано стал послушником одного из туровский монастырей. В 1161 году принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. После чего, как пишет автор его жития, «стремясь к большему подвигу, он ушёл в затвор на столп и прожил там некоторое время, работая в посте и молитвах, написал здесь многие Писании божественные». Кирилл Туровский был первым известным на Руси «столпником» (закрылся в монастырской келье, чтобы полностью предаться размышлениям и молитвам). Там он не только созерцает мир Божий и молился: в затвор молодой послушник перенёс богатую по тем временам библиотеку и написал там свои первые произведения.
Богословские труды Кирилла принесли ему известность и он, по требованию князя и горожан, был рукоположен в епископа города Туров. Согласно сообщению Ипатьевской летописи, это произошло в 1169 году.
В епископстве святой Кирилл совершил еще большие подвиги во славу Церкви Божией, особенно в годину постигшего ее смятения. В 1169 году некий Феодор, который за свои преступления впоследствии укоризненно прозван Феодорцем, возмечтал занять епископскую Владимиро-Суздальскую кафедру, приложив все старания к тому, чтобы она стала особой митрополией, незави­симой от Киевской митрополии, которой были подчинены все епископские кафедры на Руси. В Константинополе Феодор достиг только того, что патриарх Лука Хризоверг посвятил его в епископы, в учреждении же новой митрополии Феодору было занято. Заняв кафедру, Феодор самовольно не признал власти Киевского митрополита. Сей нечестивый Феодор не захотел послушаться великого князя владимирского Андрея Георгиевича Боголюбского, приказывавшего ему идти ставиться к митрополиту в Киев. Князь был к Феодору располо­жен, хотел ему добра, а он не только не пожелал доставления от русского митропо­лита, но и церкви все во Владимире запер, и не было в них ни звона, ни слу­жения. За это Феодор был изгнан. Много людей пострадало от него, одни лишились иму­щества, другие обращены были в рабство, и не только простые люди, но и иноки, игумены. Вымогая у людей имущество, Феодор подвергал их даже пыткам. Неустанно следя за благоденствием всей Рус­ской Церкви, святой Кирилл обличил ересь Феодора на основании Божественных писаний и проклял его. Великий князь Андрей изгнал Феодора и послал его в Киев, к митрополиту Константину, который лишил непокорного епископского сана, после чего Феодор был казнен.
Желая посвятить себя написанию богословских сочинений, святитель Кирилл оставил Туровскую кафедру и стал вести уединённый образ жизни. В этот период им были написаны «Слова» на весь годичный круг Господских праздников и иные душеполезные слова, из которых и образовались книги, написанные святым Кириллом от евангельских и пророческих сказаний. Составил святой Кирилл и молитвы и похвалы многим святым, и все свои многочисленные писания предал Церкви, на поучение и утешение верующим русским людям. Святой Кирилл составил, веро­ятно, свои слова на весь годичный круг Господских празд­ников, но не все они сохранились.
Каждое из перечисленных «Слов» святого Кирилла начинается приступом, в кото­ром большей частью выражена какая-либо общая благочестивая мысль. В самом «Слове» далее обыкновенно изъясняется предмет праздника, раскрываются обстоятельства воспоминаемого события или излагается притча. При объясне­нии подробностей события или притчи, святой Кирилл почти везде показывает их переносный, таинственный смысл; краткие евангельские сказания Кирилл большей частью распространяет; в уста священных лиц влагает прекрасные речи. «Слова» святого Кирилла оканчиваются назиданием слушателям, или мо­литвой к Богу, или похвалой угодникам Божиим и молитвой к ним. Содержа­ние этих возвышенных слов святого Кирилла обнаруживает совершенное его знание Священного Писа­ния и сочинений многих отцов и учителей Церкви: Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Кирилла Александрийского, Евлогия Алек­санд­рийского, Прокла, ар­хиепископа Константинопольского, и других, а также Симеона Метафраста, составителя житий святых и канонов.

Во время своего пребывания в Туровском Никольском монастыре святой Кирилл составлял и молитвы. Ему, несомненно, принадлежат молитвы на всю седмицу, в порядке ежедневных церковных служб, на каждый день от трех до шести молитв – после утрени, после часов, перед вечерней и после вечерни. Каждая из этих молитв святого Кирилла приспособлена к священным лицам и событиям, воспоминаемым на ежедневных церковных службах.
Древний жизнеописатель святого Кирилла сообщает, что святой Кирилл составил и «Канон великий о покаянии ко Господу по главам азбуки», и до сего времени дошел список «Канона молебного», сотворенного святым Кириллом.
Множество творений своих предал святой Кирилл Церкви. И не только люди русские поучались и наслаждались творениями святителя, но и в других странах славянских издревле переписывали их, читали, слушали и молились по ним.
Доброчестно пожив, сохранив порученную Богом паству в благоверии, святой Кирилл преставился в вечную и бесконечную жизнь.
Ни по объему оставленного литературного наследия, ни по популярности и авторитету ему не было равных среди современников. На протяжении многих столетий произведения Кирилла Туровского пользовались большой популярностью на восточнославянских землях. Они являются гордостью и достоянием не только белорусской и восточнославянской, но и всей славянской культуры.
Основная тема литературного наследия Кирилла Туровского – человек. Согласно его представлениям человек есть центр мироздания, венец всего творения. Ради человека сотворил Бог небо и землю, солнце и луну, реки и пустыни со всеми их обитателями. Однако сам человек в силу своей телесности и самовластности обречен на греховность. Кирилл Туровский страстно призывает людей встать на путь очищения.
Сам Кирилл Туровский предстает как человек высокой нравственности, защитник мучеников, слабых и обездоленных, что, естественно, импонировало простому люду. Мыслитель занимает активную общественную позицию. Он осуждает клевету, обиду, гордыню, зависть, гнев, насилие, скупость, мздоимство, сквернословие, злопамятство и многие другие человеческие пороки.
Современники называли Кирилла Туровского «русским Златоустом». Автор торжественных «Слов», поучений, молитв, канонов (сохранилось около 70 произведений). Один из первых просветителей на территории Белоруссии.
Литературное мастерство святителя Кирилла было высоко оценено современниками и потомками: его «Слова» и поучения входят в состав многих сборников (в том числе и в Торжественник) наряду с сочинениями византийских богословов и проповедников.
Кириллу Туровскому поставлены памятники в Турове, Гомеле и Минске, его имя носит Минская духовная академия. Наряду с Ефросиньей Полоцкой является одним из наиболее почитаемых белорусских святых.
Список литературы

  1. Быстрова, А.Н. Мир культуры: Учеб. пособие. — М., 2000.
  2. Гриненко, Г.В. Хрестоматия по мировой художественной культуре. — М., 1998.
  3. Гуревич, П.С. Философия культуры: Учеб. пособие. — М., 1995.
  4. Угринович, Д.М. Искусство и религия. — М., 1996.
  5. http://www.portal-slovo.ru/

Министерство образования Республики Беларусь

Житие

Начинается рассказ об этом человеке с того, что он родился и вырос в городе Турове. Мальчик появился на свет в семье богатых родителей, которые могли дать ему всё. Они так и хотели сделать, но с ранних лет своего дитя заметили, что того тянет в совершенно иную сферу. Следует отдать им должное, ведь они никак не препятствовали выбору сына. Примирившись с ним, они только поощряли его увлечение.

Кирилла же не волновали богатства его семьи, тленный мир и развлечения. Более всего он желал постичь мир Бога, понять его, слиться с ним. Стоит отметить, что он получил домашнее воспитание в лучших традициях. В более старшем возрасте от обучался высоким искусствам и наукам у греческих учителей. Он очень глубоко изучал культуру Византии, отлично владел старославянским. Более всего молодой человек любил изучать красноречие и поэзию, поэтому добился в этой сфере больших успехов.

Слова Кирилла сделали его очень известным. Люди приходили к нему за помощью, просили, чтобы он направил их на путь истинный. Через некоторое время по общему согласию князя и горожан Кирилл Туровский был рукоположен в епископы родного города. Письмена Ипатьевской летописи сообщают, что это произошло в 1169 году.

Летом этого же года епископ читал собственные каноны и стихиры в Софийском соборе в честь праздника 200-летия представления святой княгини Ольги. Он оставил указания похоронить себя вместе с учителями в Турове возле церкви святителя Николы.

Притча о душе и теле

Мы рассмотрим еще одну притчу К. Туровского для того, чтобы немного окунуться в его мир. Следует понимать, что здесь важен не сам сюжет, а его толкование. Именно на это надо обратить особое внимание при чтении. Также следует заранее отметить, что епископ пишет метафорично. Душа выступает в образе слепца, а тело – хромца. Толкование сюжета вполне соответствует традиционным религиозным канонам, но оно выполнено очень художественно и мастерски.

Притча рассказывает о том, что хозяин (подразумевается Бог-Вседержитель) решил посадить виноградник. Для его охраны он нанял на работу слепца и хромца, так как полагал, что они не смогут его обворовать. Однако те договариваются между собой: слепец будет нести хромца, а тот – указывать путь. Таким образом они проделывают своё грязное дело и крадут виноградные плоды хозяина. Узнав об этом, тот решает их прогнать, а они начинают оправдываться, сваливая вину друг на друга.

В конце Кирилл Туровский пишет о том, что нельзя преступать заповеди Господа Бога (ограда виноградника), иначе будет кара. Первой к Богу приходит душа, которая ссылается на тело, это его желания и побуждения заставляли грешить. Именно поэтому, когда настанет время Страшного Суда, все души войдут в тела, и будет великое возмездие.

Подводя итоги статьи, следует сказать о том, что произведения Кирилла Туровского обязательны для прочтения каждому, кто ищет свой духовный путь или желает найти истинного наставника. Творчество епископа было высоко оценено, его наследие чтят по сей день. Также его книги рекомендованы тем, кто хочет обрести спокойствие и уверенность, избавиться от тревоги. Кирилл Туровский (кратко его мысли изложены в статье) не будет пугать вас картинами Страшного Суда, а лишь по-доброму и ласково подскажет, как его можно избежать, чтобы спасти самое важное – свое духовное начало.

>Философия Кирилла Туровского

Общее замечание о теолого-философских воззрениях Кирилла Туровского

Теолого-философские рассуждения Кирилла Туровского близки к традиции патристики, с ее теоцентризмом и рассмотрением соотношения Бога и человека как микрокосма с макрокосмом. Он убежден, что природа сохраняет в себе творческое начало своего Творца, Бога. Природа, как и человек, развивается по единым законам, которые установлены Богом. Познавая природу, человек находит в ней сходное со своей душой духовное начало.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Кирилл Туровский при толковании текстов Библии отдает предпочтение аллегорическому методу. Аллегорически он понимает и соотношение веры и разума. Ожидаемо, что древнерусский мыслитель отдает предпочтение вере, но и о разуме он не забывает. По его мнению, религиозные догматы и утверждения сложны для понимания, их раскрытию должен помогать разум и вырабатываемые им методы познания. Разум, склонный к свободолюбию, уравновешивается верой. Исходя из этого, концепция соотношения разума и веры Кирилла предполагает их гармоничную связь, основывающуюся на взаимодополнении. Познание истины – это тандем веры и знания.

Антропология Кирилла Туровского

Антропологическая проблематика занимает в теолого-философском наследии Кирилла Туровского ключевое место. Ей посвящены «Притча о человеческой душе и о теле», «Слово о расслабленном».

Человек – это «венец творения», утверждает Кирилл, вслед за традицией христианства. Также древнерусский мыслитель признает наличие у человека свободной воли. Посредством нее человек должен самостоятельно проложить путь к Богу. Основой этого служит идея аскезы: человек по преимуществу существо духовное и должно подавлять телесные влечения.

Природа человека раскрывается Кириллом с помощью образов слепца и хромца. Притча о них аллегорически отражает христианскую мысль о творении Богом мира и об общении Бога подарить ее человеку в свое время, который преступил установленный божий закон, захотев самовольно взять обещанное.

Причина греховности природы человека – это забвение о заповедях, данных Богом. Ведет человека по пути к Богу – страх Божий.

В учение о человеке Кирилл Туровский касается вопроса знания. Знание дается человеку Богом и только в форме Откровения. Бог устанавливает принципы и пределы познания. Но человек нарушает богоустановленные принципы, тем самым, по мнению Кирилла Туровского, он обкрадывает себя, т.к. это ведет к заблуждениям, а не к познанию Бога и Его заповедей. Мыслитель против своеволия в познании. Это находит свое продолжение в утверждении непознаваемости природы Божьего существа.

Замечание 2

Кроме того, Кирилл сторонник аскетического устройства человеческой жизни. В этом он является продолжателем так называемой «печерской идеологии», сложившегося в русском монашестве духовно-мистического понимания пути человека к спасению через аскезу, самоограничение человеком своей плоти. Образец жизни человека, согласно с Кириллом, путь монаха.

Кирилл Туровский проявил себя и как противник ересей. Известно, что «Притча о человеческой душе и о теле» написана против «ереси Феодорца Владимирского».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *